Изъятие земельных участков 2022 Казахстан

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изъятие земельных участков 2022 Казахстан». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В РК с 2022 года усилят контроль за использованием сельхозугодий

Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2019 года № 276-VІ ЗРК.

Статья 1. Утвердить республиканский бюджет на 2020 – 2022 годы согласно приложениям 1, 2 и 3 к настоящему Закону соответственно, в том числе на 2020 год в следующих объемах:

1) доходы – 11 906 910 617 тысяч тенге, в том числе по:

налоговым поступлениям – 5 560 089 549 тысяч тенге;

неналоговым поступлениям – 976 507 201 тысячи тенге;

поступлениям от продажи основного капитала – 2 512 099 тысяч тенге;

поступлениям трансфертов – 5 367 801 768 тысяч тенге;

2) затраты – 13 940 996 141 тысячи тенге;

3) чистое бюджетное кредитование – 228 577 512 тысяч тенге, в том числе:

бюджетные кредиты – 338 266 437 тысяч тенге;

погашение бюджетных кредитов – 109 688 925 тысяч тенге;

4) сальдо по операциям с финансовыми активами – 196 122 297 тысяч тенге, в том числе:

приобретение финансовых активов – 196 122 297 тысяч тенге;

5) дефицит бюджета – -2 458 785 333 тысяч тенге, или 3,5 процента к валовому внутреннему продукту страны;

6) ненефтяной дефицит бюджета – -7 776 582 201 тысячи тенге, или 11,1 процента к валовому внутреннему продукту страны;

7) финансирование дефицита бюджета – 2 458 785 333 тысяч тенге.

Сноска. Статья 1 в редакции Закона РК от 03.11.2020 № 372-VI (вводится в действие с 01.01.2020).

Статья 2. Предусмотреть в республиканском бюджете на 2020 год поступления арендных плат за пользование Российской Федерацией комплексом «Байконур» в сумме 47 288 575 тысяч тенге и военными полигонами в сумме 8 302 057 тысяч тенге.

Сноска. Статья 2 в редакции Закона РК от 03.11.2020 № 372-VI (вводится в действие с 01.01.2020).

Статья 3. Утвердить объемы поступлений на 2020 год, направляемых в Национальный фонд Республики Казахстан, согласно приложению 4 к настоящему Закону.

Статья 4. Установить, что в доход соответствующего бюджета зачисляются:

1) по коду «Налог на добычу полезных ископаемых» классификации поступлений бюджета Единой бюджетной классификации – задолженность недропользователей по роялти, а также роялти по контрактам на недропользование, в которых сохраняются гарантии стабильности налогового режима;

2) по коду «Социальный налог» классификации поступлений бюджета Единой бюджетной классификации – задолженность по взносам, ранее перечислявшимся в Пенсионный фонд, Государственный центр по выплате пенсий, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд государственного социального страхования, Фонд содействия занятости, а также отчисления пользователей автомобильных дорог, ранее поступавшие в Дорожный фонд.

При этом налогоплательщики, осуществляющие деятельность по контрактам на недропользование, в которых сохраняются гарантии стабильности налогового режима, уменьшают вышеуказанные отчисления или социальный налог на суммы отчислений в Государственный фонд социального страхования, Фонд обязательного социального медицинского страхования, исчисленные в соответствии с законами Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании» и «Об обязательном социальном медицинском страховании».

Статья 5. Предусмотреть в республиканском бюджете на 2020 год объемы бюджетных изъятий из областных бюджетов, бюджетов города республиканского значения, столицы в республиканский бюджет в сумме 420 081 203 тысяч тенге, в том числе:

Атырауской – 207 308 563 тысячи тенге;

Мангистауской – 8 213 586 тысяч тенге;

города Алматы – 171 705 010 тысяч тенге;

города Нур-Султана – 32 854 044 тысячи тенге.

Статья 5-1. Предусмотреть в республиканском бюджете на 2020 год поступления трансфертов из областных бюджетов, бюджетов городов республиканского значения, столицы в связи с введением режима чрезвычайного положения в сумме 160 000 000 тысяч тенге.

Сноска. Приложение 1 в редакции Закона РК от 03.11.2020 № 372-VI (вводится в действие с 01.01.2020).

Категория

Наименование

Сумма, тыс. тенге

Класс

Подкласс

I. Доходы

11 906 910 617

1

Налоговые поступления

5 560 089 549

01

Подоходный налог

1 400 371 672

1

Корпоративный подоходный налог

1 400 371 672

05

Внутренние налоги на товары, работы и услуги

3 259 787 089

1

Hалог на добавленную стоимость

2 788 885 187

2

Акцизы

102 711 472

3

Поступления за использование природных и других ресурсов

353 500 302

4

Сборы за ведение предпринимательской и профессиональной деятельности

4 020 975

5

Налог на игорный бизнес

10 669 153

06

Hалоги на международную торговлю и внешние операции

869 640 027

1

Таможенные платежи

850 465 209

2

Прочие налоги на международную торговлю и операции

19 174 818

07

Прочие налоги

608 973

1

Прочие налоги

608 973

08

Обязательные платежи, взимаемые за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами

29 681 788

1

Государственная пошлина

29 681 788

2

Неналоговые поступления

976 507 201

01

Доходы от государственной собственности

210 137 474

1

Поступления части чистого дохода государственных предприятий

1 222 594

3

Дивиденды на государственные пакеты акций, находящиеся в государственной собственности

138 512 203

4

Доходы на доли участия в юридических лицах, находящиеся в государственной собственности

2 888 940

5

Доходы от аренды имущества, находящегося в государственной собственности

57 103 759

6

Вознаграждения за размещение бюджетных средств на банковских счетах

1 655 455

7

Вознаграждения по кредитам, выданным из государственного бюджета

1 991 337

9

Прочие доходы от государственной собственности

6 763 186

02

Поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

2 548 608

1

Поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

2 548 608

03

Поступления денег от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

135 668

1

Поступления денег от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

135 668

04

Сноска. Приложение 4 в редакции Закона РК от 03.11.2020 № 372-VI (вводится в действие с 01.01.2020).

Категория

Наименование

Сумма, тыс. тенге

Класс

Подкласс

ВСЕГО

1 491 843 612

1

Налоговые поступления

1 483 774 353

01

Подоходный налог

463 862 352

1

Корпоративный подоходный налог

463 862 352

05

Внутренние налоги на товары, работы и услуги

1 019 912 001

3

Поступления за использование природных и других ресурсов

1 019 912 001

2

Неналоговые поступления

6 069 259

04

Штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан

6 069 259

2

Штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан, на организации нефтяного сектора

6 069 259

6

Поступления от продажи финансовых активов государства

2 000 000

01

Поступления от продажи финансовых активов государства

2 000 000

1

Поступления от продажи финансовых активов внутри страны

2 000 000

ПРИЛОЖЕНИЕ 5
к Закону Республики Казахстан
«О республиканском бюджете на 2020 – 2022 годы»
от 4 декабря 2019 года № 276-VI ЗРК

Сноска. Приложение 5 в редакции Закона РК от 03.11.2020 № 372-VI (вводится в действие с 01.01.2020).

Функциональная группа

Наименование

Администратор

Программа

Подпрограмма

04

Образование

225

Министерство образования и науки Республики Казахстан

001

Формирование и реализация государственной политики в области образования и науки

105

Обеспечение студентов, магистрантов и докторантов вновь вводимыми местами в общежитиях

019

Оздоровление, реабилитация и организация отдыха детей

099

Обеспечение доступности качественного школьного образования

100

Обучение и воспитание детей в республиканских организациях образования

101

Реализация государственного образовательного заказа в Назарбаев Интеллектуальных школах

110

Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы на апробирование подушевого финансирования организаций среднего образования

127

Размещение государственного образовательного заказа в частных организациях среднего образования

05

Здравоохранение

226

Министерство здравоохранения Республики Казахстан

067

Обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи

100

Трансферты Фонду социального медицинского страхования на оплату гарантированного объема бесплатной медицинской помощи

106

Оказание медицинской помощи больным социально значимыми заболеваниями, за исключением направлений, финансируемых через Фонд социального медицинского страхования

107

Оказание медицинской помощи в форме санитарной авиации

070

Охрана общественного здоровья

100

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения

101

Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы на закуп вакцин и других иммунобиологических препаратов

102

Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы на пропаганду здорового образа жизни

104

Пропаганда здорового образа жизни

105

Реализация мероприятий по профилактике и борьбе со СПИД

106

Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы на реализацию мероприятий по профилактике и борьбе со СПИД

06

Социальная помощь и социальное обеспечение

213

Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан

027

Социальное обеспечение отдельных категорий граждан и их сопровождение по выплатам

100

Выплаты солидарных пенсий

101

Государственные базовые пенсионные выплаты

103

Выплата обязательств по государственной гарантии сохранности обязательных пенсионных взносов и обязательных профессиональных пенсионных взносов в едином накопительном пенсионном фонде

104

Государственное базовое социальное пособие по инвалидности

105

Наименование

Образование

Общеобразовательное обучение

Общеобразовательное обучение по специальным образовательным учебным программам

Общеобразовательное обучение одаренных детей в специализированных организациях образования

Здравоохранение

Услуги по охране материнства и детства

Пропаганда здорового образа жизни

Централизованный закуп и хранение вакцин и других медицинских иммунобиологических препаратов для проведения иммунопрофилактики населения

Организация в экстренных случаях доставки тяжелобольных людей до ближайшей организации здравоохранения, оказывающей врачебную помощь

Дополнительное обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи по решению местных представительных органов

Реализация мероприятий по профилактике и борьбе со СПИД в Республике Казахстан

  • Новости
  • Пресс-центр
  • Видео
  • Фотогалерея
  • Публикации в СМИ
  • МИР АБАЯ

Регистрация права на земельный участок представляет собой процедуру внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о праве лица на данный объект недвижимости. В результате регистрации официально признается и подтверждается возникновение, изменение, переход, прекращение права лица на недвижимое имущество. Так, например, после заключения договора купли-продажи, мены, дарения земельного участка производится госрегистрация перехода права собственности на данный объект недвижимости.

Регистрируются в ЕГРН и ограничения прав, обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. При этом договоры аренды, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования им, заключенные на срок менее чем один год (например, на 11 месяцев), не подлежат государственной регистрации.

Процедура регистрации регулируется Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). Условно можно выделить следующие ее этапы:

1. Обращение в уполномоченный орган с заявлением о государственной регистрации прав.

2. Осуществление правовой экспертизы документов уполномоченным органом и внесение в ЕГРН записи о праве заявителя на объект недвижимости.

3. Выдача документов после осуществления государственной регистрации прав.

Изъятие участков для госнужд: что нужно знать

В настоящее время регистрация права на земельный участок в ЕГРН – единственное доказательство существования этого права. Отсутствие регистрации существенно затрудняет владение, пользование и распоряжение участком.

Земельный участок, права на который не зарегистрированы, не может быть сдан в аренду, выступать в качестве залога при ипотечном кредитовании.

Трудности возникают и при продаже участка. Во-первых, при совершении сделки покупатель устанавливает законного владельца, руководствуясь сведениями ЕГРН. При их отсутствии он рискует стать жертвой мошенников или совершить сделку, которая в дальнейшем будет признана недействительной. Поэтому разумный покупатель от покупки такого участка воздержится. Во-вторых, для государственной регистрации перехода права к новому собственнику требуется сперва зарегистрировать право продавца на данный объект недвижимости. Отсутствие зарегистрированного права прежнего собственника как минимум затянет процедуру купли-продажи. Подобные трудности могут иметь место при совершении и иных сделок с землей.

Информация о правообладателе в ЕГРН, помимо частных лиц, используется органами государственной власти, нотариусами. Соответственно, проблемы, связанные с отсутствием регистрации прав, возникают и при изъятии, резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также при оформлении наследства, дарении объекта недвижимости.

Наличие сведений о праве лица в ЕГРН минимизирует риски мошеннических действий с земельным участком, поскольку удостовериться в наличии официально зарегистрированного права может любой желающий. Таким образом, госрегистрация защищает от выбытия участка из рук законного владельца. Никто не может посягать на зарегистрированные права на земельный участок.

Вместе с тем государственная регистрация ранее возникшего права в ЕГРН проводится по желанию правообладателя. Это означает, что права на объекты недвижимости, возникшие до 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации в ЕГРН. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на эту недвижимость, имеют такую же юридическую силу, как и записи в ЕГРН. Однако для совершения сделок с данными объектами государственная регистрация прав все же потребуется. Иначе переход права не зарегистрируют.

Регистрация права на объект недвижимости и государственный кадастровый учет связаны между собой.

Государственный кадастровый учет представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования. Другими словами, при постановке на кадастровый учет подтверждается существование участка, который является уникальным, имеет свои индивидуальные характеристики. Ему присваивается кадастровый номер, который не может повторяться.

Государственный кадастровый учет и регистрация права на земельный участок могут проходить одновременно или по очереди в зависимости от обстоятельств (основания кадастрового учета и госрегистрации предусмотрены ст. 14 Закона № 218-ФЗ).

Ранее статусом «временный» обладали земельные участки, образованные и только лишь поставленные на кадастровый учет. Правообладателям давалось 5 лет со дня постановки на учет на то, чтобы зарегистрировать права на участок. Если в течение этого срока государственная регистрация прав осуществлялась, сведения об объекте теряли характер временных, а если нет – сведения аннулировались и объект исключался из государственного кадастра недвижимости.

С 2017 г. статус «временный» земельным участкам не присваивается. Законодатель стремится уйти от данного понятия, поэтому участки, которые успели получить такой статус, будут исключены из ЕГРН после 1 марта 2022 г.

«Временный» статус сохранится (ст. 72 Закона № 218-ФЗ):

  • до момента государственной регистрации права на объект недвижимости;
  • до момента государственной регистрации аренды, безвозмездного пользования, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности;
  • до 1 марта 2022 г. – крайний срок, если ранее права зарегистрированы не будут.

С 1 марта 2022 г. земельных участков со статусом «временный» в ЕГРН не останется: либо права владельцев на них будут зарегистрированы, либо данные объекты исчезнут из ЕГРН, т.е. записи о них станут «архивными».

Но пугаться не стоит: исключение объектов недвижимости из ЕГРН не означает прекращение прав на них, в том числе не говорит об их изъятии. Земельные участки могут быть изъяты для государственных и муниципальных нужд только при наличии на то оснований (ст. 49 ЗК РФ).

Исключение земельного участка из ЕГРН и переход записи о нем в статус «архивная» позволяют вновь осуществить его государственный кадастровый учет и зарегистрировать права на него. В таком случае участку будет присвоен новый кадастровый номер.

Указанный порядок снятия с кадастрового учета земельных участков после 1 марта 2022 г. не распространяется на «ранее учтенные» участки. Права их владельцев признаются юридически действительными и при отсутствии государственной регистрации.

Чтобы изменить статус «временный» на «учтенный», необходимо осуществить государственную регистрацию прав на участок. Что для этого требуется?

1. Соберите документы, которые являются основанием регистрации прав. Например: акты органов государственной власти или местного самоуправления, устанавливающие наличие прав на объект недвижимости; договоры в отношении недвижимого имущества; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты.

2. Уплатите государственную пошлину. Согласно налоговому законодательству размер госпошлины в отношении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства составляет 350 руб. для физических лиц.

В случае если права на участок были приобретены до 31 января 1998 г., госпошлину платить не требуется.

3. Обратитесь в Росреестр с заявлением о государственной регистрации прав. Подать его можно и через МФЦ. Приложите к заявлению вышеуказанные документы в бумажном виде в одном экземпляре-подлиннике. После завершения государственной регистрации вам их вернут.

4. Дождитесь внесения в ЕГРН сведений, необходимых для государственной регистрации прав. Срок регистрации прав составляет 7 рабочих дней с даты приема заявления Росреестром и 9 рабочих дней с даты приема документов в МФЦ.

В некоторых случаях госрегистрация может быть приостановлена, например если имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами (основания и сроки приостановления осуществления кадастрового учета и регистрации прав регламентированы ст. 26 Закона № 218-ФЗ).

5. Получите документы после осуществления регистрации прав.

Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, «временный» статус изменяется с момента государственной регистрации аренды.


1 В этот день вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».

Согласно Земельному кодексу Республики Казахстан, участок земли, предназначенный для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, считается нерационально использованным или неосвоенным, если не используется по назначению в течение двух лет подряд.

В этом случае он подлежит принудительному изъятию.

Свыше 2,2 миллиона гектаров сельхозземель не используют по назначению

«Если в течение двух лет с момента первоначального выявления земельный участок не используется, то он изымается в порядке статей 93, 94 Земельного кодекса. Если собственник участка либо землепользователь приобрел земельный участок и где-то год использовал, а потом год не использовал, то это не относится к данным правилам. То есть, обследование назначено, выявили это нарушение. В течение двух лет, если участок так и не будет использован, то он будет изъят», — рассказал Бакытжан Базарбек.

Однако если земельный участок не освоен из-за погодных условий, пожара, стихийных бедствий или военного положения, то тогда эти условия не применяются, и срок устанавливается заново.

Стоит отметить, что принудительное изъятие не распространяется на земельные участки, принадлежащие детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, до достижения ими возраста 21 года.

На месте моей дачи государство собирается строить высокоскоростную магистраль

Помимо условий, указанных в статье 92 Земельного кодекса Республики Казахстан, сроки и условия освоения земельного участка определяют местные исполнительные органы и акимы областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения.

Пора приступить к изъятию неиспользуемых сельхозземель – Токаев

Условия предоставления участков зависят от их целевого назначения и правового режима земель, который установлен на данной территории. Все это указывается в договорах купли-продажи или аренды.

Кроме того, в Казахстане существует так называемая система дистанционного зондирования земли, благодаря которой можно отследить все неосвоенные участки.

«У нас есть программа «Агролаб», с помощью которой через различные спутниковые технологии мы запрашиваем спутниковые снимки по всем земельным участкам. Благодаря этому можно выявить, кто не использует земельные участки по назначению, не осваивает их», — рассказал юрист.

По его словам, сегодня в республике около 30-40% неосвоенных участков, которые пустуют.

Принудительное изъятие участков у собственников земельных участков и землепользователей производится в судебном порядке. Для этого органы, осуществляющие госконтроль за использованием и охраной земель, подают иск в суд.

Землевладельца должны предупредить о начале процедуры изъятия земли.

Налоговики «упростят» жизнь собственников жилья в Казахстане

При этом устанавливается срок для принятия мер по использованию земельного участка по назначению — один год. Для устранения нарушений землевладельцу дается три месяца с момента выявления факта неиспользования участка по назначению либо нарушения законодательства.

В министерстве сельского хозяйства составили черный список таких граждан, пообещав опубликовать его до конца 2019 года.

Ранее в своем послании народу Казахстана глава государства Касым-Жомарт Токаев призвал лишать латифундистов (тех, кто получил бесплатно от государства право аренды на землю, но держат ее «впрок») земель.

15 лет назад, когда мы впервые массово столкнулись с понятием “госнужда”, многие граждане сумели в считанные дни превратиться в миллионеров. Старые халупки в верхних районах Алматы выкупались по баснословным ценам. Один мой знакомый, перебивавшийся частным извозом, после того, как изъяли по госнужде домик дачного типа его бабушки в верхней части города, купил квартиры в Испании, Болгарии и еще два года жил на остаток, меняя авто как перчатки. Можно подумать, что я вру или присочиняю, но алматинцы помнят те времена и сами могут рассказать кучу таких историй. Потом строительный бум затих. И все даже как-то приуныли. Другой знакомец говорил: вот должен был дом под снос пойти, я уже присмотрел себе недвижимость в Болгарии, но не повезло, передумали, видать, там чиновники.

Спустя десятилетие в Алматы снова возникла большая госнужда. Люди опять получили уведомления о сносе. Но тут же испытали шок: в сумме компенсаций явно не хватало нескольких нулей.

За огромный особняк по улице Жансугурова предложили чуть больше двух миллионов тенге. Начался скандал. Возможно, ошибка? Но нет. Оказывается, все по закону.

Как такое возможно, спросите вы? Нас тоже это очень интересует. Поэтому мы пригласили самого известного юриста в области земельного права Бакытжана Базарбека, чтобы он разложил по полочкам всю сложившуюся ситуацию и дал совет, что же делать всем тем, кто оказался в очень непростой ситуации.

– В Конституции четко сказано, что в нашей стране равным образом признаются государственная и частная собственность. То есть вы не можете сейчас выйти и где-то забить колышки, захватив землю. Государственная кара в отношении таких лиц очень жесткая. Но посмотрим теперь обратную сторону. Как защищается частная собственность? Изъятие земель для госнужд – это узаконенное вмешательство в частную собственность. В западных странах вообще такое изъятие запрещается, ведь оно нарушает базовые принципы прав человека, право на имущество. В некоторых штатах Америки изъятие возможно, но в крайне исключительных случаях. Но у нас исключительные случаи перечислены в статье 85 Земельного кодекса, и это целый перечень, – говорит юрист.

Изъятие оборачивается проблемами не только для людей, которые вынуждены съезжать, но и для государства, которое должно выдать компенсации. Но этого можно было бы избежать, если бы…

– Мы совершаем грубейшую ошибку, выдаем участки, потом выкупаем. Возьмем генпланы большого Парижа и Лондона, там градостроительное планирование заложено на 15 лет вперед, – говорит Бакытжан Базарбек. – У нас это кто-то делает? Если бы в Астане кто-то такой план делал, то там не было бы в центре города полигона и накопителя сточных вод. Не было бы стихийной застройки в Алматы. Ведь все понимают, что в Алматы и Астане идет высокая урбанизация и без четкого плана действовать нельзя. В Алматы еще в 98-м году была допущена эта ошибка. Нужно было планировать риски, что население города увеличится на столько-то, и оно будет нуждаться в землях. И ведь есть у нас статья в Земельном кодексе “резервирование земель”, но она не работает. Мы могли бы зарезервировать зоны, прилегающие к крупным городам, и запретить раздавать там участки направо и налево. И в будущем, когда возникнет необходимость, пустить тот же БАКАД или что-то построить, сделать это на пустырях, а не выкупать земли у людей.

Теперь же, действуя в рамках существующего генерального плана, снос неизбежен. Но и его не удается провести так, чтобы не вызвать волну негодования. Проблема упирается в законы.

– В Конституции Республики Казахстан четко сказано, что главным является не земля, не водные ресурсы, а человек, его жизнь, права и свободы, – говорит юрист. – Если человек лишается дома и получает маленькую компенсацию, его мир рушится. В статье 27 Конституции у нас предусматривается принудительное отчуждение имущества для государственных нужд, в исключительных случаях, с равноценным возмещением потерь. Что такое равноценная компенсация? Когда после суда человеку дают сумму и говорят, забирайте мебель, завтра снос, а он говорит: да ладно, забирайте ее себе. Сегодня же за те суммы, которые раздаются в Астане или Алматы, купить что-то достойное невозможно.

Но руководством к начислению компенсаций служит вовсе не Конституция, а Земельный кодекс и Закон о госимуществе, которые должны по своей сути уточнять и детализировать, а не противоречить и запутывать, как это получилось в сложившейся ситуации.

Изъятие земельных участков для нужд государства

– Если вас не устраивают выставленные компенсации, нужно обратиться в суд и не бояться, – говорит Бакытжан Базарбек. – Там может быть затребована судебно-товароведческая экспертиза, и на основании ее можно пересмотреть сумму компенсации, которая была определена первоначально.

Но тут снова возникают проблемы.

– Когда ко мне приходят, я начинаю разбирать ситуацию и вижу, что документов-то у людей и нет, по которым можно было бы сделать судебную экспертизу, – рассказывает Бакытжан Базарбек. – Суды при рассмотрении вопросов, связанных с компенсациями, не могут ее давать голословно, люди должны сначала доказать свои права на это имущество. Нужен госакт на землю, акт приемки в эксплуатацию дома, техпаспорт. А выясняется, что документы не оформлены. Но и здесь в законе есть возможность решить ситуацию. Человек может в течение 6 месяцев привести свои документы в порядок, изъятие отодвигается на этот срок. Но люди не занимаются этим. Сейчас для ввода в эксплуатацию того же дома или постройки не нужно бегать по всем кабинетам, как раньше, и раздавать мзду, сейчас выкинули из перечня почти все госорганы, нужно просто найти частную компанию, которая занимается техническим и авторским надзором.

Но некоторые просто опускают руки. Хотя в размере компенсации на дом приходится 50 и более процентов. И каково же в один миг потерять всё, что было нажито за долгие годы.

– Ситуация сейчас такова, что у нас 70 процентов застройки имеют проблемы с документами. У нас сплошь и рядом нарушения Земельного кодекса. Люди считают: это мой участок, как хочу, так и строю. Вот он и результат. Если у вас сараи и дом не введены в эксплуатацию, считайте, что это пустой участок. Там нет ничего, – говорит юрист.

Помимо компенсации за дом сносимые могут получить выплаты и за зеленые насаждения. Но, опять же, нужны фискальные чеки.

Пишу эту статью и понимаю, что у меня у самой нет ни одного чека на те клумбы и деревья, которые я так бережно высаживала в своем дворе и на которые спускала огромные деньги. В общем, закон и менталитет наш тоже далеки друг от друга.

После того как начались разговоры о сносе, активизировался рынок продаж. Люди, услышав о мизерных компенсациях, стали готовы продавать свои дома по бросовым ценам. Другие, наоборот, стали вкладывать деньги в надежде хоть как-то улучшить свое положение. Ложная информация заставила некоторых вместо того, чтобы приводить в порядок документы на уже имеющиеся строения, занять деньги и выстроить экстренно на участке дополнительные сооружения и даже пристройки к домам. Но далеко не все знают, что после того, как уведомление получено, никакие изменения на участке в учет приниматься не будут.

В общем, резюмируя всю сложившуюся ситуацию, вывод такой: вопрос нужно решать не только законодательно, но и в головах граждан. Понятно, что правительство примет сейчас необходимые меры, чтобы люди не превратились за считанные дни в бомжей. Но проблема глубже, и просто выплатами разовых компенсаций ее не решить.

– Некоторые нормы Земельного кодекса и Закона о государственном имуществе должны детализировать ситуацию, а не усугублять. Мы должны работать над законодательством не для того, чтобы минимизировать риски тех же недовольных, а чтобы создать нормальные условия, чтобы недовольство вообще не возникало.

Алматы

  • сегодня
  • неделя
  • месяц

Действующий Закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ объединил ведение кадастрового учета и регистрацию прав.

Поэтому со дня его введения земельным участкам больше не присваивают статус «временный». А вот что касается тех объектов, которые уже стояли на тот момент на учете как «временные», для их существования отведен конкретный срок — до 1 марта 2022 года.

После этой даты записи о таких земельных участках будут аннулированы. Тогда их владельцам придется заново выделять свои участки (если это удастся, конечно), ставить их на кадастровый учет и оформлять свои права на них.

А до тех пор они не смогут заявить, что этот земельный участок им принадлежит.

Например, мужчина получил участок от администрации в аренду для строительства жилого дома. Участок был со «временным» статусом. В течение отведенных законом пяти лет мужчина не успел закончить строительство дома, и данные об участке исчезли из ЕГРН.

Ему пришлось в судебном порядке доказывать свое право собственности на дом и восстанавливать сведения об участке в базе кадастрового учета (Гаврилов-Ямский р-й суд Ярославской обл. — решение № 2-147/2020).

Чтобы не доводить свой участок до «полного исчезновения», владельцам настоятельно рекомендуется в срок до 1 марта 2022 г. подать документы в МФЦ для государственной регистрации своих прав на участок.

Например, садовый участок, выделенный до 2001 года, можно сейчас оформить в собственность бесплатно, на основании справки СНТ о его выделении.

Изъятие объектов недвижимого имущества

Сама процедура изъятия земель будет выглядеть следующим образом:

  • Законом о принудительном изъятии земли установлено, что реализация земельного участка, изъятого в принудительном порядке, осуществляется в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, возможна только с публичных торгов по правилам, которые определены Гражданским кодексом РФ, но в случае, если торги признаны несостоявшимися, земельный участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене торгов.
  • Денежные средства, полученные в процессе реализации земельного участка, выплачиваются бывшему собственнику за вычетом расходов, которые были произведены на подготовку и проведение публичных торгов.
  • Большую роль при разрешении вопросов, связанных с распределением земельных участков сельскохозяйственного назначения, закон отводит органам местного самоуправления.

«Установлен порядок, определяющий право сельхозорганизации или крестьянского (фермерского) хозяйства, использующего земельный участок, обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка или договора аренды в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности по цене не более 15 процентов от кадастровой стоимости земельного участка (для купли-продажи), — пояснил Николай Степанов, партнер юридической фирмы «Муранов, Черняков и партнеры». — Торги за право заключения договора купли продажи или аренды не проводятся, что может существенно увеличить количество сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения. Более того, муниципальный орган обязан в течение двух недель с момента госрегистрации права на земельный участок, выделенный в счет земельных долей, опубликовать в средствах массовой информации и разместить на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о возможности приобретения такого земельного участка«.

Отобрать имущество у владельца в 2022 году можно вполне законно. Для этого потребуется наличие оснований и соблюдение соответствующей процедуры, но суть не меняется. Собственность перейдет во владение государства безвозвратно. Для того чтобы не стать жертвой произвола или не столкнуться с мошенничеством, каждому землевладельцу нужно знать, какими правами он обладает.

Изъятие — многокомпонентная упорядоченная процедура. После принятия решения об отъеме участка из частных владений, должен соблюдаться порядок действий. В ином случае собственник может по своей инициативе направить заявление в орган судебной защиты. Владельцу земли нужно помнить, избежать изъятия не удастся при всем желании, поэтому разжигать конфликт с органами власти не стоит. Но отстаивать свои права при попытке их нарушить необходимо обязательно. Неосведомленность и попустительство в вопросах собственности недопустимы, так как есть риск остаться без денег и земли.

Чье вмешательство во владение частной собственностью законно? Конституция в статье 35 констатирует, что частная собственность охраняется законом, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В этом случае речь идет не о лишении имущества, а о выкупе. Процедура не является конфискацией и ей не тождественна. Это два разных по целям и средствам действия.

Земля может быть изъята для нужд муниципалитета или органов федеральной власти. От целей и субъекта изъятия начать процедуру имеет право государство или муниципалитет. Для каждого случая существует перечень оснований и схема действий. Но если собственник и орган власти не достигнут соглашения, спор между ними решат судебные органы. Суд в любом случае признает действия государственного или муниципального органа законными, собственник на основании судебного приказа будет вынужден передать свою землю в их распоряжение. Исключением являются случаи, когда орган власти формально отнесся к процедурам, предшествующим изъятию.

При изъятии земли государство и муниципалитет руководствуются статьей 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Нормы статьи подробно регламентируют основания и условия изъятия земель из частной собственности.

Для выкупа земли с целью строительства или реконструкции объектов федерального или регионального значения необходимо:

  • чтобы объекты строительства были предусмотрены документами территориального планирования;
  • были утверждены проектами планировки территории.

Пунктом 2 статьи 56.3 предусмотрен перечень иных оснований для изъятия:

  • если принято решение о создании или увеличении площади особо охраняемой территории;
  • для выполнения международных обязательств;
  • для разработки недр;
  • признании жилого помещения аварийным.

Далее содержатся условия, которые должны быть соблюдены при изъятии:

  • принимать решение об изъятии земли для строительства или реконструкции объектов можно не позже чем в течение трех лет после утверждения документации;
  • решения об изъятии должны быть приняты компетентными органами.

Кроме оснований, указанных в статье 56.3 ЗК РФ, закон предусматривает изъятие земли в связи с неиспользованием участка по назначению. Так, если владелец имеет участок для ведения ЛПХ, а складирует там химические отходы или просто забросил свои владения, государство землю заберет.

Отдельно следует упомянуть конфискацию:

  • Этот вид отъема собственности применяется в качестве наказания за уголовное преступление и осуществляется без компенсации.
  • Общих черт изъятие и компенсация не имеют.

Изъятие части частного земельного участка для муниципальных нужд.

Андрей Новиков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.