Очередность платежа в банке в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Очередность платежа в банке в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Организация направляет платежное поручение в банковское учреждение. Банк обязан исполнить это поручение в течение суток (основание – пункт 2 статьи 60 НК РФ). Однако на счету фирмы может просто не быть суммы, достаточной для всех выплат. В этом случае становится актуальна очередность платежей. Именно на ее основании банк будет выполнять платежные поручения. Списание производится в порядке, оговоренном в статье 855 ГК РФ. Очередность варьируется в зависимости от добровольности или принудительности выплат.

К СВЕДЕНИЮ! Для установления последовательности платежей в платежке есть отдельный реквизит. Он размещается в поле №21.

Что означает очередность платежа в платежном поручении

Поле №21 практически не задействуется тогда, когда у организации достаточно денег на все выплаты. Банковское учреждение делает выплаты в порядке поступления платежных поручений. То есть в порядке календарной очереди. Если же денег на счете недостаточно, они списываются в последовательности, определенной законом. То есть принцип очередности становится актуальным лишь при определенных обстоятельствах.

Очередность платежей должна указываться в поручении представителями компании. Информация, приведенная в поле №21, не может изменяться банком. Если очередность будет зафиксирована неправильно, банковское учреждение просто не принимает поручение.

То есть для предупреждения проблем и проволочек бухгалтеру нужно знать об очередности, оговоренной в законе.

С 14 декабря 2013 года очередность устанавливается на основании ФЗ №345 от 2.12.2013 «О внесении корректировок в статью 855 ГК РФ». Последовательность платежей должна быть указана в каждом поручении. В Положении ЦБ №383-П от 19.07.12 указано, что поле №21 нужно заполнять при создании этих документов:

  • Платежки.
  • Инкассового поручения.
  • Требования.
  • Платежного ордера.

В поле №21 не нужно словами указывать очередность. Достаточно прописать одну цифру. Всего существует 5 цифр, каждая из которых обозначает определенную очередность. Иногда эта цифра не указывается. Однако возможно это только при наличии соответствующих указаний от ЦБ.

К СВЕДЕНИЮ! Сейчас существует 5 очередностей. Соответственно, в графе №21 указывается одна из 5 цифр. Ранее этих обозначений было 6. Но шестая очередность была отменена ФЗ №345 от 2.12.13.

Рассмотрим все очередности и их цифровые обозначения:

Код в графе №21 Разновидность платежа Примерные основания для выплаты
1
  • Компенсация вреда жизнью и здоровью.
  • Алименты, удержанные из ЗП.
  • Наличие постановлений от судебных приставов, договоров об уплате алиментов, заверенных у нотариуса.
    2
  • Выплаты ЗП сотрудникам на основании исполнительного листа.
  • Выплаты за продукты интеллектуального труда, совершаемые на базе исполнительного листа.
  • Наличие приказов о взыскании, поступивших в банковское учреждение.
    3
  • Выплата ЗП работникам на основании трудовых соглашений.
  • Выплаты по налогам, совершаемые на базе требований.
  • Выплаты во внебюджетные фонды, совершаемые на базе вынесенных предписаний.
  • Присутствует расчетная документация, инкассовые поручения от различных госструктур: ФСС, ПФР и так далее.
    4 Прочие выплаты, совершаемые на базе постановлений. Наличие соответствующих судебных приказов.
    5 Все прочие платежи, осуществляемые по поручению. Наличие счетов, соглашений, контрактов.

    Первый по приоритетности платеж – это выплаты по алиментам. Такая приоритетность обусловлена необходимостью защиты семейных прав. Выплаты под цифрами 1, 2, 3, 4 могут выполняться без согласия организации. Связано это с тем, что платежи осуществляются на базе исполнительных листов.

    С 2017 года ответственность за страховые взносы возложена на налоговую. Ранее ее несли фонды. Но рассматриваемые изменения не изменили код очередности. Если выполняется плановый платеж, указывается код 5. Если же выплата совершается на основании инкассового требования, накладывается штраф, указывается код 3. Если взнос за фирму выполняет третье лицо, прописывается код 5.

    Что ставить, если от налоговой поступили требования касательно оплаты штрафов и пени? Налоговые выплаты проходят по коду 3. Но в нормативных актах ничего не сказано касательно пени и штрафов. Что делать? Есть письмо Минфина №02-08-12/22232 от 8 мая 2014 года. В нем прописано, что штрафы и пени, перечисляемые на базе поручения налоговой, относятся к коду 3. Если же фирма уплачивает штрафы добровольно, нужно проставлять код 5.

    Счет может быть заблокирован по решению налоговой. В этом случае приостанавливаются практически все расчеты. Однако некоторые платежи продолжатся. В частности, это следующие выплаты:

    • Налоги, уплачиваемые на базе инкассового поручения.
    • Текущие платежи по налогам, пени.

    Код налоговых платежей – 3. Даже при блокировке счета исполняются требования с кодами 1-3.

    Заполнять поле «Очередность платежа» нужно всегда при составлении платежного поручения. Но особенно актуально это становится, когда на расчетном счете организации недостаточно денег для того, чтобы расплатиться по всем обязательствам. В этом случае порядок выплат регулируется п. 2 ст. 855 ГК РФ.

    О том, какие поля, обязательные для заполнения, есть у платежного поручения, читайте в этой статье.

    Согласно положению Банка России от 29.06.2021 № 762-П (до 10.09.2021 — положению от 19.06.2012 № 383-П) неправильно заполненный реквизит «Очередность платежа» не является основанием для отказа в перечислении денег. По мнению Минфина России (письмо от 04.10.2017 № 05-07-06/64623), ошибка бухгалтера в очередности платежа не может быть основанием для возврата платежки банкирами.

    Поэтому формально банк должен принимать такие платежки. Но существует практика, когда банки просят переделать документы и заполнить указанный реквизит правильно. Исправлять документы или нет — решать вам. Но нужно при этом учесть, что переделать платежку нетрудно, а вот споры с банком могут занять время и задержать выплаты.

    Реквизит «Очередность платежа» заполняют всегда, поскольку этого требует положение № 762-П. Особенно нужно обратить внимание на это поле, когда финансовое положение организации хромает и в силу вступает ст. 855 ГК РФ. Следует изучить, в какой последовательности исполняются платежи, и в зависимости от этого указать правильную очередность. Для отражения очередности платежа в платежном поручении — 2021-2022 для налогов приводится символ 5, для выплаты заработной платы — 3. Изменения в очередность платежей в 2021 — 2022 годах не вносились.

    Очередность платежей в платежном поручении в 2021 году

    \n\n

    Указание цифры 3 в поле 21 платежного поручения означает, что это документ на перечисление заработной платы, которую работодатель выплачивает на добровольной основе. Если на счете организации недостаточно средств для удовлетворения всех требований, либо на него наложен арест, то деньги на основании такой платежки будут списаны в третью очередь. А именно: после денег по исполнительным документам на уплату алиментов, средств в качестве возмещения вреда жизни и здоровью, заработной платы, выходных пособий и авторских вознаграждений. Но до того, как банк начнет выполнять требования по иным исполнительным документам и по платежкам на перечисление выплат, отнесенных к пятой очереди.

    \n\n

    Платежное поручение с цифрой 5 в поле 21 означает, что банку поручено перечисление текущих платежей, которые не являются заработной платой, и не связаны с выполнением требований по исполнительным документам. Банк должен принять такую платежку, если на счете организации хватает денег для удовлетворения всех имеющихся на эту же дату требований более высокого уровня. А также при условии, если счет не заблокирован, в том числе инкассовыми поручениями от ИФНС. Между собой платежки с цифрой 5 не конкурируют — банк исполняет их в порядке получения.

    \n\n

    В заключение отметим, что правильное определение очередности платежа позволит верно заполнить платежное поручение и оперативно передать его в банк для исполнения. Это даст возможность проводить платежи без задержек, а в некоторых случаях —осуществлять выплаты с заблокированного счета.

    \n\n

    Обратите внимание: ошибки при заполнении платежек можно исключить, если формировать платежные документы автоматически. Некоторые веб-сервисы для сдачи отчетности (например, «Контур.Экстерн») позволяют сформировать платежку в 1 клик на основе данных из декларации (расчета) или присланного инспекций требования об уплате налога (взноса). Все необходимые данные (реквизиты получателя, актуальные КБК, номера счетов управлений Федерального казначейства, коды для статуса плательщика) своевременно обновляются в сервисе без участия пользователя. При заполнении платежки все актуальные значения подставляются автоматически.

    Указание цифры 3 в поле 21 платежного поручения означает, что это документ на перечисление заработной платы, которую работодатель выплачивает на добровольной основе. Если на счете организации недостаточно средств для удовлетворения всех требований, либо на него наложен арест, то деньги на основании такой платежки будут списаны в третью очередь. А именно: после денег по исполнительным документам на уплату алиментов, средств в качестве возмещения вреда жизни и здоровью, заработной платы, выходных пособий и авторских вознаграждений. Но до того, как банк начнет выполнять требования по иным исполнительным документам и по платежкам на перечисление выплат, отнесенных к пятой очереди.

    Платежное поручение с цифрой 5 в поле 21 означает, что банку поручено перечисление текущих платежей, которые не являются заработной платой, и не связаны с выполнением требований по исполнительным документам. Банк должен принять такую платежку, если на счете организации хватает денег для удовлетворения всех имеющихся на эту же дату требований более высокого уровня. А также при условии, если счет не заблокирован, в том числе инкассовыми поручениями от ИФНС. Между собой платежки с цифрой 5 не конкурируют — банк исполняет их в порядке получения.

    В заключение отметим, что правильное определение очередности платежа позволит верно заполнить платежное поручение и оперативно передать его в банк для исполнения. Это даст возможность проводить платежи без задержек, а в некоторых случаях —осуществлять выплаты с заблокированного счета.

    Обратите внимание: ошибки при заполнении платежек можно исключить, если формировать платежные документы автоматически. Некоторые веб-сервисы для сдачи отчетности (например, «Контур.Экстерн») позволяют сформировать платежку в 1 клик на основе данных из декларации (расчета) или присланного инспекций требования об уплате налога (взноса). Все необходимые данные (реквизиты получателя, актуальные КБК, номера счетов управлений Федерального казначейства, коды для статуса плательщика) своевременно обновляются в сервисе без участия пользователя. При заполнении платежки все актуальные значения подставляются автоматически.

    В третьей очередности присутствуют оплата труда и задолженности по налогам и взносам. Нередко возникает вопрос, что из этого должно выплачиваться сначала? На самом деле упомянутые платежи приоритета друг перед другом не имеют. То, что они находятся в одной очереди, подразумевает следующие: вперед будет произведен тот платеж, распоряжение о перечислении которого поступило в банк раньше.

    Если распоряжение о выплате заработной платы было осуществлено ранее, чем получено инкассовое поручение от налогового органа на списание задолженности, то прежде будет выплачена зарплата, а потом уже налоговые долги. Если же раньше получено поручение от налоговой, то именно этот платеж уйдет вперед.

    Текущие налоговые платежи уйдут в последнюю, пятую, очередь. К этому же уровню очередности относится, например, плата за товары и услуги, уплата госпошлины и так далее. Внутри очереди действует хронологический порядок, то есть вперед уйдет тот платеж, который поступил ранее.

    Еще раз обратим внимание на тот факт, что речь в данной очереди не идет о налоговой задолженности по исполнительным листам — она выплачивается в третью очередь.

    А очередность платежей по ГК РФ такова.

    1 очередь – перечисления по исполнительным документам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью.

    2 очередь – перечисления по исполнительным документам о выплате выходных пособий, заработной платы, а также вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

    3 очередь:

    • перечисление зарплаты работникам по трудовому договору (контракту);
    • перечисление налоговой задолженности по поручениям налоговой инспекции.

    В рамках одной очереди платежные поручения исполняются в порядке поступления их в банк. То есть если от инспекции в банк не поступило поручение на списание денег в бюджет или оно поступило позже платежки на выплату зарплаты, то банк зарплату выплатит (см. письмо Минфина от 5 апреля 2021 г. № 03-02-11/24807). Но платежи при этом должны действительно относиться к расходам на оплату труда (определение ВС РФ от 23 марта 2018 г. № 309-КГ18-1269).

    4 очередь – по исполнительным документам об удовлетворении денежных требований по гражданско-правовым спорам, административным нарушениям.

    5 очередь – уплата текущих налогов, сборов, страховых взносов, штрафов и пеней.

    Таким образом, при блокировке счета возможны платежи 1, 2 и 3 очереди. Полное приостановление операций по счету касается платежей 4 и 5 очереди, выплат по договорам с контрагентами и других, которые в перечень очередей вообще не попали.

    В платежном поручении очередность платежа нужно указать правильно. Для нее предназначено поле 21.

    Если на счете достаточно денег для исполнения всех требований, предъявленных к счету, средства будут списывать в порядке поступления платежек (п. 1 ст. 855 ГК РФ). Если ошибиться в поле 21, банк и будет перечислять деньги так, как указано в поручении, а не в календарной последовательности.

    Нельзя ошибаться также и потому, что при блокировке счета банк может проводить те платежи, которые занимают более высокую позицию в «очереди», чем те, ради которых счет был заблокирован. Например, если это произошло из-за неуплаты налогов, зарплату и алименты по исполнительным документам банк проведет.

    Итак, какие коды писать в поле 21.

    Для платежей по алиментам указывается код 1, причем независимо от того, на каком основании они удерживаются: исполнительный лист, судебный приказ или нотариальное соглашение.

    Для платежей по исполнительным листам на взыскание заработной платы, выходного пособия и авторских вознаграждений указывайте код 2 в поле 21 (платежи по всем остальным исполнительным листам проводятся в 4 очередь).

    При перечислении заработной платы нужно указать код 3, в том числе при добровольном погашении долга по зарплате. Если же платеж по исполнительному листу или решению Роструда, то в поле 21 проставьте код 2.

    Для платежей по налогам, сборам, взносам, госпошлине, пеням и штрафам (на основании требования инспекции) проставляйте код 5.

    Для платежей по исполнительным листам возможны 1, 2 и 4 очереди. Все зависит от характера платежа, который указан в исполнительном документе.

    Очередность платежей или Можно ли выплатить зарплату с заблокированного счета

    1.1. Банк России, кредитные организации (далее при совместном упоминании — банки) осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия банковских счетов в рамках применяемых форм безналичных расчетов на основании распоряжений о переводе денежных средств (далее — распоряжения), составляемых плательщиками, получателями средств, а также лицами, органами, имеющими право на основании федеральных законов предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков (далее — взыскатели средств), банками.

    Перевод денежных средств осуществляется в рамках следующих форм безналичных расчетов:

    расчетов платежными поручениями;

    расчетов по аккредитиву;

    расчетов инкассовыми поручениями;

    расчетов чеками;

    расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование);

    расчетов в форме перевода электронных денежных средств.

    Перевод электронных денежных средств осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3872; 2021, N 24, ст. 4205) (далее — Федеральный закон от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ) и договорами с учетом требований настоящего Положения.

    Формы безналичных расчетов избираются плательщиками, получателями средств самостоятельно.

    1.2. Плательщиками, получателями средств являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, физические лица (далее при совместном упоминании — клиенты), банки. Взыскатели средств могут являться получателями средств. По распоряжениям взыскателей средств, в том числе органов принудительного исполнения, налоговых органов, получателем средств может быть также орган, которому в соответствии с федеральными законами осуществляется перевод взысканных денежных средств.

    Взыскатель средств в распоряжении, направляемом с предусмотренным Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 41, ст. 4849; 2020, N 52, ст. 8588) (далее — Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ) исполнительным документом о взыскании денежных средств, указывает получателем средств себя или орган, которому в соответствии с федеральными законами осуществляется перевод взысканных денежных средств.

    1.3. Банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам посредством:

    списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и зачисления денежных средств на банковские счета получателей средств;

    списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и выдачи наличных денежных средств получателям средств — физическим лицам;

    списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и увеличения остатка электронных денежных средств получателей средств.

    1.4. Кредитные организации осуществляют перевод денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе с использованием электронных средств платежа, посредством:

    приема наличных денежных средств, распоряжений плательщиков — физических лиц и зачисления денежных средств на банковские счета получателей средств;

    приема наличных денежных средств, распоряжений плательщиков — физических лиц и выдачи наличных денежных средств получателям средств — физическим лицам;

    приема наличных денежных средств, распоряжений плательщиков — физических лиц и увеличения остатка электронных денежных средств получателей средств;

    уменьшения остатка электронных денежных средств плательщиков и зачисления денежных средств на банковские счета получателей средств;

    уменьшения остатка электронных денежных средств плательщиков и выдачи наличных денежных средств получателям средств — физическим лицам;

    уменьшения остатка электронных денежных средств плательщиков и увеличения остатка электронных денежных средств получателей средств.

    1.5. Перевод денежных средств может осуществляться банком с последующим их возмещением в соответствии с договором банком плательщика в размере сумм распоряжений, исполненных банком получателя средств.

    1.6. Перевод денежных средств может осуществляться с участием банка, не являющегося банком плательщика и банком получателя средств (далее — банк-посредник).

    2.1. Процедуры приема к исполнению распоряжений включают в себя:

    удостоверение права распоряжения денежными средствами;

    контроль целостности распоряжений;

    структурный контроль распоряжений;

    контроль значений реквизитов распоряжений;

    контроль достаточности денежных средств.

    Процедуры приема к исполнению распоряжения плательщика, требующего согласия третьего лица на распоряжение денежными средствами плательщика, включают в себя контроль наличия такого согласия третьего лица.

    Процедуры приема к исполнению распоряжения получателя средств, требующего акцепта плательщика, включают в себя контроль наличия заранее данного акцепта плательщика или получение акцепта плательщика.

    2.2. Банки могут дополнительно устанавливать, в том числе в договорах, иные процедуры приема к исполнению распоряжений, в том числе процедуру контроля дублирования распоряжений. При указании в распоряжении, требующем выполнения условий перевода, признака условий перевода банк осуществляет контроль выполнения условий перевода в порядке, установленном договором.

    Регистрация распоряжений осуществляется в порядке, установленном банком, с указанием даты поступления распоряжения, при этом обязательной регистрации подлежат распоряжения взыскателей средств.

    2.3. Порядок выполнения процедур приема к исполнению, отзыва, возврата (аннулирования) распоряжений, в том числе распоряжений на общую сумму, устанавливается кредитными организациями с учетом требований настоящего Положения и доводится до клиентов, взыскателей средств, кредитных организаций в договорах, документах, разъясняющих порядок выполнения процедур приема к исполнению, отзыва, возврата (аннулирования) распоряжений, а также путем размещения информации в местах обслуживания клиентов.

    2.4. Удостоверение права распоряжения денежными средствами при приеме к исполнению распоряжения в электронном виде осуществляется банком посредством проверки электронной подписи, аналога собственноручной подписи и (или) кодов, паролей, иных средств, позволяющих подтвердить, что распоряжение в электронном виде подписано и (или) удостоверено в соответствии с пунктом 1.26 настоящего Положения.

    Удостоверение права распоряжения денежными средствами на банковском счете при приеме к исполнению распоряжения на бумажном носителе осуществляется банком посредством проверки наличия собственноручной подписи (собственноручных подписей) и оттиска печати (при наличии) и их соответствия образцам, заявленным банку в карточке с образцами подписей и оттиска печати (далее — карточка) или в альбоме образцов подписей лиц, уполномоченных распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете (далее — альбом).

    При приеме к исполнению распоряжения на бумажном носителе, составленного физическим лицом в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета, кредитная организация проверяет наличие собственноручной подписи.

    2.5. Контроль целостности распоряжения в электронном виде осуществляется банком посредством проверки неизменности реквизитов распоряжения.

    Контроль целостности распоряжения на бумажном носителе осуществляется банком посредством проверки отсутствия внесенных в распоряжение изменений (исправлений).

    2.6. Структурный контроль распоряжения в электронном виде осуществляется банком посредством проверки его реквизитов и максимального количества символов в них.

    Структурный контроль распоряжения на бумажном носителе осуществляется банком посредством проверки соответствия распоряжения установленной форме.

    При приеме к исполнению распоряжения на бумажном носителе с использованием технологий кодирования (цифрового, штрихового) банком проверяется расположение кодов в месте, свободном от указания реквизитов.

    2.7. Контроль значений реквизитов распоряжения осуществляется посредством проверки значений реквизитов распоряжения, их допустимости и соответствия в порядке, установленном банком, с учетом требований законодательства, договора.

    2.8. При поступлении распоряжения плательщика, требующего согласия третьего лица на распоряжение денежными средствами плательщика, банк плательщика осуществляет контроль наличия согласия третьего лица. Согласие третьего лица на распоряжение денежными средствами плательщика дается в электронном виде или на бумажном носителе способом, предусмотренным договором (в том числе посредством составления распоряжения, заявления третьего лица, подписания третьим лицом распоряжения плательщика), или в распоряжении плательщика в месте, свободном от указания реквизитов.

    3.1. При поступлении распоряжений участников платежной системы в рамках платежной системы платежный клиринговый центр осуществляет платежный клиринг посредством выполнения процедур приема к исполнению распоряжений участников платежной системы в соответствии с главой 2 настоящего Положения с учетом особенностей, предусмотренных настоящей главой, а также посредством выполнения иных процедур приема к исполнению распоряжений участников платежной системы в соответствии правилами платежной системы и договором.

    3.2. Контроль достаточности денежных средств на банковских счетах участников платежной системы осуществляется платежным клиринговым центром в порядке, установленном правилами платежной системы.

    3.3. Платежный клиринговый центр выполняет процедуру оптимизации (если она предусмотрена правилами платежной системы) в целях определения распоряжений участников платежной системы, для исполнения которых достаточно денежных средств на банковских счетах участников платежной системы. При недостаточности денежных средств на банковских счетах участников платежной системы процедура оптимизации осуществляется платежным клиринговым центром при условии отсутствия очереди не исполненных в срок распоряжений.

    3.4. При недостаточности денежных средств на банковских счетах участников платежной системы платежный клиринговый центр направляет участникам платежной системы запросы о переводе денежных средств на банковские счета участников платежной системы (если их направление предусмотрено правилами платежной системы). В случае если в течение времени, указанного в запросе о переводе денежных средств на банковские счета участников платежной системы или установленного правилами платежной системы, на банковские счета участников платежной системы не переводятся денежные средства, достаточные для исполнения распоряжений участников платежной системы, платежным клиринговым центром выполняются процедуры, предусмотренные правилами платежной системы, включая возврат (аннулирование) распоряжений участников платежной системы, использование денежных средств гарантийного фонда платежной системы.

    3.5. При достаточности денежных средств на банковских счетах участников платежной системы для исполнения распоряжений участников платежной системы (в том числе с учетом процедур, указанных в пунктах 3.3 и 3.4 настоящего Положения) платежный клиринговый центр в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3872; 2019, N 31, ст. 4423) в порядке, установленном правилами платежной системы, для каждого участника платежной системы определяет платежные клиринговые позиции.

    3.6. Платежная клиринговая позиция оформляется распоряжением платежного клирингового центра в электронном виде или на бумажном носителе. При определении платежной клиринговой позиции на нетто-основе в распоряжении платежного клирингового центра указывается сумма, подлежащая уплате (получению) участником платежной системы по итогам платежного клиринга.

    В случае если платежная клиринговая позиция определяется с учетом процедур, указанных в пункте 3.4 настоящего Положения, участник платежной системы извещается о результатах выполненных процедур, а также об использованных в соответствии с правилами платежной системы суммах денежных средств для определения платежной клиринговой позиции.

    3.7. После определения платежных клиринговых позиций платежный клиринговый центр направляет:

    расчетному центру — распоряжения с указанием платежных клиринговых позиций для осуществления списания и зачисления денежных средств по банковским счетам участников платежной системы в размере значений платежных клиринговых позиций в порядке и сроки, которые установлены правилами платежной системы. Размер платежной клиринговой позиции может подтверждаться участником платежной системы в случаях и порядке, которые установлены правилами платежной системы;

    участникам платежной системы — распоряжения с указанием платежных клиринговых позиций не позднее окончания дня их определения и реестры с указанием реквизитов распоряжений, по которым участники платежной системы и их клиенты являются плательщиками и получателями средств.

    3.8. Участники платежной системы выполняют в отношении реестров процедуры приема к исполнению распоряжений, за исключением процедур контроля достаточности денежных средств, контроля наличия согласия третьего лица и контроля наличия заранее данного акцепта плательщика или получения акцепта плательщика.

    4.1. Процедуры исполнения распоряжений включают в себя:

    исполнение распоряжений в порядке, установленном банками, посредством списания денежных средств с банковского счета плательщика, зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств, выдачи наличных денежных средств получателю средств либо учета информации об осуществленных переводах электронных денежных средств;

    частичное исполнение распоряжений;

    подтверждение исполнения распоряжений.

    Процедуры исполнения распоряжения, в котором указан код выплат, включают в себя контроль банком получателя средств распоряжения в порядке, установленном в приложении 16 к настоящему Положению.

    4.2. Банки могут дополнительно устанавливать, в том числе в договорах, иные процедуры исполнения распоряжений, включая порядок уточнения реквизитов распоряжений, возврата денежных средств, которые не могут быть зачислены (выданы) получателю средств, а также исполнения распоряжений, включенных в распоряжения на общую сумму, в том числе частичного исполнения распоряжений.

    В случае уточнения реквизитов распоряжения банк направляет запрос об уточнении реквизитов не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в банк распоряжения. Срок уточнения реквизитов распоряжения должен быть не более пяти рабочих дней, не считая дня его поступления в банк. В случае если реквизиты распоряжения не уточнены в течение пяти рабочих дней, в том числе не получен ответ на запрос об уточнении реквизитов, банк осуществляет возврат (аннулирование) распоряжения в соответствии с пунктом 2.14 настоящего Положения.

    4.3. Порядок выполнения процедур исполнения распоряжений, в том числе распоряжений на общую сумму, устанавливается кредитными организациями и доводится до клиентов, взыскателей средств, кредитных организаций в договорах, документах, разъясняющих порядок выполнения процедур исполнения распоряжений, а также путем размещения информации в местах обслуживания клиентов.

    4.4. В случае если иное не предусмотрено законодательством или договором, банк получателя средств устанавливает порядок зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств, при этом допускается зачисление денежных средств на банковский счет получателя средств по номеру банковского счета получателя средств либо по идентификатору, позволяющему однозначно установить номер банковского счета получателя средств, и по иной информации о получателе средств. Идентификатор, позволяющий однозначно установить номер банковского счета получателя средств, используется при согласии получателя средств. Указанное согласие дается в договоре, заключенном между получателем средств и обслуживающим его банком либо в виде отдельного сообщения или документа, составленных получателем средств в электронном виде или на бумажном носителе.

    В случае если иное не предусмотрено законодательством, при осуществлении перевода денежных средств в рамках расчетов платежными поручениями в качестве иной информации о получателе средств для зачисления денежных средств банком получателя средств на банковский счет получателя средств — юридического лица, не являющегося банком или территориальным органом Федерального казначейства, получателя средств — индивидуального предпринимателя должен использоваться его идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) или код иностранной организации (КИО).

    Абзац второй пункта 4.4 действует с 01.04.2022 (пункт 10.1 главы 10).

    4.5. Частичное исполнение распоряжений плательщиков, получателей средств, включая распоряжения, по которым дан частичный акцепт плательщика, взыскателей средств осуществляется банком в случаях, предусмотренных законодательством или договором, платежным ордером в электронном виде или на бумажном носителе.

    На основании договора между кредитными организациями частичное исполнение распоряжений плательщиков, получателей средств, включая распоряжения, по которым дан частичный акцепт плательщика, взыскателей средств осуществляется кредитной организацией платежным распоряжением в электронном виде или на бумажном носителе.

    Распоряжение, составляемое банком в целях частичного исполнения распоряжения получателя средств, по которому получен частичный акцепт плательщика, при недостаточности денежных средств на банковском счете плательщика помещается в очередь не исполненных в срок распоряжений.

    При ведении в электронном виде очереди не исполненных в срок распоряжений банк обеспечивает возможность предоставления следующей информации о частичном исполнении распоряжения:

    дата и номер распоряжения, на основании которого осуществлялось частичное исполнение;

    порядковый номер и сумма частичного исполнения;

    неисполненная сумма;

    сведения об уполномоченном лице банка, которым осуществлялось частичное исполнение.

    6.1. При расчетах по аккредитиву банк, действующий по распоряжению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указаниями (далее — банк-эмитент), обязуется осуществить перевод денежных средств получателю средств при условии представления документов, предусмотренных аккредитивом и подтверждающих выполнение его условий (далее соответственно — исполнение аккредитива, документы по аккредитиву), либо предоставляет полномочия на исполнение аккредитива другому банку (исполняющему банку). В качестве исполняющего банка выступает банк-эмитент, банк получателя средств или иной банк. Банк-эмитент вправе открыть аккредитив от своего имени и за свой счет. В этом случае банк-эмитент является плательщиком. Банк-эмитент может являться получателем средств.

    6.2. Настоящая глава не регулирует порядок исполнения аккредитива путем акцепта и оплаты переводного векселя.

    6.3. Аккредитив обособлен и независим от основного договора. Исполнение аккредитива осуществляется на основании представленных документов по аккредитиву.

    6.4. Передача аккредитива, изменений условий аккредитива, документов, заявлений, уведомлений, извещений по аккредитиву и обмен иной информацией по аккредитиву осуществляются на бумажном носителе и (или) в электронном виде с использованием средств связи, позволяющих достоверно установить отправителя, включая информационные системы, в том числе распределенные информационные системы. Особенности обмена информацией по аккредитиву с использованием информационных систем предусмотрены пунктом 6.31 настоящего Положения.

    6.5. При поступлении аккредитива, изменений условий аккредитива, документов, заявлений, уведомлений, извещений и иной информации по аккредитиву банком выполняются соответствующие процедуры приема к исполнению распоряжений, предусмотренные главой 2 настоящего Положения, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 6.31 настоящего Положения.

    6.6. Открытие аккредитива осуществляется банком-эмитентом на основании заявления плательщика об открытии аккредитива, составляемого в порядке, установленном банком. Согласие исполняющего банка на исполнение аккредитива не препятствует его исполнению банком-эмитентом.

    6.7. Реквизиты и форма (на бумажном носителе) аккредитива устанавливаются банком. В аккредитиве должна быть указана следующая обязательная информация:

    номер и дата аккредитива;

    сумма аккредитива;

    реквизиты плательщика;

    реквизиты банка-эмитента;

    реквизиты получателя средств;

    реквизиты исполняющего банка;

    вид аккредитива;

    срок действия аккредитива;

    способ исполнения аккредитива;

    перечень документов по аккредитиву и требования к ним;

    назначение платежа;

    срок представления документов по аккредитиву;

    необходимость подтверждения аккредитива (при наличии);

    порядок оплаты комиссионного вознаграждения банков.

    В аккредитиве может быть указана иная информация.

    6.8. При получении от банка-эмитента аккредитива с полномочием на исполнение аккредитива исполняющий банк в случае несогласия принять полномочия на исполнение аккредитива обязан известить об этом банк-эмитент не позднее трех рабочих дней начиная со дня поступления аккредитива.

    6.9. Исполняющий банк сообщает условия поступившего от банка-эмитента аккредитива получателю средств и направляет получателю средств информацию об адресе подразделения исполняющего банка, по которому должны быть представлены документы по аккредитиву. В случае если такая информация получателю средств не направлена, местом представления документов по аккредитиву исполняющему банку считается адрес его головного офиса. В соответствии с полномочиями, предоставленными банком-эмитентом, исполняющий банк может привлекать для сообщения условий аккредитива другой банк, в том числе банк получателя средств, который извещает исполняющий банк о дате сообщения условий аккредитива получателю средств. В случае своего несогласия или невозможности сообщить условия аккредитива получателю средств банк извещает об этом исполняющий банк не позднее трех рабочих дней начиная со дня поступления аккредитива от исполняющего банка.

    6.10. Перевод денежных средств в исполняющий банк в качестве покрытия по покрытому (депонированному) аккредитиву осуществляется платежным поручением банка-эмитента с указанием информации, позволяющей установить аккредитив, в том числе даты и номера аккредитива.

    Очередность погашения задолженности по потребительскому кредиту могут изменить

    7.1. Инкассовые поручения применяются при расчетах по инкассо в случаях, предусмотренных договором, и при расчетах по распоряжениям взыскателей средств.

    7.2. Инкассовые поручения составляются, предъявляются, принимаются к исполнению и исполняются в электронном виде, на бумажных носителях.

    7.3. Применение инкассовых поручений при расчетах по инкассо осуществляется при наличии у получателя средств права предъявлять распоряжение к банковскому счету плательщика, предусмотренного федеральными законами или договором, заключенным между плательщиком и банком плательщика. В случае если право получателя средств предъявлять распоряжение к банковскому счету плательщика предусмотрено федеральными законами, применение инкассовых поручений при расчетах по инкассо осуществляется при предоставлении плательщиком и (или) получателем средств в банк плательщика сведений о получателе средств, имеющем право предъявлять инкассовые поручения к банковскому счету плательщика, об обязательстве плательщика и основном договоре. В случае если право получателя средств предъявлять распоряжение к банковскому счету плательщика предусмотрено договором, заключенным между плательщиком и банком плательщика, применение инкассовых поручений при расчетах по инкассо осуществляется при предоставлении плательщиком в банк плательщика сведений о получателе средств, имеющем право предъявлять инкассовые поручения к банковскому счету плательщика, об обязательстве плательщика и основном договоре.

    7.4. В случае если получателем средств является банк плательщика, условие о списании денежных средств с банковского счета плательщика может быть предусмотрено договором банковского счета и (или) иным договором, заключенным между банком плательщика и плательщиком.

    7.5. В случае если получателем средств является банк плательщика, списание денежных средств с банковского счета клиента-плательщика может осуществляться банком плательщика в соответствии с договором банковского счета на основании составляемого им банковского ордера.

    7.6. В целях исполнения распоряжения взыскателя средств, не являющегося инкассовым поручением, предъявленного непосредственно в банк плательщика, указанный банк составляет инкассовое поручение.

    7.7. Инкассовое поручение взыскателя средств может быть предъявлено в банк плательщика через банк получателя средств.

    Инкассовое поручение, предъявляемое через банк получателя средств, действительно для представления в банк получателя средств в течение десяти календарных дней со дня, следующего за днем его составления.

    Банк получателя средств, принявший инкассовое поручение в целях взыскания денежных средств, обязан направить инкассовое поручение в банк плательщика не позднее рабочего дня, следующего за днем его приема.

    7.8. При расчетах инкассовыми поручениями могут применяться платежное распоряжение, распоряжение, для которого не установлены перечень реквизитов и форма.

    Очередность платежей в 2020 году указывает на порядок списания денежных средств со счета клиента в банке. Регламентируется на основании пункта 2 статьи 855 ГК РФ и Федерального закона № 345-ФЗ от 02.12.2013, внесшего изменения в ст. 855. Очередность платежа в платежном поручении в 2020 году обозначена кодом 21, то есть необходимый важный реквизит нужно проставить в 21 поле ПП.

    Согласно действующему законодательству, банк должен перечислить денежные средства, направляемые в бюджет, в течение следующего дня после оформления документа на оплату (п. 2 ст. 60 НК РФ). В том случае, если у плательщика обнаружена нехватка денег на счете, сумма будет списана в соответствии с регламентом, который устанавливает ст. 855 ГК РФ. Очередность платежей в банке в 2020 году определяется в зависимости от того, добровольную или принудительную транзакцию совершает плательщик.

    Представим очередность платежа в платежке в виде таблицы, с которой вы можете ознакомиться на нашем сайте. В настоящее время ОП для поступлений денежных средств в банк предусматривает пять групп.

    Очередность платежа в банк Предназначение
    1 Исполнительные документы на перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также алиментов.
    2 Взаиморасчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с сотрудниками, работающими (работавшими) по трудовому договору, по выплате авторам гонораров, являющихся результатом интеллектуальной деятельности.
    3 Очередность платежа 3 что значит? Реквизит для платежных документов на перечисление (выдачу) денег для расчетов по оплате вознаграждения за труд сотрудникам, оформленными по трудовому договору. Очередность налоговых платежей в 2020 году также определяется реквизитом 3 (для принудительных перечислений) — поручение налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в РФ, а также поручения на оплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
    4 Исполнительные документы, предназначенные для удовлетворения других денежных требований.
    5 Что значит очередность платежа 5 — для остальных перечислений в порядке календарной очереди.

    Таким образом, очередность платежа по заработной плате 2020 устанавливается как реквизит 3. Приоритет всегда имеют выплаты по алиментам (ОП-1). Если оплата налоговых сумм санкционируется самим плательщиком, то есть когда уплата производится добровольно, а не на основании уведомлений и распоряжений от налоговой инспекции, то очередность платежа (налоги 2020 года) будет определяться как группа 5.

    Очередность платежей в платежном поручении в 2020 году для ключевых транзакций в бюджет будет следующей:

    1. НДФЛ, который уплачивается в срок за определенный период, — пятый реквизит.
    2. Налог на добавленную стоимость, уплачиваемый клиентом самостоятельно, — 5. Взыскание НДС — группа 3 (Письмо Минфина РФ № 02-03-11/1603 от 20.01.2014).
    3. Ежемесячные выплаты сотрудникам за проделанную работу — 3 (как для бизнеса, так и для НКО и бюджетных учреждений). Зарплата по исполнительным листам относится ко 2 группе. Материальная помощь, выплачиваемая работодателем по собственной инициативе, отмечается в ПП реквизитом 5.
    4. Страховые взносы, перечисляемые в положенный срок за определенный период, — 5.
    5. Поступление в бюджет — госпошлина — очередность платежа 2020 года относится к 5 группе.
    6. Штраф, уплачиваемый добровольно, проводится по реквизиту 5. Штраф, взыскиваемый по исполнительным документам, — 4.
    7. Дивиденды — реквизит 5.

    Определим, как налогоплательщику правильно исполнять выплаты пени по требованиям от ИФНС. Несмотря на то, что уплата налоговых транзакций определяется ОП 3, пеня не входит ни в один указанный групповой раздел ОП. В данном случае исполнитель должен руководствоваться позицией Минфина РФ — при оплате пеней по налогам плательщик имеет право указывать ОП пятой группы.

    Для уплачиваемых организацией своевременно сумм в бюджет очередность платежа по налогам и страховым взносам пятая. Если же компания уклоняется от исполнения обязанностей налогоплательщика по уплате налогов и сборов в бюджет, то действует иной порядок. В частности, налоги текущего года и прошлых периодов, по которым образовалась задолженность, по решению налогового органа взыскивают со счета налогоплательщика в принудительном порядке. Происходит это путем направления решения о взыскании в обслуживающий банк. И в этом случае списание налогов и страховых взносов происходит в третью очередь.

    Очередность платежа в платежном поручении

    Положения пункта 2 статьи 855 ГК РФ применяются не только при заполнении платежных документов. При начале процедуры банкротства для формирования реестра требований кредиторов к должнику тоже используется последовательная очередь выплат в погашении задолженности. Банкротство состоит в неспособности удовлетворить все предъявленные денежные требования кредиторов. Для оценки, реализации имущества должника и удовлетворения требований кредиторов вводится внешнее управление. Назначенный судом арбитражный управляющий банкрота формирует реестр требований кредиторов в соответствии с порядком очереди, установленной п. 2 ст. 855 ГК РФ, и после реализации имущества должника выплачивает долги.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.