Образец устава некоммерческой организации 2022 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Образец устава некоммерческой организации 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Федеральным законодательством четкого определения всему классу НКУО, в отличие от НККО, не дано. Основное отличие — участие в них не основано на членстве, хотя имущественные вложения как физических, так и юридических лиц формируют собственность НКУО. Основным учредительным документом является устав.

К НКУО относятся:

  • фонд — не имеет членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели;
  • учреждение — создано собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (государственное, муниципальное, частное учреждение);
  • автономная НКО — не имеет членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности;
  • религиозная — добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица.

Устав некоммерческой организации разрабатывается с учетом особенностей ее деятельности, отнесения к корпоративной (основанной на членстве) или унитарной. Устав должен содержать следующие сведения:

  • о наименовании и месте нахождения;
  • предмете и целях ее деятельности;
  • о составе и компетенции органов управления и порядке принятия ими решений;
  • о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации.

Устав некоммерческой корпоративной организации, помимо вышеперечисленных сведений, должен содержать следующую информацию:

  • условия о порядке вступления (принятия) в организацию и выхода из нее;
  • об имущественных правах и обязанностях участника;
  • условия о размере взносов (при наличии);
  • о составе и порядке внесения взносов (при наличии);
  • об ответственности за нарушение обязательства по внесению взносов (при наличии).

В п.2 ст.52 Гражданского кодекса написано, что при регистрации ООО могут применяться типовые уставы, утвержденные уполномоченным госорганом.

Предполагалось, что это будут облегченные формы, которые не содержат сведений о наименовании, местонахождении, сумме УК. В 2021 году ООО по желанию смогут выбирать типовую форму и делать об этом отметку в заявлении о регистрации.

При этом необходимость предоставлять типовой устав в ИФНС отпадет. Нужно будет только сделать отметку в заявлении на регистрацию ООО о применении типового устава, а налоговая служба сама зарегистрирует его в электронной форме. Уже работающие по индивидуальному уставу организации тоже смогут переходить на типовой устав, и обратно с типового на индивидуальный.

Для внесения изменений в устав ООО необходимо предпринять следующие действия:

  • созвать собрание участников ООО;
  • составить и подписать протокол;
  • внести изменения в текст устава, распечатать новую версию в одном экземпляре (или лист с изменениями);
  • оформить заявление по форме Р13001 (при смене адреса, наименования, изменении УК, создании филиала) или Р13002 (если изменения касаются филиалов или представительств ООО);
  • оплатить госпошлину;
  • сдать пакет документов в регистрационный орган.

В течение 5 рабочих дней налоговики зарегистрируют изменения и внесут информацию в ЕГРЮЛ.

Все документы формируются в машиночитаемом формате с двумерным штрих-кодом и проходят проверку по официальным справочникам ФНС. Помимо этого, вы получите инструкцию по дальнейшим действиям.

В зависимости от вида вносимых изменений могут потребовать следующие документы:

  • для смены места нахождения некоммерческой организации нужны документы, подтверждающие право пользования помещением
  • при смене руководителя (если он указан в уставе) нужно проверить кандидатуру в реестре дисквалифицированных лиц

Также подготовьте последнюю версию устава, решение о назначении руководителя некоммерческой организации, свидетельство о регистрации (необходимо предоставить нотариусу).

Изменения вносятся либо с оформлением новой редакции устава, либо отдельным документом — приложением к уставу. Первый вариант удобнее для дальнейшего представления устава для ознакомления или уточнения информации в уставе. Однако если устав достаточно большой и отсутствует в формате Word для редактирования, то можно прибегнуть к второму варианту внесения изменений.

Решение об утверждении новой редакции устава некоммерческой организации должно быть принято уполномоченным органом (орган, который принимает такие решения, и порядок принятия решения об изменении устава НКО устанавливаются уставом).

Заполните в заявлении в любом случае титульный лист и лист Н (сведения о заявителе). Остальные листы заполняются в зависимости от тех сведений, которые нужно внести в устав. При этом наименование листов соответствует изменениям, в отношении которых они заполняются. Подписывает заявление руководитель в присутствии нотариуса, удостоверяющего его подпись. При направлении документов в электронном виде подпишите их усиленной квалифицированной электронной подписью.

Для удостоверения подписи на заявлении Р13014 нотариусу необходимо предоставить действующий устав, свидетельства о регистрации некоммерческой организации, решение о назначении руководителя, решение (протокол) об утверждении устава, новый устав. Кроме того, необходимо при подписании заявления у нотариуса предъявить паспорт (подлинник) заявителя и оплатить нотариальный тариф (около 3000 рублей за заявление). Подписывается заявление непосредственно при нотариусе, подписывать ранее его не нужно.

Минюста России от 08.12.2016 N 11-141929/16

В зависимости от регистрируемых изменений могут потребоваться дополнительные документы (например, при изменении места нахождения — документы, подтверждающие права на адрес). Также необходимо предоставить паспорт заявителя для ознакомления. Для регистрации изменений в ЕГРЮЛ или устав вы можете также обратиться к специалистам, в этом случае необходимо выдать представителю нотариальную доверенность для регистрации изменений (заверяется вместе с заявлением о регистрации) от имени организации (а не от заявителя-физического лица).

Обратите внимание на то, что заявление о регистрации изменений в ЕГРЮЛ и заявление о регистрации новой редакции устава нужно подать в регистрирующий орган, а не в свою налоговую по месту учета (например, в Москве регистрирующий орган для большинства некоммерческих организаций — Главное управление Минюста РФ по г. Москве, для ТСН и потребительских кооперативов — МИФНС № 46, для политических партий, общероссийских организаций — Центральный аппарат Минюста России).

При невыполнении этой обязанности или нарушении срока подачи заявления (уведомления) о внесении изменений в ЕГРЮЛ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.

Срок регистрации изменений сведений об НКО в ЕГРЮЛ — 30 рабочих дней. Срок регистрации изменений в устав НКО — 30 календарных дней.

При подаче документов заявителю или его представителю выдается (направляется по почте, электронной почте) расписка с указанием в том числе даты получения документов по итогам регистрации.

По результату регистрации получите выписку и лист записи, подтверждающий регистрацию.

В случае предварительной регистрации сведений в ЕГРЮЛ подача заявления о регистрации устава возможна только по истечении определенного срока (например, при смене места нахождения — 20 дней с даты внесения записи в ЕГРЮЛ).

Для регистрации новой редакции устава или иного учредительного документа в регистрирующий орган предоставляются следующие документы:

  • заявление по форме № Р13014 — 2 экз.
  • решение (протокол) уполномоченного органа НКО об утверждении изменений в устав некоммерческой организации — 2 экз.
  • изменения в устав (устав в новой редакции) — 3 экз.
  • протоколы общих собраний (съездов, конференций) структурных подразделений общественного объединения об избрании делегатов (для международных, общероссийских и межрегиональных общественных объединений) — 1 экз.
  • квитанция об оплате госпошлины. Данный документ не является обязательным, но рекомендуем его представить.

Решение №115 от 15.03.2021 г.

Устав с изменениями от 15.03.2021 г.

  • Существование на добровольных взносах и отсутствия членства
  • При регистрации достаточно наличия одного лица
  • Адресом, по которому будет находится организация, может быть квартира директора или учредителя
  • Возможность получения в аренду муниципальных помещений

Внесение изменений в устав некоммерческой организации в 2021 году

На титульном листе необходимо заполнить два первых раздела:

  1. Укажите полное наименование организации. Можно указать и сокращенное, если оно предусмотрено в учредительном документе.
  2. Укажите адрес руководителя или других лиц, которые выполняют его функции. Обязательно нужно указать индекс и код субъекта РФ.

Далее для информации об учредителях предусмотрены листы А, Б, В, Г и Д. на каждого учредителя заполняется отдельный лист. Нужно выбрать, исходя из того, кем он является:

  • Учредитель является российским лицом – А
  • Учредитель – иностранное лицо – Б
  • Учредитель – физическое лицо -В

Для сведений о руководителях предусмотрены листы Е, Ж и З. Лист выбирается в зависимости от того, кто выполняет полномочия единоличного исполнительного органа. В лист Н вносятся данные о заявителе. Им могут быть все учредители, поэтому данный лист заполняется на каждого.

Для открытия АНО необходимы следующие документы:

  • Заявление на регистрацию
  • Учредительные документы АНО (3 экземпляра)
  • Информация об учредителях
  • Квитанция об оплате госпошлины
  • Гарантийное письмо собственника имущества, где будет располагаться организация

Зарегистрировать автономную некоммерческую организацию могут Министерство юстиции РФ и его Управление в субъектах РФ.

Подать документы можно в Минюст можно несколькими способами:

  • Обратиться в Минюст лично
  • С помощью доверенного лица и нотариальной доверенности
  • По почте России
  • Через портал гос. услуг без электронной цифровой подписи
  • По электронной цифровой подписи через гос. услуги
  • После окончания регистрации АНО выдаются:
    • Документ, подтверждающий внесение записи в ЕГРЮЛ
    • Устав с отметкой регистрирующего органа
    • Свидетельство о гос. регистрации организации о постановке на учет в налоговом органе

    За 15 лет безупречной работы нашими услугами воспользовались более 14 000 клиентов, у которых есть множество запросов на услуги, которые можете оказывать Вы. И мы готовы предоставить Вам возможность оказывать услуги по своему направлению для наших клиентов!

    Заполните форму ниже, для того, чтобы участвовать в отборе компаний для пополнения экосистемы для бизнеса от компании Бизнес-Гарант.

    Почему это важно знать НКО?

    Безвозмездное пользование имуществом для НКО больше не будет связано с расчетом налогов, заполнением деклараций и бюрократической головной болью.

    Подробнее

    С 1 января 2021 г. вступают в силу изменения в Налоговый кодекс, которые расширяют список целевых поступлений, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Наряду с пожертвованиями, грантами к ним будут относиться также имущественные права в виде права безвозмездного пользования имуществом, полученные некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности.

    Предыдущая редакция нормы пп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ применялась только в отношении государственного и муниципального имущества. А в случае предоставления НКО иного имущества экономическая выгода от полученного права пользования подлежала обложению налогом на прибыль и рассчитывалась исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества.

    Однако стоит помнить про важное условие — имущество должно использоваться с соблюдением целевого назначения.

    Последние изменения в законодательстве для НКО в 2021 году

    Почему это важно знать НКО?

    Проверки будут проходить быстрее, не придется печатать коробки документов и тащить их в Минюст России. А процедура может стать еще более прозрачной.

    Подробнее

    С 1 июля 2021 г. начинают действовать положения нового закона о государственном и муниципальном контроле.

    Среди главных нововведений:

    1. уменьшен срок документарных и выездных проверок — до 10 рабочих дней;
    2. взаимодействие с проверяющими органами будет происходить в электронной форме (информирование о действиях и решениях в рамках проверки, направление запрашиваемых документов, подача жалобы);
    3. закрепление приоритетности при осуществлении контроля профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), по отношению к контрольным (надзорным) мероприятия;
    4. допускается независимая оценка соблюдения обязательных требований, которую будут проводить аккредитованные организации (при подтверждении соблюдения требований юридическому лицу будет выдано заключение о соответствии, а плановые контрольные мероприятия в течение срока действия заключения проводиться не будут).
    5. освобождение проверяемого лица от проведения контрольных мероприятий в случае заключения договора страхования рисков причинения вреда (ущерба).
    6. установлены новые формы контрольных мероприятий: выборочный контроль, инспекционный визит, выездное обследование — которые могут проводиться без информирования проверяемого лица.

    Кроме этого, важно отметить, что если в рамках контрольного мероприятия будут допущены грубые нарушения требований закона, то решение по результатам его проведения подлежит отмене.

    В законе приведены 11 грубых нарушений, среди которых: нарушение периодичности проведения планового контрольного мероприятия, нарушение сроков их проведения, совершение в ходе контрольного мероприятия действий, не предусмотренных в законе для такого вида мероприятия.

    Также решением Правительства России установлено, что проверки юридических лиц в 2021 году могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи.

    А вместо проверок, запланированных после 1 июля 2021 г., может быть проведен инспекционный визит. В ходе визита могут совершаться осмотр, опрос, инструментальное обследование, истребование документов, а также получение письменных пояснений. Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления и не может превышать один рабочий день (в одном месте осуществления деятельности).

    Почему это важно знать НКО?

    Больше не придется изымать из оборота деньги на выплату пособий, тратить время на расчет пособий, сдачу отчетности.

    Подробнее

    С 1 января 2021 года Москва, Санкт-Петербург и еще 6 регионов присоединятся к новому механизму выплат пособий — сотрудники начнут получать пособия напрямую от ФСС, а не от работодателя. На конец 2020 г. в реализации пилотного проекта участвуют 77 регионов.

    Главным образом, изменится порядок взаимодействия между ФСС, сотрудником и работодателем. Сотрудник, как и прежде, передает заявление работодателю, а последний уже направляет комплект документов в ФСС в электронном виде, и Фонд напрямую выплачивает застрахованному работнику пособие. При этом не меняются ни принцип расчёта, ни размер пособий.

    Приведенный порядок действует, в частности, для следующих выплат: пособие по временной нетрудоспособности (в том числе в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием); пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

    Таким образом, с одной стороны, выплаты застрахованным лицам не будут зависеть от финансового положения работодателя, а с другой — юридические лица будут освобождены от обязанности по расчету и перечисления пособия.

    Почему это важно знать НКО?

    Оформление дистанционных сотрудников и взаимодействие с ними станет проще, понятнее и удобнее.

    Подробнее

    1 января 2021 года вступают в силу поправки в Трудовой кодекс, регулирующие порядок дистанционной работы.

    Теперь в трудовом договоре с работником можно предусмотреть дистанционный формат работы не только на постоянной основе, но и временно:
    — непрерывно в течение любого установленного срока, но не более полугода;

    — периодически (чередование дистанционной работы и на стационарном рабочем месте).

    Предусмотрена возможность электронного взаимодействия между дистанционным работником и работодателем.

    Так, для заключения, изменения либо расторжения в электронном виде трудового договора, дополнительного соглашения к нему, договора о материального ответственности, а также ученического договора работодатель должен использовать усиленную квалифицированную электронную подпись, а работник — аналогичную или усиленную неквалифицированную.

    В то же время для других случаев можно предусмотреть обмен электронными документами с использованием других видов электронной подписи или в иной форме. Главное — зафиксировать такой порядок в локальном акте (Положении), и обеспечить фиксацию факта получения работником и (или) работодателем документов в электронном виде.

    Кроме этого, в законе закреплены гарантии трудовых прав дистанционных работников и подчеркивается, что:

    1) переход работника на дистанционный формат работы не может являться основанием для снижения ему заработной платы;

    2) время взаимодействия дистанционного работника с работодателем включается в рабочее время;

    3) на работодателя возлагается обязанность по обеспечению работника необходимым техническим, программно-техническим оборудованием и иными средствами (с согласия работодателя допускается использование личного оборудования работника при условии выплаты компенсации работнику, а также возмещения расходов);

    Предусмотрены дополнительные основания для расторжения трудового договора с дистанционным работником по инициативе работодателя:

    • если работник более двух рабочих дней подряд со дня поступления соответствующего запроса работодателя не взаимодействует с ним без уважительной причины;
    • в случае переезда работника в другую местность, если это влечет невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору на прежних условиях.

    Также появилась норма, которая позволяет в исключительных случаях временно перевести сотрудников на дистанционный режим работы без их согласия, но при условии обеспечения необходимым оборудованием, а при необходимости — проведения обучения.

    Такой порядок возможен в случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве или любого исключительного случая, ставящего под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части. Временный перевод также возможен, если принято соответствующее решение органом государственной власти или органом местного самоуправления.

    автономной некоммерческой организацииг. «» 2021 г.

    1.1. Автономная некоммерческая организация «», именуемая в дальнейшем АНО, признается не имеющей членства некоммерческой организацией, учрежденной гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации для достижения целей и решения задач, предусмотренных уставом.

    1.2. Полное наименование Автономной некоммерческой организации на русском языке: Автономная некоммерческая организация «», сокращенное наименование на русском языке: АНО «», полное наименование на языке: «», сокращенное наименование на языке: «».

    1.3. АНО вправе в установленном порядке открывать расчетный, валютный и другие банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.

    1.4. Место нахождения АНО: .

    1.5. АНО считается созданной как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном федеральными законами порядке.

    1.6. АНО создается без ограничения срока.

    1.7. АНО может быть истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах, от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права в соответствии с целями деятельности АНО, предусмотренными уставом АНО, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.

    1.8. АНО имеет круглую печать с полным наименованием АНО на русском языке, штампы и бланки со своим наименованием.

    1.9. Требования устава АНО обязательны для исполнения всеми органами АНО и ее учредителями.

    1.10. АНО не отвечает по обязательствам своих учредителей. Учредители АНО не несут ответственность по обязательствам АНО. АНО не отвечает по обязательствам государства и его органов, а государство и его органы не отвечают по обязательствам АНО.

    1.11. АНО отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству Российской Федерации может быть обращено взыскание.

    2.1. Целью создания АНО является предоставление услуг в области образования (здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг).

    2.2. Предметом деятельности АНО является: .

    2.3. АНО может осуществлять один вид деятельности (или несколько видов деятельности):. Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься АНО.

    2.4. Отдельные виды деятельности могут осуществляться АНО только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом.

    2.5. АНО может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания АНО, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

    2.6. АНО может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе. Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую деятельность АНО.

    2.7. В интересах достижения своей цели АНО может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы.

    2.8. Вмешательство в хозяйственную и иную деятельность АНО со стороны государственных и иных организаций не допускается, если оно не обусловлено их правом по осуществлению контроля за деятельностью АНО.

    3.1. Высшим руководящим органом АНО является общее собрание учредителей АНО.Текущее руководство деятельностью АНО осуществляет правление, оно подотчетно общему собранию.

    3.2. Основная функция общего собрания учредителей – обеспечение соблюдения АНО целей, в интересах которых она была создана.

    3.3. К исключительной компетенции общего собрания учредителей относится решение следующих вопросов:

    1. изменение устава АНО;
    2. определение приоритетных направлений деятельности АНО, принципов формирования и использования ее имущества;
    3. образование правления и досрочное прекращение его полномочий;
    4. реорганизация и ликвидация АНО;

    3.4. Общее собрание учредителей собирается по мере необходимости. Созыв и работу общего собрания организует правление в порядке, установленном положением об общем собрании учредителей АНО.

    3.5. Норма представительства от каждого учредителя АНО – человек.

    3.6. Каждому учредителю АНО при голосовании принадлежит 1 голос, независимо от количества человек, представляющих данного учредителя в АНО.

    3.7. Общее собрание учредителей АНО правомочно, если на указанном собрании присутствует (представлено) более половины его учредителей.

    3.8. Решение общего собрания принимается большинством голосов учредителей, присутствующих на собрании.

    3.9. Решение общего собрания по вопросам компетенции общего собрания учредителей принимается единогласно.

    3.10. На общих собраниях учредителей ведется протокол.

    4.1. Правление АНО избирается Общим собранием учредителей сроком на года (лет) в количестве не менее человек. Правление находится по месту нахождения АНО.

    4.2. Правление АНО может быть переизбрано по истечении срока полномочий на новый срок.

    4.3. Вопрос о досрочном прекращении полномочий учредителя правления может быть поставлен на Общем собрании учредителей по требованию не менее учредителей АНО.

    4.4. К компетенции правления относятся:

    1. организация и контроль работы АНО;
    2. обеспечение выполнения решений Общего собрания учредителей;
    3. регулярное информирование учредителей АНО о деятельности АНО;
    4. утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
    5. утверждение финансового плана АНО и внесение в него изменений;
    6. создание филиалов и открытие представительств АНО;
    7. участие в других организациях;
    8. утверждение внутренних положений и регламентов АНО;
    9. рассмотрение и утверждение сметы расходов АНО;
    10. распоряжение имуществом АНО;
    11. утверждение штатного расписания;
    12. подготовка вопросов для обсуждения на Общем собрании учредителей АНО.

    4.5. Работу правления организует председатель правления на основании регламента о деятельности правления, утверждаемого общим собранием. На заседаниях правления ведется протокол.

    4.6. Заседания правления проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, и считаются правомочными при участии в них большинства учредителей правления.

    4.7. Решения принимаются открытым голосованием простым большинством голосов учредителей правления, присутствующих на заседании.

    4.8. Председатель правления избирается на заседании правления из числа его учредителей сроком на года (лет).

    4.9. Председатель правления:

    • подотчетен Общему собранию, отвечает за состояние дел АНО;
    • без доверенности действует от имени АНО, представляет ее во всех учреждениях, организациях и предприятиях, как на территории Российской Федерации, так и за рубежом;
    • принимает решения и издает приказы по вопросам деятельности АНО;
    • распоряжается в пределах утвержденной правлением сметы средствами АНО, заключает договоры, осуществляет другие юридические действия от имени АНО, приобретает имущество и управляет им, открывает и закрывает счета в банках;
    • решает вопросы хозяйственной и финансовой деятельности АНО;
    • принимает на работу и увольняет работников АНО, утверждает их должностные обязанности в соответствии со штатно-должностным расписанием, утверждаемым правлением;
    • осуществляет контроль за деятельностью филиалов и представительств АНО;
    • несет ответственность в пределах своей компетенции за использование средств и имущества АНО в соответствии с ее уставными целями;
    • организует подготовку и проведение заседаний правления;
    • организует бухгалтерский учет и отчетность;
    • решает все вопросы, которые не относятся к компетенции общего собрания учредителей АНО, правления АНО.

    5.1. АНО ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    5.2. АНО предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям АНО и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    5.3. Ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в АНО, своевременное представление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие органы, а также сведений о деятельности АНО, представляемых учредителям АНО, кредиторам и в средства массовой информации, несет правление.

    5.4. АНО хранит следующие документы:

    • договор о создании АНО;
    • устав АНО, изменения и дополнения, внесенные в устав АНО, зарегистрированные в установленном порядке, решение о создании АНО, документ о государственной регистрации АНО;
    • документы, подтверждающие права АНО на имущество, находящееся на ее балансе;
    • внутренние документы АНО;
    • положение о филиале или представительстве АНО;
    • годовые отчеты;
    • документы бухгалтерского учета;
    • документы бухгалтерской отчетности;
    • протоколы общих собраний, заседаний правления, ревизионной комиссии (ревизора) АНО;
    • заключения ревизионной комиссии (ревизора) АНО, аудитора АНО, государственных и муниципальных органов финансового контроля;
    • иные документы, предусмотренные федеральным законодательством;
    • иные документы, предусмотренные внутренними документами АНО, решениями общего собрания, правления АНО, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.

    АНО обязана обеспечить учредителям АНО доступ к указанным выше документам.

    5.5. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью АНО общим собранием избирается ревизионная комиссия в составе учредителей сроком на год (или года, или лет). Выбытие отдельных учредителей ревизионной комиссии, а также избрание ее новых учредителей не является основанием для сокращения или продления срока деятельности всей ревизионной комиссии. Для организации работы ревизионной комиссии избирается ее председатель. АНО вправе вместо ревизионной комиссии избирать только одного ревизора.

    5.6. Компетенция ревизионной комиссии (ревизора) АНО включает следующие полномочия:

    • проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности АНО по итогам деятельности за год, а также во всякое время по инициативе ревизионной комиссии (ревизора), решению общего собрания или по требованию учредителя АНО;
    • истребование у органов управления АНО документы о финансово-хозяйственной деятельности;
    • созыв общего собрания;
    • составление заключения по итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности, в котором должны содержаться:
      • подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах, и иных финансовых документов АНО;
      • информация о фактах нарушения установленных правовыми актами Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов Российской Федерации при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;

    5.7. Порядок деятельности ревизионной комиссии (или ревизора) определяется внутренним документом – положением (регламентом и т.п.), утверждаемым общим собранием.

    5.8. По решению общего собрания учредителям ревизионной комиссии (ревизору) АНО в период исполнения ими своих обязанностей (не) выплачивается вознаграждение и (или) (не) компенсируются расходы, связанные с исполнением ими (им) своих обязанностей.Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания.

    5.9. Для проверки финансово-хозяйственной деятельности АНО общее собрание учредителей назначает аудитора АНО.

    5.10. Аудитор осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности АНО в соответствии с правовыми актами Российской Федерации на основании заключаемого между АНО и Аудитором договора. Размер оплаты услуг Аудитора определяется общим собранием.

    6.1. Имущество, переданное АНО ее учредителями (учредителем), является собственностью АНО.

    6.2. Учредители АНО не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность АНО.

    6.3. АНО может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество.

    6.4. Полученная АНО прибыль не подлежит распределению между учредителями АНО.

    6.5. Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на осуществление АНО пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума.

    Устав автономной некоммерческой организации

    Устав некоммерческой организации следует создавать, соблюдая все догмы законодательства РФ, опираясь при этом на опыт формирования подобной документации для данных организаций. Обобщенный вариант устава необходимо совершенствовать дополнительными пунктами, зависимо от сферы действия НКО, так как сегодня законодательство относительно данных формирований терпит значительные изменения.

    При составлении устава важно брать во внимание требования указанные в п. 41 Административного регламента.

    Необходимо учитывать следующие правила данного регламента:

    • Страницы всех экземпляров нумеруются;
    • Устав составляется в трех экземплярах;
    • Два из них перед предоставлением на регистрацию прошиваются и резервируются лично составителем на месте прошивки последней страницы.

    Титульный лист не обязателен, но если он сформирован, то в следующем варианте:

    • На нем пишется слово «Устав»;
    • Полное название некоммерческой компании в родительном падеже;
    • Информация об утверждении уставного документа;
    • Год его утверждения;
    • Также первый лист может содержать прочие сведения и отметки, предусмотренные законом, например, о согласовании документа.

    3. Участник Общества вправе продать или осуществить отчуждение иным образом своей доли или ее части в уставном капитале Общества одному или нескольким участникам данного Общества.

    4. Участник Общества вправе продать или осуществить отчуждение иным образом своей доли или ее части в уставном капитале Общества третьим лицам с согласия остальных участников Общества.

    5. Доли в уставном капитале Общества переходят к наследникам граждан и к правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками Общества.

    6. Участник Общества вправе передать в залог принадлежащую ему долю или часть доли в уставном капитале Общества другому участнику Общества. Залог доли или части доли в уставном капитале Общества третьему лицу не допускается.

    7. Выход участника из Общества не предусмотрен.

    8. Высшим органом Общества является общее собрание участников Общества.

    Порядок созыва, проведения и компетенция общего собрания участников Общества, а также порядок принятия им решений определяются Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».

    9. Принятие общим собранием участников Общества решения и состав участников Общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются путем подписания протокола общего собрания участников Общества всеми участниками Общества, принявшими участие в соответствующем общем собрании участников Общества.

    10. Каждый участник Общества является единоличным исполнительным органом Общества (директором) до тех пор, пока не перестанет быть участником Общества, и самостоятельно действует от имени Общества.

    11. Права и обязанности единоличного исполнительного органа Общества, а также его компетенция определяются Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».

    12. Общество хранит документы, предусмотренные Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», по месту нахождения его единоличного исполнительного органа и обязано предоставлять к ним доступ в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».

    13. Сделки Общества, в совершении которых имеется заинтересованность, совершаются в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».

    Требования к содержанию уставов НКО хотят уточнить

    Министерство юстиции РФ подготовило рекомендации по составлению модельного устава НКО, найти их можно на сайте Минюста.

    Рекомендации были разработаны с учетом сложившейся правоприменительной практики. Опираясь на них, при подготовке проекта устава необходимо соблюдать требования Административного регламента, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455 (далее — Регламент).

    Среди требований Регламента и рекомендаций Минюста к подготовке устава некоммерческой организации 2018 — 2019 годов можно отметить:

    • Отказ от обязательного оформления титульного листа.
    • Сквозную нумерацию всех страниц.
    • Разделение документа на разделы, нумеруемые римскими цифрами, главы и статьи.
    • Описание символики или герба НКО в виде приложения к уставу.
    • При разработке названия организации соблюдение требования к его ясности, четкости и информационной насыщенности. Если НКО имеет намерение использовать в своем бренде наименование российского государства, ему потребуется получить разрешение в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2010 № 753.

    Устав НКО предполагает возможность структурирования управления НКО наиболее удобным для учредителей способом. Так, в компетенцию коллегиального органа может быть передано принятие решения:

    • о создании других юридических лиц и участии в них;
    • создании филиалов в других регионах и открытии представительств.

    На усмотрение учредителей для отражения в уставе остаются и такие вопросы, как:

    • указание в уставе данных об учредителях;
    • указание на право НКО заниматься приносящей доход деятельностью в соответствии с ее генеральными целями и конкретные виды этой деятельности, направление прибыли на конкретные цели;
    • право на формирование целевого капитала;
    • регламенты функционирования высшего и исполнительного органа управления, периодичность проведения заседаний, порядок их проведения.

    В отличие от ООО, типовой формы устава НКО, облегчающей процесс регистрации, Минюст не предлагает. Об облегчении процедуры регистрации на основе типовых документов можно узнать из статьи Образец устава ООО.

    Образец устава некоммерческой организации 2021 года можно скачать по ссылке: Устав НКО 2021 — образец.

    Внесение изменений в устав НКО, аналогично процедуре его принятия, осуществляется на общем собрании участников, по решению учредителя или, если это предусмотрено уставом, высшим коллегиальным органом. Процедура внесения изменений должна отражаться в отдельном разделе устава.

    В том числе они вносятся в случае изменения законодательства, регулирующего деятельность НКО. Ряд изменений, в частности в составе учредителей, смене юридического адреса, видов участников, отражению в уставе не подлежат, но информация о них должна быть внесена (и при необходимости изменена) в ЕГРЮЛ.

    Ограничивается возможность предусмотреть порядок изменения устава в нем самом специальными правилами, установленными Правительством РФ или высшими исполнительными органами региона, поселения — для казенных предприятий соответствующего уровня.

    Регистрация изменений производится в соответствии с требованиями Регламента Минюстом РФ, на его же плечи ложится обязанность по передаче информации об изменениях в ЕГРЮЛ. Пакет документов для внесения изменений включает:

    • обязательные новые редакции (в 3 экземплярах);
    • протокол об их принятии;
    • заявление по форме Р13001;
    • сведения об учредителях;
    • данные об оплате пошлины.

    Для НКО процесс изменения юридического адреса не обязательно влечет за собой внесение изменений в устав. Согласно п. 2 ст. 4 закона № 7-ФЗ указываемое в уставе местонахождение общества совпадает с местом регистрации и отражается в уставе только как наименование населенного пункта. Минюст РФ при регистрации не требует обязательного указания в уставе конкретных данных, таких как:

    • наименование улицы;
    • индекс;
    • номер помещения.

    Все эти сведения вносятся в заявление о регистрации.

    Таким образом, при смене местонахождения в пределах одного населенного пункта, если конкретные данные изначально не были внесены в устав, вносить изменения в него в связи со сменой юридического адреса НКО не потребуется. При этом сведения об изменениях необходимо будет в обязательном порядке внести в ЕГРЮЛ, подав соответствующие заявления.

    ***

    При составлении устава НКО законодатель не ограничивает НКО строгой регламентацией и дает возможность отразить в документе ту систему управления, тот порядок внесения изменений в устав, которые будут удобны для организации. Исключения сделаны для казенных предприятий, в отношении которых нормы об уставе вводятся компетентным органом.

    Устав утверждается учредителями в момент создания Ассоциации или Союза и отправляется на регистрацию в Министерство Юстиции вместе с остальными документами. Предварительно Устав необходимо разработать, при этом нужно учитывать цели создания Ассоциации или Союза, желаемую структуру органов управления. Разработка устава представляет собой очень сложную и кропотливую работу. На первый взгляд, Вам может показаться, что нет ничего сложного в этом. Скопировал устав из интернета и подал на регистрацию. Но на деле все совсем не так.
    В Министерстве Юстиции устав проходит доскональную правовую экспертизу на соответствие действующему законодательству. Если в Уставе Ассоциации или союза специалист найдет какие-либо ошибки или несоответствия законодательству и внутреннему регламенту Министерства Юстиции, то будет вынесен отказ в государственной регистрации. Если же устав и остальные документы проходят правовую экспертизу, то сведения об Ассоциации или Союзе вносятся в Единый Государственный Реестр Юридических Лиц. Именно с момента внесения записи в ЕГРЮЛ Ассоциации или Союз считаются созданными в качестве юридических лиц. Устав получаем на руки с подписью руководителя Минюста и печатью Минюста. На основании Устава будет в дальнейшем осуществлять свою деятельность Ассоциация или Союз.

    1. Наименование Ассоциации или Союза, которое должно содержать указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, а именно:

    • Полное наименование Ассоциации на русском языке.
    • Сокращенное наименование Ассоциации на русском языке (если такое есть)
    • Полное наименование Ассоциации на английском языке или других языках (если такое есть)
    • Сокращенное наименование Ассоциации на английском языке и других языках (если такое есть)

    2. Адрес (место нахождения Ассоциации или Союза). В уставе должен обязательно содержаться адрес юридического лица. Так на титульном листе должно быть указано Российская Федерации, город, район, поселок, деревня ( территориальные единицы указываются в зависимости от Вашего адреса). Также и в тексте устава должен содержаться адрес. Адрес можно указывать не полностью, а только до населенного пункта. Если в будущем потребуется внести изменения в юридический адрес Ассоциации или Союза это поможет избежать внесения изменений в устав. Если посмотреть уставы Ассоциации или Союзов, зарегистрированных более 5 лет назад, то в них адреса прописывали, как правило, полностью. Сейчас этого делать не требуется. Напоминаем, что для регистрации Ассоциации или союза адрес должен быть немассовой регистрации.

    3. Предмет и цели деятельности Ассоциации или Союза.
    Очень важный раздел устава. В соответствии с действующим законодательством «Ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей. В организационно-правовой форме ассоциации (союза) создаются, в частности, объединения лиц, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов, профессиональные объединения граждан, не имеющие целью защиту трудовых прав и интересов своих членов, профессиональные объединения граждан, не связанные с их участием в трудовых отношениях (объединения оценщиков, лиц творческих профессий и другие), саморегулируемые организации и их объединения.» — статья 128.3 ГК РФ.
    На практике сталкиваемся с ситуациями, когда учредители желают указать в уставе только одну цель. Например, развитие стоматологии. Но не учесть требования вышеуказанной статьи невозможно, поэтому в целях создания Ассоциации обязательно должны присутствовать следующий пункты:

    • представление и защита общих, в том числе профессиональных интересов членов Ассоциации или Союза;
    • координации деятельности членов Ассоциации или Союза.

    Министерство юстиции РФ в 2016 году подготовило рекомендации по составлению модельного устава НКО, найти их можно на сайте Минюста. Рекомендации были разработаны с учетом сложившейся правоприменительной практики. Опираясь на них, при подготовке проекта устава необходимо соблюдать требования Административного регламента, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455 (далее — Регламент).

    Среди требований Регламента и рекомендаций Минюста к подготовке устава некоммерческой организации 2018 — 2019 годов можно отметить:

    • Отказ от обязательного оформления титульного листа.
    • Сквозную нумерацию всех страниц.
    • Разделение документа на разделы, нумеруемые римскими цифрами, главы и статьи.
    • Описание символики или герба НКО в виде приложения к уставу.
    • При разработке названия организации соблюдение требования к его ясности, четкости и информационной насыщенности. Если НКО имеет намерение использовать в своем бренде наименование российского государства, ему потребуется получить разрешение в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2010 № 753.

    Устав НКО предполагает возможность структурирования управления НКО наиболее удобным для учредителей способом. Так, в компетенцию коллегиального органа может быть передано принятие решения:

    • о создании других юридических лиц и участии в них;
    • создании филиалов в других регионах и открытии представительств.

    На усмотрение учредителей для отражения в уставе остаются и такие вопросы, как:

    • указание в уставе данных об учредителях;
    • указание на право НКО заниматься приносящей доход деятельностью в соответствии с ее генеральными целями и конкретные виды этой деятельности, направление прибыли на конкретные цели;
    • право на формирование целевого капитала;
    • регламенты функционирования высшего и исполнительного органа управления, периодичность проведения заседаний, порядок их проведения.

    Внесение изменений в устав НКО, аналогично процедуре его принятия, осуществляется на общем собрании участников, по решению учредителя или, если это предусмотрено уставом, высшим коллегиальным органом. Процедура внесения изменений должна отражаться в отдельном разделе устава. В том числе они вносятся в случае изменения законодательства, регулирующего деятельность НКО. Ряд изменений, в частности в составе учредителей, смене юридического адреса, видов участников, отражению в уставе не подлежат, но информация о них должна быть внесена (и при необходимости изменена) в ЕГРЮЛ.

    Ограничивается возможность предусмотреть порядок изменения устава в нем самом специальными правилами, установленными Правительством РФ или высшими исполнительными органами региона, поселения — для казенных предприятий соответствующего уровня.

    Регистрация изменений производится в соответствии с требованиями Регламента Минюстом РФ, на его же плечи ложится обязанность по передаче информации об изменениях в ЕГРЮЛ. Пакет документов для внесения изменений включает:

    • обязательные новые редакции (в 3 экземплярах);
    • протокол об их принятии;
    • заявление по форме Р13001;
    • сведения об учредителях;
    • данные об оплате пошлины.

    Для НКО процесс изменения юридического адреса не обязательно влечет за собой внесение изменений в устав. Согласно п. 2 ст. 4 закона № 7-ФЗ указываемое в уставе местонахождение общества совпадает с местом регистрации и отражается в уставе только как наименование населенного пункта. Минюст РФ при регистрации не требует обязательного указания в уставе конкретных данных, таких как:

    • наименование улицы;
    • индекс;
    • номер помещения.

    Все эти сведения вносятся в заявление о регистрации.

    Таким образом, при смене местонахождения в пределах одного населенного пункта, если конкретные данные изначально не были внесены в устав, вносить изменения в него в связи со сменой юридического адреса НКО не потребуется. При этом сведения об изменениях необходимо будет в обязательном порядке внести в ЕГРЮЛ, подав соответствующие заявления.

    При составлении устава НКО законодатель не ограничивает НКО строгой регламентацией и дает возможность отразить в документе ту систему управления, тот порядок внесения изменений в устав, которые будут удобны для организации. Исключения сделаны для казенных предприятий, в отношении которых нормы об уставе вводятся компетентным органом.

    Устав некоммерческой организации — образец 2021 года

    Согласно статье 123.1 ГК РФ, НККО — юридические лица, которые:

    • не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности;
    • не распределяют полученную прибыль между участниками;
    • учредители НККО приобретают право участия (членства) в них наравне с другими участниками (членами);
    • высшим органом НККО является общее собрание (конференция, съезд) участников (членов).

    НККО создается по решению ее учредителей, принятом на общем собрании учредителей, где формируются органы управления НККО и утверждается устав НККО, который является основным учредительным документом. НККО является собственником своего имущества.

    К НККО относятся:

    Федеральным законодательством четкого определения всему классу НКУО, в отличие от НККО, не дано. Основное отличие — участие в них не основано на членстве, хотя имущественные вложения как физических, так и юридических лиц формируют собственность НКУО. Основным учредительным документом является устав.

    К НКУО относятся:

    • фонд — не имеет членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели;
    • учреждение — создано собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (государственное, муниципальное, частное учреждение);
    • автономная НКО — не имеет членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности;
    • религиозная — добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица.

    Устав некоммерческой организации разрабатывается с учетом особенностей ее деятельности, отнесения к корпоративной (основанной на членстве) или унитарной. Устав должен содержать следующие сведения:

    • о наименовании и месте нахождения;
    • предмете и целях ее деятельности;
    • о составе и компетенции органов управления и порядке принятия ими решений;
    • о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации.

    Основным учредительным документом Автономной Некоммерческой Организации является устав. Устав АНО должен соответствовать требованиям статьи 14 ФЗ РФ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ.

    Устав Автономной Некоммерческой Организации должен содержать:

    Устав Автономной Некоммерческой Организации подлежит государственной регистрации.

    Образец устава АНО:

    Необходимо тщательно разработать цели создания, предмет и виды деятельности. Наименование автономной некоммерческой организации должно быть наиболее оригинальным, не дублировать наименования других некоммерческих организаций и отражать основную цель создания АНО. Иными словами, наименование из полного наименования ано должно быть максимально понятно, для чего создана данная автономная некоммерческая организация. Имя (фамилию) гражданина в наименовании можно использовать только с согласия данного гражданина. Слова «Москва», «Россия» и их производные используются только при наличии официального разрешения от уполномоченных органов.

    Внесение изменений в устав НКО, аналогично процедуре его принятия, осуществляется на общем собрании участников, по решению учредителя или, если это предусмотрено уставом, высшим коллегиальным органом. Процедура внесения изменений должна отражаться в отдельном разделе устава. В том числе они вносятся в случае изменения законодательства, регулирующего деятельность НКО. Ряд изменений, в частности в составе учредителей, смене юридического адреса, видов участников, отражению в уставе не подлежат, но информация о них должна быть внесена (и при необходимости изменена) в ЕГРЮЛ.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.