Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Муниципальный округ изменения в 131 ФЗ 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Федеральным законом от 22.12.2020 № 454-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности.
Так, согласно изменений в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступающими в силу с 01.01.2022, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов.
Кроме того, органы местного самоуправления муниципального района наделяются правом на создание муниципальной пожарной охраны.
Также Федеральным законом от 22.12.2020 № 454-ФЗ с 02.01.2021 изменены требования к муниципальным правовым актам по пожарной безопасности, издаваемым на период особого противопожарного режима.
У органов МСУ стало больше обязанностей по обеспечению пожарной безопасности
1. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
2. Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины и понятия:
сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; (в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)
городское поселение — город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; (в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)
поселение — городское или сельское поселение;
муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
муниципальный округ — несколько объединенных общей территорией населенных пунктов (за исключением случая, предусмотренного настоящим Федеральным законом), не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
городской округ — один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, при этом не менее двух третей населения такого муниципального образования проживает в городах и (или) иных городских населенных пунктах; (в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
городской округ с внутригородским делением — городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования; (в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ)
внутригородской район — внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Критерии для деления городских округов с внутригородским делением на внутригородские районы устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением; (в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ)
внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; (в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
муниципальное образование — городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения; (в ред. Федеральных законов от 27.05.2014 N 136-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
1. Граждане Российской Федерации (далее также — граждане) осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.
2. Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
3. Установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
4. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления.
Внесены изменения в закон об общих принципах организации местного самоуправления
1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления относятся:
определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации, устанавливаемых настоящим Федеральным законом;
правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации и в пределах полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления;
правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения;
правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
2. Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий федеральными органами государственной власти в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
3. В случае противоречия федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону применяются Конституция Российской Федерации и настоящий Федеральный закон.
1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся:
правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом;
правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;
правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
2. Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
3. В случае противоречия конституции (устава), закона, иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, регулирующих вопросы организации местного самоуправления и устанавливающих права, обязанности и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону и другим федеральным законам применяются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы.
1. По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
2. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
3. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
4. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
5. Если орган местного самоуправления полагает, что федеральный закон или иной нормативный правовой акт Российской Федерации либо закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не соответствует Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, вопрос о соответствии федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации разрешается соответствующим судом. До вступления в силу решения суда о признании федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации или отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, не допускается.
6. Муниципальные нормативные правовые акты городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов, муниципальных округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 7 настоящей статьи, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат экспертизе, проводимой органами местного самоуправления городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов, муниципальных округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 7 настоящей статьи, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 30.12.2015 N 447-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Принят
Государственной Думой
18 апреля 2019 года
Одобрен
Советом Федерации
22 апреля 2019 года
О внесении изменений в 131-ФЗ: муниципальные округа
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Указ Президента РФ от 25.11.2021 N 675
«О директоре Федеральной службы исполнения наказаний»
-
Указ Президента РФ от 25.11.2021 N 674
«О Калашникове А.П.»
-
Распоряжение Президента РФ от 24.11.2021 N 332-рп
«О внесении изменений в состав Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, утвержденный распоряжением Президента Российской Федерации от 5 ноября 2019 г. N 380-рп»
-
Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2021 N 3308-р
«О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 22.02.2019 N 265-р»
-
Распоряжение Правительства РФ от 23.11.2021 N 3302-р
«О внесении изменений в распределение субвенций на социальные выплаты безработным гражданам»
-
Распоряжение Правительства РФ от 23.11.2021 N 3301-р
«О внесении изменений в распределение субвенций на выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету города Байконур на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов»
Прокурор разъясняет — Прокуратура Ненецкого автономного округа
Суть 131 ФЗ об общих принципах местного самоуправления состоит в том, что органы власти на местах должны стать одним из обязательных условий для защиты прав рядовых россиян, предоставленных им Конституцией. При этом их структура предусматривает три вида территориальных местных или, как их часто называют муниципальных, образований (МО).
Организация местного самоуправления, в соответствии с ФЗ-131 от 06.10.2003 года, предполагает многоуровневую систему муниципальной власти, состоящую из:
- представительного органа. Его глава в обязательном порядке избирается напрямую населением МО;
- местной администрации, которая может состоять как из выборных работников, так и сотрудников по контракту;
- контрольно-счетного органа, наличие которого выступает обязательным условием работы МСУ;
- других подразделений, создание которых предполагается внутренним документами МО.
№131-ФЗ о самоуправлении определяет ключевые параметры работы местной власти, их полномочия, источники финансирования, принципы взаимодействия друг с другом, а также устанавливается гарантии государства по обеспечению их деятельности. Кроме того, Федеральным законом 131-ФЗ устанавливаются возможные способы, при помощи которых граждане имеют право выражать свою волю, начиная с выборов и референдумов и заканчивая сходами, собраниями и публичными слушаниями.
Важной и весьма характерной особенностью, которой обладает №131-ФЗ об общих принципах организации МСУ, выступает постоянное внесение в его текст корректировок и изменений. Последние из них на данный момент были внесены №83-ФЗ, принятым 18.04.2018 г.
Первая глава 131-ФЗ о принципах МСУ включает 9 статей. Она содержит общие положения Закона и устанавливает понятие и термины, которые используются далее по тексту.
Статья 1 первой главы 131-ФЗ традиционно является одной из самых коротких, так как содержит ссылки на Конституцию России, гарантирующую гражданам страны право на местное самоуправление в РФ.
В п.2 ст.1 дается определение понятия местного самоуправления в Российской Федерации, которое представляет собой форму реализации права народа на власть в пределах, установленных Конституцией.
В статье 2 даются определения наиболее важных терминов, которые содержит Закон 131-ФЗ, в частности:
- понятие основных муниципальных образований, включая сельское и городское поселение, муниципальный район, городской округ и внутригородскую территорию федерального значения;
- определение должностных лиц МСУ, которые делятся на выборные и подписавшие трудовой контракт;
- пояснения, касающиеся наиболее важных для нормативного документа понятий, например, правил благоустройства муниципальных территорий, правовых актов муниципального уровня, а также классификации вопросов, решаемых МСУ.
Статья 3 первой главы 131-ФЗ содержит констатацию наличия прав россиян на деятельность структур местного самоуправления, которые гарантированы Конституцией страны. Следующая статья ФЗ 131 включает правовые основы, которыми руководствуется местное самоуправление и государственная власть в рассматриваемых вопросах. Речь в данном случае, конечно же, снова идет о Конституции и данном Федеральном законе.
Ст. ФЗ 131 под номерами 5 и 6 состоят из описания полномочий, соответственно, федеральной и региональной госвласти в сфере МСУ. Вполне естественным является то, что приоритет в этом случае отдается Конституции и нормативным актам федерального уровня, одним из которых выступает Закон 131 ФЗ о местном самоуправлении.
Статья 7 131-ФЗ устанавливает понятие муниципального правового акта, который представляет собой нормативный документ, принятый местным самоуправлением муниципальных образований и обязательный для исполнения на этом уровне. Статья 8 131-ФЗ предоставляет возможность создавать совет МО на региональном уровне и общероссийское объединение МО. Кроме того, предусматриваются полномочия местного самоуправления, позволяющие ему создавать межмуниципальные организации, целью которых выступает объединение имеющихся у отдельных МО материальных, финансовых и людских ресурсов. В ст. 9 Закона 131-ФЗ МСУ разрешается вводить официальные символы МО.
Одна из самых коротких глав, которые включает в себя Федеральный закон 131-ФЗ об общих принципах МСУ. Она содержит три статьи – с 19 по 21. В первой из них констатируется, что права органов местного самоуправления, устанавливаемые рассматриваемым правовым актом или другими документами федерального и регионального уровня, относятся к отдельным государственным полномочиям.
При этом в законе 131-ФЗ обязательно указывается не только название органа МСУ, которому делегируются полномочия, но и срок их предоставления, точный перечень, а также источники финансирования, необходимого для исполнения. Кроме того, должны быть прописаны способы контроля со стороны федеральных или государственных органов власти и условиях прекращения подобного взаимодействия.
Статья 131-ФЗ под номером 20 описывает процедуру осуществления органами МСУ государственных полномочий, которые были им делегированы нормативным документов федерального или регионального уровня. В следующей статье, под номером 21, устанавливается необходимость и порядок ведения государственного контроля над исполнением государственных полномочий, делегированных на уровень МО.
Важным параметром, в значительной степени определяющим, насколько эффективно работает система местного самоуправления, выступают формы его осуществления. Именно их подробному описанию отведена глава 5 рассматриваемого Федерального закона 131-ФЗ. При этом каждой в нормативном акте разновидности отводится отдельная статья.
№131-ФЗ предусматривает следующие формы местного самоуправления, которые могут применяться в практической деятельности;
- местный референдум (ст. 22). Используется для решения вопросов, отнесенных федеральным законодательством к местным. К числу характерных особенностей относятся: осуществление на всей территории МО, обязательное условие в виде сбора подписей (максимальное значение для принятия решения о проведении – не более 5% от общего количества граждан), извещение населения, как минимум, за месяц до мероприятия. Принятое на референдуме решение подлежит безусловному исполнению органами МСУ;
- муниципальные выборы (ст. 23). Целью осуществления выступает избрание членов в выборные субъекты местного самоуправления. Главные условия проведения – тайное и всеобщее голосование;
- голосование по отзыву выборных представителей или изменению границ МО (ст. 24). Несмотря на достаточно большой объем текста, является слабо проработанным вопросом, поэтому в статью постоянно вносятся корректировки. Целью этой формы осуществления МСУ выступает возможность отзыва ранее избранного депутата или члена муниципальных органов, а также изменение границ территориального образования;
- сход граждан (ст. 25 и 25.1.)Статья определяет права местного самоуправления, которыми обладает сход граждан как представительный орган МО. Этот вариант МСУ справедливо считается традиционным, однако, в современных условиях применяется на практике достаточно редко;
- правотворческая инициатива (ст. 26). Решения местного самоуправления, принятые в виде правотворческой инициативы, носят исключительно рекомендательный характер. Важно отличать эту форму МСУ от обращений граждан, например, петиций;
- территориальное общественное МСУ (ст. 27) и его разновидность — староста (ст. 27.1), существующая для сельского поселения. Форма самоорганизации граждан, объединенных по территориальному принципу. Создается в рамках муниципального образования или отдельных его частей. Может быть выражено в виде собраний или назначении старосты, что предусмотрено положениями ФЗ-131 про сельские поселения;
- публичные слушания и общественные обсуждения (ст.28). Одно из важных нововведений, отличающих №131-ФЗ от действовавшего ранее №154-ФЗ. Публичные слушания представляют собой обсуждения различных проектов развития МО или принимаемых их органами управления правовых документов. Инициатива проведения исходит от глав МО, однако, некоторые проекты и акты местного самоуправления выносятся на публичные слушания в обязательном порядке;
- собрание граждан (ст. 29). Эта статья в свете последних нововведений в отечественном законодательстве вызывает различные толкования и множество вопросов. Это несколько удивительно, так как формулировки, изложенные в №131-ФЗ, трудно назвать неоднозначными. Они четко устанавливают право граждан на проведение собраний, что является продолжением положений Конституции;
- конференция граждан или собрание делегатов (ст.30). Редко применяемая форма МСУ, фактически являющаяся альтернативой более простому и понятному собранию;
- опрос граждан (ст. 31). Главной целью проведения опроса выступает получение мнения граждан, проживающих на территории МО, по вопросам, отнесенным к ведению местных органов власти. Результаты мероприятия носят характер рекомендации;
- обращение граждан в органы МСУ (ст. 32). Делятся на письменные, которые на практике используются намного чаще, и устные, а также на коллективные и индивидуальные;
- другие формы (ст.33). №131-ФЗ разрешает участие граждан в любых других формах МСУ, если они не противоречат действующему в России законодательству.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ
Еще одним ключевым отличием рассматриваемого №131-ФЗ от его предшественника выступает детальная проработка экономической базы деятельности органов МСУ. В принятом в 1995 году и действовавшем ранее №154-ФЗ экономические вопросы практически не затрагивались, так как предполагалось, что они будут регламентированы другими федеральными законодательными актами.
Актуальный на сегодня Закон об организации местного самоуправления №131-ФЗ в ст. 49 предельно широко трактует понятие экономической основы МСУ, включая в него не только муниципальную собственность, но и имущество(ст. 50 131-ФЗ), принадлежащее МО, финансовые ресурсы бюджета (ст. 52, 53 и 55 131-ФЗ), заработанные или полученные в виде муниципальных налогов и сборов, а также различные имущественные права МО (ст. 51 131-ФЗ). Каждому из перечисленных понятий дается подробное описание в соответствующей статье или даже нескольких.
В отдельные статьи 131-ФЗ выделены правила и порядок осуществления закупок, товары и услуги от которых направляются на удовлетворение различных муниципальных потребностей (ст. 54 131-ФЗ), а также допустимый механизм муниципальных заимствований (ст.64 131-ФЗ).
Также несколько статей посвящены таким важным вопросам, как выделение и правила расходования субсидий и трансфертов, направляемых с различными целями из региональных бюджетов (ст. 63 131-ФЗ) и межбюджетных фондов (ст. 65 131-ФЗ). Большое внимание уделено принципам выравнивания уровня бюджетной обеспеченности различных видов муниципальных образований.
Важность главы 8 131-ФЗ подчеркивается еще и тем, что она достаточно часто редактировалась, что объясняется стремлением законодателей максимально приблизить нормативный акт к реальной практике. В результате, некоторые статьи, например, ст.57-59 и 62 131-ФЗ, попросту утратили силу и исключены из актуальной редакции документа.
Глава 9 131-ФЗ, в отличие от предыдущей, является короткой по объему содержимого и включает всего четыре статьи. В каждой из них определяются правила создания и функционирования различных органов межмуниципального сотрудничества, к которым относятся:
- советы МО регионов РФ (ст. 66 131-ФЗ). Создаются на территории каждого субъекта РФ. Их деятельность регламентируется №7-ФЗ, вступившим в силу 12.01.1996 года, который устанавливает правила работы для НКО в виде ассоциаций;
- общероссийское объединение МО (ст. 67 131-ФЗ). Орган межмуниципального сотрудничества, который может быть создан региональными советами МО. Для получения полноправного статуса требуется вхождение в число членов, как минимум, двух третей советов, созданных субъектами РФ;
- межмуниципальные организации (ст.68 131-ФЗ). Создаются представительными органами МО для координации деятельности и осуществления совместных проектов. Одним из них может быть издание печатного СМИ;
- НКО МО (ст.69 131-ФЗ). Право создания различных видов НКО предоставляется представительным органам МО и их объединениям. При этом деятельность подобных некоммерческих организаций регламентируется действующим в отношении них федеральным законодательством.
В течение нескольких последних месяцев в частных разговорах в Кремле с представителями регионов обсуждается более радикальный способ создания связки между двумя уровнями власти. Он предполагает преобразование столиц субъектов РФ в государственные структуры с особым статусом. Если реформа пойдёт по этому пути, то глав административных центров будет назначать губернатор.
Муниципальное самоуправление при реализации этого сценария спустят на уровень городских районов: избирателям предложат формировать райдумы, депутаты которых, в свою очередь, будут избирать районных глав.
Схожая многоступенчатая система действовала в 90-е в отдельных городах национальных республик РФ. Сегодня она реализована в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Но есть большая разница – руководители городов федерального значения избираются на всенародных выборах.
Источники «Октагона» не ждут радикального изменения системы избрания глав муниципальных образований. Действующий закон № 131-ФЗ предусматривает четыре схемы выборов: на сходе граждан, на прямых выборах, муниципальной думой из числа депутатов, муниципальной думой из числа внесённых конкурсной комиссией кандидатов.
Наибольшее распространение получила последняя схема, которую неофициально принято называть советской.
В связи с тем, что половина состава конкурсной комиссии формируется губернатором, она позволяет региональной власти держать процедуру выборов мэров под полным контролем.
Действующее законодательство также даёт губернаторам право выступить с инициативой об отставке главы любого муниципалитета в связи с утратой доверия.
– Нет никакого смысла идти на обострение отношений с Советом Европы и с элитами на местах, отменяя норму о выборности мэров. Действующее положение вещей вполне устраивает всех. Единственное, что, возможно, может появиться в законе, – это упоминание о «советской» схеме как о более предпочтительной по сравнению со всеми другими, – пояснил «Октагону» представитель федерального парламента.
Решение Совета депутатов от 17.08.2021 № 48-136
Громче всего реформа системы управления прошла в Московской области: там укрупнять муниципалитеты начали в 2014 году. По официальным данным, за пять лет в области вместо 378 муниципальных образований появилось 64 городских округа с единой администрацией, главой и советом депутатов. Несогласие с созданием городских округов в Подмосковье привело к формированию масштабного протестного движения. Активисты, среди которых бывшие муниципальные депутаты, обращались в Госдуму, Совет федерации, к президенту и в суды всех инстанций с просьбой остановить преобразование. Чаще всего в связи с этим вспоминают Одинцовский городской округ, против создания и вхождения в который выступала Барвиха и другие поселения, жители которых собрали несколько тысяч подписей. Депутаты Барвихи боялись, что доходы сельского поселения (850 млн руб. в год) «растворятся» в общем котле городского округа. Жители также опасались повышения тарифов ЖКХ, отмены государственных доплат сельским учителям и врачам, изменения градостроительных правил (в селах строить высотные здания нельзя) и потери льгот. Несмотря на протесты и нарушения, о которых заявляли муниципальные депутаты, Одинцовский городской округ был создан: Мосгордума приняла такое решение в январе 2019 года, одобрив проект закона сразу в трех чтениях.
Протестные движения это не остановило. Богатые территории, насильно объединенные с другими и потерявшие местное самоуправление, попытались обжаловать решения о слиянии через суд. Например, бывший депутат сельского поселения Борисовское Владимир Головко дошел до Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ): 20 апреля 2019 года он направил жалобу в ЕСПЧ на незаконное, по его мнению, прекращение статуса муниципального образования поселения Борисовское при преобразовании Можайского района в городской округ. По закону о местном самоуправлении преобразование возможно с согласия всех сельских и городских поселений, входящих в создаваемый округ, но при создании Можайского округа в Борисовском не были проведены публичные слушания, подчеркнул заявитель. Господин Головко обвинил Россию в нарушении ст. 10 и ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Ранее Мособлсуд признал упразднение Борисовского законным, Верховный суд РФ отказался удовлетворить апелляцию на это решение. Решение ЕСПЧ по этому делу пока не опубликовано.
В плане масштаба реформирования, первопроходцем в укрупнении муниципалитетов стало именно Подмосковье, рассказал собеседник “Ъ”, близкий к администрации президента. Он сообщил, что основная цель укрупнений — оптимизация аппарата и централизация власти.
Очевидный плюс этого, по мнению источника “Ъ”,— быстрое решение застарелых вопросов, касающихся обновления инфраструктуры: «В Московской области это было почти везде. Условно, вопросы с проведением газа они постоянно друг на друга перекидывали. Естественно, благодаря тому, что были упразднены муниципальные образования второго порядка, увеличилась централизация власти и проводимость решений, и перекосы стали четко регламентироваться».
Также быстро можно будет «провести» и непопулярные у населения, но одобренные властью решения, сказал “Ъ” другой знакомый с ситуацией источник: «Например, если речь идет о размещении мусорных объектов на объединенных территориях, противники размещения полигона в небольшом поселке могут столкнуться с жителями другого района, которые будут против размещения полигона у себя. В слушаниях будет участвовать весь округ, при этом добираться из одной части в другую может быть проблематично. В качестве примера могу привести Рузский район с нашумевшей историей со строительством перерабатывающего завода в Щелканово, Сычево. Слушания были проведены в Рузе тайным голосованием, там участвовало около 1 тыс. человек: 525 проголосовало за, 500 против, и так они формально провели слушания за разрешение. Но голосовали представители всего округа, а не поселения». Также реформа, по мнению источника, может привести «к снижению внимания к отдаленным и небольшим пунктам из-за низкой численности избирателей». «Укрупнение — основная реформа МСУ, обсуждаемая властью, и есть желание довести ее до конца»,— заключил собеседник.
С целью доступности информации, закрепленной конкретным законодательным актом, всем гражданам, в нормативном правовом документе дается разъяснение употребленной терминологии:
- муниципальный район – группа заселенных территорий (область), а также земли между ними, расположенные в близлежащей местности, в территориальных границах которых органы власти уполномочены решать проблемы локального характера (в отношении указанных территорий), а также выполнять государственные распоряжения, делегированные на законодательном уровне РФ;
- городской округ – населенный пункт, не имеющий отношение к территории муниципального района, власть которого уполномочена осуществлять решение вопросов, возникающих на уровне муниципалитета (перечень полномочий закрепляется действующими нормативными правовыми актами России), а также исполнять полномочия, переданные федеральными органами власти;
- городское поселение включает городскую или поселковую местность, на территории которой локальным управлением занимается непосредственно население (ОМС при избирательном методе);
- должностное лицо органов местной власти – гражданин, занимающий должность на основании подписанного трудового соглашения или назначенный в результате выборов, наделенный полномочиями распорядительного и исполнительного характера, направленными на урегулирование вопросов локального значения, а также организацию деятельности органов местной власти;
- член выборного ОМС – гражданин, занимающий должность в органах местной власти, организованных на местных выборах (кроме представительских органов муниципальных образований).
Федеральный закон №131 – нормативный правовой акт специального действия. Он направлен на регулирование основных вопросов организации и деятельности власти на местах. Структура представленного законодательного акта представлена 12-ю главами, объединяющими нормы единой направленности, и 86-ю статьями.
Статья Наименование главы Статьи 1-9 Общие положения (объединяют терминологию, сферу действия НПА, порядок принятия гражданами участия в управлении государством и др.) Статьи 10-13 Принцип организации МС (Образование, корректировка, изменение территориальных границ населенных пунктов, их упразднение и создание) Статьи 14-18 Вопросы местного значения (перечень сфер, отнесенных к сфере управления органов самоуправления в соответствии с классификацией муниципальных субъектов) Статьи 19-21 Передача ОМС государственных полномочий (порядок делегирования федеральной властью своих полномочий субъектам муниципалитета, а также способы из реализации ОМС) Статьи 22-33 Формы участия населения в органах самоуправления (участие в референдумах, организация общественных сборов, съезд делегатов и др.) Статьи 34-42 Органы местной власти и должностные лица (Порядок формирования администрации других ОМС, выборов или назначения ее главы) Статьи 43-48 Правовые акты муниципалитета (нормативная документация, регулирующая деятельность органов самоуправления, акты локального характера и др.). Статьи 49-65 Экономическая основа (Порядок финансирования местной власти, собственность муниципалитета, расходы, закупки на обеспечение нужд местной власти) Статьи 66-69 Сотрудничество между муниципалитетами (Организации местных властей, собрание ОМС на уровне Федерации, ее субъектов и пр.) Статьи 70-78 Способы надзора и контроля за ОМС (отставка должностных лиц, главы администрации, ответственность указанных граждан) Статьи 79-82 Организационные вопросы (деятельность и организация местной власти в административно-территориальных единицах Российской Федерации) Статьи 83-86 Переходные положения (вступление нормативного правового акта в силу, ответственность за его исполнение и пр). Представленный нормативный правовой акт (ФЗ №131) регламентирует основные вопросы организации и деятельности органов местной власти на всех государственных уровнях. Каждая глава закона направлена на регуляцию отдельных сфер существования органов самоуправления.
Как акт муниципального права, 131 ФЗ закрепляет:
- Общественные правовые отношения, возникающие в аспекте функциональной деятельности местной власти;
- Организацию локального управления во всех административно-территориальных единицах;
- Порядок делегирования государственных полномочий высшим федеративным правлением;
- Демократические принципы на уровне местного самоуправления;
- Способы формирования местного правления, структуризацию последних в единую систему;
- Порядок нормотворческой деятельности органов самоуправления.
Отдельное внимание законодатель отдал регулированию финансовой стороны, обеспечивающей существование и эффективность деятельности власти на местах. Глава 8 имеет отличительный характер, поскольку ее нормы в большей части не отнесены к муниципальному праву и имеют в основе экономическую составляющую.
Указанная глава вместила положения о:
- Формировании бюджетов в каждой административно-территориальной единице;
- Способы их наполнения, основные статьи расходов;
- Возможность распоряжения ОМС собственными финансами;
- Материальное обеспечение органов и должностных лиц, необходимое для надлежащего функционирования
- Упразднение норм социальной направленности. До текущего года Федеральный закон №131 включал в себя положения, регулирующие вопросы оказания ОС помощи уязвимым категориям населения. Также о порядке функционирования органов опеки и попечительства. Представленные изменения подвержены многочисленной критике со стороны правоведов, поскольку сфера, которую регулируют изъятые нормы, наиболее приближена к властям на местах.
- Законодатель принял решение о снятии с органов местного самоуправления полномочий по управлению вопросами занятости трудоспособного населения административно-территориальных единиц, а также участию в разрешении споров, возникающих вследствие трудовых правоотношений местного населения.
- Последний Федеральный закон № 131 больше не содержит положения, регламентирующие участие местной власти в предоставлении помощи на оплату коммунальных услуг.
Федеральный закон №131-ФЗ о местном самоуправлении
Участие народа в управлении государством осуществляется через органы местной власти. Порядок деятельности указанных структур строго определен на законодательном уровне – ФЗ №131. В силу изменения курса политики государства, возникновения новых потребностей граждан, преобразования муниципальных районов, возникает потребность в корректировке положений, закрепленных Федеральным Законом «Об основных принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003.
Основы муниципальной власти в городах и поселениях регулируются и закрепляются следующими документальными актами:
- Международное право.
- Конституция РФ.
- ФКЗ (Федеральные конституционные законы).
- ФЗ.
- Постановления правительства и указы Президента.
- Постановления органов местного самоуправления, муниципалитетов.
Особое значение в данной ситуации имеет принцип территориальности. Он означает, что управленческие структуры могут быть в сельских поселениях, городах, районах и т.д.
Нужно учесть, когда меняется территориальное деление, положения вышеуказанного закона не применяются. Все вопросы разграничения компетенций рассматриваются в соответствие с законодательной базой регионального назначения.
В муниципалитетах в соответствие с нормами законодательства все основные вопросы имеют право разрешать:
- Представительный орган.
- Администрация.
- Контрольный орган.
- Глава органа местного самоуправления и муниципального образования в целом.
Это официальный список элементов, входящих в структуру. В каждом конкретном муниципальном образовании такие органы могут иметь свое название и свои особенности.
Закон ФЗ-131 в действующей редакции содержит 12 глав и 86 статей с комментариями. Нормативно-правовой акт регулирует деятельность местных администраций субъектов РФ.
Имеет 9 статей и дает определение понятию «местное самоуправление», а также иным терминам, применяемым в данном законодательном документе. Данная глава обозначает полномочия местной администрации и принципы совместной работы с муниципальными организациями. Имеет 4 статьи. В данной главе содержатся организационные принципы местного самоуправления РФ: - территориальное разделение;
- изменение и разграничение территорий;
- преобразование муниципалитета.
Действующим федеральным законом о местном самоуправлении 131-ФЗ закреплён целый список полномочий, которыми обладают муниципалитеты:
- Принятие и проведение различных программ, направленных на улучшение качества жизни в собственном округе.
- Принятие собственного устава и конституции, а также реализация их положений.
- Создание и финансирование различных финансовых организаций.
- Утверждение тарифов на услуги, которые оказывают муниципальные предприятия.
- Работа на выборах.
Местное самоуправление без мэров и муниципалитетов
- Новая муниципальная реформа: изменение подходов к правовому регулированию компетенции местного самоуправления 2014 / Бялкина Татьяна Михайловна
- ПОНЯТИЕ ФУНКЦИИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ: МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ 2019 / Рожков Дмитрий Русланович
- Развитие городских агломераций как одно из направлений стратегии пространственного развития России 2019 / Мусинова Н.Н.
- К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 2020 / Вичева А. А.
- Исследование тенденций развития местного самоуправления в современной России 2017 / Колодина Елена Алексеевна
Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. — 2020. — Т. 6 (72). № 2. — С. 86-91.
УДК 342.25
ВОТ: 10.37279/2413-1733-2020-6-2-86-91
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ — НОВЫЙ ВИД МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Сибилева А. Ю.
Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского
В статье рассматриваются изменения, внесённые в Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Федеральным законом № 87-ФЗ от 01.05.2020 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В работе анализируется целесообразность проведения реформы территориальной организации местного самоуправления на современном этапе, в частности, введение такого нового вида муниципального образования как муниципальный округ, рассматриваются предпосылки укрупнения муниципалитетов. В результате проведенного анализа аргументов, используемых инициаторами проводимой реформы, предпринята попытка сформулировать преимущества нового подхода к организации местного самоуправления, обозначить основные проблемы организации территорий муниципальных образований, возникающие на современном этапе, а также предложить пути их решения.
Ключевые слова: муниципальный округ, городской округ, законопроект, реформа, органы местного самоуправления.
В соответствии со статьей 3 Европейской Хартии местного самоуправления 1985 года под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения [1]. Местное самоуправление представляет собой не просто форму самоорганизации населения для решения вопросов местного значения, но прежде всего является, одним из основных элементов демократического общества, так как именно эффективная местная власть способствует формированию такого общества. В Конституции Российской Федерации местное самоуправление является одной из основ конституционного строя, что определяет его значимость.
В настоящее время состояние местного самоуправления по ряду причин не соответствует тем требованиям, которые предъявляются к нему в современных реалиях, что предопределило активную динамику законодательных изменений, влекущих реформирование местного самоуправления. Так, после принятия Федерального Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный Закон № 131-ФЗ) в него было внесено более 200 изменений и дополнений, для чего было принято более 30-ти Федеральных законов. Данные изменения затрагивали различные институты:
86
создание муниципальных образований, их преобразование, порядок решения населением вопросов местного значения, вопросы финансовой поддержки, вопросы, касающиеся имущества, обеспечения безопасности. Одним из последних изменений было введение новых видов муниципальных образований, таких как: внутригородской район и городской округ с внутригородским делением[2].
Новым этапом в реформировании местного самоуправления стало принятие 01.05.2019 г. Федерального закона № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный Закон №87-ФЗ»), который вводит новый вид муниципального образования — муниципальный округ[3].
Изначально законопроект был разработан с целью совершенствования принципов территориальной организации местного самоуправления и внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации депутатами Государственной Думы Кидяевым В. Б., Сапко И. В. и другими, а также членами Совета Федерации Мельниченко О. В., Шевченко А. А., Тимченко В. С., Салпагаро-вым А. А.
В соответствии с текстом Федерального Закона №87-ФЗ под муниципальным округом понимается несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации[3].
- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.06.2021 N 79 (ред. от 23.11.2021)
- Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования
- Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по капоэйра на 2021 год. Номер-код вида спорта: 1230001411Я
- Приказ Минцифры России от 04.02.2021 N 55 (ред. от 18.11.2021)
- Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по спортивному туризму на 2021 год. Номер-код вида спорта: 0840005411Я
- Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по сквошу на 2021 год. Номер-код вида спорта: 1390002511Я
- Приказ Росрыболовства от 03.12.2020 N 648 (ред. от 18.11.2021)
- Приказ Росрыболовства от 01.12.2020 N 644 (ред. от 18.11.2021)
- Приказ Минсельхоза России от 06.06.2019 N 314 (ред. от 18.11.2021)
- Письмо Россельхознадзора от 11.11.2021 N ФС-КС-7/32254 (ред. от 17.11.2021)
Слово район сохранено в названии муниципальных образований Ямало-Ненецкого автономного округа, а также Удмуртии, наделённых статусом муниципального округа, ранее являвшихся муниципальными районами.
С учётом всех преобразований, осуществлённых в том числе в 2021 году, общее количество муниципальных округов в регионах.
- Алтайский край — 1
- Амурская область — 6
- Архангельская область — 5
- Брянская область — 2
- Забайкальский край — 2
- Калининградская область — 12[18]
- Камчатский край — 1
- Кемеровская область — 16
- Кировская область — 14
- Костромская область — 4
- Красноярский край — 3
- Курганская область — 9
- Мурманская область — 7
- Нижегородская область — 11
- Новгородская область — 4
- Орловская область — 1
- Пермский край — 19
- Приморский край — 8
- Ставропольский край — 16
- Тверская область — 13
- Удмуртия — 25
- Чувашия — 2
- Ямало-Ненецкий автономный округ — 6
Суммарно: 176 (без Калининградской области), 187 (с Калилинградской областью).
Как брекзит: власти края обсудили, чем опасна и выгодна ликвидация сельсоветов
03.07.2018 принят Федеральный закон № 189-ФЗ «О внесении изменения в статью 68 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 189-ФЗ), вступивший в силу с 14.07.2018. Федеральным законом N 189-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
(далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), а именно, в части 1 статьи 68 слово «закрытых» заменено словом «непубличных».
Критерии для деления городских округов с внутригородским делением на внутригородские районы устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением;внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;муниципальное образование — городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения; межселенная территория — территория муниципального района, находящаяся вне границ поселений;вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения
С другой стороны, закон подразумевает добровольное объединение всех входящих в муниципальный район поселений и преобразования его в муниципальный округ: этот закон будет применяться лишь там, где это действительно необходимо.
Один из авторов закона депутат Андрей Марков так прокомментировал его принятие: — Сегодня мы говорим о законодательной реализации идеи, которая обсуждалась не один год – в том числе и на парламентских слушаниях в Государственной Думе, на экспертном совете фракции «Единая Россия», на дискуссионных площадках. При этом обсуждение часто выходило за рамки вопроса собственно муниципального округа, приобретая политический оттенок.
Если же убрать политические акценты, а вернуться к основаниям, которые сделали возможной эту законодательную инициативу, то мы увидим ее абсолютно объективный характер.
Мы увидим, что процесс укрупнения поселений происходит повсеместно – к этому есть и экономические причины, и демографические, и административные.
Изменение границ муниципальных образований, не влекущее отнесения территорий населенных пунктов к территориям других муниципальных образований, осуществляется с согласия населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных образований.
В случае, если изменение границ поселений или внутригородских районов влечет изменение границ муниципальных районов или городских округов с внутригородским делением, такое изменение границ осуществляется также с учетом мнения населения соответствующих муниципальных районов и городских округов с внутригородским делением, выраженного представительными органами муниципальных районов и городских округов с внутригородским делением.».
Действующая редакция Закона о местном самоуправлении в РФ 131-ФЗ состоит из 12 глав и 86 статей. Каждая глава раскрывает определенную тему, касающуюся местного самоуправления в РФ:
- Глава 1 «Общие положения», включает в себя статьи с 1 по 9. В главе раскрывается термин «местное самоуправление», другие понятия и термины, использующихся в законе. Помимо этого, в главе закреплены полномочия органов местного самоуправления, принципы сотрудничества между органами самоуправления различных муниципальных образований, правовая основа местного самоуправления, правовой статус нормативных актов, создаваемых органами местного самоуправления и информация касающаяся официальной символики муниципальных образований, а также право граждан РФ на осуществления самоуправления на местах.
- Глава 2 «Принципы территориальной организации местного самоуправления», включает в себя статьи с 10 по 13, учитывая статьи 13.1 и 13.2. Глава содержит основные принципы, по которым происходит организация местного самоуправления: границы территорий, территории и их изменение, преобразование муниципальных образований. Еще в главе закреплены принципы упразднения поселений и создания на межселенных территориях новых муниципальных образований.
- Глава 3 «Вопросы местного значения», включает в себя статьи с 14 по 18, учитывая статьи 14.1, 15.1, 16.1, 16.2, 17.1, 18.1. Глава содержит информацию, касающуюся компетенции органов самоуправления на определенной территориальной единице: село, муниципальный район, округ города, район внутри города. В главу включены правила муниципального контроля, принципы правового регулирования полномочий органов местного самоуправления, анализ и оценка их деятельности с точки зрения эффективности.
- Глава 4 «Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями», включает в себя статьи с 19 по 21. В главе указан порядок наделения государственными полномочиями, их реализации и контроля за исполнением таких полномочий, проводящегося государством.
- Глава 5 «Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления», включает в себя статьи с 22 по 33, учитывая статью 25.1. В главе определены принципы осуществления референдума на местах, муниципальных выборов, проведения голосования, для отзыва должностных лиц местного самоуправления, избранных депутатов, изменения границ и преобразования муниципального образования. Закреплены правила по сходу граждан, осуществления ими правотворческой инициативы, организации публичных слушаний, конференций и собраний граждан, их опроса, взаимодействия с органами местного самоуправления и других форм участия населения.
- Глава 6 «Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления», включает в себя статьи с 34 по 42. Глава содержит основные принципы деятельности и компетенции различных органов местного самоуправления (фракции, местная администрация и т.д.) и должностных лиц местного самоуправления.
- Глава 7 «Муниципальные правовые акты», включает в себя статьи с 43 по 48, учитывая статью 43.1. Глава содержит информацию о систематизации муниципальных правовых актов, регистрации данных актов в реестре, о подготовке, вступлении и отмене муниципальных правовых актов.
- Глава 8 «Экономическая основа местного самоуправления», включает в себя статьи с 49 по 65, учитывая статью 63.1. Статьи 57-59, 62 утратили силу. Данная глава содержит информацию относительно муниципального имущества, местных бюджетов, закупок для муниципальных нужд, выравнивания бюджетной обеспеченности, предоставления финансовой помощи.
- Глава 9 «Межмуниципальное сотрудничество», включает в себя статьи с 66 по 69. Глава содержит информацию о различных формах межмуниципального сотрудничества и осуществляющих его, организациях.
- Глава 10 «Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью», включает в себя статьи с 70 по 78, учитывая статью 74.1. Главой закреплена ответственность органов местного самоуправления перед государством, населением и организациями, правила удаления главы муниципального образования в отставку, основные принципы контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления.
- Глава 11 «Особенности организации местного самоуправления», включает в себя статьи с 79 по 82, учитывая статьи 82.1, 82.2, 82.3. В главе описаны нюансы организации местного самоуправления на разных территориях: города, наукгородки, приграничные территории и так далее.
- Глава 12 «Переходные положения», включает в себя статьи с 83 по 86. В главе содержится информация относительно вступления закона в силу, принципы деятельности самоуправления в период замены регулятивных актов, обеспечение реализации данного закона и утративших силу нормативных актах.
Принят
Государственной Думой
16 сентября 2003 годаОдобрен
Советом Федерации
24 сентября 2003 года(в ред. Федеральных законов от 19.06.2004 N 53-ФЗ,
от 12.08.2004 N 99-ФЗ, от 28.12.2004 N 183-ФЗ,
от 28.12.2004 N 186-ФЗ, от 29.12.2004 N 191-ФЗ,
от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 30.12.2004 N 211-ФЗ (ред. 26.12.2005),
от 18.04.2005 N 34-ФЗ, от 29.06.2005 N 69-ФЗ,
от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 21.07.2005 N 97-ФЗ,
от 12.10.2005 N 129-ФЗ, от 27.12.2005 N 198-ФЗ,
от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 31.12.2005 N 206-ФЗ,
от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 15.02.2006 N 24-ФЗ,
от 03.06.2006 N 73-ФЗ, от 18.07.2006 N 120-ФЗ,
от 25.07.2006 N 128-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ,
от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 01.12.2006 N 198-ФЗ,
от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ,
от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 26.04.2007 N 63-ФЗ,
от 10.05.2007 N 69-ФЗ, от 15.06.2007 N 100-ФЗ,
от 18.06.2007 N 101-ФЗ, от 21.07.2007 N 187-ФЗ,
от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 04.11.2007 N 253-ФЗ,
от 08.11.2007 N 257-ФЗ, от 08.11.2007 N 260-ФЗ,
от 10.06.2008 N 77-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,
от 25.11.2008 N 222-ФЗ, от 03.12.2008 N 246-ФЗ,
от 25.12.2008 N 274-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ,
от 07.05.2009 N 90-ФЗ)Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Федеральное законодательство об основополагающих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации с последними изменениями в действующей редакции был принят в октябре 2003 года. Он состоит из преамбулы, глав и статей. Каждая статья, в свою очередь, подразделяется на пункты. Все изменения, вносимые в данный нормативный правовой акт можно отслеживать на таких ресурсах, как консультант или гарант.
МСУ в РФ – это один из важнейших основ конституционного строя. Создавать органы МСУ можно на территории всего государства, что также закрепляется конституцией. Основными способами реализации данного права являются участия граждан в местных референдумах, выборах, а также путем создания муниципальных образования и органов.
Очень важно понимать, что органы местного самоуправления не относятся ни к одной из ветвей власти и признаками государственной власти не обладают. Действуют такого рода образования на основании уставов, а также путем издания отдельных нормативных правовых актов.
Основы муниципальной власти в городах и поселениях регулируются и закрепляются следующими документальными актами:
- Международное право.
- Конституция РФ.
- ФКЗ (Федеральные конституционные законы).
- ФЗ.
- Постановления правительства и указы Президента.
- Постановления органов местного самоуправления, муниципалитетов.
Особое значение в данной ситуации имеет принцип территориальности. Он означает, что управленческие структуры могут быть в сельских поселениях, городах, районах и т.д. Нужно учесть, когда меняется территориальное деление, положения вышеуказанного закона не применяются. Все вопросы разграничения компетенций рассматриваются в соответствие с законодательной базой регионального назначения.
МСУ может быть осуществлено на любой территории Российской Федерации. Сюда относятся и города, поселки, муниципальные районы или городские округа.
Нужно отметить, что признать ту или иную территорию муниципальным районом или городским округом может только орган государственной власти.
В законе отмечено, что создание органов управление на различных территориях не является обязательным. В этой ситуации все важнейшие распорядительные действия будут осуществляться непосредственно населением. Население имеет право принимать решения по тем или иным вопросам с помощью проведения собраний.
Городские округа и муниципальные районы обладают специфической компетенцией. Помимо того, что они могут создавать органы местного самоуправления и управлять своим населенным пунктом в пределах принадлежащей территории, они еще и могут давать распоряжения органам местного самоуправления других населенных пунктов, которые им подведомственны. По таким каналам связи могут разрешаться и те или иные финансовые вопросы.
В муниципалитетах в соответствие с нормами законодательства все основные вопросы имеют право разрешать:
- Представительный орган.
- Администрация.
- Контрольный орган.
- Глава органа местного самоуправления и муниципального образования в целом.
Это официальный список элементов, входящих в структуру. В каждом конкретном муниципальном образовании такие органы могут иметь свое название и свои особенности.
Представительный орган является аналогом законодательного органа государственной власти. В его компетенцию входит принятие решение по вопросам законодательного регулирования, выпуск муниципальных нормативных правовых актов и др.
Администрация – это важнейший исполнительный орган, который имеет право по решению вопросов управления, распоряжения муниципальным имуществом, разрешение вопросов финансирования, принятие решения о проведении муниципальных мероприятий и др.
Контрольным органом в данной ситуации является, как правило, счетная палата. Разумеется, что контрольные органы могут быть и других разновидностей, но на сегодняшний день в России других контрольных органов в рамках осуществления местного самоуправления не предусмотрено.
Глава МСУ – это аналог мэра или губернатора. Он обладает всеми представительными и управленческими полномочиями.
Глава МСУ может сам выбрать, каким именно образом ему надлежит осуществлять свою деятельность. Он может работать в представительном органе местного самоуправления, а также может возглавить местную администрацию.
Похожие записи:
-