Приватизация квартир для сирот в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приватизация квартир для сирот в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Бесплатная процедура передачи права собственности на землю была начата еще в 1992 году. Ее завершение было запланировано на 2007 год, но сроки данного мероприятия продлевались несколько раз, и есть шанс, что так будет и дальше, потому что делать процедуру платной для многих невыгодно.

Стоит, правда, сказать еще и о том, что против бессрочного действия данного закона выступает Минстрой. Считается, что около 70 % россиян уже приватизировали свои квартиры, причем сделали это совсем бесплатно, и произошло это еще в первые годы действия программы. Сегодня же многие люди не делают этого, потому что им придется ее в этом случае содержать самостоятельно. Дело в том, что сегодня за неприватизированную квартиру платит муниципалитет, потому что собственность считается муниципальной.

Приватизация жилья после 1 марта 2022 года

Сегодня по всем законам действия программы землю можно взять себе собственность только до 1 марта 2022 года бесплатно, но что будет дальше? Есть шанс того, что дальше программа будет продлена еще и до 2026 года. Такое положение упоминается в законе о садоводстве.

Если говорить более подробно, то стоит уточнить то, что приватизация жилья после 1 марта 2022 года позволит оформить в собственностть любые земельные участки, предназначенные для любых хозяйств и огородов. Также можно сказать, что продлевается еще и дачная амнистия, в ходе которой будет действовать упрощенный порядок оформления документов.

На официальном сайте правительства представлены все данные о том, каким будет текущий план приватизации, который рассчитан до конца 2022 года. Ежегодные поступления по всем подсчетам составляют больше трех миллиардов рублей.

По плану планируется ввести в частную собственность более 1 тысячи объектов, и из них около 86 зданий будут из федеральных предприятий. Способы приватизирования объектов до конца не определены.

Стоит отдельно сказать о том, что власти планируют вывести из капитала государства несколько больших федеральных объектов. То есть они станут частной собственностью. Речь идет о про «Алмазювелирэкспорта» или «Росспиртпроме».

Отдельного внимания заслуживает дачная амнистия, по условиям которой ввести в частную собственность бесплатно жилье можно до окончания 2026 года. Имеется ввиду амнистия, направленная на строения, к которым относятся:

  • садовые и жилые дома;
  • отдельно стоящие на садовых участках здания;
  • здания с количеством этажей не больше трех и определенной высотой до 20 метров;
  • хозяйственные постройки.

Действовала подобная амнистия еще с 2006 года. Неоднократно она продлевалась и сегодняшний год не станет исключением, так что обсуждению подлежит не только приватизация квартиры в 2022 году.

Дачная амнистия фактически является привилегией, потому что она дает возможность оформить право собственности на максимально простых правах. Не придется получать разрешение на строительство, ведь обычно данная процедура сопровождается большим количеством проблем. Также можно не переживать из-за ввода того или иного строения в эксплуатацию. Актуальна данная процедура для тех людей, у которых в собственности есть те или иные объекты, но все еще не оформленные по всем правилам.

Упрощенный порядок амнистии предполагает тот факт, что в Росреестр как и раньше предоставляются документы, которые действуют а земельные участки и они являются подготовленным к кадастровым изменениям. Подаются изменения максимально просто – в бумажном виде это можно сделать по почте (отдельно заказывается уведомление),а пошлина за госрегистрацию составляет 350 рублей. Особенных изменений в этом плане также не предвидится.

Счетная палата померила сиротские метры

Государственные аудиторы отмечают, что ежегодно на решение проблемы обеспечения детей-сирот жильем в консолидированных бюджетах регионов выделяется более 32 млрд руб. В 2019 году на эти цели за счет всех источников было направлено 39,2 млрд руб., в том числе из федерального бюджета — 7,4 млрд руб., из региональных — 31,8 млрд руб. Тем не менее этих средств недостаточно. По оценкам Счетной палаты, при таком объеме финансирования срок погашения «квартирной задолженности» перед детьми-сиротами составит не менее шести-семи лет.

Еще одна проблема заключается в том, что регионы к 1 декабря 2019 года освоили только 4,4 млрд руб. субсидии из госбюджета. А в пяти субъектах (Калмыкия, Саха, Северная Осетия — Алания, Астраханская и Курская области) ее исполнение составило 0%. Основные причины такого положения дел — длительность закупки жилья, нарушение застройщиками сроков контрактов, отсутствие на вторичном рынке достаточного числа благоустроенных квартир.

По расчетам аудиторов, в среднем срок ожидания квартир составляет семь лет. Однако в отдельных регионах он превышает 20 лет. Это относится к девяти регионам; к примеру, в Крыму срок составляет чуть более 20 лет, в Мордовии — 34 года, в Ингушетии — 47 лет, в Чеченской Республике — 49 лет.

Из-за долгого ожидания дети-сироты вынуждены получать жилье через суд, а в 12 регионах (Калининградской, Новгородской областях, Еврейской автономной области и др.) квартиры предоставляются только на основании судебных решений. В целом в 2018 году более 12 тыс. человек из 25 тыс., которым удалось получить жилье, сделали это через суд, согласно данным Счетной палаты.

Еще одним обстоятельством, которое затрудняет для детей-сирот получение квартир, является отсутствие на рынке предложений, которые соответствовали бы необходимым требованиям. При этом большинство регионов формируют специальный жилой фонд, из которого помещения переходят детям-сиротам, приобретая квартиры на первичном и вторичном рынках жилья.

В 52 регионах существует практика, при которой власти компенсируют сиротам затраты за аренду жилья или предоставляют во временное пользование место в общежитии до момента получения основной квартиры. Однако всего по России подобную дополнительную поддержку получают лишь 8,5 тыс. сирот с правом получения жилья.

Госаудиторы отмечают, что в России есть свободный жилой фонд, который может быть использован для обеспечения квартирами детей-сирот. В частности, Счетная палата нашла 508 жилых помещений Минобороны, которые не используются ведомством.

В итоге Счетная палата считает, что невозможно говорить об эффективном выполнении органами власти обязательств по предоставлению жилья детям-сиротам. Ведомство отмечает, что ситуация практически не меняется с 2015 года. Кроме того, темпы предоставления квартир значительно ниже темпов роста количества детей-сирот.

Заместитель министра просвещения Виктор Басюк, позиция которого приводится в бюллетене Счетной палаты, пояснил, что министерство уже разработало меры, направленные на улучшение ситуации с обеспечением жильем детей-сирот.

«Мы подготовили изменения в правила предоставления и распределения субсидий на предоставление жилых помещений детям-сиротам. В них будет установлен дополнительный критерий для отбора регионов на получение субсидий. Таким критерием станет наличие «дорожной карты», которая будет включать мероприятия по ликвидации до 2025 года накопившейся задолженности по обеспечению сирот старше 18 лет, которые включены в списки получения жилья на 1 января 2020 года», — пояснил Басюк.

Кроме того, министерство подготовило законопроект о внесении изменений в закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором предлагается исключить проживание детей-сирот в квартирах одновременно с людьми, лишенными родительских прав. Басюк также добавил, что Минпросвещения упростит процедуру закупки квартир у физических лиц.

Отвечать за жилье для детей-сирот должно не Минпросвещения, а Министерство строительства, считает уполномоченный при президенте по правам ребенка Анна Кузнецова. «Ни для кого не секрет, в каком состоянии и какого качества порой сдают жилье для детей-сирот. Бывает, что им снова становится негде жить», — приводятся слова Кузнецовой в бюллетене Счетной палаты.

Сроки ожидания квартир более 20 лет могут быть сокращены в случае обращения в суд с требованием предоставить жилье, пояснил юрист благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Павел Денисов. «После подобных обращений судебные решения, например, в Республике Бурятия исполняются в среднем в течение двух лет, в Забайкальском крае — в течение трех-четырех лет», — приводит примеры Денисов.

По мнению председателя правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александра Спивака, основной проблемой в реализации гарантий обеспечения детей-сирот жильем является недостаток бюджетного финансирования. «При этом безусловное право выпускников на получение услуг постинтернатного сопровождения вне зависимости от наличия места жительства федеральным законодательством не закреплено. Осложняющим фактором выступает практика приобретения для выпускников рядом расположенного жилья в так называемых сиротских гетто», — считает он.

Как приватизировать квартиру по договору социального найма в 2021 году?

С 1 января 2021 года вступили в силу изменения в закон по обеспечению жильем детей-сирот:

  • Законом теперь устанавливается единый порядок учета детей-сирот, имеющих право на жилье, а также создается соответствующий региональный список.
  • Согласно поправкам с Нового года подавать заявления о включении в список на получение жилья имеют право не только сами дети-сироты, но и их законные представители.
  • Органы опеки и попечительства должны контролировать своевременную подачу законными представителями детей-сирот заявления о включении их в такой реестр, в случае отсутствия заявления они будут обязаны принять соответствующие меры, равно как и сами включать сирот в список.
  • Сироты, которые не были включены в список до совершеннолетия или до приобретения ими полной дееспособности, смогут самостоятельно обращаться с заявлением о включении в список. В новом законе также указаны дополнительные случаи, когда сироты исключаются из списка.
  • Помимо предоставления жилья, к их числу отнесли прекращение у сироты российского гражданства.
  • Договор найма специализированного жилья, предоставляемого сиротам, теперь можно будет неоднократно заключать на новый 5-летний срок (раньше он заключался на новый 5-летний срок не более 1 раза).

Это еще больше защитит права сирот, так как многие сироты из-за отсутствия жизненного опыта и излишней доверчивости становятся жертвами черных риелторов, мошенников и нечистоплотных родственников.

Порядок обеспечения жильем детей-сирот регламентируется Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Данному вопросу посвящена статья 8 Закона, которой определено, что жилье положено детям, относящимся к категории оставшихся без попечения родителей, когда:

  • им исполнится 18 лет;
  • они приобрели полную дееспособность до 18 лет.

При этом, чтобы воспользоваться правом на получение жилплощади они должны быть всклочены в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем. На федеральном уровне порядок формирования списка регулируется Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397, однако во исполнение данного постановления субъектами РФ должны быть приняты свои порядки.

Так, в список включаются:

  • дети, оставшиеся без попечения родителей, по достижении ими возраста 14 лет по инициативе их законных представителей или органов опеки и попечительства, если законные представители в течение 3 месяцев не приняли меры по включению их в список;
  • лица из числа детей-сирот (от 18 до 23 лет);
  • лица, из числа детей-сирот, достигшие возраста 23 лет, которые имели право на включение в список, но по каким-то причинам не смогли его реализовать.

Чтобы получить квартиру от государства недостаточно лишь иметь статус сироты. Жилье предоставляется лицам данной категории если они:

  • не являются нанимателями жилья на сновании договора социального найма;
  • не являются членами семьи гражданина, являющегося нанимателем помещения по договору социального найма;
  • не имеют жилых помещений в собственности на любых основаниях (приватизация, дарение, покупка, наследование);
  • проживание в их собственном или муниципальном жилье, где они имеют право пользования, признано невозможным.

Благоустроенная квартира предоставляется один раз по договору специализированного найма сроком на 5 лет.

В течение срока действия договора наниматель не имеет права распоряжаться жильем (продавать, сдавать в поднаем, оформить в собственность). По истечении указанного срока орган опеки и попечительства принимает решение о продлении договора специализированного найма еще на 5 лет или о заключении с нанимателем договора социального найма.

Для включения в список лицам, имеющим на это право или их законным представителям необходимо:

  • Подготовить перечень документов.
  • Подать заявление в орган опеки и попечительства по форме, утвержденной Постановлением № 397.
  • Получить постановление органа опеки и попечительства о включении ребенка в список.

Когда у ребенка, включенного в список, возникнет право на получение квартиры, ему необходимо:

  • обратиться в орган опеки и попечительства с заявлением о предоставлении жилого помещения;
  • подтвердить отсутствие в собственности жилья;
  • получить распоряжение органа опеки о предоставлении квартиры;
  • заключить договор специализированного найма.

Если после выпуска ребенка из государственного учреждения или из-под опеки он поступил на обучение в образовательную организацию, был призван на военную службу в армию или попал в места лишения свободы, то вопрос предоставления жилья будет рассмотрен после окончания обучения, службы или освобождения из исправительного учреждения.

Пунктом 7 Постановления № 397 установлен основной перечень документов, необходимый для включения в список на предоставление жилья.

Заявителю нужно предоставить в орган опеки и попечительства следующие документы:

  • свидетельство о рождении;
  • паспорт ребенка;
  • договор социального найма;
  • документ о полномочиях законного представителя (приказ о назначении опекуна, приказ о назначении директора организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
  • документ об отсутствии родительского попечения (свидетельство о смерти, решение суда о лишении родительских прав, признании недееспособным, безвестно отсутствующим, умершим, справка формы № 25 от отсутствии отца у ребенка, приговор суда об отбывании наказания в местах лишения свободы, акт об оставлении ребенка, заявление родителей о согласии на усыновление);
  • документ о невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении (решение межведомственной комиссии органа местного самоуправления)

Полный перечень документов устанавливается нормативными актами каждого субъекта РФ самостоятельно. В орган опеки и попечительства предоставляются копии указанных документов, оригиналы потребуются лишь для сверки.

Как правило, органом, уполномоченным на включение ребенка в список и на предоставление жилого помещения, является орган опеки и попечительства. Однако каждый регион решает этот вопрос по своему усмотрению. В некоторых субъектах РФ полномочия по формированию и ведению списка возложены на органы опеки, а по обеспечению жилыми помещениями – на органы исполнительной власти в сфере строительства.

Внимание! Место подачи заявления о включении в список и об обеспечении жилым помещением (по месту фактического проживания, постоянной регистрации, по месту выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей) также устанавливается нормативными актами региона.

Получить достоверную информацию о месте подачи документов в регионе можно в органе местного самоуправления по месту проживания ребенка.

Аварийная квартира и длинная очередь: обзор ВС для сирот

В большинстве субъектов РФ вопрос обеспечения жильем стоит достаточно остро.

Наиболее существенными из них являются:

  • Недостаточное финансирование. Очереди на обеспечение жильем формировались годами, однако активное финансирование регионов началось менее 10 лет назад, что привело к длительному ожиданию лицами, имеющими право на получение законных квадратных метров.
  • Невозможность регионами освоить выделенные на данные цели средства, в связи с отсутствием фонда жилья, отвечающего требованиям законодательства.
  • Действия недобросовестных застройщиков, которые за счет государственных средств строят квартиры ненадлежащего качества.
  • Заключение договоров специализированно найма сроком на 5 лет. Ранее законодательством было предусмотрено заключение социального найма при обеспечении жильем, что давало право нанимателям его приватизировать и распорядиться по своему усмотрению. Многие лица в силу неопытности теряли свое жилье – продавали, становились жертвами мошенников. Однако принятые изменения не решили всех проблем. Добросовестные наниматели вынуждены ожидать 5-летний срок и никаких способов сокращения указанного срока законом не предусмотрено. Наниматели, ведущие асоциальный образ жизни, бросают предоставленное им жилье, не оплачивают коммунальные платежи, приводят его в непригодное состояние. Данная проблема уже стала общероссийской.

Это лишь основные проблемы в сфере обеспечения детей-сирот жильем и решены они могут быть только путем внесения изменений в федеральное законодательство.

Приватизация жилья детьми-сиротами происходит практически на общих основаниях, но с определенными особенностями, напрямую связанными с их социальным статусом.

Сироты могут приватизировать выданное им специализированное жилье только через 5 лет. Этот срок дается на адаптацию в обществе. Суть в том, что многие сироты все детство проводят в детских домах и других аналогичных учреждениях и потому слабо представляют как нужно жить в «большом мире». Этим нередко пользовались мошенники, в результате чего сироты только-только получив квартиру сразу же продавали ее, не понимая всего происходящего. Чтобы исключить такой момент, по закону раньше 5 лет проживания в квартире приватизировать ее и продать не получится. Считается, что это достаточный срок для того, чтобы «врасти» в общество.

Данное правило не распространяется на тех сирот, которые уже пользуются социальным жильем. Они могут приватизировать его (посредством опекуна-представителя) значительно раньше.

Кроме всего прочего, жилье сирот обязано соответствовать определенным требованиям. В частности – касательно квадратуры помещения:

  • На одного ребенка: не менее – 36 кв.м.
  • На двоих: не менее 42 кв.м.
  • На троих и более: по 12 кв.м./человек. Но квартира обязательно должна быть как минимум двухкомнатной.

Помимо всего прочего, жилье обязано быть пригодным для проживания, быть изолированным, с отдельным входом и всеми необходимыми для полноценной жизни элементами.

Квартира, которая выдается органами опеки, предоставляется не по договору социального найма, который мог бы считаться основанием для приватизации, а по отдельному документу, имеющему фактически ту же силу, но без права приватизации. Данная квартира на данный момент еще не находится в жилом фонде и потому через 5 лет нужно уточнить, перевели ли ее туда или нет. Органы опеки должны сделать это самостоятельно и автоматически, но так как интерес тут в первую очередь у сироты, лучше контролировать данный момент.

После этого сама процедура приватизации проходит по общим для всех правилам. Сначала собираем все необходимые документы (перечень см.ниже). Обычно именно на это и уходит больше всего времени. Более того, даже через 5 лет сирота может до конца не адаптироваться и в такой ситуации этот пункт займет еще больше времени. Проще всего нанять юриста-представителя, который и сделает все вместо сироты. Так получится значительно быстрее.

После этого составляется заявление (образец см.ниже). Это можно сделать заранее самостоятельно, попросить помощи у того же юриста или заполнить прямо на месте, при подаче документов. Последний вариант более актуален при оформлении приватизации через МФЦ (Мои документы), так как в администрации населенного пункта могут и не захотеть тратить на это время.

После подачи документов останется только дождаться решения и подписать договор. С ним уже можно обращаться в Росреестр и оформлять недвижимость на себя.

Срок приватизации во многом зависит от самого заявителя, как быстро он будет собирать все документы и насколько активно вообще будет заниматься данным вопросом. В среднем на это уходит около 4-5 месяцев. С юристом срок обычно сокращается до 3 месяцев и менее. На что уходит время:

Действия Срок
Поиск и подготовка документов От 1 месяца и до полугода
Рассмотрение заявления До 2-х месяцев
Оформление права собственности Около 1 месяца

Для того, чтобы государство предоставило человеку, имеющему статус сироты, необходимо соблюдать некоторые условия. В том числе, проживать человек должен в специальном учреждении. К примеру, это детский дом. Выдается квартира не сразу после того, как ребенка выпустят из этой организации. Для получения в собственность жилья потребуется совершить определенные действия. На начальной стадии необходимо встать в очередь. Завершается процесс после приватизации квартиры.

Законами отражен период, в течение которого должна произойти постановка в очередность. Это нужно сделать, пока ребенок находится в возрастной категории от 14 до 18 лет. В качестве исключения рассматриваются ситуации, когда гражданин проходит обучение. Тогда максимальный возраст увеличивается до 23 лет. При этом нужно учиться в профильном учреждении. Важно, чтобы претенденты на жилье не имели в собственности квартир. Не принимаются в учет помещения, которые признаны аварийными или находятся в таком состоянии, когда проживать в них невозможно.

По образу жизни и правилам поведения дети, которые живут в специальных организациях, в некоторой степени отличаются от других граждан. В частности, проявляется это в том, что они имеют узкий круг общения и не могут свободно перемещаться. По этой причине в законодательство внесены коррективы, касающиеся процедуры приватизации жилья, выданного сироте на основании договора о социальном найме. Новый акт действует с 2021 где прописаны ограничения. Установлено, что получить квартиру в собственность удастся не сразу.

Изначально сирота проходит процесс адаптации к жизни в обществе. Ему необходимо подтвердить, что он может самостоятельно существовать.

Основная особенность заключается в том, что приватизация возможна не сразу, а через 5 лет. Гражданин считается полностью дееспособным после того, как он достигнет возраста 18 лет. С этого момента к нему переходит полный объем правоспособности. Она нужна для совершения юридических действий, к примеру, при приватизации помещения. Когда у ребенка имеется законный представитель, то закон допускает возможность более раннего оформления приватизации. Это связано с тем, что ответственность перекладывается на представителя.

Он обязан совершать действия в интересах осиротевшего гражданина. Все расходы, связанные с оформлением правомочий собственности на жилье, перелагаются на государственные органы. По этой причине сироты не вносят за счет собственных средств госпошлину.

Чтобы перевести жилье из собственности муниципального образования к сироте, потребуется собрать определенный пакет документации.

В том числе:
  • акт, посредством которого удостоверяется личность заявителя;
  • бумаги, указывающие на статус законного представителя;
  • соглашение о социальном найме;
  • выписка, сделанная из ЕГРН;
  • техническая документация;
  • заявка относительно проведения приватизации;
  • выписки из лицевых счетов.

Документация на законных представителей потребуется, если сироте меньше 18 лет.

Как сироте приватизировать квартиру по договору социального найма?

В отношении ребенка статус сироты может применяться до того момента, пока он не достиг совершеннолетия. Не во всех ситуациях инициатива относительно приватизации исходит от несовершеннолетнего. Лица, заинтересованные в установлении такого статуса, могут также подать заявление. К примеру, это сделали родители, пока были живы.

Когда законные представители скончались, то второй раз воспитанник вправе воспользоваться приватизацией. Обращение может составляться опекуном. Пока ребенок находится в несовершеннолетнем возрасте, право подписи документации возложено на его законного представителя. Кроме того, оформлением может заниматься сотрудник уполномоченного органа. Это отделение социальной защиты. Если ребенок находится в специализированном органе, то руководитель этой организации обращается вместе с указанным сотрудником. После получения документации на жилье сирота может переехать туда жить на постоянной основе.

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо и сообщает следующее.

Согласно Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в целях создания условий для роста благосостояния граждан — получателей мер социальной поддержки и софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, подлежащим обеспечению жилыми помещениями.

Согласно статье 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 г. 1154-З N 1201-IV «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются однократно в виде изолированного жилого помещения (жилого дома или квартиры) в установленном законодательством порядке.

В соответствии с Порядком формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обеспечения сохранности жилых помещений специализированного жилищного фонда, предоставленных детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 мая 2013 г. N 148 «Об утверждении Порядков по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется посредством:

строительства;

участия в долевом строительстве;

приобретения жилых помещений у застройщика;

приобретения жилых помещений на вторичном рынке жилья.

В соответствии с положениями Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуры и принципов назначения, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 8 июня 2018 г. N 132н (далее — Порядок), бюджетные ассигнования на предоставление из бюджетов бюджетной системы субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности отражаются по видам расходов:

522 «Субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности» — в части субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности;

523 «Консолидированные субсидии» — в части консолидированных субсидий на софинансирование расходов комплекса мероприятий, включающих, в том числе капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности.

В этой связи отражение расходов на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений по виду расходов 521 «Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности» классификации расходов бюджетов пр��тиворечит положениям Порядка.


Бюджетные ассигнования на предоставление субсидий на софинансирование капвложений в объекты государственной (муниципальной) собственности отражаются по видам расходов:

— 522 — в части субсидий на софинансирование капвложений в объекты государственной (муниципальной) собственности;

— 523 — в части консолидированных субсидий на софинансирование расходов комплекса мероприятий, включающих в том числе капвложения в объекты госсобственности.

Отражение расходов на предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма по виду расходов 521 «Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности» противоречит Порядку формирования и применения кодов бюджетной классификации.

После приемки квартиры нужно подписать акт. Утвержденной или унифицированной формы у этого документа нет. Нужно отразить, что:

  1. Одна сторона передает в собственность, а другая сторона — принимает объект недвижимости.
  2. Стороны претензий не имеют.
  3. Обязательства выполнены в срок и в порядке, который закреплен в госконтракте.

Акт приема-передачи объекта — это непосредственная гарантия исполнения сторонами обязательств, прописанных в госконтракте.

Образ жизни детей, проживающих в специализированных социальных учреждениях, несколько отличается от привычного: их круг общения заметно ограничен, равно как и свобода передвижения. Поэтому с недавнего времени вступили новые правила, по которым приватизировать квартиру по договору социального найма сирота может не сразу, а только после адаптации в социуме и подтверждении готовности к самостоятельному существованию.

На практике это выглядит следующим образом: после получения сиротой жилья с ним заключается срочный договор найма на период до 5 лет (в частном порядке срок может быть сокращен). В течение указанного времени представитель органа опеки и попечительства или иной назначенный законный представитель помогает ребенку освоиться и привыкнуть к самостоятельному обслуживанию и обеспечению. Как только уполномоченный орган поймет, что ребенок готов, с ним будет оформлен типовой договор социального найма жилья, который дает все основания для перевода объекта из государственной в частную собственность.

Фактически для получения права на приватизацию должны быть выполнены такие условия:

  • Полная адаптация ребенка;
  • Проживание сироты непосредственно в предоставленной квартире (запрещена сдача объекта в аренду, субаренду).

Выделяемое государством жилье должно соответствовать всем действующим нормам, в частности:

  1. Соблюдение нормы площади:
  • 36 кв. метров – на единолично проживающего сироту;
  • 42 кв. метра – если с сиротой проживает его опекун/попечитель;
  • По 12 кв. метров полезной площади на каждого проживающего, если таковых трое и более;
  1. Пригодное для круглогодичного проживания;
  2. Жилплощадь считается полностью самостоятельным объектом (сирота должен быть обеспечен квартирой или домом, а не одной из смежных комнат в общежитии).

Для перевода квартиры в частную собственность из муниципального жилфонда потребуются следующие бумаги:

  • Паспорт осиротевшего ребенка;
  • Документ, подтверждающий права законного представителя (если ребенок младше 18 лет) или доверенность;
  • Основной договор социального найма помещения и предшествующий ему срочный договор найма жилплощади;
  • Выписка из ЕГРП;
  • Технический план объекта;
  • Заявление о проведении приватизации объекта;
  • Выписка по лицевым счетам, подтверждающая своевременное внесение сиротой обязательных платежей по ЖКХ и отсутствие задолженности.
  1. Постановка в очередь на получение социального жилья;
  2. Обращение за реализацией правомочия в муниципалитет с момента, когда подошла очередь;
  3. Подготовка требуемых бумаг для проверки оснований специально действующей комиссией;
  4. Установление метража, в котором нуждается сирота;
  5. Подбор подходящего для сироты жилого пространства;
  6. Формирование и заключение специального договора по найму недвижимости со средним сроком на 5 лет;
  7. Истечение срока, отведенного на адаптацию осиротевшего ребенка;
  8. Заключение основного договора социального найма жилого помещения, действующего бессрочно;
  9. Повторная подготовка требуемых бумаг;
  10. Обращение в местную администрацию для заключения соглашения о приватизации;
  11. Составление и постановка подписи каждой из сторон на акте приема-передачи недвижимости;
  12. Обращение в Росреестр за получением правоустанавливающих документов на недвижимость, подтверждающие перевод занимаемой сиротой квартиры/дома в частную собственность.

Согласно правовым предписаниям, процедура приватизации более не ограничена какими-либо сроками, поскольку соответствующий регулирующий документ позволяет с 2017 года совершать указанные действия бессрочно.

Чтобы формально перевести муниципальную недвижимость в частную собственность, сироте потребуется порядка 3 месяцев, однако в случае отказа в приватизации дело разрешается в суде, где процедура может занять от полугода до года.

Получение несовершеннолетним ребенком статуса сироты может происходить в любой период его жизни, вплоть до наступления 18 лет.

Инициирование процедуры приватизации в отношении выделенной государством жилплощади иногда может происходить не только по заявлению осиротевшего ребенка, но и других заинтересованных лиц, например:

  1. Непосредственных родителей ребенка еще в период их жизни. После гибели родителей право на повторную приватизацию переходит к осиротевшему воспитаннику;
  2. Назначенным опекуном или попечителем (до наступления совершеннолетия за указанным лицом сохраняется право подписи документов сироты, с условием о действии в его интересах);
  3. Представителем компетентного органа (территориального отдела соц. защиты) совместно с руководителем специализированного социального учреждения – если ребенок содержится в интернате, детском доме.

Приобретение сиротой правоустанавливающих документов на некогда муниципальную квартиру становится основанием для переезда в обусловленную жилплощадь на постоянное место жительство. При таких обстоятельствах, на сироту будет оформлен документ, свидетельствующий о его выписки из специализированного учреждения, где он прежде содержался.

Отдельный закон о выделении квартир детям-сиротам не принят. Вопрос наделения сирот жильем регулируется ст. 8 ФЗ-159 от 21.12.1996г. В этой статье сказано, что детям-сиротам гарантирует однократное предоставление благоустроенного жилья из специализированного жилого фонда по соответствующему договору, в случае, если получатель не является:

  • нанимателем жилого помещения по договору соцнайма;
  • членом семьи такого нанимателя;
  • собственником какого-либо жилья.

Также предоставляется жилье, если вышеперечисленные права у сироты есть, но он не может их реализовать (проживание в помещениях невозможно по уважительным, перечисленным в законе, причинам). Жилье предоставляется по достижению 18 лет на пять лет по договору найма жилья из спецфонда. Затем договор продляется, либо заключается договор соцнайма. Реестр детей-сирот по утвержденным правилам ведут регионы, они же занимаются предоставление жилья (закладывают расходы в бюджет, выбирают объекты и т.д.).

Таким образом, указан возраст, когда право возникает, но не указан момент, когда оно утрачивается (в ч. 9 конкретно сказано, что право реализуется и после 23 лет, если гражданина жильем не обеспечили).

Инструкция по госзакупке недвижимости

Есть и другие проблемы, которые регионы решают по-разному. Так, в Липецкой области предусмотрено предоставление квартир 35-40 кв.м., но это самый востребованный продукт на рынке жилья. Региональные власти решили увеличить площадь до 45 кв.м. и производить выплаты на аренду квартир тем сиротам, кто не может быть обеспечен квартирами из-за их отсутствия в спецфонде.

В Астрахани решили приобретать для сирот квартиры на вторичном рынке. В Саратове уже ввели систему сертификатов (как и в Приморье), при этом получатели старше 25 лет могут выбрать, получить квартиру или деньги (из расчета стоимости 33 кв.м. — около 1 200 000 рублей). Деньги при этом можно потратить и на покупку дома, части дома.

В столичных регионах, конечно, проблемы решаются более оперативно Так, в Москве в 2020 году жилье было предоставлено 400 сиротам, в СПб — 550.

Как будет предоставляться жилье детям-сиротам в 2021-2022 годах, пока решается на высшем уровне. Прокуратура активно отстаивает интересы сирот, обжалует отказы муниципалитетов в предоставлении жилья, и, в том числе, выступает с законодательными инициативами. Куда обратиться с заявлением на квартиру – в орган опеки и попечительства, если отказали — в прокуратуру, там помогут с обжалованием.

В конце 2020 года генпрокурор РФ предложил учредить систему жилищных сертификатов и изменить законодательство, наделить федеральный орган контрольными функциями.

В начале 2021 года президент Владимир Путин дал поручение увеличить количество квартир, предоставляемых детям-сиротам, так как на прямую линию с главой РФ регулярно приходят соответствующие жалобы.

Поэтому, квартиры сиротам в 2021-2022 годах, возможно, будут выдаваться по новым правилам. Хотя пока законодательные акты не приняты, проблема прорабатывается на уровне федеральных ведомств.

Законопроект №1152644-7 был внесен в Государственную Думу 16 апреля 2021 года. Предполагалось, что жилье сиротам после 23 лет по новому закону сертификат обеспечивал. Впрочем, законопроект предусматривал введение системы сертификатов для всех получателей. То есть, вместо разрозненных региональных норм вводились бы единые федеральные правила выдачи сертификата на определенную сумму (около 1 500 000 рублей).

При этом обязанность по ведению реестра оставалась у региональных властей, а сами дети-сироты и приравненные к ним категории получателей должны были регулярно извещать власти о фактическом месте жительства.

Система сертификатов решило бы многие проблемы, например, с некачественным жильем. Однако, законопроект был отозван тогда же, 16.04.2021г. Пока новые законопроекты по этому вопросу не внесены в ГД РФ, но их следует ожидать. Последние новости стоит узнавать на сайте Госдумы, в официальных СМИ.

В отношении социальных гарантий для детей, оставшихся без родителей, применяется комплекс норм жилищного и семейного законодательства:

  • Закон № 1541-1;
  • Семейный кодекс РФ;
  • Жилищный кодекс РФ;
  • Гражданский кодекс РФ.

Недееспособность детей в возрасте до 18 лет лишает их возможности самостоятельно осуществляться любые сделки с недвижимым имуществом, поэтому все юридические формальности будут осуществляться с участием уполномоченных лиц и законных представителей.

Сироты могут приватизировать выданное им специализированное жилье только через 5 лет. Этот срок дается на адаптацию в обществе. Суть в том, что многие сироты все детство проводят в детских домах и других аналогичных учреждениях и потому слабо представляют как нужно жить в «большом мире». Этим нередко пользовались мошенники, в результате чего сироты только-только получив квартиру сразу же продавали ее, не понимая всего происходящего. Чтобы исключить такой момент, по закону раньше 5 лет проживания в квартире приватизировать ее и продать не получится. Считается, что это достаточный срок для того, чтобы «врасти» в общество.

Данное правило не распространяется на тех сирот, которые уже пользуются социальным жильем. Они могут приватизировать его (посредством опекуна-представителя) значительно раньше.

Дети-сироты смогут приватизировать свое жилье

Кроме всего прочего, жилье сирот обязано соответствовать определенным требованиям. В частности – касательно квадратуры помещения:

  • На одного ребенка: не менее – 36 кв.м.
  • На двоих: не менее 42 кв.м.
  • На троих и более: по 12 кв.м./человек. Но квартира обязательно должна быть как минимум двухкомнатной.

Помимо всего прочего, жилье обязано быть пригодным для проживания, быть изолированным, с отдельным входом и всеми необходимыми для полноценной жизни элементами.

Так как сироты становятся в очередь только в 14 лет, даже если они сразу же получат квартиру, все равно до приватизации нужно прожить как минимум 5 лет. К этому моменту они уже будут совершеннолетними и потому приватизировать квартиру смогут лишь один раз в жизни. Но если по какой-то причине ребенок проживает в социальном жилье уже на момент получения статуса сироты, он может сначала, до достижения совершеннолетия, приватизировать квартиру один раз и еще раз это сделать (с другой недвижимостью) уже после совершеннолетия.

Пример: Иванов стал сиротой в возрасте 10 лет и попал в детский дом. В 14 лет он попал в очередь на получение специализированного жилья. Уже в 16 лет парень получил квартиру от государства. С этого момента он обязан прожить в ней не менее 5 лет и, если все будет хорошо, только после этого заниматься приватизацией. Если органы опеки посчитают, что сироте требуется дополнительная помощь уже после 5 лет проживания в квартире, пятилетний срок может быть продолжен на следующие 5 лет, однако это возможно только 1 раз.

Законодательством «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что этим категориям граждан жилплощадь должна предоставляться во внеочередном порядке.

Согласно нормам данного закона, квартира сироте предоставляется в найм из предназначенного для этих целей специального фонда. Этот договор соцнайма заключается на 5 лет. По истечению данного срока жилое помещение за нанимателем должно закрепляться бессрочно.

Однако на самом деле многие дети-сироты не обеспечены в установленном порядке жильем и это вызывает проблему, которую можно разрешить лишь на государственном уровне.

На начальном этапе происходит постановка на учет в качестве нуждающегося в жилье. Когда очередность подходит, то сирота должна обратиться в муниципальный орган, чтобы реализовать свое право и собрать документацию. После подачи актов специальная комиссия занимается проверкой. В результате проверки устанавливается размер помещения, на который может рассчитывать гражданин. Затем нужно подготовить и заключить соглашение о социальном найме.

Срок действия документа составит 5 лет. По истечении указанного периода составляется новый договор о соц. найме. В этом случае срок действия акта не ограничивается. Документы потребуется подготовить снова. Затем каждая сторона ставит подпись на соглашении. Для получения право устанавливающей документации потребуется обратиться в Росреестр. Акт указывает на переход прав от муниципального органа к сироте. Для формального перевода прав собственности необходим срок 3 месяца. Однако, нужно учесть, что в рассматриваемой ситуации дело может дойти до суда. Это происходит, когда изначально вынесен отказ. Сроки разрешения вопроса увеличиваются от 6 до 12 месяцев.

Документы, которые готовятся для приватизации, должны быть поданы в муниципальные органы власти, в компетенции которых находится распоряжение социальным муниципальным жилым фондом. Органы проводят аналитические действия и принимают решение о возможности или невозможности осуществить приватизацию путем перевода прав на квартиру из разряда специального в разряд социального найма.

Поскольку речь идет о выдаваемом жилье, то органами Росреестра кадастровый номер не присваивается. Это действие (получение кадастрового номера в БТИ) сирота осуществляет во время приватизационных действий. Для этого необходимо предоставить, помимо заявления:

  • договор социального найма,
  • справку о выделении именно данного жилья в пользование по договору специального найма,
  • справку о том, что на данное жилое помещение не наложено обременение,
  • в ТСЖ или другой управляющей компании необходимо запросить справку об отсутствии долгов по оплате за коммунальные услуги в тот период времени, когда действовал договор социального найма,
  • в БТИ необходимо запросить технический план жилого помещения,
  • заявление на выдачу сведений из ЕГРН.

Приватизация как таковая представляет собой предоставление прав собственности в отношении объекта недвижимости. Владение, пользование, и распоряжение жилым помещением возникает только после проведения приватизационных действий.

В 2022 году запланировано строительство более 500 квартир для детей-сирот

Когда ребенок получает от государства жилье после выхода из детского дома или интерната, предусмотрена достаточно интересная процедура адаптации, в том числе и для действий по распоряжению с жильем. Законодательно установлено, что квартиры, предоставляемые по договорам специального найма, ограничены к приватизации по сроку. Ведь даже после выхода из учреждения для детей-сирот гражданин может также быть вовлеченным в мошеннические действия, связанные с квартирой. По истечении 5 лет государственные органы будут давать заключение, прошел ли гражданин адаптационный процесс или необходимо продлить срок найма еще раз.

Важно! Если Вы сирота и приватизируете квартиру, то необходимо знать, что государство учитывает все факторы социальной обустроенности гражданина, получившего от государства квартиру для принятия соответствующего решения (например, трудоустройство, вступление в законный брак, наличие детей).

Важное замечание относительно признания осиротевшего нуждающимся в жилом помещении. Так, например, гражданин, получивший квартиру, поступает в учебное заведение и начинает проживать в общежитии, заключая договор аренды на выделенное жилье. Если о таковом факте становится известно контролирующим органам, то право на пользование и владение данной квартиры у гражданина пропадает. Жилое помещение передается дальше по очереди на получение с тем же сроком «заморозки».

Стоимость (оплата пошлин, сбор документов и предоставления интересов сироты) приватизационных действий в любом случае будет равняться нулю.

Увеличение объема субсидии с 10 млрд до 20 млрд рублей позволит дополнительно обеспечить жильем порядка 5,4 тыс. детей-сирот в год, оценили в Счетной палате.

Для 280 тыс. человек потребуется около 9 млн кв. м жилья, указала управляющий партнер Dombook, председатель совета директоров «Бест-Новострой» Ирина Доброхотова.

— Для предоставления такого объема в самых бюджетных типовых домах потребуется около 500–700 млрд рублей при условии, что муниципальная земля под застройку для социально незащищенных лиц будет предоставляться бесплатно, — подсчитала она.

По оценке гендиректора Рейтингового агентства строительного комплекса Федора Выломова, совокупный объем финансирования для предоставления жилья всем сиротам составляет около 250–300 млрд рублей.

Подавляющее большинство сирот не имеют адаптации для проживания в социуме. Это связано с тем, что они живут в детских домах, интернатах, кадетских училищах и прочих заведениях социального типа – в отрыве от общества. Вступая в самостоятельную жизнь, сироты вынуждены приспосабливаться к новым для себя условиям.

Именно поэтому приватизация жилья сиротами возможна не сразу, а через 5 лет. Считается, что это оптимальный период для того, чтобы ребенок освоился в обществе, привык к самостоятельной жизни и разобрался в жилищных вопросах. Обычно с этим ему помогает опекун или представитель органа опеки и попечительства.

Отложенная приватизация преследует еще одну цель – уберечь детей-сирот от махинаций на рынке недвижимости. Известны немало примеров, когда после приватизации сироты продавали квартиру «черным» риелторам, а сами вновь оказывались на улице.

Пример:

Несколько лет назад сирота приватизировал квартиру по договору соц найма. Тогда еще не действовало «правило 5 лет». Заселившись в квартиру, юноша испытывал постоянные конфликты с соседями, а затем и вовсе решил продать жилье и купить новую квартиру в другом районе. Связавшись с сомнительным риелтором, сирота оформил на него генеральную доверенность – последний получил право действовать в интересах клиента: показывать квартиру покупателям, запрашивать справки, регистрировать сделки. Но на самом деле мошенник провернул хитрый трюк того времени – продал квартиру сразу нескольким покупателям. Вырученные деньги перевел на несколько счетов и перестал выходить на связь. Сироте пришлось оспаривать продажу квартиры в суде, а доверчивые покупатели лишились своих денег. Приватизация через 5 лет как раз уберегает от подобных явлений.

Первое заселение сироты в новую квартиру осуществляется на основании договора специального найма квадратных метров. Срок его действия обычно составляет 5 лет, но в некоторых случаях допускается и меньший период. Затем власти предлагают привычный договор социального найма – на его основе можно приватизировать жилплощадь в общем порядке.

Основное условие – ребенок-сирота должен лично проживать в предоставленной ему квартире. Не допускаются сдача жилья в наём или выселение сироты «в никуда».

Что касается квадратных метров на одного жильца, то для сирот действуют следующие нормативы СанПиНа:

  • если ребенок проживает один – не менее 36 кв. метров;
  • если вместе с сиротой проживает опекун – 42 кв. метра;
  • если три и более людей – двухкомнатная квартира (не менее 12 кв. метров на человека).

Приватизация жилья сиротам доступна на тех же условиях, что и для остальных претендентов. Однако детям без родителей положены льготы. Например, по новым правилам, нельзя предоставить сироте комнату в коммуналке, т.е. общей квартире на нескольких человек. Жилое помещение должно быть отдельным и находиться в пригодном состоянии.

Достигнув 18-летнего возраста, сирота имеет право на приватизацию жилья уже самостоятельно. Если ребенок несовершеннолетний – процедура доступна только с помощью опекунов или ООП. Но некоторые сироты приступают к оформлению в 17 лет, т.е. за год до наступления совершеннолетия.

Первое, что предстоит определить – право на приватизацию. Выше мы отмечали, что приватизация доступна только на основании договора соц найма. Соглашение о предоставлении жилья на безвозмездной или бессрочной основе, т.е. специального найма, не является основанием для приватизации.

Напоминаем, что сирота может приступить к оформлению жилья только по истечению 5-летнего срока на адаптацию в обществе.

Переходим к рассмотрению порядка приватизации жилья детьми-сиротами. Особых сложностей нет – процедура совпадает с общепринятой.

Алгоритм действий:

  1. Проверить, имеются ли права на приватизацию.
  2. Сделать запрос в муниципальное учреждение.
  3. Подготовить пакет документации.
  4. Обратиться в местную администрацию с заявлением.
  5. Заключить договор о приватизации жилья.
  6. Зарегистрировать право собственности в Росреестре: получить выписку из ЕГРН – заменяет свидетельство и новый кадастровый паспорт.

Как показывает практика, региональные власти идут навстречу сиротам по вопросу предоставления жилья. Но вместе с тем, нужно соблюдать этапы приватизации – иначе велик риск получить отказ.

Процесс, процедура

Перевод муниципального жилья в собственность сироты не отнимет много сил. Основные шаги приватизации совпадают с процессом, описываемым в предыдущих статьях нашего блога.

ЭТАП №1

Во-первых, нужно получить квартиру в безвозмездное пользование. Всеми вопросами по предоставлению жилья занимается муниципалитет, совместно с представителем ООП. Когда подходящая жилплощадь найдена, подписывается договор специального найма квартиры. Он действует в течение 5 лет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.