Кэк при сдаче наличности в банк в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кэк при сдаче наличности в банк в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Бюджетные учреждения, занимающиеся продажами за наличный расчет, как и остальные юридические лица в РФ, должны быть оснащены кассовыми аппаратами.

Применяемый кассовый аппарат должен отвечать требованиям, предъявляемым к онлайн-кассам.

Подробнее об этих требованиях читайте в статье «Что это такое и для чего вводят онлайн-кассы?».

Однако существует ряд исключений, позволяющих не применять ККТ.

Узнайте о них из наших материалов:

  • «Кто должен перейти на онлайн-кассы с 1 июля 2019 года?»;
  • «Последние изменения в 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники»»;
  • «Кто освобожден и может не применять онлайн-кассы?».

Учет кассовых операций в бюджетных учреждениях (нюансы)

Наименование реквизита Правила формирования, заполнения реквизита
1. Номер документа Указывается номер Уведомления о принятии.
2. Дата документа Указывается дата формирования Уведомления о принятии.
3. Наименование банка Указывается полное (сокращенное) наименование банка, в котором органу Федерального казначейства открыт соответствующий счет № 40116.
4. БИК Указывается БИК банка, в котором органу Федерального казначейства открыт соответствующий счет № 40116.
5. Орган Федерального казначейства Указывается полное (сокращенное) наименование органа Федерального казначейства, в котором открыт соответствующий лицевой счет клиента.
6. Код по КОФК Указывается соответствующий код по КОФК.
7. Наименование клиента Указывается полное (сокращенное) наименование клиента, соответствующее наименованию, указанному в Сводном реестре (при его наличии).
8. Код клиента по Сводному реестру Указывается код клиента по Сводному реестру (при наличии). Для уполномоченного подразделения получателя средств бюджета указывается Учетный номер.
9. Номер лицевого счета клиента Указывается номер соответствующего лицевого счета, открытого клиенту в органе Федерального казначейства, финансовом органе.
10. Наименование бюджета Указывается наименование бюджета: для клиента, являющегося участником бюджетного процесса федерального уровня, — «федеральный бюджет»; для клиента, являющегося участником бюджетного процесса субъекта Российской Федерации или муниципального образования, — наименование соответствующего бюджета.
11. Наименование документа (код документа клиента) Указывается наименование документа клиента, на основании которого сформирована Заявка в электронном виде.
12. Номер документа Указывается номер документа клиента, на основании которого сформирована Заявка в электронном виде.
12 1. Дата документа Указывается дата документа клиента, на основании которого сформирована Заявка в электронном виде.
13. Примечание Указывается информация о реквизитах Заявки в электронном виде, принятой банком. На основании, которой проходит идентификация клиента сотрудником банка.
14. Должность ответственного исполнителя Указывается должность ответственного исполнителя
15. Фамилия, инициалы ответственного исполнителя Указываются фамилия, инициалы ответственного исполнителя
16. Телефон ответственного исполнителя Указывается номер телефона ответственного исполнителя
17. Дата подписания документа Указывается дата подписания Уведомления о принятии.

Скорректированы правила обеспечения наличными денежными средствами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах ФК, финансовых органах регионов и муниципалитетов.

В частности, скорректированы формы:

— заявки на получение денежных средств, перечисляемых на карту;

— ведомостей операций уполномоченного подразделения получателя средств бюджета и неучастника бюджетного процесса с денежными средствами;

— сведений об операциях, совершаемых с использованием карт;

— расшифровок сумм средств, перечисленных на счет органа Федерального казначейства N 40116 по картам, а также неиспользованных (внесенных через банкомат или пункт выдачи наличности) средств.

Приведены реквизиты составляемых в электронном виде заявки на получение наличных денег и объявления на их взнос.

Поскольку код вида расходов — более крупная группировка, чем кодификатор операций сектора госуправления, для упрощения применения соответствующих кодов Минфином утверждена таблица соответствия.

Вид расходов

КОСГУ

Примечания

Код

Наименование

Код

Наименование

Проведение закупок в организациях бюджетного сектора невозможно без распределения затрат по действующим кодификаторам. При составлении плана-графика учреждения необходимо руководствоваться бюджетной сметой, которая включает КОСГУ и составляется по статьям затрат.

К примеру, в Приказе № 209н приведена расшифровка, что входит в КОСГУ 346, — увеличение стоимости прочих материальных запасов:

  • запчасти для ремонта машин и оборудования;
  • спецоборудование для НИОКР;
  • семена, удобрения, посадочные материалы;
  • реактивы, химическая посуда, радиодетали;
  • материальные запасы специального назначения и др.

Заказчик не вправе запланировать закупок больше, чем доведено до учреждения лимитов и ассигнований. Распределение средств в закупочной документации производится в строгом соответствии с ПФХД или сметой, то есть в разрезе кодов КОСГУ и КВР.

Корректировка структуры КБК изменила принципы отражения кодов в закупочной документации. Теперь операции классифицируются только по КВР. Но не забывайте про КОСГУ: исключение кода из структуры КБК не отменило его значимости. Это связано с тем, что коды КВР и КОСГУ неразрывно связаны между собой.

Невозможно определить правильный код вида расхода по операции, не установив правильный КОСГУ. Если допустить ошибку и неверно определить кодификаторы, то учреждение не сможет осуществить закупки необходимого оборудования, работ или услуг. За нарушение правил составления закупочной и плановой документации предусмотрена административная ответственность.

Как рассчитать лимит остатка наличных?

С изменением структуры КБК порядок взаимодействия КВР и КОСГУ тоже скорректирован. Чтобы определить верный код бюджетной классификации, необходимо:

  1. Выбрать правильный КОСГУ для совершаемой операции.
  2. Определить КВР, который соответствует КОСГУ.
  3. Проверить данные увязки КВР и КОСГУ по актуальной таблице соответствий.
  4. Внести проверенный КВР в плановую и отчетную документацию.

Таблица соответствия КВР и КОСГУ введена в действие еще в 2016 году, но позиции документа систематически обновляются. Чиновники утвердили новую таблицу соответствия для работы.

Для справки: в таблицу включена только группировка по КВР 200, которая чаще всего используется в закупочной деятельности. Остальные виды расходов КОСГУ по 209н найдете в единой таблице.

КВР

КОСГУ

Примечание

Код

Бюджетные статьи расходов с расшифровкой

Код

Наименование

Спойлер: бумажной волокиты стало меньше.

Кассовый лимит

Организации и ИП – субъекты малого бизнеса могут не устанавливать кассовый лимит (п. 2 Указаний ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У). То есть на конец рабочего дня в кассе можно оставлять любую нужную сумму.

С 07.11.2020 налоговики обновляют реестр МСП ежемесячно. Так что сведения о новых субъектах малого бизнеса попадают в него оперативно.

Однако с окончанием 2020 года истек и мораторий на проверки кассовой дисциплины. Поэтому документы важно содержать в полном порядке. Если ваше предприятие решило не устанавливать лимит кассы, зафиксируйте этот факт приказом.

Поступление денег в кассу оформляют приходными кассовыми ордерами (форма КО-1), а выбытие – расходными кассовыми ордерами (форма КО-2).

Оформить документы может кассир, а вот подписывать их должен главбух или руководитель. Все операции по приходу и выбытию наличных вносят в кассовую книгу (форма КО-4). Документы можно вести как на бумаге, так и электронным способом.

ИП вправе не оформлять перечисленные выше кассовые документы, если они ведут налоговый учет. То есть учитывают доходы, расходы, физические показатели – данные, которые нужны для правильного расчета налогов.

Организации и ИП теперь могут вести кассовые операции через автоматические устройства без участия кассира. Главное, чтобы устройство умело распознавать на банкноте не менее четырех защитных признаков. Полный список признаков приводить не будем, его можно посмотреть в п. 1.1. Положения ЦБ РФ от 29.01.2018 № 630-П.

При загрузке денег в устройство заполняют расходный ордер. А изъятие денег оформляют приходником.

При выдаче денег кассир обязан убедиться, что выдает деньги лицу, указанному в расходном ордере или ведомости. Но теперь проверять паспорт не обязательно. Кассир сам может решить, какое подтверждение потребовать. Например: опознать получателя по водительским правам.

Депонирование зарплаты

Отметка о депонировании зарплаты в ведомости теперь не нужна. Если на предприятии установлен кассовый лимит, то через пять дней невыданную зарплату нужно сдать в банк. Если лимита нет, можно оставить деньги в кассе.

Таблица соответствия КВР и КОСГУ для бюджетных учреждений на 2022 год

В заявлении от работника теперь не обязательно указывать сумму аванса и срок, на который его нужно выдать. Подпись руководителя на заявлении также не обязательна. Приказ о выдаче средств можно издать сразу на несколько человек. В приказе перечисляют фамилии работников, суммы и сроки выдачи денег под отчет.

Отменили трехдневный срок отчета по подотчетным суммам.

Теперь организации и ИП могут решать самостоятельно, через какой период времени работник должен сдать авансовый отчет. Выдавать деньги работнику снова можно даже тогда, когда он еще не отчитался за прошлые суммы.

Спойлер: государство хочет, чтобы бизнес работал по безналу.

Расходование денег из кассы

Не все деньги, которые поступили в кассу, можно взять и сразу истратить на какие-то цели. Фактически расходовать напрямую можно только выручку.

Хотя правила наличных расчетов (п. 1 Указаний ЦБ РФ от 09.12.2019 № 5348-У) и содержат еще несколько вариантов, на практике такие ситуации встречаются редко. Например: можно напрямую истратить наличку, поступившую по договору займа от МФО или ломбарда.

Получается, что если подотчетник сдал в кассу остаток средств, то выдать их, например, на зарплату или под отчет другому работнику, уже нельзя. Сначала деньги нужно положить на расчетный счет, а потом снова снять нужную сумму.

Выручку из кассы можно израсходовать на следующие цели:

  • зарплата, пособия;
  • оплата товаров, работ, услуг:
  • выдача под отчет;
  • возврат наличных авансов клиенту, если сделка была расторгнута;
  • выдача средств на личные нужды предпринимателя.

Нельзя расходовать выручку на:

  • покупку ценных бумаг;
  • возвраты за товар, ранее оплаченный безналом;
  • выплату дивиденды;
  • выдачу займов;
  • платежи по договору аренды.

Максимальная сумма расчетов наличными между организациями и ИП в рамках одного договора осталась прежней: 100 тысяч рублей.

И вообще с 10.01.2021 бизнес будут контролировать жестче. Все операции по снятию или внесению на счет наличных больше 600 тысяч рублей будут попадать «на карандаш». И тот факт, что операция связана с хоздеятельностью предприятия, в расчет приниматься не будет. Эту информацию банк обязан передать в Росфинмониторинг, который, в свою очередь, может оповестить ФНС.

Кассир теперь обязан проверять платежеспособность денег.

Поврежденные, но платежеспособные банкноты и монеты нужно принять в кассу. Деньги проверяют по признакам из п. 1 Указаний Банка России от 26.12.2006 № 1778-У. В частности: купюры могут быть изношенными, потертыми, надорванными, а монеты иметь мелкие механические повреждения.

А вот выдавать из кассы деньги, которые имеют хотя бы одно повреждение из списка в п. 2.9 Положения ЦБ от 29.01.2018 № 630-П, нельзя. Речь идет в частности о купюрах с посторонними надписями, штампами, сквозными отверстиями.

Поврежденные деньги нужно сдавать в банк.

Порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой ЦБ РФ (наличными деньгами) на территории РФ юридическими лицами (за исключением ЦБ РФ и кредитных организаций) регламентирован Указанием ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У (далее – Указание № 3210-У). Напомним, под кассовыми операциями понимаются операции по приему наличных денег, включая их пересчет, и по выдаче наличных денег.

Указанием ЦБ РФ от 05.10.2020 № 5587-У внесен ряд изменений в Указание № 3210-У. Эти новшества применяются с 30.11.2020.

К тому же помимо Указания № 3210-У учреждениям необходимо соблюдать Указание ЦБ РФ от 09.12.2019 № 5348-У. Согласно этому документу организации вправе расходовать наличные денежные средства, полученные за реализованные товары (работы, услуги), исключительно на выплату:

  • зарплаты сотрудникам;

  • страховых возмещений по договорам страхования;

  • вознаграждений за работы (услуги), а также на оплату товаров (не более 100 000 руб. по одному договору) (п. 4 Указания ЦБ РФ № 5348-У));

  • подотчетных средств;

  • денежных средств за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги.

В каком случае обособленным подразделениям можно не вести кассовую книгу?

Поступающие в кассу и выдаваемые из нее наличные деньги учреждение учитывает в кассовой книге (пп. 4.6 п. 4 Указания № 3210-У).

Если у казенного учреждения имелось хотя бы одно обособленное подразделение, осуществляющее кассовые операции (то есть принимающее и выдающее наличные деньги), то такое подразделение ранее было обязано вести отдельную от головной организации кассовую книгу[1]. Записи в нее вносились на основании кассовых документов – приходных и расходных кассовых ордеров. Кроме того, обособленным подразделениям прежде была вменена обязанность передавать в головную организацию копии листов своих кассовых книг в порядке и сроки, которые устанавливались учреждением самостоятельно исходя из срока составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (пп. 4.6 п. 4 Указания № 3210-У). Например, учреждение могло закрепить в локальном акте, что обособленное подразделение передает копии листов кассовой книги в головной офис ежемесячно не позднее одного рабочего дня по окончании месяца.

Теперь пп. 4.6 п. 4 Указания № 3210-У дополнен новым правилом: если обособленное подразделение не хранит наличные денежные средства и по окончании проведения кассовых операций сдает их в кассу головной организации, то оно вправе не вести кассовую книгу.

Полагаем, данное обстоятельство позволит казенным учреждениям в дальнейшем избежать административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ (подробнее об этом поговорим ниже).

Если проверяющие выявят факты отсутствия у обособленного подразделения кассовой книги или несвоевременного внесения в нее записей, то они могут наложить на учреждение штраф за неоприходование наличных денежных средств на основании ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ (см., например, постановления АС МО от 07.12.2020 № Ф05-18337 / 2020 по делу № А40-18500 / 20-154-132, от 17.11.2020 № Ф05-18278 / 2020 по делу № А40-18519 / 20-149-129, АС УО от 16.03.2020 № Ф09-1163 / 20 по делу № А60-49148 / 2019).

Таблица КВР и КОСГУ для госзакупок

Согласно новой редакции пп. 5.1 п. 5 Указания № 3210-У кассир при приеме денежных банкнот теперь обязан удостовериться в их платежеспособности.

Напомним, признаки платежеспособности банкнот (монет) приведены в Указании ЦБ РФ от 26.12.2006 № 1778-У. Согласно данному документу платежеспособными признаются банкноты и монета ЦБ РФ, имеющие силу законного средства наличного платежа на территории РФ (в том числе изымаемые из обращения), не содержащие признаков подделки, без повреждений или с повреждениями следующего характера:

  • банкноты загрязнены, изношены, надорваны, имеют потертости, небольшие отверстия, проколы, посторонние надписи, пятна, оттиски штампов, утратили углы, края;

  • монета имеет мелкие механические повреждения.

Другими словами, кассир в настоящее время может принимать лишь банкноты, имеющие незначительные повреждения. К примеру, он не вправе отказать в приеме надорванной купюры, так как она в силу вышеперечисленных признаков не признается поврежденной.

Кроме того, Указанием ЦБ РФ № 5587-У введен запрет на выдачу кассиром банкнот, которые имеют одно и более повреждений, указанных в п. 2.9 Положения ЦБ РФ от 29.01.2018 № 630-П (далее – Положение № 630-П). В связи с этим пп. 6.2 п. 6 Указания № 3210-У дополнен соответствующим положением.

Согласно п. 2.9 Положения № 630-П кассир не должен выдавать из кассы платежеспособные монеты, имеющие повреждения механического, химического или термического характера (они признаются дефектными), и платежеспособные банкноты, имеющие одно и более из следующих повреждений (они признаются ветхими):

  • загрязнение поверхности лицевой или оборотной стороны, приводящее к снижению яркости изображения на 8 % и более;

  • посторонняя надпись, состоящая из двух и более знаков;

  • посторонний рисунок, оттиск штампа;

  • контрастное пятно диаметром 5 мм и более;

  • разрыв (разрывы) края банкноты длиной 7 мм и более;

  • сквозное отверстие, прокол диаметром 4 мм и более;

  • нарушение целостности банкноты, заклеенное клеящей лентой.

Банкноты (монеты), имеющие одно и более из перечисленных повреждений, подлежат сдаче в банк.

И еще: ранее (то есть до 30.11.2020) кассир при выдаче наличных денег из кассы в силу пп. 6.1 п. 6 Указания № 3210-У обязан был провести идентификацию получателя по предъявленному им паспорту или другому документу, удостоверяющему его личность в соответствии с требованиями законодательства РФ, либо по предъявленным получателем доверенности и документу, удостоверяющему его личность.

В настоящее время у кассира отсутствует обязанность по проверке документов, удостоверяющих личность получателя наличных денег, поскольку абз. 3 и 4 пп. 6.1 п. 6 Указания № 3210-У утратили силу. Сейчас при выдаче денег из кассы кассир должен лишь удостовериться в том, что они выдаются лицу, указанному в расходном кассовом ордере (новая редакция пп. 6.1 п. 6 Указания № 3210-У).

Согласно пп. 6.3 п. 6 Указания № 3210-У выдача денег подотчетному лицу на расходы, связанные с осуществлением деятельности учреждения, должна оформляться на основании приказа или иного распорядительного документа руководства учреждения либо письменного заявления работника[2]. При этом и заявление, и распорядительный документ должны содержать сведения о сумме и сроке, на который она выдается, а также подпись руководителя учреждения и дату. Кроме того, в вышеупомянутых документах должна быть описана цель выдачи подотчетных средств (например, на командировки, хозяйственные нужды, закупку материалов), чтобы было понятно, что потребность в них вызвана производственной необходимостью и связана с деятельностью учреждения.

Сроки (минимальный и максимальный), на которые могут быть выданы подотчетные суммы, в настоящее время не установлены ни одним правовым актом. Следовательно, формально учреждение вправе определить их самостоятельно. Также ему следует учесть, что закон не обязывает составлять такие распорядительные документы. Иными словами, срок для выдачи подотчетной суммы может быть установлен в каждом конкретном случае индивидуально. К примеру, учреждение вправе указать различные сроки в зависимости от целей расходования средств (на командировки, хозяйственные нужды, закупку канцтоваров и т. д.).

В Письме ЦБ РФ от 06.09.2017 № 29-1-1-ОЭ / 20642 сказано, что распорядительный документ должен оформляться на каждую выдачу наличных денег с указанием фамилии, имени и отчества (при наличии) подотчетного лица, суммы наличных денег и срока, на который они выдаются, и должен содержать подпись руководителя, дату и регистрационный номер (см. также Письмо ФНС РФ от 18.08.2020 № СД-4-3 / 13276@). При этом представители ЦБ РФ не возражал против указания нескольких работников в распорядительном документе. Так, в Письме от 13.10.2017 № 29-1-1-ОЭ / 24158 было отмечено, что если в течение дня суммы выдаются разным сотрудникам, то достаточно оформить один приказ руководящего лица с указанием Ф. И. О. и должностей всех подотчетных лиц, суммы, целей и срока ее выдачи.

В настоящее время такая возможность закреплена нормативно. Согласно новой редакции абз. 1 пп. 6.3 п. 6 Указания № 3210-У учреждение на законных основаниях вправе указать нескольких работников в одном распорядительном документе, на основании которого им выдаются наличные деньги под отчет.

Кроме того, прежняя редакция пп. 6.3 п. 6 Указания № 3210-У возлагала на подотчетное лицо обязанность по представлению авансового отчета об израсходованных подотчетных средствах в течение трех рабочих дней со дня окончания срока, на который выдавались эти суммы. Если данный срок истекал в период, когда работник отсутствовал на рабочем месте (например, болел или был направлен в другую командировку), сдать авансовый отчет нужно было не позднее трех рабочих дней со дня выхода на работу.

В настоящее время руководитель учреждения вправе самостоятельно установить сроки представления авансовых отчетов работниками, получившими подотчетные суммы (за исключением авансовых отчетов по командировкам). Это закреплено в новой редакции абз. 2 пп. 6.3 п. 6 Указания № 3210-У.

Если подотчетное лицо не представит в установленный срок авансовый отчет и не возвратит средства, полученные под отчет, руководитель учреждения в течение месяца после наступления последнего дня для сдачи авансового отчета (ст. 137 ТК РФ) может принять решение об удержании этих средств из зарплаты работника. В таком случае необходимо будет не только ознакомить работника с приказом об удержании средств из его зарплаты, но и получить его подпись на данном приказе.

Кроме того, возможен вариант прощения долга в виде невозвращенных подотчетных сумм (для этого также необходимо оформить соответствующий приказ). Правда, в данной ситуации с суммы прощенного долга работодателю придется исчислить и уплатить в бюджет НДФЛ и страховые взносы. Датой возникновения дохода у работника будет считаться дата подписания документа, в котором он оповещается о том, что долг прощен (п. 2 ст. 415 ГК РФ). Удержать НДФЛ можно при первой выплате в адрес работника, последовавшей после принятия решения и оповещения работника (п. 6 ст. 226 НК РФ).

Работник должен представить работодателю авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой подотчетных суммах в течение трех рабочих дней по возвращении из командировки. Данное требование закреплено в п. 26 Положения о служебных командировках, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749. Поэтому формально учреждение не вправе самостоятельно устанавливать срок для представления работниками авансовых отчетов об израсходованных в связи с командировками подотчетных суммах.

Заработная плата, которая не была выплачена работнику, должна быть депонирована. В связи с этим в последний день выдачи наличных денег, предназначенных для выплаты заработной платы, кассир в расчетно-платежной ведомости должен был сделать запись «Депонировано» напротив фамилий и инициалов работников, которым не выданы наличные деньги. Еще он должен был рассчитать и записать в итоговой строке сумму фактически выданных наличных средств и сумму, подлежащую депонированию. Эти требования были установлены пп. 6.5 п. 6 Указания № 3210-У.

Депонированные суммы, как правило, сдавались в банк, хотя положения Указания № 3210-У и не запрещали хранить их в кассе учреждения. Поэтому учреждение могло не сдавать в банк депонированные денежные средства (конечно, при условии, что лимит остатка наличных денег в кассе не был превышен).

Теперь депонировать невыплаченную зарплату учреждению больше не нужно, поскольку абз. 3 пп. 6.5 п. 6 Указания № 3210-У утратил силу.

Начиная с 30.11.2020 учреждениям разрешено вести кассовые операции с применением устройств, которые функционируют в автоматическом режиме без участия работника. Это следует из нового положения п. 4 Указания № 3210-У, которым установлены требования к таким устройствам. В частности, автоматические устройства, конструкция которых предусматривает прием и (или) выдачу банкнот, должны иметь функцию распознавания на всей площади банкноты не менее четырех машиночитаемых защитных признаков, указанных в п. 1.1 Положения № 630-П.

Новшества в правилах ведения кассовых операций

Интересно, что понятие «комиссия» не содержится ни в Гражданском кодексе РФ, ни в Законе о банках и банковской деятельности. Законодательством предусмотрены лишь следующие виды оплаты:

  • проценты за пользование кредитом (ст. 819 ГК РФ);
  • проценты на сумму вклада (ст. 838 ГК РФ);
  • плата за услуги банка по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете (ст. 851 ГК РФ).

Тем не менее в документах, которые получают клиенты банков, часто содержится формулировка – «комиссия банка». Под ней подразумевается плата за оказание услуг по совершению операций по счетам клиента. Размер комиссии может выражаться в конкретных цифрах (например, 1000 рублей ежемесячно за ведение счета) или в процентах от суммы операции (например, 1% от суммы денежного перевода). Практика рынка кредитования показывает, что комиссии находятся на втором месте среди доходов банков после процентов по кредитам.

Законным будет списание платы за реально предоставленные услуги:

  • переводы денежных средств – к примеру, если клиент оформляет кредитную карту и расплачивается ею, банк вправе удержать комиссию;
  • конвертация (обмен) валюты – для оплаты услуг в заграничных поездках производится автоматическая конвертация денежных средств, которая также оплачивается согласно установленным в банке тарифам;
  • снятие наличных в иных банках или с кредитных карт;
  • документарные операции – если кредит был оформлен на юридическое лицо, банк может взимать дополнительную комиссию за предоставление банковской гарантии по выплате средств.

Незаконным будет списание комиссий за банковские операции, которые являются неотъемлемой частью основной услуги, для получения дополнительной выгоды. Например, предоставление кредита является основной услугой. При этом банк требует отдельной оплаты таких операций, как рассмотрение заявки на выдачу кредита, его предоставление, перечисление средств на счет заемщика, досрочное погашение кредита, открытие и ведение ссудного счета (банковский счет для перечисления кредитных средств открывается только на срок действия кредитного договора, поэтому начисление комиссии за это незаконно), информирование о задолженности и т.д. Эти операции являются частью услуги по обслуживанию кредита, которую заемщик оплачивает, ежемесячно совершая необходимые платежи. Поэтому комиссию за такие допуслуги разумно оспаривать. Об этом свидетельствуют действия регулятора рынка финансовых услуг и судебная практика.

В Информационном письме от 26 августа 2020 г. № ИН-06-59/126 Банк России указал некредитным финансовым организациям на недопустимость взимания платы за предоставление потребительского займа. В нем сказано, что не допускается взимание кредитором вознаграждения за исполнение обязанностей, возложенных на него нормативными правовыми актами РФ, а также за предоставление услуг, если при этом он действует в собственных интересах и для заемщика не создается отдельное имущественное благо (ч. 19 ст. 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)»). Банк России полагает, что перечисление суммы займа не должно рассматриваться в качестве отдельной услуги, за которую кредитор может взимать вознаграждение, а является необходимым и сопутствующим условием для заключения договора потребительского займа и возникновения обязательств по нему. В связи с этим взимание комиссии за перечисление займа на счет заемщика неправомерно.

Таким образом, удержание банком или иной финансовой организацией комиссии будет правомерным только при наличии двух условий:

  • клиенту предоставлена услуга – помимо той, которая включена в условия кредитного договора (договора займа) и уже оплачена;
  • в результате оказания услуги клиент приобретает отдельное имущественное благо.

Еще на этапе заключения договора необходимо внимательно изучить его условия и проверить, не установлены ли в нем скрытые и незаконные комиссии. Сотрудник финансовой организации обязан дать подробные пояснения о сути и стоимости каждой предоставляемой услуги.

Часто клиенты финансовых организаций оказываются перед выбором: согласиться на заключение договора на стандартных условиях или вовсе отказаться от предоставления услуг. В таком случае можно оспорить взимание неправомерных комиссий уже после подписания договора.

Права физлиц – заемщиков и непрофессиональных участников рынка финансовых услуг – закреплены в Законе о защите прав потребителей и Законе о банках и банковской деятельности. Согласно нормам действующего законодательства заемщик имеет право на предоставление полной и достоверной информации о стоимости кредита и в случае нарушения прав может отказаться от договора.

В случае неправомерного списания комиссии:

1. Соберите документы, подтверждающие основание и факт взимания комиссии (кредитный договор, банковская выписка).

2. Определите, является ли комиссия платой за отдельную реально предоставленную услугу или же за действия, сопутствующие заключению договора и исполнению обязательств по нему. Например, выдача кредита невозможна без оформления заявки, следовательно, взимание платы за данную услугу неправомерно.

3. Обратитесь в финансовую организацию с претензией. Она должна быть составлена с учетом требований, указанных в договоре, и содержать доводы о незаконности и необоснованности списания комиссии. Не забудьте получить подтверждение подачи претензии (входящий номер заявления, подпись сотрудника).

4. Если финансовая организация ответила отказом или бездействует по истечении 30 дней после направления претензии, следует обратиться с жалобой в территориальное подразделение Роспотребнадзора и Центрального банка России.

5. Если вышеперечисленные действия не дали результата, придется обратиться с исковым заявлением в суд. Это позволит вернуть неправомерно списанную комиссию, взыскать проценты за незаконное удержание финансовой организацией денежных средств и компенсацию морального вреда.

Банки взимают с клиентов незаконные комиссии

(в ред. Приказа Казначейства РФ от 15.06.2021 N 20н)

В соответствии со статьями 166.1 и 242.21 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 52, ст. 7797) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Правила обеспечения наличными денежными средствами и денежными средствами, предназначенными для осуществления расчетов по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, участников системы казначейских платежей.

2. Признать утратившими силу:

приказ Федерального казначейства от 30 июня 2014 г. N 10н «Об утверждении Правил обеспечения наличными денежными средствами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 сентября 2014 г., регистрационный номер 34153);

пункт 3 Изменений, которые вносятся в нормативные правовые акты Федерального казначейства, утвержденных приказом Федерального казначейства от 4 декабря 2015 г. N 24н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 февраля 2016 г., регистрационный номер 41125);

пункт 4 приказа Федерального казначейства от 14 октября 2016 г. N 20н «О внесении изменений в нормативные правовые акты Федерального казначейства в целях реализации положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 418-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 декабря 2016 г., регистрационный номер 44704);

пункт 1 приказа Федерального казначейства от 28 декабря 2017 г. N 35н «О внесении изменений в нормативные правовые акты Федерального казначейства в целях совершенствования порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 февраля 2018 г., регистрационный номер 50157);

приказ Федерального казначейства от 3 декабря 2019 г. N 36н «О внесении изменений в Правила обеспечения наличными денежными средствами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), утвержденные приказом Федерального казначейства от 30 июня 2014 г. N 10н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 февраля 2020 г., регистрационный номер 57431);

приказ Федерального казначейства от 8 апреля 2020 г. N 18н «О внесении изменений в Правила обеспечения наличными денежными средствами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), утвержденные приказом Федерального казначейства от 30 июня 2014 г. N 10н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 июля 2020 г., регистрационный номер 58970).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года.

Руководитель
Р.Е. АРТЮХИН

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федерального казначейства
от 15 мая 2020 г. N 22н

1. Настоящие Правила разработаны в соответствии со статьями 166.1 и 242.21 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 52, ст. 7797) и устанавливают порядок обеспечения территориальными органами Федерального казначейства наличными денежными средствами и денежными средствами, предназначенными для осуществления расчетов по операциям, совершаемым с использованием платежных карт (далее — карты, денежные средства), участников системы казначейских платежей, определенных статьей 242.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Правила, клиент). (в ред. Приказа Казначейства РФ от 15.06.2021 N 20н)

2. Обеспечение денежными средствами клиентов осуществляется территориальными органами Федерального казначейства с открытием в соответствии с положениями статей 155 и 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации банковских счетов, предназначенных для выдачи и внесения наличных денежных средств и осуществления расчетов по отдельным операциям (далее — Счет).

Операции по обеспечению денежными средствами в иностранной валюте в соответствии с положениями части 2 статьи 14 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ (Собрание законодательства РФ, 2003, N 50, ст. 4859; 2019, N 49, ст. 6957) осуществляются в отношении клиентов, лицевые счета которым открыты в Межрегиональном операционном управлении Федерального казначейства (далее — Межрегиональное операционное УФК), со Счета, открытого Межрегиональному операционному УФК в кредитных организациях в иностранной валюте (в валюте таких счетов). (в ред. Приказа Казначейства РФ от 15.06.2021 N 20н)

Информационный обмен между клиентом и территориальным органом Федерального казначейства осуществляется в электронном виде с использованием средств электронной подписи (далее — электронный вид) на основании договора (соглашения) об обмене электронными документами, заключенного между клиентом и территориальным органом Федерального казначейства.

Если у клиента или территориального органа Федерального казначейства отсутствует техническая возможность информационного обмена в электронном виде, обмен информацией и (или) документами между ними осуществляется с применением документооборота на бумажных носителях с одновременным представлением документов на съемном машинном носителе (далее — бумажный носитель).

Обмен информацией и (или) документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с настоящими Правилами с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

3. В целях обеспечения клиентов наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации на Счет в безналичном порядке поступают средства с банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета. (в ред. Приказа Казначейства РФ от 15.06.2021 N 20н)

В целях обеспечения клиентов наличными денежными средствами в иностранной валюте на Счет в безналичном порядке поступают средства с единого казначейского счета в иностранной валюте либо с банковского счета, открытого в подразделении Центрального банка Российской Федерации на балансовом счете N 40105 «Средства федерального бюджета» в иностранной валюте (далее — Счета в иностранной валюте). (в ред. Приказа Казначейства РФ от 15.06.2021 N 20н)

На Счет также поступают суммы возврата денежных средств за товары (работы, услуги), ранее оплаченные клиентами с использованием карт, перечисляемые кредитными организациями, осуществляющими расчеты с организациями — поставщиками товаров (работ, услуг) по операциям, совершаемым с использованием карт (далее — кредитные организации — эквайеры). (в ред. Приказа Казначейства РФ от 15.06.2021 N 20н)

21. Операции с использованием карт осуществляются клиентом в соответствии с требованиями Положения об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием, утвержденного Центральным банком Российской Федерации от 24 декабря 2004 г. N 266-П (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 25 марта 2005 г., регистрационный номер 6431; Вестник Банка России, 2005, N 17) . (в ред. Приказа Казначейства РФ от 15.06.2021 N 20н)

С учетом изменений, внесенных указаниями Центрального банка Российской Федерации от 21 сентября 2006 г. N 1725-У (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 30 октября 2006 г., регистрационный номер 8416; Вестник Банка России, 2006, N 60), от 23 сентября 2008 г. N 2073-У (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 8 октября 2008 г., регистрационный номер 12430; Вестник Банка России, 2008, N 58); от 15 ноября 2011 г. N 2730-У (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 9 декабря 2011 г., регистрационный номер 22528; Вестник Банка России, 2011, N 71), от 10 августа 2012 г. N 2862-У (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 21 ноября 2012 г., регистрационный номер 25863; Вестник Банка России, 2012, N 67), от 14 января 2015 г. N 3532-У (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 17 февраля 2015 г., регистрационный номер 36063; Вестник Банка России, 2015, N 17). (в ред. Приказа Казначейства РФ от 15.06.2021 N 20н)

Операции с использованием карт осуществляются клиентом в пределах остатка денежных средств на карте в соответствии с условиями Договора, не предусматривающего условие о предоставлении кредитной организацией территориальному органу Федерального казначейства кредита при недостаточности или отсутствии на Счете денежных средств.

Для получения денежных средств клиент представляет в территориальный орган Федерального казначейства распоряжение о совершении казначейского платежа в соответствии с приложением N 3(20) к Порядку казначейского обслуживания (далее — Распоряжение по приложению N 3(20) к Порядку казначейского обслуживания) не позднее дня, предшествующего дню получения денежных средств.

Распоряжение по приложению N 3(20) к Порядку казначейского обслуживания оформляется клиентом отдельно по каждому лицевому счету и виду средств, за счет которых должны осуществляться операции по обеспечению денежными средствами: средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации, средства, поступающие во временное распоряжение, средства неучастников бюджетного процесса.

Территориальный орган Федерального казначейства осуществляет проверку Распоряжения по приложению N 3(20) к Порядку казначейского обслуживания в соответствии с Порядком казначейского обслуживания.

Территориальный орган Федерального казначейства не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от кредитной организации информации, предусмотренной абзацем четвертым подпункта 4.2 пункта 4 настоящих Правил, формирует по каждому клиенту в разрезе карт и предоставляет клиенту Сведения об операциях, совершаемых с использованием карт, по форме согласно приложению N 3 к настоящим Правилам (код формы по КФД 0531246). (в ред. Приказа Казначейства РФ от 15.06.2021 N 20н)

В случае если в информации, предусмотренной абзацем четвертым подпункта 4.2 пункта 4 настоящих Правил, содержатся сведения о реквизитах карт, не принадлежащих клиенту территориального органа Федерального казначейства, территориальный орган Федерального казначейства информирует кредитную организацию о непринятии информации и необходимости ее уточнения в порядке, предусмотренном Договором. (в ред. Приказа Казначейства РФ от 15.06.2021 N 20н)

22. Для получения карт клиент представляет в территориальный орган Федерального казначейства Заявление на получение карт по форме согласно приложению N 4 к настоящим Правилам (код формы по КФД 0531247) (далее — Заявление на получение карт).

Клиент представляет отдельное Заявление на получение карт на каждое созданное им обособленное подразделение.

23. На основании представленных клиентами Заявлений на получение карт территориальный орган Федерального казначейства формирует Реестр на выпуск карт по форме согласно приложению N 5 к настоящим Правилам (код формы по КФД 0531248) (далее — Реестр) и не позднее рабочего дня, следующего за днем предоставления в территориальный орган Федерального казначейства Заявлений на получение карт, направляет данный Реестр в кредитную организацию по месту открытия Счета.

32. Обеспечение денежными средствами обособленных подразделений, созданных клиентом (далее — уполномоченные подразделения), осуществляется без открытия им территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов.

Для осуществления операций по обеспечению денежными средствами уполномоченное подразделение представляет в территориальный орган Федерального казначейства следующие документы:

письмо клиента, создавшего уполномоченное подразделение, подписанное руководителем и главным бухгалтером (уполномоченными руководителем лицами) клиента, доверяющее уполномоченному подразделению получать денежные средства;

Карточку образцов подписей уполномоченного подразделения.

При оформлении Карточки образцов подписей уполномоченным подразделением в графе «Фамилия, имя, отчество» вместо указания лица, наделенного правом второй подписи, делается запись «бухгалтерский работник в штате не предусмотрен».

В случае наличия в территориальном органе Федерального казначейства Карточки образцов подписей ее повторное представление в территориальный орган Федерального казначейства не требуется (при отсутствии изменений в ней).

Территориальный орган Федерального казначейства хранит представленные уполномоченным подразделением документы в отдельной папке, которой присваивается учетный порядковый номер.

33. Для обеспечения денежными средствами уполномоченного подразделения клиент, создавший уполномоченное подразделение, представляет в территориальный орган Федерального казначейства распоряжение о совершении казначейского платежа в соответствии с приложением N 1(15) к Порядку казначейского обслуживания (далее — Распоряжение по приложению N 1(15) к Порядку казначейского обслуживания), на основании которого территориальный орган Федерального казначейства составляет и представляет в банк платежный документ на перевод денежных средств с единого казначейского счета на Счет.

Территориальный орган Федерального казначейства в порядке, установленном пунктом 9 настоящих Правил, выдает уполномоченному подразделению денежную чековую книжку с указанием на оборотной стороне денежного чека наименования уполномоченного подразделения.

Не позднее следующего рабочего дня после поступления на Счет денежных средств, предназначенных для уполномоченного подразделения, территориальный орган Федерального казначейства формирует в двух экземплярах Ведомость операций уполномоченного подразделения участника бюджетного процесса с денежными средствами по форме согласно приложению N 9 к настоящим Правилам (код формы по КФД 0531244) (далее — Ведомость операций уполномоченного подразделения (код формы по КФД 0531244), Ведомость операций уполномоченного подразделения неучастника бюджетного процесса с денежными средствами по форме согласно приложению N 10 к настоящим Правилам (код формы по КФД 0531245) (далее — Ведомость операций уполномоченного подразделения (код формы по КФД 0531245) и представляет уполномоченному подразделению первый экземпляр Ведомости операций уполномоченного подразделения (код формы по КФД 0531244), Ведомости операций уполномоченного подразделения (код формы по КФД 0531245) и копии платежных документов на перевод денежных средств с единого казначейского счета на Счет.

Второй экземпляр Ведомости операций уполномоченного подразделения (код формы по КФД 0531244), Ведомости операций уполномоченного подразделения (код формы по КФД 0531245) с приложением платежных документов на перевод денежных средств с единого казначейского счета на Счет остается в документах операционного дня территориального органа Федерального казначейства.

34. Получение наличных денег по денежному чеку осуществляется уполномоченным подразделением в порядке, установленном настоящими Правилами для клиента.

35. Территориальный орган Федерального казначейства проверяет правильность оформления представленного уполномоченным подразделением денежного чека в порядке, установленном пунктами 12 и 13 настоящих Правил, и, в случае положительного результата проверки, на лицевой и оборотной стороне денежного чека проставляет подписи лиц, включенных в Карточку образцов подписей территориального органа Федерального казначейства.

На лицевой стороне принятого от уполномоченного подразделения и проверенного территориальным органом Федерального казначейства денежного чека проставляется гербовая печать.

36. Территориальный орган Федерального казначейства возвращает оформленный денежный чек уполномоченному подразделению.

37. Распоряжение по приложению N 3(19) к Порядку казначейского обслуживания считается исполненным после подтверждения банком операций по списанию средств со Счета. (в ред. Приказа Казначейства РФ от 15.06.2021 N 20н)

38. Обеспечение наличными денежными средствами клиентов, являющихся косвенными участниками системы казначейских платежей (далее — удаленные клиенты), осуществляется территориальными органами Федерального казначейства в порядке, установленном настоящими Правилами для уполномоченных подразделений:

а) с использованием денежных чеков;

б) с использованием карт.

39. Для организации обеспечения денежными средствами удаленных клиентов в соответствии с подпунктом «а» пункта 38 настоящих Правил:

участник системы казначейских платежей, определенный подпунктом 2 пункта 2 статьи 242.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — финансовый орган (орган управления внебюджетным фондом), представляет в территориальный орган Федерального казначейства Перечень удаленных клиентов, имеющих право на получение наличных денег со Счетов, открытых территориальному органу Федерального казначейства, согласно приложению N 11 к настоящим Правилам (код формы по КФД 0531252) (далее — Перечень финансового органа), подписанный руководителем и главным бухгалтером (уполномоченными руководителем лицами) финансового органа (органа управления внебюджетным фондом);

удаленный клиент представляет в территориальный орган Федерального казначейства Карточку образцов подписей, заверенную руководителем (уполномоченным руководителем лицом) финансового органа (органа управления внебюджетным фондом).

В Перечне финансового органа должны содержаться реквизиты единого казначейского счета (казначейского счета финансового органа (органа управления внебюджетным фондом), с которого будет осуществляться перевод денежных средств на Счет для обеспечения денежными средствами удаленного клиента.

В случае передачи в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельных полномочий клиента удаленному клиенту, Перечень финансового органа должен быть оформлен в части клиента, передающего бюджетные полномочия. При этом в Перечне финансового органа дополнительно должно быть указано наименование удаленного клиента, исполняющего переданные полномочия.

Территориальный орган Федерального казначейства в порядке, установленном пунктом 9 настоящих Правил, выдает удаленному клиенту денежную чековую книжку.

Не позднее следующего рабочего дня после поступления на Счет денежных средств, предназначенных для удаленного клиента, территориальный орган Федерального казначейства формирует и представляет удаленному клиенту, а также финансовому органу (органу управления внебюджетным фондом) по его письменному запросу Ведомость операций уполномоченного подразделения (код формы по КФД 0531244), Ведомость операций уполномоченного подразделения (код формы по КФД 0531245) в порядке, предусмотренном пунктом 33 настоящих Правил.

Перевод в установленных настоящими Правилами случаях невостребованных сумм со Счета осуществляется на единый казначейский счет с последующим отражением на лицевом счете, открытом клиенту.

Взнос наличных денег удаленным клиентом осуществляется в порядке, установленном пунктом 42 настоящих Правил.

40. Обеспечение денежными средствами удаленных клиентов в соответствии с подпунктом «б» пункта 38 настоящих Правил осуществляется в следующем порядке.

Финансовый орган (орган управления внебюджетным фондом) представляет в территориальный орган Федерального казначейства Перечень финансового органа.

Для получения карт удаленный клиент представляет в территориальный орган Федерального казначейства Заявление на получение карт в порядке, установленном пунктом 22 настоящих Правил для клиентов.

Перевод денежных средств на Счет для удаленного клиента осуществляется с единого казначейского счета территориальным органом Федерального казначейства на основании платежного документа.

При этом в реквизите «Назначение платежа» платежного документа должны быть указаны номера карт, на которые необходимо зачислить средства, и данные (ФИО) уполномоченного сотрудника удаленного клиента, на имя которого выдана карта.

Не позднее рабочего дня, следующего за днем подтверждения кредитной организацией проведения операций по зачислению на Счет денежных средств для удаленного клиента, территориальный орган Федерального казначейства на основании информации, содержащейся в платежных документах, приложенных к выписке со Счета, формирует и направляет в электронном виде в кредитную организацию Расшифровку (код формы по КФД 0531250), если иное не предусмотрено условиями Договора. (в ред. Приказа Казначейства РФ от 15.06.2021 N 20н)

Приказ казначейства РФ от 15.05.2020 N 22Н

41. На Счет клиентом вносятся:

неиспользованные наличные денежные средства по видам средств: средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации, средства, поступающие во временное распоряжение, средства неучастников бюджетного процесса;

наличные денежные средства, принятые в кассу клиента, по видам средств: доходы от оказания клиентами платных услуг, средства, поступающие во временное распоряжение.

42. Взнос клиентом наличных денег осуществляется в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных Положением N 735-П и настоящими Правилами: (в ред. Приказа Казначейства РФ от 15.06.2021 N 20н)

по Объявлению на взнос наличными (код формы по ОКУД 0402001) (по препроводительной ведомости к сумке (код по ОКУД 0402300);

через автоматическое приемное устройство.

43. В случае если операция по взносу наличных денег осуществляется уполномоченным подразделением, в реквизите «Получатель» указывается полное или сокращенное наименование клиента — организации, создавшей уполномоченное подразделение, а также номер лицевого счета.

В случае если операция по взносу наличных денег осуществляется клиентом, имеющим право направлять доходы, полученные от приносящей доход деятельности, предусмотренные частью 10 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на финансовое обеспечение осуществления функций указанного клиента сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете:

в реквизите «Получатель» указывается полное или сокращенное наименование клиента — администратора указанных доходов, а также номер лицевого счета, открытого ему в территориальном органе Федерального казначейства;

в реквизите «Источник поступления» указывается код классификации доходов федерального бюджета, по которому осуществляется отражение средств, полученных от приносящей доход деятельности.

44. Территориальный орган Федерального казначейства на основании выписки и информации, содержащейся в приложенных к ней ордерах к Объявлению на взнос наличными (код формы по ОКУД 0402001), накладной к сумке (код по ОКУД 0402300) (далее соответственно — ордер, накладная), или информации об операциях по внесению наличных денег через автоматическое приемное устройство, не позднее дня, следующего за днем получения выписок банка, формирует платежные документы в электронном виде (при отсутствии технической возможности — в необходимом количестве экземпляры платежных документов на бумажном носителе) на перечисление денежных средств со Счетов на единый казначейский счет отдельно соответственно по каждому ордеру (накладной), информации об операциях по внесению наличных денег через автоматическое приемное устройство, и передает их в банк. (в ред. Приказа Казначейства РФ от 15.06.2021 N 20н)

Если из информации, указанной соответственно в ордере (накладной), в информации об операциях по внесению наличных денег через автоматическое приемное устройство, невозможно определить казначейский счет (лицевой счет клиента), на который должны быть зачислены внесенные денежные средства, территориальный орган Федерального казначейства не позднее десяти рабочих дней со дня поступления денежных средств на Счет перечисляет поступившие денежные средства на единый казначейский счет для последующего уточнения вида и принадлежности платежа в соответствии с Порядком казначейского обслуживания. (в ред. Приказа Казначейства РФ от 15.06.2021 N 20н)

45. Платежные документы на перевод денежных средств со Счетов на единый казначейский счет являются основанием для отражения территориальным органом Федерального казначейства операций по списанию денежных средств со Счетов и зачисления денежных средств на единый казначейский счет.

47. При наличии у клиента технической возможности информационного обмена с территориальным органом Федерального казначейства в электронном виде клиент представляет в территориальный орган Федерального казначейства в структурированном виде:

а) Распоряжение о совершении казначейского платежа в соответствии с приложением N 3(21) к Порядку казначейского обслуживания (далее — Распоряжение на обеспечение наличными денежными средствами, перечисление на банковские карты);

б) Заявку о внесении наличных денежных средств, содержащую реквизиты, согласно приложению N 12 к настоящим Правилам (далее — Заявка о внесении наличных денежных средств).

48. Клиент представляет в территориальный орган Федерального казначейства Распоряжение на обеспечение наличными денежными средствами, перечисление на банковские карты не позднее дня, предшествующего дню получения денежных средств.

Распоряжение на обеспечение наличными денежными средствами, перечисление на банковские карты формируется клиентом отдельно для получения наличных денежных средств в кассе банка или для перечисления на карту.

Распоряжение на обеспечение наличными денежными средствами, перечисление на банковские карты формируется клиентом отдельно по каждому лицевому счету и виду средств, за счет которых должны осуществляться операции по обеспечению денежными средствами: средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации, средства, поступающие во временное распоряжение, средства неучастников бюджетного процесса.

Территориальный орган Федерального казначейства на основании представленного клиентом Распоряжения на обеспечение наличными денежными средствами, перечисление на банковские карты, прошедшего проверку в соответствии с Порядком казначейского обслуживания, формирует Заявку в виде электронного документа (заявку на сдачу /получение наличных денег) (далее — Заявка в электронном виде):

для передачи в подразделение Центрального банка Российской Федерации, предусмотренную Указанием Центрального банка Российской Федерации от 12 февраля 2019 г. N 5071-У «О правилах проведения кассового обслуживания Банком России кредитных организаций и юридических лиц, не являющихся кредитными организациями» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2019 г., регистрационный номер 54632, Вестник Банка России, 2019, N 33);

для передачи в кредитную организацию, предусмотренную Положением о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации, утвержденным Центральным банком Российской Федерации от 29 января 2018 г. N 630-П (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 июня 2018 г., регистрационный номер 51359; Вестник Банка России, 2018, N 51);

для передачи в кредитную организацию, предусмотренную Указанием Центрального банка Российской Федерации от 30 января 2020 г. N 5396-У «О порядке ведения кассовых операций с наличной иностранной валютой в уполномоченных банках на территории Российской Федерации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 апреля 2020 г., регистрационный номер 58200; Вестник Банка России, 2020, N 32).

Заявка в электронном виде формируется отдельно по каждому Распоряжению на обеспечение наличными денежными средствами, перечисление на банковские карты.

После получения от банка по результатам проверки Заявки в электронном виде информации о принятии ее к исполнению территориальный орган Федерального казначейства формирует и направляет:

в банк платежный документ на перечисление денежных средств на Счет, составленный в соответствии с требованиями, установленными Положением N 383-П и Положением N 735-П; (в ред. Приказа Казначейства РФ от 15.06.2021 N 20н)

клиенту Уведомление о принятии, содержащее реквизиты, указанные в приложении N 13 к настоящим Правилам (далее — Уведомление о принятии).

Уведомление о принятии формируется территориальным органом Федерального казначейства и направляется клиенту в электронном виде.

Невзирая на все катаклизмы, связанные с пандемией, 2021-й для банков выдался самым успешным за всю историю. Как прогнозирует ЦБ, по итогам этого года кредитные организации могут заработать рекордную прибыль в 2,5 трлн рублей — в 1,5 раза больше, чем в самые лучшие годы. Это не могло не отразиться на индексе банковского здоровья, который «Эксперт РА» рассчитывает ежеквартально.

По итогам III квартала 2021-го индикатор достиг 91,5%, что стало лучшим результатом за два года. Как пояснял ранее Центробанк в обзоре финстабильности, максимальные прибыли обеспечило увеличение процентных доходов на фоне бурного роста кредитования.

Но даже крепкое здоровье сектора в целом не помешало процессу ухода отдельных участников с рынка. Так, за последние завершившиеся четыре квартала прекратили деятельность 45 кредитных организаций, в том числе 32 — по регуляторным основаниям, семь — в результате добровольной сдачи лицензии, шесть — после реорганизации в форме присоединения к другим банкам, указали в «Эксперт РА».

Как пояснено в обзоре, «расчет индекса и прогнозы агентства основаны на сопоставлении каждому банку вероятности дефолта на основе частоты дефолтов, исторически характерной для уровня рейтинга, который фактически присвоен банку или оценен как наиболее вероятный».

— Конечно, наиболее существенны риски организаций, отнесенных к рейтинговым категориям не выше B (низкий уровень кредитоспособности, при котором организация может выполнять текущие обязательства, но запас прочности ограничен. — «Известия»), — уточнил Юрий Беликов. — Этот кластер включает около 49% от общего числа оцененных кредитных организаций, то есть статистически является наиболее населенным.

В каждом периоде есть свои основные риски, которые могут привести к уходу с рынка. Как рассказал Юрий Беликов, например, в 2020 году наблюдался тренд на увеличение случаев добровольного аннулирования лицензий. Этому поспособствовали неопределенности операционной среды на фоне пандемии. В 2021-м, по словам эксперта, число случаев добровольного аннулирования лицензий также существенно и превышает допандемийные показатели, но всё же ниже, чем в прошлом году.

В то же время в первой половине 2021-го резко возросла активность регулятора по очистке сектора от банков, которые вовлечены в сомнительные операции в пользу нелегальных онлайн-казино и букмекерских контор. Похоже, сейчас эта работа по большей части выполнена, считает представитель «Эксперт РА».

Наиболее распространенными видами банковских вознаграждений являются:

  • за расчетно-кассовое обслуживание (РКО);
  • за проведение платежа;
  • за систему дистанционного банковского обслуживания (ДБО или Банк-клиент);
  • за выдачу наличных;
  • эквайринговые комиссии.

Комиссия за РКО и ДБО устанавливается фиксированной суммой и в некоторых кредитных организациях взимается как абонентская плата даже при отсутствии операций по счету.

Вознаграждение за проведение платежей чаще всего устанавливается в фиксированной сумме за каждый платеж и только при переводе денег в другой банк.

За выдачу наличных и за эквайринг — устанавливается как процент от суммы денежных средств.

Все вышеперечисленные услуги кредитных организаций не облагаются НДС. Но, помимо этого, банки предоставляют услуги, облагаемые НДС: инкассация, сопровождение кредитной линии, предоставление депозитарных ячеек или СМС-информирование.

Бухгалтерские проводки по банковским комиссиям с НДС и без НДС целесообразно учитывать на разных счетах учета.

Банковские комиссии без НДС в бухгалтерском учете отражают на счете 91.2 — прочие расходы в момент списания. Как правило, банки самостоятельно списывают причитающиеся ему вознаграждения со счета клиента, а бухгалтеру остается проверить соответствие списанных денежных средств фактическим операциям и действующим тарифам.

Проводки по учету вознаграждений без НДС оформляются проводкой Д 91.02 К 51 на основании выписки, дата списания соответствует дате выписки.

Вид банковской комиссии

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

За РКО рублевого счета — ежемесячная сумма

91.2

51

1000

За проведение одного платежа в руб.

91.2

51

200

За обслуживание ДБО, ежемесячная сумма

91.2

51

1200

За выдачу наличных — 2,5 % от выданной суммы (10 000 рублей)

91.2

51

250

За эквайринговые операции — 1,5 % от суммы платежей (100 000 рублей)

91.2

51

2500

За РКО валютного счета

91.2

52

2350

Если банк вернул комиссию, проводки будут обратными тем, которые были сделаны при списании: Д 51 К 91.2.

При списании банковского вознаграждения за услуги, облагаемые НДС, проводку следует отнести на счет расчетов с поставщиками и подрядчиками как оплату за оказанные услуги — Д 60 (или 76.5) К 51 на сумму списанных денежных средств.

При получении документа на оказанную банком услугу будет сделана проводка на сумму полученных услуг Д 91.02 К 60 (76) и НДС Д 19.04 К 60 (76.5). На каком счете учитываются расчеты с банком по услугам с НДС — 60 или 76, — надо закрепить в учетной политике.

Проводки по учету банковских комиссий с НДС с использованием счета 76.5.

Операция

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Списано по тарифу за инкассацию

76.05

51

2500

Списано по тарифу за СМС-информирование

76.05

51

1545

Списано за предоставление справки о кредитной истории в банке

76.05

51

300

Списано по тарифу за выполнение функций агента валютного контроля

76.05

51

350

По услугам с НДС организации должны получить от кредитной организации счет-фактуру, чтобы предъявить НДС и отнести полученные услуги на расходы.

Проводки по учету банковских комиссий с НДС при получении счета-фактуры.

Операция

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Получен счет-фактура на инкассацию, сумма услуг

91.02

76.05

2119

НДС в счете-фактуре на инкассацию

19.04

76.05

391

Счет-фактура на СМС-информирование, услуги без НДС

91.02

76.05

1309

Счет-фактура на СМС-информирование НДС

19.04

76.05

236

Счет-фактура на предоставление справки о кредитной истории в банке, услуги без НДС

91.02

76.05

254

Счет-фактура на предоставление справки о кредитной истории в банке, НДС

19.04

76.05

46

Счет-фактура на выполнение функций агента валютного контроля, услуги без НДС

91.02

76.05

297

Счет-фактура на выполнение функций агента валютного контроля, НДС

19.04

76.05

53

Иногда банк ошибается и списывает комиссию повторно, затем возвращает ее. Возврат денежных средств банком оформляется обратной проводкой.

Возврат ошибочно списанной комиссии

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

За РКО рублевого счета

51

91.02

1000

З за РКО валютного счета

52

91.02

2350

За инкассацию

51

76.05

2119

За СМС-информирование

51

76.05

1545

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.