Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и система источников экологического права». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Ст. 9, ч. 1: земля и другие природные ресурсы в РФ используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
При правовом анализе каждой экосистемы следует помнить о наличии существенных свойств экосистем, их экоциклах.
§ 1. Понятие и виды источников экологического права
В той же статье провозглашается один из основных принципов рыночной экономики — свободы собственника по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим им имуществом. В соответствии с п. 2 ст. 36 владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно.
В случае несогласия компетентного органа выполнять предписания органов прокуратуры прокурор имеет право обратиться с иском в арбитражный суд по существу состоявшегося нарушения. Решение арбитражного суда является окончательным.
Предположим, что энергетическая компания хочет построить угольную электростанцию для создания электричества для сообщества. Где должна строиться эта электростанция? Какие загрязнения могут возникнуть в результате сжигания угля, и какие меры необходимо предпринять для борьбы с вредными выбросами?
Понятие и источники экологического права: Экологическое право — совокупность юридических норм, предназначенных для регулирования поведения людей по отношению к окружающей природной среде.
Закон как источник экологического права
Законы являются руководящими основами в дальнейшей правотворческой деятельности по совершенствованию экологического законодательства.
При использовании природных объектов необходим комплексный подход, который в практике экологопользования получил название ландшафтного. Ландшафтный подход в использовании природных объектов предполагает постоянный уход за ландшафтом, включающий систему регулярных мероприятий, направленных на поддержание свойств ландшафта в состоянии, при котором успешно выполняются возложенные на него функции.
Природоохранитеотные министерства и ведомства имеют право издавать в рамках утвержденной для них компетенции нормативные акты, обязательные для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц. Среди ведомственных актов преобладают гос. стандарты, санитарные нормы и правила, определяющие качество о.с.: нормативы ПДК, ПДВ и пр.
Исторически применительно к эксплуатации отдельных элементов природной среды сформировались и другие отрасли права, например атомное право, морское право.
Именно от этой категории граждан зависит возможность обеспечения благоприятного состояния окружающей среды в процессе принятия экологически значимых решений, выполнения обычных трудовых обязанностей, связанных с охраной окружающей среды.
Под источником права (в формально-юридическом смысле) в теории права понимают внешнюю форму выражения права, или способ выражения вовне юридических правил поведения.
Оно не обеспечивало качество о.с. и экологическую безопасность людей. Примеры этого: гибель Арала, Чернобыль, деградация черноземов, затопление в Балтийском море химического оружия и пр.
По территории действия нормативные правовые акты делятся на федеральные, акты субъектов РФ (региональные), местные (акты органов местного самоуправления) и локальные правовые акты (например, Устав предприятия и др.).
Классификация источников экологического права
Система права характеризует круг правовых норм, которые предметно связаны и образуют некоторое юридическое единство, называемое иногда отраслью права.
В подсистему природноресурсового законодательства входят: Земельный кодекс РФ, Закон РФ о недрах, Основы лесного законодательства РФ, Водный кодекс РФ, Закон РФ об охране и использовании животного мира, а также другие законодательные и нормативные акты, регулирующие использование природных ресурсов [1; 3].
Коротко рассмотрим развитие системы экологического законодательства. 1991г. был принят Закон РСФСР “Об охране о.п.с.”, этот год стал переломным, т.к. кардинально изменил сохранившуюся в предшествующий период традицию регулирования отношений в сфере взаимодействия общества и природы преимущественно применительно к отдельным природным ресурсам.
В подсистему природноресурсового законодательства входят: Земельный кодекс РФ, Закон РФ о недрах, Основы лесного законодательства РФ, Водный кодекс РФ, Закон РФ об охране и использовании животного мира, а также другие законодательные и нормативные акты, регулирующие использование природных ресурсов [1; 3].
Коротко рассмотрим развитие системы экологического законодательства. 1991г. был принят Закон РСФСР “Об охране о.п.с.”, этот год стал переломным, т.к. кардинально изменил сохранившуюся в предшествующий период традицию регулирования отношений в сфере взаимодействия общества и природы преимущественно применительно к отдельным природным ресурсам.
Наряду со специальным законодательством об окружающей среде, природоресурсным законодательством, они содержатся в актах гражданского, конституционного, предпринимательского, уголовного и иного законодательства.
6. Источники экологического права
В наши дни экологические проблемы могут получить много внимания, но они не новы. Еще в первом веке нашей эры люди были обеспокоены экологическим здоровьем. У них не было автомобилей, выделяющих парниковые газы в воздух или массовых разливов нефти в океанских водах.
Политика, которая касается взаимодействия человека с окружающей средой, направлена на регулирование ресурсов и сокращение загрязнения. Правила разработаны таким образом, чтобы они способствовали благосостоянию людей и защите природных ресурсов. Система экологического права предусматривает международное сотрудничество. Существует много законов в международном экологическом законодательстве об охране окружающей среды, среди которых загрязнение воздуха и воды газами и токсичными веществами.
- Загрязнение воздуха является одной из важнейших экологических проблем, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Хорошее качество воздуха важно для хорошего качества жизни. И поскольку мы все разделяем один и тот же воздух, это определенно квалифицируется как проблема, требующая международного сотрудничества.
- Рыболовство и океаны. Загрязнение происходит не только в воздухе. Вода покрывает около 70% поверхности Земли и обеспечивает жилье для значительной части живых организмов мира, поэтому это важный международный ресурс для защиты. Существует несколько основных законов в международном экологическом праве, касающихся загрязнения морской среды и защиты ресурсов.
Обоснованно то, что защита экологических прав человека и гражданина, регулирование некоторых отношений собственности на природные ресурсы, природопользования и охраны окружающей среды в целом отнесено Конституцией РФ к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации.
Экологическое законодательство — это совокупность законов и правил, касающихся качества воздуха, качества воды, дикой природы, находящихся под угрозой исчезновения, и других факторов окружающей среды.
Источники экологического права представляют собой нормативно-правовые акты, содержащие эколого-правовые нормы.
11. Объекты экологического права
Так, например, Конституция РФ считается принятой, если при проведении всенародного голосования за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины всех избирателей (ч. 2, 3 ст. 135).
В отличие от фундаментальных отраслей экологическое право начало формироваться как отрасль во второй половине XX в. Это произошло в связи с обострившейся социально-экологической обстановкой в мире, в первую очередь в послевоенной Европе, усилением воздействия антропогенных факторов, особенно промышленного производства, сменой технологий, ростом потребления и т. п.
Напомним, что нормативным правовым актом является официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).
К таким актам относятся, в частности, Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ. В отличие от них, специальные акты охватывают исключительно или в основном экологические правоотношения (Федеральный закон «Об охране окружающей среды», Лесной кодекс РФ, Федеральный закон «О животном мире» и др.).
5. Факторы формирования и развития экологического права
В подсистему природоохранительного законодательства входит Закон РФ «Об охране окружающей природной среды», другие законодательные акты комплексного правового регулирования.
Экологические полномочия Правительства РФ (ст. 114). Система экологического законодательства состоит из двух подсистем: природоохранного и природно-ресурсного законодательств.
Она включает в себя концепции, гипотезы и объяснения, эмпирические данные и практические рекомендации о совершенствовании отдельных звеньев и механизма действия права в целом. Основные блоки указанной теории сформировались в 70-е гг. и получили свое развитие в различных отраслях права, в том числе экологического, в 80-е гг.
Основы этой системы составляют органы всех ветвей власти, осуществляющие меры политического, правового, экономического, силового и иного характера, направленные на обеспечение глобальной и локальной экологической безопасности в интересах людей, общества и государства, жизни на Земле.
В продолжение этого положения в Конституции есть две нормы. Первая из них (ст. 42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу. Вторая провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (ст. 9, ч. 2).
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!
Структура права дает представление о его источниках, форма существования правовых норм, их соотношении, иерархии, сфер действия и юридической силе.
Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
1. Понятие экологического права, его особенности
Классификация нормативно-правовых актов как источников экологического права по отраслям законодательства может быть представлена схемой 3.
Система экологической безопасности создается и развивается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, федеральными программами в этой области.
России, установленных действующей Конституцией, связана с закреплением принципа разделения государственной власти в России на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10).
Правовые нормы данной отрасли имеют «прописку» в разных отраслях права. Наряду со специальным законодательством об окружающей среде, природоресурсным законодательством, они содержатся в актах гражданского, конституционного, предпринимательского, уголовного и иного законодательства.
По горизонтали экологическое законодательство подразделяется на природоохранное и природоресурсное законодательство.
Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия действует закон или иной нормативно-правовой акт Федерации.