Перевозка детей до 7 лет в общественном транспорте в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перевозка детей до 7 лет в общественном транспорте в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Части 7 и 11 статьи 20 Федерального закона:

7. Порядок подтверждения пассажиром оплаты проезда, перевозки детей, следующих вместе с ним, в случаях, если его проезд или перевозка детей подлежит оплате, в том числе с предоставлением преимуществ по провозной плате, указанных в частях 1 и 2 статьи 21 настоящего Федерального закона, перевозки багажа, провоза ручной клади, а также подтверждения пассажиром права на бесплатный или льготный проезд при проезде по маршрутам регулярных перевозок в городском, пригородном и междугородном сообщении устанавливается:

11. Пассажир, имеющий право на бесплатный или льготный проезд, обязан иметь при себе и предъявлять в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи, по требованию представителя перевозчика и (или) должностного лица, уполномоченного на осуществление проверки подтверждения оплаты, документ, подтверждающий право на бесплатный или льготный проезд, и документ, удостоверяющий личность пассажира в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае, если документ, подтверждающий право на бесплатный или льготный проезд, содержит фотографию его владельца, предъявление документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, не требуется.

Таким образом, пассажир должен самостоятельно подтвердить возраст ребенка, для чего следует взять с собой свидетельство о рождении.

Если у контролера возникнут сомнения в возрасте малыша, то он попросит предъявить указанный документ. Если же документа у пассажира нет, то проезд придется оплатить в полном объеме.

Права пассажиров автобусов, троллейбусов и трамваев

Часть 2 статьи 21 Федерального закона:

2. В случаях, если в установленном порядке запрещена перевозка в транспортных средствах детей без предоставления им отдельных мест для сидения, пассажир имеет право перевезти с собой двух детей в возрасте не старше двенадцати лет с предоставлением им отдельных мест для сидения за плату, размер которой не может составлять более чем пятьдесят процентов провозной платы.

Итак, если перевозка детей без предоставления отдельных мест для сидения запрещена, то действуют следующие правила оплаты проезда:

Поездка Оплата проезда
Городская
(в пределах населенного пункта)
50% стоимости билета
(двое детей на пассажира)
Пригородная
(между населенными пунктами
на расстояние менее 50 км)
50% стоимости билета
(двое детей на пассажира)
Междугородняя
(между населенными пунктами
на расстояние более 50 км)
50% стоимости билета
(двое детей на пассажира)

При этом каждому из детей должно быть выделено отдельное место для сидения.

Для того, чтобы разобраться в правилах перевозки детей в Украине в городском общественном транспорте, необходимо понять что на законодательном уровне относится к такой категории транспорта.

Итак, основу правового регулирования использования городского транспорта в Украине устанавливает Закон Украины «О транспорте», принятый в 1994 году. В нем закреплено, что транспорт считается одной из важнейших отраслей общественного производства, которая направлена на удовлетворение потребности населения и общественного производства в перевозках.

Многие, ежедневно пользуясь городским транспортом, совершенно не задумываются над тем, насколько многогранна транспортная система Украины. Представьте себе, в нее входят:

  • привычный для каждого человека транспорт общего пользования (железнодорожный, морской, речной, автомобильный и авиационный, а также городской электротранспорт, в том числе метрополитен);
  • промышленный железнодорожный транспорт;
  • ведомственный транспорт;
  • трубопроводный транспорт;
  • пути сообщения общего пользования.

Исходя из вышеуказанного, в состав общественного транспорта входят железнодорожный, морской, речной, автомобильный и авиационный, а также городской электротранспорт, в том числе метрополитен. Но это лишь общее понятие «общественного транспорта».

Для большей конкретики обратимся к Приказу Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 11.05.1999р. №116, где указано, что городской общественный транспорт ‒ городской транспорт общего пользования: автобус, метро, трамвай и троллейбус, работающий на определенных маршрутах, по установленным тарифам и расписанию.

При этом законодательством закреплено правило: все транспортные средства, в том числе и городские, должны отвечать требованиям безопасности, охраны труда и экологии, государственным стандартам, иметь соответствующий сертификат. Предприятия транспорта обязаны обеспечивать безопасность жизни и здоровья граждан, безопасность эксплуатации транспортных средств, охрану окружающей природной среды.

Важной гарантией безопасности любого пассажира является требования о том, что работники, связанные с осуществлением перевозок, должны иметь соответствующую профессиональную подготовку и по состоянию здоровья быть способными качественно выполнять свои обязанности.

Эти требования установлены для всех видов транспорта: хоть для городского, хоть для промышленного.

Поскольку тема нашей статьи касается именно городского транспорта для детей, давайте разберёмся, какие есть требования и особенности перевозки детей.

Правила перевозки детей в автобусе установлены Постановлением Кабинета Министров Украины от 18 февраля 1997 N 176 «Об утверждении Правил предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта» (далее ‒ Постановление №176). Это Постановление регулирует порядок осуществления перевозок пассажиров, в том числе детей, не только автобусами, но и правила перевозки детей в такси, легковыми автомобилями на заказ.

Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 № 2344-III (далее – Закон №2344) устанавливает, что автобусом считается транспортное средство, которое по своей конструкции и оборудованию предназначено для перевозки пассажиров с количеством мест для сидения более девяти с местом водителя включительно.

Для определения понятия «такси» законодатель устанавливает такие его признаки:

  1. легковой автомобиль;
  2. наличие опознавательного фонаря оранжевого цвета, который устанавливается на крыше автомобиля;
  3. наличие таксометра;
  4. наличие сигнального фонаря с зеленым и красным светом, который расположен в верхнем правом углу лобового стекла, и имеющий нанесенные композиции из квадратов, расположенные в шахматном порядке на дверце автомобиля с левой и правой сторон;
  5. предназначенный для предоставления услуг по перевозке пассажиров и их багажа в индивидуальном порядке.

И последний вид городского транспорта, на который распространяется данное Постановление ‒ это перевозки пассажиров легковым автомобилем на заказ. Закон их определяет как «перевозки пассажиров легковым автомобилем общего назначения, заказанным юридическим или физическим лицом с заключением письменного договора на каждую услугу или на оговоренный срок обслуживания, в котором определяют условия обслуживания, стоимость услуги, срок».

Поскольку тема статьи связана с перевозкой детей в городском транспорте, прежде всего поговорим о безопасности. Ведь в первую очередь родители беспокоятся именно за это. Поэтому Постановление №176 закрепляет, что персонал автомобильного городского транспорта и лица, деятельность которых связана с предоставлением услуг по перевозке пассажиров городским автомобильным транспортом, должны иметь соответствующие знания и квалификацию. А городские транспортные средства, в свою очередь, должны отвечать требованиям безопасности, комфортности, доступности для лиц с инвалидностью и других маломобильных групп населения, охраны труда и экологии, находиться в надлежащем техническом и санитарном состоянии, быть укомплектованными в соответствии с законодательством.

Всем знакома ситуация, когда городской автобус забивается до отказа людьми. Хотя Законом №2344 закреплено, что на пригородных и городских маршрутах разрешается перевозить стоячих пассажиров автобусами, которые по своей конструкции имеют места для стоячих пассажиров в количестве, предусмотренном технической характеристикой транспортного средства и определенном в регистрационных документах на это транспортное средство. На международных и междугородных маршрутах разрешается перевозить пассажиров с обязательным предоставлением им мест для сидения.

Обратите внимание! Первое правило гласит ‒ только в специально оборудованных автобусах и только согласно технической характеристике. Водители чаще всего эти правила, к сожалению, не выполняют, стремясь заработать как можно больше, не думая о безопасности пассажиров.

Согласно пп. 3 п. 149 Постановления №176 водителю городского автобуса запрещается разговаривать, есть, пить и курить во время движения автобуса. Это важно, не только из целей безопасности, но и поскольку, как правило, пассажиры с детьми едут в передней части салона автобуса, куда попадает дым от курения водителя. При этом открытое окно у водителя не освобождает его от этого запрета. Поэтому родители абсолютно законно могут требовать прекратить курение, а водитель согласно п.14 п. 147 Постановления №176 обязан вежливо вести себя с пассажирами.

Очень часто можно заметить, что мамы или папы с детьми становятся в очередь на какой-либо вид городского транспорта. «И что здесь удивительного?» ‒ спросите вы. Запоминайте, право внеочередного входа в автобус, а также право внеочередного проезда в такси имеют беременные женщины, лица с инвалидностью, пассажиры с детьми дошкольного возраста, лица преклонного возраста.

При этом для указанных категорий пассажиров в передней части салонов городских автобусов отводятся места для сиденья (Обычно они обозначены «Места для пассажиров с детьми»).

Правила проезда детей в общественном транспорте

Порядок перевозки детей организованными группами, например, для экскурсии, установлен Законом № 2344, Постановлением №176 и Постановлением Кабинета Министров Украины «О Правилах дорожного движения» от 10 октября 2001 № 1306 (далее ‒ ПДД).

К этой категории перевозок относится одновременная регулярная или нерегулярная перевозка группы из десяти и более детей. При этом обязательно должен быть назначен руководитель, который и будет ответственным за сопровождение детей. Если осуществляется перевозка более 30 детей, один руководитель вряд ли справится, понадобится также медицинский работник.

Конечно же, законодательство установило суровые требования к тому, как перевозить детей в автобусе:

  • такая перевозка должна осуществляться с обеспечением высокого уровня безопасности и надежности транспортного обслуживания;
  • количество детей для перевозки в автобусе = количеству посадочных мест;
  • водитель должен быть опытный. Согласно требованиям ПДД водитель должен иметь стаж вождения не менее 5 лет и удостоверение водителя категории «D»;
  • если перевозка составляет более 250 км, нужно брать еще одного водителя для большей безопасности;
  • заказчик услуг обязан обеспечить детей питьевой водой, средствами медицинской помощи, а руководителя группы ‒ телефонной связью и списком телефонных номеров служб экстренного вызова;
  • перевозка должна осуществляться только в светлое время суток и при благоприятных погодных условиях;
  • перевозка должна быть обязательно прекращена в случае наступления неблагоприятных погодных и дорожных условий, выхода из строя автобуса, возникновения угрозы безопасности движения, а также ухудшения состояния здоровья водителя. В таком случае должны быть приняты меры для доставки детей в конечный пункт маршрута, замены автобуса, водителя;
  • если перевозка детей осуществляется колонной из пяти и более автобусов, сопровождение уполномоченными подразделениями Национальной полиции является обязательным.

При этом до начала перевозки заказчик и перевозчик обязательно договариваются и устанавливают:

  1. схему маршрута и расписание движения;
  2. маршрут перевозки организованных групп детей, как правило, такой, по которому уже осуществляются регулярные перевозки;
  3. остановки автобуса:
  • технические ‒ одна на первые 50 километров и не менее одной – на каждые последующие 100 километров маршрута;
  • для отдыха ‒ на пять минут через каждый час движения и на 30 минут ‒ через каждые 5 часов движения (допускается объединение 30-минутного отдыха с перерывом на обед);
  • для приема пищи;
  • для ночлега.

Понятное дело, что организовать все и выполнить вышеуказанные требования за 1 день невозможно, поэтому заказчик должен договориться с перевозчиком за 7 рабочих дней, а перевозчик должен сообщить за 3 рабочих дня до запланированной перевозки уполномоченному подразделению Национальной полиции о дате перевозки, о схеме маршрута и о расписании движения автобусов.

Эти документы должны быть обязательно оформлены в трех экземплярах (один ‒ водителю транспорта, остальные хранятся у заказчика).

Помимо этого, у заказчика есть еще обязанность по составлению списка детей. Такой список должен быть также составлен в 3 экземплярах. Он нужен для того, чтобы осуществлять контроль над детьми и допускать к поездке только тех, кто указаны в списке и не имеют противопоказаний для дальних поездок по состоянию здоровья, что подтверждается соответствующей справкой врача.

На руководителя группы также ложится большая ответственность: он и проводит беседу с детьми, и рассказывает о правилах поведения в автобусе для детей и технике безопасности, и следит за соблюдением порядка посадки детей в автобус и иных правил. Также обязательное требование законодательства ‒ двигаться с детьми только по тротуарам и пешеходными дорожками, а в случае их отсутствия ‒ по краю проезжей части навстречу движению транспортных средств и только в светлое время суток.

Как пример правового регулирования правил перевозки детей городским транспортом, а именно метрополитеном, приведем Харьков. В местном акте уж вдоволь сказано о правилах перевозки детей.

Так, метрополитеном считается городской пассажирский электрический транспорт, пользование которым связано с повышенной опасностью.

Находясь на эскалаторе с детьми нужно:

  1. держать детей за руку или на руках, не позволять им самостоятельно двигаться по эскалатору;
  2. следить, чтобы дети не прислонялись к неподвижным частям эскалатора, не садились на ступеньки, не наступали на ограничительную линию, нанесенную на боковых частях ступеней, не подкладывали пальцы под поручень, не продвигали их в зазор между ступенями и неподвижными частями эскалатора.

Если вы находитесь на платформе, нужно держать детей за руку или на руках. И, конечно же, запрещается оставлять детей без присмотра и передвигаться в метрополитене на самокатах, роликовых коньках, скейтах и других спортивных и транспортных средствах.

Обратите внимание! Перевозка багажа в виде велосипедов и других транспортных средств, если сумма измерений по длине, ширине и высоте превышает 120 сантиметров, требует дополнительной оплаты. Мало того, они должны перевозиться исключительно в разобранном виде и оплата совершается за каждое отдельное место.

При этом даже запрещается перевозить в метрополитене (находиться с ним на вестибюле станции) велосипеды и другие транспортные средства в разобранном виде, если сумма измерений по длине, ширине и высоте превышает 200 см.

Без оплаты, но с требованием о надлежащей упаковке (чехлы и т.д.) перевозятся лыжи, санки, коньки, велосипеды и подобные спортивные и транспортные средства, елки, саженцы, садовый инвентарь, рыболовные снасти, колющие предметы и предметы, которые легко разбиваются.

Родители, обратите внимание! Перевозчик имеет законное право отказать вам в перевозке, если у ваших детей в руках мороженое или другая еда и напитки, которые могут испачкать пассажиров. Чаще всего это правило не соблюдаются, поскольку отнесены на усмотрение перевозчика, но такое право он все-таки имеет и надо об этом помнить.

Ну и о хорошем. Эти правила устанавливают до скольких лет бесплатный проезд в метро в г. Харькове разрешен. Бесплатно можно перевозить детей в возрасте до 7 лет. Кстати, ничего не сказано о том, что они не должны занимать отдельного места, что очень радует. Бонусом к этом является и разрешение на бесплатную перевозку детских колясок в таком городском транспорте.

Согласно правилам, которые действую в Харькове, пассажирам всего лишь «предлагается» в вагонах поездов уступать место пассажирам, которые относятся к маломобильным группам, пассажирам с детьми, беременным женщинам. Вот так. Никакая это не обязанность пассажиров, тут уже большую роль играет человеческий фактор.

Давайте не будем забывать и об общих Правилах дорожного движения, которые распространяются на все виды транспорта. Итак, согласно ПДД все участники дорожного движения должны быть особенно осторожными к детям, пожилым людям и лицам с явными признаками инвалидности.

Согласно пункту 21.11 Правил дорожного движения, запрещается перевозить детей:

  • без использования специальных средств, позволяющих пристегнуть детей с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией этого транспортного средства (для детей до 12 лет или ростом ниже 145 см);
  • на переднем сиденье легкового автомобиля ‒ без использования указанных специальных средств;
  • на заднем сиденье мотоцикла или мопеда;
  • в темное время суток для организованных групп детей;
  • до 16 лет в кузове грузового автомобиля.

Если же говорить о велосипедных перевозках, то велосипедисту запрещается перевозить детей на велосипеде (за исключением детей до 7 лет, перевозимых на дополнительном сиденье, оборудованном надежно закрепленными подножками).

Правила дорожного движения устанавливают и дополнительные требования к перевозке детей организованными группами. Так, согласно п. 12.6 ПДД перевозка детей в автобусе вне населенных пунктов на всех дорогах и на дорогах, проходящих через населенные пункты совершается транспортными средствами, которые обозначены опознавательным знаком «Дети», со скоростью не более 80 километров в час с включенным ближним светом фар. А во время посадки и высадки из такого транспортного средства должны быть включены проблесковые маячки оранжевого цвета и (или) аварийная световая сигнализация.

  1. Все городские транспортные средства должны отвечать требованиям безопасности, охраны труда и экологии, государственным стандартам, иметь соответствующий сертификат.
  2. Городской общественный транспорт ‒ городской транспорт общего пользования: автобус, метро, трамвай и троллейбус, работающий на определенных маршрутах, по установленным тарифам и расписанию.
  3. Бесплатный проезд в городских автобусах устанавливается для детей до 6 лет, а в городском электротранспорте ‒ до 7 лет. При этом для бесплатного проезда в городском автобусе установлено правило о том, что дети не должны заниматься отдельных мест. Для иных видов городского транспорта такого правила не установлено.
  4. Право внеочередного входа в автобус, а также право внеочередного проезда в такси имеют беременные женщины, лица с инвалидностью, пассажиры с детьми дошкольного возраста, лица преклонного возраста.

Главный закон о перевозке детей в автомобиле в 2022 году – Правила дорожного движения. Все нормы прописаны в соответствующем пункте ПДД. Как и другие правила, они периодически меняются, так что каждый должен следить за обновлениями норм.

Правила перевозки детей по годам

В версии ПДД 2017 года предполагались одни нормы для людей младше 12 лет. Все они должны были перевозиться в детском удерживающем аппарате с соответствующими креплениями. Новая редакция несколько пересмотрела условия, так что теперь они различаются для разных возрастов.

Городской транспорт для детей в Украине

Если ребенку уже 7 лет, его допустимо транспортировать на заднем ряду легкового авто без применения дополнительных устройств. Также можно не применять какие-либо специализированные удерживающие конструкции. Достаточно просто пристегнуть малыша при помощи стандартного фиксирующего ремня.

Перевозка детей на переднем сиденье автомобиля в 2022 году потребует использования автомобильного фиксирующего аппарата вплоть до 12 лет.

Для перевозки детей в автомобиле по ПДД 2022 года может использоваться ряд специализированных устройств, предполагающих усиленную фиксацию тела в правильном положении.

Это может быть стандартное автомобильное кресло или же автолюлька. Конструкции крепятся внутри салона при помощи ремешков или скоб. Крепежи всегда должны размещаться перпендикулярно направлению перемещения авто.

Крепежи выбираются по росту, возрасту и весу пассажира. Автолюльки традиционно принято использовать до 6 месяцев. Люльки гарантируют комфорт и безопасность младенца, надежно поддерживая голову и при этом не деформируя позвоночник. Крепится устройство при помощи прочных ремешков к сидению на заднем ряду. В качестве основного недостатка автолюлек принято выделять габаритность решения.

В возрасте от 6 месяцев до 7 лет обязательным элементом будет традиционное детское автомобильное кресло. С 7 до 11 лет безопасность обеспечивается тем же автокреслом или специализированной фиксирующей системой.

Автокресло может устанавливаться на заднем или на переднем ряду кресел. Во втором случае обязательно стоит позаботиться об отключении соответствующих подушек безопасности, так как в случае их срабатывания высок риск ударить малыша. На пассажиров старше 12 лет ростом более 150 см это правило не распространяется. Для них активированная подушка безопасности при перемещении на переднем сидении является одним из условий.

Основные требования уже очень давно прописаны в ПДД. Но в 2017 году нормы были подвержены некоторым изменениям в рамках общих поправок.

Прежде всего, правки коснулись максимального возраста, при котором использование фиксирующего оборудования является обязательным. Причем под подобным оборудованием понимается не только стандартное кресло, но также бустер, автолюлька и другие аналогичные конструкции.

Ранее людей до 12 лет нужно было возить в авто исключительно в особых креслах. Новые правила перевозки детей в автомобиле в 2022 году предполагают сокращение максимального возраста до 7 лет. Впрочем, для категории от 7 до 12 лет было решено предусмотреть особенные правила.

Нормы перемещения пассажиров младше 7 лет не изменились. Все также требуется применение фиксирующих устройств на сидениях переднего и заднего ряда. Пассажиров до 12 лет перевозят на заднем ряду, ограничиваясь стандартным ремнем безопасности. Движение на переднем ряду потребует специализированного оборудования для фиксации.

Люди старше 12 лет могут свободно ездить в авто, пристегиваясь стандартным ремнем. Как и для взрослых, этого хватает для обеспечения безопасности.

В ПДД старого образца были упомянуты некие «иные устройства», заменяющие автокресла. Сейчас подобной классификации нет, поскольку применяется общий термин «детские удерживающие устройства».

В старой версии правил не предусматривались требования по установке устройства в салоне машины. Теперь же появилась обязанность пристегивать ребенка и располагать кресло исключительно в соответствии с инструкцией к конкретному оборудованию. Только так можно гарантировать полную безопасность и комфорт.

Действующая Конституция РФ и правила дорожного движения делают основной упор на приоритетности здоровья, жизни, прав и законных интересов граждан. На практике такой подход предполагает пропорциональное и соразмерное ограничение прав и свобод граждан государства.

В рамках вопроса транспортировки малышей в машинах описанные выше приоритеты выражаются в использовании разнообразных административных мер ответственность для физических лиц и организаций.

Перевозка малышей в машине без специальных кресел предполагает меры ответственности. Наиболее распространенной мерой представляется штраф 3000 рублей (для физических лиц).

Отдельно стоит отметить ответственность за оставление малыша в авто. За такое деяние также накладывается штраф в соответствии с действующим законодательством.

Отсутствие автокресла является признаком состава преступления, квалифицирующим применение ч. 1 ст. 238 УК РФ. Это касается водителей такси, перевозящих малышей без специализированного оборудования. В эту же группу нарушений относят транспортировку пассажиров на транспортных средствах, имеющих неисправности тормозной или рулевой системы.

С 2022 года меняются правила перевозки детей в автотранспорте

Правительство РФ приняло Постановление от 23.09.2020 № 1527 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами».

Когда применяются

Правила действуют с 1 января 2021 г. по 1 января 2027 г.

Сопровождение ГАИ

Согласно правилам, об осуществлении перевозки одним или двумя автобусами организатор обязан сообщить в подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

Если перевозка осуществляется 3 автобусами и более, подается заявка на сопровождение автобусов патрульным автомобилем ГАИ.

К перевозке детей допускаются водители:

  • имеющие стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее одного года из последних 2 лет;
  • не привлекавшиеся в течение одного года до начала поездки к административной ответственности в виде лишения права управления транспортным средством или административного ареста за административные правонарушения в области дорожного движения;
  • прошедшие предрейсовый инструктаж.

Если продолжительность перевозки группы детей превышает 12 часов и для ее осуществления используется 3 автобуса и более, то необходимо наличие хотя бы одного медицинского работника.

Ограничение возраста детей

Не может осуществляться перевозка детей до 7 лет, если продолжительность поездки будет превышать 4 часа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.