Что проверит гит в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что проверит гит в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

08.11.2017

Законом от 30 октября 2017 г. № 308-ФЗ установлено, что инспекторы труда смогут проверять, как на предприятиях соблюдают советские нормативные акты, до 1 июля 2022 года.

Напомним, что с ноября 2017 года инспекция труда начнет проверять соблюдение работодателями норм советского законодательства по вопросам:

  • досрочных пенсий – списки работ, производств, профессий;
  • льгот – районные коэффициенты и надбавки;
  • квалификационных требований – ЕТКС, ЕКС.

Какие компании проверит Роструд: где искать списки

  • Ежегодная проверка знаний
  • Курсы целевого назначения
  • Программа повышения квалификации
  • Программа профессиональной переподготовки
  • Профессии рабочих и служащих
  • Дистанционное обучение

Выделяются несколько категорий риска в зависимости от показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда. Речь идет о таких ценностях, как жизнь и здоровье работников, трудовые права работников, связанные с невыплатой в установленный срок зарплаты.

Впервые мораторий на плановые проверки в форме так называемых “надзорных каникул”, был введён с 1 января 2016 года. В этот период было отменено более полумиллиона проверок! Мера оказалась эффективной, и её продлили до 1 апреля 2020 года. Послабления распространялись только на малое предпринимательство.

Затем он был заменён “коронавирусным” мораторием. Правом устанавливать эту и другие меры защиты бизнеса, а также особый разрешительный режим наделил Правительство Президент.

    1. Перечень компаний, которые вывели из-под моратория на проверки 2022 года во многом повторяет перечень тех, на кого не распространялся мораторий 2021 года. Но, существенная разница всё-таки есть.
    2. Правительство ограничило плановые КНМ, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), порядок организации и осуществления которых регулируется и старым, и новым “законами о проверках” (см. заметку – Проверки Роструда: Новый порядок после 1 июля 2021 года).
    3. Компании малого и среднего бизнеса должны быть исключены из планов контрольных (надзорных) мероприятий на 2022 год. Речь идёт только о плановых проверках.
    4. Как следует из текста Постановления № 1520, мораторий не коснётся проверок объектов, деятельность которых отнесена к чрезвычайно высокому и к высокому риску, так как они могут представлять потенциальную опасность для жизни людей.
    5. Мера не распространяется на бизнес, требующий наличия лицензий, на плановые мероприятия, которые проводятся в рамках внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, и на мероприятия федерального госнадзора в области использования атомной энергии.
    6. Компании – носители гостайны также составляют исключение.
    7. Проверки без ограничений будут проводится в компаниях, которые в течение трёх последних лет нарушали законодательство и получали административное наказание за грубые нарушения, в том числе в виде дисквалификации руководителя либо приостановления деятельности, либо приостановления действия лицензии.

Единый план проверок ГИТ на 2022 год формируется в особом порядке. При составлении используется риск-ориентированный алгоритм.

Анализ осуществляется специальной автоматизированной контрольно-надзорной системой.

Под контроль попадают следующие факторы:

  • вид деятельности экономического субъекта;
  • количество наемных сотрудников и их движение;
  • наличие задолженности по заработной плате, структура и динамика за 2020 год;
  • наличие административных взысканий в части нарушений трудового законодательства (только вступившие в законную силу);
  • уровень травматизма (несчастные случаи, профзаболевания и травмы на производстве) в сравнении за три последних года.

Система проанализирует каждый фактор и рассчитает итоговую оценку. По результатам подсчета каждому субъекту будет присвоена особая категория (группа) риска, которая регламентирует периодичность проведения контрольно-ревизионных мероприятий.

Оценки группируют по стандартной схеме: чем выше балл, тем чаще ГИТ посетит компанию. Чем ниже оценка риска, тем реже будут встречи с контролерами.

План проверок на 2022 год: трудовая инспекция

Группа риска Периодичность проверок по плату ГИТ Кто определяет группу риска
Высокий 1 раз в 2 года Главный инспектор Госинспекции по труду по РФ
Значительный 1 раз в 3 года Главный инспектор ГИТ по субъекту РФ
Средний 1 раз в 5 года
Умеренный 1 раз в 6 лет
Низкий Не осуществляются

Разные инспекторы не будут проверять соблюдение одних и тех же требований

Закон госконтроле исключает проверку соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами в отношении одного объекта контроля.

Проверки Роструда и других ведомств стали короче

Закон о госконтроле изменил срок проведения документарной и выездной проверок. С 1 июля 2021 года он не может превышать 10 рабочих дней. Для сравнения, до 1 июля был установлен максимум — 20 рабочих дней.

Как и прежде, срок для выездных проверок малых предприятий — не более 50 часов, микропредприятий — не более 15 часов, а если проверку микропредприятия проводят на основании программы проверок — не более 40 часов (п. 7 ст. 72, п. 7 ст. 73 Закона о госконтроле).

Если у компании есть обособленные подразделения в нескольких субъектах РФ, срок выездной проверки устанавливают по каждому из них отдельно.

Сроки ожидания поступления документов при подсчёте продолжительности документарной проверки. Это период с момента, когда инспектор направил вам требование представить необходимые документы до момента, когда вы их представили не учитывается при подсчёте длительности проверки и между тем, как инспектор сообщил вам об ошибке и противоречиях в документах либо о несоответствии сведений в них сведениям, которые есть у ГИТ, и потребовал письменные пояснения до момента представления указанных пояснений (ч. 7 ст. 72 Закона о госконтроле).

Время, которое инспектор затратил на подготовку проверки и оформление её результатов в продолжительность выездной плановой проверки также не включается (п. 62 Регламента, утв. приказом Роструда от 13.06.2019 № 160).

Новые сроки действуют для плановых проверок, которые пройдут после 30 июня 2021 года (п. 4 постановления Правительства от 30.11.2020 № 1969).

Если инспектор превысит срок проведения проверки, грубо нарушит процедуру её проведения, обжалуйте результаты проверки Роструда. Теперь это можно сделать только через личный кабинет на сайте Госуслуг.

  • Низкий риск — не проводятся.
  • Умеренный риск — не менее 1 КНМ в 6 лет и не более 1 КНМ в 3 года (ранее — не реже 1 раза в 6 лет).
  • Средний риск — не менее 1 КНМ в 6 лет и не более 1 КНМ в 3 года (ранее — не реже 1 раза в 5 лет).
  • Значительный риск — не менее 1 КНМ в 4 года и не более 1 КНМ в 2 года (ранее — 1 раз в 3 года).
  • Высокий риск — не менее 1 КНМ в 4 года и не более 1 КНМ в 2 года (ранее — 1 раз в 2 года).
  • Чрезвычайно высокий риск (новая категория) — не менее 1 КНМ, но не более 2 КНМ в 1 год.

Виды и периодичность проведения плановых проверок для каждой категории риска также указываются в Положении о виде контроля соответствующего контрольного (надзорного) органа (пп.5 ч.5 ст.3, ч.1 ст.25 Закона о госконтроле). Для охраннотрудовых проверок она осталась прежней. Поскольку на сегодняшний день нового положения пока нет, то периодичность проведения проверок останется прежней, что не противоречит Закону о госконтроле.

План проверок трудовой инспекцией на 2021 — 2022 годы: где посмотреть

Новый закон предусмотрел механизмы, с помощью которых можно сократить количество проверок или вообще получить карт-бланш от ревизоров в виде освобождения от плановых проверок.

В отдельных сферах деятельности КНМ органов надзора заменят альтернативные институты:

  • независимая оценка соблюдения обязательных требований;
  • страхование ответственности;
  • участие в саморегулируемых организациях.

К примеру, компания может быть освобождена от проведения плановых проверок, если заключить договор страхования рисков причинения вреда (ущерба) (п. 9 ст. 25 Закона о госконтроле) или станет членом СРО, у которого с надзорным органом заключено соглашение о том, что проверки деятельности членов организацией приравниваются к плановым проверкам органа надзора.

Ещё один способ снижения интенсивности контрольно-надзорных мероприятий, который предлагает закон, — мониторинг сведений об объекте контроля на условиях соглашения между контролируемым лицом и надзорным органом.

Мониторинг предполагает автоматическую фото- и видеосъёмку на объекте компании, при котором собранные материалы направляются контролирующему органу. А лицо, находящееся под таким контролем, будет освобождено от плановых проверок (ст. 96 Закона о госконтроле).

Постановлением от 30.11.2020 № 1969 правительство продлило мораторий на плановые проверки в 2021 году, но только малых предприятий и то не для всех. Мораторий не распространяется на:

  • экономические агенты, которые находятся под постоянным госконтролем; предприятия с 1 и 2 классом опасности;
  • компании из категории высокого и чрезвычайно высокого риска, а также эксплуатирующие такие объекты;
  • предприятия с деятельностью из перечня к закону №294-ФЗ от 26.12.2008 (образование, здравоохранение и т.д.);
  • штрафники, для которых действуют вступившие в силу постановления о наказаниях по КоАП за грубые нарушения;
  • предприятия, у которых приостановили или аннулировали лицензии.

В последних двух случаях действует еще одно условие — проверка, по результатам которой назначены наказания, прошла меньше 3 лет назад.

Однако и здесь есть исключение, если СМП относится к категории высокого риска, то проверка трудовой инспекции все равно нагрянет.

Поэтому плановые проверки ожидают и малые предприятия, и средние, и крупные, а также некоммерческие организации с численностью сотрудников до 200 человек, на которых высок риск пожаров, несчастных случаев, экологического ущерба и нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

Кроме того, уточняется, что запрет действует только для плановых проверок и не распространяется на административные расследования, которые проводятся по статье 28.7 КоАП.

На внеплановые проверки мораторий не распространяется — если ГИТ получат сигнал о нарушении, то инициируют внеплановую проверку на любом предприятии или ИП.

Для начала расследования достаточно только информации, указывающей на него: например, обращение работника.

Причём, если госорган усмотрит угрозу жизни или здоровью людей, проверяющие придут без предупреждения. В остальных случаях уведомят за 1 день.

Поэтому в рамках ограничений инспекторы использовали административные расследования без взаимодействия с работодателями.

Например: Роструд имеет право проводить мероприятия без взаимодействия, чтобы проверить, как организация провела специальную оценку условий труда (СОУТ) и оформила её результаты (приказ Минтруда от 16.01.2019 № 13н).

При проверке инспекторы могут запросить только определённый перечень документов: он не вправе запрашивать документы и информацию, которые не относятся к предмету проверки.

Плановые проверки будут проводиться на основе проверочных листов, которые будут автоматически формироваться из перечня нормативных актов и их частей, содержащегося в реестре обязательных требований (ст.15 постановления Правительства РФ от 06.02.2021 № 128 №Об утверждении Правил формирования, ведения и актуализации реестра обязательных требований№). Иных вопросов, кроме указанных в проверочных листах, инспекторы задавать не вправе.

План проверок прокуратурой на 2022 год

В отличие от плановых, внеплановые проверки проводятся инспекторами ГИТ в экстренном порядке, без предварительного уведомления и зачастую неожиданно для работодателей.

Исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок ГИТ установлен в соответствии с пп. 1, 3−6 ч. 1 и ч. 3 ст. 57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». К таким основаниям относятся:

  • наличие у ГИТ сведений о нарушениях, допускаемых работодателем. Например, когда в инспекцию подается жалоба/обращение о том, что действия работодателя создают потенциальную угрозу причинения вреда жизни или здоровью работников (такие сведения могут поступить от госорганов, органов МСУ, правоохранителей, частных организаций и физлиц);
  • поручение Президента или Правительства РФ о проведении в отношении работодателя внеплановой проверки;
  • требование прокурора о проведении контрольного мероприятия по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • истечение срока исполнения решения контрольного органа об устранении ранее выявленного нарушения;
  • поступление от работодателя информации об устранении нарушений обязательных требований в сфере лицензирования, аккредитации, сертификации, включения в реестр, аттестации и т.д. Предмет внеплановой проверки в этом случае ограничивается оценкой устранения нарушений обязательных требований.

Проведение внеплановой проверки требует согласования с прокуратурой и уведомления работодателя. О проведении такой проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении проверки не позднее, чем за 24 часа до ее начала (п. 49 Положения).

Однако если проверки требуют поступающие в ГИТ сообщения о совершаемых работодателем нарушениях, то инспекция может провести внеплановую проверку незамедлительно. То есть в течение 24 часов после получения ГИТ соответствующих сведений с извещением об этом органа прокуратуры в тот же срок. В этом случае уведомление работодателя о проведении внепланового контрольного мероприятия может не проводиться (ч. 12 ст. 66 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

В рамках осуществления проверок (как плановых, так и внеплановых) инспекторы ГИТ по-прежнему смогут проводить такие контрольные мероприятия, как документарные и выездные проверки. В этом отношении в сфере государственного контроля за соблюдением трудового законодательства ничего не поменялось. Изменились (были сокращены) только сроки проведения документарных и выездных проверок.

Как мы уже говорили выше, сроки проведения трудовых проверок по сравнению с ранее действовавшими были существенным образом сокращены.

Так, срок проведения документарной проверки по новым правилам не может превышать 10 рабочих дней (ранее указанный срок составлял 20 рабочих дней). В указанный срок не включается период с момента направления ГИТ требования представить необходимые документы до момента их представления в инспекцию.

Также в общий срок не включается период с момента направления работодателю информации о выявлении ошибок и противоречий в представленных документах до момента представления соответствующих пояснений (п. 46 Положения).

Одновременно вдвое (с 20 до 10 рабочих дней) были сокращены предельные сроки проведения выездных проверок работодателей. При этом новые правила отдельно оговаривают, что в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.

Если выездная проверка проводится в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких регионов, то срок проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству или обособленному структурному подразделению организации-работодателя (п. 49 Положения).

Срок проведения инспекционного визита на одном производственном объекте (территории) составляет один рабочий день (ст. 70 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Что же касается рейдового осмотра, то предельный срок его проведения составляет 10 рабочих дней, а проверка отдельного работодателя в период проведения рейдового осмотра не может занимать более одного рабочего дня.

Руководители организаций-работодателей должны представлять, к чему готовиться при проверках Государственной инспекции труда (ГИТ), какие у инспекторов ГИТ есть права и обязанности, отталкиваясь от следующих законодательных актов:

  1. Трудовой кодекс РФ (в особенности статьи 353 и 356).
  2. Кодекс РФ об административных правонарушениях.
  3. Федеральный закон №294-ФЗ от 26.12.2008 с учётом поправок, внесённых в него законом №277-ФЗ от 03.07.2016.
  4. Подзаконные акты, в частности, Постановления Правительства РФ №875 от 01.09.2012, №177 от 13.02.2017, №1080 от 08.09.2017 и Приказ Минтруда №354н от 30.10.2012.

Для понимания причин интереса ГИТ к работе организации следует помнить то, какими бывают трудовые проверки, а именно: плановые и внеплановые.

Основания для планового контроля:

  1. Прошло уже 3 года с момента регистрации организации или заявления о начале её деятельности.
  2. Предыдущий плановый контроль имел место более 3 лет назад.

Основания для внепланового визита инспектора:

  1. Истечение срока исполнения предписания по результатам предыдущего визита.
  2. Распоряжение прокуратуры, правительства.
  3. Обращения в ГИТ по фактам нарушения в организации норм трудового законодательства (задержки с выплатами зарплаты, начисление зарплаты ниже МРОТ, несоблюдение правил техники безопасности, других законных прав работников).
  4. Направленная в ГИТ жалоба действующего или уже уволенного работника организации по поводу нарушения его прав.

Как часто происходят плановые проверки

Проводятся раз в 3 года, а их график на текущий год утверждается не позднее декабря предыдущего года. График публикуется на сайтах Роструда и Генпрокуратуры РФ. Такая частота даёт ответ на вопрос, за какой период проверяет трудовая инспекция — за последние 3 года.

С 01.01.2016 сроком на 3 года были введены «надзорные каникулы» — мораторий на проведение плановых неналоговых надзорных мероприятий субъектов малого бизнеса. Законом №480-ФЗ от 25.12.2018 они были продлены на 2019 и 2020 годы. Организациям, отнесённым статьёй 4 закона №209-ФЗ от 24.07.2007 года к субъектам малого предпринимательства, плановая проверка трудовой инспекции в 2020 году не грозит. Исключения: этот мораторий не действует в отношении компаний, род работы которых связан с социальным обслуживанием, здравоохранением, образованием, теплоснабжением, электроэнергетикой (ст. №21.5 закона №294-ФЗ), и со сферами деятельности, в которых введён риск-ориентированный подход. Полный перечень таких исключений приводится в ст. 1 закона №480-ФЗ.

Кроме того, мораторий не действует в отношении организации, которая в течение трех лет допускала грубые нарушения или лишалась какой-либо лицензии.

Проверки Роструда: Новый порядок после 1 июля 2021 года

Продолжительность инспекции ГИТ регламентирована, а максимальный срок плановой проверки трудовых инспекторов зависит от вида проверяемой организации:

  • компания с филиалами — до 2 месяцев;
  • компания малого бизнеса — до 5 часов;
  • микропредприятие — до 15 часов;
  • все другие организации — до 20 дней.

Ответ на вопрос о том, каков максимальный срок трудовой проверки внепланового характера в случаях микропредприятий и субъектов малого бизнеса, дан — ограничиваются общим сроком в 20 дней.

Законом определена последовательность действий проверяющих:

  1. Оповещение организации о предстоящем визите.
  2. Запрос интересующих инспектора ГИТ документов с возможным последующим выездом инспектора в проверяемую организацию.
  3. Составление акта о результатах.
  4. Вынесение предписаний по результатам.

Инспектор ГИТ обязан уведомить организацию не позднее чем за 3 дня до даты начала плановой проверки, которые бывают:

  1. Документарными — инспектор запрашивает заверенные копии интересующих его документов, которые должны быть ему предоставлены в течение 10 рабочих дней после запроса, и изучает их на своём рабочем месте.
  2. Выездными — инспектор выезжает по месту расположения организации и там знакомится с относящимися к предмету инспекции документами. Он обязан предъявить своё удостоверение и приказ о проведении проверки. Срок предоставления документов не регламентирован, но инспектор вправе потребовать к ним незамедлительный доступ. В случае большого объёма затребованных документов необходимо письменно уведомить об этом инспектора и запросить дополнительное время на их сбор.

Инспектор ГИТ обязан уведомить организацию не позднее чем за 24 часа до начала внеплановой проверки. Однако, если она проводится на основании жалобы работника организации о нарушении работодателем его трудовых прав или требований трудового законодательства, что привело к появлению угрозы жизни и здоровью работников, то согласно ч.9 ст. 360 ТК РФ уведомление работодателя о планируемом посещении инспекторами не допускается. Изложенные в заявлении факты — это то, что проверяет трудовая инспекция по жалобе работника — и более ничего, что выходит за данные рамки.

Инспекторы ГИТ не имеют права требовать:

  • изъятия оригиналов документов;
  • нотариального заверения затребованных документов;
  • документов, не относящихся к предмету контроля;
  • при внеплановой проверке по жалобе сотрудника — документов, не имеющих отношения к этому работнику. Однако полномочия трудовой инспекции при проверке по жалобе такого рода позволяют запрашивать документы за всё время работы организации, а не как в других случаях — только за последние 3 года.
  1. Трудовые договоры с сотрудниками, их трудовые книжки, заявления и другие их документы и выданные справки.
  2. Штатное расписание, кадровые приказы, журналы учёта рабочего времени, графики отпусков.
  3. Больничные листы, данные о медосмотрах.
  4. Все бухгалтерские документы по любым выплатам сотрудникам.
  5. Правила внутреннего распорядка, положения об аттестациях, о защите данных, информации и коммерческой тайне.
  6. Документы по охране труда.
  7. Документальные доказательства того, что работники ознакомлены со всеми имеющими отношение к ним документами организации.

Проверки ГИТ в 2021 году: новые правила и сроки

Работодателям, несогласным со штрафами трудовых инспекторов и готовым идти в суд, поможет анализ судебной практики. Судьи поддержали инспекторов ГИТ и работодателей от штрафа не освободили в следующих случаях:

Нарушение Судебное решение
В трудовом договоре не указаны:
  • место работы;
  • размер оплаты труда;
  • условия труда;
  • сведения о северных надбавках/районном коэффициенте

Решение Забайкальского краевого суда от 04.02.2019 по делу № 7-21-46/2019

Решение Московского городского суда от 12.02.2020 по делу № 7-1784/2020

Решение Московского городского суда от 30.07.2020 по делу № 7-8845/2020

Решение Свердловского областного суда от 18.06.2019 по делу № 72-698/2019

На трудовом договоре, хранящемся у работодателя, нет подписи сотрудника, подтверждающей получение им своего экземпляра договора Решение Московского городского суда от 30.07.2020 по делу № 7-8846/2020
В срочном трудовом договоре нет ссылки на причину его заключения Решение Московского городского суда от 30.07.2020 по делу № 7-8845/2020
Работодатель не выдал уволенному сотруднику справку о сумме заработка за 2 предшествующих года, сведения о доходах и удержанном НДФЛ Решение Московского городского суда от 16.06.2020 № 7-6849/2020
Досрочное (до истечения 2 недель с даты подачи заявления) издание приказа об увольнении, если работник увольнение не оспаривал Решение Забайкальского краевого суда от 25.02.2019 по делу № 7-21-90/2019
Отсутствие подписи сотрудника на приказе об увольнении Решение Московского городского суда от 02.03.2020 по делу № 7-1948/2020
Нарушение сроков окончательного расчета с сотрудниками при увольнении Решение Московского городского суда от 28.02.2020 по делу № 7-2883/2020

Как установило постановление Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969, продление моратория на проверки коснулось в 2021 году не всех, а только малых предприятий.

Однако и здесь есть исключение, если СМП относится к категории высокого риска, то проверка трудовой инспекции все равно нагрянет.

Поэтому плановые проверки ожидают и малые предприятия, и средние, и крупные, а также некоммерческие организации с численностью сотрудников до 200 человек, на которых высок риск пожаров, несчастных случаев, экологического ущерба и нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

Кроме того, уточняется, что запрет действует только для плановых проверок и не распространяется на административные расследования, которые проводятся по статье 28.7 КоАП.

Таким образом, инспектор ГИТ имеет право провести расследование при установлении нарушений трудового законодательства.

Напомним: для начала расследования достаточно только информации, указывающей на него: например, обращение работника.

При этом, инспекторы не обязаны уведомлять работодателя, а также согласовывать проведение расследования с прокуратурой.

Поэтому в рамках ограничений инспекторы использовали административные расследования без взаимодействия с работодателями.

Например: Роструд имеет право проводить мероприятия без взаимодействия, чтобы проверить, как организация провела специальную оценку условий труда (СОУТ) и оформила ее результаты (приказ Минтруда от 16.01.2019 № 13н).

При проверке инспекторы могут запросить только определенный перечень документов: он не вправе запрашивать документы и информацию, которые не относятся к предмету проверки.

Плановые проверки проводятся на основе чек-листов – это списки контрольных вопросов. То есть иных вопросов, кроме указанных в проверочных листах, инспекторы задавать не вправе. На текущий момент всего утверждено 133 чек-листа (приказ Роструда от 10.11.2017 № 655 в ред. Приказа Роструда № 201 от 11.04.2018 г. и № 153 от 3 августа 2020 г.).

Однако не все чек-листы утверждены на данный момент: например, Ростехнадзор пока не утвердил чек-лист по сосудам под давлением

Напоминаем, плановые проверки трудинспекция проводит:

  • 1 раз в 2 года — компании из категории высокого риска
  • 1 раз в 3 года — организации, которым присвоена значительная категория риска
  • 1 раз в 5 лет — компании со средним риском
  • 1 раз в 6 лет — предприятия из категории с умеренным риском

Все чек-листы можно найти в открытом доступе и подготовиться заранее к проверке, проведя аудит по соответствующему вашей деятельности списку вопросов. Мы собрали для вас базу всех чек-листов ГИТ, ее можно скачать по ссылке ниже.

\n\n

Новое Положение, как и прежнее, предусматривает два вида проверок: документарные и выездные. При этом сроки проведения этих мероприятий сокращены. Раньше продолжительность любой проверки не могла превышать 20-ти рабочих дней, теперь — 10-ти рабочих дней.

\n\n

Для малых и микропредприятий установлены отдельные сроки. Проверять малое предприятие можно не более 50 часов в год, микропредприятие — не более15 часов в год. Данные лимиты действовали прежде и сохранены сейчас.

\n\n

В Положении № 1230 есть целый раздел, посвященный мероприятиям по профилактике нарушений трудового законодательства (отметим, что в прежнем положении о профилактике ничего не говорилось). К таким мероприятиям, в частности, относятся:

\n\n

    \n\t
  • информирование;
  • \n\t

  • консультирование;
  • \n\t

  • предостережение;
  • \n\t

  • профилактический визит.
  • \n

\n\n

Предостережение сделают в том случае, если инспекторы получат информацию о возможных и (или) готовящихся нарушениях. Но доказательств у них не будет. Работодатель, в свою очередь, вправе направить возражение. На это ему отводится 10 дней с момента, когда поступило предостережение. Инспекторы рассмотрят возражение и в течении 20 рабочих дней ответят на него.

Как проходит проверка трудовой инспекции

\n\n

Перечислены мероприятия, посредством которых инспекторы осуществляют государственный контроль (надзор). К ним относятся: инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная и выездная проверки (раньше были только проверки). Отметим, что инспекционный визит проводится на территории работодателя без предварительного уведомления. Срок визита на один объект — один день. Инспекторы могут проводить осмотр, опрос, запрашивать объяснения и требовать документы, которые должны быть у работодателя (п. 39, 40 Положения № 1230).

\n\n

Установлено, что в ходе выездной проверки инспекторы вправе проводить фото, аудио и видеосъемку с фиксацией даты, времени и места.

\n\n

Закреплено право работодателя-ИП обратиться с заявлением о переносе плановой проверки в случае его нетрудоспособности.

\n\n

Обращения и запросы работников, заявления граждан, юрлиц или ИП больше не могут служить основанием для назначения внеплановой проверки.

Новое Положение, как и прежнее, предусматривает два вида проверок: документарные и выездные. При этом сроки проведения этих мероприятий сокращены. Раньше продолжительность любой проверки не могла превышать 20-ти рабочих дней, теперь — 10-ти рабочих дней.

Для малых и микропредприятий установлены отдельные сроки. Проверять малое предприятие можно не более 50 часов в год, микропредприятие — не более15 часов в год. Данные лимиты действовали прежде и сохранены сейчас.

В Положении № 1230 есть целый раздел, посвященный мероприятиям по профилактике нарушений трудового законодательства (отметим, что в прежнем положении о профилактике ничего не говорилось). К таким мероприятиям, в частности, относятся:

  • информирование;
  • консультирование;
  • предостережение;
  • профилактический визит.

Предостережение сделают в том случае, если инспекторы получат информацию о возможных и (или) готовящихся нарушениях. Но доказательств у них не будет. Работодатель, в свою очередь, вправе направить возражение. На это ему отводится 10 дней с момента, когда поступило предостережение. Инспекторы рассмотрят возражение и в течении 20 рабочих дней ответят на него.

Перечислены мероприятия, посредством которых инспекторы осуществляют государственный контроль (надзор). К ним относятся: инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная и выездная проверки (раньше были только проверки). Отметим, что инспекционный визит проводится на территории работодателя без предварительного уведомления. Срок визита на один объект — один день. Инспекторы могут проводить осмотр, опрос, запрашивать объяснения и требовать документы, которые должны быть у работодателя (п. 39, 40 Положения № 1230).

Установлено, что в ходе выездной проверки инспекторы вправе проводить фото, аудио и видеосъемку с фиксацией даты, времени и места.

Закреплено право работодателя-ИП обратиться с заявлением о переносе плановой проверки в случае его нетрудоспособности.

Обращения и запросы работников, заявления граждан, юрлиц или ИП больше не могут служить основанием для назначения внеплановой проверки.

Мораторий на плановые проверки на 2022 год введен для малого и среднего бизнеса. Но, не все фирмы смогут вздохнуть с облегчением.

Плановые проверки не отменяются на вредных и опасных производствах с высокими рисками для жизни и здоровья работников.

Проверки без ограничений будут проводится в компаниях, которые в течение трех последних лет нарушали законодательство и получали административное наказание за грубые нарушения, в том числе в виде дисквалификации руководителя либо приостановления деятельности, либо приостановления действия лицензии.

Под мораторий не подпадают:

  • вредные и опасные производства с высокими рисками для жизни и здоровья работников;
  • фирмы МСП, которым в течение последних 3-х лет было вынесено административное наказание за грубые нарушения;
  • компании, у которых в течение последних 3-х лет был дисквалифицирован руководитель;
  • компании, деятельность которых по решению надзорных органов приостанавливалась в течение последних 3-х лет;
  • компании, которые были временно либо полностью лишены лицензии и с момента наказания не прошло 3 года;
  • организации, работающие на основании лицензий;
  • организации, которые обязаны проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • предприятия, использующие атомную энергию.

Перечень компаний, которые вывели из-под моратория на проверки 2022 года во многом повторяет перечень тех, на кого не распространялся мораторий 2021 года.

Но, существенная разница все-таки есть. В 2021 году мораторий на проверки не распространялся на компании здравоохранения, образования, социальной сферы, по производству драгоценных металлов и камней. Теперь, перечисленные компании также под мораторием. Их не будут проверять в 2022 году.

Кого проверит и как накажет ГИТ в 2021 году

Каждая организация и ИП отнесены к одной из категорий риска или классу опасности.

Категория риска Классы опасности Периодичность проверок
Чрезвычайно высокий риск 1-й класс 1 раз в год
Высокий риск 2-й класс 1 раз в 2 года
Значительный риск 3-й класс 1 раз в 3 года
Средний риск 4-й класс не чаще 1 раза в 4 года и не реже 1 раза в 5 лет
Умеренный риск 5-й класс не чаще 1 раза в 6 лет и не реже 1 раза в 8 лет
Низкий риск 6-й класс плановые проверки не проводятся
  • Чем выше категория, тем чаще проверки ГИТ.

Исключение проверки из ежегодного плана проверок допускается в том числе в следующих случаях:

  • запрещено проведение плановых проверок, предусмотренных в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • принято решения об отмене плановой проверки в период с 18 марта до 5 апреля 2020 г. на основании поручений высших должностных лиц;
  • принято решение об исключении плановой проверки на основании актов Правительства Российской Федерации, которые устанавливают особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора) в 2020 году.

Не будут проверять в плановом порядке:

  • субъекты малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • некоммерческие организации, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превысила 200 человек (кроме политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента);
  • все иные организации и ИП, не подпадающие под основания проведения плановых проверок в 2020 году.

Помните, такие организации проверят внепланово, если:

  • есть факты или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Проведение проверки должно быть согласовано органами прокуратуры;
  • необходимо проверить исполнение ранее выданного предписания об устранении нарушений, влекущих угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан. Проведение проверки должно быть согласовано органами прокуратуры;
  • требуется провести надзорные мероприятия по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • иные основания.

Инспекция по труду проверит в плановом порядке организации и ИП, если их деятельность или используемые производственные объекты отнесены:

  • к категории чрезвычайно высокого или высокого риска либо к 1-му классу опасности;
  • к 1-му классу опасности опасных производственных объектов;
  • к 1-му классу гидротехнических сооружений.

Если в отношении организации и ИП установлен режим постоянного государственного контроля (надзора), то также стоит ожидать плановую проверку.

Плановые и внеплановые проверки проведут с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе с помощью аудио- или видеосвязи. Есть исключения.

Выезд инспектора возможен, если:

  • согласован органами прокуратуры для проведения внеплановой проверки по основаниям:
    а) причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    б) проверки исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений, влекущих угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан;
  • выезд по поручению Президента РФ, Правительства РФ, по требованию прокурора о проведении проверок в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

КАК ГИТ БУДЕТ ПРОВЕРЯТЬ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В 2021 ГОДУ?

Проверки ГИТ могут быть как плановыми, так и внеплановыми. ГИТ осуществляет трудовой надзор в виде следующих контрольных мероприятий:

  • выездная проверка;
  • документарная проверка;
  • инспекционный визит или рейдовый осмотр.

Плановый контроль, то есть плановая трудовая проверка, проводится только в виде выездной проверки. Основанием для проведения плановой трудовой проверки является включение работодателя в план проведения плановых контрольных мероприятий на очередной календарный год, согласованный с органами прокуратуры. План размещается на официальном сайте Роструда в течение декабря года, предшествующего проверке.

Периодичность, с которой инспекторы ГИТ могут приходить с плановой проверкой к работодателю, а равно периодичность, с которой работодателя могут включать в план проведения проверок, зависит от категории риска, которую работодателю присвоил Роструд. Данный подход назвали риск-ориентированным. Работодателю присваивается одна из пяти категорий риска:

  • высокий риск ‒ проверка проводится один раз в 2 года;
  • значительный риск ‒ проверка проводится один раз в 3 года;
  • средний риск ‒ проверка проводится один раз в 5 лет;
  • умеренный риск ‒ проверка проводится один раз в 6 лет;
  • в отношении работодателей, которым присвоена низкая категория риска, плановые трудовые проверки не проводятся.

Отнесение работодателей к определённой категории риска осуществляется на основании критериев, закреплённых приложением к Положению № 1230. Критерии представляют собой несколько показателей, которые рассчитываются по формулам. Одними из факторов, влияющих на расчёт категории риска, являются:

  • среднесписочная численность работников;
  • вид деятельности работодателя;
  • случаи привлечения работодателя к административной ответственности за нарушение трудового законодательства за предшествующие три года;
  • сведения о травматизме и его тяжести за предшествующие три года;
  • сведения о задолженности по заработной плате за последний год.

Внеплановый контроль может проводиться как в виде выездной проверки, так и документарной, а также в виде инспекционного визита или рейдового осмотра. Важно отметить, что такие мероприятия документарная проверка, рейдовый осмотр и инспекционный визит могут осуществлять только в рамках внепланового контроля.

Основания для проведения внеплановой проверки ГИТ следующие:

  • наличие у ГИТ сведений о нарушении работодателем требований или об угрозе нарушения обязательных требований трудового законодательства (сообщения и заявления работников, иных граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, органов власти, СМИ и т. д.);
  • поручение президента РФ или Правительства РФ о проведении контрольных мероприятий в отношении конкретных работодателей;
  • требование прокурора о проведении контрольного мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • истечение срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.

Порядок проведения внеплановой проверки ГИТ зависит от того, в виде какого контрольного мероприятия проводится проверка.

О проведении выездной внеплановой проверки ГИТ уведомляет работодателя путём направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до её начала, за исключением случаев, указанных в ч. 12 ст. 66 Закона № 248-ФЗ. Также внеплановая выездная проверка проводится только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев её проведения в соответствии с п. 3 ‒ 6 ч. 1 ст. 57 и ч. 12 ст. 66 Закона № 248-ФЗ.

Под инспекционным визитом понимается мероприятие, проводимое путём взаимодействия ГИТ с конкретным работодателем по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.

Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления работодателя.

В ходе инспекционного визита инспекторы могут совершать следующие контрольные действия: осмотр; опрос; получение письменных объяснений; истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны быть в наличии у работодателя.

Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один рабочий день.

Рейдовый осмотр проводится в отношении работодателей, осуществляющих деятельность на объектах, которыми владеет, пользуется или управляет другой работодатель, в соответствии с положениями ст. 71 Закона № 248-ФЗ. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные действия: осмотр; опрос; получение письменных объяснений; истребование документов; экспертиза.

Срок взаимодействия с одним работодателем в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день.

Рейдовый осмотр может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с п. 3 ‒ 6 ч. 1 ст. 57 и ч. 12 ст. 66 Закона № 248-ФЗ.

По окончании проведения любого контрольного мероприятия составляется акт. Решения, принятые по результатам контрольного мероприятия, проведённого с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля, подлежат отмене контрольным органом, проводившим проверку, либо вышестоящим надзорным органом или судом, в том числе по представлению прокурора.

Грубыми нарушениями требований к порядку проведения проверки являются:

  • отсутствие основания проведения надзорного мероприятия;
  • отсутствие согласования проверки с прокуратурой в случае, если оно является обязательным;
  • нарушение требования об уведомлении о проведении проверки в случае, если уведомление является обязательным;
  • нарушение периодичности проведения плановой проверки;
  • проведение плановой проверки работодателя, не включённого в план; принятие решения по результатам проверки на основании оценки соблюдения положений нормативных актов, не являющихся обязательными; привлечение к проведению проверки лиц, участие которых не предусмотрено Законом № 248-ФЗ;
  • нарушение сроков проведения проверки;
  • совершение в ходе проверки действий, не предусмотренных для такого контрольного мероприятия;
  • непредоставление работодателю для ознакомления документа с результатами проверки.

Закрытый перечень грубых нарушений закреплён ч. 2 ст. 91 Закона № 248-ФЗ.

Ранее мы рассказывали, можно ли контролировать работников с помощью видеокамер и программного обеспечения.

Таким образом, порядок проведения трудовой проверки ГИТ зависит от вида контрольного мероприятия, посредством которого проводится проверка.

Напоминаю, такие уникальные аналитические материалы СПС КонсультантПлюс, как готовые решения и путеводитель по кадровым вопросам, окажут вам серьёзную поддержку при решении нестандартных сложных спорных ситуаций.

Выводы готовых решений и путеводителя по кадровым вопросам учитывают нормы действующего законодательства, актуальную сложившуюся судебную практику и официальные разъяснения органов власти.

  • Инспекция получила информацию о том, что вы нарушаете ТК.
  • Вы не отреагировали на предписание инспекции устранить нарушения за определенный срок.
  • Сотрудник пожаловался на нарушение условий труда. Причем как в отношении себя, так и своего коллеги.

Если сотрудник отозвал жалобу, по Роструд уже назначил проверку — ее не избежать.

  • На проверки ФНС, ПФР и ФСС — плановые и внеплановые, — поэтому бизнесу расслабляться не стоит.
  • С этого года ФНС может провести проверку дистанционно или же по традиции приехать к вам в офис — выбор за ней. С 31 июня плановые выездные проверки ФНС может заменять на однодневный инспекционный визит.

Статья 35 Положения № 1230 определяет перечень надзорных мероприятий ГИТ:

  • выездная проверка;

  • инспекционный визит;

  • рейдовый осмотр;

  • документарная проверка.

Работодателям важно знать следующее:

1. Выездная проверка ГИТ бывает плановая и внеплановая. Без предупреждения инспектор работодателю «на голову не свалится». План проверок размещается на сайте ГИТ, а на внеплановый визит в большинстве случаев нужно решение прокуратуры.

Исключения указаны в пп. 1.3-1.6 ст. 57 и п. 12 ст. 66 Закона № 248-ФЗ о контроле (надзоре). Например, работодателя могут не уведомить о визите, если ГИТ придет по жалобе на грубое нарушение трудового законодательства.

2. Выездная проверка не может длиться больше 10 дней (п. 49 Положения). Для малых и микропредприятий сроки общения с инспектором еще короче — 50 часов и 15 часов соответственно.

3. Плановая проверка проводится по проверочным листам (чек-листам). Они размещены на сайтах ГИТ для того, чтобы работодатели могли подготовиться. Инспектор не имеет права выходить за рамки чек-листа. Но это не значит, что требования, которых в них нет, выполнять не нужно.

Роструд уже придумал, как обходить ограничение: инспектор инициирует внеплановую проверку, если заметит нарушение при плановом визите. А в ходе нее ГИТ посмотрит все, до чего «дотянутся ручки». Смотрите письмо Федеральной службы по труду и занятости от 15 января 2021 г. № 57-ТЗ.

Этот вид внеплановой проверки проводится без предварительного уведомления предприятия или ИП. Инспектор имеет право провести осмотр, опрос, затребовать документы и письменные объяснения. Основания для визита ГИТ по месту нахождения работодателя:

  • информация о нарушении предпринимателем требований законодательства (например, жалоба);

  • поручение Президента РФ, Правительства РФ;

  • требование прокурора;

  • истек срок выполнения мероприятий по результатам надзорных проверок.

Инспекционный визит не может длиться дольше одного рабочего дня.

Еще один вид внеплановой проверки «без предупреждения». Проводится по тем же основаниям, что и инспекционный визит, но ГИТ дополнительно наделена правом на экспертизу.

Рейдовые осмотры совершают в случаях, если по одному адресу действует несколько организаций или ИП. Продолжительность проверки не может превышать один рабочий день (п. 42 Положения).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.