Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет оплаты коммунальных услуг ликвидаторам Чернобыльцем в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
*) С 1 февраля 2021 года компенсационные выплаты чернобыльцам проиндексированы исходя из фактического индекса роста потребительских цен за 2020 год. Коэффициент индексации установлен Постановлением Правительства РФ от 28 января 2021 г. N 73 “Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2021 году” в размере 1,049.
-
Единовременная компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы**:
- инвалидам I группы — 33930,80 руб.
- инвалидам II группы — 23751,58 руб.
- инвалидам III группы — 16965,45 руб.
Основание для назначения:
- Часть вторая статьи 39 Закона РФ N 1244-I
-
Единовременная компенсация при потере кормильца вследствие чернобыльской катастрофы:
- семьям, потерявшим кормильца — 33930,80 руб.
- родителям погибшего — 16695,45 руб.
Основание для назначения:
- Часть 4 статьи 39 Закона РФ N 1244-I
- собрать пакет всех документов, подтверждающих право на получение привилегий (справка об инвалидности и т.д.);
- документы на родственников, детей и вдов с подтверждением их статуса;
написать соответствующее заявление; - дождаться решения (ответ поступает в письменном виде на адрес фактического проживания);
- забрать удостоверение лично под роспись.
- компенсация за излишне уплаченные средства на коммунальные платежи;
- предоставление скидки в 50%;
- сокращение выплат на налогообложение;
- бесплатный проезд на общественном транспорте при наличии оформленной социальной карты жителя Московской области.
Льготы чернобыльцам по коммунальным услугам
Страшная катастрофа произошла в апреле 1986 года на Чернобыльской АЭС. До сих пор за последствия происшествия отвечает Правительство РФ. Помощь заключается в предоставлении ежемесячных льгот и пособий пострадавшим.
Возраст для выхода на пенсию по старости сокращается на 10 лет для тех, кто был эвакуирован из зоны отчуждения, участвовал в ликвидации аварии или работал на станции; на 8 лет – тем, кто был эвакуирован с прилегающей территории, работал на месте аварии от 2 недель в 1987 году; на 5 лет – тем, кто работал на месте аварии до 5 дней, работал на строительстве или санитарной обработке в 1986 году; на 4 года – тем, кто работал или проживал в зоне отселения до 1993 года не меньше 2 лет.
При этом некоторые отказы вполне обоснованы. Например, компенсации или льготы по оплате услуг ЖКХ полагаются непосредственно самому участнику ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Если за льготами обратится его вдова или другие родственники, им будет отказано на полном основании.
Если у льготника нет страхового стажа или его недостаточно для оформления страховой пенсии, он все равно имеет право на повышенные выплаты – для «чернобыльцев» предусмотрены повышенные социальные пенсии:
- Лица, непосредственно принимавшие участие в ликвидации последствий аварии.
- Близкие родственники ликвидаторов (жена/муж, дети, внуки – статус предоставляется пожизненно).
- Те, кто получил инвалидность из-за аварии на ЧАЭС или из-за ликвидации её последствий как в 1986 году, так и в иное время, независимо от установленной категории на момент выдачи удостоверения.
- Военные и военнообязанные, ликвидирующие последствия аварии.
- Эвакуированные граждане, а также те, которые переселились из зоны отчуждения после издания соответствующего приказа.
- Граждане, принимавшие участие в создании объекта «Укрытие»: занимавшиеся строительством саркофага над разрушенным энергоблоком ЧАЭС.
- Медперсонал, участвующий в лечении больных лучевой болезнью.
- Трудящиесяв зоне отчуждения после строительства объекта «Укрытие». Учитываются даже кратковременные командировки.
- Дети, которые на момент аварии на ЧАЭС находились в утробе матери. Учитывается дата рождения или постановки на учет.
- Граждане, у которых из-за аварии на ЧАЭС, развилась сопутствующая патология или хроническое заболевание независимо от места проживания, но требуется подтверждение, что болезнь является последствием катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Пособие чернобыльцам на 2022 2024
- изменение ФИО (свидетельство об браке, изменении имени, о расторжении брака, копии записи акта гражданского состояния);
- брачные отношения;
- факт, дату смерти или гибели гражданина;
- место пребывания или фактического проживания.
Например, индексация на 2021 год тоже утверждена на 1 февраля. Повышение размеров ЕДВ, в том числе и для пострадавших от последствий чернобыльской аварии, составляет 4,9%. Именно на столько по данным Росстат выросли потребительские цены за 2020 год.
Женщинам, потерявшим в чернобыльской трагедии мужей, выплачивается разовая компенсация –9 393 рубля. Кроме некоторых компенсаций, за ними сохраняются все льготы, положенные ликвидаторам и пережившим катастрофу людям. Те же меры распространяются на всех членов семьи чернобыльца.
Согласно тому же закону, на получение льгот также могут претендовать и лица, которые задействованы в ликвидации последствий катастрофы на комбинате «Маяк» 1957-1958 гг. либо же занимались реабилитацией территорий, пораженных радиационными загрязнениями в результате выбросов с вышеупомянутого предприятия отходов в реку Теча. Именно эти люди могут получать льготы и денежные компенсации в связи с потерей здоровья при выполнении работ по ликвидации. На что же могут рассчитывать ликвидаторы аварий на Чернобыльской АЭС и производственном объединении «Маяк»?
- название организации;
- ФИО льготника;
- номер контактного телефона, паспортные данные;
- сведения о зарегистрированных по адресу назначения субсидии лицах, степень их родства;
- категория льготника;
- реквизиты счета, на который будут перечислять средства;
- список документов, представленных с заявлением.
Настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
Предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
Финансирование расходов по оплате услуг на доставку компенсаций и других выплат, предусмотренных настоящим Законом, производится за счет средств федерального бюджета в пределах 1,5 процента выплаченных сумм компенсаций и других выплат без учета налога на добавленную стоимость. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
Размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 19.12.2016 N 444-ФЗ)
Отказано в льготе по оплате коммунальных услуг
Действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:
из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр);
на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км.
Указанные территории подразделяются на следующие зоны:
зона отчуждения;
зона отселения;
зона проживания с правом на отселение;
зона проживания с льготным социально — экономическим статусом.
Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
Плотность радиоактивного загрязнения почв территорий населенных пунктов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС определяется в соответствии с актами, принятыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в области мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды. (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 509-ФЗ)
Зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 — 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года — зоной отселения) — территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
В зоне отчуждения на территории Российской Федерации запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование. Перечень видов хозяйственной деятельности, порядок ее организации и природопользования в зоне отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
Зона отселения — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/кв. км, или стронцием-90 — свыше 3 Ки/кв. км, или плутонием-239, 240 — свыше 0.1 Ки/кв. км.
На территориях зоны отселения, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км, а также на территориях этой зоны, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5.0 мЗв (0.5 бэр), население подлежит обязательному отселению, переселению людей на указанные территории зоны отселения вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня запрещается. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.
В зоне отселения обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровней облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.
Режим проживания жителей в зоне отселения, порядок хозяйственного использования ее территории устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Зона проживания с правом на отселение — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км. Граждане, проживающие в населенных пунктах этой зоны, в которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр), и принявшие решение о выезде на другое место жительства, имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.
Дополнительные критерии по определению границ зоны проживания с правом на отселение в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В зоне проживания с правом на отселение обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровня облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.
Режим проживания населения в указанной зоне, порядок добровольного отселения из нее жителей, осуществления на этой территории хозяйственной и иной деятельности, проведения мероприятий по охране здоровья и снижению риска заболеваемости населения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Расчет компенсации за жкх для семьи ликвидатора на чаэс в 2021 году
Ранее уже было сказано, что в зависимости от того, где проживали на момент аварии пострадавшие, им могут начисляться и предоставляться те или иные государственные бонусы. Выплата в связи с достижением определенного возраста – по старости – осуществляется всем гражданам, которые находились или находятся в зоне:
- пенсионеры, которые ранее лечили заболевание, вызванное радиационным облучением вследствие катастрофы от Чернобыльской АЭС;
- выше среднего пенсия выплачивается для инвалидов, которая получили инвалидность вследствие происшествия;
- лица, осуществлявшие ликвидацию трагедии в 1986-1990 годах;
- пенсионеры, которые на данный момент работают в зоне отчуждения;
- люди, эвакуированные сразу после трагедии, а также дети, рожденные уже после эвакуации – на момент аварии находились в утробе матери;
- в числе нововведений сегодня присутствует льгота для лиц, которые проживают или только работают в районах с льготно-экономическим статусом;
- ранее добровольно покинувшие зоны с повышенной радиацией;
- до сих пор получают пенсии нетрудоспособные граждане, которые ранее потеряли кормильца, участвовавшего в работах в чернобыльской зоне;
- нетрудоспособные родственники тех граждан, которые умерли вследствие воздействия радиации от катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Рекомендуем прочесть: Межевание Земельного Участка Это Определение
Для людей, относящихся к пострадавшим от радиационных и техногенных аварий и катастроф, назначаются ежемесячные выплаты в целях компенсации вреда.
Особое внимание уделяется пострадавшим в результате событий 1986 года на атомной электростанции в Чернобыле (закон №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).
Право на пенсионные выплаты связанные с рассматриваемой катастрофой возникает также у нетрудоспособных лиц – членов семей указанных претендентов. Если это – дедушка или бабушка ликвидатора ЧС или пострадавшего от него – у них должен отсутствовать иной доход и с ними не проживает работающий гражданин.
Людям, пострадавшим в результате произошедших страшных событий в 1986 году на Чернобыльской АЭС, положены ежемесячные денежные выплаты, которыми компенсируется нанесенный вред здоровью. Сегодня мы выясним, вырастят ли пенсии для чернобыльцев в наступившем 2021 году.
- близкие родственники погибшего кормильца;
- добровольно покинувшие загрязненную радионуклидами территорию (зону с правом на отселение);
- лица, живущие и работающие в зоне радиоактивного заражения;
- переселенцы (к ним относятся дети, находившиеся в этот момент в утробе матери);
- люди, работающие в зоне отчуждения;
- ликвидаторы аварии в 1986—1990 гг.;
- инвалиды катастрофы на ЧАЭС;
- люди, перенесшие лучевую болезнь и другие недуги вследствие чернобыльской аварии.
Перерасчет Пенсий Ликвидаторам Чаэс По Достижению Пенсионного Возраста
- с полученным или перенесенным ранее лучевым облучением, а также с другими заболеваниями, полученными на АЭС;
- с инвалидностью, полученной в ходе событий, произошедших в Чернобыле;
- люди пенсионного возраста, до сих пор работающие в опасной зоне;
- занимавшиеся ликвидацией произошедшей аварии в 1986-1990 годах;
- эвакуированные жители из близлежащих к месту аварии районов;
- нетрудоспособные родственники, которые в результате аварии на Чернобыльской АЭС остались без кормильца в семье.
- возраст 55 лет (для мужчин) и 50 лет (для женщин) устанавливается гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, а также гражданам, занятым на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения, при обязательном условии наличия трудового стажа продолжительностью не менее 5 лет;
- возраст 50 лет (для мужчин) и 45 лет (для женщин) устанавливается: а) гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы, б) гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы в зоне отчуждения (при наличии трудового стажа не менее 5 лет), в) гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения, независимо от продолжительности нахождения в зоне отчуждения (при наличии трудового стажа не менее 5 лет).
Поэтому, прежде чем разбираться с пенсионным обеспечением чернобыльцев, представляется важным определиться с категориями граждан, пострадавших от катастрофы. Это важно еще и потому, что набор государственных социальных льгот, в том числе, пенсий, устанавливается каждой категории граждан. То есть для категорий предусмотрены различные варианты пенсионного обеспечения.
Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1, последний раз измененный законодателем в апреле 2020 года, является основным нормативным актом, регулирующим статус чернобыльца. Он устанавливает социальные гарантии и льготы чернобыльцам.
Основной целью названного акта является социальная поддержка граждан, которые пострадали от неблагоприятных факторов, возникших после чернобыльской катастрофы.
Законодатель устанавливает ряд прав для лиц, пострадавших от радиации после катастрофы на Чернобыльской АЭС. Среди них:
- Право на возмещение вреда здоровью.
- Право на возмещение вреда имуществу.
- Право на возмещение вреда за риск, возникший в результате проживания в местности, которая подверглась заражению радиацией.
- Право на возмещение вреда за риск, возникший из-за работы на территории, подвергшейся радиоактивному заражению.
- Право на социальную поддержку.
Одним из важнейших факторов при принятии решения о необходимости социальной помощи гражданам является уровень радиоактивного излучения в той области, где они постоянно проживают или осуществляют трудовую деятельность.
Доза негативного излучения измеряется специалистами в зивертах. Так, согласно положениям ч. 2 ст. 6 закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1, допустимым признается показатель облучения, который не превышает 1 мЗв (миллизиверт).
Закон установил, что лица, находящиеся в зоне облучения, должны быть отселены от опасных населенных пунктов в рамках Единой государственной программы.
При этом гражданам оставили возможность самостоятельно выбирать место проживания согласно данным о радиационной обстановке и предельных дозах облучения на зараженной в результате катастрофы территории.
Какие льготы и выплаты положены чернобыльцам (вдовам) в 2021 году
Вся зона, подвергшаяся негативному радиоактивному воздействию вследствие катастрофы, была разделена на 4 территории, в которые вошли:
- Область отчуждения. Это земли, расположенные вокруг здания АЭС, из которых было эвакуировано население. На данной территории прямо запрещено постоянное проживание населения. Законодатель ограничивает возможности природопользования и хозяйственной деятельности, производимой в данной области.
- Область отселения. Отселение жителей этой зоны на другие участки осуществляется до понижения риска радиационного ущерба. Лица, принявшие решение о выезде с загрязненной радиацией территории, могут рассчитывать на социальную поддержку и возмещение вреда.
-
Зона, где проживают лица, имеющие право на отселение. В данной зоне ведется постоянный медицинский контроль состояния здоровья граждан. Здесь проводятся мероприятия по охране здоровья жителей, а также по снижению риска заболеваемости населения.
Граждане, которые выезжают с территории, где показатель излучения превышает допустимый уровень, имеют право на установленные российским законодательством льготы. - Зона, где проживают граждане, имеющие право на социально-экономические льготы. Эта территория с допустимым уровнем радиации.
Вдовы чернобыльцев и иные родственники, проживающие с ними, имеют право на оплату половины площади в государственных домах и в приватизированных квартирах. Одновременно с этим им полагается 50% оплаты коммунальных услуг или цены на топливо.
Нетрудоспособные вдовы и иные родственники умерших чернобыльцев-инвалидов, которые находились у них на иждивении, могут получать ежемесячную компенсацию.
Такие перечисления осуществляются в целях возмещения вреда здоровью. Сумма компенсационных выплат зависит от числа нетрудоспособных членов семьи и группы инвалидности умершего.
Кроме этого члены семей чернобыльцев могут рассчитывать на улучшение жилищного положения, преимущественное право оставаться на работе при проведении сокращения, внеочередное обеспечение детей местами в образовательных учреждениях.
Вдовы и иные члены семьи чернобыльцев могут получить внеочередное место в доме-интернате для престарелых.
Общие выплаты для пострадавших
К денежным выплатам, которые перечисляются в отношении чернобыльцев, можно отнести следующие:
- Доплата до размера прежней заработной платы, если лицо было переведено на другую работу по медицинским показаниям. Такие суммы доплачиваются трудоустроенным гражданам:
• до момента восстановления их трудоспособности;
• до момента установления инвалидности. - Пособие по временной нетрудоспособности. Его размер составляет 100% от среднего показателя заработка гражданина.
- Ежемесячная компенсация для чернобыльцев и проживающих с ними детей в возрасте до 14 лет. Данная компенсация перечисляется с целью приобретения продовольствия и составляет 970,38 руб.
- Ежемесячная компенсация, выплачиваемая с целью возмещения вреда здоровью. Средства перечисляются в сумме:
• 20 289,67 руб. инвалидам 1-й группы:
• 10 144,84 руб. инвалидам 2-й группы;
• 4 057,91 руб. инвалидам 3-й группы.
Выплаты для переселившихся и эвакуированных пострадавших
С 01.02.2020 размеры ежегодной компенсации за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление составляют:
- для инвалидов 1, 2 группы – 1 617,30 руб.
- для инвалидов 3 группы – 1 293,86 руб.
- для ликвидаторов 86-87 годов – 970,38 руб.
- для ликвидаторов 88 года – 646,88 руб.
- для ликвидаторов 89-90 годов – 323,47 руб.
Лицам, эвакуированным или переселившимся из области отселения, гарантируется перечисление таких выплат, как:
- Компенсация материального ущерба при утрате имущества, которая включает в себя стоимость:
• жилых помещений, дач, гаражей и хозяйственных построек, находившихся у граждан в собственности по состоянию на 1 января 1994 года;
• домашнего имущества, зараженного радиацией;
• сельскохозяйственных животных, подвергшихся облучению;
• утраченных садово-ягодных насаждений и иных посевов. - Компенсация расходов на проезд.
- Оплата стоимости услуг по погрузке и разгрузке багажа, которая перечисляется:
• нетрудоспособным лицам;
• многодетным семьям;
• одиноким матерям;
• одиноким женщинам. - Ежемесячная компенсация на оздоровление.
Приведенный перечень выплат не является исчерпывающим — их количество зависит от множества факторов: состояния здоровья гражданина, даты переселения из зоны отчуждения и т. д.
Как получить жилищный сертификат чернобыльцам (чернобыльский сертификат) в 2019 -2020 г.
Документы, условия, порядок получения
Правительство утвердило повышение тарифов ЖКХ в 2022 году
К сожалению, в связи с дефицитом бюджета, количество отказов в признании чернобыльцев нуждающимися и предоставлении жилищных сертификатов резко возросло.
Областными министерствами спускаются целые рекомендации, как отказать гражданам в получении сертификата. Немалую роль играет и некомпетентность самих органов местного самоуправления.
Если :
— Вы не знаете как получить сертификат;
— Вам отказали в его предоставлении;
— Вас отказываются признать нуждающимся в улучшении жилищных условий;
или просто у Вас есть другие вопросы — свяжитесь с нами и мы решим ваши проблемы.
Мы готовы предложить вам как дистанционное сопровождение всей процедуры получения сертификата, так и полное представление ваших интересов во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и судами.
Первичная консультация бесплатна!
*отправленное сообщение является конфеденциальным и не подлежит передаче третьим лицам
«3) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986-1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988-1990 годах в работах по объекту «Укрытие»; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;»
- граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
- военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;
- граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
- граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;»
Однако обе грамматические конструкции о жилищно-коммунальных льготах для «чернобыльцев» из ст. 14 Закона N 1244-1 (старую с использованием союза «а также» и новую с использованием точки с запятой) Верховный и Конституционный Суды РФ трактуют как несущие одинаковую смысловую нагрузку.
Действующая редакция этой нормы отличается от предыдущей еще одной «мелочью»: если раньше между положениями о льготе в отношении квартплаты, которые распространялись «в том числе» на членов семей, и положениями о скидке на оплату коммунальных услуг стоял союз «а также», то теперь между практически аналогичными положениями стоит точка с запятой.
Расчет Льгот По Жкх Чернобыльцам
В российском законодательстве прописаны все преимущества, скидки и льготы, которые положены людям, подвергшимся воздействию радиации после аварии на ЧАЭС. В первую очередь они имеют возможность получать необходимое лечение за счет государства. Кроме того, им положены компенсации и денежные пособия за тот риск и полученный вред, которому подверглись организм и имущество чернобыльца.
Учитывая то, что взрыв на ЧАЭС причинил значительный вред здоровью российских граждан, многие из них нуждаются в специальном лечении. Для таких случаев чернобыльцам предоставляется место в санатории либо ином медицинском учреждении, где получение медуслуг происходит бесплатно. Пожилым людям полагается место в пансионате для престарелых либо в доме ветеранов.
- При получении инвалидности. Гражданин имеет право запросить перерасчет оплаты услуг ЖКХ за период с момента получения инвалидности до оформления льготы.
- При рождении третьего ребенка. В данном случае семья автоматически попадает в категорию многодетных.
- При рождении ребенка-инвалида.
- При снятии инвалидности или присвоении другой группы.
Добиться перерасчета – это одно дело, но не всегда результаты оказываются такими, на которые надеялся гражданин. В этом случае следует обратиться в управляющую организацию, которая проводила перерасчет, с просьбой пересмотреть данные и повторить процедуру снова.
Жизнь и быт людей обусловливаются наличием необходимых зданий и сооружений, их соответствием своему назначению, техническим состоянием. Каждое здание или сооружение представляет собой сложный и дорогостоящий объект, состоящий из многих конструктивных элементов, систем инженерного оборудования, выполняющих вполне определенные функции и обладающих установленными эксплуатационными качествами. В процессе изучения данной темы, становится понятным, что техническая эксплуатация объектов является важным процессом, связанным с поддержанием зданий и сооружений в исправном состоянии. Это видно при рассмотрении работ, которые включает в себя техническая эксплуатация.
- 1. Расчет ЕДВ семье по жилищным услугам не производится, поскольку не предусмотрено действующим законодательством.
- 2. Расчет ЕДВ семье по оплате коммунальных услуг (электро-, водоснабжение):
- 95 кв. м.: 5 чел. = 19 кв. м. — доля общей площади жилья на 1 чел., при расчете доля общей площади жилья не ограничивается социальной нормой площади жилья (18 кв. м.);
- 19 кв. м. x 46,44 руб./кв. м. x 50% x 5 чел. = 2205,9 руб. — ЕДВ по оплате коммунальных услуг на семью из 5 человек;
- 46,44 руб./кв. м. — региональный стандарт стоимости коммунальных услуг для жилых домов индивидуального жилищного фонда (отопление твердым топливом), утвержденный Администрацией области на 2-4 кварталы 2010 года.
- удостоверение личности детей и взрослых – свидетельство о рождении и паспорт;
- члены семьи или родственники на иждивении должны предоставить справки, подтверждающие данные факты;
- подтверждение факта нахождения в зоне заражения, участия в ликвидации аварии.
- Пятидесятипроцентная скидка при оплате услуг коммунального назначения, в том числе за электроэнергию, обогрев помещения, оплату жилья.
- Компенсация стоимости топлива при отсутствии другого отопления в размере половины от фактических затрат на него.
- Возможность вне общей очередности вступить в жилищный кооператив или другую подобную организацию, получить надел или жилье.
- Наличие привилегии при ликвидации предприятия/работодателя. Данная категория сотрудников увольняется в последнюю очередь и только в случае отсутствия возможности найти другое решение.
- Предоставление дополнительного отпуска в любое удобное для такого сотрудника время.
- При переезде сохраняется право на первоочередное трудоустройство. Единственным условием является наличие соответствующей квалификации.
- Дети обладают возможностью внеочередного предоставления таких услуг: поступление в дошкольные заведения, лечение и оздоровление.
- Льготное обслуживание в медицинских и фармацевтических учреждениях.
- Получение мест в пансионатах и домах для престарелых, инвалидов и ветеранов.
- Выход на пенсиюв более раннем возрасте.
Пострадавшие в результате аварии на ЧАЭС и других техногенных катастроф имеют право на несколько видов выплат:
- ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), а также получение набора социальных услуг;
- пенсия по инвалидности (если пострадавший имеет инвалидность);
- социальная или страховая пенсия.
Ежемесячная денежная выплата назначается Пенсионным фондом РФ, ее размер индексируется каждый год и неизменный для всех субъектов РФ. Данные о суммах ЕДВ и категориях получателей – в таблице.
Категории | Сумма, рублей |
---|---|
— инвалиды из-за аварии на ЧАЭС; — ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС; — дети-инвалиды, вследствие аварии на ЧАЭС; — инвалиды из-за профзаболеваний. связанных с лучевым воздействием; — ставшие инвалидами из-за аварии на ПО «Маяк»; — направленные на ликвидацию последствий аварии на ПО «Маяк» в 1957-1958 годах |
2 590,24 |
— получившие лучевую болезнь из-за аварии на ЧАЭС; — ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС в 1988-90 годах; — эвакуированные в 1986 году из зоны отчуждения; — дети, страдающие болезнями из-за аварии на ЧАЭС; — получившие профзаболевания из-за лучевого воздействия; — получившие суммарную эффективную дозу облучения свыше 25 сЗв (бэр) — получившие лучевую болезнь из-за аварии на ПО «Маяк»; — направленные на ликвидацию последствий аварии на ПО «Маяк» в 1959-1961 годах; — эвакуированные и выехавшие из зоны загрязнения (ПО «Маяк» и р. Теча) |
2 073,51 |
— дети до 18 лет, дети 1 и 2 поколений, проживающие в зоне заражения; — дети 1 и 2 поколений, страдающие заболеваниями из-за воздействия радиации на родителей |
1 295,13 |
— дети до 18 лет, проживающие в зоне с льготным социально-экономическим статусом | 778,41 |
— получившие суммарную эффективную дозу облучения от 5 до 25 сЗв (бэр); — дети до 18 лет, дети 1 и 2 поколений, эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв |
649,23 |
— проживающие или работающие в зонах проживания с правом на отселение; с льготным социально-экономическим статусом; в зоне отселения; — проживающие в населенных пунктах, где доза облучения свыше 1 мЗв (0,1 бэр) |
518,37 |
Согласно законодательству, все получатели ЕДВ имеют право на получение набора социальных услуг (НСУ), в которых входят:
- обеспечение лекарствами согласно рецепту врача и в пределах стандартов медицинской помощи;
- оплата санаторно-курортного лечения согласно назначениям врача;
- бесплатный проезд к месту санаторно-курортного лечения.
НСУ можно получить как в натуральной форме, так и в денежной. Изначально условия получения социальных услуг для «чернобыльцев» отличаются от других категорий – утвержденные суммы ЕДВ уже учитывают получение набора в денежной форме.
Если же льготник желает получать бесплатные лекарства, санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд к нему, он подает соответствующее заявление, но в таком случае стоимость набора социальных услуг вычитается из суммы ЕДВ (в 2018 году сумма равна 1075,19 рублей).
Отдельные категории льготников вправе улучшить жилищные условия за счет жилищной субсидии от федерального бюджета. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 вставшие на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий граждане, которые были подвержены радиационному воздействию из-за аварий на ЧАЭС и ПО «Маяк», имеют право на обеспечение жильем.
Условия выделения жилищной субсидии не отличаются от других аналогичных категорий: субсидия выделяется, исходя из норматива площади на каждого льготника и средней цены квадратного метра жилой площади в каждом конкретном регионе.
Кроме рассмотренных денежных выплат, жилищных субсидий и коммунальных льгот, пострадавшие от аварии на ЧАЭС и ПО «Маяк» имеют и другие преференции:
- при сокращении персонала работодателем – преимущество по сравнению с другими работниками (вне зависимости от стажа работы);
- при переводе на другую работу (менее оплачиваемую) по состоянию здоровья – доплата до прежнего уровня заработной платы;
- возможность использовать основной отпуск в любое удобное время, дополнительный оплачиваемый отпуск на срок до 14 дней;
- пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере 100% заработной платы;
- внеочередное обслуживание в социально-бытовых учреждениях, внеочередной прием в кооперативы, внеочередное право на покупку дачи;
- обеспечение земельным участком для постройки жилья вне очереди (для тех, кто имеет на это право);
- внеочередное оказание медицинских услуг, возможность обслуживаться в тех медучреждениях, к которым был прикреплен льготник до выхода на пенсию;
- обеспечение детей местами в детских садах, школах, санаториях вне очереди, оплата их питания;
- при отселении из зараженных территорий – внеочередное право трудоустроиться на новом месте;
- право преимущественного приема в дома престарелых и ветеранские пансионаты.
Дополнительно каждый регион России может устанавливать свои дополнительные льготы и компенсации, например, бесплатный проезд в общественном транспорте. Чтобы уточнить перечень льгот, следует обратиться в отдел социальной защиты населения по месту жительства.
Для того, чтобы воспользоваться полагающимися льготами и выплатами, нужно, прежде всего, получить соответствующее удостоверение:
- удостоверение единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- удостоверение гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
В апреле 2018 года в Госдуму партией «Справедливая Россия» были внесены законопроекты, касающиеся повышения социальных стандартов для участников ликвидации аварии на ЧАЭС. В частности, предложено назначать льготы и компенсации расходов на ЖКХ для проживающих в любом жилье, а не только в государственном, муниципальном или приватизированном жилом фонде. Это направлено, прежде всего, на тех, кто приобрел за последние годы жилье в собственность. Также предложено установить памятную дату (день участников ликвидации) на 30 ноября каждого года.
В мае 2018 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Согласно закону, меры социальной поддержки, предусмотренные для детей, предоставляются детям вне зависимости от места рождения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2018 г. № 74 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году» были проиндексированы выплаты пострадавшим от радиационных аварий. На 2018 год установлен коэффициент индексации, равный 1,025.
Законодательство в сфере социальной защиты пострадавших в результате аварии на ЧАЭС и других техногенных катастроф достаточно четко регламентирует порядок присвоения статуса «чернобыльца» и предоставления льгот и выплат. Тем не менее, значительная часть льгот устанавливается на уровне регионов, поэтому у получателей иногда возникают проблемные ситуации.
Поскольку авария на ЧАЭС произошла до распада СССР, ликвидаторы последствий аварии получили впоследствии разные гражданства. Однако российские органы социальной защиты иногда необоснованно отказывают родственникам умерших ликвидаторов аварии из-за того, что на момент смерти они могли иметь иное гражданство, чем СССР и РФ. Такие отказы незаконны, поскольку меры социальной поддержки, согласно законодательству, распространяются на семьи умерших ликвидаторов аварии, без уточнения обязательного наличия определенного гражданства.
При этом некоторые отказы вполне обоснованы. Например, компенсации или льготы по оплате услуг ЖКХ полагаются непосредственно самому участнику ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Если за льготами обратится его вдова или другие родственники, им будет отказано на полном основании.
Среди нерешенных на данный момент проблем и отказ в предоставлении льгот на оплату ЖКХ для проживающих в приобретенной жилой недвижимости. Согласно действующему законодательству такие льготы получают только проживающие в государственном, муниципальном и приватизированном жилье. Есть перспективы того, что Госдума в скором времени проголосует за соответствующий законопроект и проблема исчезнет.
В России около 1,45 миллионов ветеранов боевых действий. Это один процент от общей численности населения страны и немногим меньше численности действующей армии (1,9 миллионов человек). Многие из ветеранов при этом являются инвалидами или страдают хроническими заболеваниями. Это — последствие несения ими воинской службы. Пенсии ветеранов при этом не такие большие, как невелики и дополнительные выплаты (ЕДВ), которые можно оформить, отказавшись от некоторых видов льгот.
- Ежемесячная денежная выплата — это материальная помощь, предоставляемая государством отдельным категориям граждан для обеспечения социальной поддержки.
- Часть суммы ЕДВ может быть направлена на предоставление получателю набора социальных услуг с законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социально помощи».
Законодательно определен перечень федеральных льготников, кому положена ЕДВ:
- участники и инвалиды ВОВ;
- ветераны боевых действий;
- инвалиды всех групп, включая детей-инвалидов;
- бывшие несовершеннолетние узники фашизма;
- лица, перенесшие воздействие радиации во время аварий и ядерных испытаний;
- получившие звания Героя Советского Союза, Героя РФ либо кавалера ордена Славы трех степеней (в том числе и члены их семей);
- получившие звания Героя Социалистического Труда, Героя Труда РФ, либо награжденных орденом Трудовой Славы трех степеней и др.
Размер ЕДВ зависит от льготной категории, к которой относится гражданин. Помимо этого, на сумму влияет решение получателя ЕДВ относительно порядка предоставления набора социальных услуг. Напомним, что его финансирование осуществляется за счет средств ЕДВ.
- Если гражданин отказывается от НСУ, ему выплачивают полную сумму ЕДВ, установленную для соответствующей льготной категории.
- Если льготник частично или полностью получает услуги, включенные в набор, их денежный эквивалент удерживают из базовой суммы выплаты.
Размеры ЕДВ, установленные для граждан, отказавшихся от натуральной формы получения соцпакета, представлены в таблице:
Категория федеральных льготников | Размер ЕДВ в рублях | ||
до 31.01.2022 | с 01.02.2022 (после индексации на 5,8%) | ||
Ветераны боевых действий | 3212,04 | 3398,34 | |
Инвалиды | I группы | 4087,36 | 4324,43 |
II группы, дети-инвалиды | 2919,02 | 3088,32 | |
III группы | 2336,70 | 2472,23 | |
Граждане, ставшие инвалидами в результате чернобыльской катастрофы (чернобыльцы) | 2919,02 | 3088,32 | |
Инвалиды войны | 5838,02 | 6176,63 | |
Участники ВОВ | 4378,49 | 4632,44 | |
Члены семей погибших (умерших) ветеранов БД, участников ВОВ, инвалидов войны | 1752,52 | 1854,17 | |
Герои ПКОТС, Соцтруда, Труда РФ | 50755,55 | 53699,37 | |
Полные кавалеры ордена Славы, Герои СССР, РФ | 68834,86 | 72827,28 |
Размер ЕДВ может отличаться даже у получателей из одной льготной категории, так как сумма выплаты зависит от условий предоставления гражданину НСУ, входящего в состав ежемесячной выплаты. Если услуги из этого набора льготник получает в натуральной форме, то ежемесячная денежная выплата будет уменьшена на стоимость получаемой услуги. Если гражданин отказался от получения социальной помощи, то ЕДВ будет выплачена в полном размере.
Ежемесячная выплата назначается не всем ветеранам боевых действий — перечень получателей ограничен положениями закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. Чтобы получить ЕДВ, необходимо в установленном порядке подать заявление в ПФР с приложением необходимого комплекта документов.
Как и для всех категорий федеральных льготников, ветеранам боевых действий проиндексируют ЕДВ с 1 февраля 2022 г.
После индексации на 5,8% сумма выплаты составит:
- 3398,34 руб., если ветеран БД отказался от натуральной формы соцпакета и выбрал вместо него денежную компенсацию;
- 2116,41 руб., если ветерану предоставляют все услуги, входящие в соцпакет.
При этом ветеран боевых действий может не полностью, а частично отказаться от соцпакета — выбрать, какие услуги в натуральной форме ему нужны, а вместо каких лучше получать денежную компенсацию. В этом случае из полной суммы ЕДВ (для ветеранов БД это 3398,34 руб.) будут вычитать денежный эквивалент тех услуг, которые оказываются в натуральном виде.
Размер ЕДВ для ВБД в 2022 году в зависимости от выбранной формы получения НСУ можно определить по таблице:
В каком виде предоставляется НСУ | ЕДВ ветеранам боевых действий в руб. | |
до 1 февраля 2022 г. | с 1 февраля 2022 г. | |
Замена НСУ денежной компенсацией (при полном отказе от НСУ) | 3212,04 | 3398,34 |
Право на бесплатный проезд (отказ от санаторно-курортного лечения и лекарств) | 3078,11 | 3256,53 |
Право на бесплатный проезд и лекарства (отказ от санаторно-курортного лечения) | 2144,75 | 2269,16 |
Право на санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд (отказ от лекарств) | 2933,63 | 3103,79 |
Право на лекарства (отказ от бесплатного проезда и санаторно-курортного лечения) | 2272,78 | 2410,96 |
Право на санаторно-курортное лечение и лекарства (отказ от бесплатного проезда) | 2134,41 | 2258,22 |
Право на санаторно-курортное лечение (отказ от бесплатного проезда и лекарства) | 3067,67 | 3245,59 |
НСУ предоставляется в натуральной форме (предоставляются все услуги из перечня) | 2000,38 | 2116,41 |
Таким образом, с 01.02.2022 г.:
- Максимальный размер ЕДВ ветеранам боевых действий составляет 3398,34 руб. — такая сумма выплачивается, если НСУ заменяется денежной компенсацией.
- Минимальный размер ЕДВ для ВБД с 1 февраля 2021 года — 2116,41 руб. (если все соц. услуги предоставляются в натуральной форме).