Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на прибыль кипр в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Один из самых развитых секторов кипрской экономики приносит инвесторам солидные доходы. Торговый флот Кипра входит в двадцатку крупнейших в мире. При этом судоходная деятельность на Кипре не облагается налогом, что делает инвестиции в эту отрасль особо привлекательными.
Специальный вклад в оборону
Налог на оборону (Special Tax Contribution for Defence Purposes) состоит из трех частей:
- налога с дивидендов, полученных на Кипре и за рубежом;
- с процентного дохода, полученного на Кипре и за рубежом;
- с прироста капитала от продажи ценных бумаг и корпоративных прав.
Недомицильный налоговый резидент от уплаты налога на оборону освобождается.
Все о налогообложении на Кипре
Этот налог взимается по ставке 20 % со следующих видов прироста капитала:
- от продажи недвижимости, находящейся на Кипре;
- от продажи акций компаний-собственников кипрской недвижимости, ценные бумаги которых не котируются на бирже;
- акции компаний, которые косвенным образом владеют кипрской недвижимостью и получают не менее 50 % от рыночной стоимости объектов.
При расчете налога на прирост капитала из прибыли вычитают:
- себестоимость или рыночную цену недвижимости по состоянию на 1 января 1980 года с учетом инфляции;
- расходы, связанные с получением прибыли, например сборы за перерегистрацию права собственности, юридические расходы и прочее.
Налог на прирост капитала не платят:
- при передаче акций или недвижимости по наследству;
- при дарении между родственниками (до третьей степени родства);
- при передаче дара компании, акционеры которой являются членами семьи дарителя и продолжают оставаться членами семьи в течение пяти лет с момента дарения;
- при дарении акций или недвижимости акционерам семейной компании, если подаренное имущество также было получено компанией в результате дарения. Имущество должно находиться в собственности получателя на протяжении не менее 3 лет с момента дарения;
- с пожертвований в пользу благотворительной организации, муниципалитета или политической партии;
- при обмене или продаже сельскохозяйственных земель;
- при обмене недвижимого имущества, если стоимость объектов равнозначна;
- с прибыли от продажи акций, котирующихся на бирже;
- с прибыли от отчуждения имущества или акций в процессе реорганизации;
- при передаче недвижимого имущества без вести пропавшего лица, если в отношении такого имущества действует режим управления наследственным имуществом;
- при передаче недвижимости между супругами в случае расторжения брака по решению суда.
Физические лицо имеет право на пожизненные вычеты из прибыли:
- от продажи квартиры или дома (основного места проживания) – 85 430 евро;
- от продажи сельскохозяйственных земель – 25 629 евро;
- от продажи прочего имущества (автомобиль, украшения, бытовая техника и т. д.) – 17 086 евро.
Налог на недвижимое имущество на Кипре отменен с 1 января 2017 года.
Эта пошлина рассчитывается на основе рыночной стоимости недвижимости по ставкам:
- До 85 000 евро – 3 %;
- От 85 000 до 170 000 евро – 5 %;
- 170 000 евро и более – 8 %.
Если недвижимость дарят друг другу близкие родственники, к стоимости объекта применяется ставка 0,1 %.
Трансфертный сбор не применяется в следующих случаях:
- передача объекта при реорганизации и реструктуризации компании;
- ликвидация юрлица, его банкротство, переход залоговой недвижимости;
- сделка по НДС.
Разработаем индивидуальное решение, подберем страну и статус которые будут решать ваши задачи, сопроводим весь процесс.
Москва, Россия
ул. Охотный Ряд, 2, 109012 +7 (495) 150-40-55
Пафос, Кипр
20 Charalampou Mouskou, ABC Business Center, Flat/Office 108, 8010
+357 (22) 232-044
На доход ниже 19,5 тыс. € в год налог платить не нужно. Затем действует прогрессивная ставка:
0 — 19,5 тыс. € | 0% |
19,5 тыс. — 28 тыс. € | 20% |
28 тыс. — 36,3 тыс. € | 25% |
36,3 тыс. — 60 тыс. € | 30% |
от 60 тыс. € | 35% |
Не нужно платить налоги на имущество, наследство, прибыль, полученную от дивидендов и продажи ценных бумаг. От налогов также освобождены пенсионные выплаты. Однако, если последние поступают из-за рубежа и сумма превышает 3 420 € в год, действует налоговая ставка 5%.
В некоторых случаях выгоднее включить зарубежную пенсию в стандартный режим налогообложения общего дохода.
На Кипре предусмотрены льготы для тех, кто до начала трудовой деятельности не был налоговым резидентом страны.
Так, из налоговой базы можно вычесть 20% от заработной платы (но не больше 8,55 тыс. € в год), а если годовой доход превышает 100 тыс. € — 50%. Первая льгота действует 5 лет, вторая — 10, они не объединяются.
Также существует налоговый вычет на доход от сдачи недвижимости (20%) и социальные платежи (до 1/5 налогооблагаемого дохода).
В последние годы власти Кипра стремились привлечь капитал в жилищный сектор, поэтому налоговая нагрузка в этой сфере снижена. Иностранцы платят те же налоги на недвижимость, что и граждане Кипра.
При покупке у застройщика стоимость объекта будет включать НДС 19%. Однако существуют льготы.
«Если человек впервые покупает недвижимость на Кипре, то на первые 200 кв. м жилой площади он может заплатить вместо 19% всего 5%, 14% из которых можно вернуть путем налогового вычета», — рассказывает Даниил Гога, брокер департамента зарубежной недвижимости OXE CAPITAL по направлению Греция и Кипр.
Претендовать на снижение налога можно, если недвижимость приобретается для постоянного проживания, а не для инвестиций
На вторичном рынке НДС на жилье отсутствует, но необходимо заплатить налог на переход права собственности. Ставка зависит от стоимости недвижимости:
- до 85 тыс. € — 3%
- от 85 тыс. до 170 тыс. € — 5%
- свыше 170 тыс. € — 8%
«Сейчас покупателям предоставляется скидка на этот сбор в размере 50%, — уточняет Татьяна Бурлаковская, генеральный директор Golden Brown Group. — Есть способ сэкономить, оформив объект на двух или более человек, в этом случае налогооблагаемая стоимость на каждого собственника снижается пропорционально».
Также для любой недвижимости в течение месяца после подписания договора купли-продажи придется заплатить гербовый сбор. Первые 5 тыс. евро налогом не облагаются, для суммы от 5 тыс. до 170 тыс. € действует ставка 0,15%, далее — 0,2%. Максимальная сумма гербового сбора установлена в размере 20 тыс. €.
Соглашение с Кипром — изменение налоговой ставки на дивиденды и проценты
Средства, полученные от сдачи недвижимости в аренду облагаются подоходным налогом по стандартной прогрессивной шкале. Существует налоговый вычет 20% на валовый арендный доход.
Фактический размер налога на прирост капитала при продаже недвижимости может быть меньше стандартных 20% за счет ряда льгот.
Например, физлица имеют право вычесть из налоговой базы 17 086 €, а в случае продажи основного жилья (квартиры или частного дома) — 25 629 €. В случае продажи фермером сельскохозяйственных земель — 25 629 €. Все указанные льготы суммарно не могут превышать жизненный максимум 85 430 €.
«Если владеть объектом в течение пяти лет, то сумму, облагаемую налогом, можно уменьшить на 85 тыс. евро, — дополняет Татьяна Бурлаковская. — Также из налогооблагаемой базы вычитают подтвержденные расходы на покупку и эксплуатацию недвижимости (ремонт, ЖКУ, электричество, вода, покупка мебели и техники)».
Кроме того, налог не начисляется при обмене недвижимости, если вся прибыль, полученная в результате обмена, будет использована для приобретения нового жилья. Не облагаемая налогом прибыль вычитается из стоимости нового имущества.
На прибыль компаний действует ставка налога 12,5%.
«Налогом не облагаются доходы от продажи ценных бумаг, реструктуризации кредитов, представительства фирмы за границами Кипра. Также из налоговой базы исключаются расходы, напрямую связанные с ведением бизнеса, взносы работодателя в фонды, размер амортизации», — уточняет Тигран Саркисов, партнер Reasons Law Firm, руководитель практики административно-правовой защиты бизнеса.
Помимо этого, от налогообложения полностью освобождаются судоходные компании.
Регистрация в качестве налогоплательщика НДС нужна для поставки товаров и оказания услуг на Кипре, а также для приобретения товаров из стран ЕС. Стандартная ставка составляет 19%.
Ряд товаров и услуг освобождаются от НДС:
- сдача жилой недвижимости в аренду;
- многие финансовые и медицинские услуги;
- некоторые культурные, образовательные и спортивные виды деятельности;
- управленческие услуги, оказываемые инвестиционным фондам;
- и другие.
25 марта 2020 года президент Владимир Путин в обращении к гражданам России сообщил о необходимости корректировки СИДН в части увеличения ставки налога на доходы в виде дивидендов и процентов. Он отметил, что если другие стороны не примут условия РФ, то необходимо выйти из соглашений в одностороннем порядке.
Так как Кипр до сих пор является низконалоговой юрисдикцией, участие резидентов Республики Кипр все еще активно используется в трансграничных сделках и в мультинациональных компаниях. Объем вывода капитала из России на Кипр по оценке Центробанка РФ в 2018 году составил больше половины выводимых из России средств. В 2019 году объем выведенных средств по официальны данным составил 1.9 трлн.рублей. Поэтому Кипр стал первым государством, которому Россия направила запрос на внесение изменений в СИДН.
В начале августа Министерство Финансов РФ заявило о намерении денонсировать соглашение с Кипром в случае отказа от предлагаемых изменений. Но денонсировать СИДН с Кипром не пришлось, предложенные Россией изменения были приняты. 8 сентября 2020 года был подписан Протокол «О внесении изменений в соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал».
Поэтому Соглашение с Кипром, заключенное 05.12.1998, продолжает действовать. Однако, ставки налога на доходы в виде дивидендов и процентов по займам будут увеличены.
Согласно изменениям, внесенным в СИДН с Кипром, выплачиваемые из России дивиденды и проценты по займам будут облагаться по единой налоговой ставке 15 %.
Льготная ставка будет действовать только для ограниченного круга резидентов, являющихся фактическим получателем дохода (например, для страховых компаний, пенсионных фондов, а также компаний, акции которых торгуются на бирже и пр.). В Протоколе от 08.09.2020 нет уточнений, являются ли любые иностранные биржи удовлетворяющими условиям получения льгот по СИДН. Также отсутствует понятие «свободного обращения» акций и т.д. Предполагается, что в дальнейшем Минфином России будут даны разъяснения относительно данных понятий.
Сейчас дивиденды, выплачиваемые компанией — резидентом России резиденту Кипра могут облагаться налогом в России, но ставка не может превышать 10%. При этом если размер вложений в компанию составляет более 100 000 долларов, ставка налога не может превышать 5%. При выплате из России процентов по займам налог взимается только на Кипре.
Если бы СИДН с Кипром был денонсирован, российские компании, выплачивающие дивиденды и проценты в адрес кипрских резидентов, были бы обязаны удержать и уплатить как налоговые агенты налог на прибыль по ставке 20%, а если получатель физическое лицо — НДФЛ по ставке 13 % (если получатель налоговый резидент России) или 30 % (если получатель не является налоговым резидентом РФ).
Таким образом, внесенные изменения в СИДН касаются только доходов в виде дивидендов и процентов; режим налогообложения иных видов доходов не претерпел изменений. Как и ранее, доходы от отчуждения ценных бумаг будут взиматься в государстве, резидентом которого является лицо, отчуждающее имущество. Роялти за использование объектов интеллектуальной собственности будут облагаться налогом только в государстве получателя дохода. Общие положения СИДН о подтверждении фактического права на доход и статуса налогового резидента также будут действовать в текущей редакции.
Аналогичные «кипрским» изменения внесены и в СИДН с Мальтой.
01.10.2020 года был подписан соответствующий Протокол, который устанавливает условия, аналогичные тем, что были изложены в «кипрском» Протоколе от 08.09.2020 года. Изменения в СИДН с Мальтой также касаются только доходов в виде дивидендов и процентов; режим налогообложения иных видов доходов не претерпел изменений.
Для вступления в силу изменений необходима их ратификация. Предполагается, что изменения как по Кипру, так и по Мальте вступят в силу с 1 января 2021 года. Следовательно, до указанной даты возможно использование порядка и льготных налоговых ставок по СИДН с Кипром и Мальтой при перечислении из России доходов в виде дивидендов и процентов.
Номер опубликования: 0001202009040004 — Кипр,
Номер опубликования: 0001202009110056 — Мальта.
Россия и Кипр договорились повысить налоги на вывод капитала
Трансграничные операции, осуществляемые сторонами — резидентами разных государств, могут облагаться налогом в каждом государстве на основании национального налогового законодательства. Это может приводить к двойному налогообложению одних и тех же доходов. Для устранения двойного налогообложения таких операций и в целях поощрения экономического сотрудничества между странами заключаются двусторонние Соглашения, предусматривающие особый порядок взимания налогов на доходы и капитал. Такие Соглашения об избежании двойного налогообложения (далее – СИДН) призваны устранять или минимизировать объективно несправедливые для сторон трансграничных финансовых операций налоговые потери.
Налогами на доходы и капитал считаются все налоги, которые рассчитываются с общей суммы дохода, общей стоимости капитала или с их отдельных элементов, включая налоги с доходов от отчуждения движимого или недвижимого имущества, налоги на доходы от прироста капитала, налоги, взимаемые с общей суммы заработной платы.
Принципы распределения прав на взимание налога между государством источника выплаты дохода и государством получателя дохода, содержащиеся в СИДН, основаны на выработанных на международном уровне стандартах. Правом взимать налог может наделяться только одно из таких государств либо может предусматриваться двойное налогообложение, но ставка удерживаемого у источника выплаты налога ограничивается определёнными пределами. При этом сторона, уплатившая налог в государстве источника выплаты дохода, имеет право уменьшить на его сумму налог, подлежащий уплате в государстве получателя дохода.
Россией заключено 83 СИДН с иностранными государствами. Действие соглашений распространяется на резидентов договаривающихся стран. При этом под резидентом понимается любое лицо, которое по законодательству одного или обоих договаривающихся государств подлежит там налогообложению на основании его местожительства, постоянного местопребывания, места управления, места регистрации или любого другого критерия аналогичного характера.
Например, согласно п.2 ст.207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК), российским налоговым резидентом признается физическое лицо, фактически находящееся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 последовательных месяцев.
Кроме того, положениями СИДН устанавливается порядок определения места взимания налога на доходы и капитал в отношении физических лиц, которые являются резидентами обоих договаривающихся государств. Например, такое лицо считается резидентом того договаривающегося государства, в котором оно располагает постоянным жильем. Если гражданин располагает постоянным жильем в обоих государствах, то он будет считаться резидентом той страны, в которой он имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов). Если человек обычно проживает в обоих государствах, или ни в одном из них, он считается резидентом того государства, национальным лицом которого он является. Если он является национальным лицом обоих государств, или ни одного из них, то вопрос, в какой стране взимать налог, решается в особом порядке.
Юридические лица признаются налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.246.2 НК. В частности, налоговыми резидентами являются:
1) российские организации;
2) иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с «международным договором» Российской Федерации по вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора;
3) иностранные организации, местом управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.
Не признается налоговым резидентом РФ иностранная организация, ликвидированная до 01.03.2019
Если лицо, не являющееся физическим лицом, является резидентом обоих договаривающихся государств, оно считается резидентом того Государства, где находится его место эффективного управления.
Налоговая оптимизация, налоговое планирование и структурирование групп компаний и сделок активно применялись транснациональными компаниями с конца прошлого века. Осуществление транснациональными компаниями деятельности в разных странах и применение ими положений СИДН, в частности, о месте взимания налогов, пониженных (льготных) ставках, позволяли им достигать значительной экономии на налогах.
В двухтысячных годах такая налоговая оптимизация стала признаваться недобросовестным поведением. Использование положений СИДН в целях налоговой экономии было признано злоупотреблением в случаях, когда сделки не были связаны с активной и реальной деятельностью ее сторон и позволяли искусственно переводить прибыль в низконалоговые юрисдикции из стран, где ведется реальная экономическая деятельность. За последнее десятилетие многие транснациональные гиганты обвинялись в агрессивной оптимизации налогообложения за счет перевода прибыли в офшоры и экономически необоснованном распределении прибыли внутри группы (Apple, Starbuks, Facebook, Google, Amazon и пр.).
25 марта 2020 года президент Владимир Путин в обращении к гражданам России сообщил о необходимости корректировки СИДН в части увеличения ставки налога на доходы в виде дивидендов и процентов. Он отметил, что если другие стороны не примут условия РФ, то необходимо выйти из соглашений в одностороннем порядке.
Так как Кипр до сих пор является низконалоговой юрисдикцией, участие резидентов Республики Кипр все еще активно используется в трансграничных сделках и в мультинациональных компаниях. Объем вывода капитала из России на Кипр по оценке Центробанка РФ в 2018 году составил больше половины выводимых из России средств. В 2019 году объем выведенных средств по официальны данным составил 1.9 трлн.рублей. Поэтому Кипр стал первым государством, которому Россия направила запрос на внесение изменений в СИДН. В начале августа Министерство Финансов РФ заявило о намерении денонсировать соглашение с Кипром в случае отказа от предлагаемых изменений. Но денонсировать СИДН с Кипром не пришлось, предложенные Россией изменения были приняты. 8 сентября 2020 года был подписан Протокол «О внесении изменений в соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал».
Поэтому Соглашение с Кипром, заключенное 05.12.1998, продолжает действовать. Однако, ставки налога на доходы в виде дивидендов и процентов по займам будут увеличены.
01.10.2020 года был подписан соответствующий Протокол, который устанавливает условия, аналогичные тем, что были изложены в «кипрском» Протоколе от 08.09.2020 года. Изменения в СИДН с Мальтой также касаются только доходов в виде дивидендов и процентов; режим налогообложения иных видов доходов не претерпел изменений.
Для вступления в силу изменений необходима их ратификация. Предполагается, что изменения как по Кипру, так и по Мальте вступят в силу с 1 января 2021 года. Следовательно, до указанной даты возможно использование порядка и льготных налоговых ставок по СИДН с Кипром и Мальтой при перечислении из России доходов в виде дивидендов и процентов.
Номер опубликования:0001202009040004 – Кипр,
Номер опубликования: 0001202009110056 – Мальта.
Решение зарегистрировать собственную фирму на Кипре, как правило, связано с высочайшим уровнем защиты активов и прав ИС, возможностью получить статус компании иностранными интересами или привлекательным налоговым режимом non-domicile.
Кипрский налоговый год – это период с 1.01 по 31.12 каждого года, поэтому вся прибыль рассчитывается по календарному году. Для наглядной иллюстрации налоговых обязательств кипрского предприятия возьмем за пример компанию, основанную 1 января 2020 г. Ее отчетный период – 1.01.2020-31.12.2020 г., следовательно, за эти месяцы бизнес должен отчитываться в налоговой службе. Номер налогоплательщика вновь созданное юридическое лицо Кипра обязано получить не позже, чем в течение 60 дней от даты регистрации. В нашем примере – до конца февраля 2020 г. Стандартная ставка налога на прибыль Кипра – 12,5%.
Юрисдикция остается достаточно популярной среди иностранных бизнесменов за счет своевременно внедренных мер по поддержке бизнеса в связи с COVID-19. Нововведения властей позволили владельцам иностранных и местных компаний выполнить все обязательства перед государственными органами, а также получить более длительный переходный период для выполнения требования по substance.
В то же время островное государство всецело поддерживает инициативы Европейской комиссии и ОЭСР по борьбе с агрессивным налоговым планированием. Поэтому в 2021 году юрисдикция внедряет две дополнительные меры:
- в отношении несотрудничающих государств;
- более широкое определение налогового резидента Кипра.
В первом случае правительство Кипра планирует пересмотреть налоги в одностороннем порядке. Речь идет о дивидендах, роялти и процентах, направленных в не сотрудничающие государства. К ним относятся:
- Сейшельские острова;
- Вануату;
- Самоа;
- Панама;
- Палау;
- Ангилья;
- Барбадос;
- Фиджи и другие юрисдикции.
Кипрские власти пересмотрели правила удержания налогов с дивидендов, направленных в Россию. Как и прежде, кипрские компании не перечисляют налог на дивиденды у источника, получатель в РФ обязан оплатить 5% налога, плюс 13% НДФЛ при направлении дохода физическому лицу. Альтернатива – применение так называемого сквозного подхода, когда общая ставка корпоративного налога равна 15%. Пользоваться подобной схемой можно до 2024 года. Резидентные компании уплачивают налоги на прежних условиях, НДС можно уплачивать равными ежемесячными частями.
Кроме отсрочки по НДФЛ для кипрских сотрудников и самозанятых лиц, кипрские власти вводят более широкое понятие статуса налогового резидента. В данный момент разрабатывается законопроект, позволяющий включить в список резидентов Кипра иностранные компании без реальной деятельности на кипрской территории. Такие предприятия не должны находится в несотрудничающих юрисдикциях. Внедрение новшества планируется с 2021 года.
Как зарегистрировать компанию на Кипре в 2022 году: основные способы
Авансовый платеж по налогу на ожидаемую прибыль вносится до 1 августа налогового года, вторая часть – не позже 31 декабря отчетного периода. На Кипре налоговый год равен календарному году. Декларация подается только после составления финансовой отчетности за налоговый год. Если фактический доход превысил планируемую прибыль, компания Кипра будет вынуждена заплатить 10% от суммы вовремя неуплаченного корпоративного налога.
Зарегистрировать компанию на Кипре относительно просто и быстрее, чем во многих европейских странах. Сделать это можно двумя способами:
- дистанционно
- лично приехав в страну.
Процедура начинается с подачи заявки на регистрацию в Реестр компаний. Чтобы открыть компанию на Кипре в 2022 году, надо:
- Выбрать уникальное название. Чтобы избежать повтора, лучше свериться с Реестром компаний.
- Разработать Меморандум и Устав, которые определяют и ограничивают возможности предприятия.
- Позаботиться о наличии уставного капитал. Четких требований к сумме нет, но обычно она составляет не менее 1 тыс. евро.
- Подать данные об акционерах. Информация обязана содержать полное имя, адрес, копию паспорта, количество акций, справку из банка, декларация о происхождении средств. Если переживаете о конфиденциальности, можно назначить номинальных акционеров.
- Выбрать директоров, указать их данные.
- Назначить секретаря. Если в компании несколько директоров, секретарем может стать один из них. Если директор один, секретаря надо нанять.
- Предоставить юридический адрес, куда будут приходить официальные документы, запросы.
Если бумаги заполнить правильно, подать весь пакет документов, регистрация занимает 2-3 недели. Когда Регистратор удостоверится, что документы в порядке, предприятие получит свидетельство о регистрации.
Что делать после регистрации
Когда вы зарегистрируете компанию, надо будет:
- Открыть банковский счет. Сделать это можно в любой стране, где ведете бизнес.
- Получить налоговый идентификационный номер. Если ожидается, что годовой оборот превысит 15,6 тыс. евро, надо зарегистрироваться плательщиком НДС.
- Зарегистрироваться в качестве работодателя. Вы не сможете нанять персонал в свою кипрскую компанию, пока не зарегистрируйтесь в Министерстве труда, социального обеспечения и страхования как работодатель.
Выполнив эти шаги, можно приступать к работе. Процесс может показаться утомительным, если вы находитесь за пределами Кипра. Вы облегчите себе задачу, воспользовавшись услугами IT-OFFSHORE.
Кипр – одна из немногих юрисдикций Европы, которую называют налоговым раем для бизнеса, несмотря на то, что кипрские организации не совсем освобождены от налогов. Подоходный налог для предприятий, которые не работают на Кипре – 4,5%, для резидентов – 12,5%, что намного меньше, чем во многих странах ЕС. Кроме того, компания получает полное освобождение от налога на прирост капитала, если доход был получен вне Кипра.
Другие интересные моменты:
- Кипр подписал договор об избежании двойного налогообложения со многими странами мира.
- Кипрская компания может не платить налог с дивидендов, полученных от любой из ее дочерних предприятий.
- Не надо платить налог, если организация открывает любое постоянное представительство за границей, в т. ч. отель, сеть ресторанов, магазинов и т. д.
- Компания платит только 2,5% налога со всей прибыли, которую получила от владения или торговли правами интеллектуальной собственности (патенты, торговые наименования, товарные знаки, права на музыку, спорт и т. д.)
Таким образом, оптимизировав налоги, бизнес на Кипре поможет сэкономить и не бояться, что ее привлекут к ответственности в своей стране.
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр от 05.12.98
Москва, ул. 8 Марта, д.1, стр.12, 127083
Франкфурт-на-Майне, Hanauer Landstr. 126 — 128, 60314
Киев, Музейный пер., 4, 01001, БЦ “Европа”
(в ред. Протоколов от 07.10.2010, от 08.09.2020)
Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Кипр, желая заключить Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, и с целью поощрения экономического сотрудничества между двумя странами,
Налоги, на которые распространяется Соглашение
1. Настоящее Соглашение применяется к налогам на доходы и капитал, взимаемым от имени каждого Договаривающегося Государства или его политических подразделений или местных органов власти, независимо от способа их взимания.
2. Налогами на доходы и капитал считаются все налоги, взимаемые с общей суммы дохода, общей стоимости капитала или с отдельных элементов дохода или капитала, включая налоги с доходов от отчуждения движимого или недвижимого имущества, налоги, взимаемые с общей суммы заработной платы, выплачиваемой предприятием, а также налоги на доходы от прироста капитала.
3. Существующими налогами, к которым применяется настоящее Соглашение, являются, в частности:
a) применительно к Российской Федерации:
(i) налог на прибыль (доход) предприятий и организаций,
(ii) подоходный налог с физических лиц,
(iii) налог на имущество предприятий, и
(iv) налог на имущество физических лиц
(далее именуемые «российский налог»);
b) применительно к Кипру:
(i) подоходный налог,
(ii) корпоративный налог на доход,
(iii) специальный сбор на защиту Республики,
(iv) налог на недвижимое имущество, и
(v) налог на прирост стоимости капитала
(далее именуемые «кипрский налог»).
4. Настоящее Соглашение применяется также к любым подобным или по существу аналогичным налогам на доходы и капитал, взимаемым любым из Договаривающихся Государств после даты подписания настоящего Соглашения в дополнение или вместо существующих налогов. Компетентные органы Договаривающихся Государств уведомят друг друга о любых существенных изменениях в их соответствующих налоговых законах.
Общие определения
1. Для целей настоящего Соглашения, если из контекста не вытекает иное:
a) термины «Договаривающееся Государство» и «другое Договаривающееся Государство» означают Российскую Федерацию или Республику Кипр, в зависимости от контекста;
b) термин «Российская Федерация (Россия)» означает территорию Российской Федерации и включает ее исключительную экономическую зону и континентальный шельф, определенные в соответствии с международным правом;
c) термин «Республика Кипр» означает территорию Республики Кипр и включает ее исключительную экономическую зону и континентальный шельф, определенные в соответствии с международным правом;
d) термин «лицо» включает физическое лицо, компанию и любое другое объединение лиц;
e) термины «предприятие одного Договаривающегося Государства» и «предприятие другого Договаривающегося Государства» означают соответственно предприятие, управляемое резидентом одного Договаривающегося Государства, и предприятие, управляемое резидентом другого Договаривающегося Государства;
f) термин «компания» означает любое корпоративное объединение или любое образование, которое для налоговых целей рассматривается как корпоративное объединение;
g) термин «международная перевозка» означает любую перевозку морским или воздушным судном, или дорожным транспортом, эксплуатируемым резидентом одного Договаривающегося Государства, кроме случаев, когда такой транспорт эксплуатируется исключительно между пунктами в другом Договаривающемся Государстве;
h) термин «национальное лицо» означает;
(i) любое физическое лицо, имеющее гражданство
Договаривающегося Государства; и
(ii) любое лицо, не являющееся физическим лицом,
получившее свой статус в соответствии с действующим
законодательством Договаривающегося Государства;
i) термин «компетентный орган» означает:
(i) применительно к Российской Федерации — Министерство
финансов Российской Федерации или его уполномоченного
представителя;
(ii) применительно к Республике Кипр — Министра финансов
или его уполномоченного представителя.
2. При применении настоящего Соглашения Договаривающимся Государством любой термин, не определенный в нем, имеет то значение, в зависимости от контекста, которое придается ему законодательством этого Государства в отношении налогов, к которым применяется настоящее Соглашение.
Резидент
1. Для целей настоящего Соглашения термин «резидент Договаривающегося Государства» означает любое лицо, которое по законодательству этого Государства подлежит налогообложению в нем на основании его местожительства, постоянного местопребывания, места управления, места регистрации или любого другого критерия аналогичного характера. Однако этот термин не включает любое лицо, которое подлежит налогообложению в таком Государстве только в отношении доходов из источников в этом Государстве или в отношении находящегося там капитала.
2. Если в соответствии с положениями пункта 1 физическое лицо является резидентом обоих Договаривающихся Государств, то его положение определяется следующим образом:
a) оно считается резидентом того Договаривающегося Государства, в котором оно располагает постоянным жильем; если оно располагает постоянным жильем в обоих Договаривающихся Государствах, оно считается резидентом того Государства, в котором оно имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов);
b) если Государство, в котором оно имеет центр жизненных интересов, не может быть определено, или если оно не располагает постоянным жильем ни в одном из Договаривающихся Государств, оно считается резидентом того Государства, где оно обычно проживает;
c) если оно обычно проживает в обоих Государствах, или ни в одном из них, оно считается резидентом того Государства, национальным лицом которого оно является;
d) если оно является национальным лицом обоих Государств, или ни одного из них, то компетентные органы Договаривающихся Государств решат этот вопрос по взаимному согласию.
3. Если в соответствии с положениями пункта 1 лицо, не являющееся физическим лицом, является резидентом обоих Договаривающихся Государств, такое лицо считается резидентом того Государства, где находится его место эффективного управления.
4. Если место эффективного управления лица, не являющегося физическим лицом, не может быть определено, компетентные органы Договаривающихся Государств будут стремиться по взаимному согласию определить место эффективного управления в каждом конкретном случае, приняв во внимание все факторы, которые они сочтут имеющими к этому отношение. (в ред. Протокола от 07.10.2010)
Финансовая отчетность, аудит и налогообложение компаний Кипра
Доходы от недвижимого имущества
1. Доходы, получаемые резидентом одного Договаривающегося Государства от недвижимого имущества (включая доход от сельского или лесного хозяйства), находящегося в другом Договаривающемся Государстве, может облагаться налогом в этом другом Государстве.
2. Термин «недвижимое имущество» имеет то значение, которое он имеет по законодательству Договаривающегося Государства, в котором находится рассматриваемое имущество. Морские, воздушные суда и дорожный транспорт не рассматриваются в качестве недвижимого имущества.
Термин «недвижимое имущество» в любом случае включает имущество, вспомогательное по отношению к недвижимому имуществу, скот и оборудование, используемые в сельском и лесном хозяйстве, рыбные угодья любого вида, права, к которым применяются положения закона, касающегося земельной собственности, права, известные как узуфрукт недвижимого имущества и права на переменные или фиксированные платежи, выплачиваемые в качестве компенсации за разработку или право на разработку минеральных запасов, источников и других природных ресурсов.
3. Положения пункта 1 применяются к доходу, получаемому от прямого использования, сдачи в аренду или использования недвижимого имущества в любой другой форме.
4. Положения пунктов 1 и 3 применяются также к доходу от недвижимого имущества предприятия и к доходу от недвижимого имущества, используемого для оказания независимых личных услуг.
5. Положения пунктов 1 и 3 также распространяются на доходы, полученные через посредство трастов недвижимости, паевых фондов недвижимости или аналогичных коллективных форм инвестирования, созданных в первую очередь для инвестиций в недвижимое имущество. (в ред. Протокола от 07.10.2010)
Прибыль от предпринимательской деятельности
1. Прибыль предприятия одного Договаривающегося Государства подлежит налогообложению только в этом Государстве, если только предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность вышеуказанным образом, то прибыль предприятия может облагаться налогом в другом Государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.
2. С учетом положений пункта 3, если предприятие одного Договаривающегося Государства осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся там постоянное представительство, то в каждом Договаривающемся Государстве к этому постоянному представительству относится прибыль, которую оно могло бы получить, если бы оно было обособленным и отдельным предприятием, занятым такой же или аналогичной деятельностью при таких же или аналогичных условиях, и действовало в полной независимости от предприятия, постоянным представительством которого оно является.
3. При определении прибыли постоянного представительства разрешаются вычеты расходов, понесенных для целей постоянного представительства, включая управленческие и общеадминистративные расходы, независимо от того, понесены ли эти расходы в Государстве, где находится постоянное представительство, или за его пределами.
4. Никакая прибыль не относится к постоянному представительству лишь на основании закупки этим постоянным представительством товаров или изделий для предприятия.
5. Если прибыль включает виды доходов, которые рассматриваются отдельно в других статьях настоящего Соглашения, то положения таких статей не затрагиваются положениями настоящей статьи.
6. Для целей предыдущих пунктов прибыль, относящаяся к постоянному представительству, определяется ежегодно одним и тем же методом, если только не будет веской и достаточной причины для его изменения.
Доходы от международных перевозок
1. Доходы от эксплуатации морских или воздушных судов или дорожного транспорта в международных перевозках владельцами или арендаторами, или фрахтователями и доходы от сдачи в аренду контейнеров и соответствующего оборудования, относящегося к эксплуатации морских или воздушных судов или дорожного транспорта в международных перевозках, подлежат налогообложению только в Договаривающемся Государстве, в котором расположено место эффективного управления этих лиц, получающих такие доходы. (в ред. Протокола от 07.10.2010)
2. Положения пункта 1 применяются также к доходам от участия в пуле, совместной деятельности или в международной организации по эксплуатации транспортных средств.
25 марта 2020 года Президент России Владимир Путин выступил с обращением к россиянам в связи с пандемией коронавируса и предложил ряд мер, в том числе экономического характера.
В частности, он заявил, что все выплаты доходов в виде процентов и дивидендов, уходящие из России за рубеж – в офшорные юрисдикции – должны облагаться адекватным налогом – не менее 15% (столько взимают с физлиц-нерезидентов в РФ). С этой целью он поручил скорректировать соглашения об избежании двойного налогообложения с некоторыми странами. И начать с тех, через которые проходят значительные ресурсы российского происхождения.
«Все выплаты доходов (в виде процентов и дивидендов), уходящие из России за рубеж, в офшорные юрисдикции, должны облагаться адекватным налогом.
Сейчас 2/3 таких средств – а по сути это доходы конкретных физических лиц – в результате разного рода схем так называемой оптимизации облагаются реальной ставкой налога лишь в 2%. Тогда как граждане даже с небольших зарплат платят подоходный налог в 13%. Это, конечно, мягко говоря, несправедливо.
Поэтому предлагаю для тех, кто выводит свои доходы в виде дивидендов на зарубежные счета, предусмотреть ставку налога на такие дивиденды в 15%. Естественно, это потребует корректировки наших соглашений об избежании двойного налогообложения с некоторыми странами. Прошу Правительство организовать такую работу. Если же иностранные партнёры не примут наши предложения, то Россия выйдет из этих соглашений в одностороннем порядке. И начнём с тех стран, через которые проходят значительные ресурсы российского происхождения, что является наиболее чувствительным для нашей страны.»
Дополнительные доходы, которые бюджеты разных уровней получат от пересмотра этих соглашений, Президент поручил направить на выплаты семьям с детьми, безработным и временно нетрудоспособным лицам.
X5 может найти возможность платить налог на дивиденды после 2022 года
Минфин предложил коллегам на Кипре поднять ставки до 15% как по дивидендам, так и по процентам. Однако сначала переговоры не увенчались успехом: киприоты пытались максимально размыть эффект от инициативы для российской казны различными исключениями.
В ходе переговоров Кипр выдвинул свои предложения, проанализировав которые Минфин России пришел к заключению, что по сути они:
- размывают и делают недостижимым предполагаемый российской стороной эффект от принимаемых мер по поддержке национальной экономики и социальных программ;
- будут способствовать безналоговому выводу с территории РФ через кипрскую юрисдикцию значительных финансовых ресурсов российского происхождения.
В итоге, российский Минфин был вынужден начать процедуру внесения в Госдуму федерального закона о денонсации налогового соглашения об избежании двойного налогообложения с Кипром.
Однако, принимая во внимание тесные экономические и исторические связи между двумя государствами, российская сторона сформулировала варианты компромиссного решения данного вопроса и предложила оперативно провести очные переговоры на Кипре, чтобы выйти на решение. Но получила отказ.
Затем Минфином России всё-таки провёл у себя переговоры с Минфином Кипра по внесению изменений в российско-кипрское соглашение в части увеличения налога у источника до 15% в отношении дивидендов и процентов.
В рамках этих переговоров Кипр согласился на условия Российской Федерации по внесению изменений в соглашение в части увеличения налога у источника до 15% в отношении дивидендов и процентов.
Заместитель председателя Правительства РФ А.Л. Оверчук:
«Кипрская делегация полностью согласилась с условиями Российской стороны. Мы парафировали проект протокола, который должен быть подписан в сентябре 2020 года.»
Так как состоялось парафирование протокола, Россия остановила процесс денонсации соглашения.
Первый вид отчетности (не финансовой), которую должна сдавать кипрская компания, это ежегодный отчет (annual return). Он сдается в Регистр компаний Кипра с помощью системы электронного файлинга и содержит основные сведения о компании:
- адрес зарегистрированного офиса (должен располагаться на территории Кипра);
- адрес хранения корпоративных реестров;
- сведения о действующих директорах и секретаре;
- данные об акционерном капитале;
- реестр участников (акционеров) компании.
Для новых компаний датой составления первого ежегодного отчета будет день, следующий за днем, когда истекают первые 18 месяцев с даты регистрации компании.
Для существующих компаний датой составления очередного ежегодного отчета будет дата, в которую истекает 1 год с даты составления предыдущего отчета.
Ежегодный отчет должен быть направлен в Департамент Регистратора компаний в течение 28 дней с даты его составления.
Файлинг текущих изменений в сведениях о компании (таких как смена адреса, директора или состава акционеров) осуществляется независимо от ежегодного отчета, посредством направления в Регистр соответствующих форм. Компания обязана уведомлять Регистр о таких изменениях сразу после того, как они произошли, не дожидаясь времени сдачи ежегодного отчета.
Компании, зарегистрированные на Кипре, должны вести бухгалтерский учет. Ответственность за ведение компанией надлежащего бухгалтерского учета несут ее директора.
Бухгалтерские записи и документы должны давать достоверное и объективное представление о финансовых делах компании и позволять в любой момент времени и с достаточной точностью определить ее финансовое положение. Подтверждающие документы (в том числе, контракты и счета) должны отражать:
- все суммы, полученные и потраченные компанией, а также обоснование каждого такого поступления и расхода;
- все продажи, покупки и операции компании; а также
- все активы и обязательства компании.
Данные бухгалтерского учета компании должны позволять составить на их основании финансовую отчетность. Бухгалтерская документация должна храниться в течение 6 лет с даты окончания финансового года.
Все кипрские компании обязаны ежегодно подготавливать и сдавать аудированную финансовую отчетность (financial statements), которая должна соответствовать требованиям Закона Республики Кипр «О компаниях» и Международным стандартам финансовой отчетности (IAS/IFRS), действующим в Европейском Союзе.
Финансовая отчетность кипрской компании составляется за календарный год и сдается в Регистр компаний не позднее 31 декабря следующего года.
Новые компании, зарегистрированные в первой половине календарного года (до 1 июля), составляют свою первую финансовую отчетность за период с даты регистрации компании и до конца текущего года. То есть, первая финансовая отчетность таких компаний подлежит сдаче уже на следующий год после регистрации (за неполный предыдущий год).
Новые компании, зарегистрированные во второй половине года (после 1 июля), вправе готовить первую отчетность за период до 18 месяцев (то есть за остаток года, в котором компания была зарегистрирована, и за весь следующий год).
Финансовая отчетность (ее заверенная копия) сдается вместе с ежегодным отчетом (о сроках сдачи ежегодного отчета – см. выше). При этом, финансовая отчетность, прилагаемая к ежегодному отчету, относится к предыдущему, а не к текущему финансовому году. Например, к ежегодному отчету, сдаваемому в 2021 году, должна прилагаться финансовая отчетность компании за 2020 год.
Финансовая отчетность кипрской компании, как правило, включает в себя:
- Отчет совета директоров (содержит информацию о статусе, видах деятельности компании, акционерном капитале, ключевых событиях и прогнозах развития компании, а также об основных рисках и неопределенностях, с которыми сталкивается компания);
- Заключение независимого аудитора (содержит мнение, к которому пришел аудитор по результатам проведенного им аудита и его обоснование);
- Отчет о прибылях и убытках и прочем совокупном доходе;
- Отчет о финансовом положении;
- Отчет об изменениях в капитале;
- Отчет о движении денежных средств;
- Примечания к финансовой отчетности.
Финансовая отчетность, сданная в Регистр компаний, будет доступна для ознакомления любым лицам за небольшую плату.
Аудит финансовой отчетности является обязательным как для публичных, так и для частных кипрских компаний.
Аудит должен проводиться местным (кипрским) независимым лицензированным аудитором и соответствовать Международным стандартам аудита (ISA).
Единственным признанным профессиональным объединением аудиторов на Кипре является Институт сертифицированных публичных бухгалтеров Кипра (ICPAC). Данной структуре делегированы полномочия по лицензированию аудиторов и аудиторских фирм в соответствии с Законом Республики Кипр «Об аудиторах» 2017 г. Перечень лицензированных на Кипре аудиторов и аудиторских компаний можно найти на сайте ICPAC.
Минфин вывел Кипр в офшоры
Для компаний-резидентов Кипра налогообложению подлежит их общемировой доход, то есть весь доход, полученный компанией как от источников на Кипре, так и за его пределами.
Резидентами Кипра для налоговых целей признаются компании, управление и контроль над которыми осуществляются на Кипре.
Ставка корпоративного налога составляет 12,5%.
Расходы, понесенные компанией всецело и исключительно для получения налогооблагаемого дохода, могут вычитаться из налоговой базы. Расходы, не отвечающие данному требованию, а равно не имеющие надлежащего документального подтверждения, вычету не подлежат. Вычет представительских расходов возможен только в пределах суммы, не превышающей 1% валового дохода, либо суммы 17 086 евро (наименьшей из указанных).
Перенос убытков. Убытки, понесенные компанией в налоговом году, могут переноситься на последующие периоды (до 5 лет), уменьшая налогооблагаемый доход.
Иностранные налоги. Сумма налога на доходы компании, уплаченного (удержанного) в иностранном государстве, может быть вычтена из суммы налога, подлежащего уплате на Кипре. Вычет иностранного налога возможен вне зависимости от того, имеется ли между Кипром и соответствующим государством соглашение об избежании двойного налогообложения.
Вычет условных процентов. С 1 января 2015 года в случае новых вложений в капитал кипрской компании, осуществленных в форме оплаченного акционерного капитала, может применяться вычет «условных процентов» (notional interest deduction, NID). По сути, он представляет собой аналог вычета из налоговой базы процентных расходов при долговом финансировании компании, но в данном случае применяется при долевом финансировании (почему проценты и названы «условными»). Вычет NID, таким образом, является налоговой мерой, стимулирующей инвестирование в капитал кипрских компаний как альтернативу займам.
Такой вычет исчисляется как размер нового капиталовложения, умноженный на процентную ставку NID. Ставка NID рассчитывается как процентная доходность по 10-летним государственным облигациям страны, в которой используются инвестированные средства (на 31 декабря предыдущего года), плюс 5%. Размер вычета не может превышать 80% налогооблагаемой прибыли компании за год. Эффективная налоговая ставка для компании в результате использования NID в максимально допустимом объеме за соответствующий год может составить лишь 2,5% (по сравнению с базовой ставкой 12,5%). Имеются нормы против злоупотреблений при применении вычета условных процентов.
Необлагаемые доходы. От налогообложения освобождены, в частности, следующие виды доходов кипрской компании:
- дивиденды;
- проценты (за исключением процентов, получаемых компанией в рамках своей обычной деятельности);
- прибыль постоянного представительства компании, расположенного за пределами Кипра;
- доходы от распоряжения ценными бумагами;
- прирост капитала от распоряжения правами интеллектуальной собственности в рамках нового IP-режима и др.
Налог у источника выплаты актуален в том числе при трансграничных выплатах пассивных доходов и регулируется как внутренним законодательством стран налогового резидентства компаний, выплачивающих и получающих доход, так и международными соглашениями об избежании двойного налогообложения.
Выплаты дивидендов и процентов компаниями-резидентами Кипра в адрес нерезидентов Кипра освобождены от налога у источника на Кипре.
С роялти (доходов от использования прав интеллектуальной собственности), выплачиваемых кипрскими компаниями в адрес нерезидентов Кипра, подлежит удержанию налог по ставке 10% (кроме случаев, когда международным налоговым соглашением предусмотрена меньшая ставка или освобождение). Если интеллектуальные права, за использование которых выплачиваются роялти, используются за пределами Кипра, налог у источника на Кипре не взимается.
Роялти, выплачиваемые в адрес связанной компании из государства ЕС, при соблюдении определенных условий, освобождены от налога у источника.
Кипр имеет двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения с более чем 60 странами. Кроме того, при выплатах между связанными компаниями Кипра и других стран Евросоюза также возможно применение освобождения от налога у источника согласно европейской Директиве «О материнских и дочерних компаниях» и Директиве «О процентах и роялти».
Согласно условиям обновленного в 2020 году по инициативе России Соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и Кипром 1998 г. (применяются с 1 января 2021 года), ставка налога у источника при выплате дивидендов была повышена до 15% (что равно обычной ставке, установленной Налоговым кодексом РФ). Ранее она составляла 5% при соблюдении условия о сумме прямого вложения от 100000 евро, либо 10% в иных случаях.
Для процентных выплат была также установлена ставка 15% (что лишь на 5% меньше обычной ставки, установленной НК РФ). Ранее налог у источника выплаты процентов мог взиматься только в государстве получателя, но не источника выплаты.
При этом указанные повышенные ставки актуальны именно при выплатах из России на Кипр. При выплатах с Кипра налог у источника не удерживается в силу внутреннего законодательства.
Кипрский НДС (VAT) начисляется:
- при поставке товаров или оказании услуг на Кипре;
- при приобретении товаров в других государствах ЕС;
- при импорте товаров из третьих стран.
Стандартная ставка VAT на Кипре составляет 19%.
Для определенных категорий товаров и услуг установлена пониженная (9% или 5%) либо нулевая ставка VAT. От налогообложения VAT освобождены аренда жилой недвижимости, финансовые, страховые, медицинские и образовательные услуги.
Обязанность постановки компании на учет в качестве плательщика VAT на Кипре возникает, если на конец месяца сумма налогооблагаемых VAT операций, осуществленных компанией за предыдущие 12 месяцев, превысила 15 600 евро либо если ожидается, что такая сумма превысит 15 600 евро в ближайшие 30 дней (а также в некоторых других случаях).
Поскольку Кипр является государством-членом ЕС, законодательство Кипра о налогообложении НДС (VAT) при трансграничных операциях внутри и вне ЕС основывается на Директиве Совета ЕС 2006/112/ЕС от 28 ноября 2006 г. «Об общей системе налога на добавленную стоимость».
Вебинар Актуально /* вывод даты справа в шапке*/ ?> 02.03.2022
Электронное актирование и электронное обжалование в ЕИС. Упрощение работы заказчика и исполнителя в рамках Федерального закона №44-ФЗ
Традиционно НК РФ претерпевает большое количество изменений. Рассмотрим, самые важные поправки по НДС и налогу на прибыль, вступившие в силу в середине 2021 года, а также изменения, к которым необходимо подготовиться с 1 января 2022 года.
Каждый участник вебинара может выиграть приятные призы — подарочные сертификаты. Розыгрыш сразу по окончании мероприятия в прямом эфире!
Закрываем 2021 год без ошибок и рисков — с хорошим настроением!