Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Фгос нового поколения 2022». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В тех стандартах, что действуют сейчас, прописаны только общие, очень размытые формулировки. В новой версии — все очень подробно: какой минимум знаний и умений должен освоить ученик. Упор сделан на то, как ребенок может применять знания на практике. По каждому учебному предмету даны четкие требования к образовательным результатам.
— Я бы назвал эти стандарты стандартами компромисса, — пояснил «РГ» ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко. — Изменения начали вносить еще в 2015 году — старались описать результаты образования более конкретно. До сих пор в стандартах были прописаны лишь результаты общего свойства. Например, по математике от школьника требовали «владеть основами математических знаний». И никакой конкретики. В новом документе появились более подробные и конкретные формулировки, например нужно знать теорему Пифагора и применять ее при решении математических задач.
Осенью 2022 года вступят в силу новые образовательные стандарты
На каждой ступени образования — свои стандарты. Школьникам необходимо руководствоваться следующими документами:
- ФГОС начального общего образования (1-4 классы),
- ФГОС основного общего образования (5-9 классы),
- ФГОС среднего общего образования (10-11 классы),
- ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
ФГОС второго поколения разрабатывались с 2009 по 2012 год и действуют до 2020 года. Акцент в них сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Фокус сместили на личность ребёнка. Много внимания уделено проектной и внеурочной деятельности. Предполагается, что обучающиеся по федеральным государственным стандартам 2 поколения должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Введение ФГОС НОО и ООО 3 поколения
Каждый стандарт включает 3 вида требований:
- требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- требования к результатам освоения основных образовательных программ.
ФГОС дошкольного образования
ФГОС начального общего образования (1 — 4 кл.)
ФГОС основного общего образования (5 — 9 кл.)
ФГОС среднего общего образования (10 — 11 кл.)
Каким будет новый ФГОС 2022-го года
- Платные образовательные услуги
- Порядок оказания платных образовательных услуг
- Цены на платные услуги
- Перечень платных услуг
- Опыт коллег
- Я и другие
- Мотивация
- Деньги
- Методики
- Полемика
- Бюрократия
- Саморазвитие
- Все статьи
Что изменится во ФГОС с 2022 года?
Предыдущие ФГОСы предполагали, что в промежуток с 5 по 9 класс школьники должны обязательно начать изучение второго иностранного языка помимо английского. Таким правилом были недовольны многие родители: что можно выучить по языку за короткое время и параллельно с английским? В новых документах для основной школы говорится: «Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей… и при наличии в организации необходимых условий».
Отказаться от изучения второго иностранного родители могут уже сейчас: достаточно пожать заявление на имя директора. Отказаться тот не сможет.
Еще одно изменение, которое могло напугать родителей – обязательно изучение финансовой грамотности в школах. Но нет, речь не о новом предмете, который повысит нагрузку на детей. Предполагается, что навыки, соответствующие этому направлению, будут изучаться на других предметах вроде «Окружающего мира», «Математики», «Обществознания», «Информатики».
Не исключается, что за год, который остается до введения новых стандартов, в них будут внесены и новые изменения, предполагающие изучение других практических навыков. Именно тогда можно будет действительно говорить обо всех изменениях, появившихся во ФГОСах образца 2022-го года.
- Опыт коллег
- Я и другие
- Мотивация
- Деньги
- Методики
- Полемика
- Бюрократия
- Саморазвитие
- Все статьи
В соответствии с подпунктом 4.2.30 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 32, ст. 5343), и пунктом 27 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. № 434 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 16, ст. 1942), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее — ФГОС).
2. Установить, что:
образовательная организация вправе осуществлять в соответствии с ФГОС обучение:
лиц, зачисленных до вступления в силу настоящего приказа, — с их согласия;
несовершеннолетних обучающихся, зачисленных до вступления в силу настоящего приказа, с согласия их родителей (законных представителей);
прием на обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г. № 19644), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1644 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2015 г. № 35915), от 31 декабря 2015 г. № 1577 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г. № 40937), приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. № 712 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2020 г., регистрационный № 61828), прекращается 1 сентября 2022 года.
Министр | С.С. Кравцов |
25. Структура программы основного общего образования, в том числе адаптированной, включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений за счет включения в учебные планы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся из перечня, предлагаемого Организацией.
26. Объем обязательной части программы основного общего образования составляет 70%, а объем части, формируемой участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого Организацией, — 30% от общего объема программы основного общего образования, реализуемой в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 28 (далее — Гигиенические нормативы), и Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 289 (далее — Санитарно-эпидемиологические требования).
27. Программы основного общего образования, в том числе адаптированные, реализуются Организацией через организацию образовательной деятельности (урочной и внеурочной) в соответствии с Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы основного общего образования с учетом обязательных для изучения учебных предметов.
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого Организацией.
28. Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности при реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, Организация определяет самостоятельно.
29. Программа основного общего образования, в том числе адаптированная, должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения программы основного общего образования в соответствии с требованиями, установленными ФГОС.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в программе основного общего образования, в том числе адаптированной, предусматриваются учебные курсы (в том числе внеурочной деятельности), учебные модули, обеспечивающие различные образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ дополняется коррекционными учебными курсами внеурочной деятельности.
30. Программа основного общего образования, в том числе адаптированная, включает три раздела:
целевой;
содержательный;
организационный.
31. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации программы основного общего образования, в том числе способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел должен включать:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися программы основного общего образования;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования.
31.1. Пояснительная записка должна раскрывать:
цели реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися программы основного общего образования;
принципы формирования и механизмы реализации программы основного общего образования, в том числе посредством реализации индивидуальных учебных планов;
общую характеристику программы основного общего образования.
31.2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должны:
1) обеспечивать связь между требованиями ФГОС, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения программы основного общего образования;
2) являться содержательной и критериальной основой для разработки:
рабочих программ учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей, являющихся методическими документами, определяющими организацию образовательного процесса в Организации по определенному учебному предмету, учебному курсу (в том числе внеурочной деятельности), учебному модулю;
рабочей программы воспитания, являющейся методическим документом, определяющим комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в Организации;
программы формирования универсальных учебных действий обучающихся — обобщенных учебных действий, позволяющих решать широкий круг задач в различных предметных областях и являющихся результатами освоения обуча��щимися программы основного общего образования;
системы оценки качества освоения обучающимися программы основного общего образования;
в целях выбора средств обучения и воспитания, учебно-методической литературы.
Патриотизм и «новая» история РФ: как изменятся стандарты образования в школах?
41. ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися программ основного общего образования, в том числе адаптированных:
1) личностным, включающим:
осознание российской гражданской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
ценность самостоятельности и инициативы;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
2) метапредметным, включающим:
освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории;
3) предметным, включающим:
освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области;
предпосылки научного типа мышления;
виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов.
Требования к результатам освоения адаптированной программы основного общего образования обучающимися с ОВЗ учитывают в том числе особенности их психофизического развития и их особые образовательные потребности.
Научно-методологической основой для разработки требований к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, освоивших программу основного общего образования, является системно-деятельностный подход.
42. Личностные результаты освоения программы основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности Организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
42.1. Личностные результаты освоения программы основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
42.1.1. Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).
42.1.2. Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
42.1.3. Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
42.1.4. Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Минпросвещения утвердило новый ФГОС основного общего образования.
В частности, помимо алгебры и геометрии, предусмотрен еще один математический учебный курс «Вероятность и статистика».
Прописаны требования к организации электронного обучения и применению дистанционных образовательных технологий.
Детализированы требования к результатам освоения обучающимися программы основного общего образования по каждому предмету.
Прием на обучение по прежнему ФГОСу прекращается с 1 сентября 2022 г.
- Что такое ФГОС?
- Зачем в школах внедрили ФГОС?
- Что изменится в обучении детей 5-9 классов?
- Патриотический уклон – самое главное изменение в стандартах
- Финансовая грамотность
- Фишинг и основы программирования
- Ужесточённые требования к изучению основного иностранного языка
- Изучение второго иностранного языка – не обязательно
- Исключение из ОБЖ блока про воинскую службу
- Уважение к чувствам верующих
- Что нового готовит ФГОС для учеников начальной школы?
- Учимся писать, считать и любить Родину
- Изучениеродногоязыка»>Изучение родного языка
- Подход к изучению иностранных языков в начальной школе
- Окружающий мир – не только о природе
- Шахматы вместо физкультуры?
На базовом уровне преподавания детей будут учить защищаться от вредоносного программного обеспечения, обеспечивать личную безопасность и безопасность персональных данных в интернете, а также разъяснят, что такое сетевая анонимность, цифровой след и научат распознавать попытки вовлечение себя и окружающих «в деструктивные и криминальные формы сетевой активности», в том числе кибербуллинг, фишинг – интернет-мошенничество с целью получения чужих конфиденциальных данных.
Школьников, которые будут изучать информатику на продвинутом уровне, научат создавать программы на языках программирования общего назначения, таких как Python, C++, JAVA, С#.
Реализация ФГОС НОО нового поколения 2022 года
-
Представителе администрации образовательных учреждений.
-
Учителей и классных руководителей.
-
Педагогов -психологов.
-
Социальных педагогов.
-
Педагог дополнительного образования.
-
Ответственных за воспитательную работу в образовательных организациях.
Система образования регулярно дорабатывается. При этом через определенные периоды времени школьные регламенты претерпевали серьезные изменения, которые разделили ФГОС на три поколения.
Изначальные стандарты школьного образования в РФ были приняты еще в 2004 году. Тогда понятия ФГОС еще не существовало. Регламенты того года были направлены на предметное обучение школьников, без учета психолого-педагогических аспектов и личностных особенностей учащихся. Из-за отсутствия многих факторов такие стандарты быстро устарели.
В основе регламента были учтены лишь следующие факторы:
-
обязательные дидактические единицы;
-
комплекс изучаемой информации по предметам;
-
компоненты федерального, регионального или школьного образования.
В 2009 году было принято решение о неэффективности действующих регламентов. Минпросвещения решило разработать новые стандарты образования. На создание регламентов ушло 3 года и в 2012 году появились ФГОС школьного образования, которые действуют до этого момента.
В основе регламентов лежит частичное самообучение школьников. Они должны не только получать одобренный комплекс информации на уроках, но и уметь искать дополнительные сведения. Это условие сместило акцент образования на личностные качества учеников.
Во втором поколении ФГОС учитывались:
-
только компоненты федерального образования;
-
требования к развитию универсальных навыков у детей;
-
ориентированность на улучшение результатов обучение;
-
необходимость усиления воспитательной функции взамен предметного акцента.
Несмотря на более расширенный объем требований при создании учебных программ и методов обучения школьников, ФГОС образца 2012 года не имели четких условий. Дальнейшая доработка регламентов ситуацию не улучшила.
По этой причине Минпросвещения решило внести кардинальные изменения в ФГОС. На решение также повлияла пандемия 2020 года, которая показала бреши в образовании.
Указанные изменения уже были одобрены и на данный момент актуализируются межведомственными инстанциями. Полноценное введение новых ФГОС для школ с 2021 года планируется на начало учебного года — с сентября. Однако на рассмотрении находятся и другие проекты, которые пока остаются на стадии голосования. Среди них можно выделить нововведения из списка ниже.
В ряде учебных заведений могут отдать 33–34 академических часа физкультуры на обучение шахматам. Условие рассматривается только для учеников начальных классов. Для преподавания предмета педагогам потребуется получить дополнительное образование.
Сейчас в школах изучают только один иностранный язык на выбор. Новые проекты ФГОС могут ввести дополнительную дисциплину для учеников с 5 класса. Пока планируется вводить требование поэтапно в разных школах.
Новые ФГОС для школьного образования в 2021 году
Из-за быстрого развития техники введение новых предметов в школах было лишь вопросом времени. Сейчас планируется создать к 2022 году свыше 2000 классов с 3D-принтерами, интерактивными панелями, средствами для создания робототехники и так далее. Пока в планах оборудовать школы из 50 регионов, однако в 2024 году число школ должно достигнуть 16000.
Министерством образования уже приняты и обнародованы новые стандарты ФГОС, но переход на них будет совершен с началом следующего учебного года. Обновленная версия стандартов призвана вывести школьное образование на качественно новый уровень. Чтобы понимать отличия принятых стандартов от предыдущих версий документации, можно посмотреть, каковы характеристики новых ФГОС, которые отличают их от предыдущих.
Главное отличие обновленного документа состоит в том, что он содержит предельно конкретизированный перечень требований к тому, какими должны быть знания учеников по каждой отдельно взятой дисциплине.
Разработаны четкие критерии, под которые будет подогнана учебная программа. Также в новом документе зафиксирована отмена второго иностранного языка как обязательного предмета, и дополнены требования к образовательному курсу младших школьников.
Также новые ФГОС сдержат информацию о том, что с 1 сентября 2022 ученики младших классов начнут обучаться финансовой грамотности. Информация будет подаваться в доступной для восприятия форме, строго в рамках учебной программы.
Принятый проект не предусматривает появление новой отдельной дисциплины. Основы финансовой грамотности ученики будут осваивать благодаря дополненной программе таких предметов, как Окружающий мир, Математика, Информатика. Основы экономических знаний и понимание принципов управления финансами – это один из важных практических навыков, который ребенку понадобится в будущем.
Когда вступит в силу принятый министерством новый ФГОС с 1 сентября 2022 года, родители, не желающие переходить на новый стандарт обучения, могут написать заявление на имя администрации школы и в индивидуальном порядке отказаться от определенных дисциплин. Для обучения всех остальных школьников будут применяться программы, разработанные с учетом новых стандартов.
В качестве параметров, улучшающих качество образовательной работы, ФГОС рассматривает:
- Увеличение количества часов по предметам.
- Расширение внеурочной деятельности.
- Внедрение инновационных технологий, работа с электронными образовательными ресурсами.
Теперь учителю важно не просто провести ряд уроков по учебнику, а дать конкретные знания и умения, направленные на практические результаты. Допускается отступать от структуры учебника, добавлять темы, разрабатывать авторские курсы.
Что такое практические предметные результаты? Умение ориентироваться в реальных ситуациях и решать конкретные жизненные вопросы. Например, рассчитать количество рулонов обоев на комнату, стоимость обедов на неделю, время на поездку на определённое расстояние и др.
Модульное обучение основано на делении образовательной программы на части, каждая их которых представляет собой логически завершённый информационный блок.
Стандарт нового поколения приветствует разделение учащихся на группы по принципу образовательных интересов, успеваемости, потребностей и целей и др. Это обеспечит реализацию дифференцированного подхода.
В России обновили ФГОС начального и основного общего образования
Названия предметов в учебном плане начальной школы остались прежними. В учебный план основной школы внесён ряд изменений. Например:
- Впервые в новом ФГОС сказано, что второй иностранный язык может не изучаться, если нет условий в образовательной организации или родители написали заявление-отказ от изучения второго иностранного языка.
- Предмет «Математика» включает курсы по «Алгебре», «Геометрии», вероятности и статистике».
- «История» будет включать два учебных курса – «Историю России» и «Всеобщую Историю».
- Предметная область «Искусство» объединит «Изобразительное искусство» и «Музыку».
Узнать подробнее о новом ФГОС 3 поколения вы можете на программах дополнительного образования АНО «НИИДПО».
В министерстве просвещения пояснили:
Приём на обучение в 1-ые и 5-ые классы по образовательным программам начальной и основной школы, разработанным на основе обновлённых стандартов, будет осуществляться школами с 1-го сентября 2022-го года. Но изменение программ, по коим уже ведётся обучение, возможно лишь при согласии родителей обучающихся.
Родители могут заявить директору школы: «Уберите из расписания второй иностранный язык». И директору придётся это сделать. Примечательно, что по некоторым дисциплинам, например математике, физике, химии, новые стандарты вводят уровни изучения: базовый и углубленный. А вот, например, историю делить на уровни не стали.
В стандартах, действующих в настоящее время, прописаны лишь общие, весьма размытые формулировки. В новой версии — всё очень подробно: какой минимум знаний и умений должен освоить учащийся. Упор сделан на то, как ребёнок может применять знания на практике. По каждому учебному предмету даны чёткие требования к образовательным результатам.
Распределите обязанности между работниками, которых задействуете в реализации плана перехода на новые ФГОС. Если обязанности выйдут за рамки трудовой функции, заключите дополнительное соглашение и оплатите допработу.
Проанализируйте количество учителей и их учебную нагрузку. Новые ФГОС разрешают не обучать родному и второму иностранным языкам, если для этого у школы нет условий, в том числе кадровых. Например, если уволились учителя-лингвисты, или вы не смогли принять работников на полную ставку.
Оцените, как увеличится нагрузка, если в новых ООП будет больше предметов с углубленным обучением и индивидуальных учебных планов – новые ФГОС делают ставку на вариативность программ (п. 6 ФГОС НОО, п. 5 ФГОС ООО). Если планируемая нагрузка выйдет за рамки рабочего времени учителей, придется оформить внутреннее совместительство или принять новых работников.
Оцените материально-техническую базу школы. Соотнесите ее с требованиями новых ФГОС ООО – они устанавливают правила оснащения учебных кабинетов разной направленности (п. 36.3 ФГОС ООО). Поручите провести закупку недостающего оборудования и инвентаря. Вопрос закупки обсудите с учредителем. Он должен обеспечить финансирование всех ресурсов, которые нужны для реализации ООП по ФГОС (п. 39.1, 39.2 ФГОС НОО, п. 40.1, 40.2 ФГОС ООО).
Проанализируйте, готовы ли педагоги работать с оборудованием: имеющимся и планируемым. Если навыки учителей недостаточны, организуйте для них обучение.
Школа вправе не преподавать родной и второй иностранный языки, только когда объективно нет ресурсов, или все родители категорически против. Если есть, как минимум, кадровые ресурсы, и хотя бы один родитель хочет ввести для своего ребенка родной язык и литературное чтение на родном языке – в начальной школе, или родной язык и родную литературу, второй иностранный язык – в основной школе, вы обязаны это сделать (п. 32.1 ФГОС НОО, п. 33.1 ФГОС ООО).
Определитесь с набором предметов до разработки ООП. Для этого поручите заместителю директора по УВР организовать анализ школьных ресурсов, опрос родителей и сбор с них заявлений. Пусть составит развернутую аналитическую записку о готовности школы обучать родному и второму иностранному языкам. Понадобится учесть пять условий: материально-технические, учебно-методические, психолого-педагогические, кадровые и финансовые. Если условия для обучения есть, можно собирать у родителей заявления.
В заявлении надо указать язык, который родители выбирают из школьного перечня для своего ребенка. Предложите воспользоваться готовыми образцами.
Заявление на выбор родного языка Шаблон |
Заявление на выбор родного языка Образец |
Заявление на выбор второго иностранного языка Шаблон |
Заявление на выбор второго иностранного языка Образец |
К сентябрю 2022 года подготовьте ООП НОО и ООП ООО для детей, которых примете в 1-е и 5-е классы. Министерство запретило принимать детей на обучение по старым ФГОС (п. 2 приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286, п. 2 приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287).
Можно также перевести на новые ФГОС учеников, которые продолжают обучение – то есть всю начальную и основную школу. Для этого нужно собрать согласия со всех родителей и разработать ООП на все классы. Обсудите на педсовете, есть ли у школы такие ресурсы. Возможно, проще сначала оформить ООП с детальной проработкой только для 1-х и 5-х классов, а потом доработать материал для остальных параллелей.
Если решили переводить на новые ФГОС учеников, продолжающих обучение, предложите родителям воспользоваться образцами согласий.
Согласие родителя на перевод школьника на обучение по ФГОС НОО–2021 Шаблон |
Согласие родителя на перевод школьника на обучение по ФГОС НОО–2021 Образец |
Согласие родителя на перевод школьника
на обучение по ФГОС ООО–2021 Шаблон |
Согласие родителя на перевод школьника
на обучение по ФГОС ООО–2021 Образец |
Поручите рабочей группе подготовить проекты ООП НОО и ООП ООО в соответствии с планом перехода. Рассмотрите проекты на педсовете в апреле–мае. Выслушайте замечания и предложения коллег. Они станут основой доработок перед окончательным утверждением программ.
Утвердите новые программы до того, как начнете принимать учеников в 1-е и 5-е классы. Родители должны иметь возможность ознакомиться с программой на стадии подачи заявления о приеме (п. 4 ч. 3 ст. 44, ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Проверьте и скорректируйте локальные акты, которые противоречат новым ФГОС НОО и ООО. Например, новые стандарты не содержат понятие «дисциплина», в них перечислены только учебные предметы, курсы и модули. Если в тексте локальных актов есть слово «дисциплина» и нет упоминания про модули, разработайте проект изменений. Учтите, что какие-то классы будут продолжать обучаться по старым программам, поэтому для них правила не изменились.
Обратите внимание на положение об индивидуальном учебном плане (ИУП). ФГОС устанавливают, что для детей на ИУП срок обучения можно сократить, а вот увеличить его нельзя. Раньше такого уточнения не было. Если в локальном акте предусмотрено увеличение срока, придется уточнить норму и обозначить, что она не распространяется на детей, которые обучаются по новым ФГОС. Для них реализацию программы можно только ускорить.
Проанализируйте локальный акт об языках для изучения. Он должен содержать перечень, из которого родители будут выбирать родной и второй иностранный языки для своего ребенка. Если перечня нет, актуализируйте локальный акт или разработайте новый.
Посмотрите локальные акты о правилах разработки компонентов ООП, например, рабочих программ. Новые ФГОС поменяли структуру ООП и ее компонентов, требования к ним. Поручите ответственным скорректировать акты или разработать новые.
Проведите родительское собрание. Сообщите, что с 1 сентября 2022 года школа принимает на обучение в 1-е и 5-е классы уже по новым ФГОС. Если решили перевести на новые стандарты остальных учеников, расскажите о новшествах подробнее. Назовите сроки перехода и классы, которые он затронет. Опишите преимущества для родителей и детей. Так вам охотнее подпишут согласия на переход.
Дополнительно раздайте памятки. Они напомнят родителям важную информацию, помогут обдумать ее дома, обсудить с родственниками.
Памятка для родителей о новом ФГОС НОО | Памятка для родителей о новом ФГОС ООО |
Новые ФГОС: информация для педагогов
Школе придется учесть в образовательных программах начальной и основной школы требования новых ФГОС, когда их примут. Чтобы подготовиться к этому, включите в повестку августовского педсовета вопрос о ФГОС НОО и ФГОС ООО в новой редакции и поручите заместителю директора по УВР осветить основные изменения.
10 рабочих дней есть у школы, чтобы разместить ООП, в которые внесли изменения, на сайте (ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ)
В новых ФГОС требования к результатам разделили на тематические модули по предметам. Во ФГОС НОО тематические модули указали для учебных предметов «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура», «ОРКСЭ». Во ФГОС ООО добавили требования по тематическим модулям и для основ безопасности жизнедеятельности, родной литературы и родного языка.
Проекты ФГОС определяют обязательные для изучения модули. Также в них описали такие модули, которые можно изучать, если есть определенные природно-климатические условия, материально-техническое обеспечение и контингент учеников. Например, к ним отнесли «Растениеводство», «Животноводство» учебного предмета «Технология». Для физкультуры такими модулями стали «Зимние виды спорта» и «Плавание».
В содержательный раздел ООП школе придется ввести программу с единым названием «Программа воспитания». В проекте ФГОС НОО она заменяет две – Программу духовно-нравственного развития и воспитания и Программу формирования экологической культуры и здорового образа жизни. Во ФГОС ООО ее введут вместо Программы воспитания и социализации обучающихся. Чтобы разработать новые программы воспитания, нужно будет учесть новые требования к личностным образовательным результатам учеников.
Чтобы не допустить ошибок в ООП вашей школы, поручите заместителю директора по УВР перепроверить их. Нельзя забывать об оценочных материалах в ООП, соотношении обязательной и формируемой частей по ФГОС. Также нужно убедиться, что в ООП есть все обязательные разделы и предметы.
К 1 сентября 2020/21 учебного года все школы обязаны перейти на ФГОС среднего общего образования (распоряжение Правительства от 07.09.2010 № 1507-р)