Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Норматив потребления на общедомовые нужды Ульяновск в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Нормативы потребления коммунальных услуг
23 декабря 2014
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
2. Установить, что:
а) органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение о поэтапном переходе к установлению единых на территории субъекта Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и в случае принятия такого решения должны закончить этот переход не позднее 31 декабря 2016 г.;
б) решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка осуществления такого расчета, установленного Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», c использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших на 30 июня 2012 г., принятые в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. № 857 «Об особенностях применения в 2012 — 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», действуют до отмены принявшими их органами, но не позднее дня, с которого утрачивают силу пункты 15 — 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам и пункты 1 — 4 приложения № 2 к указанным Правилам.
3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации установить в 6-месячный срок со дня вступления в силу изменений, утвержденных настоящим постановлением, количество процедур пользования одним водоразборным устройством в течение календарного месяца, применяемых в целях расчета нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению в жилых помещениях.
Председатель Правительства Российской Федерации
Д. Медведев
1. В Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 22, ст. 2338; 2012, № 15, ст. 1783; 2013, № 16, ст. 1972; 2014, № 14, ст. 1627):
а) в пункте 4:
подпункт «а» дополнить словами «, оснащенность жилых помещений водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием»;
в подпункте «б» слова «высота жилых помещений» заменить словами «площадь жилого дома, износ внутридомовых инженерных систем»;
б) пункт 8 после слов «газоснабжению на общедомовые нужды» дополнить словами «, коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды»;
в) пункт 9 изложить в следующей редакции:
«9. Установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений (далее — управляющие организации).
Таблица 4
_____________________________
* При различиях в климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома в субъекте Российской Федерации, нормативы потребления коммунальных услуг по газоснабжению для отопления жилых помещений устанавливаются для каждой климатической зоны отдельно.
_____________________________
* При различиях в климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома в субъекте Российской Федерации, нормативы потребления коммунальных услуг по газоснабжению для отопления надворных построек устанавливаются для каждой климатической зоны отдельно.
Таблица 6
_____________________________
* При различиях в климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома в субъекте Российской Федерации, нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению устанавливаются для каждой климатической зоны отдельно.
Категория потребителей
Период действия
Население (тарифы указываются с учетом НДС)
Иные потребители (без НДС)
с 01.01.2021 по 30.06.2021
21,34
25,61
с 01.07.2021 по 31.12.2021
21,40
25,68
с 01.01.2022 по 30.06.2022
21,40
25,68
с 01.07.2022 по 31.12.2022
22,15
26,58
с 01.01.2023 по 30.06.2023
22,15
26,58
с 01,07.2023 по 31.12.2023
22,21
26,65
Категория потребителей
Период действия
Население (тарифы указываются с учетом НДС)
Иные потребители (без НДС)
с 01.01.2021 по 30.06.2021
18,42
22,10
с 01.07.2021 по 31.12.2021
19,24
23,09
с 01.01.2022 по 30.06.2022
19,24
23,09
с 01.07.2022 по 31.12.2022
19,33
23,20
с 01.01.2023 по 30.06.2023
19,33
23,20
с 01,07.2023 по 31.12.2023
20,18
24,22
Категория потребителей
Период действия
Население (тарифы указываются с учетом НДС)
Иные потребители (без НДС)
с 01.01.2021 по 30.06.2021
11,17
13,40
с 01.07.2021 по 31.12.2021
11,40
13,68
с 01.01.2022 по 30.06.2022
11,40
13,68
с 01.07.2022 по 31.12.2022
11,74
14,09
с 01.01.2023 по 30.06.2023
11,74
14,09
с 01,07.2023 по 31.12.2023
11,97
14,36
Тарифы указаны в соотношении руб./куб.м
Правительство утвердило повышение тарифов ЖКХ в 2022 году
Правительство утверждает предельные индексы повышения платы за коммунальные услуги, а региональные власти могут скорректировать это значение в меньшую сторону в конкретном муниципальном образовании. Для этого главы регионов определяют индексы для каждого населенного пункта на своей территории на следующий год.
Как правило, тарифы повышаются ровно на тот процент, который предусмотрен федеральным постановлением. Индексы ограничивают повышение платы на следующие коммунальные услуги:
холодное и горячее водоснабжение
водоотведение
электроснабжение
газоснабжение
отопление
обращение с ТКО
Точное повышение тарифа на отдельные виды коммунальных услуг могут быть ниже или выше индекса. Но при их сложении общий процент увеличение с 1 июля не должен превышать индекса . Расходы на капитальный ремонт и прочие услуги этими индексами не ограничиваются .
В первом полугодии 2022 года повышения тарифов не будет, индексация пройдет во втором полугодии 2022 года.
С 1 июля меньше всего вырастут платежи в Свердловской области (2,9 процента), Республике Марий Эл (3,2 процента) и Чукотском автономном округе (3,3 процента). Наибольшее увеличение платы пройдет в Чечне (6,5 процента), Санкт-Петербурге (6,3 процента), Севастополе, Крыму и Татарстане (по 6,2 процента).
Как узнать актуальные тарифы? Действующие тарифы всегда публикуются на сайте комитета по тарифам вашего региона. Сайты данных учреждений мы собрали на этой странице. Достаточно выбрать свой регион, перейти на официальный сайт и найти там раздел «Тарифы» или, например, «Последние новости».
На первый взгляд это сложно. Но, к сожалению, тарифов ЖКУ достаточно много, и они могут отличаться даже для разных населенных пунктов в пределах одного района. Поэтому если вы действительно хотите получить достоверную информацию о стоимости ЖКУ в вашем регионе, то это единственный вариант.
Размер платы за коммунальную услугу в МКД, представленный на общедомовые нужды, определяется в соответствии с показаниями общедомового прибора учета, если прибор учета отсутствует, то по нормативу потребления. Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Если, проверив расчет в квитанции, Вы не нашли ошибки, но полагаете, что расход электроэнергии на общедомовые нужды неадекватно высокий, то необходимо реализовать свои полномочия (права и обязанности) собственника. Так, в соответствии с разделом IV Правил № 354 исполнитель (которым, как правило, является управляющая организация, ТСЖ, ЖСК или другой специализированный потребительский кооператив) обязан ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет. По требованию потребителя в течение одного рабочего дня, следующего за днем обращения, исполнитель обязан предоставить потребителю указанный журнал. Таким образом, Вы сможете проверить правильность приведенных в квитанции данных расхода электроэнергии по общедомовому прибору учета.
Кроме того, исполнитель обязан предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов, в том числе о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в МКД, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды (пп. «р» пункт 31 Правил № 354).
Позвонила читательница: “Смотрела по телевизору выступление начальника ГЖИ Ирины Гайденко, она сказала, что с 1 июля действуют изменения в законодательстве, и . Это значит, что больших сумм за ОДН быть не может — только по нормативу?” Вопрос важный, ведь любых изменений в порядке начисления платежей за общедомовые нужды потребители ждут с нетерпением — и с надеждой, что эти изменения в их пользу.
Во-вторых, регионам предоставили право принимать решение о способе оплаты услуги по отоплению: либо равномерно в течение календарного года, либо только в течение отопительного периода. Это решение принимается органами власти субъектов не чаще одного раза в год до 1 октября.
В-третьих, из постановления № 306, которым утверждены “Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг”, исключена табличка, распределяющая начисление повышающего коэффициента к нормативу потребления коммунальных услуг при отсутствии приборов учета. Нет, сами коэффициенты никуда не исчезли, но теперь они включены в формулы, которые содержатся в приложениях к “Правилам предоставления коммунальных услуг” (постановление № 354), с пометкой: “Повышающий коэффициент, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 года — 1,5”. Да-да, размер коэффициента изменился, и хотя сейчас в Новокузнецке ресурсоснабжающие организации его не начисляют, “потолок” повышения норматива потребления определен в 1,5, а не в 1,6, как раньше.
С начала 2021 года затраты на обслуживание общего имущества подверглись существенным изменениям. Во-первых, такой строчки в счет-квитанциях больше не стало. Данный показатель может был увеличен на 2-3% и включен в общий счет.
Также предусмотрена схема контроля ОДН с помощью новых ресурсов, которые будут обслуживать общее имущество, время и случаи необходимости в них.
Бизнес : • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит Промышленность : • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства
Планируется установить четыре группы нормативов: для многоэтажных домов с лифтом, с бойлером, с лифтом и с бойлером, без лифта и без бойлера.
Жилищные инспекторы напоминают: обслуживающие организации должны выставлять счета только по приборам учета.
Управляющие компании обязаны информировать жильцов, разъяснять им порядок начисления платежей, аргументировать, откуда в коммунальных квитанциях берутся те или иные цифры.
Сейчас при применении норматива, чем больше площадь общего имущества в МКД, тем больше будет сумма начислений. Это, скорее всего, опять приведет к росту платежей и недовольству граждан. Получается, повторение тех же ошибок?
Положениями части 1 статьи 157 ЖК РФ и Правилами №354 установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии — исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Из положений действующей редакции Правил №306 и Правил №354 следует, что в формулах расчета размера платы за коммунальную услугу для потребителей, не установивших соответствующий прибор учета (при наличии технической возможности установки прибора учета или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета), должен применяться «повышенный норматив».
УК сами вписывали в квитанции счета за общедомовые нужды — без контроля и по своим схемам. А с поставщиками ресурсов рассчитывались по фактическому потреблению. Это позволяло им извлекать прибыль за счет жильцов дома. Например, сдавать лифтерную под салон красоты, а расход воды распределить между жильцами.
Например, можно использовать в подъездах светодиодные лампочки и датчики движения, чтобы экономить электроэнергию. Если установить доводчик на входную дверь, она не будет открыта зимой — уменьшатся теплопотери. В доме должен быть общедомовой счетчик, чтобы платить за фактический расход, а не по нормативам. За всё это должна отвечать ваша управляющая компания.
— В качестве примера я возьму мой дом. У нас крайние подъезды с окнами, то есть лампочки горят на этажах только ночью. А средний подъезд без окон, там светильники работают круглосуточно. Значит, жители должны платить больше.
А по факту они платят меньше, потому что в крайних подъездах большие по площади квартиры, а в середине дома — маленькие. И это только один пример по одному показателю. А их десятки.
Даже внутри одного дома есть перекос и уравниловка, при которой кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает, — говорит эксперт ОП Тверской области.
Если дом не оборудован общедомовым прибором учёта (а это прямое нарушение законодательства), то жители платят по нормативу , вне зависимости от того, сколько дом потребил электроэнергии. Таких зданий в Твери насчитывается около 300 (10%), в районах, однозначно, больше.
Правительство Саратовской области
Почему тарифы на центральное отопление и электроэнергию самые высокие по сравнению с другими видами услуг? Такое положение напрямую связано с огромными потерями в сетях этих коммунальных ресурсов и отсутствием возможности оперативной локализации проблемного участка. То есть, потери изначально закладываются в тарифы для потребителей. Учитывая текущие реалии, возникает ряд вопросов к расчету ОДН по электроэнергии, попробуем найти на них ответы.
Приведенный выше способ расчета расхода ресурсов (электроэнергии) на ОДН применим только в случае наличия общего счетчика. Если таковой отсутствует, то в качестве коэффициента, необходимого для расчета пользования электроэнергией, используется специальный норматив, предусмотренный для данного региона. Принцип расчета платы показан ниже.
Сокращения потребления холодной воды. В основном она уходит на уборку подъездов и полив зеленых насаждений возле дома. Уменьшить расход можно, однако в большинстве случаев это не целесообразно.
Сокращения потребления горячего водоснабжения. Как правило, здесь подразумевается уменьшение количества мероприятий на подготовку дома к отопительному сезону. При проверке системы отопления, происходит большая потеря воды, что увеличивает затраты жильцов дома.
Уменьшение количества потребляемой электроэнергии. Лампочки в подъезде, домофоны и лифты тратят приличное количество электричества, оплачивать которое приходится владельцам квартир. Временное отключение позволит сэкономить хорошие деньги.
Рекомендуем прочесть: Пособие За Приемного Ребенка 2021
Тарифы на общедомовые нужды с 01.01.2021 претерпели некоторые изменения, связанные с ростом и изменением списка предоставляемых услуг. Оплата ОДН входит в обязательный перечень коммунальных платежей, которые должны оплачивать собственники и арендаторы жилых помещений.
Какие нововведения они могут ожидать в этом году, поговорим далее.
Обеспечение надлежащего температурного режима не только в жилом помещении, но и в местах общего пользования благоприятно сказывается на общем качестве жизни.
По этой причине расходуемая энергия должна оплачиваться вместе с остальными коммунальными услугами. Так или иначе, затраты на транспортировку тепла в квартиры связаны с некоторыми потерями при передаче.
А поскольку коммуникации пролегают, в том числе и внутри здания, часть энергии будет его обогревать, то есть идти на общедомовые нужды.
Это законодательное правило распространяется не только на сами квартиры, но и на общедомовое имущество. По этой причине в структуру платежа включено: проведение уборки в подъездах и на территориях у дома, выполнение ремонта подвальных помещений и кровли, а также ряд прочих необходимых работ.
Ежедневно в дом, который подключен к электросети, поступает определенный объем электроэнергии от ресурсной организации. Часть электроэнергии потребляется жильцами дома, это называется индивидуальным потреблением .
Другая его часть уходит на обслуживание общих домовых территорий, которые не оснащены такими же индивидуальными приборами учета, как квартиры, а потому фиксируются только общедомовым счетчиком.
Этот вид потребления так и называют — общедомовым .
Рекомендуем прочесть: Обязательный аудит для ооо в 2021 году красноярск
Места общего пользования (ОДН)
Ранее коммунальная организация, в управлении которой находился дом, могла выставлять ОДН на электроэнергию путем вычитания потребленной энергии по индивидуальным счетчикам квартир и общедомовым показаниям. Проконтролировать, насколько правильно каждому собственнику выставлен счет по ОДН, не представлялось возможным. И здесь допустимо было некоторое лукавство, а проще говоря, жульничество, управляющей организации.
Большинство многоквартирных домов уже оборудованы общедомовыми приборами учета потребления коммунальных ресурсов (электроэнергии, воды и тепла). Во многих квартирах имеются индивидуальные счетчики, по которым жильцы подают показания и начисляется коммунальная плата. По сути общедомовые нужды являются разницой между показаниями приборов общедомовых и индивидуальных. Тем собственникам, у кого в квартире счетчиков нет, ОДН распределяется, исходя из соотношения площади квартиры к общим жилым площадям дома.
Однако если ОДН меньше нормативного, то начислят по фактическому потреблению. Таким образом, чтобы добиться уровня фактического потребления на ОДН, которое ниже нормативов, необходимо будет вести и выстраивать надлежащий учет потребления коммунальных ресурсов. Это значит, что необходимо в ежемесячном режиме единовременно собирать и передавать показания индивидуальных и общедомовых приборов учета. Кроме того, это же постановление №603 предоставляет регионам право самостоятельно принимать или изменять решение о способе оплаты услуги по отоплению из двух вариантов: равномерными платежами в течение календарного года (1/12) или по факту потребления в течение отопительного периода (1/7). Такое решение может приниматься не чаще одного раза в год до 1 октября и подлежит опубликованию на сайте органа государственной власти субъекта.
освещение мест общественного пользования — тамбуров, подъездных лестничных площадок, приподъездных территорий уличное освещение придомовой территории;
освещение технического подвала, технического этажа(чердака), лифтовых помещений;
энергия, которая потребляется домофонами и провайдерами;
энергия, потребляемая лифтами и различным электрооборудованием, которое используется в общедомовых нуждах. Это могут быть видеокамеры, насосы, системы автоматического регулирования тепла и другое.
Для Ульяновской области, в 2013 году регулируемые тарифы на тепловую энергию установлены с учётом календарной разбивки: рост составит с 01.01.2013 — 100,0%, с 1.07.2013 — 112,5%, т.е декабрь 2013 к декабрю 2012 года составляет 112,5%. Фактический рост тарифов на тепловую энергию, поставляемую для населения в среднем по Ульяновской области не превысит 112% с 01.07.2013.
До 1 января 2017 года общедомовые нужды указывались в квитанциях отдельной строкой. Управляющие компании по-разному начисляли эти платежи, а нормативы никто не регулировал. В одном доме за свет в подъезде жильцы платили, например, по триста рублей, а в другом — по тысяче.
УК сами вписывали в квитанции счета за общедомовые нужды — без контроля и по своим схемам. А с поставщиками ресурсов рассчитывались по фактическому потреблению. Это позволяло им извлекать прибыль за счет жильцов дома.
Правомерность начисления платы за ОДН (КР СОИ) сверхнорматива
Дмитрием Медведевым был подписан указ, в котором «Запрещено поднимать цены на ЖКХ выше инфляции». Бумага была подписана летом — 19 июня прошлого года.
«Я, Председатель Правительства — Дмитрий Медведев, подписываю постановление, которое должно ужесточить контроль стоимости ЖКУ России. Повышение не должно быть выше уровня инфляции».
Повышение коммунальных платежей в 2021 ожидается в два этапа:
на 1,7 % с 1 января 2021
на 2,4 % с 1 июля того же года.
Но регионы смогут повысить тарифы почти до 5%, согласно индивидуальным индексам.
Таблица отражает повышения тарифов на ЖКХ с 1 января 2021 года по субъектам РФ.
Индексация тарифов ЖКХ (в %)
Наименование субъекта России
2
— Республика Адыгея, Республика Мордовия, Республика Марий Эл, Республика Башкортостан, Республика Калмыкия, Республика Чувашия; — Пермский край, Ставропольский край; — Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Калининградская область, Калужская область, Курганская область, Костромская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Нижегородская область, Оренбургская область, Псковская область, Пензенская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область; — Автономный округ ХМАО-Югра, Ямало-Ненецкий АО
2,2
Орловская область
2,3
— Архангельская обл., Омская область
2,4
— Республика Коми, Республика Карелия, Республика Саха (Якутия) — Алтайский край, Камчатский край, Хабаровский край — Амурская область, Волгоградская область, Магаданская область, Мурманская область, Сахалинская область — Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ
2,5
Томская обл.; Республика Алтай
2,6
— Краснодарский край, Приморский край
2,7
Новгородская обл.; Красноярский край; Еврейская АО
2,8
— Республика Тыва, Республика Бурятия, Республика Хакасия; — Кировская область
2,9
Иркутская область
3
Республика Татарстан; Кемеровская обл.
3,2
Забайкальский край; Новосибирская обл.
3,3
— Республика Северная Осетия-Алания, Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика
3,5
Тульская область
3,6
Московская область
3,8
Республика Дагестан
4
— Чеченская Республика, Кабардино-Балкарская Республика
0,4
город Санкт-Петербург
4,8
город Москва
На представленной диаграмме мы наблюдаем картину, отражающую ситуацию в целом по стране, по ней можно отследить, что в большей степени беспокоит граждан в жилищно-коммунальной сфере в разрезе всей Страны, что впоследствии должно стать руководством к действию органов власти и некоммерческого сектора. При формировании рейтинга использовались статистические данные, поступившие не только в форме жалоб, но и форме обращений за консультацией, разъяснениями, советами в сфере ЖКХ. Неизменно уже несколько лет первое место рейтинга в течение года занимает обеспокоенность граждан начислениием платы за жилищно-коммунальные услуги.
Специалисты рекомендуют сравнивать эти цифры, например, с объемом наполненной ванны для купания – 250 литров. Если вы не принимаете ванну каждый день и не устраиваете ежедневную большую стирку, то вам для экономии можно поставить счетчик воды и производить оплату за воду согласно его показаниям (цифры получатся значительно меньшими, чем по усредненным нормам по стране).
Категория потребителей
Период действия
Население (тарифы указываются с учетом НДС)
Иные потребители (без НДС)
с 01.01.2020 по 30.06.2020
20,49
24,59
с 01.07.2020 по 31.12.2020
21,34
25,61
с 01.01.2021 по 30.06.2021
21,34
25,61
с 01.07.2021 по 31.12.2021
21,40
25,68
с 01.01.2022 по 30.06.2022
21,40
25,68
с 01.07.2022 по 31.12.2022
22,15
26,58
с 01.01.2023 по 30.06.2023
22,15
26,58
с 01,07.2023 по 31.12.2023
22,21
26,65
Категория потребителей
Период действия
Население (тарифы указываются с учетом НДС)
Иные потребители (без НДС)
с 01.01.2020 по 30.06.2020
18,37
22,04
с 01.07.2020 по 31.12.2020
18,42
22,10
с 01.01.2021 по 30.06.2021
18,42
22,10
с 01.07.2021 по 31.12.2021
19,24
23,09
с 01.01.2022 по 30.06.2022
19,24
23,09
с 01.07.2022 по 31.12.2022
19,33
23,20
с 01.01.2023 по 30.06.2023
19,33
23,20
с 01,07.2023 по 31.12.2023
20,18
24,22
Нормы расхода на человека в месяц воды были установлены ещё тридцать лет тому назад. С тех времен они не пересматривались и не изменялись. Однако на сегодняшний день органы исполнительной власти имеют право корректировать стоимость оплаты коммунальных услуг в зависимости от экономической обстановки в регионе.
Среднее значение потребления холодной воды в месяц на одного человека – 6.9 м3.
ВНИМАНИЕ! По законодательству по инициативе управляющей организации показатель может быть увеличен в два раза.
Такое значение выбрано не случайно. Оно рассчитывается исходя из затрат на следующие нужды:
20-25 литров на гигиенические процедуры;
200-220 литров прием ванны раз в 7-10 суток;
200-250 литров на приготовление пищи, питье;
250 литров – расход унитаза;
около 700 литров на прочие нужды, не расписанные в законодательстве.
Если счетчика воды в квартире, или доме нет, экономия не имеет смысла, так конечная сумма от этого не изменится. Если счетчик установлен, то человек снимает показания и оплачивает каждый израсходованный куб воды. Средняя стоимость куба холодной воды в разных регионах страны различная. Цена колеблется от 9 рублей за куб до 25.
В постановлении приведена следующая формула подсчета стоимости за использование холодной воды:
Кс=Кз*Нп*Т
Кс – стоимость исходя из среднего тарифа;
Кз – число зарегистрированных на конкретной жилплощади;
Т – тариф в данном регионе
Считается, что горячей воды один человек тратит существенно меньше, чем холодной. Именно поэтому тридцать лет назад были произведены подсчеты. В соответствие с полученными результатами был определен средний показатель расхода на одного человека – 4.7 м3.
Так же, как и в случае перерасчета стоимости за потребление холодной воды, коммунальные службы имеют право увеличить данный показатель вдвое.
Нормы расхода на человека в месяц воды устанавливаются на уровне региональных органов власти. В соответствие с законом, эти нормы используются в определенных случаях. В каких ситуациях используются принятые нормативы:
в случае отсутствия обще домовых измерительных приборов;
когда не соблюдены сроки подачи сведений водомеров (более полугода);
при не аргументированном отказе собственника жилплощади предоставит показания счетчиков;
при поломке или необходимости поменять прибор.
Действующее законодательство направлено на то, чтобы склонит жильцов, а также представителей коммунальных служб устанавливать приборы учета воды.
Определить средний показатель по всей стране потребления воды проблематично. Для подсчета необходимо учитывать некоторые факторы. Что необходимо принять во внимание при определении:
Количество потребления воды на одну персону, установленное в данном регионе местными властями.
Показатели расхода на одну персону, которые приняты по стране.
Средние показатели водомеров с количеством жильцов, аналогичных количеству жильцов в квартирах без измерительных приборов.
Климат местности, для которой производятся подсчеты.
Время года.
Наличие или отсутствие водомеров, достоверность их показаний.
Решая этот вопрос, необходимо взвесить все за и против. Специалисты подсчитали, что расход на 1 сутки на одного человека составляет порядка 150 литров горячей воды. Если люди, которые живут на территории квартиры, расходуют большее количество, то установка счетчика нецелесообразна.
Если расход горячей меньше указанного значения, установка прибора имеет смысл, так как поможет избежать переплат.
В зависимости от наличия или отсутствия счетчика в доме начисление ОДН на водоотведение производится по-разному. Согласно положениям законодательства, в первом случае в расчетах участвуют объемы потребленной воды и утвержденные региональными властями тарифы на единицу ресурса.
Если счетчика нет, водоотведение рассчитывается по действующим в субъекте РФ среднемесячным нормативам потребления воды.
Формула расчета при своевременном уведомлении об объемах использованной воды при наличии счетчика выглядит следующим образом:
Стоимость= (ГВС+ХВС) Х тариф
При этом ГВС и ХВС – объемы горячей и холодной воды, которую использовали жильцы определенной квартиры в предыдущем месяце в соответствии с показаниями индивидуальных счетчиков.
Жильцы должны передать показания индивидуальных приборов учета до 25 числа текущего месяца путем электронного сообщения, смс-уведомления или лично.
В случае несвоевременной передачи данных оплата рассчитывается автоматически с учетом среднего показателя потребления за последние 6 месяцев.
Если счетчики не установлены, расчет водоотведения производится по действующим среднемесячным нормативам потребления воды, установленным в конкретном субъекте РФ.
В расчет стоимости включено значение норматива, количество прописанных жильцов и тариф.
Норматив Х количество зарегистрированных лиц Х тариф = стоимость
Нормы устанавливаются на региональном уровне. На их размер существенно влияют следующие факторы:
климатическая зона;
площадь помещения;
состояние централизованной канализационной системы;
наличие и количество моек, раковин, ванн и так далее.
Если в доме есть техническая возможность установить счетчики, но учетные приборы все-таки отсутствуют, согласно Постановлению № 354, норматив применяется с повышающим коэффициентом. В 2021 году он равен 1,5.
Также на территории столицы применяются отдельные нормативы газа. Они зависят от количества лиц, проживающих в квартире.
Представлены в следующем:
если гражданин проживает одиноко и его жилое помещение оборудовано газовой плитой, то норматив составляет 50 м³/чел. в месяц;
когда в квартире, оснащенной газовой плитой, проживает семья – 45 м³/чел. в месяц;
при наличии в жилом помещении и проведении горячего водоснабжения – 8,3 м³/чел. в месяц;
если квартира оснащена газовой плитой и водонагревателем – 20,8 м³/чел. в месяц;
когда центральное водоснабжение отсутствует и есть газовая плита – 10,4 м³/чел. в месяц.
Указанные нормативы также будут применяться в ситуации, если помещение не оборудовано приборами учета. Когда дом не газифицирован, при этом гражданин использует газовую плиту, вносить оплату за рассматриваемый ресурс не потребуется.
Нормы потребления тепла, воды, газа и электрической энергии повышаются на коэффициент в ситуации, когда гражданин должен был оборудовать помещение учетным приборам, но не сделал этого.
В этом случае применяются положения Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2013 № 344, где указаны повышающие значения для расчета суммы оплаты за ЖКУ.
Представлены они таким образом:
на начало 2019 года – 1,7;
с 2020 года – 1,8;
на начало 2021 – 1,9.
В результате гражданину приходится оплачивать повышенную стоимость предоставленных ресурсов.
Таким образом, нормативы потребления услуг жилищно-коммунального сектора в пределах столицы контролируются органами исполнительной системы. С каждым годом установленные значения меняются.
Очевидно, что норма расхода воды и водоотведения по Москве завышена. В регионах чаще фигурируют другие цифры . Норма расхода на 1 человека в месяц 6 м³ холодной и 3 м³ горячей. Она применяется, когда в квартире отсутствуют приборы учёта расхода — счётчики. Пересчитав месячную норму расхода на сутки, получим по холодной воде — 200 литров, горячей — 100 и водоотведение — 300 л. Понятно, что редко кто из жильцов по счётчику расходует такое количество, и на усреднённый показатель этот норматив не тянет.
Несмотря на четко существующие регламенты во всех отраслях хозяйства такой общий показатель, как норматив потребления воды на 1 человека без счетчика не выработан. Это по той причине, что по всей стране плотность населения по регионам различная. Следовательно, в каждом районе действуют свои нормативы. В каждом районе и городе они разные.
человек старается экономить воду, ведь теперь он оплачивает по факту потребления;
житель сам регулирует использование ХВС и ГВС, что сказывается на экономии семейных средств;
при оплате счетов за воду не учитывается количество зарегистрированных людей.
Казалось бы, правила очень просты, можно их применять в жизни, но большинство людей не обращают внимания на предложения сэкономить, потому что они даже не представляют, сколько воды уходит напрямую в канализацию во время открытого или неисправного крана – при полном напоре до 15 литров в минуту. Цифры шокируют. Все же применение нескольких простых советов поможет существенно снизить сумму в платежной квитанции за ЖКХ.
Как правило, тарифы на водопотребление и водоотведение устанавливаются региональными властями. Однако порядок расчета для всех регионов общий. Так, по Москве тарифы устанавливаются и повышаются каждое 1 июля а также в начале каждого года.
если в жилище нет ванны, то средний расход может составить 125-160 литров;
если же ванна есть, но нагрев воды осуществляется специальным оборудованием (бойлером), то расход воды определяется в пределах 16-230 литров;
если же нагрев воды осуществляется централизованной системой, то расход воды в среднем равен 230-350 литров воды на человека в день.
Также имеются более конкретизированные нормативы потребления комуслуг. Так, документ предусматривает установленное количество литров и температуру для ванны или мятья посуды. Например, для одного купания расходуется от 200 до 300 литров воды при температуре 37 градусов, для одного принятия душа – 100 литров, для одного смывания бачка туалета – 6 литров. К тому же все установленные показатели рассчитаны на одного человека с пропиской в квартире/доме, и никак не зависят от площади, на которой он живет.
Определяют конечную стоимость коммунальных услуг, которую должен заплатить владелец недвижимости, с помощью специальных приборов учета – счетчиков. Их устанавливают в помещениях для определения объема расхода ресурсов на конкретную площадь.
После получения данных с приборов в виде фактического объема потребленных услуг, их умножают на тариф компании-поставщика. Полученная в итоге сумма и отображается в квитанции к оплате.
На формирование тарифной системы влияют несколько факторов. Самые основные:
Время года.
Местность, регион, область.
Стоимость топлива.
Курс национальной валюты.
Общее экономическое состояние страны.
Все тарифы ЖКХ определенным образом взаимосвязаны. Так, рост одного неизменно влечет и рост других.
Нормативы потребления ЖКУ является лимитом оплаты. Согласно законодательным актам, в случае превышения показателей норм потребления ЖКУ жильцами в расчетный период относительно регионального показателя, фирма-поставщик должна оплатить разницу за использованные ресурсы за свой счет.
Данное постановление защищает владельцев недвижимости от экономических махинаций со стороны поставщиков коммунальных услуг.
По решению суда компания, не обеспечившая соблюдение установленных норм, несет ответственность по закону.
При наличии объективных доказательств нарушения норм в 2021 году управляющая компания не имеет права отказаться от перерасчета отплаты за горячее водоснабжение. Потребитель должен подать соответствующее заявление с прикрепленным актом экспертизы. После этого у компании-поставщика есть не более пяти дней на изменение тарифа. Коэффициент перерасчета составляет 0.1% от общей стоимости за каждые 3°C отклонения от минимально допустимой нормы. Если температура горячей воды снижается до 40°C, расчет ведется по стоимости холодной воды.
Сумма компенсаций за несоблюдение норм температуры горячей воды из-под крана в квартире назначается судом. За счет ответчика, то есть управляющей компании, оплачиваются все судебные расходы. Размер компенсации морального вреда может составить от четырех до шести тысяч рублей. Конкретное значение зависит от обстоятельств дела. Размер штрафа управляющей компании варьируется от двух до трех тысяч.
На 2021 год изменения СанПиН не планируются, но возможны поправки тарифов на оплату горячего водоснабжения. Они коснутся отдельных регионов, таких как Тамбовская, Челябинская, Амурская и других областей.
Несоответствие температуры горячей воды принятым нормам может нанести моральный вред и причинить физические и моральные страдания потребителям. В ходе разбирательства суд принуждает компанию-поставщика некачественной услуги к компенсации причиненных неудобств. Такая ситуация рассматривалась в ходе дела № 2 — 974/10. Истцами явились гражданка Д. и ее малолетний сын. Они обвинили управляющую компанию в предоставлении горячей воды, не отвечающей температурным нормам СанПиН. Для купания несовершеннолетнего сына гражданке Д. приходилось нагревать воду вручную. Это длилось на протяжение нескольких лет. На претензии истцов сотрудники управляющей компании никак не реагировали и мер по устранению неполадок не принимали.
В исковом заявлении Д. потребовала от ответчика произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение, устранить нарушения и выплатить моральный вред в пользу каждого истца в размере 10 т. р. В процессе рассмотрения дела суд опирался на ст. № 161, 162 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которыми управляющая компания обязана обеспечивать граждан, проживающих в многоквартирном доме, благоприятными условиями. Также УК должна рассматривать все жалобы и обращения потребителей. Компания уклонялась от соблюдения обязанностей, прописанных в договоре оказания услуг. В результате судебного разбирательства суд постановил удовлетворить требование о компенсации морального вреда, произвести перерасчет и устранить все неполадки, связанные с обеспечением жителей горячей водой.
Огромное количество городских квартир подключены к централизованной системе горячего водоснабжения. Индивидуальными приборами подогрева воды, в большинстве случаев, оборудованы дома старые или новостройки.
Ресурсоснабжающие компании, занимающиеся поставками горячей воды, заключают с потребителями договора (часто через УК) и обязуются подавать ресурс определенной температуры.
ВНИМАНИЕ! Вода в кране горячего водоснабжения должна быть не менее 60 градусов.
Температура горячей воды может немного отклоняться, предел отклонения установлен для ночного и для дневного времени:
В ночное время, с 0.00 до 5.00 отклонение норматива в квартире может составлять 5 градусов.
В дневное – только 3 градуса.
Если учесть отклонения, нормативная температура воды в водопроводе ГВС должна быть не менее 57 градусов ночью, 55 градусов днем.
В 2009 году Главным врачом РФ были установлены СанПиН под номером 2.1.4.2496-09, в них указывается минимальная температура в водопроводе ГВС. Она должна быть не менее 60 градусов. А максимальная температура должна быть на уровне 75 градусов.
СанПиН – важный документ для ресурсоснабжающей компании, а также его полезно знать и потребителям. Помимо стандартов на горячую воду в нем даются и нормы по отклонению от нужной температуры. Как уже указывалось ранее, такие отклонения составляют 5 градусов в период с 0.00 и до 5.00.
Подача воды такой температуры должна быть регулярной. Какой должна быть вода и ее температурный режим, определено на основании нескольких факторов. Вода должна быть не только достаточно теплой для принятия ванны, душа, но и безопасной.
ВАЖНО! При такой температуре, установленной СанПиН не будут размножаться в данной среде вредные и опасные микроорганизмы, что также важно для потребителей.
Контроль над соблюдением норм СанПиН проводит Жилищная Инспекция, также это обязанность Управляющей Компании, обслуживающей дом, ресурсоснабжающей организации. Эти инстанции не имеют права устанавливать свои нормы, менять стандарты. И потребитель имеет полное право требовать стандартной температуры воды в системе горячего водоснабжения.
Вода холодная или чуть теплая в системе ГВС – это не только проблема неудобства и дискомфорта. Если вода не отвечает нужному показателю температуры, в ней могут активно развиваться и размножаться опасные для человеческого организма микроорганизмы. Наиболее распространенный вид – легионелла, становящаяся причиной пневмоний и других опасных заболеваний.
Одной из задач 2021 года, которая поставлена перед профильными чиновниками из Минстроя, является минимизация тарифов за коммунальные услуги в Российской Федерации, рассказал ТАСС первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ Сергей Пахомов. Он отметил, что тарифы за коммунальные услуги в России не вырастут из-за пандемии, рост возможен только в середине 2021 года с учетом индекса инфляции.
«Пандемия и борьба с коронавирусом не имеет никакого отношения к ценообразованию на ресурсы, кроме того, убытки коснулись далеко не всех управляющих компаний. В любом случае, мы не позволим покрывать убытки за счет тарифов ЖКХ и непосредственно населения. Традиционная индексация тарифов на коммунальные услуги состоится во втором полугодии 2021 года, до июля стоимость ресурсов останется на уровне 2020 года», — сказал депутат.
Согласно Жилищному кодексу, правительство регулирует предельный рост платы граждан за коммунальные услуги. С 2013 года коммунальные тарифы в России по постановлению правительства индексируются раз в год с 1 июля для того, чтобы сдерживать инфляцию. Ежегодно правительство РФ выпускает распоряжение, в котором устанавливается верхняя граница роста платежа за коммунальные ресурсы по каждому региону. Регионы устанавливают стоимость отдельных видов коммунальных ресурсов так, чтобы при неизменном уровне потребления прибавка к общему платежу укладывалась в рекомендуемый правительством размер. Летом 2020 года, как и в прошлые годы, рост тарифов за коммунальные услуги в среднем по стране составил около 4%.
Минстроем были утверждены нормативы по пользованию водоразборными устройствами (унитаз, душ, раковины). В официальном порядке приказ зарегистрировали в Минюсте 02. 09. 2021 года, однако в силу он пока не вступил.
В туалет ходит 118 раз/месяц (около 4 раз в день).
Принимает ванну 4 раза в месяц.
Раковиной пользуется 107 раз в месяц.
Моется под душем 25 раз в месяц.
Пользуется мойкой на кухне 95 раз в месяц (3 раза в день).
Тратит на общеквартирные нужды 31 раз в месяц (стирка, мытье полов, протирание пыли).
Норма потребления воды на человека — норма для населения устанавливается на основе расчётов, выполненных в соответствии со СНиП — строительными нормами и правилами с учётом специфики технологии водообеспечения и благоустройства жилья. Действующие нормативы 2021 год Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Согласно статистике, люди тратят холодной воды намного больше, нежели горячей. По этой причине норма потребления последней установлена в размере 4,7 куба на человека в месяц. Это значение не является окончательным.
Г – количество зарегистрированных по адресу граждан;
Н – действующий норматив на потребление ресурса;
К – повышающий коэффициент (на 2021 год он равен 1,5);
Т – тариф на воду, который утвержден местными властями.
Определено, что человек тратит количество холодной воды больше, чем горячей. Поэтому и ежемесячный норматив по ней чуть ниже и составляет 4,745 кубометров . При этом на воду, поступающую в систему отопления, расчет производится отдельно.
Расчетным путем выведено, что в среднем в месяц человек может потребить 6,935 куб.метров холодной воды. Из чего сложилась такая цифра? На ежедневные нужды мы регулярно тратим ресурсы, без которых невозможно понятие комфортной жизни.
Поставщики услуг, которые занесены в специально созданный государственный Реестр компаний, ежегодно обязаны предоставлять экономически обоснованные затраты на следующий календарный год в отраслевые Департаменты правительств субъектов РФ.
В качестве сравнения можно отметить, что в Уфе себестоимость холодной воды (за 1 кубометр) в среднем составляет порядка 13 рублей, горячей – 60 рублей, в столице – 30 рублей за холодную воду и 135 за горячую.
Здесь же присутствуют потери и иные затраты воды, которые могут касаться всего жилого дома. Сюда относятся общедомовые нужды, идущие на уборку общих площадей, расходы, связанные с несанкционированными подключениями, утечками в системе водоснабжения дома и многие другие факторы.
Если счетчик не установлен, то хозяин квартиры должен оплачивать норму ежемесячно, в зависимости от того, сколько человек прописано на жилплощади. Это означает, что даже если в квартире никто не живет и вода вообще не расходуется, но при этом в ней прописано 5 человек, необходимо будет заплатить за каждого по норме.
Тарифы на электроэнергию для промышленных предприятий, тарифы на тепло для промышленных предприятий, тарифы на газ для промышленных предприятий, тарифы на водоснабжение промышленных предприятий, тарифы на утилизацию отходов промышленных предприятий — быстрые ссылки на единые сводные таблицы по тарифам для промышленных предприятий 2020 года.
Тарифы на горячую воду и отопление на 2022 год
Наименование потребителей
Виды систем централизованного горячего водоснабжения
Период действия тарифа
Тарифы, руб./куб.м
Население (с учетом НДС)
для всех систем ГВС
с 01.01.2021 по 30.06.2021
152,84
с 01.07.2021 по 31.12.2021
164,27
с 01.01.2022 по 30.06.2022
164,27
с 01.07.2022 по 31.12.2022
176,76
с 01.01.2023 по 30.06.2023
176,76
с 01.07.2023 по 31.12.2023
189,83
Прочие потребители (без учета НДС)
для всех систем ГВС
с 01.01.2021 по 30.06.2021
127,37
с 01.07.2021 по 31.12.2021
136,89
с 01.01.2022 по 30.06.2022
136,89
с 01.07.2022 по 31.12.2022
147,30
с 01.01.2023 по 30.06.2023
147,30
с 01.07.2023 по 31.12.2023
158,19
Единого норматива потребления для всех субъектов РФ нет. Для каждой области или края он свой. Было подсчитано, что в России усредненная норма горячей воды на 1 человека без счетчика составила 4,75 м3, холодной воды на человека в месяц – 6,935 м3. Это когда нет ИПУ. Когда водомер подставлен, то оплачивать коммунальную услугу следует на основе его показаний.
Эти данные имеют рекомендательное значение. В столице норма расхода воды установлена: для ГВС – 4,75 м3, для ХВС – 6,94 м3.
Похожие записи: