Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Санпин 2022 для образовательных учреждений». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
С нововведениями для школ по СанПин в 2022 году можно ознакомиться в таблице:
Тема
Было в СанПиН 2.4.2.2821-10
Стало в СП 2.4.3648-20
1. Использование подвальной и цокольной площади
Нельзя размещать в подвале кабинеты, мастерские, медпункт, залы (пункт 4.2). В цокольном этаже можно устроить гардероб (пункт 5.19.2).
Конкретно указано, что тир, книгохранилища, хозяйственные и иные подсобные помещения могут находиться в подвалах зданий (пункт 2.3.1., девятый, десятый абзацы).
2.Полифункциональность
Только указано, где лучше размещать спортивный зал (пункт 4.13). Большое внимание уделяется состоянию рекреаций (пункт 4.20).
Официально разъяснено, что в школе можно совмещать назначение помещений: столовую использовать как актовый зал, в библиотеке проводить уроки, в рекреациях заниматься физкультурой (пункт 2.3.2).
3. Питание
Установлены требования к пищеблокам (пункт 5.19.3).
Количество приемов пищи определяется временем нахождения учащихся в школе (пункт 5.19.4, второй абзац).
Указано, что в случае работы пищеблока на полуфабрикатах использование сырья запрещено (пункт 2.3.3).
Определено конкретное время: более 4-х часов. В этом случае обучающиеся обеспечиваются горячим питанием (пункт 2.3.1, восемнадцатый абзац).
4. Оборудование
Если в кабинете имеется интерактивная доска, то свет должен падать на всю ее поверхность (пункт 5.7).
При оборудовании учебного помещения интерактивной доской нужно обеспечить доступ учащихся ко всей площади электронного средства. На уроках следует использовать проектор без слепящего эффекта (пункт 2.4.4).
5. Водоснабжение
Качество воды только высокое (пункт 8.3).
Питьевой режим – в соответствии с нормами (пункт 8.6).
Нельзя брать воду для хозяйственных нужд из батарей центрального отопления (пункт 2.6.4).
Добавлено о возможности использовать воду в таре (пункт 2.6.6).
6. Отопление
Переносные обогреватели не используются (пункт 6.1, шестой абзац).
Деталь: не допускается использование переносных отопительных приборов с инфракрасным излучением (пункт 2.7.1., четвертый абзац).
7. Инновации
Инновации в образовании допустимы, если они не несут вред здоровью учащихся (пункт 10.14)
Особенности дистанционного и электронного обучения расписаны подробно: обязательны сертификаты соответствия, запрет на использование более двух электронных средств на одном уроке одновременно, нельзя обучать с помощью телефона. Учтен момент санитарной обработки оборудования (пункт 3.5)
РЕЖИМ РАБОТЫ ШКОЛЫ НА 2021-2022 УЧ.ГОД
Каждой школе для обеспечения функционирования выделяется земельный участок, который необходимо содержать в чистоте. Как часто убирать пришкольную территорию, решает сама организация на месте. Главное – надлежащее состояние. Если школьный двор закрыт для посторонних, а учащиеся никогда не бросают бумагу на землю, если не прошел сильный снегопад зимой или ураган летом, то можно организовывать работу один раз в день либо через сутки. Однако опыт подсказывает, что пришкольную территорию надо убирать два раза в день: утром и вечером, тогда будет порядок. Для этой цели в штате предусмотрены дворники.
По СанПиН в 2022 году мусор на школьной территории следует складывать в специальные закрывающиеся емкости и не допускать заполнения более 2/3 контейнера. Отходы нельзя сжигать на пришкольной территории, их надо вывозить с помощью техники, подавая заявку в специализированную организацию. В зимний период при очищении двора от снежных заносов нельзя использовать химические средства. За их применение руководителя ожидает штраф.
Ранее по СанПиН считалось, что в каждом классе должно быть по 25 человек. В 2022 году такого конкретного требования нет. В расчет включается площадь учебного помещения: на одного человека должно быть не меньше 2,5 кв. м.
В основной массе общеобразовательных организаций кабинеты достаточно просторные, и если посчитать, то можно выйти как раз на число 25 (то есть столько детей должно обучаться в одном классе). Если здание школы нетиповое, то и число учащихся будет иным, чем в других организациях.
По СанПиН для школы в 2022 году уроки проводятся в первую либо вторую смену, третья запрещена. Учащиеся первых, пятых, девятых, десятых, одиннадцатых классов, а также дети в группах с ограниченными возможностями здоровья всегда обучаются в первую смену. Если таких классов в школе много, то следует пересмотреть план приема детей на обучение, потому что указанное выше требование нарушать нельзя.
КАК РАБОТАТЬ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПО ТРЕБОВАНИЯМ СП 3.1/2.4.3598-20
На парты, столы и стулья наносится цветовая маркировка, соответствующая росту детей. Меньшие по размеру столы ставят первыми в рядах, большие – за ними. Реже используются конторки. Если они есть, то обычно размещаются у задней стены кабинета.
Педагогам школы вменяется в обязанность следить за тем, чтобы в классах, где они проводят уроки, мебель не переставлялась.
Ранее на первом вопросе внимание не акцентировалось, потому что не так много учебных заведений ремонтировали капитально: в основном обходились текущими и косметическими работами, которые успевали сделать во время летних каникул. Сейчас эта тема актуальна.
Итоговая аттестация, которая проводится не в стенах той школы, в которой учились старшеклассники, сопровождается волнениями и переживаниями, поэтому важен каждый момент, в том числе не является мелочью, сколько выпускники будут ожидать ЕГЭ или ОГЭ: час или 30 минут.
1.1. Настоящие санитарные правила (далее — Правила) направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи и определяют санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом.
1.2. Правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1.1 Правил (далее -Хозяйствующие субъекты).
Правила не распространяются на проведение экскурсионных мероприятий и организованных походов.
1.3. При разработке проектной документации в отношении зданий, строений, сооружений, помещений, используемых хозяйствующими субъектами при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1.1 Правил (далее — объекты), должны соблюдаться требования Правил, установленные пунктами 2.1.1, 2.1.2 (абзацы первый, второй, четвертый, пятый), 2.1.3, 2.2.1 (абзацы первый — четвертый), 2.2.2 (абзацы первый и четвертый), 2.2.3 (абзацы первый и третий), 2.2.5, 2.2.6, 2.3.1, 2.3.2 (абзацы первый и третий), 2.3.3, 2.4.1, 2.4.2, 2.4.3 (абзацы первый, третий, четвертый, седьмой), 2.4.6 (абзацы первый, одиннадцатый — четырнадцатый), 2.4.7, 2.4.8 (абзацы первый и второй), 2.4.9, 2.4.10, 2.4.11 (абзацы первый, второй, пятый), 2.4.12 (абзац первый), 2.4.13, 2.4.14, 2.5.1, 2.5.3 (абзацы второй и третий), 2.5.4, 2.6.1, 2.6.5, 2.7.1 (абзацы первый и второй), 2.7.2, 2.7.4 (абзацы первый и второй), 2.8.1, 2.8.2 (абзацы первый и второй), 2.8.5 (абзац первый), 2.8.7, 2.8.8, 2.12.2 — ко всем хозяйствующим субъектам с учетом особенностей, определенных для отдельных видов организаций в соответствии с:
пунктами 3.1.1 (абзац первый), 3.1.2 (абзацы первый — четвертый), 3.1.3 (абзацы первый — седьмой, девятый, десятый), 3.1.7 (абзацы первый, второй, четвертый, шестой), 3.1.11 (абзацы первый — четвертый, шестой -восьмой) — в отношении организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, осуществляющих присмотр и уход за детьми, в том числе размещенным в жилых и нежилых помещениях жилищного фонда и нежилых зданий,
пунктами 3.2.1 (абзац первый и второй), 3.2.4, 3.2.7 — в отношении детских центров, центров развития детей и иных хозяйствующих субъектов, реализующих образовательные программы дошкольного образования и (или) осуществляющих присмотр и уход за детьми, размещенным в нежилых помещениях,
пунктами 3.3.1 (абзац первый и второй), 3.3.3 — в отношении детских игровых комнат, размещаемым в торгово-развлекательных и культурно-досуговых центрах, павильонах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения,
пунктами 3.4.1 (абзац первый), 3.4.2, 3.4.3 (абзацы первый — третий), 3.4.4, 3.4.5, 3.4.9 — 3.4.13, 3.4.14 (абзацы первый — четвертый, шестой) — в отношении организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования,
пунктами 3.6.1, 3.6.3 (абзацы первый — четвертый) — в отношении организаций дополнительного образования и физкультурно-спортивных организаций,
пунктами 3.7.2, 3.7.4, 3.7.5 — в отношении организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
пунктами 3.8.1 — 3.8.4 — в отношении организаций социального обслуживания семьи и детей,
пунктами 3.9.1, 3.9.2 (абзацы первый и второй), 3.9.3 (абзацы первый, второй, четвертый, шестой), 3.9.4 — в отношении профессиональных образовательных организаций,
пунктами 3.10.1, 3.10.2 — в отношении образовательных организаций высшего образования,
пунктами 3.11.3 (абзац первый), 3.11.4, 3.11.5, 3.11.6 — в отношении загородных стационарных детских оздоровительных лагерей с круглосуточным пребыванием,
пунктом 3.15 — в отношении хозяйствующих субъектов, предоставляющих услуги временного размещению организованных групп детей в общежитиях, гостиницах, загородных отелях, туристических базах, базах отдыха.
Объекты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу Правил, а также объекты на стадии строительства, реконструкции и ввода их в эксплуатацию, в случае если указанные процессы начались до вступления в силу Правил, эксплуатируются в соответствии с утвержденной проектной документацией, по которой они были построены, при условии обеспечения доступности услуг, оказываемых хозяйствующим субъектом инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1.4. Функционирование хозяйствующих субъектов, осуществляющих образовательную деятельность, подлежащую лицензированию, а также деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления, осуществляется при наличии заключения, подтверждающего их соответствие санитарному законодательству в том числе Правилам, выданного органом, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей1.
3.1. В организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, осуществляющих присмотр и уход за детьми, в том числе размещенных в жилых и нежилых помещениях жилищного фонда и нежилых здания должны соблюдаться следующие требования:
3.1.1. Количество детей в группах организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования (далее — дошкольная организация), осуществляющей присмотр и уход за детьми, в том числе в группах, размещенных в жилых и нежилых помещениях жилищного фонда и нежилых зданий, определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты.
Для групп раннего возраста (до 3 лет) — не менее 2,5 м2 на 1 ребенка и для групп дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) — не менее 2 м2 на одного ребенка, без учета мебели и ее расстановки. Площадь спальной для детей до 3 дет должна составлять не менее 1,8 м2 на ребенка, для детей от 3 до 7 лет — не менее 2,0 м2 не ребенка. Физкультурный зал для детей дошкольного возраста должен быть не менее 75 м2.
Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Количество воспитанников с ограниченными возможностями здоровья определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного воспитанника, а также соблюдения требований к расстановке мебели в соответствии с Правилами. Количество детей в группах компенсирующей направленности не должно превышать:
для детей с тяжелыми нарушениями речи — 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет,
для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи — 12 детей в возрасте старше 3 лет,
для глухих детей — 6 детей для обеих возрастных групп,
для слабослышащих детей — 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет,
для слепых детей — 6 детей для обеих возрастных групп,
для слабовидящих детей — 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет,
для детей с амблиопией, косоглазием — 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет,
для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет,
для детей с задержкой психоречевого развития — 6 детей в возрасте до 3 лет, для детей с задержкой психического развития — 10 детей в возрасте старше 3 лет,
для детей с умственной отсталостью легкой степени — 10 детей в возрасте старше 3 лет,
для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени — 8 детей в возрасте старше 3 лет,
для детей с расстройствами аутистического спектра — 5 детей для обеих возрастных групп,
для детей со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития) — 5 детей для обеих возрастных групп.
Количество детей в группах комбинированной направленности не должно превышать:
в возрасте до 3 лет — не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья;
в возрасте старше 3 лет, в том числе:
не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени, или с расстройствами аутистического спектра, или детей со сложным дефектом,
не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени,
не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития, детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи.
Допускается организация разновозрастных групп компенсирующей или комбинированной направленности для детей от 2 месяцев до 3 лет и от 3 лет и старше с учетом возможности соблюдения в них режима дня, соответствующего анатомическим и физиологическим особенностям детей каждой возрастной группы, с предельной наполняемостью 6 и 12 человек соответственно.
При комплектовании групп комбинированной направленности не допускается смешение более 3 категорий детей с ограниченными возможностями здоровья; при объединении детей с разными нарушениями в развитии учитываются направленность адаптированных образовательных программ дошкольного образования и возможности их одновременной реализации в одной группе.
3.1.2. Дошкольные организации должны иметь собственную территорию для прогулок детей (отдельно для каждой группы).
На собственной территории дошкольной организации следует располагать игровую (групповые и физкультурно-оздоровительные площадки) и хозяйственную зоны, а также место для хранения колясок, велосипедов, санок.
Игровая зона включает групповые площадки, индивидуальные для каждой группы. Для отделения групповых площадок друг от друга, а также для отделения их от хозяйственной зоны используют зеленые насаждения. На территории групповых площадок устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 1 м2 на одного ребенка, но не менее 20 м2, песочницы, а также иные приспособления для игр. Теневые навесы оборудуют полами из дерева или иных строительных материалов в соответствии с областью применения.
Допускается установка на прогулочной площадке сборно-разборных навесов, беседок.
Для организации прогулок детей младенческого возраста используются прогулочные коляски (в том числе многоместные).
СанПиН-2021: что изменится в работе общеобразовательных организаций
Состав сухого пайка для детей с ОВЗ
В городе Бор Нижегородской области перечень продуктов сухого пайка для детей с ОВЗ установила местная администрация в приложении 3 к постановлению от 04.12.2020 № 5651. Перечень состоит из 16 продуктов. По каждому установлена единица измерения. Например, гречку предоставляют пачкой, которая должна весить 0,8–1 кг. Набор продуктов рассчитан на одну неделю питания ребенка (п. 2.4 Порядка, утв. постановлением от 04.12.2020 № 5651).
ЕГЭ и ОГЭ
Основной государственный экзамен
Государственная итоговая аттестация
Всероссийская проверочная работа
Учреждения образования
Электронная очередь в детский сад
Нормативные документы
Конкурсы отдела образования
Всероссийская олимпиада школьников
Приказы отдела образования
Общая информация
Мониторинг трудоустройства выпускников
Независимая оценка качества
Объявления отдела образования
Психолого-медико-педагогическая комиссия
Информация об отделе образования
Профилактика употребления психоактивных веществ и пропаганда здорового образа жизни
Повышение качества образования
Цифровая образовательная среда
Механизмы управления качеством образовательных результатов
Механизмы управления качеством образовательной деятельности
1.1. Дата начала учебного года – 1 сентября 2021 года.
1.2. Дата окончания учебного года:
для 1 классов – 20 мая 2022 г.
для 2-4 классов – 31 мая 2022 г.
1.3. Продолжительность учебного года
1 класс – 33 учебные недели
2-4 классы – 34 учебные недели
2. Периоды образовательной деятельности
2.1. Продолжительность учебного периода
1-4 классы обучаются по модульному режиму обучения.
Учебный период
Продолжительность
Дата
1 триместр
55 учебных дней
01.09.2021 г. – 30.11.2021 г.
2 триместр
55 учебных дней
01.12.2021 г. – 28.02.2022 г.
3 триместр
57 учебных дней
01.03.2022 г. – 31.05.2022 г.
В целях обеспечения полной реализации учебного плана планируется проведение дней электронного обучения (развивающие субботы) в 1-4 классах: 02.10.21 (по расписанию понедельника), 13.11.21 (по расписанию вторника), 25.12.21 (по расписанию среды), 12.02.22 (по расписанию четверга), 02.04.22 (по расписанию пятницы), 23.04.2022 (по расписанию понедельника), 28.05.2022 (по расписанию вторника).
В период 23.05.2022 – 31.05.2022 обучение в 1-4 классах с применением дистанционных технологий.
2.2. Продолжительность каникул
Каникулярный период
Сроки
Продолжительность каникул
Образовательный процесс 2021/2022 учебный год
1. Календарные периоды учебного года
1.1. Дата начала учебного года – 1 сентября 2021 года.
1.2. Дата окончания учебного года:
для 10 классов – 31 мая 2022 г.
для 11 классов – 20 мая 2022 г.
1.3. Продолжительность учебного года
11-е классы – 33 учебные недели
10-е классы – 34 учебные недели
2. Периоды образовательной деятельности
2.1. Продолжительность учебного периода
10-11 классы обучаются по модульному режиму обучения.
Учебный период
Продолжительность
Дата
1 полугодие
78 учебный день
01.09.2021 г. – 30.12.2021 г.
2 полугодие
89 учебный день
10.01.2022 г. – 31.05.2022 г.
В целях обеспечения полной реализации учебного плана планируется проведение дней электронного обучения (развивающие субботы) в 10-11 классах: 02.10.21 (по расписанию понедельника), 13.11.21 (по расписанию вторника), 25.12.21 (по расписанию среды), 12.02.22 (по расписанию четверга), 02.04.22 (по расписанию пятницы), 23.04.2022 (по расписанию понедельника), 28.05.2022 (по расписанию вторника).
В период 23.05.2022 – 31.05.2022 обучение в 10 классах с применением дистанционных технологий.
2.2. Продолжительность каникул
Каникулярный период
Сроки
Продолжительность каникул
По завершению 1 модуля
09.10.2021 – 17.10.2021
Далее цитаты из текста СП 2.4.3648-20:
Работники хозяйствующих субъектов, осуществляющих образовательную деятельность, подлежащую лицензированию, а также деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления, должны соответствовать требованиям, касающимся прохождения ими предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее с периодичностью не реже 1 раза в 2 года, работники комплекса помещений для приготовления и раздачи пищи – ежегодно), вакцинации и иметь личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе.
При нахождении детей и молодежи на объектах более 4 часов обеспечивается возможность организации горячего питания.
Питание детей и молодежи может осуществляться с привлечением сторонних организаций, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по производству готовых блюд, кулинарных изделий и деятельность по их реализации.
Производство готовых блюд осуществляется в соответствии с рецептурой и технологией приготовления блюд, отраженной в технологических картах, при условии соблюдения санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов.
В составе комплекса помещений для приготовления и раздачи пищи, работающих на сырье, должны быть предусмотрены следующие помещения: загрузочный цех, горячий цех, холодный цех, мясо-рыбный цех, цех первичной обработки овощей, цех вторичной обработки овощей, моечная для кухонной посуды, моечная для столовой посуды, кладовые и складские помещения с холодильным оборудованием.
В составе комплекса помещений для приготовления и раздачи пищи, работающих на полуфабрикатах, должны быть предусмотрены следующие помещения: загрузочный цех, помещения, предназначенные для доготовки полуфабрикатов, горячий цех, холодный цех, моечная для кухонной посуды, моечная для столовой посуды, кладовые и складские помещения с холодильным оборудованием.
В составе комплекса помещений буфетов-раздаточных должны быть: помещение для приема и раздачи готовых блюд и кулинарных изделий, помещение для мытья кухонной и столовой посуды, помещение (место) для хранения контейнеров (термосов, тары).
Помещения для приготовления и приема пищи, хранения пищевой продукции оборудуются технологическим, холодильным и моечным оборудованием, инвентарем в соответствии с гигиеническими нормативами, а также в целях соблюдения технологии приготовления блюд, режима обработки, условий хранения пищевой продукции.
Складские помещения для хранения пищевых продуктов оборудуют приборами для измерения относительной влажности и температуры воздуха, холодильное оборудование – контрольными термометрами.
Для обеззараживания воздуха в холодном цехе используется бактерицидная установка для обеззараживания воздуха.
При отсутствии холодного цеха приборы для обеззараживания воздуха устанавливают на участке (в зоне) приготовления холодных блюд, в мясорыбном, овощном цехах и в помещении для обработки яиц.
Обеденные залы оборудуются столовой мебелью (столами, стульями, табуретами, скамьями), имеющей без дефектов и повреждений покрытие, позволяющее проводить обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств.
Питьевой режим организуется посредством стационарных питьевых фонтанчиков и (или) выдачи детям воды, расфасованной в емкости (бутилированной) промышленного производства, в том числе через установки с дозированным розливом воды или организуется посредством выдачи кипяченой питьевой воды. Вода, расфасованная в емкости и поставляемая в хозяйствующие субъекты, должна иметь документы об оценке (подтверждения) соответствия.
Издательская продукция (книжные и электронные ее варианты), используемые хозяйствующим субъектом, должны соответствовать гигиеническим нормативам.
Кабинеты информатики и работа с ЭСО должны соответствовать гигиеническим нормативам.
Для профилактики нарушений осанки во время занятий должны проводиться соответствующие физические упражнения.
Расписание занятий составляются с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.
Физкультурные, физкультурно-оздоровительные мероприятия, массовые спортивные мероприятия, туристические походы, спортивные соревнования организуются с учетом возраста, физической подготовленности и состояния здоровья детей.
В общеобразовательных организациях, работающих в две смены, обучение 1, 5, 9-11 классов и классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится в первую смену.
Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков и обучение в три смены не допускается. Занятия второй смены должны заканчиваться не позднее 19 часов.
Объем обязательной части образовательной программы начального общего образования должен составлять 80%, образовательной программы основного общего – 70% и образовательной программы среднего общего образования – 60%. Суммарный объем обязательной части образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, реализуется в рамках максимального общего объема недельной образовательной нагрузки.
Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов, определенной гигиеническими нормативами.
С целью профилактики переутомления в годовом календарном учебном плане обучающихся должно быть предусмотрено чередование периодов учебного времен, сессий и каникул. Продолжительность каникул должна составлять не менее 7 календарных дней.
При проведении итоговой аттестации не допускается проведение более одного экзамена в день. Перерыв между проведением экзаменов должен быть не менее 2-х календарных дней. При проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в форме единого государственного экзамена по предметам по выбору участников ЕГЭ допускается их проведение через день.
Полный текст Санитарных правил СП 2.4.3648-20 вы можете скачать бесплатно в формате doc для печати или редактирования в Ворде по этой ссылке.
Новые СанПиН для школ с 2022 года
Вендинговые автоматы. Для дополнительного питания можно установить автоматы для продажи готовой продукции. В них можно продавать соки, нектары, стерилизованное молоко, питьевую воду, орехи кроме арахиса, сухофрукты и мучные изделия в отдельной упаковке. У продуктов должны быть сертификаты качества и соблюдены условия и сроки хранения. Автоматы нужно мыть и дезинфицировать по мере загрязнения, но не меньше двух раз в месяц.
Дежурство детей. Дети могут быть допущены к дежурству по кухне: чистить и резать сырые овощи, нарезать хлеб, сервировать и убирать стол, мыть посуду под присмотром взрослых. Дети должны работать на кухне в фартуках и головных уборах.
Больше запрещенных продуктов. Расширен список запрещенных продуктов. В нем есть все продукты из старого списка, а также концентрированные диффузионные соки, блюда из (или на основе) сухих пищевых концентратов, в том числе быстрого приготовления, картофельные и кукурузные чипсы, снеки, творожные сырки, молоко и молочные напитки стерилизованные менее 2,5% и более 3,5% жирности; кисломолочные напитки менее 2,5% и более 3,5% жирности, готовые кулинарные блюда, не входящие в меню текущего дня, реализуемые через буфеты.
Перечень внесенных изменений в требования СанПиН к школьным помещениям:
если школа состоит из отдельных строений, они должны быть сообщены между собой (эти переходы должны отапливаться); при этом требования к отапливаемым переходам между корпусами школы не отменяют рекомендаций СанПиН — посещение школы при низких температурах;
на школьной территории нужно предусматривать места для стоянки транспорта, перевозящего учеников. Пешеходная доступность школы по СанПиН в 2020 году — оптимальный пешеходный переход школьников до места сбора на остановке не должен превышать 500 метров (для сельских местностей — не больше 1 км);
запрещено устанавливать уличные туалеты для учеников; если нет централизованной канализации, нужно предусмотреть внутреннюю канализацию;
для малокомплектных заведений установлено минимально допустимое количество помещений;
спортивные залы, столовые, гардеробные нужно размещать на нижнем этаже; гардероб допускается размещать на цокольном этаже.
Нумеровка мебели
Группа роста в метрах
Цвет маркировки
Высота над полом переднего края сиденья, мм
Высота крышки края стола (обращенного к ученику) над полом, мм
1
1-1,150
Оранжевый
260
460
2
1,150-1,300
Фиолетовый
300
520
3
1,300-1,450
Желтый
340
580
4
1,450-1,600
Красный
380
640
5
1,600-1,750
Зеленый
420
700
6
Свыше 1,750
Голубой
460
760
Обновленные требования к школьной мебели по СанПиН 2020 прописывают, что мебель должна быть изготовлена из безопасных для здоровья детей материалов. Ее конструкция также должна быть безопасной, соответствовать возрасту школьников, их росту, быть эргономичной. Мебель нумеруют по группам (в зависимости от роста детей) и маркируют определенным для каждой группы цветом.
Требования к проходам между партами, расстояниям между ними не изменились. Высота школьной доски от пола по СанПиН остается также равной 700-900 мм (от пола до нижнего края доски). Но есть изменения:
классные доски должны быть темно-зеленых, темно-коричневых цветов и иметь антибликовое покрытие;
классы рекомендуется оснащать сенсорными экранами и интерактивными досками с обозначенными временными рамками, в течение которых рекомендуется заниматься с техникой, имеющей жидкокристаллический дисплей.
Изменения, которые ввел новый СанПиН для школьных столовых в 2020:
столовая должна быть оборудована отдельным местом для работы с овощами;
должен быть участок приготовления горячей еды;
организована заготовочная зона;
отделен моечный сектор с разделом зон очистки наборов столовой и кухонной посуды;
должна быть кладовая для хранения продуктов и отдельная комната для хранения скоропортящихся продуктов;
в школе должен быть обеспечен свободный доступ к водоснабжению;
организация школы должна решить вопрос организации режима питья: установить питьевые фонтанчики или обеспечить учащихся бутилированной водой. Если используются установки с дозаторами для питьевой воды из емкостей, смена емкостей проводится не реже одного раза в две недели.
Обновленные требования СанПиН к школьному расписанию в 2020 году рекомендуют в построении учебного процесса учитывать физическое состояние детей, зависящее от дня недели и времени суток:
учащимся младшей школы основные предметы должны проводить на вторых-третьих уроках, учащимся средней школы и старшеклассникам на 2, 3, 4 уроках;
наибольший объем учебной нагрузки рекомендуют устанавливать на вторник и среду, в эти дни ставят самые трудные предметы или менее трудные предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели;
вводить изучение нового материала, проводить контрольные рекомендуют на 2-4 уроках в середине учебной недели;
не рекомендуют в один день ставить в школьное расписание предметы, которые потребуют больших временных затрат при выполнении домашней работы.
СанПин для школы
СанПиН для школ – Санитарные правила СП 2.4.3648-20
С 1 сентября 2011 г. вступает в силу Постановление главного государственного санитарного врача РФ о новых СанПиН 2.4.2.2821-10 для общеобразовательных учреждений. /Скачать полный текс постановления с приложениями/
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011,
регистрационный номер 19993
С 1 сентября 2011 г. вступают в действие новые санитарные правила и нормы по школам (СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»), которые были утверждены Постановлением № 189 от 29.12.2010 г. Главного государственного санитарного врача России и зарегистрированы в Минюсте 03.03.2011 г.
Новые санитарные правила, как и предыдущие (СанПиН 2.4.2.1178-02), устанавливают требования к территории общеобразовательного учреждения, его зданию, оборудованию, воздушно-тепловому режиму, освещению, режиму образовательного процесса, организации медицинского обслуживания обучающихся и другие.
Поскольку образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, то условием для принятия решения о выдаче лицензии является наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии общеобразовательного учреждения существующим санитарным правилам.
Новые санитарные правила и нормы информативны, поскольку в них включена дополнительная информация о пришкольных интернатах как структурных подразделениях общеобразовательных учреждений, о помещениях трудового обучения, группах продленного дня (чего не было ранее).
Основные отличия новых санитарных требований от предыдущих:
1. Требования к территории.
Новыми СанПиН не регламентируется высота ограждений.
2. Требования к зданию.
— Согласно новым СанПиН, ранее построенные здания общеобразовательных учреждений, эксплуатируются в соответствии с проектом, поэтому требовать от руководителей выделения дополнительных помещений, не предусмотренных проектом, — неправомочно.
— Официально допускается устраивать гардеробы в учебных помещениях в общеобразовательных учреждениях сельской местности с количеством обучающихся не более 10 человек в классе.
— Внесены изменения по спортивным залам, проявляющиеся в уточнении требований к набору помещений: при спортивных залах должны быть предусмотрены снарядные и раздевальные комнаты для мальчиков и девочек. В существующих учреждениях рекомендуются оборудованные при спортивных залах раздельные для мальчиков и девочек душевые и туалеты. Эти помещения должны быть обязательными только во вновь строящихся зданиях школ.
— Медицинские кабинеты в существующих зданиях должны размещаться на 1-м этаже, и в их состав входят кабинет врача и процедурный кабинет. В школах сельской местности допускается медицинское обслуживание учащихся на ФАПах и в амбулаториях. Для вновь строящихся и реконструирующихся зданий набор помещений медкабинетов наиболее полный: кабинет врача, процедурный и прививочный кабинеты, помещение для приготовления дезрастворов и хранения уборного инвентаря, а также туалет.
— В состав общеобразовательных учреждений как структурное подразделение может входить интернат. В его составе должны быть предусмотрены: спальные комнаты, раздельные для детей разного пола, площадью не менее 4 кв.м на 1-го человека; помещение для самоподготовки; комнаты отдыха; умывальные; комнаты для сушки одежды и обуви, стирки и глажки личных вещей; кабинет для медобслуживания; административно-хозяйственное помещение.
3. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений.
— Основным видом ученической мебели для обучающихся начальной школы должна быть парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7-15 градусов. Допускается совмещение разных видов ученической мебели (парты, конторки). Продолжительность непрерывной работы за конторкой не должна превышать 7-10 минут для начальной школы, детей среднего и старшего звена — 7-10 минут.
— Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающих гигиеническим требованиям.
— Мастерские для трудового обучения должны иметь площадь 6 кв.м на одно рабочее место. Столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 45 градусов к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене, так, чтобы свет падал слева. Расстояние между верстаками должно быть не менее 0,8 метра.
В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение, с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков должно быть не менее 1 метра, двуместных — 1,5 метра.
Также новые санитарные правила и нормы определяют требования к кабинетам домоводства.
Для первоклассников, посещающих группы продленного дня, должны быть предусмотрены спальные комнаты, раздельные для мальчиков и девочек.
4. Требования к воздушно-тепловому режиму. Нормируемая температура в помещениях стала выше, чем была предусмотрена предыдущими СанПин: температура в учебных помещениях должна составлять 18-24 гр.С (ранее 18-20); в спортзале, мастерских 17-20 гр.С (ранее 15-17).
5. Требования к естественному освещению.
В учебных помещениях световой коэффициент (СК = отношению площади остекленной поверхности к площади пола) должен соответствовать не менее 1:6. Рекомендуется использование штор из тканей светлых тонов, обладающих достаточной степенью светопропускания, хорошими светорассеивающими свойствами. Использование штор (занавесок), в том числе, штор с ламбрекенами, из поливинилхлоридной пленки и др. штор или устройств, ограничивающих естественную освещенность, не допускается.
6. Требования к искусственному освещению.
Предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру светоизлучения: белый, тепло белый, и естественно-белый.
7. Гигиенически требования к режиму образовательного процесса.
Согласно ст. 11 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52 от 30.03.99г. руководители школ обязаны выполнять требования санитарных норм и правил, проводить производственный контроль, иметь в наличии Санитарные нормы и правила.
В соответствии со ст.28 этого Закона в образовательных учреждениях должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, по организации питания и выполняться требования саниатрных правил и норм.
На основании ст. 34 Закона № 52 от 30.03.99г. все работники школ обязаны проходить предварительные при поступлении и периодические медицинские осмотры и получать врачебный допуск, согласно ст.36 Гигиеническое обучение с аттестацией при поступлении на работу.
Основным документом определяющим обязательные требования к образовательным организациям (школам) является СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» с изменениями 1,2.
Вся образовательная деятельность подлежит лицензированию после получения экспертного заключения от ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калужской области» и с санитарно-эпидемиологического заключения от Управления Роспотребнадзора по Калужской области.
Использование помещений школ для других целей запрещается.
Требования к размещению и территории школ.
1. Ограждение забором всей территории школы.
2. Озеленение 50% территории школы.
3. Не допускается высаживать ядовитые растения.
4. Должны быть выделены: зона отдыха, физкультурно-спортивная зона,
хозяйственная и учебно-опытная.
5. Хозяйственная зона оборудуется контейнерными площадками.
6. Наружное искусственное освещение обязательно при нормативе 10 люкс на земле.
1. Ранее построенные здания эксплуатируются в соответствии с проектом. Реконструкция
согласовывается с Управлением Роспотребнадзора по Калужской области.
2. Не допускается использовать цокольные и подвальные помещения под учебные помещения,лаборатории, мастерские, медпункты,спортивные и актовые залы.
СанПиН 2.4.2.2821-10 с изменениями 2019 год для школ
Санитарно-эпидемиологические нормы и правила (СанПиН) для школ являются первоочередным документом, которым должны руководствоваться руководители учебных заведений во время организации учебного процесса. СанПиН 2.4.2.2821-10 для школ периодически дополняется и изменяется.
Правила, прописанные в документе, являются обязательными для исполнения во всех государственных и частных образовательных учреждениях. Они должны учитываться при разработке нормативной и технической документации, которая проходит согласование в соответствующих инстанциях.
Цель документа – обеспечение комфортных условий в зданиях и помещениях, в которых обучаются школьники, установление нормативов безопасности окружающей среды. Только в школах, в которых соблюдаются прописанные требования, возможно получение качественного образования.
Правила предписывают, что в каждой школе должна быть современная компьютерная техника и доступ к сети интернет, спортивные залы, столовая, канализация, холодная и горячая вода.
Эти элементарные требования призваны обеспечить необходимые условия, позволяющие концентрироваться на учебном процессе, а не на решении каких-либо бытовых задач.
что на пришкольных территориях должны быть предусмотрены места для стоянки транспортных средств, которые используются для перевозки учащихся между корпусами зданий, которые возведены на одной территории, должны находиться отапливаемые переходы;
школьные гардеробы должны иметь вешалки, ячейки для обуви, крючки для одежды, соответствующие росту школьников;
кроме того, для удобства учащихся должны быть оборудованы гардеробные скамейки;
классные доски должны быть темно-зеленого или темно-коричневого цветов, при этом учебные помещения могут оборудоваться интерактивными досками, сенсорными экранами и другими современными приспособлениями, которые должны отвечать гигиеническим нормам;
температурный режим в туалетных комнатах должен быть не выше 21С, в душевых – не больше 25С;
часть кабинетов должна иметь доступ к водоснабжению.
Документ содержит требования и к малокомплектным учебным заведениям. В них должны быть такие обязательные помещения как гардероб, кабинеты для обучения, актовый зал, столовая, библиотека, санузлы, рекреация, подсобка, медицинский кабинет, спортзал, снарядная и другие необходимые административно-хозяйственные помещения.
Кроме перечисленных требований, СанПин устанавливает предельно допустимую нагрузку на учеников.
Так, аудиторная нагрузка не должна превышать 26, 32, 33, 35, 36 и 37 академических часов для учащихся 1-х, 2-4-х, 5-х, 6-х, 7-х, 8-х, 9-х и 10-11-х классов. Внеурочные занятия должны длиться не более десяти часов в неделю для всех школьников.
Допускается:
для учащихся первых классов – 4 урока каждые 4 дня, и 5 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
для учащихся 2-4-х классов – 5 уроков каждые 4 дня, и 6 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
для учащихся 5-7-х классов – не более семи уроков ежедневно;
для учащихся 8-11-х классов – не более восьми уроков ежедневно.
Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры.
Особое внимание в правилах уделяется занятиям за компьютерами с жидкокристаллическими мониторами. Такие занятия не должны превышать 20 минут в 1-2-х классах, 25 минут – в 3-4-х классах, 30 минут – в 5-6 классах, 35 минут – в 7-11 классах.
Особое внимание в правилах уделяется занятиям за компьютерами с жидкокристаллическими мониторами. Такие занятия не должны превышать 20 минут в 1-2-х классах, 25 минут – в 3-4-х классах, 30 минут – в 5-6 классах, 35 минут – в 7-11 классах.
Юридический отдел
Услуги регистрации
Финансовый аудит. Бухучет
Услуги для турбизнеса
Классификация гостиниц
Загранпаспорта
Продажа/ Покупка турфирм
Обучение. Консалтинг
ДЕЗИНФЕКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ
Дезинфекционная деятельность борется с (п. 79):
патогенными микроорганизмами;
возбудителями инвазионных болезней;
грызунами и их эктопаразитами (клещами, вшами, блохами);
кровососущими членистоногими и другими насекомыми.
Включает в себя (п. 80):
профилактическую дезинфекцию;
очаговую дезинфекцию;
дезинфекцию, предстерилизацию и стерилизацию медицинских изделий;
надзор эффективности и безопасности мероприятий.
ДЕЗИНФЕКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ = ДЕЗИНФЕКЦИЯ + ДЕЗИНСЕКЦИЯ + ДЕРАТИЗАЦИЯ.
Дезинфекция — это мероприятия по устранению возбудителей инфекций и токсинов во внешней среде (п. 90).
Дезинсекция — это мероприятия по устранению членистоногих (п. 98).
Дератизация — это мероприятия по устранению грызунов (п. 108).
Дезинфекционная деятельность включает в себя (п. 81):
приготовление, хранение, транспортировку, реализацию и применение средств;
оборудование и материалы для дезинфекции, стерилизации, дезинсекции, дератизации;
уничтожение дезинфекционных средств;
контроль за безопасностью и высокоэффективностью дезинфекционных средств;
надзор за проведением дезинфекционных мероприятий и их эффективностью.
ЧТО ТАКОЕ ПЕСТ-КОНТРОЛЬ?
Пест-контроль — это мероприятия по ограничению и предотвращению численности вредителей, способных нанести ущерб животному или растению, предмету или сооружению.
Вредителями и источниками инфекционных заболеваний являются:
природные и синантропные виды грызунов;
разные виды членистоногих;
насекомые;
дикие и синантропные виды птиц;
холоднокровные животные;
бродячие и прикормленные кошки, собаки.
ДЕРАТИЗАЦИЯ И ДЕЗИНСЕКЦИЯ ДОЛЖНА РЕГУЛЯРНО ВЫПОЛНЯТЬСЯ НА ОБЪЕКТАХ ОСОБОГО ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ (п. 98, 110; см. табл.1).
Предприятия, относящиеся к объектам особого эпидемиологического назначения.
Предприятия относящиеся к объектам особого эпидемиологическое значение
До 1 сентября 2021 г. — по старому СП 3.5.3223-14 (п.2.3)
С 1 сентября 2021 г. — по новому СанПин 3.3686-21 (п.98)
предприятия пищевой промышленности, общественного питания и организации торговли производственными товарами;
организации пищевой промышленности, общественного питания и организации, осуществляющие хранение и реализацию пищевой продукции;
жилые здания, предназначенные для постоянного проживания или временного пребывания людей, в том числе гостиницы, общежития;
здания, предназначенные для постоянного или временного пребывания людей;
Обеспечение соответствующего микроклимата – важная составляющая для комфортного и безопасного обучения школьников. Нормы к воздушно-тепловому режиму прописаны в отдельном разделе СанПин 2020 года:
Здание необходимо подключить к централизованной вентиляционной и отопительной системе.
Запрещено применять паровое отопление.
Материалы для ограждения климатического оборудования соответствуют нормам безопасности, не оказывают вредного влияния на здоровье учащихся. Нельзя использовать полимерные изделия и древесно-стружечные плиты.
Оптимальная температура и скорость воздухообмена зависит от назначения помещения.
Особое внимание в нормативных документах уделяется выбору архитектурно-планировочного решения. Оно должно предусматривать отдельный блок для младших классов с выходом на участок, отсутствие вредного воздействия внешних факторов на здоровье и жизнь учеников, запрет на использование цокольного и подвального этажа для оборудования учебных помещений (основных и факультативных).
Отдельно рассмотрим требования, которые предъявляет СанПиН 2020 года к материалам, применяемым при внутренней отделке помещений образовательного заведения:
Безопасность веществ подтверждена сертификатами.
Гладкая поверхность стен и потолка необходима для удобной и быстрой влажной обработки.
Отделочные материалы устойчивы к воздействию дезинфицирующих препаратов.
При установке подвесных потолков применяются материалы, разрешенные для образовательных заведений. При этом сохраняется минимально допустимая высота помещения.
В качестве напольного покрытия допустимо применять линолеум, паркет, доски, плитки с шероховатой или матовой поверхностью.
В целом, все отделочные материалы должны отвечать требованиям безопасности. Нельзя использовать препараты, в составе которых присутствуют вещества, оказывающие вредное воздействие на здоровье. Аналогичное условие предъявляют к материалам ученической мебели. Не допускается наличие на напольном покрытии сколов, трещин, щелей и других дефектов. В целях предупреждения травм поверхность не может быть гладкой и скользящей.
Для выполнения санитарно-гигиенических норм важно поддерживать чистоту в образовательном учреждении. Обозначим основные требования к уборке:
Все классы и вспомогательные комнаты ежедневно подвергают влажной уборке с использованием моющих препаратов. Обработка рекреации, вестибюля и столовой происходит после каждой перемены.
Разрешено применять дезинфицирующие средства, которые имеют сертификаты и подходят для детских учреждений. При работе с препаратом следует строго соблюдать инструкцию.
Рабочий раствор разводят непосредственно перед уборкой.
Для хранения дезинфицирующих средств необходимо выделить отдельное подсобное помещение, недоступное для посторонних лиц.
При высоком риске распространения возбудителей различных инфекций разрабатывают дополнительные профилактические мероприятия, согласованные с государственными органами.
Элементарные правила и фундаментальные требования, указанные в СанПиН 2020 года для общеобразовательных заведений, направлены на обеспечение безопасных и комфортных условий для учебного процесса. Они должны стать основой для разработки внутренней технической документации. Выполнение предписанных норм поможет школьникам максимально погрузиться в образовательный процесс без вреда для жизни и здоровья.
Пунктом 6.2 устанавливаются требования к температурному режиму. Последний прямо зависит от климатических особенностей учебных помещений (кабинетов).
Так, в актовом зале, столовой, местах отдыха и библиотеке рекомендуется выдерживать 18-24°C. В спортзале и мастерских значение понижается до 17-20 °C.
Контроль температуры осуществляется при помощи бытовых термометров.
Также обязательно проветривание (п. 6.6): учебные помещения – во время перерыва, рекреационные — во время уроков.
Основным документом, которым должны руководствоваться образовательная организация и иные структуры, участвующие в процессе предоставления обучающимся пищи, является СанПиН 2.4.5.2409-08.
Помимо указанного акта, питание в школе урегулировано следующими техрегламентами:
ТР ТС 021/2011. С изменениями, вступающими в силу в 2020 году (решение Совета ЕЭК от 08.08.19 №115);
ТР ТС 022/2011;
ТР ТС 023/2011;
ТР ТС 033/2012. С изменениями 2020 года (решение Совета ЕЭК от 19.12.19 №118)
Питание обучающихся обеспечивают специализированные организации. Основными требованиями является соблюдение чистоты и норм, регулирующих хранение и приготовление пищи.
Посуда и приборы должны тщательно мыться. Немаловажное значение имеет нанесение маркировки.
Она позволяет избежать смешивания сырой и приготовленной еды и попадания в последнюю бактерий.
Кроме перечисленных требований, САНПИН устанавливает предельно допустимую нагрузку на учеников.
СанПиН детализирует и общий допустимый объем нагрузки на каждого школьника в течение одного дня.
для учащихся первых классов – 4 урока каждые 4 дня, и 5 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
для учащихся 2-4-х классов – 5 уроков каждые 4 дня, и 6 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
для учащихся 5-7-х классов – не более семи уроков ежедневно;
для учащихся 8-11-х классов – не более восьми уроков ежедневно.
Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры.
Особое внимание в правилах уделяется занятиям за компьютерами с жидкокристаллическими мониторами. Такие занятия не должны превышать 20 минут в 1-2-х классах, 25 минут – в 3-4-х классах, 30 минут – в 5-6 классах, 35 минут – в 7-11 классах.
Особое внимание в правилах уделяется занятиям за компьютерами с жидкокристаллическими мониторами. Такие занятия не должны превышать 20 минут в 1-2-х классах, 25 минут – в 3-4-х классах, 30 минут – в 5-6 классах, 35 минут – в 7-11 классах.
В начале 2022 года были внесены изменения в СанПин для школы
на школьных территориях должны быть предусмотрены места для стоянки транспорта, который перевозит учеников;
если школа состоит из нескольких строений, они должны быть сообщены между собой и оснащены отопительной системой;
не допускается установка уличных туалетов для учеников, если нет централизованной канализации (в этом случае следует предусмотреть внутреннюю канализацию).
количество учеников зависит от площади, которая приходится на каждого ребенка;
документ определяет количество уроков для каждой возрастной группы, таким образом расписание уроков должно составляться согласно нормативам (например, для первого класса не должно быть более четырех уроков ежедневно, к последнему классу их может быть 7-8);
учебный год первоклассников может включать дополнительные каникулы;
учителя должны раз в два года проходить переподготовку, а после этого аттестацию.
Школа должна быть безопасным и продуктивным учреждением, которое дает полноценные знания обучающимся. Изменения, вносимые в СанПин, должны совершенствовать требования, которые были установлены более ранними законодательными документами.
Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.
Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.
При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1-3, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.
Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.
При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.
39. Помещения в учреждениях должны иметь естественное освещение.
Естественное освещение допускается не предусматривать в помещениях учреждений согласно приложению 7.
40. Направление основного светового потока естественного освещения в учебных помещениях (помещениях для занятий) должно быть левостороннее.
Верхнее или верхнее и боковое естественное освещение допускается предусматривать для рекреаций, холлов, лекционных аудиторий, спортивных и танцевальных залов, ванн плавательных бассейнов.
В лекционных аудиториях на 200 и более мест необходимо предусматривать двустороннее расположение светопроемов.
При глубине учебных помещений более 6 м от окон при естественном боковом левостороннем освещении должно предусматриваться устройство правостороннего подсвета.
41. В учреждениях в учебных помещениях (помещениях для занятий) окна не должны быть затенены цветами, декоративными шторами, мебелью.
Поверхность интерьера учебных помещений должна быть матовая светлых тонов, потолки должны быть белые.
Учебные, жилые, спальные и другие помещения при необходимости должны оборудоваться регулируемыми солнцезащитными устройствами.
При использовании интерактивной доски должно быть предусмотрено затемнение окна (окон).
42. Все помещения учреждений должны иметь равномерное искусственное освещение.
Организация световой среды, уровни естественной и искусственной освещенности основных помещений учреждений должны соответствовать установленным гигиеническим нормативам.
При трудовом (производственном) обучении (практике) и в лабораториях при выполнении точных работ применяется система комбинированного (общего и местного) искусственного освещения рабочих мест. Уровень освещенности рабочих мест должен обеспечиваться в соответствии с характером и точностью (разрядом) проводимых работ по нормам освещения промышленных предприятий, но не ниже освещенности, нормируемой для учебных помещений.
В пасмурные дни искусственным освещением в учреждениях необходимо пользоваться в течение всего рабочего дня.
43. В учебных помещениях в качестве электросветильников должны использоваться преимущественно люминесцентные лампы с электронной пускорегулирующей аппаратурой, предусматриваться дополнительное освещение классной доски с размещением над доской либо на потолке.
Неисправные и перегоревшие газоразрядные лампы должны своевременно заменяться, собираться в контейнер в специально выделенном помещении для дальнейшей отправки на утилизацию.
Санпин 2.4 2.2821 10 для школ и образовательных учреждений
44. В учреждениях должны использоваться строительные, в том числе отделочные, материалы, мебель (детская, ученическая, бытовая и другая), наглядные и учебные пособия, игры и игрушки, электронные средства обучения, медицинская техника и изделия медицинского назначения, электросветильники, моющие средства и средства дезинфекции, произведенные в соответствии с техническими нормативными правовыми актами и разрешенные к применению законодательством.
45. В учреждениях размеры, конструкция детской, ученической, бытовой мебели должны соответствовать функциональным ростовым параметрам обучающихся и установленным стандартам.
Стулья должны устанавливаться в комплекте со столами одного размера. Использование вместо стульев табуреток и скамеек запрещается.
Ученическая мебель для учащихся 1-ГУ классов по мере износа должна заменяться на парты.
Мастерские, производственные (учебно-производственные) мастерские и лаборатории в учреждениях должны оснащаться в соответствии с реализуемыми образовательными программами и требованиями технологического процесса.
Химические лаборатории должны быть оборудованы вытяжными шкафами в соответствии с требованиями к шкафам демонстрационным и лабораторным вытяжным.
Основные размеры столов и стульев детских и ученических, кроватей, требования к расстановке детской и ученической мебели, производственного оборудования в мастерских, производственных (учебно-производственных) мастерских установлены согласно приложению 8.
46. В учреждениях мастерские, производственные (учебно-производственные) мастерские и лаборатории должны обеспечиваться средствами индивидуальной защиты и страховочными средствами с учетом вида деятельности, профиля осваиваемой специальности, моющими средствами и средствами для защиты и очищения кожи, аптечками первой помощи универсальными, перечень вложений в которые определяется Министерством здравоохранения.
47. В учреждениях:
кровати должны использоваться с твердым ложем;
для детей в возрасте до 3 лет и для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата ложе кроватей должно быть ограждено с четырех сторон, использование двухъярусных кроватей запрещается;
для детей в возрасте от 3 до 17 лет, за исключением учреждений для детей с круглосуточным пребыванием детей на протяжении более 6 месяцев, допускается использование двухъярусных кроватей (в которых второй ярус должен быть огражден на высоту не менее 30 см и расстояние между ярусами должно обеспечивать возможность сидения на первом ярусе с прямой спиной), пристенных кроватей-трансформеров двухъярусных или ленточных, трехуровневых кроватей из комплекта мебели для групп продленного дня;
кровати должны расставляться так, чтобы постельные принадлежности и постельное белье стоящих рядом кроватей не соприкасались.
В местах проживания обучающихся для каждого проживающего должны предусматриваться кровать, тумбочка и стул, шкаф (место в шкафу) для хранения личных вещей, одежды и обуви, стол (рабочее место).
48. Требования к кабинетам учебно-вычислительной техники в учреждениях, режиму работы с электронными средствами обучения установлены согласно приложению 9.
49. В учреждениях для детей старше 6 лет и взрослых допускается организация локальной сети передачи данных с использованием радиоэлектронных средств широкополосного беспроводного доступа при соблюдении следующих требований:
на каждое радиоэлектронное средство широкополосного беспроводного доступа с эквивалентной изотропной излучаемой мощностью более 100 мВт, имеющее внешнюю антенну, установленную вне зданий и сооружений, в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями к электромагнитным излучениям радиочастотного диапазона должен оформляться санитарный паспорт;
радиоэлектронные средства широкополосного беспроводного доступа должны размещаться вне учебных помещений на высоте не менее 2,4 м;
сеть передачи данных с использованием радиоэлектронных средств широкополосного беспроводного доступа должна использоваться обучающимися только для реализации образовательных программ.
50. В учреждениях дошкольного образования, специальных дошкольных учреждениях организация локальной сети передачи данных с использованием радиоэлектронных средств широкополосного беспроводного доступа в образовательных целях запрещается.
61. Образовательный процесс в учреждениях для детей, учреждениях высшего образования должен осуществляться в соответствии с типовыми учебными планами, утвержденными в порядке, установленном Кодексом Республики Беларусь об образовании, при их соответствии санитарно-эпидемиологическому законодательству.
Образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, за исключением детских школ искусств, в учреждениях дополнительного образования взрослых должен осуществляться в соответствии с учебными планами (программами), разработанными и утвержденными в установленном законодательством порядке.
Образовательный процесс и воспитание в учреждениях должны быть организованы с учетом необходимости:
сохранения здоровья обучающихся, поддержания их работоспособности в течение учебного дня, недели, учебного года, обеспечения требуемой двигательной активности;
обеспечения продолжительности прогулок, дневного и ночного сна в учреждениях для детей.
62. В учреждениях высшего образования обязательная недельная учебная нагрузка (в режиме шестидневной или пятидневной учебной недели) для студентов первого и второго курсов должна быть не более 40 учебных часов без учета учебных часов, предусмотренных учебными планами для самостоятельной работы.
63. В учреждениях для детей:
продолжительность обязательных компонентов режима дня детей в учреждениях с круглосуточным пребыванием предусматривается согласно приложению 11;
продолжительность пребывания детей на открытом воздухе в учреждениях с круглосуточным пребыванием должна быть увеличена во время каникул на 1,5-2 часа;
отдельные учебные занятия (занятия), кроме учебных занятий (занятий) по физической культуре, допускается проводить на открытом воздухе при температуре не ниже +10 °С;
руководитель (иное должностное лицо) учреждения должен принимать решение о сокращении длительности (или запрещении) прогулок для детей на открытом воздухе при неблагоприятных погодных условиях (дождь, сильный ветер) и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при скорости движения воздуха более 3 м/с и температуре атмосферного воздуха -15 °С и ниже — для детей в возрасте до 3 лет, -18 °С и ниже — для детей в возрасте от 3 до 7 лет, -22 °С и ниже — для детей в возрасте от 7 лет;
во время прогулки должны быть обеспечены двигательная активность детей, соответствующие погодным условиям одежда и обувь.
Местными исполнительными и распорядительными органами должно приниматься решение о временном приостановлении образовательного процесса в учреждениях общего среднего и специального образования при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера или температуре атмосферного воздуха в 7.00-25 °С и ниже при скорости движения воздуха более 3 м/с.
Решение о сокращении (запрещении) прогулок или учебных занятий может приниматься при более высоких температурах атмосферного воздуха, чем указано в настоящем пункте, но при сильном ветре.
64. Требования к режиму учебных занятий (занятий) в учреждениях установлены согласно приложению 12.
65. Допускается объединять, за исключением учебных занятий по учебным предметам (учебным дисциплинам) «Физическая культура» и «Физическая культура и здоровье», учебные занятия:
по одному учебному предмету (учебной дисциплине) в учреждениях профессионально-технического, среднего специального образования, в учреждениях для взрослых;
по одному учебному предмету (учебной дисциплине) в учреждениях при проведении контрольных и лабораторных работ, практических работ (занятий), курсовых проектов (курсовых работ), зачетов (дифференцированных зачетов) и экзаменов;
по учебному предмету «Трудовое обучение», кроме Г-ГУ классов, в учреждениях общего среднего, специального образования на уровне общего среднего образования;
по отдельным учебным предметам в виде сдвоенных уроков, изучаемых на повышенном уровне в VШ-ГX классах учреждений общего среднего образования;
по одному учебному предмету в виде сдвоенных уроков в Х-ХГ (XII) классах учреждений общего среднего образования, в которых отдельные учебные предметы изучаются на повышенном уровне.
Допускается объединять два учебных занятия по учебным предметам (учебным дисциплинам) «Физическая культура» и «Физическая культура и здоровье» при получении:
высшего образования;
среднего специального образования — на основе профессионально-технического образования;
среднего специального и профессионально-технического образования — на основе общего среднего образования, общего базового образования на III и IV курсах.
В остальных случаях в учреждениях для детей допускается объединять два учебных занятия по учебному предмету (учебной дисциплине) «Физическая культура и здоровье» только при проведении учебных занятий по лыжной подготовке.
66. Обучающимся учреждений дошкольного образования, I классов, при нахождении в санаторно-курортных организациях, на стационарном лечении в организациях здравоохранения домашние задания задаваться не должны.
67. Контрольные работы (за исключением учреждений для взрослых), курсовые проекты (курсовые работы), зачеты (дифференцированные зачеты) и экзамены в учреждениях должны проводиться в соответствии с графиком, утвержденным руководителем учреждения (заместителем руководителя по учебной работе) не более чем по одному учебному предмету (учебной дисциплине) в день в одном классе (учебной группе).
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
Бюджетный кодекс РФ
Водный кодекс Российской Федерации РФ
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
ГК РФ
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2
Гражданский кодекс часть 3
Гражданский кодекс часть 4
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
Земельный кодекс РФ
Кодекс административного судопроизводства РФ
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
Кодекс об административных правонарушениях РФ
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
НК РФ
Налоговый кодекс часть 1
Налоговый кодекс часть 2
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
Трудовой кодекс РФ
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
Уголовный кодекс РФ
ФЗ об исполнительном производстве
Закон о коллекторах
Закон о национальной гвардии
О правилах дорожного движения
О защите конкуренции
О лицензировании
О прокуратуре
Об ООО
О несостоятельности (банкротстве)
О персональных данных
О контрактной системе
О воинской обязанности и военной службе
О банках и банковской деятельности
О государственном оборонном заказе
Закон о полиции
Закон о страховых пенсиях
Закон о пожарной безопасности
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Закон об образовании в Российской Федерации
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации