Необходимый страховой стаж для пенсии в молдове в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Необходимый страховой стаж для пенсии в молдове в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Объявления
  • Реклама в газете
  • Реклама на сайте

Всё про пенсию в Молдове: сколько, когда, как

  • Правила использования
  • Правила комментирования на сайте
  • Дисклеймер
  • Политика конфиденциальности «СП»

В ст. 8 действующего с 2015 года ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ в актуальной редакции от 30.04.2021 установлены следующие условия, выполнение которых является обязательным для возникновения права на назначение пенсии по старости в общепринятом случае (без учета права на ее досрочное назначение):

  • Человек достиг определенного возраста: мужчина — 65 лет, женщина — 60 лет с учетом повышения пенсионного возраста в переходный период (применительно к нормам приложения 6 к ФЗ РФ № 400). Раньше, до применения ФЗ РФ № 400: 60 лет — для мужчин и 55 — женщин.
  • Продолжительность имеющегося страхового стажа превышает минимально необходимую величину, установленную для года назначения пенсии (не меньше 15 лет для 2024 года).
  • Он имеет индивидуальный пенсионный коэффициент в нужном размере (не менее 30 баллов).

Страховой (трудовой) стаж для получения пенсии в Республике Молдова

Размер больничного согласно ст. 7 255-го закона напрямую зависит от величины страхового стажа.

Если сотрудник работает в организации и является временно нетрудоспособным из-за болезни, травмы, карантина, протезирования или нахождения в санаторно-курортном учреждении (по медицинским показаниям), то:

  • при стаже до 5 лет он получит пособие в размере 60% от среднего заработка;

  • при стаже от 5 до 8 лет – 80%;

  • при стаже от 8 лет — 100%.

Пособие по уходу за больным ребенком рассчитывается аналогично:

  • если ребенок проходит лечение амбулаторно, то пособие в размере 60, 80 и 100% начисляется только в первые 10 дней больничного, а за последующие – в размере 50% от среднего заработка;

  • при лечении в стационаре размер выплат зависит только от величины стажа.

При временной нетрудоспособности по причине ухода за взрослым членом семьи (амбулаторно) размер пособия определяется так же, как при расчете больничного из-за собственного заболевания сотрудника.

В некоторых случаях размер пособия не зависит от стажа:

  • если нетрудоспособность возникла из-за профессионального заболевания или травмы на производстве, то размер пособия составляет 100% от среднего заработка;

  • если сотрудник уволился из компании, но с даты увольнения не прошло 30 календарных дней, он может также обратиться за больничным – в этом случае, размер пособия составит 60% от среднего заработка.

Нововведения в законодательство обеспечивают индексацию для работающего пенсионера в течение каждых 2 лет. Эта поправка относится лишь к тем, кто стал пенсионером в 2017 году.

Выплаты для пенсионеров, ставших таковыми после 2007 года, изменятся скоро. Если человек вышел на заслуженный отдых в указанном году, то на данный момент его доход составляет 1798 леев, а после реформы он будет распоряжаться уже суммой в 2440 леев.

Начиная с 2017 года, вся групповая классификация инвалидности упраздняется. Вместо предыдущей типизации вводят тяжелую, выраженную и среднюю степень. Ключевая роль отводится трудоспособности. Она определяется в процентах от 0 до 63%. Но реформа не предполагает лишать инвалидов уже выписанных документов и льгот.

В 2020 году увеличивались выплаты для ухода за человеком с тяжелой степенью инвалидности, ведь он ему необходим постоянно. Денежное пособие возросло с 290 до 490 леев. Если у человека наблюдаются нарушения в опорно-двигательном аппарате, то гражданин имеет возможность получить ежегодную компенсацию по расходам, которая составляет полтысячи леев.

Согласно новому закону, при определенных условиях допускается досрочный выход на пенсию. Это можно сделать раньше на 36 месяцев положенного срока.

Важнейшим условием для оформления досрочной пенсии является наличие страхового стажа, который соответствует действующему закону о пенсионных отчислениях.

К не страховым периодам следует отнести:

  1. Прохождение воен. службы (срочной, сокращенной или контрактной).
  2. Декрет.
  3. Непродолжительную нетрудоспособность.
  4. Очную учебу.

Размер пенсионных отчислений аналогичен сумме пособия по старости. Не страховой стаж может быть засчитан после досрочного оформления пенсионных отчислений.

Начиная с 01.04.2017 рассчитать размер пособия можно по новой формуле:

  • общий срок работы;
  • накопительный коэффициент, составляющий 1,35%;
  • месячный усредненный застрахованный доход.

Формула для расчета пенсионных отчислений выглядит следующим образом: P (пенсия)=1.3% x Tt (период общего страх. стажа) x Vav (усредненный застрахованный 30-суточный доход).

Накопительная ставка составляет 1,36%. По некоторым данным, размер пенсии в Молдове будет увеличен на 6-26%. «Минималка» для лиц, задействованных в сельскохозяйственном секторе, в этом году вырастет на 22%.

Как считаются пенсионные отчисления и выплаты?

Пособие в размере 36 тыс. леев сегодня получает бывший сотрудник банковской сферы. Имя этого человека держится властями страны в секрете.

Солидную пенсию, пусть и не такую высокую, получают:

  1. Министры.
  2. Депутаты.
  3. Сотрудники охранной системы.
  4. Сотрудники полиции.
  5. Прокуроры.
  6. Судьи.

Размер пенсии президента страны составляет 7,5 тыс. леев.

Анонимный источник утверждает, что пенсионные отчисления в размере 7,0 тыс. леев получают близкие родственники официальных лиц.

Согласно законодательству страны, пенсия крупных чиновников составляет 74% от заработной платы. Размер пособия варьируется от 4500 до 5000 леев.

Первый вопрос, который встанет на пути любого трудоспособного гражданина этой страны с перспективой будущей пенсии — это, какого размера будут его личные пенсионные выплаты? Рассчитать сумму несложно. Как известно, основа пенсии в Молдове — это обязательные страховые взносы, которые каждый работодатель ежемесячно выплачивает государству, а именно 6% от годового заработка работника.

Деньги перечисляют на индивидуальный лицевой счет, который есть у каждого официально принятого на работу человека. Именно поэтому, так важно всегда настаивать на официальном трудоустройстве.

Лицевой счет государство в праве оформить с момента, когда работнику на руки выдают так называемую желтую карточку, или страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.

Чем больше денег работодатель перечисляет на счет подчиненного, тем больше, в итоге, будет его пенсия.

По сути, пенсия — это денежное вознаграждение от государства за годы усердной и кропотливой работы. Размер ее напрямую зависит от трудового стажа и уровня заработной платы сотрудника. Минимальная пенсия в Молдове на сегодняшний день составляет 641 лей.

В нашей стране пенсии по возрасту назначаются в соответствии с нормами Закона о пенсиях государственного социального страхования от 1998 года. По закону женщины начинают получать пенсию после 57 лет. При подтверждении страхового стажа 30 лет — на полную пенсию или, не менее 15 лет — на неполную пенсию. То есть на пособие.

Мужчины должны достичь возраста 62 лет и подтвердить страховой стаж в 32 года.

В каждом последующем году, 1 июля, страховой стаж для мужчин увеличивается на 6 месяцев, пока не достигнет 35 лет.

Непосредственно формулу расчета пенсии также можно найти на страницах данного закона. Она сложна и замысловата, но при более тщательном изучении, с ней можно справиться.

Кроме того, государство ежегодно проводит индексации (увеличение) пенсионных выплат. В этом году индексирование составит 7, 95 процентов с 1 апреля.

Коэффициент индексации рассчитывают при помощи средних данных о росте индекса потребительских цен и сумме средней заработной платы по стране за предыдущий год.

Кстати говоря, один из способов увеличить пенсию — это заработать трудовой стаж больше, чем требует законодательство, то есть больше 35 лет. Тогда, согласно Закону о пенсиях государственного социального страхования, за каждый дополнительный год страхового стажа работник получает надбавку в размере 2%.

Второй вопрос, для человека, достигшего пенсионного возраста — это ее оформление.

В первую очередь, следует знать, что избежать «бумажной волокиты» не получится.

Для оформления, необходимо подать заявление (лично, либо через представителя) о назначении пенсии в Территориальную кассу социального страхования по месту жительства. Затем, предоставить следующие документы:

  • удостоверение личности,
  • трудовая книжка,
  • документ, который подтверждает получение застрахованного дохода (справка о заработной плате).

В отдельных случаях могут попросить также представить:

  • диплом об окончании высшего учебного заведения на дневном отделении;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • военный билет и др.;
  • справку о нетрудоспособных членах семьи;
  • документы, подтверждающие нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении;
  • сведения о рождении детей и воспитании их до восьмилетнего или десятилетнего возраста;
  • заявление о праве на досрочную пенсию как безработному;
  • данные об участии в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
  • данные об изменении фамилии, имени, отчества.

Пенсия по возрасту назначается со дня возникновения права на нее, т. е. когда человек достигает пенсионного возраста, если заявление и все необходимые документы были представлены не позднее 30 дней с этой даты. Если же документы будут поданы после истечения данного срока, пенсия назначается со дня подачи последнего необходимого документа. Представленные документы рассматриваются Территориальной кассой социального страхования в 15-дневный срок со дня подачи заявления.

После вынесения решения и введения в информационную базу данных для соответствующей обработки документов оформляется выплата пенсии.

Важно помнить, что граждане Молдовы, которые по трудовой книжке проработали менее 15 лет, не могут претендовать на трудовую пенсию. Дело в том, что по закону, для получения полноценных пенсионных выплат, необходимо представить государству доказательства того, что вы трудились верой и правдой более 30 лет. Если же у вас нет стажа — не будет и пенсии. В качестве компенсации могут предложить только социальное пособие, и то, для тех, кто проработал не менее 15 лет.

Подводя предварительные итоги можно добавить, что если вы уже осознали, что размер пенсионных выплат в будущем вас не устроит, можно рассмотреть другие, вполне законные варианты:

1. Деньги можно вложить в недвижимость и жить на ренту от квартиры. Или в акции крупных компаний, которые будут приносить стабильные дивиденды.

2. Можно оформить частную пенсию в негосударственных пенсионных фондах. Как правило, они больше популярны за границей. Для оформления такой пенсии достаточно подписаться на частную пенсионную программу любой страховой компании Молдовы. Можно самостоятельно выбрать валюту страхования — молдавский лей, евро или американский доллар, а также самостоятельно решить, вносить вклад раз в полугодие, ежегодно или единовременно. Главное, сумма ежегодного вклада должна быть не менее 100 долларов США. Частную пенсию можно получать, начиная с 55 лет, ежемесячно или единовременно — согласно договору. В итоге частная пенсия составит в среднем на 20% больше, чем сумма вклада.

3. Можно «запрятать накопленные средства в чулок», но желательно в разной валюте. Это сохранит ваши сбережения от падения курса той или иной валюты.

И главное, нужно всегда помнить о том, что жизнь — непредсказуема. Отнеситесь к выходу на пенсию серьезно, и вдвойне серьезно к своим отложенным «на старость» деньгам. Откладывайте регулярно, и ни под каким предлогом не трогайте эти деньги (разве что при угрозе жизни).

В настоящее время в соответствии с Законом Республики Молдова «О пенсиях государственного социального страхования» в стране существует формула расчета размера пенсий по возрасту, которая зависит от продолжительности и времени получения страхового стажа работника (как общего, так и приобретенного до или после 1999 года1). В этой связи пенсионную формулу часто условно разделяют на две части – старую, по которой учитывается стаж, приобретенный до 1999 года и новую, используемую для учета стажа приобретенного после 1999 года.

Формально обе пенсионные формулы гендерно нейтральны, поскольку не включают указания на пол работника, для которого эта пенсия рассчитывается. Однако в реальности при расчете пенсий учет половой принадлежности будущего пенсионера все же происходит, но косвенным образом. Так, одним из параметров, на которые опираются расчеты размера пенсий, служит пенсионный возраст, а он дифференцирован по признаку пола (62 и 57 лет, соответственно у мужчин и женщин). Кроме того, часть параметров пенсионных формул имеют устойчивые гендерные различия в силу различия положения мужчин и женщин в трудовой и семейно-бытовой сфере, что так же отражается на конечном результате расчета. Как говорилось выше, в настоящее время заработная плата женщин ниже, чем у мужчин и есть основания полагать, что и страховой стаж женщин ниже мужского, хотя количественная оценка такого различия пока недоступна.

Однако указанные формулы обладает разным потенциалом формирования гендерных различий пенсионных выплат и их «вес» в формировании суммарной пенсии изменяется от поколения к поколению. Поэтому важно проследить динамику и осуществить прогноз гендерных различий пенсионных выплат в Молдове на ближайшие годы.

Анализ старой пенсионной формулы расчетов размеров пенсий по возрасту

Расчеты показали, что пенсионные формулы, используемые в настоящее время в пенсионной системе Республике Молдова, по-разному формируют гендерную асимметрию пенсионного обеспечения. Старая пенсионная формула «сглаживает» различия в положении мужчин и женщин в сфере занятости и на рынке труда, нивелирует гендерно асимметричное использование социально полезных перерывов в оплачиваемой занятости. При расчете размеров пенсий по новой формуле существующая прямая и косвенная дискриминация в сфере занятости напрямую транслируется в сферу пенсионного обеспечения. В результате постепенный переход расчетов размеров пенсий со старой на новую пенсионную формулу при всех прочих равных условиях будет способствовать росту гендерных различий в размерах пенсий. Причем рост этих различий будет плавным только до 2022 года, затем последует скачкообразный их рост (что связано с полным переходом расчетов по новой пенсионной системе), после чего наступит стабилизация.

Гендерный разрыв в размерах пенсий будет увеличиваться и из-за меньшего страхового стажа женщин (по сравнению со страховым стажем мужчин), что является главным образом следствием гендерно асимметричного использования социально полезных перерывов в занятости и гендерных различий в стратегиях получения образования. Таким образом, отсутствие действующих механизмов учета социально-значимых перерывов занятости в страховом стаже, недостаточное развитие сети дошкольных учреждений, а также широкое распространение традиционных гендерных ролей входит в противоречие не только с образовательной и демографической политикой государства, но и с долгосрочными интересами самой пенсионной системы, сдерживая рост рождаемости в стране.


1. Год вступления в силу Закона республики Молдова «о пенсиях государственного социального страхования»

2. В данной работе мы не обсуждаем влияние гендерного разрыва в заработной платы на размеры пенсий, считая этот вопрос непрофильным для пенсионного обеспечения.

Пакет документов, необходимых для получения пенсии

Закон гласит, что претендовать на пенсию могут лишь граждане, постоянно живущие на территории Республики. Реализовать свое право возможно:

  • по достижении пенсионного возраста;
  • когда гражданин теряет трудоспособность;
  • по потере кормилица;
  • получает статус инвалида.

Период страхового стажа увеличился на полгода. Теперь, граждане, планирующие выход на пенсию после 01.07.2017 года, попадают под новые установленные законодательством сроки:

  • мужчины могут оформить пенсию, достигнув 62-х лет и четырех месяцев, при условии, что их страховой стаж не менее 33-х лет и шести месяцев;
  • женщины могут рассчитывать на пенсию с 57-и с половиной лет, имея 30 с половиной лет стажа.

Дополнительная информация! Законодательством уже предусмотрено уравнивание нормы выхода на пенсию мужского и женского населения Молдовы. Это будет осуществляться поэтапно – повышение пенсионного возраста будет происходить ежегодно.

Желание граждан получить пенсию раньше срока, более чем понятно. Новый проект о пенсии включает пункт, который при определенных условиях предусматривает оформление пенсии раньше стандартного срока на 3 года.

Первым обязательным условием является наличие страхового стажа, соответствующего действующему закону. Кстати, в данном случае, не страховой стаж игнорируется.

В числе не страховых периодов:

  • срочная или сокращенная военная служба;
  • военная служба по контракту;
  • декретный отпуск;
  • временная нетрудоспособность;
  • дневное обучение;
  • и другие.

Размер пенсии остается тот же, что и при достижении пенсионного возраста, а не страховой стаж засчитывается после досрочного оформления пенсии по достижению стандартного возраста.

А вот главным вопросом любого гражданина Молдовы остается – «какую пенсию я буду получать?» Необязательно достигать пенсионного возраста, чтобы вычислить размер бедующей пенсии.

Работодатели ежемесячно переводят в государственный фонд 6% от дохода каждого сотрудника. Полученные средства хранятся на лицевом счете каждого официально зачисленного в штат работника. Получается, что размер пенсии также зависит от размера зарплаты.

Важно! Следует учитывать, что каждый год государство индексирует пенсионные выплаты. С 01.04. 2017 года, индексация составляет 7,95%.

По нынешним расчетам размер средней пенсии не достигает даже прожиточного минимума. Средняя пенсия, после индексации 2017, дотянула до 1495,72 лея, при том, что еще в начале 2017 года молдаване, получали 1356,75 лея.

В самом худшем случае, молдавские пенсионеры могут рассчитывать на пенсию в размере 961 лей.

Такая на сегодня «минималка» выплачивается по достижению возраста. Но в случае с группами инвалидности, дела обстоят еще хуже, пенсия для 1 группы составляет всего 720,75 лей, для второй – 672,70, для третей – 480,5 леев, что почти в 4 раза меньше прожиточного минимума.

Самые мизерные пенсии получают в Молдове в случаях потери кормильца, за выслугу лет, ввиду органичных возможностей.

Глава Управления политики в сфере социального и медицинского страхования МЗТСЗ уточнила, что в случае, если гражданин Республики Молдова проработал в стране десять лет, а в каком-либо другом государстве, подписавшем соглашение, например, 15 лет, уже достигнув пенсионного возраста, он должен подать заявление в НКСС, а НКСС отправляет форму на основе предоставленных документов государству, подписавшему соглашение, чтобы подтвердить период деятельности.

Государство, подписавшее соглашение, заполняет форму и отправляет его в Республику Молдова. Таким образом, НКСС насчитывает эти десять лет работы в Молдове и 15 лет – в государстве, подписавшем соглашение, для определения пенсии. «Затем НКСС рассчитывает и выплачивает пенсию человеку на основе десяти лет работы в Молдове, а Португалия, например, на основе 15 лет работы в Португалии, и переводит на счет человека, независимо от места его проживания. Каждая сторона отправляет сумму, соответствующую страховому стажу», – утверждает Диана Чеботару.

Представитель министерства также говорит, что, в случае отсутствия соглашения между Республикой Молдова и Португалией, люди, проработавшие на территории Молдовы только десять лет, не получали бы пенсию, поскольку минимальный стаж, необходимый для получения пенсии, составляет 15 лет.

В Молдове размер пенсии рассчитывается на основе трудового стажа и cреднемесячного застрахованного дохода. Минимальный трудовой стаж, необходимый для получения права на пенсию, составляет 15 лет. Для этих людей, государство устанавливает неполную минимальную пенсию в размере 961 лея. Если, до 2017 года, полный трудовой стаж для мужчин составлял 34 года, а для женщин – 30 лет, то до 2024 года полный страховой стаж для женщин также увеличится до 34 лет. Люди с полным трудовым стажем получают среднюю ежемесячную пенсию в размере 1456 леев.

Данные Национального бюро статистики (НБС) показывают, что прожиточный минимум, рассчитанный для пенсионеров в начале 2017 года, составлял 1566 леев, а средний размер пенсии – на 110 леев меньше – 1456 леев.

Юрие Плэмэдялэ вышел на пенсию в 2015 году, после более 33 лет работы, с пенсией в размере 723 леев в месяц, сумма, которую обычно получают люди с неполным трудовым стажем – как минимум 15 лет.

В ответе, предоставленном НКСС главному герою, уточнялось, что «размер пенсии был рассчитан из коэффициента зарплаты за самые благоприятные 60 последовательных месяцев за последние 15 лет деятельности до 1999 года, а за период после 1999 года – на основе среднего ежемесячного дохода в размере 1462 леев». Таким образом, за трудовой стаж 27,3 лет, по подсчетам НКСС, должны были платить 723 лея, плюс сто лей финансовой поддержки от государства, поскольку он получает частичную пенсию.

Хотя Плэмэдялэ проработал еще шесть лет в России, в двух фирмах, что позволило бы ему рассчитать полную, а не частичную пенсию, документы из-за границы, подтверждающие это, не были отправлены Российским пенсионным фондом Кишинёвской Национальной кассе социального страхования, хотя подавалось несколько запросов.

После того, как Российский пенсионный фонд подтвердил уплату налогов в течение этого периода в Российской Федерации, НКСС уточнила, что пересмотрит размер пенсии. В начале 2018 года, минимальный размер пенсии составлял 961 лей, согласно данным НКСС. Юрие Плэмэдялэ возмущен расчетом частичной пенсии, ведь он отработал необходимое количество лет.

НКСС, в свою очередь, предупреждает граждан, что, для того, чтобы годы, отработанные за границей, учитывались при расчете пенсии, подтверждающие документы должны быть представлены ответственным учреждением этого государства.

В случае установления пенсии по возрасту на основе положений двусторонних соглашений в области социального страхования, участником которых является Молдова, необходимо подать в НКСС заявление вместе со следующими документами в оригинале и копии: удостоверение личности, трудовая книжка или другие документы, подтверждающие период страхового стажа, диплом об образовании в дневном отделении высшего учебного заведения, военный билет или документы, подтверждающие прохождение военной службы, и документы, подтверждающие период ухода за инвалидом I группы или пожилым человеком, достигшим возраста 75 лет (до 01.01.1999).

МЗТСЗ заявляет, что в настоящее время ведутся переговоры с Израилем, Латвией и Беларусью для подписания соглашений в области социального страхования. Кроме того, планируется начать консультации с Грецией и Италией. Республика Молдова еще не подписала соглашения о пенсионном страховании с Италией, Грецией, Испанией, США и Канадой, где работают сотни тысяч граждан Молдовы.

Граждане Республики Молдова, которые не уплачивают социальные взносы в Молдове или в странах, которые, через двусторонние соглашения, могут предоставить право на пенсию, останутся с намного более маленькой пенсией или с социальным пособием от государства в размере нескольких сотен лей.

Поскольку действующие соглашения (за исключением Белоруссии) лишали граждан права на пенсию в случае работы после 2002 года в другом государстве, это было серьезной проблемой. И только в декабре 2019 года стало ясно, что проблема будет решена.

В Санкт-Петербурге было подписано соглашение между странами-членами Евразийского экономического союза, куда кроме России входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения. Это соглашение в течение 2020 года ратифицировали парламенты всех стран-участниц, и с января 2021 года оно вступило в силу.

Если говорить кратко, новое соглашение распространяет принцип пропорциональности на все страны ЕАЭС. По сути, теперь в любом государстве из этих пяти можно оформить пенсию, заработанную в любом другом государстве ЕАЭС, причем если стаж был в двух или более государствах, каждое будет платить свою долю пенсии.

Итак, общие черты нового соглашения таковы:

По «пенсионному» Соглашению между странами СНГ и российскому законодательству пенсионные права, сформированные до 2002 года, можно было учесть и для расчета суммы пенсии – но только по официальному курсу Центробанка РФ. По факту пенсии выходили низкими – в большинстве стран СНГ в 90-е годы был период экономического кризиса, а деньги быстро обесценивались.

Новое Соглашение частично решает этот вопрос. Так, пенсию будет начислять та страна, в которой получен стаж, причем по своим собственным правилам. То есть, если гражданин Белоруссии заработал пенсию и в России, и в Белоруссии, то получать ее он будет от обоих государств. Правда, фиксированную выплату (базовую часть, и т.д.) ему будет платить только та страна, где он живет.

ПФР назвал периоды стажа, что не будет входить в трудовой стаж по новому закону. С начала 2019 года произошли кардинальные перемены для будущих пенсионеров. Они коснулись и учета в стаже нестраховых периодов, которые могут быть зачтены при начислении пенсии, но только при наличии определенных моментов. Особенно это касается отчислений в ПФР до и после момента прекращения трудовой деятельности.

После проведения пенсионной реформы в 2019 году многих граждан интересует информация, кому положена пенсия, какой нужно иметь стаж и количество баллов для ее получения. В 2022 году для того, чтобы уйти на пенсию, необходимо иметь хотя бы минимальный стажевой период в размере 13 лет. Также важно, чтобы на индивидуальном счете пенсионера находилось подходящее количество баллов. В 2022 году будет составлять 23,4 балла. Проверить текущее состояние стажевого периода и бальной системы можно в отделении ПФР или в личном кабинете на сайте ПФР.

В России приняты правовые нормы, дающие определенные гарантии прав иностранным гражданам, въезжающим в нашу страну с мечтой осесть в нашем государстве на постоянной основе. Тем не менее, сложности все равно существуют, и они продолжают отравлять жизнь людей.
Право на пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Россию из бывших республик СССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту их жительства на территории России.

С целью урегулирования сложностей, возникающих у граждан в сфере пенсионного обеспечения, государства — участники СНГ заключили «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенное 13 марта 1992 года правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Это соглашение не подписали республики Азербайджан и Грузия.

«Соглашение» по своей сути является всего лишь рамочным документом, в котором установлены основные принципы пенсионного обеспечения граждан. Главным постулатом достигнутого Соглашения стало утверждение, что пенсионное обеспечение граждан, проживающих в странах СНГ, и членов их семей должно осуществляться по законодательству того государства, на территорию которого они пребывают.
Каждое государство непосредственно отвечает за пенсионное обеспечение своих граждан.

В дополнении к «Соглашению» между Правительством РФ и правительствами некоторых бывших союзных республик СССР (Беларусь, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония) заключены отдельные двусторонние соглашения в области гарантии прав граждан.

Гражданам, приехавшим в Россию на ПМЖ из союзных республик бывшего СССР, с которыми не заключено двухстороннее соглашение о пенсионном обеспечении, пенсия назначается на основании российского законодательства, при этом периоды работы на территории других государств после 13.03.1992 года в трудовом стаже не учитываются.

Действие «Соглашения о гарантиях прав граждан…» от 13.03.1992 года распространяется на трудовой стаж выработанный в период существования СССР.
В соответствии пункта 2 статьи 6 «Соглашения…» гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней

Основополагающим условием для применения международных соглашений о гарантии прав граждан на территории России является факт постоянного проживания гражданина на российской территории, этот факт может подтверждаться:
★ паспортом гражданина Российской Федерации с указанием регистрации по месту жительства;
★ видом на жительство (для иностранного гражданина или лица без гражданства), с отметкой о регистрации по месту жительства;
★ свидетельство о регистрации по месту пребывания.

Условием постоянного проживания в России для иностранного гражданина является получения вида на жительство, которое выдается не ранее истечения шести месяцев с даты получения «Разрешения на временное проживание» на территории Российской Федерации (кроме граждан Белоруссии) со сроком действия 5 лет. Разрешение на временное проживание выдает отделение миграционной службы по прошествии полугода от даты обращения за ним.
Процедура получения вида на жительство длится более года (кроме граждан Белоруссии).

Для граждан, прибывающих в РФ из Республики Беларусь, как Союзного с Россией государства, предоставлены исключительные возможности получения вида на жительство без предварительного получения Разрешения на временное проживание в РФ. Они могут обращаться за видом на жительство сразу после постановки на миграционный учет по месту нового пребывания в России, а срок получения вида на жительство сокращен для них до трех месяцев.
Назначение пенсии гражданам, прибывшим из Белоруссии, осуществляется в соответствии Договора между РФ и РБ «О сотрудничестве в области социального обеспечения» от 24.01.2006 года.
Этот договор основан на принципе пропорциональности. Пенсия гражданам назначается и выплачивается с учетом трудового стажа наработанного гражданином на территории соответствующей стороны этого договора.

При исчислении страхового стажа производится суммирование стажа выработанного гражданином на территориях обеих государств. Причем подсчет и подтверждение стажа производится по пенсионному законодательству того государства, в котором приобретен соответствующий стаж.
Граждане, по своему желанию, могут подать заявление о назначении и выплате им пенсии в соответствии того пенсионного законодательства, гражданами которого они являются. В таком случае положения Договора от 24.01.2006 года не будут применяться.

Договором установлен следующий порядок назначения и выплаты пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (статья 23 Договора):

★ за периоды трудовой деятельности на территории бывшего СССР, имевшие место до 13.03.1992 года, пенсию назначает и выплачивает то государство, на территории которого постоянно проживает гражданин, обратившийся за назначением пенсии;
★ за работу граждан, в период после 13.03.1992 года, на территориях РФ и РБ, каждое государство в отдельности исчисляет и выплачивает гражданам пенсию, в соответствии страхового стажа, приобретенного гражданами на его территории. То есть Россия будет отвечать только за стаж, который гражданин приобрел на её территории, а Беларусь за стаж, приобретённый у неё.

Периоды работы после 13.03.1992 года, имевшие место на территории третьих государств, не засчитываются ни в страховой, ни в общий трудовой стаж.

Так как Республика Казахстан не заключила двустороннего соглашения с Российской Федерацией о пенсионном обеспечении и взаимозачете страховых взносов, пенсия гражданам, прибывающим в Россию из Казахстана на ПМЖ, устанавливается с учетом российского законодательства и Соглашения между странами СНГ от 13.03.1992 года.
При назначении пенсии будет учитываться только стаж работы в Казахстане за период до 2002 года, в том числе и советский период. При этом период работы в СССР будет подвергнут валоризации (размер пенсионного капитала увеличится на 10%).

Стаж работы на территории Казахстана после 01.01.2002 года не будет приниматься во внимание при назначении пенсии в России, по тому как в соответствии российского законодательства в период после 2002 года страховой стаж учитывается только при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России.

Общий трудовой стаж – это совокупная продолжительность трудовой, предпринимательской, общественной и иной деятельности, установленной законодательством. Он включает в себя:

  1. Трудовую деятельность;
  2. Военную службу;
  3. Декретный отпуск (не более 9 лет за всю жизнь);
  4. Период временной нетрудоспособности;
  5. Период нахождения на инвалидности, а также отпуск по уходу за инвалидом и прочее.

Однако сегодня все чаще вместо понятия «трудовой стаж» используют «страховой», и именно значение последнего учитывается при назначении пенсии по возрасту.

В Молдове снова увеличили пенсионный возраст

Отчисления в Фонд соцзащиты производит работодатель (на начало 2016 года в размере 35 процентов на пенсионное и социальное страхование), удерживая 1 процент из заработной платы сотрудников. Предприниматели устанавливают размер своего годового дохода самостоятельно и от полученной суммы уплачивают 35 % в ФСЗН. Однако периоды, на протяжении которых такие отчисления производились в неполном объеме или вовсе отсутствовали (пусть даже по вине нанимателя), в страховой стаж в Беларуси не включаются.

В соответствии с подписанным 31 декабря 2015 года указом минимальный страховой стаж в Республике Беларусь возрос на полгода и составил 15,5 лет. К тому же, было принято решение о его ежегодном увеличении на 6 месяцев, начиная с 2017 года и вплоть до 2025, а именно до достижения отметки в 20 лет. Таким образом, в ближайшие девять лет минимальный страховой стаж в Беларуси будет изменяться 1 января каждого года:

Год выхода на пенсию 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025
Мин. страховой стаж, лет 16 16,5 17 17,5 18 18,5 19 19,5 20

Данная реформа не коснулась лишь пенсий, назначаемых досрочно по причинам, указанным в законодательстве.

Если на момент выхода на пенсию необходимый страховой стаж выработан, то при расчете ее величины будут учтены все периоды, входящие в общий стаж (в том числе, исключенные из страхового). В случаях, когда минимальный стаж отсутствует, гражданину полагается социальная пенсия, равная половине прожиточного минимума (назначается она женщинам с 60 лет, мужчинам – с 65).

При расчете размера северной пенсии мы должны выбрать наиболее выгодный вариант. Альтернативный расчет преобразования пенсионных прав до 01.01.2002 года предусматривается ч.4 ст.30 Закона №173-ФЗ.

1. Преобразование пенсионных прав до 01.01.2002 г. по п.4 ст.30 Закона 173-ФЗ.

1 шаг: учитываем трудовой стаж.

Трудовой стаж нужен для определения стажевого коэффициента.

Согласно Закону стажевый коэффициент для северян составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного для женщин 20 годам, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, а также на 0,01 за каждый полный год северного стажа, превышающего продолжительность 15 лет РКС, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, но не более чем на 0,20 в общей сложности.

Особенности и порядок подсчета стажа закреплен в п.4 ст.30 Закона 173-ФЗ. В данном случае стаж включает в себя учебу (при соблюдении условий, указанных в п.109 постановления Совета министров СССР от 03.08.1972 г. № 590). Северный стаж учитывается в 1,5 размере, служба в Армии – в двойном размере. Также включаются периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности.

В нашем примере у женщины имеется общий трудовой стаж с учетом льготного порядка исчисления по состоянию на 01.01.2002 года 17 лет 11 мес. 27 дней.

Таким образом, стажевый коэффициент равен 0,55.

2 шаг: учитывает данные о Вашем заработке до 01.01.2002 года.

Данные о Вашем ежемесячной заработке требуются для расчета среднемесячного заработка и его осовременивания (порядок осовременивания прописывается в других наших статьях).

В большинстве случаев, как в нашем примере, заработная плата северян значительно выше, чем позволяет Закон. Ограничения установлены при подсчете расчетного размера трудовой пенсии, о котором говорится далее.

3 шаг: рассчитываем максимально возможный расчетный размер пенсии.

Согласно нормам абз.40 и 41 п.4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 года №213-ФЗ) расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с настоящим пунктом, при наличии общего трудового стажа, равного 25 лет для мужчин не может превышать сумму, равную 555,96 рублей. За каждый полный год, превышающий 25 лет для мужчин, указанные суммы повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов. Для лиц, проживающих по состоянию на 01.01.2002 года в районах, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, сумма, указанная выше (555,96 рублей) в том числе повышенные с учетом продолжительности общего стажа, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе и местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Согласно формуле, указанной в п.4 ст.30 Закона №173-ФЗ по состоянию на 01.01.2002 года расчетный размер трудовой пенсии определяется:

РП=ЗРхСК,

где РП — расчетный размер трудовой пенсии;

ЗР — среднемесячный заработок;

СК — стажевый коэффициент

В нашем примере общий трудовой стаж п. 4 ст.30 173-ФЗ до 01.01.2002 г. составляет 17 лет 11 мес. 27 дней (с учетом периода учебы, РКС и МРКС в полуторном размере). Следовательно, расчетный размер пенсии за счет стажевого коэффициента увеличению не подлежит.

В местности проживания районный коэффициент равен 1,6.

Таким образом расчетный размер пенсии:

555,96 х 1,00 х 1,6 = 889,54 руб., где:

1,00 — повышение общего трудового стажа на 0% требуемого стажа;

1,6 — районный коэффициент.

В соответствии с п.6 ст.30 №173-ФЗ для лиц, которым по состоянию на 31.12.2001 года установлена трудовая пенсия по старости в соответствии с Законом «О государственных пенсиях в РФ» по их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в РФ с применением соответствующего районного коэффициента.

Увеличение расчетного размера пенсии, исчисленного в соответствии с нормами абз.1-10 п.4 ст.30 федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ дополнительно на районный коэффициент, не предусмотрено, поскольку районный коэффициент уже учтен в сумме среднемесячного заработка, из которого исчислена трудовая пенсия.

С учетом изложенных двух вариантов расчета по п.3 и п.4 ст.30 Закона №173-ФЗ, имеем два размера расчетного пенсионного капитала:

  • 723 080,8 руб. – по п.3 ст.30;
  • 862 331,23 руб. – по п.4 ст.30.

Таким образом, в дальнейших расчетах используем наиболее выгодный вариант, при котором ПК=862 331,23 руб.

В указанный период размер пенсии формировался и зависел только от страховых взносов в ПФ России. Другими словами, стаж не оказывает влияния на размер пенсии.

Сведения о страховых взносах формируются на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица и предоставляются по Вашему запросу ПФ России с учетом установленных законом индексаций по состоянию на 31.12.2014 года.

В случае возникновения сомнений в правильности расчетов со стороны ПФ России, Вы можете воспользоваться нагим пенсионным калькулятором. Для этого необходимо знать размер заработной платы за каждый календарный год с 2002 по 2014 годы, вбить их в пенсионный калькулятор и скачать отчет.

В нашем примере размер страховых взносов с учетом их индексации составил 745 293,15 руб.

Следовательно, величина расчетного пенсионного капитала увеличилась и составила:

ПК = 862 331,23 + 745 293,15 = 1 607 624,38 руб.

Далее необходимо рассчитать страховую часть пенсии (СЧ): результат деления расчетного пенсионного капитала (ПК) на ожидаемый период выплаты пенсии (Т). Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости – 252 месяца (либо при наличии ошибки со стороны Вашего территориального отдела ПФ России – 228).

СЧ = ПК / Т = 1 607 624,38 / 252 = 6 379,46 руб.

Теперь мы можем рассчитать пенсионные баллы, заработанные до 01.01.2015 г. (ПБ).

Пенсионные баллы (ПБ) рассчитываются как результат деления размера страховой части пенсии (СЧ) на стоимость пенсионного балла на 01.01.2015 (СБ). Стоимость одного пенсионного балла по состоянию на 1 января 2015 года (СБ) установлена законодательством Российской Федерации в размере 64 рублей 10 копеек.

ПБ = СЧ / СБ = 6 379,46 / 64,1 = 99,524 балла.

Какой стаж работы для начисления пенсии по старости?

С 01.01.2015 года уплаченные страховые взносы переводятся в пенсионные баллы.

Индивидуальный пенсионный коэффициент рассчитывается так:

СВ × 12 месяцев : СВmax × 10,

СВ – размер страховых взносов, которые работодатель уплачивает за Вас по тарифу 16%

СВmax – сумма страховых взносов, которые уплачивает работодатель по тарифу 16% с предельной величины базы, установленной для их исчисления:

в 2015 году- 711 000 рублей, соответственно, сумма страховых взносов по тарифу 16% – 113 760 рублей) – постановление Правительства РФ от 04.12.2014 г. № 1316;

в 2016 году- 796 000 рублей, соответственно, сумма страховых взносов по тарифу 16% – 127 360 рублей) – постановление Правительства РФ от 26 ноября 2015 г. № 1265;

в 2017 году – 876 000 рублей, соответственно, сумма страховых взносов по тарифу 16% – 140 160 рублей) – постановлением от 29.11.2016 г. № 1255;

в 2018 году – 1 021 000 рублей, соответственно, сумма страховых взносов по тарифу 16% – 163 360 рублей) – пункт 5 статьи 421 НК РФ;

в 2019 году – 1 150 000 рублей, соответственно, сумма страховых взносов по тарифу 16% – 184 000 рублей) – постановлением от 28.11.2018 № 1426.

в 2020 году – 1 292 000 рублей, соответственно, сумма страховых взносов по тарифу 16% – 206 720 рублей) – постановлением от 06.11.2019 г. № 1407.

в 2021 году – 1 465 000 рублей, соответственно, сумма страховых взносов по тарифу 16% – 234 400 рублей) – постановлением от 26.11.2020 г. № 1935.

В нашем примере, после 01.01.2015 года накоплено 46,436 баллов.

Следовательно, общее количество накопленных пенсионных баллов составило:

ПБ = 99,524 + 46,436 = 145,96 балла.

В соответствии с законодательством право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии имеют не только граждане с постоянной и временной регистрацией, но и фактически проживающие в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним.

Повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, по случаю потери кормильца и по инвалидности северян происходит за счет установления районного коэффициента. Этот коэффициент устанавливается в зависимости от местности проживания на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).

Это же правило распространяется на пенсионеров, которые переехали из района с обычными климатическими условиями в районы Крайнего Севера либо местности, приравненные к ним.

Если пенсионер переезжает из района Крайнего Севера в местность с обычными природно-климатическими условиями, фиксированная выплата устанавливается без районного коэффициента.

Кроме того, право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости имеют:

  • лица, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин.

Фиксированная выплата для них увеличивается на 50% (от установленного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии), а если такие граждане достигнут возраста 80 лет или у них будет инвалидность I группы, то общий размер уже повышенной фиксированной выплаты повысится на 100% (ч.4 ст.17 федерального закона №400-ФЗ);

  • лица, проработавшие не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Фиксированная выплата для них увеличивается на 30% (от установленного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии), а если такие граждане достигнут возраста 80 лет или у них будет инвалидность I группы, то общий размер уже повышенной фиксированной выплаты повысится на 100% (ч.5 ст.17 федерального закона №400-ФЗ).

Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Наличие на иждивении нетрудоспособных членов семьи также влияет на увеличение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости – увеличение от 1/3 до на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи (ч.3 ст.17 федерального закона №400-ФЗ).

Если пенсионер, оформивший северную пенсию, сменит место жительства на южный регион – фиксированная выплата с учетом повышений за полный стаж на Севере или при достижении возраста 80 лет и т. д. останется без изменений. При этом районный повышающий коэффициент использоваться не будет.

Гражданам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к ним, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет для женщин, фиксированная выплата к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности устанавливается в повышенном размере независимо от места жительства.

При этом тем гражданам, которые проживают в районах Крайнего Севера или в местностях, приравненных к ним, предоставляется право выбора (ч.9 и ч.13 ст.17 федерального закона №400-ФЗ):

  • увеличение фиксированной выплаты с применением соответствующего районного коэффициента
  • либо установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии.

В случае переезда пенсионера на новое место жительства на Крайнем Севере, где установлен более высокий районный коэффициент, перерасчет повышения фиксированной выплаты производится на основании соответствующего заявления в сторону увеличения с месяца, следующего за месяцем, в котором принято такое заявление.

В нашем примере (женщина, инвалид I группы), фиксированная выплата включает несколько частей:

1) 6044,48 руб. в соответствии с п. 1 ст. 16 федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ и п. 8 ст. 10 федерального закона от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» – размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости;

2) 6044,48 руб. в соответствии с п. 1 ст. 17 федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ – лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в сумме, равной 100 процентам суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 данного Федерального закона.

Итого, общая сумма фиксированной выплаты составила:

6044,48 + 6044,48 = 12088,96 руб.

Повторюсь, северная пенсия включает страховую часть и фиксированную выплату.

В нашем примере страховую часть выгоднее считать с учетом положений п.4 ст.30 Закона №173-ФЗ и ее размер составил 145,96 пенсионных баллов. Выражение в баллах применяется в связи с ежегодной индексаций страховой части пенсии путем повышения стоимости одного пенсионного балла.

Фиксированная выплата, с учетом надбавок, в нашем примера равна 12088,96 руб.

Для расчета размера пенсии применяется следующая формула: накопленное количество баллов умножается на стоимость одного балла (на 01.01.2021 цена пенсионного балла составляет 98,86 рублей) и прибавляется фиксированная выплата.

П = Б х СБ + ФВ = 145,96 х 98,86 + 12088,96 =

26 518,57 руб.

С 01.01.2022 года, с учетом индексации страховой части и повышения фиксированной выплаты размер пенсии составит:

П = Б х СБ + ФВ = 145,96 х 104,69 + 12 802,2 =

28 082,75 руб.

Вы можете оставить свой отзыв или просто слова благодарности на Яндексе — мы будем знать, что наша работа приносит пользу.

Чтобы человек получил право на страховые выплаты по старости, необходимо соблюдение нескольких условий:

  • гражданин достиг определенного возраста, установленного Федеральным законом;
  • за время трудовой деятельности выработано 15 лет, уплачиваемых страховыми взносами;
  • накопление пенсионных баллов около 30 (конкретное количество зависит от пола, возраста, а также специфики трудовой деятельности).

Чтобы стал доступен выход на пенсию в 2022 году, необходимо иметь полноценный трудовой стаж сроком 13 лет, тогда как в 2024 г. планка повысится до 15 лет.

Почему ваша будущая пенсия будет меньше: примеры расчета

Для получения выплаты от государства гражданин должен полноценно отработать некоторый период времени, закрепленный в документах. С 2024 г., по Федеральному закону требуется отработать на официальной основе минимум 15 лет.

Рассматриваемый показатель постепенно увеличивается с 2019 г. При этом доступно досрочное оформление для сокращения пенсионного возраста на 2 года. Но это возможно только в том случае, если человек накопил определенный срок работы. Для женщин этот стаж составляет 37 лет, а для мужчин 42 года.

Каждый год требуемый стаж для выхода повышается. Так, в 2011 г. требование касается 11 лет, в 2021 г. – 12 лет, а стаж для выхода на пенсию в 2022 году – 13 лет.

При расчете стажа учитываются многие неочевидные периоды по типу службы в армии, декретного отпуска или периода ухода за ребенком-инвалидом. Более подробно особенности формирования стажа расписаны в Федеральном законе №400.

Кроме страхового стажа, значение также имеют баллы. Граница получения выплат составляет 23.4 балла. В некоторых случаях гражданину может не хватать страхового стажа для выхода на пенсию в 2022 г.

В этом случае возможны два сценария поведения:

  • гражданин отработает недостающее количество времени до получения нужного стажа;
  • человек просто подождет еще 5 лет для получения права на оформление социальной выплаты без учета трудового стажа.

Сколько стоит пенсионный балл? Данная величина на 2022 год запланирована как 104,69 руб., устанавливается, начиная с 01.01.22 г. по ст. 10 ФЗ № 350 (от 03.10.18 г.).

Страховая пенсия состоит из:

  1. Фиксированной части.
  2. Коэффициентов.

Обе части увеличиваются на определенный процент, исходя из инфляции. С 01.01.22 г. она запланирована как 5,9%, при этом фиксированная часть (ФЧ) увеличивается с 6044, 48 руб. до 6401,10 руб.

Примерно узнать, какое количество баллов есть у человека можно, если сумму страховых взносов, которую фактически перевел работодатель за работника разделить на страхвзносы от максимального заработка. И итог умножить на 10.

Формула расчета следующая: З\пл * 12 мес. * % перечислений страхвзносов\макс. зпл * % страхвыплат * 10 = балл.

Количество пенсионных баллов не должно быть менее установленного, а сколько нужно для хорошей пенсии считается, исходя из МРОТ.

Хорошим количество баллов для нормальной пенсии считается 30, но для того, чтобы их собрать, человек должен работать официально, делать отчисления с «белой зарплаты» ежегодно.

При этом зарплата не должна быть меньше 3 МРОТ (на 2022 г. 1 МРОТ 13 617 руб.).

ТП (трудовая пенсия) гарантируется государством и выплачивается, когда человек официально выходит на пенсию.

Состоит из двух частей:

  • Страховая.
  • Накопительная.

Далее обе эти части суммируются. Но чтобы понять окончательно, на какую сумму можно рассчитывать, необходимо знать:

  1. Фиксированный размер страховой части, которая действует в год выхода на пенсию.
  2. Дата ухода на пенсию.
  3. Цена ИПК.
  4. Коэффициенты в сумме за все время работы и за календарный год.
  5. Зарплата за каждый год без учета НДФЛ.
  6. Общий срок страхового стажа. При этом учитывают не только непосредственную трудовую деятельность, но и службу в армии, уход за ребенком и пр., что положено по закону.

Если на момент выхода на пенсию не будет нижнего предела по количеству пенсионных баллов и стажу (в 2022 г. это 23.4 ПБ и 13 лет, далее увеличивается каждый год до 30 ПБ и 15 лет в 2025 г.), то гражданину начислят только социальную пенсию (по старости в 2021 г. 5796,78).

Работающий и не работающий гражданин, если у них число ПБ и стаж не дотягивают до нужных величин, фактически получат одинаковую, социальную пенсию.

Если пенсия ниже ПМ, пенсионеру положена надбавка, размер которой зависит от того, сколько не хватает до ПМ. Выплаты идут из местного или федерального бюджетов.

На 2020 г. минимальная пенсия составляла 9 311 руб., в 2022 г. ее планируется повысить до 10 277 руб.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.