Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственно правовые признаки рф как суверенного государства». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В Российской Федерации предусмотрено право субъектов РФ принимать и изменять собственные учредительные акты (конституции и уставы) и законодательство (ст. 5, 66, др. Конституции РФ).
Следует отметить, что подавляющее большинство существующих в мире федеративных государств не является средством решения национального вопроса.
В настоящее время Российская Федерация представляет собой сложную систему государственного устройства, сочетающую федерализм, унитаризм и автономию. В ее составе находятся. 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов — всего 89 субъектов федерации.
Понятие и признаки суверенитета государства
В состав РФ входят субъекты, а не административно-территориальные единицы, что закрепляется конституционно (ст. 65).
В России функционируют федеральная Конституция и региональные конституции (уставы), федеральная и региональная системы законодательства.
Налоги характеризуют прежде всего экономическую деятельность государства, обеспечивают его функционирование и являются материальной основой его жизнедеятельности, финансирования экономической, социальной, оборонной и другой политики. Сбор налогов – это исключительное право государства.
Государство распространяет свою власть на всю территорию страны, обозначенную государственной границей. Оно имеет устойчивую юридическую связь с населением (в виде подданства или гражданства), распространяет на него свою власть и обеспечивает защиту граждан как внутри страны, так и за ее пределами.
Россия обладает своей территорией, на которую распространяется ее суверенитет и в пределах которой Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство. Территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство. Территория РФ является одновременно территорией ее субъектов.
Национально-территориальный принцип образования форм государственности в сочетании с территориальным принципом образования субъектов федерации.
Для России в статусе федеративного государства характерны определенные элементы государственности, которые обуславливают ее конституционно-правовой статус. Особенно следует выделить следующие:
- государственный суверенитет;
- единая территория, которая разграничивается на территории субъектов страны;
- единое гражданство;
- единая правовая система, которая включает федеральное законодательство и законодательство субъектов страны;
- двухуровневая система органов госвласти;
- единые Вооруженные Силы;
- единый госбюджет (состоящий из федерального бюджета и бюджетов субъектов страны);
- единое экономическое пространство;
- единая государственная собственность (включает в себя собственность субъектов страны и федеральную собственность);
- символы государства;
- конституционное разграничение предметов ведения между РФ и ее субъектами.
РФ является суверенным государством, самостоятельно и независимо осуществляющим свои внутренние и внешние функции.
Признаки России как суверенного государства
Как установлено в ст. 76 Конституции РФ, «по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Источником власти государства является многонациональный народ. Эта власть распространяется по всей территории государства, исключая при этом иную власть, подчинение власти других государств в области международного общения.
В настоящее время наиболее широко используется наименование «Российская Федерация», содержащее не только историческое имя страны, но и современную форму государственного устройства. Видимо, указание на федеративное устройство уже в наименовании государства имеет целью обеспечение приоритета задач федеративного строительства.
Наше государство состоит из субъектов, чьи территории сводятся в единую государственную территорию (согласно части 1 статьи 67 Конституции).
Разграничение предметов ведения государства и его субъектов
Российская Федерация – это федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа. Ее правовой статус определяется Конституцией РФ, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта 1992 г.
Порядок и условия владения, пользования и распоряжения указанными объектами регулируются законодательством РФ и республик, входящих в её состав. Основные идеи Декларации и закона «Об обеспечении экономической основы суверенитета РФ» получило отражение в Конституции РФ.
Российская Федерация как суверенное государство обладает исключительным правом на установление, изменение собственного наименования, его защиту, определение порядка использования. Причем право на установление и изменение своего наименования государство осуществляет в рамках конституционного процесса.
Вывод: Россия обладает государственным суверенитетом, т.е. независимостью решений внутренней и внешней политики. Суверенитет реализуется высшими государственными органами в законодательной, распорядительной и исполнительной деятельности.
Желательно, чтобы в рамках одного и того же документа использовался один вариант наименования из трех конституционно допустимых.
Наличие общефедеральных органов государственной власти сочетается с существованием этих органов в субъектах Федерации.
Государство имеет свою казну, которая постоянно пополняется в основном за счет налогов (учрежденных государством сборов с населения и организаций, взыскиваемых принудительно в установленных размерах и в определенные сроки).
В содержание основ конституционного строя входит норма, устанавливающая, что «государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации» (ст. 11 Конституции РФ).
В конституционном праве России есть понятия «территория РФ» и «территория субъекта Федерации». Отношение между ними самое простое: первая включает в себя территории своих субъектов. Однако Федерация не вправе по собственному усмотрению менять границы своих субъектов. Границы между ними могут быть изменены только с их взаимного согласия.
Суверенный характер Российской Федерации обусловливает верховенство и действие на всей территории Федерации не только Конституции, но и всех иных нормативных федеральных актов по вопросам исключительной компетенции Российской Федерации и полномочиям совместного ведения Федерации и субъектов.
Согласно ст. 79 Конституции РФ, «Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации». Субъекты входящие в федерацию, могут быть как суверенными государствами, так и государственными образованиями, не обладающими суверенитетом. Как правило, все субъекты федерации равноправны во взаимоотношениях с федерацией. В парламентах федеративных государств имеется палата, представляющая интересы субъектов федерации.
Статья 4 Конституции Российской Федерации содержит упоминание о том, что суверенитет государства распространяется по всей его территории, но при этом субъекты РФ суверенитета не имеют. Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что только многонациональный народ РФ является единственным источником власти и носителем суверенитета в государстве.
Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, её единстве и независимости.
Тема 2.Государство, его функции
Выберите верные суждения о правовом государстве и запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.
Важным этапом на пути стабилизации ситуации в России стало принятие новой Конституции 12 декабря 1993 г.
Россия — суверенное федеративное государство, чей суверенитет распространяется на всю ее территорию (ст. 1, 4 Конституции РФ).
РФ. самостоятельно решает вопросы о правоохранительной системе (прокуратура, суд, милиция), о вооруженных силах, о развитии образования, науки культуры, об отношениях между различными народами, населяющими нашу страну.
Все, что касается технической и процедурной стороны права, а также работы полицейских сил, находится на приличном уровне и повышает место России в рейтинге. Все, что относится к функциям права как ограничителя произвола властей, к независимости судей, тянет Россию в самый конец рейтинга», — объяснял эксперт.
Суверенитет государства исходит из суверенитета народа. Народ является создателем и носителем суверенитета государства, волеизъявление народа порождает государственную власть. Правовое государство, как и любое другое государство, выполняет политическую, экономическую, социальную и культурную функцию. Кроме того, оно защищает права граждан.
Установите соответствие между признаками и типами государства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Общество в правовом государстве. Правовое государство и гражданское общество. Функции правового государства. Россия — правовое государство?
Россия имеет свою единую денежную систему, действующую на территории всего государства. Введение и эмиссия других денег в России не допускается.
Как и всякое суверенное государство, Российская Федерация имеет свои государственные символы — флаг, герб, гимн и столицу.
Согласно ст. 10 Федерального закона «Об обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации — государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Они предназначены для отражения агрессии и нанесения противнику поражения, а также для выполнения задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации. Истории известны три основных формы государственного устройства: унитарное, федеративное и конфедеративное.