Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Спецодежда для вредников 2022 год нормативные акты». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Первое, что нас и меня, как специалиста по охране труда, волнует – это Порядок обучения по охране труда. Действующий Порядок 1/29 планируется отменить, а новый порядок сейчас находится на стадии оценки регулирующего воздействия. Список документов, которые изменятся, следующий: это приказы, программы инструктажей, программы обучения, положение об обучении – в общем, все документы, касающиеся обучения.
Проект НПА | Действующий НПА | Статус | Документы к пересмотру | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Положение о Системе управления охраной труда | Приказ Минтруда России от 19.08.2016 N 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» |
Не принят, проект находится на стадии оценки регулирующего воздействия
01.03.2022 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» в части совершенствования оказания государственных услуг и цифровой трансформации | Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» | Не принят, проект находится на стадии оценки регулирующего воздействия, | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Психиатрическое освидетельствование работников | Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»; | Не принят, проект находится на стадии оценки регулирующего воздействия |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам СИЗ | Типовые нормы бесплатной выдачи работникам СИЗ | Не принят, проект находится на стадии оценки регулирующего воздействия |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Порядок обучения по охране труда | Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»
Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности». |
Не принят, проект находится на стадии оценки регулирующего воздействия |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приказ Минтруда России «Об утверждении общих требований к организации безопасного рабочего места» | Вводится впервые | Не принят, проект находится на стадии оценки регулирующего воздействия |
Охрана труда: ключевые изменения с 1 марта 2022 годаЦель изменений в разделе Х ТК РФ — персонализация системы управления охраной труда с учетом проведенной оценки профессиональных рисков и специфики производственной деятельности. Это постепенный отказ от формального, списочного подхода в пользу адресной политики. Поправки в раздел Х Трудового кодекса влекут за собой существенные изменения в системе управлении охраной труда у каждого ИП или юридического лица. Законодатели ставят перед работодателями задачу максимально полно учитывать в положении о СУОТ и политике по охране труда индивидуальные особенности конкретных рабочих мест. И сейчас у нас есть время изучить новые требования законодательства, разработать необходимые документы и процессы. Разберем основные поправки:
Сегодня этому направлению уделяется минимум времени. В основном работодатели реагируют на уже случившееся ЧП. Теперь концепция безопасного производства сдвигается в сторону превентивных мер. Проанализировав основные и сопутствующие причины производственного травматизма и профзаболеваний, характерные для экономического вида деятельности вашего предприятия, вы сможете понять, какие меры помогут улучшить ситуацию. Росстат провел анализ видов несчастных случаев (НС) с тяжелым исходом за I полугодие 2020 года в России. Оказалось, что наибольшее число погибших при НС наблюдается при выполнении работ на высоте, но еще больше людей гибнет из-за воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин. Это говорит о том, что оценка рисков не проводилась или была проведена формально, работодатели не сделали выводы о ликвидации опасных процессов, не провели мероприятия по снижению рисков.
Работодатель обязан постоянно улучшать условия труда, для чего нужно ликвидировать опасные технологические процессы или снижать уровень опасности на рабочих местах. При этом нужно правильно расставлять приоритеты при реализации этих мероприятий. Это и есть принцип предупреждения и профилактики. Большой прогресс в сфере охраны труда — предложение выдавать средства индивидуальной защиты адресно, с учетом оцененных рисков. Единые типовые нормы бесплатной выдачи станут основой, но конкретный подбор необходимой спецодежды и обуви останется за работодателем. Поправки в ТК РФ предлагают обеспечивать сотрудников СИЗ с учетом идентифицированных на рабочем месте вредных и опасных производственных факторов, выявленных опасностей, а не в зависимости от профессии. Изменения в законодательстве по охране труда в 2022 годуПоправки в раздел Х ТК РФ вводят механизм самообследования работодателя на соблюдение требований охраны труда. По сути, он уже реализован на портале Онлайнинспекция. Однако функций у самообследования будет больше. Работодатель сможет проверить себя по уже знакомым чек-листам Роструда и затем задекларировать результаты в ведомстве. Срок действия декларации — от 1 до 3 лет. Если же работодатель не был искренним вовремя самообследования и проверяющие Роструда выявили нарушения по охране труда, декларацию отменят. Проект поправок предусматривает создание комитетов по охране труда, куда смогут войти как руководители, так и сотрудники. Комитеты будут организовывать мероприятия по предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний, проверять условия труда, информировать работников об их правах, обязанностях и значимых изменениях. Результатом работы комиссии станет эффективная система управления охраной труда. Поэтому работодатель должен решить для себя, как создать действительно работающий орган, а не формальную структуру. Работодатель вправе в целях контроля за безопасностью работ вести дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию производственного процесса. Такое положение есть во всех правилах по охране труда. Главное — не забудьте известить сотрудников о том, что ведете наблюдение (ст. 216.2 ТК РФ). По новым правилам представители органов власти, которые ведут федеральный надзор в области охраны труда, вправе получить дистанционный доступ к наблюдению и базам сопутствующих электронных документов. Уже сейчас такой онлайн-мониторинг организован на опасных производственных объектах. Скоро каждая стройплощадка или смотровой колодец будут переведены в онлайн-режим, что должно, с точки зрения законодателей, сократить травматизм. В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
У организаций и ИП появятся дополнительные полномочия в области охраны труда. На основании новой статьи 214.2 ТК РФ все работодатели смогут:
Изменения в разделе X Трудового кодекса: охрана труда после 1 марта 2022 годаПункт 15 части 1 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для: оценки, выявления и управления профессиональными рисками. В настоящей редакции только оценки уровней профессиональных рисков. Часть 2 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ Отчет о проведении специальной оценки условий труда, составленный на бумажном носителе или в электронном виде, подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей специальную оценку условий труда, путем проставления подписи, подписания в электронном виде с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке Это самое масштабное изменение: станет возможным утверждать отчет по СОУТ с помощью электронной подписи (ЭЦП). Подпункт «и» пункта 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ (вступает в силу с 1 марта 2023 года) В информационную систему учета (ФГИС) помимо результатов СОУТ необходимо подгружать и результаты оценки профессиональных рисков.Пока нет четкого понимания, как будет производиться передача данных работодателями, которые сами провели оценку рисков. Ожидается, что этот подпункт будет дополнен до 2023 года. Подпункт «д» пункта 3 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ Для организаций, проводившей специальную оценку условий труда, в информационной системе учета объектами учета являются следующие сведения:
Введен уточняющий момент о наличии во ФГИС уникального номере записи об аккредитации, который является подтверждением соответствия лаборатории критериям аккредитации (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ). Подпункт «з» пункта 3 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ Кроме того, для организаций, проводившей специальную оценку условий труда, в информационной системе учета объектами учета являются следующие сведения:
В действующей редакции данных сведений нет. Более того, данная информация будет подаваться организацией, проводящей специальную оценку условий труда, с использованием информационной системы учета (ФГИС СОУТ), в течение 10 рабочих дней со дня наступления случаев, указанных части 1.1. статьи 19 в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением копий подтверждающих документов. (Абзац первый части 1.1 статьи 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ) Статья 20 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ
На данный момент сертификат выдается на бумажном носителе. Статья 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ Появляется возможность формирования в автоматическом режиме выписок из реестра организаций, проводящих СОУТ, а также из реестра экспертов. В порядке регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, кардинальных изменений нет, уточняются лишь некоторые моменты: 1. Подается заявления о регистрации реестре с приложением документов (возможна подача заявления в виде электронного документа, подписанного ЭЦП); 2. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации рассматривает заявление в течение 7 рабочих дней со дня его регистрации; 3. Принимается решение о регистрации организации в реестре или об отказе в регистрации организации в реестре; 4. Министерство труда и социальной защиты РФ информирует организацию о принятом по результатам рассмотрения заявления решении в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения; 5. Производится регистрация организации в реестре осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о регистрации организации в реестре.
Когда причины, послужившие основанием для приостановления деятельности организации, проводящей СОУТ, устранены, Минтруд РФ принимает решение о внесении в реестр записи о возобновлении деятельности организации по проведению специальной оценки условий труда и вносит в реестр такую запись в течение 7 рабочих дней со дня регистрации заявления в Министерстве.
Определен перечень вредных производственных факторов на рабочих местах с вредными условиями труда, установленными по результатам специальной оценки условий труда, при наличии которых работникам выдаются бесплатно молоко или другие равноценные пищевые продукты по установленным нормам. Всего в проекте установлено 968 пунктов химических веществ, 1 пункт “Пестициды и агрохимикаты”, 3 пункта “Биологические факторы”, 1 пункт “Физические факторы”. Для сравнения: в приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 февраля 2009 года № 45н указано 969 пунктов химических веществ, 1 пункт “Пестициды и агрохимикаты”, 3 пункта “Биологические факторы”, 1 пункт “Физические факторы”. Добавлена формулировка, что бесплатная выдача молока или равноценных пищевых продуктов производится с даты внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в ФГИС СОУТ за всё время работы в таких условиях, в том числе за работу сверх установленной нормы рабочего времени (сверхурочная работа, работа в выходной или нерабочий праздничный день, дежурство сверх месячной нормы рабочего времени по графику, работа по совместительству). Как изменится Трудовой кодекс с марта 2022 года: читайте обзор поправок
Остается без уточнения периодичность индексации, она устанавливается по решению работодателя с учетом мнения профсоюзных органов. Порядок отражения в учете списываемой стоимости спецодежды зависит от сроков ее эксплуатации и причин списания — в разовом порядке либо в течение срока эксплуатирования; на производственные (или прочие) расходы либо на расчеты с виновными лицами. Зафиксированные законодательством или внутренними документами организации нормы регулируют лимит списания спецодежды в налоговом учете. Начиная с отчетности за 2021 г., хозяйствующие субъекты должны использовать ФСБУ 5/2019 «Запасы», утв. Приказом Минфина от 15.11.2019 г. № 180н. Данный стандарт обязательно должны использовать все компании, кроме бюджетников. Микроорганизации, которые вправе вести упрощенный бухучет, могут указать в учетной политике, что не используют этот стандарт. Остальные хозяйствующие субъекты должны организовать переход на новые правила учета с 1 января 2021 г. Если субъект, обязанный перейти на новый стандарт, не сделает этого, он получит штраф за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и за искажение показателей бухотчетности больше чем на 10%. В ходе проведения аудиторской проверки он рискует, что заключение будет составлено с оговоркой или вообще быть отрицательным. Также учет запасов имеет прямое влияние на величину бухгалтерских расходов и, соответственно, на размер дивидендов. При неверном указании их величины возникает ситуация, при которой неправильно рассчитывается налог с дивидендов. Это в свою очередь влечет за собой штрафы за неуплату налогов и пени. Кроме того, вполне вероятны конфликтные ситуации с учредителями компании. Неверный учет запасов влияет и на сумму активов компании, искажая ее значение, что в свою очередь приводит к неверному расчету собственного капитала. От его значения напрямую зависит расчет размера процентов по контролируемой задолженности, которая может уменьшить базу по налогу на прибыль у заемщика. Эксперты рекомендуют прописать в учетной политике правила перехода на новый порядок учета запасов и особенности формирования их стоимости. При этом нужно изменить понятие «материально-производственные запасы» на «запасы». Все разделы учетной политики, связанные с материалами, товарами, готовой продукцией, незавершенным производством, скорректировать, добавив ссылку на ФСБУ 5/2019. Образец приказа о внесении изменений в учетную политику для целей бухучета на 2021 г. в части ФСБУ 5/2019 «Запасы» Некоторые положения данных нормативно-правовых документов аналогичны. К примеру, не изменились методы списания материалов — также используются ФИФО, по средней себестоимости и по себестоимости единицы запасов (п. 16 ПБУ 5/01, п. 39 ФСБУ 5/2019). Если хозяйствующий субъект выбирает способ метода списания «по средней себестоимости», он, как и раньше, указывает, как именно она считается:
В учетной политике нужно прописать, за какой именно период будет рассчитываться средняя себестоимость — месяц, квартал, по мере поступления каждой новой партии или за другой период. Также, как и прежде, нужно формировать резерв под обесценение запасов для всех компаний, кроме тех, которые вправе вести упрощенный бухучет. Но раньше проводили сравнение себестоимости запасов с их рыночной стоимостью, а с 2021 г. требуется сравнивать с чистой стоимостью продажи (п. 25 ПБУ 5/01, п. 30 ФСБУ 5/2019). Кроме того, изменилась корреспонденция по созданию резерва. Теперь он отражается по Дт 90 «Продажи», а не по Дт 91 «Прочие доходы и расходы». Данный момент не нужно указывать в учетной политике. Однако если в документе был подробно расписан порядок его формирования и использования, нужно внести корректировки согласно новым правилам. Согласно п. 6 ФСБУ 5/2019 нужно указать в учетной политике единицу запаса — номенклатурный номер, инвентарный номер, партию, однородную группу, отдельный объект или иную единицу. Данное действие делается даже несмотря на то, что показатель можно изменять в течение года при необходимости. Вести учет запасов по учетным ценам в 2021 г. можно, если этот способ позволяет ускорить учет готовой продукции по плановой себестоимости. В иных ситуациях потребуется отражать запасы по фактической себестоимости. В п. 22 ФСБУ 5/2019 указано, что даже запасы в пути сначала можно считать по стоимости, указанной в договоре, а затем все равно требуется довести их до фактической себестоимости. Раньше признание материалов по учетным ценам производилось на основании п. 85-87 Методических указаний по бухучету МПЗ, утвержденных Приказом Минфина от 28.12.2001 г. № 119н, но они прекратили действие с 2021 г. В связи с применением нового порядка учета запасов может потребоваться ввести новые субсчета в рабочий план счетов. Их нужно пересмотреть, чтобы грамотно вести учет и контроль спецодежды, спецоснастки, запасов для управленческих нужд, объектов с признаками основных средств дешевле лимита по стоимости и т.д. Если у спецодежды срок использования больше 12 мес. или операционного цикла и стоимость больше лимита, она учитывается в составе основных средств. С 2021 г. не нужно использовать специальные правила по учету спецодежды. Ранее они были указаны в Методических указаниях по бухучету, утвержденных Приказом Минфина от 26.12.2002 г. № 135н в части нюансов учета на сч. 10 и возможностей его упрощения. Но с этого года указания перестали действовать, а потому используются общие правила учета для запасов и основных средств. Нужно ориентироваться на то, каким критериям они соответствуют (пп. «б» п. 3 ФСБУ 5/2019). Перспективный переход можно совершить, если одновременно выполняются два условия:
В иных ситуациях перспективный переход нельзя использовать. Малоценные ОС не считаются запасами, а потому они не подпадают под действие ФСБУ 5/2019, а именно он предусматривает перспективный переход. Соответственно, для многих компаний единственным вариантом перехода является ретроспективный учет (п. 15 ПБУ 1/2008). Когда производится ретроспективный пересчет по состоянию на 31 декабря 2020 г., нужно пересмотреть сальдо сч. 10 и выделить спецодежду, у которой изначально установленный срок использования был больше 12 мес. или операционного цикла, а также стоимость была больше лимита по основным средствам. При этом возможны два варианта учета в 2021 г.:
Дт 84 Кт 10 — списана спецодежда стоимостью дороже лимита по основным средствам и с длительным сроком использования Дт 01 Кт 84 — спецодежда дороже лимита по основным средствам и с длительным сроком использования учтена в составе ОС по первоначальной стоимости Дт 84 Кт 02 — начислена амортизация по спецодежде с длительным сроком использования за период, который прошел с момента ввода в эксплуатацию и до перехода на учет по правилам ФСБУ 5/2019 Если компания продолжает использовать ПБУ 6/01, тогда она должна сделать ретроспективный пересчет (п. 15 ПБУ 1/2008). То есть требуется пересчитывать показатели бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах за прошлый год. Если компания досрочно стала использовать ФСБУ 6/2020, тогда она может сделать сокращенную ретроспективу — скорректировать лишь остатки по счетам. Это разрешено на основании п. 49 ФСБУ 6/2020. Когда срок полезного использования спецодежды больше 12 мес. или операционного цикла, ее нельзя учитывать в запасах. Если в учетной политике обозначен лимит для учета малоценных ОС, а спецодежда оценивается дешевле него, то учетная политика позволяет не учитывать данную спецодежду как ОС. С 2021 г. эти активы можно сразу списывать в расходы отчетного периода при их приобретении. В этом случае нужно проверить, чтобы общая сумма списываемой однотипной спецодежды за год не превышала уровень существенности, установленный в компании. В противном случае организация может получить замечание от аудитора. Корреспонденция в данной ситуации будет такая: Дт 20 (23, 25, 44) Кт 60 — приобретена спецодежда с длительным сроком использования, но дешевле лимита по основным средствам Учитывать фактическое наличие спецодежды можно двумя способами:
Перспективный переход возможен при выполнении двух условий одновременно — компания имеет право вести упрощенный бухучет, и она досрочно с 2021 г. стала применять ФСБУ 6/2020 (п. 51 ФСБУ 6/2020). В иных случаях нельзя использовать перспективный переход. Малоценные ОС не считаются запасами и, соответственно, они не подпадают под действие ФСБУ 5/2019. А именно этот стандарт предусматривает применение перспективного перехода. Таким образом, многие компании могут использовать единственный вариант — ретроспективный пересчет (п. 15 ПБУ 1/2008). При ретроспективном пересчете по состоянию на 31 декабря 2020 г. нужно пересмотреть сальдо сч. 10 и выделить спецодежду, для которой изначально установленный срок использования был больше 12 мес. или операционного цикла. Эти активы нужно списать в расходы единовременно в межотчетный период. Корреспонденция будет такая: Дт 84 Кт 10 — списана малоценная спецодежда с длительным сроком использования Дт 012 — принята на забалансовый учет малоценная спецодежда с длительным сроком использования Если компания продолжает использовать ПБУ 6/01, тогда она должна сделать ретроспективный пересчет (п. 15 ПБУ 1/2008). То есть требуется пересчитывать показатели бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах за прошлый год. Если компания досрочно стала использовать ФСБУ 6/2020, тогда она может сделать сокращенную ретроспективу — скорректировать лишь остатки по счетам. Это разрешено на основании п. 49 ФСБУ 6/2020. Сервисы, помогающие в работе бухгалтера, вы можете приобрести здесь. Хотите установить, настроить, доработать или обновить «1С»? Оставьте заявку! Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Бухгалтерский учет специальной одежды нужно вести на счете 10 «Материалы» с разбивкой по субсчетам 10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» и 10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации». Приобретение спецодежды отражается на дату принятия ее к учету следующими записями: Дебет 10 «Материалы», субсчет «Специальная оснастка и специальная одежда на складе», Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кредит 60 Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС», Кредит 19 Дебет 60 Кредит 51 ПРИМЕР 1. КАК УЧЕСТЬ СПЕЦОДЕЖДУ Фирма «Авто-М» занимается мойкой автомашин. В январе для служащих автомойки было приобретено 10 пар резиновых перчаток по цене 590 руб. (в т. ч. НДС – 90 руб.) и 10 пар резиновых сапог по цене 4720 руб. (в т. ч. НДС – 720 руб.). В этом же месяце одежда и обувь были выданы сотрудникам мойки. Приказом руководителя установлен срок полезного использования: на перчатки – два месяца, на сапоги – 18 месяцев. Бухгалтер в январе должен сделать следующие проводки: Дебет 10-10 Кредит 60 Дебет 10-10 Кредит 60 Дебет 19 Кредит 60 Дебет 60 Кредит 51 Дебет 68 Субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 Дебет 10-11 Кредит 10-10 Дебет 10-11 Кредит 10-10 Дебет 20 (26) Кредит 10-11 Ежемесячно в течение 18 месяцев бухгалтер будет делать проводку: Дебет 20 (26) Кредит 10-11 Таким образом, до конца года будет списано 2666,64 руб. (222,22 руб. × 12 мес.). Стоимость спецодежды, числящаяся на счете 10 на конец года, составит 1333,36 руб. (500 + 4000 – 500 – 2666,64). Эта сумма будет указана в годовом балансе по строке 1210. В соответствии со статьями 171 и 172 Налогового кордекса РФ компания может принять к вычету «входной» НДС, предъявленный поставщиком спецодежды, если:
Поскольку право собственности на спецодежду остается у компании и работникам она выдается во временное пользование, на дату выдачи реализации не происходит и НДС начислять не надо. ПРИМЕР 2. «В ТОМ ЧИСЛЕ НДС» Организация приобрела спецодежду и выдала ее работникам. Стоимость спецодежды составила 35 400 руб. (в т. ч. НДС – 5400 руб.). Стоимость спецодежды списывается на расходы равномерно в течение срока ее службы. На дату принятия спецодежды к учету делаются следующие записи: Дебет 10 «Материалы», субсчет «Специальная оснастка и специальная одежда на складе», Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кредит 60 Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС», Кредит 19 Дебет 60 Кредит 51 На дату выдачи работникам: Дебет 10, субсчет «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации», Кредит 10, субсчет «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» Между работником и работодателем может быть достигнута договоренность, что при увольнении работник не будет возвращать спецодежду. Здесь возможны два варианта: когда работник компенсирует стоимость невозвращенной спецодежды и когда такая компенсация не выплачивается. Остаточная стоимость спецодежды удерживается из зарплаты работника. В ситуации, когда работник компенсирует стоимость спецодежды из своей зарплаты, получается, что к работнику переходит право собственности на эту спецодежду. Возникает вопрос: нужно ли в данной ситуации начислять НДС на сумму выплачиваемой работником компенсации? По мнению Минфина России, такую передачу права собственности для целей применения НДС следует рассматривать как операцию по реализации спецодежды, подлежащую обложению этим налогом в общеустановленном порядке (письмо от 09.07.2013 № 03-07-11/26420. То есть компенсация, удержанная с работника с его согласия, является оплатой спецодежды и облагается НДС. Некоторые суды, впрочем, считают, что если в бухгалтерском учете организации операции по удержанию стоимости невозвращенной спецодежды с работников отражены как компенсация убытков, оснований рассматривать их как реализацию и облагать НДС нет. ПРИМЕР 3. СПЕЦОДЕЖДА «НАПРОКАТ» Работник организации, получивший во временное пользование новую спецодежду, уволился из организации. При увольнении работник по договоренности с работодателем представил заявление с просьбой оставить у себя выданную спецодежду и удержать ее стоимость из причитающейся ему зарплаты. Договорная стоимость спецодежды, право собственности на которую после увольнения перешло к работнику, составляет 5900 руб. (в т. ч. НДС 900 руб.). Не погашенная на момент увольнения работника стоимость выбывшей спецодежды (с учетом ее износа) составляет 3000 руб. и не превышает размер среднего месячного заработка работника. Для целей налогового учета доходов и расходов организация применяет метод начисления. В учете организации компенсация за спецодежду, которая удерживается из зарплаты работника при его увольнении в связи с оставлением у него спецодежды, отражается так: Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» Кредит 91-1 Дебет 91-2 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС» Дебет 91-2 Кредит 10, субсчет «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кредит 73, субсчет «Расчеты с персоналом по прочим операциям» Учет спецодежды с 2022 в 1С по ФСБУ 6/2020Работодатель может не требовать от работника компенсации остаточной стоимости спецодежды, то есть речь идет о безвозмездной передаче спецодежды в собственность работника. В этом случае составляется акт, в котором надо указать стоимость передаваемой бесплатно спецодежды. Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ операция по передаче права собственности на безвозмездной основе также облагается НДС. Налоговая база при безвозмездной передаче работникам спецодежды, в соответствии с подпунктом 1 статьи 153 Налогового кодекса РФ, определяется как стоимость переданной одежды, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному (письмо Минфина России от 25.08.2016 № 03-07-11/49604). Такой ценой в данном случае является стоимость одежды, указанная в составленном акте на переход спецодежды в собственность работника. Налогообложение производится по налоговой ставке 18% – в соответствии с пунктом 3 статьи 164 Налогового кодекса РФ. НДС, начисленный в связи с такой передачей, в составе налоговых расходов не учитывается на основании пункта 16 статьи 270 Налогового кодекса РФ. Следовательно, в бухгалтерском учете на дату начисления НДС возникают постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство (ПНО) (п. 4, 7 ПБУ 18/02). ПРИМЕР 4. СОБСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКА Изменим условия предыдущего примера. Предположим, что работник в соответствии с достигнутой договоренностью не компенсирует работодателю стоимость не возвращенной при увольнении спецодежды. Передача работнику в собственность спецодежды оформляется актом, согласно которому стоимость передаваемой бесплатно спецодежды составляет 3000 руб. В учете организации передачу спецодежды оформляют записями: Дебет 91-2 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС» Дебет 91-2 Кредит 10, субсчет «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» Дебет 99 Кредит 68, субсчет «ПНО» 1. Учет спецодежды в 2021 году изменения2. ФСБУ 5/2019 спецодежда3. Спецодежда в 2021 году бухгалтерский учет4. Как учитывать спецодежду в 2021 годуРаботодатель может обеспечивать работников спецодеждой и средствами индивидуальной защиты (СИЗ) и сверх установленных норм. Для этого установлены нормы выдачи спецодежды по профессиям. Расходы в пределах норм работодатель вправе компенсировать за счет взносов на травматизм. Компания «ФОРМГОСТ» предлагает ознакомиться в удобной таблицес этой информацией. Трудовой кодекс гарантирует работникам безопасные условия труда. Если на рабочем месте присутствуют вредные или опасные условия труда, работодатель должен обеспечить работников специальной рабочей одеждой и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Речь идет об условиях труда, связанных с:
Типовые нормы обеспечения работников спецодеждой по профессиям установлены Приказом Минтруда РФ № 997н от 09.12.2014 года. Перечень содержит нормы предоставления спецодежды и средств защиты для 195 профессий. Так же установлены и другие основания приобретения специальной одежды, обуви и защитных средств для работников, независимо от их профессии:
Списание спецодежды в бухгалтерском учете в 2021 — 2022 годахВ таблице нормы бесплатной выдачи спецодежды и СИЗ работникам в 2018 году по приказу № 997н. Выдавайте защитную одежду, обувь и другие средства защиты, работникам, если их работа связана с вредными и опасными условиями труда. Обращайтесь в ФСС за компенсацией расходов на средства защиты, если они отечественного производства, аттестация рабочих мест проведена и соблюдены типовые нормы выдачи СИЗ в 2020 году по профессиям. Как известно, за систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности на предприятии несет ответственность директор, а это значит, что приказ о выдаче спецодежды он может подготовить и сам. Но, как показывает практика, он назначает ответственного по охране труда, который должен разработать проект документа согласно требованиям российского законодательства. Далее он передает готовый документ на подпись директору. Помимо директорской подписи, в документе должны стоять подписи всех сотрудников, фигурирующих в нем. Сам документ не имеет унифицированной формы, но в нем должно быть указаны:
Составляя приказ, специалист должен придерживаться ряда требований:
Спецодежда в бухгалтерском и налоговом учете в 2021 годуЧтобы исправить ошибки, недочеты в документе, необходимо следующее:
Итак, в организации выдача специально разработанной одежды, обуви и иных средств защиты — это, во-первых, предотвращение и снижение негативного воздействия на организм рабочего персонала, основное место которого — производственная среда, имеющая вредные либо опасные факторы для человеческого организма, а во-вторых, — отличная защита от особых температурных условий и различного рода загрязнений. Вот почему директор предприятия должен предоставить своему персоналу регламентированную и декларированную российским законодательством специально разработанную одежду. Обязательная маркировка спецодежды в системе Честный ЗНАК «Честный Знак» проходит поэтапно и не вся рабочая одежда подлежит обязательной маркировке. Чтобы не допустить нарушения законодательства, следите за тем, какие запреты вступают в силу. Сроки маркировки спецодежды: Этап 1. Запрет производства, импорта и продажи оптом и в розницу. Старт передачи сведений оператору маркировки:
Этап 2. Окончание регистрации остатков, обязательная маркировка и ввод в оборот товаров:
После указанных дат, вся рабочая одежда и обувь снабжается штрихкодом DataMatrix, а сведения о производстве, покупке или продаже передаются в систему «Честный Знак». Независимо от роли компании в цепочке поставок придется организовать маркировку спецодежды в системе «Честный Знак» и работу со средствами идентификации. Зачем спецодежде нужна маркировка? Начнём со средств идентификации. Маркировка Data Matrix — это двумерный цифровой код. Он наносится на изделие и обеспечивает прослеживаемость конкретной единицы товара с момента выпуска до продажи конечному покупателю. На каждом этапе оборота товар со штрихкодом сканируется и сведения передаются в систему «Честный Знак». Сам «Честный Знак» помимо регистрации движения продукции собирает Национальный каталог маркированных товаров, в котором хранится информация и описания продукции. Изначальная цель маркировки рабочей одежды — борьба государства с контрафактом и обеление рынка. Прозрачность товарооборота снизит объем серой торговли и увеличит собираемость налогов. Выиграют от этого и потребители. Несущие опасность для здоровья товары не попадут на прилавок, а об обнаруженной подделке или контрафакте легко сообщить в приложении «Честный Знак». Для участников оборота спецодежды новый порядок несет сложности и дополнительные издержки. Но в долгосрочной перспективе система нужна и для предпринимателей: оздоровление рынка, честная конкуренция и закрытие нелегальных точек. Кроме того, собранная статистика о движении подлежащей маркировке спецодежды пригодится для оптимизации производственных циклов, складских запасов и логистических цепочек, что даст экономическую выгоду участникам рынка. Одежда спецназначения относится к разделу №14 «Одежда» Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2). СИЗ — к разделу №32.9 «Изделия готовые, не включенные в другие группировки». Эти разделы входят в перечень, который утвержден Распоряжением №471-р. Это значит, что закупка СИЗ и одежды спецназначения проводится преимущественно в форме электронного аукциона или иных способов, если это не противоречит 44-ФЗ. Проведение конкурсов на закупку спецодежды и средств индивидуальной защиты 44-ФЗ не предусмотрено. ВАЖНО! Покупка для предупреждения распространения коронавируса и борьбы с этой инфекцией проводится у ед. источника (п. 9 ч. 1 ст. 93). СИЗ (ОКПД2 32.99.11.199) включены в перечень продукции, в отношении которой Постановлением №617 установлены ограничения на допуск из иностранных государств. При закупке этих товаров обязательно включите в документацию:
ВАЖНО! Покупка в составе одного заказа товаров, на которые распространяются ограничения или запреты, с другими товарами недопустима. Ответ на вопрос, возможно ли объединение в одном лоте спецодежду и спецобуви, — да, если они подпадают под действие одного постановления и это объединение не ограничивает конкуренцию. Технические характеристики товара, который включен в техническое задание на конкурс по закупке спецодежды и средств индивидуальной защиты, указывайте с учетом требований, заложенных в действующие ГОСТы и технические регламенты. Основные из них:
ВАЖНО! Спецодежда и СИЗ подлежат сертификации, а медизделия — обязательной регистрации. Это значит, что при закупке средств индивидуальной защиты как медизделий (например, маски для защиты от коронавируса) заказчик вправе запросить у поставщика не только сертификаты, но и регистрационное свидетельство. В обоснование на закупку спецодежды (в расчет) включайте только товары российского производства, если их покупка предусмотрена заказом. При закупке специальной одежды и средств индивидуальной защиты включите в договор на поставку спецодежды по 44-ФЗ в обязательном порядке:
Поставка и оплата проводятся в строгом соответствии с положениями контракта, проект которого включен в тендерную документацию. Поставщик обязан передать заказчику одновременно с поставкой документы, которые подтверждают страну происхождения товара (выписку, сертификат) и его качество (регистрационные свидетельства, сертификаты), если это было предусмотрено положениями проекта контракта, который является неотъемлемой частью тендерной документации. ВАЖНО! Замена товаров на импортные аналоги недопустима. Чтобы выяснить, какая статья и как правильно прописать контракт в УРМ приобретение спецодежды по внебюджету, обратитесь к плану ПФХД. В этом документе указаны КБК по бюджету и внебюджету, которые вам понадобятся для детализации договора в УРМ. Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 днейПовторимся: по новым правилам стоимость «спецовки» неважна. Нам нужно знать срок ее эксплуатации. Если он до 12 месяцев включительно, то одежду нужно включить в состав МПЗ и в момент передачи работнику полную стоимость списать в расходы. Однако если срок носки больше года, то одежду учтем как основные средства. Не забывайте вести учет одежды в личных карточках работников, в которых они расписываются при получении «спецовки». Отслеживайте сроки эксплуатации одежды и во время выдавайте новые комплекты. ООО «Геодез» приобрело комплект спецодежды для работника стоимостью 30 000 тыс. руб. (в т. ч. НДС — 5 000 руб.). Срок эксплуатации костюма — 11 месяцев. Этот комплект бухгалтер примет в качестве МПЗ, а в момент передачи работнику спишет его полную стоимость в расходы одной суммой. В бухучете хозоперации отразятся следующим образом:
➤ С 1 марта 2022 года у работодателей появятся новые права по охране труда. Они смогут контролировать безопасность производства работ дистанционно, то есть с помощью видео- и аудиофиксации. Все это потребует внести в трудовой договор условия, при которых такое видеонаблюдение будет разрешено. ➤ Работодателям разрешили проводить внутренний аудит соблюдения требований трудового законодательства по проверочным листам. Роструд разместит площадку, где работодатели смогут пройти самообследование по проверочным листам. Для этого чек-листы приведут в подходящий для самообследования формат. Проводить самообследование – это право, а не обязанность работодателя. Если по итогам самопроверки работодатель получит высокую оценку соблюдения обязательных требований, то он сможет подготовить декларацию соблюдения обязательных требований в Роструд, со сроком действия 1-3 года. В этот период плановые проверки проводиться не будут, а вот внеплановая проверка вполне возможна. И если при внеплановой проверке ГИТ обнаружит, что в организации нарушают требования охраны труда или выявят факты ввода недостоверных сведений при самообследовании, то декларацию отменят. ➤ Электронный документооборот – тоже право, а не обязанность работодателя. Если у организации имеется возможность выдать электронные цифровые подписи работникам и должностным лицам, то можно вести локальные нормативные акты в электронном виде, в том числе и фиксировать выдачу СИЗ. Законом № 311-ФЗ изменена структура разд. Х ТК РФ «Охрана труда». В частности, заново переписаны положения нескольких глав, которые регламентируют сферу ОТ. Суть внесенных поправок, обусловленных в том числе правоприменительной практикой, заключается в следующем: 1. Уточнены права и обязанности субъектов трудовых отношений (работодателя и работников), а также структурированы основные процедуры управления охраной труда у работодателя (в частности, определен порядок осуществления деятельности созданных у работодателя служб по ОТ). 2. Установлен запрет на работу в опасных условиях труда. Данный запрет может быть введен по результатам СОУТ (если условия труда на рабочих местах будут отнесены к опасному классу). Возобновить деятельность на таких рабочих местах работодатель сможет только по результатам внеплановой СОУТ, которая подтвердит снижение класса условий труда. Процедура установления и снятия запрета на работу в опасных условиях труда определена положениями новой ст. 214.1 ТК РФ. 3. Регламентирован механизм управления профессиональными рисками. Этому вопросу посвящена новая ст. 218 ТК РФ. 4. Модернизирован подход к реализации мер безопасности посредством перехода от предоставления СИЗ в зависимости от наименования профессии (должности) работника, занятого на конкретном рабочем месте (так называемого списочного подхода к обеспечению СИЗ), к обеспечению СИЗ в зависимости от имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. Эти правила прописаны в новой редакции ст. 221 ТК РФ. 5. Усовершенствована процедура расследования и учета несчастных случаев на производстве, в том числе с целью предотвращения сокрытия микроповреждений (микротравм) (новая редакция ст. 227 ТК РФ). При этом базовые принципы в области ОТ, которые заложены в действующей редакции Трудового кодекса, остались неизменными. Изменено название гл. 34 ТК РФ на «Государственное управление охраной труда и требования охраны труда». В ней раскрыто понятие «государственное управление охраной труда» (см. ст. 211 ТК РФ), а также разграничены полномочия в этой области между Правительством РФ, федеральными и региональными исполнительными органами власти в сфере охраны труда (см. новые ст. 211.1 – 211.3 ТК РФ). Кроме того, Законом № 311-ФЗ скорректированы общие принципы установления национальных стандартов безопасности труда, а также государственных нормативных требований охраны труда, утверждаемых уполномоченными органами власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (новая ст. 212 ТК РФ). Также определен порядок проведения государственной экспертизы условий труда (новая ст. 213 ТК РФ). Заметим: некоторые из перечисленных вопросов частично уже были урегулированы положениями действующих сейчас ст. 211, 216 и 216.1 ТК РФ. Внесенными поправками существующие правила уточнены и дополнены. Похожие записи: |