Грант на развитие сельского хозяйства 2022 хакасия

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Грант на развитие сельского хозяйства 2022 хакасия». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

(с изменениями на 23 июля 2021 года)

(в ред. Постановлений Правительства Республики Хакасия от 25.07.2019 N 366, от 14.10.2019 N 516, от 10.06.2020 N 308, от 30.04.2021 N 222, от 23.07.2021 N 361)

В целях реализации мероприятий, направленных на создание новых субъектов малого предпринимательства в агропромышленном комплексе и развитие сельскохозяйственной кооперации в рамках регионального проекта Республики Хакасия «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», входящего в состав федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», Правительство Республики Хакасия постановляет:

(преамбула в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 30.04.2021 N 222)

1. Утвердить Порядок предоставления грантов «Агростартап», источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации и средства республиканского бюджета Республики Хакасия (приложение 1).

(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 10.06.2020 N 308)

2. Утвердить Порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации и средства республиканского бюджета Республики Хакасия (приложение 2).

(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 10.06.2020 N 308)

Исполняющий обязанности Главы
Республики Хакасия — Председателя
Правительства Республики Хакасия
А.АСОЧАКОВ

Утвержден
постановлением
Правительства Республики Хакасия
«Об утверждении Порядков
предоставления грантов «Агростартап»
и субсидий сельскохозяйственным
потребительским кооперативам,
источником финансового обеспечения
которых являются средства
федерального бюджета
на создание системы поддержки фермеров
и развитие сельской кооперации и
средства республиканского бюджета
Республики Хакасия»

ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГРАНТОВ «АГРОСТАРТАП», ИСТОЧНИКОМ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ СРЕДСТВА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ФЕРМЕРОВ И РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ И СРЕДСТВА РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 10.06.2020 N 308)

1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, общими требованиями к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1492, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации, приведенными в приложении 6 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, и определяет порядок и условия предоставления грантов «Агростартап», источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации и средства республиканского бюджета Республики Хакасия (далее — республиканский бюджет), размеры грантов «Агростартап», перечень документов, необходимых для получения указанных средств, и порядок их рассмотрения.

(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 30.04.2021 N 222)

1.2. Для целей настоящего Порядка используются следующие понятия:

грант «Агростартап» — средства, перечисляемые из республиканского бюджета участнику отбора для финансового обеспечения его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки, связанных с реализацией проекта создания и (или) развития хозяйства, представляемого участником отбора в конкурсную комиссию. Грант предоставляется однократно;

участник отбора — крестьянское (фермерское) хозяйство или индивидуальный предприниматель, основным видом деятельности которых является производство и (или) переработка сельскохозяйственной продукции, зарегистрированные на сельской территории или на территории сельской агломерации Республики Хакасия в текущем финансовом году, обязующиеся осуществлять деятельность на сельской территории или на территории сельской агломерации Республики Хакасия в течение не менее пяти лет со дня получения средств и достигнуть показателей деятельности, предусмотренных проектом создания и (или) развития хозяйства, которые не являются или ранее не являлись получателями средств финансовой поддержки (за исключением социальных выплат и выплат на организацию начального этапа предпринимательской деятельности), субсидий или грантов, а также гранта на поддержку начинающего фермера в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 (далее — грант на поддержку начинающего фермера).

К понятию «участник отбора» также относится гражданин Российской Федерации, обязующийся в срок, не превышающий 30 календарных дней после объявления его победителем по результатам конкурсного отбора конкурсной комиссией, осуществить государственную регистрацию крестьянского (фермерского) хозяйства, отвечающего требованиям, предусмотренным абзацем третьим настоящего пункта, или зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель, отвечающий требованиям, предусмотренным абзацем третьим настоящего пункта, в органах Федеральной налоговой службы;

плановые показатели деятельности — производственные и экономические показатели, предусмотренные проектом создания и (или) развития хозяйства. В состав плановых показателей деятельности включаются в том числе количество принятых новых постоянных работников, зарегистрированных в Пенсионном фонде Российской Федерации, и объем производства и реализации сельскохозяйственной продукции, выраженный в натуральных и денежных показателях;

  • Блоги
  • Инструктаж
  • Экспертное мнение
  • Спецпроекты
  • Вопрос-ответ
  • Календарь
  • Каталог
  • Объявления
  • Статьи

Агростартап – это возможность получить у государства на безвозмездной основе до 3 млн рублей на развитие своего хозяйства, или до 4 млн рублей, если хозяйство состоит в кооперативе.

Деньги будут предоставлены на условии софинансирования. Фермер должен определиться, сколько денег ему необходимо на создание и развитие хозяйства: не более 90% от этой суммы (без учёта НДС и транспортных расходов) предоставит государство и не менее 10% фермеру придётся вложить собственных средств.

Деньги выделяются на конкурсной основе. Претенденту на грант нужно будет представить в минсельхоз бизнес-план (проект создания и развития) своего хозяйства. Все бизнес-планы будут оцениваться по специальной шкале (см. ниже), составленной в соответствии с приоритетами региона (например, если приоритет – молочное животноводство, то проекты молочных ферм будут получать больше баллов, чем проекты тепличных хозяйств). По сумме баллов будут определены победители конкурса – они-то и получат господдержку.

Максимальный размер гранта будет зависеть от того, работает ли фермер в одиночку или состоит в кооперативе.

В первом случае максимальный размер «Агростартапа» – 3 млн рублей.

Во втором случае максимальный размер выше – 4 млн рублей, но есть особое условие: не менее 25% и не более 50% от общего размера гранта должно быть направлено на формирование неделимого фонда сельскохозяйственного потребительского кооператива, в котором состоит грантополучатель.

    • Приобрести земельные участки из земель сельхозназначения в Ростовской области
    • Оплатить разработку проектной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции
    • Приобрести, построить или отремонтировать производственные и складские здания, помещения, пристройки, инженерные сети и т. д., а также оплатить регистрацию этих зданий, помещений.
    • Построить дороги и подъезды к производственным объектам
    • Подключить производственные объекты к инженерным сетям
    • Приобрести сельскохозяйственных животных (в том числе у ЛПХ – не более 5 голов сельхозживотных).
    • Приобрести сельскохозяйственную технику и инвентарь, грузовой автотранспорт, оборудование для производства и переработки сельскохозяйственной продукции, посадочный материал для многолетних насаждений.

    Грантовая поддержка должна быть использована в течение 18 месяцев с даты получения.

    Грантополучатель обязан создать рабочие места. Их количество зависит от размера гранта:

    • до 2 млн рублей — как минимум 1 рабочее место
    • более 2 млн рублей – как минимум 2 рабочих места

    За счёт средств гранта не оплачиваются работы по строительству и реконструкции объектов, взятых в аренду.

    Приобретаемое оборудование должно быть выпущено не ранее года, предшествующего году получения субсидии.

    Нельзя расходовать грант на оплату товаров или услуг, предоставленных гражданами (кроме ИП), состоящими в родстве (дети, супруги и родители) с главой и (или) членами семьи грантополучателя.

    Приобретённое оборудование не должно отчуждаться в течение пяти лет

    Численность поголовья сельхозживотных должна сохраняться в течение пяти лет

    Грантополучатель обязан выполнять показатели эффективности, которые будут записаны в соглашении о предоставлении гранта (например, увеличивать сбор овощей, наращивать поголовье, сохранять выход телят на уровне и т. д.)

    Имущество и животные, приобретаемые по грантовой поддержке, должны быть застрахованы на срок действия соглашения.

    По предварительным данным, оценка заявок на грант будет проводится по следующей шкале.

    1. Направление деятельности в соответствии с бизнес-планом:

    • развитие молочного скотоводства, выращивание многолетних насаждений и виноградников – 3 балла;
    • развитие мясного скотоводства, кролиководства – 2 балла;
    • иные виды деятельности – 0 баллов.

    2. Наличие у участника конкурсного отбора животноводческих помещений – для участников конкурсного отбора животноводческого направления:

    • имеется в собственности и/или аренде на срок 5 и более лет – 3 балла;
    • документы находятся в стадии оформления в собственность и/или аренду на срок 5 и более лет – 2 балла;
    • планируется приобретение и (или) строительство и (или) реконструкция согласно бизнес–плану – 1 балл;
    • иное – 0 баллов.

    3. Наличие поголовья сельскохозяйственных животных молочного направления, в том числе как у владельца личного подсобного хозяйства:

    • от 4 и более голов – 2 балла;
    • от 1 до 3 голов – 1 балл;
    • отсутствует – 0 баллов.

    4. Наличие кормовой базы (в соответствии с потребностью, указанной в бизнес–плане)

    • кормовой базы обеспечен полностью за счет собственного производства (есть участки в собственности или в аренде) – 2 балла;
    • кормовой базой обеспечен частично за счет собственного производства (есть участки в собственности или в аренде) – 1 балл;
    • корм планируется приобретать на основании договоров на поставку кормов на 5 лет – 0 баллов;

    5. Каналы сбыта сельскохозяйственной продукции, производимой участником конкурсного отбора:

    • организация собственного перерабатывающего производства (в том числе через кооператив, членом которого является КФХ) – 3 балла;
    • через перерабатывающие организации (предприятия) – 1 балл;
    • иные направления сбыта произведенной продукции – 0 баллов.

    6. Размер запрашиваемого гранта:

    • не более 50 процентов от максимального размера гранта – 2 балла;
    • от 50 процентов, но не более 90 процентов от максимального размера гранта – 1 балл;
    • от 90 процентов до 100 процентов от максимального размера гранта – 0 баллов.

    7. Наличие у участника конкурсного отбора собственных средств для софинансирования средств гранта:

    • от 30 процентов затрат – 2 балла;
    • от 15 процентов, но не более 30 процентов затрат – 1 балл;
    • не более 15 процентов – 0 баллов.

    8. На дату подачи заявки постоянное проживание участника конкурсного отбора на сельской территории муниципального образования Ростовской области по месту нахождения (регистрации) крестьянского (фермерского) хозяйства:

    • постоянно проживает свыше 5 и более лет – 2 балла;
    • постоянно проживает свыше 1 года, но не более 5 лет – 1 балл;
    • планирует переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения (регистрации) крестьянского (фермерского) хозяйства – 0 баллов.

    9. Состав семьи участника конкурсного отбора на дату подачи заявки:

    • 3 и более детей (в том числе усыновленные и (или) находящиеся под опекой и (или) попечительством), не достигших 18–летнего возраста, – 2 балла;
    • 2 детей (в том числе усыновленные и (или) находящиеся под опекой и (или) попечительством), не достигших 18–летнего возраста, – 1 балл;
    • иное – 0 баллов.

    Порядок отбора проектов развития сельского туризма

    С 2021 года вводятся новые субсидии для поддержки сельского хозяйства. Все субсидии министерства сельского хозяйства направлены для развития предприятий, создания производственной базы. Новый вид государственной поддержки — проект «Начинающий фермер». Эта программа направлена на поддержку новичков-производителей сельхозтоваров.

    Полученный грант предприниматели направляют на:

    • покупку участков сельхозназначения;
    • покупку удобрений, семян или ядохимикатов;
    • разработку документов на реконструкцию (строительство) объектов производственной базы;
    • приобретение саженцев, семян, подкормок;
    • покупку, регистрацию, ремонт производственных объектов;
    • подключение объектов к инженерным сетям;
    • покупку сельхозтехники, животных, грузового транспорта, инвентаря, оборудования.

    Воспользоваться программой «Начинающий фермер» смогут бизнесмены, которые работают в аграрном секторе минимум 2 года. Самая большая сумма гранта составляет 1,5 млн рублей. Участвуют в программе россияне в возрасте 19-58 лет. Претендент должен иметь высшее или среднее сельскохозяйственное образование (специальные курсы). Начинающий фермер должен иметь не менее 100000 рублей на реализацию бизнес-плана.

    Еще одна программа Министерства — субсидирование КФХ. Эта программа доступна всем начинающим фермерам. Размер субсидии зависит от региона регистрации КФХ. На размер субсидирования влияют такие факторы:

    • благоприятность климатических условий;
    • ущерб от санкций;
    • развитие объектов сельского хозяйства в конкретном регионе.

    Помощь от государства составляет до 300 тысяч рублей. Деньги можно потратить на:

    • проведение коммуникаций;
    • приобретение оборудования, техники;
    • покупку или реконструкцию жилых помещений.

    Для получения помощи фермер должен составить бизнес-план, зарегистрировать форму собственности предприятия. Одно из условий — указание целевых затрат.

    Министерство предлагает программу «Семейная животноводческая ферма». Проект создан для поддержки семейного бизнеса, развития сельского хозяйства. Выделенные деньги фермеры смогут потратить на:

    • покупку птицы, рыбы, с/х животных;
    • модернизацию или реконструкцию объектов для производства продукции;
    • разработку проектной документации;
    • комплектацию объектов техникой, оборудованием;
    • покупку автономных источников водо-, газо-, электроснабжения.

    Для получения этого гранта срок деятельности сельскохозяйственных предприятий должен составлять от 12 месяцев. Дополнительное условие — наличие статуса сельхозтоваропроизводителя. Семейная ферма должна иметь собственные деньги в размере 40% от всей суммы проекта.

    Планируется повышение заработных плат в сельскохозяйственном секторе, расширение сырьевой базы, освоение неиспользуемых угодий.

    Одна из основных целей государственных программ поддержки — увеличение процентного соотношения товаров отечественного производства.

    Помощь положена организациям, товаропроизводителям, предпринимателям, которые занимаются выращиванием животных. На государственное субсидирование могут рассчитывать рыболовные хозяйства, предприятия сферы АПК, фермеры, аграрии.

    Процедура получения грантов выглядит так:

    • предприниматель собирает необходимую документацию;
    • документы передаются координатору проекта;
    • получение положительного или отрицательного ответа;
    • получение гранта в виде денежных средств.

    Каждая программа имеет свои особенности, условия. Получают субсидии на сельское хозяйство молодые фермеры, предприниматели с опытом работы. Для получения материальной помощи нужно создать бизнес-план, тщательно подготовить документы. За потраченные средства нужно предоставить отчет.

    Перечень документов меняется в зависимости от региона. Отличаются не только документы, но и сроки проведения конкурсов. В большинстве случаев нужны такие документы:

    • выписка из банка;
    • план расходов;
    • документ об образовании;
    • паспортные данные;
    • выписка из налоговой;
    • справка о количестве работников.

    Перечисление денежных средств будет происходить частями. После каждого поступления денег нужно уплатить налоги.

    Распределением дотаций занимаются региональные органы. Предприниматели из отдаленных регионов, которые не имеют возможности обращаться лично в представительство Минсельхоза. Могут подать заявки онлайн-заявки на официальном сайте Министерства сельского хозяйства.

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

    Грант «Агростартап» предоставляется главе КФХ для софинансирования его затрат на создание и развитие хозяйства, открытия новых постоянных рабочих мест на сельских территориях. Направления софинансирования по грантам определяются субъектами РФ самостоятельно. Например, в Московской области деньги из бюджета можно получить на следующие цели:

    • приобретение участков из земель сельхозназначения;
    • разработку проектов для строительства, реконструкции объектов для производства, складирования, переработки сельхозпродукции;
    • приобретение, строительство, ремонт, модернизация и переустройство объектов сельхозинфраструктуры;
    • прокладка коммуникаций и инженерных сетей;
    • приобретение животных и птицы, материала для разведения рыбы;
    • приобретение техники, предназначенной для производства и переработки сельхозпродукции;
    • приобретение материала для закладки многолетних насаждений;
    • погашение основного долга по кредитам, полученным в течение срока освоения гранта (в программе есть ограничения по целям кредитования и сумме погашаемого кредита).

    Аналогичные нормы есть почти во всех регионах страны. Некоторые субъекты РФ дают деньги не только главам КФХ, но и гражданам, имеющим личное подсобное хозяйство, планирующим за счет гранта открыть свое крестьянское хозяйство.

    Наименование субъекта Российской Федерации Размер субсидии (тыс. рублей)
    Республика Адыгея 5289,1
    Республика Алтай 484,6
    Республика Ингушетия 21164,2
    Республика Крым 35701,1
    Республика Марий Эл 27836,8
    Республика Северная Осетия — Алания 64669,7
    Республика Татарстан 365187,2
    Республика Тыва 8467,4
    Удмуртская Республика 55470,8
    Республика Хакасия 3831,6
    Чувашская Республика 8735,1
    Алтайский край 6248,6
    Забайкальский край 3086,8
    Камчатский край 2776,4
    Краснодарский край 108405,8
    Приморский край 8364,1
    Ставропольский край 4313,8
    Архангельская область 6740,8
    Астраханская область 4928
    Белгородская область 4874,1
    Брянская область 1764,7
    Владимирская область 10977,6
    Воронежская область 27972,7
    Иркутская область 15208,8
    Калининградская область 3785,8
    Калужская область 34107,6
    Кемеровская область — Кузбасс 12215,8
    Кировская область 10364,3
    Курганская область 2593,7
    Курская область 1945,1
    Липецкая область 7601,9
    Нижегородская область 18448,3
    Омская область 2935,7
    Оренбургская область 30904,8
    Орловская область 4383,1
    Псковская область 2551,6
    Рязанская область 2570,5
    Самарская область 90913,9
    Саратовская область 20674,4
    Смоленская область 48837,8
    Тамбовская область 20683,9
    Тульская область 3184
    Ульяновская область 29003,2
    Ярославская область 4279,8
    Всего 1154485
    Наименование субъекта Российской Федерации Размер субсидии (тыс. рублей)
    Республика Мордовия 6471,9
    Республика Саха (Якутия) 29314,4
    Республика Татарстан 379253
    Удмуртская Республика 409944,3
    Республика Хакасия 62517,4
    Чеченская Республика 180104,3
    Чувашская Республика 41495,3
    Ставропольский край 17285,7
    Брянская область 151076,9
    Воронежская область 149224,8
    Иркутская область 324190,8
    Калужская область 7568,1
    Кемеровская область — Кузбасс 198227,5
    Костромская область 159272,2
    Липецкая область 39920,4
    Нижегородская область 47339,6
    Новосибирская область 31564,3
    Омская область 1725,2
    Оренбургская область 37705,8
    Орловская область 73663,7
    Саратовская область 101132,8
    Смоленская область 27212,9
    Тамбовская область 106745,6
    Тверская область 18282,9
    Ульяновская область 172153,2
    Ярославская область 4122
    Всего 2777515

    В 2021 г. из резервного фонда Правительства РФ решено выделить средства:

    — для субсидий российским кредитным организациям и АО «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам на строительство (приобретение) жилья на сельских территориях (агломерациях);

    — для субсидий регионам на реализацию проектов комплексного развития сельских территорий, на благоустройство таких территорий;

    — для субсидий Костромской области на развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях.

    Указаны объемы средств, цели финансирования, ожидаемые результаты.

    Приведено распределение субсидий на реализацию проектов комплексного развития сельских территорий, на благоустройство таких территорий.

    «заявитель» – сельскохозяйственный товаропроизводитель (за исключением личных подсобных хозяйств), соответствующий критериям микро- и малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом
    «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», зарегистрированный и осуществляющий деятельность на сельской территории или на территории сельской агломерации субъекта Российской Федерации, дополнительным видом деятельности которого является развитие сельского туризма.

    Заявители, осуществляющие деятельность в субъектах Российской Федерации, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям,предусмотренным постановлением Совета Министров СССР от 3 января 1983 г. № 12 «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029», в субъектах Дальневосточного федерального округа, могут быть зарегистрированы на территориях городов и поселков городского типа с численностью населения не более 100 тыс. человек.

    «проект развития сельского туризма» – документ (бизнес-план), составленный по форме, утверждаемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, в который включаются, в том числе:

    1) затраты на реализацию проекта развития сельского туризма, предусмотренные в перечне затрат, финансовое обеспечение которых допускается осуществлять за счет средств гранта «Агротуризм», утверждаемом Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;

    2) финансово-экономическое обоснование, предусматривающее срок окупаемости проекта развития сельского туризма не превышающий 5 лет;

    3) плановые показатели деятельности, обязательство по исполнению которых включается в соглашение о предоставлении гранта «Агротуризм», а также обязательство об их достижении.

    «срок окупаемости проекта развития сельского туризма» – период времени, за который сумма чистого денежного потока, генерируемого проектом развития сельского туризма, превысит сумму вложенных в него средств;

    «плановые показатели деятельности» – производственные
    и экономические показатели, включаемые в проект развития сельского туризма, в том числе объем производства сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственными товаропроизводителями, получившими государственную поддержку на развитие сельского туризма, выраженный
    в натуральных и денежных показателях, плановое количество граждан Российской Федерации и иностранных граждан, посетивших объекты сельского туризма, получившие государственную поддержку и иные показатели, предусмотренные проектом развития сельского туризма. Уполномоченный орган вправе устанавливать дополнительные плановые показатели деятельности.

    В случае недостижения плановых показателей деятельности заявитель обязуется представить в адрес уполномоченного органа до 1 апреля года, следующего за годом, в котором показатель деятельности не был исполнен, письменное обоснование недостижения плановых показателей деятельности.

    В случае выявления уполномоченным органом необходимости внесения изменений в проект развития сельского туризма и соглашение, заключенное между заявителем и уполномоченным органом, заявитель представляет актуализированный проект развития сельского туризма в уполномоченный орган в срок, не превышающий 60 календарных дней со дня получения соответствующего решения.

    Внесение изменений в плановые показатели деятельности возможно при условии их согласования с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на основании обращения уполномоченного органа.

    Случаи, при которых допускается внесение изменений в проект развития сельского туризма и плановые показатели деятельности, методика оценки исполнения заявителем плановых показателей деятельности, а также меры ответственности заявителя за недостижение плановых показателей деятельности определяются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

    1. Субсидии предоставляются по результатам прохождения конкурсного отбора проектов развития сельского туризма в порядке, устанавливаемом Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее – отбор).

    Для направления проекта развития сельского туризма на отбор в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации заявитель направляет в уполномоченный орган заявку с приложением документов. Перечень документов для участия в отборе и форма их предоставления, в том числе заявки, устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

    Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства сельского хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидии, на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.

    Распределение средств субсидии на отобранные проекты развития сельского туризма осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

    Проекты развития сельского туризма представляются на отбор в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации уполномоченным органом, на территории которого реализуется проект развития сельского туризма.

    Для организации отбора, а также согласования внесения изменений в плановые показатели деятельности Министерство сельского хозяйства Российск��й Федерации формирует конкурсную комиссию и рабочую группу.

    1. Объем средств из федерального бюджета в общем размере гранта «Агротуризм» для софинансирования затрат на реализацию проекта развития сельского туризма:

    до 3 млн. (включительно) при направлении не менее 10% собственных средств заявителя от стоимости проекта развития сельского туризма
    на его реализацию;

    до 5 млн. (включительно) при направлении не менее 15% собственных средств заявителя от стоимости проекта развития сельского туризма
    на его реализацию;

    до 8 млн. (включительно) при направлении не менее 20% собственных средств заявителя от стоимости проекта развития сельского туризма
    на его реализацию;

    до 10 млн. (включительно) при направлении не менее 25% собственных средств заявителя от стоимости проекта развития сельского туризма
    на его реализацию.

    Срок освоения средств гранта «Агротуризм» составляет не более 24 месяцев со дня получения указанных средств. В случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих освоению средств гранта «Агротуризм» в установленный срок, срок освоения средств гранта «Агротуризм» может быть продлен по решению уполномоченного органа, но не более чем на 6 месяцев, в порядке, установленном Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

    Передача в аренду и (или) отчуждение средств размещения, на которые были направлены средства гранта «Агротуризм», допускаются только при согласовании с уполномоченным органом, а также при условии неухудшения плановых показателей деятельности, предусмотренных проектом развития сельского туризма и соглашением, заключаемым между заявителем и уполномоченным органом.

    1. Заявитель обязуется осуществлять деятельность на сельской территории или на территории сельской агломерации в течение не менее 5 лет с даты получения средств.
    2. Грант «Агротуризм» предоставляется однократно. Повторное получение гранта не допускается.
    3. Для заявителя, использующего право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, финансовое обеспечение части затрат осуществляется исходя из суммы расходов на приобретение товаров (работ, услуг), включая сумму налога на добавленную стоимость.
    4. Субсидии предоставляются при соблюдении следующих условий:

    а) наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего порядок и условия предоставления гранта «Агротуризм» из бюджета субъекта Российской Федерации и включающего требования к его получателям, перечень документов, необходимых для получения гранта «Агротуризм», и сроки их рассмотрения;

    б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия;

    в) заключение между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соглашения о предоставлении субсидии (далее — соглашение) в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» (далее – Правила формирования субсидий).

    1. Критерием отбора субъекта Российской Федерации для предоставления субсидии является наличие проекта (проектов) развития сельского туризма, прошедшего (прошедших) отбор.
    2. Предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения, подготавливаемого (формируемого) с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» и в соответствии с типовой формой соглашения, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

    Адресное (пообъектное) распределение по проектам развития сельского туризма, прошедшим отбор, устанавливается соглашением.

    Не допускается направление субсидий на финансовое обеспечение затрат, связанных с реализацией проектов развития сельского туризма, по результатам отбора которых комиссией не принято положительное решение.

    1. В случае возникновения экономии при реализации проекта развития сельского туризма с учетом достижения запланированных результатов заявителем может быть инициировано внесение изменений в проект в части включения новых мероприятий, условия реализации которых (в части сроков реализации и объемов финансирования) соответствуют условиям отобранного проекта, для рассмотрения конкурсной комиссией.
    2. Размер субсидий, предоставляемых бюджету j-го субъекта Российской Федерации (Sj), определяется по формуле:

    Sj = ∑i (Сiͯ 0,7) ,

    где:

    Сi – планируемый размер расходов на реализацию i-го проекта развития сельского туризма в j-ом субъекте Российской Федерации.

    1. Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на единые счета бюджетов, открытые финансовым органам субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства.
    2. Орган исполнительной власти представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации следующие документы:

    В соответствии с пунктами __ и ___ Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие сельского туризма, являющихся приложением № 13 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 (Собрание законодательства Российской Федерации, 6 августа 2012 г., № 32, ст. 4549), приказываю:

    1. Утвердить перечень затрат, финансовое обеспечение которых допукается осуществлять за счет гранта «Агротуриризм», согласно приложению к настоящему приказу.
    2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра сельского хозяйства Российской Федерации О.Н. Лут.

    Приложение

    к приказу Минсельхоза России

    от _______ № _______

    IV. Процедура внесения изменений в проект

    Настоящий Порядок устанавливает правила отбора проектов развития сельского туризма, направленных на достижение целей и результатов федерального проекта «Развитие сельского туризма» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 (далее — Государственная программа).

    1. Термины «сельские территории», «сельские агломерации», «грант «Агротуризм», «заявитель», «проект развития сельского туризма», «срок окупаемости проекта развития сельского туризма», «плановые показатели деятельности», используемые в настоящем Порядке, соответствуют терминологии, утвержденной Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие сельского туризма, являющихся приложением № 13 к Государственной программе (далее – Правила).

    Также в настоящем Порядке используются следующие термины:

    «отбор проектов» — устанавливаемая настоящим Порядком процедура балльной оценки и ранжирования проектов развития сельского туризма, по результатам которой Комиссией по организации и проведению отбора проектов, оценке эффективности использования субсидий (далее — Комиссия), образуемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, принимается решение о предоставлении субъектам Российской Федерации субсидий из федерального бюджета для реализации проектов, набравших наибольший общий балл среди проектов;

    «заявочная документация» — паспорт проекта развития сельского туризма и иные установленные настоящим Порядком документы, на основании которых осуществляется отбор проектов;

    «паспорт проекта» — документ, содержащий основные характеристики проекта, рекомендуемый образец которого приведен в приложении № 1 к настоящему Порядку.

    1. Заявитель направляет проект развития сельского туризма, включающий паспорт проекта и иные документы, установленные настоящим Порядком, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее — уполномоченный орган), для прохождения предварительного отбора в установленном уполномоченным органом порядке.
    2. Направление проектов на отбор и рассмотрение заявочной документации
    3. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации не позднее чем за 2 рабочих дня до даты начала приема заявочной документации на отбор проектов направляет в адрес высших должностных лиц субъектов Российской Федерации письменные уведомления о проведении отбора проектов с указанием дат начала и окончания приема заявочной документации и (или) публикует соответствующее уведомление на официальном сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

    После объявления Министерством сельского хозяйства Российской Федерации начала отбора проектов разработанная заявочная документация направляется уполномоченным органом в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в электронном виде с удостоверением ее усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Правилами обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. № 1494 «Об утверждении Правил обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 1, ст. 284; 2018, № 49, ст. 7600), либо на бумажном носителе за подписью руководителя уполномоченного органа. Также допускается направление заявочной документации посредством электронных сервисов.

    1. Отбор проектов развития сельского туризма осуществляется в соответствии со следующими критериями отбора:

    21.1. доля собственных средств заявителя от стоимости проекта развития сельского туризма (в процентах) (Pip)

    Значение критерия рассчитывается по формуле:

    Wp — объем собственных средств заявителя, планируемый к направлению на реализацию проекта, тыс. рублей (в соответствии с паспортом проекта);

    S — общий объем финансирования проекта, тыс. рублей (в соответствии с паспортом проекта).

    Наименование проекта ________________________________

    Наименование субъекта Российской Федерации ________________________________

    Наименование территории реализации проекта ________________________________

    Наименование уполномоченного органа ______________________________________

    ФИО, должность руководителя уполномоченного органа __________________________

    ___________________________________________________________________________

    Почтовый адрес уполномоченного органа _______________________________________

    Телефон уполномоченного органа ______________________________________________

    Адрес электронной почты уполномоченного органа _______________________________

    Заявитель ________________________________

    Срок реализации проекта ________________________________

    Состав документов, входящих в заявочную

    документацию, с указанием количества

    страниц и реквизитов ________________________________

    Руководитель органа

    исполнительной власти

    субъекта Российской

    Федерации ____________________________________________________

    (М.П.) (при наличии) (подпись) (расшифровка подписи)

    Исполнитель:

    _______________________________ _________ _____________________

    (должность, контактный телефон) (подпись) (расшифровка подписи)

    Приложение № 3

    к приказу Минсельхоза России

    от ______________ № _______

    В новой редакции изменились сроки регистрации крестьянского фермерского хозяйства в органах Федеральной налоговой службы с момента объявления победителей конкурсного обзора с 15 до 30 дней.

    Увеличился размер грантовой поддержки: по разведению крупного рогатого скота мясного или молочного направлений продуктивности – до 5 млн. рублей, по иным направлениям до 3 млн. рублей.

    Кроме того, грантополучатель обязан создать не менее 2 новых постоянных рабочих места, если сумма гранта составляет 2 млн. рублей или более, и не менее одного нового постоянного рабочего места, если сумма гранта менее 2 млн. рублей. При этом особо отмечено, что новые рабочие места должны появиться до конца срока освоения гранта «Агростартап», то есть не позже 18 месяцев со дня получения средств.

    Для начинающих фермеров также увеличился размер грантов. В текущем году на поддержку начинающего фермера, предполагающего разведением крупного рогатого скота мясного или молочного направлений – до 5 млн. рублей, для ведения иных видов сельскохозяйственной деятельности – до 3 млн. рублей.

    Начинающих фермеров также коснулось нововведение про рабочие места: не менее 2 новых постоянных рабочих мест, если сумма 2 млн. рублей и более, и не менее 1 нового постоянного рабочего места, если сумма менее 2 млн. рублей. И также: не позднее срока использования гранта.

    По-новому трактуется и приобретение сельскохозяйственных животных – добавлено: в том числе птицы (за исключением свиней);

    На семейных животноводческих фермах отныне требуется создание не менее 3 новых постоянных рабочих мест на 1 грант в срок, определяемый субъектом Российской Федерации, но не позднее срока использования гранта.

    Разрешается и повторное получение гранта на развитие семейной фермы, но после полного освоения ранее предоставленного гранта, и не ранее чем через 24 месяца со дня полного освоения ранее полученного гранта.

    Кроме того, в списке разрешенного к покупке оборудования для семейных и начинающих фермеров появилось приобретение автономных источников электро-, газо- и водоснабжения;

    • Как «Саянмолоко» оказалось за пределами Хакасии
    • Глава Хакасии наградил аграриев
    • В Хакасии наградят отличившихся аграриев
    • В Хакасии аудиторы оценят эффективность затрат на поддержку села
    • Минсельхоз Хакасии дал старт подготовке сельского облика 2023

    Субсидии начинающему фермеру выделяют по многим направлениям. Перечислим некоторые из них:

    • приобретение сельскохозяйственной техники;
    • средства на приобретение сельскохозяйственных животных;
    • компенсация (не в полном объеме) за строительство производственных объектов (например, завод по производству молочных продуктов);
    • средства для модернизации в хозяйстве (например, для приобретения современного оборудования);
    • на приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
    • компенсация по платежам за лизинг (дословно — аренда за отдельную плату);
    • на приобретение посадочного материала и пр.

    Начинающий фермер может рассчитывать сразу на несколько вариантов поддержки от государства, при условии, что будет соответствовать всем существующим требованиям.

    Список требований не слишком велик, однако соответствовать им могут далеко не все фермеры.

    К основным критериям относятся:

    1. Профессионализм. Предпочтение отдается тем фермерам, которые имеют высшее образование или опыт ведения хозяйства, сроком не менее 10 лет. То есть если человек вел более 10 лет подсобное хозяйство, и может подтвердить это, но при этом не имеет высшего или специального образования, то получить грант он может.
    2. Наличие собственных средств для начала бизнеса. Государство допускает, что у начинающего фермера может быть не вся сумма на руках. Поэтому минимальный порог был установлен в 30% от всех необходимых средств, этот порог каждый регион устанавливает самостоятельно.
    3. Грамотный бизнес-план. Без планирования будущего развития бизнеса средства из федерального бюджета выделены не будут, поскольку у комиссии не будет представления о том, какую пользу принесет развиваемое сельское хозяйство.
    4. Наличие в собственности хотя бы минимального количества земли и производственных объектов. То есть в собственности у начинающего предпринимателя должен быть участок и строения на нем.
    5. Четкий план о сбыте полученной продукции. Предприниматель должен четко представлять, как и куда он будет сдавать или продавать полученные от сельского хозяйства продукты.
    6. Создание постоянных рабочих мест. Общепринято, что при получении гранта фермер должен создать хотя бы одно рабочее место в сельскохозяйственной сфере, там где это возможно.

    Если хотя бы одно из условий не будет выполнено, то в гранте будет отказано до тех пор, пока гражданин не станет подходить под критерии.

    В случае если профессионального опыта у начинающего фермера не хватает, то грант может быть одобрен с дозволения муниципальных властей. То есть представители муниципалитета могут дать рекомендации для гражданина, который начинает развивать сельское хозяйство в районе, и рассчитывает получить субсидии.

    Субсидии на сельское хозяйство

    В 2017 году максимальная сумма гранта составляла 1,5 миллиона рублей. В 2021 году планируется увеличение этой планки с учетом инфляции и роста цен. Программа субсидирования рассчитана на длительный срок.

    С 2019 г. реализуется новая программа поддержки агробизнеса. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Минсельхоз России разрабатывает федеральный проект «Система поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

    Федеральный проект предполагает реализацию мероприятий по грантовой поддержке КФХ, предоставлению субсидий СПоК и достижение показателей эффективности центров компетенций в сфере сельхозкооперации и поддержки фермеров.

    Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

    Подписывайтесь на наши обновления!

    Помимо основной программы для начинающих действует еще одна программа, которая была разработана специально для тех, кто только начинает или еще даже не работал в этой сфере. Идеальный вариант для, кто, например, держит личное подсобное хозяйство, при условии, что в случае выигрыша гранта лицо в течение месяца зарегистрирует КФХ.

    Требования для получения гранта практически те же. Кроме того, одним из оснований для его получения может стать невозможность участия в основной программе для начинающих или открытия семейной фермы, для которой также предусматривается грантовая поддержка.

    В этом случае будут немного отличаться гарантийные обязательства.

    К примеру, рабочее место нужно создавать при получении 2 млн, а не 1 млн, как в рассмотренной выше программе. Кроме того, получение этого вида гранта становится возможным и в случае если претендент является частью кооператива, при условии обязательного сохранения всего поголовья в течение 5-летнего срока и обязательного сохранения всех приобретений.

    Всего же по этой программе можно получить до 3-4 млн, в зависимости от того, работает ли участник программы в одиночку или он представляет часть кооператива. При этом выдаются средства в виде единовременной выплаты с обязательным их последующим освоением в течение 1,5 лет.

    Под понятие семейной фермы подпадает любое животноводческое хозяйство старше 2 лет, где хотя бы 2 работников, включая владельца, связывают родственные связи. Требования те же, кроме того, что претендент должен предъявить кормовую базу в достаточном количестве, иначе поголовье автоматически ограничивается 300 головами.

    Отличаться будет и размер личных вложений, размер которых должен превышать 40%, 20% из которых может быть компенсировано из региональных бюджетных фондов. Соответственно, увеличивается до 3 и более и количество предоставляемых рабочих мест, тогда как максимальная сумма гранта составляет от 21,6 до 30 млн руб., в зависимости от рода деятельности.

    Еще одной важной отличительной характеристикой от 2 предыдущих видов программ является то, что держатели семейных ферм могут получить помощь повторно по принципу социального лифта, подав соответствующее прошение спустя 3 года с дальнейшим освоением средств в случае их выделения в течение 24 месяцев.

    Наиболее сложный вариант для получения средств государственной помощи на фермерское развитие – грант для с/х кооперативов.

    Среди обязательных условий для его получения:

    • официальная регистрация кооператива не менее года;
    • приобретение у членов кооператива с/х продукции в размере 50% от общего объема;
    • гарантированный срок дальнейшей трудовой деятельности кооператива не менее 5 лет;
    • наличие плана по дальнейшему развитию предприятия и по расходным статьям;
    • вхождение в состав ревизионного союза с/х-кооперативов с обязательным ведением отчетной деятельности;
    • создание рабочих мест в количестве одного на каждые полученные 3 млн с гарантированным их сохранением сроком на 5 лет.

    Что касается освоения выделяемых по гранту средств, то на это выделяется до 2 лет, в течение которых можно не только строить подсобные/производственные сооружения и приобретать спецтехнику, транспорт и с/х оборудование, но и оплачивать какую-то часть аренды по договору лизинга.

    А уже через 12 месяцев после освоения этих средств можно подавать повторную заявку на участие в государственной программе для получения все того же гранта.

    Перспективы весьма привлекательны, правда, и требований для получения аграрных субсидий и грантов теперь гораздо больше.

    В большинстве случаев это:

    • наличие с/х образования (среднего специального или высшего);
    • стаж в с/х отрасли от 3 лет;
    • предоставление бизнес-плана со всеми расходными статьями и сведениями о количестве рабочих мест;
    • средства на банковском счете в размере 10% от общей суммы гранта;
    • трудовая деятельность исключительно в рамках КФХ (не допускается производство в рамках ИП) с возглавлением до 2 лет;
    • отсутствие истории субсидирования;
    • проживание в одном регионе с КФХ.

    Для получения гранта необходимо предоставить определенный пакет документов, перечень которых может меняться в зависимости от региона.

    И чаще всего это:

    • паспорт гражданина РФ;
    • постановка на налоговый учет;
    • диплом, подтверждающий образование;
    • справка о трудоустройстве определенного количества работников, соответствующего условиям гранта;
    • бизнес-план и все сопутствующие ему расходные статьи;
    • банковские и налоговые выписки;
    • отчетность о движении скота и пр.

    Также важно помнить, что средства перечисляются частями, притом что уплата налогов осуществляется после получения каждой из них. Если же средства запрашивались на приобретение техники, то получатель гранта получит именно ее, а не живые деньги.

    И конечно же, не стоит забывать о ведении строгой отчетности, отсутствие которой может быть воспринято как расходование полученных средств по нецелевому назначению. В этом случае на фермера могут быть наложены штрафные санкции, поскольку государство держит этот вопрос на усиленном контроле.

    Стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования
    • Субсидии на развитие овцеводства и козоводства
    • Гранты на поддержку начинающих фермеров
    • Гранты на развитие семейных животноводческих ферм
    • Субсидии на развитие специализированного мясного скотоводства
    • Субсидии на производство зерновых, зернобобовых и масличных культур
    • Гранты на развитие материально-технической базы
    118 107 107 477 10 630 Поддержка сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства
    • Субсидии на поддержку развития мясного животноводства
    • Субсидии на развитие северного оленеводства, мараловодства и мясного табунного коневодства
    • Субсидии на поддержку элитного семеноводства
    • Субсидии на поддержку сельскохозяйственного страхования
    • Субсидии на поддержку племенного животноводства
    • Субсидии на поддержку собственного производства молока
    • Субсидии на проведение комплекса агротехнологических работ
    Субсидии на реализацию мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения — — — Итого по направлению — — — Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации
    • Субсидии на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации
    • Гранты «Агростартап»
    • Субсидии центру компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров

    Нормы закона распространяются на туристические объекты в сельской местности и в малых городах численностью до 30 тысяч жителей.

    Под сельским туризмом подразумевается посещение туристических объектов:

    • с обеспечением комфортного и познавательного отдыха на природе
    • с организацией знакомства с историко-культурным наследием и народными промыслами
    • с приобщением к традиционному укладу фермерской жизни
    • с предоставлением туристам возможности безвозмездного участия в с/х работах (без извлечения материальной выгоды)

    Сельский туризм для фермерской семьи или хозяйства – не единственный и часто не основной источник заработка. Для туристов, в принципе, не важно, чем именно занимаются фермеры:

    • сельским хозяйством
    • рыболовством или иным промыслом
    • производством какой-либо продукции

    Сельский образ жизни, как правило, сильно отличается от ритма, привычного для горожан, приезжающих на отдых в деревню. Для них это сфера новая, неизвестная, а потому очень любопытная. Конные прогулки, гастрономические туры, реконструкции сельских праздников и обычаев – подобные формы досуга давно привлекает людей самого разного возраста и достатка. Для фермеров-организаторов это ещё и неплохой бизнес.

    Для деревень и малых городов сельхозтуризм становится дополнительным источником налогового дохода и альтернативных рабочих мест, раскрывает творческий потенциал местных жителей, стимулирует развитие инфраструктуры на сельской территории.

    Требования к услугам в сфере сельского туризма устанавливаются Правительством РФ.

    Закон предоставил аграриям возможность оказывать услуги, расширяющие канал заработка и снижающие зависимость от сезонных работ:

    • приём и временное размещение
    • предоставление питания
    • организация досуга:
      • экскурсии
      • другие виды отдыха

    Любой вид досуга туристов в сельской местности относится к сельскому туризму (агротуризму)..

    Фермеры могут предложить гостям копать картошку или колоть дрова, устроить туры по сбору грибов с проводником, организовать фитомаршруты для сбора лекарственных трав или кардиомаршруты – прогулки вдоль леса, виноградников. Вариантов не счесть. Для путешественников это станет самым незабываемым впечатлением, которое они унесут с собой.

    Органы государственной власти РФ, в соответствии с положениями закона, наделены полномочиями:

    • по установлению правил, порядка и условий осуществления отдельных видов сельского туризма:
      • культурный
      • этнографический
      • гастрономический
      • событийный
      • аграрный
      • т.д.
    • по установлению требований:
      • к оказанию услуг в сфере сельского туризм
      • к средствам размещения (сельским гостиницам, частным усадьбам), используемым в деятельности по оказанию услуг в сфере агротуризма в сельской местности

    Регионы и органы местного самоуправления несут ответственность (на своих уровнях) за реализацию мер поддержки приоритетных направлений развития сельского туризма.

    Отличный способ для властей увеличить число вовлечённых в сельский туризм – следовать интересам туристов. Чем обширнее и красивее поле, тем больше желающих на него взглянуть, чем шире выбор направлений, тем больше туристов эти «поля» привлекут.

    Известно, что одним из «тормозов» на пути развития сельского туризма являются «земельные запреты»:

    • путешественников необходимо куда-то привезти, организовать стоянку под их транспорт, построить ресторан, гостевой домик – создать туристический комплекс:
    • пока туристов размещать в деревне негде – по закону, на землях сельхозназначения любое строительство категорически запрещено
    • за нецелевое использование с/х земель владелец рискует получить не только немалый штраф, но и даже расстаться со своим наделом

    Компромисс в отношении использования земли под гостевые дома может быть достигнут. Законодательный прецедент уже создан – закон, разрешающий фермеру строить на с/х землях жильё для собственного проживания, уже принят.

    В отношении гостевых домов подвижки уже есть. В законодательстве дорабатываются критерии, согласующиеся с качеством услуг по сельскому туризму:

    • расширяется перечень средств размещения для оказания туристических услуг с включением в него объектов сельской местности
    • определяются требования к безопасности и надёжности гостевых домов и то, какими они должны быть
    • устанавливаются нормативы по гостевым домам:
      • они будут отличаются от что, предъявляются к гостиничным заведениям в крупных городах
    • вопрос с разрешением на строительство гостевых домов может быть решён на уровне регионального законодательства
    • строительство туристических объектов может быть включено в инвестпроекты по развитию сельских территорий:
      • утверждаемых на региональном уровне
      • с получением софинансирования из федерального бюджета
    • вносятся изменения в Жилищный кодекс РФ, закрепляющие возможность временного размещения туристов в жилом помещении, находящемся на сельских территориях
    • в закон «Об основах туристской деятельности в РФ» уже внесена норма, в соответствии с которой места размещения, используемые для сельского туризма, не относятся к гостиницам

    Новинка – грант «Агротуризм»

    С 2022 года Минсельхозом России на развитие нового направления планируется предоставлять гранты «Агротуризм» – в рамках ведомственного проекта «Развитие сельского туризма в РФ».

    На реализацию данной меры господдержки в на 2022–2024 годы будет выделены дополнительные ассигнования федерального бюджета в объёме 1.5 млрд руб.:

    • в 2022 году – 300 млн. руб.
    • в 2023 году – 500 млн. руб.
    • в 2024 году – 700 млн руб.

    Грант «Агротуризм» будет предоставляться заявителю для софинансирования его затрат, связанных с реализацией проекта развития сельского туризма.

    Размер гранта «Агротуризм», предоставляемого конкретному заявителю, определяется в зависимости от размера его собственных средств, направленных на реализацию проекта развития сельского туризма:

    • до 3 млн руб. (включительно) – при направлении не менее 10%
    • до 5 млн. руб. (включительно) – при направлении не менее 15%
    • до 8 млн руб. (включительно) – при направлении не менее 20%
    • до 10 млн руб. (включительно) – при направлении не менее 25%

    Начинающей фермер может претендовать на получение гранта не только от государства, но и от частного фонда. Обычно такие фонды поэтапно финансируют грантополучателя. Если первые суммы освоены успешно и отчетность за их использование не содержит нарушений, происходит выплата следующей части средств.

    Важным моментом обращения к частным инвесторам является то, что мелкие проекты вряд ли их заинтересуют. А вот если вы мыслите глобально и можете обосновать свои планы, вполне возможно, что вами заинтересуются и окажут необходимую финансовую поддержку.

    Взяв за основу опыт людей, уже участвовавших в конкурсе на получение грантов, можно дать несколько практических рекомендаций тем, кто только планирует попробовать получить государственную поддержку.

    1. В каждом регионе имеются свои специфические моменты проведения конкурса. Это нужно учитывать и уточнять такую информацию заранее, чтобы быть полностью готовым;
    2. Регистрироваться в ФНС нужно только после детального изучения всех документов о проведении конкурса. Иначе есть риск быть недопущенным к нему.
    3. Учитывайте сроки действия всех справок, чтобы не пришлось собирать их повторно;
    4. Отнеситесь со всей серьезностью к оформлению бизнес-плана. Этот документ комиссия изучает особенно тщательно;
    5. Изучите все условия предоставления гранта именно в своем регионе проживания;
    6. Строго соблюдайте сроки предоставления отчетных документов.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.