Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый закон о земельных участках 2022 года в Татарстане». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Регистрация права на земельный участок представляет собой процедуру внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о праве лица на данный объект недвижимости. В результате регистрации официально признается и подтверждается возникновение, изменение, переход, прекращение права лица на недвижимое имущество. Так, например, после заключения договора купли-продажи, мены, дарения земельного участка производится госрегистрация перехода права собственности на данный объект недвижимости.
Регистрируются в ЕГРН и ограничения прав, обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. При этом договоры аренды, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования им, заключенные на срок менее чем один год (например, на 11 месяцев), не подлежат государственной регистрации.
Процедура регистрации регулируется Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). Условно можно выделить следующие ее этапы:
1. Обращение в уполномоченный орган с заявлением о государственной регистрации прав.
2. Осуществление правовой экспертизы документов уполномоченным органом и внесение в ЕГРН записи о праве заявителя на объект недвижимости.
3. Выдача документов после осуществления государственной регистрации прав.
Регистрация участков с «временным» статусом: что изменится с 1 марта 2022 г.
В настоящее время регистрация права на земельный участок в ЕГРН – единственное доказательство существования этого права. Отсутствие регистрации существенно затрудняет владение, пользование и распоряжение участком.
Земельный участок, права на который не зарегистрированы, не может быть сдан в аренду, выступать в качестве залога при ипотечном кредитовании.
Трудности возникают и при продаже участка. Во-первых, при совершении сделки покупатель устанавливает законного владельца, руководствуясь сведениями ЕГРН. При их отсутствии он рискует стать жертвой мошенников или совершить сделку, которая в дальнейшем будет признана недействительной. Поэтому разумный покупатель от покупки такого участка воздержится. Во-вторых, для государственной регистрации перехода права к новому собственнику требуется сперва зарегистрировать право продавца на данный объект недвижимости. Отсутствие зарегистрированного права прежнего собственника как минимум затянет процедуру купли-продажи. Подобные трудности могут иметь место при совершении и иных сделок с землей.
Информация о правообладателе в ЕГРН, помимо частных лиц, используется органами государственной власти, нотариусами. Соответственно, проблемы, связанные с отсутствием регистрации прав, возникают и при изъятии, резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также при оформлении наследства, дарении объекта недвижимости.
Наличие сведений о праве лица в ЕГРН минимизирует риски мошеннических действий с земельным участком, поскольку удостовериться в наличии официально зарегистрированного права может любой желающий. Таким образом, госрегистрация защищает от выбытия участка из рук законного владельца. Никто не может посягать на зарегистрированные права на земельный участок.
Вместе с тем государственная регистрация ранее возникшего права в ЕГРН проводится по желанию правообладателя. Это означает, что права на объекты недвижимости, возникшие до 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации в ЕГРН. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на эту недвижимость, имеют такую же юридическую силу, как и записи в ЕГРН. Однако для совершения сделок с данными объектами государственная регистрация прав все же потребуется. Иначе переход права не зарегистрируют.
Регистрация права на объект недвижимости и государственный кадастровый учет связаны между собой.
Государственный кадастровый учет представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования. Другими словами, при постановке на кадастровый учет подтверждается существование участка, который является уникальным, имеет свои индивидуальные характеристики. Ему присваивается кадастровый номер, который не может повторяться.
Государственный кадастровый учет и регистрация права на земельный участок могут проходить одновременно или по очереди в зависимости от обстоятельств (основания кадастрового учета и госрегистрации предусмотрены ст. 14 Закона № 218-ФЗ).
Чтобы изменить статус «временный» на «учтенный», необходимо осуществить государственную регистрацию прав на участок. Что для этого требуется?
1. Соберите документы, которые являются основанием регистрации прав. Например: акты органов государственной власти или местного самоуправления, устанавливающие наличие прав на объект недвижимости; договоры в отношении недвижимого имущества; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты.
2. Уплатите государственную пошлину. Согласно налоговому законодательству размер госпошлины в отношении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства составляет 350 руб. для физических лиц.
В случае если права на участок были приобретены до 31 января 1998 г., госпошлину платить не требуется.
3. Обратитесь в Росреестр с заявлением о государственной регистрации прав. Подать его можно и через МФЦ. Приложите к заявлению вышеуказанные документы в бумажном виде в одном экземпляре-подлиннике. После завершения государственной регистрации вам их вернут.
4. Дождитесь внесения в ЕГРН сведений, необходимых для государственной регистрации прав. Срок регистрации прав составляет 7 рабочих дней с даты приема заявления Росреестром и 9 рабочих дней с даты приема документов в МФЦ.
В некоторых случаях госрегистрация может быть приостановлена, например если имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами (основания и сроки приостановления осуществления кадастрового учета и регистрации прав регламентированы ст. 26 Закона № 218-ФЗ).
5. Получите документы после осуществления регистрации прав.
Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, «временный» статус изменяется с момента государственной регистрации аренды.
1 В этот день вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.
Президент
Республики Татарстан
Р.Н.МИННИХАНОВ
Казань, Кремль
5 марта 2021 года
N 8-ЗРТ
-
Конкурсы и аукционы с дополнительными требованиями: как участвовать в таких закупках
210 0
Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству на совещании, состоявшемся на днях, поддержал продление «дачной амнистии» до 1 марта 2022 года.
На проведенном комитетом совещании были поддержаны предложения по продлению сроков «дачной амнистии» и по расширению ее действия, а именно:
— предлагается восстановить действие «дачной амнистии» до 1 марта 2022 года в отношении жилых домов, строений и садовых домов, которые построены на земельных участках, предоставленных до 4 августа 2018 года.
Таким образом, оформление прав на них должно осуществляться в упрощенном порядке — при наличии права на земельный участок потребуется технический план, подготовленный в соответствии с декларацией об объекте, составленной владельцем.
По словам председателя комитета Павла Крашенинникова, в отношении строящихся жилых и садовых домов, строительство которых начато до 4 августа прошлого года, предлагается бессрочно установить упрощенный уведомительный порядок, когда в орган стройнадзора направляется не два, а одно уведомление — только об окончании строительства.
Еще одно предложение касается подачи документов в Росреестр на регистрацию прав: сейчас их направляет орган строительного надзора после проведения проверок по завершении строительства.
Для членов садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ (СНТ) предлагается продлить до 1 марта 2022 года (сейчас до 31 декабря 2020 год) правила приобретения земельных участков, находящихся в публичной собственности и предназначенных для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства.
Эти правила, облегчают члену СНТ приобрести участок на землях, предоставленных для садоводства и огородничества. Предлагается продлить их до 1 марта 2022 года (сейчас — до 1 марта 2020 года) правила, в соответствии с которыми региональные власти имеют возможность устанавливать предельные максимальные цены кадастровых работ, цены на межевание земельных участков.
Вопрос о продлении «дачной амнистии» был поднят фракцией «Справедливая Россия» в ходе встречи с Дмитрием Медведевым в апреле этого года при подготовке к ежегодному отчету правительства перед Госдумой. В ходе отчета 17 апреля премьер-министр заявил о возможности продления «дачной амнистии». Он заявил, что уже дал поручение по подготовке соответствующего федерального закона.
- Описание услуги
- Этапы оказания услуги
- Законодательство
С помощью данного сервиса Вы можете ознакомиться с перечнем земельных участков, выделенных многодетным семьям. Датой предоставления земельного участка считается дата решения уполномоченного органа о его предоставлении многодетной семье. Чтобы ознакомиться с перечнем земельных участков, выделенных многодетным семьям, выберите муниципальный район/городской округ Республики Татарстан, статус и целевое назначение земельного участка.
Статус участка «свободный» означает, что участок подготовлен для предоставления многодетной семье.
Статус «участок выбран» означает, что данный участок выбран одной из многодетных семей, которая подписала акт выбора с представителем уполномоченного органа.
Статус «участок предоставлен» означает, что уполномоченным органом принято решение о предоставлении данного участка многодетной семье.
Земельные участки предоставляются бесплатно гражданам, постоянно проживающим на территории Республики Татарстан, имеющим на дату подачи заявления о предоставлении (передаче) в собственность земельного участка трех и более детей, в том числе пасынков, падчериц, а также усыновленных (удочеренных) и подопечных (в отношении которых опека и попечительство осуществляются бессрочно, либо до достижения ими совершеннолетия), не достигших восемнадцатилетнего возраста.
Кроме того, данным законом предусмотрено право многодетной семьи на бесплатное предоставление земельного участка, если она на день вступления в силу настоящего закона утратила право на предоставление земельного участка в связи с достижением ребенком (детьми) совершеннолетия (достижения восемнадцатилетнего возраста), но если этот ребенок не достиг восемнадцатилетнего возраста на 17 июня 2011 года. В этом случае заявление на предоставление земельного участка должно быть подано в течение трех лет со дня вступления в силу настоящего Закона.
Решение о включении заявителя в списки граждан, имеющих право на получение земельного участка принимается в месячный срок со дня поступления заявления уполномоченный орган местного самоуправления
Предоставление земельного участка многодетной семье.
Решение о предоставлении земельного участка принимается уполномоченным органом местного самоуправления на основании акта, подписанного заявителем и представителем уполномоченного органа местного самоуправления не позднее 14 дней с момента его подписания.1. В случае если заявителем не представлены документы, предусмотренные законом РТ, либо документы, представленные заявителем, не подтверждают право заявителя на бесплатное получение земельного участка в соответствии с данным законом, уполномоченный орган местного самоуправления принимает решение об отказе во включении в списки.
2. Также при троекратном отказе от выбора земельного участка либо троекратной неявке на процедуру выбора земельного участка гражданин исключается из списка. Исключение из списка по указанным основаниям не лишает гражданина права повторного обращения в орган местного самоуправления с заявлением о бесплатном предоставлении земельного участка.
«Дачная амнистия»: как ей воспользоваться
Наблюдательный совет ОЭЗ «Алабуга» под руководством Рустама Минниханова одобрил накануне проект строительства нового производства «Аммоний-2» в Менделеевском районе. Об этом вечером сообщила пресс-служба АО «Аммоний». Проект презентовал президенту Татарстана генеральный директор «Аммония» Дмитрий Макаров. На совете присутствовала и замминистра финансов России Ирина Окладникова, которая также приветствовала планы инвестора.
Параметры планируемой стройки таковы. Это должен быть новый комплекс из современных энергосберегающих агрегатов аммиака, метанола и карбамида на территории, прилегающей к уже работающему заводу «Аммоний». Сырьем для производства служит природный газ, «Аммоний-2» потребует порядка 1,5 млрд кубометров в год. Мощность производства составит 1,2 млн т по аммиаку, 1,4 млн т по карбамиду и 0,5 млн т по метанолу ежегодно.
Комплекс планируется построить к 2027 году. Его стоимость оценивается в 1,5 млрд евро, т. е. 127 млрд рублей по текущему курсу. В презентации проекта сказано, что простой срок окупаемости строительства составит 7 лет. Ожидается, что годовая выручка завода составит около 60 млрд рублей в год. На заводе будет создано 525 новых рабочих мест.
Напомним, что проект дублера «Аммония» имеет многолетнюю историю. Он был задуман еще во время строительства первого «Аммония» в 2010-х годах прежними собственниками — газовиками, правительством РТ и ВЭБ.РФ. Мечту о строительстве «Аммония-2» президент РТ продвигал последовательно и упорно: этот вопрос стал, в частности, одним из центральных во время его турне по Азии в октябре 2015-го, когда он с разницей в несколько дней посетил и Японию, и Китай, встретившись сначала с инвесторами, а потом с подрядчиками «Аммония». Далее Минниханов анонсировал проект во время визита президента России Владимира Путина в Набережные Челны.
В 2016 году, практически сразу же после официального запуска «Аммония», был подписан меморандум о строительстве «Аммония-2» в Токио в ходе японского визита татарстанской делегации. В присутствии Минниханова свои подписи под документом поставили председатель совета директоров АО «Аммоний» Ринат Ханбиков, гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов, председатель совета директоров компании «Мицубиси Хэви Индастриз» Хидеаки Омия и вице-президент совета директоров компании «Соджиц Корпорейшн» Такаси Хара.
«Метанол и аммиак — самая что ни на есть модная и развивающаяся тема. Поэтому вполне разумен заявленный проект, — считает гендиректор „Оргнефтехим-Холдинга“, ранее член совета директоров „Аммония“ Александр Бабынин. — Любой проект будет окупаться в зависимости от множества факторов. Немаловажный из них, как строить. Вместе с тем уважаемая компания господина Троценко умеет эффективно строить, а значит, окупится, если будет эффективно. Я думаю, что при заявленных ими показателях срок окупаемости составит 7–8 лет».
«С первым „Аммонием“ — дорого построили, и упал рынок: два фактора сложилось. Но по любому проекту — ты берешь кредит в той валюте, в которой зарабатываешь выручку, тогда все будет хорошо», — добавляет Бабынин.
«Аммоний-2» затевается буквально на пике мирового спроса на минеральные удобрения и серьезного роста цен. В 2021 году азотные удобрения скакнули в цене минимум на 25–30%, а ряд позиций минеральных удобрений — в разы. Из-за энергокризиса мировые производители серьезно снизили объемы, что привлекает российских экспортеров, которые питают внутренний рынок втрое дешевле, уйти от российских потребителей на премиальные рынки. Ситуация вызвала тревогу и президента России, который потребовал не допустить внутреннего дефицита и влияния его на продуктовую инфляцию. 3 ноября премьер-министр РФ Михаил Мишустин сообщил, что в РФ на полгода вводится ограничение на вывоз из страны азотных удобрений. Поэтому обещание «Аммония» обеспечить татарстанский и соседние рынки выглядит важным.
Упрощённый порядок ввели в 2006 году и первоначально рассчитывали на 3 года. Однако кадастровые органы не смогли справиться с лавиной обращений, поэтому власти несколько раз продлевали сроки и вносили поправки в законы.
Дачная амнистия 2022 не только увеличивает срок, но и расширяет действие на кадастровую сферу, градостроительный кодекс.
Изменения по транспортному и земельному налогу в 2022-2023 годах
Документация для оформления недвижимости включает паспорт владельца и свидетельство о праве.
Владельцу понадобится заплатить пошлину за подачу документов в Росреестр. Услуги кадастрового инженера оплачиваются по договору отдельно, после составления технического задания.
Технический план составляется после обмеров и определения координат строения. Поэтому кадастровые инженеры обязательно выезжают на местность.
Знаем по опыту работы, что разобраться в хитросплетениях дачной амнистии обычным людям бывает очень непросто.
- Поправки, нормы местного законодательства, ограничения вызывают шквал вопросов и желание отложить решение вопроса с недвижимостью в долгий ящик.
- Иногда список документов для регистрации меняется в зависимости от вида собственности, региона и состава объекта владения.
- Сложно разобраться, какие постройки относятся к недвижимости и требуют узаконивания, а какие – нет.
Знания и опыт помогают нам решать самые сложные и запутанные задачи. Мы ответственно заявляем, что проблему можно решить. Приходите к нам, мы поможем решить вопрос, сдвинуть дело с мёртвой точки.
5. Дополнительные права региональных властей
Региональным властям предоставлено право самостоятельно (своими законами) определять те муниципалитеты, на территории которых строительство/реконструкция/эксплуатация фермерских домов не допускаются. В запретный перечень попадут, к примеру, земельные участки с расположенными на них особо ценными с/х угодьями.
Наделяя власти регионов дополнительными полномочиями, законодатель принял во внимание большие опасения фермеров в образовании потенциальных проблем:
- прогнозируемые скачки стоимости фермерской земли, в тех муниципалитетах, которые находятся вблизи больших городов
- резкое ограничение возможности получения земли под фермерство в аренду – как следствие роста цены на землю
По информации парламентария Николаева Н.П., Председателя комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, являющегося одним из инициаторов разработки закона ФЗ №299-ФЗ от 02.07.2021, в России на данный момент:
- зарегистрировано порядка 170 тысяч крестьянско-фермерских хозяйств, обрабатывающих более 43 млн. га с/х земель
- это более 20% тех земель, которые в стране есть и которые обрабатываются
- необходима поддержка инициатив граждан в создании и развитии деятельности КФХ с приемлемыми для них условиями предоставления сельхозземли
С учётом того, фермерские хозяйства зачастую находятся достаточно далеко от населённых пунктов, норма о разрешении на строительство жилого дома на сельхозземлях для многих из них актуальна. Логично предположить, что такие земли:
- не будут входить в ограничительный перечень муниципальных земель, который подготовят власти субъектов РФ
- будут застроиваться фермерскими домами
С 1 июля 2019 года вступил в силу новый закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» позволит местным властям в принудительном порядке проводить изъятие земельных участков у недобросовестных собственников, не используемые по назначению или с явными нарушениями земли сельскохозяйственного назначения.
Сама процедура изъятия земель будет выглядеть следующим образом:
- Законом о принудительном изъятии земли установлено, что реализация земельного участка, изъятого в принудительном порядке, осуществляется в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, возможна только с публичных торгов по правилам, которые определены Гражданским кодексом РФ, но в случае, если торги признаны несостоявшимися, земельный участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене торгов.
- Денежные средства, полученные в процессе реализации земельного участка, выплачиваются бывшему собственнику за вычетом расходов, которые были произведены на подготовку и проведение публичных торгов.
- Большую роль при разрешении вопросов, связанных с распределением земельных участков сельскохозяйственного назначения, закон отводит органам местного самоуправления.
«Установлен порядок, определяющий право сельхозорганизации или крестьянского (фермерского) хозяйства, использующего земельный участок, обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка или договора аренды в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности по цене не более 15 процентов от кадастровой стоимости земельного участка (для купли-продажи), — пояснил Николай Степанов, партнер юридической фирмы «Муранов, Черняков и партнеры». — Торги за право заключения договора купли продажи или аренды не проводятся, что может существенно увеличить количество сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения. Более того, муниципальный орган обязан в течение двух недель с момента госрегистрации права на земельный участок, выделенный в счет земельных долей, опубликовать в средствах массовой информации и разместить на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о возможности приобретения такого земельного участка«.
Федеральный закон от 28.06.2021 г. № 226-ФЗ
Изъятие — многокомпонентная упорядоченная процедура. После принятия решения об отъеме участка из частных владений, должен соблюдаться порядок действий. В ином случае собственник может по своей инициативе направить заявление в орган судебной защиты. Владельцу земли нужно помнить, избежать изъятия не удастся при всем желании, поэтому разжигать конфликт с органами власти не стоит. Но отстаивать свои права при попытке их нарушить необходимо обязательно. Неосведомленность и попустительство в вопросах собственности недопустимы, так как есть риск остаться без денег и земли.
Чье вмешательство во владение частной собственностью законно? Конституция в статье 35 констатирует, что частная собственность охраняется законом, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В этом случае речь идет не о лишении имущества, а о выкупе. Процедура не является конфискацией и ей не тождественна. Это два разных по целям и средствам действия.
Земля может быть изъята для нужд муниципалитета или органов федеральной власти. От целей и субъекта изъятия начать процедуру имеет право государство или муниципалитет. Для каждого случая существует перечень оснований и схема действий. Но если собственник и орган власти не достигнут соглашения, спор между ними решат судебные органы. Суд в любом случае признает действия государственного или муниципального органа законными, собственник на основании судебного приказа будет вынужден передать свою землю в их распоряжение. Исключением являются случаи, когда орган власти формально отнесся к процедурам, предшествующим изъятию.
При изъятии земли государство и муниципалитет руководствуются статьей 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Нормы статьи подробно регламентируют основания и условия изъятия земель из частной собственности.
Для выкупа земли с целью строительства или реконструкции объектов федерального или регионального значения необходимо:
- чтобы объекты строительства были предусмотрены документами территориального планирования;
- были утверждены проектами планировки территории.
Пунктом 2 статьи 56.3 предусмотрен перечень иных оснований для изъятия:
- если принято решение о создании или увеличении площади особо охраняемой территории;
- для выполнения международных обязательств;
- для разработки недр;
- признании жилого помещения аварийным.
Далее содержатся условия, которые должны быть соблюдены при изъятии:
- принимать решение об изъятии земли для строительства или реконструкции объектов можно не позже чем в течение трех лет после утверждения документации;
- решения об изъятии должны быть приняты компетентными органами.
Кроме оснований, указанных в статье 56.3 ЗК РФ, закон предусматривает изъятие земли в связи с неиспользованием участка по назначению. Так, если владелец имеет участок для ведения ЛПХ, а складирует там химические отходы или просто забросил свои владения, государство землю заберет.
Отдельно следует упомянуть конфискацию:
- Этот вид отъема собственности применяется в качестве наказания за уголовное преступление и осуществляется без компенсации.
- Общих черт изъятие и компенсация не имеют.
Изъятие земли — формализованная процедура, свободная форма не допускается. Собственник должен помнить об этом и быть готовым защищать свои права при несоблюдении властью своих обязанностей.
В 2022 году изъятие включает несколько этапов:
- вынесение на рассмотрение вопроса об изъятии территории для конкретных нужд;
- поиск правообладателей;
- вынесение постановления компетентной комиссией;
- уведомление собственника;
- подготовка соглашения;
- отчуждение земли и регистрация перехода права.
Оценка стоимости земли производится компетентным органом. Если землевладелец не согласен с суммой компенсации, он может привлечь независимую оценочную комиссию.
С 1 июля 2019 года вступил в силу новый закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» позволит местным властям в принудительном порядке проводить изъятие земельных участков у недобросовестных собственников, не используемые по назначению или с явными нарушениями земли сельскохозяйственного назначения.
- Кроме того, государство сможет, наконец, разобраться с земельными долями и с невостребованными земельными долями, которые были в свое время щедро розданы колхозникам.
- Неоформленные и невостребованные доли также перейдут в собственность местных муниципалитетов.
Сегодня, по данным Комитета Госдумы по аграрным вопросам, 80 процентов земель сельскохозяйственного назначения до сих пор юридически не оформлены:
- Это земли дачников и огородников, дольщиков и организаций. Например, собственники долей осуществили государственную регистрацию своих прав только на 18 млн га земельных угодий из 115 имеющихся.
- Основная проблема легитимности использования земли существует и у сельскохозяйственных организаций. В собственности этих организаций оформлено 3,5 млн га, остальные земельные доли используются на правах: аренды с госрегистрацией договоров аренды и без госрегистрации, а еще на правах представительства без оформления каких-либо документов на землю (фактически это самозахват невостребованных земельных долей).
Новый закон, по мнению экспертов комитета, восполнит пробелы в законодательстве и позволит в ближайшее время осуществить госрегистрацию прав 9 млн земельных долей и сформировать земельные участки на площади 95 млн га.
Если дольщики и собственники земельных участков самостоятельно не начнут приводить свои земельные дела в порядок, к делу подключатся муниципалитеты.
- Уже сегодня на многих муниципальных сайтах висят обращения местных властей к населению и организациям о вступлении нового закона в силу.
- Местная власть согласно закону получила дополнительные полномочия и, по мнению экспертов, отныне является заинтересованной стороной.
- По данным Комитета Госдумы по аграрным вопросам, в руки муниципалитетов только невостребованных земель может перейти около 22 млн га.
- Если их затем продать за 15% кадастровой стоимости (закон устанавливает для продажи не более данного процента), то местные бюджеты пополнятся на 55 миллиардов рублей.
Хороший стимул для работы, уверены в комитете, и это только часть возможного заработка.
Эксперты отмечают, что на практике заработать смогут не только муниципалитеты, но и председатели дачных, садовых товариществ и кооперативов, общества которых расположены на землях сельхозназначения.
- Кстати, большинство из них как раз и находятся на таких землях. Заросшие бурьяном и много лет не используемые садовые и дачные участки также можно будет изымать. Условия и процедура такой передачи устанавливаются данным законом.
Конечно, панике поддаваться не надо, эксперты считают, что добросовестным земледельцам беспокоиться нечего, отобрать землю будет все же не так просто. Однако привести в порядок документы и свои участки будет не лишним.
Как пояснил Виталий Бородкин, старший юрист юридической компании «Приоритет», основанием для изъятия сельскохозяйственных земель стали следующие критерии:
- Если участок земли используется с нарушением земельного законодательства и это повлекло существенное снижение плодородия или значительное ухудшение экологического состояния. Конкретизировать критерии на «изъятие» еще предстоит правительству РФ.
- И если земельный участок в течение трех лет подряд с момента возникновения права собственности на него не использовался в соответствии с назначением. Признаки неиспользования также будут установлены правительством РФ.
При этом закон предоставляет право землевладельцам устранить нарушения порядка использования земельных участков:
- Если нарушения не будут устранены, то только в этом случае органы исполнительной власти субъектов РФ обратятся в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов.
- Собственники могут избежать негативного сценария «расставания с земельным ресурсом», если будут следовать нормам действующего законодательства, которое регулирует вопросы использования сельскохозяйственных земель.
«На мой взгляд, ситуация на рынке земли кардинально в ближайшее время не изменится, до тех пор пока правительством страны не разработаны критерии «ненадлежащего использования» и «неиспользования» земель сельхозназначения, — уверен Виталий Бородкин. — Ожидать повального принудительного изъятия земель уже в июле или августе не стоит. У крупных собственников земель есть время начать или продолжить использовать земли в соответствии с целевым назначением, продать или перевести эти земли в другие категории«.
Сама процедура изъятия земель будет выглядеть следующим образом:
- Законом о принудительном изъятии земли установлено, что реализация земельного участка, изъятого в принудительном порядке, осуществляется в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, возможна только с публичных торгов по правилам, которые определены Гражданским кодексом РФ, но в случае, если торги признаны несостоявшимися, земельный участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене торгов.
- Денежные средства, полученные в процессе реализации земельного участка, выплачиваются бывшему собственнику за вычетом расходов, которые были произведены на подготовку и проведение публичных торгов.
- Большую роль при разрешении вопросов, связанных с распределением земельных участков сельскохозяйственного назначения, закон отводит органам местного самоуправления.
«Установлен порядок, определяющий право сельхозорганизации или крестьянского (фермерского) хозяйства, использующего земельный участок, обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка или договора аренды в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности по цене не более 15 процентов от кадастровой стоимости земельного участка (для купли-продажи), — пояснил Николай Степанов, партнер юридической фирмы «Муранов, Черняков и партнеры». — Торги за право заключения договора купли продажи или аренды не проводятся, что может существенно увеличить количество сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения. Более того, муниципальный орган обязан в течение двух недель с момента госрегистрации права на земельный участок, выделенный в счет земельных долей, опубликовать в средствах массовой информации и разместить на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о возможности приобретения такого земельного участка«.
Предоставление земельных участков многодетным семьям
Отобрать имущество у владельца в 2022 году можно вполне законно. Для этого потребуется наличие оснований и соблюдение соответствующей процедуры, но суть не меняется. Собственность перейдет во владение государства безвозвратно. Для того чтобы не стать жертвой произвола или не столкнуться с мошенничеством, каждому землевладельцу нужно знать, какими правами он обладает.
Изъятие — многокомпонентная упорядоченная процедура. После принятия решения об отъеме участка из частных владений, должен соблюдаться порядок действий. В ином случае собственник может по своей инициативе направить заявление в орган судебной защиты. Владельцу земли нужно помнить, избежать изъятия не удастся при всем желании, поэтому разжигать конфликт с органами власти не стоит. Но отстаивать свои права при попытке их нарушить необходимо обязательно. Неосведомленность и попустительство в вопросах собственности недопустимы, так как есть риск остаться без денег и земли.
Чье вмешательство во владение частной собственностью законно? Конституция в статье 35 констатирует, что частная собственность охраняется законом, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В этом случае речь идет не о лишении имущества, а о выкупе. Процедура не является конфискацией и ей не тождественна. Это два разных по целям и средствам действия.
Земля может быть изъята для нужд муниципалитета или органов федеральной власти. От целей и субъекта изъятия начать процедуру имеет право государство или муниципалитет. Для каждого случая существует перечень оснований и схема действий. Но если собственник и орган власти не достигнут соглашения, спор между ними решат судебные органы. Суд в любом случае признает действия государственного или муниципального органа законными, собственник на основании судебного приказа будет вынужден передать свою землю в их распоряжение. Исключением являются случаи, когда орган власти формально отнесся к процедурам, предшествующим изъятию.
При изъятии земли государство и муниципалитет руководствуются статьей 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Нормы статьи подробно регламентируют основания и условия изъятия земель из частной собственности.
Для выкупа земли с целью строительства или реконструкции объектов федерального или регионального значения необходимо:
- чтобы объекты строительства были предусмотрены документами территориального планирования;
- были утверждены проектами планировки территории.
Пунктом 2 статьи 56.3 предусмотрен перечень иных оснований для изъятия:
- если принято решение о создании или увеличении площади особо охраняемой территории;
- для выполнения международных обязательств;
- для разработки недр;
- признании жилого помещения аварийным.
Далее содержатся условия, которые должны быть соблюдены при изъятии:
- принимать решение об изъятии земли для строительства или реконструкции объектов можно не позже чем в течение трех лет после утверждения документации;
- решения об изъятии должны быть приняты компетентными органами.
Кроме оснований, указанных в статье 56.3 ЗК РФ, закон предусматривает изъятие земли в связи с неиспользованием участка по назначению. Так, если владелец имеет участок для ведения ЛПХ, а складирует там химические отходы или просто забросил свои владения, государство землю заберет.
Отдельно следует упомянуть конфискацию:
- Этот вид отъема собственности применяется в качестве наказания за уголовное преступление и осуществляется без компенсации.
- Общих черт изъятие и компенсация не имеют.
Изъятие земли — формализованная процедура, свободная форма не допускается. Собственник должен помнить об этом и быть готовым защищать свои права при несоблюдении властью своих обязанностей.
В 2022 году изъятие включает несколько этапов:
- вынесение на рассмотрение вопроса об изъятии территории для конкретных нужд;
- поиск правообладателей;
- вынесение постановления компетентной комиссией;
- уведомление собственника;
- подготовка соглашения;
- отчуждение земли и регистрация перехода права.
Оценка стоимости земли производится компетентным органом. Если землевладелец не согласен с суммой компенсации, он может привлечь независимую оценочную комиссию.
Председатель правления концерна «Русич» Александр Ванчура рассказал, что с 1 февраля 2022 года повысится кадастровая стоимость жилья. Ее размер в московском регионе составит в среднем 181 тыс. рублей за 1 кв. м. По словам Андрея Большакова, основателя юридической фирмы Bolshakov & Partners, в Москве она повысится на 21,4%. В последний раз это значение корректировали в 2018 году. Ванчура связал изменения с «ощутимым ростом цен» на недвижимость в 2020 году.
С 1 марта следующего года, согласно Федеральному закоу от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ, разрешается строить индивидуальные жилые дома (ИЖС) на землях сельскохозяйственного назначения, если это необходимо для нужд крестьянского (фермерского) хозяйства, рассказала медиатор Леонова. По ее словам, регистрация будет проходить по правилам «дачной амнистии» до 1 марта 2026 года. Однако у этого правила есть ограничения: построить можно будет не более одного жилого дома площадью до 500 кв. м. Площадь застройки не должна превышать 0,25% территории сельхозназначения.
Сергей Соловьев, основатель, партнер юридической компании «Бугров и партнеры», отметил, что региональные власти должны будут сами определить территории, где строительство жилых домов запрещено. Ранее такие земельные участки можно было использовать только для возведения строений, предназначенных для хранения и переработки сельхозпродукции, напомнил он.
До 1 марта 2022-го земельные участки, стоящие на учете со статусом «временные», должны быть переведены в статус «учтенные» или аннулированы (ФЗ от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ), заявила Юлия Леонова.
По ее словам, если участок был получен в аренду или выделен, но права на него не внесены в ЕГРН, после указанной даты сведения о нем удалят из реестра. Это значит, что нужно будет получать новые документы на образование земельного участка и ставить его на кадастровый учет или в судебном порядке доказывать свои права.
Заседание началось с дежурных фраз о том, что «возможность получения земельного участка способствует повышению рождаемости», и озвучивания цифр. По словам председателя комитета Тахира Хадеева, на 1 марта 2019 года в Татарстане право на получение земельного участка имели 55 688 семей; при этом 50 280 из них включены в списки на получение участков. На кадастровый участок поставлено 36 995 участков.
Как выяснилось не только из этого доклада, но и из последующих, сложнее всего обстоит ситуация с предоставлением участков казанским и челнинским семьям. И здесь приведем еще немного цифр.
Казань
Наб. Челны
Принято решений о включении заявителей
12 100
6 706
Выбрали земельные участки
5 057
2 606
Осталось предоставить
7 043 (58,2%)
4 100 (61,1%)
Дефицит участков
5 840
4 084
Понятно, что казанским многодетным семьям выделяют участки в близлежащих районах — Высокогорском, Лаишевском, в Дербышках. Как рассказал в своем докладе первый замминистра земельных и имущественных отношений Татарстана Артур Галиев, Казанский исполком ведет работу по выделению участков в поселках Сокуры (177 га), Каймары (53 га).
Кроме того, планируется сформировать еще более 2,5 тысячи земельных участков. Семьи, имеющие пятерых детей, получат участки в поселке Константиновка (117,8 га). Семьям с четырьмя детьми выделят участки в поселке Большие Дербышки (42,66 га и 23,18 га). В Красносельском поселении и на территории Дачного сельского поселения получат участки семьи с тремя детьми. Принцип выделения участков в данном случае можно коротко описать так: чем меньше в семье детей, тем дальше от Казани находится выделенный ей участок.
Увы, как выяснилось позже, на деле на полученных участках зачастую строятся лишь единицы домов. Многодетные семьи и рады бы обзавестись новым просторным жилищем, но, как в очередной раз признают и чиновники, и парламентарии, предоставляемые участки в подавляющем большинстве не обеспечены инженерной и дорожной инфраструктурой.
Приведем еще немного цифр. Согласно информации, которую озвучил замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ Татарстана Ильшат Гимаев, лучше всего обстоит ситуация с подведением электричества — линиями электропередач обеспечено 40,5% (13 240 участков) от общего количества предоставленных участков. Водоснабжение есть на 12,8% участков, газоснабжение — на 11,2% участков.
Хуже всего дело с асфальтированными дорогами — ими обеспечено всего 3,5% от всех предоставленных многодетным семьям участков. Правда, грунтовые дороги подведены к 63% участков. Хотя получается, что остальные 37% земельных участков не обеспечены никакой дорогой, то есть находятся фактически в чистом поле.
С 2022 года начнется государственная кадастровая оценка земли
И даже статистика, приведенная Тахиром Хадеевым и свидетельствующая о том, что среди 14 регионов ПФО Татарстан занимает 1-е место по количеству предоставленных многодетным семьям участков, представителей этих самых семей не сильно обрадовала. Жалобы тех, кто приехал на заседание в Госсовете, сводились к одному — к невозможности строить дома на выделенной земле.
Представитель общественной организации «Семейный городок» Светлана Авилова обозначила проблему семей в Каймарах и в Сокурах.
— Я не знаю, может, этот вопрос вообще не будет рассмотрен, — скромно отметила она. — Вы сказали, что на выдаваемых участках строятся дома и назвали цифру по республике. Что касается поселков, которыми занимается наша организация, то есть точные данные. В Каймарах живет 12 семей. Сколько лет назад уже эти земли выданы? Моему ребенку уже 8 лет, нам эту землю выдали, как раз когда он родился. И земля стоит. Есть очень много вопросов, которые сводят эту программу на нет, — рассказала Авилова.
По ее словам, некоторые многодетные семьи стоят в очереди на получение земельного участка еще с 2014 года.
Гульнара Хамидуллина из Нижнекамского района поделилась другого рода проблемой.
— У нас нет проекта плана межевания и проекта плана территории. Нас на 2020 год должны включить в заявку на газификацию, но нам не хватает этих двух документов. Как нам быть? Наш Нижнекамский муниципалитет нам выделяет «крошку», но мы не можем ее правильно положить, — посетовала женщина.
Как выяснилось, эта проблема характерна для всех участков в Нижнекамском районе. Руководитель исполкома Нижнекамского района Айдар Сайфутдинов также не смог внести большой ясности и пообещать какое-то решение семье, которая задавала вопрос.
— Мы данный вопрос на рассмотрение сессии закладываем при наличии дополнительных доходов местного бюджета. Это только при финансировании возможно рассмотреть, — пояснил он.
Итак, законотворцы, принимая новые акты сначала усложняют нам жизнь, а потом вносят в эти акты изменения и тем самым предоставляют «снисхождение», но до определенного срока. Кто не успел, как говорится, тот опоздал. Ответ на вопрос, для чего продляют дачную амнистию – прост, для того чтобы дать людям возможность без лишней волокиты оформить свои права на постройки. Но так отвечает законодатель, а основная причина – это привлечение денег в государственную казну за счет появления новых объектов налогообложения. Уж сколько нам грозят признать дома самостроем и снести их, пугают сложным порядком оформления через суд, устанавливают минимальные сроки и все без толку. Однако ж, правительству куда проще заставить нас любыми путями оформить недвижимость. Тем самым органы власти получают очередного налогоплательщика, и избегают волокиты с судами или созданием специальных комитетов и комиссий по сносу самостроя.
Сочинский предолимпиадный беспредел все помнят, строительство платных трасс – тоже. Модель обкатали на крупных инфраструктурных проектах, а теперь такая земельная экспроприация – норма. Например, во Владимирской области по шести деревням пройдёт платная трасса М-12. Если человек имел неосторожность построить какой-нибудь помпезный трёхэтажный особняк, значит, не повезло. Закон есть закон, перед катком всё имущество одинаковое. То же самое – со строительством железнодорожных путей. В прошлом году Госдума одобрила создание мощной сеть международных транспортных коридоров с севера на юг и с запада на восток к концу 2024 года. Оппозиционные фракции, в том числе депутат Госдумы Алексей Куринный, были против, но закон всё равно приняли:
Это тот законопроект, который позволит фактически отнимать земельные участки, причём решение суда сразу вступает в силу – его нельзя даже будет обжаловать ни в части компенсации, ни в части времени. Данный законопроект ставит под угрозу защиту права на собственность и права на землю.
Конечно, в России частная собственность охраняется законом. Причём главным законом страны – Конституцией. Но если вдруг государству надо – местные власти ответят «Есть!».
С 1 января также вступает в силу новый порядок формирования кредитной истории. Минимальный доход россиян с долгами защитили от взысканий: с 1 февраля будет действовать норма о сохранении ежемесячного дохода должника не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России.
Правило не распространяется на взыскание алиментов, возмещение вреда, причиненного здоровью или вызванного смертью кормильца, и нанесенного преступлением ущерба.
Обязательную сдачу анализов на наркоманию и алкоголизм при получении и замене водительских прав отложили до 2022 года. Тестирование введут тоже с 1 января 2022-го. На анализы придется сдавать кровь и мочу.
С этого же числа начнут действовать новые правила перевозки грузов на автомобилях: перевозочные документы можно будет оформлять не только в бумажном, но и в электронном виде.
Упрощен порядок получения налоговых вычетов по расходам на приобретение жилья и погашение процентов по кредитам, а также инвестиционных вычетов по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете.
Все эти виды вычетов с 1 января можно оформить документы через «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». Одновременно вводится ответственность за непредставление в налоговый орган указанных сведений.
Больничные листы будут оформляться только в электронном виде с 1 января. Пособия перечислят на банковский счет застрахованного, указанный в заявлении, либо в личном кабинете на госуслугах, либо отправят по почте или в иную организацию. Плата за банковские услуги взиматься не должна. Пособия выплачиваются в течение 10 рабочих дней.
В России запустят ГИС ОМС. Система предназначена для учета информации о медпомощи, контроля за ее качеством и скоростью ее оказания. Полный функционал должен стать доступным к 2022 году.
Похожие записи: