Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сокращение бюджетников в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
По некоторым оценкам, в России насчитывается 2,4 миллиона государственных и муниципальных служащих. Это именно служащие – сотрудников бюджетных учреждений, государственных предприятий и акционерных обществ в государственной собственности (вроде Сбербанка). Также еще есть несколько миллионов силовиков – военнослужащих, сотрудников МВД, ФСБ, МЧС и других ведомств.
Естественно, что такое количество тех, кто получает зарплату от государства, не может не вызывать споров и претензий. И если необходимость врачей, учителей, военных и полицейских вполне очевидна, то чем занимаются 2,4 миллиона чиновников, понимают не все. А иногда этого не понимают даже сами чиновники.
Оптимизации не хватило мотивации
Когда очередная административная реформа только планировалась, назывались разные цифры относительно того, кого считать чиновниками:
- по данным заместителя министра финансов Татьяны Нестеренко, в 2019 году в России было 2,4 миллиона человек. Это 163 человека на 10 тысяч населения или 3,3% от численности всех занятых в экономике;
- по данным Росстата, цифра меньше: 603 тысяч федеральных чиновников, 252 тысячи региональных и 395 тысяч муниципальных. И по данным Росстата в 2017 году на 1000 работающих было только 29,6 чиновников;
- по данным того же Росстата, в 2018 году в России было 2,2 миллиона сотрудников государственных органов, местного самоуправления и избирательных комиссий.
Как видно, при таком разбросе цифр достаточно сложно будет понять, удалось ли добиться поставленной цели. Но на этот раз чиновники не просто пояснили, что будут делать – но также и отчитались по итогу реформы (причем о результатах стало известно 31 марта – ровно за день до назначенной даты).
Итак, в России было 1,25 миллиона государственных служащих (если считать только федеральных, региональных и муниципальных служащих), и правительство сократило 32 тысячи. В процентном отношении это аж 2,56% – это явно не 10-15% единиц, на которые обещал уменьшить раздутые штаты Мишустин. Правда, если вспомнить, он говорил в основном о вакантных местах – куда просто не было желающих идти работать.
Но сколько всего человек в России работают на государство? Попробуем посчитать:
- федеральных гражданских служащих – 603 тысячи человек;
- региональных гражданских служащих – 252 тысячи человек;
- муниципальных гражданских служащих – 395 тысяч человек;
- иных сотрудников органов государственной власти – около 1,15 миллионов человек (то есть, не все, кто работает во власти – служащие, есть также вспомогательный персонал);
- военнослужащие – 793 тысячи человек;
- Росгвардия – до 400 тысяч человек;
- ФСБ – 200 тысяч человек;
- ФССП, ФСО, ФТС, СВР, Генпрокуратура и СК – еще 220 тысяч человек;
- учителя и воспитатели – 2,79 миллиона человек;
- преподаватели вузов и техникумов – 345,8 тысяч человек;
- врачи, средний и младший медперсонал – 2,15 миллиона человек;
- социальные работники – 118,5 тысяч человек;
- сотрудники учреждений в сфере культуры – 495,3 тысяч человек;
- сотрудники науки – 72 тысячи человек.
Итого получаем: 2,4 миллиона чиновников, 1,7 миллиона силовиков, 5,9 миллионов бюджетников, или 10 миллионов человек. Хотя в некоторых источниках звучит другая цифра – больше 10 миллионов. Вероятно, некоторые категории сотрудников неочевидно попадают в число тех, кто живет за счет государства.
Реформы – перманентные предписания, периодически издаваемые федеральными властями, поэтому региональное управление отработало схемы, позволяющие обойти распоряжения верховной власти с наименьшими кадровыми потерями. Опубликованный еще два года назад проект указа о сокращении госслужащих предполагал оставить 103 чиновника из 148, приходящихся на каждые 10 тыс. населения России.
В некоторых субъектах федерации действительно прошло сокращение, как, например, в Пензенской области и кое-где на окраинах, но в остальных случаях были просто использованы привычные варианты. Так называемая реформа госслужбы в 2021 вылилась в следующие действия:
- сокращение пустых вакансий, припасенных специально для такого случая;
- перевод мелкого чиновника на гражданский трудовой договор: контрактник не числится в структуре, но все еще в наличии на рабочем месте;
- часть функций передается унитарному или подведомственному учреждению.
Сокращение чиновников получается номинальным. На бумаге оно есть, а в реальности – нет. Финансирование все равно происходит из бюджета, как и в случае другой, более новой схемы – образования центров управления или институтов развития региона, которые дают возможность местной власти спокойно распоряжаться бюджетными средствами. Опубликованные Росстатом цифры свидетельствуют, что число чиновников увеличилось за 2 десятилетия почти в два раза.
Д. Лобойко, глава «Региональных исследований», аналитического центра, уверен, что у этого явления есть три причины: создание альтернативных мест людям, получившим образование, формирования пояса лояльности к действующей власти и увеличение аппаратного веса относительно крупных чиновников на занимаемой руководящей должности.
Будет ли сокращение госслужащих в 2022 году?
Задача финансового департамента – находить средства для выполнения текущих задач и поставленных целей. Они не появляются ниоткуда и их особенно сложно изыскивать в тяжелой экономической ситуации, вызванной мировой пандемией.
В благополучном 2019, анализируя запланированные мероприятия, обнаружили, что и в этом случае придется выделять ассигнования на проведение переформатирования и запуска обновленной системы:
- сокращение придется проводить поэтапно, потребуется, как минимум, два временных периода;
- сначала уменьшатся ЦА федеральных органов, примерно на 10%, территориальные сократят на 5%;
- второй этап – структурная оптимизация, которая должна дать дополнительное сокращение численности;
- на сколько сократят госслужащих, Т. Нестеренко не ответила, расплывчатое утверждение о том, что этот вопрос должен решать руководитель госоргана – не точная цифра.
Сокращение штата чиновников необходимо проводить одновременно с реформой всей системы госуправления, уверен директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. В частности, ведомствам необходимо внедрять собственную гильотину — отказываться от бюрократических практик, предписаний, регламентов, архаичных традиций и т.д. Он полагает, что «уже завтра» можно отменить объявленные на сегодня вакансии и таким образом решить часть проблемы, сократив 5–7% чиновников.
Уволенные сотрудники найдут себе применение, добавил Георгий Остапкович. По его мнению, многие из них имеют «запасные аэродромы», и проблема трудоустройства для них не возникнет: возможно, они потеряют в статусе, но материально только выиграют.
Тем не менее оптимизация штата вызовет дисбаланс на рынке труда, уверен Дмитрий Белоусов. В частности, неспециализированным гуманитарным вузам, традиционно поставляющим молодые кадры с невысоким уровнем квалификации в министерства, будет некуда трудоустраивать своих выпускников. Чтобы решить эту проблему, правительству придется придумать, как создать новые рабочие места для молодежи, которой путь в госорганы окажется закрытым.
Работники бюджетной и муниципальной сфер должны получать одинаковые зарплаты, независимо от региона проживания. По новому закону Правительство должно установить требования к отраслевым системам оплаты труда. Ведь к 2021 году сложилась картина, что за одинаковые обязанности работники, проживающие в разных областях, получают неодинаковую зарплату.
Пример. Педагог средней общеобразовательной школы в Сибири получает зарплату в 35 000 рублей. А педагог в Москве – 125 000 рублей. Часовая нагрузка, уровень образовательного учреждения, квалификация педагогов не отличаются.
Зарплата бюджетников складывается из нескольких частей:
- основного оклада;
- индивидуальной премии;
- доплаты за вредность;
- оплаты сверхурочных, праздничных и выходных;
- надбавок за стаж, ученую степень и звание.
Нововведения должны коснуться увеличения доли оклада и уменьшения премии. По настоящим правилам большая часть выплат за труд приходится на оклад. По мнению профсоюзов, размер оклада не должен быть меньше 80%. По мнению депутатов ГосДумы, величина оклада может колебаться от 50 до 70%. Разница достаточно большая.
Минфин хочет сократить четверть всех чиновников до 2022 года
Повышение зарплат социальным работникам, медикам, учителям по большей части происходит на бумаге. Цены растут каждый месяц, а приличные цифры зарплат – это величины среднего уровня по региону.
Президент страны поручил Правительству сделать расчеты по зарплатам прозрачными. Запланировано вывести размер оплаты труда бюджетникам на уровень 200% от средних по региону.
Как будет рассчитываться зарплата по новому закону:
- Разрабатывается предложение о возвращении к тарифной сетке.
- Премия должна составлять не менее 5%.
- Надбавки за стаж будут варьироваться от 10 до 30%.
- Общая доплата может составлять от 60 до 120% размера оклада.
Кроме того, бюджетникам планируется выделять 30% от оклада как материальную помощь, 50% – на оздоровление.
По принятым поправкам к Трудовому Кодексу, Правительство должно разработать новые требования к установлению зарплат в каждой отрасли. Первыми получат зарплату по измененным правилам медики. Это произойдет с 1 января 2022 года. Затем изменения коснутся и других сфер.
Владимир Путин несколько раз в своих выступлениях сообщал о необходимости пересмотра жалования бюджетников. Впервые в этом году правительство обратилось к этой теме в феврале, но процесс замедлился из-за ситуации с коронавирусом в стране. Решили вернуться к данному вопросу осенью.
На завещании 24 ноября Путин заявил, что «усредненные показатели» не дают возможности оценить деятельность каждого сотрудника, нужно при начислении учитывать доходы каждого специалиста конкретно. Оплата труда работников бюджетной сферы должна быть справедливой и прозрачной. Каждый сотрудник имеет право знать порядок формирования его жалования.
Однако стоит отказаться от «уравниловки». Зарплаты могут отличаться в зависимости от региона. Это нормальная практика для федеративного государства. Некоторые отклонения могут быть даже в начислении окладов в однотипных учреждениях одного региона. Все зависит от характера выполняемых работ.
В начале ноября текущего года Владимир Путин внес поправки в Государственную Думу о повышении МРОТ и прожиточного минимума. Он призвал депутатов и членов правительства обратить особое внимание на эти распоряжения. Окончательное решение должно быть принято во время второго чтения закона о бюджете на следующий год.
На совещании 24 ноября президент подчеркнул, что соответствующие поправки уже внесены на рассмотрение в Госдуму. Согласно им, прожиточный минимум в 2022 году должен увеличиться на 8,6% и будет составлять 12 654 рубля. Минимальный размер оплаты труда также должен подняться на 8,6% и достигнет 13890 рублей.
Госдума на пленарном заседании в среду приняла в третьем окончательном чтении правительственный законопроект об увеличении минимального размера оплаты труда (МРОТ) с 1 января 2022 года до 13 890 рублей.
Увеличение минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума повлияет на многие социальные выплаты, послужит ориентиром для установления зарплат в отраслях экономики, поэтому в следующем году стоит ожидать индексации и увеличения их размера считает президент.
«Я хотел бы поблагодарить депутатов Госдумы за поддержку поправок в законопроект о бюджете. Речь об увеличении прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда… Увеличение этих показателей повлияет на рост многих социальных пособий, включая выплаты семьям с детьми и доплаты к пенсиям, послужит ориентиром для установления зарплат в отраслях экономики», — сказал Путин на совещании с кабмином.
Повышение зарплаты бюджетников напрямую зависит от размера прожиточного минимума и МРОТа. Чтобы повысить эти показатели с федерального бюджета следующего года готовы выделить 30 млрд. Руб. Изменения в 2022-м будут обеспечены также за счет, внебюджетных фондов и субъектов России. Об этом сообщил глава Министерства труда и социальной защиты Антон Котяков.
Чиновник подчеркнул, что некоторые категории бюджетников сегодня по уровню оплаты труда находятся на низком уровне. И задача государства сделать их жалования справедливыми. Это только первый этап повышения, в дальнейшем правительство еще неоднократно будет возвращаться к этому вопросу.
Без выделения дополнительных ресурсов зарплата бюджетников может отстать от запланированных показателей, этого допустить нельзя, заявил президент России Владимир Путин.
«Это все очень хорошо, за исключением роста инфляции, но это означает, что без выделения дополнительных ресурсов возможна ситуация, когда уровень заработных плат бюджетников может отстать от требования майских указов 2012 года. А этого допускать ни в коем случае нельзя», — сказал он на совещании с членами правительства.
«Прошу правительство предусмотреть дополнительные средства и оказать поддержку субъектам Федерации в достижении требуемого уровня заработной платы в бюджетной сфере», — добавил глава государства.
Путин отметил, что врачи, медработники, учителя, воспитатели трудятся в тяжелых, экстраординарных условиях в связи с пандемией.
«Они работают действительно на совесть, с полной отдачей сил. И все требования по оплате их труда обязательно нужно соблюдать», — сказал Путин.
Он обратил внимание глав регионов на необходимость полного исполнения майских указов.
«Необходимо обеспечить 100-процентное исполнение майских указов, исходя из фактического темпа роста средней зарплаты в текущем году по экономике», — сказал президент.
Все работники бюджетной сферы должны до конца текущего года получить зарплаты в том объеме, как это предусмотрено параметрами майских указов 2012 года, заявил президент РФ.
«Все эти согласования, о которых только что говорили, нужно провести в кратчайшие сроки, необходимые для этого решения важно принять максимально оперативно. Чтобы работники бюджетной сферы до конца текущего года получили зарплаты в том объеме, как это предусмотрено параметрами майских указов 2012 года», — сказал Путин.
Необходимо сделать все для обеспечения достойного уровня зарплаты работников бюджетной сферы в России, заявил Путин.
«Нужно сделать все необходимое, все возможное, чтобы обеспечить достойный уровень заработной платы людей. Целевые показатели были установлены в майских указах 2012 года», — сказал он на совещании с кабмином.
Путин подчеркнул, что все эти параметры увязаны со средним показателем доходов в экономике каждого региона и «должны неукоснительно выполняться».
15% госслужащих сократят к 2022 году
Почти 11% составит рост зарплаты бюджетников Алтайского края в 2022 году, на эти цели заложили около миллиарда рублей, сообщает пресс-служба губернатора региона.
«В рамках последовательного решения задачи увеличения доходов граждан Алтайского края по инициативе губернатора Алтайского края Виктора Томенко ко 2-му чтению закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» увеличены расходы на оплату труда неуказным категориям работников бюджетной сферы на 986 миллионов рублей. Индексация будет предусмотрена дважды в течение 2022 года и составит 6,4% с 1 января 2022 года и 4% с 1 октября 2022 года. Общий темп роста заработной платы работников — 10,9%», — говорится в сообщении.
Предлагаемое повышение оплаты труда позволит сохранить сложившуюся дифференциацию в оплате труда разных категорий работников и учитывает новый размер МРОТ, уточняет пресс-служба.
«Проектом закона о краевом бюджете на 2022-2024 годы уже предусмотрена индексация заработной платы для отдельных категорий работников, подпадающих под действие указов президента Российской Федерации, на 15,9% с 1 января 2022 года», — отмечается в сообщении.
Сокращение должности – прекращение действия служебного контракта по инициативе представителя нанимателя.
Нормативно такое основание увольнения закреплено в п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ №79 от 27.07.2004. Гражданского служащего также могут освободить от должности и уволить с гражданской службы при ликвидации госоргана (п. 8.3 ч.1 ст. 37 ФЗ №79). В обоих случаях нанятое лицо теряет рабочее место не по своей воле, а по решению работодателя.
Обратите внимание. Порядок поступления и освобождения с гражданской государственной службы регулируется ФЗ №79. Если сотрудник, подпадающий под сокращение, относится к категории госслужащего, отношения с ним расторгаются именно в порядке, предусмотренном ФЗ №79. Для остальных работников применяются общие положения ст. 81 ТК РФ.
Увольнение госслужащего по сокращению штата осуществляется в порядке, установленном ст. 31 ФЗ №79:
- Во-первых, даже если ликвидируется должность или упраздняется госорган, отношения с сотрудником не обязательно расторгнут. Человеку могут предложить альтернативу в том же органе, в органе, который примет функции ликвидируемой организации, или в другой госструктуре.
- Во-вторых, перевод осуществляется с письменного согласия служащего. Учитывается образование, квалификация и специальность, а также направления подготовки и стаж.
- В-третьих, работодатель обязан уведомить коллектив о грядущих увольнениях минимум за два месяца.
- В-четвертых, в течение этих двух месяцев в госоргане могут провести внеочередную аттестацию. Это нужно для того, чтоб определить профессиональный уровень сотрудника на момент сокращения штата. Аттестация должна быть организована в соответствие со ст. 48 ФЗ №79.
И наконец, если подходящих вакансий не нашлось, служебный контракт со служащим все таки расторгается. При увольнении человеку обязаны начислить соответствующие выплаты и компенсации, которые отличаются от выплат, полагающихся другим категориям нанятых лиц.
Одной из гарантий профессиональных прав госслужащего является закрепленная в законе обязанность представителя нанимателя предложить сотруднику, подпадающему под сокращение, имеющиеся вакантные должности. Правила предоставления таких вакансий установлены Постановлением Правительства РФ № 822 от 19.09.2013.
После уведомления служащего о том, что его должность подпадает под сокращение, руководство обязано предложить лицу вакансии в том же госоргане или в органе, который будет выполнять функции упраздненной организации. Для этого у администрации есть 2 месяца с момента предупреждения лица о грядущем расторжении трудовых отношений. Если свободных или подходящих мест нет, могут рассматриваться должности в других государственных структурах.
Подбор вакансий в другом органе выглядит следующим образом:
- Представители кадровой службы приступают к поиску вакансий в других органах не менее чем за 30 дней до дня планируемого увольнения.
- Формируется список вакантных должностей гражданской госслужбы. В список включаются вакансии в госорганах в той же местности, где работал служащий. Если в той же местности подходящих мест нет, в перечень включают предложения из других местностей.
- За 25 дней до последнего рабочего дня кадровая служба передает сотруднику под роспись уведомление с предложением о занятии вакантной должности. К уведомлению прикрепляется список имеющихся вакансий.
- При поиске альтернативы кадровая служба обязана учесть профессиональные характеристики лица. К таким характеристикам относятся категория и группа занимаемой должности, область и вид служебной профдеятельности, уровень квалификации, стаж, направление подготовки.
- С момента получения уведомления у госслужащего есть 2 дня для принятия решения. Вариантов два – согласиться или отказаться от полученных предложений. Если человек согласен занять вакантную должность, он подает заявление в кадровую службу. В заявлении нужно просить о направлении своей анкеты в соответствующий орган.
- В 2-дневный срок с момента получения заявления кадровики обязаны направить в соответствующий госорган письмо с просьбой рассмотреть кандидатуру служащего на замещение вакантной должности. В документе указывается, какую вакансию выбрал увольняемый и когда заканчивается 2-месячный предупредительный срок.
- Кадровая служба органа, которому было направлено письмо, обязана подготовить ответ в 3-дневный срок. Если предложенная кандидатура подходит, то в ответе также указывается, когда и где будет проведено собеседование.
- Госслужащего ознакомляют с ответом потенциального работодателя в течение одного дня с момента получения соответствующего письма.
- На финальном этапе оформляется перевод служащего.
Изменения пенсионной реформы, произведенные в июле 2021 года, коснулись стажа МС, который необходим для назначения пенсии. С 2017 года стаж будет увеличиваться на полгода, пока не достигнет отметки 20 лет. Хотя в 2021 году для назначения пенсии требовался общий стаж — 15 лет.
Следовательно, МС для оформления пенсии в 2021 году должны иметь стаж не меньше 15,5 лет, а в 2021 — 16 лет и так дальше вплоть до 20-летнего периода.
Если бывший МС устроился на государственную должность после назначения пенсионных выплат, то размер пенсии не сокращается и не отменяется!
Муниципальный стаж используется как основа для формирования пенсии в процентах следующим образом:
Важно знать! Пенсия военным Беларуси
То есть за каждый отработанный год свыше 15 лет, МС получают пенсионную надбавку в размере 3%. Максимальные показатели пенсии – 75% от среднего оклада труда.
Зарплата бюджетников с 1 сентября 2021 года также подверглась индексации в некоторых регионах. К примеру, в Московской области увеличились оклады сотрудников муниципальных учреждений культуры на 15 %.
С 01.09.2019 вырос доход для служащих музеев, библиотек, театров, МУП и ГУП. Для того чтобы осуществить такой рост, из бюджета был выделен не один миллион рублей. Все необходимые средства были направлены в виде дотаций в регионы.
Молодые специалисты (учителя) в области образования, а также классные руководители получили прибавку к вознаграждению за труд в размере 5000 рублей. При этом в положениях о премировании и коллективных договорах общеобразовательных учреждений необходимо включить пункт о начислении премиальных выплат в размере от 3 до 20 %.
В качестве дополнительной меры финансовой поддержки служащих выступит продление программы по проведению ежегодного медицинского осмотра, бесплатного для работников бюджетных учреждений. Профсоюзные органы также должны оказывать помощь бюджетникам: по запросу учителей председатели профсоюзов обязаны предоставить путевки в санатории, оздоровительные базы отдыха и пансионаты.
Таким образом, на сегодняшний день после всех индексаций оклады бюджетников повысились для следующих трудовых категорий:
Категории сотрудников бюджетных организаций, у которых наблюдался рост доходов в 2021 году благодаря действиям «майских указов» | Прирост по сравнению с уровнем 2012 г. |
Школьные учителя, служащие предприятий культуры, соцработники, средний медицинский персонал | 100 % |
Врачи (с высшим медицинским образованием), научные сотрудники, преподаватели в университетах, ученые | 200 % |
Еще в 2021 году наметилась тенденция к улучшению зарплатного финансирования в бюджетных учреждениях (БУ) и приросту средней зарплаты по следующим отраслям: образование, здравоохранение, культура и искусство. Средства, требуемые для увеличения окладов, были запланированы и включены в бюджет 2021 года. Индексирование будет происходить в несколько этапов и завершится в 2021 году. В результате уровень доходности, выплачиваемой за труд, увеличится в среднем в полтора раза, по сравнению с нынешними величинами.
Субсидии будут выделяться и для сокращения разрывов по доходности между регионами и столицей. Так, повышение зарплаты бюджетникам в 2021 году в Красноярском крае направлено на доведение вознаграждения за труд до соотношения заработной платы работников бюджетной сферы с уровнем среднего регионального заработка. Сокращение Госслужащих в 2022 Году в России.
Премьер-министр Михаил Мишустин предложил начать оптимизацию штата госслужащих с 1 января 2021 года и завершить ее в течение трех месяцев — до 1 апреля.
С таким предложением он выступил в понедельник, открывая совещание с вице-премьерами, сообщает ТАСС.
Мишустин напомнил, что кабмин неоднократно обсуждал необходимость оптимизировать систему управления, однако сроки проведения административной реформы не раз переносились по разным причинам, в том числе из-за ситуации с коронавирусом.
По его словам, необходимы «не огромный, а рационально сформированный штат компетентных специалистов и четко определенная сфера ответственности каждого органа исполнительной власти». Сейчас почти 20% должностей в министерствах и ведомствах остаются вакантными, заметил Мишустин. Он пояснил, что кабмин проанализировал работу всех федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им структур и подготовил решения по оптимизации. Будет создана специальная рабочая группа, которая будет заниматься вопросами, связанными с проведением реформы.
Сокращение будет проводиться в основном за счет вакантных мест. При этом сохранятся все финансовые ресурсы, в том числе материальное стимулирование, которые были до оптимизации ведомств.
Численность структурных подразделений в министерствах по новым требованиям должна составлять не меньше 40 сотрудников, служб и агентств — не менее 25 сотрудников.
Отдельное требование касается заместителей руководителей федеральных органов власти. Каждый из них должен координировать работу не менее двух департаментов или управлений.
АЛМАТЫ, 26 мая — Sputnik. Премьер-министр Казахстана Аскар Мамин на приеме у президента Касым-Жомарта Токаева рассказал, как работает новая система оплаты труда госслужащих. Глава государства поручил продолжать сокращение числа госслужащих и повысить оставшимся зарплаты, пишет Акорда.
Зарплата бюджетников в 2022 году в России
Правительство России в 2021 году устранит разрыв в зарплатах между органами власти одного уровня и приведет их к справедливому значению. Этот шаг будет продолжением завершаемой административной реформы, заявил Григоренко. Как отметил вице-премьер, сейчас сложилась ситуация, когда разрыв в зарплатах между ведомствами стал критическим. «По министерствам — в 1,5 раза, по службам — 1,7 раза, по агентствам — 1,9 раза, а по территориальным органам — достиг двукратной отметки», — пояснил он.
По словам Григоренко, в результате наиболее квалифицированные сотрудники переходят в ведомства с высокими заработными платами. «Это приводит к разному уровню компетенции сотрудников, напрямую мешает слаженной работе всего госаппарата, — указал он. — В этом году правительство сбалансирует уровень средней заработной платы между ведомствами и приведет к справедливому уровню — это важнейший этап реформы».
Руководитель аппарата правительства указал, что основной для дальнейшего реформирования системы оплаты труда госслужащих станет проведенная реорганизация госаппарата. «Этот вопрос обсуждался давно, но провести преобразования мешали искусственно поддерживаемые пустующие ставки», — заметил он.
Помимо этого, как сообщил вице-премьер, изменится сама структура заработных плат: увеличится доля ежемесячных гарантированных выплат за счет уменьшения премиального фонда, что позволит сотрудникам на местах планировать социально значимые расходы, например, ипотеку. «Мотивационная часть будет привязана к конкретным результатам выполненной работы, — обозначил он еще одно нововведение. — Это будет способствовать росту мотивации действующих сотрудников, привлечет на госслужбу перспективных и эффективных специалистов».
Отвечая на вопрос, будет ли на этом завершена реформа, Григоренко заметил: «Если внимательно посмотреть лучшие практики, неважно — в бизнесе или в госуправлении, то мы увидим, что важнейший элемент успеха — это стремление к постоянному развитию». По его словам, сейчас драйвером изменений выступает цифровизация, но «это не самоцель, а только инструмент, который нужно научиться правильно применять».
«Поэтому мы продолжим внимательно анализировать, а затем — переводить в онлайн-формат максимально широкий спектр ведомственных процессов, особенно в той части, которая касается контрольно-надзорных функций», — пояснил вице-премьер.
Он подчеркнул, что государственные услуги бизнесу и гражданам должны предоставляться «по принципу 24/7 и экстерриториально».
В то же время, как считает Григоренко, «важно понимать, что ключевой элемент успеха — это не «цифра», а люди, которые объединены одной целью». «Поэтому главное и самое сложное — переформатировать госаппарат в современную, ориентированную на результат команду профессиональных сотрудников. В своей работе мы будем стремиться именно к такому результату», — резюмировал он.
Цифровизация и платформенные решения создают резерв для дальнейшей оптимизации системы госуправления, указал Григоренко. «Здесь есть значительные резервы за счет цифровизации и применения платформенных решений, которые позволяют часть функций — в том числе территориальных органов (госвласти) — централизовать на федеральном или межрегиональном уровне, оставив на уровне регионов ограниченный круг вопросов — например, только по очному обслуживанию граждан», — сказал он.
В целом, рассуждая о реформе, вице-премьер отметил, что в нынешних условиях система госуправления должна уметь адаптироваться к вызовам новой реальности, в основе которой лежит цифровая трансформация. «Технологии кратно увеличивают возможности повышения эффективности работы госаппарата. Они помогают реализовать модель сервисного государства, ориентированного на запросы общества, на высокое качество предоставляемых гражданам услуг. Поэтому институты власти должны стать цифровыми платформами, естественно и незаметно предоставлять услуги в максимально оперативном режиме. Именно эту модель мы взяли за основу», — заявил он.
По словам Григоренко, в ходе реформы кабмин постарался решить ключевую проблему структурного дисбаланса штатной численности госведомств. Правительство разработало единые стандарты организационно-штатной модели, акцент был сделан на устранение избыточных руководящих должностей.
«Так, замруководителя теперь должен курировать не менее двух структурных подразделений, а замначальника структурного подразделения — как минимум два отдела. Мы также установили требования к минимальной численности подразделений. Для департаментов министерств — не менее 40 человек, управлений в службе или агентстве — не менее 25 человек, для отделов — не менее пяти человек. Штат обеспечивающих работников не должен превышать 30% от предельной численности, при увеличении состава профильных специалистов», — рассказал Григоренко.
Глава аппарата кабмина подчеркнул, что при проведении реформы были предусмотрены механизмы точечной донастройки. Так, если ведомству нужно усилить центральный аппарат, руководство может перераспределить численность за счет территориальных органов в пределах фонда оплаты труда, пояснил он.
Григоренко объяснил необходимость преобразований в госуправлении требованием времени, так как «существующая структура органов государственной власти практически не менялась на протяжении многих лет — в современных условиях она не может эффективно работать над решением задач, которые ставит перед собой государство». По словам вице-премьера, за это время корпоративный сектор уже несколько раз трансформировал модели управления бизнесом, исходя из изменения запросов потребителей и возможностей, которые дают технологии.
«Госаппарат же все это время продолжал работать по системе, которая не менялась десятилетиями, — по принципу «ведомственных колодцев», то есть в замкнутом цикле — через долгие бюрократические согласования. Это привело к серьезным системным проблемам: модель госуправления оказалась абсолютно не адаптивной, не отвечающей современным реалиям и новым задачам», — добавил вице-премьер.
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин объявил о реформе госаппарата в ноябре 2020 года, срок ее завершения был установлен до 1 апреля 2021 года. Реформа предполагает приведение к единому стандарту штата и организационной структуры министерств и ведомств, сокращение центральных аппаратов на 5%, а территориальных органов на — 10%. В целом сокращение должно было затронуть более 32 тыс. должностей, в основном за счет имеющихся вакансий при сохранении фонда оплаты труда в ведомствах. В центральных аппаратах сокращению подлежала 741 штатная единица, в том числе 36 заместителей руководителей, а также 74 структурных подразделения.
В 2022 году силовиков ждет однократное повышение окладов.
Зарплаты военных, сотрудников МВД и других силовых ведомств в 2022 году увеличат на 4% путем соответствующей индексации должностных окладов (окладов по воинской должности) и окладов по воинскому или специальному званию.
Это прямо предусмотрено проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».
Дата, с которой ежегодно индексируют зарплаты силовиков, является традиционной, — это 1 октября. Менять дату индексации в 2022 году в Правительстве и Госдуме не намерены. Поэтому повышения зарплат сотрудников силовых ведомств ранее 1 октября не будет.
Очередная реформа Мишустина: Госаппарат пытаются сократить, а он не сокращается
Увеличение зарплат госслужащим запланировано с 1 октября 2022, 2023 и 2024 годов. Именно такое предложение было внесено на рассмотрение в Госдуму. 4% — не такая уж и большая сумма. Но это лучше, чем ничего. Особенно, если учесть, что в 2021 году Министерство Финансов решило сэкономить и отказаться от индексации. В результате около 3 млрд рублей было направлено на другие нужды.
Согласно поданному в Госдуму законопроекту правительства РФ, госслужащие могут рассчитывать не только на повышение заработной платы, но и на изменения, касающиеся премии. Ее будут получать не только те, кто выполняет особо сложные и важные задания, но и те, кто просто ответственно и добросовестно подходит к выполнению своей работы.
И это не все новшества. С принятием законопроекта правительство получит полномочия решать, как будут начисляться выплаты федеральным гражданским служащим и тем работникам госорганов, которые занимают должности, не относящиеся к госслужащим.
Деньги на премии будут выделяться из федерального бюджета. Правительство получит их благодаря сокращению штата.
Изменения пройдут в 2 этапа. Первый начнется 1 января 2022 года и затронет систему начисления премий. Второй — 1 января 2023 года и коснется федеральных судов, представительств органов власти за границей и т.д.
В 2021 году зарплаты федеральных госслужащих отдельных служб стали выше. Изменения коснулись и других выплат:
- страховая пенсия неработающему пенсионеру — 6,3%;
- зарплата «майских» бюджетников (медики и учителя, о которых упоминалось в указах в мае) — 5-7%;
- социальные пенсионные выплаты — 3,4%;
- зарплата военнослужащим, полицейским, таможенникам, работникам ФСИН и т.д. — 3,7%.
Итак, обобщим. Госслужащим повысят зарплату в 2022 году на 4%. Почему именно на 4%? Это связано с прогнозируемым уровнем инфляции. При этом заработная плата работников других отраслей станет больше на 6,9%.
Получается, что на повышенный оклад могут рассчитывать военнослужащие, полицейские, сотрудники прокуратуры, те, кто работает в министерствах.
Если государство сможет справиться с дефицитом бюджета, а, как показал 2021 год, у него это хорошо получается, то повышение зарплаты госслужащим в 2022 году состоится. Все станет ясно после того, как будет принят бюджет.
По действующим ныне положениям зарплата работников бюджетных организаций зависит от уровня регионального бюджета. У бюджетников федерального уровня зарплату устанавливают централизованно. К ним относятся сотрудники научных и медицинских центров, вузовские, театральные, музейные работники. Оплата труда медиков, учителей, служащих на подобных должностях находится в ведении местных властей и может зависеть от конкретного учреждения.
Увеличение денежного довольствия у социальных работников, медиков, учителей по большей части произойдет только на бумаге. Цены ежемесячно растут, а приличные цифры доходов – это размер среднего регионального уровня. Владимир Путин распорядился, чтобы правительство сделало расчеты по оплате труда прозрачными. Согласно планам, уровень заработной платы хотят поднять на 200% в соотношении с средним региональным денежным довольствием.
С 1 января 2022 года на увеличение размера зарплаты могут претендовать:
- врачи;
- учителя;
- бюджетники, которые попадают под действие майских указов.
Каждый регион сам решает на сколько производить индексацию, но не ниже 4% (выше можно). К примеру, в Магаданской области в 2022 году бюджетникам увеличат зарплату в несколько этапов на 10%, а в Омской единоразово на 5%ю
Чтобы улучшить работу медицинских работников, в ряде регионов был запущен пилотный проект по улучшению условий оплаты труда. Теперь на их оклад будет оказывать влияние сложность работы, квалификация, региональный коэффициент, компенсационные выплаты.
В 2022 году индексация окладов сотрудников медицинской сферы составит 6,5%.
Госдуме поддержали предложение об увеличении зарплат сотрудникам силовых органов. В проект бюджета на 2022 год и плановый период 2023-2024 года внесли соответствующие поправки.
В результате вместо планируемых ранее 5,8% зарплату повысят на 7,4%.
Закон, согласно внесенным изменениям, предусматривает с 01.10.2022 года ежегодное повышение заработной платы силовикам на 5% сверх инфляционного уровня.
Первое повышение они получат 01.10.2023 года.
30.11.2021 О повышении зарплат бюджетникам регионов России — последние новости
Все повышения в 2022 году пройдут на фоне увеличения федерального МРОТ, который по сравнению с 2021 годом станет больше на 1 108 (8,6%) рублей и составит 13 890 рублей (в 2021 году – 12 792 руб.).
Независимо от организации (бюджетная, внебюджетная), изменения затронут примерно 3 млн работников.
По ТК РФ (ст. 133) месячная зарплата при условии отработки нормы рабочего времени не должна быть ниже МРОТ. Если принят региональный МРОТ (но не ниже федерального), то в расчет берут именно его, если он не принят, то действует МРОТ, принятый на федеральном уровне.
Какие источники у Беларуси остались для закрытия дефицита бюджета в следующем году?
– Предполагаю ,что по внутреннему размещению возможности уже совсем небольшие: вряд ли у банков сейчас есть лишние деньги для покупки гособлигаций. В то же время, при наличии политической воли, можно продавить эту покупку в добровольно-принудительном порядке. Мы уже сейчас видим странные и непрозрачные движения с облигациями Банка Развития (в конце июля Нацбанк и Совмин выпустили постановление №447/9 об облигациях Банка Развития, пункты которого скрыты плашкой «Для служебного пользования» – прим. Myfin.by): возможно эти действия направлены на финансирование квазифискальных расходов (перекрестное субсидирование, финансирование госпрограмм под льготные кредитные ставки и пр. –прим. Myfin.by).
Понятно, что максимальные траты бюджета и дефицит станут видны ближе к концу года. Однако, пока не видно даже намека на траты накопленных финансовых запасов Минфина. >Есть высокая вероятность, что этих денег хватит на какое-то время и в следующем году.
Также не надо забывать про такой источник, как внешние заимствования. Речь идет о двух связанных источниках: правительство России, которое обещало предоставить кредит в $630-640 млн, и ЕФСР. С последним пока неясно о какой сумме идет речь, но часть дефицита бюджета внешними источниками можно будет профинансировать.
Есть еще одна странная вещь с бюджетом: его дефицит будет не таким большим, как в этом году. И пока непонятно за чей счет произошло сокращение расходов.
Например, сокращение налоговых льгот в этом году пришлось частично отменять, так как это сильно повлияло на рост цен. Какие льготы будут сокращать в следующем году и позволит ли это так сильно уменьшить дефицит бюджета все еще неизвестно.
На минувшей неделе в ходе совещания с Совмином Александр Лукашенко предложил заняться темой добровольного пенсионного страхования. Что можно сказать по поводу этой идеи?
– Сама идея отличная. Уже давно в стране назрела пенсионная реформа: нужен накопительный элемент пенсии. Проблема в том, что пока неясно, кто станет этими «добровольцами» и какие масштабы приобретет новая часть пенсии. Есть подозрение, что большинство людей проигнорирует нововведения и не будет пользоваться этим механизмом: как раз по причине его добровольности.
У нас нет культуры долгосрочных сбережений, абсолютно низкое доверие к государству и его инструментам сбережения.
Если не будет добровольно-принудительной инициативы, например, на госпредприятиях, то, скорее всего, этими возможностями воспользуется очень малый процент населения.
Я думаю, что и само государство и не рассчитывает на массовое участие людей в добровольном пенсионном страховании. Потому что, если желающих будет много, то это станет серьезной проблемой для Фонда социальной защиты населения. Потому что те максимальные 3%, что государство добавляет к пенсии работника, они достаются из ФСЗН.
По итогам торгов понедельника цены на нефть вплотную приблизились к $80 за баррель, обновив максимумы с 2018 года. Насколько сильно это повлияет на белорусскую экономику?
– Раньше зависимость от цен на нефть была следующая: чем выше цены на нефтяное сырье, тем лучше для экономики. Беларусь покупала в России беспошлинную нефть, перерабатывала ее и продавала по мировым ценам на внешнем рынке. И эта маржа росла вместе с ценами на нефть. Сейчас маржа осталась, но сильно снизилась из-за налогового маневра в России. И когда он завершится, Беларусь будет покупать российскую нефть по ценам не сильно отличающимся от рыночных.
В итоге, рост цен на нефть – это позитив для белорусской экономики, но не такой сильный позитив, каким он был даже в прошлом году.
На фоне роста цен на калийные удобрения, это гораздо более скромная позитивная новость для нашей экономии. С другой стороны большую важность приобретает внутренний рынок нефтепродуктов для производителей, который будет по мере завершения налогового маневра в России выравниваться в доходности с внешним. Что по идее должно привести к более существенному росту цен, чем на 1 копейку еженедельно. Однако мы понимаем, что рост цен на топливо – это острый общественно-политический вопрос. Поэтому высока вероятность, что рост цен будет максимально сдержанным.
Сотрудники федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений получат с 1 октября прибавку к зарплате в размере 4,3%. Аналогично будет проиндексирована заработная плата сотрудников:
- федеральных государственных органов;
- учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;
- гражданского персонала воинских частей.
То есть всех тех служащих, у которых оплата труда осуществляется в соответствии с Постановлением правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583. В их число также попадают военнослужащие и силовики. В 2019 году этой категории бюджетников зарплату еще ни разу не увеличивали, поэтому октябрьская индексация станет первой и единственной. По уверению чиновников, в следующем году ситуация с оплатой труда госслужащих должна кардинально измениться.
Министр финансов анонсировал повышение зарплаты госслужащим в 2022 году
- Роструд и HeadHunter заключили соглашение о сотрудничествеВчера
- TEDx. Первые в Ярославле: конференция пройдет с участием искусственного интеллектаВчера
Изменения в начислении заработной платы работникам предприятий государственной и муниципальной форм собственности происходят трижды в год:
- 1 апреля;
- 1 июня;
- 1 октября.
В федеральном бюджете заложено повышение зарплат в 2021 г. на 6,8%. В этом году изменения в оплате не достигнут бюджетной сферы. Но, начиная с 01.01.2022, ситуация изменится.
Работники бюджетной и муниципальной отрасли должны получать одинаковую заработную плату независимо от того, в каком регионе они проживают. Согласно новому законопроекту, правительство должно установить определенные требования к отраслевым системам оплаты труда. Это важно, так как в 2021 г. сложилась следующая картина: за одни и те же обязанности работники, которые проживают в различных регионах, получают разную оплату за свой труд.
Например, сотрудник средней образовательной школы в Сибири получает за свою работу 35 тыс. руб. А зарплата учителя в столице составляет 125 тыс. руб. При этом часовая нагрузка, уровень образовательного заведения, квалификация педагогов никак не отличается.
Чтобы узнать, как правильно рассчитать зарплату бюджетникам, нужно понять из чего она состоит. Так, выделяют несколько частей:
- основной оклад;
- индивидуальные премии;
- доплаты за вредные условия труда;
- оплата сверхурочных, праздничных и выходных дней;
- надбавка за стаж, ученую степень и звание.
Внимание!
Нововведения будут касаться увеличения доли оклада и уменьшения премии.
По существующим правилам, большая часть выплат приходится на оклад. Профсоюзы считают, что его размер не может быть меньше 80%. Депутаты государственной Думы убеждены, что величина оклада может варьироваться в пределах 50-70%. Разница мнений довольно весомая.
При этом стоит учесть, что дополнительные выплаты и поощрения к основному окладу региональные власти отменить не смогут. В первую очередь, законодательство не допустит уменьшения размера зарплат, а во-вторую — педагогов и медиков необходимо стимулировать финансово, чтобы они не начали искать иные пути заработка. В любом случае, для увеличения размера оклада деньги будут взяты из госбюджета.
Согласно новым поправкам, которые были приняты к ТК, правительству президент поручил разработать новые требования к установлению уровня оплаты труда в каждой сфере. Первыми, кто получит оплату за свой труд в измененном формате, станут медицинские работники. Ожидается это 01.01.2022 г. После этого изменения по цепочке пройдут и в других отраслях.
Согласно ст. 134 ТК России, ежегодная индексация положена всем трудящимся. Коммерческая сфера не является исключением из этого правила, поскольку положение Трудового кодекса полностью распространяется и на работу компаний частной формы собственности. Одновременно с этим, есть определение Московского городского суда от 6 июля 2017 г. по делу №33-22702/2017, где было определено, что повышение заработной платы — это гарантия от государства.
Это значит, что индексировать заработок граждан должны организации, получающие госфинансирование. В случае, когда деятельность компании осуществляется без государственной поддержки, то и выполнять гарантии она не обязана. Следовательно, коммерческая фирма может отказаться от проведения индексации зарплаты, но при условии, что они готовы оспаривать свое решение в рамках судебного разбирательства. Порядок индексации с частными организациями прописывают в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте.
Ст. 134 Трудового кодекса России гарантирует индексацию зарплаты всему персоналу, исключения никакого нет. Отсутствуют ограничения по должности, профессии, полу, возрасту, стажу, специальности, сроку действия трудового договора и иным условиям. Это значит, что в 2022 г. индексация будет проведена для всех трудоустроенных сотрудников, в том числе:
- постоянных работников, которые присутствуют на рабочих местах;
- штатных сотрудников и совместителей;
- дистанционного персонала;
- удаленных занятых, которые отсутствуют, например — находятся в декрете или отпуске за свой счет.
Проиндексировать следует и оплату труда директора, даже при условии, что он единственный учредитель организации. Но это возможно только тогда, когда с ним заключен трудовой договор.
Если учредитель выполняет обязанности директора на основании гражданско-правового договора, то индексация проведена не будет. В данном случае никакого наказания не грозит.
Законодательством установлены только общие положения касательно индексации зарплаты сотрудников. Но размер и механизм проведения полностью лежит на плечах работодателя. Верховный суд в п.10 Обзора судебной практики №4 (2017) выделил определенные вопросы относительно индексации, которые должны быть раскрыты в локальных актах работодателя:
- основание проведения;
- сроки и периоды;
- алгоритм определения коэффициента;
- сколько будет индексация зарплаты в 2022 году;
- список выплат, которые нужно увеличить.
В основном, работодатели ориентируются на изменение индекса цен или на уровень инфляции. Это расчетные экономические показатели, определяемые Росстатом. Эти значения официальные и ознакомиться с ними можно на оф.сайте ведомства.
Как сообщила вице-премьер Татьяна Голикова, 1 октября также повысят зарплаты бюджетникам, не вошедшим в майский указ президента от 2012 года. То есть массовой индексации зарплат медработников, учителей, педагогов и других «обычных» бюджетников в этом году не будет.
Сейчас зарплату бюджетников рассчитывают местные власти и муниципалитеты. На деле же эти функции часто возложены на плечи руководителей организаций, что приводит к разрыву в зарплатах не только в разных населенных пунктах, но даже в соседних предприятиях одного города.
Чтобы исправить несправедливость, кабинет министров планирует установить одни требования к установлению окладов, ставок и надбавок, которые применяются при подсчете зарплат, компенсаций и стимулирующих выплат. Одновременно с этим правительство утвердит требования для каждой сферы деятельности, а также выдаст сроки, в течение которых зарплаты бюджетников пересчитают по-новому.