Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Принцип независимости судей при осуществлении правосудия». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Судьи должны с одинаковым вниманием относиться ко всем участникам судебного разбирательства при осуществлении ими права представлять доказательства, заявлять ходатайства и участвовать в исследовании собранных по делу доказательств.
Деятельность арбитражных судов урегулирована АПК и КоАП, а деятельность судов общей юрисдикции — УПК, ГПК и КоАП.
С единственным отличием, что представление Президенту РФ исходит от Председателя не Верховного Суда РФ, а Высшего Арбитражного Суда РФ.
Принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом
Проблемы обеспечения независимости правосудия получили свое развитие не только на монографическом, но и диссертационном уровне.
Все вышеизложенное обусловливает несомненную актуальность выбранной темы диссертационного исследования.
Установленный Конституцией РФ принцип независимости судей и подчинение их только закону обязывает суды пресекать любые попытки вмешательства в разрешение конкретных дел. Судам надлежит ставить перед соответствующими органами вопрос о привлечении к ответственности таких должностных лиц.
В силу стоящих перед ним задач суд относится к числу государственных учреждений, решения которых оказывают влияние на деятельность органов других ветвей власти, затрагивают интересы различных должностных лиц и просто граждан. Поэтому арсенал способов и методов незаконного воздействия на суд за многие столетия накоплен внушительный.
Заместители председателя и другие судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность аналогичным образом Советом Федерации Федерального Собрания РФ.
Необходимо строго соблюдать требования установленного Конституцией РФ и законами РФ демократического принципа судопроизводства — независимости судей и подчинения их только закону. Несоблюдение этого принципа является нарушением процессуального закона, влекущим отмену судебного решения.
Согласно п. 2 ст. 3 данного Закона судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.
Правосудие включает в себя не только рассмотрение споров и деликтов по конкретным частным или публичным материально-правовым отношениям в судебном заседании, но и их разрешение путем применения к этим отношениям норм Конституции и материального или процессуального закона, а также ратифицированных Казахстаном соответствующих международных договоров.
По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: О дальнейшем укреплении законности при осуществлении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 5 декабря 1986 года N 15 // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. 1997. С. 282.
Судьи рассматривают и разрешают гражданские дела в условиях, исключающих постороннее на них воздействие. Любое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации осуществляет меры по созданию условий, необходимых для деятельности арбитражных судов. Независимость судьи обеспечивается системой органов судейского сообщества, которые специально созданы для выражения интересов судей.
Принцип независимости судей предусмотрен ст. 120 Конституции РФ, в соответствии с которой судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.
Основные положения данного принципа закреплены в ч.2 ст.15 Конституции РФ, где сказано: “Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы”.
Независимость судей. Комментарий к Ст. 8 ГПК РФ. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации в действующей редакции.
Принцип сочетания единоличного и коллегиального рассмотрения гражданских дел Гражданские дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями этих судов единолично или в предусмотренных федеральным законом случаях коллегиально в составе трех и более профессиональных судей.
Независимость судей. Комментарий к Ст. 8 ГПК РФ. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации в действующей редакции.
Формирование гражданского общества и построение правового демократического государства настоятельно требуют совершенствования и укрепления сильной, независимой и доступной для населения судебной власти. Поэтому вопросам развития судебной власти уделяется большое внимание.
Многоаспектность поставленной научной задачи потребовала привлечения широкого круга источников, связанных с различными подходами к анализу независимости судей как конституционного принципа правосудия. Представления о функциях суда в условиях разделения властей были развиты еще в трудах теоретиков «естественного права» Г. Гроция, Б.Спинозы, Д.Локка, Ш.Монтескье, Т. Джефферсона и других мыслителей.
Среди российских ученых, внесших заметный вклад в изучение данной группы вопросов, следует особо отметить С.А. Авакьяна, К.В. Арановского, П.А. Астафичева, М.В. Баглая, Н.А. Богданову, Н.С. Бондаря, В.А.Виноградова, Н.В. Витрука, В.Т. Кабышева, И.М.Комарова, Г.Н. Комкову, В.В. Лазарева, А.А. Ливеровского, Е.А. Лукашеву, В.О. Лучина, А.Ф.Малого, М.В. Мархгейм, М.С. Матейковича, Л.А. Нудненко, Ж.И.
Судья не при исполнении процессуальных полномочий по рассмотрению и разрешению конкретного спорного частного или публичного материально-правового отношения вступает в многочисленные отношения с иными лицами, которые могут как иметь, так и не иметь интерес к процессуальной деятельности судьи. И такие отношения квалифицируются как не процессуальные отношения.
Независимость судей как конституционный принцип правосудия : диссертация … кандидата юридических наук : 12.00.02 / Шеломанова Лариса Викторовна; [Место защиты: Белгород. гос. нац. исслед. ун-т].- Орел, 2013.- 157 с.: ил.
В соответствии со ст. 120 Конституции РФ и ст. 5 Закона о судебной системе правосудие в Российской Федерации осуществляется независимыми судьями, к которым относятся не только профессиональные судьи, но и присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в рассмотрении дел в судах первой инстанции.
перечень инициаторов рассмотрения дел,
В соответствии с этим принципом государство должно обеспечить условия, при которых судьи имели бы реальную возможность принимать ответственные решения только на основе предписаний закона, без постороннего вмешательства и без какого бы то ни было давления или иного воздействия.
Российской Федерации». Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», не допускается (ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»).
В него, прежде всего, входят система процессуальных средств по поддержанию процессуальной дисциплины в судопроизводстве и санкции за неправильное применение юридических норм. Принцип законности регламентирует также процессуальное положение судей и иных участников судопроизводства, порядок рассмотрения и разрешения дела, защиты прав и законных интересов граждан и организаций.
Полномочия судьи могут быть прекращены по иным основаниям, описанным в Законе «О статусе судей», однако судья, полномочия которого прекращены, может обжаловать решение квалификационной коллегии в Верховный Суд РФ. Согласно ОЗ, полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.
Принцип сочетания устности и письменности
Строго определенный процессуальный порядок рассмотрения и разрешения гражданских дел характерен лишь для судопроизводства. Рассмотрение гражданских дел другими органами или организациями не облечено в строгую процессуальную форму.
Значение данного принципа правосудия состоит в создании для судей таких условий осуществления их деятельности, при которых они могли бы рассматривать дела и принимать по ним решения на основе Конституции и других федеральных законов, руководствуясь исключительно своим внутренним убеждением.
Порядок назначения (избрания) на должность мировых судей устанавливается законом субъекта Российской Федерации и поэтому в разных субъектах Российской Федерации может быть неодинаков.
Судебные документы в соответствии с установленным законом порядком вручаются лицам, участвующим в деле, в переводе на их родной язык или на другой язык, которым они владеют.
Для правосудия данный принцип имеет особое значение в силу того, что этот вид государственной деятельности, как отмечено выше при определении его понятия, тесно связан с неуклонным соблюдением требований закона и установленного им порядка разбирательства гражданских и уголовных дел. Там, где нет соблюдения закона, нельзя говорить о правосудии. Это скорее будет произвол.
Корректируя в связи с принятием Конституции РФ Закон о статусе судей, законодатель подчеркнул в ст. 1 п. 4 этого закона: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны».
Личность судьи неприкосновенна. Принцип неприкосновенности распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы. Судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности.
Такое положение должно обеспечивать независимость судебной власти и ее носителей в сущностном значении этого понятия, т.е. беспристрастность и подчинение во время отправления правосудия только Закону.
Обвиняемый считается невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление».
Во-вторых, в его основе лежат признанные Российской Федерацией источники международного права, в том числе Европейская хартия о статусе судей 1998 г. и др.
Определения суда о закрытом судебном заседании могут быть вынесены:
Среди конституционных принципов организации и деятельности судебной власти необходимо выделить важнейший, реализация которого в значительной степени способна обеспечить эффективность правосудия — исключение постороннего воздействия на судей при осуществлении ими правосудия.
Согласно ст.123 Конституции РФ разбирательство дел во всех судах и при любом порядке осуществления правосудия открытое.