Закон о рынке ценных бумаг в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о рынке ценных бумаг в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В связи с возникающими вопросами Банк России информирует кредитные и некредитные финансовые организации о следующем.

1. Если в соответствии с пунктом 121 статьи 512 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон N 39-ФЗ) профессиональный участник рынка ценных бумаг или управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов (далее — управляющая компания) признает лицо квалифицированным инвестором на основании сведений, содержащихся в реестре лиц, признанных квалифицированными инвесторами иным лицом (профессиональным участником рынка ценных бумаг или управляющей компанией), такое признание осуществляется вне зависимости от вида деятельности лица, осуществившего такое признание.

Признание лица квалифицированным инвестором на основании сведений, содержащихся в реестре лиц, признанных квалифицированными инвесторами иным профессиональным участником рынка ценных бумаг или управляющей компанией, возможно только в отношении таких же ценных бумаг, или производных финансовых инструментов, или договоров, указанных в пункте 1 статьи 41 Закона N 39-ФЗ, которые были указаны в заявлении лица о признании его квалифицированным инвестором1 (далее — заявление) и в отношении которых такое лицо было признано квалифицированным инвестором иным профессиональным участником рынка ценных бумаг или управляющей компанией.

Признание лица квалифицированным инвестором на основании сведений, содержащихся в реестре лиц, признанных квалифицированными инвесторами иным профессиональным участником рынка ценных бумаг или управляющей компанией, осуществляется на основании заявления.

2. Приобретение облигаций иностранных эмитентов, по которым не определен срок их погашения, облигаций иностранных эмитентов, выпущенных в виде субординированного займа (субординированные облигации иностранных эмитентов), а также облигаций иностранных эмитентов, предусматривающих право их владельцев на получение выплат по ним, не являющихся доходом, в зависимости от наступления или ненаступления одного или нескольких обстоятельств, предусмотренных абзацем вторым подпункта 23 пункта 1 статьи 2 Закона N 39-ФЗ, возможно только лицами, указанными в пункте 2 статьи 51.2 Закона N 39-ФЗ, а также лицом, признанным квалифицированным инвестором в отношении любой облигации, предназначенной для квалифицированных инвесторов.

3. Нормы о тестировании, предусмотренные статьями 31 и 512-1 Закона N 39-ФЗ, применяются в случае подачи клиентом — физическим лицом, не являющимся квалифицированным инвестором (далее — неквалифицированный инвестор), поручения брокеру в отношении сделок по приобретению как эмиссионных, так и неэмиссионных ценных бумаг.

4. Если неквалифицированный инвестор подает поручение брокеру в отношении сделки (договора), соответствующей (соответствующего) двум и более видам сделок (договоров), предусмотренным пунктом 6.1 Базового стандарта защиты прав и интересов физических и юридических лиц — получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций, объединяющих брокеров2, тестирование проводится по каждому такому виду сделки (договора).

5. Нормы о тестировании, предусмотренные статьями 31 и 512-1 Закона N 39-ФЗ, не применяются к физическому лицу, признанному квалифицированным инвестором, при условии, что поручение подается им брокеру в отношении ценных бумаг или производных финансовых инструментов, которые были указаны им в заявлении и в отношении которых такое лицо признано квалифицированным инвестором.

6. Исполнение брокером поручения неквалифицированного инвестора в отношении сделок по приобретению облигаций, эмитентом которых является иностранное государство при условии, что между таким иностранным государством и Российской Федерацией заключен международный договор об избежании двойного налогообложения, допускается без проведения тестирования, предусмотренного статьями 31 и 512-1 Закона N 39-ФЗ. Иные условия, предусмотренные абзацами вторым и третьим подпункта 3 пункта 2 статьи 31 Закона N 39-ФЗ, к указанным сделкам не применяются.


ЦБ РФ разъяснил новые нормы законодательства о рынке ценных бумаг.

В частности, опыт сделок с конкретными категориями ценных бумаг и видами производных финансовых инструментов, который неквалифицированный инвестор получил до введения обязательного тестирования на понимание рисков (т. е. до 1 октября 2021 г.), позволяет ему не проходить тестирование перед сделками с аналогичными видами сложных финансовых инструментов.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг и управляющая компания могут использовать результаты признания лица квалифицированным инвестором, проведенного другим участником финансового рынка. Это делается по заявлению лица (а не автоматически) и возможно только по тем инструментам, по которым инвестор был признан квалифицированным ранее.

?

Главным образом они закрепляют разделение инвесторов на две категории:

  • неквалифицированные — те, у кого нет специальных знаний о работе на фондовом рынке, но кто хотел бы с его помощью приумножить средства;
  • квалифицированные — те, кто обладает опытом торговли на бирже, а значит, получит доступ к более рисковым активам.

Плюс документ определяет списки тех активов, к которым у неквалифицированных инвесторов будет свободный доступ, и тех, для работы с которыми им придется пройти специальное тестирование.

?

Закон, который бы защищал неопытных инвесторов, обсуждался уже давно — еще с 2016 года. А российский фондовый рынок становится все более массовым. Это одновременно связано и с общим повышением уровня финансовой грамотности населения, и с тем, что россияне ищут новые источники сохранения и приумножения денег — более выгодные, чем традиционные депозиты.

«В этой связи важнейшая задача государства и профессионального сообщества — чтобы клиенты не разочаровались в финансовом рынке и постоянно бы пользовались его услугами, для чего на законодательном уровне требуется внедрить определенные защитные механизмы, позволяющие оградить граждан от непродуманных инвестиционных решений», — заявлял председатель комитета Государственной думы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

По его словам, граждане сравнительно нечасто жалуются в ЦБ на брокеров. Но когда это делают, становится понятно, что чаще всего они теряют деньги, потому что не понимают, как работают инструменты, которыми они пользуются. По наблюдениям НАУФОР, впрочем, основные потери инвесторов на рынке связаны не с выбором инструментов, а с их суетливостью, паникой и «плечами» (то есть когда инвесторы фактически занимают у брокера деньги на покупку актива). Как раз от совокупности подобных ситуаций нововведения и призваны оградить простых россиян.

Арина Раксина

Рынок ценных бумаг: правила меняются

Законом № 359-ФЗ предусмотрено право аудируемых лиц (лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг) при получении аудиторских услуг требовать и получать от аудиторской организации информацию:

  • о членстве аудиторской организации в СРО аудиторов;
  • внесении сведений об аудиторской фирме в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, Реестр аудиторских организаций на финансовом рынке (ранее – только информацию о членстве в СРО).

Кроме того, при получении аудиторских услуг аудируемое лицо (лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг) обязано не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных:

  • на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при оказании аудиторских услуг;
  • сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией (кроме случаев, в которых Правительством РФ установлены ограничения на предоставление информации и документации);
  • воспрепятствование выполнению аудиторской организацией иных обязанностей, установленных Законом об аудиторской деятельности, другими ФЗ.

Ранее в законе был только первый пункт и частично второй.

Для руководителей аудита общественно значимых организаций на финансовом рынке введены повышенные требования (ранее не устанавливались):

  • при назначении;
  • к обязательному ежегодному повышению квалификации.

Ряд требований к руководителю аудита общественно значимой организации применяются начиная с аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023 год.

Формы взаимодействия:

  • запрос информации;
  • предоставление информации по запросу и в инициативном порядке.

Цели использования информации, полученной в результате взаимодействия:

  • для проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • оказания иной аудиторской услуги;
  • банковского надзора;
  • контроля и надзора в сфере финансовых рынков и в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах Банком России.

Установлено, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводят только аудиторские организации, хотя ранее допускалось его проведение по отчетности отдельных видов организаций индивидуальным аудитором.

Это означает, что индивидуальные аудиторы не могут проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности никаких организаций. Кроме того, они не вправе оказывать аудиторские услуги, включая инициативный аудит и сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям, включая общественно значимые организации на финансовом рынке (ранее такой запрет отсутствовал).

Однако Закон об аудиторской деятельности не запрещает индивидуальным аудиторам проводить инициативный аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги организациям, отличным от общественно значимых.

Этот запрет действует с обязательного аудита отчетности за 2021 год, а в отношении сопутствующих аудиту услуг – с 1 января 2023 года.

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимой организации заключают с аудиторской организацией, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, определенной по результатам проведения открытого конкурса. Его проводят не реже одного раза в 5 лет (ранее – организации, в уставном (складочном) капитале которой доля госсобственности не менее 25%, госкорпорации, госкомпании).

За прошедшие полтора года многие традиционные рынки обновили исторические максимумы. Это и фондовый рынок, и рынок недвижимости. На пике объем рынка криптовалют достигал 2,5 трлн $. Инвесторы вкладывают деньги в крипотвалюту, в акции, в недвижимость. Просто космически выросло количество новичков-инвесторов. Так, число брокерских счетов на Московской бирже по итогам сентября 2021 года превысило 24 миллиона. При этом еще в мае 2020 года их было всего лишь 5 миллионов. В других странах ситуация похожая. Новички отчасти и разогрели рынки, придав ему хайповости.

Фондовый рынок, рынок недвижимости поглотил свободную ликвидность, которая оказалась на руках населения вследствие беспрецедентных мер властей различных стран. Так, только в США программа помощи экономики в борьбе с последствиями коронавируса предусматривает выделение 6 трлн $. Свою роль сыграло и изменение структура расходов хозяйств. Вместо покупки туров, предметов для отдыха, дорогой одежды и ювелирных изделий, люди нередко приобретали криптовалюту и ценные бумаги.

Наблюдаемый хайп на рынке ценных бумаг выразился в том, что акции стали приобретаться без учета фундаментальных факторов, без учета значений мультипликаторов. Многие инвесторы даже не задумываются о базовых показателях. Примерами могут быть P/E и P/BV. Первый отражает отношение рыночной капитализации всей компании к чистой годовой прибыли. Второй — отношение рыночной цены акции к стоимости активов, приходящихся на одну акцию. Если оценивать стоимость ценных бумаг с учетом значений базовых мультипликторов, то станет очевидным, что многие популярные акции перекуплены на много лет вперед .

Другим трендом 2022 года может стать смена инфляции на дефляцию. Сейчас по обе стороны океана мы наблюдаем рекордные показатели инфляции за последние годы. В России по данным минэкономразвития на 4 октября инфляция в годовом исчислении достигла 7,48%. В Европе в сентябре зарегистрирован самый высокий уровень инфляции, начиная с 2008 года. Природа нынешней инфляции понятна – это инструмент монетарной политики регуляторов и властей различных стран, который сопутствует выводу на рынок дополнительной ликвидности под разными предлогами (борьба с последствиями ковида, раздача денег в политических целях перед выборами, сохранение автономии и т.п). Пока это средство стимулирования экономики работает. Власти впрыскивают деньги, увеличивают учетную ставку – реальный сектор экономики реагирует положительно, растет спрос. Все довольны.

Но в том случае, если события пойдут по негативному сценарию на фондовом рынке и мы увидим либо глубокую коррекцию либо обвал на 30-40%, то на белый свет может выползти дефляция – процесс обратный инфляции. Именно дефляция нанесла основной удар по экономике США во времена великой депрессии. При дефляции снижается стоимость владения денег, выдача кредита теряет экономический смысл. Такое вполне может случиться, учитывая тот факт, что правительства многих стран упорно продолжают наращивать собственную задолженность. Госдолг США достиг 28,4 трлн $, Госдолг Китая также стремится в небеса и уже составляет почти 70% от ВВП страны. Во многих странах объем госдолга составляет 100% и более % от размера ВВП. В их числе США, Япония, Испания, Италия, Франция и т.п. А есть еще корпоративные долги. По данным[3] Института международных финансов[4] общий мировой долг составляет около 300 трлн $, что в 2,5 раз превышает размер глобального ВВП. Рано или поздно придется либо платить долги, либо обнулять обязательства и объявлять дефолт. Что приведет к потрясениям в экономике и к затяжной дефляции, и к отсутствию платежеспособного спроса.

Прежде всего, уже сейчас вам следует определиться – приобретаете ли вы активы с целью сохранения покупательской способности денег и умножения капитала за счет дивидендов или иных выплат, либо приобретаете их как спекулянт в надежде на последующую перепродажу. В 2022 году история, когда росло в цене все и везде, вероятнее всего закончится, поэтому рекомендуется снизить долю спекулятивных активов до 20-30%% в зависимости от инвестиционной стратегии. Напомню, что к спекулятивным относятся переоцененные активы. Есть смысл хотя бы на год-другой вложиться в дивидендные акции, в т.ч. предприятий энергетического сектора, нефте- и газо- добывающих компаний, а также связанных с производством и продажей продуктов питания. Сюда относятся и агросектор, и производство минеральных удобрений, и ритейл. После недавней коррекции из-за падения соцсетей имеет смысл подумать о покупке на долгий срок акций технологических гигантов, производящих программное обеспечение, а также управляющих контентом.

В 2022 году ключевым будет понятие диверсификации. Включите в портфель разные виды ценных бумаг, а также криптовалюту. Вполне вероятно, что в случае разворота на фондовом рынке, дефолта крупных компаний и различных стран спрос на криптовалюту, как альтернативное средство платежа может вырасти.

Покупайте сектор. В 2022 году часть средств следует направить не на покупку бумаг конкретного эмитента на покупку отраслей, которые будут устойчивы, по-вашему мнению в ближайшее будущее. Поэтому оптимально будет приобрести акции ETF(индексных) фондов. Тем самым вы потенциально снизите риски.

Обратите особе внимание на недооцененные ценные бумаги. Особенно дивидендные. Они есть и на российском рынке, и даже на китайском. Как правило, это не очень известные компании и могут быть вопросы к достоверности финансовые отчетности. Но их стоимость хотя бы обоснована не хайпом, а имеющими экономический смысл мультиликаторами. В кризис первые сбрасываются хайповые активы.

Используйте инструменты хеджирования. Поскольку в 2022 году ожидается разворот, то имеет смысл подумать о защитных инструментах. К их числу относятся использование коротких позиций при торговле акциями и фьючерсами, опционы, дефолтные свопы и т.п. Если рынок продолжит расти, то ваши доходы окажутся ниже средней величины. Но если рынок развернется, то вы будете в числе меньшинства, которое зарабатывает даже в кризис. Применение инструментов хеджирование имеет ряд нюансов, которые доступны для самостоятельного изучения. Однако разумнее довериться профессионалам и инвестировать в хедж-фонд, в репутации управляющих которого вы не сомневаетесь.

Гражданам не доверят инструменты

  • Неквалифицированным инвесторам оставили возможность покупать без тестирования акции, которые включены в котировальные списки, облигации федерального займа (ОФЗ), ипотечные облигации, облигации российских эмитентов с определенным уровнем кредитного рейтинга, а также инвестиционные паи и иностранные ценные бумаги (с ограничениями).

  • После сдачи экзамена неквалифицированные инвесторы смогут приобретать структурные облигации, выплата дохода по которым зависит от одного из показателей: уровень инфляции; цена фьючерса на драгметаллы или нефть; цена на акции или облигации, торгуемые на российской бирже и предназначенные для неквалифицированных инвесторов; курс валюты, установленный Банком России, а также биржевые индексы. Также разрешена маржинальная торговля и неспонсируемые иностранные ETF.

  • Инвесторы, которые купили сложные инструменты до 1 января 2020 года, смогут покупать их и дальше без ограничений.

Цена страха: почему лучше всех инвестируют мертвые и неактивные инвесторы

ФЗ «О рынке ценных бумаг» или 39 ФЗ был принят 22 апреля 1996 г. Это первая в истории современной России норма права, содержащая понятия основных видов ценных бумаг, а также определяющая правила их эмиссии и обращения.

Кроме этого, именно здесь вводятся понятия профессионального участника рынка ценных бумаг, финансового консультанта, брокерской организации и дилингового центра. Особое внимание в тексте нормы уделено характеристике общественных отношений, возникающих на этом рынке, субъектов этих отношений и их ответственности за неправомерные деяния.

С начальной редакции закона прошло более 20 лет. За это время вышло более 27 новых редакционных версий, основанных на принятии более чем 70 норм, в той или иной мере затрагивающих и изменяющих правоотношения на рынке ценных бумаг.

Рассмотрю последние вступившие в силу изменения.

21 декабря 2018 г. были введены в действие принятые ранее в 397 ФЗ от 20.12.2017 г. изменения в ФЗ «О РЦБ», касающиеся главным образом профессиональных участников. Теперь к данной категории также отнесены и инвестиционные советники (консультанты).

Под инвестиционным консультированием законодатель понимает сервис в виде индивидуальных консультации и рекомендаций по заключению сделок купли/продажи ценных бумаг. Такая деятельность теперь производится на основании заключения договора.

Статус инвестиционного советника смогут приобрести юр. лица и ИП ― члены саморегулируемой организации. Банком России будет вестись единый реестр данных субъектов.

Как выше было сказано, в 2018 г. были приняты значительные изменения ФЗ «О РЦБ» в части эмиссии ценных бумаг и сопутствующих этой процессов.

Рассмотрю кратко основные новеллы, вносимые в законодательство изменениями от 24.01.2018 г.

Прежде всего, следует обратить внимание, что законодатель решил передать частично полномочия Банка России специализированным участникам РЦБ. В частности — теперь регистрацией будут заниматься депозитарии, регистраторы и сами биржи.

В нововведениях также предпринята попытка упростить эмиссию. В частности — для отдельных видов активов отменены частично корпоративные процедуры, увеличены полномочия, касающиеся выпуска различных категорий облигаций, введен электронный документооборот, обозначена возможность подписать эмиссионные документы на праве представительства и доверенности.

Впервые в современной российской действительности реализована возможность выпустить бессрочные облигации юр. лицам без исключений.

Также претерпели изменение основные подходы раскрытия информации. Теперь речь идет о принципе пропорционального регулирования для эмитентов. Теоретически это должно облегчить и удешевить процедуру предоставления данных малыми компаниями, сделать более прозрачными крупные корпорации.

В итоге изменения позволили существенно сократить число случаев, когда перед выпуском необходима регистрация проспекта.

Среди общих вопросов, затронутых изменениями, следует выделить устранение разделения ЦБ на документарные/бездокументарные, именные/на предъявителя.

Поэтому из ФЗ было изъято понятие сертификата, который свидетельствовал о праве владения эмиссионными ценными бумагами. Теперь данное право владения будет закрепляться записями на лицевых счетах в реестре, по счетам депо у депозитариев.

Изменениями предполагается введение в употребление термина «регистрирующей организации» и исключение оборота «присвоение выпуску идентификационного номера». Так, процесс регистрации выпуска Банком РФ будет именоваться «государственной регистрацией», а иным регистратором — «регистрация».

К особенностям регистрации на рынке ценных бумаг «по-новому» следует отнести:

  • регистрация будет осуществляться на основании заключения соответствующего соглашения с регистратором;
  • регистратор наделен правом создавать иные документы и регистрационные формы, вводить дополнительные основания отказа в регистрации;
  • регистратор наделяется правом отказывать в регистрации без объявления причин;
  • если отказано в регистрации регистратором эмитент вправе обратиться в гос. органы для регистрации.

ГД приняла законы о бюджетах соцфондов на 2022–2024 годы

Преобразования в данной отрасли регулирования затронули не только ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г., но и ФЗ «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г.

Регистратора наделили правом производить регистрацию выпуска, ранее этим занимался сам Банк России. Это происходит на основании решения об учреждении АО либо договора о создании АО (если учредитель не один). Данное решение приобретает законную силу после фиксации в ЕГРЮЛ факта регистрации АО.

Изменения по вопросам предоставления информационных данных коснулись и ст. 30 ФЗ «О РЦБ», а именно пересмотрен сам порядок их раскрытия информации. Вводится несколько требований к форме раскрытия информации:

  • проспект ценных бумаг;
  • бухгалтерская отчетность;
  • отчет эмитента;
  • сообщения о существенных фактах.

При этом нововведения освободили ипотечных агентов и специализированные общества от обязанности предоставления информации в виде финансовой отчетности.

В связи со справедливо приведенной законодателем статистикой, что вся раскрываемая эмитентом информация о существенных фактах, способных значительно повлиять на стоимость ценных бумаг, это всего 1% от всех событий, было принято решение об исключении перечня фактов, которые необходимо отражать как существенные.

Вместо утратившего легитимность перечня, характер такой информации теперь будет устанавливаться Банком России.

О рынке ценных бумаг

(с изменениями на 2 июля 2021 года)
(редакция, действующая с 1 октября 2021 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 182-ФЗ (Российская газета, N 229, 02.12.98);

Федеральным законом от 8 июля 1999 года N 139-ФЗ (Российская газета, N 134, 14.07.99) (вступил в силу с 14 июля 1999 года и действует до 1 января 2003 года) (с изменениями, внесенными Федеральными законами от 31 декабря 1999 года N 227-ФЗ, от 27 декабря 2000 года N 150-ФЗ, от 30 декабря 2001 года N 194-ФЗ);

Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 121-ФЗ (Российская газета, N 151-152, 09.08.2001) (вступил в силу с 1 февраля 2002 года);

Федеральным законом от 28 декабря 2002 года N 185-ФЗ (Российская газета, N 1, 04.01.2003) (о порядке вступления в силу см. статью 4 Федерального закона от 28 декабря 2002 года N 185-ФЗ);

Федеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ (Российская газета, N 138, 01.07.2004);

Федеральным законом от 28 июля 2004 года N 89-ФЗ (Российская газета, N 162, 31.07.2004);

Федеральным законом от 7 марта 2005 года N 16-ФЗ (Российская газета, N 49, 12.03.2005);

Федеральным законом от 18 июня 2005 года N 61-ФЗ (Российская газета, N 132, 22.06.2005);

Во-первых, вводятся новые понятия и термины, среди которых «общественно значимая организация (ОЗО)» и «руководитель аудита».

Во-вторых, изменения коснулись деятельности аудиторских компаний в вопросах правовых основ, контроля и саморегулирования.

В-третьих, обновлены требования к аудиторам в части проведения квалификационного экзамена и получения аттестата.

Кроме того, отдельные положения посвящены изменениям в вопросах аудиторского заключения, саморегулируемой аудиторской организации, обязательного аудита и конкурсов. В целом нововведения охватывают обширный круг вопросов аудиторской отрасли.

С 01.01.2022 СРО аудиторов вправе предъявлять требования к аудиторским процедурам на основе аудиторских стандартов без привязки к международным.

При этом пункты, дающие право на утверждение одобренных советом по аудиторской деятельности самостоятельно доработанного кодекса профэтики и правил независимости аудиторов и аудиткомпаний, исключен из новой редакции закона.

Разрабатывать правила внешнего контроля, независимости и кодекс профэтики, порядок расчета и уплаты членских взносов, порядок применения дисциплинарных наказаний, положения о возмездных услугах и раскрытии сведений — обязанность СРО аудиторов.

Помимо указанных выше к новшествам в работе аудиторских организаций можно отнести:

  • обязанность по запросу клиента предоставлять сведения о нахождении в том или ином аудиторском реестре;
  • обязанность вести интернет-сайт и выкладывать информацию о деятельности;
  • обязанность обеспечения электронного документооборота с Федеральным казначейством и Центробанком, взаимодействовать с последним;
  • в 10-дневный срок уведомлять Центробанк о своем отказе или об отказе общественно значимой компании проводить обязательный аудит.

Взаимодействие с Банком России подразумевает обмен запросами и информацией, как по запросам, так и по инициативе. Установленный срок ответа на запросы — 20 дней.

  • Аудиторскую деятельность в ближайшие два года ждут большие изменения. Они связаны и с членством в СРО, и с нахождением в Реестре, и с новыми обязанностями.
  • Введен новый термин «руководитель аудита», а также определены полномочия и требования к нему.
  • Частные аудиторы во многом утрачивают свои полномочия. Права на проведение обязательного аудита перераспределены в пользу аудиторских организаций.
  • Определена минимальная допустимая численность аудиторов, трудящихся на основных местах, для членства в СРО.
  • Теперь аудиторская компания может состоять в нескольких СРО.
  • Иметь интернет-страницу, регулярно обновлять и освещать на ней вопросы совей деятельности — новая обязанность аудиторских фирм.

С 1 марта 2022 года вводится обновленная редакция правил пользования жилыми помещениями, утвержденная Приказом Минстроя (от 14.05.2021 № 292/пр).

Для жителей муниципальных квартир вводится новая обязанность — немедленно принимать меры к устранению неисправностей жилого помещения и оборудования, которое в нем находится, и сообщать о них наймодателю (т. е. муниципальной администрации).

За нарушение правил пользования жилыми помещениями предусмотрены административные штрафы (для граждан — от 1 до 2,5 тысяч рублей, ст. 7.21 КоАП РФ).

Новеллы законодательства о рынке ценных бумаг — 2020

С 1 февраля 2022 г. вступят в силу новые поправки в Закон «О государственной регистрации недвижимости», согласно которым данные кадастрового учета пополнятся сведениями о признании многоквартирного дома аварийным.

Поэтому в выписке из ЕГРН можно будет увидеть, что интересующая квартира расположена в доме, который непригоден для проживания и подлежит сносу или реконструкции.

Это позволит избежать возможных проблем при покупке такого жилья (Закон от 26.05.2021 № 148-ФЗ).

Плательщики НДФЛ, которые купили жилье в 2021 году и еще не получали налоговый вычет, в 2022-м смогут воспользоваться возможностью вернуть налог в упрощенном порядке (Закон от 20.04.2021 № 100-ФЗ).

Если расчет за квартиру проводился через банк, который участвует в обмене информацией с налоговой службой (узнать это можно на сайте ФНС), то он в следующем году передаст сведения о сделке в ФНС.

И та пришлет уведомление покупателю в его Личный кабинет, что он может подписать заявление на получение налогового вычета.

После подтверждения права на вычет деньги поступят на счет налогоплательщика.

Правительство уже утвердило предельные индексы изменения размера платы, вносимой за коммунальные услуги, на 2022 год (Распоряжение от 30.10.2021 № 3073-р).

Очередной рост тарифов запланирован, как обычно, на второе полугодие (с 1 июля 2022 г.). В среднем повышение должно составить от 3% до 5%.

Самые высокие индексы предусмотрены для Чеченской Республики (6,5%), Санкт-Петербурга (6,3%), Республики Крым и Севастополя (6,2%), Татарстана (6,2%), Дагестана (6%) и Москвы (6%).

Но практика ежегодного утверждения предельных индексов роста тарифов на ЖКУ, по всей видимости, скоро сойдет на нет.

Правительство РФ утвердило концепцию Антимонопольной службы (ФАС РФ) о долгосрочном тарифном регулировании.

Регионам предоставили право утверждать предельные индексы сразу на несколько лет вперед, по согласованию с ФАС.

Еще в 2018 году был принят закон об изменении условий для назначения субсидий и компенсаций на оплату ЖКУ (Закон от 28.11.2018 № 442-ФЗ).

Однако введение его в действие уже несколько раз откладывалось из-за неподготовленности технической базы для реализации нового порядка. Теперь он должен вступить в силу с 1 января 2022 года:

— субсидии и компенсации на оплату ЖКУ не будут выплачиваться только при наличии судебного решения о взыскании с гражданина долга по коммунальным платежам.

То есть для отказа в льготе недостаточно будет просто факта задолженности перед коммунальными службами, как сейчас. Будем надеяться, что на этот раз закон вступит, наконец, в силу.

Действующие постановления ФКЦБ России 2020 и 2021

ГК РФ не накладывает ограничений на покупку ЦБ для физических лиц. Частному лицу доступны:

  • облигации и акции;
  • вексель и закладная;
  • инвестиционные паи;
  • коносамент (подтверждение перевозчика доставить груз);
  • чеки и др. документы, названные и признанные законом как ЦБ.

Для профессиональной деятельности придется приобрести лицензию (см. «Закон о рынке ценных бумаг»).

Поправки в ГК РФ, основательно затронувшие работу с ЦБ, стали действовать с 1.06.2018 г. Были внесены уточнения в финансовые сделки (факторинг, займ, кредиты), отменены сберегательные сертификаты на предъявителя.

С 1 июня 2019 вступили в силу поправки о совместном завещании и наследственном договоре. С 1.10.2019 г. заработает понятие «цифровое право».

В выигрыше тот, кто знает. По закону гражданское лицо не может заниматься спекуляциями с ценными бумагами, но можно использовать доверительное управление. В кодексе прописаны обходные пути, главное, обращать внимание на детали.

На сегодня все. Хотите приумножить накопленное – подписывайтесь на статьи и рекомендуйте друзьям, чтобы окружение помогало стать богатым.

Табель дорогостоящих активов обширен:

  • акции и облигации:
  • паи ПИФ:
  • чеки и коносаменты;
  • векселя и закладные.

ФЗ о рынке ценных бумаг регулирует отношения субъектов на поле эмиссионных инструментов.

Закон создали на подготовленной почве, параллельно с обновленным Гражданским Кодексом и уложением об акционерных обществах.

Экономическая и политическая раскладка сил внутри страны и необходимость учета международных правил диктуют изменения в закон. Последняя корректировка произошла 31 декабря. Страны слушала бой курантов, а служители Фемиды утверждали поправки.

Деятельностью по управлению ценными бумагами считается функционирование профессиональных участников рынка ценных бумаг РЦБ в условиях доверительного руководства акциями и облигациями; производными активами – фьючерсами и опционами; деньгами для покупки и продажи перечисленного.

В ст. 39 ФЗ растолкованы ключевые термины РЦБ, перечислены виды профессиональной занятости и закреплена ссылка на ограничения по совмещению профессиональных операций на РЦБ. Кроме того, там изложены нормы касательно эмиссионных ценностей – их разновидности, порядок выпуска и обращения.

Деятельность профессионального участника рынка ценных бумаг по состоянию на январь 2018 года включает шесть видов занятий:

  1. Брокерские операции. Представляют собой действия над акциями и облигациями производятся на базе возмездных договоров с клиентом за счет клиента. В законе уточняется, кто может быть клиентом – эмитент или лицо со свободными денежными средствами.
  2. Дилерская практика- это тоже покупка/реализация активов, но уже за собственный счет и от собственного имени по цене, заявленной публично.
  3. Депозитарные функции — хранение сертификатов на активы, если они выпущены в бумажной форме, или создание и поддержание в актуальном состоянии учетных записей о переходе права собственности на ценные свидетельства.
  4. Ведение реестра обладателей ценных активов. Эта деятельность подразумевает сбор, обработку, архивирование и предоставление по обоснованному запросу сведений о владельцах акций, облигаций и прочих активах.
  5. Организация торговли на фондовом и других рынках, услуги участникам РЦБ для результативного совершения сделок.
  6. Деятельность по управлению ценными бумагами, договорные отношения с обозначенной платой за услуги и сроком исполнения обязательств по доверительному управлению: чужими ценными активами в виде денежных средств на приобретение паев; уже находящимися в собственности активами; деньгами и бумагами, полученными как результат операций с переданными в ведение ценностями.

Управляющий обязан соблюдать интересы клиента и совершать доходные операции в рамках заключенного договора. За проведенную работу он имеет право на вознаграждение и на компенсацию понесенных необходимых трат. Оплата за труд и возмещение затрат производится за счет объектов заведования. Получен клиентом доход по итогам доверительного руководства ценными бумагами или понесены убытки, за работу управляющего надо расплатиться по условиям договора.

Перечисленной выше деятельностью по управлению ценными бумагами вправе заниматься исключительно юрлица (ст. 2). На роль инвестиционного советника вправе претендовать как они, так и физлица (ИП). Для соискателей обязательное условие соответствия – членство в саморегулируемой организации инвестиционных советников.

Каким бы трудом не занимался профессиональный участник, он носит звание управляющего.

Добротность и правомерность движений профессиональных участников РЦБ контролирует ФСФР – федеральная служба по финансовым рынкам. КФУ подконтрольны Центральному Банку.

Организаторы торговли ценными бумагами и другие профессиональные участники осуществляют внутренний контроль силами штатных ревизоров.

Участники РЦБ допускаются к осуществлению функций на основании лицензий:

  • на управление активами;
  • на ведение реестра собственников рыночных активов;
  • на организацию фондовой торговли (биржи).

Правила осуществления деятельности по управлению ценными бумагами закреплены в постановлении ЦБ РФ. Существовавший ранее «Порядок…» уложение заменяет на «Требования…»:

  • к регламенту администрирования занятий по заведыванию дорогостоящими активами;
  • к режиму раскрытия сведений о состоявшихся движениях активов, доверенных управляющему;
  • предотвращению столкновения интересов управляющего и клиентов.

В ст. 39-ФЗ прямо указано, что если действия управляющего вступили в противоречие с интересами клиента и привели доверившегося гражданина к убыткам, то управляющий отвечает за причиненный ущерб и возмещает клиенту потери. Кроме того, установлены ограничения на совмещение видов занятий.

Компания, ведущая реестр, не вправе заниматься другими видами профессиональных практик на РЦБ, а клиентский брокер не имеет доступа к депозитарным занятиям.

Форекс-дилеры ограничены собственным занятием, отсутствует право совмещать функции профессионального участника РЦБ, не разрешается заниматься другой работой из перечня, установленного законом 39.

Разрешено одновременно оказывать комплекты услуг в следующем составе:

  • брокерские;
  • дилерские;
  • по управлению ценными бумагами.

Управляющий наделен обязанностью ведения учета ценных бумаг, переданных ему в управление. Знание гражданского права и норм бухгалтерского учета – обязательное качество профессионального менеджера.

Ценности учитываются обособленно в разрезе каждого доверителя. Нарушение порядка учета управляющим расценивается как административное правонарушение с последующим наказанием в виде штрафа в интервале 20-30 тысяч или отстранения от службы на год. Взыскания с юридических лиц лежат в пределах 500–700 тысяч.

Кроме традиционных банковских функций, КФУ играют на фондовом рынке следующую роль:

  • эмитента, когда банк выпускает в обращение собственные облигации для привлечения дешевых займов или акции для формирования уставного фонда;
  • инвестора, вкладывающего финансы в доли и паи чужих проектов с планом последующего получения дохода в виде части прибыли профинансированного эмитента – дивидендов или купонного дохода;
  • профессионального участника РЦБ, выполняя на основе лицензии работу брокера, дилера или управляющего ценными бумагами.

Деятельность банков по управлению ценными бумагами включает выдачу займов под покупки дорогого имущества, исполнение функций платежных агентов компаний-эмитентов и проведение расчетов по итогам рыночных манипуляций.

В соответствии с Новым Положением эмитенты с 1 октября 2021 года будут освобождены от обязанности раскрывать в лентах новостей агентств, аккредитованных Центральным Банком на проведение действий по раскрытию информации о ценных бумагах и об иных финансовых инструментах («Лента Новостей»)[3], сообщения о раскрытии в сети «Интернет» следующих документов:

  • годового отчета;
  • годовой бухгалтерской отчетности;
  • списков аффилированных лиц;
  • ежеквартального отчета;
  • консолидированной финансовой отчетности.

Принятие Нового Положения также изменяет правила расчета показателей финансовой деятельности эмитентов. С 1 октября 2021 года информация о финансовом состоянии эмитента, подлежащая публикации в проспекте ценных бумаг и в отчете эмитента, может формироваться на основе Международных стандартов формирования отчетности[10] («МСФО»).

Рекомендованные на данный момент показатели для формирования отчета о финансовом состоянии эмитента предусмотрены Приложением 3 Действующего Положения[11]. После вступления в силу Нового Положения эти показатели изменятся и эмитентам будет предложено отчитываться о своем финансовом состоянии, используя новые показатели финансовой деятельности и методики их расчета[12], приближенные к международным стандартам (например, показатель EBITDA[13]).

Новым Положением предусмотрен увеличенный (в сравнении с действующими правилами) период, в течение которого необходимо публиковать отчет эмитента и раскрывать список аффилированных лиц.

После перехода к раскрытию информации по новым правилам список аффилированных лиц нужно будет предоставлять раз в 6 месяцев (за первое полугодие и второе полугодие календарного года)[14]. Сейчас список аффилированных лиц раскрывается ежеквартально[15].

Также изменятся сроки раскрытия отчета эмитента. С 1 октября 2021 года эмитенты должны будут его представлять раз в полгода: за 6 месяцев – на основании промежуточной консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности), за 12 месяцев – на основании годовой консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности)[16]. Действующим Положением закреплена обязанность раскрытия эмитентом информации в форме ежеквартального отчета[17].

Новое Положение рекомендует эмитентам использовать новый порядок формирования финансовых показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности. Эта информация, раскрываемая в проспекте ценных бумаг и в промежуточных отчетах, интересна, в первую очередь, потенциальным покупателям ценных бумаг.

Такие показатели, по общему правилу, будут рассчитываться на основе консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности) эмитента. Финансовые показатели будут рассчитываться на основе бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента только в тех случаях, когда с законодательством эмитент не обязан предоставлять консолидированную финансовую отчетность[19].

Напомним, что консолидированную финансовую отчетность не обязаны предоставлять эмитенты, являющиеся:

  • специализированными обществами и ипотечными агентами;
  • субъектами малого или среднего предпринимательства, ценные бумаги которых не включены в котировальный список биржи;
  • в отношении ценных бумаг которых зарегистрирован только проспект эмиссии акций, при условии, что такие акции не допущены к организованным торгам[20].

Эмитент должен будет указать, на основании какой отчетности (консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности) или бухгалтерской (финансовой) отчетности) в проспекте ценных бумаг раскрывается информация о его финансово-хозяйственной деятельности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.