Военный бюджет или другими словами военные расходы — это количество расходов и затрат государства, для обеспечения обороноспособности страны, а именно для поддержки и модернизации существующих вооруженных сил страны и разработки перспективных вооружений. Величина военного бюджета страны показывает насколько она оценивает угрозы в ее адрес, а также показывает степень своей агрессии по отношению к другим государствам. Размер военного бюджет также отражает способность государства вести и финансировать военные действия. Кроме этого военный бюджет страны учитывается при оценке военный силы и мощи армии государства.
Военные расходы напрямую зависят от общего состояния экономики и величины ее ВВП. Как правило, в военный бюджет не включаются расходы на деятельность правоохранительных органов внутри государства и расходы на реабилитацию и поддержку ветеранов.
Существует две противоположные точки зрения о влиянии военного бюджета развития страны и ее экономики. Первые считают, что военные расходы стимулируют экономику государства, а вторые напротив считают что они тормозят развитие.
На текущий год военные расходы всех стран мира превысили 1.8 трлн долларов США (более 2% от мирового ВВП). Причем на долю 10 стран лидеров приходится около 75% от всех мировых расходов. Десять стран лидеров по военным расходам на 2021 годы выглядит следующим образом (статистика и данные SIPRI — Стокгольмский международный институт исследования проблем мира):
- США
- Китай
- Саудовская Аравия
- Индия
- Франция
- Россия
- Великобритания
- Германия
- Япония
- Южная Корея
США — бессменный лидер на протяжении последних десятилетий. После распада СССР у США какое-то время противников в военном плане и в 1990-е годы ее бюджет был снижен до 400 млрд долларов. Однако уже в начале нулевых из-за повышения террористических угроз в мире, а затем усилением напряженности на Ближнем Востоке военный бюджет США был вновь увеличен до показателей эпохи холодной войны — около 650 млрд долларов. В последние годы растет напряжение между США и Китаем, а также Ираном и некоторыми другими странами. Во многом из-за этого президент США Дональд Трамп принял увеличенный военный бюджет на 2021 год в размере 738 млрд долларов — максимальное значение за всю историю. Официальные данные по военным расходам на 2021 год составили 649 млрд долларов или более 35% от мировых военных расходов. Общая доля военного бюджета в ВВП США составляет — 3,2 %.
Китай — переместился на второю строчку еще в 2007 году. С тех пор его военные расходы стремительно растут и догоняют расходы США. Хотя оборонные расходы Китая росли и раньше, так их рост наблюдается уже 25-й год подряд. Хотя справедливости ради рост военного бюджета связан с первую очередь с ростом экономики Китая, так как доля военных расходов в ВВП Китая последние годы стабильно держится на уровне 1.7-1.9% от ВВП. На 2019 год военные расходы Китая составили около 250 млрд долларов. Доля военных расходом Китая в общемировых также растет и на 2021 год составляет около 14%.
Саудовская Аравия — еще несколько лет назад военный бюджет Саудовской Аравии занимал место ближе к концу первой 10. Однако, начиная с 2021 года она стабильно находится в первой тройке стран по военным расходам и на 2021 год ее бюджет составляет 67,5 млрд $. Нестабильная обстановка в регионе, а также огромные запасы нефти в стране — все это вынуждает государство беспокоится о военном бюджете страны. Доля военного бюджета в ВВП страны у Саудовской Аравии одна из самых высоких — 8.8%.
Индия — военные расходы страны составили 66,5 млрд $ или около 2,4% от ВВП страны. В многом рост военных расходов до 4 места в рейтинге связан с развитием экономики государства, кроме этого влияет на военные расходы и напряженность отношений с Пакистаном.
Франция — замыкает первую пятерку стран мира по расходам на оборону. Военный бюджет Франции на 2021 год составил 63.7 млрд долларов. или 2.3% от ВВП.
Россия — за последние годы она значительно опустилась в рейтинге. Так еще недавно в 2013-2014 годах она находилась на третье строчке в мире. На 2021 год оборонный бюджет составил всего 61.3 млрд долларов (3.9% от ВВП). Однако, многие западные эксперты подвергают сомнению сокращение военного бюджета России, и считают, что при текущей оснащенности и размеров вооруженных сил, 60 млрд будет явно не достаточно для их поддержания и модернизации.
Великобритания — является еще одной страной, которая за последние несколько лет сократила военные расходы и опустилась в списке лидеров. На 2021 год размер ее военных расходов составил — 49,9 млрд долларов.
Германия — вплотную подобралась к Великобритании. Военный бюджет 2021 составил 49,7 млрд долларов.
Япония — стабильно находится в первой десятки уже много лет. Военные расходы за 2021 год находятся на уровне 46 млрд долларов.
Южная Корея — напряженность между своим соседом — КНДР, а также общий рост расходов на оборону в азиатском регионе способствует росту военного бюджета страны. Военные расходы Южной Кореи составили 43 млрд долларов или 2.6% от ВВП.
Всесторонняя поддержка национальных проектов, включая финансовую – одна из приоритетных задач, которые обозначил Владимир Путин. Андрей Макаров, возглавляющий бюджетный комитет в Государственной думе, уверен, что ее удалось реализовать.
Общая сумма финансирования национальных проектов составит 5,693 трлн. рублей, из которых:
- на демографические проекты запланировано – 1,588 трлн.;
- на здравоохранение – 698 млрд.;
- на усовершенствование и развитие системы образования – 362 млрд.;
- на жилищные проекты и создание комфортной городской среды – 318 млрд.;
- на экологию – 278 млрд
В результате зарплаты будут повышены не на 5,8%, как планировалось ранее, а на 7,4%, пишет ТАСС со ссылкой на председателя комитета Андрея Картаполова. Закон также предписывает президенту Владимиру Путину повышать зарплату сотрудников правоохранительных органов на 5% в год сверх уровня инфляции с 1 октября 2022 года. С 1 октября 2023 года оклады офицеров будут проиндексированы на 5% выше уровня инфляции.
Расходы бюджета на «национальную безопасность и правоохранительную деятельность» увеличатся с 2,384 триллиона до 2,81 триллиона рублей в 2022 году. Увеличение составит 17% и станет рекордным с 2012 года, когда из-за протестов на Болотной площади финансирование правоохранительных органов увеличилось на 46%.
В 2022 году сотрудники правоохранительных органов получат единовременное повышение зарплаты.
Оклады офицеров, служащих Министерства внутренних дел и других силовых ведомств будут увеличены на 4% в 2022 году за счет соответствующей индексации служебных окладов (окладов по воинским должностям) и окладов по воинским или специальным званиям.
Это прямо предусмотрено в федеральном законопроекте «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».
Проект закона о бюджете уже подготовлен правительством и внесен в Думу, поэтому нет никаких ожиданий, что рост заработной платы превысит запланированные 4 процента.
Датой, с которой ежегодно индексируются зарплаты сотрудников силовых структур, традиционно является 1 октября. Правительство и Госдума не намерены менять дату индексации в 2022 году. Поэтому до 1 октября повышение зарплаты сотрудникам правоохранительных органов производиться не будет.
Каким странам дадут деньги военные США в 2022 году
Информация о ежегодном 9-процентном повышении зарплат военнослужащих и сотрудников полиции появилась в интернете после выступления президента Путина на съезде партии «Единая Россия» в августе этого года, в преддверии выборов в Госдуму в сентябре.
В то время глава государства дал депутатам Государственной Думы следующее указание:
Теперь о системных мерах: прошу депутатов Государственной Думы включить в бюджет индексацию денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов также выше уровня инфляции и предусмотреть такую повышенную индексацию и в 2022, и в 2023 годах.
Однако на данный момент нет никаких официальных признаков того, что распоряжение президента будет выполнено.
Поэтому говорить о ежегодной индексации денежного довольствия военнослужащих на девять процентов преждевременно. На данный момент это лишь ложная или беспочвенная надежда.
Как упоминалось выше, зарплаты военных будут проиндексированы на 4% в 2022 году. Такова индексация в федеральном бюджете на 2022 год.
Согласно предложению федерального бюджета, в 2022 году военные пенсии будут увеличены дважды:
- Впервые это произойдет 1 января 2022 года в связи с увеличением на 0,32% коэффициента, снижающего военные пенсии до 74%. В результате увеличения коэффициента валоризация военных пенсий в январе 2022 года будет незначительной и не превысит 0,45%;
- Вторая индексация военных пенсий состоится с 1 октября 2022 года и составит 4% за счет соответствующего увеличения окладов военнослужащих и приравненных к ним лиц.
- Дополнительная индексация военных пенсий в 2022 году проводиться не будет. Обе индексации (январская и октябрьская) являются законными и были обещаны государством военным пенсионерам еще в 2012 году.
Таким образом, в целом пенсии военных пенсионеров увеличатся не более чем на 4,45% в конце 2022 года, что ниже инфляционных ожиданий.
На последнем заседании правительства Министерство экономического развития повысило прогноз инфляции на 2021 год до 5,8 процента вместо ожидавшихся ранее 5 процентов.
Почему военные пенсионеры получают неполную пенсию?
Это напрямую связано с настройкой понижающего коэффициента.
Напомним, что 54-процентный понижающий коэффициент для военных пенсий был установлен с 1 января 2012 года в связи с увеличением денежного довольствия военных служащих в связи с преобразованием полиции в полицейские силы. Исключение составляют работники прокуратуры и Следственного комитета (для них военные пенсии рассчитываются без понижающего коэффициента).
Уже тогда, в 2012 году, работники и пенсионеры были крайне возмущены несправедливостью установления понижающего коэффициента.
Однако власти пообещали, что понижающий коэффициент является временным и будет ежегодно увеличиваться не менее чем на 2 процента или более в соответствии с уровнем инфляции, пока не достигнет 100 процентов.
Об этом четко сказано во второй части статьи 43 Закона «О военных пенсиях». Более того, глава государства даже подписал соответствующий указ № 604 в 2012 году, который предписывал правительству увеличивать военные пенсии на 2% в год сверх уровня инфляции.
Но с 2013 года не было выполнено ни одного указа президента. Даже при всех этих повышениях военные пенсии никогда не индексировались выше уровня годовой инфляции.
Что касается понижающего коэффициента, то с 2013 по 2017 год он действительно увеличивался каждый год, в том числе более чем на 2%. Но это было обусловлено только одним объективным обстоятельством — высоким уровнем инфляции.
С 2018 года о ежегодной индексации понижающего коэффициента не менее двух процентов совсем забыли: она либо заморожена, либо увеличена менее чем на два процента.
- В 2018 году понижающий коэффициент заморожен на уровне 2017 года — 72,23%;
- В 2019 году понижающий коэффициент увеличивается на 1,45% до 73,68%;
- В 2020 и 2021 годах коэффициент снижения снова замораживается, т.е. остается на уровне 2019 года — 73,68%;
- С 1 января 2022 года коэффициент снижения увеличится на 0,32%, т.е. до 74%.
Дальнейшее увеличение понижающего коэффициента зависит от президента, правительства и депутатов Государственной Думы. Ответ на вопрос, когда военные пенсионеры будут получать полную пенсию после отмены понижающего коэффициента, зависит от них самих.
По нашим расчетам, при ежегодной корректировке индекса на 2% снижения, начиная с 2023 года, военные пенсионеры будут получать полную военную пенсию только с 1 января 2035 года.
По федеральной программе «Обеспечение обороноспособности страны» планируется в 2022-23 годы рост как относительно расходов в этом году, так и относительно прошлогодних планов на этот период (на 7%); в 2024 году ожидается небольшое сокращение, но только по сравнению с уровнем 2023 года. Программа содержит социальные и инфраструктурные околовоенные проекты. Не вдаваясь в детальное рассмотрение, хотелось бы отметить, что несмотря на общий рост, инфраструктурные тематики либо не получили значительной прибавки, либо даже несколько сокращаются. Основное увеличение расходов должно обуславливаться тратами на человеческий капитал (как непосредственно на личные денежные довольствия, так и на косвенные траты: страхование, «обеспечение комплектования личным составом» и воинского учета).
Пик расходов 2023 года по этой программе обуславливается двухкратным ростом одной из самых животрепещущих позиций — «Жилищное обеспечение военнослужащих». В 2024 году, вероятно после решения неких накопившихся проблем, траты на это направление несколько снизятся — с 355,6 млрд до 286,9 млрд руб. (для сравнения, на денежное довольствие в тот же период заложено 945-982 млрд). Судя по всему, государство решило предотвратить угрозу стагнации достатка военных, пусть даже в ущерб инфраструктурным и прочим проектам. Хотя, будем откровенны: предусмотренная ежегодная индексация зарплат в 4%, конечно, лучше, чем ничего, но на субъективном уровне к тому, что такова годовая инфляция, рядовой потребитель не может не отнестись скептически.
Надо помнить, что более половины военных расходов находятся в закрытой зоне, которая может содержать любые мероприятия — как у упомянутой, так и в других сферах. Интересно, что на этом фоне был дан явный «месседж» в ядерной области: она не только шла отдельной строкой, но именно к ней привлекали внимание в комментариях для прессы причастные лица. Речь о широко разошедшемся в СМИ высказывании о «14-процентном росте расходов на ядерно-оружейный комплекс», с которым стоит разобраться подробнее.
По текущему законопроекту, расходы на него должны составить 49,8 млрд руб. в 2022, 49,3 млрд в 2023 и 56,2 млрд в 2024 годах. Как нетрудно заметить, 14% — это прирост между далеким пока что 2024 годом и небольшим сокращением (хотя с учетом инфляции более значительным) в 2023-м. Достаточно странно брать это в качестве едва ли не центрального примера для характеристики оборонного бюджета в целом. Складывается ощущение, что авторам хотелось взять наиболее крупную цифру в наиболее эмоционально-политически важной статье. Хотя тут и так есть чем похвастать: на следующий год планируется 9,5% роста по сравнению с расходами в этом году (45,4 млрд. руб.), а на период 2022-23 добавили, в сравнении с прошлогодними планами, 6-7%.
Можно предположить суть посыла в том, что на производстве боезарядов для новых комплексов («Сармат», ряд идущих НИОКР в области более легких ракет) и обслуживании парка экономить не собираются, и готовы, несмотря на идущие переговоры в области новой схемы ограничения и контроля над стратегическими наступательными вооружениями, сохранять стратегические ядерные силы. Благо, это не так дорого: как можно видеть, на эту статью приходится менее 1,5% оборонных расходов, что в целом соотносится с мировым опытом. Хотя с носителями ситуация потенциально может быть иной.
В целом оборонные расходы России — по крайней мере, в части того, что о них считают нужным рассказать — сохраняют достаточно консервативный облик. Нами явно гордились бы в НАТО и ставили в пример многим: знаменитый критерий 2/20 мы выполняем уверенно: 2% от ВВП на оборону, 20% от оборонных расходов на разработку и закупку вооружений.
Более того, нас даже «перехваливают»: традиционной для западной экспертной среды является критика России за искусственное занижение официальных оборонных расходов. Тут и намеки на занимающий 2% ВВП раздел «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», в который наряду с такими невинными вещами как закупка изданий Конституции России для вручения вместе с паспортами (между прочим, 60 млн руб. в год) входят естественные расходы на «обычное» МВД и Росгвардию, которая, конечно, так и не собралась покупать танки, но легкой бронетехники и мотострелков имеет как у нескольких немаленьких стран. И замечания о сложившемся порядке гособоронзаказа с закупкой по минимальным ценам и последующем погашении госгарантиями неизбежно возникших долгов предприятий военно-промышленного комплекса перед банками (справедливости ради, как минимум частично эти меры, откровенно названные «субсидии в целях предупреждения банкротства» или «субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях», в бюджете приведены), и многое другое.
Однако только в самых негативных оценках относительную к ВВП долю оборонных расходов России накручивают до американских 3,4-3,7%, или
чуть выше — при совершенно, конечно, несравнимых абсолютных показателях. Разумеется, в разы больше тратит и Китай. В абсолютных выражениях российские оборонные расходы ближе, например, к английским — при совершенно несопоставимых военных возможностях. Причем, об их росте даже относительно самих себя, в общем, речи не идет: да, по прошлогоднему проекту бюджетов на 2022-23 годы планировалось фактически сокращение, но и сейчас на горизонте 2022-24 годов фактически планируют только компенсировать официальную 4-процентную инфляцию (в Штатах такой бюджет называют «плоским» — хотели было такой принять на 2022 финансовый год, но не удержались из-за «китайской угрозы»). При этом в 2023 и за инфляцией-то поспевать не планируют, а отыгрывание в 2024 году «за двоих» — когда он еще будет?
Поэтому опасения и упреки в излишней милитаризации преувеличены. Возникает, скорее, беспокойство противоположной направленности: хватит ли средств на перевооружение по критическим областям? К счастью, многие связанные с этим проблемы удалось минимально закрыть в более сытые годы. Авиация, в основном, «пересела» с машин советского выпуска на технику новой постройки с достаточным ресурсом; частично перевооружили бронетехникой сухопутные войска (хотя бы линейные танковые части на модернизированные машины платформы Т-72/90); на флоте, пусть и с задержками, но идет программа строительства подплава и надводных кораблей морской зоны (корветов и фрегатов). Поэтому, например резкий спад объемов поставок истребителей в последние годы не был свидетельством особых проблем — условных Су-30, Су-35 было в целом относительно достаточно.
Но сейчас встает потребность начать, наконец, масштабные закупки техники, в создание которой долгое время вкладывали большие средства. Речь в авиации об истребителях Су-57 и современных БПЛА; в сухопутных войсках — машин семейств «Армата», «Бумеранг» и «Курганец»; на флоте встает вопрос строительства кораблей крупного водоизмещения взамен доживающих последние годы остатков «флота Горшкова». И это не считая всевозможных «новых физических принципов»: космоса как нового театра потенциальных (пока) военных действий, прекращения действия договора о ликвидации ракет средней дальности и идущего с ним рука об руку гиперзвука, в котором (как нас хвалят за океаном) мы, конечно, лидеры — но и его же производить надо серийно.
Оборонный бюджет является частью федерального бюджета США (раздел «Национальная оборона») и включает не только бюджет Министерства обороны, но и расходы на военные нужды других ведомств, в том числе Министерства энергетики, разрабатывающего и производящего ядерные боеприпасы и ядерную технику военного назначения, и Министерства по делам ветеранов. Подавляющая часть расходов на национальную оборону проходит через бюджет Минобороны. Он состоит из двух частей. В базовую часть закладываются средства на вооружение и снаряжение вооруженных сил, зарплату военнослужащим, обучение и медицинское обслуживание персонала, социальные выплаты и прочее. Траты на зарубежные военные операции относятся к бюджету OCO (Overseas Contingency Operations), при этом часть средств на эти цели проводится еще и через бюджеты Госдепартамента и Министерства внутренней безопасности.
Оборонный бюджет на 2020 год маловат, чтобы двигатся вперед, — Полторак
В России же впервые с 1990-х годов наблюдается сокращение военного бюджета: с 51,8 до 48,4 миллиарда долларов. В результате она скатывается с четвертого на шестое место в рейтинге. «Мы ожидаем, что в 2020 году российский бюджет уменьшится еще сильнее и позволит обойти себя французскому», — полагают в IHS Markit. Азиатско-Тихоокеанский регион Оборонные бюджеты в Азиатско-Тихоокеанском регионе значительно выросли, причем затраты касаются не только средств обороны территории, но и средств развертывания войск. Главное беспокойство вызывает напряженность в окружающих Китай морях, и многие статьи расходов направлены на расширение военно-морских и военно-воздушных возможностей окружающих эту зону стран. Китай, безусловно, является локомотивом региона и сохраняет за собой второе место в рейтинге (если не считать ЕС за единое целое) с результатом в 191,8 миллиарда. Если тенденция сохранится, по прогнозам IHS Markit, эта цифра может вырасти вдвое за десять лет, со 123 миллиардов в 2010 году до 233 миллиардов в 2020 году.
В начале XX века военные расходы США составляли приблизительно 1% от ВВП страны. Они резко увеличивались в периоды войн: в Первую мировую — до 20% ВВП, а в годы Второй мировой войны в среднем составляли 31,8% ВВП ежегодно. Максимума этот показатель достиг в 1945 году, когда на оборону было потрачено $93,7 млрд (41% ВВП и 79% расходной части госбюджета).
После окончания войны военные расходы США существенно сократились, но тем не менее оставались самыми высокими в мире. В их динамике наблюдались значительные колебания, связанные с военным и экономическим противостоянием двух мировых систем, изменениями в военной стратегии и политике США, участием в войне в Корее (1950-1953) и во Вьетнаме (1964-1975, ВС США были задействованы в ней по 1973 год), разработкой и производством новых видов вооружений. Так, если во второй половине 1940-х годов военные расходы США составляли приблизительно 4,7% ВВП ежегодно, в 1952-1954 годах они возросли до 14%. В 1960-е годы их среднегодовой уровень снизился до 8,4% от ВВП (при этом абсолютные цифры росли, в 1968 году — $94,3 млрд), в 1970-1980-е годы- до 5,7%.
В 1980-е годы президент Рональд Рейган взял курс на жесткое военно-политическое противостояние с СССР и объявил о начале реализации Стратегической оборонной инициативы (СОИ), предполагавшей размещение на земле и в космосе противоракетных систем для защиты от возможной атаки со стороны СССР. В связи с этим общие расходы на оборону возросли и в 1989 году достигли $343 млрд (6% от ВВП).
Андрей Картаполов: «оборонный бюджет» на 2022–2024 сбалансирован и эффективен
Самый большой глобальный объем военных ассигнований за последнее десятилетие был отмечен в прошлом году — он составил $1,917 трлн. Это на 3,6% больше, чем за год до этого, говорится в опубликованном 27 апреля докладе Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI) о тенденциях в военных расходах основных стран-игроков в 2020 году.
В первую пятерку стран с наибольшими военными расходами вошли США, Китай, Индия, Россия и Саудовская Аравия. На них приходится 62% общего объема военных затрат в мире.
Первый раз в пятерке оказались азиатские государства. Вслед за этими странами в списке идут Франция, Германия, Великобритания, Япония и Южная Корея.
В прошлом году совокупные военные расходы стран мира составили 2,2% глобального ВВП.
«В 2020 году глобальные военные расходы были на 7,2% больше, чем в 2010 году, что указывает на тенденцию последнего десятилетия к их наращиванию. Это самый высокий показатель после мирового финансового кризиса 2008 года, который, возможно, знаменует пик этих расходов», — подчеркнул научный сотрудник SIPRI доктор Нан Тьян.
Россия вернулась в первую пятерку стран с наибольшими затратами после 2020 года, когда она заняла шестую строку в мировом рейтинге с бюджетом $61,4 млрд.
Тогда РФ впервые с 2006 года не вошла в пятерку государств, тратящих больше всех на военные нужды. Это было связано с тем, что в 2017-2018 годах страна сокращала свои военные расходы. В прошлом году Россия заняла четвертую позицию: военные траты возросли на 4,5% и были равны $65,1 млрд, или 3,9% ВВП.
«Нагрузка российских военных расходов, равных 3,9% ВВП, была в 2019 одной из самых высоких в Европе. Снижение военных расходов в Саудовской Аравии (-16%) и увеличение расходов в России (4,5%) привело к тому, что Россия оказалась на четвертом месте в рейтинге стран с наибольшими военными расходами в мире в 2020 году, а сама Саудовская Аравия опустилась с третьей позиции на пятую. В 2019 году Россия увеличила расходы на обеспечение деятельности Вооруженных Сил РФ, деятельности войск национальной гвардии, а также наблюдался рост «прочих расходов Министерства обороны» (на социальную поддержку служащих и их семей и так далее)», — пояснила ТАСС научный сотрудник SIPRI Александра Куимова.
В сентябре прошлого года сообщалось, что количество выделяемых на российскую национальную оборону средств в 2020 году сократится на 110,1 млрд руб. — с 3,21 трлн руб. до 3,1 трлн руб. (почти $50 млрд). При этом к 2022 году эти расходы увеличатся до 3,33 трлн руб. Соответствующее данные обозначены в проекте федерального бюджета на 2020 — 2022 годы.
Судя по документу, государство планирует увеличить ассигнования на национальную безопасность. Если в 2020 году на эти цели выделяли 2,23 трлн руб., то в 2020 году правительство предложило увеличить расходы до 2,46 трлн руб., то есть на 225,1 млрд. руб.
Президент России Владимир Путин в последнее время все чаще говорит о необходимости сокращения расходов на оборону и безопасность. Он объясняет это прохождением «пика модернизации».
В середине ноября на совещании в правительстве глава государства обратил внимание, что основные работы по смене военного оборудования и военной техники прошли.
Незадолго до этого он отмечал, что Россия тратит на нужды Минобороны уже менее 3% ВВП. По словам президента, в стране есть тенденция к дальнейшему сокращению и этих расходов. «Конечно, сокращение военного бремени — это чрезвычайно важно, это должно быть предметом нашего особого обсуждения на будущее», — подчеркнул Путин.
При этом расходы США на военные нужды, согласно докладу SIPRI, увеличились в 2020 на 5,3%. Они достигли $732 млрд, что составляет 38% мирового объема. Прирост в Соединенных Штатах оказался равен всему военному бюджету Германии за прошлый год. «Недавний рост военных расходов США в значительной степени основан на ощущении возобновления военного соперничества между великими державами», — пояснил старший научный сотрудник SIPRI Питер Веземан.
В 1991 году впервые оборонный военный бюджет США был сокращен в абсолютном выражении и составил $288,9 млрд. В связи с окончанием холодной войны были приняты решения о сокращении ассигнований на СОИ и производство некоторых видов вооружений в соответствии с договором СНВ-1 (Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, подписан в июле 1991 года). В течение следующих 10 лет при президенте Билле Клинтоне расходы на оборону оставались примерно на уровне $270 млрд и лишь в 2000 году были увеличены до $288,8 млрд (3% от ВВП).
Россия впервые с 2006 года не вошла в пятерку стран c наибольшими оборонными расходами. Хотя мировые расходы на оборону поставили рекорд, достигнув 1,8 триллиона долларов, таким образом на каждого человека в мире потрачено 239 баксов за.. год, скажем скромно, на улучшение его здравоохранения. Итак первая пятерка стран.
- Первое место — у США, Трамп выделил $649 млрд это 3,2% от Валового внутреннего продукта, сокращенно ВВП, . что составит почти 40% от общих мировых затрат на вооруженные силы.
- На втором месте Китай — военный бюджет составит — свыше $250 млрд около 1,9% от ВВП, я полагаю, что Китай существенно занижает официальные данные о военном бюджете в 175 млрд, ежегодный рост оборонного бюджета при всех раскладах 7-8 процентов.
- Третья, Саудовская Аравия – $67,6 миллиардов, около 8,8% от ВВП
- Индия – $66,5 миллиардов 2,4% ВВП,
- Франция – $63,8 миллиардов 2,3% ВВП
- Россия в 2020 году потратила 2,8 процента ВВП и оказались на шестой позиции, с расходами на оборону $61,4 миллиарда
- Великобритания седьмая военные расходы $50 миллиардов соответственно.
С приходом в Белый дом Дональда Трампа военные расходы в 2018 году были увеличены до $700 млрд (3,6% от ВВП), бюджет Пентагона составил $589,5 млрд, из них $65,2 млрд предназначались на продолжение военных операции США за рубежом.
В 2020 году на военные нужды было выделено $716 млрд (3,1% ВВП). Министерство обороны получило $597 млрд, на закупки вооружения и военной техники было предусмотрено $144,3 млрд, на военные операции за рубежом — $67 млрд, $40 млрд были направлены на обновление ВВС, $65 млн — на разработку новых ядерных боеголовок малой мощности.
В соответствии с подписанным 20 декабря 2020 года законом, из оборонного бюджета в размере $738 млрд в 2020 году на базовые нужды Пентагона будет выделено $635 млрд, $71,5 млрд пойдет на продолжение военных операций в Афганистане, Сирии, Йемене и противодействие террористам в других странах, $40 млн — на создание космических сил. Еще $31,5 млрд — это средства на поддержание в боеспособности и модернизацию ядерного оружия по линии Министерства энергетики США, а также на другие оборонные затраты.
Состоялось второе чтение бюджетов на на 2022 и плановые 2023 — 2024 годы.
Там и бюджет ПФР и основной бюджет.
Теперь, после второго чтения, никакие поправки в бюджет уже не вносятся, никакие цифры не меняются!
Осталось только третье чтение. И оно чисто техническое. Можно считать, что бюджет уже принят!
SIPRI: Россия вошла в топ-5 стран по военным расходам в мире
Индексация социальных пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению составит с 1 апреля ежегодно по прогнозному индексу роста прожиточного минимума пенсионера за предыдущий год в 2022 году — 7,7 %,
в 2023 году — 2,5 %,
в 2024 году — 9,9 %.
Индексация страховой пенсии составит:
-в 2022 году — 5,9 %,
-в 2023 году — 5,6 %,
-в 2024 году — 5,5 %.
Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом индексации на 5,9 % устанавливается с 1 января 2022 года в сумме 6401 рубль 10 копеек.
Предполагается, что по итогам реализации поправок прожиточный минимум и МРОТ вырастут выше прогнозируемой инфляции.
Как пояснил ранее журналистам полномочный представитель президента РФ в Госдуме Гарри Минх, это составит «порядка 8,6% по одному направлению и более 8% — где-то 8,13% — по другому направлению». Согласно этим расчетам:
-МРОТ должен увеличиться до 13 тыс. 890 рублей, а
-прожиточный минимум на душу населения — до 12 тыс. 654 рублей.
Для трудоспособного населения прожиточный минимум составит 13 тыс. 793 рублей,
для пенсионеров — 10 тыс. 882 рублей,
для детей — 12 тыс. 274 рублей.
В следующем году планируется выделить дополнительно более 250 миллионов на выплаты страховых пенсий. Среднегодовой размер страховой пенсии составит 17,115 тысячи рублей в 2022 году, 17,893 тысячи в 2023 году и 18,733 тысячи – в 2024-м.
Теперь, что сказал Владимир Владимирович по поводу индексации пенсий в 2022 году. Вот отрывок официальной стенограммы:
И, наконец, третье, тоже очень важное обстоятельство – не менее важное, чем те два момента, о которых я уже сказал. На съезде партии «Единая Россия» говорил о том, что темпы индексации пенсий должны быть выше фактической инфляции. При этом напомню, что начиная с 2019 года мы строго выдерживали это правило.
Сегодня с учётом значительного роста инфляции отступать от этого принципа было бы неправильно.
Предложения по конкретным параметрам индексации пенсий сейчас прорабатываются и в Правительстве, и в Администрации, и депутаты над этим думают.
Президент предложил в следующем году проиндексировать прожиточный минимум и МРОТ опережающими темпами по сравнению с инфляцией — на 8,6 %.
«Значит, вырастут и размеры социальных пособий, которые зависят от величины прожиточного минимума и МРОТ», — пояснил Председатель Государственной Думы.
По его словам, повышение социальных выплат и зарплат коснется 19 млн граждан России.
Кроме того, по фактической инфляции в следующем году будет проиндексирован материнский капитал.
Что можно сказать с определенностью?
С определенностью можно сказать то, что позиция президента такова:
А эта позиция для нашего понимания предстоящей индексации пенсий очень важна!
Можно предположить, что если сейчас цифры инфляции уже больше 8%, то «выше инфляции» — это порядка 9% — 10%.
То есть вполне можно предположить, что цифры предстоящей индексации пенсий в 2022 году будут именно такие.
Это с одной стороны….
А с другой стороны, есть в словах Владимира Владимировича и вот такое предложение:
Простыми словами, скорее всего, это означает — «Позволит ли бюджет провести такую индексацию?»
Готовятся к войне: топ-15 стран, которые тратят на оборону больше всех
-0,4% — с 1 января 2022 года за счет увеличения ПК и
-4% — с 1 октября 2022 года за счет увеличения окладов по воинским должностям и воинским званиям действующим военнослужащим.
Всего — 4,4%…
И теперь, после принятия законопроекта о заморозке понижающего коэффициента для исчисления военных пенсий в 2022 году во втором и основном чтении НАДЕЖДЫ на более существенную индексацию военной пенсии в 2022 году, скорее всего, НЕ ОСТАЕТСЯ…
Но, как говорится, НАДЕЖДА УМИРАЕТ ПОСЛЕДНЕЙ!
Вдруг уважаемый Владимир Владимирович, как Верховный, да и сам военный пенсионер, вспомнит, что индексация военной пенсии, как раз, гораздо ниже цифр инфляционных показателей!
В результате зарплаты будут повышены не на 5,8%, как планировалось ранее, а на 7,4%, пишет ТАСС со ссылкой на председателя комитета Андрея Картаполова. Закон также предписывает президенту Владимиру Путину повышать зарплату сотрудников правоохранительных органов на 5% в год сверх уровня инфляции с 1 октября 2022 года. С 1 октября 2023 года оклады офицеров будут проиндексированы на 5% выше уровня инфляции.
Расходы бюджета на «национальную безопасность и правоохранительную деятельность» увеличатся с 2,384 триллиона до 2,81 триллиона рублей в 2022 году. Увеличение составит 17% и станет рекордным с 2012 года, когда из-за протестов на Болотной площади финансирование правоохранительных органов увеличилось на 46%.
В 2022 году сотрудники правоохранительных органов получат единовременное повышение зарплаты.
Оклады офицеров, служащих Министерства внутренних дел и других силовых ведомств будут увеличены на 4% в 2022 году за счет соответствующей индексации служебных окладов (окладов по воинским должностям) и окладов по воинским или специальным званиям.
Это прямо предусмотрено в федеральном законопроекте «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».
Проект закона о бюджете уже подготовлен правительством и внесен в Думу, поэтому нет никаких ожиданий, что рост заработной платы превысит запланированные 4 процента.
С 1 октября 2022 года оклады следующих категорий военнослужащих и приравненных к ним лиц будут увеличены на четыре процента:
- Для военнослужащих, проходящих службу по контракту;
- Те, кто служит в армии по призыву;
- Те, кто служит в Национальной гвардии, и те, кто имеет специальные полицейские звания;
- Сотрудники органов внутренних дел;
- Работники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;
- Сотрудники по принудительному труду;
- Федеральные сотрудники Национальной пожарной службы;
- Таможенники;
- Лица, ответственные за федеральный орган федеральной фельдъегерской службы.
На данный момент нет официальной информации о повышении заработной платы прокуроров и сотрудников следственных комиссий.
Похожие записи: