Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возбуждение уголовного дела на 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
12 июля 2021 года вступили в силу ряд федеральных законов, вносящих изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
Так, Федеральным законом от 1 июля 2021 г. № 281-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» значительно усиливается уголовная ответственность в сфере незаконного оборота оружия.
В частности, статья 222 УК РФ изложена в новой редакции, предусматривающей семь частей. Преступления, связанные со сбытом огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов, выделены в отдельные составы.
Положения действующей редакции части четвертой перенесены в новую часть седьмую и дополнены ответственностью за незаконный сбыт пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж, а также основных частей и патронов к гражданскому огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию и огнестрельному оружию ограниченного поражения.
Кроме того, в примечаниях 2 и 3 к указанной статье даны определения огнестрельного оружия и боеприпасов, к числу которых отнесены патроны.
Федеральным законом от 1 июля 2021 г. № 258-ФЗ «О внесении изменения в статью 2641 Уголовного кодекса Российской Федерации» в новой редакции изложена статья 2641 УК РФ. Теперь в части второй предусмотрена повышенная ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, имеющим судимость по данной статье, а также частям второй, четвертой и шестой статьи 264 УК РФ.
Согласно Федеральному закону от 1 июля 259-ФЗ «О внесении изменения в статью 2282 Уголовного кодекса Российской Федерации» статья 2282 УК РФ дополнена примечанием, предусматривающим освобождение от уголовной ответственности в случае нарушения правил оборота наркотических средств и психотропных веществ, совершенного по неосторожности при осуществлении медицинской деятельности и повлекшего их утрату, если такая утрата не причинила вреда охраняемым уголовным законом интересам.
Федеральным законом от 1 июля 2021 г. № 293-ФЗ «О внесении изменений в статью 1711 Уголовного кодекса Российской Федерации» части первая и третья статьи 1711 УК РФ дополнены положениями, устанавливающими ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или сбыт товаров и продукции с использованием заведомо поддельных средств идентификации для маркировки товаров.
Пленум Верховного суда решил внести поправки в свои постановления о правилах применения Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов. Документы дополнили новыми разъяснениями по делам в отношении несовершеннолетних. Было уточнено и расширено поле действия «экстремистских» статей. Также судьи затронули вопросы замены наказания для осужденных и выхода по УДО.
Первый блок поправок касается постановления от 21.04.2009 № 8 «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания». Пленум Верховного суда уже в четвертый раз вносит изменения в этот документ.
Если осужденный или его адвокат обратятся в суд с ходатайством о смягчении оставшейся части наказания раньше срока, прописанного в ч. 3 ст. 79 Уголовного кодекса, ходатайство им должны вернуть. В этой статье указано, сколько должен отбыть заключенный, прежде чем подавать прошение. Сроки разные в зависимости от тяжести преступления.
Это же правило применимо и для случаев, когда наказание один раз уже смягчили, но заключенный нарушил, например, правила УДО. Если такое обращение поступило в суд меньше чем через год (ч. 12 ст. 175 УИК), суд его вернет.
Один из пунктов обновленного постановления может помочь выйти на свободу тяжелобольным заключенным.
ВС подчеркивает: отрицательная характеристика сотрудников колонии, отсутствие поощрений за время заключения, отсутствие постоянного места жительства и «социальных связей» не должны мешать освобождению заключенного по причине болезни. Как и тот факт, что заключенный отбыл лишь незначительную часть назначенного наказания.
При решении вопроса об отсрочке наказания, на которую имеют право, например, родители несовершеннолетних детей, суд должен учитывать характеристику и другие данные о личности подсудимого, условия его жизни и положение его семьи. Следует также выяснить, есть ли у него жилье и необходимые условия для проживания с ребенком.
«При этом суд должен располагать документом о наличии ребенка либо медицинским заключением о беременности женщины, а также иными документами, необходимыми для разрешения вопроса по существу», — подчеркивает Пленум.
Также Пленум в четвертый раз вносит поправки в постановление 2011 года «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних». Большинство изменений носит технический характер, но есть и заслуживающие внимания новые формулировки.
Пункт постановления о возможности заключения несовершеннолетнего под стражу, то есть в СИЗО, дополнили новым абзацем. Согласно обновленной позиции Верховного суда, разрешается арестовать такого подозреваемого в совершении преступления средней тяжести. Предыдущая версия постановления такого указания не содержала.
Это допустимо в случаях, если такая мера пресечения «единственно возможная в конкретных условиях с учетом обстоятельств инкриминируемого деяния». При этом должны учитываться и данные о личности предполагаемого преступника.
Пленум делает поправку: отправить в СИЗО еще не достигшего 16-летнего возраста подозреваемого можно только в случае, если он совершил преступление средней тяжести не впервые.
Иногда осужденный достигает 18-летия в процессе обжалования приговора. Предыдущая версия постановления Пленума предусматривала, что в таком случае законные представители могут принимать участие в заседаниях как апелляционной, так и кассационной инстанции. Теперь упоминание кассации из документа убрали.
Попытка примирения
В пункте о возможном примирении сторон ВС дал судам новое указание. По делам о преступлениях небольшой или средней тяжести, совершенных несовершеннолетним впервые, суд должен выяснять у потерпевшего, заглажен ли причиненный вред и не желает ли он примириться с подсудимым. Всем участникам процесса нужно также разъяснить порядок прекращения уголовного дела в связи с примирением сторон.
Наивен тот, кто думает, что при подаче заявления в МВД его там встретят с распростертыми объятиями и будут сочувствовать. И неважно, что с вами приключилось: кража кошелька, мошенничество или оскорбление. Система построена так, что сотрудники правоохранительных органов всеми силами стараются избежать лишних уголовных дел. Для них это дополнительная работа, за которую никто не доплатит.
Это только в сериалах полицейский сочувственно выслушивает жертву кражи, подает ей бумажный платок, чтобы вытереть слезы, и тут же бежит искать виновника по горячим следам. В реальности все происходит далеко не так радужно. Процесс довольно сложен.
Так что, если вы пришли с заявлением в МВД, будьте готовы к тому, что открывать дело станут неохотно. Вас будут отговаривать. Могут убедить, что вам все равно ничего не светит.
Случай не тянет на уголовное дело. Возбуждать его просто нет причин. Могут пообещать разобраться в самые короткие сроки, принять заявление и прислать отказ. Отсюда рождается недоверие к сотрудникам данного ведомства, а также отсутствие веры граждан в то, что можно добиться справедливости.
Итак, для возбуждения уголовного дела должен быть повод. Им считается обращение в правоохранительные органы о совершенном преступлении. В первую очередь пострадавшему необходимо подать заявление в МВД и добиться, чтобы его приняли.
Если есть шанс, что раскрыть преступление будет возможно по горячим следам, то обратиться в правоохранительные органы нужно как можно скорее.
Однако если дело не требует срочного вмешательства, советуем хорошенько подготовиться к визиту в МВД. Заявление можно подготовить заранее. Подробно опишите в нем обстоятельства дела. Распечатайте в двух экземплярах. Соберите все возможные доказательства. Чем больше их будет — тем больше шансов на успех. Не оставляйте эту работу оперативникам! Лучше подготовить все самостоятельно.
Когда вы придете в полицию, вас направят к дежурному сотруднику. Он может вас перенаправить в нужный отдел либо примет показания лично. В любом случае, после беседы с полицейским у вас на руках должно быть подтверждение того, что заявление принято. Это может быть заверенная копия данного документа либо талон-уведомление о получении.
Вас могут попробовать уговорить оставить заявление и уйти. Делать этого не нужно! Требуйте на руки заверенную копию или уведомление о получении.
Если сотрудник начинает вас уговаривать прийти в другое время или обратиться в соседнее отделение, не поддавайтесь. По закону, любое сообщение граждан полицейские обязаны зафиксировать.
Когда подаете заявление, помните о наказании за ложный донос. Вас обязательно заставят расписаться в соответствующем протоколе. Заявление не может быть подано анонимно. В нем обязательно должны быть указаны данные пострадавшей стороны. Без этого заявление не примут.
Сообщить о преступлении может не только пострадавшая сторона. Виновник может сам обратиться в полицию. Это называется явкой с повинной.
Правонарушитель может рассказать о совершенном преступлении устно сотрудникам МВД. Тогда должен быть составлен и подписан протокол. Также виновник может принести заранее составленное письменное заявление.
ВС запретил предъявлять обвинения без возбуждения уголовного дела
После того как ваше заявление зарегистрировали, его обязаны рассмотреть. Закон дает на это 3 дня. Иногда процесс требует дополнительного времени, если нужно собрать доказательства. Тогда срок принятия решения о возбуждении уголовного дела может быть продлен до 30 дней.
По окончании этого периода сотрудник МВД обязан будет принять решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе. Если полицейский отказался возбуждать его неправомерно, это можно обжаловать в вышестоящие органы.
Если сроки рассмотрения заявления необоснованно затянулись, это может стать основанием для жалобы на действия следователя. Сотрудник МВД может быть привлечен к уголовной ответственности.
Во время рассмотрения заявления берут показания с пострадавшего и виновника. Также могут быть опрошены свидетели. Следователь должен собрать доказательную базу.
Если преступление очевидно — например, произошло убийство — уголовное дело можно возбудить без отлагательств. Это может быть сделано во время приезда следственной бригады на место происшествия.
После открытия дела заявитель получает постановление. Его высылают по почте. Обвиняемому постановление вручают под роспись.
Написать комментарий
Под смягчение наказания попадают те, кто уже осужден по решению суда или находится в следственном изоляторе на предварительной стадии расследования. Помилование носит индивидуальный характер, а амнистия касается целой группы лиц. По форме это может быть сокращение срока или досрочное освобождение. Амнистии подлежат административные правонарушения, уголовная судимость может быть снята полностью.
Преступления, подлежащие амнистии, должны быть незначительными. Умышленное нарушение закона может быть легкой или средней тяжести. Рецидивистам послабления не положены.
Амнистию проводят к праздничным датам примерно 1 раз в пять лет. Последняя состоялась 6 лет назад. В 2020 году депутаты Государственной Думы выходили с инициативой о проведении амнистии по уголовным делам в честь 75-летия победы в ВОВ. Но этого не произошло.
Внесла коррективы пандемия коронавируса, сказалось ухудшение социально-экономической ситуации. Закон о сокращении сроков для осужденных отложили. Но надежда на смягчение наказания осталась. В прежние годы Правительство издавало указы к годовщинам победы и датам принятия Конституции.
30 лет со дня введения Конституции отметится в 2023 году. В 2024 году будет 10 годовщина возвращения полуострова Крым в состав России. 35 лет в связи с окончательным выводом войск из Афганистана будет отмечаться тоже в 2024 году. Амнистия 2022 года в России по уголовным делам состоится, если депутаты найдут основания для ее проведения.
Единственным документом о введении амнистии является Постановление Госдумы. Законотворческий акт должен быть обязательно утвержден Президентом РФ. По последним новостям, на сегодняшний день данных об инициативе депутатов о проведении амнистии нет.
Амнистия 2022 года в России по уголовным делам полностью зависит от решения Госдумы. Ближайших знаменательных дат как основания для введения амнистии, не предвидится. Может быть, поэтому председатель Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству П. Крашенинников с уверенностью заявляет, что в ближайшее время объявлять об амнистии не планируется.
По мнению депутата, каждый раз, когда на рассмотрение поступают законопроекты об амнистии, в них перечисляются одни и те же статьи УК. Получается, как будто система работает напрасно. Преступление доказано, правонарушитель осужден, а потом выясняется, что его можно освободить.
Амнистии бывают двух типов: незапланированные, рассчитанные на узкий круг заключенных, и приуроченные к юбилейным великим датам. В 2022 году будет 105 лет Великой Октябрьской социалистической революции. Может быть, к этой знаменательной дате уголовные преступники смогут выйти на свободу раньше срока.
Федеральная служба исполнения наказания не возражает против эпидемиологической амнистии заключенных. Ранее Госдума отказала в такой инициативе. Депутаты не поддержали инициативу ФСИН.
В 2013 году состоялась «широкая амнистия» осужденных. Уменьшили сроки наказания за конкретные преступления. Амнистированию подлежали граждане, осужденные впервые и на небольшие сроки. В этот перечень вошли преступления:
хулиганство, ст. 213 УК РФ;
нарушение правил дорожного движения, ст. 264;
нарушение эксплуатации транспортных средств, ст. 264;
участие в массовых беспорядках и призывы к ним ст. 212, ст. 280 УК РФ.
В 2021 году депутаты вышли с инициативой освободить от наказания лиц, осужденных за участие в митингах, несанкционированных пикетах, массовых беспорядках и призывах к ним, но только в том случае, если правонарушение не было завершено. Но о ходе решения по этому вопросу ничего не известно.
По мнению депутатов объявлять об амнистии нужно тогда, когда возникнет необходимость, станет известно, какой круг осужденных под них попадает и по каким статьям стоит амнистировать.
Прежде всего снисходительного отношения заслуживают те, кто совершил преступление впервые, несовершеннолетние, ветераны, беременные женщины. Срок не должен быть выше 5 лет. Нарушители порядка в колонии и рецидивисты под амнистию не попадают.
К перечню преступлений небольшой тяжести относятся:
ст. 107 — убийство в состоянии аффекта;
ст. 117 — истязание;
ст. 181 — подделка государственного пробирного клейма;
ст. 346 — умышленное повреждение военного имущества;
ст. 220 — незаконное обращение с радиоактивными веществами;
ст. 108 — убийство при превышении пределов необходимой самообороны.
Последняя уголовная амнистия в 2015 году основывалась на принципах гуманизма. Она освободила от наказания впервые осужденных за умышленные преступления небольшой и средней тяжести.
38049
48145
80495
КПРФ попросила СК возбудить дело против Жириновского
22659
Кирилл Русаков
11855
Фото 11238
Территориальные органы Росздравнадзора за три недели собрали материалы на 37 активных антиваксеров. Наибольшее количество нарушителей было обнаружено в Республике Карелия — в правоохранительные органы направили 18 материалов оттуда. В регионе не смогли оперативно пояснить «Известиям», чем вызван рекорд — активностью проверяющих или популярностью антипрививочных настроений.
На втором месте Ростовская область — восемь материалов, а на третьем — Волгоградская область, где обнаружили пять противников вакцинации. Еще два материала было направлено в правоохранительные органы Росздравнадзором по Смоленской области и по одному агитатору нашли в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Якутии и Томской области. Об этом «Известия» узнали из ответов из самих субъектов, всего редакции ответили 83 местных Росздравнадзора. Запрос проигнорировали только в Москве и Подмосковье.
В КПРФ просят Бастрыкина завести дело на Жириновского
- Статья 141. Заявление о преступлении
- Статья 142. Явка с повинной
- Статья 143. Рапорт об обнаружении признаков преступления
- Статья 144. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
- Статья 145. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении
- Часть первая. Общие положения
- Раздел I. Основные положения
- Глава 1. Уголовно-процессуальное законодательство
- Глава 2. Принципы уголовного судопроизводства
- Глава 3. Уголовное преследование
- Глава 4. Основания отказа в возбуждении уголовного дела, прекращения уголовного дела и уголовного преследования
- Раздел II. Участники уголовного судопроизводства
- Глава 5. Суд
- Глава 6. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения
- Глава 7. Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты
- Глава 8. Иные участники уголовного судопроизводства
- Глава 9. Обстоятельства, исключающие участие в уголовном судопроизводстве
- Раздел III. Доказательства и доказывание
- Глава 10. Доказательства в уголовном судопроизводстве
- Глава 11. Доказывание
- Раздел IV. Меры процессуального принуждения
- Глава 12. Задержание подозреваемого
- Глава 13. Меры пресечения
- Глава 14. Иные меры процессуального принуждения
- Раздел V. Ходатайства и жалобы
- Глава 15. Ходатайства
- Глава 16. Обжалование действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство
- Раздел VI. Иные положения
- Глава 17. Процессуальные сроки. процессуальные издержки
- Глава 18. Реабилитация
- Часть вторая. Досудебное производство
- Раздел VII. Возбуждение уголовного дела
- Глава 19. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела
- Глава 20. Порядок возбуждения уголовного дела
- Раздел VIII. Предварительное расследование
- Глава 21. Общие условия предварительного расследования
- Глава 22. Предварительное следствие
- Глава 23. Привлечение в качестве обвиняемого. предъявление обвинения
- Глава 24. Осмотр. освидетельствование. следственный эксперимент
- Глава 25. Обыск. выемка. наложение ареста на почтово-телеграфные отправления. контроль и запись переговоров. получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами
- Глава 26. Допрос. очная ставка. опознание. проверка показаний
- Глава 27. Производство судебной экспертизы
- Глава 28. Приостановление и возобновление предварительного следствия
- Глава 29. Прекращение уголовного дела
- Глава 30. Направление уголовного дела с обвинительным заключением прокурору
- Глава 31. Действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением
- Глава 32. Дознание
- Глава 32.1. Дознание в сокращенной форме
- Часть третья. Судебное производство
- Раздел IX. Производство в суде первой инстанции
- Глава 33. Общий порядок подготовки к судебному заседанию
- Глава 34. Предварительное слушание
- Глава 35. Общие условия судебного разбирательства
- Глава 36. Подготовительная часть судебного заседания
- Глава 37. Судебное следствие
- Глава 38. Прения сторон и последнее слово подсудимого
- Глава 39. Постановление приговора
- Общество
- Власть
- Бизнес
- Слухи
- Взгляд
- НОВОСТИ ЧЕРНОЗЕМЬЯ
- Происшествия
- Официально
- Дорожный ревизор
- Видео
- Фото
- Решение Верховного суда: Определение N АПЛ15-284, Апелляционная коллегия, апелляция Ссылка в апелляционной жалобе на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2015 г. № 842-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сонина К В на нарушение его конституционных прав статьями 144, 145 и 146 Уголовно процессуального кодекса Российской Федерации» о незаконности обжалуемого решения суда не свидетельствует…
- Решение Верховного суда: Определение N 49-АПУ15-38, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция Уголовные дела, в рамках которых были собраны и впоследствии представлены суду доказательства, возбуждены в соответствии с требованиями ст. 146 УПК РФ и в целях всестороннего и полного расследования правомерно соединены в одно производство…
- Решение Верховного суда: Определение N 46-АПУ14-39, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция Просит постановление о возбуждении уголовного дела от 22 марта 2012 года по ст.209 УК РФ признать незаконным и необоснованным, поскольку оно вынесено с нарушением требований ст. 7, 140, 145, 146, 154, 156 УПК РФ. К его показаниям в судебном заседании о том, что в ходе предварительного следствия он оговорил себя, соучастников и невиновных лиц, суд отнесся предвзято…
- ч. 1 с.131 УК РФ (изнасилование);
- ч. 1 ст. 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера);
- ч. 1 ст. 137 УК РФ (нарушение неприкосновенности частной жизни);
- ч. 1 ст. 138 УК РФ (нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений);
- ч. 1 ст. 139 УК РФ (нарушение неприкосновенности жилища);
- ст. 145 УК РФ (необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет);
- ч. 1 ст. 146 УК РФ (нарушение авторских и смежных прав);
- ч. 1 ст. 147 (нарушение изобретательских и патентных прав).
- ст. 159-159.6 (все составы мошенничества), ст. 160 (присвоение или растрата), ст. 165 (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием) в случаях, если они совершены:
Уголовный процесс представляет собой процедуру заведения дела на основании норм и правил Уголовного Кодекса РФ. Цель мероприятия состоит в определении виновных, пострадавших лиц. Далее все имеющиеся сведения подлежат документированию, стартует стадия судопроизводства.
В рамках данного этапа наделенные соответствующими полномочиями должностные лица или органы начинают устанавливать факт правдоподобности этих сведений. Только после этого происходит принятие окончательного решения: завести УД или отказать в нем.
Бывший депутат Госдумы Сопчук стал фигурантом уголовного дела
В процессе стадии возбуждения дела проводятся неотложные действия. После получения информации о преступлении в обязательном порядке проверяется источник такой информации. Он должен быть надежным и иметь возможность проверки (именно поэтому нет смысла писать анонимные письма — на них все равно никто не среагирует). Идеальный вариант — заявление с указанием всех контактных данных (или телефонный звонок также с оставлением своих данных, правдивость которых можно легко проверить). На данном этапе возникает еще одна сложность — нужно чтобы не только имело место конкретное действие, но чтобы оно содержало в себе признаки состава преступления. Это субъект и объект преступления, то есть тот, кто совершил деяние и тот, в отношении кого оно совершено, а также субъективная и объективная стороны, то есть отношение совершившего преступление к своему действию и нанесенный им моральный или физический ущерб. Если действие имеет место, но оно не содержит в себе признаков состава преступления, то дело также не возбуждается. Однако на данном этапе вовсе не требуется обязательное обнаружение всех признаков уголовно наказуемого деяния или доказательства чьей-то вины. Это прерогатива предварительного следствия. Для стадии возбуждения уголовного дела нужно увидеть и понять, что некое совершенное деяние несет в себе опасность для других. Методов проверки достаточно много — получение объяснений, истребование необходимых документов. По окончании проверки прокурор, следователь или дознаватель уведомляют об этом заявителя в письменной форме, где сообщают либо о возбуждении дела, либо в отказе от этого, поясняя причины.
Часто уголовное дело возбуждается не против какого-то конкретного человека, а на основании совершенного преступления. Обычно на этом этапе личность преступника еще неизвестна, а ее поиском занимаются уже на предварительном расследовании. В этом случае своевременное возбуждение дела может помочь быстрее найти преступника (своевременное проведение судебных экспертиз, допрос свидетелей). При промедлении можно потерять время, когда и вещественные доказательства могут испортиться, и свидетели могут забыть обстоятельства преступления, а самое главное — если неизвестен преступник, то он за это время может узнать о том, что преступление обнаружилось, что возбуждено уголовное дело (сейчас узнать об этом не является проблемой при доступности телевидения и Интернета) и скрыться.
Конечно, это не означает, что при вовремя возбужденном деле все предварительное расследование будет проходить гладко и без эксцессов, но не зря существует поговорка о том, что если преступление не раскрывается по горячим следам, то оно не раскрывается никогда. Безусловно, это преувеличение, однако доля правды в этих словах существует. Потому что именно в первые дни, когда преступник еще, возможно, не до конца осознал совершенное им деяние, или наоборот, он понял, что совершил преступление, шанс на раскрытие дела очень высок. В первом случае он будет вести себя неосторожно и какими-то поступками сможет выдать себя, а во втором — есть вероятность явки с повинной, что, во-первых, смягчает вину самого преступника, а во-вторых, станет существенным подспорьем для удачного и быстрого раскрытия преступления.
Сведения о преступлениях в правоохранительные органы могут поступать по различным информационным каналам. Однако уголовно-процессуальная деятельность начнется лишь тогда, когда первичная информация о признаках совершенного или подготавливаемого преступления будет облачена в определенную законом форму повода к возбуждению уголовного дела Тулянский Д.В. Стадия возбуждения уголовного дела: ее правовая природа и участники уголовного судопроизводства // Следователь. — 2011. — № 5. — С. 24..
Повод — это информационный источник, из которого компетентные органы получают сведения о наличии данных о признаках преступления, а также сигнал об обязательности провести проверку наличия таких признаков. Даньшина Л.И. Возбуждение уголовного дела и предварительное расследование в уголовном процессе России. Учебное пособие. — М.: Экзамен, 2009. — С. 11.
Дела данной категории также как и уголовные дела частного обвинения могут быть возбуждены только по заявлению потерпевшего, но в отличие от них в связи с примирением прекращены быть не могут.
Еще одно отличие заключается в том, что если по делам частного обвинения выдвигать и поддерживать обвинение вправе сам потерпевший, то по делам частно-публичного обвинения данное полномочие присуще только следователю, дознавателю и прокурору.
К уголовным делам частно-публичного обвинения отнесены дела по:
1. К уголовным делам публичного обвинения относятся дела, предусмотренные ч. 5 ст. 20 УПК (см. коммент. к этой статье).
2. Компетенция в решении вопроса о возбуждении уголовного дела публичного обвинения прокурора, следователя и дознавателя различна.
Прокурор вправе возбудить уголовное дело о любом преступлении, за исключением тех, которые преследуются в порядке частного и частно-публичного обвинения. В случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК, прокурор вправе возбудить уголовное дело частно-публичного и частного обвинения (см. коммент. к ст. 20).
3. Следователь, орган дознания и дознаватель возбуждают уголовное дело с согласия прокурора.
4. Решение о возбуждении уголовного дела принимается при наличии повода и основания к возбуждению уголовного дела, если при этом нет сведений о наличии какого-либо из обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу (см. коммент. к ст. 24).
5. Нарушение порядка возбуждения уголовного дела в соответствии с ч. 2 ст. 50 Конституции влечет признание всех последующих процессуальных действий не имеющими юридической силы.
6. Постановление о возбуждении уголовного дела должно содержать сведения, предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи. Структурно оно состоит из вводной, описательной и резолютивной частей. О формах постановления о возбуждении уголовного дела и постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству см. приложения 12 — 14 к ст. 476 УПК.
7. Уголовное дело возбуждается как по факту совершения преступления, так и в отношении конкретного лица (см. коммент. к ст. 46).
8. Уголовное дело возбуждается в отношении конкретного лица в случаях, когда фактические данные преступления указывают на совершение деяния этим лицом (неуплата алиментов, сведения о взятке, о злоупотреблении служебным положением и т.д.). В Определении Судебной коллегии ВС РФ от 28.02.2006 N 46-дп05-77 по делу К. было указано, что судебные решения по делу о злоупотреблении должностными полномочиями оставлены без изменения, поскольку для возбуждения уголовного дела по признакам преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 285 и ч. 2 ст. 286 УК, установление конкретного должностного лица, занимающего государственную должность и допустившего злоупотребление и превышение, является обязательным, а возбуждение уголовного дела по факту злоупотребления неопределенным кругом лиц является незаконным.
9. Постановление о возбуждении уголовного дела, вынесенное следователем или дознавателем, незамедлительно направляется прокурору вместе с материалами, указанными в ч. 4 комментируемой статьи. О форме постановления об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела см. приложение 22 к ст. 476 УПК.
10. В случае, если решение о возбуждении было принято преждевременно, по недостаточно проверенному материалу и имеется возможность провести дополнительные проверочные действия в пределах срока, установленного законом, прокурор возвращает материалы для дополнительной проверки с тем, чтобы собрать достаточные данные для возбуждения уголовного дела или обоснованного отказа в этом. Срок такой проверки — не более 5 суток.
11. О порядке возбуждения уголовного дела в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления, судьи КС РФ, судьи федерального суда общей юрисдикции и некоторых других лиц см. коммент. к ст. 448.
Заключение судебной коллегии областного суда о наличии в действиях депутата областной Думы признаков состава преступления изменено с исключением из него указания на состав преступления и включением в него указания о признаках преступления, поскольку судебная коллегия ошибочно дала заключение о наличии признаков состава преступления, так как признаки состава преступления являются более широким понятием, чем признаки преступления (Определение ВС РФ от 30.06.2005 N 72-о05-21).
Это самый часто встречающийся повод для инициирования процесса уголовного преследования.
Заявление о преступлении может быть как в письменном (пишется собственноручно), так и в устном виде (оформляется протоколом). Его может подать как непосредственный участник противоправных действий, например потерпевший, так и человек, ставший свидетелем происшедшего.
Заявление подается лично заявителем в правоохранительный орган, к примеру, в полицию или Следственный комитет. Анонимное заявление, то есть заявление, не содержащее сведений о подавшем его лице, – не повод к возбуждению.
Этот повод расценивается как обстоятельство, смягчающее вину преступника.
Заявление о явке с повинной – сообщение человека о совершенном им преступлении, о котором органам известно не было, сделанное по своей собственной воле. Оно не должно быть обусловлено, например, задержанием правоохранителями и прочими подобными причинами.
Сообщения о преступлениях, которые поступают в правоохранительные органы из других источников (без личного присутствия заявителя, по телефону, при самостоятельном выявлении преступления сотрудниками, например при проведении мероприятий по анонимному заявлению, когда изложенные в нем факты подтвердились, и т. д.), оформляются рапортом сотрудника правоохранительного органа.
Этот рапорт также регистрируется, по нему проводится проверка, по итогам которой может возбуждаться дело.
Этим основанием закон называет лишь одно – достаточные данные, которые в совокупности приводят к выводу о признаках наказуемого по УК деяния. Другими словами, это присутствие в происшедшем состава преступления, запрещенного одной или несколькими статьями УК.
Какого-либо конкретного перечня документов, данных, их количества, необходимых, чтобы дело было возбуждено, не существует и быть не может. Каждое происшествие индивидуально. Единственное требование – совокупность данных, имеющихся в распоряжении правоохранителей, должны приводить к выводу о том, что содеянное имеет все признаки запрещенного УК РФ деяния.
Возбуждать их могут:
- Дознаватель.
- Следователь.
- Орган дознания.
- Руководитель подразделения следствия.
- Мировой суд.
В РФ есть целая система правоохранительных органов, в которых есть следственные отделы и отделения дознания. Некоторые правоохранительные органы (СК, ФСБ) имеют свои следственные отделы. Следователи СК при необходимости могут расследовать и дела, по которым должно производиться дознание. А некоторые (МЧС, ФССП, таможня, пограничные органы ФСБ) имеют в своем составе только отделы дознания. Полиция единственный правоохранительный орган, который имеет подразделения следствия и отделение дознания.
В какой форме и кто из сотрудников должен возбуждать и расследовать то или иное дело, зависит от:
- Статьи, по которой оно возбуждено. Подследственность уголовных дел определяется ст. 150, 151 УПК РФ.
- Территории, где совершено преступление. Расследовать дело будет тот правоохранительный орган, на территории обслуживания которого произошло происшествие.
Существует еще некое разделение по специфике уголовных дел в пределах одного правоохранительного органа. Например, в полиции имеются специализированные отделы по расследованию дел, связанных с ДТП.
По сложности дела могут возбуждаться и расследоваться в районных подразделениях, отделах и отделениях уровня субъекта РФ и центральным аппаратом органа правоохраны.
Комментарии к статьям УПК помогут разобраться в нюансах уголовно-процессуального права.
1. К уголовным делам публичного обвинения относятся дела, предусмотренные ч. 5 ст. 20 УПК (см. коммент. к этой статье).
2. Компетенция в решении вопроса о возбуждении уголовного дела публичного обвинения прокурора, следователя и дознавателя различна.
Прокурор вправе возбудить уголовное дело о любом преступлении, за исключением тех, которые преследуются в порядке частного и частно-публичного обвинения. В случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК, прокурор вправе возбудить уголовное дело частно-публичного и частного обвинения (см. коммент. к ст. 20).
3. Следователь, орган дознания и дознаватель возбуждают уголовное дело с согласия прокурора.
4. Решение о возбуждении уголовного дела принимается при наличии повода и основания к возбуждению уголовного дела, если при этом нет сведений о наличии какого-либо из обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу (см. коммент. к ст. 24).
5. Нарушение порядка возбуждения уголовного дела в соответствии с ч. 2 ст. 50 Конституции влечет признание всех последующих процессуальных действий не имеющими юридической силы.
6. Постановление о возбуждении уголовного дела должно содержать сведения, предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи. Структурно оно состоит из вводной, описательной и резолютивной частей. О формах постановления о возбуждении уголовного дела и постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству см. приложения 12 – 14 к ст. 476 УПК.
7. Уголовное дело возбуждается как по факту совершения преступления, так и в отношении конкретного лица (см. коммент. к ст. 46).
8. Уголовное дело возбуждается в отношении конкретного лица в случаях, когда фактические данные преступления указывают на совершение деяния этим лицом (неуплата алиментов, сведения о взятке, о злоупотреблении служебным положением и т.д.). В Определении Судебной коллегии ВС РФ от 28.02.2006 N 46-дп05-77 по делу К. было указано, что судебные решения по делу о злоупотреблении должностными полномочиями оставлены без изменения, поскольку для возбуждения уголовного дела по признакам преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 285 и ч. 2 ст. 286 УК, установление конкретного должностного лица, занимающего государственную должность и допустившего злоупотребление и превышение, является обязательным, а возбуждение уголовного дела по факту злоупотребления неопределенным кругом лиц является незаконным.
9. Постановление о возбуждении уголовного дела, вынесенное следователем или дознавателем, незамедлительно направляется прокурору вместе с материалами, указанными в ч. 4 комментируемой статьи. О форме постановления об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела см. приложение 22 к ст. 476 УПК.
10. В случае, если решение о возбуждении было принято преждевременно, по недостаточно проверенному материалу и имеется возможность провести дополнительные проверочные действия в пределах срока, установленного законом, прокурор возвращает материалы для дополнительной проверки с тем, чтобы собрать достаточные данные для возбуждения уголовного дела или обоснованного отказа в этом. Срок такой проверки – не более 5 суток.
11. О порядке возбуждения уголовного дела в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления, судьи КС РФ, судьи федерального суда общей юрисдикции и некоторых других лиц см. коммент. к ст. 448.
Наиболее популярными путями мошеннических действий, осуществляемых юр. лицами, является пирамида, где обещают получить большие деньги, чтобы обеспечить себя на долгое время. Схема направлена на то, чтобы привлечь большое количество людей, а поэтому и незаконный доход от нее получается высоким.
Львиная часть прибыли поступает на счета первых участников, в то время как остальные только осуществляют вклады и надеются на дальнейшую прибыль. Статья 159 УК РФ, по которой преступников привлекают к наказанию, содержит следующие принудительные меры к ним.
- Штраф, размер которого доходит до одного млн руб.
- Лишение свободы сроком от шести до десяти лет.
Исправительные работы в данном случае в качестве меры наказания не рассматриваются.
Какие бы мошеннические схемы ни применялись юридическим лицом, оно не может привлекаться к уголовной ответственности. По совершенным преступлениям наказываются только физические лица. Каждый человек должен понести наказание, предусмотренное статьей УК РФ, за которую он был привлечен к ответственности.
Положения рассматриваемой статьи применимы ко всем случаям. Таким образом существует масса примеров применения данной нормы на практике. Вот лишь некоторые из них:
- 15.03.2017 следователь Н. зарегистрировал заявление о совершении хищения с крупного склада бытовой техники. Суть дела заключалась в том, что имелись следы проникновения в него и вывоза товара. Представители потерпевшей стороны не смогли точно сказать: было ли что-то похищено без проведения ревизии или нет. Таким образом срок принятия решения был продлен до 10 суток.
- 19.04.2017 дознаватель И. принял заявление, в котором сообщалось о нанесении гражданину М. телесных повреждений в результате драки. После проведения проверки было установлено, что повреждения имеют легкую степень тяжести. Таким образом дело относится к сектору частных обвинений.
- 08.11.2017 в одной из газет было сообщено об умышленном поджоге строения, расположенного на дачном участке. Сотрудник полиции К. составил рапорт, который стал основанием для проведения проверки и последующего возбуждения дела.
Существует несколько возможных вариантов:
- возбуждается дело;
- формируется отказ в возбуждении по причине отсутствия признаков противоправного действия;
- заявление и наработанные материалы перенаправляются в орган с соответствующей подследственностью;
- продляется срок принятия решения по заявлению сроком от 3 до 30 дней.
Наиболее существенные комментарии к рассматриваемой статье таковы:
- Рассматриваемая статья регламентирует предварительную проверку сообщения о противоправном действии, относящегося к делам частного, частно-публичного и публичного обвинения.
- Обязанность принимать, регистрировать и проверять сообщения, возложена на органы уголовного преследования, а именно дознание и следствие, а также руководителей этих структур. В то же время принять сообщение в ряде случаев имеет право любой сотрудник МВД, находящийся при исполнении.
- Заявление должно быть принято независимо от вида противоправного действия, степени его тяжести, времени и места совершения. Если при проведении проверки выяснится, что противоправное действие не подследственно конкретному органу, то все материалы должны быть перенаправлены должностным лицам или структурам МВД, имеющим соответствующую компетенцию.
- Любое сообщение о преступлении регистрируется соответствующим образом. Как правило, регистрация заключается в постановлении специального штампа с указанием регистрационного номера и даты поступления. Заявителю выдается талон.
- Проверка заявления осуществляется с учетом правил, перечисленных в 87 статье УПК. Следователь или дознаватель не имеет права проводить проверку без регистрации сообщения.
- Проверка должна быть завершена в течение 72 часов. По ее завершению должностное лицо может принять несколько решений: возбудить дело, отказать в возбуждении, перенаправить материалы дела в орган, имеющий соответствующую подследственность. В последнем случае срок исчисления 72 часов начинается заново.
- Факт распространения СМИ сообщения о преступлении не является поводом к возбуждению дела. Данное сообщение должно быть обнаружено представителем органа преследования и оформлено рапортом. Именно он считается поводом к возбуждению. Поводом может стать и постановление прокурора, обнаружившего подобную публикацию в СМИ.
Статья 144 УПК РФ обязывает уполномоченных сотрудников правоохранительных органов проверять все заявления о совершённых преступлениях. В случае выявления фактов, подтверждающих нарушение уголовного права, будет возбуждено уголовное дело. Это первая стадия уголовного процесса.
На возбуждение дела или отказ в этом по факту рассмотрения заявления законом отводится 3 дня. При наличии важных причин, срок рассмотрения заявления может быть продлён до 10 дней. Для этого дознаватель или следователь должны подать соответствующее ходатайство. В некоторых случаях срок продляют до 30 суток, но при условии необходимости проведения экспертиз и иных оперативно-розыскных мероприятий.
Порядок возбуждения дела зависит от полномочий конкретного должностного лица, а также от должности подозреваемого и вида его преследования.
В 50 статье Конституции РФ сказано, что нарушение порядка возбуждения уголовного дела приводит к признанию всех последующих действий недействительными.
Возбудить уголовное дело можно только при наличии доказательств факта совершения преступления и только в отношении конкре��ного подозреваемого.
Депутата арестовали по подозрению в изнасиловании школьницы в Барнауле
- Коронавирус во Владимирской области: 313 жителей заболели за сутки05:40
- В России зарегистрировали детскую вакцину от COVID-19Вчера
Недавно изучала судебную практику и натолкнулась на такой случай. На женщину напали грабители и отобрали сумку. После случившегося пострадавшая заявление в полицию, но следователь возбуждать дело не стал, оперируя тем, что доказательств для этого недостаточно. В итоге женщина подала жалобу на следователя вышестоящему начальству, но результата это не дало.
Несоблюдение сроков расценивается как нарушение закона. Когда сроки открытия УД нарушает должностное лицо, пострадавший вправе подать на его действия жалобу. Обращение направляется:
- в судебную инстанцию;
- вышестоящему начальству нарушителя;
- в прокуратуру.
По итогам проверки в отношении нарушителя выносится решение. Обычно такого человека привлекают к уголовной ответственности. В судебной практике распространенными видами нарушения являются несоблюдение трехдневного периода открытия дела по поступившему заявлению.
Завершить статью стоит сразу несколькими выводами:
- На открытие уголовного дела отводится трое суток с момента возникновения законного для этого основания. Причиной становится заявления пострадавшего или явка с повинной, сообщения о преступном деянии, поступившие из других источников.
- Следователь вправе пролонгировать срок до 10-30 суток, если у него на то есть разрешение уполномоченного органа. Сроки очень жестко регламентированы, и нарушать их категорически запрещается.
- Сроки возбуждения жестко регламентируются, и несоблюдение данного правила может привести к отрицательным итогам для следователя.
Преступления бывают разные: и мера наказания за них может значительно отличаться. Это может быть административная ответственность, как в случае с мелким хулиганством или при нарушении правил дорожного движения, а может быть и уголовная – при тяжких экономических преступлениях, причинения вреда здоровью граждан или при убийстве человека. Независимо от степени тяжести того или иного преступления в российской правоприменительной практике сформирован довольно четкий порядок возбуждения уголовного дела. Всем гражданам будет полезно знать нюансы, которые таит в себе возбуждение уголовного процесса как минимум для собственного развития.
Александр Роджерс: Экономический прогноз на 2022 год
Возбуждение дела представляет собой процесс направления данных и получения их соответствующей инстанцией – прокурором, следователем и дознавателем о том, что в ближайшее время планируется либо уже было совершено преступление, описание причинно-следственных связей, которое соответствует критериям для отнесения данного рода происшествия к разряду уголовных дел на основании положений, принятых действующим уголовно-процессуальным кодексом на момент совершения преступления (мошенничества).
В российской юридической практике установлен строгий перечень конкретных лиц, которые обладают полномочиями для того, чтобы завести уголовное дело на того или иного гражданина. Именно этот список ответственных специалистов ведомств имеет право на составление документации по уголовным делам в соответствии с полученной из разных подтвержденных источников информации для проверки.
В соответствии с действующими нормами закона право возбудить уголовное дело принадлежит:
- прокурору;
- следователю, который ведет уголовное дело – при получении письменного согласия со стороны первого правомочного лица;
- дознавателю при наличии полномочий по указанию прокурора.
Полномочия ответственных лиц установлены в уголовно-процессуальном кодексе, и изменению список не подлежит.
Положения, регулирующие данную сферу, отражены в ст. 140 УПК РФ. К поводам, на основе которых могут возбуждаться разного рода дела, можно отнести любую информационную массу, полученную законным путем. На основании поводов задачей следователя или прокурора является выявление причинно-следственных связей, прямо свидетельствующих о том, что имеет место преступное деяние.
На основании собранных фактов заключается специальный документ в письменной форме – акт, после заключения которого необходимо в установленный период времени принять определенное решение, которое затем доносится до определенной группы лиц, в том числе и заявителю.
Согласно ч. 1. ст. 140 Кодекса основаниями для открытия нового дела в рамках УК являются:
- наличие письменно составленного документа – заявления от лица;
- явка преступника с чистосердечным признанием (или иначе – с повинной);
- полученное посредством видео- и телефонной связи, в письменной форме и на любых других носителях информации сообщение, свидетельствующее о том, что планируется или уже было совершено деяние, наказуемое в рамках УПК.
В ситуации, когда подозреваемыми (обвиняемыми) по делу предположительно являются представители правоохранительной системы или обладатели особых правовых статусов, право инициации уголовной процедуры в соответствии со статьёй 448 УПК передаётся специальным субъектам, и может сопровождаться дополнительными процедурами:
Однако процедура в первом и во втором случае протекает по-разному. Например, прокурору не понадобится даже заявление, чтобы признать протокол незаконным. Он изучает заполненный бланк в течение суток и за это время приходит к выводам, есть ли основания для возбуждения дела в отношении адвоката или любого гражданина.
В России могут возбудить уголовные дела на 37 антиваксеров
Не знаю, как вам, уважаемые читатели, а автору с большим трудом удается представить себе человека, радостно спешащего на прием к прокурору или на допрос к следователю. Да и профессиональные сутяжники – это явление, пока не характерное для нашей страны.
Остальные всеми правдами и неправдами стараются по возможности избегать общения с отечественной правоохранительной системой. Но, с одной стороны, это иногда просто невозможно, о чем прекрасно знают предприниматели, которых постоянно посещают незваные гости из ОБЭП и ему подобных подразделений. А при осуществлении, например, охранно-детективной деятельности или внешнеторговых сделок постоянный контакт с правоохранительными органами подразумевается изначально. С другой стороны, сплошь и рядом возникают ситуации, когда человеку самому приходится обращаться в правоохранительные органы за помощью и защитой.
Но гражданин, выстрадавший заявление и принесший его в ближайшее отделение милиции, не застрахован от неожиданностей. Прежде всего будет удивлен тот, кто наивно полагает, что в милиции его с распростертыми объятиями встретят идеальные сотрудники образца советского телесериала «Следствие ведут знатоки». Не в меньшей мере заблуждаются и те, кто надеется увидеть там «Робокопа» или, например, слегка нетрезвых суперменов из бесконечных сериалов про «Ментов».
Нет, уважаемые, в «дежурке» вы увидите обычных людей, для которых вы сами, как и принесенное вами заявление, – это дополнительная работа, от выполнения или невыполнения которой размер зарплаты не зависит. А потому бурной радости приход очередного заявителя обычно не вызывает. Дальнейшие же события развиваются по сценарию, зависящему от порядочности и исполнительности сотрудника, к которому вы обращаетесь, а также от организации работы в данном конкретном подразделении.
«Это неправильно, – возможно, подумает читатель, которого Бог миловал от общения с нашими правоохранителями. – Не должно быть так, чтобы в каждом отделении к гражданам относились одинаково неприветливо. Ведь правоохранительные органы не частная лавочка, а существующая на средства налогоплательщиков государственная структура». И хотя такое мнение вполне обоснованно, проблема приема обращений от граждан сотрудниками правоохранительных органов все же имеет место. Причем ситуация настолько серьезна, что, несмотря на регулярно проводимые проверки и наказания нарушителей, факты «отфутболивания» заявителей или непринятия должных мер по обращениям граждан и организаций остаются обычным и широко распространенным явлением.
Общение с людьми, обращения которых в компетентные органы были проигнорированы адресатом, показывает, что многие из них убеждены в несовершенстве закона, регламентирующего процедуру разбирательства по обращениям граждан. Но они заблуждаются – процедура прохождения обращения гражданина в любой правоохранительный орган и принятия по нему решения регламентированы законом довольно четко (имеется в виду заявление о преступлении и ином правонарушении). Однако так уж повелось, что для любого чиновника, к числу которых относятся и сотрудники правоохранительных органов, на первом месте не закон, а инструкция, приказ. Понимая эту российскую (и не только) специфику, руководители ряда правоохранительных органов в последнее время провели важную работу – издали соответствующие инструкции, регламентирующие каждый шаг чиновника, к которому с соответствующим заявлением обратился гражданин.
Теперь несколько слов о сроках рассмотрения заявления о преступлении. Здесь, так же как при оформлении заявлений, на первом месте не инструкция, а закон, а именно – Уголовно-процессуальный кодекс. В соответствии со статьей 144 Уголовно-процессуального кодекса дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее трех суток со дня поступления указанного сообщения. Правда, часть 3 указанной статьи позволяет продлить срок проверки до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий прокурор вправе по ходатайству следователя или дознавателя продлить этот срок аж до 30 суток.
Если все приведенные выше сроки прошли, а из милиции – ни слуха ни духа, есть повод поинтересоваться результатами разбирательства. Вообще-то пункт 34 Инструкции, дублируя часть 2 статьи 145 Уголовно-процессуального кодекса, возлагает на органы милиции обязанность информировать заявителя о принятом решении по сообщению о происшествии. Заявителю даже должно разъясняться его право обжаловать принятое решение и порядок обжалования.
Однако бывает и так, что в проверочном материале имеется бумага о том, что заявитель якобы уведомлен о принятом решении, а тот об этом и знать ничего не знает. В таком случае на свои вопросы относительно судьбы заявления заявитель обычно получает уклончивые ответы, что работа, мол, ведется, что ответ будет выслан или уже отправлен и когда-нибудь вы его получите. Такое поведение работников милиции должно насторожить заявителя, его надо расценивать как сигнал к началу активных действий.
Не ждите наступления странной даты «когда-нибудь». Если истекли установленные законом для проверки сроки, а вам в ответ несут подобный бред – пишите жалобу прокурору с требованием обязать такой-то отдел или его начальника уведомить вас о принятых мерах и решении.
Не помогло такое обращение – смело идите в суд. Как и отказ в приеме сообщения о преступлении (ч. 5 ст. 144 УПК РФ), так и бездействие можно обжаловать в суд. Текст жалобы, разумеется, может быть любым, но главное, чтобы из него было ясно:
Все описанные выше шаги преследуют, по сути, единственную цель – принятие заявления правоохранительным органом, его регистрацию и возбуждение уголовного дела. Соответственно, начинается уголовное дело с поступления к уполномоченному на его возбуждение лицу соответствующей информации.
Многие читают Уголовный кодекс, указывают на статью и говорят, что надо, мол, посадить злодея за такое-то преступление. Однако не все так просто, как может показаться. Государство не сразу реализует свое право наказания преступника. Этому моменту предшествует многоступенчатая процедура, начало которой мы рассматриваем. В целом же она включает в себя такие элементы, как возбуждение уголовного дела, проведение расследования, судебное разбирательство и некоторые другие. Такая процедура детально регламентирована уголовно-процессуальным правом, подзаконными актами, которые упоминались выше.
Соответственно, возбуждение уголовного дела – это первая и обязательная стадия уголовного процесса. Можно сравнить эту стадию судопроизводства с фундаментом многоэтажного дома. Малейшая неточность при закладке фундамента приводит к тому, что огромная конструкция складывается как карточный домик.
Также и здесь: небольшая оплошность – и уголовное дело «развалится». И останется заявитель ни с чем. Правда, от заявителя здесь, собственно, и зависит-то не много. Он, пожалуй, может лишь проявить определенную настойчивость, требуя от сотрудника правоохранительного органа или надзирающего за ним прокурора скорейшего принятия решения по поданному заявлению. Требования свои можно предъявлять в любой форме: писать письма, жалобы, запросы, ходить на личный прием к руководителям правоохранительного органа.
Повторюсь еще раз – мы сегодня рассматриваем ситуацию, когда пришлось столкнуться с неквалифицированной работой сотрудников правоохранительных органов. Если же по заявлению гражданина или обращению от имени юридического лица работа правоохранителями ведется качественно, то честь им и хвала, а заявителю в подобном случае остается лишь по мере возможности помогать сотрудникам правоохранительных органов: являться по вызовам, приносить документы и т.п.
Так вот, когда вместо работы по вашему обращению вы видите бездействие должностных лиц, то предлагаемый сегодня материал может быть полезен. Ведь эффективное оспаривание столь специфического бездействия возможно только тогда, когда подающий жалобу человек понимает, в чем же суть стадии возбуждения уголовного дела.
А происходит на этом этапе работы правоохранительных органов следующее. Здесь компетентные органы и должностные лица должны проанализировать поступившую информацию – поводы для возбуждения уголовного дела, к которым, кроме рассмотренного выше заявления о преступлении, относятся:
- Свежие
- Посещаемые