Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пожарная безопасность на предприятии основные требования в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- Все регионы России
- Дистанционная форма обучения
- Доступ 24/7
- Удостоверение или Диплом установленного образца
- Доставка по Почте России бесплатно
- Регистрация всех выданных документов в ФИС ФРДО
Документы по пожарной безопасности в 2022 году
Заявление в суд о возврате товара
Как вернуть деньги за туристическую путевку
Размер уставного капитала АО
Подлежат ли ювелирные изделия возврату или обмену
Что относится к структурам жизнеобеспечения
Российский законодатель регулярно обновляет нормативную базу в части установления требований по противопожарной безопасности зданий и сооружений. Ознакомимся со свежими нормативами в данной области, их назначением и особенностями соблюдения.
Установлены пожарные требования к бизнес-объектам
Экономика и бизнес / 10:45 8 сентября 2021
Монтаж каминов больше не требует лицензии
Экономика и бизнес / 14:40 12 октября 2017
С 1 мая вводится новый ГОСТ для проверки систем противопожарной защиты
Экономика и бизнес / 13:40 23 апреля 2018
Утверждены новые противопожарные правила
Экономика и бизнес / 13:21 29 сентября 2020
В жилых домах запретили продажу бытовой химии
Экономика и бизнес / 11:50 17 августа 2020
Правила техосмотра транспортных средств ужесточат
Экономика и бизнес / 12:00 6 августа 2018
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463, от 21.05.2021 N 766)
В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О пожарной безопасности» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 31 декабря 2026 г. включительно.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М. МИШУСТИН
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 сентября 2020 г. N 1479
77. Перед началом отопительного сезона руководители организации и физические лица организуют проведение проверок и ремонт печей, котельных, теплогенераторных, калориферных установок и каминов, а также других отопительных приборов и систем.
Запрещается эксплуатировать печи и другие отопительные приборы без противопожарных разделок (отступок) от конструкций из горючих материалов, предтопочных листов, изготовленных из негорючего материала размером не менее 0,5 x 0,7 метра (на деревянном или другом полу из горючих материалов), а также при наличии прогаров и повреждений в разделках, наружных поверхностях печи, дымовых трубах, дымовых каналах и предтопочных листах.
При обнаружении на примыкающих строительных конструкциях, выполненных из древесины или других горючих материалов, признаков термического повреждения (потемнение, обугливание, оплавление) эксплуатация печи прекращается. При этом поверхность поврежденной конструкции должна быть теплоизолирована либо увеличена величина разделки (отступки).
Неисправные печи и другие отопительные приборы к эксплуатации не допускаются.
78. Руководители организаций и физические лица перед началом отопительного сезона, а также в течение отопительного сезона обеспечивают очистку дымоходов и печей (отопительных приборов) от сажи не реже:
1 раза в 3 месяца — для отопительных печей;
1 раза в 2 месяца — для печей и очагов непрерывного действия;
1 раза в 1 месяц — для кухонных плит и других печей непрерывной (долговременной) топки.
79. При эксплуатации котельных и других теплопроизводящих установок запрещается:
а) допускать к работе лиц, не прошедших специального обучения и не получивших соответствующих квалификационных удостоверений;
б) применять в качестве топлива отходы нефтепродуктов и другие легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, которые не предусмотрены технической документацией на эксплуатацию оборудования;
в) эксплуатировать теплопроизводящие установки при подтекании жидкого топлива (утечке газа) из систем топливоподачи, а также из вентилей у топки и емкости с топливом;
г) подавать топливо при потухших форсунках или газовых горелках;
д) разжигать установки без их предварительной продувки;
е) работать при неисправных или отключенных приборах контроля и регулирования, предусмотренных изготовителем;
ж) сушить горючие материалы на котлах, паропроводах и других теплогенерирующих установках;
з) эксплуатировать котельные установки, работающие на твердом топливе, дымовые трубы которых не оборудованы искрогасителями и не очищены от сажи;
и) чистить котел при открытой двери тамбура в железнодорожном подвижном составе при движении.
80. При эксплуатации печного отопления запрещается:
а) оставлять без присмотра печи, которые топятся, а также поручать надзор за ними детям;
б) располагать топливо, другие горючие вещества и материалы на предтопочном листе;
в) применять для розжига печей бензин, керосин, дизельное топливо и другие легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;
г) топить углем, коксом и газом печи, не предназначенные для этих видов топлива;
д) производить топку печей во время проведения в помещениях собраний и других массовых мероприятий;
е) использовать вентиляционные и газовые каналы в качестве дымоходов;
ж) перекаливать печи.
81. Топка печей в зданиях и сооружениях (за исключением жилых домов) прекращается не менее чем за 2 часа до завершения рабочего дня, а на социально значимых объектах защиты с круглосуточным пребыванием людей — не менее чем за 2 часа до отхода людей ко сну.
В организациях с дневным пребыванием детей топка печей прекращается не позднее чем за 1 час до прихода детей и не начинается ранее их ухода из здания.
Зола и шлак, выгребаемые из топок, должны быть залиты водой и удалены в специально отведенное для них место.
82. Для отопления зданий допускается установка металлических печей только заводского изготовления. При этом руководителями организаций и физическими лицами обеспечивается выполнение технической документации изготовителей этих видов продукции.
84. В гостиницах, мотелях, общежитиях и других зданиях, приспособленных для временного пребывания людей, лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, обеспечивают ознакомление (под подпись) прибывающих физических лиц с мерами пожарной безопасности. В номерах и на этажах этих объектов защиты вывешиваются планы эвакуации на случай пожара.
На объектах защиты с пребыванием иностранных граждан речевые сообщения в системах оповещения о пожаре и управления эвакуацией людей, а также памятки о мерах пожарной безопасности выполняются на русском и английском языках.
85. В квартирах, жилых комнатах общежитий и номерах гостиниц запрещается устраивать производственные и складские помещения для применения и хранения пожаровзрывоопасных и пожароопасных веществ и материалов, а также изменять их функциональное назначение.
Запрещается использование открытого огня на балконах (лоджиях) квартир, жилых комнат общежитий и номеров гостиниц.
В зданиях для проживания людей запрещается оставлять без присмотра источники открытого огня (свечи, непотушенная сигарета, керосиновая лампа и др.).
86. Запрещается хранение баллонов с горючими газами в квартирах и жилых помещениях зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и Ф1.2, определенного в соответствии с Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», на кухнях, путях эвакуации, лестничных клетках, в цокольных и подвальных этажах, на чердаках, балконах, лоджиях и в галереях.
Пристройки и шкафы для газовых баллонов должны запираться на замок и иметь жалюзи для проветривания, а также предупреждающую надпись «Огнеопасно. Газ».
У входа в одноквартирные жилые дома, в том числе жилые дома блокированной застройки, а также в помещения зданий и сооружений, в которых применяются газовые баллоны, размещается предупреждающий знак пожарной безопасности с надписью «Огнеопасно. Баллоны с газом».
87. При использовании бытовых газовых приборов запрещается:
эксплуатация бытовых газовых приборов при утечке газа;
присоединение деталей газовой арматуры с помощью искрообразующего инструмента;
проверка герметичности соединений с помощью источников открытого огня.
88. Запрещается проводить работы на опытных (экспериментальных) установках, связанных с применением пожаровзрывоопасных и пожароопасных веществ и материалов, не принятых в эксплуатацию в установленном порядке.
Руководитель (ответственный исполнитель) экспериментальных исследований обязан принять при их проведении необходимые меры пожарной безопасности, предусмотренные инструкцией.
В помещениях, предназначенных для проведения опытов (экспериментов) с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, допускается их хранение в количествах, не превышающих сменную потребность, в соответствии с нормами потребления для конкретных установок. Доставка указанных жидкостей в помещения производится в закрытой таре.
89. Запрещается проводить работы в вытяжном шкафу, если в нем находятся вещества, материалы и оборудование, не относящиеся к выполняемым операциям, а также при его неисправности и отключенной системе вентиляции.
Бортики, предотвращающие стекание жидкости со столов, не должны допускать ее протечку.
90. Лицо, ответственное за обеспечение пожарной безопасности, по окончании рабочего дня организует сбор в специальную закрытую тару и удаление из лаборатории для дальнейшей утилизации отработанных легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.
Ответственный исполнитель после окончания экспериментальных исследований обеспечивает промывку пожаробезопасными растворами (составами) сосудов, в которых проводились работы с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
Педагогический работник по окончании занятий убирает все пожароопасные и пожаровзрывоопасные вещества и материалы в помещения, оборудованные для их временного хранения.
91. Запрещается увеличивать установленное число парт (столов), а также превышать нормативную вместимость в учебных классах и кабинетах.
92. Руководитель образовательной организации организует проведение перед началом каждого учебного года (семестра) с обучающимися занятия по изучению требований пожарной безопасности, в том числе по умению пользоваться средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара и первичными средствами пожаротушения.
93. Руководитель организации обеспечивает разработку плана эвакуации музейных предметов и других ценностей из музея (картинной галереи и др.), а также плана эвакуации животных из цирка (зоопарка и др.) в случае пожара.
94. В зрительных залах и на трибунах культурно-просветительных и зрелищных учреждений кресла и стулья следует соединять между собой в ряды и прочно крепить к полу. Допускается не закреплять кресла (стулья) в ложах с количеством мест не более 12 при наличии самостоятельного выхода из ложи на путь эвакуации или к эвакуационному выходу.
В зрительных залах с количеством мест не более 200 крепление стульев к полу может не проводиться при обязательном соединении их в ряду между собой.
95. Руководитель организации обеспечивает обработку деревянных и иных конструкций сценической коробки, выполненных из горючих материалов (колосники, подвесные мостики, рабочие галереи и др.), горючих декораций, сценического и выставочного оформления, а также драпировки в зрительных и экспозиционных залах огнезащитными составами с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, включая дату пропитки и срок ее действия.
96. Запрещается размещать в пределах сценической коробки зрелищных учреждений одновременно декорации и сценическое оборудование для более чем 2 спектаклей.
Запрещается хранение декораций, бутафории, деревянных станков, откосов, инвентаря и другого имущества в трюмах, на колосниках и рабочих площадках (галереях), под лестничными маршами и площадками, а также в подвальных и технических этажах под зрительными залами.
97. Вокруг планшета сцены при оформлении постановок обеспечивается свободный круговой проход шириной не менее 1 метра.
По окончании спектакля все декорации и бутафория разбираются и убираются со сцены в складские помещения.
98. Запрещается проводить огневые работы в здании или сооружении во время проведения мероприятий с массовым пребыванием людей.
Для обеспечения безопасности людей при проведении спортивных и других массовых мероприятий принимаются меры по тушению фальшфейеров с применением огнетушителей для пожаров класса D в соответствии с приложением N 1 к настоящим Правилам, а также покрывал для изоляции очага возгорания и других средств, обеспечивающих тушение таких изделий и горящей на человеке одежды.
99. На планшет сцены наносится красная линия, указывающая границу опускания противопожарного занавеса. Декорации и другие предметы оформления сцены не должны выступать за эту линию.
По окончании спектакля (репетиции) необходимо опустить противопожарный занавес. Противопожарный занавес должен плотно примыкать к планшету сцены с помощью песочного затвора (эластичной подушки).
100. Руководитель организации обеспечивает проведение работ по утеплению клапанов дымовых люков в покрытии сцены на зимний период и проведение их проверок на работоспособность (не реже 1 раза в 10 дней).
101. Объекты защиты вместимостью более 1 тыс. человек, на которых проводятся культурно-просветительные и зрелищные мероприятия, в целях тушения фальшфейеров оснащаются 10 огнетушителями и 10 покрывалами для изоляции очага возгорания либо 20 огнетушителями в соответствии с приложением N 1 к настоящим Правилам.
Объекты защиты вместимостью более 10 тыс. человек, на которых проводятся культурно-просветительные и зрелищные мероприятия, в целях тушения фальшфейеров дополнительно к указанным мерам оснащаются 4 покрывалами для изоляции очага возгорания либо 2 покрывалами для изоляции очага возгорания и 2 огнетушителями в соответствии с приложением N 1 к настоящим Правилам.
102. Руководитель организации обеспечивает информирование зрителей о мерах пожарной безопасности путем трансляции речевого сообщения либо демонстрации перед началом сеансов в кинозалах видеосюжетов о порядке их действий в случае возникновения пожара (срабатывания системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, команды персонала), направлениях эвакуационных путей и выходов, правилах пользования средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара и первичными средствами пожаротушения.
В период проведения мероприятия запрещается закрывать входные двери и двери эвакуационных выходов на ключ.
103. На объектах организаций торговли запрещается:
а) проводить огневые работы во время нахождения покупателей в торговых залах;
б) осуществлять продажу легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (за исключением лекарственных средств, медицинских изделий, косметической и алкогольной продукции), горючих газов, пороха, капсюлей, пиротехнических и других взрывоопасных изделий, если объекты организаций торговли размещены в зданиях, кроме зданий автозаправочных станций, не являющихся зданиями (частями зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф3.1, определенного в соответствии с Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
в) размещать отделы, секции по продаже легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, горючих газов и пиротехнических изделий на расстоянии менее 4 метров от выходов, лестничных клеток и других путей эвакуации;
г) устанавливать в торговых залах баллоны с горючими газами для наполнения воздушных шаров и для других целей;
д) уменьшать ширину путей эвакуации, установленную требованиями пожарной безопасности, путем размещения на путях эвакуации торговых, игровых аппаратов.
104. Запрещается хранение горючих материалов, отходов, упаковок и контейнеров на путях эвакуации.
Запрещается хранение горючих товаров или негорючих товаров в горючей упаковке в помещениях, не имеющих открывающихся оконных проемов или систем дымоудаления с механическим приводом.
105. Загрузочные устройства шахтных подъемников для бестарного транспортирования полуфабрикатов оборудуются заслонками, открывающимися только на период загрузки.
106. Руководитель организации обеспечивает на рынках розничной и мелкооптовой торговли, организованных в установленном порядке и расположенных на открытых площадках или в зданиях (сооружениях), соблюдение следующих требований пожарной безопасности:
ширина прохода между торговыми рядами, ведущего к эвакуационным выходам, должна быть не менее 2 метров;
через каждые 30 метров торгового ряда должны быть поперечные проходы шириной не менее 1,4 метра.
107. В рабочее время загрузка (выгрузка) товаров и тары должна осуществляться по путям, не связанным с эвакуационными выходами, предназначенными для покупателей.
108. Запрещается торговля товарами бытовой химии, лаками, красками и другими легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, расфасованными в стеклянную тару емкостью более 1 литра каждая, а также пожароопасными товарами без этикеток с предупреждающей надписью «Огнеопасно».
Расфасовка пожароопасных товаров должна осуществляться в приспособленных для этой цели помещениях, отвечающих требованиям пожарной безопасности.
109. Хранение и продажа керосина и других горючих жидкостей путем налива в тару разрешается только в отдельно стоящих зданиях, конструкции которых выполнены из негорючих материалов, включая полы. Уровень пола в этих зданиях должен быть ниже примыкающей планировочной отметки с таким расчетом, чтобы исключалось растекание жидкости при аварии за его пределы. В указанных зданиях не допускается печное отопление и использование приборов, устройств с применением открытого огня.
110. Торговые залы отделяются от кладовых, в которых установлены емкости с керосином или другими горючими жидкостями, соответствующими противопожарными преградами. Емкости (резервуары, бочки) не должны быть объемом более 5 куб. метров.
111. Трубопровод, по которому подается горючая жидкость из резервуаров в раздаточные баки, закрепляется неподвижно и имеет вентили у раздаточного бака и емкости. Раздаточный бак должен быть емкостью не более 100 литров. Трубопроводы и емкости должны иметь заземление не менее чем в 2 местах. Надежность заземления с измерением электрического сопротивления проверяется не реже 1 раза в год.
112. Прилавок для отпуска легковоспламеняющихся и горючих жидкостей должен иметь негорючее покрытие, исключающее искрообразование при ударе.
Запрещается хранение упаковочных материалов (стружка, солома, бумага и др.) в помещениях для торговли легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
Тара из-под легковоспламеняющихся и горючих жидкостей хранится только на специальных огражденных площадках.
113. Запрещается совмещать продажу в одном торговом зале оружия (гражданского и служебного) и патронов к нему и иных видов товаров, за исключением спортивных, охотничьих и рыболовных принадлежностей и запасных частей к оружию.
116. Руководитель медицинской организации обеспечивает наличие в зданиях и сооружениях, в которых находятся пациенты, не способные передвигаться самостоятельно, носилок из расчета 1 носилки на 5 пациентов и средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого работника дежурной смены медицинской организации.
Расстояние между кроватями в больничных палатах должно быть не менее 0,8 метра, а центральный основной проход — шириной не менее 1,2 метра. Стулья, тумбочки и другая мебель не должны загромождать эвакуационные пути и выходы, уменьшая ширину путей эвакуации, установленную требованиями пожарной безопасности.
117. Запрещается:
а) обустраивать и использовать в корпусах с палатами для пациентов помещения, не связанные с лечебным процессом;
б) группировать более 2 кроватей;
в) устанавливать кровати в коридорах, холлах и на других путях эвакуации;
г) устанавливать и хранить баллоны с кислородом в зданиях медицинских организаций, если это не предусмотрено проектной документацией;
д) устраивать топочные отверстия печей в палатах.
118. Установка кипятильников, водонагревателей и титанов, стерилизация медицинских инструментов, а также разогрев парафина и озокерита допускаются только в помещениях, предназначенных для этих целей.
119. В лабораториях, отделениях медицинских организаций и кабинетах медицинских работников допускается хранение лекарственных препаратов и медицинских изделий, относящихся к легковоспламеняющимся и горючим жидкостям (спирт, эфир и др.), общим весом не более 3 килограммов с учетом их совместимости в закрывающихся на замок металлических шкафах.
120. Запрещается размещать в зданиях V степени огнестойкости медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, с печным отоплением более 25 человек больных (взрослых и (или) детей).
Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479
О плановой проверке вы узнаете от пожарного инспектора не позднее чем за три рабочих дня.
О внеплановой проверке инспектор предупредит не позднее чем за 24 часа до ее начала.
О проверке по жалобе, сообщению о реконструкции здания, проверке исполнения ранее выданного предписания, пожарный инспектор сообщать не должен. Такая проверка будет для вас неожиданностью.
В компании должен быть назначен ответственный за выполнение правил противопожарной безопасности.
Правила противопожарной безопасности должны быть прописаны в Инструкции по охране труда или ином нормативном акте, с которым должны быть ознакомлены все работники.
В помещениях, где работает более 10 человек, на видном месте должен быть размещен план эвакуации. А также телефонный номер служб, куда звонить в случае пожара.
Нужно иметь автоматическую систему тушения пожаров либо огнетушители. Их количество и вид определены Постановлением Правительства РФ №390. Инструкция по пожарной безопасности для сотрудников офиса должна содержать информацию о правилах эксплуатации систем тушения.
Изменения внесены с 1 января 2021 года в Правила противопожарного режима ППР-2020, которые установлены постановлением Правительства РФ 1479 от 16.09.2020 г.
Все новшества нужно отразить в локальных документах компании. Их пожарный инспектор проверит в первую очередь.
- Дополните инструкции по пожарной безопасности информацией:
- об обязанностях и действиях работников при блокировке путей эвакуации и открытии устройств, мешающих эвакуации при пожаре (например, двери);
- о запрете перекрывать и захламлять пути доступа пожарных для борьбы с огнем и эвакуациии людей.
- хранить продукцию, мебель, оборудование, иные предметы;
- размещать мастерские, производственные цеха и т. п.
- проводить детские и другие развлекательные мероприятия, если это не предусмотрено строительным проектом.
Проводить мероприятия для детей в помещении где нет эвакуационного выхода либо он рассчитан на небольшое количество людей – строго запрещено.
Новые правила Правила противопожарного режима корректируют особые требования для медицинских учреждений.
Кровати для пациентов должны стоять на расстоянии друг от друга не менее 0,8 м. Сдвигать более двух кроватей нельзя. Центральный проход в палате – не менее 1,2 м. Больничные тумбочки, столы, стулья и прочую мебель следует расположить так, чтобы они не загораживали эвакуационный путь. Каждый сотрудник учреждения в течение рабочей смены обеспечивается средствами индивидуальной защиты для органов дыхания и зрения.
Отдельные правила установлены для продавцов бытовой химии, пиротехники, средств для разведения костров.
В перечень основных понятий в ст. 209 ТК РФ добавлен термин «опасность». Это потенциальный источник возникновения ущерба для жизни или здоровья работника. Им могут быть производственное или офисное оборудование, технологические операции, применяемые сырье и материалы, которые сотрудник использует во время работ.
Рабочее место в новой трактовке ст. 209 ТК РФ – это не просто локация для выполнения трудовых функций, оно должно отвечать установленным государством требованиям. Их установит Минтруд России.
Введена новая статья – 209.1, в которой сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда: предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников. Акцент теперь должен быть сделан на предупреждение опасностей на производстве и минимизацию повреждения здоровья работников, а не их предотвращение по факту.
Это превентивно-профилактическая модель обеспечения безопасности работников на производстве и осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны труда. То есть приоритетное внедрение и развитие системы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников.
В статье 214.1 ТК РФ установлен прямой запрет на работу в опасных условиях.
Если по результатам спецоценки работу сотрудников признают опасной (4-й класс), то работодателю необходимо приостановить ее выполнение. Затем основания отнесения к опасному классу нужно устранить по разработанному плану мероприятий. При его составлении нужно учесть мнение первичной профсоюзной ячейки (при наличии на предприятии), копию плана следует направить в ГИТ.
Возобновить работы можно только после получения результатов повторной спецоценки, которая подтвердит снижение уровня опасности. До снижения с опасного класса условий труда у работодателя есть два варианта действий – предоставить сотрудникам другую работу или сохранить на время простоя должности и среднюю зарплату (ст. 216.1 ТК РФ).
Однако данный запрет не действует, например, в отношении работ по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждает Правительство РФ.
Новые правила противопожарного режима 2021: что менять бизнесу
С 1 марта 2022 года запрещено допускать к работе тех, кто по факту не применяет выданные обязательные средства индивидуальной защиты (СИЗ). Это новый абзац ст. 76 ТК РФ. Это касается работы во вредных и (или) опасных условиях труда, в особых температурных условиях. Причем в случае отстранения по этому основанию сохранять за работником среднюю зарплату работодатель не обязан. Сейчас отстранение от работы за неприменение СИЗ предусмотрено только для тех, кто трудится под землей (ст. 330.4 ТК РФ).
В соответствии с последней редакцией ст. 185 ТК РФ место работы (должность) и средний заработок по месту работы сохраняются за работником только на время прохождения обязательных медосмотров. С 1 марта 2022 года норма распространится еще и на время прохождения обязательного психиатрического освидетельствования. В случаях отстранения от работы сотрудника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой. То есть выплатить надо не менее 2/3 средней заработной платы (ч. 1 ст. 157 ТК РФ).
Принципиально меняется подход в предоставлении СИЗ. Сейчас для каждой должности (профессии) свои СИЗ. Поправками предусмотрено, что обеспечение СИЗ будет осуществляться с учетом имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. На смену отраслевым нормам выдачи СИЗ и смывающих средств, составленным с учетом должностей, занимаемых работниками, и работ, которые они выполняют, приходят единые типовые нормы (ст. 221 ТК РФ).
Новые типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ актуальны для всех отраслей производства и зависят непосредственно от наличия на рабочем месте вредных и опасных факторов. Работодатели должны будут опираться на результаты СОУТ и оценки профессиональных рисков, а также учитывать мнение профсоюза. При этом прежние отраслевые нормы какое-то время будут действовать параллельно с новыми, но только в рамках переходного периода – до 31 декабря 2024 года.
Обратите внимание! У работодателей появится новая обязанность – обучать сотрудников правилам применения СИЗ (ст. 214 ТК РФ). Обучение персонала правилам применения СИЗ – одна из пяти базовых процедур, включенных в курс обучения по охране труда согласно новой редакции ТК РФ. Не прошедшего обучение работника нельзя будет допускать к работе, а за отказ от применения обязательных СИЗ его можно будет отстранить от выполнения должностных обязанностей без сохранения зарплаты. Обеспечивать персонал средствами защиты следует бесплатно и в полном объеме в соответствии с нормами. Если у работодателя нет такой возможности, придется оформить простой с оплатой в размере средней заработной платы (ст. 216.1 ТК Ф).
Структурированы основные процедуры управления работодателем охраной труда с уточнением прав и обязанностей участников отношений. Одна из целей – снижение избыточных затрат работодателей в сфере охраны труда.
Работодатели смогут вести документооборот по охране труда в электронном виде. При проверке ГИТ придется предоставлять инспектору доступ к базам электронных документов по охране труда (ст. 214.2 ТК РФ). Поправки делают абсолютно законными видеонаблюдение, аудиоконтроль и другие виды дистанционного контроля за выполнением работ в целях производственной безопасности, а также последующее хранение полученных записей. Однако об установке на рабочих местах видеокамер, микрофонов и другого записывающего оборудования необходимо проинформировать сотрудников. Отметим, что дистанционная фиксация рабочих процессов и электронный документооборот по охране труда сейчас предусмотрены для ряда видов деятельности отдельными правилами.
Право работника знать, в каких условиях он работает, с какими профессиональными рисками сталкивается, положены ли ему средства защиты и какие-либо компенсации, а также установлены ли на его рабочем месте видеокамеры и прочие устройства дистанционного контроля, закреплено ст. 216.2 ТК РФ.
В дополнение к имеющемуся списку обязанностей работодателя в сфере охраны труда вводятся такие:
- регулярное улучшение условий труда, постоянная готовность к локализации (минимизации) и ликвидации возможных последствий профессиональных рисков;
- систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценка;
- разработка мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценка уровня профрисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
- при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом – создание для него условий, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
- согласование мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников при производстве работ на чужой территории;
- кроме навыков обращения с СИЗ, работникам необходимо организовывать: инструктажи по охране труда; обучение по оказанию первой помощи пострадавшим; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ; стажировки на рабочем месте для определенных категорий персонала (ст. 219 ТК РФ). Актуальные правила обучения по ОТ и требования к учебным программам закреплены новым порядком. Важное нововведение – системный мониторинг в рамках СОУТ и оценки профрисков, который должен осуществляться работодателем в случае выявления вредного производственного фактора либо любой опасности, угрожающей жизни или здоровью работников предприятия.
Также закон устанавливает массу новых обязанностей для работников: соблюдать требования охраны труда, правильно использовать СИЗ; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда; немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медосмотры, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных законами, лично участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте в пределах выполнения своей трудовой функции, следить за исправностью используемых оборудования и инструментов и так далее (ст. 214 ТК РФ).
Расширяется право работника на получение информации об условиях и охране труда на его рабочем месте, о профриске и его уровне, мерах защиты, гарантиях и так далее. Если спецоценка выявила опасные условия, работодатель сразу же должен сообщить об этом работнику.
Минтруд России подготовил проект нового примерного перечня по предотвращению случаев повреждения здоровья работников. Он вступает в силу с 1 марта 2022 года и будет действовать до 1 марта 2028 года. Приложение к этому документу содержит рекомендации Минтруда по его применению. Сам примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников включает 4 блока мер:
- организационные;
- технические;
- по обеспечению СИЗ;
- лечебно-профилактические и санитарно-бытовые.
Новый перечень должен будет заменить действующий перечень мероприятий, который утвержден Приказом Минтруда от 01.03.2012 № 181н.
Многие надзорные ведомства переходят к риск-ориентированному контролю и надзору, смысл которого полноценно раскрывается, когда снижается излишняя нагрузка на «законопослушный» бизнес и, наоборот, начинается более детальный анализ деятельности организаций, которые экономят силы и средства на выполнении требований законодательства. Модернизация и автоматизация систем управления охраны труда прочно входят в повседневную жизнь многих организаций, а огромное количество программных продуктов и сервисов позволяет реализовать различные методы оценки профессиональных рисков и снизить нагрузку на рядовых специалистов.
Основной задачей изменений станет переход к риск-ориентированному направлению в сфере охраны труда. Это направление подразумевает под собой максимально индивидуальный подход, максимальную персонализацию политики в области охраны труда. Работодатель будет обязан учитывать риски на каждом конкретном рабочем месте и создавать безопасные условия для работников с учетом этих особенностей.
Каждый работодатель должен обеспечивать безопасность труда работников, руководствуясь двумя принципами: предупреждение и профилактика опасностей; минимизация урона, угрожающего здоровью персонала (ст. 209.1 ТК РФ). Это значит, что, помимо профилактических мер, направленных на устранение вредных производственных факторов, следует разработать комплекс мер, направленных на локализацию и ликвидацию возможных последствий их воздействия.
Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест (ст. 214 ТК РФ). Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению будут утверждены Минтрудом РФ (ст. 218 ТК РФ).
Также работодателей обязывают систематически проводить мероприятия по выявлению опасностей. Для этого нужно будет обнаруживать, распознавать и описывать опасности, в том числе их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками. Существующие опасности будут обнаруживаться, распознаваться и описываться в рамках четырех типов процедур: контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах; расследование несчастных случаев на производстве; расследование профзаболеваний; расследование производственных микроповреждений (микротравм). Методы оценки рисков следует выбирать с учетом актуальных рекомендаций Минтруда.
Он уже разработал проект «Рекомендаций по выбору метода оценки уровня профессионального риска и по снижению уровня такого риска» в целях «оказания методической и практической помощи руководителям и специалистам по охране труда организаций, представителям профсоюзов и другим лицам, заинтересованным в создании системы управления профессиональными рисками как обязательного элемента системы управления охраной труда у работодателя, в соблюдении обязательных требований». Рекомендации содержат критерии, которыми работодатель может руководствоваться при выборе методов оценки уровня профессиональных рисков, процесс и этапы этого выбора, а также примеры оценочных средств.
Один из ключевых и эффективных способов предотвращения последствий от правонарушений – внедрение системы внутреннего контроля или режима самоинспектирования (применяется при контроле финансовой деятельности работодателя).
Новая редакция ст. 22 ТК РФ предоставляет работодателю право «проводить самостоятельно оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самообследование)». Это новая форма самопроверки. Работодатель сможет самостоятельно оценить, насколько хорошо на предприятии соблюдаются нормы трудового законодательства, ориентируясь на утвержденные Рострудом чек-листы.
Если по результатам самообследования компания получит высокую оценку, она может принять и направить в Роструд декларацию соблюдения обязательных требований. Срок действия декларации – от одного до трех лет с момента регистрации. Но если во время внеплановой проверки инспектор ГИТ выяснит, что работодатель нарушает требования охраны труда, документ аннулируют.
Работодатели станут более самостоятельными в решении вопросов охраны труда.
Структуру и численность работников службы охраны труда определяет работодатель с учетом рекомендаций Роструда (ст. 223 ТК Ф). Необходимое количество специалистов по охране труда рассчитывается согласно Постановлению Минтруда России от 22 января 2001 года № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях». При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда их функции выполняет сам работодатель либо уполномоченный на это сотрудник. Также работодатель вправе пригласить стороннюю организацию, которая оказывает услуги в области охраны труда и имеет соответствующую аккредитацию.
Изменениями предусмотрена деятельность комитетов по охране труда (ст. 224 ТК РФ). Они создаются по решению работодателя или персонала. Их работа направлена на взаимодействие руководителя и сотрудников по соблюдению требований охраны труда, предупреждение травматизма и профзаболеваний, а также осуществление проверок и информирование штата о результатах.
С 1 сентября 2021 года для всех специалистов по охране труда изменятся квалификационные требования к уровню образования и опыту работы. Новый профстандарт введен Приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н.
Минтруд уже разработал рекомендации по организации работы службы охраны труда, структуре и численности службы, которые предлагают использовать с 1 марта 2022 года вместо действующих рекомендаций и нормативов численности (Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 года № 14). Даны советы по основным направлениям деятельности этой службы: по проведению спецоценки, выявлению опасностей, управлению профессиональными рисками и т. д. По каждому направлению закрепят нормативы численности сотрудников. Документ проходит публичное обсуждение.
Пожарная безопасность: изменения в 2021 году
Законопроект № 891642-7 предлагает ввести в статью 20.4 КоАП новую часть 2₁, устанавливающую повышенные штрафы и административное приостановление деятельности на срок до 30 суток за повторное нарушение требований пожарной безопасности, пренебрежение которыми ведет к возникновению угрозы жизни или здоровью людей.
В частности, речь идет о нарушениях на объектах защиты, отнесенных к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, выразившихся в неработоспособности или неисправности:
- источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения;
- систем пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- противодымной защиты.
Также нарушением считается несоответствие эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности.
Повторные нарушения будут грозить штрафами для граждан в размере от 3 000 до 4 000 рублей, для должностных лиц — от 15 000 до 20 000 рублей, для ИП — от 30 000 до 40 000 рублей, для организаций — от 200 000 до 400 000 рублей. Для организаций и ИП также предусмотрено наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до 30 суток.
В правительстве поясняют, что законопроект направлен на пресечение нарушений требований пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей (торговых центрах, кинотеатрах и пр).
Причиной внесения поправок является то, что действующие штрафы для ряда нарушителей — недостаточная мотивация к соблюдению требований пожарной безопасности.
Уже сейчас за нарушение требований промышленной безопасности могут наложить административное наказание на должностное лицо или даже приостановить деятельность на срок до 90 суток. Этот срок исчисляется с момента фактического приостановления деятельности организации/ИП, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, используемых для ведения бизнеса. В срок приостановления засчитывается срок временного запрета деятельности.
Ответственность может быть и уголовной (ст. 219 УК РФ). Она предусматривает возможность наступления наказания при причинении вреда здоровью (тяжкого и особо тяжкого) и может составить до трех лет лишения свободы, в случае смерти — до 7 лет. Дополнительно предусмотрен запрет на занятия определенными видами деятельности.
Чтобы избежать риска приостановления деятельности вашей компании, что приведет к значительным финансовым убыткам, рекомендуем подготовиться к проверке заранее. При этом проверка пожарной безопасности бывает плановой и внеплановой.
Что означает «предупредительная модель»? Она предполагает оценку рисков, идентификацию опасностей и оценку значимости рисков на объекте. Формируя матрицу рисков, специалисты отдела охраны труда смогут точно спрогнозировать место возникновения риска, а значит предотвратить его. С чем могут быть связаны риски? Риск может возникнуть на любом этапе осуществления деятельности работниками предприятия. Необеспеченность спецодеждой, средствами индивидуальной защиты, отсутствие обучения и инструктажей, отсутствие мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, отсутствие медосмотров и многое другое – может стать причиной развития рискованных ситуаций.
Но многое из этого можно предотвратить при помощи программы «Охрана труда». Уже большое количество компаний пользуются данной системой и видят положительный эффект от её использования.
Таким образом, приобретая систему в целях автоматизации блока Пожарной безопасности, вы автоматизируете и не менее важные разделы охраны труда, такие как: СОУТ, Управление рисками, СИЗ, Мероприятия, Допуски к работе, Электробезопасность, Промышленная безопасность, Медицинские осмотры, Управление документацией и другие.
Для получения консультации по автоматизации охраны труда и бесплатной демонстрации, звоните в офисы компании.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Порядок обеспечения пожарной безопасности на объектах, зарегистрированных на территории нашей страны, строго регулируется российским законодательством. Спорить с этим нельзя, ведь пренебрежение необходимыми мерами грозит катастрофическими последствиями. Другой вопрос в том, что система правил сложна, и владельцам бизнеса не всегда понятно, проведение каких именно мероприятий требует от них закон.
Пожарная безопасность и охрана труда в 2020
Допустим, при проектировании и строительстве здания все противопожарные нормы соблюдены. Достаточно ли этого, чтобы считать объект защищенным? Как можно догадаться, нет. Впереди долгие годы эксплуатации, и она, разумеется, тоже должна быть безопасной. Всем сотрудникам работающей организации необходимо соблюдать противопожарный режим, и ответственность за это возлагается на руководство. Его задача — обеспечить и проконтролировать своевременное проведение мероприятий, которые предписаны законом.
Обучение сотрудников мерам ППБ
Персонал каждого предприятия независимо от сферы его деятельности должен знать правила ППБ и уметь применять их на практике. Не пройдя соответствующее обучение, люди не допускаются к работе.
Противопожарный инструктаж проходят все сотрудники организации. В ходе обучения они узнают:
- в чем заключаются требования по пожарной безопасности с учетом специфики данного объекта;
- какие правила нужно соблюдать при нахождении в зданиях и на территории предприятия, чтобы избежать пожара;
- как обеспечить защиту во время производственного процесса;
- что делать в случае пожара (как пользоваться средствами пожаротушения, как правильно организовать эвакуацию и так далее).
Противопожарный инструктаж проводит сотрудник предприятия, отвечающий за пожарную безопасность. Сам он обязательно должен пройти ПТМ. Чтобы персонал не утратил приобретенные знания, инструктаж полагается проводить повторно с периодичностью раз в год, а на пожароопасных предприятиях — два раза в год. В особых случаях он проходит также внепланово.
Пожарно-технический минимум (ПТМ) — более углубленная программа обучения. Она предназначена для руководителей предприятий и подразделений, для сотрудников, отвечающих за ППБ, для работников, чей труд связан с опасностью пожаров и взрывов, для специалистов образовательных учреждений — словом, для тех, кто несет повышенную ответственность за жизнь и здоровье других людей. Обучение проходит по специальной программе, согласованной в государственном пожарном надзоре. По окончании курса слушатели сдают экзамен. ПТМ полагается пройти в течение месяца после приема на работу, а затем — делать это каждые три года. Сотрудникам пожароопасных предприятий необходимо повторять курс обучения ежегодно.
Учебные мероприятия по эвакуации
В каждой организации должен быть план тренировок по пожарной эвакуации. Это комплект документов, которые разрабатывают сотрудники, ответственные за ППБ, а утверждает руководитель. Сами занятия положено проводить как минимум раз в полгода[3]. А в некоторых случаях (например, при пожаре на другом объекте) тренировки устраивают вне графика.
В ходе занятия по учебной эвакуации персонал организации учится действовать в чрезвычайной ситуации быстро и без паники, адекватно оценивать опасность, правильно определять маршрут движения, пользоваться системами пожаротушения, оказывать помощь пострадавшим. По окончании тренировки специальная комиссия оценивает ее результаты. Если цель не достигнута, учебную эвакуацию проводят повторно.
Обучение ответственного за пожарную безопасность
В любой организации должен быть сотрудник, отвечающий за пожарную безопасность. В его обязанности входит проведение противопожарного инструктажа для персонала, учебной эвакуации, обеспечение предприятия средствами и инвентарем для тушения пожара, подготовка инструкций, приказов, ведение журналов. Ответственный сотрудник должен следить за соблюдением режима. Кроме того, он участвует в проверках и взаимодействует с представителями контролирующих организаций.
Сотрудник, ответственный за пожаробезопасность, должен пройти пожарно-технический минимум. Причем обучение проходит вне повседневной профессиональной деятельности в специализированном учебном центре. Средняя длительность курса — два рабочих дня. По итогам обучения сотрудник получает удостоверение.
Контроль за соблюдением требований ППБ
Одна из обязанностей должностного лица, ответственного за ППБ, — постоянный контроль за соблюдением правил пожарной безопасности в организации. Он должен следить за тем, чтобы сотрудники не нарушали режим: в частности, своевременно выключали электроприборы, курили только в отведенных для этого местах. Также в обязанности контролирующего лица входит ведение журналов проверок и учета.
Обеспечение ППБ на этапах проектирования, строительства и эксплуатации объектов требует от занимающихся этим лиц наличия профильного инженерного образования и хорошего знания законодательства в сфере противопожарной безопасности. Есть профессиональные организации, которые оказывают комплексные услуги в этой области. Обратившись к экспертам по пожарной безопасности, собственники предприятий могут сэкономить время и избавить себя от лишних хлопот.
Всем работникам надо объяснять, как себя вести, чтобы не случился пожар, что делать и куда бежать, если он вдруг возник. Работодатель должен не просто рассказать об этом, а периодически напоминать и проверять, кто как запомнил алгоритм действий.
Инструктаж проводят в соответствии с разработанными в организации программами.
Вводный инструктаж проводят со всеми новыми, прикомандированными, сезонными работниками. Противопожарные правила рассказывают студентам-практикантам, ремонтникам, нанятым по гражданскому договору, и другим людям по решению руководителя.
Первичный инструктаж должны прослушать новые работники на рабочем месте. Во время инструктажа они должны отработать умение пользоваться огнетушителем и другими средствами тушения, показать физически, что они будут делать во время пожара.
Повторный инструктаж проводят для всех работников организации. Обычно его делают раз в год, в пожароопасных производствах чаще.
Внеплановый инструктаж должен быть, если, например, в организации обновили оборудование, было ЧП или в других организациях с аналогичным производством произошел пожар.
Целевой инструктаж нужен при проведении разовой пожароопасной работы. В нем напоминают о безопасных действиях и предостерегают от опасных.
Каждый инструктаж регистрируют в специальном журнале учета инструктажей, где работники расписываются лично.
Посмотреть, как надо проводить инструктаж, можно в приложении к Приказу МЧС от 12.12.2007 № 645 и Методических рекомендациях по организации обучения.
Во время ремонта нужно помнить о противопожарных требованиях к помещениям и переносить стены или переставлять мебель так, чтобы в итоге не было нарушений.
Чердаки, технические этажи, подвалы
На чердаках нельзя хранить мебель, продукцию, делать там мастерские и производственные участки. Тоже самое касается технических этажей.
В подвалах нельзя хранить газовые баллоны, товары в аэрозольных упаковках, взрывчатые вещества, кроме случаев, перечисленных в нормативных актах.
В поэтажных коридорах, лестничных клетках, на лестницах и под ними не должно быть никаких вещей, мебели, мусора. В этой части помещения нельзя делать кладовые, чуланы или рабочие места.
Двери, люки, переходы в смежные секции на балконах должны быть свободны.
Нельзя остеклять балконы, ведущие к незадымляемым лестничным клеткам.
Обеспечение пожарной безопасности: порядок проведения необходимых мероприятий
Полы около огнетушителей, пожарных кранов, пожарной сигнализации должны быть свободны.
На пути эвакуации не должно быть порогов, мусора, каких-либо вещей.
Обратите внимание на год постройки здания. Размер дверных проемов, например, должны соответствовать строительным нормам, действующим в год постройки. А не современным.
Но если вы проводите капитальный ремонт или реконструкцию, то соблюдайте актуальные противопожарные правила.
Первичные средства тушения — это огнетушители, пожарные краны, пожарный инвентарь, покрывала для изоляции очага возгорания (кошма). Их используют, когда пожар только начался или очаг возгорания небольшой.
До сентября 2017 года в противопожарных правилах была табличка с рекомендациями, сколько ставить огнетушителей в зависимости от площади объекта.
Позже правило изменили — огнетушители теперь нужно выбирать в зависимости от огнетушащей способности (ранга тушения модельного очага), категорий помещений по пожарной и взрывопожарной опасности, а также класса пожара (п. 465 Противопожарных правил).
Пожарные щиты устанавливают в двух случаях:
- внутри здания нет противопожарного водопровода или автоматической системы пожаротушения,
- снаружи здания нет гидрантов или противопожарных резервуаров, либо они находятся дальше 100 м от него.
Сколько должно быть пожарных щитов и чем они должны быть укомплектованы указано в приложениях 5, 6 к Противопожарным правилам.
В законе не сказано, в каких случаях за неисполнение требований пожарной безопасности отвечает организация, в каких руководитель, а в каких специалист по охране труда.
Не сказано также, когда за нарушение отвечает арендодатель, а когда арендатор.
Если договором аренды этот момент не урегулирован, то обычно ответственность несет тот, кто совершил противоправное действие.
Но по факту, ответственность могут понести все одновременно или кто-то из них — это решает инспектор Госпожарнадзора.
Штрафы за нарушение противопожарных правил перечислены в ч.1 ст. 20.4 КоАП:
- для гражданина 2000-3000 рублей,
- для руководителя организации 6000-15000 рублей,
- для ИП 20000-30000 рублей,
- для организаций 150000-200000 рублей.
Одни суды считают, что ответственного за обеспечение требований пожарной безопасности можно определить по договору — арендатор или арендодатель. Несогласные с решением инспектора могут обжаловать его постановление в суде, но нужно помнить, что судебная практика в этом вопросе неоднозначна.
Другие, что несмотря на разграничение обязанностей, собственник здания все равно отвечает за нарушение противопожарных правил (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.08.2013 № А27-21023/2012).
«Правила противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства от 25.04.2012 № 390, распространяются на руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей, в пользовании которых на законном основании находятся территории, здания, сооружения и прочие объекты. Согласно данному нормативному акту, работодатель может допустить персонал до работы на объекте только при подтверждении того, что работники обучены мерам пожарной безопасности. Порядок организации обучения изложен в «Нормах пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС РФ от 12.12.2007 № 645. Документ предусматривает два вида подготовки: противопожарный инструктаж и пожарно-технический минимум.
Законодательством допускается реализация подготовки по пожарной безопасности как с отрывом от производства, так и без отрыва от производства.
В первом случае работник направляется на учебу в профильное образовательное учреждение, учебный центр при МЧС или учебно-методический центр по ГО и ЧС субъектов РФ. В указанных заведениях действует утвержденная программа по пожарно-техническому минимуму.
Во втором случае курс преподается на территории предприятия, а обучение проводит назначенное приказом лицо, которое, в свою очередь, прошло подготовку с отрывом от производства и получило свидетельство, дающее право преподавать соответствующую дисциплину.
При составлении приказа об обучении воспользуйтесь образцом, представленным ниже.
Требования к пожарной безопасности: о чём должен помнить каждый руководитель
Программа обучения по пожарно-техническому минимуму зависит от специфики предприятия. Вот список обязательных тем (его перечень дан в Приложении 3 Приказа № 645):
- Законодательная база в области пожарной безопасности. Основные положения.
- Общие понятия о горении и пожаровзрывоопасных свойствах веществ и материалов, пожарной опасности зданий.
- Пожарная опасность организации.
- Меры пожарной безопасности при проведении пожароопасных работ и при хранении веществ и материалов. Основная нормативная документация.
- Общие сведения о системах противопожарной защиты в организации.
- Организационно-технические основы обеспечения пожарной безопасности на предприятии.
- Требования пожарной безопасности к путям эвакуации.
- Виды и область применения противопожарного оборудования и инвентаря.
- Действия ИТР, рабочих и служащих при пожарах.
- Практические занятия.
- Зачет.
Программа обучения ПТМ может длиться от 7 до 28 академических часов, в зависимости от вида деятельности предприятия, производимых работ или в случае хранения пожароопасных веществ.
Рассмотрим пример программы обучения, которую можно использовать для обучения сотрудников офисов.
Все, кто должен пройти пожарно-технический минимум, затем в обязательном порядке направляются на проверку знаний по завершении образовательного курса.
Аттестация осуществляется назначенной приказом квалификационной комиссией, состоящей не менее чем из трех человек. Если учеба проходила на предприятии без отрыва от производства, в комиссию входят лица, в установленном порядке прошедшие подготовку и проверку знаний пожарной безопасности.
Проведение проверки также оформляют приказом.
В соответствии со ст. 20.4 КоАП РФ, за нарушение пожарной безопасности (а прохождение обучения входит в число обязательных мер противопожарной защиты) инспектор Госпожнадзора, не обнаруживший в личных делах сотрудников, которые обязаны были обучиться, удостоверений (или если удостоверения оказались просроченными), может составить протокол о нарушении. Наказание составит:
- для должностных лиц — от 6000 до 15 000 рублей;
- а для организаций — от 150 000 до 200 000 рублей.
Российская Федерация вот уже десять лет выступает в роли полноправного члена союзного объединения, которое сначала носило название Таможенного союза, а теперь называется Евразийским экономическим союзом. В целях упрощения межгосударственного взаимодействия и активизации торгового оборота между странами-участницами в рамках Союза создается единая нормативная база, устанавливающая требования к безопасности и качеству разных видов товаров.
Для каждой конкретной группы продуктов разрабатывается отдельный технический регламент. В общей сложности с момента начала работы в этом направлении приняты и вступили в действие уже более 40 таких документов. Однако до последнего времени в области выполнения требований пожарной безопасности государства, входящие в состав ЕАЭС, руководствовались национальными нормативами. Это связано с высоким уровнем сложности и ответственности контроля в рассматриваемой области, поскольку непроработанность надзорных и административных процедур обусловливает серьезные риски, включая риски для здоровья граждан и даже их жизни.
Однако сейчас в этом направлении наконец произошли серьезные подвижки. С 1 января вступил в действие техрегламент ТР ЕАЭС 043/2017, который содержит единые требования, устанавливаемые для средств и техники, используемой для тушения пожаров и выполнения правил пожарной безопасности. Как ясно из кодового обозначения, включенного в название регламента, рассматриваемый текст был разработан еще в 2017 году. Однако, как это обычно делается при принятии таких нормативных документов, момент его вступления в силу был отложен, чтобы все вовлеченные субъекты имели возможность изучить новые требования и внедрить их в свои бизнес-процессы.
Порядок использования регламента 043/2017 утвержден решением Комиссии ЕЭК от 23 июня 2017 года N 40. Этот нормативный документ распространяет свое действие на следующие категории продуктов:
- вещества, применяемые для тушения возгораний, включая порошки и пенообразователи;
- средства обеспечения огнезащиты для разных типов конструкций;
- электромонтажная продукция погонажной группы;
- огнетушители;
- автономные типы устройств, используемых для тушения возгораний;
- пожарные краны и шкафы;
- средства для тушения пожаров мобильного типа;
- технические элементы, применяемые в виде компонентов систем пожарной автоматики, включая системы пожарной сигнализации, оповещения, автоматического управления эвакуацией граждан в случае возгорания и проч.;
- технические элементы, применяемые в роли компонентов автоматических систем тушения возгораний, включая автономные, модульные и роботизированные установки пожаротушения;
- роботизированная техника для тушения возгораний;
- специальные средства защиты органов дыхания и зрения от продуктов горения;
- защитная одежда для пожарных, а также профессиональные средства защиты отдельных частей тела;
- устройства и техника для спасения людей, находящихся на высоте, в случае пожара;
- инструменты для осуществления спасательных и иных работ при пожаре;
- дополнительное снаряжение, используемое для организации работы пожарных;
- пожарная техника и оборудование;
- вещества и материалы для заполнения проемов и организации противопожарных преград;
- технические приборы, входящие в состав систем противодымной вентиляции.
Перечисленные продукты для продажи на рынках государств, входящих в состав ЕАЭС, теперь должны иметь особую разрешительную документацию, оформленную по новым правилам.
Пожарно-технический минимум для руководителей и специалистов
По правилам установленным новым нормативным документом, в 2021 году ответственность за оформление необходимой разрешительной документации согласно нормативам нового технического регламента возлагается на заявители. В этой роли может действовать производитель или продавец товара, а также его импортер – в случае, если организация, которая производит такие продукты, располагается вне границ Евразийского таможенного союза. В целях подтверждения соответствия установленным нормативам техрегламентом выделяются два основных типа процедур:
- сертификация;
- декларирование.
Правом выполнения необходимых операций для установления соответствия товара актуальным нормативам наделены только уполномоченные сертификационные центры. Они должны пройти процедуру аккредитации в ЕАЭС. Процесс проверки с выполнением требуемых испытаний и исследований должен быть организован в условиях специальной лаборатории, которая также должна пройти процедуру аккредитации. В случае успешного прохождения продуктом процесса оценки соответствия на него оформляется сертификат или декларация. Максимальный срок действия этого документа для серийных продуктов составляет 5 лет. Если же документ оформляется на партию продукции или единичный товар, срок его действия не определяется. В качестве дополнения к выдаваемому сертификату или декларации на сам товар или его упаковку наносят уникальную маркировку, которая подтверждает его соответствие нормативам ТР ЕАЭС 043/2017.
В целях организации постепенного перехода к новым требованиям и минимизации отрицательного влияния процесса внедрения техрегламента ЕАЭС на состояние рассматриваемой отрасли на этапе начала его применения устанавливается переходный период. Правила работы участников рынка в течение этого срока определены положениями Решения Коллегии ЕЭК от 26 сентября 2017 года N 125.
Согласно этому документу, средства тушения пожаров, которые прошли сертификацию или декларирование по национальным правилам до даты вступления в действие ТР ЕАЭС 043/2017, могут продолжать обращаться на рынке без оформления дополнительной документации в течение ограниченного времени. Решением № 125 устанавливается, что выданные им документы будут применяться до окончания срока их действия. При этом максимальный срок их использования ограничивается 18 месяцами после вступления в силу интересующего нас техрегламента.
Это значит, что такая документация в наиболее благоприятном случае может действовать в течение 2020 года и шести месяцев 2021 года. По окончании этого периода документы перестанут давать право на обращение товара на рынке, даже если срок их действия еще не закончился. В этой ситуации производителю или продавцу нужно будет оформить разрешительную документацию по новым правилам.
До середины 2021 года также разрешается производство и выпуск на рынок товаров, которые отвечают нормативам национальных технических регламентов; однако маркировать их единым знаком, подтверждающим соответствие ТР ЕАЭС 043/2017, нельзя. Наконец, можно изготавливать и продавать продукты, которые раньше не подлежали прохождению обязательной процедуры оценки соответствия, однако подпадают под действие нового техрегламента.
В национальных правилах обеспечения пожарной безопасности и выполнения контроля за соблюдением таких требований в 2021 году тоже произойдут серьезные изменения. При этом в реальности они нацелены на более долгосрочную перспективу. Так, в 2021 году МЧС в качестве пилотного проекта по увеличению степени цифровизации процедур надзора планирует внедрить на ряде предприятий систему дистанционного контроля за работой автоматических систем противопожарной защиты предприятий.
Предполагается, что такая система обеспечит возможность следить за работой таких установок в режиме реального времени. Если по какой-то причине автоматические системы на объекте отключены или работают с перебоями, такая информация будет оперативно поступать на контрольный пункт МЧС. Собственник объекта или эксплуатирующая его организация по электронной почте получит оповещение об обнаруженной проблеме, в котором будет содержаться предупреждение о необходимости ее ликвидации. Если это не будет сделано, информация о нарушении будет передана в прокуратуру, а к ответственным лицам применят установленные меры административного воздействия.
2020-21 годы станут первым временным периодом, в течение которого будут в полном объеме применяться поправки, недавно внесенные в постановление Правительства от 25 апреля 2012 года N 390. Этот нормативный документ устанавливает правила организации противопожарного режима на разных категориях объектов.
Этот нормативный документ применяется уже несколько лет, однако в 2019 году в него был внесен ряд серьезных изменений. Это произошло в связи с вступлением в действие постановлений Правительства от 7.03.2019 N 248 и от 20.09.2019 N 1216. Согласно рассматриваемым правовым документам в этой области вводятся следующие новые требования:
- торговые объекты освобождены от ряда ранее установленных обязанностей. В список упраздненных входит обязанность организовывать круглосуточное дежурство персонала — теперь это не требуется даже в тех ситуациях, когда их работа предполагает ночное нахождение людей в торговой точке. Кроме этого, сокращена зона действия запрета на выполнение погрузки и выгрузки товаров по путям эвакуации: теперь в рабочее время объекта нельзя занимать для этих целей только те из них, которые непосредственно организованы для эвакуации покупателей;
- для ряда отдельных объектов установлена возможность курения табака в случае, если здесь организованы специальные места для курения. К таким объектам теперь относятся склады, базы, злаковые поля, сенокосные территории, хлебоприемные пункты, взрыво- и пожаоопасные участки, производства, где используются легковоспламеняющихся вещества, и некоторыеиные объекты. Ранее курение в таких местах было полностью запрещено;
- необходимость указания категории пожарной и взрывной опасности, а также класса зоны на дверях большей части помещений, имеющих складское или производственное назначение. Единственным исключением из состава этого требования становятся помещения, которые в соответствии с действующим порядком входят в категорию Д;
- запрет использования открытого огня на балконах и лоджиях, расположенных на объектах жилого назначения, включая многоквартирные дома, общежития и гостиницы;
- необходимость информирования зрителей, посещающих культурные и зрелищные объекты, о требованиях действующих правил пожарной безопасности, а также местах расположения средств тушения возгораний и расположении эвакуационных выходов. Такое информирование должно выполняться путем трансляции голосового сообщения до начала сеанса, спектакля или шоу;
- согласно требованиям пожарной безопасности установлены новые правила организации работы медицинских организаций, а также оформления проектной документации для таких объектов. В стационарных организациях, которые предполагают пребывание пациентов с тяжелыми заболеваниями, ограничивающими возможность самостоятельного передвижения, а также детей, палаты для этих категорий пациентов должны располагаться в основном на первых этажах. При этом в цокольных этажах медицинских организаций запрещено размещать кладовые и склады, если это прямо не указано в проектной документации.
Контроль за выполнением установленных правил будут выполнять сотрудники МЧС.
Изменения в правилах пожарной сертификации в 2021 году
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 19.11.2021)
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
-
Федеральный закон от 25.10.2021 N 363-ФЗ
«Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2020 год»
-
Федеральный закон от 25.10.2021 N 362-ФЗ
«Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год»
-
Указ Президента РФ от 19.05.2012 N 635 (ред. от 19.11.2021)
«Об упорядочении использования устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, устанавливаемых на транспортные средства»
-
Указ Президента РФ от 18.11.2021 N 661
«О внесении изменений в Положение о Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. N 562»
-
Указ Президента РФ от 18.11.2021 N 659
«О награждении государственными наградами Российской Федерации»
-
Распоряжение Правительства РФ от 22.01.2020 N 56-р (ред. от 19.11.2021)
«Об утверждении структуры Аппарата Правительства Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»
-
Постановление Правительства РФ от 17.11.2021 N 1961
«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 441»
-
Постановление Правительства РФ от 17.11.2021 N 1962
«О внесении изменения в рекомендуемый перечень государственных и муниципальных услуг, предоставление которых может быть организовано по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг»
Похожие записи:
-