Закон о лесе на сбор дров в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о лесе на сбор дров в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В соответствии с частью 5 статьи 32 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2020, N 31, ст. 5028) и подпунктом 5.2.113 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6586; 2020, N 42, ст. 6635), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 г.

Министр Д.Н. Кобылкин

Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 декабря 2020 г.

1. Настоящие Правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов (далее — Правила) разработаны в соответствии со статьей 32 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2020, N 17, ст. 2725) (далее — Лесной кодекс) и регулируют отношения, возникающие при заготовке и сборе недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев заготовки и сбора этих видов ресурсов гражданами для собственных нужд.

2. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с изъятием, хранением и вывозом соответствующих лесных ресурсов из леса1.

3. К недревесным лесным ресурсам относятся пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, валежник, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, ели или деревья других хвойных пород для новогодних праздников, мох, лесная подстилка, камыш, тростник и подобные лесные ресурсы2.

4. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов на основании договоров аренды лесных участков3.

5. В исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается осуществление заготовки елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников гражданами, юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений без предоставления лесных участков4.

6. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений5.

7. Заготовленные недревесные лесные ресурсы являются согласно части 1 статьи 20 Лесного кодекса6 собственностью лесопользователя, которому лесной участок передан для использования лесов для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов. В случае заключения с лесопользователем договора купли-продажи лесных насаждений без предоставления лесных участков для осуществления заготовки елей или деревьев других хвойных пород для новогодних праздников гражданами, юридическими лицами право собственности на такие заготовленные недревесные лесные ресурсы принадлежит лицам, с которыми заключены соответствующие договоры купли-продажи лесных насаждений без предоставления лесных участков.

8. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов могут ограничиваться в соответствии со статьей 27 Лесного кодекса7.

9. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов могут быть ограничены или запрещены в районах, загрязненных радиоактивными веществами8.

10. Настоящие Правила применяются во всех лесных районах Российской Федерации. Срок окончания действия настоящих Правил 31 декабря 2026 года.

11. Граждане, юридические лица, использующие леса для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, имеют право:

осуществлять использование лесов в соответствии с условиями договора аренды лесного участка (договора купли-продажи лесных насаждений);

создавать лесную инфраструктуру, в том числе лесные дороги9;

возводить на предоставленных лесных участках навесы и другие некапитальные строения, сооружения10.

12. Граждане, юридические лица, использующие леса для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, обязаны:

составлять проект освоения лесов11;

осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов; соблюдать условия договора аренды лесного участка (договора купли-продажи лесных насаждений);

осуществлять меры санитарной безопасности в лесах, в том числе санитарно-оздоровительные и профилактические мероприятия по защите лесов12;

соблюдать правила пожарной безопасности в лесах13;

осуществлять меры, направленные на исключение случаев загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) лесов и иного негативного воздействия на леса14;

соблюдать правила пожарной безопасности в лесах15;

подавать ежегодно лесную декларацию16;

представлять отчет об использовании лесов17;

представлять отчет об охране лесов от пожаров18;

представлять отчет о защите лесов19;

представлять в уполномоченный орган государственной власти, орган местного самоуправления документированную информацию, предусмотренную частью 2 статьи 91 Лесного кодекса, для внесения в государственный лесной реестр20.


Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов являются предпринимательской деятельностью. Граждане и организации занимаются ей на основании договоров аренды лесных участков. Допускается заготовка елей и других хвойных пород для новогодних праздников на основании договоров купли-продажи без предоставления лесных участков.

Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов могут быть ограничены или запрещены в районах, загрязненных радиоактивными веществами.

Приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Федеральный закон от 02.07.2021 N 301-ФЗ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЛЕСНОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят
Государственной Думой
17 июня 2021 года

Одобрен
Советом Федерации
23 июня 2021 года

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2022 года.

Президент
Российской Федерации
В. ПУТИН

Москва, Кремль

2 июля 2021 года

N 301-ФЗ

Федеральным законом от 04.02.2021 № 3-ФЗ внесены изменения в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений (далее — Закон).

В частности важные изменения введены Законодателем статьей 4 Закона в части расширения контроля за оборотом древесины и ее хранения, а также о предоставлении отчетов по использованию лесов.

Так, предусмотрено, что до 1 июля 2021 года лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании местами (пунктами) складирования древесины, объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, обязаны представить оператору единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней сведения, предусмотренные пунктами 11 и 12 части 9 статьи 50.6 Лесного кодекса Российской Федерации, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, посредством их размещения в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней либо в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Кроме того, со дня вступления в законную силу Закона и до 1 июля 2021 года при наличии технической возможности формирования документов в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней юридические лица, индивидуальные предприниматели вправе создавать сопроводительные документы, предусмотренные статьей 50.4 Лесного кодекса Российской Федерации, отчеты об использовании лесов для заготовки древесины с использованием единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней или специального программного обеспечения.

Согласно внесенных изменений с 1 июля 2021 года до 1 января 2023 года положения статьи 50.1 (в редакции Закона), статей 50.4-1 и 50.4-2 Лесного кодекса Российской Федерации применяются с учетом того, что хранение древесины и продукции ее переработки после вывоза с лесосеки, переработка указанной древесины допускаются исключительно на местах (в пунктах) складирования древесины (в том числе на лесных складах), объектах лесоперерабатывающей инфраструктуры, сведения о которых внесены в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней (ЕГАИС УД).

Согласно внесенных изменений с 1 июля 2021 года до 1 января 2022 года отчет о ввезенной на склад и вывезенной со склада древесине, отчет о древесине и продукции из нее представляются в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг либо единой государственной системы учета древесины и сделок с ней;

Лицам, использующим леса, следует обратить внимание, что с 1 июля 2021 года до 1 января 2023 года лесные декларации, отчеты об использовании лесов, охране лесов от пожаров, о защите лесов и воспроизводстве лесов и лесоразведении, об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, акты лесопатологического обследования представляются исключительно в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг либо ЕГАИС УД.

Вполне логично: если производство только и занималось тем, что валило лес, особо его не обрабатывая, то ему нужно время, чтобы перестроиться. Но в очень сжатые сроки — до конца 2021 года. Предполагается, что специальная программа модернизации будет включать в себя льготные кредиты на переоборудование производств и создание мощностей по глубокой переработке древесины.

Хочу сходить в лес за валежником. Это законно?

По действующему сегодня законодательству к валежнику относятся сухие, трухлявые, гниющие стволы деревьев, кусты, ветки. Если по естественным причинам дерево или куст сгнило, засохло и упало, то они считаются валежником. К таким причинам можно отнести природные явления в виде града, урагана, сильного ветра или снегопада. Нагрузка на растение приводит к его падению.

До первого января 2021 года граждане имели право вывезти из леса ветки в диаметре не более четырех см.

В 2021 году входят в силу новшества касаемые валежника. Новый закон гласит, что валежник перестал считаться платным ресурсом. С первого января гражданам разрешается собирать в лесу и рядом сухие ветки, лежащие на полу, так же остатки от стволов деревьев, кустов и сучьев. Так же стоит помнить, что количество заготовленного валежника не должно быть огромным, иначе не избежать ответственности перед властями. Количество вывозимого древесного мусора во многих регионах лимитировано. При перевозке могут проверить, правда ли везете валежник или же это спиленный лес. Законодательством РФ россиянам разрешено для собственных нужд выносить из леса орехи, грибы, ягоды, так же можно использовать не древесные отходы — бересту, мох, ветки. Сухостой причислили к недревесным отходам с первого января 2021 года.

Закон, принятый в Российской Федерации это еще не все, нужно рассматривать закон для каждого региона отдельно, по-разному трактуются региональные поправки. Где-то можно будет собирать валежник только после уведомления местного министерства природы, где-то в отведенных для этого местах, а где-то без ограничений:

  • Московская область выбрала очень лояльный подход, в Подмосковье можно собирать валежник везде, кроме охраняемых территорий, складов древесины или мест, где ведутся лесосечные работы.
  • В Пензенской области завалившееся дерево распиливать уже нельзя, собирать валежник разрешено только вручную, без пил и сучкорезов.
  • В Краснодарском крае необходимо предупредить учреждение, подведомственное Минприроды. Будет указано место, в котором разрешено собирать валежник и учтен объем заготовленного сухостоя. Органом исполнительной власти будет установлен порядок учета и порядок подачи уведомления гражданами, которые хотят произвести заготовку.
  • В Пермском крае разрешено собирать валежник весь год в бесснежный период без ущерба лесным насаждениям и с использованием ручных инструментов.
  • Во Владимирской области сбор валежника может производится везде, без ограничений, граждане вправе собирать поваленные деревья и сухие ветки безлимитно, та же ситуация в республике Коми. А вот в Тамбовской области вывоз регламентирован.
  • В Ханты-Мансийске в 2021 году с января месяца необходимо оповещать лесничество о планируемом сборе сухого леса. Части леса, находящиеся в пешей доступности к поселкам (не далее пяти километров) или возле дорог можно использовать для заготовки валежника.
  • В Башкирии составлен список мест, где разрешено осуществлять безвозмездный сбор сухих веток, на региональных ресурсах есть официальная информация. Информационные стенды находятся в каждом лесничестве. Гражданин обязан оповестить лесника за сутки до планируемого сбора заготовок.
  • В Вологодской области предельный объем собранного сухостоя не устанавливается, разрешается жителям региона собирать валежник весь год, соблюдая пожарную и санитарную безопасность.
  • Жителям Удмуртии, остро нуждающимся в отоплении своих домов, разрешили собирать лежащие на земле деревья и их части бесплатно, чем очень обрадовали селян. Собирая старые трухлявые деревья, они освобождают лес, там станет чище и приятнее. Валежником самим по себе люди могут отапливать и дома, и бани. На отопление своих жилищ, хозяевам приходилось тратить большие средства, на отопление дома уходит примерно телега дров (10 кубов), примерно 15000 руб., на баню еще 4000. Для селянина, у которого нет газа в доме, это большие деньги. Поэтому закон восприняли на ура!

«В принципе, нельзя сказать, что задача осуществить компенсационное лесовосстановление не стояла перед пользователями лесных участков ранее. Старая редакция статьи 62 Лесного кодекса РФ также предусматривала эту обязанность, но только для арендаторов участков при заготовке древесины», — прокомментировал новый закон Агентству социальной информации юрист Зеленого движения России «ЭКА» и специалист направления «Защита экоправ» Тимур Рахматуллин.

Теперь обязанность восстанавливать леса возложат на тех, кто вырубает леса для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры, для переработки древесины и других лесных ресурсов, проведения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых. Они будут обязаны восстановить лес в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Также восстанавливать леса обяжут лица, которые обратились за переводом земель лесного фонда в земли иных категорий. Восстанавливать леса должны будут и компании, занимающиеся переработкой древесины, геологическим изучением недр, разработкой месторождений, строительством и эксплуатацией линейных объектов, водохранилищ, гидросооружений, портов, причалов.

«Теперь леса будут восстанавливать и при реализации инфраструктурных проектов, хотя в этом отношении принцип «гектар за гектар» не вполне оправдан. С учетом приживаемости лесов, а также различий между молодыми и зрелыми лесами, компенсации в виде посадок на равной площади будет, очевидно, недостаточно», — считает Рахматуллин.

Обязанность по высадке нового леса не распространяется на лица, использующие леса для эксплуатации линейных объектов, геологического изучения недр и разработки месторождений полезных ископаемых, при осуществлении ими рубок в границах охранных зон в целях обеспечения безопасности граждан и «создания необходимых условий для эксплуатации таких объектов».

Также исключение предусмотрено для граждан, которые заготавливают древесину для собственных нужд, заготовителей новогодних елей, представителей малого бизнеса, ведущих вырубки в лесничествах и лесопарках, а также в случае, если лес заготавливается для государственных и муниципальных нужд.

Даже если малая часть новых лесов приживется, будет хорошо. Однако, как считает руководитель лесного отдела Гринпис России Алексей Ярошенко, внесение поправок не повлияет на реальную ситуацию с воспроизводством лесов в России. Это связано с отсутствием в России эффективного ухода за молодыми лесами и грамотного лесовыращивания.

«Лесовосстановление в узком смысле этого слова (в том, в каком оно используется в Лесном кодексе РФ) представляет собой только начальный этап воспроизводства лесов; результат же воспроизводства в первую очередь зависит от более поздних этапов — ухода за молодыми насаждениями.

«В подавляющем большинстве случаев лесовосстановление без последующего ухода — агротехнического, осветлений, прочисток — не дает вообще никаких результатов: вырубки и гари зарастают ровно тем же и так же, чем и как они зарастали бы вообще без каких-либо мер по лесовосстановлению»,

Если повысить уровень приживаемости лесов пока не получается, можно было бы постараться увеличить площадь новых посадок.

По мнению Тимура Рахматуллина, было бы целесообразно закрепить в законодательстве требование перекрывающих площадь высадок, а в идеале – из расчета реально понесенного экологического урона.

«Существует методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, утвержденная Постановлением Правительства. Но и она неэффективна, поскольку не учитывает многие особенности. Например, нанесение ущерба лесу вследствие прокладки дороги (в Подмосковье много подобных примеров) не ограничивается площадью самой дороги — нарушается целостность лесного массива, и отрезанный малый участок леса может погибнуть. Или, например, одно дело — вырубка гектара сосны, которая растет по 120 лет, а другое — лиственные быстрорастущие породы. А законодатель не учитывает все это и подходит сугубо формально с точки зрения площади», — сказал АСИ Рахматуллин.

Закон вступает в силу с 1 января 2021 года.

С 1 января 2022 года вводятся ограничения экспорта необработанной древесины

Но прошло энное число лет, и Госдума приняла закон о сборе валежника в лесу. Это случилось в 2018 году, Президент Владимир Путин подписал документ 18 апреля. Новые правила о сборе валежника вступили в силу с 1 января 2021 года.

Почему-то в России существует «добрая» традиция. Если принимается какой-нибудь законодательный акт, запрещающий что-нибудь, то в силу он вступает едва ли не на следующий день, но когда речь идет о разрешении то до него, «как до Москвы пешком».

Конечно, ждать с апреля до января – это уже мелочи. Как говорится, дольше ждали. Только почему бы не вспомнить о тех людях, которым, чтоб зиму очередную пережить, пришлось и в прошлом году тысяч десять, а то и больше за дрова платить, или тайком из дебрей сухие пеньки носить. А может быть, кого-нибудь и оштрафовали за это время.

К сожалению, как это всегда бывает, и после вступления разрешительного закона в силу, не все оказалось просто. Поскольку какие-то свои местные законодательные акты могли принять и региональные депутаты, они, разумеется, этим правом воспользовались. В некоторых местах такого «накуролесили» (другое слово найти невозможно), что и в страшном сне не всегда увидишь.

Хотя само понятие «валежник» в принятом документе не разъясняется, затруднения здесь возникнуть не должны. Термин этот устоявшийся, да к тому же разъяснения можно найти в любом Толковом словаре русского языка. При непонимании со стороны чиновников можно просто напомнить, что делопроизводство в России ведется на русском языке и сослаться на толковый словарь.

Впрочем, об этом чуть позже. Вначале о принятом документе. На основании нового закона гражданам разрешили собирать валежник для своих нужд. Никакие разрешения для этого получать не нужно. Нет необходимости и в заключение договоров. Что касается ответственности, то собирающие в лесу валежник к ней привлекаться не могут.

Рассматриваемый документ пришёл на смену отменённым в рамках «регуляторной гильотины» правилам лесозаготовки от 2016 года, к которым, к слову, у некоторых экспертов было достаточно много вопросов.

В частности, редакция правил от 13 сентября 2016 года выдвигала требования, согласно которым сохранению подлежали «краснокнижные» виды деревьев, кустарников и лиан, в то время как предшествующий вариант документа настаивал на сохранении всех редких видов без исключений. Об этом также рассуждали участники Лесного форума организации Greenpeace.

Последняя редакция Правил заготовки древесины, вступившая в силу уже с 1 января текущего года, также имеет несколько отличий, хотя по большей части внесённые изменения не так уж велики, как могли быть.

Правила по-прежнему устанавливают требования к лесозаготовке для всех без исключения лесных районов нашей страны. Неизменной осталась и трактовка основного понятия «заготовка древесины», которая является предпринимательской деятельностью, связанной с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом заготовленной древесины из леса.

Разумеется, из новых правил лесозаготовки были исключены упоминания законодательных и иных документов, которые были отменены в рамках «регуляторной гильотины», и ссылки на них. Также из новых правил исключили лесопарки, оставив лишь лесничества.

Основные изменения коснулись девятого пункта правил, согласно которому заготовка леса должна вестись в границах расчётной лесосеки лесничества, по видам целевого назначения леса, хозяйствам и главенствующим (преобладающим) древесным породам.

Арендаторы лесных участков или обладатели права на их бессрочное пользование, использующие эти территории для заготовки древесины, получат дополнительный объём леса в текущем году за счёт недоиспользованного установленного объёма изъятия древесины за предшествующие 3 года по видам рубок и хозяйствам. Главное условие (отличное от того, что было в редакции документа от 2016 года) состоит в том, что использовано должно быть не меньше 80% установленного на текущий год объёма изъятия древесины соответственно виду рубок и хозяйству, согласно договору аренды лесной площади или проекту освоения лесных территорий.

Дополнительный объём древесины предоставляется по тем видам рубок и хозяйства, по которым он не был недоиспользован в течение предшествующих трёх лет.

Виды рубок Хозяйства
Рубка спелых и перестойных лесных насаждений

Рубки погибших и повреждённых лесных насаждений

Рубка ухода за лесами

Хвойное

Мягколиственное

Твёрдолиственное

Недоиспользованный объём древесины — разница между установленным допустимым объёмом изъятия (соответственно виду рубки и хозяйству) в рамках договора аренды или проекта освоения лесов и объёмом фактически заготовленного леса за соответствующий период.

Общий объём заготовленного в лесничестве леса по правилам не может превышать расчётный лесной участок, отведённый под вырубку. Также следует отметить, что древесина, заготовленная в рамках мероприятий по ликвидации ЧС на лесистой территории, возникшей по причине пожара, её последствий или очагов размножения насекомых-вредителей в расчётную лесосеку не входит.

Второе существенное изменение коснулось одиннадцатого пункта Правил, в котором рассматривается, в том числе, вопрос о продлении сроков действия лесной декларации.

В сущности, в данном пункте мало что поменялось, за исключением того, что теперь, согласно новым Правилам заготовки древесины, продлить срок, отведённый на лесозаготовительные работы, трелёвку лесогруза, частичную переработку, хранение и вывоз леса, можно в том случае, если работе помешали неблагоприятные погодные условия, подтверждённые соответствующей справкой Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Поправка в Лесной кодекс об обязательности биржевой торговли древесиной является прецедентом — это первый опыт в России, когда на законодательном уровне закрепляются продажи конкретного товара на биржевых торгах. Ранее биржевая торговля развивалась по алгоритму Совместного приказа — Федеральная антимонопольная служба и профильное ведомство устанавливали нормативы биржевых продаж. Но такой алгоритм хорошо работает в отраслях, где так или иначе есть доминанты. В лесной отрасли их нет.

Важно сразу подчеркнуть — обязательность биржевой торговли никоим образом не коснется древесины, реализуемой населению. В законе есть специальное уточнение, что лес для нужд физических лиц будет по-прежнему продаваться напрямую. Поэтому население может не переживать — без древесины никто не останется. Также продажи на бирже не будут обязательными для частных предприятий лесной отрасли.

Законодательство определило, что с 1 января 2022 года на бирже будет продаваться 100% древесины, заготавливаемой государственными и муниципальными подведомственными учреждениями. Эти организации — бывшие лесхозы времен СССР. Сейчас на их долю приходится порядка 12 млн куб. различного вида рубки лесов, плюс примерно 4 млн куб. м. лесной аренды. Итого около 16 млн куб. древесины с 2022 года выйдут на биржу.

По приблизительным официальным оценкам, заготовка древесины в России составляет порядка 200 млн куб. м. Таким образом, на биржевых торгах будет реализовываться около 8% древесины страны. Этот объем вполне можно назвать ликвидным, позволяющим сформировать рыночные ценовые индикаторы на данный товар. К примеру, в Совместных приказах о биржевой торговле нефтепродуктами норматив продаж бензинов — 11% от производства, для удобрений — 10% от объема продаж на внутреннем рынке.

Некоторые участники рынка оценивают годовой оборот лесозаготовок в РФ гораздо выше 200 млн куб. м. Собеседники агентства считают, что почти две трети лесоустройства в России не отражается официально. Система «Лес-ЕГАИС», призванная контролировать происхождение и движение древесины, пока с трудом справляется со своими задачами.

Чиновники возлагают надежду на создание новой государственной информационной системы (в нее вольется Лес-ЕГАИС), которая должна появиться к 2023 году, ее задача — оцифровать и отследить движение каждого кубометра древесины в стране. Контроль за движением товара крайне важен для государства, но он негативно воспринимается участниками отрасли, многие из них до сих пор совершают «сделки» с наличностью возле вагонов с кругляком. Биржа должна стать важным звеном обеспечения чистоты сделок и прозрачности передвижения древесины.

Со вступлением в силу поправок в Лесной кодекс для господведов будет закрыта лазейка прямых продаж древесины через наличность. Решения о том, какова будет ответственность за нарушение новых правил о биржевой торговле лесом, до конца года должны принять регуляторы. Рослесхоз и Минприроды разработают нормативно-правовые акты, регламентирующие, в том числе пункты о штрафных санкциях за невыполнение закона.

Еще один важный для лесной отрасли момент: с 5 августа этого года для коммерческих предприятий лесной отрасли вводится обязательная регистрация внебиржевых сделок (постановление правительства РФ N123). За исполнением этого регламента будет следить Федеральная антимонопольная служба, штрафы за не регистрацию сделки составляют от 300 тыс. до 500 тыс. рублей. И это действенный сигнал, что все преобразования в лесной сфере — не шутки, а выход ее участников из теневого сектора может стать единственным вариантом развития событий.

Регистрация внебиржевых сделок и биржевая торговля позволит через какое-то время сформировать индикаторы цен на древесину. Сейчас для понимания о ценах на рынке все еще применяются методы опроса — Ассоциация лесоэкспортеров путем телефонного обзвона отраслевых предприятий собирает данные о текущих ценах. Сами предприятия вольны назвать любые цены, даже в 2-3 раза ниже реальной стоимости.

Управляющий директор СПбМТСБ Алексей Рыжиков рассказывает, что биржевая торговля лесом выстраивалась непросто: «Мы работаем над ней около 8 лет. К настоящему моменту в пилотном проекте СПбМТСБ участвуют 30 субъектов федерации, из них реальная торговля лесом через биржу ведется в 20-ти регионах. И пока есть всего 5 регионов, где удалось выйти на 100-процентную реализацию. Этот Красноярск, Удмуртия, Пермь, Челябинск, Карелия, ранее выходил на этот уровень и Новгород».

По его словам, кроме самих лесхозов с 1 января 2022 года активными участниками биржевых торгов станут те, кто всегда покупал лес у госучреждений. На СПбМТСБ они найдут открытый рынок с лучшими ценами, считает Рыжиков: «Те, кто является покупателями у государственных подведомственных учреждений, придут на биржу, альтернативы для них уже не будет. Зато они получат возможность убедиться, что биржевые торги дают наибольшую доступность товара, удобство покупки-продажи, а также оптимальную стоимость, без наценок, в частности за аренду, применение специального оборудования и прочих».

При этом нет ограничений для коммерческих предприятий, если те тоже захотят стать продавцом или покупателем древесины на бирже. Такой опыт уже наработан, рассказывает Рыжиков: «Одна из крупнейших целлюлозно-бумажных компаний, Группа «Илим», имеющая ЦБК в Архангельске и в Сибири, закупает на бирже балансы (отрезки бревен для переработки) и щепу, которых им не хватает для производства целлюлозы. Мы ведем переговоры еще с двумя крупными компаниями, пока не могу их назвать, которые выражают желание попробовать свою сбытовую политику на СПбМТСБ и частично перевести на биржу покупку древесины».

Технически продажа леса подведомственными госучреждениями может осуществляться на любой бирже России, имеющей соответствующую лицензию и работающей на товарном рынке. Но подавляющая доля по торгам лесоматериалами сейчас сосредоточена на СПбМТСБ, здесь уже сконцентрирован спрос и предложение. На площадке работают свыше тысячи участников лесной промышленности, реализация идет на 500 балансовых пунктов. Основные торгуемые на бирже отраслевые товары — пиловочник хвойных и лиственных пород, пиломатериалы, древесина, заготовленная в процессе санитарно-оздоровительных мероприятий (СОМ), топливные брикеты и пеллеты, щепа, балансовая и дровяная древесина, хлысты древесные.

Законодательные нововведения представители лесной промышленности встречают по-разному: от полной критики и неприятия до быстрого внедрения в биржевую торговлю и перенастройки бизнеса.

Так, управляющий директор по реализации государственных программ развития и лесной политике Segezha Group (входит в АФК «Система») Николай Иванов в комментарии «Интерфаксу» высказал мнение, что нововведение о биржевой торговле рынок древесины России не почувствует.

«Для нас новость нейтральная, мы с бюджетными учреждениями не работаем. Рынок это не почувствует. Это давняя инициатива СПбМТСБ. Причем изначально планировалось всю древесину и продукцию из нее продавать в обязательном порядке через биржу. Вот здесь мы против категорически, это не биржевые товары в принципе. Биржевой механизм по лесоматериалам в мире практически не используются, кроме случаев, когда обеспечена полная стандартизация товарных позиций (строганные доски одинаковых длин и сечения). Биржевым товаром лесоматериалы могут стать лишь в силу административных решений. И это не будет работать как рыночный механизм, а как обязанность продавца и покупателя регистрировать сделки на бирже чисто формально, но с уплатой комиссии. Мы с биржей работаем, но по другим, реально биржевым направлениям, например, горюче-смазочные материалы», — сказал он.

Между тем, в Удмуртии, которая участвует в биржевых торгах лесом с 2018 года, уже продано более 460 тыс. куб. м. древесины на сумму более 550 млн руб. Председатель правительства региона Ярослав Семенов, комментируя «Интерфаксу» развитие республики в этом направлении, подчеркнул, что важным моментом реализации древесины через биржу является рост средневзвешенной цены. Так, по итогам 2019 года средневзвешенная цена составила 1040 руб./куб. м, что на 7,7% больше, чем в 2018 году. В 2020 году данный показатель варьируется от 846 руб./куб. м до 2065 руб./куб. м.

«Биржевые торги — это в первую очередь организация для лесопользователей республики дополнительного доступа к лесному ресурсу, прозрачная структура торгов, которая свела вероятность коррупционных составляющих до абсолютного минимума. Внедрение биржевых механизмов позволило участвовать в приобретении лесных ресурсов неограниченному кругу лиц, что подтверждается ростом количества участников биржевых торгов, которые лишились административных и информационных барьеров, а рост конкуренции привел к росту цен на древесину и увеличению налоговых отчислений в бюджет», — сказал Семенов.

Он отметил, что покупателями древесины на бирже являются не только малый и средний бизнес, но и ведущие предприятия республики — ТПК «Восток-ресурс», «Увадрев-Холдинг», «Орион», «Продпромснаб» и АОр МДНП «Красная звезда». Они реализуют крупные инвестиционные проекты в области освоения лесов и имеют соответствующее оборудование для глубокой переработки древесины.

Отраслевые эксперты лесной промышленности отмечают, что наступил момент переосмысление рынка леса в России. Поднимаются вопросы, сколько и какой товар нужен внутри страны, возникло понимание важности инвестиций в переработку и развитие.

Следующим этапом может стать биржевая торговля лесом на экспорт. Северо-Запад России уже освоил цивилизованную экспортную торговлю благодаря длительному сотрудничеству с Европой, теперь — очередь Сибири и Дальнего Востока. Предстоящий запрет экспорта круглого леса, который также вступит в силу с 1 января 2022 года, может стать серьезным вызовом для отраслевиков СФО и ДФО, где лишь редкие предприятия практикуют глубокую переработку леса.

В целом же запрет вывоза круглого леса из России только подстегнет экспортные биржевые торги этим товаром, считают в СПбМТСБ. «Сейчас мы ведем обсуждение с федеральными властями, предлагая вариант реализации древесины на экспорт исключительно через биржевые торги. Это вполне можно сделать, законодательно закрепив связку «биржа — «Лес-ЕГАИС», по которой каждая партия древесины, уходящей на экспорт, должна быть подтверждена в «Лес-ЕГАИС», — сказал Рыжиков.

Государство выделяет лес не всем желающим, а только тем, кто в нем действительно нуждается. Получить древесину безвозмездно можно для реализации следующих целей:

  1. Для строительства жилого дома.
  2. Для ремонта дома.
  3. Для печного отопления.
  4. В иных целях: например, для отопления бани или в хозяйственных целях

Это значит, что городским жителям, проживающим в своей квартире, никто не выделит лес на строительство дачного дома на льготных условиях.

Ежегодно свое право на бесплатную древесину реализуют 600-700 тыс.россиян. Основная цель получения – отопление дома в сельской местности.

Использовать древесину разрешено только для личных интересов: не допускается ее перепродажа или передача третьим лицам.

Объем древесины, на который граждане могут рассчитывать, указан в региональных правовых актах. Нормативы зависят от климатических условий в регионе и обеспеченности лесом, а также специфики используемых строительных материалов . В лесных регионах и субъектах с суровым климатом нормы выдачи больше, чем — в степных и теплых, где леса практически нет, а потребность в отоплении помещения снижена.

Древесину в целях отопления граждане заготавливают ежегодно, тогда как право получить лес на строительство дома предоставляется раз в 20-25 лет или один раз в жизни.

Действующие нормативы предоставления древесины следующие:

Таблица Нормативы выдачи древесины населению в 2021 году

Регион Строительство домов Строительство хозпостроек Ремонт и реконструкция Отопление
Респ.Карелия До 150 куб.м раз в 20 лет До 30 куб.м. раз в 10 лет До 20 куб.м. раз в 5 лет До 15 куб.м. раз в год (отопления бани – до 3 куб.м.).
Московская обл. До 100 куб.м раз в 20 лет До 20 куб.м. раз в 10 лет До 20 куб.м. раз в 20 лет н/д
Хабаровский край До 150 куб.м раз в жизни До 25 куб.м. раз в 5 лет До 50 куб.м. раз в 10 лет От 5 до 15 куб.м. раз в год в зависимости от муниципалитета
Белгородская обл. До 50 куб.м. раз в жизни Не предусмотрено До 20 куб.м. раз в 10 лет До 10 куб.м. ежегодно
Новосибирская обл. До 100 куб.м. раз в жизни Не предусмотрено До 30 куб.м. раз в 10 лет От 12 куб.м. ежегодно
Краснодарский край До 50 куб.м. на семью однократно До 20 куб.м. До 25 куб.м. раз в 10 лет 0,15-0,3 куб.м. на кв метр площади
Свердловская область До 100 куб.м. раз в 40 лет До 25 куб.м. раз в 25 лет До 25 куб.м. раз в 7 лет До 10 куб.м. ежегодно
Ленинградская область До 150 куб.м. раз в 10 лет До 15 куб.м. раз в 5 лет До 50 куб.м. До 15 куб.м. ежегодно

А жителям Ростовской области положено всего не более 7 куб.м. дровяной и до 15 куб.м. деловой древесины ежегодно.

Таким образом, объемы предоставляемой древесины отличаются: в среднем можно получить 100 куб.м. на строительство дома, 20 куб.м. – на хозпостройки и ремонт и еще 10-15 куб.м. на отопление.

Сбор валежника в лесу: новые правила с 2021 года

Местные власти вправе определять перечень лиц, которым:

  • древесина положена бесплатно;
  • ее выдают со скидкой;
  • древесину нужно покупать после подписания договора купли-продажи (в любом случае у государства покупать – дешевле, если учитывать затраты на вырубку и транспортировку).

Федеральное законодательство гарантирует право на бесплатную древесину только для коренных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока. Но регионы могут расширять перечень льготников, которым древесина положена бесплатно или со скидкой. Часто в состав льготных категорий включают ветеранов, участников боевых действий, инвалидов.

Многодетным, малоимущим , молодым специалистам и пенсионерам в регионах могу предоставлять дополнительную скидку на древесину в размере 50%.

Большая часть древесины от государства реализуется по договорам купли-продажи. Ставки в разных субъектах отличаются. На стоимость древесины оказывает влияние не только регион, но и порода и качество дерева, расстояние его вывозки.

Действующие в 2021 году ставки на древесину по регионам приведены в таблице.

Таблица Стоимость древесины от государства в 2021 году, руб.

Регион Сосна Береза Дуб
Алтайский край 14,5-149,8 8-74,9 33,9-337,4
Краснодарский край 29,7-305,64 15,93-153,36 127,77-1168,28
Курская область 128,28-461,69 62,67-230,11 287,40-1036,97
Новгородская область 68-245 33-122 231,9-838,9

В среднем цена древесины составляет около 160-200 руб., что существенно дешевле среднерыночной стоимости. Чтобы построить дом в 100 кв.м. потребуется примерно 50 кубов древесины от государства – в денежном эквиваленте это 8-10 тыс.р.

Алгоритм получения древесины для собственных нужд предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Подать заявление в уполномоченную инстанцию. Обычно это Министерство природных ресурсов. Документы можно передать через МФЦ.
  2. Дождаться проверки представленной информации и приглашения для подписания договора (мотивированного отказа). Обычно это занимает 15-30 дней.
  3. Заключается договор на вырубку.
  4. Договора с местными властями нужно предоставить в лесничество, где покажут участок леса под вырубку.
  5. Заявитель должен своими силами обеспечить вырубку. Можно привлекать сторонних подрядчиков – это на усмотрении получателя.
  6. После вырубки получатель должен привести участок в порядок и сдать его лесничему.
  7. Теперь можно вывозить древесину и использовать ее по своему усмотрению.

Право на получение древесины предполагает, что вы ее вырубите, вывезете и подготовите для использования собственными силами.

В некоторых регионах получения бесплатной древесины придется ждать в порядке очередности. В приоритетном порядке будут обеспечивать погорельцев или пострадавших от ЧС.

Основаниями для отказа в предоставлении древесины могут стать:

  • непредоставление полного комплекта документов;
  • несоответствие целей использования разрешенным по закону;
  • превышение заявленного объема древесины;
  • отсутствие в лесничестве лесных насаждений.

Необоснованный или немотивированный отказ можно обжаловать.

Единой нормы по предоставлению леса нет. Объем и сроки устанавливается законами субъектов и зависят от:

  1. Наличия лесных массивов. В этот критерий входят наличие водоемов, рельеф (горный или степной), тип растительности.
  2. Отопительного сезона. В некоторых регионах страны климат в зимнее время значительно мягче, и соответственно для отопления потребуется гораздо меньше дров. А вот в северной части расход будет значительно увеличен.
  3. Технологии строительства. В разных частях страны используются разнообразные технологии для строительства домов. Поэтому и расход пиломатериала будет отличаться.

Анализируя региональные законодательные акты, можно определить минимальный и максимальный объемы предоставляемого леса.

Вариант 1. Для получения лесобилета в местное лесничество подаются заявление и соответствующий пакет документов. Специально созданные комиссии, в состав которых входят члены администрации, рассматривают запрос в порядке очереди и принимают решение, в результате которого заявитель заключает договор купли-продажи лесных насаждений сроком на 1 год либо получает отказ. После положительного решения покупатель должен внести оплату по соглашению и предоставить квитанцию.

Отказ выдается письменно, с указанием обоснованной причины. Его можно обжаловать в суде.

Когда вырубка леса будет закончена, а территория убрана, лесхоз, после проведения проверки, выдает разрешение на вывоз древесины.

Заготовка древесины для собственных нужд

Комиссия может отказать в предоставлении лесобилета по следующим причинам:

  • не истек срок – лес предоставляется один раз в определенный промежуток времени;
  • нет необходимых документов;
  • в заявлении указана недопустимая цель использования древесины;
  • запрашивается недопустимый объем;
  • на территории лесничества отсутствуют лесные насаждения, допустимые для заготовки.

Это основной перечень оснований для отказа. В региональных законах могут быть указаны и дополнительные причины, например, нарушение условий по ранее заключенному договору.

В качестве примера по неправомерным отказам можно привести дело судебного участка № 72 Клинского судебного района Московской области в отношении заместителя директора Клинского филиала ГКУ МО «Мособллес» – лесничего С.

В 2017 г. Н. обратился в лесхоз с просьбой выписать лесобилет для получения древесины. С. отказал в предоставлении лесных угодий по причине повреждения болезнями и вредителями и резкого усыхания леса.

Изучив материалы дела, суд установил, что в административном регламенте лесничества нет указанного основания для отказа. Действия С. признаны административным правонарушением. Лесничему назначено наказание в виде штрафа 3000 руб.

По действующему сегодня законодательству к валежнику относятся сухие, трухлявые, гниющие стволы деревьев, кусты, ветки. Если по естественным причинам дерево или куст сгнило, засохло и упало, то они считаются валежником. К таким причинам можно отнести природные явления в виде града, урагана, сильного ветра или снегопада. Нагрузка на растение приводит к его падению.

Древесина никогда не теряет популярность, дерево используется и в качестве строительного материала, для внутренней отделки, и конечно, как сырье (для отопительных приборов, печей, каминов и так далее). Но на сегодняшний день дрова это относительно дорогое удовольствие особенно если топить все зиму, поэтому многие вместо покупки дров занимаются «самостоятельной добычей» — спиливают сухие дрова в лесу.

Однако стоит разобраться, можно ли спиливать сухие деревья в лесу?

Рассмотрим статью №30 кодекса о лесе Эта статья состоит из следующих пунктов: 1. Люди имеют право добывать дерево для себя и для отепления своих помещений.

2. Если территория находится в районе большого количества лесов, например, где-то в Сибири или же на Дальнем Востоке, то гражданин имеет полное право пилить сухие деревья в лесу для собственных нужд, но при этом нужно учитывать все нормативы, которые установлены в соответствующем стандарте. 3. Для заготовки гражданами дерева для собственного использования не применяются части 1,2 и 7 действующего кодекса. 4. Нормы, которые нужно соблюдать при заготовке древесины из лесов, а также порядок такой заготовки регулируется с помощью законов соответственного государства.

Штрафы за нарушение. Конечно же, как и при любом нарушение закона существуют наказания за несоблюдение правил. Это регламентируется статьей 8.25 этого же лесного кодекса.

«В принципе, нельзя сказать, что задача осуществить компенсационное лесовосстановление не стояла перед пользователями лесных участков ранее. Старая редакция статьи 62 Лесного кодекса РФ также предусматривала эту обязанность, но только для арендаторов участков при заготовке древесины», — прокомментировал новый закон Агентству социальной информации юрист Зеленого движения России «ЭКА» и специалист направления «Защита экоправ» Тимур Рахматуллин.

Теперь обязанность восстанавливать леса возложат на тех, кто вырубает леса для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры, для переработки древесины и других лесных ресурсов, проведения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых. Они будут обязаны восстановить лес в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Также восстанавливать леса обяжут лица, которые обратились за переводом земель лесного фонда в земли иных категорий. Восстанавливать леса должны будут и компании, занимающиеся переработкой древесины, геологическим изучением недр, разработкой месторождений, строительством и эксплуатацией линейных объектов, водохранилищ, гидросооружений, портов, причалов.

«Теперь леса будут восстанавливать и при реализации инфраструктурных проектов, хотя в этом отношении принцип «гектар за гектар» не вполне оправдан. С учетом приживаемости лесов, а также различий между молодыми и зрелыми лесами, компенсации в виде посадок на равной площади будет, очевидно, недостаточно», — считает Рахматуллин.

Как собрать дрова в лесу и не схлопотать срок? Тонкости заготовки валежника

Обязанность по высадке нового леса не распространяется на лица, использующие леса для эксплуатации линейных объектов, геологического изучения недр и разработки месторождений полезных ископаемых, при осуществлении ими рубок в границах охранных зон в целях обеспечения безопасности граждан и «создания необходимых условий для эксплуатации таких объектов».

Также исключение предусмотрено для граждан, которые заготавливают древесину для собственных нужд, заготовителей новогодних елей, представителей малого бизнеса, ведущих вырубки в лесничествах и лесопарках, а также в случае, если лес заготавливается для государственных и муниципальных нужд.

Даже если малая часть новых лесов приживется, будет хорошо. Однако, как считает руководитель лесного отдела Гринпис России Алексей Ярошенко, внесение поправок не повлияет на реальную ситуацию с воспроизводством лесов в России. Это связано с отсутствием в России эффективного ухода за молодыми лесами и грамотного лесовыращивания.

«Лесовосстановление в узком смысле этого слова (в том, в каком оно используется в Лесном кодексе РФ) представляет собой только начальный этап воспроизводства лесов; результат же воспроизводства в первую очередь зависит от более поздних этапов — ухода за молодыми насаждениями.

Можно ли пилить сухие деревья в лесуДревесная порода никогда не теряет популярность, дерево употребляется и в качестве строительного материала, для внутренней отделки, и естественно, как сырье (для отопительных устройств, печей, каминов и т.д.).Но на сегодня дрова это относительно драгоценное наслаждение в особенности если топить все зиму, потому многие заместо покупки дров занимаются «самостоятельной добычей» — спиливают сухие дрова в лесу.

Рекомендуем прочесть: Как написать краткую информацию о себе при устройствена работу

Но стоит разобраться, можно ли спиливать сухие деревья в лесу?Разглядим статью №30 кодекса о лесеЭта статья состоит из следующих пунктов:

Решения по закону о валежнике на местах принимались порой просто абсурдные. К примеру, в Московской и Ленинградской областях собирать сухие ветки и прочие части мертвых деревьев можно было, лишь получив соответствующее разрешение. При этом еще, на основании статьи 32 Лесного кодекса РФ, нужно было заключить договор аренды участка.

Полный текст закона от 2021 года уместится на одной странице:

Статья 32. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов

1. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с изъятием, хранением и вывозом соответствующих лесных ресурсов из леса.

2. К недревесным лесным ресурсам, заготовка и сбор которых осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом, относятся валежник, пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, ели или деревья других хвойных пород для новогодних праздников, мох, лесная подстилка, камыш, тростник и подобные лесные ресурсы.

3. Граждане, юридические лица, осуществляющие заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов, вправе возводить навесы и другие временные постройки на предоставленных им лесных участках.

4. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов на основании договоров аренды лесных участков.

4.1. В исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается осуществление заготовки елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников гражданами, юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений без предоставления лесных участков.

5. Правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

«Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 03.08.2018 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) Источник: КонсультантПлюс.

Путин поручил кабмину ввести с 1 января 2022 года запрет на вывоз леса-кругляка

В статье 81 ЛК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе, отнесено:

  • осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
  • осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда;
  • внесение в государственный лесной реестр сведений о характеристиках древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд на землях лесного фонда.

Статьей 96 ЛК РФ вводится новый вид федерального государственного надзора — надзор в сфере приемки, перевозки, переработки и хранения древесины, учета древесины и сделок с ней. Предметом такого надзора являются:

  • соблюдение юридическими лицами, ИП, гражданами требований в сфере приемки, перевозки, переработки и хранения древесины и ее прослеживаемости, учета древесины и сделок с ней;
  • соблюдение гражданами требований в сфере перевозки древесины.

При организации и проведении в рамках государственного надзора в сфере оборота древесины контрольных (надзорных) мероприятий в форме внеплановых выездных проверок предварительное уведомление юридического лица, ИП о начале проведения такой проверки не требуется.

Новой редакцией статьи 96.1 ЛК РФ установлено обеспечение должностных лиц органов государственного надзора. Должностные лица органов государственного надзора в сфере оборота древесины, государственных учреждений имеют право на ношение, хранение и применение специальных средств, служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного оружия гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия в порядке, установленном Федеральным законом от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране».

Должностным лицам, осуществляющим государственный надзор, выдаются служебные удостоверения и форма установленного образца. Они имеют право осуществлять досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание.

Новой редакцией статьи 96.2 ЛК РФ определен порядок федерального государственного надзора в сфере приемки, перевозки, переработки и хранения древесины, учета древесины и сделок с ней.

Статья 97 ЛК РФ утратила силу с 01.07.2021.

Новой редакцией статьи 98 ЛК РФ пределен предмет муниципального лесного контроля, которым является соблюдение юридическими лицами, ИП и гражданами в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, требований в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения, в том числе в области семеноводства в отношении семян лесных растений.

Для жителей Байкаловского района заготовка дров для топки печей давно уже стала кошмаром: из 67 населённых пунктов муниципального образования центральное отопление есть только в районном центре и ещё в двух сёлах рядом с ним. В остальных населённых пунктах отопление печное. В среднем на обогрев одноэтажного дома с флигелем и двумя комнатами зимой требуется 15–20 кубометров берёзовых дров. С учётом того, что кубометр такой древесины вместе с доставкой стоит порядка 1 300 рублей, то годовой запас дров обойдётся селянину в сумму от 20 до 25 тысяч рублей. Но где их взять? Большинство сельских жителей – это люди пожилого возраста с пенсией от 10 тысяч рублей. И выложить за раз три месячные пенсии им не под силу.

Поэтому люди идут за дровами в лесничества. Кубометр дровяной берёзы на корню стоит 11 с небольшим рублей. Но в реальности получить эту древесину не так-то просто. Сначала надо предоставить пакет документов, подтверждающих наличие печного отопления в доме. После этого лесничий выделяет делянку, но рубить, пилить и вывозить готовые дрова сельский житель должен сам. И всё бы ничего, но из-за того, что большая часть лесов вблизи населённых пунктов находится в аренде у предпринимателей, делянки селянам дают в десятках километров от их жилья.

– Сейчас такая сырая осень, а дрова отводят далеко от сёл, там, где болота или глухая тайга, – отметила Надежда Ильиных. – Заехать туда летом невозможно, а уж как рубить и вывозить оттуда древесину, вообще непонятно. После обращения к губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву мне позвонили из Байкаловского лесничества и предложили решить проблему с дровами в индивидуальном порядке: мне на зиму надо ещё 5 кубометров берёзы. Но я отказалась, ведь трудности с дровами испытываю не только я, а все жители нашего и соседних районов. Мне непонятно, почему областные чиновники и прокуратура каждый год проверяют готовность региона к отопительному сезону, но сельские жители остаются в стороне от этих проверок? А ведь у нас в области почти 15 процентов населения – это сельские жители, и мало у кого из них проведена газовая труба.

Лесники озабоченность сельских жителей разделяют. Но сделать ничего не могут: Лесной кодекс РФ 2006 года ликвидировал государственные лесхозы, которые занимались заготовкой древесины, и передал леса в аренду частникам. Если в советские годы лесничий был большой фигурой на селе, хозяином в лесу, то после реформы лесного хозяйства он стал обычным администратором, функции которого по большей части свелись к отводу лесосек арендаторам и контроле за их хозяйственной деятельностью. А предоставление делянок для граждан ушло на задний план.

Заслуженный лесовод России, руководитель ГКУ СО «Дирекция лесных парков» Вадим Александров считает это положение вещей абсурдным: жить в деревне и не взять дрова в лесу по соседству – это нонсенс. Более того, именно необеспеченность дровами толкает многих селян на лесные нарушения, в том числе и на незаконную лесозаготовку.

– В 70-е годы я работал лесничим в селе Кишкинское, что за Махнёво, – рассказал Вадим Александров. – Когда я приезжал в деревню, то местные жители выбегали ко мне и просили дров. Я на месте отводил им делянку рядом с деревней и выписывал дрова. Сегодня у лесничего таких полномочий нет. После принятия Лесного кодекса людям приходится либо ехать за дровами за тридевять земель, либо покупать их у арендатора. Он хозяин, и какую цену скажет, такую и придётся заплатить. Когда отдавали леса в аренду, надо было думать не только о частниках, а о том, как местные жители будут обеспечены дровами. Этот процесс был совершенно не продуман. Я в конце 2000-х годов ездил в Чехию обмениваться опытом, так у них до сих пор сохранилась система лесхозов и проблем с дровами у местных жителей нет.

Да и сами работники лесничеств теперь не заинтересованы в том, чтобы работать на благо селян. Их зарплата – чуть выше 20 тысяч рублей, жильё, в отличие от советского времени, никто не предоставляет. При этом муж с женой работать вместе не могут – запрещено антикоррупционным законодательством. Преемственность поколений ликвидирована – никто не едет в село работать после окончания лесного вуза. В отличие от сельских учителей и врачей, лесничим не дают подъёмных…

Советник ректора Уральского государственного лесотехнического университета по науке Сергей Залесов согласен с тем, что аренда леса принесла много вреда селянам. По его словам, на сегодняшний день в Лесном кодексе даже нет понятия «лесное хозяйство», а лес превратился в сугубо экономическую категорию. Заготовка древесины для личных нужд граждан не приносит прибыли в бюджет, поэтому в ней чиновники никак не заинтересованы. В итоге дрова сельским жителям выделяют там, где арендатору они вовек не нужны.

Исправить ситуацию может принятие нового Лесного кодекса, о котором начали говорить в Совете Федерации РФ и Государственной думе ещё в начале этого года. Как рассказал «ОГ» источник в Федеральном агентстве лесного хозяйства, разработка этого документа уже началась: Рослесхоз приступил к сбору предложений по его концепции от региональных органов власти в области лесных отношений. В новом Лесном кодексе вопрос заготовки дров для отопления жилых помещений решить планируют, но пока непонятно, как. Одна из идей – создание в регионах специализированных бюджетных учреждений, которые будут централизованно заготавливать и продавать дрова населению по низким ценам.

  • Опубликовано в №179 от 02.10.2019 под заголовком «А воз с дровами и ныне там»

Самого понятия нет в законодательных нормах. Но под этим определением можно понять любое дерево или крупный сук, которые были повалены по естественной причине. К примеру, дерево повалил сильный ветер, шторм, бурелом, снегопад. К определению валежник также относят и сухостойные деревья. Сухостойными называют деревья, которые засохли у корня. Валежные и сухостойные деревья являются определённой ценностью для некоторых людей, которые живут в сельской или деревенской местности. Эти деревья используются в качестве отопительного материала в частном доме.

С 1 января 2022 года вступит в силу закон о федеральном лесоустройстве

Валенные деревья собирают лишь для личного использования. Собранные поваленные и сухостойные деревья нельзя реализовывать на рынке. Для того, чтобы поваленные деревья не принимали за ценные ресурсы, сбор будут контролировать. Это поможет избежать нарушений, связанным с незаконным спилом деревьев. Чтобы собирать целые деревья, жители должны обращаться за получением разрешения. Но о сборе поваленных деревьев тоже нужно будет отчитаться.

Валенным деревом считают не каждое дерево. В основном это считается останки деревьев, сучья, которые не находятся в лесосечной зоне. Валенными считаются остатки веток и стволов, которые умерли естественным образом.

Это происходит из-за того, что деревья атакую вредители, сильный ветре или снегопад. Валежником называют любую отломанную часть дерева(ветка, сук). Валенными деревьями нельзя считать здоровые, свежераспиленные и свежесваленные деревья.

Многие спрашиваю о причине возникновения всяких условий сбора сваленных деревьев. Эти разрешения на сбор валенных деревьев часто приводят к штрафам и тюремному заключению для собирающего деревья. Если человек поднял или и собрал не ту древесину, к нему могут применять строгое наказание. Если человек не знает, что такое валежник, то лучше его не собирать. В противном случае сбор может привести к серьёзному наказанию.

Если человек неправильно растолковал понятие и не знает правила сбора, то его действия можно расценить как незаконную вырубку. К этому человеку могут применить административное наказание. Если ущерб лесному хозяйству превысил 5000 рублей, то к людям могут применить уголовно наказание.

Если верить статье 260 УК России, то за незаконную рубку деревьев могут применить наказание в вид штраф. Размер штрафа может быть до 500000 рублей. Либо могут лишить заработной платы на срок до 3 лет. Ест виновного наказывают по другой статье, то при наличии доказательства виновнику могут дать 480 часов выполнения обязательной работы. Есть и другие меры наказания. Самым суровым наказанием считается тюремное заключение на два года или штраф в 100000-200000 рублей.

Штраф до миллиона нужно заплатить группе лиц, незаконно собирающей валенные деревья. Величина тюремного срока — до 4 лет.

До 7 лет могу дать группе лиц, которая нанесла огромный урон лесному хозяйству. Величина штраф в этом случае — до 3 миллионов рублей.

Значительный ущерб насаждениями карается штрафом в 50000 рублей. Особо крупный урон карается штрафом до 150000 рублей. Об этом говорит Уголовный Кодекс.

  • Лучше предупредить лесника о предстоящем сборе валенных деревьев.
  • Лучше спросить у лесника, не совершался ли поблизости вырубка деревьев. Лучше ходить в тем места,в которые не приходили лесорубы.
  • Лучше не брать с собой инструменты. Инструментом считается ножовка, топор ли пила. Если случиться спорная ситуация, то это может сыграть против вас.
  • Лучше не брать сомнительную древесину. Лучше брать маленькие ветки или те ветки, которые отмёрли сами.
  • Спиленную древесину не следует брать вообще. Особенно если вы пришли на место, где работаю лесорубы.
  • Не следует трогать деревья, на которых есть зелёная листва. Не следует также брать древесину, которая ещё живая.
  • ЗА один раз нужно обирать ограниченное количество валенных деревьев и сучьев, слишком большие количества брать не стоит. Это может расцениваться как причинение вреда природе.

13. Заготовка пней (заготовка пневого осмола).

Заготовка пней (заготовка пневого осмола) разрешается в лесах любого целевого назначения, в которых она не может нанести ущерба насаждениям, подросту, несомкнувшимся лесным культурам.

Заготовка пневого осмола не допускается в противоэрозионных лесах, на берегозащитных, почвозащитных участках лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов, в лесах научного или исторического значения, а также в молодняках с полнотой 0,8 -1,0 и несомкнувшихся лесных культурах.

Ямы, оставленные после заготовки пней (заготовки пневого осмола), должны быть засыпаны плодородным слоем почвы и заровнены.

14. Заготовка бересты.

Заготовка бересты допускается с растущих деревьев на отведенных в рубку лесных насаждениях, на лесных участках, подлежащих расчистке (квартальные просеки, минерализованные полосы, противопожарные разрывы, трассы противопожарных и лесохозяйственных дорог и другие площади, на которых не требуется сохранение насаждений), а также со свежесрубленных деревьев на лесосеках при проведении выборочных и сплошных рубок.

Заготовка бересты с растущих деревьев должна производиться в весенне-летний и осенний периоды без повреждения луба. При этом используемая для заготовки часть ствола не должна превышать половины общей высоты дерева.

Заготовка бересты с сухостойных и валежных деревьев производится в течение всего года.

Запрещается рубка деревьев для заготовки бересты.

15. Заготовка коры деревьев и кустарников.

Заготовка коры деревьев и кустарников осуществляется одновременно с рубкой деревьев и кустарников в течение всего года. Ивовое корье заготавливается в весеннее-летний период.

Заготовка коры деревьев и кустарников не допускается, если эта деятельность ведет к снижению качества заготовленной лесопродукции.

Для заготовки ивового корья пригодны кустарниковые ивы в возрасте 5 лет и старше, древовидные — 15 лет и старше.

16. Заготовка хвороста.

При заготовке хвороста осуществляется сбор срезанных тонких стволов диаметром в комле до 4 см малоценных сопутствующих пород, подлежащих вырубке или производстве рубок ухода за молодняками естественного и искусственного происхождения основной лесообразующей породы, на которую ведется хозяйство.

При заготовке хвороста не допускается спил деревьев и кустарников, их вершин, сучьев и ветвей.

Не допускается обрубка сучьев и вершин с сырорастущих деревьев. Заготовка хвороста осуществляется в течение всего года.

17. Заготовка валежника.

При заготовке валежника осуществляется сбор лежащих на поверхности земли остатков стволов деревьев, сучьев, не являющихся порубочными остатками в местах проведения лесосечных работ, и (или) образовавшихся вследствие естественного отмирания деревьев, при их повреждении вредными организмами, буреломе, снеговале, и других природных явлений.

Заготовка валежника осуществляется в течение всего года.

При заготовке валежника допускается применение ручного инструмента (ручных пил, топоров, легких бензопил).

18. Заготовка веточного корма.

При заготовке веточного корма осуществляется сбор ветвей толщиной до 1,5 см, заготовленных из побегов лиственных и хвойных пород и предназначенных на корм скоту.

Заготавливают веточный корм из побегов лиственных пород в основном летом, хвойных пород — круглогодично.

Заготовка веточного корма производится со срубленных деревьев при проведении выборочных и сплошных рубок.

19. Заготовка еловых, пихтовых, сосновых лап.

Заготовка еловых, пихтовых, сосновых лап разрешается только со срубленных деревьев на лесосеках при проведении выборочных и сплошных рубок, за исключением опытных и экспериментальных рубок, отбора модельных деревьев на постоянных пробных площадях в лесах, переданных для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности.

20. Заготовка елей или деревьев других хвойных пород для новогодних праздников.

Заготовка елей или деревьев других хвойных пород для новогодних праздников в первую очередь производится на специальных плантациях, лесных участках, подлежащих расчистке (квартальные просеки, минерализованные полосы, противопожарные разрывы, трассы противопожарных и лесохозяйственных дорог, линии электропередачи, зоны затопления и другие площади, где не требуется сохранения подроста и насаждений).

Допускается заготовка елей или деревьев других хвойных пород для новогодних праздников из вершинной части срубленных елей.

21. Заготовка мха, лесной подстилки, опавших листьев, камыша, тростника и подобных лесных ресурсов.

Заготовка мха, лесной подстилки, опавших листьев, камыша, тростника производится с целью их использования в качестве вспомогательного материала для строительства, а также корма и подстилки для сельскохозяйственных животных или приготовления компоста. При их заготовке не должен быть нанесен вред окружающей природной среде.

Сбор лесной подстилки и опавшего листа разрешается производить на одной и той же площади не чаще одного раза в пять лет. Сбор подстилки должен производиться частично, без углубления на всю ее толщину.

Сбор лесной подстилки должен производиться в конце летнего периода, но до наступления листопада, чтобы опадание листвы и хвои создало естественное удобрение лесной почвы.

Запрещается сбор подстилки в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, в лесах, расположенных в водоохранных зонах, в ценных лесах.

22. Заготовка (выкопка) деревьев, кустарников и лиан на лесных участках.


Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов являются предпринимательской деятельностью. Граждане и организации занимаются ей на основании договоров аренды лесных участков. Допускается заготовка елей и других хвойных пород для новогодних праздников на основании договоров купли-продажи без предоставления лесных участков.

Хотели, как лучше, а получилось, как всегда. Региональные власти старательно вносят сложности для граждан в сбор валежника. Наконец-то. С 1 января 2021 года закон, принятый Госдумой разрешил российским гражданам для личных нужд заготавливать валежник.

Такой документ люди ждали несколько лет.

И, наверное, довольно трудно было найти в стране тех, кто понимал, почему нельзя забрать домой обломок дерева, сучья, какой-нибудь пень.

В лесном кодексе о валежнике не было, вообще, ни строчки. Что касается сбора лесных ресурсов, под которыми можно понимать и валежник, то этот процесс был отдан на «откуп» местным властям.

Важно! Что такое валежник согласно определению по новому закону?

Валежник — это упавшие на землю в лесу стволы деревьев или их части: сучья, ветви, сухие и гниющие. Сломленный ветром (бурелом), навалом снега и т. п. лес, а также лес срубленный и полуобработанный, но не вывезенный и брошенный (часто как забракованный), а также поваленный или лежащий на земле лес, утративший технические качества и ценность в какой-либо степени.

Решения по закону о валежнике на местах принимались порой просто абсурдные.

Согласно ГОСТУ 18486–87 валежник — это мертвые деревья, лежащие на земле. В Лесном кодексе само понятие валежника не определено. Им принято считать «недревесные ресурсы», которые были описаны в пункте 2 статьи 32 Лесного кодекса, а также поваленные деревья или кустарники, либо их отдельные части, если они повредились из-за непогоды или других естественных причин. Таким образом, валежником будет считаться любая упавшая ветка дерева. А если ее спилить, то она будет уже древесиной. Также валежником будет считаться отколовшаяся от корня стволовая часть, если такое отделение произошло в результате поражения древесины вредными организмами, гнилью, стволовыми вредителями, ветром, снегом и т.д.

Никаких ограничений нет, поскольку валежник — это не древесный лесной ресурс и его заготавливают исключительно для собственных нужд.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.