Аренда в бюджетных учреждениях в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аренда в бюджетных учреждениях в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Написать комментарий

      Кардинальные изменения с 2022 года порядка учета аренды

      Арендатор при переходе на ФСБУ 25/2018 ведет учёт аренды всегда одинаково, не разделяя её на операционную и финансовую. В дебете активного счёта организация отражает не само имущество: помещение, оборудование, автомобиль, — а право пользования активом (ППА), на которое будет начисляться амортизация. В кредите пассивного счета указывается обязательство по аренде, которое будет погашаться.

      ООО «Весёлое детство» получило у АО «Аэромир» надувной батут в аренду сроком на 6 месяцев. Арендная плата составляет 100 тыс. рублей в месяц (НДС нет). Арендные платежи уплачиваются в начале месяца. Стоимость батута по договору — 2 млн рублей.

      В учёте арендатора будут отражены следующие проводки:

      При получении батута:

      • Дт 001 — 2 000 000 рублей — Получен батут от арендодателя;

      Ежемесячно в течение срока аренды:

      • Дт 60-ав Кт 51 — 100 000 рублей — Оплачена арендная плата за месяц;
      • Дт 20 Кт 60 — 100 000 рублей — В конце месяца отражены расходы на аренду;
      • Дт 60 Кт 60-ав — 100 000 рублей — Зачёт ранее уплаченного аванса в счёт арендной платы;

      По окончании аренды:

      • Кт 001 — 2 000 000 рублей — Батут возвращён арендодателю.

      Если договор аренды предусматривает сдачу в субаренду или последующий выкуп, особенностей учёта нет. Аренда будет отражаться по общему правилу — как право пользования активом и обязательство по аренде.

      Организация получила в аренду станок.

      1. Срок аренды — 24 месяца.
      2. Арендная плата уплачивается в последний день каждого месяца в сумме 120 тыс. рублей, в т. ч. НДС 20 тыс. рублей.
      3. Авансовых платежей нет.
      4. Ставка по возможному кредиту на сопоставимую сумму и срок — 10 % годовых.
      5. Амортизация по аналогичным станкам начисляется линейным способом.

      Что бухгалтерам нужно знать про новый стандарт по бухучету аренды

      Далее ежемесячно начисляются проценты, увеличивающие обязательство по аренде, а также уплачиваются арендные платежи, уменьшающие обязательство. Проценты исчисляются как произведение месячной процентной ставки на остаток задолженности по аренде на начало месяца.

      Расчёт сумм начисленных процентов и остатка обязательства приведён в таблице.

      Номер месяца Обязательство на начало месяца, руб. Начисленные проценты Платеж, руб. Обязательство на конец месяца, руб.
      1 2 176 456,76 17 355,37 100 000,00 2 093 812,13
      2 2 093 812,13 16 696,35 100 000,00 2 010 508,48
      3 2 010 508,48 16 032,08 100 000,00 1 926 540,56
      4 1 926 540,56 15 362,50 100 000,00 1 841 903,06
      5 1 841 903,06 14 687,59 100 000,00 1 756 590,65
      6 1 756 590,65 14 007,30 100 000,00 1 670 597,95
      7 1 670 597,95 13 321,58 100 000,00 1 583 919,53
      8 1 583 919,53 12 630,40 100 000,00 1 496 549,93
      9 1 496 549,93 11 933,70 100 000,00 1 408 483,63
      10 1 408 483,63 11 231,45 100 000,00 1 319 715,08
      11 1 319 715,08 10 523,59 100 000,00 1 230 238,67
      12 1 230 238,67 9 810,10 100 000,00 1 140 048,77
      13 1 140 048,77 9 090,91 100 000,00 1 049 139,68
      14 1 049 139,68 8 365,99 100 000,00 957 505,67
      15 957 505,67 7 635,28 100 000,00 865 140,95
      16 865 140,95 6 898,76 100 000,00 772 039,71
      17 772 039,71 6 156,35 100 000,00 678 196,06
      18 678 196,06 5 408,03 100 000,00 583 604,09
      19 583 604,09 4 653,74 100 000,00 488 257,83
      20 488 257,83 3 893,44 100 000,00 392 151,27
      21 392 151,27 3 127,07 100 000,00 295 278,34
      22 295 278,34 2 354,59 100 000,00 197 632,93
      23 197 632,93 1 575,95 100 000,00 99 208,88
      24 99 208,88 791,12* 100 000,00 0,00

      * Расчётная величина процентов составляет 791,11 рубля. Разница в 1 коп. возникла за счёт округления.

      Амортизация ППА отражается в составе расходов арендатора. Она начисляется с месяца, следующего за месяцем принятия ППА к учёту, в размере 90 685,70 рублей (2 176 456,76 / 24) в месяц.

      В бухучёте арендатора отражаются следующие записи:

      При получении предмета аренды нужно отразить обязательство по аренде и принять к учёту право пользования активом. Для этого арендатор сделает следующие записи:

      • Дт 08-ППА Кт 76-ОА (обязательства по аренде) — 2 176 456,76 рубля — Отражено обязательство по аренде;
      • Дт 01-ППА Кт 08-ППА — 2 176 456,76 рубля — Принято к учёту ППА.

      В первом месяце аренды арендатор перечислит ежемесячный платёж и зачтёт его в счёт обязательства по аренде, отразит и примет к вычету НДС, начислит проценты и ОНО:

      • Дт 76-А (расчёты с арендодателем) Кт 51 — 120 000 рублей — Перечислен ежемесячный арендный платёж;
      • Дт 76-ОА Кт 76-А — 100 000 рублей — Зачёт платежа в счёт обязательства по аренде;
      • Дт 19 Кт 76-А — 20 000 рублей — Арендодателем предъявлен НДС по аренде;
      • Дт 68-НДС Кт 19 — 20 000 рублей — НДС по аренде принят к вычету;
      • Дт 91-2 Кт 76-ОА — 17 355,37 рубля — Начислены проценты;
      • Дт 68-РНП (расчёты по налогу на прибыль) Кт 77 — 16 528, 93 — Начислено ОНО.

      Со 2 по 12 месяцы аренды арендатор начисляет амортизацию, а также начнет погашать ОНО. Проводки будут такие:

      • Дт 20 (25, 26 и др.) Кт 02-ППА — 90 685,70 рубля — Начислена амортизация;
      • Дт 76-А Кт 51 — 120 000 рублей — Перечислен ежемесячный арендный платёж;
      • Дт 76-ОА Кт 76-А — 100 000 рублей — Зачёт платежа в счёт обязательства по аренде;
      • Дт 19 Кт 76-А — 20 000 рублей — Арендодателем предъявлен НДС по аренде;
      • Дт 68-НДС Кт 19 — 20 000 рублей — НДС по аренде принят к вычету;
      • Дт 91-2 Кт 76-ОА — Начислены проценты;
      • Дт 77 Кт 68-РНП — Погашено ОНО.

      С 13 по 23 месяцы аренды делаются такие же проводки, как и в 2-12 месяцах, но отражается начисление ОНО, а не его погашение:

      • Дт 20 (25, 26 и др.) Кт 02-ППА — 90 685,70 рубля — Начислена амортизация;
      • Дт 76-А Кт 51 — 120 000 рублей — Перечислен ежемесячный арендный платёж;
      • Дт 76-ОА Кт 76-А — 100 000 рублей — Зачёт платежа в счёт обязательства по аренде;
      • Дт 19 Кт 76-А — 20 000 рублей — Арендодателем предъявлен НДС по аренде;
      • Дт 68-НДС Кт 19 — 20 000 рублей — НДС по аренде принят к вычету;
      • Дт 91-2 Кт 76-ОА — Начислены проценты;
      • Дт 68-РНП Кт 77 — Начислено ОНО.

      В 24 месяце аренды обязательство по аренде полностью погашается. Проводки этого месяца:

      • Дт 20 (25, 26 и др.) Кт 02-ППА — 90 685,70 рубля — Начислена амортизация;
      • Дт 76-А Кт 51 — 120 000 рублей — Перечислен ежемесячный арендный платёж;
      • Дт 76-ОА Кт 76-А — 100 000 рублей — Зачёт платежа в счёт обязательства по аренде;
      • Дт 19 Кт 76-А — 20 000 рублей — Арендодателем предъявлен НДС по аренде;
      • Дт 68-НДС Кт 19 — 20 000 рублей — НДС по аренде принят к вычету;
      • Дт 91-2 Кт 76-ОА — 791,12 — Начислены проценты.

      При возврате предмета аренды арендатор отразит выбытие ППА и погасит ОНО:

      • Дт 20 (25, 26 и др.) Кт 02-ППА — 90 685,70 рубля — Начислена амортизация;
      • Дт 01-в (выбытие ППА) Кт 01-ППА — 2 176 456,76 рубля — Списана стоимость ППА;
      • Дт 02-ППА Кт 01-В — 2 176 456,76 рубля — Списана начисленная амортизация;
      • Дт 77 Кт 68-РНП — 16 432,50 рубля — Погашено ОНО.

      ФСБУ 25/2018 предусматривает, что арендодатель должен разделять аренду на финансовую и операционную — от этого зависят проводки.

      К финансовой (неоперационной) аренде относятся несколько случаев, в том числе:

      1. В договоре предусмотрено, что право собственности на предмет аренды переходит к арендатору.
      2. Срок аренды сопоставим с периодом, в котором объект будет годен к использованию.
      3. На дату заключения договора приведённая стоимость будущих арендных платежей сопоставима со справедливой стоимостью предмета аренды.
      4. Без существенных изменений предмет аренды может использовать только арендатор.
      5. Иные случаи, когда к арендатору переходят выгоды и риски, связанные с правом собственности на предмет аренды.

      Для учёта финансовой аренды вводится новый вид актива — «инвестиции в аренду». Доходы признают в виде процентных начислений по этой инвестиции. Для операционной аренды сохраняются прежние правила учёта периодических поступлений.

      При упрощённом бухучёте можно любую аренду показывать как операционную и отражать только периодические платежи от арендатора. Исключение — договоры с правом выкупа предмета аренды или последующей субаренды (п. 11, 12 ФСБУ 25/2018).

      • Объекты учета операционной аренды
      • Учет по договору аренды у казенного учреждения
      • Учет по договору аренды у бюджетного (автономного) учреждения
      • Аренда на один день или несколько часов в неделю согласно расписанию

      С 1 января 2018 года учреждения всех типов при ведении бухгалтерского (бюджетного) учета и составлении отчетности применяют федеральный стандарт «Аренда», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н (далее – СГС «Аренда», Стандарт). Методические рекомендации по применению СГС «Аренда» доведены письмом Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83464 (далее – Методические рекомендации). Соответствующие изменения в связи с введением Стандарта внесены в инструкции по ведению бухгалтерского учета для учреждений госсектора.

      Положения СГС «Аренда» и федерального стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н, применяются одновременно.

      О сфере применения Стандарта, а также о признаках операционной и финансовой аренды читайте здесь.

      Отношения по договору аренды регулируются гл. 34 ГК РФ. Срок аренды определяется в договоре (п. 1 ст. 610 ГК РФ). Если срок в договоре не указан, он считается заключенным на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца (п. 2 ст 610 ГК РФ). Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.

      Договор аренды, заключенный на неопределенный срок, подразумевает возврат имущества арендодателю. Отсутствие конкретного срока говорит о том, что арендодатель не знает, когда именно ему может понадобиться предоставленное в пользование имущество. Таким образом, актив, полученный учреждением в аренду на неопределенный срок, можно квалифицировать как объект учета операционной аренды (письмо Минфина России от 09.08.2018 № 02-07-07/56267).

      Согласно указаниям, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, расходы по внесению арендной платы за пользование имуществом в соответствии с договорами аренды (субаренды, имущественного найма, проката) отражаются по подстатье 224 КОСГУ.

      Учет операций аренды у арендатора в 2022 году в соответствии с ФСБУ 25

      На практике встречаются ситуации, когда учреждение получает от другого учреждения, подведомственного тому же учредителю, по договору безвозмездного бессрочного пользования имущество.

      Пунктом 10 ФСБУ «Аренда» установлено, что операции с имуществом при закреплении государственного (муниципального) имущества на праве оперативного управления за субъектами учета с целью выполнения ими возложенных на них полномочий не рассматриваются как объекты учета аренды — положения Стандарта «Аренда» при отражении указанных операций (фактов хозяйственной жизни) не применяются.

      У принимающей стороны объекты, полученные в безвозмездное бессрочное пользование, учитываются в 2018 году в том же порядке, в каком они учитывались и в 2017 году.

      В завершение хочется отметить, что реформа в бухучете бюджетной сферы и все сопутствующие изменения связаны со сменой ключевой задачи. Принцип представления информации в учете кардинально меняется. Определяющей становится не юридическая, а экономическая трактовка фактов хозяйственной жизни. Тем самым методология учета сближается с подходами, принятыми в международных стандартах финансовой отчетности.

      Государственные учреждения стали первопроходцами в использовании бухгалтерского стандарта «Аренда». Возможно, за ним будет принят похожий стандарт и для коммерческих организаций.

      Об операционной аренде свидетельствуют следующие признаки и условия арендных договоров (п. 26 ФСБУ 25/2018):

      • срок полезного использования арендованного имущества значительно превосходит и не сопоставим со сроком действия арендного договора;
      • предметом аренды выступает непотребляемое имущество (имущество, которое со временем не теряет своих потребительских свойств и полезных качеств и назначение его со временем также не изменяется);
      • на дату заключения договора величина арендных платежей существенно меньше рыночной стоимости арендуемого имущества;
      • экономические выгоды и риски, обусловленные собственностью на предмет аренды, несет арендодатель.

      Для признания аренды операционной достаточно наличия одного из вышеперечисленных признаков.

      При этом арендодатели, применяющие упрощенные способы ведения учета, могут классифицировать все свое сдаваемое имущество в качестве операционной аренды (п. 28 ФСБУ 25/2018).

      Исключение из этого общего правила составляют случаи, когда по условиям договора арендатор получает право собственности на арендуемое имущество или получает право купить это имущество по цене значительно ниже рыночной. В этих случаях аренда признается финансовой.

      Аренда признается финансовой (неоперационной), если выполняется хотя бы одно из представленных ниже условий (п. 25 ФСБУ 25/2018):

      • арендный договор в будущем предусматривает переход к арендатору права собственности на предмет аренды;
      • арендатор вправе выкупить арендуемое имущество по цене ниже рыночной;
      • срок аренды сопоставим со сроком полезного использования арендуемого имущества;
      • на дату заключения арендного договора стоимость арендных платежей сопоставима с рыночной стоимостью предмета аренды;
      • возможность использовать предмет аренды имеется только у арендатора;
      • арендатор вправе продлить срок действия договора аренды с арендной платой значительно ниже рыночной;
      • переход к арендатору экономических выгод и рисков, обусловленных правом собственности арендодателя на предмет аренды.

      Правильность бухгалтерского учета сдаваемого в аренду имущества будет зависеть от правильной классификации сложившихся арендных отношений. В связи с этим необходимо четко понимать, чем именно финансовая аренда отличается от операционной. Для наглядности представим различия финансовой и операционной аренды в виде таблицы.

      Отличия операционной и финансовой аренды

      Классифицирующий признак

      Операционная аренда

      Финансовая аренда

      Кто получает экономические выгоды и несет финансовые риски по договору

      Экономические выгоды и риски, обусловленные правом собственности на предмет аренды, несет арендодатель

      Экономические выгоды и риски, обусловленные правом собственности арендодателя на предмет аренды, переходят к арендатору

      Переход права собственности на арендуемое имущество

      Право собственности на арендуемое имущество остается за арендодателем

      Право собственности на объект аренды переходит к арендатору

      Наличие у арендатора возможности выкупить объект аренды

      Арендатор не имеет права выкупить имущество по цене ниже рыночной

      Арендатор может выкупить арендуемое имущество по цене значительно ниже рыночной

      Срок действия договора аренды

      Срок аренды незначителен и гораздо меньше срока полезного использования арендуемого имущества

      Срок аренды имущества сопоставим со сроком его полезного использования

      Стоимость аренды

      Величина арендных платежей невелика и существенно ниже рыночной стоимости арендуемого имущества

      Совокупный размер арендной платы сопоставим со стоимостью объекта аренды

      Если выполнить условия предыдущего пункта не получилось – аренду следует учитывать как право пользования активом по международным правилам.

      Это означает следующее:

      1. На дату получения арендуемого актива он признается в бухгалтерском учете как оцененное право пользования активом
      2. Одновременно признается обязательство по арендным платежам

      Тот, кто учитывал лизинг на балансе арендатора – поймет о чем идет речь. Порядок признания аналогичен, только теперь он будет распространяться и на имущество, арендуемое не по договору именно лизинга. Мы подробно расписывали порядок приема к учету объекта лизинга здесь.

      Добавим, что в «право пользования активом» для целей нового ФСБУ включаются:

      • Величина оценки обязательства по аренде – то есть сумма к уплате арендодателю за период с момента получения предмета аренды и до окончания действия договора аренды;
      • Платежи, осуществленные на дату получения предмета аренды или до такой даты. Имеются ввиду залоги, обеспечения, предоплаты и т.п., прописанные в договоре;
      • затраты арендатора в связи с поступлением предмета аренды и приведением его в состояние, пригодное для использования. Считаются по аналогии с приемом к учету объекта ОС;
      • Величина подлежащего исполнению арендатором оценочного обязательства по завершению договора аренды. Имеются в виду прописанные в договоре аренды будущие затраты арендатора по демонтажу, перемещению предмета аренды, восстановлению окружающей среды, восстановлению предмета аренды до оговоренного состояния и т.п.

      При расчете всех показателей следует применять общее правило признания активов – они должны быть надежно оценены для признания в учете.

      Если в договоре у вас написано «восстановление зеленых насаждений в случае их повреждения или утраты» в конце срока договора – то, пока вы не начали эксплуатировать свой предмет аренды и не увидели, что при этом происходит с зелеными насаждениями (и происходит ли вообще) – оценить и учесть стоимость расходов на восстановление вы не можете.

      А, если пункт договора сформулирован: «восстановление зеленых насаждений согласно смете такой-то» — то значит, что ваши будущие расходы по восстановлению уже обсчитаны и зафиксированы. Значит, вы должны их учесть при оценке права пользования предметом аренды.

      ФСБУ 25/2018 также применяется при лизинге. В бухучете при получении предмета лизинга лизингополучателю нужно признать право пользования активом (ППА) и обязательство по аренде. А лизингодателю — учесть процентные начисления по инвестиции в составе доходов по обычным видам деятельности.

      Сформированную и учтенную на балансе стоимость права аренды арендатор амортизирует (п.17 ФСБУ 25/2018). Для правила есть исключения — случаи, когда схожие по характеру использования активы не амортизируются (например, земля).

      Принятый для расчета амортизации срок полезного использования права не должен превышать срок договора аренды. Тут тоже есть исключение — если в договоре предусмотрен переход права собственности на предмет аренды к арендатору по истечении договора аренды.

      Обязательство по договору аренды оценивается и учитывается по приведенной стоимости.

      То есть суммы, которые вы потратите в будущем на оплату аренды следует учитывать не по номиналу, а по их будущей стоимости. Определять такую стоимость надо путем дисконтирования.

      Подробная инструкция, как именно определять приведенную стоимость при учете аренды рассказано в п. 15 ФСБУ 25/2018.

      Арендодатель тоже будет вести учет аренды двумя способами. Способы по ФСБУ 25/2018 зависят от классификации аренды

      Если экономические выгоды и риски, обусловленные правом собственности на предмет аренды, несет арендодатель, то аренда будет признаваться операционной.

      При определении типа аренды в расчет можно принять любое из следующих обстоятельств:

      • Срок аренды существенно меньше и несопоставим с периодом, в течение которого предмет аренды может использоваться;
      • Предметом аренды являются имеющие неограниченный срок использования объекты, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются;
      • На дату предоставления предмета аренды приведенная стоимость будущих арендных платежей существенно меньше справедливой стоимости предмета аренды;
      • Прочие обстоятельства, говорящие о том, что экономические выгоды и риски, обусловленные правом собственности на предмет аренды, несет арендодатель.

      При операционной аренде арендодатель признает доходы признает равномерно (п. 41 ФСБУ 25/2018) и не изменяет прежний порядок учета актива в связи с его передачей в аренду.

      Аренда признается не операционной, если к арендатору переходят экономические выгоды и риски, обусловленные правом пользования предметом аренды (п. 25 ФСБУ 25/2018).

      Признаками того, что аренда финансовая, будет любое из обстоятельств:

      • Условиями договора аренды предусмотрен переход к арендатору права собственности на предмет аренды;
      • Арендатор имеет право на покупку предмета аренды по цене значительно ниже его справедливой стоимости на дату реализации этого права;
      • Срок аренды сопоставим с периодом, в течение которого предмет аренды остается пригодным к использованию;
      • На дату заключения договора аренды приведенная стоимость будущих арендных платежей сопоставима со справедливой стоимостью предмета аренды;
      • Возможность использовать предмет аренды без существенных изменений имеется только у арендатора;
      • Арендатор имеет возможность продлить установленный договором срок аренды с арендной платой значительно ниже рыночной;
      • Прочие обстоятельства, подтверждающие переход к арендатору экономических выгод и рисков, обусловленных правом собственности на предмет аренды.

      При не операционной аренде арендодатель признает актив «инвестиция в аренду» на дату передачи предмета аренды. Инвестиция оценивается в размере ее чистой стоимости.

      Чистая стоимость определяется путем дисконтирования валовой стоимости аренды по процентной ставке, при использовании которой приведенная валовая стоимость инвестиции в аренду на дату предоставления предмета аренды равна сумме справедливой стоимости предмета аренды и понесенных арендодателем затрат по договору.

      Валовая стоимость инвестиции в аренду определяется как сумма номинальных величин причитающихся арендодателю арендных платежей за весь период аренды и потенциальной ликвидационной стоимости предмета аренды.

      Если вы уже разобрались с приведенной стоимостью оценочных обязательств по аренде у арендодателя, то поймете, что за длинными формулировками стандарта скрывается «зеркальный» показатель – все, что арендатор заплатит арендодателю по договору, с учетом дисконта по банковской ставке для верного определения стоимости денег в будущем. Плюс негарантированная будущая стоимость объекта к концу аренды.

      Только арендатор рассчитает и учтет у себя обязательство в пассивах, а арендодатель учтет у себя инвестицию в активах.

      Новый ФСБУ 6/2020: Глобальные изменения в учете основных средств с 2022 года

      Чистая стоимость инвестиции в аренду после даты предоставления предмета аренды уменьшается на величину фактически полученных арендных платежей.

      Проценты по инвестиции признаются арендодателем в качестве доходов периода, за который они начислены. Процентный доход рассчитывается следующим образом: чистая стоимость инвестиции в аренду на начало периода, за который рассчитывается доход, умножается на процентную ставку за этот период. (Выполняется действие, обратное дисконтированию, чтобы стоимость, которая на начало периода была приведенной, на конец периода стала текущей).

      Чистая стоимость инвестиции в аренду проверяется на обесценение в соответствии с МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты». В случае, если обесценение выявлено – информация об этом вносится в учет и раскрывается в отчетности.

      Затраты, связанные с договором аренды, арендодатель включает в чистую стоимость инвестиции в аренду по мере осуществления этих затрат, а справедливую стоимость предмета аренды — в чистую стоимость инвестиции в аренду на дату передачи предмета аренды с отнесением указанной стоимости на расчеты с поставщиком (в случае лизинга) или с одновременным списанием переданного в аренду актива (в иных случаях, если предмет аренды признавался в составе активов). Образующаяся при этом разница относится на доходы (расходы) периода, в котором признана инвестиция в аренду

      Согласно ПБУ 6/01, основные средства – это имущество, которое предназначено для использования фирмой более одного года в качестве средств труда (например, здания, станки и оборудование, вычислительная техника, транспорт), для управленческих нужд или для сдачи в аренду (лизинг) и способно приносить экономические выгоды (доход).

      Аналогичные признаки ОС для целей бухучета приведены в пункте 4 ФСБУ 6/2020 с дополнением того, что объектом основных средств считается актив, который имеет материально-вещественную форму.

      Пока объект отвечает этим признакам, он должен учитываться в составе ОС.

      А по остальным ОС, включая полностью самортизированные, на дату начала применения ФСБУ 6/2020 (это 1 января 2022 г.) нужно будет пересмотреть их балансовую стоимость.

      После пересмотра она должна быть больше нуля. Для таких ОС должен быть пересмотрен (увеличен) оставшийся срок полезного использования, а также определена ликвидационная стоимость.

      Ликвидационная стоимость — это расчетная величина, определяющая стоимость, которую фирма получила бы в случае выбытия ОС (включая стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия) после вычета предполагаемых затрат, которые могут возникнуть в связи с выбытием объекта. Для определения ликвидационной стоимости предполагается, что объект достиг окончания срока полезного использования и находится в состоянии, характерном для конца такого срока.

      Ликвидационная стоимость считается равной нулю, если:

      • фирма не ожидает поступления от выбытия объекта в конце срока полезного использования;
      • ожидаемая сумма не является существенной;
      • ожидаемая сумма не может быть определена.

      Разницу между амортизацией, определенной по новым правилам, и амортизацией, учтенной ранее, нужно списать на нераспределенную прибыль (п. 50 ФСБУ 6/2020).

      Нераспределенная прибыль увеличится на сумму амортизации, которая ранее начислялась (отражалась в расходах) быстрее. Ведь при вводе ОС в эксплуатацию срок полезного использования был установлен более короткий по сравнению с реальным (вновь установленным) сроком эксплуатации ОС. В течение оставшегося нового срока полезного использования будут признаны расходы, равные сумме амортизации, отраженной на счете 84 при переходе на ФСБУ 6/2020.

      Поясним на примере.

      На 1 января 2020 г. в учете фирмы числится ОС, у которого:

      • первоначальная стоимость – 100 000 рублей;
      • срок полезного использования – 5 лет;
      • истекший срок полезного использования – 5 лет;
      • способ амортизации – линейный;
      • начисленная амортизация: 100 000 руб.

      На 1 января 2022 в отношении этого ОС фирма установила:

      • ликвидационную стоимость — 20 000 рублей;
      • способ амортизации – линейный;
      • срок полезного использования — 6 лет;
      • оставшийся срок полезного использования — 1 год (6 — 5).

      Рассчитаем накопленную амортизацию по ОС по правилам ФСБУ 6/2020. Она окажется равной 80 000 руб. ((100 000 – 20 000) : 6 х 5). Разницу в сумме 20 000 (100 000 – 80 000) нужно отнести на увеличение нераспределенной прибыли:

      Дебет 02 Кредит 84

      — 20 000 руб. – скорректирована амортизация по ОС.

      Обратите внимание, этот способ корректировки амортизации относится к упрощенному порядку перехода на новый стандарт. Он предусмотрен пунктом 49 ФСБУ 6/2020 и разрешен пунктом 15 1/2008, когда фирма не может с достаточной надежностью пересчитать сравнительные показатели ретроспективным способом. Укажите на это в учетной политике.

      Итак, обобщим все сказанное.

      Если вы решили применять упрощенный способ перехода на ФСБУ 6/2020, то по состоянию на 1 января 2022 года вам нужно сделать следующее.

      1. Скорректируйте состав объектов ОС — спишите балансовую стоимость объектов, являющихся несущественными активами. Стоимостной лимит признания имущества в качестве ОС установите в учетной политике.
      2. Скорректируйте балансовую стоимость ОС. Для этого по каждому объекту установите ликвидационную стоимость.
      3. Проверьте применяемый срок полезного использования и способ начисления амортизации и измените их, если это необходимо.
      4. Рассчитайте по правилам ФСБУ 6/2020 сумму накопленной амортизации за истекший срок полезного использования исходя из:
        — первоначальной стоимости (с учетом переоценок, если они проводились), сформированной до начала применения стандарта;
        — установленной на дату перехода ликвидационной стоимости;
        — способа амортизации, установленного ранее;
        — срока полезного использования ОС, скорректированного на дату перехода;
        — истекшего срока полезного использования на дату перехода.
        5. Рассчитайте новую балансовую стоимость ОС путем вычитания из первоначальной стоимости с учетом переоценок суммы амортизации, накопленной за истекший срок полезного использования, рассчитанной по правилам ФСБУ 6/2020.
        6. Прежнюю балансовую стоимость скорректируйте на полученную разницу путем корректировки суммы накопленной амортизации через счет 84 (п. 50 ФСБУ 6/2020).

      Основные нововведения касаются порядка применения классификации операций сектора госуправления (Приказы Минфина № 209н от 29.11.2017, № 133н от 24.09.2021). Собрали все изменения КОСГУ на 2022 в одной таблице для бюджетных заказчиков:

      КОСГУ Дата вступления в силу изменений Новые правила
      Статья 270, подстатья 273 Сразу же после регистрации Приказа № 133н в Минюсте По подстатье 273 учитывают выбытие денежных средств при недостаче, хищении, отзыве лицензии у кредитной организации. Проводку формируют в день признания требования о возмещении ущерба или в день поступления средств в счет погашения долга
      Статья 250, подстатьи 251, 252, 253 01.01.2022

      По этим КОСГУ проводят все операции текущего характера

      Статья 250, подстатья 254 Отражают операции капитального характера при перечислении средств в другие бюджеты
      Статья 250, подстатья 255 Отражают операции капитального характера при перечислении наднациональным организациям, правительствам иностранных государств
      Статья 250, подстатья 256 Отражают операции капитального характера при перечислении международным государствам

      По особому учитывают виды расходов бюджетной классификации на 2022 год по КВР 247. Этот код ввели еще в 2021 году. Его включили в бюджетные статьи расходов с расшифровкой «Закупка энергетических ресурсов» (Приказ Минфина № 85н от 06.06.2019). Этот код используют независимо от того, когда заключили договор или приняли кредиторскую задолженность (письмо Минфина № 02-05-10/10752 от 17.02.2021).

      Исключение шифра из структуры КБК не означает, что коды в бюджете стали неактуальными. Кодификаторы все равно необходимо использовать. Например, казенные учреждения обязаны планировать и получать расходы исключительно в разрезе классификаторов сектора госуправления. Бюджетную роспись, смету и обоснование бюджетных ассигнований невозможно подготовить без кодификатора КОСГУ.

      Планирование расходов организации бюджетной сферы составляется в разрезе КВР и КОСГУ, доходов субсидии на иные цели, поступлений на капитальные вложения и других межбюджетных трансфертов. После составления плана затрат (ПФХД, бюджетной сметы) учреждение готовит план-график закупок на очередной финансовый период (ч. 6, 7 ст. 16 44-ФЗ). План-график тоже готовится на основании классификаторов кодов ОСГУ.

      До 2016 года расшифровка планов-графиков составлялась в разрезе КОСГУ. Но теперь старый кодификатор заменен новыми шифрами — кодом вида расходов по бюджетной классификации. Ошибочно полагать, что статьи КОСГУ не задействованы в закупочной деятельности. Чтобы спланировать любую закупку, учреждению необходимо правильно определить КВР и только потом отразить операцию в плановой документации. Но выбрать правильный КВР невозможно, не определив вначале КОСГУ. В этом и есть ключевой принцип использования кодификаторов и их прямая взаимосвязь.

      Минфином опубликована новая таблица соответствия на 2022 год. Ниже представлена только группа КВР 200, которая чаще всего используется в закупочной деятельности. Полную версию со всеми кодами приложили в файле.

      Вид КВР

      КОСГУ

      Примечание

      Код

      Наименование

      Код

      Наименование

      Учет аренды по новым правилам с 2022 г. по ФСБУ 25/2018 у арендодателя

      Проведение закупок в организациях бюджетного сектора невозможно без распределения затрат по действующим кодификаторам. При составлении плана-графика учреждения необходимо руководствоваться бюджетной сметой, которая включает КОСГУ и составляется по статьям затрат.

      К примеру, в Приказе № 209н приведена расшифровка, что входит в КОСГУ 346, — увеличение стоимости прочих материальных запасов:

      • запчасти для ремонта машин и оборудования;
      • спецоборудование для НИОКР;
      • семена, удобрения, посадочные материалы;
      • реактивы, химическая посуда, радиодетали;
      • материальные запасы специального назначения и др.

      Заказчик не вправе запланировать закупок больше, чем доведено до учреждения лимитов и ассигнований. Распределение средств в закупочной документации производится в строгом соответствии с ПФХД или сметой, то есть в разрезе кодов КОСГУ и КВР.

      Корректировка структуры КБК изменила принципы отражения кодов в закупочной документации. Теперь операции классифицируются только по КВР. Но не забывайте про КОСГУ: исключение кода из структуры КБК не отменило его значимости. Это связано с тем, что коды КВР и КОСГУ неразрывно связаны между собой.

      Невозможно определить правильный код вида расхода по операции, не установив правильный КОСГУ. Если допустить ошибку и неверно определить кодификаторы, то учреждение не сможет осуществить закупки необходимого оборудования, работ или услуг. За нарушение правил составления закупочной и плановой документации предусмотрена административная ответственность.

      С изменением структуры КБК порядок взаимодействия КВР и КОСГУ тоже скорректирован. Чтобы определить верный код бюджетной классификации, необходимо:

      1. Выбрать правильный КОСГУ для совершаемой операции.
      2. Определить КВР, который соответствует КОСГУ.
      3. Проверить данные увязки КВР и КОСГУ по актуальной таблице соответствий.
      4. Внести проверенный КВР в плановую и отчетную документацию.

      Таблица соответствия КВР и КОСГУ введена в действие еще в 2016 году, но позиции документа систематически обновляются. Чиновники утвердили новую таблицу соответствия для работы.

      Для справки: в таблицу включена только группировка по КВР 200, которая чаще всего используется в закупочной деятельности. Остальные виды расходов КОСГУ по 209н найдете в единой таблице.

      КВР

      КОСГУ

      Примечание

      Код

      Бюджетные статьи расходов с расшифровкой

      Код

      Наименование

      По сути, этот процесс объединяет работу по составлению оперативного, финансового и общего бюджетов. Сюда же можно отнести управление и контроль за выполнением бюджетных показателей.

      Все эти необходимые для планирование операции вы можете легко выполнить в программе БИТ.ФИНАНС.

      При составлении бюджета можно выделить следующие шаги:

      • планирование с участием всех подразделений;
      • определение показателей, которые будут использоваться при оценке деятельности;
      • обсуждение возможных изменений в планах, связанных с новой ситуацией;
      • корректировка планов с учетом предложенных поправок.

      Главные функции бюджета:

      • Планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации.
      • Коммуникация и координация различных подразделений предприятия и видов деятельности. Этот вид функций предполагает объединение интересов отдельных работников и групп в целом по предприятию для достижения намеченных целей.
      • Ориентация руководителей всех рангов на достижение поставленных задач.
      • Контроль текущей деятельности. Здесь лучше использовать именно бюджетные данные, а не отчетные данные прошлых лет.
      • Повышение профессионализма менеджеров.

      Чтобы контролировать исполнение бюджетов, применяют двухуровневую систему:

      • нижний уровень — контроль над исполнением бюджетов структурных подразделений;
      • верхний уровень — контроль за исполнением консолидированного бюджета.

      Для того, чтобы провести контроль, необходимо подготовить отчеты по анализу и обоснованию отклонений по факту от бюджетных. Кроме того, рассчитать основные финансовые показатели в случае их изменения в зависимости от отклонений:

      • Выручка от продаж.
      • Затраты на производство и реализацию.
      • Чистая прибыль.
      • Реинвестированная прибыль.
      • Рентабельность инвестиций.
      • Оборачиваемость активов.
      • Рентабельность продаж.
      • Доля рынка.
      • Темпы роста предприятия.

      В решении БИТ.ФИНАНС есть возможность оценивать и контролировать текущее финансовое положение компании в любой момент времени.

      Общий (основной) бюджет — это скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы всего предприятия.

      Когда вы составляете основной бюджет, то создаются:

      • прогнозируемый баланс;
      • план прибылей и убытков;
      • план движения денежных средств.

      Обычно общий бюджет состоит из: операционного и финансового бюджетов.

      Операционный бюджет (текущий, периодический, оперативный) — система бюджетов, характеризующих доходы и расходы по операциям. В свою очередь он состоит из бюджетов:

      • продаж (отгрузка готовой продукции и полуфабрикатов, поступления денежных средств);
      • производства;
      • производственных запасов;
      • прямых затрат на материалы;
      • общепроизводственных расходов;
      • прямых затрат на оплату труда;
      • коммерческих расходов;
      • управленческих расходов.

      Сформируйте отчетность с любыми финансовыми показателями и разрезами: по контрагентам, договорам, статьям, проектам, ЦФО и т.д.

      Какие КВР и КОСГУ использовать для госзакупок

      • бюджета движения денежных средств;
      • бюджета капитальных вложений;
      • бюджетного (агрегированного) баланса.

      Рекомендуется также кроме указанных бюджетов подготовить следующие документы:

      • бюджеты движения товарно-материальных ресурсов;
      • бюджет по движению дебиторской и кредиторской задолженности;
      • бюджет развития;
      • инвестиционный бюджет.

      Работа по составлению бюджета состоит из следующих моментов:

      • Подготовка прогноза и бюджета продаж.
      • Определение ожидаемого объема производства.
      • Расчет затрат, связанных с производством и реализацией продукции.
      • Расчет и анализ денежных потоков.
      • Составление плановых финансовых отчетов.

      Важно! Бюджет продаж является главным этапом всего процесса бюджетирования.

      Бюджет движения денежных средств (ДДС) предприятия состоит из доходной и расходной частей.

      Доходная часть прогнозируется на основе плана продаж и плана денежных поступлений из прочих источников.

      Расходная часть бюджета ДДС прогнозируется на основе:

      • бюджета производства;
      • бюджета материальных затрат, составленного в соответствии с производственной программой;
      • бюджета оплаты труда;
      • плана-графика взносов во внебюджетные фонды;
      • плана-графика налоговых выплат;
      • плана-графика погашения кредитов;
      • бюджета общепроизводственных и управленческих расходов;
      • бюджета себестоимости готовой продукции;
      • бюджета прочих расходов.
      • Бюджет денежных средств предприятия

      Обратите внимание! В решении БИТ.ФИНАНС реализовано формирование БДДС и план-фактного анализа. Пользователю доступны все необходимые и актуальные отчеты.

      Для того, чтобы планирование бюджета было легким и точным, планируйте в программе БитФинанс,

      • Пользуйтесь историческими данными
      • Гибкой настройкой фин.результатов
      • Прозрачностью учета, исключаем ошибки и человеческий фактор.

      Если у вас есть вопросы по планированию бюджета в программе БИТ.ФИНАНС, свяжитесь с нашими менеджерами.

      Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

      1. Обзор корректировок к стандартам для организаций государственного сектора и влияющих на учетную политику:
      • «Непроизведенные активы» – приказ от 28.02.2018 года № 34н

      • «Обесценение активов» – приказ от 31.12.2016 N 259н

      • Аренда – приказ от 31.12.2016 №258н
      • Совместная деятельность – приказ от 15.11.2019 №183н

      • Доходы – приказ от 31.12.2016 №259н

      • Учетная политика, оценочные значения и ошибки – приказ от 30.12.2017 №274н

      • Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора – приказ от 31.12.2016 №256н

      • «Государственная (муниципальная) казна» – приказ от 15.06.2021 №84н.

      2. Порядок дальнейшего вступления в силу федеральных стандартов новая программа разработки ФСБУ госфинансов на 2021 – 2024 годы.

      • Транснефть Финанс
      • Северсталь ЦЕС
      • РЖД-ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
      • Компания Braun
      • Мостотрест
      • Альфа-Банк
      • Мособлгаз
      • Газпромбанк
      • МКУ Управление Делами Администрации
      • ФКР Москвы
      • Аппарат Мэра и Правительства Москвы
      • ВТБ Лизинг
      • Гипромез
      • АНО Комплекс инжиниринговых технологий Курчатовского института
      • Русское море
      • Издательство Просвещение
      • ИЦЛС Биотехнология
      • ГУП Моссвет

      В начале ноября текущего года Владимир Путин внес поправки в Государственную Думу о повышении МРОТ и прожиточного минимума. Он призвал депутатов и членов правительства обратить особое внимание на эти распоряжения. Окончательное решение должно быть принято во время второго чтения закона о бюджете на следующий год.

      На совещании 24 ноября президент подчеркнул, что соответствующие поправки уже внесены на рассмотрение в Госдуму. Согласно им, прожиточный минимум в 2022 году должен увеличиться на 8,6% и будет составлять 12 654 рубля. Минимальный размер оплаты труда также должен подняться на 8,6% и достигнет 13890 рублей.

      Госдума на пленарном заседании в среду приняла в третьем окончательном чтении правительственный законопроект об увеличении минимального размера оплаты труда (МРОТ) с 1 января 2022 года до 13 890 рублей.

      Увеличение минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума повлияет на многие социальные выплаты, послужит ориентиром для установления зарплат в отраслях экономики, поэтому в следующем году стоит ожидать индексации и увеличения их размера считает президент.

      «Я хотел бы поблагодарить депутатов Госдумы за поддержку поправок в законопроект о бюджете. Речь об увеличении прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда… Увеличение этих показателей повлияет на рост многих социальных пособий, включая выплаты семьям с детьми и доплаты к пенсиям, послужит ориентиром для установления зарплат в отраслях экономики», — сказал Путин на совещании с кабмином.

      Повышение зарплаты бюджетников напрямую зависит от размера прожиточного минимума и МРОТа. Чтобы повысить эти показатели с федерального бюджета следующего года готовы выделить 30 млрд. Руб. Изменения в 2022-м будут обеспечены также за счет, внебюджетных фондов и субъектов России. Об этом сообщил глава Министерства труда и социальной защиты Антон Котяков.

      Чиновник подчеркнул, что некоторые категории бюджетников сегодня по уровню оплаты труда находятся на низком уровне. И задача государства сделать их жалования справедливыми. Это только первый этап повышения, в дальнейшем правительство еще неоднократно будет возвращаться к этому вопросу.

      Без выделения дополнительных ресурсов зарплата бюджетников может отстать от запланированных показателей, этого допустить нельзя, заявил президент России Владимир Путин.

      «Это все очень хорошо, за исключением роста инфляции, но это означает, что без выделения дополнительных ресурсов возможна ситуация, когда уровень заработных плат бюджетников может отстать от требования майских указов 2012 года. А этого допускать ни в коем случае нельзя», — сказал он на совещании с членами правительства.

      «Прошу правительство предусмотреть дополнительные средства и оказать поддержку субъектам Федерации в достижении требуемого уровня заработной платы в бюджетной сфере», — добавил глава государства.

      Путин отметил, что врачи, медработники, учителя, воспитатели трудятся в тяжелых, экстраординарных условиях в связи с пандемией.

      «Они работают действительно на совесть, с полной отдачей сил. И все требования по оплате их труда обязательно нужно соблюдать», — сказал Путин.

      Он обратил внимание глав регионов на необходимость полного исполнения майских указов.

      «Необходимо обеспечить 100-процентное исполнение майских указов, исходя из фактического темпа роста средней зарплаты в текущем году по экономике», — сказал президент.

      Все работники бюджетной сферы должны до конца текущего года получить зарплаты в том объеме, как это предусмотрено параметрами майских указов 2012 года, заявил президент РФ.

      «Все эти согласования, о которых только что говорили, нужно провести в кратчайшие сроки, необходимые для этого решения важно принять максимально оперативно. Чтобы работники бюджетной сферы до конца текущего года получили зарплаты в том объеме, как это предусмотрено параметрами майских указов 2012 года», — сказал Путин.

      Необходимо сделать все для обеспечения достойного уровня зарплаты работников бюджетной сферы в России, заявил Путин.

      «Нужно сделать все необходимое, все возможное, чтобы обеспечить достойный уровень заработной платы людей. Целевые показатели были установлены в майских указах 2012 года», — сказал он на совещании с кабмином.

      Путин подчеркнул, что все эти параметры увязаны со средним показателем доходов в экономике каждого региона и «должны неукоснительно выполняться».

      Почти 11% составит рост зарплаты бюджетников Алтайского края в 2022 году, на эти цели заложили около миллиарда рублей, сообщает пресс-служба губернатора региона.

      «В рамках последовательного решения задачи увеличения доходов граждан Алтайского края по инициативе губернатора Алтайского края Виктора Томенко ко 2-му чтению закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» увеличены расходы на оплату труда неуказным категориям работников бюджетной сферы на 986 миллионов рублей. Индексация будет предусмотрена дважды в течение 2022 года и составит 6,4% с 1 января 2022 года и 4% с 1 октября 2022 года. Общий темп роста заработной платы работников — 10,9%», — говорится в сообщении.

      Предлагаемое повышение оплаты труда позволит сохранить сложившуюся дифференциацию в оплате труда разных категорий работников и учитывает новый размер МРОТ, уточняет пресс-служба.

      «Проектом закона о краевом бюджете на 2022-2024 годы уже предусмотрена индексация заработной платы для отдельных категорий работников, подпадающих под действие указов президента Российской Федерации, на 15,9% с 1 января 2022 года», — отмечается в сообщении.

      26.11.2021 11:12 гость

      Люди в некоторых регионах прорываются и проверяют Роспотребнадзор, депутатов , и других требователей кодов и прививок на соблюдения самими требователями законодательства! А то маски не носят, прививок не делают , где эта информация ? Сказано начинать надо с себя , потом людей агитировать!

      26.11.2021 11:21 Лёха

      Вся трагедия ситуации заключается в том, что руководители думают, что они незаменимы.
      Ну что Губернатор Томенко… Я могу найти тысячу человек сейчас же на место Губернатора Томенко и все они будут работать не хуже, а возможно лучше.
      А вот на место высококлассного специалиста с зарплатой в 25 000 р. я ни хрена не могу найти равноценного и никогда не найду…
      Хотя, наверное, эти руководители как-то подсознательно это понимают, ну где-то в глубине отсутствующей души… И поэтому-то и получают охранные пиар-грамоты.

      26.11.2021 11:28 — гость —

      Я могу найти тысячу человек сейчас же на место Губернатора Томенко и все они будут работать не хуже, а возможно лучше.

      А разве он работает?

      26.11.2021 11:33 Лёха

      Нет, ну если Вы думаете, что он человек творческий, покажите мне его творчество. Я умею ценить творчество и возможно я скажу: «Да, он не работает, он творит». А до той поры, а чего он делает? Да, он работает.

      26.11.2021 11:33 Игорь

      «А вот на место высококлассного специалиста с зарплатой в 25 000 р. я ни хрена не могу найти равноценного и никогда не найду… «
      в этом и проблема, люди устали горбатиться за копейки и уезжают в другие регионы, где за ту же самую работу платят в два-три раза больше, старые кадры уходят, а у молодежи совсем другое мышление.

      26.11.2021 11:45 Лёха

      Вот Иосиф Виссарионович был творец. И не просто творец, а творец Государства. Его творчества хватило на долгие годы.
      А Томенко? Ну ему дали поручение, он выполнил поручение. Так у меня любой специалист с зарплатой в 25000 р. может работать… и ещё творить успевать.

      26.11.2021 12:10 — гость —

      26.11.2021 11:21
      Лёха
      так ты плати высококлассному специалисту не 25 и найдешь,
      почему «инженер» получавший высшее образование 5лет и работающй по специальности должен работать и получать меньше тех кто в макдаке «свободная касса» ?
      поэтому и уезжают

      26.11.2021 12:25 Лёха

      О! Мой друг, я не настолько велик чтобы платить зарплату. Я могу лишь из скромности попросить сделать мне самому такую же зарплату, как и у моих невеликих специалистов за 25000 р. Потому что труд у нас с ними равный.
      Говоря по правде я бы смог им что-то от себя доплачивать, но они честные…не берут, да и вообще отказываются.

      26.11.2021 12:48 Лёха

      Вот какая такая заслуга в том, чтобы увеличить зарплату бюджетникам на 16% не изменив при этом саму систему оплаты их труда? Которая включается в себя миллион складывающих ей частей обязательных и необязательных? 4 тыс. — оклад и куча составляющих зарплату непонятных выплат, премий, которых можно лишать без дисциплинарного взыскания и всего остального, чего можно лишать и приуменьшать?

      Извините, но глядя на систему оплаты труда бюджетников у меня возникает гонорейческий хохот. Им её можно повысить сразу на 200%, но изменений не будет.

      44942

      18500

      16215

      22781

      11172


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован.