Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за добычу полезных ископаемых». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В.Бордиян предложил наделить субъекты федерации полномочиями по определению объемов для добычи и контроля, выдвинул ряд других предложений.
Таким образом, добыча полезных ископаемых без получения соответствующей лицензии, а также за пределами горного отвода, должна рассматриваться как нарушение правил использования недр, что при наступлении значительного ущерба влечет ответственность по ст. 255 УК РФ. Этот вывод касается и добычи общераспространенных полезных ископаемых, таких как песок.
Привлечение к административной ответственности
На Урале, известном богатствами своих недр, проблема незаконной добычи ценного сырья стоит давно и остро: не только строительный или отделочный камень, но и аквамарины, топазы, цирконы, яшма зачастую добываются нелегально.
Авторы документа указывают, что с 2015 по 2016 годы из 72 материалов, направленных Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, возбуждено 26 уголовных дел. При этом сумма нанесённого окружающей среде ущерба составила 440 млн 978 тысяч рублей.
Вследствие значительно уменьшится ущерб, наносимый государству и законопослушным недропользователям, а также экологический ущерб, наносимый природе при безлицензионной добыче полезных ископаемых.
В практике встречаются случаи привлечения лиц, виновных в незаконной добыче общераспространенных полезных ископаемых, например угля, песка, гравия и т.д., по ст. 255 УК РФ — за нарушение правил охраны и использования недр.
Ситуация с самовольным пользованием участками недр местного значения, содержащими общераспространенные полезные ископаемые, находится на постоянном контроле Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры.
Так, Э.Н. Жевлаков отметил, что самовольная добыча полезных ископаемых входит в объективную сторону состава преступления, предусмотренного ст.255 УК РФ 6. В одной из своих работ Н.А.Лопашенко также указывает, что к конкретным правилам, которые имеются в виду в ст. 255 УК РФ, следует отнести обязанность недопущения самовольного пользования недрами 7. Ту же позицию можно найти и у А.А.
При этом обеспечить высокое качество сырья, постоянный контроль его добычи и переработки могут только компании, у которых есть лицензия на добычу полезных ископаемых, выданная соответствующим государственным органом.
Все чаще на территории Оренбургской области фиксируются факты незаконного пользования недрами, выраженного в добыче общераспространенных полезных ископаемых (далее — ОПИ) без специального разрешения в виде лицензии.
Ответственность за незаконную добычу общераспространенных полезных ископаемых
По сути, размер административного взыскания увеличили до того уровня, когда воровство природных богатств стало наконец невыгодным. К примеру, штраф за незаконную добычу янтаря вырос в сто раз.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Депутат Калининградской областной Думы Михаил Зацепин признал «особенную актуальность темы для Калининградской области», где наравне с официальным карьером Калининградского янтарного комбината «трудятся тысячи незаконных старателей».
Согласно перечню общераспространенных ископаемых по Камчатскому краю, утвержденному совместным распоряжением Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 64-р, Правительства Камчатского края от 09.11.2009 № 452 РП, вулканогенные, магматические, метаморфические породы относятся к общераспространенным полезным ископаемым.
Прокуратура разъясняет
В настоящее время в теории уголовного нрава и в уголовном законодательстве выстроена традиционная система имущественных преступлений, в которой не находится места пониманию некоторых объектов недвижимости, например содержащихся в участках недр полезных ископаемых, как предметов хищения.
Максимальное наказание, предусмотренное ст. 158 УК РФ, — лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
Другие эксперты предупреждали о социальном взрыве при установлении такого лицензирования для садоводов и дачников, 90% из которых пенсионеры.
Максимальное наказание, предусмотренное ст. 158 УК РФ, — лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
Говоря об уголовной ответственности за нерациональное использование и извлечение природных ископаемых, предложил не только ввести административную и лицензионную ответственность, но и изымать участки из собственности.
Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме.
По словам южноуральских недропользователей, чтобы получить лицензию на добычу полезных ископаемых, требуется не менее трех лет. А если возникнет необходимость изменить категорию земель, то срок согласований вырастет до пятилетки. Однако получение долгожданной лицензии еще не гарантирует успех бизнес-проекту, поскольку конкурировать с нелегалами невозможно.
Лицензия на право пользования участками недр, содержащими ОПИ, выдается Министерством природных ресурсов Оренбургской области.
Природоохранная прокуратура разъясняет: ответственность за незаконную добычу общераспространенных полезных ископаемых.
Рада снизила ренту за добычу янтаря
В этой связи Приморская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет, что в силу статьи 1.2 Закона Российской Федерации «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Материалы проверки направлены в органы внутренних дел по подследственности для принятия соответствующего процессуального решения 2. Более того, по мнению судебных органов Кемеровской области нормы ст. 255 УК РФ могут применяться только тогда, когда нарушение правил охраны и использования недр не связано с добычей полезных ископаемых.
Установлено, что один из местных предпринимателей, не имея лицензии на добычу общераспространенных полезных ископаемых, осуществил изъятие строительного камня (вулканогенные, магматические, метаморфические породы) в объеме не менее 6 м. куб. с земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, расположенного на окраине села Тигиль.
Материалы дела рассмотрены управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Камчатскому краю, которое не приняло во внимание доводы предпринимателя о его неосведомленности о необходимости иметь лицензию на данный вид деятельности. Назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 тысяч рублей.
Вопросы и задания для самоконтроля
Так, частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами без лицензии. Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Таким образом, добыча полезных ископаемых без получения соответствующей лицензии, а также за пределами горного отвода должна рассматриваться как нарушение правил использования недр, что при наступлении значительного ущерба влечет ответственность по ст. 255 УК РФ.
Все недра земли остаются в собственности государства, и за их разработку полагается определенная плата. Месторождения полезных ископаемых должны сдаваться для разработки на конкурсной основе и предоставляться тем претендентам, которые предложат за них наивысшую цену.
По его мнению, чтобы не было незаконной добычи, также нужно облегчить получение лицензий для добычи полезных ископаемых частными предпринимателями. При повторном нарушении нужно установить уголовную ответственности, считает депутат.
Список органов прокуратуры Камчатского края
В 1989 году решением первой Краснодарской краевой сессии XX созыва от 25.10.1989 года было произведено разукрупнение и образованы 2 сельских округа: Кировский и Красноульский.
По данному факту возбуждено уголовное дело по ст. 255 УК РФ. Однако постановлением Федерального суда Заводского района г. Кемерово от 15 сентября 2008 г., оставленным определением судебной коллегии по уголовным делам Кемеровского областного суда от 18 ноября 2008 г. без изменения, постановление о возбуждении уголовного дела признано незаконным.
В соответствии с Законом РФ «О недрах» лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определённых границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговорённых условий. Получение лицензии на право пользования недрами — обязательное условие для добычи ОПИ.
Однако в возбуждении уголовного дела по ст. 255 УК РФ отказано, поскольку следователь усмотрел в таких действиях признаки состава преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство). Материалы проверки направлены в органы внутренних дел по подследственности для принятия соответствующего процессуального решения .
§ 9. Ответственность за нарушения законодательства о недрах
В Год экологии особенно остро стоит проблема теневого природопользования. По словам А.Ищенко, «воруют все, что лежит под ногами», «ежегодно государству наносится ущерб, исчисляемый миллиардами рублей», в том числе при разработке нелегальных карьеров для добычи строительного песка, черной добычи нефрита, янтаря, мамонтовой кости и в других направлениях недропользования.
Так, в мае – сентябре текущего года Приморской природоохранной прокуратурой проведены проверки соблюдения законодательства о недропользовании, по результатам которых выявлены факты самовольной добычи общераспространенных полезных ископаемых (категории гранит, песчаник и прочий камень для памятников и строительства). Указанные факты зафиксированы на карьерах, расположенных в районе пос.
Статьей 11 Закона РФ «О недрах» установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Кроме того безлицензионная добыча недр наносит значительный экономический ущерб государству в виде неполученных налогов.
Так, Красноармейский районный суд Краснодарского края признал виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. ст. 171 и 255 УК РФ, М.М.
В Кемеровской области сформировался иной подход: добыча полезных ископаемых без соответствующего разрешения и без установления горного отвода не охватывается нормами ст.255 УК РФ. Например, правоохранительными органами было выявлено, что работниками ООО «Разрез Апанасовский» производятся горные работы по добыче полезных ископаемых (угля) без получения горного отвода для этих целей.