Минимальный размер месячной тарифной ставки 2022 год руб

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минимальный размер месячной тарифной ставки 2022 год руб». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Покажем размеры МРОТ по отдельным регионам России по состоянию на 10.11.2021 в таблице.

Регион МРОТ, руб.
Москва 20 589
Московская область 15 500
Санкт-Петербург 19 650
Ленинградская область 13 315
Калининградская область 14 000
Кемеровская область — Кузбасс 17 031
Ростовская область 15 350

В большинстве других субъектов РФ региональная минимальная зарплата равна федеральному МРОТ, в том числе по той причине, что предусмотренный региональным соглашением МРОТ ниже федерального.

Имейте в виду, важно внимательно прочитать соглашение по своему субъекту РФ, поскольку в нем будут установлены особенности применения региональной минимальной зарплаты.

13 890 рублей – новый МРОТ 2022 для расчета зарплаты

До 2021 г. размер ежегодного федерального МРОТ определялся на основании информации о прожиточном минимуме трудоспособных граждан за 2 кв. предшествующего года. В 2020 г. МРОТ был равен 12 130 руб. (Федеральный закон от 27.12.2019 г. № 463-ФЗ).

Но с 2021 г. МРОТ будет рассчитываться иным образом, поскольку депутаты Госдумы приняли в третьем чтении законопроект № 1027748-7. Для расчета будет использоваться медианная зарплата — это показатель, условно разделяющий население на две части. У одной части зарплата выше этого значения, а у другой части — ниже этого значения.

В новом году согласно данному законопроекту размер МРОТ составит 42% медианной заработной платы — 12 792 руб., т.е. он увеличится по сравнению с 2020 г. на 5,5%. В следующие периоды МРОТ также будет рассчитываться ежегодно, и при этом важно, что показатель не должен быть ниже прожиточного минимума, который тоже будет рассчитываться из медианного дохода (но с учетом другого процента).

ИФНС контролирует исполнение работодателями законодательства в части МРОТ. К примеру, налоговики:

  • обращают особое внимание на низкие доходы, указываемые в РСВ и 6-НДФЛ. При этом используются контрольные соотношения, на основании которых МРОТ и среднеотраслевые значения зарплаты в регионе сравниваются с показателями отчетности;
  • требуют от работодателей пояснения по поводу низкой зарплаты относительно МРОТ и средней по отрасли в регионе;
  • передают в трудовую инспекцию сведения о нарушениях работодателями законодательства в сфере труда, в связи с чем их могут вызвать на зарплатную комиссию, например, при задержке зарплаты;
  • включают работодателей в план выездных налоговых проверок (п. 5 Приложения № 2 к Приказу ФНС от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333).

Часто хозяйствующие субъекты аргументируют начисление зарплаты ниже МРОТ тем, что работник трудится в режиме неполного рабочего времени. И именно для этого случая чиновники планируют ввести с 2021 г. новый показатель — почасовой МРОТ.

Правительство РФ рассчитало МРОТ на 2022 год

18 января 2021 г. ООО «Импульс» принимает на работу сотрудника и заключает с ним срочный трудовой договор на 3 месяца. Сотрудник работает на условиях неполного рабочего времени — по 6 часов в день в понедельник, среду и пятницу. Рассчитаем ежемесячную зарплату с учетом того, что федеральный МРОТ на 2021 г. установлен в размере 12 792 руб., а для данного сотрудника используется часовой МРОТ в размере 150 руб.

Месяц

Кол-во рабочих дней

Кол-во рабочих часов

Оплата труда по часовому МРОТ, руб.

Оплата труда по МРОТ, руб.

Выгода исходя из расчета по часовому МРОТ, руб.

Январь

(с 18 числа)

6

6 * 6 = 36

36 * 150 = 5 400

12 792 / 120 * 36 = 3 837,60

1 562,40

Февраль

11

11 * 6 = 66

66 * 150 = 9 900

12 792 / 151 * 66 = 5 591,21

4 308,79

Март

13

13 * 6 = 78

78 * 150 = 11 700

12 792 / 176 * 78 = 5 669,18

6 030,82

Апрель

(по 17 число включительно)

7

7 * 6 = 42

42 * 150 = 6 300

12 792 / 175 * 42 = 3 070,08

3 229,92

Получается, что сотруднику при работе в режиме неполного рабочего времени выгоднее, если его оплата труда будет рассчитываться на основании почасового МРОТ. Однако здесь возникает дискриминация и несправедливость по отношению к сотрудникам, работающим полный рабочий день и получающим зарплату в размере МРОТ. Выходит, что они работают больше по сравнению с сотрудниками на срочных договорах, а в итоге зарплату получают меньше.

В связи с этим чиновники продолжают рассматривать вопрос ввода почасовой ставки, и решение по нему еще не принято.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Если сотрудник трудится по системе суммированного учета рабочего времени, то его тарифная ставка будет зависеть от часовой нормы на данный год – ее покажет производственный календарь, а также установленную на предприятии месячную тарифную ставку.

1 способ. Можно разделить на показатель ставки месячную норму по рабочим часам. Например, для рабочего определенной квалификации установлен тариф 25 000 руб. в месяц. При этом установленная норма рабочего времени на месяц составляет 150 часов. Таким образом, часовая тарифная ставка такого рабочего составит 25 000 / 150 = 166, 6 руб.

2 способ. Если нужно вычислить среднюю тарифную ставку почасовика в текущем году, сначала нужно определить среднечасовую месячную норму времени. Для этого соответствующий годовой показатель производственного календаря делим на 12 (количество месяцев). После этого уменьшаем в полученное количество раз среднемесячную тарифную ставку рабочего, установленную тарифной сеткой. Например, годовая норма составляет 1900 часов. Возьмем ту же месячную ставку, что и для предыдущего примера – 25 000 руб. Посчитаем, какую сумму в среднем зарабатывал в час этот рабочий в течение данного года: 25 000 / (1900 /12) = 157,9 руб.

Эти два понятия во многом схожи, так как оба они отображают денежное выражение трудового вознаграждения. Сейчас сходство между ними больше, чем несколько десятков лет назад, поскольку в трудовом праве происходят значительные изменения. Однако, имеются и существенные различия

Общие черты оклада и тарифной ставки

  1. И то, и другое предусматривает минимальную сумму, которой может быть оплачен труд.
  2. Ниже установленного предела оплата опуститься не вправе.
  3. Имеют отношение к квалификации сотрудника.
  4. Учитываются без дополнительных выплат, надбавок, компенсаций, социальных начислений.

Различия тарифной ставки и должностного оклада

Сравним эти два понятия в следующей таблице.

Основание

Тарифная ставка

Должностной оклад

1

За что начисляется

За выполнение трудовой нормы за единицу времени

За исполнение функциональных обязанностей там, где норму установить нельзя

2

Единица времени расчета

Час, неделя, месяц (любая удобная временная единица)

Месяц

3

От чего зависит величина

От тарифного разряда (межразрядного коэффициента)

От квалификации, полученной сотрудником

4

Профессиональный круг

Реальные экономические сферы: строительство, добыча, обрабатывающая промышленность, производство и т.п.

Непроизводственные сферы труда: юристы, госслужащие, руководство и т.п.

Написать комментарий

      Президент предложил увеличить МРОТ в 2022 году до 13 890 рублей

      В новой редакции Трудового Кодекса отсутствуют указания, касающиеся обязательного включения в МРОТ компенсаций и стимулирующих выплат (доплаты за выслугу лет, поощрительных премий и т. д.).

      Здесь оговаривается лишь условие о выплате минимального заработка не ниже МРОТ при выполнении нормы отработанного времени.

      Подобное изложение правил расчёта зарплаты не дает чёткого ответа на вопросы о правомерности включения различных выплат в общую сумму месячного заработка.

      Согласно ТК зарплатой считается вознаграждение, при выплате которого учитываются объем, качество и условия выполнения работы. В прежней редакции ТК ясно говорилось о том, что компенсации и стимулирующие доплаты включаются в общий заработок.

      Поэтому некоторые работодатели полагают, что можно, как и раньше, назначать работникам оклад в 10 000 руб., а затем доводить его до размеров МРОТ с помощью различных дополнительных выплат.

      Конституционный суд РФ внес коррективы в понимание данного вопроса, и конкретно указал на выплаты, которые не входят в МРОТ, а назначаются в виде дополнительных сумм.

      Согласно решениям Конституционного Суда (которые работодатели обязаны неукоснительно выполнять) к сверхнормативным выплатам относятся:

      • Компенсационные доплаты за переработку, труд в нерабочие праздничные и выходные дни, а также в ночные часы.
      • Доплаты за выполнение работы вместо временно отсутствующего сотрудника, труд по совместительству или по обслуживанию сверхнормативных единиц производственного оборудования.
      • Надбавки с учётом региональных коэффициентов при работе в условиях Крайнего Севера.

      В Постановлении Верховного Совета РФ, касающемся стимулирующих выплат (премий), говорится о том, что их также не следует вносить в сумму минимального заработка (Постановление ВС РФ от 10.02.2020 № 65-АД20-1).

      Порой возникают ситуации, когда головной офис компании (организации, ООО) находится в одном регионе, а филиал в другом. Поскольку величина МРОТ в регионах может различаться, то возникает вопрос: на какой именно ориентироваться при формировании фонда оплаты труда?

      В соответствии со ст. 133.1 ТК РФ при определении фонда оплаты труда персонала необходимо придерживаться того значения МРОТ, который установлен в регионе, где работник фактически исполняет свои трудовые обязанности.

      Но! Данная норма не распространяется на учреждения, деятельность которых обеспечивается за счёт федерального бюджета.

      Следовательно, при определении фонда оплаты труда работников филиала необходимо придерживаться регионального МРОТ, установленного по месту нахождения филиала.

      Для иностранцев, осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации, предусмотрено соблюдение тех же требований трудового законодательства, что и для российских граждан.

      Следовательно, иностранный гражданин полностью отработавший месяц не может получить оплату труда ниже размера МРОТ.

      МРОТ в Москве установлен в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения города 20 589 руб.

      Основание: «Московское трехстороннее соглашение на 2019 — 2021 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей» (Заключено в г. Москве 01.10.2018 N 77-1094).

      Когда речь идет о зарплате не ниже минимального размера оплаты труда, то подразумевают зарплату при отработанной полностью месячной норме рабочего времени по производственному календарю.

      Это значит, что сравнивать с МРОТ можно только зарплату за полный месяц при условии, что сотрудник занят в полном объеме, а не частично, то есть вырабатывает месячную норму.

      То есть ниже МРОТ зарплата отпускаться может. Например, если работник оформлен на 0,5 ставки, при этом нижняя граница при половинной занятости — также 0,5 МРОТ.

      В 2022 года МРОТ считают по новой методике. Теперь он зависит от такого понятия «медианная зарплата». Минимальный размер оплаты труда составляет 42% медианной зарплаты по России за прошедший год. Медианная зарплата — это уровень заработка, выше и ниже которого получает одинаковое количество людей (50% – выше, 50% – ниже). В местностях, где власти установили районные коэффициенты, минимальная зарплата корректируется на эти коэффициенты.

      В каждом регионе может быть еще своя величина минимальной зарплаты – ее устанавливают субъекты России региональными соглашениями. Региональная минимальная зарплата обычно больше федерального минимума (ст. 133.1 ТК). Значения минимальной зарплаты во всех регионах смотрите в таблице ниже.

      Работодатели должны установить зарплату не меньше региональной заработной платы, только если они присоединились к региональным соглашениям. Автоматически присоединяются к региональному соглашению те, кто в течение 30 календарных дней после публикации соглашения не направили в орган по труду субъекта РФ письменный мотивированный отказ присоединиться к документу. Если ваша организация такой отказ отправила, то сравнивайте зарплаты с федеральным МРОТ.

      Регион

      Код региона

      Минимальная заработная плата (руб.)

      Обоснование

      Минтруд озвучил МРОТ на 2022 год

      Астраханская область 30 13 617 Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
      Волгоградская область 34 1,3 величины прожиточного минимума трудоспособного населения для работников внебюджетной сферы (14 0160) (13 617) Региональное соглашение Администрации Волгоградской области от 26.06.2019 № РС-71/19, ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
      Краснодарский край 23 Величина прожиточного минимума трудоспособного населения в месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (13 617) Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Краснодарском крае на 2018–2020 годы от 27.12.2017;ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
      Республика Адыгея 01 13 617 Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
      Республика Калмыкия 08 13 617 Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
      Ростовская область 61 13 617

      1,2 величины МРОТ в организациях внебюджетной сферы (15 350)

      Соглашение Правительства Ростовской области, Союза работодателей Ростовской области, Федерации профсоюзов Ростовской области от 21.11.2019 № 13; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
      Республика Крым 91 13 617 ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
      Севастополь 92 13 617 Региональное соглашение о минимальной заработной плате в городе Севастополе от 25.12.2018 № 5-18;ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
      Кабардино-Балкарская Республика 07 13 617

      для внебюджетной сферы — в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения Республики за II квартал предыдущего года (12 998)

      ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ, Решение Кабардино-Балкарской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 07.07.2020 № 1.
      Карачаево-Черкесская Республика 09 13 617 Региональное соглашение Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 14.10.2019 № б/н; Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
      Республика Дагестан 05 13 617 ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
      Республика Ингушетия 06 13 617 Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
      Республика Северная Осетия – Алания 15 13 617 Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
      Ставропольский край 26 13 617 ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
      Чеченская Республика 20 13 617 Соглашение Правительства Чеченской Республики от 26.12.2019 № б/н; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
      Курганская область 45 13 617

      Плюс районный коэффициент

      Соглашение Правительства Курганской области, Федерации профсоюзов Курганской области, Курганского регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей» от 14.12.2018 № 42/18; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
      Свердловская область 66 13 617 Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
      Тюменская область 72 12 871

      на эту сумму начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиям

      Региональное соглашение Правительства Тюменской области от 15.11.2019 № б/н; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
      Ханты-Мансийский автономный округ – Югра 86 13 617

      на эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

      Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06.12.2019 № 670-рп; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
      Челябинская область 74 13 617 ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
      Ямало-Ненецкий автономный округ 89 13 617

      на эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Итоговая сумма МЗП должна быть не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Ямало-Ненецком автономном округе за II квартал 2020 года (17 511)

      Региональное трехстороннее соглашение «О минимальной заработной плате в Ямало-Ненецком автономном округе» от 27.12.2017; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
      Амурская область 28 13 617 Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
      Еврейская автономная область 79 13 617 Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
      Камчатский край 41 13 617

      на эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера

      Региональное соглашение Правительства Камчатского края, Федерации профсоюзов Камчатки, Объединения работодателей Камчатского края от 24.12.2019 № б/н; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
      Приморский край 25 13 617 Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
      Магаданская область 49 13 617

      на эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера

      Соглашение о внесении изменений в Соглашение на 2017–2020 годы от 29.01.2018; Соглашение правительства Магаданской области от 23.05.2017 № 2; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
      Республика Саха (Якутия) 14 13 617

      С применением сверх МРОТ компенсационных выплат за работу в районах Крайнего Севера: районного коэффициента и процентных надбавок, но не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Республике за III квартал предыдущего года

      Региональное соглашение Правительства Республики Саха (Якутия), Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия), Союза товаропроизводителей Республики Саха (Якутия) от 30.04.2020 № б/н; Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
      Сахалинская область 65 13 617 Соглашение Правительства Сахалинской области, Союза промышленников и предпринимателей Сахалинской области, Сахалинского областного союза организаций профсоюзов от 10.02.2020 № б/н; Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
      Хабаровский край 27 13 617 Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
      Чукотский автономный округ 87 13 617 Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ

      Такой показатель, как минимальный размер заработной платы (сокращенно МРОТ или минималка) имеет значение для регулирования заработка наемных работников, оформляемых по ТК РФ. Это минимум, ниже которого устанавливать оплату труда запрещается (при соблюдении установленных норм выработки, например, 8-часового рабочего дня). Кроме того, МРОТ используется при определении некоторых социальных пособий. Этот показатель связан с прожиточным минимумом (сокращенно ПМ).

      В конце 2020 года в законодательство об установлении МРОТ и ПМ были внесены значительные изменения. Теперь ПМ привязан не к потребительской корзине, а к медианному доходу, а МРОТ к медианной заработной плате. Расскажем о размере МРОТ с 1 января 2022 года – какой будет минимальная зарплата в России и ждать ли ее увеличения.

      МРОТ 2021-2022: в целом по России и по регионам

      Федеральный закон о МРОТ (№ФЗ-82 от 19.06.2000г.) в первой же своей статье устанавливает следующее:

      • показатель на следующий год устанавливается в году текущем;
      • с этой целью издается отдельный федеральный закон, он вносит изменения в ФЗ-82;
      • основанием для этого являются данные Росстата о медианной заработной плате;
      • МРОТ составляет 42% от медианного заработка;
      • проект закона о корректировке МРОТ подлежит обсуждению с трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений;
      • МРОТ на следующий год не может быть ниже соответствующего ПМ и МРОТ текущего года.

      Таким образом, МРОТ – это показатель, закрепленный в законе, который не устанавливаться ниже ПМ (эта норма есть и в Трудовом кодексе РФ). Выше ПМ минималка может быть.

      Пока есть только законопроект о новом показателе МРОТ на 2022 год. Текст размещен на портале проектов нормативно-правовых актов для всеобщего обсуждения и внесения предложений. Кроме текста проекта закона, выложена пояснительная записка к нему, в которой обосновывается размер минималки.

      Законопроектом предлагается, что минимальная зарплата с 1 января 2022 года составит 13 617 рублей.

      Прожиточный минимум с 2021 года на основании последних поправок в ФЗ-134 от 24.10.1997 г. также устанавливается ежегодно. Причем, как федеральный прожиточный минимум, так и региональный. Согласно закона Правительству нужно было утвердить ПМ на следующий год до 1 июля текущего года. 6 июля было опубликовано соответствующее постановление за №1070.

      18 ноября Президент РФ Владимир Путин поручил повысить прожиточный минимум в 2022 году на тысячу рублей — до 12 654 рублей.

      В соответствии с этим устанавливаются следующие показатели ПМ (деление показателя по социально-демографическим группам осталось в силе):

      • на душу населения – 12 654 рубля;
      • для трудоспособных, взрослых граждан – 13 794 рубля;
      • для граждан, находящихся на пенсии – 10 883 рубля;
      • для детей – 12 275 рублей.

      Таким образом, повышение прожиточного минимума на 2022 год в РФ довольно значительное. В соответствии с постановлением Правительства РФ №2406 от 31.12.2020 г. соответствующие показатели на 2021 год составили 11 653 рублей, 12 702 рубля, 10 022 рубля и 11 303 рубля.

      ПМ в 2022 году повысится:

      • на душу населения – на 1001 рубль;
      • для трудоспособных – на 1092 рубля;
      • для пенсионеров – на 861 рубль;
      • для детей – на 972 рубля.

      Показатель прожиточного минимума активно используется при назначении мер социальной поддержки, при определении пособий на детей, социальной доплаты к пенсии.

      Еще раз, прожиточный минимум и МРОТ с 1 января 2022 года в России:

      • ПМ для трудоспособного населения (этот показатель ПМ считается основным, хотя активно применяются и другие) – 13 794 рубля.
      • МРОТ – 13 890 рублей. Это значение предложено президентом Путиным 18 ноября для внесения поправок в закон о минималке.

      На основании федеральных значений регионы рассчитывают собственные. При этом утверждение ПМ является их обязанностью, а МРОТ – правом.

      Для утверждения МРОТ на региональном уровне ТК РФ предусмотрена специальная процедура. Должно быть достигнуто соглашение между тремя сторонами трудовых взаимоотношений – представителями властей, работодателей и работников. У работодателей есть право отказаться от применения местного МРОТ, но только письменно и в течение 30 дней с момента публикации соглашения.

      Региональный прожиточный минимум утверждается на основании федерального по специальной методике. Утверждение в регионах ПМ на следующий год должно состояться на позднее 15 сентября текущего года. Публикация соответствующих нормативно-правовых актов обязательна. Региональные показатели также имеют значение для оказания мер соцподдержки.

      Введение нового почасового МРОТ

      • Бухгалтерский учет и отчетность

        • ККТ

        • Бухгалтерская отчетность

        • КБК

      • Налоги

        • УСН

        • ЕНВД

        • ПСН

        • НДС

        • Страховые взносы ФСС

        • НДФЛ

        • Страховые взносы ПФР

        • 6-НДФЛ

        • Проверки

      • Кадры

        • Выплаты персоналу

        • Больничный лист

        • Декретный отпуск

        • Отпуск

      • Бизнес

        • Банки

        • ИП

        • система Платон

      • Право

        • Штрафы

      Все рубрики

      Состав потребительской корзины пересмотрят только к 2021 году
      МРОТ / 14:14 18 сентября 2017

      Как бизнес-объединения хотят рассчитывать МРОТ
      МРОТ / 11:41 28 марта 2018

      Федеральный закон о МРОТ (№ФЗ-82 от 19.06.2000г.) в первой же своей статье устанавливает следующее:

      • показатель на следующий год устанавливается в году текущем;
      • с этой целью издается отдельный федеральный закон, он вносит изменения в ФЗ-82;
      • основанием для этого являются данные Росстата о медианной заработной плате;
      • МРОТ составляет 42% от медианного заработка;
      • проект закона о корректировке МРОТ подлежит обсуждению с трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений;
      • МРОТ на следующий год не может быть ниже соответствующего ПМ и МРОТ текущего года.

      Таким образом, МРОТ – это показатель, закрепленный в законе, который не устанавливаться ниже ПМ (эта норма есть и в Трудовом кодексе РФ). Выше ПМ минималка может быть.

      Прожиточный минимум с 2021 года на основании последних поправок в ФЗ-134 от 24.10.1997 г. также устанавливается ежегодно. Причем, как федеральный прожиточный минимум, так и региональный. Согласно закона Правительству нужно было утвердить ПМ на следующий год до 1 июля текущего года. 6 июля было опубликовано соответствующее постановление за №1070.

      18 ноября Президент РФ Владимир Путин поручил повысить прожиточный минимум в 2022 году на тысячу рублей — до 12 654 рублей.

      В соответствии с этим устанавливаются следующие показатели ПМ (деление показателя по социально-демографическим группам осталось в силе):

      • на душу населения – 12 654 рубля;
      • для трудоспособных, взрослых граждан – 13 794 рубля;
      • для граждан, находящихся на пенсии – 10 883 рубля;
      • для детей – 12 275 рублей.

      Таким образом, повышение прожиточного минимума на 2022 год в РФ довольно значительное. В соответствии с постановлением Правительства РФ №2406 от 31.12.2020 г. соответствующие показатели на 2021 год составили 11 653 рублей, 12 702 рубля, 10 022 рубля и 11 303 рубля.

      ПМ в 2022 году повысится:

      • на душу населения – на 1001 рубль;
      • для трудоспособных – на 1092 рубля;
      • для пенсионеров – на 861 рубль;
      • для детей – на 972 рубля.

      Показатель прожиточного минимума активно используется при назначении мер социальной поддержки, при определении пособий на детей, социальной доплаты к пенсии.

      Согласно новой методике расчета МРОТ, вступившей в силу с 1 января 2021 года, он ежегодно устанавливается в размере 42% от медианной заработной платы за предыдущий год и не должен быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. В 2021 году прожиточный минимум составляет 11 653 рубля, МРОТ – 12 792 рубля.

      18 ноября президент поручил увеличить МРОТ в 2022 году на 8,6% — до 13 890 рублей в месяц.

      «В Конституции России закреплена норма о том, что минимальный размер оплаты труда не может быть меньше прожиточного минимума, а это значит, одновременно с индексацией размера прожиточного минимума должен вырасти и МРОТ», — пояснил президент.

      24 ноября Госдума на пленарном заседании приняла в третьем, окончательном чтении законопроект об увеличении минимального размера оплаты труда (МРОТ) в 2022 году до 13 890 рублей в месяц.

      Повышение МРОТ по отношению к установленному с 1 января 2021 г. (12 792 рубля в месяц) составит 1098 рублей (рост на 8,6%).

      Принятие такого решения будет способствовать обеспечению повышения заработной платы около 3 млн человек.

      Регион Код региона Минимальная заработная плата (руб.) Основание
      Центральный федеральный округ
      Белгородская область 31 13 890 Соглашение Правительства Белгородской области, Союза «Белгородское областное объединение организаций профсоюзов», Союза промышленников и предпринимателей Белгородской области от 17.12.2019 № 43; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
      Брянская область 32 13 890 Региональное соглашение Правительства Брянской области, Федерации профсоюзов Брянской области, Объединения работодателей Брянской области от 25.12.2020 № б/н; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
      Владимирская область 33 13 890 Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
      Воронежская область 36 13 890 Соглашение Правительства Воронежской области, Объединений профсоюзов Воронежской области, Регионального объединения работодателей «Совет промышленников и предпринимателей Воронежской области» от 13.12.2019 № б/н; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
      Ивановская область 37 13 890 Региональное соглашение Правительства Ивановской области, Ивановского областного объединения организаций профсоюзов, Союза промышленников и предпринимателей Ивановской области от 23.01.2020 № 1-с; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
      Калужская область 40 Величина прожиточного минимума трудоспособного населения в месяц, но не ниже 13 890 Соглашение Правительства Калужской области, Территориального союза организаций профсоюзов «Калужский областной совет профсоюзов», Регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Калужской области» от 10.09.2019 № б/н, ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
      Костромская область 44 13 890 Соглашение Администрации Костромской области, Федерации организаций профсоюзов Костромской области, Объединения работодателей Костромской области от 08.02.2019 № 7-д; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
      Курская область 46 13 890 Соглашение Курской области на 2019–2021 годы от 17.12.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
      Липецкая область 48 1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал предыдущего года (13 890) Региональное соглашение Администрации Липецкой области, ФП Липецкой области от 21.12.2020; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
      Москва 77 20 589 Московское трехстороннее соглашение на 2019–2021 годы между правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
      Московская область 50 15 000 (13 890) Соглашение о минимальной заработной плате в Московской области между Правительством Московской области, Союзом «Московское областное объединение организаций профсоюзов» и объединениями работодателей Московской области от 31.10.2019 N 243; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
      Орловская область 57 13 890 Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
      Рязанская область 62 13 890 Региональное соглашение Правительства Рязанской области, Рязанского областного союза организаций профсоюзов, Рязанской Ассоциации экономического сотрудничества Предприятий от 21.12.2020 № 124-1; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
      Смоленская область 67 13 890 Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
      Тамбовская область 68 13 890 Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
      Тверская область 69 13 890 Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
      Тульская область 71 14 200 (13 890) Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Тульской области от 21.12.2020, ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
      Ярославская область 76 13 890 Региональное соглашение Правительства Ярославской области, Ассоциации «Экономический совет Ярославской области (Объединение работодателей Ярославской области)», Союза «Объединение организаций профсоюзов Ярославской области» от 29.01.2021, ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
      Северо-Западный федеральный округ
      Архангельская область 29 13 890

      Минимальный размер оплаты труда – это та сумма, меньше которой работодатели в России не имеют права платить тем, кто работает на полную ставку. И до 2020 года МРОТ рассчитывался очень просто – как прожиточный минимум для трудоспособных лиц в целом по России на II квартал предыдущего года. То есть, 12 130 рублей минимальной зарплаты в 2020-м – это прожиточный минимум во II квартале 2019-го.

      Эту систему тоже считали не очень справедливой – выходило, что минимальная зарплата растет ровно на столько, на сколько выросли в России цены. И с 2021 года применяется новая система – теперь МРОТ равен 42% от медианной зарплаты.

      Вслед за увеличением прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда вырастут размеры пособий, федеральных и региональных доплат к пенсии, пособий по временной нетрудоспособности, пояснили в Минтруде.

      Так, прожиточный минимум используется в качестве критерия нуждаемости при назначении социальных выплат, подчеркнули в пресс-службе министерства. Кроме того, от него рассчитываются социальные выплаты для семей с детьми (выплаты беременным женщинам, выплаты на детей до 3 лет, выплаты на детей от 3 до 7 лет, выплаты на детей от 8 до 17 лет), федеральные и региональные социальные доплаты к пенсиям. Размер МРОТ в свою очередь влияет на установление минимального размера больничного, а также ниже него не может быть заработной платы.

      «В соответствии с решением президента прожиточный минимум в целом по стране с 1 января вырастет на 8,6%», — сказал министр труда и социальной защиты Антон Котяков. Он уточнил, что прожиточный минимум на душу населения в 2022 году составит 12 654 рублей, для трудоспособного населения — 13 793 рублей, для пенсионеров — 10 882 рублей, для детей — 12 274 рублей. МРОТ будет установлен в размере 13 890 рублей, это на 8,6% больше МРОТ текущего года.

      От размера прожиточного минимума и МРОТ зависят различные социальные выплаты, например доплаты к пенсии (доходы пожилых россиян не могут быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера в регионе), пособия на детей от трех до семи лет, ежемесячные выплаты на первого и второго ребенка до трех лет.

      Соответственно, если вырастет минимум, то и пособия для малообеспеченных граждан увеличатся. В законопроекте о новой методике МРОТ заложен следующий механизм расчета прожиточных минимумов различных категорий населения: ПМ пенсионера составит 86% от минимума, ПМ детей – 97%, а прожиточный минимум трудоспособного населения – 109%.

      Также на МРОТ ориентируются при оплате больничных листов (с 1 апреля сумма пособия за полный календарный месяц не может быть ниже минимального размера оплаты труда), расчете декретных выплат (если за два года, предшествующих декрету, сотрудница не работала и дохода не имела).

      По расчетам Минтруда, новая методика расчета прожиточного минимума приведет и к росту пенсий, так как создается инструмент, который повысит заинтересованность «обелять» заработную плату. Ведь ее значение теперь напрямую влияет на значение прожиточного минимума.

      Напомним, что расчет прожиточного минимума предлагается вести с учетом медианного дохода, а минимальный размер оплаты труда – с учетом медианной заработной платы. Одновременно закрепляется конституционная гарантия, что МРОТ не должен быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения на очередной год.

      С 2021 г. предлагается определять его как 44,2% от среднедушевого дохода, что составит 11 653 руб. в абсолютном выражении. Это позволит учитывать при расчете более объективные показатели экономической и социальной стабильности, полагают в правительстве.

      Пересматривать прожиточный минимум планируется ежегодно, а не ежеквартально, как сейчас. Также предлагается прожиточный минимум для трудоспособного населения установить на уровне 109% прожиточного минимума на душу населения, для детей – 97%, а для пенсионеров – 86%.

      Таким образом, с 1 января 2021 г. МРОТ составит 12 792 руб. в месяц, увеличившись по сравнению с действующим показателем (12 130 руб.) на 5,5%. По оценкам кабмина, это затронет 3,9 млн человек.

      Если выплата работника меньше, чем региональный МРОТ в 2021 году, то работодатель обязан установить доплату. Сделать это можно 2 способами:

      1. Увеличить доклад.Это означает, что при любом изменении МРОТ нужно будет издавать соответствующий приказ, менять тексты трудовых договоров, переделывать штатное расписание. Также необходимо разобраться с остальными документами, в которых обозначен оклад.
      2. Обозначить доплату в отдельном акте.Дело в том, что с МРОТ сравнивают всю зарплату, а не голый оклад. То есть во внимание принимаются другие выплаты и надбавки. Этот вариант проще, поскольку избавляет от необходимости переделывать огромное количество документов.

        Второй вариант предпочтительнее, потому что достаточно всего один раз зафиксировать компенсационную доплату. Начисление будет происходить автоматически. То есть работодателю достаточно будет просмотреть по таблице МРОТ по регионам России, найти нужный показатель, рассчитать сумму.

        Важно: стоит учесть, что доплата до регионального МРОТ не требуется, если работник не отработал все дни по графику по разным причинам. Однако у недоработки в таком случае должны быть веские причины. И их нужно обозначить.

      Внимание: Все права на публикуемые материалы принадлежат их владельцам, и редакция сайта не несет ответственность за их использование!

      Если Вы считаете, что материал публикуемой статьи Вас оскорбляет, нарушает Ваши права, недостоверен, распространяет сведения Вас порочащие, разжигает рознь или неприемлем для публикации по другим причинам — ОСТАВЬТЕ СООТВЕТСТВУЮЩИЙ КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ — МЫ ЕЕ НЕМЕДЛЕННО УДАЛИМ!

      Для целей сопоставления зарплаты работников (в действующий условиях декабря 2019 г.) учитывается зарплата, начисленная работнику в соответствии с условиями оплаты труда, предусмотренными трудовым договором (контрактом) за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени.

      Соглашение является основой для коллективных договоров, трудовых договоров и локальных нормативных актов работодателей на территории Республики Крым.
      Целью настоящего Соглашения является договоренность сторон о взаимодействии между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти в рамках системы социального партнерства в вопросах регулирования социально-трудовых отношений работников отрасли.
      Действие Соглашения распространяется:
      — на всех работников организаций отрасли, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, на которых распространяется действие настоящего Соглашения;
      — на всех работодателей отрасли, организаций — членов Союза строителей Республики Крым;
      — на работников и работодателей, присоединившихся к Соглашению после его заключения (в т.ч. не выразивших отказ присоединиться к Соглашению в порядке, установленном ст. 48 Трудового кодекса РФ);
      — всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, в случае наделения полномочиями соответствующие органы профсоюза на их представительство (ст. 30 ТК РФ, ст. 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности»).
      При заключении коллективного договора работодатель с учетом мнения профсоюзной стороны распространяет отдельные положения Соглашения на социально незащищенную категорию — членов профсоюза (пенсионеров, инвалидов, работников, уволенных в связи с сокращением численности (штатов), членов семей, погибших на производстве и др.).
      Прекращение членства в Союзе строителей Республики Крым не освобождает работодателя от выполнения Соглашения, заключенного в период его членства. Коллективные договоры и трудовые договоры в организациях отрасли, независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности, не могут ограничивать или снижать уровень прав, гарантий и компенсаций работников, предусмотренных действующим законодательством и настоящим Соглашением.
      В случае отсутствия в организации коллективного договора Соглашение имеет прямое действие.
      Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия Соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные настоящим Соглашением.
      В случае реорганизации организации — работодателя выполнение обязательств по настоящему Соглашению возлагается на ее правопреемника.
      Стороны признают, что Соглашение устанавливает обязательные минимальные экономические и социальные гарантии работника и не ограничивают права трудовых коллективов в расширении этих гарантий при наличии ресурсного обеспечения их собственных источников по мере роста дохода предприятий.
      Предприятиям и работникам, не присоединившимся к настоящему соглашению, условия труда, размер его оплаты, гарантии и льготы устанавливаются работодателем на основании трудовых договоров и локальных нормативно-правовых актов в рамках его полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым.
      В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

      Работодатели могут производить единовременную денежную выплату одному из членов семьи работника в случае его смерти, не связанной с исполнением им трудовых обязанностей. Порядок и размер выплаты устанавливаются коллективным договором или локальным нормативным актом.

      Расчёт зарплаты сотрудникам по тарифной сетке достаточно прозрачный и простой. Этот способ использовался в нашей стране на протяжении нескольких десятилетий. Стоит отметить, что его простота была обусловлена и техническими возможностями того времени. Зарплаты считались вручную.

      2.1. Система оплаты и стимулирования труда, доплаты и надбавки компенсационного характера (за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях) устанавливаются непосредственно в Организациях согласно соглашениям, коллективным договорам, локальным нормативным актам.

      2.2. Работодатели обеспечивают:

      а) оплату труда работников в соответствии с профессиональной квалификацией, сложностью выполняемой работы (профессиональными стандартами), количеством и качеством затраченного труда, согласно п. 7.5.8 настоящего Соглашения;

      б) тарификацию работ и присвоение профессиональной квалификации рабочим, специалистам и служащим по действующим Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих, Тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих в жилищно-коммунальном хозяйстве, Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих и/или профессиональными стандартами, с учетом квалификационного уровня работников (Перечень профессиональных стандартов, утверждённых согласно действующему законодательству приведён в Приложении № 2 настоящего Соглашения).

      в) принятие локальных нормативных актов, касающихся оплаты и условий труда, с учетом мнения выборного профсоюзного органа работников Организаций, а также своевременное доведение до работников информации о применяемых условиях оплаты труда;

      г) своевременное заключение коллективных договоров, совершенствование нормирования и условий труда.

      2.3. Минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению № 1 к настоящему Соглашению и не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного действующим законодательством.

      2.3.1. В случае несоответствия даты установления минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда, предусмотренной настоящим Соглашением, и даты изменения фактического уровня тарифов на газ, электроэнергию, тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение, в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, работодатель вправе синхронизировать дату установления минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда с датой изменения фактического уровня тарифов.

      2.3.2. В зависимости от финансового и экономического состояния Организации работодатель вправе установить в Организации минимальную месячную тарифную ставку в размере, превышающем величину, предусмотренную настоящим пунктом.

      2.3.3. Размер минимальной месячной тарифной ставки является основой для ежегодной (ежеквартальной) индексации фонда оплаты труда и дифференциации оплаты труда всех профессионально-квалификационных групп работников с учетом сложившихся отраслевых пропорций в уровнях оплаты труда.

      В случае отсутствия у работодателя средств на повышение оплаты труда, индексация фонда на оплату труда производится с 1 июля т. г. одновременно с повышением тарифов на предоставляемые услуги, исходя из размера минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, установленной согласно индексу потребительских цен на товары и услуги за прошедший квартал.

      2.3.4. В целях повышения квалификации и защиты прав работников отрасли, работодатель вправе организовать оценку и присвоение профессиональных квалификаций работников, а также определение соответствующей тарификации в порядке, установленном Советом по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве, в соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации. По запросу работодателя или первичной профсоюзной организации любая из сторон Соглашения вправе направить согласованные сторонами рекомендации по тарифным сеткам и тарифным коэффициентам. Рекомендованная тарифная сетка для тарификации трудовой деятельности работников и создания системы оплаты труда в организации на 2017-2019 годы приводится в Приложении № 3.

      2.4. Минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда уточняется сторонами по итогам года и устанавливается в соответствии с индексом потребительских цен в Российской Федерации на основании данных Федеральной службы государственной статистики.

      Если в региональных соглашениях или в коллективных договорах Организаций предусмотрено индексирование минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда поквартально, то ее размер может быть установлен в соответствии с рекомендациями ОООР ЖКК и Профсоюза жизнеобеспечения, принятыми на основании индексов потребительских цен на товары и услуги за прошедший квартал, определенных Федеральной службой государственной статистики.

      Рекомендации об индексации доводятся до сведения Организаций совместным письмом ОООР ЖКК и Профсоюза жизнеобеспечения, с указанием соответствующего документа Федеральной службы государственной статистики.

      В случае установления размера индексации минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда, в тарифах на газ, электроэнергию, тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение, в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, в отличном размере от индекса потребительских цен в Российской Федерации, работодатель вправе оспорить уровень индексации на уровне, заложенной в тарифах. Если в Организации собственных средств недостаточно для выполнения таких требований, выборный профсоюзный орган и работодатель протокольно утверждают согласованный срок выполнен��я данного положения ОТС.

      3.1. Режим рабочего времени и времени отдыха устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка Организации.

      Нормальная продолжительность рабочего времени работников не может превышать 40 часов в неделю.

      Позиция Федерации независимых профсоюзов России по часовому МРОТ

      Оплату труда по определённой системе разработали ещё в первой половине прошлого века советские законодатели. По мнению разработчиков, заработная плата любого сотрудника (от простого рабочего до руководителя) должна зависеть:

      • от занимаемой должности;
      • от сложности и значимости работы.

      Для определения разницы в окладах разрабатываются тарифные сетки (ТС). Основа ТС — это единая тарифная сетка (ЕТС), составленная в виде таблицы. Элементы таблицы таковы:

      Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

      • разряды оплаты труда (всего их 18);
      • тарифные коэффициенты.

      Коэффициент повышается с каждым разрядом.

      Кроме ЕТС разрабатываются сетки по разрядам с указанием должностей и квалификации. Такие ТС делятся на отрасли. В бюджетной сфере, например, отрасли такие:

      • здравоохранение;
      • образование;
      • лесное хозяйство и т.д.

      Кроме того, каждая отрасль разделяется на подотрасли. Например, образование разбито на элементы:

      • ВУЗы;
      • народное образование;
      • руководители.

      В свою очередь, каждая подотрасль может содержать свои составляющие. На примере образования — в подотрасли руководителей содержатся сетки:

      • общего образования;
      • высшего образования.

      Сами ТС — это тоже таблицы, которые состоят из столбцов со значениями:

      Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

      • должность или квалификация;
      • диапазон применяемых коэффициентов.

      Для наглядности рассмотрим пример:

      Коэффициенты разрядов: для ректора — от 9, 07 до 10, 07, а учителя — от 2,76 до 6, 51.

      Какой именно коэффициент по разряду применить, указывается в справочниках:

      • ЕТКС (содержит виды работ по разрядам рабочих профессий и должностей);
      • ЕКС (применяется в отношении управленцев, специалистов и служащих).

      Из вышесказанного резюме: ТС устанавливает, на какой коэффициент нужно умножать МРОТ, чтобы получить размер оклада.

      Система оплаты в бюджетной сфере по единой сетке применялась до конца 2008 года, на сегодня она не применяется. Для расчёта зарплат бюджетников в 2017 году применяются правила Постановления №583.

      Указанным правовым актом были введены новые системы расчёта окладов сотрудников муниципальных, федеральных или казённых организаций.

      Руководитель бюджетного предприятия при установлении ставки или оклада обязан учитывать:

      • сложность и значимость работы;
      • квалификацию сотрудника;
      • сложность работы.

      А между тем зарплата бюджетника — это не только голый оклад, но и:

      • надбавки (за стаж, звание, класс и т.п.);
      • премии (размеры и основания указываются в локальных положениях);
      • компенсации (за вредность, например, или «северные»).

      Согласно 583-го Постановления система установления зарплат сотрудников должна обязательно фиксироваться в локальном акте организации:

      • в колдоговоре;
      • в положении об оплате труда и премировании;
      • в других соглашениях.

      Комиссия решила, что зарплата руководителя предприятия напрямую зависит от средней зарплаты его подчинённых. Кроме того, при формировании системы оплаты труда, должны применяться условия:

      • оклад по низшему разряду не может быть меньше законного МРОТа;
      • труд работников одной должности и квалификации должен оплачиваться одинаково;
      • понижение оклада недопустимо;
      • фиксированные оклады и ставки устанавливаются с учётом принадлежности к профессиональной квалифицированной группе;
      • все оклады, ставки, надбавки и премии включаются в штатное расписание.

      В итоге, что получаем: размер зарплаты (оклад + премии и надбавки) можно узнать из локальных актов:

      • штатное расписание;
      • колдоговор (если есть);
      • положение об оплате труда, о премировании, о надбавках и т.п.

      Со всеми документами и актами организации, которые касаются зарплат, сотрудники имеют право знакомиться.

      Руководящее звено (управленцы) — это администрация организации, в задачи которой входит обеспечение деятельности предприятия в соответствии:

      • с целями предприятия;
      • с действующим законодательством.

      Для этого советскими разработчиками создан справочник ЕКС. Действует он до сих пор, но изменяется регулярно. Последняя его редакция утверждена в 2014 году. В справочнике содержатся сведения:

      • названия руководящих должностей;
      • требования к знаниям и умениям по каждой должности;
      • требования к образованию и опыту;
      • основные функции.

      Все данные можно посмотреть по ссылке.

      В справочнике описаны требования к должностям всех подразделений управленческого аппарата:

      • к руководителям (директорам, заведующим, начальникам отделов и т.п.);
      • специалистам (инженерам, техникам);
      • служащим (агентам, секретарям, операторам).

      Данные справочника обязательны для разработки системы оплаты труда в организации.

      Чтобы обосновать размер зарплаты сотрудника частной компании, достаточно указать размеры окладов и надбавок в штатном расписании. А рассчитать эти размеры можно на основании тех же справочников — ЕКТС и ЕКС.

      За основу всегда принимается МРОТ (наименьшая цифра по 1 разряду). Важно учесть и то, что в каждом регионе может быть принят свой размер минимального оклада. Это обстоятельство можно выяснить, изучив информацию об оплате труда, опубликованную на официальном сайте администрации ре��иона (края, области, Москвы или Санкт-Петербурга).

      На некоторых предприятиях почасовая тарифная ставка жизненно необходима. Например, если специфика ведения бизнеса требует беспрерывности рабочего процесса или производство оказывает негативное воздействие на работника, в связи с чем необходимо ограничение рабочего времени. Довольно часто в компаниях выплачивают двойные оклады в связи с выходом на работу в субботние и праздничные дни.

      Для разграничения различного труда в тарифной системе используются квалификационные разряды, которые характеризуют уровень соответствия работника определённой должности.

      Тарифный коэффициент устанавливает процентное соотношение между ступенями всей системы. Иными словами, он показывает, на сколько ставка определённого разряда отличается от тарифа первого разряда.

      В свою очередь, тарифная ставка первого разряда является своеобразным началом отсчёта любого оклада.


      Зарегистрировано
      Министерством семьи, труда
      и социальной защиты населения
      Республики Башкортостан
      Регистрационный N 3
      23 марта 2020 года


      Согласовано
      Республиканский союз
      «Федерация профсоюзов
      Республики Башкортостан»
      Заместитель председателя
      В.А.Апокин
      6 марта 2020 г. N 62


      Заместитель
      Премьер-министра
      Правительства
      Республики Башкортостан —
      министр
      жилищно-коммунального хозяйства
      Республики Башкортостан
      Б.В.Беляев
      3 марта 2020 г.


      Председатель
      общественной организации
      «Профессиональный союз работников
      жилищно-коммунального хозяйства
      Республики Башкортостан»
      А.Н.Хохлов
      3 марта 2020 г.

      от 2020 год
      г. Уфа


      1.1. Общественная организация «Профессиональный союз работников жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан» (далее — Профсоюз), действующая на основании Устава, утвержденного Учредительной конференцией профсоюза работников жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан 22 ноября 1991 года (с последующими изменениями), и Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан в соответствии с делегированными ему полномочиями (далее — Министерство), действующее на основании Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 21 января 2013 года N 6 (с последующими изменениями), именуемые в дальнейшем Стороны, заключили настоящее Отраслевое тарифное соглашение по жилищно-коммунальному хозяйству Республики Башкортостан на 2020 — 2022 годы (далее — Соглашение), устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, а также совместные действия Сторон по их реализации.


      Сторонами Соглашения являются:


      — работники в лице их представителя — общественной организации «Профессиональный союз работников жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан»;


      — работодатели в лице их представителя — Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан в соответствии с делегированными ему полномочиями.


      1.2. Соглашение направлено на совершенствование системы взаимоотношений и согласования интересов между работниками, органами государственной власти, работодателями по вопросам регулирования социально-трудовых и иных связанных с ними экономических отношений в жилищной и коммунальной сферах, а также на повышение эффективности работы предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан, на реализацию социально-экономических, трудовых прав и законных интересов работников данной отрасли.


      1.3. Организации жилищно-коммунального хозяйства — юридические лица, осуществляющие виды экономической деятельности, направленные на обеспечение жизнедеятельности населения, создание комфортных условий проживания граждан в своих жилищах и на благоустроенных территориях.


      Перечень организаций жилищно-коммунального хозяйства (далее — Организации), на которые распространяется действие Соглашения, приведен в приложении N 1 к настоящему Соглашению.


      1.4. Соглашение распространяется:


      — на работников и работодателей Организаций независимо от их организационно-правовой формы собственности, уполномочивших своих представителей заключить его от их имени;


      — на органы государственной власти в пределах взятых на себя обязательств;


      — на работодателей и работников, присоединившихся к Соглашению после его заключения.


      Стороны Соглашения:


      2.1. Принимают меры по повышению уровня заработной платы работников Организаций.


      2.2. Осуществляют контроль за своевременной выплатой заработной платы, не допускает необоснованного снижения ее уровня. Принимают меры по легализации заработной платы и ликвидации задолженности по заработной плате.


      Министерство:


      2.3. Осуществляет отраслевое методическое обеспечение совершенствования организации и нормирования труда.


      2.4. Способствует созданию эффективных рабочих мест с достойной заработной платой (не ниже размера минимального уровня оплаты труда, установленного в Республике Башкортостан) и безопасными условиями труда, улучшению качественной структуры рабочих мест.


      Работодатели:


      2.5. Обеспечивают оплату труда работников в соответствии с профессиональной квалификацией, сложностью выполняемой работы (профессиональными стандартами), количеством и качеством затраченного труда (Перечень профессиональных стандартов, утвержденных согласно действующему законодательству, приведен в приложении N 2 настоящего Соглашения).


      Стороны Соглашения:


      5.1. Реализуют меры, направленные на повышение эффективности использования трудового потенциала отрасли путем создания условий для постоянного роста профессионально-квалификационного уровня каждого работника в соответствии с профессиональными стандартами, регулирования трудовой миграции.


      5.2. В соответствии с потребностями отраслевого рынка труда Республики Башкортостан проводят анализ и взаимные консультации по перспективной потребности в кадрах для формирования заказа на их подготовку в системе профессионального образования.


      5.3. В случае угрозы массовой безработицы разрабатывают на основе взаимных консультаций программу экстренных мероприятий, направленных на содействие занятости населения, поддержку высвобождаемых работников.


      5.4. Принимают участие в работе координационных комитетов содействия занятости населения через своих представителей.


      Министерство:


      5.5. Готовит предложения, направленные на предотвращение несостоятельности (банкротства) государственных унитарных предприятий, Организаций.


      5.6. Способствует организации подготовки и дополнительного профессионального образования работников для нужд жилищно-коммунального хозяйства.


      Работодатели:


      5.7. Своевременно и в полном объеме информируют органы занятости о наличии вакантных рабочих мест.


      5.8. Обеспечивают выполнение установленных квот рабочих мест для трудоустройства инвалидов и иных отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы.


      5.9. Обеспечивают постепенное замещение рабочих мест, занятых иностранными гражданами, местными трудовыми ресурсами.


      5.10. При необходимости обеспечивают разработку, по согласованию с профсоюзным комитетом, программ занятости. Предусматривают в них меры:


      — создание новых рабочих мест;


      — расширение сферы оказываемых услуг;


      — развитие подсобно-вспомогательной деятельности;


      — перевод работников на режим неполного рабочего времени.


      5.11. Предусматривают в коллективных договорах проведение мероприятий, направленных на сохранение и увеличение объемов работ, количества рабочих мест, предоставление работникам льгот и компенсаций, дополнительных к установленным законодательством, в том числе для самостоятельного поиска работы.


      5.12. Принимают меры по обеспечению занятости граждан старшего поколения, обучению и дополнительному профессиональному образованию граждан предпенсионного возраста в соответствии со Стратегией действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года.


      5.13. Сохраняют за работником, направленным на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с отрывом от работы гарантии и льготы, предусмотренные трудовым законодательством и коллективным договором.


      Стороны Соглашения:


      7.1. Исходят из того, что трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством Российской Федерации, включая законодательство об охране труда, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в том числе Законом Российской Федерации от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Законом Республики Башкортостан от 06.12.2005 N 252-з «Об органах социального партнерства в Республике Башкортостан», а также Республиканским и Отраслевым тарифным соглашениями, коллективными договорами и локальными нормативными актами Организаций.


      7.2. Обеспечивают взаимное участие в рассмотрении на всех уровнях вопросов, включенных в Соглашение, и по требованию любой из Сторон вводят их представителей в составы рабочих групп Республиканской отраслевой комиссии.


      7.3. Добиваются выполнения Соглашения и коллективных договоров, законодательства в Организациях республики.


      7.4. Представляют в Правительство Республики Башкортостан предложения по решению трудовых и социально-экономических вопросов, учитывающих особенности труда и быта работников отрасли.


      7.5. Участвуют в установленном законом порядке в подготовке проектов нормативных правовых актов по вопросам, затрагивающим социально-трудовые и экономические интересы работников.


      7.6. Участвуют в разработке и содействуют реализации государственных программ Республики Башкортостан, проектов социально-экономического развития и реформирования жилищно-коммунального хозяйства, привлечения инвестиций и укрепления ее материально-технической базы.


      7.7. Обеспечивают представителям Сторон возможность принимать участие в рассмотрении на всех уровнях вопросов по проблемам, не включенным в Соглашение, но представляющим взаимный интерес.


      7.8. Способствуют созданию благоприятных социально-трудовых отношений в Организациях, согласованию социально-экономических интересов работников и работодателей.


      7.9. Принимают меры:


      — к введению договорных отношений на всех этапах производства и предоставления услуг Организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан;


      — к обеспечению работодателями и профсоюзными организациями выполнения установленных данным Соглашением минимальных социальных льгот и гарантий работникам и их семьям, не ограничивая права работодателей в расширении этих льгот и гарантий в пределах собственных ��редств Организации, добиваясь введения последних в коллективные договоры.


      7.10. Информируют друг друга о принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

      Определим ключевые основы определения тарифной сетки для работников бюджетной сферы. Итак, для государственных и муниципальных учреждений система оплаты труда определяется межотраслевым положением. Простыми словами, представители вышестоящих министерств и ведомств спускают уже готовые нормативы и правила для своих подведомственных учреждений.

      Для бюджетных организаций тарифная ставка наименьшего разряда и повышающие коэффициенты устанавливаются на государственном уровне (отраслевыми соглашениями, региональными постановлениями).

      Минимальная заработная плата не может быть меньше МРОТ.

      Иными словами, региональные власти могут устанавливать в регионе минимальный размер оплаты МЗП выше, чем федеральный МРОТ.

      В субъектах РФ, где установлена МЗП, она заменяет федеральный МРОТ.

      Некоторые губернаторы устанавливают МЗП, но не все.

      Теперь переходим к инструменту, который покажет


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован.