О защите прав потребителей РК 2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О защите прав потребителей РК 2022». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) изготовитель — физическое или юридическое лицо, производящее товар для реализации;

2) срок годности — период времени, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению;

3) работа — деятельность, направленная на удовлетворение потребностей потребителей, результаты которой имеют материальное выражение;

4) недостаток — несоответствие товара (работы, услуги) обязательным требованиям технических регламентов, документов по стандартизации, условиям договора, а также информации о товаре (работе, услуге), предоставленной продавцом (изготовителем, исполнителем);

5) гарантийный срок – период времени, установленный продавцом (изготовителем, исполнителем), законодательством Республики Казахстан или договором в днях, месяцах, годах, или наработка, установленная в часах, циклах срабатываний, километрах пробега или иных аналогичных показателях, которые исчисляются со дня изготовления, приобретения товара (работы, услуги), в течение которых продавец (изготовитель, исполнитель) гарантирует качество товара (работы, услуги), при условии его надлежащего использования и хранения;

6) услуга — деятельность, направленная на удовлетворение потребностей потребителей, результаты которой не имеют материального выражения;

7) срок службы – период времени, установленный в днях, месяцах, годах, или наработка, установленная в часах, циклах срабатываний, километрах пробега или иных аналогичных показателях, предусмотренных законодательством или договором, исходя из функционального назначения товара (результата работы), в течение которых товар (результат работы) возможно использовать по назначению;

8) исполнитель — физическое или юридическое лицо, выполняющее работу или оказывающее услугу по договору;

9) срок хранения – период времени, в течение которого товар (результат работы) при соблюдении установленных условий хранения сохраняет качество, свойства и характеристики, указанные в нормативных документах, устанавливающих требования к качеству товара (работы, услуги), и (или) в договоре;

10) продавец — физическое или юридическое лицо, реализующее товар в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан;

11) товар – продукт (продукция) деятельности изготовителя (исполнителя), предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью;

12) безопасность товара (работы, услуги) — отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя, а так же окружающей среде, при обычных условиях использования, хранения, транспортировки, утилизации товара или в процессе выполнения работы (оказания услуги);

13) качество товара (работы, услуги) — совокупность характеристик товара (работы, услуги), относящихся к его способности удовлетворить потребности потребителя;

14) документ, подтверждающий факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), — выданные в бумажной или электронной форме контрольный (товарный) чек либо квитанция к приходному кассовому ордеру, квитанция к отрывному талону, надлежащим образом оформленный технический паспорт, иной документ, содержащий сведения о наименовании, стоимости товара (работы, услуги), дате приобретения, продавце (изготовителе, исполнителе);

15) потребитель – физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее и (или) использующее товар (работу, услугу) исключительно для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью;

16) общественное объединение потребителей – организация, созданная в результате добровольного объединения граждан в целях защиты прав и законных интересов потребителей;

16-1) Межведомственный совет по защите прав потребителей – консультативно-совещательный орган, создаваемый при Правительстве Республики Казахстан в целях выработки предложений и рекомендаций по вопросам защиты прав потребителей;

16-2) ассоциация (союз) общественных объединений потребителей (далее – ассоциация (союз) – добровольное объединение общественных объединений потребителей, создаваемое для обеспечения координации деятельности своих членов и защиты их общих интересов;

17) уполномоченный орган в сфере защиты прав потребителей (далее – уполномоченный орган) – государственный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в сфере защиты прав потребителей.

В Казахстане появится омбудсмен по защите прав потребителей

Статья 7. Права потребителей

Потребители имеют право на:

1) свободное заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг);

2) просвещение в сфере защиты прав потребителей и повышение правовой грамотности потребителя в вопросах защиты своих прав и законных интересов;

3) получение информации о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе);

4) приобретение безопасного товара (работы, услуги);

5) свободный выбор товара (работы, услуги);

6) надлежащее качество товара (работы, услуги);

7) обмен или возврат товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества;

8) возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных их жизни, здоровью и (или) имуществу вследствие недостатков товара (работы, услуги);

9) получение у продавца (изготовителя, исполнителя) документа, подтверждающего факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), или договора, заключенного при приобретении товара (выполнении работы, оказании услуги);

10) предъявление претензии к инициатору (организатору) игр по качеству товара (работы, услуги), переданного (выполненного, оказанного) в виде выигрыша;

11) создание общественных объединений потребителей;

12) возмещение морального вреда;

13) защиту прав и законных интересов;

14) осуществление иных прав, предусмотренных настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.

Сноска. Статья 7 с изменениями, внесенными законами РК от 21.04.2016 № 504-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 25.06.2020 № 346-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 8. Право на свободное заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг)

Потребитель имеет право на свободное заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг).

Не допускается принуждение потребителя на заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг).

Статья 8-1. Условия, нарушающие права потребителей при заключении договора

1. Продавец (исполнитель, изготовитель) не должен включать в договор с потребителем условия, которые нарушают и (или) ущемляют права потребителя.

Статья 34. Сроки выполнения работы (оказания услуги)

1. Исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу) в срок, установленный договором о выполнении работы (оказании услуги), если иное не установлено законами Республики Казахстан.

2. В договоре могут быть определены начальный и конечный сроки выполнения работы (оказания услуги), а также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

В случае, если работа (услуга) выполняется (оказывается) по частям (доставка периодической печати, техническое обслуживание) в течение срока действия договора, должны предусматриваться промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги).

3. Указанные в договоре начальный, конечный и (или) промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги) могут быть изменены по соглашению сторон.

4. Если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) — сроки начала и (или) окончания выполнения работы (оказания услуги) и (или) промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги), что окончание ее к сроку становится явно невозможным, то потребитель вправе отказаться от договора и потребовать возмещения убытков.

Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, потребитель вправе назначить исполнителю новый срок для устранения недостатков и при неисполнении исполнителем в назначенный срок этого требования отказаться от договора либо поручить исправление работы третьему лицу за счет исполнителя, а также потребовать возмещения убытков.

Требования потребителя, установленные настоящим пунктом, не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что просрочка выполнения работы (оказания услуги) произошла вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.

5. Назначенные потребителем новые сроки, в течение которых исполнитель должен приступить к выполнению работы (оказанию услуги) и ее закончить, указываются в договоре.

В случае просрочки назначенных новых сроков свыше десяти календарных дней потребитель вправе предъявить иные требования, установленные пунктом 4 настоящей статьи.

6. При расторжении договора в случае несвоевременного выполнения работы (оказания услуги) исполнитель не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работы (оказания услуги), а также платы за уже выполненную работу (оказанную услугу).

Статья 35. Права потребителя при обнаружении недостатков в выполненной работе (оказанной услуге)

1. Потребитель при обнаружении недостатков в выполненной работе (оказанной услуге) вправе по своему выбору потребовать:

1) безвозмездного устранения недостатков в выполненной работе (оказанной услуге);

2) соответствующего уменьшения вознаграждения за выполненную работу (оказанную услугу);

3) безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы (оказания услуги);

4) возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право потребителя устранять их предусмотрено в договоре.

2. Потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков, если в установленный срок недостатки в выполненной работе (оказанной услуге) не были устранены исполнителем либо если отступления в работе (услуге) от условий договора или иные недостатки работы (услуги) являются существенными и неустранимыми.

3. Требования, установленные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, могут быть предъявлены в случае обнаружения недостатков при принятии работы (услуги) или в ходе ее выполнения (оказания) либо использования в течение сроков, установленных Гражданским кодексом Республики Казахстан, а в случае невозможности обнаружения недостатков при принятии работы (услуги) в течение гарантийного срока, в случае обнаружения скрытых недостатков — одного года, в отношении работ, связанных со зданиями и сооружениями, а также независимо от вида работ — в отношении недостатков, которые были умышленно скрыты исполнителем, — три года со дня приемки работ.

Требование о безвозмездном устранении таких недостатков работы (услуги), которые могут представлять опасность для жизни или здоровья самого потребителя и других лиц, может быть предъявлено потребителем или его правопреемником в течение трех лет с момента принятия работы (услуги).

Такое требование может быть предъявлено независимо от того, когда обнаружены эти недостатки, в том числе и при обнаружении их по окончании гарантийного срока.

4. Недостатки работы (услуги), обнаруженные в ходе ее выполнения (оказания), и недостатки выполненной работы (оказанной услуги) должны быть устранены в течение десяти календарных дней с момента предъявления соответствующего требования, если иной срок не установлен договором.

Назначенный потребителем или согласованный сторонами срок устранения недостатков фиксируется в договоре.

Статья 40. Общественные объединения потребителей

1. Общественные объединения потребителей осуществляют деятельность, направленную на реализацию и защиту прав потребителей.

2. Общественные объединения потребителей могут объединяться в ассоциации (союзы) в соответствии с законодательством Республики Казахстан об общественных объединениях.

3. Запрещается финансирование общественных объединений потребителей, а также их ассоциаций (союзов) субъектами частного предпринимательства.

Сноска. Статья 40 с изменением, внесенным Законом РК от 21.04.2016 № 504-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 41. Права общественных объединений потребителей, ассоциаций (союзов)

1. Общественные объединения потребителей, ассоциации (союзы) вправе:

1) вносить предложения по совершенствованию законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей в уполномоченный орган и иные государственные органы;

2) обращаться в государственные органы в целях содействия в рассмотрении факта нарушения прав потребителей;

3) изучать потребительские свойства товара, спрос на него, проводить опросы населения для выявления общественного мнения о качестве товара (работы, услуги);

4) осуществлять прием заявлений, жалоб;

5) обращаться в государственные органы с целью оценки качества товара (работы, услуги) в случае поступления заявления, жалобы потребителя;

6) представлять интересы потребителей в государственных органах, а также в иных общественных объединениях в порядке, определяемом законами Республики Казахстан;

7) предъявлять иски в суд в интересах потребителей, в том числе в интересах неопределенного круга потребителей;

8) исследовать и распространять информацию по проблемам и правам потребителей в средствах массовой информации;

9) реализовать социальные программы, проекты, а также отдельные мероприятия, направленные на решение социальных задач, по вопросам защиты прав потребителей на основе государственных социальных заказов;

10) участвовать в разработке документов по стандартизации и нормативных технических документов, устанавливающих обязательные требования по безопасности товаров (работ, услуг);

11) изучать и направлять в соответствующие государственные органы информацию по соблюдению прав потребителей в сфере торгового, бытового и иных видов обслуживания;

12) обращаться в соответствующие государственные органы с целью принятия мер в пределах их компетенции в отношении лиц, выпустивших и реализовавших товары (выполнивших работы и оказавших услуги), не соответствующие установленным требованиям по безопасности и качеству;

13) предъявлять иски в интересах потребителей, не являющихся членами общественных объединений потребителей, в случае нарушения их прав, предусмотренных действующим законодательством Республики Казахстан;

14) распространять информацию о результатах исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;

15) вносить в соответствующие государственные органы и организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг);

16) участвовать совместно с соответствующими государственными органами в формировании открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг) в порядке, установленном действующим законодательством Республики Казахстан;

17) оказывать юридическую и консультационную помощь потребителям;

18) представлять через своих членов интересы потребителей в процессе медиации при разрешении конфликтов между потребителем и продавцом (исполнителем, изготовителем);

19) принимать участие в работе общественных советов в порядке, установленном Законом Республики Казахстан «Об общественных советах»;

20) инициировать проведение экспертизы качества и безопасности товаров (работ, услуг) при проведении общественного контроля;

21) рассматривать потребительский спор в досудебном порядке, за исключением случаев, когда:

при рассмотрении одного спора общественные объединения потребителей, ассоциации (союзы) выступают в качестве субъектов досудебного урегулирования потребительских споров и представителей законных интересов потребителя;

общественные объединения потребителей являются участниками ассоциации (союза), которая (который) выступает в качестве представителя законных интересов потребителя.

Сноска. Закон дополнен главой 6-1 в соответствии с Законом РК от 25.06.2020 № 346-VI (порядок введения в дейтвие см.ст.2).

Статья 42-1. Институциональная система защиты прав и законных интересов потребителей

1. Защита прав и законных интересов потребителей обеспечивается:

1) уполномоченным органом, государственными органами, осуществляющими функции в сфере защиты прав потребителей, судом;

2) субъектами досудебного урегулирования потребительских споров;

3) общественными объединениями потребителей, ассоциациями (союзами), юридическими консультантами, являющимися членами палаты юридических консультантов и оказывающими юридическую помощь, и иными лицами в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

2. Система защиты прав и законных интересов потребителей включает в себя комплекс последовательных мероприятий, обеспечивающих эффективную защиту прав потребителей:

1) профилактические меры по предупреждению нарушений прав и законных интересов потребителей (консультирование, общественный контроль, просвещение потребителей и повышение их правовой грамотности в вопросах защиты своих прав и законных интересов, размещение информации об уполномоченном органе и субъектах досудебного урегулирования потребительских споров в соответствии со статьей 33-2 настоящего Закона);

2) урегулирование вопроса восстановления прав и законных интересов потребителя продавцом (изготовителем, исполнителем), нарушившим его права и законные интересы, предусмотренное законодательством Республики Казахстан о защите прав потребителей;

3) защита и восстановление нарушенных прав и законных интересов потребителей, возмещение причиненного убытка (вреда) вследствие недостатков товара (работы, услуги) при рассмотрении потребительского спора в досудебном порядке;

4) привлечение к ответственности продавцов (изготовителей, исполнителей), нарушивших права и законные интересы потребителей;

5) защита и восстановление нарушенных прав и законных интересов потребителей, возмещение причиненного убытка (вреда) вследствие недостатков товара (работы, услуги) в суде.

Статья 42-2. Право потребителя на защиту прав и законных интересов

1. Потребитель, права и законные интересы которого нарушены, вправе обратиться к продавцу (изготовителю, исполнителю), в государственные органы, осуществляющие функции в сфере защиты прав потребителей, или к субъекту досудебного урегулирования потребительского спора, а также в суд для защиты его нарушенных прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Законом.

2. Положение настоящей статьи применяется также в тех случаях, когда к продавцу (изготовителю, исполнителю), в государственные органы, осуществляющие функции в сфере защиты прав потребителей, или к субъекту досудебного урегулирования потребительского спора, а также в суд от имени потребителя обращаются его представители, указанные в статье 42-3 настоящего Закона.

Статья 42-3. Представители законных интересов потребителей

1. Представителями потребителей при защите их прав и законных интересов могут выступать:

1) общественные объединения потребителей, ассоциации (союзы);

2) юридические консультанты, являющиеся членами палаты юридических консультантов в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности и юридической помощи»;

3) адвокаты;

4) иные лица в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

2. Представители законных интересов потребителей обязаны надлежаще выполнять свои обязанности, принимая необходимые меры для восстановления нарушенных прав и законных интересов потребителей, возмещения причиненного убытка (вреда) вследствие недостатков товара (работы, услуги).

3. Представители законных интересов потребителей обязаны разъяснить потребителю возможные результаты и последствия оказываемых представительских услуг, включая характер и размер финансовых затрат.

Представление законных интересов потребителей оформляется в письменной форме с обязательным указанием сроков, суммы и условий возврата оказываемых представительских услуг, а также перечня действий, совершаемых представителем от имени потребителя.

Выбор мер оказания услуг по представлению законных интересов потребителей должен исходить из интересов потребителя.

4. Представители законных интересов потребителей при выполнении обязанностей принимают меры по предотвращению конфликта интересов.

5. Представителю законных интересов потребителя запрещается оказывать представительские услуги в случае наличия конфликта интересов.

Статья 43. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей

Нарушение законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

Статья 44. Порядок введения в действие настоящего Закона

1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования.

2. Признать утратившим силу Закон Казахской Советской Социалистической Республики от 5 июня 1991 года «О защите прав потребителей» (Ведомости Верховного Совета Казахской ССР, 1991 г., № 23, ст. 267; 1992 г., № 13-14, ст. 313).

Президент
Республики Казахстан
Н. Назарбаев

zakon-respubliki-kazakhstan.doc (168.96 , doc)

Действующий закон о правах потребителя позволит покупателям и продавцам разобраться со своими правами и отстаивать верную позицию при необходимости. Закон «О защите прав потребителей» был принят 4 мая 2010 года. Он регламентирует общественные, материальные, медицинские и туристические права граждан. Механизм включает такие принципы действия:

  • обеспечение материальных интересов потребителей;
  • передача потребителям точной информации о предоставляемых работах;
  • безопасность интересов граждан;
  • предоставление товаров, соответствующих установленным нормам.

Любой закон не обходится без регулирования, которое обеспечивается президентом или правительством РК. Комитет по защите прав потребителей РК отвечает за такие моменты, как:

  • рассмотрение жалоб потребителей;
  • принятие мер по отношению к нарушителям закона;
  • контроль над соблюдением закона;
  • качественное информирование граждан;
  • ведение статистики нарушений и действий правительства;
  • анализ действующего законопроекта, внесение изменений при необходимости.

Нормативно-правовая база стран СНГ в сфере защиты прав потребителей

Закон Казахстана включает не только особенности действий покупателя, но и работу продавца. Так, каждый производитель предусматривает гарантийный срок на товар, а продавец может его продлить. Кроме того, ответственность за ненадлежащий вид товара ложится на продавца.

Если вам интересно узнать «О защите прав потребителей» РК, тогда подробнее изучите обязанности производителя. Вот что он должен обеспечить:

  1. Подробное информирование о продукции или оказываемой услуге. Сюда включены название, стоимость, знак соответствия, основные свойства товара. Также необходимо указывать состав, особенности хранения, дату и место производства продукции. Потребитель вправе запросить документ, подтверждающий соответствие товара нормам.
  2. Безопасность и свободный выбор продукции. Продавец обязан правильно хранить товар, а также предупреждать о возможных рисках и способе хранения. К продукции должен быть свободный доступ в то время, которое указано режимом. Продавец должен взвешивать продукцию при необходимости.
  3. Товар, который соответствует нормам закона, а также его надлежащий обмен или возврат. В течение 14 дней продавец может принять обратно или обменять продукцию, если та находится в нормальном состоянии и предоставлены чеки.
  4. Возмещение убытков из-за пользования товаром.
  5. Наличие кассовых аппаратов и выдачу чеков.
  6. Соблюдение указанного режима работы.

Также защита прав потребителей вынуждает продавцов устанавливать точные цены на товары, а стоимость работ прописывать в документации. Продавец не имеет права ограничивать действия покупателей в случае фото- или видеосъемки. Этот момент также предусматривает Закон «О защите прав потребителей». Не стоит забывать, что покупатель также должен соблюдать нормы и правила закона.

Если вы обращаетесь в фирму или компанию, которая выполняет определенные работы, обязательно заключайте договор. В документе должны быть прописаны сроки окончания работ. Если услуги предоставляются непостоянно, тогда время перерыва должно прописываться в договоре.

Что еще включает защита прав потребителей? Казахстан позаботился о своих гражданах. Поэтому, если исполнитель уклоняется от выполнения обязанностей, можно потребовать компенсацию или расторгнуть договор.

Что делать, если в ходе работы вы обнаружили несоответствия? Тогда законы РК гласят, что можно поступить так:

  • потребовать бесплатно исправить недостатки;
  • договориться об урезании платы;
  • потребовать повторного изготовления;
  • заявить о возмещении расходов для устранения неточностей.

Помните, что все недочеты, обнаруженные во время работы, должны быть озвучены в течение 10 дней. Также права потребителя включают пункт о составлении сметы на услуги, если с этим согласны обе стороны. Если же в процессе работы исполнитель значительно превысил сумму в смете без предупреждения, тогда потребитель вправе расторгнуть все договоренности.

Выплаты проводятся по заключенной документации или по договоренности между двумя сторонами.

Статья 14 — Покупатель в 2021 году по закону «О защите прав потребителей» в РК вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять купленный товар в месте покупки или иных местах, на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки, комплектации и тому подобное либо на другой товар по соглашению сторон, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет или получение назад денег. При отсутствии необходимого для обмена товара, покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу (изготовителю) и получить уплаченную за него денежную сумму. Местом обмена или возврата товара является место покупки товара, если иное не предусмотрено договором.

Статья 16 — Причиненных их жизни, здоровью и (или) имуществу вследствие недостатков товара (работы, услуги):

  1. Потребитель имеет право на возмещение убытков (вреда), причиненных его жизни, здоровью и (или) имуществу вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), в полном объеме;
  2. Право требовать возмещения убытков (вреда), причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потребителем независимо от вины продавца (изготовителя, исполнителя) и от того, состоял ли он с ним в договорных отношениях или нет.

Перечень товаров не подлежащих возврату в Казахстане:

  1. Лекарственные средства, изделия медицинского назначения;
  2. Нательное белье;
  3. Чулочно-носочные изделия;
  4. Товары на метраж (ткани, ковры, кабели, шнуры и др.).
  5. Мобильные телефоны (можно вернуть, если имеется заводской дефект);
  6. Животные и растения.

Закон «О защите прав потребителей» РК: пояснения

Чтобы вернуть продавцу товар, необходимо доказать факт его покупки именно у этого продавца, для этого достаточно предъявить один из этих документов:

  • товарный или фискальный чек;
  • договор, заключенный при приобретении товара.

Если у покупателя нет ни одного из перечисленных документов, он также может обратиться к продавцу с требованием возврата. Но доказательство покупки предоставить все равно придется, согласно закону, покупатель может предъявить:

  • фото- или видеоматериалы;
  • свидетельские показания;
  • при онлайн-покупке подтвердить ее может также товарно-транспортная накладная;
  • другие документы и средства, подтверждающие покупку.

С 2021 года в Казахстане работает единая информационная система на сайте e-tutynushy.kz, который сам перенаправит жалобу продавцу. У продавца есть 10 дней на решение вопроса с покупателем и если за это время продавец не реагирует на жалобу, подключаются государственные органы.

Если продавец отказывается вернуть вам деньги, вы так же можете обратиться:

в комитет по защите прав потребителей через бот @kzpp_bot;
на портал электронного правительства https://egov.kz/cms/ru/services/citizen_and_the_government/e_app;
горячую линию +7 (7172) 75-06-42, 75-16-32, 74-98-32, 74-98-36.

  • сегодня
  • неделя
  • месяц

В соответствии со статьей 40 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 г. N 412 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2435);

постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2018 г. N 967 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 35, ст. 5558);

постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2018 г. N 1536 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 53, ст. 8639);

пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2019 г. N 895 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 29, ст. 4038);

пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2020 г. N 1351 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 37, ст. 5725).

3. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Службы, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных ей в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей (далее — государственный контроль (надзор).

2. Государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее — контрольный (надзорный) орган).

3. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), являются должностные лица контрольного (надзорного) органа, должностными регламентами которых установлена обязанность по осуществлению государственного контроля (надзора), в том числе проведение профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий.

Для целей настоящего Положения под контролируемыми лицами понимаются лица, указанные в подпунктах «а» и «б» пункта 4.

Для целей настоящего Положения инспекторами являются должностные лица, указанные в подпунктах «в» — «и» пункта 5 и подпунктах «в» — «ж» пункта 6.

Возврат товара в Казахстане по Закону «О защите прав потребителей»

9. Объектами государственного контроля (надзора) (далее — объект контроля) являются:

а) деятельность, действия (бездействие) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, связанные с соблюдением ими обязательных требований, регламентированных соответствующими правилами продажи товаров, оказания услуг (выполнения работ), в том числе в части заключения и (или) исполнения договоров с потребителями на предмет выявления в них условий, ущемляющих права потребителей;

б) товары (непродовольственная и продовольственная продукция), работы и услуги как результаты деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, к которым предъявляются обязательные требования, в том числе в части информации о товарах (продукции), работах (услугах).

10. Контрольный (надзорный) орган обеспечивает учет объектов контроля.

11. При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах контроля для целей их учета контрольный (надзорный) орган использует информацию, представляемую ему в соответствии с нормативными правовыми актами, информацию, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию.

12. В ходе осуществления государственного контроля (надзора) могут быть привлечены свидетели, специалисты, эксперты, экспертные организации.

13. Контрольный (надзорный) орган проводит следующие профилактические мероприятия:

информирование;

обобщение правоприменительной практики;

меры стимулирования добросовестности;

объявление предостережения;

консультирование;

самообследование;

профилактический визит.

Федеральные бюджетные учреждения, подведомственные контрольному (надзорному) органу, в рамках обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в соответствии с планом работы контрольного (надзорного) органа, а также по отдельным поручениям контрольного (надзорного) органа вправе проводить консультирование и профилактический визит.

14. Профилактические мероприятия осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Контрольный (надзорный) орган обеспечивает учет профилактических мероприятий.

15. Итоги обобщения правоприменительной практики по осуществлению государственного контроля (надзора) после публичных обсуждений включаются в государственный доклад о защите прав потребителей в Российской Федерации в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2012 г. N 283 «О государственном докладе о защите прав потребителей в Российской Федерации».

Доклад размещается на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальных органов) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») не позднее 1 июля года, следующего за отчетным.

16. В целях мотивации контролируемых лиц к соблюдению обязательных требований контрольный (надзорный) орган проводит мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц (далее — меры стимулирования).

Оценка добросовестности контролируемых лиц проводится в случае их обращения при условии осуществления ими деятельности не менее 3 лет и при представлении подтвержденных сведений о реализации следующих мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований:

реализация контролируемым лицом мероприятий по предотвращению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

наличие внедренных сертифицированных систем внутреннего контроля в соответствующей сфере деятельности;

предоставление контролируемым лицом доступа контрольному (надзорному) органу к своим информационным ресурсам;

добровольная сертификация, подтверждающая повышенный необходимый уровень безопасности охраняемых законом ценностей;

заключение контролируемым лицом со страховой организацией договора добровольного страхования рисков причинения вреда (ущерба), объектом которого являются имущественные интересы контролируемого лица, связанные с его обязанностью возместить вред (ущерб) охраняемым законом ценностям, причиненный вследствие нарушения контролируемым лицом обязательных требований.

Критериями добросовестности контролируемого лица являются следующие параметры:

соблюдение контролируемым лицом обязательных требований, а также иных требований, соблюдение которых оценивается контрольным (надзорным) органом в рамках иных видов контроля (учитывается отсутствие нарушений требований, выявленных по итогам контрольных (надзорных) мероприятий, производств по делам об административных правонарушениях, привлечение к уголовной ответственности, отсутствие случаев объявления контролируемому лицу предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований);

своевременность представления контролируемым лицом в контрольный (надзорный) орган обязательной информации;

отсутствие исковых заявлений о защите прав потребителей, удовлетворенных судебными органами;

реализация мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, указанных им при обращении в контрольный (надзорный) орган с целью оценки его добросовестности;

наличие декларации соблюдения обязательных требований.

Соответствие контролируемого лица критериям добросовестности оценивается за три года.

Для поощрения и стимулирования добросовестных контролируемых лиц могут применяться следующие меры:

выдвижение представителей контролируемых лиц в общественные и иные органы при контрольном (надзорном) органе;

возможность проведения инспекционного визита, выездной проверки с использованием средств дистанционного взаимодействия;

присуждение контролируемому лицу репутационного статуса, обозначающего добросовестное соблюдение контролируемым лицом обязательных требований, и предоставление контролируемому лицу права публично размещать данную информацию в открытых источниках, в том числе в информационных и рекламных.

Информация об оценке контролируемых лиц предоставляется заинтересованным лицам посредством размещения на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет».

Срок действия репутационного статуса, обозначающего добросовестное соблюдение контролируемым лицом обязательных требований, составляет 3 года со дня присвоения указанного статуса.

Репутационный статус, обозначающий добросовестное соблюдение контролируемым лицом обязательных требований, аннулируется при установлении контрольным (надзорным) органом несоответствия контролируемого лица критериям добросовестности, о чем контролируемое лицо уведомляется в течение одного месяца.

21. Государственный контроль (надзор) осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.

22. При осуществлении государственного контроля (надзора) проводятся следующие виды внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий при взаимодействии с контролируемым лицом:

контрольная закупка;

мониторинговая закупка;

выборочный контроль;

инспекционный визит;

рейдовый осмотр;

документарная проверка;

выездная проверка.

Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся:

наблюдение за соблюдением обязательных требований;

выездное обследование.

23. Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий могут быть:

наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;

поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;

требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках контроля (надзора) за исполнением законов, соблюдением прав гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

истечение срока исполнения предписания контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований в случае непредставления документов и сведений контролируемым лицом, представление которых установлено этим предписанием, или на их основании невозможно сделать вывод об исполнении указанного предписания.

Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольного (надзорного) органа на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, указанных в пункте 6 настоящего Положения, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа.

Инспектор определяет вид контрольных (надзорных) мероприятий с учетом характера нарушения обязательных требований, контрольных (надзорных) действий, необходимых для оценки их соблюдения.

В ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия инспектором оценивается соблюдение обязательных требований в отношении объектов государственного контроля (надзора), к которым предъявляются обязательные требования, указанные в предмете контрольного (надзорного) мероприятия.

24. Информация о контрольных (надзорных) мероприятиях в рамках государственного контроля (надзора) размещается в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.

25. В ходе проведения контрольной закупки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

эксперимент.

26. В ходе мониторинговой закупки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

опрос;

эксперимент;

инструментальное обследование;

истребование документов;

испытание;

экспертиза.

27. В ходе выборочного контроля могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

получение письменных объяснений;

истребование документов;

отбор проб (образцов);

инструментальное обследование;

испытание;

экспертиза.

28. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

опрос;

получение письменных объяснений;

инструментальное обследование;

истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.

29. В ходе рейдовых осмотров могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

досмотр;

опрос;

получение письменных объяснений;

истребование документов;

инструментальное обследование;

испытание;

экспертиза.

30. В ходе документарных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

получение письменных объяснений;

истребование документов;

экспертиза.

31. В ходе выездных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

досмотр;

опрос;

получение письменных объяснений;

истребование документов;

отбор проб (образцов);

инструментальное обследование;

испытание;

экспертиза.

Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов — для микропредприятия. Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту.

32. В ходе контрольных (надзорных) мероприятий контрольные (надзорные) действия совершаются в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и пунктами 36 — 39 настоящего Положения.

46. В целях качественной оценки уровня защиты охраняемых законом ценностей в области защиты прав потребителей используются ключевые и индикативные показатели результативности и эффективности государственного контроля (надзора).

47. Ключевым показателем государственного контроля (надзора) является показатель уровня минимизации вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области защиты прав потребителей, который рассчитывается как отношение общего объема возмещенного ущерба, причиненного в результате нарушения обязательных требований в области защиты прав потребителей, к общему объему ущерба, причиненного в результате нарушения обязательных требований в области защиты прав потребителей.

Ключевой показатель государственного контроля (надзора) приведен в приложении.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ежегодно осуществляет подготовку доклада о государственном контроле (надзоре) с указанием сведений о достижении ключевых показателей и сведений об индикативных показателях, в том числе о влиянии профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий на достижение ключевых показателей.

Что изменилось в системе защиты прав потребителей

Данные условия перечислены в новой статье 8-1 Закона РК «О защите прав потребителей». Такими условиями, которые нельзя включать в договор, являются:

  • освобождение или необоснованное ограничение ответственности продавца (исполнителя, изготовителя) в случае причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя;
  • исключение или ограничение прав потребителя в случае полного или частичного невыполнения или ненадлежащего выполнения продавцом (исполнителем, изготовителем) договорных обязательств;
  • установление обязанностей потребителя по навязанным дополнительно продавцом (исполнителем, изготовителем) возмездным товарам (работам, услугам);
  • установление требования по оплате потребителем несоразмерно большой суммы (свыше тридцати процентов стоимости товара, услуги, работы) в случае невыполнения им обязательств по договору;
  • предоставление продавцу (исполнителю, изготовителю) права в одностороннем порядке изменять и (или) расторгать договор без соблюдения норм Гражданского кодекса Республики Казахстан об основаниях и порядке изменения и расторжения договора;
  • предоставление продавцу (исполнителю, изготовителю) права не возвращать уплаченную денежную сумму за непредоставленный товар (услуги, работы) в случае расторжения договора;
  • предоставление продавцу (исполнителю, изготовителю) возможности увеличивать цену без предоставления потребителю права расторгнуть договор;
  • предоставление продавцу (исполнителю, изготовителю) права определять соответствие товара условиям договора или предоставление ему права толкования договора;
  • ограничение ответственности продавца (исполнителя, изготовителя) по обязательствам, принятым его представителями;
  • установление обязанности потребителя выполнить все обязательства в случае, если продавец (исполнитель, изготовитель) не выполнит своих обязательств;
  • предоставление продавцу (исполнителю, производителю) права передавать свои права и обязанности по договору третьему лицу без соблюдения норм Гражданского кодекса Республики Казахстан о перемене лиц в обязательстве;
  • иные условия, нарушающие и (или) ущемляющие права и законные интересы потребителей.

Таким образом Вам необходимо проверить свои договора с клиентами на наличие вышеперечисленных условий. И в случае, если они присутствуют, то их необходимо исключить, во избежание проблем в будущем. Так как, если в результате применения условий договора, нарушающих и (или) ущемляющих права потребителя, потребителю нанесены убытки, они должны возмещаться виновным лицом в полном объеме.

Также при составлении договора необходимо учитывать, что в силу п. 5 ст. 8 Закона РК «О защите прав потребителей» любой заключенный между продавцом (исполнителем, изготовителем) и потребителем договор о продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг должен содержать четко сформулированные и исключающие двоякое толкование условия, не требующие для их понимания специальных знаний.

Изменения, внесенные в п. 2 ст. 17 Закона РК «О защите прав потребителей» устанавливают, что при электронной торговле (покупки в интернет-магазинах), гарантийный срок либо срок для выявления недостатков товаров начинает течь со дня передачи (доставки) товара потребителю, а если товар нуждается в специальной установке (подключении) или сборке, то со дня его установки (подключения) или сбора.

Ранее, если у потребителя отсутствовали документы, подтверждающие факт приобретения товара, то он мог ссылаться на свидетельские показания. Теперь такой факт также может быть подтвержден фото и видеофиксацией (ст. 18 Закона РК «О защите прав потребителей»). Поэтому, если клиент хочет вернуть товар , но у него нет фискального чека, то в случае наличия у него фото или видео подтверждения покупки, Вы будете обязаны произвести возврат или обмен товара.

Если Вы выставили товар по определенной цене, но стоимость товара по каким либо причинам изменилась, то необходимо своевременно изменить информацию о его стоимости. Так как ст. 24 Закона РК «О защите прав потребителей» вводит норму о том, что Продавец (изготовитель) обязан продать, а потребитель вправе купить товар согласно указанной стоимости, оформленной ярлыком цен, выставленным во внутренних и (или) внешних витринах торгового объекта.

Также теперь запрещается продавцу (изготовителю, исполнителю), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, ограничивать права потребителей в отношении применения фото-, видеосъемки в торговых залах. В связи с чем, в случае наличия у Вас службы безопасности, Вам необходимо разъяснить сотрудникам, что фото и видеосъемка в торговых залах не может быть запрещена.

Наверняка, к Вам иногда обращаются клиенты, которые считают что им был продан некачественный товар. И чтобы установить факт реализации некачественного товара необходимо было провести соответствующую экспертизу.

С 7 мая 2016 года, стоимость дополнительной проверки (экспертизы) качества товара оплачивается продавцом (изготовителем). Если в результате проверки (экспертизы) товара установлено, что недостатки товара отсутствуют или возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения или действий третьих лиц либо непреодолимой силы, потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю) расходы на проведение проверки (экспертизы), а также связанные с ее проведением расходы на транспортировку товара (п. 2 ст. 30 Закона «О защите прав потребителей»).

Топ-10 прав покупателей в Казахстане

Согласно поправкам, внесенным в п. 1 ст. 18 Закона РК «Об электроэнергетике»:

  • энергоснабжающие организации не вправе прекращать подачу тепловой энергии потребителю при наличии задолженности по оплате за использованную электрическую энергию.
  • энергоснабжающие организации не вправе прекращать подачу электрической энергии потребителю при наличии задолженности по оплате за использованную тепловую энергию.

Таким образом, если Вы являетесь организацией предоставляющей услуги по электро и теплоснабжению, Вам необходимо учесть данные изменения и внести соответствующие изменения в договора с Вашими клиентами.

Мы с Вами ознакомились с некоторыми изменениями законодательства в области защиты прав потребителей, и все они устанавливают дополнительные права и возможности для потребителя, которые Вам необходимо учитывать в соей деятельности.

Также хотим отметить, что с января 2016 года по искам о защите прав потребителей, поданным гражданином, суд производит отсрочку от уплаты государственной пошлины (п.3 ст. 106 ГПК РК).

Уважаемые пользователи! Информация в статье соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

(0)

Чтобы вернуть продавцу товар (будь он качественный или бракованный), необходимо доказать факт его покупки именно у этого продавца. Для этого достаточно предъявить один из этих документов:

  • товарный или фискальный чек;
  • договор, заключенный при приобретении товара.

Если у покупателя нет ни одного из перечисленных документов, он также может обратиться к продавцу с требованием возврата. Но доказательство покупки предоставить все равно придется. Согласно закону, покупатель может предъявить:

  • фото- или видеоматериалы;
  • свидетельские показания;
  • другие документы и средства, подтверждающие покупку.

При онлайн-покупке подтвердить ее может также товарно-транспортная накладная.

Омбудсмен по защите прав потребителей может появиться в Казахстане

  • Взгляд журналиста
  • ВИДЕО
  • Избранные новости
  • Коммуналка
  • Край родной
  • Культура
  • Образование
  • Общество
  • Подробности
  • Политика
  • ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
  • РУХАНИ ЖАҢҒЫРУ
  • Спорт
  • Фигуры и лица
  • ФОТОФАКТ
  • Человек и закон
  • Чтиво
  • Шымкент
  • Экономика

Основное изменение в расчете работников со средним уровнем заработной платы – это повышение ставки ООСМС до 3%.

Кроме этого незначительное изменение окажет «переход» стандартного вычета из МЗП в МРП.

Для наглядности выполним расчет в таблице, сравним его с расчетом в 2021 году.

Показатель Расчет в 2021 году Расчет в 2022 году
Размер дохода 150 000 тенге 150 000 тенге

ОПВ

150 000 * 10%

15 000 тенге

150 000 * 10%

15 000 тенге

ИПН

(150 000 – 15 000 (ОПВ) – 3 000 (ВОСМС) – 42 500 (1МЗП)) *10%

8 950 тенге

(150 000 – 15 000 (ОПВ) – 3 000 (ВОСМС) – 42 882 (12 МРП)) *10%

8 912 тенге

СО

(150 000 – 15 000(ОПВ)) * 3,5%

4 725 тенге

(150 000 – 15 000(ОПВ)) * 3,5%

4 725 тенге

СН

150 000 – 15 000 (ОПВ) – 3 000 (ВОСМС) = 132 000 * 9,5% = 12 540 – 4 725 (СО)

7 815 тенге

150 000 – 15 000 (ОПВ) – 3 000 (ВОСМС) = 132 000 * 9,5% = 12 540 – 4 725 (СО)

7 815 тенге

ВОСМС

150 000 * 2%

3 000 тенге

150 000 * 2%

3 000 тенге

ООСМС

150 000 * 2%

3 000 тенге

150 000 * 3%

4 500 тенге

За счет работодателя

15 540 тенге

17 040 тенге

За счет работника

26 950 тенге

26 912 тенге

Сумма «на руки»

123 050 тенге

  • 2009
  • 2010
  • 2011
  • 2012
  • 2013
  • 2014
  • 2015
  • 2016
  • 2017
  • 2018
  • 2019
  • 2020
  • 2021
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

1. Совершенствование требований к продаже, возврату и замене товаров. В частности, устанавливаются сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара, уточнение сроков устранения недостатков товара, замены товара ненадлежащего качества;
2. Детализация условий выполнения работ, оказания услуг, в том числе увеличение сроков предъявления требований при обнаружении умышленно скрытых исполнителем недостатков.
3. Определение конкретных условий, нарушающих права потребителей при заключении договора.
Законом внесены изменения и дополнения в следующие законодательные акты:
1. Гражданский Кодекс Республики Казахстан;
2. Кодекс «О здоровье народа и системе здравоохранения»;
3. Кодекс «Об административных правонарушениях»;
4. Закон «О товариществах с ограниченной ответственностью и дополнительной ответственностью»;
5. Закон «О безопасности пищевой продукции»;
6. Закон Республики Казахстан «О рекламе»;
7. Закон Республики Казахстан «О регулировании торговой деятельности»;
8. Закон Республики Казахстан «Об электроэнергетике»;
9. Закон Республики Казахстан «О защите прав потребителей».

В Закон Республики Казахстан «О рекламе» внесена поправка, согласно которой запрещается реклама строящегося, а также впервые введенного в эксплуатацию жилого дома (жилого здания), не соответствующая его проектной документации и классификации жилых зданий, предусмотренной государственными строительными нормами и правилами. Данная норма ранее отсутствовала.

В Законе Республики Казахстан «О регулировании торговой деятельности» дополнены понятия как – уцененный товар, распродажа и исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.

Так, в Законе указано, что уцененный товар – это товар, реализуемый по сниженной цене в связи с наличием недостатка либо устранением недостатка.
Распродажа – это реализация товаров надлежащего качества по сниженным ценам.
Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров – осуществление внешнеторговой деятельности в отношении отдельных видов товаров на основе исключительной лицензии.

В Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года «Об электроэнергетике» внесены следующие изменения: пункт 1 статьи 18 дополнены частями четвертой и пятой в соответствии с которыми: «Энергоснабжающие организации не вправе прекращать подачу тепловой энергии потребителю при наличии задолженности по оплате за использованную электрическую энергию.

Энергоснабжающие организации не вправе прекращать подачу электрической энергии потребителю при наличии задолженности по оплате за использованную тепловую энергию».
Непосредственно в Закон Республики Казахстан «О защите прав потребителей» внесены существенные изменения.

Так, в понятийном аппарате расширены и уточнены такиепонятия как гарантийный срок, срок службы, срок хранения, товар, потребитель. Введено понятие — общественное объединение потребителей.
Впервые определены основные принципы защиты прав потребителей.

Справочно:
1) содействия экономическим интересам потребителей и защиты этих интересов;
2) доступности и достоверности информации о предлагаемых продавцом (изготовителем, исполнителем) товарах (работах, услугах);
3) просвещения потребителей;
4) обеспечения защиты законных интересов потребителей;
5) участия общественных объединений потребителей в обеспечении защиты прав потребителей;
6) обеспечения потребителей безопасными и качественными товарами (работами, услугами)».

Принятым Законом конкретизированы условия, нарушающие права потребителей при заключении договора (статья 8-1).
1. Так, Продавец (исполнитель, изготовитель) не должен включать в договор с потребителем условия, которые нарушают и (или) ущемляют права потребителя.

Изменения и дополнения в законодательстве по вопросам защиты прав потребителей

За II квартал 2021 года Агентством в отношении страховых (перестраховочных) организаций за нарушение прав и законных интересов потребителей финансовых услуг применено:

  • 8 рекомендательных мер надзорного реагирования;

Рекомендательные меры надзорного реагирования применены в основном за:

  • не соблюдение требований Правил определения размера вреда, причиненного транспортному средству;
  • ненаправление заявлений страховому омбудсману, полученных от страхователя (потерпевшего, выгодоприобретателя);
  • не ознакомление потерпевшего (выгодоприобретателя) или их представителя с отчетом о размере вреда, причиненного транспортному средству.

Агентством, при выявлении неправомерных действий или бездействия должностных лиц и работников организаций, осуществляющие микрофинансовую деятельность (ООМФД), несоблюдения требований законов РК и нормативных правовых актов уполномоченного органа, применяются ограниченные меры воздействия и санкции.

В качестве одной из ограниченной меры воздействия к ООМФД применяется обязательное для исполнения письменное предписание.

По итогам выявленных за II квартал 2021 годанарушений в отношении ООМФД применено:

  • 27 письменных предписаний;
  • 9 административных взысканий по 13 протоколам об административных правонарушениях.

Результаты проведенного анализа показали, что отдельными ООМФД допущены нарушения, связанные с:

  • неуведомлением заемщика о переходе права (требования) по договору о предоставлении микрокредита третьему лицу;
  • несоответствием договора о предоставлении микрокредита установленным Порядком требованиям;
  • не соблюдением срока хранения невостребованных вещей;
  • взиманием дополнительных платежей по договору о предоставлении микрокредита, за исключением вознаграждения и неустойки, повлекших превышение в совокупности суммы выданного микрокредита;
  • неуказанием годовой эффективной ставки вознаграждения при распространении и (или) размещении рекламы, содержащей информацию о величинах вознаграждения по микрокредиту;
  • превышением предельного значения вознаграждения в договоре о предоставлении микрокредита;
  • нарушением требований Методик расчета регулярных платежей.

Общая сумма вынесенных административных взысканий в отношении ООМФД составила 2 654,5 тыс.тенге.

Основными нарушениями, допущенными ООМФД, за которые предусмотрена административная ответственность, являлись:

  • не представление информации и представление недостоверных сведений в кредитное бюро;
  • недостоверное указание размера годовой эффективной ставки вознаграждения в договорах о предоставлении микрокредита и превышение ее предельного размера.

Финрегулятором при нарушении коллекторским агентством законодательства Республики Казахстан о коллекторской деятельности, банковского законодательства РК либо законодательства о микрофинансовой деятельности, выявлении неправомерных действий или бездействия руководящих и иных работников коллекторского агентства, взаимодействующих с должником согласно Правилам осуществления коллекторской деятельности применяются ограниченные меры воздействия и санкции.

Так, одной из ограниченных мер воздействия является обязательное для исполнения письменное предписание на принятие коллекторским агентством обязательных к исполнению коррективных мер, направленных на устранение выявленных нарушений, а также условий, способствовавших их совершению, с представлением в установленный срок плана мероприятий.

По итогам выявленных за IIквартал 2021 года нарушений в отношении коллекторских агентствприменено:

  1. 4 письменных предписания;
  2. 8 административных взысканий по 10 протоколам об административных правонарушениях.

Результаты проведенного анализа показали, что при оказании коллекторских услуг допущены нарушения, связанные с:

  • недобросовестными действиями, вводящими должника в заблуждение относительно характера возникновения задолженности;
  • непредставлением сведений в кредитное бюро.

За II квартал 2021 года общая сумма административных взысканий в отношении коллекторских агентств составила 1 852,3 тыс. тенге.

Нарушения, допущенные коллекторскими агентствами, за которые предусмотрена административная ответственность, следующие:

  • нарушение Правил осуществления коллекторской деятельности (далее – Правила), за исключением недобросовестных действий, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О коллекторской деятельности» в части:

— несообщения должнику и третьему лицуполной информации, регламентированной Правилами;

— осуществления взаимодействия с должником и третьим лицом в неустановленное время;

  • совершение недобросовестных действий в части разглашения коммерческой или иной охраняемой законами Республики Казахстан тайны, полученной от кредитора;
  • неосуществление фиксации процесса взаимодействия с должникомс помощью средств аудио- или видеотехники в помещениях коллекторского агентства;
  • непредставление сведений в кредитное бюро.

Важным для казахстанских потребителей является право на обмен или возврат товара надлежащего качества в течение 14 дней со дня покупки. В предыдущем Законе это право также было закреплено, однако не были определены ни сроки для обмена (возврата), ни перечень товаров, на которые данное правило не распространяется.

В соответствии с новым Законом не допускаются обмен и возврат следующих товаров надлежащего качества:

  • лекарственных средств, изделий медицинского назначения;
  • нательного белья и чулочно-носочных изделий;
  • животных, растений.

Права граждан РК в случае продажи им товара ненадлежащего качества в целом совпадают с правами российских потребителей. Так, они вправе потребовать:

  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • безвозмездного устранения недостатка товара;
  • возмещения своих расходов на устранение недостатков товара;
  • замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
  • замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Необходимо отметить, что согласно российскому закону потребитель по п. п. 2 — 4 ст. 18 вправе обратиться к продавцу и изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному ИП, а также к импортеру. Требования потребителей Казахстана в случае, когда продавец не является изготовителем товара, могут быть предъявлены по п. п. 2, 4, 5 по выбору — либо к продавцу, либо к изготовителю товара.

Сроки предъявления потребителем требований:

  • на товар со сроком годности — в течение срока годности;
  • на товар с гарантийным сроком — в течение данного срока.
  • на товар без установленного срока годности или гарантийного срока — в пределах двух лет со дня передачи товара.

Все обращения по той или иной сфере касаются нарушений прав потребителей. Учитывая специфику ведомства, большинство обращений (92,95%) составили заявления и жалобы в сфере ЖКХ, в отношении которого Департамент наделен контрольно-надзорными функциями.

Жалобы по сфере розничной торговли составляют 3,26%. Однако, в числе устных обращений, в том числе поступивших по телефонной «горячей линии», доля таких жалоб гораздо выше – 51,8%. По этой сфере контрольно-надзорными функциями Департамент не наделен.

Обращения касаются одних и тех же нарушений прав потребителей: отказ в обмене или возврате товаров, предоставление некачественного товара, несоответствие требованиям безопасности товара. Причем, из года в год эти нарушения продолжаются. При этом они касаются не только и не столько рынков, сколько стационарных торговых учреждений. В последнее время к ним стали добавляться жалобы по обсчету граждан и навязыванию дополнительных возмездных услуг в торговой сети.

КЛИЕНТ ВСЕГДА ПРАВ!
Недавно Департамент Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей МНЭ РК по городу Шымкенту совместно с филиалом НПП «Атамекен» провели заседание круглого стола по вопросам законодательства РК в сфере торгового бизнеса.
Предлагаем тезисы выступления на этом заседании главного специалиста департамента Марата Тулебаева.

ОБСЧЕТ И НАВЯЗЫВАНИЕ УСЛУГ
В декабре 2018 года в Департамент поступило несколько жалоб от покупателя, подкрепленные ссылками видеосюжетов на конкретные факты обсчета покупателей в одной из крупных торговых сетей города. В первом видеосюжете, снятом в конце ноября 2018 года, видно, как покупатель, приобретающий детские памперсы, обнаруживает, что на ценнике указана одна цена, а при расчете в кассе – с него взимают уже другую стоимость, превосходящую ту, что указана на ценнике. Во втором сюжете, снятом в первой декаде декабря 2018 года, то же самое, но на этот раз уловка со сметаной.

Помимо этого, к первому руководителю Департамента поступило электронное обращение, согласно которому 15 февраля 2019 года произведен обсчет по двум видам товаров, по каждому на сумму более 200 тенге. Это говорит о системном характере обсчетов. И никто за это не несет ответственности, установленной статьей 190 КоАП РК.

При обнаружении потребителем фактов обмеривания, обвешивания, обсчета, введения в заблуждение в отношении качества товара, гражданам необходимо обратиться в органы внутренних дел, в чью компетенцию согласно пункту 1 статьи 190 КоАП РК входит рассмотрение подобных дел и привлечение к адмответственности виновных лиц.

Для физических лиц в размере 10 МРП, то есть 25250 тенге, для субъектов малого предпринимательства – в размере 20 МРП (50500 тенге), для субъектов среднего предпринимательства – в размере 30 МРП (75 750 тенге), для субъектов крупного предпринимательства – в размере 50 МРП (126 250 тенге). При повторном нарушении штрафы увеличиваются.

Наряду с этим, согласно статье 195 Уголовного кодекса РК причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения – наказывается штрафом в размере до 160 МРП либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до 160 часов, либо арестом на срок до 40 суток.

То же деяние, совершенное неоднократно, – наказывается штрафом в размере до 200 МРП или исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до 200 часов, либо арестом на срок до 50 суток.
Граждане жалуются также на навязывание дополнительных возмездных услуг – на продажу фирменных пакетов для размещения продуктов. Изображение фирменных знаков и наименование торговой сети на пакетах само по себе является рекламой.

ОБ ОБМЕНЕ И/ИЛИ ВОЗВРАТЕ ТОВАРА
Потребители очень часто жалуются на отказ в обмене или возврате товара, хотя согласно статьям 24 и 30 ЗРК «О защите прав потребителей» продавец (изготовитель) обязан обеспечить обмен или возврат непродовольственного товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества.

При этом товар надлежащего качества должен быть обменен или возвращен, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также документ, подтверждающий факт приобретения товара, в течение 14 (четырнадцати) календарных дней.

В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления им требования о его замене продавец (изготовитель) обязан заменить его незамедлительно, а при необходимости дополнительной проверки (экспертизы) качества товара продавцом (изготовителем) – в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента предъявления соответствующего требования.
Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый аналогичный товар, то есть на товар, не бывший в употреблении.

Защиту прав потребителей усилят в Казахстане

Размер пособия на рождение ребенка фиксированный и, соответственно, составит:

  • на первого, второго и третьего ребенка — 38 МРП, или 116 394 тенге;
  • на четвертого и более детей — 63 МРП, или 192 969 тенге.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком по достижении им одного года назначается неработающим женщинам и мужчинам, осуществляющим уход за ребенком и не являющимся участниками системы обязательного социального страхования.

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком по достижении им одного года для неработающих женщин и мужчин зафиксирован и составляет:

  • на первого ребенка – 5,76 МРП, или 17 643 тенге;
  • на второго ребенка – 6,81 МРП, или 20 859 тенге;
  • на третьего ребенка – 7,85 МРП, или 24 044 тенге;
  • на четвертого и более – 8,90 МРП, или 27 261 тенге.

Пенсии 2,3 млн казахстанцев вырастут с 2022 года

Пособие для семей, имеющих четверых и более несовершеннолетних детей или студентов очной формы обучения до 23 лет, назначают независимо от доходов семьи в размере:

  • на четверых детей – 16,03 МРП, или 49 100 тенге;
  • на пятерых детей – 20,04 МРП, или 61 382 тенге;
  • на шестерых детей – 24,05 МРП, или 73 665 тенге;
  • на семерых детей – 28,06 МРП, или 85 948 тенге;
  • на восьмерых и более детей – 32,06 МРП, или 98 200 тенге, плюс по 4 МРП за каждого последующего ребенка.

Женщинам, награжденным подвесками «Алтын алқа» (родившие и воспитавшие 7 и более детей), «Күміс алқа» (родившие и воспитавшие 6 детей) или получившим ранее звание «Мать-героиня», награжденным орденами «Материнская слава» первой и второй степени, ежемесячно выплачивается государственное пособие в размере 6,4 МРП, или 19 603 тенге.

Зарплаты, пенсии и пособия повысят в Казахстане в 2022 году

  • Ветеранам Великой Отечественной войны – 16 МРП, или 49 008 тенге;
  • ветеранам боевых действий на территории других государств – от 4,8 до 6,19 МРП, или от 14 702 до 18 960 тенге;
  • лицам, приравненным по льготам к участникам Великой Отечественной войны, — 6,19 МРП, или 18 690 тенге;
  • лицам, приравненным по льготам к инвалидам Великой Отечественной войны, — 7,55 МРП, или 23 125 тенге;
  • вдовам воинов, погибших (умерших, пропавших без вести) в Великой Отечественной войне, не вступившим в повторный брак, — 4,48 МРП, или 13 722 тенге;
  • семьям военнослужащих, сотрудников специальных государственных органов, погибших (пропавших без вести) или умерших вследствие ранения, контузии, увечья, заболевания, полученных в период боевых действий в Афганистане или в других государствах, в которых велись боевые действия; семьям военнослужащих, сотрудников специальных государственных органов, погибших (умерших) при прохождении воинской службы, службы в специальных государственных органах в мирное время; семьям сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей; семьям погибших при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф и аварий на объектах гражданского или военного назначения; семьям умерших вследствие лучевой болезни или умерших инвалидов, а также граждан, смерть которых в установленном порядке связана с воздействием катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф и аварий на объектах гражданского или военного назначения и ядерных испытаний, — 4,59 МРП, или 14 059 тенге;
  • супруге (супругу) умершего инвалида Великой Отечественной войны или лица, приравненного по льготам к инвалидам Великой Отечественной войны, а также супруге (супругу) умершего участника Великой Отечественной войны, партизана, подпольщика, гражданина, награжденного медалью «За оборону Ленинграда» или знаком «Жителю блокадного Ленинграда», признававшихся инвалидами в результате общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением противоправных), которые не вступили в повторный брак, — 2,56 МРП, или 7 841 тенге;
  • Героям Советского Союза, кавалерам орденов Славы трех степеней, лицам, удостоенным почетного звания «Қазақстанның ғарышкер-ұшқышы» (Летчик-космонавт Казахстана), — 138,63 МРП, или 424 624 тенге;
  • Героям Социалистического Труда, кавалерам орденов Трудовой Славы трех степеней, лицам, удостоенным звания «Қазақстанның Еңбек Ері» (Герой труда Казахстана) — 138,63 МРП, или 424 624 тенге;
  • лицам, удостоенным звания «Халық қаһарманы» (Народный герой) — 138,63 МРП, или 424 624 тенге;
  • лицам, награжденным орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, а также лицам, не награжденным государственными наградами, проработавшим (прослужившим) не менее шести месяцев в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года, — 2,13 МРП, или 6 524 тенге;
  • лицам из числа участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции в 1988-1989 годах, эвакуированным (самостоятельно выехавшим) из зон отчуждения и отселения в Республику Казахстан, включая детей, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии, — 4,8 МРП, или 14 702 тенге;
  • инвалидам первой и второй групп, которым назначены пенсионные выплаты по возрасту или пенсионные выплаты за выслугу лет, за исключением получающих доплату к пенсионным выплатам по возрасту до размера месячного пособия по инвалидности, предусмотренную пунктом 5 статьи 12 Закона Республики Казахстан «О государственных социальных пособиях по инвалидности и по случаю потери кормильца в Республике Казахстан», а также инвалидам первой и второй групп, проживающим в городе Байконыре, при условии получения пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации — 1,49 МРП, или 4 564 тенге;
  • инвалидам третьей группы, которым назначены пенсионные выплаты по возрасту или пенсионные выплаты за выслугу лет, за исключением получающих доплату к пенсионным выплатам по возрасту до размера месячного пособия по инвалидности, предусмотренную пунктом 5 статьи 12 Закона Республики Казахстан «О государственных социальных пособиях по инвалидности и по случаю потери кормильца в Республике Казахстан», а также инвалидам третьей группы, проживающим в городе Байконыре, при условии получения пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации — 0,64 МРП, или 1 960 тенге;
  • детям-инвалидам до семи лет, проживающим в городе Байконыре, при условии получения пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации — 0,96 МРП, или 2 940 тенге;
  • детям-инвалидам с 7 до 18 лет, проживающим в городе Байконыре, при условии получения пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации: первой и второй групп — 1,49 МРП, или 4 564 тенге; третьей группы — 0,96 МРП, или 2 940 тенге;
  • жертвам политических репрессий, лицам, пострадавшим от политических репрессий, имеющим инвалидность или являющимся пенсионерами, — 1,07 МРП, или 3 277 тенге;
  • лицам, которым назначены пенсии за особые заслуги перед Республикой Казахстан, — 1,07 МРП, или 3 277 тенге;
  • лицам, осуществляющим уход за инвалидами первой группы — 1,4 прожиточного минимума, или 50 425 тенге.

Размеры пособий и пенсий в Казахстане не отвечают реальным потребностям граждан — депутат

Размер пособия по инвалидности в 2022 году составит:

  • 1-я группа – 69 155 тенге (1,92 ПМ);
  • 2-я группа – 55 108 тенге (1,53 ПМ);
  • 3-я группа – 37 459 тенге (1,04 ПМ).

Согласно новому законопроекту, который сенат принял во втором чтении в сентябре, размеры пособий для всех групп детей-инвалидов будут увеличены от 16,7% до 37%. Это мера коснется более 30 тыс. детей с инвалидностью.

Также предусматривается предоставление права на одновременное получение пособий по инвалидности и по случаю потери кормильца. Сейчас дети с инвалидностью при разводе родителей могут получать алименты и пособие по инвалидности одновременно. Однако при кончине одного или двух родителей (кормильцев) ребенок может получать либо пособие по инвалидности, либо пособие по потере кормильца.

При введении данной нормы 2 тыс. детей наравне с пособием по инвалидности смогут получать пособие по случаю потери кормильца.

Месячное пособие по случаю потери кормильца назначается от величины прожиточного минимума (ПМ):

  • при наличии одного нетрудоспособного члена семьи в размере 0,86 ПМ, или 30 975 тенге;
  • при наличии двух – 1,49 ПМ, или 53 667 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
  • при наличии трех – 1,85 ПМ, или 66 633 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
  • при наличии четырех – 1,96 ПМ, или 70 595 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
  • при наличии пяти – 2,03 ПМ, или 73 116 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
  • при наличии шести и более – 2,11 ПМ, или 75 998 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи.

В случае потери обоих родителей детям-сиротам месячное пособие по случаю потери кормильца назначается в размере 1,18 ПМ, или 42 501 тенге на каждого ребенка, остальным нетрудоспособным членам семьи – в размере 0,54 ПМ, или 19 450 тенге, но не более 2,56 ПМ, или 92 206 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи.

В 2022 году вырастут доходы 5,1 млн казахстанцев, которые получают пенсии и пособия из госбюджета, а увеличение минимальной заработной платы (МЗП) обеспечит рост доходов 1,6 млн человек, работающих во всех отраслях экономики.

На исполнение социальных обязательств государства в республиканском бюджете на 2022 год предусматривается 4 трлн тенге (9,3 млрд долларов), в том числе на индексацию размеров пенсий и всех социальных пособий 190,4 млрд тенге (443 млн долларов).

В Минтруда говорят, что это приведет к повышению доходов 4,2 млн человек, из них:

  • порядка 2,3 миллиона пенсионеров, которым повысят солидарную пенсию на 7% (с опережением уровня инфляции на 2%) и базовую пенсионную выплату — на 5%, на общую сумму 138,3 млрд тенге;
  • 1,9 млн получателей социальных пособий, размер которых также будет повышен на 5%, на общую сумму 52,1 млрд тенге.

Также повышение прожиточного минимума положительно скажется на уровне доходов более 900 тыс. человек, получающих адресную социальную помощь (АСП).

Казахстанцам с начала года выплатили пенсий на сумму более 2,2 трлн тенге

Сначала популярные

  • Сначала популярные
  • Сначала новые
  • Новости
  • Пресс-центр
  • Видео
  • Фотогалерея
  • Публикации в СМИ


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.