Порядок обжалования судебных решений по кас схема в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок обжалования судебных решений по кас схема в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Важно отметить, что обжаловать возможно только решение, которое еще не вступило в законную силу, т.е. со дня принятия решения суда первой инстанции не прошел один месяц. В противном случае стороне следует уже обращаться в кассационную инстанцию.

Обжаловать решение можно как полностью, так и в части (например, в части распределения судебных расходов между сторонами). В период апелляционного обжалования (вне зависимости от того, обжалуется решение суда целиком или в части) решение суда не вступает в законную силу согласно абз. 2 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции».

ВС РФ разъяснил вопросы применения КАС РФ в апелляционной инстанции

В статье 295 КАС РФ закреплен перечень лиц, которые могут обращаться с апелляционной жалобой. К ним относятся:

— лица, которые участвовали в деле;

— лица, которые в деле не участвовали, но решением суда были разрешен вопрос об их правах и обязанностях;

— прокурор.

В силу сложившейся системы судоустройства судов общей юрисдикции с апелляционной жалобой или представлением можно обратиться в разные суды в зависимости от того, решение какого суда обжалуется. Например, если решение вынесено районным судом, то апелляционная жалоба рассматривается верховным судом субъекта (статья 296 КАС РФ).

Чтобы апелляционная жалоба была рассмотрена судом апелляционной инстанции, она должна подаваться через суд, решение которого обжалуется.

В статье 298 КАС РФ закреплены сроки направления апелляционной жалобы. Общий срок подачи, как было указано ранее, один месяц, однако законом закреплены и специальные сроки. Так, жалоба на решение суда по делу об оспаривании закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования подаются в течение 10 дней со дня принятия такого решения; жалоба на решение суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, принятого избирательной комиссией, подается в течение 5 дней со дня принятия решения.

Срок на подачу апелляционной жалобы можно восстановить в случае наличия уважительной причины (часть 2 статьи 302 КАС РФ). Так, при подаче апелляционной жалобы можно в тексте заявить ходатайство о восстановлении срока и указать причины пропуска, а также приложить доказательства пропуска (например, лицо находилось на лечении в больнице, в качестве доказательства будет соответствующая справка из медицинского учреждения).

КАС РФ установил предельные сроки рассмотрения апелляционных жалоб (статья 305 КАС РФ):

— для судов субъектов РФ и иных равных им судам – 2 месяца (срок начинает течь со дня поступления в суд апелляционной инстанции);

— для ВС РФ – 3 месяца (течении срока аналогично, как и судов субъектов);

— специальные сроки для отдельных категорий дел (5, 10 дней и другие).

Согласно статье 307 КАС РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам суда первой инстанции (с учетом особенностей, предусмотренных КАС РФ). Жалоба рассматривается коллегиально, в составе трех судей. В процессе апелляционного судопроизводства могут рассматриваться новые доказательства (только при условии, что они не были представлены ранее по уважительной причине), представленные сторонами, а также суд может осуществлять истребование необходимых доказательств (часть 1 статьи 306 КАС РФ).

Сама процедура рассмотрения спора в апелляционной инстанции совпадает с процедурой рассмотрения спора в суде первой инстанции.

Если говорить о пределах рассмотрения спора в апелляционной инстанции, то необходимо отметить, что суд рассматривает дело в полном объеме не смотря на доводы, изложенные в жалобе (если доводы жалобы касаются лишь части обжалуемого судебного решения). Заявлять новые требования, которые не заявлялись в суде первой инстанции, можно, однако они могут не быть приняты судом (часть 3 статьи 308 КАС РФ).

По результатам рассмотрения дел, суд апелляционной инстанции:

— отказывает в удовлетворении жалобы и оставляет решение суда первой инстанции в силе;

— удовлетворяет жалобу полностью или в части и отменяет или изменяет ранее принятое судебно решение, а также принимает новое судебное решение;

— предыдущее решение отменяет и направляет административное дело на новое рассмотрение;

— отменяет решение суда полностью или в части и прекратить производство по делу;

— принимает иное решение, предусмотренное КАС РФ.

Законодатель разделил основания, по которым суд осуществляет отмену или изменение решения на безусловные и остальные.

К безусловным основаниям относятся (часть 1 статьи 310 КАС РФ):

— рассмотрение дела в незаконном составе;

— принятие решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле;

— отсутствие в деле протокола судебного заседания;

— нарушение тайны совещания судей при принятии решения;

— иные основания.

К остальным основаниям закон отнес (часть 2 статьи 310 КАС РФ):

— неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

— недоказанность установленных обстоятельств, имеющих значение для дела;

— расхождение выводов суда, изложенных в решении, и обстоятельств дела;

— нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (если был применен закон, который не подлежал применению и наоборот, суд неправильно истолковал закон, в том числе без учета правовой позиции высших судов).

Апелляционное производство в соответствии с КАС РФ

  • Судебные разбирательства и разрешение споров
  • Сопровождение коммерческой деятельности
  • Международное торговое право и иностранные инвестиции
  • Недвижимость
  • Государственные и корпоративные закупки
  • Антимонопольное право
  • Здравоохранение и фармацевтика
  • Торговля
  • Транспорт и логистика
  • Банки и финансовые институты
  • Технологии, медиа и телекоммуникации (TMT)
  • Энергетика
  • Строительство

В указанных целях нужно обращаться прежде всего к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ).

Именно КАС РФ регулирует, помимо прочего, порядок судопроизводства при рассмотрении судами дел о защите нарушенных прав граждан, которые возникли из административных правоотношений (ст. 1, 2).

В этой связи гражданин может оспорить следующие действия государственных органов:

  • нормативные правовые акты полностью или в части (НПА);
  • акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами (акты разъяснения);
  • решения, действия (бездействие) органов государственной власти, некоммерческих организаций (если они наделены отдельными государственными полномочиями).

Указанные споры именуются административными делами, не путать с делами об административных правонарушениях.

Однако самой распространенной ситуацией, с которой чаще всего сталкивается гражданин, — это ситуация, когда он вынужден обжаловать действия или бездействие органов государственной власти или должностных лиц органов власти, процедура которой регламентирована в совокупности общими положениями КАС РФ и особенностями, предусмотренными главой 22 КАС РФ.

На дела об административных правонарушениях КАС РФ не распространяется, в этом случае нужно обращаться к положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Но в то же время, в силу данных разъяснений Верховным Судом в Обзоре судебной практики № 1 за 2021 год, гражданин вправе оспорить действия, совершенные при производстве по делу об административном правонарушении и приведшие к нарушению его прав, в порядке главы 22 КАС РФ в том случае, если производство по делу об административном правонарушении прекращено или не было возбуждено и указанные действия влекут правовые последствия для гражданина, а иной порядок их оспаривания законом не предусмотрен.

Всякому гражданину гарантировано право обратиться в суд за защитой его нарушенных прав. Принуждение к отказу от такого права недействительно.

Административный истец (заявитель) может изменить основание или предмет административного иска до вынесения судебного акта, которым завершается спор по административному делу (ст. 46). Предмет иска — это конкретное требование заявителя к ответчику, а основание иска — фактические обстоятельства и норма права, на которых основано указанное требование.

Законодателем предусмотрена также подача коллективного административного искового заявления в случае многочисленности группы, однородности предмета спора и оснований требований, а также при общем ответчике или соответчиках (ст. 42).

Граждане по административному делу вправе знакомиться с материалами дела, заявлять отводы, предоставлять доказательства, задавать вопросы в судебном процессе, заявлять ходатайства, давать объяснения, приводить свои доводы, возражать против ходатайств других участвующих, пользоваться прочими процессуальными правами как сторона в административном деле (ст. 37, 38, 45).

Относительно предоставления доказательств КАС РФ содержит правила, регулирующие их использование (глава 6).

В суд надлежит предоставлять только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения конкретного дела (принцип относимости).

Доказательства — это полученные в соответствии с законом (не могут быть использованы доказательства, добытые с нарушением закона) сведения о фактах, на основании которых суд установит наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования (принцип допустимости).

При ссылке на обстоятельства, лежащие в основании требований, истец обязан их доказать (ст. 62).

Гражданин может ходатайствовать перед судом об истребовании недостающих у него доказательств (ст. 63), при этом обстоятельства, которые суд признает общеизвестными, можно не доказывать.

Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному в суде делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию.

По заявлению обратившегося в суд лица суд может применить меры предварительной защиты, если существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов истца (прав гражданина) и их защита будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер, а также указанные меры должны быть соотносимы и соразмерны заявленным требованиям истца (глава 7).

Суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры.

Чтобы определиться, в какой именно суд подать административное исковое заявление, нужно обратиться к главе 2 КАС РФ, которая регулирует подведомственность и подсудность административных дел.

Как правило, в качестве суда первой инстанции по указанным делам является районный суд за некоторыми исключениями (ст. 19, 20, 21 КАС РФ).

Заявление к государственном органу подается по месту нахождения госоргана, к должностному лицу — по месту нахождения органа, в котором указанное лицо служит.

Если место расположения госоргана не совпадает с территорией, на которой он наделен полномочиями, или где исполняет возложенные обязанности должностное лицо, заявление подается в суд этого района, где действуют указанные полномочия.

Заявление к федеральному органу власти по вопросу деятельности территориального органа можно подать по месту нахождения последнего.

Заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц, кроме судебных приставов-исполнителей, можно подавать в суд по месту жительства истца-гражданина.

Заявление к нескольким ответчикам, расположенным в разных местах, подается по адресу одного из них (ст. 26).

Если гражданин подал в суд административный иск не к тому лицу, которое должно отвечать по заявленным требованиям, то есть неправильно выбрал ответственный орган власти или ответственное должностное лицо, суд, с согласия истца, заменит ненадлежащего ответчика надлежащим. А если истец не согласен, суд привлекает ответственное должностное лицо вторым ответчиком (ст. 43).

Верховным судом регламентирован список того, что нужно подготовить для подачи кассации. Для начала вы должны написать правильную кассационную жалобу, отвечающую требованиям кодексов ГПК и АПК и нормам судопроизводства. Далее определиться с вариантов обращения в судебную коллегию ВС РФ: лично, почтой, сайт ВС, портал Госуслуги или система Мой Арбитр.

Выбрав способ обжалования кассационного определения, вам вместе с кассацией нужно приложить оригиналы и копии следующих документов:

  • В случае личной подачи или почтовым письмом, подготовьте копии жалобы в ВС по числу участников судебного спора. Заверенные печатями копии обжалуемых решений, постановлений, определений (также по числу участников). Госпошлина — квитанция. При необходимости, доверенность на вашего представителя.
  • Воспользовавшись электронными сервисами, вы должны выбрать из предложенного списка какие судебные акты будут обжаловаться в Верховном суде, предоставить по запросу сайтов кассационную жалобу, сканы документов, отправить правильно заполненные формы.

В отличие от предыдущей процессов, на этом этапе не нужно прикладывать подтверждение отправки копий жалоб тем лицам, которые участвуют в данном разбирательстве.

После получения, ваша жалоба на кассационное решение проходит первичную проверку, которую проводит судья — фильтр. Кассация и приложенные документы проверяются на ошибки, соответствие законодательным нормам, оцениваются основания для ее рассмотрения. В случае положительного решения начинается процедура обжалования в Верховном суде. Если судья — фильтр обнаружит ошибки или не сочтет основательными требования в поданной жалобе, то вы получите уведомление об отказе в рассмотрении дела.

Так наша команда юристов, во главе адвоката Кахиева Романа Наримановича, более 15 лет специализируется на делах по обжалованию в Верховном суде. К нам ежедневно обращаются граждане и юридические лица со всех субъектов России за консультацией, помощью в подготовке кассационных жалоб и иным вопросам. За много лет работы, наши специалисты научились проводить анализ дела на всех стадиях его разбирательства, поэтому могут оперативно выявить нарушения, допущенные в производстве, правильно сформировать позицию в кассации и провести процедуру обжалования на высоком уровне.

В ст. 319 КАС РФ определен порядок подачи кассационных жалобы, представления. Часть 1 данной статьи содержит положение, в точности аналогичное тому, которое закреплено в ч. 1 ст. 377 ГПК РФ и согласно которому (в ред. Федерального закона от 9 декабря 2010 г. N 353-ФЗ) кассационные жалоба, представление подаются непосредственно в суд кассационной инстанции. Правило ч. 1 ст. 377 ГПК РФ совершенно иное, нежели правило ст. 297 данного Кодекса о порядке подачи апелляционных жалобы, представления: апелляционные жалоба, представление подаются через суд, принявший решение.

Положения ч. 2 ст. 319 КАС РФ устанавливают правила подсудности, в соответствии с которыми подаются кассационные жалоба, представление. В случае если кассационные жалоба, представление поданы с нарушением этих правил подсудности, то в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 321 данного Кодекса кассационные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу.

Положения ч. 2 ст. 319 КАС РФ закреплены по аналогии с положениями ч. 2 ст. 377 ГПК РФ, которыми (в ред. Федерального закона от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ) предусматривалось, что кассационные жалоба, представление подаются:

1) на апелляционные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на апелляционные определения районных судов; на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей — соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;

2) на апелляционные определения окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов — в президиум окружного (флотского) военного суда;

3) на постановления президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на апелляционные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, а также на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, — в СКАД ВС России, СКГД ВС России;

4) на постановления президиумов окружных (флотских) военных судов; на апелляционные определения окружных (флотских) военных судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если указанные судебные постановления были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда, — в СКДВ ВС России.

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ в связи с принятием КАС РФ из п. 3 изложенной части исключено указание на СКАД ВС России.

Как разъяснено в п. 84 Постановления Пленума ВС России 2016 г. N 36, по смыслу п. п. 1, 3 ч. 2 ст. 319 КАС РФ кассационные (частные) жалобы, представления на решения и определения районных судов, решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов (далее — областные или равные им суды), вынесенные ими в качестве судов первой инстанции и подлежащие обжалованию в апелляционном порядке в том же суде, а также на апелляционные определения областных или равных им судов подаются в СКАД ВС России, если соответствующие судебные акты были обжалованы в президиум областного или равного ему суда.

Часть 3 ст. 319 КАС РФ содержит нововведение о возможности подачи кассационных жалобы, представления и прилагаемых к ним документов посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Это положение (как и иные положения данного Кодекса, предусматривающие электронный документооборот с использованием сети Интернет) в соответствии с Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 22-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 220-ФЗ) вступает в силу с 1 января 2017 г.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Оспаривание нормативных актов по КАС РФ и правовые последствия

Заявитель подает жалобу в кассационную инстанцию через арбитражный суд, принявший решение. В России действуют 10 арбитражных судов округов, рассматривающих дела в качестве кассационной инстанции. Они перечислены в ст. 24 закона № 1 – ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Поступившая жалоба направляется в кассационный суд в зоне деятельности которого находится арбитраж, принявший оспариваемое решение.

В тоже время субъект вправе подать жалобу и в Верховный суд, когда «судебные акты, в отношении которых АПК РФ дает возможность обжаловать в порядке кассационного производства в арбитражный суд округа, обжаловались в указанном порядке». Кроме того, заинтересованные лица могут обжаловать постановления и определения судов округов, Суда по интеллектуальным правам, принятые по итогам рассмотрения кассационной жалобы. Более подробно с перечнем оснований для подачи жалобы в ВС РФ можно ознакомиться в ст.291.1 АПК РФ.

В июле 2018 года Президент РФ подписал конституционный закон № 1-ФКЗ. Этот нормативный акт реформировал судебное устройство России и ввел понятие кассационного суда общей юрисдикции.

В соответствии с указанным законом федеральные власти образовали девять округов, в каждом из которых сформировали кассационный суд. Сегодня эти инстанции рассматривают жалобы на вступившие в силу решения нижестоящих судов, мировых судей, а также на акты апелляционных судов, принятых по жалобам и представлениям на решения нижестоящих судебных органов.

Поэтому теперь заявитель подает кассационную жалобу через суд, принявший обжалуемое решение, не в суд субъекта РФ, как это было раньше, а в кассационный суд общей юрисдикции.

Кассационная жалоба по административному делу также подаётся в кассационный суд общей юрисдикции через суд, вынесший спорное решение. В дальнейшем жалоба поступает в судебную коллегию по административным делам кассационного суда и рассматривается по правилам Главы 35 КАС РФ.

Какие решения можно обжаловать в кассации?

В кассационном порядке обжалуются решения:

  • вступившие в силу;
  • по которым исчерпаны другие варианты обжалования.

Под «другими вариантами» понимается апелляционное обжалование.

Иными словами, рассмотрение дела в апелляционном порядке — необходимое и достаточное условие для пересмотра решения в кассационном суде, не считая отдельных случаев, указанных в ГПК и АПК.

Если апелляционная инстанция была «пропущена», и решение вступило в силу, в кассации можно обжаловать решение суда первой инстанции. В случае апелляционного рассмотрения дела, когда изначальное решение оставлено неизменным, у заявителя есть выбор: обжаловать решение первой инстанции либо решение апелляционного суда.

Подать кассационную жалобу имеют право:

  • лица, принимающие участие в деле: ответчик, истец, их уполномоченные представители и т. д.;
  • третьи лица, права и законные интересы которых были существенно затронуты решением суда первой или апелляционной инстанций.
  • должностные лица органов прокуратуры, если в рассмотрении дела участвовал прокурор (ст.376 ГПК РФ и 318 КАС РФ).

Пленум ВС разъяснил правила кассации по КАС

В кассационной жалобе можно заявить просьбу о вынесении нового решения или о направлении дела на новое рассмотрение. Несмотря на то, что фактически кассационный суд не связан доводами ходатайства, судьи вряд ли будут выходить за рамки заявленных требований. Поэтому самое оптимальное решение — просить о возврате дела на новое рассмотрение. В 90% случаев дело направляется на повторное рассмотрение в апелляционный суд или суд первой инстанции, которые становится более «сговорчивыми» и идут навстречу заявителю в вопросах выдачи запросов и приобщения к делу новых фактов и доказательств.

Если же просить суд о вынесении нового решения, нужно учитывать, что кассационная инстанция может вынести его только в том случае, если в рассматриваемом деле имеются все необходимые данные для принятия такого решения, то есть не требуются дополнительные доказательства, и нет необходимости в переоценке имеющихся данных. В противном случае заявитель может получить отказ в вынесении нового решения.

Решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции (статья 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

  • Образец кассационной жалобы на постановление (файл в формате pdf)
  • Образец кассационной жалобы на определение (файл в формате pdf)

При подаче кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов — 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера (статья 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая)).

Кассационные жалоба, представление подаются в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в силу последнего обжалуемого судебного акта, принятого по данному делу, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Срок подачи кассационных жалобы, представления, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такими жалобой, представлением, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по ходатайству указанного лица может быть восстановлен.

Можно ли обжаловать решение определение кассационного суда

  • ФЗ об исполнительном производстве

    Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

  • Производственный календарь 2017

    Для пятидневной рабочей недели

  • Закон о коллекторах

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

  • Закон о национальной гвардии

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

  • О правилах дорожного движения

    Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

  • О защите конкуренции

    Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

  • О лицензировании

    Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

  • О прокуратуре

    Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

  • Об ООО

    Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

  • О несостоятельности (банкротстве)

    Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

  • О персональных данных

    Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

  • О контрактной системе

    Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

  • О воинской обязанности и военной службе

    Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

  • О банках и банковской деятельности

    Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

  • О государственном оборонном заказе

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

  • Закон о полиции

    Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28

    «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях»

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)

  • Федеральный закон от 28.12.2017 N 421-ФЗ

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения»

  • Федеральный закон от 03.07.2016 N 303-ФЗ

    «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 28.05.2017 N 101-ФЗ

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 29.07.2018 N 265-ФЗ

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 28.05.2017 N 102-ФЗ

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»

  • Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ (ред. от 28.12.2017)

    «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 01.05.2017 N 87-ФЗ

    «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 19.07.2018 N 213-ФЗ

    «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ (ред. от 29.07.2017)

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2017)

  • Федеральный закон от 28.03.2017 N 39-ФЗ

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 05.12.2017 N 380-ФЗ

    «О внесении изменений в статью 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 29.07.2017 N 274-ФЗ

    «О внесении изменений в статью 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 08.03.2015 N 23-ФЗ (ред. от 03.07.2016)

    1. Судебный порядок обжалования нормативных правовых актов

    основные нормативные акты, устанавливающие порядок обжалования

    Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (глава 21)

    субъект обжалования

    гражданин, юридическое лицо в защиту своих прав, свобод и законных интересов;

    общественное объединение в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если это предусмотрено федеральным законом

    предмет обжалования

    нормативный правовой акт, который применен в отношении заявителя или регулирует отношения, субъектом которых является заявитель, и которым, по мнению заявителя, нарушены или нарушаются его права, свободы и законные интересы

    вид обращения

    административное исковое заявление о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части

    подсудность

    Красносельский районный суд Санкт‑Петербурга

    срок исковой давности

    в течение всего срока действия нормативного правового акта

    срок рассмотрения административного искового заявления

    два месяца со дня подачи административного искового заявления

    2. Судебный порядок

    обжалования ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия)

    основные нормативные акты, устанавливающие порядок обжалования

    Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (глава 22)

    Кассационная жалоба рассматривается в судебном заседании с участием сторон дела. Они вправе давать объяснения, при этом первому такое право предоставляется кассатору.

    Обратите внимание! Срок рассмотрения жалобы не должен превышать 2 месяцев со дня ее поступления. В исключительных случаях по заявлению судьи срок может быть продлен, но не более чем на 4 месяца.

    Указанные сроки исчисляются:

    • С момента окончания срока на обжалование — по жалобам, подаваемым через суд, принявший спорное решение. То есть если жалоба поступила до истечения 6-месячного срока, суд начнет ее рассматривать только по истечении 6 месяцев со дня вступления судебного акта в силу (п. 7 ст. 327 КАС РФ).
    • С момента вынесения определения о передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании — для жалоб, подаваемых непосредственно в судебную коллегию ВС РФ.

    Суд кассационной инстанции проверяет правильность применения и толкования материальных и процессуальных норм нижестоящими судами, но при этом он не вправе разрешать вопросы о достоверности доказательств, устанавливать обстоятельства по делу и определять, какой судебный акт следует принять, если дело отправляется на новое рассмотрение.

    Все вопросы при рассмотрении жалобы разрешаются большинством голосов судей. По результатам рассмотрения жалобы судом выносится определение, которое оглашается в судебном заседании. Определение суда кассационной инстанции вступает в силу со дня его вынесения.

    В нарушение названных норм процессуального права и предписаний ч.3 ст.62 КАС суд неверно распределил бремя доказывания между сторонами и пришел к выводу о законности обжалуемых постановлений судебного пристава — исполнителя в то время как последним не представлено доказательств законности своих актов. Нормы закона, которыми руководствовался судебный пристав-исполнитель (ст.

    В том числе исчисляются процессуальные сроки. В КАС РФ о процессуальных сроках можно почитать в главе 8. Апелляционные жалоба, представление на решение суда по делу о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении могут быть поданы в течение десяти дней со дня принятия судом решения.

    В __________областной суд От административного истца: Гриневой Лидии Борисовны прож. г. Ростов-на-Дону, ул. Кутузова ,56 кв.77 тел.___________ Административный ответчик: 1.N__ский районный отдел судебных приставов. 2.Судебный пристав-исполнитель N__ского районного отдела УФССП по РО Семенова И.В.

    Адрес: г. Ростов-на-Дону ул.Быковского,27 3.Управление УФССП по РО Адрес: г.

    Ст. 319 КАС РФ регламентирует вопрос о том, как подать кассационную жалобу по административному делу. Основное правило заключается в том, что такая жалоба подается через суд, который рассматривал административное дело по первой инстанции.

    Помимо традиционного способа направления жалобы и приложений к ней в суд почтовым отправлением или нарочным, процессуальное законодательство (ч. 3 ст. 319 КАС РФ) предоставляет возможность отправки посредством электронной формы на официальном сайте суда. Для этого заявителю необходимо иметь авторизованную учетную запись на сайте государственных услуг.

    Компетентный судебный орган, которому должна быть адресована рассматриваемая жалобу, определяется в соответствии с ч. 2 ст. 319 КАС РФ. По новым процессуальным правилам в России теперь существует только 2 кассационные инстанции: кассацтонные суды общей юрисдикции и соответствующая судебная коллегия Верховного Суда РФ.

    В заключение подведем некоторые итоги:

    • рассматриваемая жалоба в административном процессе подается, если исчерпаны иные предусмотренные средства защиты (апелляция);
    • по общему правилу, срок обжалования — полгода;
    • срок рассмотрения зависит от судебной инстанции и факта истребования ею соответствующего дела;
    • правила обжалования определяются ст. 319 КАС РФ, а составления жалобы — ст. 320 КАС РФ.

    Больше полезной информации — в рубрике «Кассационная жалоба».

    Кассационная жалоба. Как выиграть суд?

    Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации. 2. Судебные акты, указанные в части 2 статьи 332 настоящего Кодекса, могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев со дня вступления их в законную силу. 4. Заявление о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления рассматривается судом надзорной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 95 настоящего Кодекса.

    Отмена уже состоявшихся по итогам рассмотрения административного дела решений возможна применением процедуры — обжалование по административным делам.

    При неудовлетворительном итоге апелляционного и кассационного обжалования судебного решения, заключительным способом отменить ранее вынесенное решение станет пересмотр в порядке надзора.

    По итогам рассмотрения надзорной жалобы суд примет одно из следующих решений: В дальнейшем изменить решение суда можно будет только в международных инстанциях или обратившись с заявлением о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Других способов обжалования по административным делам нет.

    Правом апелляционного обжалования судебных актов суда первой инстанции обладают не только участвующие в деле лица, но и лица, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, а также их представители и правопреемники. При этом правопреемники могут подать жалобу независимо от предварительного разрешения вопроса о замене стороны ее правопреемником (то есть, в суде первой инстанции). Данный вопрос может быть рассмотрен судьей суда апелляционной инстанции.

    Не является безусловным основанием к отмене судебного акта нарушение правил территориальной подсудности. Суд апелляционной инстанции, установив такое нарушение, может отменить судебный акт суда первой инстанции на основании ч. 4 ст. 310 КАС РФ ввиду неправильного применения норм процессуального права и передать административное дело в суд первой инстанции, к подсудности которого законом отнесено его рассмотрение, в том числе если на нарушение правил подсудности указано в апелляционных жалобе, представлении или если об этом было заявлено в суде первой инстанции либо если участники дела не имели возможности заявить такое ходатайство (например, вследствие неизвещения, непривлечения их к участию в деле). Решение не может быть отменено по мотиву нарушения правил подсудности, если дело рассмотрено судом, которому оно не подсудно, при условии, что другие суды, к компетенции которых может быть отнесено рассмотрение дела, возвратили административное исковое заявление или оставили его без рассмотрения со ссылкой на неподсудность данного дела.

    По поводу течения процессуальных сроков ВС РФ пояснил, что начало течения срока на подачу апелляционной, частной жалобы, представления определяется со дня, следующего за днем составления мотивированного судебного акта, если иное не предусмотрено КАС РФ. Сокращенные сроки на подачу апелляционных, частных жалоб, представления по административным делам, не указанным в ч. 2 ст. 92 КАС РФ, начинают течь с рабочего дня, следующего за днем составления мотивированного судебного акта, поскольку в данные сроки не включаются выходные и нерабочие праздничные дни (ч. 2 ст. 92, разделы IV – V Трудового кодекса).

    Также не будет считаться пропущенным срок апелляционного обжалования, если жалоба была сдана в организацию почтовой связи до 24 часов последнего дня срока (ч. 4 ст. 93 КАС РФ). В этом случае дата подачи жалобы должна определяться по штемпелю на конверте, квитанции о приеме заказной корреспонденции либо иному документу, подтверждающему прием жалобы.

    Разъяснены вопросы восстановления пропущенного процессуального срока для апелляционного обжалования. Лицо, подавшее заявление о восстановлении процессуального срока и не приложившее к нему сам текст жалобы, после установления судьей срока для ее представления должно принять все зависящие от него меры для поступления в суд соответствующих документов (например, в электронном виде) либо информации об их направлении (например, телеграммы, телефонограммы и т. п.) до окончания установленного судьей срока. В противном случае заявление о восстановлении срока подлежит возвращению (ч. 3 ст. 95, ст. 301, ч. 2 ст. 302 КАС РФ).

    ВС РФ относит к уважительным причинам пропуска указанного срока, в том числе обстоятельства тяжелой болезни, беспомощного состояния заявителя, осуществление ухода за членом семьи и другие независящие от заявителя обстоятельства, в силу которых он был лишен возможности своевременно подготовить и подать мотивированную жалобу (например, введение режима повышенной готовности или ЧС на всей территории РФ или ее части).

    При решении вопроса о восстановлении срока подачи жалобы, представления лицам, которые не были привлечены к участию в административном деле, суд учитывает своевременность обращения таких лиц с заявлением о восстановлении указанного срока, которая определяется исходя из сроков, установленных ст. 298, ст. 314 КАС РФ и исчисляемых со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении их прав и (или) возложении на них обязанностей обжалуемым судебным актом. Если срок пропущен прокурором, или лицом, указанным в ч. 1–ч. 2 ст. 40 КАС РФ, гражданин, в интересах которого выступали данные лица, вправе самостоятельно обратиться с заявлением о восстановлении срока подачи апелляционной жалобы.

    Адвокатская палата Республики Татарстан

    Неуказание в жалобе, представлении номера административного дела при наличии сведений об обжалуемом решении суда и соответствии жалобы, представления иным требованиям КАС РФ, неуказание адреса электронной почты или номера телефона при наличии иных данных, позволяющих известить лицо, в материалах дела, а также другие недостатки, которые сами по себе не являются препятствием для рассмотрения жалобы, представления, не влекут оставление жалобы, представления без движения. При этом срок для исправления недостатков жалобы, представления суду первой инстанции следует назначать с учетом реальной возможности их устранения, времени, необходимого на отправку и доставку почтовой корреспонденции, а также с учетом иных обстоятельств. Однако если копия определения об оставлении жалобы, представления без движения направлена заявителю в электронном виде, время на отправку и доставку, которое могло бы потребоваться суду при отправке копии иными способами, не учитывается.

    Предусматривается возможность ознакомления с апелляционной, частной жалобой и приложенными к ним документами в электронном виде, если они поданы лицом, не обладающим государственными или иными публичными полномочиями, в электронном виде, и копии этих документов не были направлены другим участникам дела. При наличии технической возможности суд может разместить такие документы в режиме ограниченного доступа на официальном сайте суда и сообщить указанным лицам о поступлении жалобы. О получении копий указанных документов в электронном виде участники дела также могут ходатайствовать перед судом.

    Вместе с тем ВС РФ подчеркнул, что данная ситуация неприменима, если заявителем апелляционной, частной жалобы, представления является лицо, обладающее государственными или иными публичными полномочиями, которое обязано направить другим лицам, участвующим в деле, копии соответствующих жалобы, представления и приложенных к ним документов. Невыполнение такого требования лицом, обладающим государственными или иными публичными полномочиями, повлечет оставление жалобы, представления без движения (ст. 299–300 КАС РФ).

    После поступления административного дела с жалобой, представлением судья суда апелляционной инстанции помимо необходимых действий вправе решить вопросы об участии лица в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи, о рассмотрении дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, с их согласия и совершить иные процессуальные действия, предусмотренные гл. 13 КАС РФ, если иное не установлено положениями гл. 34 КАС РФ.

    Разъяснены вопросы замены судьи. В частности, если будет установлено, что дело подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, судья или коллегия судей выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства, что может быть основанием для замены судьи или нескольких судей, в том числе всех судей в составе суда по делу (ч. 5 ст. 16.1 КАС РФ).

    По общему правилу об обязательности непрерывного ведения аудиопротокола судебного заседания (ст. 204 КАС РФ) решение суда первой инстанции подлежит отмене, если суд апелляционной инстанции установит, что аудиопротоколирование начато после начала судебного заседания (за исключением случаев, когда лица, участвующие в деле, не явились в судебное заседание к его началу), или если в течение судебного заседания аудиопротоколирование прерывалось судом при отсутствии оснований для этого. ВС РФ отметил, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене, если причины неполноты или отсутствия записи судебного заседания стали следствием технических сбоев, о которых не было известно до начала проведения судебного заседания и в ходе его проведения. Соответствующие причины могут быть указаны в протоколе судебного заседания или в приложенных документах (например, в справке об отключении электроэнергии, акте об отсутствии аудиозаписи, содержащем сведения о времени начала записи, времени перерыва, причинах возникшего перерыва, подписанном председательствующим, секретарем судебного заседания и техническим специалистом, осуществляющим аудиопротоколирование).

    В случаях, когда о технических сбоях стало известно до или в ходе судебного заседания, суд должен принять зависящие от него меры по устранению данных причин (например, объявить перерыв), а также по восполнению в протоколе и в аудиозаписи судебного заседания сведений, имеющих значение для дела. Подчеркивается, что протокол судебного заседания, составленный в письменной форме, не может заменить аудиопротоколирование, ведение которого обязательно, поэтому при нарушении процессуальных правил о непрерывном ведении аудиопротоколирования судебного заседания решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене.

    ВС РФ также разъяснил, что неуплата лицом, участвующим в деле, госпошлины либо ее уплата не в полном размере не может служить основанием для возвращения апелляционной жалобы с делом судом апелляционной инстанции в суд первой инстанции для совершения процессуальных действий, предусмотренных ст. 300 КАС РФ. Вопрос о взыскании госпошлины может быть разрешен судом апелляционной инстанции с учетом правил, предусмотренных гл. 10 КАС РФ. Если решение будет изменено в апелляционной инстанции судебные расходы подлежат распределению с учетом правил, установленных ст. 111 КАС РФ. Если же суд вышестоящей инстанции не изменил решение суда в части распределения судебных расходов, этот вопрос должен решить суд первой инстанции по заявлению лица, заинтересованного в его разрешении. Эта норма применима, в том числе к расходам, понесенным судом апелляционной инстанции в связи с рассмотрением административного дела, расходам, возникшим на стадии производства в суде апелляционной инстанции по инициативе суда апелляционной инстанции (например, в связи с назначением экспертизы, затратами на участие адвоката), а также к расходам по уплате госпошлины.

    Разрешение дел об административных правонарушениях по существу осуществляется путем полного, всестороннего и объективного выяснения обстоятельств по делу. Правом на подачу кассации наделены участники административного разбирательства, а именно:

    • лицо, привлеченное к ответственности и его защитник. В качестве защитника может быть допущен Уполномоченный при Президенте РФ в случае, если совершено правонарушение в области предпринимательской деятельности
    • потерпевший и его представитель
    • законные представители физических и юридических лиц
    • прокурор
    • должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление или направившим дело в суд (в случае вынесения решения судьей)

    О новом порядке обжалования судебных актов в апелляции и кассации.

    Процедура рассмотрения жалобы начинается со дня ее принятия к производству и вынесении соответствующего определения суда. После этого, судом извещаются участники дела о поступлении данной жалобы, тем самым предоставляя им возможность ознакомиться с материалами дела и подать возражения.

    Производство должно быть окончено в течение двух месяцев со дня поступления документов в суд. В случае, если кассация истребует дело для изучения, то данный срок составит месяц со дня принятия документов судом.

    Результатом рассмотрения дела будет являться вынесение постановления:

    • об оставлении жалобы без удовлетворения
    • об изменении или отмене обжалуемого акта с возвращением его на новое рассмотрение
    • прекращением производства по делу

    г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

    остановка транспорта Гагарина

    Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

    Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

    Троллейбус: 20, 6, 7, 19

    Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

    • Свежие
    • Посещаемые

    1. Определение суда первой инстанции может быть обжаловано отдельно от обжалования решения суда, если это предусмотрено настоящим Кодексом либо если определение суда препятствует дальнейшему движению административного дела.

    2. Возражения в отношении определения суда, не подлежащего обжалованию отдельно от обжалования решения суда (включая протокольное определение), могут быть изложены при обжаловании решения суда.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.