Закон о экологической экспертизе в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о экологической экспертизе в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. В состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы включаются внештатные эксперты, по согласованию с ними, и в случаях, определенных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, могут включаться в качестве экспертов государственной экологической экспертизы его штатные сотрудники и штатные сотрудники органов государственной власти субъектов Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 25.10.2006), от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

2. Назначение руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, формирование экспертной комиссии государственной экологической экспертизы при участии ее руководителя и утверждение ее персонального состава осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 25.10.2006), от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

Федеральный закон от 23.11.95 N 174-ФЗ

1. Экспертом государственной экологической экспертизы является специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу и привлеченный в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации к проведению государственной экологической экспертизы по соответствующим направлениям науки, техники, технологии. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 25.10.2006), от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

2. Экспертом государственной экологической экспертизы не может быть представитель заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, или разработчика объекта государственной экологической экспертизы, гражданин, состоящий в трудовых или иных договорных отношениях с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы, а также представитель юридического лица, состоящего с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы в таких договорных отношениях.

3. Эксперт государственной экологической экспертизы участвует в ее проведении в соответствии с настоящим Федеральным законом и заданием, выданным федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 25.10.2006), от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

4. Эксперт государственной экологической экспертизы при проведении государственной экологической экспертизы имеет право:

заявлять федеральному органу государственной власти в области экологической экспертизы или органам государственной власти субъектов Российской Федерации о необходимости представления заказчиком на государственную экологическую экспертизу дополнительных материалов для всесторонней и объективной оценки объектов государственной экологической экспертизы; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 25.10.2006), от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

формулировать особое мнение по объекту государственной экологической экспертизы, которое прилагается к заключению государственной экологической экспертизы.

5. Эксперт государственной экологической экспертизы обязан:

осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ представляемых на государственную экологическую экспертизу материалов с учетом передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники, определять их соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации в области охраны окружающей среды, нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, нормативно-техническим документам и предоставлять заключения по таким материалам; (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

соблюдать требования законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе и законодательства субъектов Российской Федерации об экологической экспертизе;

соблюдать установленные федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы порядок и сроки осуществления государственной экологической экспертизы; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 25.10.2006))

обеспечивать объективность и обоснованность выводов своего заключения по объекту экологической экспертизы;

участвовать в подготовке материалов, обосновывающих учет при проведении государственной экологической экспертизы заключения общественной экологической экспертизы, а также поступившие от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений) и граждан аргументированные предложения по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;

обеспечивать сохранность материалов и конфиденциальность сведений, представленных на государственную экологическую экспертизу.

1. Руководитель экспертной комиссии государственной экологической экспертизы обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом и заданием на проведение государственной экологической экспертизы, выдаваемым федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 25.10.2006), от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

2. Руководитель экспертной комиссии государственной экологической экспертизы:

участвует в формировании федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации указанной экспертной комиссии и согласовывает ее состав; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 25.10.2006), от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

участвует в подготовке федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации для членов указанной экспертной комиссии задания на проведение государственной экологической экспертизы и согласовывает его; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 25.10.2006), от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

обеспечивает качественное проведение государственной экологической экспертизы по ее конкретному объекту;

организует подготовку сводного заключения указанной экспертной комиссии в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормами и правилами в области экологической экспертизы.

1. Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 25.10.2006), от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

2. К заключению, подготовленному экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, прилагаются особые обоснованные мнения ее экспертов, не согласных с принятым этой экспертной комиссией заключением.

3. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, подписывается руководителем этой экспертной комиссии, ее ответственным секретарем и всеми ее членами и не может быть изменено без их согласия.

4. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы. Утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 25.10.2006), от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

5. Заключение государственной экологической экспертизы по объектам, указанным в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, может быть положительным или отрицательным. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 25.10.2006))

Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 25.10.2006), от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

Положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае:

доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

изменения условий природопользования федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 25.10.2006), от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

Минприроды предложило повысить ставки платы за НВОС на 8,5%

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, указанных в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением объектов экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.

Написать комментарий

      Разработанный Министерством законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и в Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты» принят Госдумой РФ во втором чтении.

      Проект федерального закона предусматривает сокращение предельного срока проведения государственной экологической экспертизы с 3 до 2 месяцев.

      Вводятся также переходные положения, снимающие административные барьеры при подготовке и подаче заявки на получение комплексного экологического разрешения.

      Проводить государственную экологическую экспертизу не придется в случае, если до 1 января 2019 г. соответствующие объекты введены в эксплуатацию или получили разрешение на строительство, если проектная документация представлена на государственную экспертизу, а также, если на проектную документацию получено положительное заключение государственной экологической экспертизы до 1 января 2019 г.

      Законопроект уточняет переходные положения Федерального закона № 219-ФЗ в части действия разрешительных документов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, а также на образование и размещение предприятиями отходов I категории до получения ими комплексных экологических разрешений (КЭР).

      Напомним, что вступающие в силу с 1 января 2019 г. нормы Федерального закона № 219, обязывают 300 предприятий, суммарный вклад которых в выбросы и сбросы по стране составляет порядка 60%, подать заявку на выдачу КЭР до 31 декабря 2022 г.

      В срок до 2025 г. комплексные экологические разрешения должны получить все предприятия России I категории.

      Рассмотрение законопроекта Госдумой РФ в 3 чтении запланировано на 18 декабря 2018 г.

      Автор: Пресс-служба Минприроды России

      • ФЗ об исполнительном производстве

      • Закон о коллекторах

      • Закон о национальной гвардии

      • О правилах дорожного движения

      • О защите конкуренции

      • О лицензировании

      • О прокуратуре

      • Об ООО

      • О несостоятельности (банкротстве)

      • О персональных данных

      • О контрактной системе

      • О воинской обязанности и военной службе

      • О банках и банковской деятельности

      • О государственном оборонном заказе

      • Закон о полиции

      • Закон о страховых пенсиях

      • Закон о пожарной безопасности

      • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

      • Закон об образовании в Российской Федерации

      • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

      • Закон о защите прав потребителей

      • Закон о противодействии коррупции

      • Закон о рекламе

      • Закон об охране окружающей среды

      • Закон о бухгалтерском учете

        • Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 19.11.2021)

          «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

        • Федеральный закон от 25.10.2021 N 363-ФЗ

          «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2020 год»

        • Федеральный закон от 25.10.2021 N 362-ФЗ

          «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год»

        • Указ Президента РФ от 19.05.2012 N 635 (ред. от 19.11.2021)

          «Об упорядочении использования устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, устанавливаемых на транспортные средства»

        • Указ Президента РФ от 18.11.2021 N 661

          «О внесении изменений в Положение о Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. N 562»

        • Указ Президента РФ от 18.11.2021 N 659

          «О награждении государственными наградами Российской Федерации»

        • Распоряжение Правительства РФ от 22.01.2020 N 56-р (ред. от 19.11.2021)

          «Об утверждении структуры Аппарата Правительства Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

        • Постановление Правительства РФ от 17.11.2021 N 1961

          «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 441»

        • Постановление Правительства РФ от 17.11.2021 N 1962

          «О внесении изменения в рекомендуемый перечень государственных и муниципальных услуг, предоставление которых может быть организовано по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг»

        Экологический сбор с 2022 года его нельзя учесть в базе по налогу на прибыль

        Экологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду (статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

        Законодательство об экологической экспертизе основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об охране окружающей среды» и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

        Экологическая экспертиза основывается на принципах:

        презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

        обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

        комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий (абзац в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

        обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

        достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

        независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

        научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

        гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

        ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

        В Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

        ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

        1. Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в области экологической экспертизы.

        2. Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает соответствие законодательных актов Российской Федерации законодательству Российской Федерации об экологической экспертизе.

        3. Правительство Российской Федерации в области экологической экспертизы:

        утверждает порядок проведения государственной экологической экспертизы;

        абзац утратил силу с 25 июня 2012 года — Федеральный закон от 25 июня 2012 года N 93-ФЗ — см. предыдущую редакцию;

        осуществляет меры по обеспечению соблюдения законов, а также по обеспечению прав граждан и юридических лиц в области экологической экспертизы;

        ежегодно отчитывается о своей деятельности в области экологической экспертизы перед Президентом Российской Федерации;

        определяет федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы, его функции и полномочия (абзац дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).

        4. Органы судебной власти Российской Федерации осуществляют свои полномочия в области экологической экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

        Федеральный закон от 02.07.2021 г. № 341-ФЗ

        К полномочиям субъектов Российской Федерации в области экологической экспертизы относятся:

        получение от соответствующих органов информации об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

        делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и в случае возможного воздействия на окружающую среду в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другим субъектом Российской Федерации.

        (Статья дополнительно включена с 1 января 2007 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ)

        Копию решения о СЗЗ направляет (в течение двух дней) в Роспотребнадзор уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган. Итог этой процедуры – нанесение границ СЗЗ на кадастровую карту территории. Сведения о ней вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). С этого момента СЗЗ считается установленной.

        Как будет выглядеть вся процедура после отмены данного ограничения? При планировании строительства застройщик не позднее чем за 30 дней до дня направления заявления о выдаче разрешения на строительство представляет в Роспотребнадзор заявление об установлении СЗЗ.

        То есть, разработку проекта СЗЗ и прохождение его экспертизы нужно начинать заранее, задолго до получения разрешения на строительство. В 2019 году, со дня вступления в силу новых требований и до наложения моратория на эти требования, в строительной отрасли поднялась большая шумиха из-за данного требования закона.

        Многие стройки пришлось отложить, так как на разработку и согласование проекта СЗЗ с последующим получением Решения и внесением сведений о СЗЗ в Росреестр требуется много времени. И теперь, когда близится 2022 год, эти требования скоро вновь будут действовать. Поэтому предприятиям нужно успеть подготовиться.

        ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

        ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ

        Принят Государственной Думой 19 июля 1995 года
        Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года

        Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

        АПК РФ

        ГК РФ (часть I)

        ГК РФ (часть II)

        ГК РФ (часть III)

        ГК РФ (часть IV)

        ГПК РФ

        ГрК РФ

        Жилищный кодекс

        КАС РФ

        КоАП РФ

        НК РФ (часть I)

        НК РФ (часть II)

        Семейный кодекс

        ТК РФ

        УИК РФ

        УК РФ

        УПК РФ

        Бюджетный кодекс

        Воздушный кодекс

        Водный кодекс

        Земельный кодекс

        Лесной кодекс

        Экологическая экспертиза основывается на принципах:

        • презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
        • обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
        • комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
        • обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы; *3.5)
        • достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
        • независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
        • научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
        • гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
        • ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

        Статья 4. Виды экологической экспертизы

        В Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

        Глава II. Полномочия Президента Российской Федерации, органов государственной власти и органов местного самоуправления

        Статья 5. Полномочия в области экологической экспертизы Президента Российской Федерации и федеральных органов государственной власти

        1. Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в области экологической экспертизы.

        2. Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает соответствие законодательных актов Российской Федерации законодательству Российской Федерации об экологической экспертизе.

        3. Правительство Российской Федерации в области экологической экспертизы:

      • утверждает порядок проведения государственной экологической экспертизы;
      • контролирует исполнение законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе федеральными органами государственной власти;
      • осуществляет меры по обеспечению соблюдения законов, а также по обеспечению прав граждан и юридических лиц в области экологической экспертизы;
      • ежегодно отчитывается о своей деятельности в области экологической экспертизы перед Президентом Российской Федерации;
      • определяет федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы, его функции и полномочия (абзац дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).

        4. Органы судебной власти Российской Федерации осуществляют свои полномочия в области экологической экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

        Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации в области экологической экспертизы (наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию)

        К ведению субъектов Российской Федерации в области экологической экспертизы на соответствующих территориях относятся:

      • абзац утратил силу с 1 января 2005 года — Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ) — см. предыдущую редакцию;
      • получение от соответствующих органов информации об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территории определенного субъекта Российской Федерации;
      • делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на территории определенного субъекта Российской Федерации и в случае возможного воздействия на окружающую природную среду в пределах территории определенного субъекта Российской Федерации хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другим субъектом Российской Федерации; *6.4)
      • абзац утратил силу с 1 января 2005 года — Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ) — см. предыдущую редакцию;
      • информирование населения о намечаемых и проводимых экологических экспертизах и их результатах;
      • абзац утратил силу с 1 января 2005 года — Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ) — см. предыдущую редакцию.

        Статья 7. Полномочия, права и обязанности федерального специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы (статья утратила силу с 1 января 2005 года — Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ — см. предыдущую редакцию)

        Статья 8. Полномочия, права и обязанности территориальных специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы (статья утратила силу с 1 января 2005 года — Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ — см. предыдущую редакцию)

        Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области экологической экспертизы (наименование дополнено с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую ре��акцию)

        Новый федеральный закон касается вопросов экологической проверки намеченных к строительству объектов (ФЗ 174). Он был утвержден президентом Ельциным в 1995 году. Закон постоянно находился под прицелом критики общественности. За 20-лет с момента издания, он перестал отвечать предназначению, оброс дополнениями и изменениями. Возмущение вызывали слишком поздние сроки разработки заключений. Результаты их появлялись только тогда, когда документация была уже утверждена, а само строительство велось полным ходом.

        В 2021 году Минприроды разработало ФЗ-174, его последнюю редакцию. Профильные министерства правительства достаточно долго затягивали его согласование, но наконец 02.08.2019 он был принят с изменениями и подписан президентом Путиным.

        Последний вариант 174-го ФЗ выдерживать более ускоренные сроки прохождения проверочной процедуры. Отдельные параграфы документа посвящены подготовке экспертных заключений на объекты строительства особых экономических зон РФ.

        Подтвердить или оспорить соответствие строительного проекта существующим природоохранным нормам возможно двумя способами. Проект должен пройти государственную или общественную экспертную проверку.

        Иногда общественные организации проверяют проект параллельно, не доверяя вопрос властным структурам. Без положительного заключения экспертов проект с замечаниями направляется на доработку.

        Новый закон РФ перечисляет случаи, когда государственная экологическая экспертиза необходима при:

        • Заказе технико-экономического обоснования;
        • Создании проектов объектов строительства;
        • Реконструкциях;
        • Технических модернизациях;
        • Ликвидации и консервации производства;
        • Обосновании получения лицензии, предприятию перерабатывающему отходы;
        • Подготовке экологических мероприятий.

        Организуется государственная экологическая экспертиза (согласно статьи 10) федеральными представителями исполнительной власти. Они утверждают состав комиссии, проверяющей документацию.

        Эксперт должен иметь природоохранное образование, и наработанный стаж эколога, использовать в работе необходимые приборы и инструменты. Эксперты готовят резюмирующий документ, подтверждающий соответствие проекта природоохранным нормам и одобренный большинством всего списочного состава группы.

        В случае не соответствия, руководитель комиссии направляет предписание, о немедленном устранении нарушений в адрес собственника проекта.

        Общественная экспертиза отличается от государственной независимостью. Статья 20 174-ФЗ подтверждает, что ее проведение может инициироваться:

        • Группами граждан;
        • Общественными организациями;
        • Уполномоченными представителями местного самоуправления.

        Единственное ограничение области проведения общественных проверок касается объектов, документация которых считается государственной или коммерческой тайной.

        На период 2021−2026 гг. установлен порядок проведения государственной экологической экспертизы. С текстом порядка можно ознакомиться в Постановлении Правительства РФ от 07.11.2020 № 1796 “Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы”.

        Основной положительной особенностью нововведения является возможность электронной подачи материалов на экспертизу. По мнению экологов это значительно упрощает процесс подачи заявки. Это можно сделать через Единый портал госуслуг или ведомственный программный ресурс.

        Обновленный порядок проведения ГЭЭ устанавливает, что:

        • Срок проведения ГЭЭ не должен превышать 2 месяца и может быть продлен на 1 месяц по заявлению заказчика (в настоящее время 4 месяца с возможностью продления на 2 месяца);
        • Сведения о заключении ГЭЭ должны быть размещены на официальном сайте органа государственной власти, проводившего эту экспертизу.

        Ведение реестра выданных заключений ГЭЭ и предоставление содержащихся в нем сведений – задача Росприроднадзора и уполномоченных органов регионов. По каждому конкретному объекту создаются экспертные комиссии. Прописано, как они формируются. Заседания комиссии проводятся как в очном, так и в дистанционном формате.

        Главное условие создания экспертной комиссии – подача заказчиком необходимой документации, с сопроводительным письмом в приемную Природнадзора.

        Существующий регламент обычной госэкспертизы требует представления следующих документов:

        • Проектной документации, с оценками негативных факторов воздействия на природную среду результатов деятельности объекта;
        • Положительных заключений (согласований) органов исполнительной власти;
        • Заключений федеральных властных структур;
        • Результатов проведения общественной экспертной группы, если таковая проводилась;
        • Отчетов об обсуждениях проблемных объектов с гражданами и общественными организациями.

        Специалисты приступают к работе после оплаты заказчиком выставленного счета. После составления заключения, секретарь экспертной комиссии отсылает его заказчику заказным письмом.

        Общественная экологическая экспертиза может быть проведена до ГЭЭ или одновременно с ней (п. 1 ст. 22 закона № 174-ФЗ).

        Такая экологическая экспертиза осуществляется общественными организациями (объединениями), зарегистрированными в регламентированном законом порядке (см. ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ), основным видом деятельности которых в соответствии с уставом является охрана ОС, в т. ч. проведение экоэкспертизы (ст. 20 закона № 174-ФЗ).

        Условием осуществления общественной экологической экспертизы является госрегистрация заявления общественной организации о проведении процедуры (п. 1 ст. 23 указанного закона).

        Органы местного самоуправления обязаны в течение 7 дней с момента получения такого заявления либо зарегистрировать его, либо отказать в регистрации (п. 2 указанной статьи).

        Ответственные за проведение такой экспертизы организации должны уведомить население о начале и итогах ее реализации (п. 4 указанной статьи).

        Обычно уведомление происходит посредством размещения информации в СМИ с указанием:

        • наименования исполнителя;
        • описания объекта экспертизы;
        • информации о регистрации соответствующего заявления;
        • сроков проведения;
        • состава экспертной комиссии;
        • технического задания;
        • контактных данных для предложений от заинтересованных лиц и т. д.

        Оформленное по итогам общественной экологической экспертизы заключение обретает юридическую силу после его одобрения федеральным органом исполнительной власти в сфере экоэкспертизы или органом госвласти субъекта РФ (п. 2 ст. 25 закона № 174-ФЗ).

        23 ноября 1995 года вступил в силу Федеральный закон 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». Законопроект регламентирует проводимые мероприятия по природоохранному контролю для предотвращения неблагоприятного влияния на окружающую среду для улучшения уровня жизни граждан РФ.

        Закон состоит из 10 глав и 38 статей:

        • общие положения, дающие читателю понятие о значении термина «экологическая экспертиза», о ее видах и принципах (ст. 1-4);
        • обязанности главы государства РФ, органов государственной власти и местного самоуправления (ст. 5-9);
        • государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ). Дает определение термину «гос экологическая экспертиза», перечисляет объекты ГЭЭ федерального и регионального уровня, определяет порядок осуществления процедуры (ст. 10-18);
        • права граждан и общественных объединений. Общественная экологическая экспертиза (ОЭЭ). Глава дает определение термину ОЭЭ, описывает объекты, порядок и условия осуществления данного типа экспертизы (ст. 19-25);
        • полномочия и круг обязанностей заказчиков документации, которые подлежат природоохранной проверке (ст. 26-27);
        • материальное обеспечение ОЭЭ и ГЭЭ (ст. 28-29);
        • виды ответственности за нарушение действующего ФЗ — уголовная, административная, материальная и гражданско-правовая (ст. 30-34);
        • решение споров. Однако глава состояла из одной статьи 35, которая утратила правовую силу;
        • интернациональные соглашения РФ (ст. 36);
        • заключительные положения (ст. 37-38).

        Статьи 7-8, 13, 35 и 38 закона про экологическую экспертизу утратили правовую силу.

        Последняя редакция настоящего закона произошла 29 декабря 2015 года, изменения и дополнения вступили в силу в тот же день, а другие вступят только 1-го января 2018 года.

        Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ статья 1 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2007 г.

        Экологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

        Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона будет изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2007 г. (см. текст изменения).

        Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ в статью 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

        Экологи уже не надеются на ОВОС

        Лица, виновные в совершении нарушения законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе или в нарушении, повлекшем за собой тяжкие прямые или косвенные экологические и иные последствия, несут уголовную ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации.

        Федеральным законом от 26 июня 2008 г. № 96-ФЗ в статью 32 настоящего Федерального закона внесены изменения

        Лица, виновные в совершении нарушений, которые указаны в статье 30 настоящего Федерального закона, если эти нарушения не влекут за собой уголовную ответственность, привлекаются к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

        Федеральным законом от 8 ноября 2008 г. № 202-ФЗ в статью 33 настоящего Федерального закона внесены изменения

        Должностные лица, эксперты экологической экспертизы, консультанты экологической экспертизы и иные работники, по вине которых органы экологической экспертизы и заказчик документации, подлежащей экологической экспертизе, понесли расходы в связи с возмещением вреда, причиненного неправомерными действиями в области экологической экспертизы, несут материальную ответственность в порядке, установленном трудовым законодательством.

        Статья 1. Термины и определения

        Экологическая экспертиза — определение соответствия хозяйственной и иной деятельности нормативам качества окружающей среды и экологическим требованиям, допустимости реализации объекта экспертизы в целях предупреждения возможных отрицательных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними последствий.

        Заказчик документации, подлежащей экологической экспертизе,- юридическое или физическое лицо, выдавшее задание на проектирование планируемой деятельности и осуществляющее финансирование объектов экспертизы.

        Инициатор экспертизы — юридическое или физическое лицо, включая заказчика проекта, поставившее вопрос о необходимости проведения государственной или общественной экологической экспертизы.

        Реализация объекта экспертизы — начало и ход работ по строительству, эксплуатации, ликвидации промышленных и иных объектов, оказанию услуг, поступлению в хозяйственный оборот изделий и технологий в соответствии с решениями, предусмотренными предплановой, предпроектной и проектной документацией, а также вступление в силу законодательного акта, иного реального использования объекта экспертизы.

        Экологически опасная деятельность — прямая и опосредованная деятельность, включая управленческую и инвестиционную, оказывающая или могущая оказать вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

        Экологически опасный объект — объект экспертизы, реализация которого может оказывать или оказывает вредное воздействие на здоровье людей и окружающую среду.

        Экологический риск — вероятность неблагоприятных для окружающей среды и здоровья населения последствий любых (преднамеренных или случайных, постепенных и катастрофических) антропогенных изменений природных объектов и факторов.

        Стратегический объект — объект экспертизы, реализация которого связана с деятельностью в области разведки, добычи, транспортировки, переработки, использования природных ресурсов, инфраструктуры и энергетики республиканского значения, аэрокосмического и военного комплексов, связи.

        Трансграничный объект — объект экспертизы, реализация которого оказывает или может оказывать вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду двух и более областей (города республиканского значения, столицы) и (или) территории сопредельного государства.

        Сноска. В статью 1 внесены изменения — Законом РК от 20 декабря 2004 г. N 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.).

        Статья 2. Законодательство Республики Казахстан об экологической экспертизе

        Законодательство Республики Казахстан об экологической экспертизе основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона, а также иных нормативных правовых актов Республики Казахстан, регулирующих вопросы экологической экспертизы.

        Статья 3. Цели экологической экспертизы

        Целями экологической экспертизы являются:

        1) предотвращение возможных негативных последствий реализации Планируемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной и иной деятельности на здоровье населения и окружающую среду;

        2) оценка соответствия экологическим требованиям планируемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной и иной деятельности на стадиях, предшествующих принятию решения об их реализации, а также в процессе их строительства и реализации;

        3) обеспечение экспертной оценки прогнозируемых изменений экологической обстановки вследствие размещения и развития производительных сил.

        Статья 4. Задачи экологической экспертизы

        Задачами экологической экспертизы являются:

        1) определение полноты и правильности выполненной в объектах экспертизы оценки воздействия планируемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной и иной деятельности на окружающую среду и здоровье населения, включая анализ возможных социальных, экономических и экологических последствий;

        2) организация всестороннего, научно обоснованного анализа и оценки воздействия планируемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной и иной деятельности на окружающую среду и здоровье населения;

        3) проверка соблюдения в экспортируемой документации экологических требований, содержащихся в законах Республики Казахстан, стандартах, нормах и правилах, действующих на территории Республики Казахстан;

        4) подготовка заключений экологической экспертизы, передача их организациям, принимающим решение о реализации объекта экспертизы и представление необходимой информации заинтересованным органам и населению.

        Статья 5. Принципы экологической экспертизы

        Экологическая экспертиза базируется на принципах:

        1) обязательности проведения государственной экологической экспертизы;

        Статья 10. Компетенция Правительства Республики Казахстан и центральных исполнительных органов в области экологической экспертизы

        1. Правительство Республики Казахстан в области экологической экспертизы решает вопросы взаимодействия с иностранными государствами при необходимости проведения государственной экологической экспертизы объектов и комплексов, находящихся на территории этих государств, и затрагивающие интересы Республики Казахстан.

        2. Центральные государственные органы в пределах компетенции:

        1) участвуют в обеспечении и выполнении межгосударственных и иных программ в части, касающейся требований экологической экспертизы;

        2) организовывают внедрение научно-технических решений, направленных на реализацию рекомендаций экологической экспертизы;

        3) осуществляют работу по организации обеспечения населения достоверной информацией о выводах экологической экспертизы;

        4) (исключен) *>

        Сноска. В статью 10 внесены изменения — Законом РК от 20 декабря 2004 г. N 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.).

        Статья 11. Компетенция центрального исполнительного органа в области охраны окружающей среды

        1. Центральный исполнительный орган в области охраны окружающей среды и его подразделения на местах проводят государственную экологическую экспертизу стратегических, трансграничных и экологически опасных объектов, а также выполняют координацию всей эколого-экспертной деятельности в Республике Казахстан.

        2. В пределах своих полномочий центральный исполнительный орган в области охраны окружающей среды:

        1) организует и проводит государственную экологическую экспертизу стратегических, трансграничных и экологически опасных объектов;

        2) осуществляет координацию эколого-экспертной деятельности в Республике Казахстан, методическое руководство в государстве по вопросам проведения экологической экспертизы, независимо от подчиненности и форм собственности;

        3) разрабатывает и утверждает в установленном порядке инструктивно-методические документы по проведению оценки воздействия на окружающую среду и государственной экологической экспертизы, включая порядок ее проведения;

        4) согласовывает и утверждает документы, регламентирующие деятельность стратегических, трансграничных и экологически опасных объектов в части наиболее полного учета в ней экологических требований;

        5) координирует научные исследования по проблемам оценки воздействия на окружающую среду в области экологической экспертизы;

        6) осуществляет контроль и координацию соответствующих служб министерств, ведомств и организаций в части обеспечения выполнения требований природоохранных норм и правил при разработке предплановой, предпроектной и проектной документации;

        7) в установленном порядке взаимодействует с эколого-экспертными органами других государств с целью проведения консультаций, совместных экологических экспертиз, обмена научными и методическими разработками, привлечения иностранных специалистов к таким работам;

        8) организует соответствующую подготовку экспертов-экологов государственной экологической экспертизы, других заинтересованных объединений и формирований;

        9) осуществляет выдачу лицензий в установленном порядке на природоохранное проектирование, нормирование и работы в области экологической экспертизы;

        10) определяет состав экспертных комиссий, привлекает в качестве внештатных экспертов (физических и юридических лиц), имеющих лицензии на осуществление работ в области экологической экспертизы, представителей центральных и местных исполнительных органов области (города республиканского значения, столицы), общественных объединений и природоохранных движений;

        11) получает справочные, другие материалы, необходимые для проведения государственной экологической экспертизы стратегических, трансграничных и экологически опасных объектов, от центральных и местных исполнительных органов, юридических лиц;

        12) осуществляет контроль за выполнением юридическими лицами решений и требований государственной экологической экспертизы при реализации объекта экспертизы;

        13) осуществляет контроль за деятельностью должностных лиц местных исполнительных органов по организации и проведению государственной экологической экспертизы с правом отзыва и аннулирования заключения государственной экологической экспертизы в случае нарушения природоохранного законодательства Республики Казахстан;

        14) утверждает правила осуществления контроля за деятельностью должностных лиц местных исполнительных органов в области экологической экспертизы;

        15) утверждает образец бланка заключения государственной экологической экспертизы.

        Установление СЗЗ в 2021-2022 году для предприятий

        Статья 13. Государственная экологическая экспертиза и формы ее проведения

        1. Государственная экологическая экспертиза — вид экспертной деятельности центрального исполнительного органа в области охраны окружающей среды, его подразделений на местах и местных исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы) в пределах своей компетенции. Она носит обязательный характер и должна предшествовать принятию правовых, организационных и хозяйственных решений в части природопользования и воздействия на окружающую среду и здоровье населения. Без положительного заключения государственной экологической экспертизы реализация проекта запрещается.

        Заключения государственной экологической экспертизы по отдельным видам предпроектной, а также проектной (проектно-сметной) документации на строительство (расширение, модернизацию, техническое перевооружение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт) зданий, сооружений и их комплексов, коммуникаций, установленным законодательством Республики Казахстан, включаются в сводное заключение государственной экспертизы проектов.

        2. Повторная государственная экологическая экспертиза проводится в случаях изменения условий природопользования, после доработки материалов по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы, на основании решения судебных органов, а также может быть инициирована по решению Правительства и центрального исполнительного органа в области охраны окружающей среды и местными исполнительными органами области (города республиканского значения, столицы).

        Сноска. В статью 13 внесены дополнения — Законом РК от 2 июня 2003 года N 454 ; от 20 декабря 2004 г. N 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.).

        Статья 14. Объекты, подлежащие обязательной государственной экологической экспертизе

        Обязательной государственной экологической экспертизе подлежат следующие объекты:

        1) все виды планировочной, предплановой и предпроектной документации, проекты прогнозов, экологических и иных программ, концепции основных направлений деятельности, государственные инвестиционные программы, договоры, контракты, в том числе касающиеся изменения форм собственности и других видов приватизации, проекты схем развития и размещения производительных сил;

        2) проекты комплексных схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, включая проекты экологической реабилитации территорий и рекультивации земель;

        3) материалы комплексного экологического обследования участков территорий;

        4) проекты генеральных планов застройки (развития) городов и территорий, в том числе территорий специальных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;

        5) технико-экономические обоснования (расчеты) и проекты на размещение, строительство, реконструкцию, развитие, техническое перевооружение, перепрофилирование, ликвидацию предприятий, объектов и комплексов, зданий и сооружений, биологические обоснования на добычу и использование ресурсов животного и растительного мира;

        6) документацию, обосновывающую экологические требования к новой технике, технологиям, материалам и веществам, в том числе закупаемым за рубежом, документацию, обосновывающую выдачу разрешений (лицензий) на изъятие (использование) природных ресурсов;

        7) проекты законодательных, нормативных правовых, нормативно-технических и инструктивно-методических актов в части обеспечения экологической, в том числе радиационной безопасности, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

        8) материалы обследования экологической ситуации в регионе, возникшей в результате опасных природных явлений, хозяйственной или иной деятельности (по ходатайству общественных объединений, местных представительных и исполнительных органов);

        8-1) схемы развития и размещения сети особо охраняемых природных территорий, а также обоснования по созданию этих территорий;

        9) документацию по оценке воздействия существующих предприятий, оказывающих вредное влияние на состояние окружающей среды (по решению контролирующих органов и местных представительных и исполнительных органов);

        10) (исключен)

        Сноска. В статью 14 внесены изменения — Законом РК от 11 мая 1999 г. N 381 ; от 20 декабря 2004 г. N 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.).

        Статья 15. Требования, предъявляемые к документации, передаваемой на государственную экологическую экспертизу

        1. В составе документации, передаваемой на государственную экологическую экспертизу, заказчик обязан представить:

        Статья 29. Применение общественной экологической экспертизы

        1. Общественная экологическая экспертиза — вид деятельности, осуществляемой на добровольных началах экспертными комиссиями, создаваемыми по инициативе отдельных групп населения, общественных объединений и научных организаций для экологической оценки любых видов деятельности. Она может осуществляться независимо от проведения по тем же объектам государственной экологической экспертизы.

        2. Заключение общественной экспертизы носит информационный и

        рекомендательный характер.

        Статья 30. Полномочия общественных объединений в области экологической экспертизы

        Органы управления общественных объединений в области экологической экспертизы осуществляют проведение экологической экспертизы согласно уставам и положениям о них в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

        Статья 31. Процедура общественной экологической экспертизы

        1. Процедура общественной экологической экспертизы включает:

        1) государственную регистрацию проведения общественной

        экологической экспертизы;

        2) заявление о ее начале в средствах массовой информации;

        3) подготовку заключения общественной экологической экспертизы;

        4) сообщение о результатах экологической экспертизы средствам

        массовой информации.

        2. В заявлении сообщается инициатор проведения общественной экологической экспертизы, сведения о местонахождении общественного экспертного формирования и объектах экологической экспертизы.

        Статья 32. Государственная регистрация проведения общественной экологической экспертизы

        1. Государственная регистрация проведения общественной экологической экспертизы осуществляется местными исполнительными органами, на территории которых намечается экспертируемая деятельность, в порядке, устанавливаемом центральным исполнительным органом в области охраны окружающей среды.

        2. В заявке на регистрацию указываются сведения о составе общественного эколого-экспертного формирования, наименование объекта, в отношении которого намечена экологическая экспертиза, сроки ее проведения.

        Статья 35. Права заказчиков документации, подлежащих экологической экспертизе

        Заказчики имеют право:

        1) представлять письменные или устные пояснения, замечания и предложения относительно экспортируемых объектов или по отдельным проработкам и обоснованиям объектов экспертизы;

        2) знакомиться с предварительными и окончательными выводами экологической экспертизы;

        3) заявлять о целесообразности проведения дополнительной, повторной или контрольной экологической экспертизы;

        4) своевременно вносить коррективы, изменения, не требующие детальных исследований и расчетов;

        5) расторгать договоры при оказании общественных экспертных услуг в случаях нарушения действующего законодательства Республики Казахстан, условий договора либо их прав;

        6) предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного нарушением действующего законодательства Республики Казахстан при проведении экологической экспертизы.

        Статья 36. Обязанности заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе

        Заказчики обязаны:

        1) обеспечивать качественную подготовку и представление на экологическую экспертизу необходимых материалов;

        2) представлять субъектам экологической экспертизы необходимые материалы и консультации, сведения, расчеты, дополнительные разработки в отношении экспортируемых объектов;

        3) принимать решения относительно дальнейшей реализации объекта экспертизы с учетом общественного мнения.

        При проведении государственной экологической экспертизы:

        1) оплачивать в установленном порядке экспертные работы;

        2) выполнять указания, рекомендации экологической экспертизы, изложенные в экспертном заключении, своевременно устранять недостатки и просчеты;

        3) в установленные экспертными органами сроки представлять проекты на повторную экологическую экспертизу.

        Статья 37. Разрешение разногласий при осуществлении экологической экспертизы

        1. Разногласия, возникающие между центральным исполнительным органом в области охраны окружающей среды или местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы) и заказчиками, оформленные протоколом, рассматриваются центральным исполнительным органом в области охраны окружающей среды с участием органа, выдавшего заключение, а также заказчика.

        2. Срок рассмотрения разногласий не должен, как правило, превышать одного месяца со дня поступления протокола разногласий и других необходимых материалов. В необходимых случаях он может быть продлен по решению центрального исполнительного органа в области охраны окружающей среды, но не более чем до трех месяцев.

        3. Решение по разногласиям может быть обжаловано в суде, который определяет меру ответственности организаций и должностных лиц в порядке, установленном действующим законодательством Республики Казахстан.

        4. Имущественные споры в области экологической экспертизы разрешаются в судебном порядке.

        5. Разногласия, возникающие при осуществлении общественной экологической экспертизы, могут разрешаться в соответствии с настоящей статьей.

        Сноска. В статью 37 внесены изменения — Законом РК от 20 декабря 2004 г. N 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.).

        Статья 38. Признание заключений экологической экспертизы недействительными

        1. Заключения экологической экспертизы могут быть признаны недействительными в случае, когда при их подготовке допущены:

        1) нарушения процедуры проведения экологической экспертизы;

        2) невыполнения или искажения экологических норм и правил, требований экологической безопасности, охраны окружающей среды, эффективного использования и воспроизводства природных ресурсов;

        3) нарушения права граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду, других экологических прав и интересов населения, прав участников эколого-экспертного процесса;

        4) иные случаи, нарушающие права сторон, участвующих в экологической экспертизе.

        2. Орган экологической экспертизы несет ответственность за принимаемые им решения в порядке, установленном действующим законодательством Республики Казахстан.

        Порядок проведения экологической экспертизы предлагают уточнить

        Декларацию НВОС должны подавать инидивидуальные предприниматели и юридические лица, которые занимаются хозяйственной или иной деятельностью, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду. Исключение — юрлица и ИП, которые работают на объектах IV категории.

        Критерии, по которым вы можете понять, нужно ли вам сдавать НВОС, утверждены в Постановлении Правительства РФ от 28.09.2015 №1029.

        До 10 марта года, следующего за отчетным, то есть до 10.03.2022.

        Если деятельность юрлица или ИП влечет за собой негативное воздействие на окружающую среду, необходимо оплачивать загрязнение окружающей среды. Исключение — образование твердых коммунальных отходов, за них должен платить региональный оператор по обращению с ТКО.

        Нулевую декларацию предоставлять не нужно.

        Форма подачи регулируется приказом Минприроды России от 10.12.2020 №1043 и предлагается в двух вариантах:

        1. Электронный документ через сеть Интернет с электронной подписью.

        2. Бумажный носитель с дублированием на электронном носителе в двух случаях: годовой размер платы меньше или равен 25 000 рублей, у плательщика нет технической возможности подать НВОС через интернет.

        По 2-ТП (отходы) отчитываются юрлица и ИП, чья деятельность связана с обращением с отходами производства и потребления: использование, сбор, транспортировка, размещение отходов, их обезвреживание.

        Не позднее 1 февраля 2022 года.

        Субъекты малого и среднего бизнеса могут не предоставлять 2-ТП (отходы) в Росприроднадзор, если у них заключен договор с региональным оператором или если отходы составляют менее 0,1 тонны. Однако это касается только лиц, деятельность которых не связана с обращением с отходами производства и потребления. Основание — ст. 1, п. 2 ст. 19 закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

        Актуальную форму 2-ТП отходы утвердили в 2020 году приказом Росстата от 09.10.2020 № 627.

        Форму 2-ТП воздух нужно подавать, если ваше юрлицо или ИП выбрасывает в воздух больше, чем 10 тонн загрязняющих веществ в год. Также по этой форме нужно отчитаться, если ваша компания производит от 5 до 10 тонн выбросов, содержащих вещества 1-го и 2-го класса опасности.

        Не позднее 22 января 2022 года. Принимает форму территориальный орган Росприроднадзора по месту учета объекта.

        Изменений в подаче 2-ТП (воздух) нет, последняя форма утверждена в 2018 году приказом Росстата от 08.11.2018 № 661.

        Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля — ПЭК

        ПЭК сдают организации и ИП, которые ведут деятельность на объектах I, II и III и разрабатывают программу экологического контроля.


        Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован.