Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Законодательство о тарифах на техническое обслуживание многоквартирного дома в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций. (в ред. Федеральных законов от 07.12.2011 N 417-ФЗ, от 28.11.2015 N 357-ФЗ)
2. Отношения, связанные с горячим водоснабжением, осуществляемым с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются настоящим Федеральным законом, за исключением отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности горячей воды.»; (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 417-ФЗ)
3. К отношениям, связанным с производством, передачей, потреблением горячей воды при осуществлении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие производство, передачу, потребление теплоносителя, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 417-ФЗ)
Правительство утвердило повышение тарифов ЖКХ в 2022 году
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) тепловая энергия — энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление);
2) качество теплоснабжения — совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя;
3) источник тепловой энергии — устройство, предназначенное для производства тепловой энергии;
4) теплопотребляющая установка — устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии;
4.1) теплоноситель — пар, вода, которые используются для передачи тепловой энергии. Теплоноситель в виде воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) может использоваться для теплоснабжения и для горячего водоснабжения; (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 417-ФЗ)
5) тепловая сеть — совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок;
5.1) объекты теплоснабжения — источники тепловой энергии, тепловые сети или их совокупность; (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ)
6) тепловая мощность (далее — мощность) — количество тепловой энергии, которое может быть произведено и (или) передано по тепловым сетям за единицу времени;
7) тепловая нагрузка — количество тепловой энергии, которое может быть принято потребителем тепловой энергии за единицу времени;
8) теплоснабжение — обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности;
9) потребитель тепловой энергии (далее также — потребитель) — лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления;
10) инвестиционная программа организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, — программа мероприятий организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по строительству, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения. В ценовых зонах теплоснабжения инвестиционная программа в отношении деятельности по подключению (технологическому присоединению) к системе теплоснабжения не разрабатывается и не утверждается; (в ред. Федеральных законов от 30.12.2012 N 291-ФЗ, от 30.12.2012 N 318-ФЗ, от 29.07.2017 N 279-ФЗ)
11) теплоснабжающая организация — организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей);
12) передача тепловой энергии, теплоносителя — совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя; (в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 132-ФЗ)
1. Общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются:
1) обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов;
2) обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами;
3) обеспечение приоритетного использования комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для организации теплоснабжения;
4) развитие систем централизованного теплоснабжения;
5) соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей;
6) обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала;
7) обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения;
8) обеспечение экологической безопасности теплоснабжения.
9) обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения. (в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 132-ФЗ)
2. Государственная политика в сфере теплоснабжения направлена на обеспечение соблюдения общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения, установленных настоящей статьей.
Как в 2022 году изменятся правила пользования жилыми помещениями
1. Тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут устанавливаться органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного тарифа.
2. Тарифы на теплоноситель устанавливаются органом регулирования в виде одноставочного тарифа.
2.1. В ценовых зонах теплоснабжения тарифы на производимую тепловую энергию (мощность), в том числе в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, формируемые с учетом долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера), включенных в концессионное соглашение или договор аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливаются органом регулирования в виде двухставочного тарифа. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 279-ФЗ)
3. Тарифы на тепловую энергию (мощность), тариф на теплоноситель, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут быть дифференцированы в зависимости от вида или параметров теплоносителя, зон дальности передачи тепловой энергии, иных критериев, которые определены основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
4. Установление тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в целях необходимости обеспечения единых тарифов для потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, находящихся в одной зоне деятельности единой теплоснабжающей организации и относящихся к одной категории потребителей, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, за исключением потребителей, которые заключили:
1) в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя по ценам, определенным соглашением сторон в отношении объема таких поставок;
2) долгосрочные договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя с применением долгосрочных тарифов в отношении объема таких поставок.
Положения статьи 11 (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 279-ФЗ) применяются с учетом особенностей, установленных главой 5.1 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 279-ФЗ) для ценовых зон теплоснабжения (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 279-ФЗ).
1. В случае возможности осуществления в пределах отдельной системы теплоснабжения экономически оправданного перехода из состояния рынка, характеризующегося отсутствием конкуренции, в состояние конкурентного товарного рынка регулирование тарифов в сфере теплоснабжения в такой системе теплоснабжения может быть отменено.
2. Отмена регулирования тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) по предложению органа местного самоуправления по согласованию с организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, или по предложению организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по согласованию с органом местного самоуправления и по согласованию с федеральным антимонопольным органом. (в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)
3. В случае принятия решения об отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в пределах отдельной системы теплоснабжения должны быть учтены следующие обстоятельства:
1) наличие на территории поселения или городского округа, на которой находится данная система теплоснабжения, развитой газораспределительной системы или эффективно функционирующего товарного рынка альтернативных видов топлива, применяемых в целях теплоснабжения, при имеющейся технической возможности для подключения (технологического присоединения) к системе или системам теплоснабжения поселения или городского округа источников тепловой энергии, функционирующих на основе использования альтернативных видов топлива; (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 318-ФЗ)
2) отсутствие субсидирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в том числе перекрестного субсидирования, оказывающего влияние на выбор потребителем вида топлива, применяемого в целях теплоснабжения;
3) ценовая доступность обеспечения теплоснабжения с использованием альтернативных видов топлива.
4. Порядок учета указанных в части 3 настоящей статьи обстоятельств и принятия решения об отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
5. Изменение указанных в части 3 настоящей статьи обстоятельств после отмены регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в пределах отдельной системы теплоснабжения является основанием для принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с федеральным антимонопольным органом решения о введении регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
6. В случае принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) решения об отказе в отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в отдельной системе теплоснабжения или непринятия такого решения в сроки, установленные правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, органы местного самоуправления либо заинтересованные организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, вправе обжаловать действие или бездействие органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в федеральный антимонопольный орган. (в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)
7. Предписание об отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, выданное федеральным антимонопольным органом по итогам рассмотрения жалобы, является обязательным для исполнения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
13529
17266
20415
Изменения 2022. Что нас ждет с 1 января в сфере недвижимости?
34685
Фото 10788
10690
Фото 4949
О том, что налог на недвижимость должен рассчитываться исходя из её кадастровой стоимости, все слышали уже давно. Но переходный период затянулся, и в 2021 году по такому правилу налоговые платежи вносили собственники только в 74 регионах РФ, при этом многие из тех, кто уже платил «по-новому», почти не заметили увеличения налогового бремени, так как практически во всех российских регионах пересмотр кадастровой стоимости в 2020-м или составил не более 0,1%, или не проводился вовсе. И так как граждане в 2021-м платили налоги за прошлый год, то они никаких изменений не почувствовали. Однако за последние полтора года цены на жильё на месте не стояли. По данным Росстата, в среднем по стране за указанный период вторичная недвижимость подорожала на 9,5%, новостройки — на 12%, а в Москве средний рост составил 18% на вторичку и 16,7% на жильё, приобретаемое на стадии строительства. И в ряде регионов пересмотр кадастровой стоимости в 2021-м уже анонсирован, а это значит, что и налоги тоже вырастут. Пока наибольшая определённость о величине роста только в Москве. Согласно проекту отчёта об итогах кадастровой оценки, размещённому в открытом доступе на сайте ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования», кадастровая стоимость всех объектов в Москве на 2021 год выросла от 15% до 50%. Однако это не значит, что сумма налогов для владельцев квартир в Москве вырастет на эти же величины. Согласно закону, размер налога на недвижимое имущество физлиц не может расти больше чем на 10 процентов в год, хотя и это тоже немало.
— Налог на недвижимость, рассчитанный по новой кадастровой стоимости, большинству россиян предстоит уплатить осенью 2022 года, и в связи с тем, что по разным причинам данный вид налогов почти не повышался более двух лет, для многих граждан его новый размер может стать неприятным сюрпризом, — предупредил финансовый аналитик, кандидат экономических наук Олег Абелев. — Особенно это может быть ощутимо для москвичей и петербуржцев. Косвенно новые налоги отразят удорожание недвижимости в конкретном районе конкретного города. Ведь очевидно, что налоговое подорожание (кроме Москвы) будет для всех разным.
Управляющая компания подняла цены на свои услуги на 30%
С 1 марта 2022 года вводится обновленная редакция правил пользования жилыми помещениями, утвержденная Приказом Минстроя (от 14.05.2021 № 292/пр).
Для жителей муниципальных квартир вводится новая обязанность — немедленно принимать меры к устранению неисправностей жилого помещения и оборудования, которое в нем находится, и сообщать о них наймодателю (т. е. муниципальной администрации).
За нарушение правил пользования жилыми помещениями предусмотрены административные штрафы (для граждан — от 1 до 2,5 тысяч рублей, ст. 7.21 КоАП РФ).
С 1 февраля 2022 г. вступят в силу новые поправки в Закон «О государственной регистрации недвижимости», согласно которым данные кадастрового учета пополнятся сведениями о признании многоквартирного дома аварийным.
Поэтому в выписке из ЕГРН можно будет увидеть, что интересующая квартира расположена в доме, который непригоден для проживания и подлежит сносу или реконструкции.
Это позволит избежать возможных проблем при покупке такого жилья (Закон от 26.05.2021 № 148-ФЗ).
Плательщики НДФЛ, которые купили жилье в 2021 году и еще не получали налоговый вычет, в 2022-м смогут воспользоваться возможностью вернуть налог в упрощенном порядке (Закон от 20.04.2021 № 100-ФЗ).
Если расчет за квартиру проводился через банк, который участвует в обмене информацией с налоговой службой (узнать это можно на сайте ФНС), то он в следующем году передаст сведения о сделке в ФНС.
И та пришлет уведомление покупателю в его Личный кабинет, что он может подписать заявление на получение налогового вычета.
После подтверждения права на вычет деньги поступят на счет налогоплательщика.
Правительство уже утвердило предельные индексы изменения размера платы, вносимой за коммунальные услуги, на 2022 год (Распоряжение от 30.10.2021 № 3073-р).
Очередной рост тарифов запланирован, как обычно, на второе полугодие (с 1 июля 2022 г.). В среднем повышение должно составить от 3% до 5%.
Самые высокие индексы предусмотрены для Чеченской Республики (6,5%), Санкт-Петербурга (6,3%), Республики Крым и Севастополя (6,2%), Татарстана (6,2%), Дагестана (6%) и Москвы (6%).
Но практика ежегодного утверждения предельных индексов роста тарифов на ЖКУ, по всей видимости, скоро сойдет на нет.
Правительство РФ утвердило концепцию Антимонопольной службы (ФАС РФ) о долгосрочном тарифном регулировании.
Регионам предоставили право утверждать предельные индексы сразу на несколько лет вперед, по согласованию с ФАС.
10 изменений в сфере ЖКХ, которые уже вступили в силу с 01 января 2021 г.
На основании принятых государством индексов на 2022 год главы субъектов РФ устанавливают максимально допустимые пределы увеличения оплаты гражданами коммунальных услуг для каждого муниципального образования. Законодательно утверждено, что максимальный уровень роста не может быть в муниципальных образованиях выше принятого индекса величины отклонения в соответствующих субъектах РФ.
Поправки повлияли на систему формирования индексов увеличения оплаты гражданами коммунальных услуг — Правительство РФ предоставило регионам возможность составлять план развития предельных индексов на ближайшие несколько лет.
Основания:
Распоряжение Правительства РФ №3073-р от 30.10.2021 «Об индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ на 2022 г.».
Статья 157.1 Жилищного кодекса РФ «Ограничение повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги».
В первые 6 месяцев 2022 года плата за услуги ЖКХ увеличиваться не будет. В последующие полгода — то есть с 1 июля — увеличение цен составит от 2,9 до 6,5% в различных областях страны. Например:
Москва, Дагестан, Якутия — 6%;
Санкт-Петербург — 6,3%;
Чечня — 6,5%;
Севастополь, Татарстан, Крым — 6,2%;
Чукотский автономный округ — 3,3%;
Марий Эл — 3,2%;
Свердловская область — 2,9%;
Пензенская, Челябинская, Калужская области — 3,4%.
С полным списком изменений размера платы за коммунальные услуги по регионам можно ознакомиться в Распоряжении Правительства РФ №3073-р от 30.10.2021.
С 2022 года цена проведения работ по капитальному ремонту в многоквартирных домах может вырасти до 25%. Главное условие — окончательная стоимость работ не должна превысить максимальную цену по проведению капитального ремонта в конкретно выбранном регионе.
Увеличение стоимости работ никак не повлияет на рост взносов на капитальный ремонт для граждан — размер оплаты за капремонт для собственников помещений останется прежним.
Основание. Постановление Правительства Российской Федерации №1667 от 30.09.2021.
Правительство утверждает предельные индексы повышения платы за коммунальные услуги, а региональные власти могут скорректировать это значение в меньшую сторону в конкретном муниципальном образовании. Для этого главы регионов определяют индексы для каждого населенного пункта на своей территории на следующий год.
Как правило, тарифы повышаются ровно на тот процент, который предусмотрен федеральным постановлением. Индексы ограничивают повышение платы на следующие коммунальные услуги:
- холодное и горячее водоснабжение
- водоотведение
- электроснабжение
- газоснабжение
- отопление
- обращение с ТКО
Точное повышение тарифа на отдельные виды коммунальных услуг могут быть ниже или выше индекса. Но при их сложении общий процент увеличение с 1 июля не должен превышать индекса. Расходы на капитальный ремонт и прочие услуги этими индексами не ограничиваются.
В первом полугодии 2022 года повышения тарифов не будет, индексация пройдет во втором полугодии 2022 года.
С 1 июля меньше всего вырастут платежи в Свердловской области (2,9 процента), Республике Марий Эл (3,2 процента) и Чукотском автономном округе (3,3 процента). Наибольшее увеличение платы пройдет в Чечне (6,5 процента), Санкт-Петербурге (6,3 процента), Севастополе, Крыму и Татарстане (по 6,2 процента).
Как узнать актуальные тарифы?
Действующие тарифы всегда публикуются на сайте комитета по тарифам вашего региона. Сайты данных учреждений мы собрали на этой странице. Достаточно выбрать свой регион, перейти на официальный сайт и найти там раздел «Тарифы» или, например, «Последние новости».
На первый взгляд это сложно. Но, к сожалению, тарифов ЖКУ достаточно много, и они могут отличаться даже для разных населенных пунктов в пределах одного района. Поэтому если вы действительно хотите получить достоверную информацию о стоимости ЖКУ в вашем регионе, то это единственный вариант.
Председатель правления концерна «Русич» Александр Ванчура рассказал, что с 1 февраля 2022 года повысится кадастровая стоимость жилья. Ее размер в московском регионе составит в среднем 181 тыс. рублей за 1 кв. м. По словам Андрея Большакова, основателя юридической фирмы Bolshakov & Partners, в Москве она повысится на 21,4%. В последний раз это значение корректировали в 2018 году. Ванчура связал изменения с «ощутимым ростом цен» на недвижимость в 2020 году.
О новых правилах установки счетчиков электроэнергии в вопросах и ответах
С 1 марта следующего года, согласно Федеральному закоу от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ, разрешается строить индивидуальные жилые дома (ИЖС) на землях сельскохозяйственного назначения, если это необходимо для нужд крестьянского (фермерского) хозяйства, рассказала медиатор Леонова. По ее словам, регистрация будет проходить по правилам «дачной амнистии» до 1 марта 2026 года. Однако у этого правила есть ограничения: построить можно будет не более одного жилого дома площадью до 500 кв. м. Площадь застройки не должна превышать 0,25% территории сельхозназначения.
Сергей Соловьев, основатель, партнер юридической компании «Бугров и партнеры», отметил, что региональные власти должны будут сами определить территории, где строительство жилых домов запрещено. Ранее такие земельные участки можно было использовать только для возведения строений, предназначенных для хранения и переработки сельхозпродукции, напомнил он.
До 1 марта 2022-го земельные участки, стоящие на учете со статусом «временные», должны быть переведены в статус «учтенные» или аннулированы (ФЗ от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ), заявила Юлия Леонова.
По ее словам, если участок был получен в аренду или выделен, но права на него не внесены в ЕГРН, после указанной даты сведения о нем удалят из реестра. Это значит, что нужно будет получать новые документы на образование земельного участка и ставить его на кадастровый учет или в судебном порядке доказывать свои права.
Рассмотрим вопрос в среднем по городу и области. Как уже было отмечено, тарифы могут отличаться по муниципальным округам.
Из расчета возьмем среднюю квартиру 54 кв. м, семью из 3 человек.
Вид услуги |
Повышение с июля 2021 года, % |
Сумма повышения, руб. |
Конечная стоимость |
Прогнозируемый процент роста в 2022 году, % |
Отопление |
1,7 |
39 |
2290 |
3-4 |
Горячая вода |
2,1 |
34 |
1690 |
3-4 |
Холодная вода |
3,7 |
15 |
410 |
3-4 |
Канализация |
1,8 |
13 |
724 |
3-4 |
Мусор |
0 |
0 |
431 |
4 |
Электричество |
3 |
34 |
1168 |
до 5 |
Газ |
0 |
0 |
197 |
3 |
С июля 2021 года в среднем рост стоимости услуг ЖКХ составил 135 руб. В Москве средний рост тарифов во втором полугодии 2021 года составил 3,7%.
Это самый низкий показатель повышения стоимости тарифов, связанный с тем, что правительство решило заморозить цены на газ, вывоз мусора в связи с эпидемией коронавируса. Тарифы ЖКХ с 1 января 2022 года в Москве и Московской области планируют повысить примерно на 4-4,2%, то есть на запланированный уровень инфляции.
Стоимость электроэнергии для жителей Московской области, многоквартирных домов, где установлены газовые плиты, ниже на 27-30% и в среднем составляет 4,15-4,29 руб. В Подмосковье проживает треть жителей области, поэтому это существенная экономия для них.
С 1 января истёк срок моратория на взыскание неустойки за просрочку внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и взносов на капремонт, введённый постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 424. Теперь ресурсоснабжающие компании вновь вправе начислять исполнителям коммунальных услуг пени за несвоевременную оплату коммунальных ресурсов.
Лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, в свою очередь, также вновь получили право ограничить или приостановить предоставление коммунальной услуги потребителю при неполной оплате. Рассчитывать на новые отсрочки должникам не стоит, по крайней мере, в ближайшее время.
Прекращение действия моратория на начисление пени отнюдь не означает, что исполнители коммунальных услуг вправе взыскать с потребителей неустойку за прошлый год: с 6 апреля по 31 декабря 2020 года.
Управляющим компаниям и ресурсоснабжающим организациям следует учитывать, что неустойка подлежит начислению и взысканию за весь период просрочки, за исключением периода действия моратория. На это указал Верховный суд РФ в обзоре № 2, утв.
Президиумом ВС РФ 30 апреля 2020 года.
С 1 января 2021 года не действует мораторий, введённый ПП РФ № 424, на признание нерасчётными неповеренных ИПУ. Теперь прибор учёта, у которого истёк срок поверки, будет считаться неисправным, пока не пройдёт повторную поверку.
Показания такого счётчика более приниматься не будут. Первые три месяца управляющая компания обязана будет считать по среднему за прошедшие полгода, а последующие месяцы – по нормативу.
Возобновляется возможность начисления повышающих коэффициентов к нормативу потребления коммунальных услуг в случаях, когда поводом для применения норматива потребления коммунальных услуг при расчёте платы за ЖКУ является истечение срока поверки прибора учёта. Поэтому, если уже истекли сроки поверки счётчиков, лучше провести повторную процедуру в ближайшее время.
Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ
Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 № 2184 внесены изменения в Правила № 354. Так, в пункте 81(2) законодатели уточнили даты, с которых счётчик считается введённым в эксплуатацию, если исполнитель не явился для проведения этой процедуры.
Показания любого счётчика можно будет учитывать, если исполнитель коммунальных услуг уклоняется от выполнения своих обязанностей. Во избежание недоразумений при расчётах за коммунальные услуги, исполнителям не рекомендуется игнорировать заявки граждан о совместном составлении актов по допуску ПУ в эксплуатацию.
Изменяется размер вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. Распоряжением Правительства РФ от 30.10.2020 № 2827-р устанавливаются дифференцированные, то есть различающиеся в зависимости от региона, индексы на первое и на второе полугодия 2021 года.
Стоит отметить, что повышение тарифов является плановым и произойдёт с 1 июля 2021 года. Также размер вносимой гражданами платы за коммунальные услуги запрещается делать выше предельных индексов изменения размера такой платы в муниципальных образованиях, утверждённых региональными властями (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).По следам итоговой конференции: пени, дезинфекция и КР на СОИ
Постановлением Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969 определены особенности проведения плановых проверок в текущем году. Срок проведения документарных и выездных проверок не будет превышать 10 рабочих дней.
В течение всего 2021 года плановые проверки разрешено проводить дистанционно с помощью средств аудио- и видеосвязи. Это не значит, что проверки будут проходить только в дистанционном формате – решение о целесообразности подобной формы принимают соответствующие контрольно-надзорные органы.
Вступили в силу изменения в приказ Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ». Лицензирование переводится в электронную форму. Бумажный документ заменит запись о предоставлении лицензии в реестр.
Днём предоставления лицензии, прекращения её действия будет считаться день, когда ГЖИ внесла запись об этом в реестр. Заявление на предоставление лицензии с необходимыми документами можно будет подать напрямую в лицензирующий орган или через МФЦ. Для подтверждения факта наличия лицензии достаточно получить выписку из реестра в электронной форме или на бумажном носителе.
Несоответствие документов установленным требованиям может привести к отказу ГЖИ во внесении изменений в реестр лицензий, поэтому управляющим организациям, товариществам и кооперативам важно знать, что поменялось. Основные требования к порядку внесения изменений в реестр лицензий изложены в приказе Минстроя РФ от 30.10.2020 № 658/пр.
В ФАС рассказали, насколько могут вырасти услуги ЖКХ в 2021-2023 годах
Расчет каждого из компонентов квартплаты можно произвести одним из следующих способов:
- с использованием формул, приведенных в Постановлении № 354 и в уставе конкретной управляющей структуры;
- путем подачи запроса в бухгалтерию УК.
Формулы, описанные в Постановлении № 354 позволяют рассчитать квартплату по следующим показателям:
- площадь всех помещений дома;
- площадь общих нежилых помещений;
- этажность;
- срок эксплуатации здания;
- площадь квартиры плательщика;
- наличие и тип коммуникаций.
В зависимости от способа проведения работ и особенностей архитектуры здания, расчеты могут включать в себя дополнительные параметры. Как правило они приведены на сайтах управляющих компаний и жилищных товариществ, а также на порталах муниципальных жилищных комитетов.
Ставка, которую придется платить собственникам квартир, рассчитывается управляющей компанией. Самим же владельцам квадратных метров нужно внимательно изучить все пункты договора, чтобы знать, за что с них взимается плата.
Узнайте более подробно, как обстоит дело с другими услугами ЖКХ, и кто устанавливает тарифы на коммунальные услуги.
После сбора необходимых данных, а также подсчета полученной информации результаты сообщаются регулирующему органу. В случае каких-либо замечаний на этом этапе производится корректировка тарифа по согласованию сторон.
В итоге ставка утверждается:
- общим собранием собственников или органов управления;
- нормативно-правовым актом уполномоченных государственных органов власти;
- распоряжением органов местного самоуправления.
На основании данного тарифа взимается оплата за техобслуживание квартиры.
С 1 января истёк срок моратория на взыскание неустойки за просрочку внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и взносов на капремонт, введённый постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 424. Теперь ресурсоснабжающие компании вновь вправе начислять исполнителям коммунальных услуг пени за несвоевременную оплату коммунальных ресурсов.
Лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, в свою очередь, также вновь получили право ограничить или приостановить предоставление коммунальной услуги потребителю при неполной оплате. Рассчитывать на новые отсрочки должникам не стоит, по крайней мере, в ближайшее время.
Прекращение действия моратория на начисление пени отнюдь не означает, что исполнители коммунальных услуг вправе взыскать с потребителей неустойку за прошлый год: с 6 апреля по 31 декабря 2020 года.
Управляющим компаниям и ресурсоснабжающим организациям следует учитывать, что неустойка подлежит начислению и взысканию за весь период просрочки, за исключением периода действия моратория. На это указал Верховный суд РФ в обзоре № 2, утв.
Президиумом ВС РФ 30 апреля 2020 года.
Что ждет россиян в сфере ЖКХ в 2022 году: тарифы, льготы, приборы учета
- Россия (РФ)
- Сибирский федеральный округ (СФО)
- Новосибирская область (Новосибирск)
- ЖКХ
- Квартплата
- Коммунальные услуги
- Услуги для населения и предприятий
- услуги ЖКХ
- управление общим имуществом
- тарифы на коммунальные услуги
- тарифы на услуги ЖКХ
- стоимость квартплаты
- Тарифы
- Тарифы по отраслям
- Тарифы по странам и регионам
- Тарифы по годам
- Пошлины — Сборы — Пени
- Реестр
- Льготы — Субсидии — Компенсации
- Все блоги
- Колонка редактора
- Блоги пользователей
- Это полезно знать
- Видео
- Жалобная книга
- Добавить запись в жалобную книгу
- Тарифы — розничные цены на природный газ для населения Владимирской области, действующие в 2021-2022 году
- Тарифы на электроэнергию для населения Владимирской области, действующие с 1 января 2022 года
- Тарифы на электроэнергию для населения Владимирской области, действующие с 1 июля 2021 года
- Тарифы на электроэнергию для населения Владимирской области, действующие с 1 января 2021 года
- Тарифы — размер взноса на капитальный ремонт для населения Брянской области, действующие в 2021 году
- Тарифы — розничные цены на природный газ, реализуемый потребителям Брянской области, действующие в 2021-2022 году
Содрать три шкуры: Новые налоги, штрафы и обязанности для владельцев квартир
В Жилищном кодексе РФ появилась новая статья 157.2 ЖК РФ «Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами», которая устанавливает для потребителей коммунальных услуг возможность прямого заключения договоров:
- холодного и горячего водоснабжения;
- водоотведения;
- электроснабжения;
- газоснабжения;
- отопления;
- на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами —
непосредственно с организациями, оказывающими соответствующие услуги.
Для этого должны быть выполнены два условия:
- общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме должно быть принято решение, предусмотренное пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ;
- разрыв общих договоров, заключенных в соответствии с требованиями, установленными правительством РФ, между управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и ресурсоснабжающими организациями.
Пунктом 2 новой статьи 157.2 ЖК РФ предусмотрено, что ресурсоснабжающая организация имеет право в одностороннем порядке прекратить договор ресурсоснабжения, заключенный с управляющей организацией, при наличии у управляющей организации признанной или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Договор в этом случае разрывается независимо от факта последующей оплаты данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом. О таком прекращении договора ресурсоснабжающая организация обязана уведомлять как саму управляющую организацию, так и всех собственников помещений в многоквартирном доме. Одновременно с этим заключается «прямой» договор с собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме. Такие «прямые» договоры не обязательно должны быть в письменной форме. В пункте 6 данной статьи об этом сказано так:
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется.
Договор заключается со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно. По нормам новой редакции статьи 161 ЖК РФ, в случае заключения таких «прямых» договоров постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг обеспечивают все равно управляющие организации, которые обязаны, в том числе, обеспечивать ресурсоснабжающим организациям доступ к общему имуществу в многоквартирном доме для осуществления приостановки или ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в предусмотренных законом случаях. Также на управляющие организации и ТСЖ возложена обязанность осуществлять контроль качества коммунальных ресурсов и непрерывность их подачи до границ общего имущества в многоквартирном доме.
Статья 44 ЖК РФ «Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме» дополнена новым пунктом 4.4. В нем сказано, что общее собрание имеет право принять решение о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с ресурсоснабжающей организацией и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с новой редакцией статьи 46 ЖК РФ, копия протокола собрания, а также принятого на нем решения подлежат направлению в ресурсоснабжающую организацию, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут, в соответствии с принятым решением, заключены договоры.
Ежегодно горожане ощущают повышение тарифов на коммунальные услуги. За 2020 год темпы роста стоимости ЖКУ были ниже средней скорости инфляции, и грядущий год не окажется исключением. К слову, в 2019 году индекс инфляции был снижен на 0,2 % — до 4,3 %, в 2020 году на 0,3 % — до 3,5 %, в 2021 году он составил 3,3 %, что на 0,2 % ниже установленного федеральным правительством. В 2022 году чуть повыше — 3,5 %, но этот показатель также ниже планируемого властями уровня инфляции.
«Правительством Санкт-Петербурга последовательно реализуется работа по изысканию резервов и исключению неэффективных расходов регулируемых организаций, несмотря на уже достигнутые результаты в виде умеренных темпов роста тарифов», — подчеркнули в комитете по тарифам.
Однако петербуржцы все равно ощущают лишь рост цен на отопление, водоснабжение, электроэнергию и даже газ.
С 1 января 2021 года будет скорректирован порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и КУ. Субсидии будут предоставляться гражданам, расходы на оплату ЖКХ которых превышают величину, устанавливаемую субъектом РФ. Право на субсидии имеют как собственники жилых помещений и члены жилищных кооперативов, так и наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, а также пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (п. 1-2 ст. 159 Жилищного кодекса РФ).
Как и прежде, субсидии не смогут получить граждане, имеющие задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, однако в кодексе появятся уточнения относительно:
- необходимости подтверждения непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг вступившим в законную силу судебным актом;
- периода задолженности, учитываемого в целях предоставления субсидий, – не более чем три последних года;
- порядка получения органом исполнительной власти субъекта РФ или управомоченным им учреждением информации о наличии у граждан такой задолженности – ее будут получать из ГИС ЖКХ;
- запрета требовать от граждан необходимые для принятия решения о предоставлении субсидии документы, содержащие сведения, получение которых возможно в рамках межведомственного информационного взаимодействия, – такие сведения региональный орган исполнительной власти или управомоченное им учреждение должны запросить самостоятельно (ч. 5, ч. 7.1 ст. 159 Жилищного кодекса РФ).
Сопутствующие изменения, вступающие в силу с 1 января 2021, внесены и в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утв. ПП РФ от 14 декабря 2005 г. № 761.
Аналогичные корректировки получит и порядок предоставления компенсации расходов на оплату услуг ЖКХ. Компенсацию нельзя будет получить при наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате ЖКХ, которая образовалась за период не более чем 3-х последних года. А информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта РФ или управомоченное им учреждение будут получать из ГИС ЖКХ (ч. 3 ст. 160 ЖК РФ).
Указанные поправки призваны предотвратить случаи, когда граждане фактически лишаются права на получение субсидии из-за предоставления УО недостоверных или неточных сведений, или из-за некорректного расчета размера платы и выставления задолженности с истекшим сроком давности.
Таким образом, подтверждение факта отсутствия задолженности по оплате за жилье и коммунальные услуги на основании вступившего в законную силу судебного решения позволит снять с граждан бремя доказывания отсутствия у них задолженности. А запрет требования подтверждающих наличие или отсутствие задолженности документов и введение обязанности органов власти получать необходимые сведения из государственной информационной системы существенно упростит процесс получения субсидии и компенсации.