Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Внутренний финансовый контроль в 2022 году: порядок». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Постановление Правительства РФ от 14 июля 2021 года № 1188 (далее — Постановление № 1188) утвердило отдельные требования к правилам внутреннего контроля, которые разрабатывают:
- адвокаты;
- нотариусы;
- лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги;
- аудиторские компании и индивидуальные аудиторы.
Эти требования приняты для соблюдения положений Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон № 115-ФЗ). А именно, согласно п. 1 его ст. 7.1, требования данного ФЗ в отношении организации внутреннего контроля распространяются на перечисленных лиц.
Об изменениях в стандартах государственного финансового контроля
Правила внутреннего контроля, действующие до 13.01.2022, указанные лица должны привести в соответствие с Постановлением № 1188 в течение 1 месяца. То есть, до 13 февраля 2022 года.
Какие изменения учесть
Правила внутреннего контроля регламентируют порядок действий перечисленных выше лиц в антиотмывочных целях. Их готовят в бумажном или электронном виде. В последнем случае перечисленные лица заверяют их своей усиленной квалифицированной электронной подписью (например, руководителя юрфирмы, адвоката или нотариуса). До 13.01.2022 эти правила составляют на бумаге.
Правила внутреннего контроля, оформленные на бумажном носителе, можно хранить в виде электронного образа документа.
Предусмотрено меньше обязательных программ, которые нужно включить в правила внутреннего контроля. Это касается:
- документального фиксирования информации;
- приостановления операций;
- действий в случае отказа выполнить распоряжение клиента совершить операцию.
Напомним, что внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений – контрольная деятельность Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, финансовых органов субъектов РФ (муниципальных образований).
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства РФ.
Полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются (ст. 269.2 БК РФ):
-
контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений;
-
контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов;
-
контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных БК РФ, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов;
-
контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета;
-
контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Положениями п. 3 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.02.2020 № 100 (далее – Стандарт «Права и обязанности»), установлено, что должностные лица органа контроля имеют право:
1) запрашивать и получать у объекта контроля на основании обоснованного запроса в письменной или устной форме информацию, документы и материалы, а также их копии, необходимые для проведения проверок, ревизий и обследований (далее – контрольные мероприятия);
2) получать объяснения у объекта контроля в письменной или устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий;
3) при осуществлении выездных проверок (ревизий, обследований) беспрепятственно по предъявлении документа, удостоверяющего личность (служебного удостоверения), и копии правового акта органа контроля о проведении контрольного мероприятия посещать помещения и территории, которые занимают объекты контроля, в отношении которых проводится контрольное мероприятие, требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;
4) назначать (организовывать) экспертизы, необходимые для проведения контрольных мероприятий, с использованием фото-, видео- и аудиотехники, а также иных видов техники и приборов, в том числе измерительных приборов, с привлечением:
-
независимых экспертов (специализированных экспертных организаций);
-
специалистов иных государственных (муниципальных) органов;
-
специалистов учреждений, подведомственных органу контроля;
5) получать необходимый для осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля доступ к государственным и муниципальным информационным системам, информационным системам, владельцем или оператором которых является объект контроля, с соблюдением законодательства РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации и о государственной и иной охраняемой законом тайне;
6) проводить (организовывать) мероприятия по документальному и (или) фактическому изучению деятельности объекта контроля, в том числе путем проведения осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, исследования, контрольных замеров (обмеров).
Согласно изменениям, внесенным в Постановление № 1504, начиная с 01.01.2022 органы внутреннего государственного финансового контроля будут также наделены следующими правами:
-
запрашивать у органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов местной администрации, органов управления государственными внебюджетными фондами, организаций и должностных лиц информацию, документы и материалы, необходимые в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля, в отношении которого проводятся контрольные мероприятия;
-
запрашивать у органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов местной администрации, органов управления государственными внебюджетными фондами, а также организаций, являющихся владельцами и (или) операторами информационных систем, доступ к данным информационных систем, владельцами и (или) операторами которых они являются, в соответствии с законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне.
Значительные изменения коснулись Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.08.2020 № 1235 (далее – Стандарт «Проведение проверок»).
Так, с 01.01.2022 органы внутреннего государственного финансового контроля будут вправе направлять запросы организациям и должностным лицам, которые не являются объектом контроля, без оформления встречной проверки. С указанной даты контролеры вправе запрашивать информацию, документы и материалы в отношении подконтрольных лиц, а также доступ к сведениям информационных систем. Аналогичные изменения внесены и в Стандарт «Права и обязанности», о чем мы уже упоминали ранее.
Такой запрос будет вручаться руководителю (уполномоченному представителю) иных органа, организации, должностному лицу либо направляться иным органу, организации, должностному лицу с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения, в том числе с применением факсимильной связи и (или) автоматизированных информационных систем, в срок не позднее дня, следующего за днем его подписания.
Напомним, что орган государственного (муниципального) финансового контроля может проводить следующие контрольные мероприятия (ст. 267.1 БК РФ):
-
проверка, которая означает совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного учета и бюджетной отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Проверки могут быть камеральными и выездными. Под камеральными проверками понимаются проверки, проводимые по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной отчетности и иных документов, представленных по его запросу. Выездные проверки – проверки, осуществляемые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной отчетности и первичных документов;
-
ревизия, представляющая собой комплексную проверку деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской и бюджетной отчетности. Результаты проверки, ревизии оформляются актом;
-
обследование, которое заключается в анализе и оценке состояния определенной сферы деятельности объекта контроля, в том числе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Результаты обследования оформляются заключением.
Порядок проведения обследований регламентирован п. 26 – 33, 37, 39, 41 и 42 Стандарта «Проведение проверок». В ходе обследования проводятся исследования, осмотры, инвентаризации, наблюдения, испытания, измерения, контрольные обмеры и другие действия по контролю для определения состояния определенной сферы деятельности объекта контроля.
Согласно изменениям, внесенным Постановлением № 1504, начиная с 16.09.2021 обследования могут проводиться по месту нахождения не только объекта контроля, но и контрольного органа.
Срок проведения обследований, назначенных в рамках камеральных проверок или выездных проверок (ревизий), не может превышать 20 рабочих дней, иных обследований – 40 рабочих дней.
Заключение, оформленное по результатам обследования, прилагается к акту камеральной проверки или выездной проверки (ревизии), в рамках которых проведено обследование.
Встречная проверка проводится в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля. Объект встречной проверки представляет своевременно и в полном объеме должностным лицам органа контроля по их запросам информацию, документы, материалы и пояснения в устной и письменной формах, необходимые для проведения встречной проверки, предоставляет им допуск в помещения и на территории, которые он занимает, а также доступ к информационным системам, владельцем или оператором которых он является.
Как следует из изменений, внесенных Постановлением № 1504, начиная с 16.09.2021 встречные проверки могут проводиться по месту нахождения не только объекта контроля, но и контрольного органа.
Порядок проведения встречных проверок регламентирован п. 26 – 33, 37, 39, 41 и 42 Стандарта «Проведение проверок». Срок проведения встречных проверок не может превышать 20 рабочих дней. Срок продления встречных проверок не может быть более 15 рабочих дней.
* * *
В заключение еще раз отметим, что часть изменений действует с 16.09.2021, а ряд изменений вступит в силу с 01.01.2022.
Порядок проведения внутреннего финансового контроля
В процессе контрольных мероприятий проверяются эти аспекты:
- Соблюдение законов.
- Правильность заполнения документов.
- Верность заполнения регистров бухучета.
- Сохранение активов организации.
Проверяется наличие ошибок в документах. После обнаружения они оперативно исправляются.
Особенности организации внутреннего контроля
Порядок проведения внутреннего контроля в обязательном порядке прописывается в учетной политике предприятия. Зафиксировать порядок в документах можно на этапе создания компании. Альтернативный вариант – издание отдельных актов. Порядок реализации контроля может быть зафиксирован в отдельном приказе.
Контрольные мероприятия исполняются различными путями:
- Формированием структурного отдела или принятием сотрудника на должность ревизора. Сотрудники, осуществляющие контрольные мероприятия, подчиняются руководителю организации.
- Организацией комиссии, которая будет работать на регулярной основе.
- Возложением обязанностей по проведению контроля на представителей уже сформированных структурных подразделений.
Выбор конкретного пути определяется ожидаемым масштабом работ, возможностями организациями, наличием структурных подразделений, наличием специалистов.
Внутренний контроль осуществляется на этих уровнях:
- Уровень работника. Работник осуществляет контроль в рамках своих должностных полномочий.
- Уровень структурного отдела. Ответственность за контроль возложена на сотрудников подразделения, руководителей отдела.
Порядок осуществления контроля регулируется положением о работе отдела по контрольным мероприятиям. Работа ревизора будет также регламентирована этим положением. Документ должен быть утвержден приказом руководителя. На его основании базируется работа структурного подразделения.
ВАЖНО! Если Внутренний контроль осуществляется разными сотрудниками и подразделениями, ответственность разграничивается на основании локальных актов, должностных инструкций.
В процессе проведения контрольных мероприятий используются следующие инструменты:
- Общенаучные методы: анализ, дедукция и прочее.
- Эмпирические методы: инвентаризация, опросы, замеры.
- Специфические инструменты: теория вероятности и прочее.
Финансовый контроль можно доверить специальной комиссии, сторонним компаниям.
Комплексный контроль включает в себя эти формы проверочных мероприятий:
- Предварительный контроль. Выполняется до момента проведения хозяйственной операции. Этот инструмент обеспечивает формирование прогноза относительно итогов операции. Он позволяет решить, стоит ли идти на тот или иной шаг.
- Текущий контроль. Включает в себя анализ мероприятий по реализации бюджета, формирование бухгалтерской отчетности, анализ эффективности использования средств. Проверяется соответствие расходов компании ее целям.
- Последующий контроль. Осуществляется по результатам реализованных хозяйственных операций. При этом проверяется бухгалтерская документация. Контролируются результаты проведения инвентаризации.
ВАЖНО! Текущий и предварительный контроль можно включить в текущую деятельность сотрудников. Последующий контроль имеет смысл доверить сотруднику, который специализируется именно на контрольных мероприятиях.
ВНИМАНИЕ! Желательно исполнить все виды контрольных мероприятий. Для этого к работе приобщаются подразделения, отдельные сотрудники, специальная комиссия. Однако это возможно только в том случае, если компания располагает соответствующими ресурсами.
План контрольных мероприятий по внутреннему финансовому контролю
Текущий контроль включает в себя повседневное исследование расходования средств, заполнения бухгалтерской документации. Состоит из таких мероприятий, как:
- Анализ расходной документации.
- Проверка суммы средств, которая находится в кассе.
- Контроль над полнотой оприходования средств, которые были выданы банковским учреждением.
- Контроль над долгами дебиторов и задолженностями самой компании.
- Проверка соответствия аналитического учета с синтетическим учетом.
- Установление фактического наличия собственности компании.
Текущий контроль проводится регулярно. Осуществляется он представителями отделов бухучета.
Осуществляется он после завершения той или иной операции. Предполагает проверку всех сопутствующих документов. Рассмотрим методы последующего контроля:
- Инвентаризация.
- Ревизия кассы без предварительной подготовки.
- Проверка путей использования средств.
- Анализ имеющихся документов.
Последующий контроль – заключительный этап внутренней проверки. Желательно поручить его специальной комиссии. Состав ее указывается в соответствующем положении. Если требуется, состав можно изменить. В дальнейшем контроль проводится путем плановых и внеплановых проверок.
Федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов»
(с изменениями на 6 сентября 2021 года)
1. Федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов» (далее — стандарт) устанавливает правила проведения плановых и внеплановых проверок, ревизий и обследований (далее — контрольное мероприятие), а также порядок оформления их результатов в рамках реализации органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (далее — орган контроля) полномочий по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
2. Стандарт регламентирует:
назначение контрольного мероприятия и подготовку к его проведению;
проведение контрольного мероприятия, в том числе назначение (организацию) экспертиз, необходимых для проведения контрольного мероприятия, оформления их результатов;
оформление результатов контрольного мероприятия.
3. В ходе подготовки и проведения контрольного мероприятия должностными лицами органа контроля могут направляться запросы объекту внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (далее — объект контроля), а также органам государственной власти (государственным органам), органам местного самоуправления, органам местной администрации, органам управления государственными внебюджетными фондами, организациям (далее — иные органы, организации) и должностным лицам.
____________________________________________________________________
С 1 января 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2021 года N 1504 в пункт 3 настоящего Стандарта будут внесены изменения.
____________________________________________________________________
4. Запрос объекту контроля (за исключением запроса о представлении пояснений и запроса о предоставлении доступа к информационным системам) должен содержать перечень вопросов, по которым необходимо представить документы и (или) информацию и материалы, перечень истребуемых документов и (или) информации и материалов, а также срок их представления, который должен составлять:
10 рабочих дней со дня получения запроса объектом контроля при проведении камеральной проверки;
не менее 3 рабочих дней со дня получения запроса объектом контроля при проведении выездной проверки (ревизии), обследования, встречной проверки.
Истребуемые документы, информация и материалы направляются в форме электронного документа (за исключением случаев, если органом контроля установлена необходимость представления документов на бумажном носителе):
в орган контроля — при проведении камеральной проверки;
руководителю проверочной (ревизионной) группы или уполномоченному на проведение контрольного мероприятия должностному лицу — при проведении выездной проверки (ревизии), обследования, встречной проверки.
При проведении камеральной проверки документы на бумажном носителе представляются в орган контроля уполномоченным представителем (должностным лицом) объекта контроля или направляются заказным письмом. При проведении выездной проверки (ревизии), обследования, встречной проверки документы на бумажном носителе представляются руководителю проверочной (ревизионной) группы или уполномоченному на проведение контрольного мероприятия должностному лицу представителем (должностным лицом) объекта контроля. На бумажном носителе представляются подлинники документов или заверенные объектом контроля копии в установленном порядке.
Истребуемые в электронном виде документы, информация и материалы представляются с сопроводительным письмом за подписью руководителя (уполномоченного лица) объекта контроля одним из следующих способов:
официальная электронная почта объекта контроля;
съемный носитель информации;
предоставление доступа к информационным ресурсам объекта контроля, содержащим данные по теме контрольного мероприятия и перечню основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольного мероприятия;
иной способ с применением автоматизированных информационных систем, свидетельствующий о дате представления документов.
Такой источник, как карта внутреннего финансового контроля, используется, как правило, в государственных структурах. Минфин РФ в п. 16 разд.1 Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля, утв. приказом Минфина от 07.09.2016 №356 устанавливает, что данный документ является подготовительным относительно реализации мероприятий внутреннего финансового контроля в организациях, являющихся главными распорядителями бюджетных средств. В подобной карте Минфин рекомендует подробно раскрывать данные о должностных лицах, участвующих в финансовом контроле, в корреляции с каждой операцией, проводимой в рамках контрольных мероприятий.
Сформированная Минфином форма карты внутреннего финансового контроля, рассчитанная на использование распорядителями бюджетных средств, утверждена в приложении № 3 к Методическим рекомендациям по осуществлению внутреннего финансового контроля.
План финансового контроля формируется как в государственных, так и в коммерческих компаниях. Комплекс мер контрольных мероприятий формируется на год и закрепляется в карте внутреннего финансового контроля, которая подписывается руководителем организации. Для госструктур форма документа закреплена в методических указаниях или постановлениях различных ведомств.
В первую очередь нужно оценить предстоящий объем работ и денежные ресурсы, необходимые для организации внутреннего финансового контроля. Важно определить и количество задействованных сотрудников: один человек на все учреждение, ответственные работники в ключевых отделах (кадровая служба, экономический отдел, бухгалтерия), комиссия из компетентных сотрудников или даже выделенный отдел с полным спектром обязанностей и штатным расписанием. Многое в принятии решения зависит от масштаба учреждения и объемов хозяйственной деятельности.
Можно проводить несколько видов контроля:
- Предварительный контроль позволяет оценить правомерность и экономическую целесообразность планируемых операций. На этом этапе проверяют договоры, соотносят будущие затраты с планом финансово-хозяйственной деятельности и пр.
- С помощью текущего контроля учреждение отслеживает, как реализуются операции, насколько эффективно тратятся выделенные средства, анализирует качество ведения бюджетного учета, подготовки отчетности и пр.
- Последующий контроль подразумевает анализ документации, инвентаризацию, подготовку отчетов и иные контрольные мероприятия.
Первые два вида проходят внутри подразделений, этот контроль ложится на плечи работников согласно их трудовым функциям, а вот для последующего контроля должны быть выделены отдельные сотрудники — ревизионная группа или комиссия.
Следующий шаг в организации внутреннего контроля — разработка и утверждение нормативных актов, которые определят порядок работы ревизионного отдела/группы, обозначат обязанности ответственных сотрудников. Если эти функции возложены на одного сотрудника, можно составить общее положение и внести дополнения в должностные инструкции. Если контролирующие функции будут выполнять специалисты из разных подразделений, то в положения об этих отделах нужно внести соответствующие изменения, равно как и в должностные инструкции сотрудников. Если контроль будет вести отдельная группа/отдел, потребуется еще и положение об отделе внутреннего контроля. В любом случае новые документы должны быть утверждены приказом руководителя учреждения и обязательно прописаны в учетной политике.
Обеспечивать стабильную работу системы контроля за финансами — обязанность главы учреждения. Не реже одного раза в год под его руководством должны проходить оценка и пересмотр системы внутреннего контроля.
Вопрос об «отмене» внутреннего финансового контроля (ст. 160.2-1 БК РФ)
Последующий контроль учреждение может реализовать через проверки — плановые и внеплановые.
Для плановых проверок учреждение устанавливает периодичность самостоятельно, но не реже, чем это требует бюджетное (бухгалтерское) законодательство (п. 20 Инструкции № 157н, п. 1.5 Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49).
На что смотрят в ходе плановой проверки:
- соответствуют ли бухгалтерский учет и учетная политика требованиям актуального законодательства РФ;
- насколько корректно отражены факты хозяйственной деятельности в учете;
- насколько полно и правильно оформлены операции;
- своевременно ли проводится инвентаризация;
- насколько полно и достоверно составлена бухгалтерская отчетность.
Потребность во внеплановой проверке возникает, когда появляется сигнал о нарушениях. В зависимости от сложности вопроса контрольная проверка может быть сплошной или выборочной. Сплошная проводится, если нарушения отмечены в сфере кассовых и банковских операций, оплаты труда, подотчетных средств и пр. Это трудоемкий процесс, он подразумевает детальное изучение всей совокупности первичной бухгалтерской документации и/или отчетной документации.
Выборочная проверка позволяет получить данные, основываясь на анализе небольшого числа документов. Сложность составляет сама выборка. Для анализа ревизионная комиссия должна выделить несколько групп элементов (счета-фактуры, договоры, реестры, акты, выполненных работ и пр.) с определенным временным интервалом за произвольный период времени. Главное требование — выборка должна быть репрезентативной.
Что проверяет ревизионная комиссия:
- подлинность документов, качество их оформления, отражение первичных форм в бухгалтерском учете;
- соответствие данных в первичных документах и бухучете;
- подлинность документов, представленных структурными подразделениями, и их корректное отражение в общем учете;
- соответствие бухгалтерского учета и отчетности;
- правомерность хозяйственных операций, соответствие действующему законодательству, государственным нормативным актам и внутренним документам учреждения.
Результаты разных видов контроля следует оформлять по-разному. Для описания недочетов, выявленных во время предварительного и/или текущего контроля, достаточно служебной записки на имя руководителя учреждения. В нее можно включить рекомендации, как устранить нарушения и не допускать их впоследствии. Если контроль осуществляют сами сотрудники, то в положении о внутреннем контроле стоит указать периодичность, с которой должна проводиться проверка по каждому из отделов.
А вот результаты последующего контроля комиссия фиксирует в отдельном акте и направляет его руководителю учреждения вместе с сопроводительной запиской. Документы должны подписать все члены комиссии.
В акте проверки обязательно должны быть зафиксированы:
- согласованная с руководителем программа проверки;
- состояние участков бухгалтерского учета и отчетности (нефинансовых активов, безналичиных и наличных денежных средств, расчетов по авансам и пр.);
- использованные приемы и методы сбора и анализа информации;
- данные о соответствии финансово-хозяйственной деятельности учреждения требованиям текущего законодательства РФ;
- выводы о проведении контроля, перечень выявленных нарушений;
- перечень мер для устранения нарушений с указанием сроков и ответственных сотрудников, а также рекомендации, как не допускать подобных ошибок в будущем.
Виновники нарушений должны в срок, определенный положением о внутреннем контроле, представить в письменном виде свои объяснения руководителю. Основываясь на акте ревизионной комиссии, бухгалтер разрабатывает план мероприятий, который позволит устранить недочеты, с указанием сроков и ответственных лиц, а затем и отчитывается перед руководством учреждения о реализации плана.
Очень важно выстроить четкую, понятную и прозрачную систему внутреннего финансового контроля. Она состоит из множества элементов, затрагивает деятельность многих сотрудников и эффективна, только если работают все ее составляющие в комплексе.
Вводятся с 1 января 2020 года |
Вводятся до 31 декабря 2020 года |
---|---|
«Определения, принципы и задачи ВФА» |
«Реализация результатов ВФА» |
«Основания и порядок организации ВФА» |
«Подтверждение достоверности бюджетной отчетности» |
«Порядок передачи полномочий по ВФА» |
|
«Права и обязанности должностных лиц, работников при осуществлении ВФА» |
«Подготовка предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств» |
«Планирование, определение объема работ и формирование программы аудиторской проверки» |
|
«Проведение внутреннего финансового аудита» |
- Есть ли у вашего учреждения возможность образовать отдел внутреннего финансового аудита на основе принципа функциональной независимости?
— да
— нет
- Есть ли у учреждения необходимые и достаточные ресурсы, чтобы осуществить внутренний финансовый аудит, в том числе трудовые, материальные, финансовые и иные ресурсы, которые способны обеспечить качественный ВФА?
— да
— нет
- Есть ли в учреждении работники, обладающие необходимыми профессиональными знаниями, навыками и компетенциями, чтобы провести внутренний финансовый аудит, которые смогут беспристрастно, качественно и с недопущением конфликта интересов любого рода выполнять свои обязанности?
— да
— нет
- Выполняет ли ваше учреждение только однотипные внутренние бюджетные процедуры и операции, в отношении которых бюджетные риски минимизированы, а уровень бюджетных рисков низкий и не может оказать воздействие на результаты выполнения этих внутренних бюджетных процедур?
— да
— нет
Реформа внутреннего государственного финансового контроля
Внутренний аудитор будет не только проверять, проводится ли ВФК в учреждении, но и вносить предложения по его организации. То есть с исполнителя бюджетных процедур на аудитора переложили максимум работы по оценке контроля, по его организации, по оценке бюджетных рисков.
Важная деталь: Именно аудитор с 2020 года станет координатором ВФК
Аудитор должен выявить, какие бюджетные процедуры в учреждении выполняют с нарушениями или недостатками. И на основании этого оценить бюджетные риски и предложить способы минимизировать их. Для внутреннего финансового аудита ввели новый документ — реестр бюджетных рисков. Как его сформировать, рассмотрим на примере.
ПРИМЕР 2. Аудитор собрал все карты контроля со структурных подразделений учреждения.
Составив на их основе одну карту, он проанализировал все акты внешних ревизий, которые учреждение получало после проверок. Взяв перечень типовых нарушений, подготовленный казначейством, аудитор расписал все операции, проводимые в учреждении, вплоть до исполнителя.
Сопоставив данные, он присвоил каждой операции степень риска. В результате получился реестр рисков, из которого видно не только что это за операция, но и кто ее осуществляет, какие есть бюджетные риски и какие меры необходимо принять для их минимизации.
Новые требования к разработке порядка внутреннего мониторинга распространяются на ИП и юрлиц, оказывающих услуги в сфере юриспруденции, бухгалтерского учета, на аудиторские организации, индивидуальных аудиторов, а также на адвокатов и нотариусов. Сейчас организация внутреннего контроля регулируется нормами Закона № 115-ФЗ, но с 13 января 2022 года вступает в силу Постановление № 1188, и тогда работа этой категории субъектов хозяйствования должна быть приведена в соответствие с последним документом.
Отсрочка по налогам снижает «антиотмывочные» риски
Банки / 13:31 30 ноября 2020
Росфинмониторинг прекратит проверки по «отмыванию» до конца 2020 года
Проверки / 13:31 22 мая 2020
Утверждены требования к правилам внутреннего контроля аудиторов и бухгалтеров
Экономика и бизнес / 10:50 19 июля 2021
Утверждены новые требования для ИП
Экономика и бизнес / 13:15 26 мая 2020
Бюджетный кодекс РФ
Принят Государственной Думой 16 июля 2019 года
Одобрен Советом Федерации 23 июля 2019 года
Изменят шесть федеральных стандартов внутреннего госфинконтроля
В последнее время много внимания уделяется организации и проведению внутреннего финансового контроля (далее ВФК) в государственных учреждениях. Для главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, главных администраторов (администраторов) доходов, главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета осуществление ВФК является одним из полномочий согласно постановлению Правительства РФ от 17.03.2014 №193. Кроме того, с целью разъяснения основных требований статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ письмом Министерства финансов РФ от 19.01.2015 №02-11-05/932 доведены Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Для учреждений, не названных выше, федеральные и отраслевые стандарты отсутствуют. В данных условиях от инициативы учреждения зависит уровень организации системы ВФК от формального соответствия нормативным актам до развитой системы, способствующей минимизации допускаемых ошибок и повышению эффективности деятельности.
Следует отметить, что отсутствие ВФК за совершаемыми фактами хозяйственной жизни государственного (муниципального) учреждения квалифицируется как несоблюдение положений Федерального закона «О бухгалтерском учете».
Порядок организации и проведения ВФК должен быть обязательно закреплен учреждением в Учетной политике, как правило это отдельное Положение о ВФК, являющееся приложением к учетной политике, согласно приказу Минфина России от 01.12.2010г. № 157н.
При составлении Положения о ВФК необходимо учесть, что ВФКнаправлен на соблюдение законодательства и внутренних стандартов при составлении и исполнении бюджета, ведении бюджетного учета, а также составлении бюджетной отчетности, на подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
Подготовительный процесс к проведению ВФК осуществляется посредством формирования (актуализации) Карт ВФК, по каждой внутренней бюджетной процедуре, где указывается:
- наименование подразделения, ответственного за ведение бюджетной процедуры;
- бюджетная процедура;
- операция;
- должностные лица, осуществляющее операцию и контроль;
- метод контроля;
- способ контроля;
- периодичность.
Полный перечень бюджетных процедур-предметов контроля приведен в п. 4 Постановления № 193, указанные процедуры охватывают все аспекты финансовой деятельности учреждений.
Таким образом, система ВФК заключается в организацию (планирование); проведение различных контрольных мероприятий как в форме самоконтроля, так и контроля по подчиненности в зависимости от выполняемых должностных функций; заключительный этап – оформление результатов.
Реализовано две группы проверок.
Во-первых, проверка, которая проводится не зависимо от программного продукта, в котором учреждение ведет учет – проверка доступна всем госучреждениям.
Во-вторых, расширенная проверка, использующая данные информационной базы, в которой ведет учет государственная организация. Эта группа проверок доступна для учреждений, ведущих учет в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред. 1.0 и 2.0.
В рамках проверки первой группы проводится проверка соответствия кассовых и начисленных расходов. Указанный вид проверки основывается на анализе данных форм бюджетной отчетности и журналов операций и определяет возможное нецелевое использование бюджетных средств.
В программе «1С-Финконтроль 8» проверка осуществляется как для казенных учреждений и органов государственной власти – в разрезе КБК и КОСГУ; так и для бюджетных и автономных учреждений – в разрезе КОСГУ и для кодов финансового обеспечения 4, 5 и 6.
Оперативное выявление несоответствия кассовых расходов фактическим позволит своевременно провести уточнение и предотвратить нарушение.
Должностные лица госучреждений несут административную ответственность, предусмотренную статьей 15.14 КоАП РФ, т.е. могут быть оштрафованы за нецелевое использование бюджетных средств в на сумму от 20 000 до 50 000 руб.
К ответственности привлекаются как бухгалтер, так и руководитель учреждения.
В рамках проверок второй группы проводится целый ряд автоматических контрольных действий, с помощью которых можно отслеживать:
- Операции с наличными денежными средствами в кассе учреждений (для бюджетных и автономных учреждений выполняется для кодов финансового обеспечения 4, 5 и 6).
- Количественные и суммовые остатки нефинансовых активов (для бюджетных и автономных учреждений выполняется по всем кодам финансового обеспечения).
- Правильности применения субсчетов счетов расчетов активов.
-
Правильности и достоверности заполнения форм бюджетной (бухгалтерской) отчетности.
Проверяется соответствие показателей форм отчетности данным журналов операций. Проверка позволяет определить, какие показатели форм бюджетной отчетности не соответствуют данным журналов операций (с точностью до строки/графы отчета). Особенно актуален такой вид проверки в случаях смены бухгалтера.
-
Соответствие остатков на начало года по счетам бухгалтерского учета с данными форм отчетности за прошлый период.
Особенно актуальная проверка перед составлением годового баланса.
-
Правильности ведения учета бюджетных обязательств.
Проверка доступна казенным учреждениям и органам государственной власти. Осуществляется не только с показателями полученных лимитов бюджетных обязательств и произведенных кассовых расходов, но и с показателями кредиторской задолженности на конец проверяемого периода.
Осуществляется сплошная проверка операций с наличными денежными средствами за каждый день проверяемого периода в разрезе КБК и КОСГУ (для БУ – в разрезе КОСГУ по КФО 4, 5 и 6). Проверяются отдельно операции по счетам 201.34 «Касса» и 210.03 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам», так как большинство учреждений используют дебетовые банковские карты, для операций с наличными денежными средствами, выдачи денежных средств в подотчет. При обнаружении отрицательного остатка по статье КОСГУ программа автоматически определяет документ, в результате проведения которого произошла ошибка, и информирует пользователя. Перед проведением проверки осуществляется предварительный контроль проверяемых данных для исключения ошибок ввода данных (реквизитов документа).
Осуществляется проверка без учета аналитики по МОЛ, исключительно в разрезе объектов нефинансовых активов. Основной целью является выявление ошибок, которые могут привести к искажениям в показателях форм бюджетной отчетности. Кроме того, проверка определяет объекты основных средств, по которым сумма начисленной амортизации превышает балансовую стоимость основного средств.
Для бюджетных и автономных учреждений выполняется по всем кодам финансового обеспечения. Проверяется корректность применения корреспонденций при отражении операций.
Статьей 15.15.10 КоАП РФ за нарушение порядка принятия бюджетных обязательств предусмотрено наложение административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб.
Статьей 15.15.7 КоАП РФ нарушение порядка учета бюджетных обязательств от 10 000 до 30 000 руб.
№ п/п |
Вид внутреннего контроля |
Мероприятия |
Субъекты |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Предварительный контроль |
Комплекс процедур и мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение ошибок, нецелесообразных и (или) незаконных действий должностных лиц учреждения на этапе планирования деятельности до начала совершения факта хозяйственной жизни, осуществляемый до начала совершения хозяйственной операции и позволяющий определить целесообразность и правомерность конкретной операции. |
Проверка законности и экономической целесообразности проектов заключаемых контрактов (договоров); Предварительная экспертиза документов (решений), связанных с расходованием денежных и материальных средств; Проверка планово-финансовых документов (расчетов потребности в денежных средствах, заявок, включаемых в план закупок, смет доходов и расходов и др.) должностными лицами учреждения, главным бухгалтером, бухгалтером, их визирование, согласование и урегулирование разногласий; Проверка обоснованности совершаемых операций, правильности расчетов плановых показателей; Проверка и визирование проектов договоров специалистами, юридическим управлением, главным бухгалтером, бухгалтером. Наиболее распространенным методом предварительного контроля является санкционирование (разрешение) операций. |
Должностные лица учреждения в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Основные функции при осуществлении предварительного контроля осуществляются планово-финансовым отделом, отделом бухгалтерского учета и юридическим управлением.
Последующий контроль по уровню подчиненности должен осуществляться руководителями подразделений учреждений на систематической основе с формированием ежеквартального отчета о контрольных мероприятиях, содержащего результаты осуществленных контрольных процедур. Данные отчеты передаются службе внутреннего аудита для обобщения выявленных проблем и выработки рекомендации по предотвращению нарушений. Образец формы отчета руководителя структурного подразделения о проведении контрольных мероприятий по проверке операций с нефинансовыми активами представлен в Приложении № 1. Лица, ответственные за проведение проверки, осуществляют анализ выявленных нарушений, определяют их причины и разрабатывают предложения для принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшем. Система внутреннего финансового контроля должна быть направлена на обеспечение разумной уверенности в достижении целей учреждения, при этом допускается наличие определенных ограничений из-за влияния следующих факторов:
Проверка финансово-хозяйственной деятельности подразделений на основе функциональной независимости должна осуществляться службой внутреннего аудита. И.В. Артемова, Осуществлять внутренний контроль бухгалтерского учета – обязанность каждого учреждения. Для главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС) порядок такого контроля установлен нормативными правовыми актами, а получатели бюджетных средств, бюджетные и автономные учреждения должны установить порядок внутреннего контроля в рамках формирования учетной политики. Обязанность осуществлять внутренний контроль установлена целым рядом нормативных актов. Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.
Кроме порядка осуществления внутреннего контроля в соответствующем разделе учетной политики (или положении о внутреннем контроле как приложении к учетной политике) необходимо установить, кто его осуществляет. Указать можно должность, отдел или комиссию. Конкретный состав комиссии может быть установлен отдельным приказом руководителя учреждения. Согласно статье 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ ГРБС обязан осуществлять внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим ГРБС и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств. Для отражения итогов ВФК в коммерческих структурах может использоваться не только журнал, но и иной регистр. Вид его определяется внутренним локальным актом. Например, положением о внутреннем контроле в ООО или ПАО может утверждаться форма журнала внутреннего финансового контроля или форма другого документа (реестра, регистра, свода), составляемого по итогам контрольных мероприятий. Состав информации и структуру такого документа (регистра) разрабатывает сама компания исходя из своих внутрифирменных задач и потребностей. В отдельных случаях форма, вид и порядок заполнения подобного регистра закреплены законодательно. К примеру, для бюджетных структур форма журнала, правила его составления и ведения приведены в приложении № 4 к приказу Минфина РФ от 07.09.2016 № 356, разработанному в целях исполнения ст. 162.2-1 Бюджетного кодекса. Скачайте бланк журнала учета результатов внутреннего финансового контроля на нашем сайте. Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ. В процессе ВФК проверяются конкретные процедуры: порядок ведения бухгалтерского учета, составление и представление отчетности, исполнение плана финансово-хозяйственной деятельности. Оформлению журнала в бюджетном учреждении предшествуют такие мероприятия, как оценка бюджетного риска и оформление специальных карт, которые заполняются по процедурам с высоким и средним уровнем риска.
|