Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто платит водный налог в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
^К началу страницы
Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно.
Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.
Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в отношении всех видов водопользования.
Кто и за что оплачивает водный налог
Водный налог уплачивается на следующие КБК:
Что уплачивается | КБК |
---|---|
Сам налог | 182 1 07 03000 01 1000 110 |
Пени | 182 1 07 03000 01 2100 110 |
Штраф | 182 1 07 03000 01 3000 110 |
Образец платежного поручения по водному налогу вы найдете ниже.
Ст. 333.8 НК РФ дает точную формулировку плательщика водного налога. Прежде всего, это организации и физ.лица (включая ИП), использующие водные объекты в таких видах деятельности, где требуется особое разрешение (так называемое особое водопользование).
Особым водопользованием принято считать использование разного рода техсредств, инструментов, строений для ведения основной деятельности на упомянутых водных объектах. Чтобы эта деятельность считалась законной, выдается специальная лицензия на основании положений ВК РФ.
В п. 1 ст. 333.9 НК РФ приведен список возможных видов деятельности, которые могут быть связаны с допустимым использованием вверенных водных объектов:
- простой забор воды для поддержания процесса производства предприятий;
- поддержание работы энергосистем, расположенных близ водных объектов, не требующих забора воды;
- сплав леса на специальных плотах/кошелях;
- ведение деятельности, не относящейся к лесосплаву, но с применением акватории объекта.
П.2 ст. 333.9 НК РФ содержит список из 15 пунктов, содержащих виды деятельности, не облагаемые водным налогом. К ним относят:
- орошение сельхозугодий, полей и пастбищ;
- борьба с пожарами и прочими стихийными бедствиями, где обосновано применение воды;
- создание летних лагерей и санаториев детям, инвалидам и ветеранам на территории, прилегающей к водному объекту;
- использование близлежащих территорий в качестве угодий для охотничьего и рыбного промысла;
- другие виды деятельности, связанные с интересами государства.
Виды использования водных объектов напрямую связаны с расчетом налоговой базы:
- Если имеет место изъятие воды из источников, основным показателем для исчисления налоговой базы будет объем изъятой воды за отчетный период, подтвержденный показаниями водомеров. Если таковых не имеется, объем можно определить через производительность и время работы тех. средств. В других случаях применяются стандартные нормы потребления.
- При обеспечении электроэнергией прилегающих территорий расчет производится через общее количество произведенной электроэнергии за отчетный период.
- Если речь идет о сплаве леса, налоговая база будет рассчитана по формуле:
V*S/1000, где V — объем древесины (в тысячах м3), S — протяженность сплава (км).
Для иных видов деятельности с использованием акватории при расчете налоговой базы потребуется значение ее площади.
На размер ставок водного налога влияют:
- сами объекты налогообложения;
- регионы, где расположены водные ресурсы;
- виды водных объектов.
По основным видам пользования ставки отражены в п.1 ст. 333.12 НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 28.12.2016).
В отношении водоснабжения населения существует индивидуальная налоговая ставка (п.3 ст. 333.12 НК РФ). В 2017 году она равна 107 руб. за 1000 м3 изъятой воды.
Данная ставка распространяется на все организации, так или иначе связанные с подачей воды населению. Все ключевые моменты, связанные с таким родом деятельности, должны быть зафиксированы в договоре на пользование водными объектами и подтверждены лицензией.
ВАЖНО. Ставки водного налога применимы при изъятии воды в лимитированных пределах. Если лимит был превышен, ставка будет пятикратно увеличена. При отсутствии прописанных в лицензии допустимых пределов лимит на 1 квартал рассчитывается как ¼ стандартного годового оборота.
С 2015 года к налоговым ставкам применяются корректировочные повышающие коэффициенты, размер которых определен на законодательном уровне до 2025 года (п.1.1 ст. 333.12 НК РФ). Начиная с 2026 года, показатели будут рассчитываться на основе фактического роста/снижения цен за предшествующий год. Ежегодно коэффициент будет применяться к установленной ставке предыдущего года.
Налоговые ставки выражаются в рублях и округляются до полного нуля по правилам округления.
НК РФ не рассматривает налоговые льготы, а значит, на местном уровне их тоже нет, так как этот налог федеральный.
За налоговый период принимается квартал. Налогоплательщик обязан самостоятельно рассчитать общую сумму налога за квартал и произвести оплату в течение 20 дней после его окончания.
Декларацию предоставляют в налоговую службу, расположенную по месту нахождения используемого объекта. Исключение составляют крупные налогоплательщики, которые подают документы в тот налоговый орган, где состоят на учете. Иностранные граждане должны подавать сведения и оплачивать налог в ФНС по месту, где была выдана лицензия.
Ст. 333.13 НК РФ описывает довольно простой порядок расчета налога. Последний является результатом произведения размера налоговой базы и повышающего коэффициента, соответствующего текущему году.
В отношении каждого вида пользования налог нужно рассчитывать отдельно, как и в отношении самих водных объектов. Для получения общей суммы налога, оплачиваемой в бюджет, полученные результаты суммируются.
Плательщики водного налога — юридические и физические лица, в том числе ИП, которые на основании лицензии занимаются:
- забором воды;
- использованием акватории (кроме лесосплава);
- использованием гидроэнергетических ресурсов;
- лесосплавом.
При этом к плательщикам водного налога относят также тех, кто продолжает использовать поверхностные водные объекты на основании лицензий или договоров водопользования, выдававшихся в период действия старого Водного кодекса РФ, утратившего силу с 01.01.2007.
Водный налог: налоговая база, плательщики, ставки
Новый Водный кодекс РФ, вступивший в силу с 2007 года, не предусматривает лицензирования для использования поверхностных водных объектов. Вместо него введена возможность использования водного объекта либо по договору водопользования, либо по решению о предоставлении его в пользование.
Оба документа оформляются органом власти того субъекта РФ, в чьей собственности находится водный объект. Платежи по ним представляют собой арендную плату за пользование водным объектом (неналоговый платеж), а не водный налог.
Не облагают водным налогом некоторые виды водопользования, которые условно можно разделить на четыре группы:
- деятельность, неразрывно связанная с водным объектом (рыбоводство, рыболовство, судоходство, строительство, орошение, разработка месторождений);
- деятельность, попадающая под обложение другим налогом (извлечение минеральных и термальных вод);
- деятельность, относящаяся к водоохранной;
- если по виду деятельности предоставлены льготы (обеспечение пожарной безопасности, нужд обороны, отдых инвалидов и детей).
Налоговая база водного налога зависит от способа использования воды:
- при заборе определяют объем забранной воды;
- использовании акватории (исключая лесосплав) учитывают предоставленную площадь;
- использовании гидроэнергетических ресурсов в расчет берут объем выработанной электроэнергии;
- лесосплаве базу считают как произведение объема древесины (в тысячах кубических метров) и расстояния сплава (в километрах), которое делят на 100.
Водный налог не уплачивают по деятельности, связанной с судоходством (подп. 6 п. 2 ст. 333.9 НК РФ). Однако собственники водного транспорта могут оказаться плательщиками транспортного налога по нему. Транспортный налог регулируется гл. 28 Налогового кодекса и законами субъектов РФ. Таким образом, налог на водный транспорт не имеет отношения к водному налогу.
Плательщиками водного налога являются юрлица, предприниматели и физлица, осуществляющие забор воды на основании лицензии. Ежеквартально они должны подавать декларацию по водному налогу и уплачивать полученную сумму в бюджет по месту нахождения водного объекта не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
- Налоговый кодекс РФ
- Водный кодекс РФ
Имущественные налоги — 2022: отмена деклараций и другие послабления
1. Льготы. Организации смогут получить льготу, даже если не подали соответствующее заявление в ИФНС. Как и в случае с налогом на имущество, инспекторы должны будут дать льготу на основании имеющихся у них сведений. В том числе и «задним числом». Эта поправка будет применяться к налогу и авансовым платежам за 2021 год.
2. Налог с весельных лодок и маломощных моторок. Устранили неясность по налогу с весельных лодок и моторных лодок с двигателем мощностью не свыше пяти лошадиных сил, которые были зарегистрированы в ГИМС по старым правилам. Отныне в НК РФ прямо говорится: зарегистрированные весельные и моторные лодки объектом обложения не признаются. Причем поправка действует с налогового периода 2020 года, так что уплаченный налог по таким объектам можно будет вернуть или зачесть.
3. Налог с водных и воздушных транспортных средств, находящихся в общей собственности. Если собственность долевая, налог предписывается платить пропорционально долям. А если совместная (к примеру, супружеская), то сумма налога делится между собственниками в равных долях. Эти поправки начнут применяться с января 2022 года.
1. Льготы. Как и по другим налогам, льготы могут применять на основании данных ИФНС без заявления от организации. Эти изменения уже вступили в силу и дают возможность получить льготы «задним числом», а значит, применимы и к текущим налоговым платежам.
2. Земельные участки, приобретенные организациями для жилищного строительства. Напомним, что по таким участкам налог уплачивается с повышающим коэффициентом — 2 или 4 в зависимости от срока строительства. Из формулировки в НК РФ не было понятно, с какого момента вести отсчет «срока строительства», из-за этого постоянно возникали судебные разбирательства. Теперь в НК РФ прямо указали: при применении повышающих коэффициентов все сроки считаются с даты государственной регистрации прав на земельные участки. Новый порядок расчета применяется, начиная с налога за 2022 год.
А.Е. Крайнев, налоговый юрист
В НК РФ закреплено, кто сдает декларацию по водному налогу, — те, кто пользуется поверхностными и подземными водными объектами по лицензии (гл. 25.2 НК РФ, ФЗ №2395-1 от 21.02.1992 «О недрах»). Ежеквартальный отчет сдают коммерческие и некоммерческие организации, ИП (ст. 333.8 НК РФ).
ВАЖНО! ИП и предприятия, которые заключили водопользовательский договор без оформления лицензии, не платят налог и не подают отчет.
Сроки отчетности совпадают со сроками уплаты взноса в бюджет. Смотрите предельные сроки предоставления декларации по водному налогу в таблице:
Квартал | Уплата | Подача декларации |
---|---|---|
1 | 20.04 | 20.04 |
2 | 20.07 | 20.07 |
3 | 20.10 | 20.10 |
4 | 20.01 следующего года | 20.01 следующего года |
Объектами налогообложения являются различные способы использования ресурсов (ст. 333.19 НК РФ):
- забор воды;
- пользование акваторией;
- использование воды для гидроэнергетики;
- сплав древесины по воде.
Нормативная технология расчета и составления налоговой декларации по водному налогу такова: взнос рассчитывается как произведение трех показателей: налоговой базы, действующей ставки и повышающего коэффициента. Налоговая база — это количество потребленной воды за отчетный период. Ставка — тариф для конкретного региона. Коэффициент — это корректирующий индекс, который меняется каждый год.
Ежеквартальный взнос в бюджет рассчитывают по формуле: налог = налоговая база × действующая ставка × корректирующий коэффициент.
Представим таблицу с коэффициентами и тарифами по водоснабжению. Эти тарифы применяются только для коммерческих целей, для бытового обслуживания граждан используется другая тарифная сетка.
Год | Повышающий коэффициент | Тариф за 1000 м³, руб. |
---|---|---|
2020 | 2,31 | 162 |
2021 | 2,66 | 186 |
2022 | 3,06 | 214 |
2023 | 3,52 | 246 |
2024 | 4,05 | 283 |
2025 | 4,65 | 326 |
Для определения количества использованной по лицензии воды необходимо поставить водоизмерительные приборы. Если таких приборов нет, то расчет осуществляется по базовым региональным нормативам. В порядке заполнения отчетной формы разъясняется, суточный или годовой лимит указывать при заполнении декларации по водному налогу, — указываем лимит водопользования, который закреплен в лицензии для данного вида объекта и установленной цели пользования (п. 5.1.9 Порядка №ММВ-7-3/497@).
Общей ставки для расчета водного налога не установлено. Коэффициенты различаются по типу использования и географическому расположению водных объектов (ст. 333.12 НК РФ).
Когда скважина на участке не обязывает к уплате водного налога
В НК РФ разъясняется, куда платить водный налог и сдавать декларацию — в территориальную налоговую инспекцию по месту нахождения водного объекта или месту регистрации налогоплательщика. За каждый несвоевременно сданный или несданный документ придется заплатить 200 рублей (п. 1 ст. 126 НК РФ). В дополнение к этому ИФНС взыщет штраф в сумме от 5 до 30% от средств, которые налогоплательщик обязан перечислить в бюджет по расчетам (п. 1 ст. 119 НК РФ). Для нулевого отчета применяют минимальный штраф в размере 1000 рублей.
Водный налог следует перечислять в бюджет ежеквартально. Крайний срок для отправки рассчитанной суммы — 20-е число месяца, идущего за отчетным кварталом.
Декларация подается в те же сроки:
4 квартал 2020 года — до 20 января включительно;
1 квартал 2021 года — до 20 апреля включительно;
2 квартал 2021 года — до 20 июля включительно;
3 квартал 2021 года — до 20 октября включительно;
4 квартал 2021 года — до 20 января включительно.
Если день сдачи декларации и уплаты налога приходится на выходной день, можно исполнить обязательства в следующий ближайший рабочий день.
Декларацию надо сдавать, даже если облагаемый водный объект не используется или деятельность в принципе не ведется. Пока у организации есть лицензия на водопользование, она обязана подавать декларацию по водному налогу.
Отчетность подается в ИФНС по месту использования водного объекта. Организации, у которых среднесписочная численность в 2020 году была больше 100 человек, сдают отчет электронно. Остальные могут выбирать между бумажной и электронной формой.
1 декабря
- Транспортный налог за 2020 год.
Кто платит: граждане, в том числе ИП, на которых зарегистрированы транспортные средства.
- Земельный налог за 2020 год.
Кто платит: граждане, в том числе ИП, которые владеют земельными участками.
- Налог на имущество за 2020 год.
Кто платит: граждане, в том числе ИП, имеющие в собственности недвижимость. За исключением недвижимости, которая используется в предпринимательской деятельности и освобождена от налога в связи с применением спецрежима.
15 декабря
- Взносы за работников на пенсионное, медицинское, социальное страхование и от несчастных случаев на производстве за ноябрь 2021 года.
Кто платит: все работодатели.
20 декабря
- Косвенные налоги (НДС и акцизы, за исключением акцизов по маркируемым подакцизным товарам) по товарам, ввезенным из государств — членов ЕАЭС и принятым к учёту в ноябре 2021 года.
Кто платит: организации и ИП при ввозе товаров из государств — членов ЕАЭС.
- Регулярный сбор за пользование водными биологическими ресурсами за декабрь 2021 года.
Кто платит: организации и ИП, у которых есть действующее разрешение на пользование объектами водных биологических ресурсов.
- Налог на игорный бизнес за ноябрь 2021 года.
Кто платит: Организации и ИП, которые ведут предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
27 декабря (перенос с субботы 25 декабря)
- Третий платёж по НДС за III квартал 2021 года в размере 1/3 от начисленной суммы.
Кто платит: плательщики НДС и налоговые агенты.
- Акцизы за ноябрь 2021 года.
Кто платит: плательщики акцизов.
- НДПИ за ноябрь 2021 года.
Кто платит: плательщики НДПИ.
28 декабря
- Третий авансовый платёж по налогу на прибыль за 3-й месяц (декабрь) IV квартала 2021 года.
Кто платит: организации, которые перечисляют ежемесячные авансовые платежи исходя из прибыли, полученной в предыдущем квартале.
- Авансовый платёж по налогу на прибыль за ноябрь 2021 года.
Кто платит: организации, которые перечисляют ежемесячные авансы исходя из фактической прибыли.
10 января 2022 года (перенос с выходного дня 31 декабря)
- Фиксированные страховые взносы ИП за себя.
Кто платит: все индивидуальные предприниматели кроме ИП на НПД (самозанятых).
-
Как подключить электронный документооборот и начать с ним работать
827 0
Как подготовить и сдать декларацию по водному налогу
С 2022 года компании в отношении недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости, будут сами считать и платить налог на имущество без подачи деклараций. ИФНС будут направлять им сообщения об исчисленных суммах налога. Порядок направления этих сообщений и ответа на них такой же, как по транспортному и земельному налогам (абз. 3 п. 6 ст. 386 НК).
Сообщения передаются налоговиками в компании после окончания налогового периода и срока уплаты налога на имущество. Передача документа производится следующим образом:
- в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика;
- по Почте России заказным письмом;
- лично руководителю или представителю компании под подпись о получении.
В сообщении обозначается объект налогообложения, налогооблагаемая база, налоговый период, ставка налога и величина рассчитанного налога. Информацию для исчисления ИФНС самостоятельно получает из ЕГРН и госорганов, регистрирующих права на недвижимость.
При получении этого сообщения из ИФНС компания при несогласии с расчетом налога может подать налоговикам возражения и документы, подтверждающие правильность расчета налога. Это можно сделать в течение 10-ти дней с момента получения данного сообщения.
Заявить о налоговых льготах можно будет в любую ИФНС по выбору самой компании. Но данный момент касается только тех объектов недвижимого имущества, налогооблагаемая база по которым устанавливается как кадастровая стоимость (п. 8 ст. 382 НК).
В заявлении на льготы нужно указать объекты налогообложения и информацию о самих льготах с отсылкой на соответствующие нормы законодательства и сведения о документах, подтверждающих право на льготы.
Срок направления заявлений на льготы не ограничивается. Их можно подавать в любое удобное для компании время. В то же время непредставление заявления не лишает ее права на льготу. Если у ИФНС будет информация о том, что организация вправе получить льготу, то налог на имущество будет рассчитываться с учетом ее применения.
В настоящий момент налог на имущество и авансы по нему уплачиваются в порядке и сроки, установленные законодательством субъектов РФ. Таким образом, сроки перечисления налога могут значительно различаться в зависимости от региона.
С 2022 года в России будут введены единые сроки уплаты налога на имущество компаний и авансов по нему.
По обновленной редакции п. 1 ст. 383 НК налог на имущество нужно будет платить не позже 1 марта года, идущего за прошедшим налоговым периодом. Авансы по нему нужно будет платить не позже последнего числа месяца, идущего за прошедшим отчетным периодом.
Одновременно с этим региональные органы власти утратят право определять эти сроки через законодательство субъектов РФ. Однако они все же смогут влиять на сроки уплаты авансов по налогу на имущество. Так, они также смогут устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков право не рассчитывать и не платить авансы по налогу на имущество в течение налогового периода (п. 6 ст. 382 НК).
Отдельными поправками определится порядок прекращения налогообложения в отношении уничтоженного недвижимого имущества. В ст. 382 НК добавят новый п. 4.1, по которому организации не смогут уплачивать налог на имущество, прекратившее свое существование, уже с 1-го числа месяца его гибели или уничтожения.
Чтобы прекратить платить налог по этому имуществу, организация должна будет подать в налоговую инспекцию заявление о его гибели или уничтожении. Правила его заполнения и формат подачи в электронном виде будут позже разработаны на основании приказа ФНС.
Это заявление можно будет подать в любую ИФНС по выбору компании вне зависимости от места ее регистрации и нахождения имущества, подлежащего налогообложению.
Вместе с заявлением субъект сможет подать и документы, которые подтвердят факт гибели или уничтожения объекта налогообложения. Непредставление этой документации не лишит организацию права освободиться от налогообложения объекта с 1-го числа месяца его утраты.
В таком случае налоговики при получении заявления от компании сами будут направлять в уполномоченные госорганы запрос о представлении информации, подтверждающей факт гибели или уничтожения имущества.
Рассматривать заявление налоговики будут в порядке как и при транспортном налоге в течение 30-ти дней с момента его получения. После этого ИФНС направит в компанию уведомление о прекращении расчета налога на имущество (п. 3.1 ст. 362 НК).
Сервисы, помогающие в работе бухгалтера, вы можете приобрести здесь.
Хотите установить, настроить, доработать или обновить «1С»? Оставьте заявку!
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
НДФЛ с купонов по облигациям. С 2021 года брокер будет автоматически удерживать 13% с купонов по всем облигациям. Ранее от налога освобождался доход, например, получаемый от облигаций федерального займа. Так, если в 2021 году по облигациям вам начислят купонов на 20 000 ₽, то брокер автоматически удержит 2600 ₽.
НДФЛ с дохода, превышающего 5 миллионов ₽ в год. Если в течение года совокупный доход человека от зарплаты, инвестиций, сдачи недвижимости в аренду и т. д. превысит 5 миллионов ₽, то с суммы превышения будет браться 15% налога. Например, человек заработал 8 миллионов ₽ за год. С суммы до 5 миллионов ₽ он заплатит налог по ставке 13% — 650 000 ₽, а с оставшихся 3 миллионов — по ставке 15% — 450 000 ₽. То есть всего 1,1 миллиона ₽. При этом есть исключения. Ставка в размере 13% вне зависимости от суммы дохода будет применяться, например, при продаже дорогой квартиры или дорогой машины.
Декларация по водному налогу
Спекуляций на теме нового налога на воду в 2020 г. тьма тьмущая, причем «теоретики» уже объединили в одно «судопроизводство» и увеличение расходов госбюджета, и поправки в конституцию, и COVID-19. Согласно их теории, все это повлияло на то, что использование подземных вод теперь будет платным, ведь это недра.
Первое, что хочется разъяснить, так это то, что действительно, использование недр – услуга платная, но так было всегда и останется в 2021 году! На использование недр во все времена получалась соответствующая лицензия, которая четко определяла условия, сроки и объемы использования природных богатств, а подземные воды – это самые натуральные недра.
Однако, в законе «О недрах» давно существует Статья 19, которая гласит:Правообладатели земельных участков имеют полное право использовать в собственных (не коммерческих) целях общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды (в объеме не более 100 м3/сутки), которые находятся в границах их наделов.
Эта статья никуда не делась и до сих пор «жива и здорова», а значит продолжаем пользоваться личными колодцами на своих участках бесплатно (при соблюдении лимита в 100 м3/сутки и при использовании в личных (некоммерческих) целях, конечно). Также смело черпаем воду для полива своих участков из ближайших водных объектов, поскольку сие действие не является объектом налогообложения.
Величина водного налога рассчитывается пользователем самостоятельно. Арифметика достаточно проста и в 2021 году выглядит следующим образом:
Количество использованной воды*налоговая ставка*коэффициент 2,66Например, жители СНТ Нефтяник (Московская область) за квартал израсходовали 5000 м3 воды из скважины общего пользования, в таком случае расчет налога за воду будет выглядеть следующим образом:
5 (поскольку ставка устанавливается за 1000 м3)*264руб.*2,66
Итого: 3511,2 руб.Не забывайте, если вы превысили лимит водопользования, придется оплачивать повышенный тариф (пятикратный размер ставки).
Налоговая декларация по водному налогу подается по месту нахождения объекта. Форма данной декларации утверждена приказом Министерства Финансов РФ от 09.11.2015 г. № ММВ-7-3/497@.
Форма декларации по ВН (KHД 1151072) и порядок ее заполнения введены Приказом ФНС РФ № 29н от 03.03.2005. Изменения и дополнения в нее не вводились, посему ее же следует подавать в 2021 г. Бланк декларации состоит из титульного листа и двух разделов, которые заполняются в зависимости от конкретных видов водопользования.
Согласно общим правилам подачи форму KHД 1151072 можно заполнить на бумажном носителе либо в электронном виде. При заполнении вручную надлежит использовать шариковую (перьевую) ручку черного либо синего цвета. В каждой ячейке прописывается по одной букве, цифре, запятой, точке, иному значению. Сумма ВН прописывается целым числом в рублях.
Подробнее требования к оформлению, заполнению KHД 1151072 изложены в Приложении 2 к Приказу ФНС № 29н. Последние изменения, которые вносились в настоящий порядок заполнения декларации, датированы 12.02.2007. Они же применяются и в 2021 г. Внесение правок допускается по правилам, описанным в данном приложении. Исправлять погрешности при помощи корректирующего и иного идентичного средства не разрешается.
Калькуляция ВН производится прежним порядком по стандартной общей формуле: база налога (БН) * ставка (СН) * множитель (МН). При необходимости использования дополнительного повышающего множителя ставку калькулируют с учетом его.
Применительно к конкретной ситуации стандартный порядок подсчета может несколько видоизменяться. В процессе калькуляции могут понадобиться иные формулы.
Формулы, для целей
применяемые калькуляции действительной ставки
квартального ВН при заборе воды для продажи
квартального ВН по водоснабжению населения
квартального ВН при отсутствии измерительных приборов для забора воды базовая ставка * множитель показатель объема забора воды (иное) * ставка объем забора воды * 141 рубль. лимит * ставка * 1,1
Подсчет ВН плательщик ведет самостоятельно каждый квартал, после чего результат отображает в декларации.
Организация, имеющая лицензию, осуществляет забор воды для нужд производства. Скважина находится в бассейне Невы. Измерительные средства для целей забора воды имеются. Допустим, лимит водопользования (за квартал) равен 32 тыс. руб., а организация за второй квартал произвела забор в пределах установленного лимита.
Исходя из приведенных данных, ВН к уплате калькулируют так: 32 000 * 348 руб. / 1000 куб. м. * 2,01 = 22 383,36 руб.
При расчете использованы показатели: 348 руб. (ставка при заборе воды из Невы), 2,01 (корректирующий множитель на 2021 г.), объем (32 тыс. руб.).
Получается, за 2 кварт. 2021 г. нужно заплатить ВН размером 22 383,36 руб. Бухгалтерия организации отображает соответствующие операции стандартными проводками: ДТ 20 КТ 68 (начисление ВН), а далее – ДТ 68 КТ 51 (перечисление ВН в бюджет).
Допустим, в декларации плательщик ошибочно записал размер налоговой ставки. Чтобы исправить ошибку, декларанту нужно действовать следующим порядком:
- Перечеркнуть неверное значение.
- Написать правильный вариант суммы.
- Рядом проставить свою подпись.
- Тут же поставить дату исправления и печать организации.
Данный порядок внесения правок установлен п. 2.3 ч. II Порядка заполнения декларации по ВН.
Вопрос №1: Какие льготы по водному налогу установлены на 2021 г.?
Льготы по данному виду налога законодательством на 2021 г. не предусмотрены. Собственно и до сего момента никаких привилегий по ВН также не было и не применялось.
Вопрос №2: Какой КБК нужно записать юрлицу в платежке при уплате ВН?
На сегодня применяется КБК 18210703000011000110.
В соответствии с законодательством водный налог – это налог, который уплачивается за специальное или особое использование водных объектов России. Как правило, оплачивают данный сбор за пользование недрами земли и водными ресурсами физические лица и организации, деятельность которых требует лицензирования.
Общая характеристика водного налога, порядок его исчисления и оплаты указаны в НК РФ в главе 25.2. Введен данный закон был в 2005 году. Его цель – регулирование и обеспечение рационального использования воды. Установленный сбор должен возмещать расходы, которые связаны с восстановлением и защитой экосистем России.
Данный сбор является федеральным. Кроме того, водный налог относится к прямым налогам, т.е. средства направляются напрямую в государственную казну.
Налогоплательщиками водного налога признаются индивидуальные предприниматели, физические лица и организации, использующие водные объекты страны, которые подлежат лицензированию.
Для юридических лиц, физлиц и ИП, которые осуществляют водопользование на основании решения о предоставлении водных ресурсов в пользовании или по договору водопользования, действует освобождение от уплаты данного сбора.
Объектами налогообложения по водному налогу являются виды использования водных ресурсов:
- забор воды из водных объектов;
- использование водных ресурсов для целей гидроэнергетики (без забора воды);
- использование водных ресурсов для сплава древесины в кошелях и плотах;
- использование акватории водных объектов (кроме лесосплава в кошелях и плотах).
Не подлежат налогообложению 15 объектов:
- забор подземных вод, в которых содержатся полезные ископаемые, природные лечебные ресурсы и термальные воды;
- забор воды из объектов для осуществления санитарных, судоходных и экологических попусков;
- забор воды из объектов, а также использование акватории для рыбоводства, воспроизводства водных биологических ресурсов;
- забор воды из водных объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, для ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий;
- использование акватории для плавания на судах (в том числе и на маломерных плавсредствах) и для разовых взлетов или посадок воздушных судов;
- забор воды из объектов морскими судами, судами смешанного и внутреннего плавания (река – море) в целях обеспечения работы технологического оборудования;
- использование для охоты и рыболовства;
- использование акватории для стоянки и размещения плавсредств, а также для размещения коммуникаций, сооружений, зданий, установок и оборудования в целях осуществления деятельности по охране вод и водных биологических ресурсов, а также по защите окружающей среды от вредного воздействия вод;
- использование акватории для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, в том числе и геодезических, гидрографических, топографических и поисково-съемочных работ;
- использование акватории для строительства и размещения гидротехнических сооружений мелиоративного, гидроэнергетического, воднотранспортного, рыбхозяйственного, водопроводного и канализационного назначения;
- забор из подземных вод коллекторно-дренажных и шахтно-рудничных вод;
- использование акватории в целях организации отдыха (исключительно для организаций, которые содержат и обслуживают ветеранов, детей и инвалидов);
- заборы водных ресурсов для орошения сельскохозяйственных земель, полива садоводческих, дачных и огороднических земельных участков, а также для обслуживания и водопоя птицы и скота, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
- использование водных ресурсов для осуществления дноуглубительных и других работ, которые связаны с эксплуатацией гидротехнических сооружений и судоходных водных путей;
- пользование водными объектами для обеспечения безопасности государства и для нужд обороны страны.
Стоит отметить, что по каждому виду водопользования налоговая база определяется в отношении каждого водного объекта:
- при заборе воды: как объем воды, который был забран за налоговый период;
- при использовании акватории (кроме лесосплава в кошелях и плотах): как площадь предоставленного водного пространства;
- при использовании ресурсов без забора воды для гидроэнергетики: как количество произведенной электроэнергии за налоговый период;
- при использовании объектов для лесосплава в плотах и кошелях: как произведение объема древесины, которая сплавлялась за налоговый период (в тысячах метров кубических) и расстояния сплава (в километрах), разделенного на 100.
Также в соответствии с изменениями в Федеральном законе «О скважинах в частном доме» с 2020 года был введен налог на артезианскую скважину для воды. Теперь даже если скважина глубиной свыше 100 метров расположена на территории частного участка, а вода используется только для личных нужд, ее все равно нужно лицензировать.
Налог на колодцы в частном доме и на скважины глубиной до 100 метров платить по-прежнему не нужно, при условии, что вода не используется в коммерческих целях.
Налоговый календарь на декабрь 2021 года
Ответственность за неуплату водного налога предусмотрена статьями 119 «Непредставление налоговой декларации» и 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» НК РФ.
За непредставление декларации в установленный срок грозит штраф в размере 5% от неуплаченной суммы налога за каждый полный и/или неполный месяц просрочки. При этом сумма штрафа не может быть менее 1 000 рублей и более 30%.
В случае грубого нарушения правил учета доходов и расходов объекта налогообложения в течение одного налогового периода будет взыскан штраф 2 000 рублей (при условии, что отсутствуют другие налоговые правонарушения). Если же неправильно учтены налоги более чем за один налоговый период, размер штрафа составит 30 000 рублей. В случае когда нарушения повлекли занижение налоговой базы, грозит штраф 20% от суммы неуплаченного налога (не менее 40 000 рублей).
Грубыми нарушениями считаются:
- отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского учета, счетов-фактур, налогового учета;
- систематическое (более 1 раза в течение календарного года) неправильное или несвоевременное отражение денежных средств, операций, финансовых вложений, материальных ценностей, нематериальных активов на счетах бухучета, в отчетности хозяйственных операций и/или в регистрах налогового учета.
Ст. 333.8 НК РФ дает точную формулировку плательщика водного налога. Прежде всего, это организации и физ.лица (включая ИП), использующие водные объекты в таких видах деятельности, где требуется особое разрешение (так называемое особое водопользование).
Особым водопользованием принято считать использование разного рода техсредств, инструментов, строений для ведения основной деятельности на упомянутых водных объектах. Чтобы эта деятельность считалась законной, выдается специальная лицензия на основании положений ВК РФ.
Хотя в Налоговом кодексе последнего десятилетия уже нет такого термина, как особое водопользование, его применение хорошо передает суть определения плательщика данного вида налога, впервые озвученного в 2005 г. и ставшего заменой ФЗ «О плате за пользование водными объектами».
СПРАВКА. Налогоплательщиками могут быть предприятия и предприниматели, получившие разрешение на использование в своей деятельности подземных вод, которые также являются природными ресурсами, но регламентируются законом РФ «О недрах».
[2]
Согласно п. 2 ст. 333.8 НК РФ не относятся к налогоплательщикам такие предприятия и физ.лица, которые получили в пользование водные объекты в силу соответствующего договора/решения.
Правом принятия решения обладает Правительство РФ, органы муниципальной власти и прочие исполнительные органы, уполномоченные самостоятельно фиксировать плату за водопользование, а также способы его исчисления и уплаты. Все это относится только к договорам и решениям, заключенным с 01.01.2007 года.
Водный налог — это хорошее подспорье в рациональном, бережном отношении к ресурсам природы. Это – своеобразный гибкий инструмент, с помощью которого создается эффективный механизм повышения ответственности пользователей водных ресурсов перед экологией страны и всего мира. Водный налог способствует возмещению неизбежных расходов, связанных с защитой и восстановлением экосистем страны и богатейших водных ресурсов.
В п. 1 ст. 333.9 НК РФ приведен список возможных видов деятельности, которые могут быть связаны с допустимым использованием вверенных водных объектов:
- простой забор воды для поддержания процесса производства предприятий;
- поддержание работы энергосистем, расположенных близ водных объектов, не требующих забора воды;
- сплав леса на специальных плотах/кошелях;
- ведение деятельности, не относящейся к лесосплаву, но с применением акватории объекта.
П.2 ст. 333.9 НК РФ содержит список из 15 пунктов, содержащих виды деятельности, не облагаемые водным налогом. К ним относят:
- орошение сельхозугодий, полей и пастбищ;
- борьба с пожарами и прочими стихийными бедствиями, где обосновано применение воды;
- создание летних лагерей и санаториев детям, инвалидам и ветеранам на территории, прилегающей к водному объекту;
- использование близлежащих территорий в качестве угодий для охотничьего и рыбного промысла;
- другие виды деятельности, связанные с интересами государства.
Водный налог для юридических лиц в 2021 году
На размер ставок водного налога влияют:
- сами объекты налогообложения;
- регионы, где расположены водные ресурсы;
- виды водных объектов.
По основным видам пользования ставки отражены в п.1 ст. 333.12 НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 28.12.2016).
В отношении водоснабжения населения существует индивидуальная налоговая ставка (п.3 ст. 333.12 НК РФ). В 2017 году она равна 107 руб. за 1000 м3 изъятой воды.
Данная ставка распространяется на все организации, так или иначе связанные с подачей воды населению. Все ключевые моменты, связанные с таким родом деятельности, должны быть зафиксированы в договоре на пользование водными объектами и подтверждены лицензией.
ВАЖНО. Ставки водного налога применимы при изъятии воды в лимитированных пределах. Если лимит был превышен, ставка будет пятикратно увеличена. При отсутствии прописанных в лицензии допустимых пределов лимит на 1 квартал рассчитывается как ¼ стандартного годового оборота.
С 2015 года к налоговым ставкам применяются корректировочные повышающие коэффициенты, размер которых определен на законодательном уровне до 2025 года (п.1.1 ст. 333.12 НК РФ). Начиная с 2026 года, показатели будут рассчитываться на основе фактического роста/снижения цен за предшествующий год. Ежегодно коэффициент будет применяться к установленной ставке предыдущего года.
Налоговые ставки выражаются в рублях и округляются до полного нуля по правилам округления.
За налоговый период принимается квартал. Налогоплательщик обязан самостоятельно рассчитать общую сумму налога за квартал и произвести оплату в течение 20 дней после его окончания.
Декларацию предоставляют в налоговую службу, расположенную по месту нахождения используемого объекта. Исключение составляют крупные налогоплательщики, которые подают документы в тот налоговый орган, где состоят на учете. Иностранные граждане должны подавать сведения и оплачивать налог в ФНС по месту, где была выдана лицензия.
Ст. 333.13 НК РФ описывает довольно простой порядок расчета налога. Последний является результатом произведения размера налоговой базы и повышающего коэффициента, соответствующего текущему году.
В отношении каждого вида пользования налог нужно рассчитывать отдельно, как и в отношении самих водных объектов. Для получения общей суммы налога, оплачиваемой в бюджет, полученные результаты суммируются.
Налог на воду с 2022 года коснется всех субъектов РФ. В настоящее время информация в сети о вводе данного налога, в частности об учреждении порядка получения лицензии, публикуется для жителей некоторых регионов страны, таких как республика Башкортостан и Курганская область.
Надо полагать, к середине лета власти других регионов четко обозначат необходимость в приобретении лицензии и информация об этом появится на муниципальных интернет-площадках или в новостных телепрограммах.
В одном из интервью председатель курганского отделения Союза садоводов свидетельствует, что вопреки активному информированию населения области о налоге на воду, граждане неохотно приобретают лицензии. Вероятно, люди ещё не осознали неизбежности ввода данного налога и надеются уклониться финансовых затрат.
Похожие записи: