Срок срочного трудового договора
294 0
Всем, кто подает в упрощенном порядке, с 24 июня не нужно будет подтверждать доход. То есть ни 2-НДФЛ, ни справки о вкладе, ни другие документы о доходах у кандидатов требовать не будут, независимо от того, по какому основанию они подают на гражданство.
Закон, упрощающий получение гражданства России, затронул лиц без гражданства (ЛБГ). Они смогут оформлять российское подданство упрощенно без необходимости пятилетнего проживания по виду на жительство и без подтверждения доходов.
Это упрощение относится не ко всем лицам без гражданства, а только к тем, которые:
были в прошлом гражданами СССР;
жили ранее или проживают ныне в бывших республиках СССР;
являются совершеннолетними и дееспособными;
Изменения в порядке получения гражданства РФ
Изменения коснутся мигрантов, которые состоят в браке с россиянином/россиянкой и имеют общих детей . Им разрешили не ждать три года после заключения брака .
Более того, в законе используется формулировка, согласно которой подать на гражданство по браку и наличию детей могут «временно или постоянно проживающие на территории Российской Федерации» . Получается, что оформлять гражданство по данному основанию можно будет как при наличии ВНЖ, так и при наличии РВП.
Однако, на 100% утверждать, что действительно можно будет подавать с РВП, мы не беремся — нужно дожидаться регламента, чтобы понять, как это положение закона истолкуют миграционные органы.
Поясним: если вы состоите в браке с гражданином РФ, но общих детей у вас нет, то подать на гражданство вы сможете только через три года после заключения брака. Но если у вас с российским супругом имеются общие дети, то три года после свадьбы выжидать не нужно, можно будет подать на гражданство, имея либо РВП, либо ВНЖ.
Однако в законе используется формулировка «общих детей» (во множественном числе), поэтому пока что не понятно — для подачи на гражданство по этому основанию достаточно, чтобы был один ребенок или двое и более детей. Некоторые юристы, которые уже ознакомились с дополнительными документами к данному закону, отмечают, что на гражданство можно будет подавать и при наличии одного ребенка.
Разъяснения юриста о получении гражданства по браку и общим детям
Путин упростил получение российского гражданства и для тех, кто планирует подавать на подданство на основании российского диплома и стажа работы в РФ (пункт «е» статьи 14 ФЗ-62 «О гражданстве»).
Если иностранный гражданин получил профессиональное образование в России и после окончания вуза (техникума, колледжа) официально трудился в РФ, то он может вступить в число россиян. По действующему законодательству, стаж работы должен составлять три года. Но, после вступления в силу закона, упрощающего получение гражданства России, этот срок сократиться до года .
Иными словами — выпускники российских вузов и других профессиональных образовательных организаций после года работы в России смогут подавать на гражданство РФ упрощенно.
VIDEO
Нововведения затронут иностранцев из Белоруссии, Казахстана, Молдовы и Украины. Они после 24 июля смогут подавать на гражданство упрощенно. Это означает, что:
им не нужно будет пять лет проживать по виду на жительство;
не потребуется предъявлять справки о доходах.
То есть наличия паспорта одной из указанных выше стран и ВНЖ будет достаточно для того, чтобы оформить российское гражданство в упрощенном порядке. Выходцы из указанных стран смогут подавать на подданство РФ сразу после получения вида на жительство. Основанием будет наличие гражданства Белоруссии, Казахстана, Молдовы или Украины.
Еще раз отметим, закон не вступил в законную силу. Пока что процедура оформления гражданства происходит по-старому. Изменения начнут применять с 24 июля 2020 года .
Подписанный Президентом РФ федеральный закон о внесении изменений в закон о гражданстве РФ в 2020 году появился не просто так, а в рамках реформы миграционного законодательства.
Данные реформы обозначены в так называемой « Концепции государственной миграционной политики на 2019-2025 годы» . Данная Концепция предусматривает постепенное реформирование миграционного законодательства и института получения гражданства России.
В частности вводятся такие изменения как исключение РВП как документа и статуса. Вид на жительство становится основным документом для иностранных граждан и ступенью для получения гражданства России. Подробнее здесь — Отменили РВП или нет?
Нынешнее законодательство в сфере миграции , по мнению Президента РФ, не отвечает реалиям современного мира.
В общем, одной из целей данного реформирования является формирования понятных миграционных правил как для иностранцев прибывших для работы в РФ, так и для тех кто стремится получить гражданство России.
Один из федеральных законов, подписанных Президентом в рамках этой миграционной концепции мы и рассмотрим сегодня.
Федеральный закон о гражданстве рф: есть ли новые дополнения в фз 62 в 2020 году
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят Государственной Думой 19 апреля 2002 года
Одобрен Советом Федерации 15 мая 2002 года
(в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 151-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 03.01.2006 N 5-ФЗ, от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 01.12.2007 N 296-ФЗ, от 04.12.2007 N 328-ФЗ, от 01.10.2008 N 163-ФЗ)
В настоящем Федеральном законе содержатся принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.
Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
гражданство Российской Федерации — устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей;
иное гражданство — гражданство (подданство) иностранного государства;
двойное гражданство — наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства;
иностранный гражданин — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства;
лицо без гражданства — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства;
ребенок — лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;
проживание — проживание лица на законном основании на территории Российской Федерации или за ее пределами;
территория Российской Федерации — территория Российской Федерации в пределах Государственной границы Российской Федерации или территория РСФСР в пределах административной границы РСФСР на день наступления обстоятельств, связанных с приобретением или прекращением гражданства Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
общий порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации — порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации Президентом Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются обычные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
упрощенный порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации — порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
изменение гражданства — приобретение или прекращение гражданства Российской Федерации;
вид на жительство — документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию.
1. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 2. Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения. 3. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации. 4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его. 5. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству. 6. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации. 7. Наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами Российской Федерации, предоставляются защита и покровительство Российской Федерации. 2. Органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан Российской Федерации, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы.
1. Заключение или расторжение брака между гражданином Российской Федерации и лицом, не имеющим гражданства Российской Федерации, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц. 2. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. 3. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей.
[Закон «О гражданстве РФ»] [Глава II] [Статья 14]
1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:
а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;
б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;
в) утратил силу. — Федеральный «закон» от 23.06.2014 N 157-ФЗ.
2. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:
а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;
б) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;
в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации;
г) имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, — в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;
д) имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, — в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах.
Регулирует получение законного статуса в РФ закон о гражданстве РФ 2021 года с изменениями и дополнениями. Для иностранных граждан это основной документ, который необходимо знать.
В апреле Правительство внесло в Госдуму законопроект об упрощенной процедуре получения российского гражданства. Рассмотрен документ был очень быстро, уже 17 апреля его приняла в третьем чтении Госдума, и в этот же день он получил одобрение Совфеда. 24 апреля проект подписал Президент РФ, после чего появилась новая редакция такого документа, как закон о гражданстве РФ 2021 года. С изменениями и дополнениями нормативный акт уже доступен на всех порталах правовой информации.
Однако сам Федеральный закон ФЗ-134 от 24.04.2020г., который внес последние поправки, еще не вступил в законную силу. В соответствии с ч.
2 закона он вступает в силу по истечении 90 суток с момента публикации, предусмотренной законодательством. В настоящее время публикация всех нормативных актов РФ осуществляется в тот же день на официальном портале в сети Интернет.
Таким образом, закон вступает в силу с 24 июля 2021 года.
В связи с тем, что в данный закон были внесены определенные изменения и корректировки в текущем году, отныне ФЗ № 62 в общих положениях имеет 10 статей. Каждая из них имеет определенную смысловую нагрузку, и в каждой из них были произошли некоторые обновления.
В настоящий момент времени общие положения данного закона регулируют следующие вопросы:
Обозначение предмета регулирования данным законом.
Определение главных понятий.
Раскрытие основных законодательственных понятий о принятии российского гражданства.
Кто может считаться российским гражданином?
Возможность для каждого человека иметь два гражданства.
Правила, которые регулируют вопросы о гражданстве РФ, а также основные принципы гражданства.
Как можно защитить россиянина, если он находится не в пределах российского государства.
Детское гражданство.
Брак граждан РФ.
Документы, которые доказывают факт наличия гражданства РФ.
В целом, именно эти моменты в настоящее время по закону № 62 являются основными и требующими особенного внимания. Стоит отметить, что данные вопросы во все времена вызывали определенные споры по внесении конкретики в них.
Отныне такая необходимость у представителей государственной власти отпала – все положения общего характера были пересмотрены.
Теперь в общих положениях было дано и распространено больше основных понятий, которые имеют отношение к вопросу определения гражданства. Сюда можно относить такие термины, как двойное гражданство, порядок прекращения и приобретения гражданства, упрощенная процедура по вступлению в российское гражданство и т.п.
Итак, у каждого иностранца, который имеет намерение стать россиянином, есть в настоящее время подобная возможность.
Безусловно, для того, чтобы считаться россиянином, иностранное лицо обязательно должно удовлетворить определенные требования и условия, которые выдвигаются действительным российским законодательством.
Если обратить внимание на самые главные требования, то стоит учесть, что иностранец обязательно должен прожить на территории российского государства не меньше 5 лет. В качестве исключения могут быть только те граждане, которые имеют российские корни и те, кто является выходцам из стран бывшего СССР.
Это может произойти при следующих ситуациях:
Если иностранец отличился перед государством определенными заслугами.
Если иностранцы отличаются очень высокими достижениями в области производства техники, науки или культуры.
При ситуации, когда у иностранца имеется профессия, которая будет представлять особый интерес для России.
Иностранец получил статус беженца.
При необходимости предоставления политического убежища иностранцу.
Если выходец из СССР проходит контрактную военную службу в ВС РФ, либо прочих формированиях и войсках. При этом срок контрактной службы не должен быть менее 3 лет.
Важно понимать, что имеется особый упрощенный порядок получения гражданства, который подразумевает исключение пятилетнего срока из общих правил.
Подобная процедура получения гражданства будет распространена на следующие категории людей:
Родители или один из них у заявителя живет в России и является гражданином данной страны.
Заявитель характеризуется наличием высшего образования, полученного после 1 июля 2002 года, а также наличием гражданства от любой союзной республики.
Заявитель имеет отношение к проживанию на территории бывшей союзной республики и не имеет гражданства – является гражданином бывшего СССР.
Иностранец был рожден в РСФСР и ранее являлся гражданином СССР.
Иностранец женат на россиянке и живет в России, при том, что в браке находится не менее 3 лет.
Иностранец является ветераном ВОВ.
Лицо является нетрудоспособным и имеет совершеннолетних детей-россиян.
Если рассматривать положения данного закона более подробно, то стоит отметить, что отныне для большого количества лиц, которые были рассмотрены выше, предполагается более простой порядок для получения гражданства.
Именно эти изменения вступили в силу с того момента, когда была проведена редакция закона. Также стоит понимать при этом, что в закон было внесено дополнительно несколько понятий, связанных с гражданством, которые не фигурировали в положениях закона ранее.
Важно обратить особое внимание на то, каким стал общий порядок для того, чтобы получить иностранцу российское гражданство.
Если опираться именно на действительный закон, то можно понять, что совершеннолетние иностранцы и люди, которые не имеют гражданства, могут подать ходатайство на приобретение гражданства РФ на вполне легальных основаниях.
Основные моменты, связанные с процедурой получения российского гражданства, отражены в Федеральном законе от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
Ускоренная (или упрощенная) схема приобретения гражданства РФ утверждена в статье 14 вышеуказанного закона. В целом требования практически не изменились, но с 01.09.2017 года появилось дополнительное требование, касающееся закона о гражданстве РФ для носителей русского языка.
Иностранные лица, законно проживающие в России, являющиеся носителями русского языка и отказавшиеся от «коренного» гражданства, имеют право на заявление о приеме российского гражданства в ускоренном порядке. Однако, гражданин Украины обязан уведомить о своем отказе посольство Украины, направив нотариально заверенную копию заявления с текстом отказа.
Порядок рассмотрения вопросов, относящихся к процедуре получения гражданства РФ утвержден Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 года № 1325 (далее — Указ). Последние изменения были внесены 03.09.2017.
Указ был пересмотрен, в связи с чем утвержден ряд изменений:
1 В соответствии с пунктом 10 Указа вместе с подачей заявления на получение гражданства РФ необходимо предоставить некоторое количество документов. Новым для иностранных лиц становится возможность предъявления справки территориального органа ПФР о назначении пенсии, как варианта подтверждения дохода.
Форма заявления размещена в приложении 1 к положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ. Включает в себя сведения о заявителе и информацию о выездах за пределы РФ.
В Приложении № 3 к Указу утверждена форма заявления о принятии в гражданство РФ ребенка. Включает в себя сведения о заявителе, о ребенке и о втором родителе.
ст 14 . Закон 62-ФЗ О гражданстве РФ 2022
Вводится новая категория иностранных граждан, имеющих право обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке. Это иностранные граждане и лица без гражданства (ЛБГ), состоящие в браке с гражданами РФ и имеющие в таком браках общих детей:
такие лица вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ как при наличии РВП, так и при наличии ВНЖ, при этом, для данной категории не предусмотрено требованием о проживании в браке с гражданином РФ 3-х летнего срока;
не нужно подтверждать законный источник средств для проживания в РФ при обращении с заявлением о приеме в гражданство РФ;
но для данной категории предусмотрено требование о необходимости проживания супруга, являющегося гражданином РФ, на территории РФ.
К новой категории иностранных граждан, имеющих право обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке также добавляются граждане Республики Б еларусь, Республики Казахстан, Республики Молдова и Украины, для них:
не предусмотрено требование о необходимости проживать на территории РФ 5-летний срок со дня выдача ВНЖ;
не нужно подтверждать законный источник средств для проживания в РФ при обращении с заявлением о приеме в гражданство РФ.
Вид на жительство (ВНЖ) – это документ, который подтверждает право иностранца на постоянное проживание в России.
Обратиться с заявлением на ВНЖ можно не ранее, чем через 8 месяцев проживания в РФ на основании РВП и не позднее 4 месяцев до его окончания. ВНЖ выдается без ограничения срока действия, за исключением ВНЖ высококвалифицированному специалисту и членам его семьи.
Но имеются категории иностранных граждан, которые вправе получить такой документ, минуя стадию приобретения РВП, к ним относятся:
лица, рожденные в РСФСР и имевшие советское гражданство;
несовершеннолетние, законные представители которых постоянно проживают в РФ;
дети, родители которых получают ВНЖ;
лица, у которых дети или родители имеют ВНЖ в РФ или российское гражданство;
недееспособные, представители которых получают ВНЖ, либо имеют действующий документ;
носители русского языка (НРЯ);
иностранцы, которые ранее либо родные которых проживали на территории Крымской АССР;
высококвалифицированные специалисты (ВКС);
квалифицированные специалисты, входящие в Перечень и проработавшие в России не менее шести месяцев;
выпускники российских вузов, имеющие дипломы с отличием;
лица, которые находятся в стадии восстановления гражданства РФ;
лица, в отношении которых отменено решение о гражданстве;
категория лиц с особым статусом.
Статьёй 13 закона о получении гражданства предопределён общий порядок оформления данного документа. Согласно действующему законодательству РФ на 2021 год, иностранцы, которые уже достигли 18-летнего возраста, а также лица без гражданства могут ходатайствовать о получении гражданства на законных правах.
Время постоянного проживания на российской территории должно составлять не менее 5 лет.
Федеральный закон вменяет в обязанность мигрантам, которые приобретают российское гражданство следующие правила и действия:
неукоснительное соблюдение законодательства и Конституции РФ;
законно трудиться на предприятиях России и полностью обеспечивать себя материально;
владеть русским языком.
В законе определены также категории лиц, имеющих основания получить гражданство в упрощенном порядке.
К ним можно отнести тех, кто:
при распаде Союза не приобрел никакого гражданства и в этом случае остается апатридом;
родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;
состоит, как минимум, 3 года в официальном браке с россиянином, проживающим в РФ;
имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами РФ;
имеют ребенка, являющегося гражданином России, – в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином России, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;
имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами РФ и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, – в случае, если другой родитель указанных лиц, являющийся гражданином России, умер, либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;
получили диплом о профессиональном образовании уже после 01. 07. 2002 г. в России и работают здесь не менее одного года;
являются индивидуальными предпринимателями в РФ как минимум 3 года и уплачивают каждый год налоги, сборы и страховые взносы в ПФР не менее 1 млн руб.;
считаются инвесторами никак не меньше 3 лет;
в течение года работают по специальности, включенной в Перечень квалифицированных специалистов;
имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство России, проживающего на территории России;
являются гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдова или Украины;
признанные носителями русского языка (НРЯ);
временно или постоянно проживают на территории РФ, состоят в браке с гражданином России, проживающим на территории России, и имеют в этом браке общих детей;
ветераны Великой Отечественной войны, обладавшие подданством Советского Союза и живущие в РФ;
граждане, прибывшие в Россию до 1 июля 2002 года и получившие РВП или вид на жительство в России;
участники Программы переселения;
категория граждан, определяемая Президентом России;
ребенок иностранца и гражданина РФ может приобрести подданство РФ согласно заявлению опекуна –гражданина РФ, при согласии второго родителя;
ребенок имеет только одного родителя – гражданина РФ;
ребенок либо другое недееспособное лицо, опеку над коим исполняет гражданин РФ;
сирота либо другое недееспособное лицо, помещенное в особую организацию РФ.
Что касается порядка оформления и предоставления документов, то данный список рассматривается в каждом индивидуальном случае и зависит от причин, которыми обоснована необходимость приобретения гражданства РФ. В данный перечень уточнения вправе вносить уполномоченные работники подразделения МВД по вопросам миграции на личной консультации.
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» (62-ФЗ) 2021, 2020
(в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 151-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 03.01.2006 N 5-ФЗ, от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 01.12.2007 N 296-ФЗ, от 04.12.2007 N 328-ФЗ, от 01.10.2008 N 163-ФЗ, от 30.12.2008 N 301-ФЗ, от 28.06.2009 N 127-ФЗ, от 12.11.2012 N 182-ФЗ, от 02.07.2013 N 169-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 02.11.2013 N 299-ФЗ, от 20.04.2014 N 71-ФЗ, от 20.04.2014 N 72-ФЗ, от 04.06.2014 N 142-ФЗ, от 23.06.2014 N 157-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 31.12.2014 N 507-ФЗ, от 01.05.2016 N 124-ФЗ, от 29.07.2017 N 243-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ, от 27.12.2018 N 544-ФЗ, от 03.07.2019 N 165-ФЗ, от 18.07.2019 N 188-ФЗ, от 26.07.2019 N 232-ФЗ, от 26.07.2019 N 236-ФЗ, от 18.03.2020 N 58-ФЗ, от 18.03.2020 N 63-ФЗ, от 24.04.2020 N 134-ФЗ, от 13.07.2020 N 209-ФЗ, от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
Принят Государственной Думой 19 апреля 2002 года
Одобрен Советом Федерации 15 мая 2002 года
В настоящем Федеральном законе содержатся принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.
Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
гражданство Российской Федерации — устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей;
иное гражданство — гражданство (подданство) иностранного государства;
двойное гражданство — наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства;
иностранный гражданин — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства;
лицо без гражданства — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства;
ребенок — лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;
проживание — проживание лица на законном основании на территории Российской Федерации или за ее пределами;
территория Российской Федерации — территория Российской Федерации в пределах Государственной границы Российской Федерации или территория РСФСР в пределах административной границы РСФСР на день наступления обстоятельств, связанных с приобретением или прекращением гражданства Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
общий порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации — порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации Президентом Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются обычные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
упрощенный порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации — порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
изменение гражданства — приобретение или прекращение гражданства Российской Федерации;
вид на жительство — документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию.
1. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
2. Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения.
3. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации.
4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.
5. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.
6. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.
7. Наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
ФЗ «О гражданстве РФ»: редакция 2021 года
Гражданами Российской Федерации являются:
а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона;
б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
1. Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
2. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.
3. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, гражданин Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), имеющий также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве (далее также — документ на право постоянного проживания в иностранном государстве), обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового — по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации — по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве. (в ред. Федеральных законов от 04.06.2014 N 142-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
Гражданин Российской Федерации, указанный в абзаце первом настоящей части или в части 1 статьи 6 Федерального закона от 4 июня 2014 года N 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), в связи с нахождением за пределами Российской Федерации не подавший уведомление, указанное в абзаце первом настоящей части, в сроки, установленные соответственно абзацем первым настоящей части и частью 1 статьи 6 Федерального закона «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», обязан подать такое уведомление не позднее тридцати дней со дня въезда в Российскую Федерацию. (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 507-ФЗ)
4. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, законный представитель гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), обязан подать письменное уведомление о наличии у данного гражданина иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового — по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у данного гражданина места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации — по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве. (в ред. Федеральных законов от 04.06.2014 N 142-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
1. Лицо, приобретающее гражданство Российской Федерации по одному из оснований, предусмотренных пунктами «б» — «г» статьи 11 настоящего Федерального закона (за исключением лиц, указанных в части второй настоящей статьи), обязано принести Присягу гражданина Российской Федерации (далее — Присяга):
«Я (фамилия, имя, отчество), добровольно и осознанно принимая гражданство Российской Федерации, клянусь:
соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации, права и свободы ее граждан;
исполнять обязанности гражданина Российской Федерации на благо государства и
общества; защищать свободу и независимость Российской Федерации;
быть верным России, уважать ее культуру, историю и традиции».
2. От принесения Присяги освобождаются лица:
а) не достигшие возраста восемнадцати лет;
б) признанные недееспособными или ограниченные в дееспособности вступившим в законную силу решением суда;
в) неспособные вследствие ограниченных возможностей здоровья прочитать или произнести текст Присяги и (или) собственноручно его подписать;
г) иные лица в соответствии с решениями Президента Российской Федерации.
3. Присяга приносится лицом после принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, решения о приобретении этим лицом гражданства Российской Федерации.
4. Порядок принесения Присяги устанавливается Президентом Российской Федерации.
1. Лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с «заявлениями» о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а» и «в» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные лица имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, и не получили гражданство этих государств.
2. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а» и «в» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:
а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;
б) состоят не менее трех лет в браке с гражданином Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации;
в) имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации;
г) имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, — в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах ;
д) имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, — в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;
е) получили после 1 июля 2002 года профессиональное образование по основным профессиональным образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, в образовательных или научных организациях Российской Федерации на ее территории и осуществляют трудовую деятельность в Российской Федерации в совокупности не менее одного года до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;
ж) являются индивидуальными предпринимателями и осуществляют предпринимательскую деятельность в Российской Федерации непрерывно не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности. При этом в указанный период сумма уплаченных такими гражданами и лицами в каждом календарном году налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога, государственной пошлины и осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет не менее 1 миллиона рублей;
з) являются инвесторами, чья доля вклада в уставный (складочный) капитал российского юридического лица, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности, составляет не менее 10 процентов непрерывно не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. При этом размер уставного (складочного) капитала такого юридического лица должен составлять не менее 100 миллионов рублей и в указанный период сумма уплаченных таким юридическим лицом в каждом календарном году налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением государственной пошлины и осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет не менее 6 миллионов рублей;
и) осуществляют не менее одного года до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации трудовую деятельность в Российской Федерации по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства — квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;
к) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;
л) являются гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдова или Украины.
Основным нормативно-правовым документом, регулирующим вопросы гражданства Российской Федерации, является ФЗ РФ № 62 (от 31.05.2020). Его условиями определяют порядок и основания для приобретения и прекращения российского гражданства.
Гражданином России признается лицо, имеющее стойкую связь с государством в виде взаимных прав и обязанностей. Это значит, такой человек подчиняется всем законодательно установленным правилам и нормам РФ. А государство в лице органов власти оказывает данному лицу защиту и помощь, как на российской территории, так и за пределами.
Законодательство предусматривает несколько способов получения гражданства РФ:
По праву рождения.
Прием в российские граждане (натурализация).
Восстановление ранее утраченного гражданства.
Основная часть россиян приобрела свой гражданский статус по отношению к стране по праву рождения. Ребенку автоматически присваивают российское гражданство, если оно имеется у обоих родителей или у одинокого родителя. В таком случае неважно, где родился данный ребенок. Он, все равно, гражданин России.
Если российское гражданство имеется у одного родителя, а второй является подданным (гражданином) иного государства или апатридом, ребенку, чтобы считаться россиянином, необходимо родиться на территории РФ. В таком случае вступает в силу право почвы. Это же право позволяет приобрести гражданство РФ детям, рожденным на ее территории, если после рождения малыш остается сиротой и живет на территории РФ полгода.
Восстановление гражданства – это многоступенчатая процедура. Означает, что ранее человек являлся гражданином РФ, а затем сменил гражданство. Например, после усыновления иностранцами или по личному решению уже, будучи совершеннолетним. Восстановление требует личного обращения с заявлением в органы исполнительной власти России. Проходит быстрей, чем натурализация.
Ежегодно российское гражданство получают в результате натурализации около 500 тысяч человек. Можно предположить, что в ближайшие годы их станет больше в результате поправок, внесенных в основной закон о гражданстве в 2020 году. Особенно, если восстановится прежний поток лиц, пересекающих границу, уменьшившийся с апреля 2020 года из-за пандемии коронавируса.
ФЗ РФ № 62 предусматривает две основные схемы приобретения российского гражданства:
Общую.
Упрощенную.
Общий порядок не пользуется особой популярностью. На него приходится чуть более 5 % от всего числа лиц, приобретших гражданство РФ. Предусматривает длительный процесс, растянутый на несколько лет. Именно на него приходится основная часть отказов в гражданстве.
Упрощенный порядок реализуется в стране уже несколько лет. Он предусматривает возможность ускоренного получения гражданства, когда не нужно проходить промежуточные этапы оформления РВП, ВНЖ.
В апреле 2020 года Госдума приняла новый закон о гражданстве РФ – ФЗ № 134 (от 24.04.2020). Он своими условиями внес изменения в ФЗ РФ № 62. И предоставил возможность в ускоренном и упрощенном порядке получить российское гражданство определенным группам лиц: выходцам из Белоруссии, Казахстана, Молдовы и Украины. Плюс иностранным гражданам и апатридам, заключившим браки с россиянами, выпускникам высших учебных заведений РФ и пр.
Новым законом упрощенный порядок получения гражданства предусматривается не для всех. Тем, кто не может на него претендовать, придется действовать в рамках общей процедуры, которая может растянуться более чем на восемь лет.
Для получения гражданства РФ в общем порядке необходимо удовлетворять ряду требований:
После получения ВНЖ жить на российской территории не менее пяти лет подряд. Выезд за границу допускается, но суммарная продолжительность отлучек не может быть дольше трех месяцев в течение одного календарного года.
Изъясняться, читать и писать на русском языке. Иногда для подтверждения собственных знаний достаточно документов об образовании. Но большинству претендентов приходится сдавать специальный экзамен и по его результатам получать сертификат, подтверждающий степень владения языком.
Иметь постоянный официальный доход. Это может быть заработок, прибыль от ведения собственного бизнеса, доход от сдачи имущества в аренду, стипендия и т.д. Необходимый предел – это уровень прожиточного минимума для трудоспособных граждан в регионе проживания. В самом законе четких требований к уровню дохода не прописано, но есть устоявшаяся практика.
Похожие записи: