Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отчисления в фонд медицинского страхования в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Вид |
Плательщики |
Начало осуществления |
---|---|---|
Отчисления |
Работодатели |
С 1 июля 2017 года |
Взносы |
ИП в свою пользу |
С 1 января 2020 года (+ 1 июля 2017 года до 1 января 2018 года) |
Физ. лица по договорам ГПХ |
С 1 января 2020 года (+1 июля 2017 года до 1 января 2018 года) |
|
Лица, занимающиеся частной практикой (адвокаты, медиаторы, нотариусы и т.д.). |
С 1 января 2020 года (+1 июля 2017 года до 1 января 2018 года) |
|
Работники |
С 1 января 2020 года |
|
Государство |
С 1 января 2020 года |
|
Самостоятельные плательщики |
С 1 января 2020 года |
Полезно
Полная информация о категориях, которые освобождены от уплаты взносов и отчислений на ОСМС:
- Кто освобожден от уплаты взносов и отчислений на ОСМС?
И еще ситуации по уплате/освобождению от ОСМС:
- Уплачивают ли взносы на ОСМС работающие пенсионеры?
- Должен ли «бездействующий» ИП платить ВОСМС в свою пользу, если уплата взносов производится по трудовому договору (или договору ГПХ)?
- Взносы ОСМС: платят ли в свою пользу ИП, приостановившие деятельность?
- ОСМС за студентов (взносы и отчисления): надо ли платить и как настроить расчет в 1С?
- Уплачиваются ли ОСМС за сотрудников-студентов в академическом отпуске?
- Является ли участником системы ОСМС работник-пенсионер, являющийся иностранцем и нерезидентом РК?
Плательщики |
Период |
Ставка |
---|---|---|
Отчисления работодателей |
с 01.07.2017 года |
1 % |
с 01.01.2018 года |
1,5% |
|
с 01.01.2020 года
|
2% |
|
с 01.01.2022 года |
3% |
Период |
Плательщики |
Ставка |
---|---|---|
С 01.07.2017 – 01.01.2018 год |
ИП в свою пользу |
5% |
Физ лица по договорам ГПХ |
5% |
|
Лица, занимающиеся частной практикой |
5% |
|
С 01.01.2020 год |
Работники |
1% |
Физ лица по договорам ГПХ |
1% |
|
Государство |
1,4% |
|
ИП в свою пользу
|
5%
|
|
Лица, занимающиеся частной практикой
|
5% |
|
Самостоятельные плательщики |
5% |
|
С 01.01.2021 года
|
Физ лица по договорам ГПХ | 2% |
Работники
|
2%
|
|
Государство |
1,6% (с дальнейшим ежегодным повышением на 0,1%) |
Ежемесячный максимальный доход, принимаемый для исчисления отчислений и взносов, не должен превышать 10 МЗП (в 2021 году расчет с дохода не более 425 000 тенге, максимальная сумма взноса/отчисления 8 500 тенге). До 2019 года максимальный предел составлял 15 МЗП.
До 2018 года при расчете взносов и отчислений учитывался также и минимальный предел в размере 1 МЗП, но с 2018 года нижний предел по ОСМС отменен.
Полезно
- С какого периода не надо применять минимальный предел для отчислений и взносов на ОСМС?
- Для каких налогов, взносов и отчислений надо учитывать минимальный и максимальный пределы при начислении заработной платы?
Взнос работника — это сумма, удерживаемая из дохода работника, перечисляемая налоговым агентом в систему обязательного медстрахования.
Объект исчисления — доход, начисленный работодателем, за исключением доходов, с которых не уплачиваются взносы.
Взнос работника на ОСМС = Объект исчисления * Ставка периода
Пример
В августе 2021 года работнику выплачено:
- Оклад – 100 000 тенге
- Компенсация при служебных командировках (освобождена от ОСМС) – 25 000 тенге.
Какую сумму работодатель должен удержать у сотрудника в качестве взноса на ОСМС?
Объект исчисления 100 000 тенге.
Сумма взноса на ОСМС составила 2 000 тенге (100 000 * 2%).
Объектом исчисления взносов на ОСМС ИП в свою пользу всегда является 1,4 МЗП.
Взнос ИП на ОСМС = 1,4МЗП * Ставка периода
Пример
В 2021 году 1,4 МЗП = 59 500 тенге.
Ставка периода — 5%. Ежемесячно ИП уплачивает в свою пользу фиксированную сумму в размере 2 975 тенге.
.
Важно!
Индивидуальные предприниматели, приостановившие представление налоговой отчетности, признанные бездействующими, уплачивают взносы исходя из 1 МЗП:
- Должен ли «бездействующий» ИП платить ВОСМС в свою пользу, если уплата взносов производится по трудовому договору (или договору ГПХ)?
- Взносы ОСМС: платят ли в свою пользу ИП, приостановившие деятельность?
- Страховые взносы «за себя»
- Базовые понятия о взносах
- Размер взносов в 2021, 2022 и 2023 гг.
- Доход для расчета 1% с превышения
- Льготные периоды
- Оплата страховых взносов
- Если ИП работает неполный год
- Добровольное страхование
- Отчетность за себя
- Ставки взносов
- Льготы по взносам
- Надо ли регистрироваться в фондах
- Кто может сэкономить
- Если выплачивали пособия
- Оплата взносов за работников
- Если вовремя не уплатили
- Отчётность за работников
- Штрафы
Взносы состоят из двух частей:
- Фиксированные страховые взносы ИП — платят подавляющее большинство предпринимателей — на ОПС (пенсионное страхование) и на ОМС (медицинское).
- 1% «с превышения» — платят только с доходов свыше 300 000 р. в год, зачисляется на ОПС.
Максимальный страховой взнос на ОПС за год не может превышать 8-кратного размера фиксированного взноса на ОПС.
Взносы на ОПС формируют будущую пенсию ИП, добавляют ему стаж и баллы для выхода на пенсию.
Страховые взносы ИП в 2021, 2022 и 2023 годах
Расчет дохода напрямую зависит от применяемой системы налогообложения:
- УСН 6% — облагается полностью полученный доход (с учетом максимальной суммы взноса).
- УСН 15% — облагается полученный доход за минусом расходов.
- ЕНВД — облагается только вмененный доход.
- Патент — облагается только потенциально возможный доход.
- ОСНО — берутся доходы за минусом расходов как для НДФЛ.
- ЕСХН — берете реальный доход без учета расходов.
Совмещаете несколько налоговых режимов — указанные доходы придется сложить.
ИП, который не ведет деятельность, может уменьшить или не платить взносы, если:
- служил в армии по призыву;
- был в декретном отпуске до 1,5 лет;
- ухаживал за инвалидом (период ухода устанавливается решением ПФР);
- уехал с супругом военнослужащим или с супругом, работающим в определенной организации (консульства, ООН, ЮНЕСКО и т.д.) и там нет возможности работать.
Чтобы подтвердить льготу, требуется собрать подтверждающие документы, такие как: справка о получении пособия по уходу за ребенком, военный билет, письменное подтверждение инвалида об уходе за ним, выписка из акта освидетельствования инвалида, справка из воинской части, справка из службы занятости и им подобные.
Льгота для уменьшения страховых взносов ИП действует только в случае, если за льготный период деятельность не ведется и сдается «нулевая» декларация.
Взносы для ИП без работников платятся в налоговую инспекцию:
- Фиксированные — не позже 31 декабря соответствующего года (а если он выпадает на официальный нерабочий, то не позже первого рабочего).
- 1% — не позже 1 июля следующего года (аналогичное правило с нерабочим днём).
ИП вправе заплатить взносы в течение года частями, или разово всю сумму.
Пример
Взносы за 2021 год уплачиваются:
- фиксированные — до 31 декабря 2021 г. включительно.
- 1% — не позже 1 июля 2021 г.
Актуальные КБК можно посмотреть на сайте налоговой инспекции. Платежное поручение на уплату налогов можно заполнить через сайт ФНС.
Если человек в середине года зарегистрировался как ИП или, наоборот, снялся с регистрации, либо присутствовали льготные периоды — взносы рассчитываются только за время деятельности как ИП. За каждый полный месяц — в размере 1/12 тарифа. В неполных месяцах — пропорционально отработанному количеству календарных дней.
ПримерДата регистрации ИП — 23 октября 2020 г. Доходы — 400 000 р.
Фиксированный платеж на пенсионное страхование:
- 32 448 / 12 = 2 704 р.
- (2 704 х 2 мес. + 2 704 х 9 дн. / 31 дн.) = 6 193,03 р.
Фиксированный платеж на медстрахование:
- (8 426 / 12 мес х 2 мес + 8 426 х 9 дн. / 366 дн.) = 1 611,53 р.
1% с превышения:
- (400 000 — 300 000) x 1% = 1 000 р.
Итого за 2020 г.: 6 193,03 + 1 611,53 + 1 000 = 8 804,56 р.
Суммы регулярных взносов в ПФР зависят от того, какой суммарный доход получил работник с начала года нарастающим итогом. Если доход ниже предельной базы, то пенсионные взносы начисляют по основному тарифу 22%. А если доход с начала года перевалил за лимит в 1 565 000 рублей, то для расчета пенсионных взносов применяют тариф 10%. Сумму доходов рассчитывают по каждому сотруднику отдельно.
Пример. Зарплата ведущего программиста — 150 000 рублей. С начала года он упорно писал код, не был в отпуске и не уходил на больничный. В начале ноября бухгалтер рассчитывает сумму доходов с начала года:
150 000 * 10 месяцев = 1 500 000 рублей — пенсионные взносы рассчитываем по ставке 22%.
В начале декабря бухгалтер снова рассчитывает сумму доходов с начала года:
150 000 * 11 = 1 650 000 рублей — сумма доходов выше предельной базы в 1 565 000 рублей, значит взносы за ноябрь и декабрь рассчитываем по ставке 10%.
Суммы взносов в Фонд социального страхования точно так же зависят от доходов работника с начала года. Если доход ниже предельной базы, бухгалтер применяет ставку 2,9%. С момента, когда доход становится выше предельной базы в 1 032 000 рубля, взносы в ФСС не платятся вообще. Сумму доходов тоже рассчитывайте отдельно по каждому сотруднику.
Пример. Зарплата программиста — 150 000 рублей. В начале июля бухгалтер считает сумму доходов с начала года нарастающим итогом:
150 000 * 6 = 900 000 рублей — доходы ниже предельной базы, значит за июнь бухгалтер все еще рассчитает и перечислит взносы в Соцстрах.
В начале августа бухгалтер снова рассчитывает доходы с начала года:
150 000 * 7 = 1 050 000 рублей — теперь доходы превысили предельную базу в 1 032 рубля, значит с июльской зарплаты и всех последующих до конца календарного года взносы в Соцстрах начислять не нужно.
-
Как подключить электронный документооборот и начать с ним работать
831 0
Тариф страхвзносов — это установленная в законодательстве ставка, с помощью которой рассчитываются обязательства страхователя. По каждому виду взносов устанавливается свой тариф.
Условно тарифы страхвзносов можно разделить на 4 группы:
- процентные — устанавливаются в процентах от базы страхвзносов (например: 22%, 5,1% и др.);
- суммовые — указываются в твердых суммах без привязки к базе страхвзносов (например, фиксированные взносы ИП за себя);
- комбинированные — представляют собой сочетание процентного тарифа с суммовым (к примеру, тариф взносов для ИП за себя при доходе более 300 000 руб.).
Далее остановимся подробнее на тарифах страховых взносов на 2021 год.
ИП рассчитывают и уплачивают взносы по двум схемам:
- как работодатели (исчисляя страхвзносы с доходов своих сотрудников);
- за себя (вне зависимости от того, есть у ИП наемные работники или нет).
При этом за себя ИП уплачивает взносы на ОПС и взносы на медстрахование. На этом обязательная часть по страхвзносам для ИП заканчивается. Но остается возможность добровольной уплаты взносов в рамках страхования на случай наступления нетрудоспособности или в связи с материнством. При уплате таких взносов предприниматель имеет право получать пособие при наступлении страхового случая (болезни или родов).
Подробнее о тарифах страховых взносов на 2021 год для ИП узнайте из следующего раздела.
Ставки страховых взносов-2021/2022
Тарифы страховых взносов устанавливаются законодательством в процентах или в фиксированной сумме (взносы ИП за себя при доходе не более 300 000 руб.) либо сочетают в себе процентный и фиксированный тарифы (взносы ИП за себя с доходов свыше 300 000 руб.). Тарифы взносов (основные, пониженные и дополнительные) установлены в Налоговом кодексе, а порядок определения тарифов «на травматизм» — законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ.
Согласно проекту, в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 руб., фиксированный платеж за пенсионное страхование составит:
- 32 448 руб. — в 2021 году;
- 34 445 руб. — в 2022 году;
- 36 723 руб. — в 2023 году.
Если доход ИП за расчетный период выходит за рамки 300 000 руб., то он, как и ранее, платит страховые взносы на пенсионное страхование в фиксированном размере и дополнительно 1 % от суммы дохода, превышающего 300 000 руб. за расчетный период.
Согласно поправкам федеральные медицинские организации теперь могут предоставлять медпомощь в трех видах. Во-первых, они по-прежнему вправе участвовать в реализации территориальных программ ОМС и оказывать в их рамках первичную медико-санитарную и скорую (в том числе скорую специализированную) помощь. Во-вторых, по территориальной программе ОМС такие организации вправе оказывать специализированную (в том числе высокотехнологичную) медпомощь – в случае распределения учреждению объемов предоставления названной медпомощи (ч. 2.3 ст. 15 Закона № 326-ФЗ). В-третьих, федеральные медицинские организации смогут оказывать специализированную медпомощь (в том числе высокотехнологичную) в условиях стационара и дневного стационара в рамках базовой программы ОМС (п. 11 ст. 5, ч. 3.1 ст. 35 Закона № 326-ФЗ).
В силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Закона № 326-ФЗ пациенты могут выбирать медицинскую организацию (в том числе федеральную). Порядок направления пациентов в федеральные учреждения утвержден Приказом Минздрава РФ от 23.12.2020 № 1363н.
Как видим, для первых двух случаев действуют общие правила распределения объемов и финансирования медпомощи, установленные Законом № 326-ФЗ, для третьего введены отдельные нормы. Остановимся на последних.
В базовой программе ОМС для федеральных медицинских организаций должны быть отдельно установлены нормативы объемов оказания специализированной медпомощи (в том числе высокотехнологичной) в условиях стационара и дневного стационара. Эти объемы будут распределяться (перераспределяться) между федеральными учреждениями с учетом их мощностей и объемов оказываемой медпомощи за счет иных источников финансирования (ч. 3.1, 3.2 ст. 35 Закона № 326-ФЗ). Порядок распределения и перераспределения объемов установит Правительство РФ.
Также должны быть определены нормативы финансовых затрат на предоставление единицы такой помощи и перечень заболеваний, по которым ее оказывают федеральные учреждения.
К сведению: базовая программа ОМС – это составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Программа госгарантий на 2021 год и плановый период утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2299 (далее – Программа госгарантий, Постановление № 2299). Нормативы объемов медпомощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями, установлены в разд. VI Программы госгарантий, нормативы затрат – в ее разд. VII. Порядок установления тарифов на оплату такой помощи приведен в приложении 2 к Программе госгарантий.
Порядок распределения объемов медпомощи пока не утвержден, но обозначены правила на переходный период. Как сказано в п. 3 Постановления № 2299, до утверждения Правительством РФ названного порядка федеральные учреждения, направившие заявки на распределение им объемов, могут оказывать медпомощь при заболеваниях и состояниях, приведенных в приложениях 1 и 3 к Программе госгарантий. ФФОМС предоставит организациям авансы в размере 1/12 финансового обеспечения, полученного ими в 2019 году за оказание специализированной помощи в условиях стационара и дневного стационара в рамках реализации территориальных программ ОМС (с учетом индексации).
В свою очередь, объемы оказания специализированной (в том числе высокотехнологичной) медпомощи, включенной в базовую программу ОМС и оказываемой федеральными медицинскими организациями, в 2021 – 2023 годах планируется нарастить (по сравнению с 2020 годом). Такое поручение Президент РФ дал Правительству РФ (пп. «а» п. 1 Перечня поручений, утвержденного Президентом РФ 12.12.2020 № Пр-2072). Объемы помощи должны быть увеличены в отношении пациентов со сложными и тяжелыми случаями заболеваний, направляемых в федеральные учреждения субъектами РФ.
Чтобы участвовать в оказании специализированной (в том числе высокотехнологичной) медпомощи, включенной в базовую программу ОМС, федеральное учреждение должно сначала войти в единый реестр медицинских организаций (ч. 1, 2.2 ст. 15 Закона № 326-ФЗ). Для этого надо направить в ФФОМС заявку на распределение объемов предоставления медпомощи, финансовое обеспечение которой осуществляется на основании п. 11 ст. 5 Закона № 326-ФЗ. Заявка подается до 1 сентября года, предшествующего году, в котором учреждение намерено осуществлять деятельность в сфере ОМС (заявку на 2021 год можно было подать до 25 декабря 2020 года).
Форма заявки и порядок ее подачи утверждены Приказом Минздрава РФ от 21.12.2020 № 1346н.
Для оказания специализированной медпомощи в рамках базовой программы ОМС федеральные медицинские организации должны заключить договор с ФФОМС. Особенности этой процедуры определены ст. 39.1 Закона № 326-ФЗ, а форма типового договора утверждена Приказом Минздрава РФ от 29.12.2020 № 1396н.
Чтобы заключить договор, федеральное учреждение должно отвечать двум условиям:
1) быть включенным в единый реестр медицинских организаций;
2) иметь распределенный объем предоставления медпомощи, подлежащий оплате за счет средств ОМС (с учетом правил, действующих в переходный период).
Отметим, что в рамках реализации базовой программы ОМС федеральные учреждения заключают иной договор, нежели в рамках реализации территориальной программы (второму виду договора посвящена ст. 39 Закона № 326-ФЗ, а его новая форма утверждена Приказом Минздрава РФ от 30.12.2020 № 1417н). В первом случае сторонами договора выступают ФФОМС и федеральное учреждение, во втором – территориальный ФОМС, страховая медицинская организация и учреждение здравоохранения.
Как следует из норм ч. 2 ст. 39.1 Закона № 326-ФЗ, по договору федеральная медицинская организация обязуется оказать медпомощь пациенту в рамках распределенного объема и по установленным тарифам, а ФФОМС обязуется оплатить эту медпомощь. Оплата осуществляется на основании представленных федеральным учреждением реестров счетов и счетов на оплату медпомощи (ч. 5 ст. 39.1 Закона № 326-ФЗ).
Перераспределение полномочий ФФОМС, новая схема организации и оплаты специализированной медпомощи, а также другие поправки обусловили доработку нормативной базы, необходимой для исполнения новых норм Закона № 326-ФЗ (причем не только тех, которые регулируют оказание специализированной помощи в рамках базовой программы ОМС). Некоторые ранее изданные акты перестали действовать. Принят ряд новых документов (они названы выше), а что-то только предстоит утвердить.
Приведем несколько вопросов, на отдельное регулирование которых указано в Законе № 326-ФЗ, но пока эти нормативные акты не приняты:
-
методика расчета объемов финансового обеспечения медицинской помощи, утверждаемая Минздравом (п. 6 ч. 1 ст. 7 Закона № 326-ФЗ);
-
порядок проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медпомощи по ОМС застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения, который устанавливается Минздравом (п. 9.1 ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 40 Закона № 326-ФЗ);
-
порядок ведения, форма единого реестра медицинских организаций и перечень содержащихся в нем сведений, которые устанавливаются правилами обязательного медицинского страхования (в силу п. 10 ч. 8 ст. 33 Закона № 326-ФЗ для этого потребуется внести изменения в Приказ Минздрава РФ от 28.02.2019 № 108н, утвердивший названные правила);
-
порядок ведения единого реестра экспертов качества медпомощи, определяемый Минздравом (ч. 7.1 ст. 40 Закона № 326-ФЗ);
-
порядок функционирования государственной информационной системы ОМС, который устанавливается Правительством РФ (ч. 3 ст. 44.1 Закона № 326-ФЗ).
Помимо регламентации работы федеральных медицинских организаций, оказывающих медпомощь в рамках базовой программы ОМС, в Закон № 326-ФЗ внесены и другие поправки. Перечислим только три из них.
1. Медпомощь должна быть предоставлена вне зависимости от места проживания пациента, что тоже призвано обеспечивать ее доступность. Согласно ч. 2 ст. 39 Закона № 326-ФЗ учреждения здравоохранения обязаны оказывать помощь пациентам как в пределах территории субъекта РФ, в котором гражданину выдан полис ОМС (в этом случае помощь предоставляется в рамках территориальной программы ОМС), так и за пределами субъекта РФ, где гражданину выдан полис (тогда помощь оказывается в рамках базовой программы ОМС). В первой ситуации медпомощь оплачивается страховой медицинской организацией, а во второй – территориальным ФОМС (ч. 2.1 ст. 39 Закона № 326-ФЗ).
Полномочие Российской Федерации по финансовому обеспечению медпомощи, оказываемой застрахованным лицам за пределами территории региона, в котором выдан полис ОМС, передано на уровень субъекта РФ (п. 6 ч. 1 ст. 6 Закона № 326-ФЗ).
2. В договоре на оказание и оплату медпомощи по ОМС, заключаемом с учреждением здравоохранения, должны содержаться положения, предусматривающие обязанность территориального ФОМС проводить медико-экономический контроль. Кроме того, оплачивать такую помощь можно по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медпомощи и на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медпомощи (ч. 4.1, 6 ст. 39 Закона № 326-ФЗ).
3. Нормативный размер средств, предоставляемый территориальным ФОМС страховой медицинской организации на ведение дела по ОМС, уменьшен. Если раньше на эти расходы предусматривалась сумма в размере от 1 до 2 % объема средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам, то сейчас лимит сокращен до 0,8 – 1,1 % (ч. 18 ст. 38 Закона № 326-ФЗ). Как сказано в пояснительной записке к проекту № 1027750-7, такое изменение связано со сложившейся в регионах структурой затрат страховых медицинских организаций и общим увеличением средств ОМС. Высвободившиеся денежные средства предполагается направить на реализацию территориальных программ ОМС.
* * *
Кратко сформулируем ключевые изменения, которые напрямую касаются учреждений здравоохранения.
1. Федеральные медицинские учреждения теперь могут оказывать специализированную медпомощь (в условиях стационара и дневного стационара) в рамках базовой программы ОМС. Финансировать такую работу будет ФФОМС. В федеральное учреждение пациент направляется учреждением здравоохранения, проводящим лечение в рамках территориальной программы ОМС. При наличии нескольких федеральных учреждений, предоставляющих специализированную помощь по конкретному заболеванию, у пациента появляется возможность выбора федеральной медицинской организации.
2. Учреждение здравоохранения, работающее в рамках территориальной программы ОМС, обязано принять пациента вне зависимости от субъекта РФ, в котором ему выдан полис ОМС. В «родном» регионе оказанную медпомощь, как и раньше, оплачивает страховая медицинская организация – из средств, предназначенных для реализации территориальной программы ОМС. За пределами «родного» региона помощь оплачивает территориальный ФОМС, но уже из средств, выделенных на базовую программу ОМС.
1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2023 год в сумме 149 461 860,3 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 126 448 013,3 тыс. рублей, бюджета Московской области в сумме 2 248 588,0 тыс. рублей, бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации в сумме 19 860 443,6 тыс. рублей, и на 2024 год в сумме 157 776 291,2 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 133 931 755,8 тыс. рублей, бюджета Московской области в сумме 2 248 666,0 тыс. рублей, бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации в сумме 20 654 861,4 тыс. рублей;
2) общий объем расходов бюджета Фонда на 2023 год в сумме 149 461 860,3 тыс. рублей и на 2024 год в сумме 157 776 291,2 тыс. рублей.
Статья 2. Доходы бюджета Фонда на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
Утвердить поступления доходов в бюджет Фонда:
1) на 2022 год согласно приложению 1 к настоящему Закону;
2) на плановый период 2023 и 2024 годов согласно приложению 2 к настоящему Закону.
Статья 3. Бюджетные ассигнования Фонда на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
Утвердить распределение бюджетных ассигнований бюджета Фонда по разделам, подразделам, целевым статьям, группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджетов:
1) на 2022 год согласно приложению 3 к настоящему Закону;
2) на плановый период 2023 и 2024 годов согласно приложению 4 к настоящему Закону.
Статья 4. Межбюджетные трансферты, получаемые из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и предоставляемые другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации
1. Утвердить:
1) межбюджетные трансферты, получаемые из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на 2022 год согласно приложению 5 к настоящему Закону;
2) межбюджетные трансферты, получаемые из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на плановый период 2023 и 2024 годов согласно приложению 6 к настоящему Закону;
3) межбюджетные трансферты, предоставляемые другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, на 2022 год согласно приложению 7 к настоящему Закону;
4) межбюджетные трансферты, предоставляемые другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, на плановый период 2023 и 2024 годов согласно приложению 8 к настоящему Закону.
2. Установить, что межбюджетные трансферты из бюджета Московской области в 2022 году предусматриваются в сумме 2 249 082,0 тыс. рублей, из них:
1) по мероприятиям, не включенным в Московскую областную программу обязательного медицинского страхования, в сумме 2 240 000,0 тыс. рублей на финансовое обеспечение медицинской помощи в экстренной форме в амбулаторных и стационарных условиях и скорой медицинской помощи гражданам, не идентифицированным и не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию в рамках Московской областной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
2) на финансовое обеспечение административно-управленческой деятельности Фонда при реализации полномочий по финансовому обеспечению мероприятий, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи, в сумме 9 082,0 тыс. рублей.
3. Установить, что межбюджетные трансферты, полученные из бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации, направляются на оплату медицинской помощи гражданам Российской Федерации, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию за пределами Московской области.
Статья 5. Нормированный страховой запас Фонда на 2022 год
1. Установить, что в составе расходов бюджета Фонда формируется нормированный страховой запас, включающий средства:
1) для дополнительного финансового обеспечения реализации Московской областной программы обязательного медицинского страхования;
2) для расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в части:
возмещения территориальным фондам обязательного медицинского страхования других субъектов Российской Федерации затрат по оплате стоимости медицинской помощи, оказанной лицам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию в Московской области, в объеме, предусмотренном базовой программой обязательного медицинского страхования;
оплаты стоимости медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями, осуществляющими деятельность по Московской областной программе обязательного медицинского страхования, лицам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию в других субъектах Российской Федерации, с последующим восстановлением средств в состав нормированного страхового запаса по мере возмещения затрат другими территориальными фондами обязательного медицинского страхования;
3) для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования;
4) для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала.
Как работают страховые взносы на обязательное страхование работников
В 2020 году по взносам нужно отчитываться в ФНС и ФСС.
Расчет по страховым взносам сдается в ФНС ежеквартально до 30-го числа месяца, начинающегося сразу после отчетного периода.
Как заполнить расчет по взносам
Помимо данного расчета страхователям нужно сдавать форму 4-ФСС. С 2021 года форму планируют существенно поменять. 4-ФСС больше не будет касаться расходов на выплату страхового обеспечения, из ее состава уберут таблицы с расчетами по ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и расходами, но добавят таблицу с расшифровкой сведений об облагаемой базе и исчисленных взносах.
Фонд зарплаты ООО «КГБ» в феврале 2021 года составил 358 378 рублей — из этой суммы 127 920 рублей в пределах МРОТ, а 230 458 сверх МРОТ. Ни у кого из сотрудников выплаты не вышли за рамки установленного законом лимита. ООО «КГБ» относится к малому бизнесу. По ставке 0,3 % ООО «КГБ» платит «травматические» взносы.
Бухгалтер ООО «КГБ» рассчитал взносы и получил такие значения:
ОПС = 127 920 × 22 % + 230 458 × 10 % = 28 142,4 + 23 045,8 = 51 188,2 рубля.
ОМС = 127 920 × 5,1 % + 230 458 × 5 % = 6 523,92 + 11 522,9 = 18 046,82 рубля
ОСС = 127 920 × 2,9 % + 230 458 × 0 % = 3 709,68 рубля
Взносы на травматизм = 358 378 × 0,3 % = 1 075,13 рубля.
Итого в ФНС по разным КБК ООО «КГБ» перечислит взносы на сумму 72 944,7 рубля (51 188,2 + 18 046,82 + 3 709,68). В ФСС нужно отправить 1 075,13 рубля.
Рассчитанные суммы нужно отправить на счета ФНС и ФСС до 15 марта.
Кто подходит
ОПС
ОМС
ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством*
ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в отношении выплат для иностранцев и лиц без гражданства, проживающих в РФ временно)
Дополнительное пенсионное страхование для работников, занятых в опасных производствах
Основной тариф
Все предприятия, являющиеся плательщиками страховых взносов и не подходящие под льготные тарифы уплаты СВ
22%
5,1%
2,9%
1,8%
—
Пониженный тариф
микробизнес, малый и средний бизнес**
некоммерческие организации
IT;
проектирование электронной и радиоэлектронной продукции;
участники особых экономических зон***
10% (как в пределах лимитов выплат, так и свыше предельной базы)
5%
0%
—
—
Дополнительный тариф
мужчины старше 50 лет и женщины старше 45 лет, занятые на тяжелых и опасных производствах
22%
5,1%
2,9%
1,8%
в зависимости от возраста, трудового стажа, класса условий труда ставка равна 0-9%
*Исключение — высококвалифицированные иностранные работники
**Из-за пандемии, члены правительства установили пониженные тарифы для предприятий МСП (малого и среднего предпринимательства). Теперь они обязаны уплачивать взносы в размере 15% с суммы, превышающей величину МРОТ (в этой сумме учитывается пенсионное, медицинское и социальное страхование).
Например, Петров И.И. получает з/п 30 000 рублей. МРОТ в 2021 году составляет 12 792 рубля. Тогда работодатель платит СВ за данного сотрудника = (12 792 х 30%) + (17 208 х 15%) = 6 418,8 руб.
*** Рассчитывать страховые выплаты по льготному тарифу имеют право некоммерческие организации в области социального обслуживания граждан; научных исследований; образования; культуры и искусства; благотворительность; IT (компании, работающие в информационных технологиях); проектирование и разработка электронной и радиоэлектронной продукции; резиденты и участники особых экономических зон и территорий опережающего развития.
1. Б1 = ⅀₽ — Формула для расчета величины налогооблагаемой базы для 1 работника,
где ⅀₽ — сумма всех выплат работнику за 1 год.
СВ(мес) = Б*∑СВ(%) / 12 — формула для расчета страхового взноса за 1 работника за 1 месяц,
где ⅀СВ(%) — доля страховых взносов, измеряемая в %.
ВНИМАНИЕ! Размер страховых взносов не должен влиять на размер зарплаты сотрудников — только наоборот (то есть страховые начисляются сверх зп).
Например, оклад Петрова И.И. составляет 30 000 рублей. Сумма СВ = 6 418,8 руб. Предприниматель платит зарплату Петрову И.И. и отдельно страховые взносы.
Оклад Директора малого предприятия составляет 100 000 рублей ежемесячно. Годовой фонд оплаты труда составляет 1 200 000 рублей.
Рассчитаем размер фиксированных страховых взносов (в этом случае они будут считаться по пониженному тарифу):
10 000 ₽ — взнос ОПС (120 000 начисляются за 1 год),
5000 ₽ — взнос ОМС (60 000 в год).
Минфин установил пределы базы страховых взносов на 2022 год
Давайте поговорим немного не по теме страховых взносов и выплат в пенсионные фонды, а про другого рода выплаты, которые также интересуют предпринимателей. В данном случае речь пойдет о комиссии эквайринга. Процент по нему для некоторых предпринимателей доходит до 3%. И вопрос о том, как здесь сэкономить, стоит достаточно остро.
В 2019 году Центробанк России ввел альтернативную схему безналичного перевода — Систему быстрых платежей (СБП). В 2020 году СБП стала доступна и для приема безналичных платежей в магазинах. Причем для перевода не нужен терминал эквайринга. И комиссия для такой операции по безналичной выручке составляет всего 0,4 — 0,7%.
Некоторые кассовые разработчики уже реализовывали у себя в кассах новый способ оплаты. Одно из самых удобных решений представлено в МТС Кассе. Здесь уже есть интеграция с разными банками, и оплата производится сразу через кассу по QR-коду, то есть дополнительные гаджеты не нужны.
…7. Средства Фонда образуются за счет:
- страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
- страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
- страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
- доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
- добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
- ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
- прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования создан в феврале 1993 года для медицинского обслуживания граждан России. Такого рода необходимость назрела после развала и деградации системы медицинского обслуживания СССР. Но в 90-е и 00-е годы в России данная система практически не работала. Финансирование лечебных учреждений осуществлялось за счет бюджетов различных уровней, а медицинские услуг в основном за счет самих граждан РФ.
Ситуация стала меняться с принятием закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 N 326-ФЗ. Во исполнение положений данного закона был увеличен размер отчислений в ФФОМС РФ и его бюджет значительно возрос. Также был принят ряд «Федеральных целевых программ» для развития медицинского страхования и финансирования отрасли здравоохранения. В систему ОМС РФ входит 85 территориальных фондов обязательного медицинского страхования
Основным нормативным документом, регулирующим деятельность Фонда, является Постановление Правительства РФ от 29.07.1998 N 857 (ред. от 29.12.2018) «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования», в соответствии с ним:
1. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее именуется — Федеральный фонд) реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования.
2. Федеральный фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации и настоящим уставом.
3. Федеральный фонд является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением.
4. Федеральный фонд является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца.
5. Полное официальное наименование Федерального фонда — Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, сокращенное наименование — ФОМС.
6. Местонахождение Федерального фонда: 101481, Москва, ГСП-4, ул. Новослободская, 37…
8. Федеральный фонд:
1) участвует в разработке программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
2) аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации;
2(1) осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
3) получает от органа, осуществляющего контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное медицинское страхование, необходимую информацию для осуществления обязательного медицинского страхования;
4) имеет право начислять в соответствии со статьей 25 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и взыскивать со страхователей для неработающих граждан недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, штрафы и пени в порядке, аналогичном порядку, установленному статьей 18 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»;
5) устанавливает формы отчетности и определяет порядок ведения учета и порядок ведения отчетности оказанной медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;
6) издает нормативные правовые акты и методические указания в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
7) утверждает формы заявлений, реестров счетов, актов, иных документов, указанных в нормативных правовых актах, предусмотренных Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», и порядок их заполнения, если иное не установлено этим Федеральным законом;
8) осуществляет в установленном им порядке контроль за соблюдением субъектами обязательного медицинского страхования и участниками обязательного медицинского страхования законодательства об обязательном медицинском страховании и за использованием ими средств обязательного медицинского страхования, в том числе проводит проверки и ревизии;
9) определяет общие принципы построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования;
10) ведет единый реестр страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования;
11) ведет единый реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования;
12) ведет единый реестр экспертов качества медицинской помощи в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи;
13) ведет единый регистр застрахованных лиц;
14) имеет право обрабатывать данные персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации;
15) в пределах своих полномочий проводит проверку достоверности информации, предоставленной субъектами обязательного медицинского страхования и участниками обязательного медицинского страхования, и проверку соблюдения требований к порядку и условиям ее предоставления, получения и использования;
16) обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих информацию ограниченного доступа;
17) осуществляет международное сотрудничество в сфере обязательного медицинского страхования;
18) вправе организовывать подготовку и дополнительное профессиональное образование, в том числе за пределами территории Российской Федерации, работников Федерального фонда и участников обязательного медицинского страхования в целях осуществления деятельности в сфере обязательного медицинского страхования;
19) осуществляет организацию научно-исследовательской работы по вопросам обязательного медицинского страхования, в том числе в целях реализации полномочий, установленных частью 8 статьи 33 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
20) принимает решение об образовании совещательных, координационных органов Федерального фонда, утверждает их состав и порядок деятельности;
21) обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну, соблюдение режима секретности;
22) осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Тариф страховых взносов на 2021 год в таблице
9. Формирование и исполнение бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
14. Имущество Федерального фонда является федеральной собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления.
Право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
16. Федеральный фонд ежегодно составляет и представляет в Министерство здравоохранения Российской Федерации проект бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и плановый период и проект отчета об исполнении бюджета, а также бюджетную отчетность, составляемую в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
16.1. Предельная штатная численность и фонд оплаты труда работников Федерального фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации…». 7
Таблица 8. Бюджет Фонда обязательного медицинского страхования РФ за 2017-2019 годы (фактическое исполнение)8
Федеральные законы и подзаконные акты:
1. Федеральный закон от 14.01.1997 N 19-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»;
2. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» от 02.12.2019 N 380-ФЗ;
3. Федеральный закон от 02.12.2019 N 384-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»;
4. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 N 326-ФЗ;
5. Положение Верховного совета РФ «О Пенсионном фонде Российской Федерации (России)» от 27.12.1991 года № 2122-I, с последующими изменениями и дополнениями;
6. Указ Президента РФ от 7 августа 1992 года N 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации»;
7. Указ Президента РФ от 28 сентября 1993 года N 1503 «Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации»;
8. Постановление Правительства РФ от 26 октября 1993 года N 1094 «Вопросы Фонда социального страхования Российской Федерации»;
9. Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 (ред. От 29.12.2018) «О Фонде социального страхования Российской Федерации», утверждающее «Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации»;
10. Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ);
11. Постановление Правительства РФ от 29.07.1998 N 857 (ред. от 29.12.2018) «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования»;
Предельные суммы для начисления страховых взносов 2022
Страховые взносы в 2021 году: ставки (таблица)
Размер фиксированных взносов ИП в 2021-2023 году
Ставки страховых взносов в 2020 году
Новые реквизиты для уплаты страховых взносов 2021
Для разных категорий плательщиков (страхователей) применяются разные тарифы страховых взносов. Взносы с выплат своим работникам уплачивают ИП и юрлица, а предприниматели также обязаны платить страхвзносы «за себя». О том, какими в следующем году будут фиксированные страхвзносы ИП, мы рассказывали в предыдущей публикации, а здесь рассмотрим, какие ставки по страховым взносам на 2022 год предусмотрены законодательством для страхователей, производящих выплаты физлицам.
Администрированием фискальных платежей занимается ИФНС. В ФСС поступают только отчисления «на травматизм». Об этом важно помнить и указывать в платежках правильные реквизиты налоговой по месту нахождения и туда же направлять все отчетные документы. ФНС проверит правильность платежей и распределит перечисленные страхователями средства по соответствующим фондам. В этом и заключается администрирование.
Установлен предельный размер базы для исчисления страховых взносов в 2022 году
При расчете следует помнить, что предел базы для начисления страховых взносов определяется с учетом следующих доходов и вознаграждений:
- по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам оказания услуг и выполнения работы;
- по договорам авторского заказа, производимым в пользу авторов (иные поступления от продажи имущественных прав не учитываются);
- от предпринимательской или иной, приносящей доход деятельности.
В отношении платежей индивидуальных предпринимателей «на себя» предельная величина базы для начисления страховых взносов не используется. Для них установлены фиксированные величины. Они не зависят от ведения предпринимательской деятельности и получаемых от нее доходов.
Важная информация: база превышения страховых взносов 2021 года постоянно меняется. Правительство ежегодно увеличивает этот показатель. В постановлении сказано, что увеличение происходит из-за роста заработных плат трудящегося населения. Лимиты повышения указаны в п. 5 ст. 421 Налогового кодекса Российской Федерации. Они распределены на несколько следующих лет.
Правительство России предприняло ряд мер, нацеленных на изменение социальной политики. Это повлияло на размеры фиксированных страховых взносов в 2022 году. Президент РФ подписал законопроект, которым были утверждены ставки для индивидуальных предпринимателей. Закон № 322-ФЗ был опубликован на официальном портале правительства и вступил в силу с 2021 года.
На законодательном уровне предполагалось, что с 2021 года будут пониженные страховые взносы. Планировалось введение ставки в размере 15%, но уже в 2022 году это нововведение будет отменено. Соответствующее решение было принято 28 мая, когда Председателем российского Правительства Мишустиным было проведено совещание, посвященное обсуждению объемов финансирования мероприятий общенационального масштаба, нацеленных на восстановление экономики и повышение доходов населения.
Похожие записи: