Военный бюджет стран мира на 2022 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Военный бюджет стран мира на 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Мировые военные расходы в 2020 году составили $1,98 трлн, что на 2,6% больше, чем годом ранее, и достигли 2,4% от мирового ВВП против 2,2-процентной доли годом ранее. Об этом свидетельствуют данные Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI).

Наибольший объем военных расходов остается у США — в 2020 году показатель составил $778 млрд. В тройку стран-лидеров также вошли Китай ($252 млрд) и Индия ($72,9 млрд). Россия расположилась на четвертом месте, потратив на военную составляющую около $61,7 млрд, что на 2,5% больше в сравнении с 2019 годом. Относительно 2011-го затраты выросли на 26%. При этом отмечается, что фактические военные расходы России в 2020 году оказались на 6,6% ниже ее первоначального военного бюджета.

В 2020 году мировые расходы на оборонные цели составили $1,93 трлн, увеличившись на 1,9% относительно 2019-м. Положительная динамика сохраняется семь лет подряд, свидетельствуют данные информационно-аналитического центра Jane’s.

В 2019 году расходы на оборону в глобальном масштабе составляли $1,8 трлн. В 2010 году расходы были на $180 млрд меньше, чем в прошедшем, отмечается в исследовании.

В 2020 году наибольший рост (+5,6%) расходов продемонстрировали страны Европы. На Западную Европу пришлось 15% годовых затрат на оборону. Самая высокая доля (40%) зарегистрирована в Северной Америке. В Азиатско-Тихоокеанском регионе показатель составил 28%, в России и СНГ — 2%.

В заявлении главы Пентагона Ллойда Остина запрашиваемая сумма обосновывается «серьезными угрозами», исходящими от Китая и России, а также с глобальными угрозами безопасности — изменением климата и пандемией COVID-19.

Проектом бюджета предусмотрены дополнительные инвестиции в ВМС и ВВС США для решения «вопроса стратегического соперничества с Китаем». Также Остин считает нужным адаптировать возможности сухопутных сил к ситуации, когда США больше не нужно будет обеспечивать военное присутствие в Афганистане.

На защиту от пандемии COVID-19 Пентагон запросил более $500 млн, еще свыше 600 млн — на борьбу против изменений климата и на адаптацию вооруженных сил к последствиям глобального потепления.

Военные бюджеты стран мира — Топ 10 и полный список стран

Почти $28 млрд предлагается направить на модернизацию ядерных арсеналов. Так, $3 млрд Пентагон намерен использовать на модернизацию стратегических бомбардировщиков B-21. Еще $609 млн планируется истратить на модернизацию крылатых ракет большой дальности LRSO. $2,6 млрд запрошено на модернизацию стратегических вооружений наземного базирования.

Кроме того, $20,4 млрд предлагается использовать на модернизацию систем ПРО. Среди прочего, $777 млн запрошены на программы, связанные с модернизацией ракет Patriot, $562 млн — на модернизацию ракет THAAD. Предусмотрены расходы и на системы ПРО морского базирования. Модернизация Наземной системы противоракетной обороны на маршевом участке полета (Ground-based Midcourse Defense, GMD), по оценке Пентагона, требует $1,7 млрд.

Более 870 млн оборонное ведомство США считает нужным выделить для программы, связанные с работой над искусственным интеллектом.

Свыше $52 млрд в министерстве запросили на закупку новой военной техники. Среди прочего, $12 млрд на покупку 85 самолетов F-35, $835 млн — на закупку 30 вертолетов AH-64E «Апач».

Еще $34,6 млрд оборонное ведомство выделить на закупки для ВМС США. $12,3 млрд — на закупки техники для сухопутных сил, в частности — 70 танков M-1 «Абрамс».

На закупки для космических сил Пентагон запросил $20,6 млрд, а $10,4 млрд — на инвестиции в кибербезопасность и в операции в киберпространстве.

На повышение боеготовности ВС США Пентагон просил выделить $122 млрд.

Как подчеркнула, выступая на брифинге, и. о. заместителя министра обороны Энн Макэндрю, «угроза, исходящая от Китая, обозначена в бюджете как приоритетное направление».

«Мы продолжим модернизировать глобальный потенциал и принципы работы наших сил, чтобы наши военные могли выполнять задачи по сдерживанию и обороне в случае агрессии в Индо-Тихоокеанском регионе, способной подорвать безопасность как США, так и наших союзников», — подчеркнула она.

Кроме того, администрация Байдена планирует заложить в оборонный бюджет полмиллиарда долларов на борьбу с пандемией COVID-19, а на смягчение последствий изменения климата предлагается выделить $617 млн.

Предусмотрены и сугубо оборонные траты. Так, на модернизацию ядерных сил планируется потратить в следующем финансовом году $27,7 млрд, на средства ПРО и ракетного нападения — $20,4 млрд.

ВВС должны получить $54,4 млрд из бюджета. Войска пополнятся 85 истребителями F-35 Joint Strike Fighter, 12 тяжеловооружёнными истребителями F-15EX, девятью транспортно-грузовыми вертолётами CH-53K King Stallion и другой техникой.

По подсчетам Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), общемировой объем трат на военные нужды вырос в 2018 году на 2,6%, до $1,82 трлн. По этому показателю мир вернулся в эпоху холодной войны. Просто теперь в военной мощи с США соревнуется не Советский Союз, а Китай. Тем примечательнее, что военные расходы КНР, выросшие за последнее десятилетие почти вдвое, теперь почти идентичны тратам СССР накануне его распада. По данным SIPRI, военный бюджет Китая в 2018 году составил $250 млрд — это приблизительная цифра, так как точных данных власти КНР не раскрывают. Для сравнения: в 1989 году расходы СССР на вооружение составляли $269 млрд, а в последний год его существования — $227 млрд.

Но ни СССР тогда, ни Китай сейчас по-настоящему конкурировать с Соединенными Штатами не могли и не могут. Бюджет Пентагона за эти десятилетия почти неизменно оказывался более $600 млрд. В 2018 году США потратили на оборону $649 млрд — в 2,5 раза больше Китая и более чем в 10 раз больше России.

Но мощь армии определяется не только и даже не столько размером военного бюджета. Огромную роль в оценке боеспособности армии страны играют численность военного персонала, объем вооружений и военной техники, ее техническая продвинутость, а также состояние инфраструктуры и наличие полезных ресурсов на территории страны.

Так, например, онлайн-ресурс Globalfirepower при составлении рейтинга армий мира учитывает более 50 показателей. На их основании выводится общий балл — чем ближе к нулю оценка, тем мощнее армия страны. Согласно этому рейтингу, на текущий момент в мире есть три военных супердержавы — это США, Россия и Китай. Все они набрали в районе 0,06 балла. Для сравнения: у Индии, идущей в этом рейтинге на четвертом месте, 0,11 балла, а французская военная мощь оценивается уже в 0,16.

С годами в мире становится все больше стран, разрабатывающих собственное вооружение. Вложение средств в НИОКР не только позволяет избавиться от постоянной необходимости тратиться на импорт, но и дает возможность перестать быть зависимым от других государств и даже начать продавать свое оружие за рубеж.

Появление же на карте мира новых горячих точек помогает оборонным предприятиям нарастить доходы. Так, по данным SIPRI, в 2017 году объем продаж вооружений и военных услуг 100 крупнейшими военно-промышленными компаниями мира составил $398,2 млрд, что на 2,5% больше показателя 2016 года и на 44% больше выручки крупнейших предприятий ОПК в 2002 году. При этом SIPRI из-за нехватки данных не учитывает в своей статистике Китай.

Оборонно-промышленный комплекс — это сложный механизм, совмещающий научные разработки, производство и продажу вооружений. При этом выполнением оборонных заказов в России, например, занимаются сотни предприятий — как производители деталей, так и те, кто осуществляет сборку готовых механизмов. И зачастую для выполнения крупного заказа предприятиям нужны дополнительные средства в виде кредитов. Поэтому любая армия мира должна пользоваться поддержкой банковского сектора, особенно если речь идет о крупных военных державах.

По данным Centre Delas, за период 2011–2017 годов индустрия вооружений получила финансирование от банков в общей сложности на сумму в $27,16 млрд. Сюда включены как кредиты, так и операции с облигациями и акциями компаний. Лидируют в этом рейтинге американские финансовые институты, обеспечившие поддержку военным предприятиям на $7,99 млрд. На втором месте с серьезным отставанием расположилась Швеция ($3,9 млрд). Россия не представлена в базе данных Centre Delas, однако, по данным «Денег», наши финансовые институты должны были бы расположиться на третьей строчке с $2,7 млрд. При этом российские оборонные предприятия не выпускают акции или облигации, а указанный банковский портфель состоит сплошь из кредитов.

Для создания, поддержания и обеспечения всем необходимым армий нужны колоссальные ресурсы — как людские, так и материальные. Поэтому авторы работы включили в анализ военных расходов и затраты на материально-техническое обеспечение. В число исследуемых стран вошли Российская Федерация, США, Китай, Индия, Великобритания, Германия, Франция, Япония и Турция, были проанализированы их военные расходы за 2019 год. На первом месте находятся США (762,2 млрд долларов), у России — 45,9 млрд. Турция — на последнем месте (14 млрд).

Главным показателем военных расходов, по мнению авторов, является их процентное соотношение с валовым внутренним продуктом. Данный показатель наиболее ярко отражает материальные затраты на военные расходы. Ситуация при этом меняется следующим образом: США выделяет около 3,7% от ВВП, Российская Федерация —3,1%, Турция — 2,2%, Франция — 2,2%, Индия —2%, Китай — 1,9%, Германия —1,8%, Великобритания —1,2%, Япония — 0,9%.

По сравнению с текущим годом в 2022-м предлагается урезать финансирование по целому ряду социальных статей. В частности, расходы на медицину уменьшатся с 1,362 трлн рублей до 1,245 триллиона. Расходы на социальную политику, которые в нынешнем году зримо увеличились (отдельные наблюдатели связали это с приближением выборов), сократятся с 6,208 трлн рублей до 5,837 триллиона. Одновременно на 152 млрд рублей – с 3,314 до 3,162 трлн рублей – окажутся урезанными расходы на пенсии в рамках госпрограммы «Развитие пенсионной системы». Также сократятся расходы по статье «Поддержка национальной экономики» – на 152 млрд рублей. Вкупе сокращение расходов по социальным статьям позволит сэкономить порядка 640 млрд рублей.

По словам Макиенко, Россия традиционно тратит больше средств на закупку новых вооружений, чем на различные социальные выплаты военнослужащим — зарплату, пенсию и так далее. По его словам, это позволяет России больше денег тратить на закупки вооружений.

При этом, как отметил Константин Богданов, рост расходов на вооружения в России не связан с увеличением объемов закупки нового оружия и техники. По его словам, увеличение расходов — «некие колебания в пределах стыка программ вооружений».

В России по традиции программы вооружений хронологически идут «внахлест» — в настоящее время действует ГПВ на 2018-2027 годы, но при этом в прошлом году завершилась программа 2011-2020. Эта схема позволяет переносить те или иные проекты на более поздний или более ранний сроки исполнения, а также более гибко планировать научно-исследовательские и конструкторские работы [НИОКР] и закупки.

По словам Константина Богданова это отражается и на росте расходов: «Там есть расходы на НИОКР, которые начинаются на старте, есть долги и хвосты, которые нужно зачищать по закончившейся госпрограмме 2020 года».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.