Опубликовано: 4 мартa 2020 17:42
Алексей Стрельников
Государство намерено и дальше снижать беспошлинный лимит для ввоза товаров в Россию вплоть до 20 евро за один заказ.
Чтобы организовать собственный интернет–магазин в России, требуется три свободных дня, стартовый капитал 50 тыс. рублей, связи в китайских «фабричных» провинциях и запас терпения. В этом убедился 27–летний петербуржец Анатолий Шевелев. В прошлом году он вышел на предпринимательскую тропу и зарегистрировался в качестве продавца на одной из онлайн–площадок.
«Активнее всего петербуржцы скупают товары для дома – подушки–одеяла, подставки для ноутбуков и, простите, секс–игрушки. Продажи идут бойко – маржа как минимум 100%–ная«, – рассказывает молодой предприниматель.
Секрет высокой рентабельности – бизнес–партнер, живущий в Китае. В свободное от преподавания время он путешествует по провинциям, заезжает на фабрики и договаривается с производителями напрямую. Анатолию остается только оценить качество продукции по фотографиям, заключить договор и проследить доставку. В Петербург товар привозят на склад интернет–магазина, с которым требуется лишь подписать соглашение.
«Онлайн–площадка забирает себе процент с продаж – от 15 до 35% в зависимости от типа товара. Зато можно забыть про такие вещи, как эквайринг, доставка, возврат и обработка заказа, – это все берет на себя магазин. Бюрократия, конечно, присутствует, но в остальном это работа мечты«, – говорит Анатолий.
По оценке Федеральной таможенной службы (ФТС), ежегодно в страну стекается больше 300 млн международных отправлений. Какая–то часть остается у получателей, другая – отправляется на перепродажу. Определить доли сложно, так как сторонами сделки могут выступать физлица. Лишь небольшая часть корреспонденции облагается пошлинами. Это создает непростые условия для отечественных производителей, которые беспомощны перед демпингом. И это главный аргумент госструктур в пользу ужесточения правил трансграничной торговли.
Ограничивать «ретейл без границ» начали в 2018 году – тогда совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) решил поэтапно прикрывать окно возможностей. Беспошлинный порог для импортируемых товаров для конкретного получателя в течение месяца снизили с 1,5 тыс. до 500 евро, а с 1 января 2020 года – до 200 евро. Ужесточили и требования к весу посылки.
«При заказе за рубежом товаров стоимостью свыше 200 евро или весом более 31 кг в части превышения норм необходимо будет заплатить пошлину в размере 15% от стоимости, но не менее 2 евро за 1 кг«, – поясняют таможенники.
Планируется, что этот процесс продолжится: с 1 июля 2020 года беспошлинный порог предлагается снизить до 100 евро за одно международное отправление, с 1 января 2021 года – до 50 евро и с 1 января 2022 года – до 20 евро. Решение должны были принять 31 января, но соответствующего документа на сайте объединения нет. Следующее заседание ЕЭК пройдет в начале апреля в Минске, где, возможно, будут обсуждать и эту инициативу.
Сейчас общая сумма таможенных платежей от интернет–торговли по меркам бюджета незначительная – около 900 млн рублей в год. Но с введением ограничений, уверены в ФТС, показатель в денежном выражении за первое полугодие 2020 года достигнет 1,9 млрд рублей, во втором полугодии (при условии снижения порога до 100 евро) – 3,5 млрд. В 2021 году таможенные платежи составят уже 79,8 млрд рублей, а в 2022–м – 222,8 млрд.
Впрочем, эти прогнозы строились при сохранении нынешней средней стоимости товаров и неизменном показателе 329,9 млн международных почтовых отправлений, а также 8,1 млн конвертов экспресс–доставки.
Вместе с тем темпы развития трансграничных отправлений, в том числе из Китая, снижаются, и дело не только в коронавирусе, говорит партнер исследовательского агентства M. A. Research Людмила Симонова. По ее мнению, ужесточение правил ввоза интернет–покупок еще больше затормозит развитие экспресс–доставок. По итогам 2019 года аналитики зафиксировали рост 5–6%.
«До 2023 года мы ожидаем, что ежегодный прирост снизится до 2–3% после пикового периода в 2017 году, когда увеличение составило 20%, – говорит эксперт. – При этом мы видим бурное развитие внутренней интернет–торговли – от 30 до 40% в 2019–м».
ВНУТРЕННИЕ ПРОЦЕССЫ
(далее…)