Природоресурсное право как отрасль экологического права

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Природоресурсное право как отрасль экологического права». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Комментарий к Федеральному закону «Об экологической экспертизе» / под ред. Μ. М. Бринчука.

Последние являются предметом экологического права. В отличие от них отношения по безопасности и рационализации ресурсопользования в ходе поиска, оценки, разведки и добычи природных ресурсов должны составлять предмет природоресурсного права.

Большинство нормативных актов, регулирующих отношения ресурсопользования, содержат не только нормы природоресурсного права, но и нормы, посвященные охране соответствующего природного ресурса и окружающей природной среды в целом.

Понятие, задачи, система и методы экологического права

Специальное природопользование реализуется гражданами и хозяйствующими субъектами на основе разрешений компетентных органов государства.

Регулирование природопользования и охраны природных ресурсов охватывается природоохранным и природоресурсным правом и законодательством – земельным, лесным, водным. Законодательством о недрах, о животном мире, об атмосферном воздухе.

В отличие от законодательства об окружающей среде в собственном смысле, природоресурсное законодательство более развито, поскольку, как подчеркивалось ранее, экологическое законодательство в советской России развивалось преимущественно применительно к использованию и охране отдельных природных ресурсов.

Специальная часть экологического права включает в себя международно-правовой механизм сотрудничества государств в области охраны окружающей среды. Колотинская Е.Н. Правовые основы природно-ресурсовых кадастров в СССР. М.: Издательство Московского университета. 1986. 136 с.

Природоресурсное и экологическое право в системе российского права.

Право природопользования — это нормы, регулирующие использования природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов.

Соотношение природоресурсного и земельного права обусловлено неразрывной связью поверхностного слоя земли со многими другими природными ресурсами. Земля, в соответствии со ст.9 Конституции РФ, является одним из природных ресурсов.

Вопрос о соотношении природоресурсного и экологического права решается российскими юристами двумя способами: природоресурсное право или включает в себя экологическое, или само поглощается экологическим правом, правом окружающей среды.

Теоретиками права активно дискутируется вопрос о том, должны ли природоресурсное и природоохранительное законодательства быть относительно обособленными друг от друга отраслями права или имеет смысл объединить их в рамках экологического права. Это понятие, хотя и является объектом дискуссий, тем не менее уже получило достаточное признание в научной среде и даже зафиксировано в законодательстве.

Соотношение Природоресурсного И Экологического Права

В отечественной правовой науке предпринимались попытки включения норм, регулирующих отношения по использованию природных ресурсов, в «земельноколхозное право» (30-е гг. XX в.), «земельное право в широком смысле» (40- 50-е гг.), «природоохранительное право», «природоресурсовое право» (60-70-е гг.), «экологическое право» (90-е гг.).

Нормы гражданского права регулируют две группы отношений по использованию природных ресурсов: 1) отношения по гражданскому обороту природных ресурсов, извлеченных из окружающей природной среды и 2) ряд отношений, возникающих в ходе ресурсопользования. Федеральные законы, регулирующие отношения в сфере ресурсопользования, являются специальными по отношению к ГК РФ. Статья 42 Конституции РФ закрепила право каждого человека и гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Под правом человека на благоприятную…

Природоресурсное право, имея свой предмет правового регулирования, специфичный правовой режим ресурсопользования, кодифицированную нормативную основу, формируется как самостоятельная отрасль права.

Проблемы интеграции и дифференциации в развитии экологического права

Законодательство Российской Федерации об использовании и охране биологического разнообразия. Аналитический обзор. Федеральное законодательство. / Под ред. А.С. Шестакова. – М.: ГЕОС. 2001. – 408 с.

Таким образом, под экологией в настоящее время понимается система научных знаний о взаимоотношениях общества и природы, живых организмов и среды их обитания, об охране окружающей природной среды.

Статья 42 Конституции РФ закрепила право каждого человека и гражданина па благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Под правом человека на благоприятную…

Ныне экологизация коснулась практически всех отраслей знаний, в том числе и правовой науки, что имеет вполне определенные объективные основания, состоящие главным образом в кризисном обострении отношений общества и природы, возникновении глобальных проблем охраны окружающей природной среды, разрешить которые можно лишь совместными усилиями всего человечества.

Статья 42 Конституции РФ закрепила право каждого человека и гражданина па благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Под правом человека на благоприятную…

Неполное, выборочное извлечение ресурса приводит впоследствии к значительным финансовым и трудовым затратам для добычи оставшейся части ресурса, а иногда и к невозможности его извлечения, как, например, при добыче нефти. Неизбежность причинения вреда окружающей среде требует включение в понятие рационального использования минимизации вреда самому природному ресурсу.

Ведущим методом в экологическом праве является метод экологизации, который направлен на гармонизацию отношений общества и природы.
Ранее экологической законодательства дифференцировалось на два вида: природаохранительное и природоресурсное, в связи с введение в действиее Классификатора правовых актов Указ Президента РФ от 15 марта 2000 г.

Если не забывать о том, что использование природных ресурсов преследует прежде всего цель извлечения (использования) их полезных свойств, в том числе и без добычи самого ресурса, то следует признать, что такое использование практически невозможно без нанесения вреда окружающей среде. Можно говорить только о размере вреда (ущерба), наносимого окружающей среде, и его последствиях.

Система экологического права — это совокупность институтовэкологического права, расположенных в определенной последовательности.

В обоснование таких подходов приводится тезис о единстве предмета правового регулирования, который должны составлять общественные отношения, возникающие в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

Водное, горное, лесное законодательство, законодательство РФ о животном мире и природных лечебных ресурсах ставит своими задачами регулирование отношений по рациональному использованию и охране соответствующих природных ресурсов11.
В основе охраны природы лежит деятельность, направленная на сохранение природных объектов и окружающей среды в целом, в то время как использование природных ресурсов направлено на поиск, разведку и извлечение, в той или иной форме, их полезных свойств.

Все виды ресурсопользования, за исключением общего ресурсопользования, являются платными. Плата устанавливается за пользование ресурсами недр, вод, лесов, животного мира, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ, природных лечебных ресурсов и вносится ресурсопользователями в бюджеты различных уровней.

С учетом объекта правового регулирования существует два основных подхода к развитию права окружающей среды — интегрированный и дифференцированный.

Интегрированный подход к развитию экологического права на современном этапе развивается в основном применительно к регулированию общественных отношений по охране окружающей среды от химического, физического и биологического загрязнения, а также по признанию и защите экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

Массив кодификационного природоресурсного законодательства сложился в основном в период с 1970 по 1982 гг. Он включал такие акты, как Земельный кодекс РСФСР (1970 г.), Водный кодекс РСФСР (1972 г.), Кодекс РСФСР о недрах (1976 г.), Лесной кодекс РСФСР (1978 г.), Закон РСФСР об охране атмосферного воздуха (1982 г.), Закон РСФСР об охране и использовании животного мира (1982 г.).

Законодательство, лежащее в основе перечисленных отраслей природоресурсного права, должно учитывать наличие таких взаимосвязей, закрепляя схожие правовые принципы, определяя приоритеты, а также обеспечивая экосистемный подход к регулированию отношений в сфере использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов.

Можно возразить, что и экологические общественные объединения не часто пользуются этими правами, но, в любом случае, расширение субъектов экологических прав будет способствовать увеличению возможностей и повышению активности общественности.

Методология экологического права: к вопросу о разработке современных теоретикоправовых подходов / Т.И. Макарова, В.Е.

Проблема охраны природы от загрязнения оценивалась в этот период в основном как санитарная, а не экологическая.

Пользующийся природными благами одновременно должен сберегать эти блага для дальнейшего их использования, обязан охранять их от истощения, загрязнения, уничтожения и других негативных последствий своего хозяйствования на земле. Необходимость систематизации законодательства об охране окружающей среды и рациональном природопользовании осознает даже законодатель. Но уже в 1915 — 1916 гг. под руководством академика И.П. Бородина, пионера серьезной научной природоохранной деятельности в России, был разработан первый (неосуществленный) проект российского Закона об охране природы.

Он содержал статьи по охране земель, недр, вод, лесов и иной растительности, животного мира. Но заметной роли в регулировании природопользования и охраны природы этот Закон не сыграл. Он не предлагал эффективных природоохранных мер и механизма обеспечения их выполнения.

Участие общественности в экологическом просвещении, в повышении экологической культуры граждан всех возрастов трудно переоценить (см. гл. 9 книги).

Для классификации выделяются разные виды права природопользования: право общего природопользования, и право специального природопользования.

Меня волнует, что за последние время состояние природной окружающей среды в России можно охарактеризовать как крайне неблагополучное. Ухудшение экологической обстановки в России приводит к увеличению смертности и сокращению продолжительности жизни.

Гарантия возврата денег

В контексте концепции устойчивого развития важное значе­ние имеет регулирование нормирования допустимого изъятия компонентов природной среды (ст. 26 Закона). Особенно важно то, что Закон предусмотрел требование о нормировании допусти­мого изъятия ресурсов недр.

Так, А.С. Пиголкин подверг анализу деление экологического права и законодательства на природоохранное и природоресурсное. По его мнению, по крайней мере в теории права медленно привыкают к такому делению и классификации, которые заслуживают, возможно, признания, но нуждаются в апробации временем, наукой, практикой и в дальнейшей, более углублённой мотивации и обосновании. Вопрос о соотношении природоресурсного и экологического права решался российскими юристами двумя способами: природоресурсное право или включало в себя экологическое, или само поглощалось экологическим правом, правом окружающей среды.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.