Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Список врачей в 1 год в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Чтобы получить медицинскую справку, нужно пройти нескольких врачей:
1. Офтальмолог
Нужно будет прочесть буквы разного размера на плакате. Также возможны дополнительные испытания: врач можно попросить изучить плакаты с несмыкающимися окружностями, предложить тест на световосприятие, а также определить границы полей зрения при помощи прибора под названием периметр.
Те, кто в обычной жизни пользуется контактными линзами или очками, должны иметь их с собой. После диагностики врач может сделать пометку в карте пациента о том, что наличие очков и линз в момент управления автомобилем обязательно.
Медкомиссия для получения прав: как пройти и что усложнят в 2022-м
Сначала нужно заключить договор на оказание медицинских услуг с медучреждением и произвести оплату. Следующим шагом должно стать получение бланка медицинского заключения о наличии (отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами. Его выдаст первый врач, которого посетит автомобилист. Этому врачу нужно будет предъявить ему паспорт, а также документ, подтверждающий оплату медосвидетельствования.
На полученной справке свои печати должны проставить все необходимые врачи. В самом конце медосвидетельствования следует обратиться к врачу-терапевту, который завершит оформление справки.
В некоторых организациях могут предложить получить справку дистанционно — там сообщают, что якобы сделают запросы по месту жительства водителя о том, не состоит ли он на наркологическом учете. Остальных врачей там также предлагают пройти «удаленно». Например, за 3 тыс. рублей такие справки предлагают оформить в Москве. Однако этот способ нелегален.
Даже если клиника каким-то образом получила лицензию, подобная деятельность незаконна. В ГИБДД такую справку проверят и если организации не окажется в утвержденном списке, получить права не получится. Кроме того, каждый водитель должен быть уверен, что у него нет противопоказаний — от этого зависит не только его жизнь и здоровье, но и всех окружающих.
Год рождения | Возраст |
---|---|
2004 | 18 |
2001 | 21 |
1998 | 24 |
1995 | 27 |
1992 | 30 |
1989 | 33 |
1986 | 36 |
1983 | 39 |
с 1980 года полная диспансеризация доступна ежегодно |
Для детей правила проведения осмотра совершенно другие, выполняются в строго установленные сроки и в обязательном порядке: 1, 3, 6-7, 10, 14, 15, 16, 17 лет. Увеличенная частота в последние четыре года объясняется пиком проявления заболеваний именно в этот возрастной период.
Диспансеризация детей в 2022 году
Год рождения | Возраст |
---|---|
2021 | 1 |
2019 | 3 |
2016-2015 | 6-7 |
2012 | 10 |
2008 | 14 |
2007 | 15 |
2006 | 16 |
2005 | 17 |
Диспансеризация детей в 2021 году
Год рождения | Возраст |
---|---|
2020 | 1 |
2018 | 3 |
2015-2014 | 6-7 |
2011 | 10 |
2007 | 14 |
2006 | 15 |
2005 | 16 |
2004 | 17 |
Диспансеризация детей в 2020 году
Год рождения | Возраст |
---|---|
2019 | 1 |
2017 | 3 |
2014-2013 | 6-7 |
2010 | 10 |
2006 | 14 |
2005 | 15 |
2004 | 16 |
2003 | 17 |
Важным изменением 2020 года стало введение обязательного получения согласия законных представителей ребенка на проведение диспансеризации не позднее чем за 5 дней до ее начала. Ранее таких временных ограничений не было.Диспансеризация детей в 2019 году
Год рождения | Возраст |
---|---|
2018 | 1 |
2016 | 3 |
2012-2013 | 6-7 |
2009 | 10 |
2005 | 14 |
2004 | 15 |
2003 | 16 |
2002 | 17 |
Диспансеризация детей в 2018 году
Год рождения | Возраст |
---|---|
2017 | 1 |
2015 | 3 |
2011-2012 | 6-7 |
2008 | 10 |
2004 | 14 |
2003 | 15 |
2002 | 16 |
2001 | 17 |
Помимо полной диспансеризации, дети возрастом младше 3 лет должны регулярно проходить общие осмотры у участкового педиатра. Именно он по необходимости назначает дополнительное обследование у других специалистов.
Возраст ребенка | Как часто проходить осмотр |
---|---|
до 1 года | Ежемесячно (из них первые 3 дня после выписки из роддома ежедневно и на 14 и 20 день) |
до 2 лет | 1 раз в 3 мес |
до 3 лет | 1 раз в 6 мес |
Порядок прохождения осмотра у врачей подразделяется на 3 этапа:
- Первичный прием терапевта – это измерение основных показателей веса, роста, давления, заполнение анкеты на выявление хронических заболеваний и психических расстройств, сдача анализов и прохождение флюорографии на наличие воспалительных процессов в организме и осмотр основных специалистов: гинеколог, уролог, кардиолог, окулист и стоматолог.
Порядок проведения диспансеризации зависит от возрастной группы детей. Команда специалистов формируется на основе данных о физиологии разного возраста и заболеваниях, проявляющихся в тот или иной период жизни ребенка.
Что включает диспансеризация детей в возрасте 1 и 2 года?
Перечень специалистов | Возраст | |
---|---|---|
до 1 года (включительно) | 2 | |
Педиатр | +
(обязательно Остальные обследования и приемы у специалистов назначаются по необходимости педиатром |
+ |
Детский стоматолог | + | |
Детский/подростковый психиатр | + | |
Дополнительные исследования |
до 1 года (включительно) | 2 |
Общий анализ крови | Назначаются по необходимости педиатром или специалистами, к которым он отправил родителей |
+ |
Общий анализ мочи | + | |
УЗИ органов брюшной полости | Назначаются по необходимости педиатром или специалистами, к которым он отправил родителей |
|
Эхокардиографи | ||
ЭКГ | ||
УЗИ почек | ||
Скрининг на выявление группы риска возникновения психических нарушений | + | + |
Что включает диспансеризация детей в возрасте от 3 до 17 лет?
Перечень специалистов | Возраст | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
3 | 6-7 | 10 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
Педиатр | + | + | + | + | + | + | + |
Невролог | + | + | + | + | + | + | |
Детский хирург | + | + | + | + | + | ||
Детский стоматолог | + | + | + | + | + | + | + |
Офтальмолог | + | + | + | ||||
ЛОР | + | + | + | + | + | ||
Акушер-гинеколог (девочам) |
+ | + | + | + | + | + | + |
Уролог-андролог (мальчикам) |
+ | + | + | + | + | + | + |
Травматолог-ортопед | + | + | + | + | + | ||
Детский/подростковый психиатр | + | + | + | + | + | ||
Детский эндокринолог | + | + | + | + | + | ||
Функциональные исследования | 3 | 6-7 | 10 | 14 | 15 | 16 | 17 |
Общий анализ крови | + | + | + | + | + | + | + |
Общий анализ мочи | + | + | + | + | + | + | + |
УЗИ органов брюшной полости | + | + | |||||
Эхокардиография | + | ||||||
ЭКГ | + | + | + | ||||
УЗИ почек | + | + |
Данные осмотра детей вносятся в уже существующую историю развития ребенка, которая хранится в поликлинике и передается в образовательное учреждение, где он обучается. Родителям выдается копия исследований и рекомендации врачей.
Осмотр может проводиться в любое время в течение года для определенной возрастной категории в соответствие с таблицей периодичности.
Первый этап обследования занимает обычно до 6 часов, в зависимости от возрастной группы. Следующий визит к врачу происходит через несколько дней, что зависит от длительности получения результатов. Затем посещать клинику следует по необходимости лечения выявленного заболевания. Врач, медсестра или работник регистратуры должны подробно рассказать о процедуре обследования и индивидуально определить дату и продолжительность диспансеризации.
Диспансеризация 2022: какие годы рождения попадают
Представляет собой диспансеризация следующий процесс — проводятся медицинские (профилактические) осмотры населения, медицинские исследования и консультации врачей, которые проводятся у человека в заранее установленные его возрастные циклы (периоды).
Основные цели диспансеризации в 2022 году:
1. Ранее выявление хронических неинфекционных заболеваний, являющихся основными причинами инвалидности и преждевременной смертности населения Российской Федерации, к которым относятся:
- болезни системы кровообращения и, в первую очередь, ишемическая болезнь сердца и цереброваскулярные заболевания;
- злокачественные новообразования;
- сахарный диабет;
- хронические болезни легких.
Указанные болезни обуславливают более 75% всей смертности населения нашей страны.
2. Выявление и коррекция основных факторов риска развития указанных заболеваний, к которым относятся:
- повышенный уровень артериального давления;
- повышенный уровень холестерина в крови;
- повышенный уровень глюкозы в крови;
- курение табака;
- пагубное потребление алкоголя;
- нерациональное питание;
- низкая физическая активность;
- избыточная масса тела или ожирение.
Диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медосмотр и дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья (включая определение группы здоровья и группы диспансерного наблюдения).
Помимо перечисленных выше мероприятий медосмотра при прохождении диспансеризации взрослого населения на первом этапе проводятся:
- Что входит в диспансеризацию в 2022 году до 40 лет (мужчины и женщины)
Если ознакомившись с таблицей, в которой указано, какие года рождения ожидает диспансеризация в 2022 году, вы выяснили, что сможете пройти медицинское обследование, рекомендуем узнать более детально, что будет включать в себя плановый скрининг.
Процедуры и исследования | Возраст |
Анкетирование и опрос | все |
Измерения основных параметров и расчет индекса массы тела | все |
Контроль АД | все |
Уровень холестерина | все |
Уровень глюкозы в крови | все |
Флюорография | все каждые 2 года |
Расчет относительного риска развития сердечно-сосудистых заболеваний | 18-39 |
Гинекологический осмотр (для женщин) | все |
Консультация терапевта | все |
- Что входит в диспансеризацию в 2022 году после 40 лет (мужчины и женщины)
Для достигших возраста 35-40 лет список обследований несколько расширяется и помимо всех пунктов, упомянутых в предыдущей таблице, включает такие дополнительные позиции:
Процедуры и исследования | Возраст |
ЭКГ в покое | 35 + |
Расчет абсолютного риска развития сердечно-сосудистых заболеваний | 40 + |
Общий анализ крови | 40 + |
Внутриглазное давление | 40 + |
Анализ кала на скрытую кровь | после 40 лет каждые 2 года |
ПСА в крови (мужчинам) | после 45 лет каждые 3 года |
Маммография (женщинам) | после 40 лет каждые 2 года |
Эзофагогастродуоденоскопия | в 45 лет |
Лицам пенсионного возраста уже нет смысла интересоваться, какие года попадают в программу, ведь для них диспансеризация ежегодная и в 2022 году никаких серьезных изменений в графике проведения скрининга не предвидится.
Если в ходе планового осмотра будут выявлены нарушения в работе органов или систем, врач может рекомендовать дополнительные исследования и консультации профильных специалистов. В этом случае назначаются:
- консультации специалистов (невролога, оториноларинголога, окулиста, хирурга и др.);
- дополнительные исследования (колоноскопия, УЗДГ, ФГС, КТ легких и др.).
Так, в рамках 2-го этапа диспансеризации в 2022 году бесплатно можно будет пройти такие анализы и обследования:
Процедуры и исследования | Показания |
Анализ крови на гликированный гемоглобин | Высокий сахар |
Липидограмма | Высокий холестерин |
Дуплексное сканирование артерий | Высокий риск по сердечно-сосудистым заболеваниям |
ЭФГС | Новообразования в ЖКТ |
Консультация невролога | Раз в 5 лет |
Консультация кардиолога, хирурга, проктолога, гастроэнтеролога, офтальмолога и др. | По показаниям |
Биохимический анализ крови | По показаниям |
УЗИ внутренних органов | По показаниям |
Подробнее о диспансеризации взрослого населения в документе Приказ Минздрава России (Министерство здравоохранения РФ) от 27 апреля 2021 г. №404н «Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения»
Группа здоровья – условная характеристика состояния здоровья человека. Используется такая классификация групп:
№ группы |
Заключение |
Пояснение |
1 |
Здоров | |
2 |
Хронические болезни не выявлены, но факторы риска имеются | К таким факторам относят: повышенное АД, повышенный уровень сахара в крови, завышенные показатели холестерина, ожирение, наличие наркотических веществ в крови |
3а |
Выявлены заболевания в хронической форме | Обследуемый нуждается в постоянном врачебном контроле |
3б |
Заболевание в острой стадии | Обследуемый нуждается в помощи в медучреждении |
По завершению скрининга и с учетом группы здоровья пациенту назначают курс лечения или ставят на диспансерный учет. Диспансерный учет подразумевает систематическое посещение поликлиники. С какой периодичностью понадобится посещать поликлинику, определяет доктор. Это относится к особам с хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой, дыхательной и других важных систем.
Невзирая на то, что массовые медосмотры граждан помогают ранней диагностике болезней и обнаружению слабых мест в организме, не все применяемые методы приносят однозначную пользу и дают тот результат, которого ожидали.
В числе основных минусов общего скрининга – ошибки в диагностике, из-за которых складывается неверное мнение, что человек полностью здоров. Из-за этой проблемы к диспансеризации и предъявляют особые требования, зачастую завышенные, но это для минимизирования рисков неправильного диагноза.
Диспансеризация 2022 будет проводиться для взрослых граждан определенного возраста. Нововведений не предвидится, все будет проходить, как и раньше. Общий скрининг проводят для заблаговременного выявления заболеваний и общей оценки состояния здоровья граждан.
Медосмотр надо пройти обязательно, чтобы убедиться, что здоровью ничего не угрожает и нет причин для беспокойства. А если проблемы обнаружат, то можно будет вовремя их решить. Лучше предотвратить серьезные последствия, пока не поздно!
Каких врачей проходят в 1 год?
Для детей составлен отдельный график прохождения планово-профилактических осмотров:
Возраст |
Периодичность |
0-12 мес. |
Раз в месяц |
1-2 года |
Раз в 3 месяца |
2-3 года |
Раз в 6 месяцев |
с 4 лет |
Раз в год |
Расширенное медицинское обследование и анализы проходят при поступлении в садик и в школу, а также в возрасте 14-17 лет.
По ОМС обследование можно пройти в поликлинике по месту прикрепления, то есть там, где пациент постоянно обслуживается. Обязательно он должен дать письменное согласие на профилактический осмотр и медицинское вмешательство (ст. 20 ФЗ №323), а также заполнить анкету на выявление хронических болезней.
Все, кто проходит Диспансеризацию, на руках должны иметь:
- паспорт гражданина РФ;
- полис медицинского страхования;
- СНИЛС.
Имейте в виду, что комплексный медосмотр в рамках диспансеризации будет бесплатным только в том случае, если на руках у вас будет полис ОМС!
Пройти диспансеризацию бесплатно в частных клиниках возможно только по ДМС. Полис добровольного медицинского страхования оформляется на год, однако, в отличие от ОМС, за него придется заплатить. Стоимость зависит от выбранного тарифа. Более подробно о расценках можно узнать у страховой компании.
Диспансеризацию можно пройти не только в будние дни – некоторые медучреждения устраивают акции выходного дня, в рамках которых проводят исследования по субботам или воскресеньям. В Челябинске многие отделения профилактики уже работают в две смены, чтобы граждане имели возможность прийти на осмотр после работы.
Список необходимых документов для российских специалистов существенно не дополнили, но скорректировали сроки их рассмотрения и способы подачи. В новой редакции Положения уточнили лишь то, что специалисты, которые изменили личные данные, обязаны предоставить копию подтверждающего документа.
Шпаргалка: сколько дней отведут на каждый этап аккредитации
Если ознакомившись с таблицей, в которой указано, какие года рождения ожидает диспансеризация в 2022 году, вы выяснили, что сможете пройти медицинское обследование, рекомендуем узнать более детально, что будет включать в себя плановый скрининг.
Процедуры и исследования | Возраст |
Анкетирование и опрос | все |
Измерения основных параметров и расчет индекса массы тела | все |
Контроль АД | все |
Уровень холестерина | все |
Уровень глюкозы в крови | все |
Флюорография | все каждые 2 года |
Расчет относительного риска развития сердечно-сосудистых заболеваний | 18-39 |
Гинекологический осмотр (для женщин) | все |
Консультация терапевта | все |
Все желающие имеют право проходить Д по месту временной или постоянной регистрации – в той поликлинике, за которой они закреплены. В регистратуре пациента направят в отделение профилактики, где врачи и медсестры расскажут о стратегии планового осмотра, проведут опрос, выпишут направления на лабораторные и инструментальные исследования. Чтобы сдать анализы в тот же день, рекомендуется приходить в поликлинику с утра натощак. Если вы запланировали поход к врачу во второй половине дня, постарайтесь не принимать пищу за 2 часа до этого.
Все, кто проходит Д, на руках должны иметь:
- паспорт гражданина РФ;
- полис медицинского страхования;
- СНИЛС.
Имейте в виду, что комплексный медосмотр в рамках диспансеризации будет бесплатным только в том случае, если на руках у вас будет полис ОМС!
Диспансеризация 2022: какие годы рождения попадают, что входит
Досье на проект
Пояснительная записка
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
2. Министерству здравоохранения Российской Федерации:
а) внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации:
до 1 июля 2022 г. — доклад о реализации в 2021 году Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов;
до 1 октября 2022 г. — проект программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов;
б) совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования давать разъяснения по следующим вопросам:
формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, включая подходы к определению дифференцированных нормативов объема медицинской помощи, в том числе по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ обязательного медицинского страхования;
финансового обеспечения оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
в) осуществлять мониторинг формирования, экономического обоснования и оценку реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, в том числе совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования — территориальных программ обязательного медицинского страхования;
г) привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
3. Установить, что в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией, со дня установления решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и до дня их отмены финансовое обеспечение расходов страховых медицинских организаций и медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, может осуществляться в порядке ежемесячного авансирования оплаты медицинской помощи в размере до одной двенадцатой объема годового финансового обеспечения предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, распределенного решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, без учета фактического выполнения объемов предоставления медицинской помощи.
4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить до 30 декабря 2021 г. территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
Председатель Правительства Российской Федерации | М.Мишустин |
В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее — Программа) устанавливает перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, базовую программу обязательного медицинского страхования, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Программа формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (далее соответственно — территориальная программа обязательного медицинского страхования, территориальная программа).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью. Органы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.
Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при решении вопроса об индексации заработной платы медицинских работников медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, обеспечивают в приоритетном порядке индексацию заработной платы медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь и скорую медицинскую помощь.
Индексация заработной платы осуществляется с учетом фактически сложившегося уровня отношения средней заработной платы медицинских работников к среднемесячной начисленной заработной плате работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по субъекту Российской Федерации.
При формировании территориальной программы учитываются порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, особенности половозрастного состава населения, уровень и структура заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, основанные на данных медицинской статистики, а также климатические, географические особенности региона и транспортная доступность медицинских организаций.
В условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, Правительство Российской Федерации вправе установить особенности реализации базовой программы обязательного медицинского страхования.
В рамках Программы (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) бесплатно предоставляются:
первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная медицинская помощь;
специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;
скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;
паллиативная медицинская помощь, в том числе паллиативная первичная медицинская помощь, включая доврачебную и врачебную медицинскую помощь, а также паллиативная специализированная медицинская помощь.
Понятие «медицинская организация» используется в Программе в значении, определенном в федеральных законах «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается бесплатно в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара в плановой и неотложной формах.
Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.
Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).
Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.
Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.
Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, содержащим в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, согласно приложению № 1 (далее — перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи).
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения бесплатно.
При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).
Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования.
Паллиативная медицинская помощь оказывается бесплатно в амбулаторных условиях, в том числе на дому, в условиях дневного стационара и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи.
Медицинские организации, оказывающие паллиативную медицинскую помощь, осуществляют взаимодействие с родственниками и иными членами семьи пациента или законным представителем пациента, лицами, осуществляющими уход за пациентом, добровольцами (волонтерами), а также организациями социального обслуживания, религиозными организациями и организациями, указанными в части 2 статьи 6 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в том числе в целях предоставления такому пациенту социальных услуг, мер социальной защиты (поддержки) в соответствии с законодательством Российской Федерации, мер психологической поддержки и духовной помощи.
Гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с разделом II Программы при следующих заболеваниях и состояниях:
инфекционные и паразитарные болезни;
новообразования;
болезни эндокринной системы;
расстройства питания и нарушения обмена веществ;
болезни нервной системы;
болезни крови, кроветворных органов;
отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм;
болезни глаза и его придаточного аппарата;
болезни уха и сосцевидного отростка;
болезни системы кровообращения;
болезни органов дыхания;
болезни органов пищеварения, в том числе болезни полости рта, слюнных желез и челюстей (за исключением зубного протезирования);
болезни мочеполовой системы;
болезни кожи и подкожной клетчатки;
болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани;
травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин;
врожденные аномалии (пороки развития);
деформации и хромосомные нарушения;
беременность, роды, послеродовой период и аборты;
отдельные состояния, возникающие у детей в перинатальный период;
психические расстройства и расстройства поведения;
симптомы, признаки и отклонения от нормы, не отнесенные к заболеваниям и состояниям.
Гражданин имеет право не реже одного раза в год на бесплатный профилактический медицинский осмотр, в том числе в рамках диспансеризации.
В соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные категории граждан имеют право:
на обеспечение лекарственными препаратами (в соответствии с разделом V Программы);
на профилактические медицинские осмотры и диспансеризацию — определенные группы взрослого населения (в возрасте 18 лет и старше), включающие работающих и неработающих граждан, обучающихся в образовательных организациях по очной форме;
на медицинские осмотры, в том числе профилактические медицинские осмотры, в связи с занятиями физической культурой и спортом — несовершеннолетние граждане;
на диспансеризацию — пребывающие в стационарных организациях дети-сироты и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе усыновленные (удочеренные), принятые под опеку (попечительство) в приемную или патронатную семью;
на диспансерное наблюдение — граждане, страдающие социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, а также лица, страдающие хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами и иными состояниями;
на пренатальную (дородовую) диагностику нарушений развития ребенка — беременные женщины;
на аудиологический скрининг — новорожденные дети и дети первого года жизни;
на неонатальный скрининг на 5 наследственных и врожденных заболеваний (расширенный неонатальный скрининг (с 2023 года) — новорожденные дети;
на дистанционное наблюдение с использованием персональных цифровых медицинских изделий — пациенты трудоспособного возраста с артериальной гипертензией высокого риска развития сердечно-сосудистых осложнений (с 2023 года).
Беременные женщины, обратившиеся в медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь по профилю «акушерство и гинекология» в амбулаторных условиях, имеют право на получение правовой, психологической и медико-социальной помощи, в том числе по профилактике прерывания беременности.
Дополнительно к объемам медицинской помощи, оказываемой гражданам в рамках Программы, осуществляется дополнительное финансовое обеспечение оказания медицинской помощи (при необходимости за пределами Российской Федерации) детям, страдающим тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, включая обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе не зарегистрированными в Российской Федерации, а также техническими средствами реабилитации, не включенными в федеральный перечень реабилитационных мероприятий и услуг, предоставляемых инвалиду.
Базовая программа обязательного медицинского страхования является составной частью Программы.
В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования:
гражданам (застрахованным лицам) оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения;
осуществляются профилактические мероприятия, включая диспансеризацию, диспансерное наблюдение (при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения) и профилактические медицинские осмотры граждан, в том числе их отдельных категорий, указанных в разделе III Программы, мероприятия по медицинской реабилитации, осуществляемой в медицинских организациях амбулаторно, стационарно и в условиях дневного стационара, аудиологическому скринингу, а также по применению вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения), включая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации, дистанционное наблюдение с использованием персональных цифровых медицинских изделий пациентов трудоспособного возраста с артериальной гипертензией высокого риска развития сердечно-сосудистых осложнений (с 2023 года).
Граждане, переболевшие новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), вправе пройти углубленную диспансеризацию, включающую исследования и иные медицинские вмешательства по перечню, который приведен в приложении № 4 (далее — углубленная диспансеризация).
Углубленная диспансеризация также может быть проведена по инициативе гражданина, в отношении которого отсутствуют сведения о перенесенном заболевании новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).
Порядок направления граждан на прохождение углубленной диспансеризации, включая категории граждан, проходящих углубленную диспансеризацию в первоочередном порядке, устанавливается Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Медицинские организации, в том числе подведомственные федеральным органам исполнительной власти и имеющие прикрепленный контингент, в соответствии с порядком направления граждан на прохождение углубленной диспансеризации, включая категории граждан, проходящих углубленную диспансеризацию в первоочередном порядке, формируют перечень граждан, подлежащих углубленной диспансеризации, и направляют его в территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования доводят указанные перечни до страховых медицинских организаций, в которых застрахованы граждане, подлежащие углубленной диспансеризации.
Информирование граждан о возможности пройти углубленную диспансеризацию осуществляется с привлечением страховых медицинских организаций с использованием единого портала, сети радиотелефонной связи (смс-сообщения) и иных доступных средств связи.
Запись граждан на углубленную диспансеризацию осуществляется в установленном порядке, в том числе с использованием единого портала.
Медицинские организации организуют прохождение углубленной диспансеризации гражданином из расчета выполнения всех исследований и иных медицинских вмешательств первого этапа углубленной диспансеризации в соответствии с пунктом 1 приложения № 4 к Программе в течение одного дня.
По результатам углубленной диспансеризации в случае выявления у гражданина хронических неинфекционных заболеваний, в том числе связанных с перенесенной новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), гражданин в установленном порядке ставится на диспансерное наблюдение, при наличии показаний ему оказывается соответствующее лечение и медицинская реабилитация в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации, а также предоставляются лекарственные препараты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет взаимодействие с территориальными фондами обязательного медицинского страхования, в том числе по вопросам осуществления мониторинга прохождения углубленной диспансеризации и ее результатов.
При необходимости для проведения медицинских исследований в рамках прохождения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации, в том числе углубленной, могут привлекаться медицинские работники медицинских организаций, оказывающих специализированную медицинскую помощь.
В случаях установления Правительством Российской Федерации особенностей реализации базовой программы обязательного медицинского страхования в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией, реализация базовой программы обязательного медицинского страхования в 2022 году будет осуществляться с учетом таких особенн��стей.
Порядок формирования и структура тарифа на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Медкомиссия-2022: что изменится для водителей
Источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации для их осуществления органам местного самоуправления), а также средства обязательного медицинского страхования.
За счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования:
застрахованным лицам, в том числе находящимся в стационарных организациях социального обслуживания, оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в раздел I перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения;
осуществляется финансовое обеспечение профилактических мероприятий, включая профилактические медицинские осмотры граждан и их отдельных категорий, указанных в разделе III Программы, в том числе в рамках диспансеризации, диспансеризацию, диспансерное наблюдение (при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения), а также мероприятий по медицинской реабилитации, осуществляемой в медицинских организациях амбулаторно, стационарно и в условиях дневного стационара, аудиологическому скринингу, применению вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения), включая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации, дистанционному наблюдению с использованием персональных цифровых медицинских изделий пациентов трудоспособного возраста с артериальной гипертензией высокого риска развития сердечно-сосудистых осложнений (с 2023 года).
За счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, в том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее — Фонд), осуществляется финансовое обеспечение:
оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями (протоколами лечения);
проведения углубленной диспансеризации;
проведения медицинской реабилитации.
Средние нормативы объема медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания в целом по Программе определяются в единицах объема в расчете на 1 жителя в год, по базовой программе обязательного медицинского страхования — в расчете на 1 застрахованное лицо. Средние нормативы объема медицинской помощи используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера средних подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных Программой.
В средние нормативы объема медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, оказываемой в амбулаторных и стационарных условиях, включаются объемы медицинской помощи, оказываемой не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию гражданам в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, входящих в базовую программу обязательного медицинского страхования.
Нормативы объема скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, не включенной в территориальную программу обязательного медицинского страхования, включая медицинскую эвакуацию, устанавливаются субъектами Российской Федерации.
Субъектами Российской Федерации на основе перераспределения объемов медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания устанавливаются дифференцированные нормативы объема медицинской помощи на 1 жителя и нормативы объема медицинской помощи на 1 застрахованное лицо с учетом этапов оказания медицинской помощи, уровня и структуры заболеваемости, особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, а также климатических и географических особенностей регионов, учитывая приоритетность финансового обеспечения первичной медико-санитарной помощи.
В части медицинской помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет соответствующих бюджетов, с учетом более низкого (по сравнению со среднероссийским) уровня заболеваемости и смертности населения от социально значимых заболеваний на основе реальной потребности населения, установленные в территориальных программах дифференцированные нормативы объема медицинской помощи могут быть обоснованно ниже средних нормативов, предусмотренных настоящим разделом Программы.
В целях обеспечения доступности медицинской помощи гражданам, проживающим в том числе в малонаселенных, отдаленных и (или) труднодоступных населенных пунктах, а также в сельской местности, в составе дифференцированных нормативов объема медицинской помощи территориальными программами могут устанавливаться объемы медицинской помощи с учетом использования санитарной авиации, телемедицинских технологий и передвижных форм оказания медицинской помощи.
При формировании территориальной программы обязательного медицинского страхования субъект Российской Федерации учитывает объем специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневных стационаров, оказываемой федеральными медицинскими организациями, в соответствии с установленными Программой нормативами.
Субъект Российской Федерации вправе корректировать указанный объем с учетом реальной потребности граждан в медицинской помощи, следовательно, территориальные нормативы объема специализированной медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях и в условиях дневных стационаров, могут быть обоснованно выше или ниже средних нормативов, установленных Программой.
Установленные в территориальной программе нормативы объема медицинской помощи используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных территориальной программой.
Субъекты Российской Федерации устанавливают нормативы объема и нормативы финансовых затрат на единицу объема проведения отдельных диагностических (лабораторных) исследований (компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, ультразвукового исследования сердечно-сосудистой системы, эндоскопических диагностических исследований, патологоанатомических исследований биопсийного (операционного) материала и молекулярно-генетических исследований с целью диагностики онкологических заболеваний и подбора противоопухолевой лекарственной терапии) и вправе корректировать их размеры с учетом применения в регионе различных видов и методов исследований систем, органов и тканей человека, обусловленного заболеваемостью населения.
Нормативы объема патологоанатомических исследований биопсийного (операционного) материала включают отдельные исследования, которые могут быть проведены в иных медицинских организациях и оплачены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подушевые нормативы финансирования устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации исходя из средних нормативов, предусмотренных разделом VI и настоящим разделом Программы.
Подушевые нормативы финансирования за счет средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования за счет субвенций из бюджета Фонда устанавливаются с учетом соответствующих коэффициентов дифференциации, рассчитанных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 462 «О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования».
- Когда будет нужна водительская медицинская справка в 2022 году
- Каких врачей нужно будет пройти, чтобы получить медсправку для водителей
- Зачем придется сдавать анализы крови и мочи
С 1 января 2022 года в России изменится порядок прохождения медицинской комиссии при сдаче на права или их обмене. Что нового ждет водителей и как будет выдаваться медсправка, читайте в материале.
Будущих врачей в России продолжат готовить преимущественно по целевому набору. Это обеспечит больницы и поликлиники новыми кадрами, а выпускникам даст гарантии трудоустройства. Квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2022 год утвердил Председатель Правительства Михаил Мишустин.
Каждый год Правительство на основе заявок от регионов определяет, сколько процентов от общего числа бюджетных мест по каждой специальности отводится для целевиков. Они в свою очередь поступают в учебное заведение по направлениям будущих работодателей и учатся бесплатно. После получения диплома выпускник должен отработать не менее трёх лет в организации, которая его направила.
В предстоящем учебном году большинство бюджетных мест по медицинским специальностям останутся целевыми. В частности, по специальностям «Лечебное дело» и «Педиатрия» их доля составит 75% (специалитет), а по самым дефицитным направлениям ординатуры – 100%.
В числе таких направлений – «Анестезиология», «Акушерство и гинекология», «Радиология», «Рентгенология», «Детская онкология», «Детская эндокринология», «Кардиология», «Неврология», «Оториноларингология», «Офтальмология», «Пульмонология», «Организация здравоохранения и общественное здоровье», «Бактериология», «Инфекционные болезни», «Скорая медицинская помощь».
Увеличить квоты на целевой набор по медицинским специальностям поручил Президент России Владимир Путин по итогам Послания Федеральному Собранию в 2020 году. Это особенно важно для решения кадровых проблем в отдалённых районах и сельской местности.
Среди других направлений одни из самых больших квот выделены для будущих специалистов в области радиоэлектронных систем и комплексов, эксплуатации железных дорог, систем обеспечения движения поездов. Доля целевых бюджетных мест по ним составит 70%. Также большие квоты – 60% – выделены для специальностей «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей», «Проектирование авиационных и ракетных двигателей», «Самолёто- и вертолётостроение», «Испытание летательных аппаратов».
Документ будет опубликован.
Работа Правительства:
- Высшее, послевузовское и непрерывное образование
Министерства и ведомства, органы при правительстве:
- Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (Минобрнауки России)
Ноябрь
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
Как будет проходить аккредитация врачей в 2022 году?
Диспансеризация (Д) представляет собой медицинский осмотр населения врачами нескольких специализаций. В ходе осмотра докторам удается оценить состояние здоровья пациентов, выявить риски по возникновению тех или иных патологий и устранить опасные факторы, способные их вызывать.
Далеко не все понимают, чем отличается диспансеризация от обычного приема у терапевта. К врачу в поликлинике пациенты приходят с конкретными жалобами на самочувствие. Задача терапевта – поставить диагноз по имеющимся симптомам и прописать эффективное лечение. При необходимости назначаются дополнительные исследования и консультации у смежных медспециалистов.
Согласно законодательству, Д подлежит только взрослое население – начиная с 18 лет. Несовершеннолетние пациенты прикреплены к детской поликлинике, где профилактические осмотры проводит врач-педиатр ежегодно в обязательном порядке. Как только пациент перешагивает порог 18-летия, его медицинское “дело” передают во взрослую поликлинику по месту жительства вместе с выпиской. В ней указывают даты, когда ребенок получал прививки, заболевания, которыми он болел в детском возрасте, и хронические нарушения, от которых на момент выписки избавиться не удалось.
Первый, начальный этап называют скринингом – через него проходят все лица без исключения, подлежащие Д. Он позволяет получить общие сведения о здоровье, и при необходимости назначить более углубленное обследование той или иной сферы.
Как проходит Д на этом этапе:
- Врач проводит устный опрос пациента и заполняет анкету. В ней указывают хронические патологии, выявленные ранее, перенесенные инфекции, наличие вредных привычек, факты употребления наркотических и психотропных препаратов. В этом плане медик полностью полагается на честность пациента и не перепроверяет предоставленные сведения.
- Измеряются антропометрические показатели – другими словами, рост, вес, окружность талии и грудной клетки. Это позволяет оценить комплекцию, выявить ожирение или недобор массы тела, проследить динамику изменений на основе прошлой диспансеризации.
- Измеряют кровяное давление для выявления риска развития гипертонической болезни и сердечных патологий.
Второму этапу обследования подлежат те граждане, у которых на первом этапе были выявлены определенные нарушения. Он включает дополнительные и углубленные исследования, позволяющие уточнить поставленный диагноз или опровергнуть его, выявить сопутствующие проблемы со здоровьем.
Сюда входят консультации узких специалистов. В зависимости от выявленных проблем больного могут направить к неврологу, фтизиатру, пульмонологу, кардиологу, хирургу, урологу, гастроэнтерологу, ЛОРу и др. Они проводят свою профильную аппаратную диагностику, назначают развернутые лабораторные анализы, чтобы получить больше информации о состоянии внутренних органов и систем.
На основе полученных сведений больному ставят окончательный диагноз, назначают лечение, консультируют по поводу дальнейшей терапевтической тактики. При необходимости пациента ставят на учет к профильному специалисту, который ведет дальнейшее наблюдение.
Как водителям проходить медкомиссию с 1 января 2022 года
В законе № 323-ФЗ « Об основах охраны здоровья граждан РФ» сказано, что обязательному медицинскому скринингу подлежат все граждане страны, достигшие 18 лет, независимо от формы занятости и места работы.
Диспансеризация введена в России с 2013 года в рамках программы обязательного медицинского страхования. Пациенты в возрасте от 18 лет и старше ежегодно проходят диспансеризацию или профилактический медицинский осмотр.
Диспансеризация проводится при наличии информированного добровольного согласия гражданина. Гражданин вправе отказаться от проведения диспансеризации в целом либо от отдельных видов медицинских вмешательств, входящих в объём диспансеризации, при этом он должен дать письменный отказ по форме и в порядке, которые утверждены Федеральным законодательством.
С 1 октября 2018 года в России стартовал национальный проект “Здравоохранение”, частью которого стала диспансеризация населения. Она проводилась и раньше, но в новый проект был внесен ряд изменений, которые призваны улучшить качество медобслуживания и уменьшить смертность россиян на 23%. Что такое диспансеризация, чем она отличается от обычного похода к терапевту, и как зависит от возраста, читайте далее.
Диспансеризация (Д) представляет собой медицинский осмотр населения врачами нескольких специализаций. В ходе осмотра докторам удается оценить состояние здоровья пациентов, выявить риски по возникновению тех или иных патологий и устранить опасные факторы, способные их вызывать.
Далеко не все понимают, чем отличается диспансеризация от обычного приема у терапевта. К врачу в поликлинике пациенты приходят с конкретными жалобами на самочувствие. Задача терапевта – поставить диагноз по имеющимся симптомам и прописать эффективное лечение. При необходимости назначаются дополнительные исследования и консультации у смежных медспециалистов.
Бесплатная диспансеризация: как изменятся медосмотры в нашей стране
Первый, начальный этап называют скринингом – через него проходят все лица без исключения, подлежащие Д. Он позволяет получить общие сведения о здоровье, и при необходимости назначить более углубленное обследование той или иной сферы.
Как проходит Д на этом этапе:
- Врач проводит устный опрос пациента и заполняет анкету. В ней указывают хронические патологии, выявленные ранее, перенесенные инфекции, наличие вредных привычек, факты употребления наркотических и психотропных препаратов. В этом плане медик полностью полагается на честность пациента и не перепроверяет предоставленные сведения.
- Измеряются антропометрические показатели – другими словами, рост, вес, окружность талии и грудной клетки. Это позволяет оценить комплекцию, выявить ожирение или недобор массы тела, проследить динамику изменений на основе прошлой диспансеризации.
- Измеряют кровяное давление для выявления риска развития гипертонической болезни и сердечных патологий.
Второму этапу обследования подлежат те граждане, у которых на первом этапе были выявлены определенные нарушения. Он включает дополнительные и углубленные исследования, позволяющие уточнить поставленный диагноз или опровергнуть его, выявить сопутствующие проблемы со здоровьем.
Сюда входят консультации узких специалистов. В зависимости от выявленных проблем больного могут направить к неврологу, фтизиатру, пульмонологу, кардиологу, хирургу, урологу, гастроэнтерологу, ЛОРу и др. Они проводят свою профильную аппаратную диагностику, назначают развернутые лабораторные анализы, чтобы получить больше информации о состоянии внутренних органов и систем.
На основе полученных сведений больному ставят окончательный диагноз, назначают лечение, консультируют по поводу дальнейшей терапевтической тактики. При необходимости пациента ставят на учет к профильному специалисту, который ведет дальнейшее наблюдение.
Практически во всех сферах трудовой деятельности существует понятие непрерывного образования. Так, педагоги, медики и представители других социально значимых профессий должны периодически проходить дополнительное обучение, чтобы всегда оставаться в курсе последних достижений науки. Для медицинских работников долгое время существовала система сертификации – каждые 5 лет после окончания профильного учебного заведения врачи и средний медперсонал должны были проходить обучение, по результатам которого получали сертификат специалиста.
Но с 2016 года эту систему начали постепенно менять – вместо сертификации начали вводить систему аккредитации. Это было нужно, чтобы перейти на новый формат проверки знаний и компетенций, основанному на принципе непрерывности образования специалиста. Переходный период должен был закончиться в 2021 году – и частично он закончился. Так, с 2021 года медику в принципе невозможно получить сертификат специалиста (но здесь есть некоторые особенности, о которых речь пойдет дальше).
Аккредитация – это процедура соответствия лица с медицинским или фармацевтическим образованием требованиям к осуществлению своей профильной деятельности. С 2016 года аккредитация постепенно становилась обязательной – сначала это была ежегодная первичная аккредитация выпускников, потом – первичная специализированная аккредитация (после ординатуры или профессиональной переподготовки).
Если в прежней системе основной упор был на то, что медработник должен пройти повышение квалификации в лицензированном и аккредитованном учебном заведении хотя бы раз в 5 лет, то сейчас все строится вокруг системы непрерывного медицинского образования (НМО). Однако на данный момент все еще не утвержден приказ Министерства здравоохранения, которым вводятся конкретные требования и процедуры.
Так, в Минздраве рекомендуют ориентироваться на 250 зачетных единиц (ЗЕТ) – по сути, это часы подготовки в течение 5-летнего цикла. Однако в 2021 году, судя по всему, требования по ЗЕТ применяться не будут, а потому медикам рекомендуется пройти:
- программу повышения квалификации с суммарным временем обучения не менее 144 часов за отчетный период (если программы не аккредитованы на портале НМО);
- программу повышения квалификации с временем не менее 74 часов по программам, аккредитованным на портале НМО (и не менее 70 часов – в отчетный период).
Портал НМО находится на сайте Министерства здравоохранения, и на нем можно найти все аккредитованные программы – там указаны основные параметры программы, включая ее стоимость. Через портал можно также сформировать заявку на обучение.
На данный момент аккредитация медработников регламентируется 8 разными приказами Минздрава, причем в них до сих пор нет главного – критериев оценки портфолио медиков. Исправить проблему должен новый приказ министра здравоохранения, вводящий новое Положение об аккредитации специалистов – оно не только заменит собой (и признает утратившими силу) 8 старых приказов, но и внесет ясность в основную процедуру аккредитации.
Сейчас документ размещен на портале нормативно-правовых актов, но до сих пор находится в стадии сбора отзывов. Тем не менее, проанализировать и понять, как будет работать процедура аккредитации после его принятия, можно уже сейчас. В СМИ уже изучили документ и выделили 8 главных изменений в процедуре:
- центральные и региональные аккредитационные комиссии будут создаваться сроком на 1 год, и будут состоять из специалистов с высокой квалификацией. При этом заниматься аккредитацией будут именно региональные комиссии – а центральная будет разбирать жалобы на региональные;
- будет создан федеральный аккредитационный центр, причем за счет бюджетных средств. Именно ФАЦ будет заниматься техническим сопровождением, а региональным комиссиям будут помогать научные и медицинские организации;
- ФАЦ определять количество тестовых и ситуационных заданий и время для их выполнения (установленный минимум для практических заданий утверждается положением);
- при процедуре аттестации будет вестись видеосъемка – она поможет в дальнейшем при возникновении разногласий (и запись будут оценивать члены центральной комиссии);
- при необходимости процедуру переведут в онлайн-формат (хотя изначально оценка документов по аккредитации будет проходить очно);
- появятся четкие требования к портфолио – в проекте Положения уже есть образец, к нему нужно будет приложить подтверждающие документы;
- меняются правила оценки портфолио медиков – часы обучения по программам в системе НМО переведут в баллы (те самые ЗЕТ, которых нужно минимум 250). Например, за курс от 6 до 14 часов дадут 2 балла, а за программу на более чем 71 час дадут до 20 баллов. Также будут предоставляться дополнительные баллы и за другие достижения, и за прошлые годы работы медика;
- вместо бумажных свидетельств об аккредитации будут полным ходом вводить электронные документы (но по желанию можно будет оставить себе бумажный вариант).
Отметим, что на данный момент проект приказа уже достаточно долго находится в подвешенном состоянии, как и сама процедура аккредитации. Что изменится в ней дальше и когда это произойдет – неизвестно.
Водителей ставят в бессправочное положение
Работодателя, допустившего к работе сотрудника, который не прошел обязательный медицинский осмотр, могут привлечь к административной ответственности по ст. 5.27.1 КоАП РФ:
- ИП с работниками оштрафуют на сумму от 15 000 до 25 000 руб.;
- работодателя-юрлицо — от 110 000 до 130 000 руб.;
- должностных лиц работодателя, ответственных за допуск к работе, — от 15 000 до 25 000 руб.
Например, организация не проконтролировала наличие медосмотра при приеме на работу нового менеджера и допустила его к работе с компьютером. Когда в организацию пришла плановая проверка, выяснилось, что медосмотр сотрудник не проходил вовсе. Контролеры выписали штраф на организацию в размере 110 тыс. руб. и 15 тыс. руб. — на директора.
За повторное аналогичное правонарушение административное наказание ужесточается (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ):
- ИП заплатит от 30 000 до 40 000 руб., также ему грозит приостановка деятельности на срок до 90 суток;
- штраф для работодателя-юрлица составит до 200 000 руб., и его работа также может быть приостановлена на срок до 90 суток;
- должностным лицам работодателя придется раскошелиться на 30 000–40 000 руб. или получить дисквалификацию на период от 1 года до 3 лет.
Важно! Работодатель может обратиться в суд для отмены штрафа. В этом случае обязанность доказывать в суде наличие реального вреда здоровью работника ложится на тех, кто проверял работодателя и налагал штрафы (то есть на Трудинспекцию).