Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила продажи ювелирных изделий в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, постепенно пополняется. Драгоценные металлы и ювелирные изделия одними из первых попали в этот список, но определить порядок и технологию нанесения кодов маркировки долгое время не могли. Кто и как должен маркировать ювелирные изделия, когда маркировка станет обязательной и что нужно знать поставщикам и предпринимателям, читайте в статье.
Обязательная маркировка золота
Маркировка предполагает нанесение на товары из золота, палладия и платины двумерных кодов DataMatrix, которые считываются сканером и содержат в себе полную информацию о продукте и о каждом этапе в рамках цикла перехода от производителя к розничному владельцу.
Внедрение маркировки призвано защитить покупателей от фальсификации и мошенничества. Государство стремится избавиться от теневого рынка и недобросовестного предпринимательства — как в области реализации синтетических подделок и контрабандного оборота, так и в плане завышения стоимости продаваемых украшений. Также маркировка позволяет получить полный доступ к информации и тем самым упрощает работу надзорных органов.
В отличие от других товаров, маркировку ювелирных изделий контролирует не ЦРПТ, а Гознак. Поэтому участники оборота ювелирной продукции будут работать с системой ГИИС ДМДК. Предоставлять уникальные годы маркировки также будет Гознак.
ГИИС ДМДК — Государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней.
Как будет в целом выглядеть процесс маркировки ювелирных изеделий:
Обычно украшения содержат два оттиска:
пробу — в ней закодирована информация о составе и объёме драгметалла
«именник» — в нём содержатся сведения о производителе
Теперь к ним добавятся ещё два идентификатора:
с 1 марта 2022 года — бирка или ярлык-книжка с уникальным идентификационным номером и штрихкодом Data Matrix
с 1 марта 2023 года — наногравировка в виде Data Matrix, которую будут наносить лазером на каждую составную часть ювелирного изделия и на все драгоценные вставки.
Нанометку будет наносить Федеральная пробирная палата (ФПП) вместе с пробой. Гравировка невидима человеческому глазу, её размер составит 0,8×0,8 мм.
С помощью специального приложения на смартфоне покупатель сможет отсканировать штрихкод на бирке и получить подробную информацию об изделии.
Маркировка ювелирных изделий с января 2021 года
Для ювелирных остатков, выпущенных до начала обязательной маркировки, действуют особые правила.
- До 15 января 2022 года оптовики, магазины и другие участники рынка должны внести в ГИИС сведения об остатках драгметаллов, камней и готовой продукции по состоянию на 1 января 2022 года.
- До 1 апреля 2022 года нужно провести повторную инвентаризацию и внести актуальные сведения с учётом проданных товаров с 1 января по 31 марта.
- С 1 сентября 2022 года на всей «ювелирке», заявленной в качестве остатков, должны быть коды маркировки. С 1 марта 2023 года продажа ювелирки возможна только с метками. У участников отрасли будет год, чтобы поставить гравировку на все остатки.
- С 1 марта 2024 года изделия без нанометки нельзя ни продавать, ни держать на балансе.
Внедрение единого учета с использованием QR-кодов, которые планируется наносить на продукцию из золота, палладия и платины при помощи лазера, призвано защитить покупателей от фальсификации и мошенничества. Регулятор стремится к подавлению теневого рынка и недобросовестного предпринимательства — как в области реализации синтетических подделок и контрабандного оборота, так и в плане завышения стоимости продаваемых украшений.
Специалисты подчеркивают, что имитировать физические маркировочные знаки, нанесение которых входит в компетенцию Федеральной пробирной палаты, на сегодняшний день невозможно — а это значит, что конечный потребитель гарантированно получит качественный продукт, соответствующий заявленным параметрам.
Постановление Правительства от 2020 года, определяющее сроки, правила и порядок маркировки ювелирных изделий и товаров из драгоценных металлов в России, является логичным результатом, отражающим стремление государства повысить контроль в отношении наиболее значимых торговых отраслей. Аналогичные меры уже были реализованы во многих сферах бизнеса, включая продажу медицинских препаратов, алкогольной продукции, обуви и мехов и т.д. Использование идентификационных кодов позволяет получить полный доступ к информации о каждом этапе в рамках цикла перехода от производителя к розничному владельцу, что не только повышает безопасность совершаемых сделок, но и упрощает работу надзорных органов.
Торговые точки, в которых осуществляется реализация украшений из драгметаллов, должны иметь в распоряжении сканер штрих-кодов и кассу, подключенную к интернету для работы в онлайн-режиме. Каждая выполняемая операция автоматически фиксируется в программе единого учета одновременно с оформлением чека — данные поступают через фискального оператора.
При выборе кассового аппарата приоритетными критериями являются объемы продаж и интенсивность покупательского трафика. Для небольших магазинов со спокойным потоком вполне достаточно простой кассы или смарт-терминала, тогда как крупным компаниям рекомендуется приобретение и установка комплексных POS-систем, позволяющих подключить вспомогательные периферийные устройства. Покупка терминала также предусматривает регистрацию в ФНС и оформление договора с ОФД.
Маркировка ювелирных изделий 2021
Программа маркировки ювелирной продукции предусматривает нанесение кодов на золото, платину и палладий, а также различные изделия из них — включая чеканные монеты. В случае с драгоценными камнями для маркировки планируется использование кодов на бирках.
Сегодня под вопросом остается необходимость включения в перечень серебряных товаров — действующие законодательные нормы предусматривают проведение производителями апробирования в добровольном порядке. Кроме того, не потребуется идентификация составных украшений весом менее трех грамм.
Алгоритм учета в рамках стандартного цикла изготовления, обработки, поставки и реализации ювелирной продукции, определяет совершение ряда действий каждым из участников рынка.
Организации, осуществляющие добычу, равно как и заказчики комплексных услуг обработки:
- формируют сырьевые партии;
- отправляют запрос на коды и помечают каждую упаковку;
- отгружают маркированное сырье.
В зависимости от проекта, отгрузка может осуществляться на адрес аффинажного предприятия, обработчика в рамках давальческой схемы, либо конечному изготовителю — в этом случае происходит смена собственника.
Получая сырьевой запас, компания-производитель создает полуфабрикаты, пригодные для дальнейшего изготовления украшений, и направляет их на апробирование, которым занимается Федеральная пробирная палата. После возврата материала реализует производственный процесс. Итоговая продукция повторно отправляется в ФПП — в случае отсутствия нареканий необходимо заказать маркировочные коды, и нанести их на каждую из этикеток.
Важно учитывать, что в рамках регистрации полуфабрикатов в учетной системе обязательным условием выступает указание информации о партии сырья, использованной для их изготовления. При определении пробы также проводится проверка соответствия заявленных и фактических данных, результаты которой фиксируются в мониторинговом реестре, и подтверждаются сопроводительной документацией.
В соответствии с Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила функционирования государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (далее — Правила).
Установить, что положения Правил не распространяются на Центральный банк Российской Федерации и кредитные организации.
Правила действуют в течение 6 лет со дня вступления в силу настоящего постановления.
Министерство финансов Российской Федерации обеспечивает мониторинг применения Правил и представляет не позднее 6 месяцев до истечения срока их действия в Правительство Российской Федерации предложения о продлении срока действия Правил.
2. Информацию в государственную интегрированную информационную систему в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (далее — ГИУС ДМДК) представляют следующие субъекты:
а) федеральные органы исполнительной власти:
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации;
Федеральное агентство по недропользованию;
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;
Министерство внутренних дел Российской Федерации;
Федеральная служба по финансовому мониторингу;
Федеральная пробирная палата;
Федеральная налоговая служба;
Федеральная таможенная служба;
б) федеральное казенное учреждение «Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации»;
в) акционерное общество «Гознак»;
г) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями (в том числе субъекты добычи драгоценных камней) и состоящие на специальном учете.
3. Информация, представляемая в ГИИС ДМДК субъектами, указанными в подпунктах «а» и «б» пункта 2 настоящего постановления, должна отвечать следующим требованиям:
актуальность;
достаточность;
достоверность;
защищенность;
своевременность.
4. Перечень сведений (информации), представляемых в ГИИС ДМДК, перечень сведений (информации), получаемых из ГИИС ДМДК (в том числе сведения (информация), доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации), а также порядок и сроки подключения к ГИИС ДМДК оформляются соглашением между субъектом, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 2 настоящего постановления, Министерством финансов Российской Федерации и организацией, выполняющей функции оператора ГИИС ДМДК.
5. Установить, что с 1 марта 2021 г. на территории Российской Федерации осуществляется добровольная:
регистрация в ГИИС ДМДК подлежащих постановке на специальный учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, поставленных на специальный учет до 12 апреля 2020 г. в государственных инспекциях пробирного надзора федерального казенного учреждения «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации»;
перерегистрация в ГИИС ДМДК подлежащих постановке на специальный учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, поставленных на специальный учет с 13 апреля 2020 г. в территориальных органах Федеральной пробирной палаты;
регистрация именников в ГИИС ДМДК, в том числе именников на 2021 год, зарегистрированных в 2020 году юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство и (или) ремонт ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, в территориальных органах Федеральной пробирной палаты.
Обязательная маркировка ювелирных украшений
7. Регистрация заявителя в ГИИС ДМДК осуществляется оператором.
Предоставление заявителю ГИИС ДМДК доступа к личному кабинету осуществляется оператором.
8. Заявка о регистрации в ГИИС ДМДК (далее — заявка) в форме электронного документа направляется путем заполнения специальной формы, размещенной на официальном сайте оператора в сети «Интернет», или с помощью программных средств ГИИС ДМДК и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
Структура сведений, вносимых в заявку, порядок ее формирования и получения подтверждения о ее принятии определяются Федеральной пробирной палатой.
9. Срок обработки и проверки заявки не превышает 3 рабочих дней со дня ее подачи.
Результат обработки и проверки заявки подписывается в ГИИС ДМДК усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица оператора ГИИС ДМДК.
По результатам рассмотрения заявки оператор направляет заявителю уведомление о принятом решении по электронной почте.
10. Заявителю может быть отказано в регистрации в ГИИС ДМДК в следующих случаях:
а) заявка не подписана или подписана лицом, не имеющим полномочий на ее подписание от имени заявителя;
б) идентификационный номер налогоплательщика, указанный при получении усиленной квалифицированной электронной подписи, не соответствует идентификационному номеру налогоплательщика в заявке;
в) основной государственный регистрационный номер, указанный в заявке, фамилия, имя или отчество (при наличии) лица, подписавшего заявку, не соответствуют сведениям, указанным в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;
г) заявитель уже зарегистрирован в ГИИС ДМДК.
11. В случае отрицательного результата проверки заявки по причине выявления одного или нескольких оснований, указанных в пункте 10 настоящих Правил, оператор направляет по адресу электронной почты, указанному в заявке, уведомление об отказе в регистрации в ГИИС ДМДК, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица оператора, с указанием причин отказа.
12. В случае положительного результата проверки заявки оператор осуществляет регистрацию заявителя в ГИИС ДМДК, предоставляет ему возможность доступа в личный кабинет и направляет на адрес электронной почты заявителя, указанный в заявке, уведомление о регистрации, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица оператора.
13. Участник ГИИС ДМДК или уполномоченное лицо участника ГИИС ДМДК аутентифицируется в личном кабинете с использованием ключа усиленной квалифицированной электронной подписи этого участника.
14. В случае изменения сведений (информации), указанных участником ГИИС ДМДК при регистрации в ГИИС ДМДК, участник ГИИС ДМДК в течение 3 рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений (информации) направляет оператору запрос об изменении сведений (информации) с использованием личного кабинета.
Структура сведений, вносимых в указанный запрос, порядок его формирования и получения подтверждения о его принятии определяются Федеральной пробирной палатой.
15. Оператор в срок не более 5 рабочих дней со дня представления участником ГИИС ДМДК запроса об изменении информации осуществляет проверку изменяемых сведений и направляет участнику ГИИС ДМДК уведомление об изменении сведений или уведомление о невозможности изменения таких сведений с указанием причин отказа путем его размещения в личном кабинете участника ГИИС ДМДК.
Форма уведомления определяется Федеральной пробирной палатой.
16. Руководитель участника ГИИС ДМДК, зарегистрированный в ГИИС ДМДК, вправе самостоятельно регистрировать пользователей, уполномоченных на внесение в ГИИС ДМДК сведений о фактах оборота продукции, ювелирных изделий, а также прекращать действие полномочий таких пользователей. Сведения (информация) об операциях, внесенные в ГИИС ДМДК такими пользователями, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя участника ГИИС ДМДК или уполномоченного лица участника ГИИС ДМДК.
17. Оператор организует и обеспечивает ведение реестра участников ГИИС ДМДК.
18. Постановку на специальный учет в ГИИС ДМДК участника оборота продукции, ювелирных изделий осуществляет Федеральная пробирная палата в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. № 1052 «О ведении специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями».
При снятии участника оборота продукции, ювелирных изделий со специального учета доступ к операциям в ГИИС ДМДК для всех пользователей такого участника блокируется, кроме возможности направления заявки о постановке на специальный учет.
19. Регистрацию именников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и (или) ремонт ювелирных изделий (далее — производители), осуществляет Федеральная пробирная палата в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2015 г. № 1127 «Об утверждении Правил регистрации, изготовления именников, а также постановки и уничтожения их оттисков».
Федеральная пробирная палата ведет в ГИИС ДМДК реестр именников производителей.
21. Для дальнейшего оборота продукции, ювелирных изделий, ранее выведенных из оборота, заинтересованный участник оборота продукции, ювелирных изделий выполняет повторный ввод этой продукции, ювелирных изделий в оборот.
22. Для повторного ввода продукции, ювелирных изделий в оборот участник оборота продукции, ювелирных изделий направляет оператору уведомление о восстановлении в обороте продукции, ювелирных изделий, которое помимо сведений, указанных в пункте 20 настоящих Правил, должно содержать следующие сведения:
а) реквизиты документа, на основании которого осуществляется повторный ввод продукции, ювелирных изделий в оборот;
б) причина повторного ввода продукции, ювелирных изделий в оборот:
ввод в оборот ювелирных изделий, ранее выведенных из оборота путем розничной реализации;
ввод в оборот конфискованных продукции, ювелирных изделий;
ввод в оборот продукции, ювелирных изделий при обнаружении излишков;
реализация на внутреннем рынке продукции, ювелирных изделий из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации.
23. Уведомление направляется оператору в срок не более 3 рабочих дней со дня приобретения участником оборота продукции, ювелирных изделий либо возникновения оснований для повторного ввода продукции, ювелирных изделий в оборот.
24. Комиссионер, ломбард, скупка должны обеспечить маркировку в соответствии с настоящими Правилами ювелирных изделий, принятых от граждан (физических лиц), предназначенных для реализации в соответствии с законодательством Российской Федерации, до предложения этих изделий для продажи.
25. Участники оборота ювелирных изделий должны обеспечить маркировку ранее маркированного ювелирного изделия (повторную маркировку) в случае утраты или повреждения средств идентификации ювелирного изделия, исключающего возможность их считывания.
26. В целях формирования средств идентификации продукции, ювелирных изделий ГИИС ДМДК формирует уникальные идентификационные номера и идентификационный номер партии.
Оператор передает уникальные идентификационные номера:
Федеральной пробирной палате на основании ее заявки для маркировки ювелирных изделий (с преобразованием уникальных идентификационных номеров в двухмерные штриховые коды) одновременно с их клеймением;
участникам оборота продукции, ювелирных изделий на основании их заявок посредством электронного обмена в случае ввода в оборот слитков аффинированных драгоценных металлов для нанесения уникальных идентификационных номеров и двухмерных штриховых кодов на материальные носители (паспорта, сертификаты);
производителям серебряных и других изделий на основании их заявок посредством электронного обмена для нанесения на бирки, ярлыки этих изделий;
импортерам ювелирных изделий на основании их заявок посредством электронного обмена для нанесения на бирки, ярлыки этих изделий;
участникам оборота ювелирных изделий до 28 февраля 2023 г. для нанесения на материальный носитель в виде дополнительной бирки или ярлыка. Уникальные идентификационные номера на немаркированные ювелирные изделия передаются участником оборота ювелирных изделий Федеральной пробирной палате для их маркировки.
Структура сведений, вносимых в заявку на получение уникального идентификационного номера, порядок ее формирования и получения подтверждения о ее принятии определяются Федеральной пробирной палатой.
Идентификационный номер партии автоматически присваивается продукции в момент регистрации в ГИИС ДМДК участником оборота продукции факта ее оборота.
27. Уникальный идентификационный номер и идентификационный номер партии состоят из 16 цифр и формируются автоматически программными средствами ГИИС ДМДК. ГИИС ДМДК не допускает повторного формирования (генерации) уникального идентификационного номера, идентификационного номера партии.
Порядок формирования идентификационного номера партии аналогичен порядку формирования уникального идентификационного номера.
28. Уникальный идентификационный номер и соответствующий ему двухмерный штриховой код наносятся на материальный носитель в соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008 «Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики Data Matrix». Средство идентификации в виде двухмерного штрихового кода наносится непосредственно на ювелирное изделие в соответствии с ГОСТ Р 57302-2016 «Информационные технологии. Технологии автоматической идентификации и сбора данных. Прямое маркирование изделий. Требования к качеству символов Data Matrix, полученных интрузивным маркированием».
Нанесение двухмерного штрихового кода и уникального идентификационного номера в сочетании с номером слитка на материальные носители, сопровождающие стандартные и мерные слитки аффинированных драгоценных металлов (паспорта, сертификаты), осуществляется аффинажной организацией. Нанесение двухмерного штрихового кода и уникального идентификационного номера на поверхности стандартных и мерных слитков не допускается.
Нанесение двухмерного штрихового кода и уникального идентификационного номера на материальные носители, сопровождающие ювелирные изделия, осуществляется участником оборота указанных изделий.
Нанесение двухмерного штрихового кода непосредственно на ювелирные изделия одновременно с клеймением таких изделий осуществляется Федеральной пробирной палатой.
Нанесение идентификационного номера партии на материальный носитель, сопровождающий продукцию, осуществляется участником оборота продукции.
29. Оператор в течение 4 часов с момента регистрации заявки в ГИИС ДМДК посредством ГИИС ДМДК формирует (генерирует) указанное в заявке количество уникальных идентификационных номеров.
30. Датой получения уникального идентификационного номера считается дата направления оператором участнику оборота продукции, ювелирных изделий, Федеральной пробирной палате подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уведомления о возможности преобразования в двухмерный штриховой код уникального идентификационного номера, заказанного в соответствии с заявкой на получение уникального идентификационного номера. Указанное уведомление оператор направляет путем его размещения в личном кабинете участника оборота продукции, ювелирных изделий с указанием даты его размещения.
Форма уведомления определяется Федеральной пробирной палатой.
31. Участник оборота ювелирных изделий не позднее 30 календарных дней со дня получения уникальных идентификационных номеров обеспечивает их преобразование в двухмерные штриховые коды посредством их нанесения на материальные носители или представления в Федеральную пробирную палату для их маркировки, за исключением уникальных идентификационных номеров, полученных на заявленные остатки ювелирных изделий. Срок преобразования уникального идентификационного номера в двухмерный штриховой код по остаткам ювелирных изделий составляет 90 дней.
Уникальные идентификационные номера, не преобразованные в указанный срок, аннулируются в автоматическом режиме.
В ГИИС ДМДК осуществляется регистрация сведений о преобразовании (нанесении) уникальных идентификационных номеров в двухмерные штриховые коды участником оборота ювелирных изделий, Федеральной пробирной палатой, в результате кот��рой ГИИС ДМДК формирует отчет о нанесении средств идентификации, содержащий информацию о дате и времени указанного нанесения.
Сведения о преобразовании (нанесении) уникального идентификационного номера могут быть зарегистрированы участником оборота ювелирных изделий через личный кабинет или автоматизировано с использованием единого формата обмена данными, утверждаемого оператором.
36. Участники оборота продукции, ювелирных изделий направляют информацию по каждому факту (случаю) оборота продукции, ювелирных изделий в ГИИС ДМДК не позднее 3 рабочих дней со дня его возникновения.
37. Информация по каждому факту (случаю) оборота продукции, ювелирных изделий представляется в ГИИС ДМДК участниками оборота в электронном виде путем использования личного кабинета и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.
38. Информация по каждому факту (случаю) оборота продукции, ювелирных изделий, представляемая в ГИИС ДМДК, помимо сведений, указанных в пункте 20 настоящих Правил, должна включать:
наименование, дату, номер документа, подтверждающего факт (случай) оборота продукции, ювелирных изделий (договор, счет-фактура, накладная, универсальный передаточный документ и т.д.);
количество продукции, ювелирных изделий;
единицу измерения (код);
код ТН ВЭД ЕАЭС в случае ввоза продукции, ювелирных изделий на территорию Российской Федерации и (или) их вывоза с территории Российской Федерации;
стоимость продукции, ювелирных изделий, имущественных прав с учетом налога на добавленную стоимость;
ставку налога на добавленную стоимость либо отметку «без НДС»;
сумму налога на добавленную стоимость.
Формат представляемой в ГИИС ДМДК информации, структура сведений, порядок формирования и получения подтверждения о ее принятии определяются Министерством финансов Российской Федерации.
Не подлежат передаче в ГИИС ДМДК сведения, составляющие государственную тайну.
39. Розничная продажа ювелирных изделий и продукции, изготовленной из материалов природного или искусственного происхождения с использованием различных видов декоративной обработки со вставками из драгоценных камней, осуществляется участниками оборота продукции, ювелирных изделий с применением контрольно-кассовой техники в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
При указанной розничной продаже ювелирных изделий участники оборота продукции, ювелирных изделий регистрируют информацию о реализации ювелирных изделий путем сканирования нанесенного на ювелирное изделие средства идентификации (двухмерного штрихового кода) либо путем считывания средства идентификации с бирки, ярлыка ювелирного изделия. Данная информация передается в ГИИС ДМДК не позднее 3 календарных дней со дня розничной реализации ювелирного изделия.
40. При выводе продукции, ювелирных изделий из оборота по основаниям, не являющимся реализацией по договору розничной купли-продажи, участник оборота продукции, ювелирных изделий дополнительно указывает основание вывода продукции, ювелирных изделий из оборота, предусмотренное пунктом 2 настоящих Правил.
41. Представление информации участниками оборота продукции, ювелирных изделий в ГИИС ДМДК осуществляется с использованием установленных протоколов передачи данных и разработанных оператором интерфейсов электронного взаимодействия путем обмена электронными документами, формат которых определяется оператором и размещается на официальном сайте оператора в сети «Интернет».
42. Электронные документы, направляемые участниками оборота продукции, ювелирных изделий в ГИИС ДМДК, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью, за исключением случаев передачи сведений о розничной продаже ювелирных изделий, передаваемых участниками оборота продукции, ювелирных изделий в электронной форме, содержащих в том числе сведения о продаже каждой единицы ювелирного изделия (дата и время продажи, заводской номер фискального накопителя контрольно-кассовой техники и порядковый номер фискального документа контрольно-кассовой техники, с помощью которой осуществлялся расчет при продаже изделия).
43. Все документы и сведения, направляемые участниками оборота продукции, ювелирных изделий в ГИИС ДМДК, подлежат отражению в ГИИС ДМДК.
44. Оператор отказывает в принятии документов (заявок, уведомлений) или внесении в ГИИС ДМДК сведений, представляемых участниками оборота продукции, ювелирных изделий, при наличии одного из следующих оснований:
а) представленные документы подготовлены с нарушением установленного формата, содержат некорректные сведения либо не содержат обязательных сведений, предусмотренных настоящими Правилами;
б) документ не подписан или подписан лицом, не имеющим полномочий на подписание документа от имени участника оборота продукции, ювелирных изделий либо права подписания этого типа документов;
в) имеется запись в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении участника оборота продукции, ювелирных изделий о прекращении деятельности юридического лица либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
45. Участник оборота продукции, ювелирных изделий уведомляется о принятии представленных документов либо об отказе в принятии документов путем направления ему в личный кабинет соответствующего уведомления, содержащего следующие сведения:
а) регистрационный номер документа участника оборота продукции, ювелирных изделий;
б) номер уведомления;
в) дата уведомления;
г) сообщение о внесении документов (сведений) в ГИИС ДМДК или о причинах отказа в их внесении.
46. Датой представления документа в ГИИС ДМДК является дата, зафиксированная в уведомлении о принятии документа.
Факт исполнения участником оборота продукции, ювелирных изделий обязанности по представлению сведений в ГИИС ДМДК подтверждается уведомлением о внесении сведений в ГИИС ДМДК.
51. Информационное взаимодействие ГИИС ДМДК с иными государственными информационными системами и информационными системами участников оборота продукции, ювелирных изделий осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а также иных компонентов инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.
52. ГИИС ДМДК подключается к единой системе межведомственного электронного взаимодействия на безвозмездной основе.
53. Информационное взаимодействие ГИИС ДМДК с иными государственными информационными системами и информационными системами участников ГИИС ДМДК осуществляется:
а) в соответствии со сведениями и по форматам представления информации, которые обозначены в соглашениях между федеральным органом исполнительной власти — участником ГИИС ДМДК или Гохраном России, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, и организацией, осуществляющей функции оператора;
б) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.
54. ГИИС ДМДК взаимодействует с иными государственными информационными системами, в том числе с:
а) Единым государственным реестром юридических лиц;
б) Единым государственным реестром индивидуальных предпринимателей;
в) Единой автоматизированной информационной системой таможенных органов;
г) информационной системой Федеральной службы по финансовому мониторингу;
д) информационной системой Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии;
е) информационной системой формирования и обработки документов государственного контроля драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров (содержащих драгоценные металлы) при их ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе за его пределы (ИС АКД);
ж) информационными системами:
Гохрана России;
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями и состоящих на специальном учете.
55. При информационном взаимодействии ГИИС ДМДК с иными государственными информационными системами и информационными системами участников ГИИС ДМДК информация передается участниками взаимодействия в виде электронных документов и (или) сведений, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
56. Взаимодействие ГИИС ДМДК с информационными системами участников оборота продукции, ювелирных изделий осуществляется посредством информационных электронных сервисов с использованием протоколов и интерфейсов электронного взаимодействия, сведения о которых размещаются оператором на официальном сайте оператора в сети «Интернет».
Маркировать следует золото, драгоценный камень и иные драгметаллы, а именно:
- золотые и платиновые украшения;
- монеты из золота;
- обработанные и необработанные алмазы;
- бриллианты, сапфиры, изумруды и рубины;
- порошок из платины и палладия.
От обязательной маркировки освобождены серебро и товары из серебра, а также изделия, вес которых не превышает трёх грамм.
Участники рынка ювелирной продукции и драгоценных металлов выполняют различные действия с маркировкой, свойственные виду выполняемой деятельности предприятия.
Рассмотрим подробнее каждые из них.
Добывающие компании:
- формируют производственные партии;
- отправляют запрос в Гознак, получают коды и маркируют каждую упаковку;
- отгружают промаркированное сырьё.
Сырьё отгружают аффинажным заводам, предприятиям, с которыми заключён давальческий договор или изготовителям изделий. В последнем случае происходит передача имущественных прав.
Производители:
- получают готовое сырьё;
- создают заготовки для производства ювелирных изделий;
- отправляют их в Федеральную пробирную палату (ФПП) на выявление соответствий;
- производят ювелирную продукцию;
- отправляют готовые товары в ФПП на утверждение;
- заказывают маркировку и наносят её на этикетки.
При регистрации товара в ГИИС ДМДК сообщают сведения о партии сырья, из которой создана продукция.
Переработчики-изготовители украшений:
- получают промаркированный товар;
- изготавливают продукцию, соблюдая требования;
- отправляют её на выявление соответствий в ФПП;
- заказывают маркировку для каждой единицы товара;
- размещают маркировку на бирках и упаковках.
Аффинажные заводы:
- очищают драгоценный металл от примесей;
- отправляют владельцу полученную продукцию.
Факт практического получения владелец подтверждает в ГИИС ДМДК.
Оптовые покупатели:
- регистрируют факт получения продукции;
- распределяют товар по торговым точкам.
Розничные магазины:
На ювелирные украшения наносят два клейма. Первое — это проба, которая означает количество содержания основного благородного металла. Второе — оттиск, с закодированной информацией о производителе, дате изготовления изделия и территориальной инспекции, к которой относится изготовитель.
1 марта 2022года ювелирную продукцию будут маркировать дополнительной биркой с Data Matrix кодом и идентификационным номером.
А с 1 марта 2023 года, код Data Matrix будет выглядеть как нанометка. Новый оттиск будет располагаться на каждой отдельной части и драгоценной вставке ювелирного изделия и не будет видна покупателю. Размер такого клейма составит 0,8 мм2. Предприниматели освобождаются от закупки дорогостоящего оборудования. Ответственность за нанесение наногравировки возлагается на ФПП. Ведомство будет ставить метки на ювелирные украшения вместе с пробой.
-
ЭДО для маркировки: с 1 января передавать данные по некоторым товарам через «Честный ЗНАК» нельзя
611 0
Подлежат маркировке золото, драгоценные камни, драгметаллы, а также разные изделия из них:
-
алмазы (в том числе необработанные),
-
рубины, сапфиры, изумруды, бриллианты,
-
платина и палладий,
-
золотые монеты,
-
платиновые и золотые украшения.
Не маркируются:
-
серебряные украшения,
-
ювелирные изделия весом менее трех грамм.
Для них требуется только присвоение УИН для отслеживаемости.
О средствах идентификации ювелирных изделий: как формируются, кто наносит
К средствам идентификации (СИ) ювелирных изделий относятся: УИН, ИНП и код маркировки DataMatrix.
УИН и ИНП необходимы для индивидуального и группового учета товаров в ГИИС ДМДК соответственно, а также для создания двумерного кода маркировки изделия или группы изделий. СИ генерируются автоматически программными средствами ГИИС после поступления заявок от участников оборота, производителей, импортеров, ФПП.
Датой получения УИН считается дата направления в ЛК заказчику оператором ГИИС уведомления о возможности преобразования УИН в двухмерный штрих-код.
Участники оборота в течение 30 дней со дня получения УИН обеспечивают нанесение СИ на бирки или представление в ФПП для маркировки. Срок для остатков составляет 90 дней.
Сведения о нанесении СИ (дата, время) необходимо отразить в ЛК ГИИС ДМДК. Неиспользованные в указанный срок УИН автоматически аннулируются.
Для ювелирных изделий, произведенных до 1 марта 2022 г., нанесение на бирки
УИН, ИНП и DataMatrix осуществляется добровольно как производителем, так и оптовиками и розничными магазинами. После этой даты СИ наносит производитель.
Нанесение нанометки непосредственно на изделие всегда осуществляется территориальным органом ФПП.
Есть несколько случаев:
-
средства идентификации утрачены или повреждены при хранении изделия без возможности их считывания;
-
при маркировке остатков;
-
при повторном вводе в оборот: возврат товара с нечитаемым кодом или потерянным кодом, ввод в оборот конфискованной продукции, ввод в оборот продукции при обнаружении излишков;
Комиссионер, ломбард, скупка должны обеспечить маркировку ювелирных изделий до их предложения в продажу.
Общий принцип работы ГИИС:
Импортер или производитель заказывает средства идентификации и наносит их на товары или бирки. Далее маркированная продукция через дистрибьютора попадает в розничные магазины, которые при продаже ювелирных изделий выводят коды из оборота через ККТ.
ГИИС работает только с электронными документами. Участники оборота в ЛК обмениваются между собой:
-
УПД – универсальные передаточные документы – объединяют в себе счет-фактуру и накладную.
-
УКД – универсальные корректировочные документы – для уточнения разногласий и несоответствий.
Копия документа загружается в ЛК ГИИС ДМДК в качестве приложения к регистрации факта оборота продукции ювелирных изделий.
Информация, передаваемая в ГИИС МТ о движении ювелирных изделий должна включать:
-
название, дату, номер документа;
-
количество продукции;
-
единицу измерения;
-
стоимость продукции с учетом НДС;
-
ставку налога на добавленную стоимость либо отметку «без НДС»;
-
сумму НДС.
Схема работы следующая:
-
Прием товара от контрагента.
Сканирование бирок ювелирных изделий, проверка информации о товаре в ГИИС. Несоответствие информации – заявление о несоответствии, возвращение контрагенту.
Подтверждение информации – отправка уведомления о приемке в ГИИС, передача товара с баланса контрагента на баланс магазина.
-
Продажа ювелирных изделий.
Сканирование кода маркировки, оплата товара на кассе, регистрация кода маркировки в кассовом чеке, передача сведений из чека в ОФД, автоматическое отправление ОФД в ГИИС ДМДК уведомления о продаже, вывод кода из оборота.
МТС Касса предлагает решение, где есть все необходимое для работы с маркированными товарами от приемки до продажи:
-
Онлайн-касса, которая работает с маркировкой, ЕГАИС, ФГИС Меркурий и бесплатно обновляется под все изменения закона.
-
2D-сканер для считывания кодов Data Matrix. Есть модели онлайн-касс со встроенным 2D-сканером.
-
Товароучетная система, интегрированная с сервисом ЭДО (электронного документооборота):
-
вы сможете загружать УПД из ЭДО в кассу или личный кабинет сервиса;
-
сверять УПД с поступившим товаром;
-
создавать возвратные документы и отправлять их поставщику;
-
автоматически ставить на баланс все товары с принятых УПД, вести сквозной учет и хранить коды маркировки.
-
-
Проверка подлинности поставки. На МТС Кассе достаточно отсканировать код маркировки товара из партии и кассовый сервис сам проверит его наличие в УПД.
Оставьте заявку, и наш менеджер свяжется с вами в ближайшее рабочее время, чтобы рассказать подробнее.
Вниманию ювелирных субъектов 115-ФЗ
За работу с ювелирными изделиями без постановки на спецучет предусмотрено денежное наказание (ст. 15.42 КоАП РФ):
-
штраф в размере от 80 тыс. руб. до 100 тыс. руб. для ИП; от 120 тыс. руб. до 140 тыс. руб. – для юридических лиц.
При изменении сведений, содержащихся в карте специального учета, в течение 5 рабочих дней необходимо направить в соответствующий территориальный орган ФПП заявление. За нарушение срока предусмотрена административная ответственность (ст. 15.43 КоАП РФ):
-
штраф в размере от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб. для ИП; от 60 тыс. руб. до 80 тыс. руб. – для юридических лиц.
Дата публикации: 20.09.2021
Информационное письмо от 20 сентября 2021 г. № 63 О применении организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, отдельных норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
1. Какие организации и индивидуальные предприниматели ювелирной отрасли являются субъектами Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»? В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) к субъектам указанного закона, на которых в полной мере распространяются все требования законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ), относятся, в том числе, организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения (далее – организации).
Кроме того, права и обязанности, возложенные Федеральным законом № 115-ФЗ на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в полном объеме распространяются на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (далее – индивидуальные предприниматели).
Если организация осуществляет куплю-продажу драгоценных металлов, их химических соединений, драгоценных камней в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе готовых инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения, то она не признается организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, и на нее, соответственно, не распространяются требования Федерального закона № 115-ФЗ.
Вместе с тем, если организация осуществляет куплю-продажу драгоценных металлов, которые используются для изготовления приборов
и оборудования в целях их последующей продажи (реализации), то она признается организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом.Таким образом, на вышеперечисленные организации, в том числе на организации, осуществляющие обработку отходов и лома драгоценных металлов, распространяются требования Федерального закона №115-ФЗ по организации и осуществлению внутреннего контроля, назначению должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, предоставлению информации в Росфинмониторинг и т.д.
2. Должна ли организация (индивидуальный предприниматель), осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, встать на учет в Росфинмониторинг? Исчерпывающий перечень субъектов Федерального закона № 115-ФЗ, подлежащих постановке на учет в Росфинмониторинге, определен Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 № 58, в который организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий не включены.
Кроме того, в соответствии с Положением о Федеральной пробирной палате, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.2020 № 307, специальный учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, а также государственный контроль (надзор) за исполнением ими законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ осуществляет Федеральная пробирная палата.
Учитывая изложенное, такие организации и индивидуальные предприниматели постановке на учет в Росфинмониторинге не подлежат.
3. Необходимо ли организации (индивидуальному предпринимателю), осуществляющим скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, регистрировать Личный кабинет на сайте Росфинмониторинга? Личный кабинет – информационный ресурс, который размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – сеть Интернет), обеспечивает электронное взаимодействие его пользователей с уполномоченным органом и ведение которого осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом. Уполномоченным органом также устан��вливается порядок доступа к личному кабинету и его использования.
На текущий момент идёт этап добровольной регистрации в системе и внесения сведений о сырье и продукции. Обязательная маркировка стартует 1 сентября 2021 года, если сроки не будут перенесены.
Маркировка затронет всех участников оборота — организации и ИП, которые проводят операции с сырьём, драгметаллами, драгоценными камнями и ювелирными изделиями, — от постановки их на спецучёт до реализации конечным потребителям. Разница только в сроках вхождения отдельных категорий организаций и ИП в этап обязательной маркировки.
Сейчас в системе доступны:
- Подача заявления для постановки на спецучёт в ФПП.
- Подача заявления о регистрации именника производителя ювелирных изделий.
- Подача заявления об изменении сведений в учётной карте или о снятии со спецучёта.
- Отслеживание рассмотрения заявлений.
- Получение сведений об идентификаторах изделий.
- Подача заявки и получение идентификаторов.
- Передача в систему сведений об операциях с драгметаллами, драгоценными камнями и ювелирными изделиями (производство, реализация и пр.).
По мере перехода к каждому следующему этапу введения обязательной маркировки функционал системы будет расширяться и дополняться.
Бизнес просит отложить введение обязательной маркировки ювелирных изделий
Лицензионные требования:
- наличие на праве собственности или на ином законном основании зданий и помещений, в которых осуществляется деятельность;
- наличие необходимого весоизмерительного оборудования (на праве собственности или ином законном основании);
- наличие не менее одного работника (за исключением индивидуальных предпринимателей, получающих лицензию для себя лично), имеющего:
- высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Технологии материалов»;
- или дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации (не менее 72 часов) в области лицензируемой деятельности;
- или стаж работы в области лицензируемой деятельности не менее одного года;
- наличие системы учета, хранения и обеспечения сохранности драгоценных металлов, отвечающих специальным требованиям по технической укрепленности и оборудованию средствами охранной и пожарной сигнализации.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению:
- копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании зданий и помещений;
- копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или на ином законном основании весоизмерительного оборудования;
- копии документов, подтверждающих наличие помещений, отвечающих специальным требованиям к технической укрепленности и оборудованию средствами охранной и пожарной сигнализации;
- копию трудового договора с работником, соответствующим квалификационным требованиям (за исключением индивидуальных предпринимателей, получающих лицензию для себя лично);
- опись прилагаемых документов.
Кроме того, внесены изменения в Правила скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий (утв. постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. № 444). Теперь указанные Правила распространяются на скупку любых изделий, а не только бытовых.
Напоминаем, что 13 августа 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 282-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и статью 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», который отнес указанные виды деятельности к лицензируемым. Лицензию необходимо получить не позднее 1 января 2022 года.
- по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий;
- по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю).
- Пакет документов по организации работы с драгоценными металлами и драгоценными камнями (ювелирными изделиями)
- Предоставление информации в Росфинмониторинг
- Правила внутреннего контроля индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и первичная документация по ПОД/ФТ/ФРОМУ
- Целевой инструктаж по ПОД/ФТ и повышение уровня знаний
- Пакет документов по защите персональных данных
- Пакет документов по охране труда
- Пакет документов по противодействию коррупции.
Для контроля оборота драгметаллов и камней создана отдельная от «Честного ЗНАКА» система ГИИС ДМДК, в качестве оператора которой выступает АО «Госзнак».
Нововведение преследует одну цель — исключить из оборота подделки и дать возможность потребителям приобретать только качественную ювелирку. Уникальная метка становится подтверждением того, что изделия и сырье, из которого оно изготовлено, легальные.
Правила функционирования ГИИС ДМДК описаны в Постановлении Правительства РФ от 26.02.2021 N270, согласно которому государство контролирует оборот готовых изделий, их частей и материалов для их изготовления.
К таковым относятся:
-
платина и палладий в порошкообразном виде;
-
золото, платина, палладий до и после обработки;
-
алмазы обработанные и необработанные;
-
сапфиры, изумруды, рубины.
Под контролем государства находятся также золотые чеканные монеты.
НЕ ПОПАДАЮТ под действие новых требований серебро и ювелирные изделия весом менее 3 г.
В России разрешили продавать драгоценности онлайн, а табак нет
В Постановление Правительства РФ от 26.02.2021 №270 были внесены изменения, согласно которым маркировка будет вводиться поэтапно:
С 1 марта 2022 года Вся произведенная и привезенная на территорию РФ ювелирная продукция подлежит маркировке, а участники рынка должны информировать ГИИС ДМДК о ее вводе в оборот, передаче прав собственности, перемещении и продаже покупателю. Штрих-коды для слитков наносят на паспорта и сертификаты.
С 1 марта 2023 года Каждая товарная единица должна иметь нанометку, соответствующую принятой системы маркировки. Без нее выпуск и ввоз ювелирной продукции будет запрещен.
На остатки это требование не распространяется.
С 1 марта 2024 года Все немаркированные остатки должны иметь физические нанометки. Легальная реализация ювелирных изделий станет возможной только в том случае, если товар будет маркированным.С этого момента не остается никаких исключений и послаблений для всех участников оборота ювелирных изделий.
Указанные выше этапы внедрения маркировки — основные. Они дополнены еще одним: так называемой всеобщей инвентаризацией.
До 15 января 2022 года юридические лица и ИП должны будут подать информацию об остатках по состоянию на 1 января 2022 года.
Ювелирная продукция довольно специфична, поэтому при внедрении маркировки в отрасли возникает больше сложностей, чем с товарами других групп.
Для этого создана отдельная контролирующая система, а порядок нанесения штрих-кода имеет определенные отличия от парфюма, одежды, шин и пр.
Процедура нанесения нанометки и пробы находится в компетенции Федеральной пробирной палаты.
На ювелирном украшении ставят два оттиска:
— Проба, которая содержит в закодированном виде информацию о составе и объеме драгоценных металлов.
— Сведения о производителе.
После введения обязательной маркировки к ним добавляются следующие идентификаторы:
— С 1 марта 2022 года: бирка или ярлык-книжка с УИН и штрих-кодом.
— С 1 марта 2023 года: лазерная наногравировка Data Matrix, которую делают на всех составных частях изделия и вставках из драгметаллов.
Маркировка ювелирных изделий коснется всех участников рынка.
Информацию в систему передают:
-
Центробанк России.
-
Кредитные организации, которые занимаются реализацией слитков драгоценных металлов.
-
Производители и импортеры ювелирных изделий.
-
Предприятия, занимающиеся аффинажем.
-
Торговые дома, которые работают с драгоценностями.
-
Ювелирные магазины.
-
Ломбарды, скупки и комиссионные магазины.
-
Интернет-магазины, занимающиеся реализацией ювелирки.
Маркировка ювелирных изделий начнется с 1 марта 2022 года
(Моисеев, Варварин, Чубаров, Репик, Уткин, Чепурина).
1. Принять к сведению информацию участников заседания по данному вопросу.
2. С учетом состоявшегося обсуждения одобрить проект постановления Правительства Российской Федерации «О некоторых вопросах контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» при условии установления в проекте постановления следующих сроков:
с 1 марта 2022 г. вся продукция и ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, за исключением ювелирных изделий, заявленных в качестве остатков, должна иметь средства идентификации, содержащиеся в государственной интегрированной информационной системе в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота;
до 1 сентября 2022 г. все ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, заявленные в качестве остатков, должны быть оснащены бирками, содержащими уникальный идентификационный номер;
с 1 марта 2023 г. все ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, за исключением ювелирных изделий, заявленных в качестве остатков, подлежат обязательной физической маркировке;
с 1 марта 2024 г. запрещается оборот ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, заявленных в качестве остатков, без нанесенной физической маркировки.
(Зверев, Ульянова, Литвак, Алексеев, Чепурина)
1. Принять к сведению информацию участников заседания по данному вопросу.
2. Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» в части перевозки и перевалки грузов повышенной опасности и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
(Дронова, Ульянова, Литвак, Дмитриев, Чепурина)
1. Принять к сведению информацию участников заседания по данному вопросу.
2. Одобрить проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила государственной регистрации медицинских изделий».
При обсуждении проекта постановления правительства «О вопросах контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах оборота» были сформулированы следующие сроки маркировки:
- с 1 марта 2022 г. вся продукция и ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, за исключением остатков ювелирных изделий, должны иметь средства идентификации, содержащиеся в интегрированной информационной системе контроля. Средство идентификации – это код маркировки в виде штрихового кода или записанный на радиочастотную метку, или в виде иного средства автоматической идентификации;
- до 1 сентября 2022 г. все остатки ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней должны быть оснащены бирками, содержащими уникальный идентификационный номер;
- с 1 марта 2023 г. все ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, за исключением остатков, подлежат обязательной физической маркировке;
- с 1 марта 2024 г. запрет оборота остатков ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, без нанесенной физической маркировки.
OR-код, нанесенный на бирку украшения, будет содержать в себе информацию о производителе изделия и другие сведения: из чего оно сделано, какие камни, проба, вес, как изделие попало на рынок. Во время покупки можно (и нужно!) будет проверить через специальное приложение, совпадают ли данные на ценнике и в коде. Если да – можно смело покупать! Если нет – увы, перед вами подделка.
Кроме того, на изделия будут нанесены специальные нанометки, которые будут невидимы для человеческого глаза, но дадут возможность отследить изделие с помощью компьютера.
Эти меры позволят государству лучше контролировать оборот ювелирных изделий, причем в режиме реального времени. Разработчики системы предполагают, что сложно будет тем, кто «играет нечестно» – подозрительные действия продавцов или производителей окажутся заметны, и тогда их подвергнут дополнительным проверкам. Тем, кому скрывать нечего, будет даже проще.
На текущий момент планируется введение маркировок для украшений из золота и платины, с инкрустацией из драгоценных камней и без. Ювелирные изделия из серебра обязательной маркировке пока не подлежат – решение здесь будет принимать производитель.
Директор производства ювелирного завода Talant Константин Косякин рассказывает: «Пробирная палата помимо оттиска пробы будет наносить на само изделие в 2021 году QR-код (размер 0,8*0,8мм). То есть каждое изделие получит свой уникальный номер. Вместе с этим и на бирку изделия добавится QR-код, который сможет «прочитать» потребитель. Такая практика вводится впервые».
В 2018 году Правительство Российской Федерации проводило эксперимент по маркировке отдельных видов изделий из драгоценных металлов и камней. Результаты этого эксперимента были признаны успешными. После этого Министерство финансов и АО «Гознак» приступили к разработке интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них (ГИИС ДМДК).
Похожие записи:
-