Нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Пользование жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов, а также принадлежащими на праве собственности гражданам и юридическим лицам жилыми помещениями в многоквартирном доме (далее — жилое помещение) осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с настоящими Правилами (часть 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.14; 2008, N 30, ст.3616).

2. Право пользования жилыми помещениями имеют:

наниматель жилого помещения (далее — наниматель) и члены его семьи — по договору социального найма жилого помещения;

наниматель и члены его семьи — по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования;

наниматель и граждане, постоянно проживающие с нанимателем, — по договору найма жилого помещения;

наниматель и члены его семьи — по договору найма специализированного жилого помещения;

собственник жилого помещения и члены его семьи;

иные лица, пользующиеся жилым помещением на законных основаниях.

С 1 марта 2022 года – новые Правила пользования жилыми помещениями

8. Право пользования жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения возникает на основании договора, заключенного в письменной форме и оформленного в соответствии с типовыми договорами найма специализированных жилых помещений, утвержденными Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.14; 2010, N 31, ст.4206).

9. В соответствии с частью 3 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.14) права нанимателя жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения определяются в таком договоре.

10. В качестве пользователя жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения наниматель обязан:

а) использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных статьей 17 Жилищного кодекса Российской Федерации:

для временного проживания в связи с работой, прохождением службы, обучением, назначением на государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, на выборную должность;

для временного проживания нанимателя и членов его семьи в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, утратой жилого помещения в результате обращения взыскания на это помещение, признанием жилого помещения непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;

для временного проживания в случае, если наниматель в установленном законодательством Российской Федерации порядке отнесен к числу граждан, нуждающихся в социальном обслуживании;

для временного проживания в случае, если наниматель признан в установленном законодательством Российской Федерации порядке вынужденным переселенцем или беженцем;

для временного проживания в случае, если наниматель в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесен к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите;

для временного проживания в случае, если наниматель в установленном законодательством Российской Федерации порядке отнесен к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

б) осуществлять пользование жилым помещением с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан, соседей;

в) обеспечивать сохранность жилого помещения, в том числе находящегося в нем санитарно-технического и иного оборудования, не допускать выполнение в жилом помещении работ или совершение других действий, приводящих к порче жилого помещения, находящегося в нем оборудования, а также к порче общего имущества в многоквартирном доме;

г) поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, а также помещений общего пользования в многоквартирном доме, соблюдать чистоту и порядок в жилом помещении, в подъездах, кабинах лифтов, на лестничных клетках, в других помещениях общего пользования в многоквартирном доме, а также соблюдать требования пункта 1 настоящих Правил;

д) немедленно принимать возможные меры к устранению обнаруженных неисправностей жилого помещения или санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, и сообщать о них наймодателю;

е) проводить текущий ремонт жилого помещения;

ж) своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги в порядке и размере, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации;

з) допускать в заранее согласованное время в жилое помещение работников наймодателя или уполномоченных им лиц, представителей органов государственного контроля (надзора) для осмотра технического и санитарного состояния жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, а также для выполнения необходимых ремонтных работ;

14. Право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме возникает с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр недвижимости, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст.3301; 2012, N 53, ст.7627).

15. В соответствии с частью 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.14) в качестве пользователя жилым помещением собственник жилого помещения в многоквартирном доме (далее — собственник) вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Статья 49. Предоставление жилого помещения по договору социального найма

  1. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
  2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
  3. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
  4. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
  5. Жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

Статья 50. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения

  1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее — норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
  2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
  3. Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.
  4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее — учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
  5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

  1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее — нуждающиеся в жилых помещениях):
    1. не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
    2. являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
    3. проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
    4. являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
  2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Статья 52. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях

1. Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее — жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее — жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

2. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

3. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

4. Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

5. Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании настоящего Кодекса, другого федерального закона.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

1) содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;

2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;

3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

4) стимулируют жилищное строительство;

5) обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;

5.1) обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах; (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

6) обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

6.1) организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования; (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ)

7) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

8) осуществляют региональный государственный жилищный контроль (надзор) (далее — государственный жилищный надзор или региональный государственный жилищный надзор) и муниципальный жилищный контроль; (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

9) размещают в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее — система) информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 263-ФЗ)

1. Жилище неприкосновенно.

2. Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных настоящим Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.

3. Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.

4. Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

3. Указы Президента Российской Федерации, регулирующие жилищные отношения, не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.

4. Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

5. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

7. Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

8. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.

1. Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

2. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

3. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

4. Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

1. В случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

2. При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

Жилищный кодекс Российской Федерации

К жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой помещений в многоквартирном доме, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом. (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 558-ФЗ)

  • Арбитражный процессуальный кодекс

  • Бюджетный кодекс

  • Водный кодекс

  • Воздушный кодекс

  • Градостроительный кодекс

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

  • Жилищный кодекс

  • Земельный кодекс

  • Кодекс административного судопроизводства

  • Кодекс внутреннего водного транспорта

  • Кодекс об административных правонарушениях

  • Кодекс торгового мореплавания

  • Лесной кодекс

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс

  • Таможенный кодекс Таможенного союза

  • Трудовой кодекс

  • Уголовно-исполнительный кодекс

  • Уголовно-процессуальный кодекс

  • Уголовный кодекс

  • ФЗ об исполнительном производстве

    Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

  • Производственный календарь 2017

    Для пятидневной рабочей недели

  • Закон о коллекторах

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

  • Закон о национальной гвардии

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

  • О правилах дорожного движения

    Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

  • О защите конкуренции

    Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

  • О лицензировании

    Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

  • О прокуратуре

    Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

  • Об ООО

    Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

  • О несостоятельности (банкротстве)

    Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

  • О персональных данных

    Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

  • О контрактной системе

    Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

  • О воинской обязанности и военной службе

    Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

  • О банках и банковской деятельности

    Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

  • О государственном оборонном заказе

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

  • Закон о полиции

    Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)

Как оформить договор социального найма


ДУМА ПУРОВСКОГО РАЙОНА
первого созыва

Р Е Ш Е Н И Е

25 февраля 2021 г. № 191
г. Тарко-Сале


Об установлении учетной нормы площади жилого помещения, размера дохода и стоимости имущества, в целях признания граждан малоимущими и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма



В соответствии с частью 1 статьи 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее – норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В соответствии с частью 4 статьи 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее — учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма также устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления и иные учетные нормы.

Постановлением Главы города Смоленска от 03.05.2005 № 1087 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в городе Смоленске» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 10,5 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека и норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 15,0 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Проживание ребенка-сироты в жилом помещении признают невозможным в следующих ситуациях.

1. Сирота живет в этом помещении вместе с лицом или лицами, лишенным (-и) родительских прав в отношении этого ребенка.

2. В данном помещении живет человек, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним невозможно.

3. Помещение признано непригодным для проживания.

4. Площадь помещения в расчете на одно лицо, проживающее в нем, менее учетной нормы.

Иные обстоятельства могут быть установлены региональным законом.

Российская Федерация
Барнаульская городская Дума
РЕШЕНИЕ

от________________ № _________

О внесении изменения в решение городской Думы от 27.02.2006 №294 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Барнауле» (в ред. решения от 17.02.2017 №751)

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», городская Дума

РЕШИЛА:

1. Внести следующее изменение в решение городской Думы от 27.02.2006 №294 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Барнауле» (в ред. решения от 17.02.2017 №751):

1.1. Пункт 1.2. изложить в следующей редакции:

«1.2. норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для определения размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере:

16 кв. метров общей площади на одиноко проживающего гражданина;

14 кв. метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек.

Превышение нормы предоставления площади жилого помещения допускается в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации. В иных случаях, с учетом конструктивных особенностей жилого помещения, превышение нормы предоставления площади жилого помещения допускается не более чем на 2,5 кв. метра на одного члена семьи.».

2. Пресс-центру (Павлинова Ю.С.) опубликовать решение в газете «Вечерний Барнаул» и разместить на официальном Интернет-сайте города Барнаула.

3. Контроль за исполнением решения возложить на комитет по городскому хозяйству (Гросс А.А.).

Председатель городской Думы Первый заместитель главы администрации города, руководитель аппарата

В.Г. Франк

Г.А.Буевич

По общему правилу жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Нуждающимися в жилых помещениях признаются лица, обеспеченные общей площадью жилого помещения менее учетной нормы; лица, проживающие в аварийном, подлежащем реконструкции или сносу жилье, и др. Перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма приведен в статье 51 ЖК РФ.


Рекомендуемые публикации:

  • Учет нуждающихся в жилых помещениях и снятие с учета. Судебная практика
  • Обзор практики рассмотрения судами в 2013 – 2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2015 года).

Законодательство субъекта РФ может устанавливать дополнительные основания и условия признания лица нуждающимся в жилом помещении в целях получения социального жилья. Например, в г. Москве одним из оснований является проживание в жилых помещениях в многоквартирных домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств (электроснабжение, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка), независимо от учетной нормы площади жилого помещения (п. 4 ч. 1 ст. 8 Закона от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»).

Социальное жилье предоставляется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения.

Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма — минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (ч. 1 ст. 50 ЖК РФ). Понятие общей площади жилого помещения дано в ч. 5 ст. 15 ЖК РФ.

Норма предоставления, как и учетная норма, по общему правилу (иные случаи перечислены в ч. 3 ст. 50 ЖК РФ) устанавливается органом местного самоуправления (п. 2 ст. 50 ЖК РФ). Размер нормы предоставления, даже в минимальном своем значении, в ЖК РФ не закреплен. Вместо этого законодатель закрепляет открытый перечень факторов, влияющих на величину нормы предоставления, среди прочих выделяя лишь уровень обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, достигнутый в соответствующем муниципальном образовании. Следует отметить весьма расплывчатый характер данного критерия. На практике, например, размер нормы предоставления рассчитывается с учетом общего количества квадратных метров жилой площади, находящихся в муниципальной собственности и предоставленных по договору социального найма, а также площади, подлежащей сносу, и количества зарегистрированных граждан.

Отсутствие в федеральном законодательстве размера нормы предоставления и четких критериев ее определения обусловливает значительную дифференциацию ее количественных показателей в регионах. Например, в одном регионе России норма предоставления может составлять 12 кв. м, а в другом – 25 кв. м. Норма предоставления может различаться и на территории разных муниципальных образований в пределах территории одного субъекта Федерации.

Жилье должно предоставляться из следующего расчета: на каждого пользователя (нанимателя и членов его семьи) — площадь не менее размера, устанавливаемого органом местного самоуправления. Этот минимальный размер и есть норма предоставления. Например, если органом местного самоуправления норма предоставления установлена в размере 15 кв. м. общей площади на одного человека, то при предоставлении жилого помещения семье из четырех человек площадь такого помещения должна быть не менее 60 (15 x 4) кв. м общей площади.

В регионах России может устанавливаться разная норма предоставления жилья. Так, в Новосибирске она составляет 15 кв. м. площади на каждого члена семьи; в Омске – 18 кв. м.; в Ханты-Мансийске — не менее 18 кв. м. общей площади на одного члена семьи из двух и более человек и не менее 33 кв. м. общей площади на одиноко проживающего человека; в Нижневартовске – 25 кв. м. на одиноко проживающего гражданина и 18 кв. м. для семьи из двух и более человек; в Москве – 18 кв. м. (о норме предоставления в Москве и МО см. подробнее ниже).

Жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне (ч. 2 ст. 58 ЖК РФ).

В г. Москве размер нормы предоставления и учетной нормы предусмотрены Законом г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона N 29 норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.

В силу ч. 5 ст. 20 Закона N 29 жилое помещение из жилищного фонда города Москвы может быть предоставлено площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру площадью жилого помещения не более чем 40 квадратных метров.

Площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению гражданам, совместно принятым на жилищный учет решением уполномоченного органа власти города Москвы, определяется как произведение количества граждан, состоящих на жилищном учете, по данному решению и нормы предоставления на одного человека. При этом заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. В состав граждан, состоящих на жилищном учете, включаются проживающие совместно с ними их несовершеннолетние дети, родившиеся после подачи заявления, а также граждане, принятые на жилищный учет, постоянно проживающие по этому же адресу и включенные в установленном порядке в состав этого же учетного дела. В случае если среди членов семьи, постоянно проживающих по этому же адресу, имеются граждане, не состоящие на жилищном учете, площадь жилого помещения, приходящаяся на таких граждан, при обеспечении граждан, состоящих на жилищном учете, не подлежит увеличению (ч. 4 ст. 20 Закона N 29).

Согласно ч. 6 ст. 20 Закона N 29 размер площади жилого помещения, определяемый в соответствии с ч. 4 ст. 20 Закона N 29, не может быть более чем:

  • на семью, состоящую из супругов, — однокомнатная квартира площадью до 44 квадратных метров;
  • на семью, состоящую из двух граждан, не являющихся супругами, — двухкомнатная квартира площадью до 54 квадратных метров;
  • на семью из трех граждан, в составе которой есть супруги, — двухкомнатная квартира площадью до 62 квадратных метров;
  • на семью из трех граждан, в составе которой нет супругов, — трехкомнатная квартира площадью до 74 квадратных метров;
  • на семью из четырех или пяти граждан — жилое помещение площадью по 18 квадратных метров на одного члена семьи (получившийся размер жилого помещения может быть увеличен не более чем на 9 квадратных метров);
  • на семью из шести и более граждан — жилое помещение (жилые помещения) площадью по 18 квадратных метров на одного члена семьи (получившийся размер жилого помещения (жилых помещений) может быть увеличен не более чем на 9 квадратных метров).

Семьям, в составе которых имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечень которых установлен федеральным законодательством, предоставляются жилые помещения, позволяющие выделить в пользование таким лицам отдельное изолированное жилое помещение в квартире. Не подлежат удовлетворению требования о предоставлении дополнительной площади, если указанные лица могут быть обеспечены отдельным изолированным жилым помещением в квартире (ч. 7 ст. 20 Закона N 29).

Даже в пределах одного региона России нормы предоставления площади жилого помещения могут существенно отличаться. Также могут варьироваться нормы предоставления жилья в пределах одного муниципального образования в зависимости от категорий граждан (например, могут быть установлены повышенные нормы предоставления для одиноко проживающих граждан, а также для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

В качестве примера можно привести нормы предоставления жилья по договору социального найма, установленные органами местного самоуправления в ряде муниципальных образований одного региона (на примере московской области):

Городской округ Балашиха МО — не менее 18 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов городского округа Балашиха МО от 30.09.2015 N 16/10); для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа не менее 27 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов городского округа Балашиха МО от 20.09.2017 N 11/45);

Богородский городской округ МО — не менее 18 кв. м. общей площади жилого помещения (Решение Совета депутатов Богородского городского округа МО от 25.12.2018 N 129/10);

Городской округ Бронницы МО — 15 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов городского округа Бронницы МО от 25.02.2021 N 100/33);

Городской округ Власиха МО — от 14,0 до 18,0 кв. м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи (Решение Совета депутатов городского округа Власиха МО от 10.02.2010 N 14/2);

Волоколамский район МО — от 16 до 18 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов Волоколамского района МО от 19.12.2005 N 282-38 (ред. от 06.04.2006);

Городское поселение Волоколамск Волоколамского муниципального района МО — 16 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района МО от 31.01.2018 N 159/37);

Волоколамский муниципальный район МО — 12 кв. м. на одного члена семьи для граждан, проживающих в сельских поселениях Волоколамского муниципального района Московской области (Решение Совета депутатов Волоколамского муниципального района МО от 27.08.2015 N 234-48);

Городской округ Восход МО — 13 кв. м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи (Решение Совета депутатов городского округа Восход МО от 24.04.2017 N 3/15); для одиноко проживающих граждан в размере, превышающем норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза (т.е. 26 кв. м.), если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру (Решение Совета депутатов городского округа Восход МО от 24.04.2017 N 3/14);

Городской округ Дзержинский МО — 16 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека (Положение муниципального образования «г. Дзержинский» МО от 06.12.2005 N 6/22-ПД); для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не менее 27 кв. м. общей площади жилого помещения (Решение Совета депутатов городского округа Дзержинский МО от 18.04.2018 N ¾);

Городской округ Дмитровский МО — 33 кв. м. общей площади для одиноко проживающего гражданина, а также для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 42 кв. м. общей площади для семьи составом из двух человек; 18 кв. м. общей площади на каждого члена семьи, состоящей из трех и более человек (Решение Совета депутатов Дмитровского городского округа МО от 30.04.2020 N 814/95);

г. Долгопрудный МО — 13 кв. м. (Решение Совета депутатов г. Долгопрудный МО от 25.04.2005 N 24-нр (ред. от 16.03.2006);

Городской округ Домодедово МО — 15 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов городского округа Домодедово МО от 30.03.2016 N 1-4/710); для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 27 кв. м. общей площади жилого помещения (Решение Совета депутатов городского округа Домодедово МО от 28.09.2017 N 1-4/833);

г. Железнодорожный МО — от 12-16 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов г. Железнодорожный МО от 16.02.2005 N 09/57);

г. Жуковский МО — 15 кв. м. общей площади на одного члена семьи (Решение Совета депутатов г. Жуковский МО от 19.05.2005 N 32/СД (ред. от 30.06.2008);

Каширский муниципальный район МО — 12 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов Каширского муниципального района МО от 15.12.2015 N 181-н);

г. Королев МО — 18 кв. м. на одного человека (Решение Совета депутатов г. Королева МО от 25.04.2005 N 85/516 (ред. от 15.11.2006)); для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере 27 кв. м. общей площади жилого помещения (Решение Совета депутатов городского округа Королев МО от 27.09.2017 N 400/84);

Городской округ Красногорск МО — 30 кв. м. общей площади на одиноко проживающего гражданина; 15 кв. м. общей площади на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек (Решение Совета депутатов городского округа Красногорск МО от 27.04.2017 N 130/8).

Статьей 10 Закона Московской области от 26 июля 2006 г. N 124/2006-ОЗ «О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда Московской области по договорам социального найма отдельным категориям граждан» право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Московской области по договорам социального найма имеют состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях работники государственных учреждений здравоохранения Московской области, государственных аптечных учреждений, работники государственных образовательных организаций, работники государственных учреждений социального обслуживания населения, работники государственных учреждений сферы культуры, работники государственных учреждений агропромышленного комплекса, работники казенных предприятий жилищно-коммунального хозяйства, работники физкультурно-спортивных государственных учреждений, работники государственных архивных учреждений. Для указанных категорий граждан установлены следующие нормы предоставления площади жилого помещения:

  • не менее 33 кв. м общей площади — на одиноко проживающих граждан;
  • не менее 42 кв. м общей площади — на семью из двух человек и трех человек;
  • не менее 18 кв. м общей площади — на каждого члена семьи, состоящей из трех и более человек.

В жилищном законодательстве России есть такое понятие, как учетная норма жилой площади. Этот показатель используется при постановке на очередь граждан-льготников. Размер учетной нормы устанавливается муниципальными органами и находится в диапазоне от 6 до 12 кв.м. на каждого жильца, а его увеличение не допускается.

Норма жилой площади, которую граждане получают по договору соцнайма, также может отличаться в зависимости от региона. Например, в Нижнем Новгороде учетная норма равна 12 кв.м, норма предоставления помещения – 13 кв.м.

В Москве минимальная норма обеспечения социальным жильем составляет 18 кв.м. Кроме того, устанавливаются и максимальные нормы. Так, семье, состоящей из супругов, может быть предоставлена квартира площадью до 44 кв.м. Если семья состоит из двух человек, которые не являются супругами – норма увеличивается до 50 кв.м.

Требования к квартирам, в которые люди вселяются по договору соцнайма, закреплены в ЖК РФ. В помещении должны быть проведены все основные коммуникации: вода, газ, электричество. Оно должно соответствовать санитарным нормам и нормам пожарной безопасности, быть светлым, вентилируемым и комфортным для проживания

Если семья соответствует установленным требованиям, можно вставать на учет. Это разрешается сделать несколькими способами:

  • Подать заявление напрямую, то есть в жилищный комитет при местной администрации.
  • Воспользоваться онлайн-ресурсом «Госуслуги».
  • Сдать документы через многофункциональный центр.

Принятие решения после подачи документов занимает примерно один месяц. О присвоении статуса очередника, а также об отказе в постановке на учет, граждан информируют письменно. Ответ направляется в течение 3 дней с момента вынесения решения

Самые распространенные причины отказа в постановке на очередь – утрата статуса малоимущей семьи, а также преднамеренное ухудшение жилищных условий (например, квартиру специально меняют на меньшую). Кроме того, снять заявителя с учета или отодвинуть очередь могут по следующим причинам:

  1. Подача очередником соответствующего заявления.
  2. Предоставление ложной информации или поддельных документов.
  3. Переезд на постоянное место жительства в другой регион.
  4. У семьи изменился состав или условия проживания.
  5. Семья воспользовалась льготной государственной программой на покупку (строительство) собственного жилья.

Стоит учитывать, что власти периодически проверяют условия жизни очередников. Как правило, проверка проводится раз в 5 лет, за год до того, как должна подойти очередь заявителя, и непосредственно перед вручением ключей.

Государство не может и не собирается отказываться от нормирования площади, предоставляемой в социальный найм. Это связано с тем, что в РФ наблюдается острый дефицит бесплатного жилья. Чтобы граждане, остро нуждающиеся в квадратных метрах, не остались без жилого помещения, обязательные нормы должны быть зафиксированы законодательно.

[autor_bq]

Нужен совет профессионального юриста? Онлайн-консультант готов ответить на любые вопросы прямо сейчас!

Какова норма предоставления площади жилого помещения на одного человека?

  • использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных статьей 17 Жилищного кодекса РФ:
    • для временного проживания в связи с работой, прохождением службы, обучением, назначением на государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ, на выборную должность;
    • для временного проживания нанимателя и членов его семьи в связи с капремонтом или реконструкцией дома, утратой жилого помещения в результате обращения взыскания на это помещение, признанием жилого помещения непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;
    • для временного проживания в случае, если наниматель отнесен к числу граждан, нуждающихся в социальном обслуживании;
    • для временного проживания в случае, если наниматель признан вынужденным переселенцем или беженцем;
    • для временного проживания в случае, если наниматель отнесен к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите;
    • для временного проживания в случае, если наниматель отнесен к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • пользоваться помещением с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан, соседей;
  • обеспечивать сохранность жилого помещения, в том числе находящегося в нем санитарно-технического и иного оборудования, не допускать выполнение в жилом помещении работ или совершение других действий, приводящих к порче жилого помещения, находящегося в нем оборудования, а также к порче общего имущества в МКД;
  • поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, а также помещений общего пользования в МКД, соблюдать чистоту и порядок в жилом помещении, в подъездах, кабинах лифтов, на лестничных клетках, в других помещениях общего пользования в МКД;
  • немедленно принимать возможные меры к устранению обнаруженных неисправностей жилого помещения или санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, и сообщать о них наймодателю;
  • проводить текущий ремонт помещения;
  • своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги в порядке и размере, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ;
  • допускать в заранее согласованное время в жилое помещение работников наймодателя или уполномоченных им лиц, представителей органов государственного контроля (надзора) для осмотра технического и санитарного состояния жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, а также для выполнения необходимых ремонтных работ;
  • не производить переустройство и (или) перепланировку жилого помещения в нарушение порядка, предусмотренного статьями 25, 26 и 28 Жилищного кодекса РФ;
  • при прекращении права пользования жилым помещением передать по акту приема-передачи наймодателю в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, оплатить стоимость не проведенного нанимателем текущего ремонта жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, или провести текущий ремонт за свой счет, а также погасить задолженность по внесению платы за ЖКУ.

Наниматель специализированного жилого помещения не вправе осуществлять обмен помещения, а также передавать его в поднаем.

Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения имеют равные с ним права и обязанности по пользованию специализированным жилым помещением.

Право собственности на жилое помещение в МКД возникает с момента внесения соответствующей записи в ЕГРН, если другое не установлено законом.

Собственник жилого помещения в МКД вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на другом законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на другом законном основании с учетом требований, установленных законодательством РФ.

Право пользования жилым помещением по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования возникает на основании письменного договора, оформленного в соответствии с типовым договором, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.12.2014 № 1318 «О регулировании отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования».

  • использовать помещение по назначению и в пределах, установленных статьей 17 Жилищного кодекса РФ;
  • пользоваться помещением с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан, соседей;
  • обеспечивать сохранность помещения, в том числе находящегося в нем санитарно-технического и иного оборудования, не допускать выполнение в жилом помещении работ или совершение других действий, приводящих к порче жилого помещения, находящегося в нем оборудования, а также к порче общего имущества в МКД;
  • поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, а также помещений общего пользования в МКД, соблюдать чистоту и порядок в жилом помещении, подъездах, кабинах лифтов, на лестничных клетках, в других помещениях общего пользования в МКД;
  • немедленно принимать возможные меры к устранению обнаруженных неисправностей жилого помещения или санитарно-технического и другого оборудования, находящегося в нем, и сообщать о них наймодателю;
  • проводить текущий ремонт жилого помещения, если обязанность по его проведению не возложена на наймодателя условиями договора;
  • своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы возникает с момента заключения договора;
  • информировать наймодателя об изменении оснований и условий, влияющих на пользование жилым помещением;
  • допускать в заранее согласованное время в жилое помещение работников наймодателя или уполномоченных им лиц, представителей органов государственного контроля (надзора) для осмотра технического и санитарного состояния жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, а также для выполнения необходимых ремонтных работ;
  • не производить переустройство и (или) перепланировку жилого помещения в нарушение порядка, предусмотренного статьями 25, 26 и 28 Жилищного кодекса РФ;
  • при прекращении права пользования жилым помещением передать по акту приема-передачи наймодателю в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, оплатить стоимость не проведенного нанимателем текущего ремонта жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, или провести текущий ремонт за свой счет, если обязанность по его проведению не возложена на наймодателя условиями договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, а также погасить задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Граждане, постоянно проживающие совместно с нанимателем жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, имеют равные с ним права и обязанности по пользованию жилым помещением.

Право пользования жилым помещением по договору найма жилого помещения возникает на основании договора, заключенного в соответствии с требованиями главы 35 Гражданского кодекса РФ.

В качестве пользователя жилым помещением по договору найма жилого помещения наниматель такого жилого помещения имеет права и несет обязанности, установленные условиями договора найма жилого помещениями с учетом требований статьи 17 Жилищного кодекса РФ, а также с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства.

Кто имеет право на улучшение жилищных условий

Основным договором, с помощью которого жилые помещения передаются во временное владение и пользование, является договор социального найма жилого помещения. По договору социального найма гражданам Российской Федерации предоставляется жилое помещение из государственного или муниципального жилищного фонда (ч. 1 ст. 49 ЖК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона — собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне — гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ.

Различаются основания и порядок представления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются категориям граждан, которые определены федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации. Данные граждане должны быть признанными нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации.

Таким категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма также и жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном названным кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации.

Далее мы будем рассматривать вопросы предоставления по договорам социального найма жилого помещения жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях гражданин должен подать в орган местного самоуправления по своему месту жительства заявление. Такое заявление может быть подано также через многофункциональный центр (ч. 3 ст. 52 ЖК РФ).

Также вместе с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Так, в п. 8 Методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма, утвержденных приказом Минрегиона России от 25.02.2005 № 18′, установлены рекомендации, согласно которым для принятия на учет гражданин подает заявление с указанием совместно проживающих с ним членов его семьи. Заявление подписывается всеми проживающими совместно с ним дееспособными членами семьи.

К заявлению могут прилагаться:

  • документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи и т.п.);
  • необходимые для признания гражданина малоимущим (рекомендуется запрашивать после признания гражданина нуждающимся в жилом помещении);
  • подтверждающие право быть признанным нуждающимся в жилом помещении, а именно:
  • выписка из домовой книги,
  • документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения и т.п.),
  • выписка из технического паспорта БТИ с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией,
  • справка органов государственной регистрации о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи, предоставляемая каждым дееспособным членом семьи заявителя, и иные документы.

При этом согласно ч. 3 ст. 52 ЖК РФ гражданин может не представлять документы, получаемые по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.

Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут самостоятельно получены органом, осуществляющим принятие на учет, по межведомственным запросам в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных таким органам организациях, в распоряжении которых находятся данные документы, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.

В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.

Помимо этого, гражданин и члены его семьи обязаны предоставить сведения о жилых помещениях, гражданско-правовых сделках, совершенных с жильем за пять лет, предшествующих постановке на учет. Это обусловлено тем, что ст. 53 ЖК РФ устанавливает последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий: граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Заявление проверяется органом, осуществляющим принятие на учет. Согласно ч. 5 ст. 52 ЖК РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган.

В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет. О принятом решении гражданам сообщается письменно в течение 3 рабочих дней (ч. 6 ст. 52 ЖК РФ).

Принятые на учет граждане включаются в книги учета граждан, нуждающихся в жилом помещении. На каждого принятого заводится учетное дело, в котором содержатся все представленные им документы.

В соответствии со ст. 76 ЖК РФ наниматель жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, с согласия в письменной форме наймодателя и проживающих совместно с ним членов его семьи вправе передать часть занимаемого им жилого помещения, а в случае временного выезда все жилое помещение в поднаем.

Договор поднайма жилого помещения может быть заключен, если после его заключения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного проживающего составит не менее учетной нормы, а в коммунальной квартире — не менее нормы предоставления.

Для передачи в поднаем жилого помещения, находящегося в коммунальной квартире, требуется также согласие всех нанимателей и проживающих совместно с ними членов их семей, всех собственников и проживающих совместно с ними членов их семей.

Поднаниматель не приобретает самостоятельное право пользования жилым помещением. Ответственным перед наймодателем по договору социального найма жилого помещения остается наниматель.

Передача жилого помещения в поднаем не допускается, если в этом жилом помещении проживает или в него вселяется гражданин, страдающий одной из тяжелых форм хронических заболеваний.

Ст. 77 ЖК РФ закрепляет, что договор поднайма заключается в письменной форме и его экземпляр передается наймодателю. В договоре поднайма должны быть указаны граждане, вселяемые совместно с поднанимателем в жилое помещение. Договор поднайма заключается на срок, определяемый сторонами. Если срок не определен, договор считается заключенным на один год.

Договор поднайма является возмездным. Порядок, условия, сроки внесения и размер платы за поднаем устанавливаются по соглашению сторон.

Договор поднайма прекращается по истечении срока, на который он был заключен. При прекращении договора социального найма жилого помещения прекращается договор поднайма такого жилого помещения.

Договор поднайма жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, может быть расторгнут:

  1. по соглашению сторон;
  2. при невыполнении поднанимателем условий договора поднайма жилого помещения.

В случае, если поднаниматель или гражданин, за действия которого поднаниматель отвечает, использует это жилое помещение не по назначению, систематически нарушает права и законные интересы соседей или бесхозяйственно обращается с жилым помещением, допуская его разрушение, наниматель жилого помещения вправе предупредить поднанимателя о необходимости устранить нарушения. Если указанные нарушения влекут за собой разрушение жилого помещения, наниматель жилого помещения также вправе назначить данному поднанимателю разумный срок для проведения ремонта жилого помещения.

Если после предупреждения нанимателя виновные лица продолжают нарушать права и законные интересы соседей или использовать жилое помещение не по назначению либо без уважительных причин не проведет необходимый ремонт, наниматель в судебном порядке вправе расторгнуть договор поднайма жилого помещения и выселить поднанимателя и вселенных совместно с поднанимателем граждан.

Если по прекращении или расторжении договора поднайма жилого помещения поднаниматель отказывается освободить жилое помещение, поднаниматель подлежит выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения вместе с проживающими с ним гражданами.

Если договор поднайма жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, заключен без указания срока, сторона договора — инициатор прекращения договора обязана предупредить другую сторону о прекращении договора поднайма за три месяца.

Правовой статус временных жильцов определен в ст. 80 ЖК РФ и ст. 680 ГК РФ.

Наниматель, занимающий жилое помещение на условиях договора социального найма, вправе предоставить право пользования занимаемым жилым помещением (или его частью) временным жильцам. Временными жильцами могут быть любые граждане: друзья, знакомые, дальние родственники нанимателя и т.д. Родственники нанимателя, совместно с ним проживающие, которых судебная практика не признает членами семьи нанимателя, если нет оснований считать их поднанимателями, должны также рассматриваться как временные жильцы.

Безвозмездное проживание граждан в качестве временно проживающих (временных жильцах) возможно с согласия членов семьи нанимателя и с предварительным уведомлением наймодателя. Наймодатель вправе запретить проживание временных жильцов в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на каждого проживающего составит для отдельной квартиры менее учетной нормы, а для коммунальной квартиры — менее нормы предоставления.

Срок проживания временных жильцов не может превышать 6 месяцев подряд. Временные жильцы не обладают самостоятельным правом пользования соответствующим жилым помещением. Ответственность за их действия перед наймодателем несет наниматель.

Временные жильцы обязаны освободить жилое помещение по истечении согласованного с ними срока проживания, а в случае, если срок не согласован, не позднее чем через семь дней со дня предъявления соответствующего требования нанимателем или совместно проживающим с ним членом его семьи.

В случае прекращения договора социального найма жилого помещения, а также в случае отказа временных жильцов освободить жилое помещение по истечении согласованного с ними срока проживания временные жильцы подлежат выселению из жилого помещения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.

Все разъяснения — Прокуратура Смоленской области

Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ):

• не являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателей) жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (далее — нанимателями (членами семьи нанимателя) жилого помещения) либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

• являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателя) жилого помещения либо собственниками жилых помещений (членами семьи собственника жилого помещения) и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

Справка. Учетная норма

Учетной нормой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. В частности, в г. Москве учетная норма установлена в размере 10 кв. м площади жилого помещения для отдельных квартир и 15 кв. м площади жилого помещения для квартир, предоставленных по решениям уполномоченных органов разным семьям (ч. 4 ст. 50 ЖК РФ; ч. 3, 4 ст. 9 Закона г. Москвы от 14.06.2006 № 29).

• проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

• являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателя) жилого помещения или собственниками жилых помещений (членами семьи собственника жилого помещения), проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.

Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются (ч. 2, 3 ст. 49 ЖК РФ):

1) гражданам, признанным органом местного самоуправления в установленном порядке малоимущими;

2) иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в частности (п. 6 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ; ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ; ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ; п. 5 ст. 14 Федерального закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ):

-педагогическим работникам;

-сотрудникам, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005;

-инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов;

-больным заразными формами туберкулеза.

Договор социального найма заключается между гражданином и собственником жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда (действующим от его имени уполномоченным органом) на основании решения органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения по договору социального найма (ч. 3, 4 ст. 57, ч. 1 ст. 60, ст. 63 ЖК РФ).

Предоставляемое по договору социального найма жилое помещение должно быть изолированным, пригодным для постоянного проживания и иметь общую площадь на одного человека не ниже установленной нормы предоставления (ч. 1 ст. 50, ст. 62 ЖК РФ; ч. 1 ст. 30 Закона г. Москвы от 27.01.2010 № 2).

Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия (ч. 2 ст. 60 ЖК РФ).

Жилые помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях или нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, если (ч. 1, 2 ст. 91.3 ЖК РФ; ст. 25 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ):

• доход гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи и стоимость подлежащего налогообложению их имущества не превышают максимальный размер, устанавливаемый органами местного самоуправления (актом представительного органа местного самоуправления) в соответствии с законодательством субъекта РФ, который, в свою очередь, не может превышать размер, позволяющий гражданину и членам его семьи приобрести жилое помещение в собственность за счет собственных средств, кредита или займа на территории соответствующего муниципального образования;

• гражданин не признан и не имеет оснований быть признанным малоимущим в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ.

Граждане, состоящие на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, могут подать по своему выбору заявление о предоставлении жилого помещения одному наймодателю таких жилых помещений, в том числе в строящемся наемном доме социального использования на территории муниципального образования (в гг. Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — на территории соответствующего субъекта РФ), если решением, актом или договором, устанавливающим (изменяющим) цель использования такого наемного дома, установлены условия предоставления жилых помещений в нем по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (ч. 1 ст. 91.14, п. 1 ч. 3 ст. 91.17 ЖК РФ).

Указанные заявления учитываются наймодателем в порядке очередности исходя из времени постановки граждан на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений (ч. 2 ст. 91.14 ЖК РФ).

Наймодателем по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования могут являться (ч. 1 ст. 91.2 ЖК РФ; п. 1 Требований, утв. постановлением Правительства РФ от 05.12.2014 № 1318):

1) орган государственной власти или местного самоуправления, выступающий соответственно от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, либо уполномоченная указанным органом организация;

2) соответствующая установленным требованиям организация — собственник жилого помещения частного жилищного фонда либо организация, уполномоченная собственником такого жилого помещения.

Предметом договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования может быть жилое помещение в наемном доме социального использования, за исключением комнат (части квартиры), или жилой дом, являющийся наемным домом социального использования (ст. 91.5 ЖК РФ).

Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования заключается на основании решения наймодателя о предоставлении такого жилого помещения на срок не менее чем один год, но не более чем десять лет (ч. 3, 5 ст. 91.1, ч. 1 ст. 91.6 ЖК РФ).

По материалам («Электронный журнал «Азбука права», 2020)

В современном мире проблему с жильём можно решить разными способами: покупка, аренда, ипотека, рента и т.п., но немалую роль в решении этого вопроса играет предоставление жилья по договору социального найма. Так что же такое социальный найм жилья?

По своей сути это предоставление жилья на определённых условиях нуждающимся гражданам в пользование по бессрочному договору. Предоставляет такое жильё государственные или муниципальные органы. Гражданин, получив от государства такое жильё, должен содержать его в порядке, оплачивать коммунальные услуги и при необходимости производить его косметический ремонт.

Регулируется этот договор нормами Гражданского кодекса РФ. Кроме того, основания, условия и порядок заключения договора социально найма регулируется Жилищным кодексом РФ. Помимо федерального законодательства, вопросы предоставления жилья по договору социального найма регулируются и региональным законодательством субъектов РФ. Именно по этой причине мало только обратиться к Жилищному кодексу РФ, нужно достаточно тщательно изучить и законы субъектов РФ, касающиеся этого вопроса.

Для оформления договора социального найма гражданину необходимо, чтобы он состоял на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также в отношении него было принято решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. С решением всё более или менее понятно, а как встать на этот самый учёт? Какие условия для этого необходимо соблюсти?

Первое и самое основное – претендующий на получение жилья по договору социального найма должен иметь российское гражданство. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут претендовать на такое жилье.

Второе – гражданин должен быть признан нуждающимся в таковом жилье. По российскому законодательству к нуждающимся можно отнести следующие категории граждан (а также членов их семьи):

  • не имеющие своего постоянного жилья;
  • являющихся нанимателями, но при этом обеспеченность жильём на одного члена семьи составляет менее учётной нормы, при этом в каждом регионе своя учётная норма;
  • если жилое помещение признано непригодным для проживания – в этом случае учётная норма не играет роли;
  • проживающие в коммунальных квартирах, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжёлой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.

Третье – гражданин должен быть отнесён к категории малоимущих. Существует методика расчёта дохода гражданина и семьи. Так, для москвичей такая методика утверждена Постановлением Правительства Москвы от 6 июня 2006 года № 362-ПП «О мерах по реализации Закона города Москвы «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях». По данной методике берётся рыночная стоимость квартиры, на которую может претендовать гражданин и его семья, а также доходы всех взрослых членов семьи.

Важно! Все взрослые члены семьи должны быть трудоустроены и исходя из действующих норм предоставления жилого помещения вычисляется, за какое время семья в состоянии накопить эти средства.

Четвёртое – это постоянное длительное проживание (не менее 10 лет!) в населённом пункте. Сразу оговорюсь, что в жилищном законодательстве РФ такие условия отсутствуют, однако в Москве и Санкт-Петербурге такие нормы предусмотрены в местных законах. Высшие судебные инстанции пока отказываются признавать недействительным вышеозначенные нормы, и они продолжают действовать.

Любой договор имеет свои особенности и договор социального найма жилья не исключение. Особенности этого договора в следующем:

  • наймодателем по данному договору является государство или местные власти;
  • наниматель только гражданин (то есть физическое лицо);
  • договор может быть заключён с одним из членов семьи;
  • в случае смерти нанимателя или его выселения договор нужно перезаключить с одним из членов семьи, проживающих в жилом помещении;
  • проживающие совместно с нанимателем члены его семьи пользуются всеми правами и несут все обязанности по договору наравне с самим нанимателем;
  • плата за жилое помещение и коммунальные услуги определяется в соответствии с единой тарификацией;
  • договор социального найма носит бессрочный характер.

Стоит сказать, что типовая форма договора социального найма утверждена Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2005 г. № 315 «Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения» и с ней может ознакомиться каждый желающий.

Договор социального найма имеет свои плюсы и минусы и о них мы поговорим далее.

Безусловно, самый большой плюс договора социального найма заключается в том, что гражданин, проживающий в квартире или комнате по договору социально найма и не участвовавший ранее в приватизации, может данное жильё приватизировать, и оно перейдёт в его собственность.

Второй плюс, это отсутствие налога на недвижимость, так как жильё не является собственностью гражданина. Платить этот налог придётся только после приватизации.

Третий плюс – низкая плата за такое жильё в отличие от арендной платы по договору аренды.

Четвёртый плюс – приемлемые условия договора и как правило минимальный контроль со стороны наймодателя при нормальном поведении гражданина-нанимателя (своевременная оплата жилья и коммунальных платежей, отсутствие жалоб со стороны соседей и т.п.).

Договор социального найма, как и любой другой договор может быть изменён или расторгнут.

Расторгнуть договор можно в любое время по соглашению сторон, если в жилом помещении проживает только гражданин-наниматель или же с письменного согласия проживающих совместно с ним членов его семьи, если он проживает в квартире не один и данные лица внесены в договор социального найма как члены семьи нанимателя.

И также договор социального найма может быть расторгнут при выезде гражданина-нанимателя и членов его семьи в другое место жительства. В этом случае договор социального найма будет считаться расторгнутым со дня выезда гражданина-нанимателя и членов его семьи из квартиры.

Важно отметить, что наймодатель, т.е. государственный или муниципальный орган может обратиться в суд с требованием расторгнуть договор социального найма по следующим основаниям:

  • использование жилого помещения не по назначению (квартира используется не для проживания, а в ней, к примеру, расположен офис, склад или мелкое производство);
  • наниматель или же другие граждане, за действия которых он отвечает, допустили разрушение или повреждение жилого помещения;
  • систематическое нарушение прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении (это касается больше коммунальных квартир);
  • невнесение нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более 6 месяцев.

А также договор социального найма может быть прекращён в связи с утратой (разрушением) жилого помещения или же со смертью одиноко проживавшего гражданина-нанимателя.

Кроме того, другие лица, проживающие в социальной квартире, могут обратиться в суд с иском о признании утратившим право пользования жилым помещением в отношении жильца, на длительное время выехавшего из такого социального жилья.

Договор социального найма – это как правило мера вынужденная, хотя и достаточно выгодная в некоторых моментах (например, это возможность приватизировать жильё).

В договоре социального найма есть как очевидные плюсы, так и достаточно существенные минусы.

Регулирование вопроса постановки на учет как нуждающихся достаточно запутанное и имеет нюансы в каждом регионе.

Бесспорно то, что социальный найм даёт возможность малообеспеченным гражданам решить жилищный вопрос, но ждать решения этого вопроса люди вынуждены десятилетиями.

Председатель правления концерна «Русич» Александр Ванчура рассказал, что с 1 февраля 2022 года повысится кадастровая стоимость жилья. Ее размер в московском регионе составит в среднем 181 тыс. рублей за 1 кв. м. По словам Андрея Большакова, основателя юридической фирмы Bolshakov & Partners, в Москве она повысится на 21,4%. В последний раз это значение корректировали в 2018 году. Ванчура связал изменения с «ощутимым ростом цен» на недвижимость в 2020 году.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.