Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Целевой прием в вуз в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Будущих врачей в России продолжат готовить преимущественно по целевому набору. Это обеспечит больницы и поликлиники новыми кадрами, а выпускникам даст гарантии трудоустройства. Квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2022 год утвердил Председатель Правительства Михаил Мишустин.
Каждый год Правительство на основе заявок от регионов определяет, сколько процентов от общего числа бюджетных мест по каждой специальности отводится для целевиков. Они в свою очередь поступают в учебное заведение по направлениям будущих работодателей и учатся бесплатно. После получения диплома выпускник должен отработать не менее трёх лет в организации, которая его направила.
В предстоящем учебном году большинство бюджетных мест по медицинским специальностям останутся целевыми. В частности, по специальностям «Лечебное дело» и «Педиатрия» их доля составит 75% (специалитет), а по самым дефицитным направлениям ординатуры – 100%.
В числе таких направлений – «Анестезиология», «Акушерство и гинекология», «Радиология», «Рентгенология», «Детская онкология», «Детская эндокринология», «Кардиология», «Неврология», «Оториноларингология», «Офтальмология», «Пульмонология», «Организация здравоохранения и общественное здоровье», «Бактериология», «Инфекционные болезни», «Скорая медицинская помощь».
Увеличить квоты на целевой набор по медицинским специальностям поручил Президент России Владимир Путин по итогам Послания Федеральному Собранию в 2020 году. Это особенно важно для решения кадровых проблем в отдалённых районах и сельской местности.
Среди других направлений одни из самых больших квот выделены для будущих специалистов в области радиоэлектронных систем и комплексов, эксплуатации железных дорог, систем обеспечения движения поездов. Доля целевых бюджетных мест по ним составит 70%. Также большие квоты – 60% – выделены для специальностей «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей», «Проектирование авиационных и ракетных двигателей», «Самолёто- и вертолётостроение», «Испытание летательных аппаратов».
Документ будет опубликован.
Работа Правительства:
- Высшее, послевузовское и непрерывное образование
Министерства и ведомства, органы при правительстве:
- Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (Минобрнауки России)
Минобрнауки обновило правила приёма в вузы
Ноябрь
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
В новой редакции пункта 26 Порядка сказано:
«При приёме на обучение в рамках контрольных цифр поступающий использует право на приём без вступительных испытаний для подачи заявления о приёме на обучение только в одну организацию высшего образования только на одну образовательную программу по выбору поступающего (вне зависимости от количества оснований, обусловливающих соответствующее особое право). Право на приём без вступительных испытаний может быть использовано поступающим при подаче заявления о приёме на обучение по различным условиям поступления в рамках одной организации высшего образования и одной образовательной программы».
В прежней редакции Порядка была аналогичная норма, но наряду с ней действовала ещё такая оговорка: «Каждое из указанных особых прав может быть использовано поступающим при одновременном поступлении на обучение по различным условиям поступления в рамках одной организации высшего образования и одной образовательной программы». В новой редакции её нет.
Получается, не имеет значения, сколько грамот о победах в разных олимпиадах предъявит абитуриент, на основании их всех он сможет подать заявление о приёме вне конкурса только на одну программу.
Новая редакция Порядка закрепила возможность приёма граждан Беларуси на основании результатов проводимого в их стране централизованного тестирования. Эти результаты приравниваются к результатам общеобразовательного вступительного испытания (то есть к ЕГЭ), если абитуриент не сдавал в соответствующем году российский ЕГЭ. Но важно, чтобы это тестирование было пройдено в текущем или предшествующем календарном году. Порядок признания результатов белорусского централизованного тестирования в качестве результатов общеобразовательных вступительных испытаний вуз устанавливает сам.
Целевой набор в вузы в 2022 году
Целевой набор, он же целевой прием (это название уже не используют), он же прием на целевое обучение/направление — это программа в вузах и колледжах (то есть, как высшего, так и среднего профессионального образования), при которой студент обучается за счет государства, по выделенной квоте. Специфика целевого набора в том, что студент учится бесплатно, но после окончания учебного заведения должен отработать не меньше 3-х лет в той организации, которая указана в договоре как работодатель.
Те, кто поступают по целевому набору, участвуют не в общем конкурсе, а в целевом. И обычно конкурс получается значительно ниже — 1,5-2 человека на место. В результате студент получает бесплатное образование, заказчик – подготовленные кадры, вуз — заполненное оплаченное место, работодатель — квалифицированного специалиста. Поговорим, что надо учесть в этой идиллической картине, чтобы доучиться и не потерять деньги.
С 2019 года программу целевого набора и работодателя, который участвует в программе, ищет сам абитуриент. Целевое обучение предполагает квоты и отдельный конкурс, и фактически обучение «целевиков» оплачивается из государственного бюджета. Поэтому заказчиком обучения, к которому должен обратиться абитуриент, могут выступать только государственные органы, госкорпорации или организации, у которых в уставном капитале есть доля государства, например, Сбербанк.
Все типы предприятий, к которым можно обратиться за направлением на целевое обучение:
1. Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
2. Государственные и муниципальные учреждения, унитарные предприятия.
3. Государственные корпорации.
4. Государственные компании.
5. Организации, включенные в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса.
6. Хозяйственные общества, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
7. Акционерные общества, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации.
8. Дочерние хозяйственные общества организаций, указанных в пунктах 4, 6 и 7.
9. Организации, которые созданы государственными корпорациями или переданы государственным корпорациям в соответствии с положениями федеральных законов об указанных корпорациях.
Больше всего «целевиков» в 2021 году поступило на медицинские специальности. Скорее всего, в 2021 году ситуация будет такой же. Другие направления, по которым легко попасть в целевой набор:
✎ Прикладная математика
✎ Информатика и вычислительная техника
✎ Программная инженерия
✎ Радиотехника
✎ Информационная безопасность
✎ Инфокоммуникационные технологии и системы связи
✎ Приборостроение
✎ Авиастроение
✎ Машиностроение
✎ Лазерная техника и лазерные технологии
✎ Ракетные комплексы и космонавтика
✎ Материаловедение и технологии материалов
✎ Баллистика и гидроаэродинамика
✎ Стандартизация и метрология
✎ Нанотехнологии и микросистемная техника
✎ Радиоэлектронные системы и комплексы
✎ Металлургия
✎ Химическая технология
✎ Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии
✎ Системный анализ и управление
Важно понимать, что искать желанного работодателя придется самостоятельно. Это значит, что вам необходимо изучить доступную информацию в интернете, написать письма потенциальным работодателям и самим устроить свое счастливое профессиональное будущее.
Какой план действий мы рекомендуем
1. Определитесь с профессией. Целевое обучение — это ваша программа на ближайшие 6-9 лет, поэтому с выбором профессионального направления ни в коем случае нельзя прогадать. Вы уже знаете, какие последствия вас ждут, если вы не доучитесь или не захотите работать в выбранной организации. Поэтому рекомендуем уделить время и силы профориентации. В этом вам помогут наши бесплатные экспресс-тесты и развернутые программы по профориентации: Профориентатор, Профориентация+, Профориентация 360°.
Правила приема 2022: новые возможности
Лучше начать подготовку заранее. Как правило, организации начинают подбирать кандидатов на целевое обучение за несколько месяцев (чаще с февраля по апрель) до начала приёмной кампании вузов. Будем считать, что специальность вы уже выбрали, поэтому следующий шаг — поиск информации о потенциальном заказчике целевого обучения (это организация или лицо, которое оплатит обучение). Заказчик заранее договаривается с вузом о выделении целевых мест, поэтому важно изучить сайты:
• приемных комиссий интересующих вузов, где размещается информация о сотрудничестве с заказчиками целевого обучения;
• государственных учреждений и органов (министерства, администрации, департаменты вашего города или региона);
• предприятий с долей государственного участия (Росатом, Газпром, РусГидро, Транснефть, РЖД и другие).
С 1 января 2019 года заказчиком целевого обучения может стать индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Поэтому вы можете найти бизнесмена или компанию, которая будет готова оплатить ваше обучение и трудоустроить после выпуска.
Если вы нашли организацию-заказчика, подайте в неё заявку. Отбор абитуриентов заказчиком законодательно не регулируется, поэтому каждый проводит его по-своему: в формате конкурса, квеста, кейс-турнира или какой-либо иной форме. При подаче заявки, возможно, понадобится пройти собеседование, предоставить выписку с оценками и информацию о достижениях. Эти требования индивидуальны, поэтому лучше посетить сайт заказчика целевого обучения.
Если заказчик заключил с вами договор, подайте документы в вуз на целевое обучение. О сроках подачи документов читайте в статье о поступлении. Бывает, что абитуриентов-«целевиков» больше, чем количество выделенных целевых мест. В этом случае среди абитуриентов проводится конкурс.
Не забывайте про ЕГЭ и минимальные баллы. Выбор целевого обучения не освободит от экзаменов, а перейти минимальный порог нужно, чтобы вуз принял документы для поступления.
У многих крупных вузов заключены договоры с компаниями и государственными органами. Это позволяет получить качественное образование, а сразу после окончания вуза — работу. Ниже приведены несколько примеров вузов и компаний. Информацию о целевом обучении в интересующих вас вузах вы можете найти самостоятельно на их сайтах.
МГТУ им. Н.Э. Баумана: Роскосмос, Росатом, Минпромторг России;
Московский авиационный институт: ОАК «Сухой», ОАК «Туполев»;
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова: Федеральное медико-биологическое агентство, Управление делами Президента РФ, учреждения здравоохранения Санкт-Петербурга;
Санкт-Петербургский государственный университет: правительство Ленинградской области, администрация города Пскова;
Московский государственный технологический университет «Станкин»: ПАО «Тульский оружейный завод», корпорация «Тактическое ракетное вооружение»;
Московский политехнический университет: «Московский аэропорт Домодедово», ОАО «КАМАЗ»;
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет: «Газпром», Роскосмос, Росатом;
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I: РЖД, Северо-Западная дирекция скоростного сообщения.
В 2019 году целевое обучение ждут изменения. О них важно знать тем, кто не хочет учиться на бюджете или платном, а планирует стать студентом-«целевиком»:
- После окончания вуза выпускник обязан отработать не менее 3 лет в организации, с которой заключен договор.
- При невыполнении условий договора выпускник возмещает все расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки.
- За нетрудоустройство выпускника организация обязана выплатить штраф в трехкратном размере среднемесячной начисленной заработной платы в субъекте РФ, на территории которого должен был быть трудоустроен гражданин.
- Договор о целевом обучении можно заключить с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
К целевому обучению абитуриенты относятся неоднозначно. Одни рассматривают его как возможность не участвовать в общем конкурсе, что кажется легким вариантом. Другие же целенамеренно обучаются на целевом, чтобы получить бесплатное образование и к тому же гарантированную работу по окончании вуза. Если вы хотите стабильного будущего, то целевое обучение поможет вам его обеспечить.
Автор: Владислав Селиванов, психолог и консультант по карьере Поступи Онлайн.
21.11.2018 —
Нажимая на кнопку «Подать документы», вы переходите на сайт РАНХиГС. После подачи документов, не забудьте, пожалуйста, вернуться на сайт абитуриентов СЗИУ РАНХиГС.
Как работает целевое обучение?
Наименование образовательного учреждения, в котором планируется прохождение подготовки | Наименование специальности высшего образования | Минимальный проходной балл | Общее количество баллов | ||
ХИМИЯ | БИОЛОГИЯ | РУССКИЙ | |||
Северный государственный медицинский университет | Лечебное дело | 40 | 40 | 50 | 130 |
Педиатрия | 40 | 40 | 50 | 130 | |
Стоматология | 40 | 40 | 50 | 130 | |
Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И.Мечникова | Лечебное дело | 50 | 50 | 50 | 150 |
Стоматология | 50 | 50 | 50 | 150 | |
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет | Лечебное дело | 60 | 55 | 55 | 170 |
Педиатрия | 55 | 55 | 55 | 165 | |
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П.Павлова | Лечебное дело | 45 | 45 | 45 | 135 |
Стоматология | 45 | 45 | 45 | 135 | |
Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова (Сеченовский Университет) | Лечебное дело | 55 | 55 | 55 | 165 |
Петрозаводский государственный университет | Лечебное дело | 50 | 50 | 50 | 150 |
Педиатрия | 50 | 50 | 50 | 150 | |
Национальный медицинский исследовательский центр имени В. А. Алмазова | Лечебное дело | 65 | 65 | 55 | 185 |
Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова | Лечебное дело | 50 | 50 | 50 | 150 |
Педиатрия | 50 | 50 | 50 | 150 |
* согласно утвержденным правилам приема на 2021/2022 учебный год в образовательных организациях
- Приказ Министерства здравоохранения Мурманской области от 27.04.2020 № 223 «О внесении изменений в Порядок отбора граждан для заключения договора о целевом обучении с целью получения высшего медицинского или фармацевтического образования в Российской Федерации»
- О порядке заключения договора о целевом обучении
- Приказ Министерства здравоохранения Мурманской области от 25.03.2020 № 146 «Об утверждении порядка отбора граждан для заключения договора о целевом обучении»
- Распоряжение Министерства здравоохранения Мурманской области от 28.04.2020 № 140 «О внесении изменений в распоряжение Министерства здравоохранения Мурманской области от 25.03.2020 № 111»
- Распоряжение Министерства здравоохранения Мурманской области от 25.03.2020 № 111 «О целевом обучении»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 года № 302 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2013 г. № 1076»
- Порядок выплаты стипендий
- Информация о сроках проведения вступительных испытаний приведена в пункте 3.21 раздела 3 «Правил приема в 2022 году в СГТУ имени Гагарина Ю.А.»
- Перечень вступительных испытаний при приеме в СГТУ на образовательные программы высшего образования с указанием приоритетности вступительных испытаний
- Расписание вступительных испытаний, консультаций и апелляций при приеме на бакалавриат, специалитет, магистратуру
Федеральным законом от 03.08.2018 г. № 337-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования целевого обучения» внесены изменения в Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которые вступили в силу с 1 января 2019 года.
Статья 56 «Целевое обучение» изложена в новой редакции, в соответствии с которой целевой прием в вузы заменяется приемом на целевое обучение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2020 г. № 1681 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования» утверждены:
- Положение о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, в котором установлен порядок заключения и расторжения договора о целевом обучении, условия определения и изменения места осуществления трудовой деятельности, порядок и основания освобождения сторон от исполнения обязательств по договору о целевом обучении, порядок выплаты компенсации, порядок определения размера расходов и их возмещения и особенности приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования;
- Правила установления квоты приема на целевое обучение, устанавливаемой по специальностям и направлениям подготовки высшего образования Правительством Российской Федерации с учетом потребностей экономики в квалифицированных кадрах и отраслевых особенностей.
- Квота приема на целевое обучение на 2022 год
- Типовая форма договора о целевом обучении. Ознакомьтесь с Типовой формой договора о целевом обучении в СГТУ.
математика
русский язык
обществознание или география
русский язык
история или география
русский язык
математика или биология
русский язык
Условные обозначения и примечания:
*английский, немецкий или французский язык по выбору поступающего.
Приложение 3
ПЕРЕЧЕНЬ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ, ПРОВОДИМЫХ ПГНИУ
для поступающих на базе среднего профессионального образования,
при приеме в 2022 году в ПГНИУ и СГПИ филиал ПГНИУ
на бюджетные места и на места по договорам об образовании
Целевое обучение
Целевой набор представляет собой программу, направленную на взаимодействие образовательных организаций, частных компаний и молодых специалистов. Это действенный инструмент государственного регулирования, который помогает ликвидировать нехватку кадров в тех областях экономики, где она в данный момент присутствует.
При таком раскладе выгоду получают все: студент учится бесплатно, однако не участвует в общем конкурсе на бюджет; вуз/техникум закрывает набор на определенные (обычно не самые востребованные) специальности; работодатель получает минимум на 3-5 лет квалифицированного сотрудника с профильным образованием.
Что касается законодательного регулирования, то целевой набор производится согласно 56 статье ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”. В ней говорится о том, что:
- “целевые” студенты обучаются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
- право пользования программой предоставляется гражданам, принятым по конкурсу;
- работодатель, не исполнивший обязательства по договору, обязан возместить расходы образовательной организации, погасить штраф (двукратный размер понесенных вузом затрат), а также компенсировать в двукратном размере расходы студента, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки.
Будучи способом привлечения молодых людей к работе в не самых популярных отраслях экономики, целевой набор имеет ряд специфических особенностей:
- абитуриент может легко поступить на кафедры даже с конкурсом больше десяти претендентов на место;
- студент-целевик получает образование бесплатно;
- мест, доступных по программе, обычно от 5 до 30% в общем наборе;
- сотрудничать со студентом могут как государственные субъекты хозяйствования, так и частные компании вне зависимости от их величины (начиная с маленьких ИП, заканчивая международными корпорациями типа “Газпром”);
- квота целевого набора действует только на некоторые направления и присутствует не во всех вузах/колледжах;
- абитуриент находит заинтересованную в нем организацию самостоятельно;
- если “целевой” студент не достиг 18 лет, для участия в программе требуется предоставить согласие родителей или опекунов;
- работодатель может взять на себя обеспечение молодого человека жильем, стипендией и местом прохождения практики.
Взамен предоставляемых льготных условий будущий дипломированный сотрудник обязуется отработать в компании не меньше 3 лет с момента зачисления в штат.
Чтобы получить целевое направление, молодой человек должен:
- внимательно ознакомиться с условиями программы;
- сдать ЕГЭ, соответствующие его специальности;
- найти работодателя, который согласится принять его на должность после окончания обучения;
- выбрать вуз/колледж, предоставляющий целевые квоты;
- выиграть по результатам конкурса (чаще всего конкурс составляет 1,5 — 2 человека на место).
Поскольку претендентов на целевые квоты обычно немного, это прекрасная возможность учиться бесплатно для тех абитуриентов, которым после ЕГЭ не хватает баллов, чтобы пройти на бюджет. Кроме того, помимо отсутствия финансовых затрат непосредственно на обучение, студенту не придется думать о съемном жилье, месте отработки практики и средствах на жизнь, так как за все это отвечает будущий наниматель.
Доступные специальности в 2020 году:
- Медицинский профиль (семейный врач, врач скорой помощи, стоматолог, терапевт, сетевой врач, ветеринар и т.д.);
- Прикладная математика;
- Лазерные техника и технологии;
- IT-безопасность;
- Радиотехника;
- Авиа- и машиностроение;
- Информационные технологии;
- Программная инженерия;
- Связи с общественностью;
- Приборостроение;
- Микросистемная техника и нанотехнологии.
Дополнительно льготный набор проводится по следующим профилям:
- Материаловедение;
- Метрология и стандартизация;
- Динамика флюидов;
- Металлургия;
- Управление и аналитическая деятельность.
Как видно из приведенных выше списков, целевые квоты предоставляются в основном на сложные технические специализации, а также на направления, предполагающие тяжелые условия труда. Так, например, геологи трудятся по всей стране, включая Крайний Север, а зоотехники большую часть рабочего дня проводят на фермах и в животноводческих хозяйствах, где далеко не всегда есть отопление и даже крыша над головой.
Для абитуриента сотрудничество с будущим работодателем – хорошая возможность обойти традиционно большой конкурс на поступление в мед. университет. Идеально, если перед принятием решения об обучении в вузе молодой человек окончит медицинский колледж. Среднее образование позволит понять, что выбранный профиль ему подходит, а лечение людей является его призванием.
Получить целевое направление можно в Департаменте здравоохранения того города или района, где проживает абитуриент, рассчитывающий на льготное место. Причем подать заявку необходимо за полгода-год до начала вступительной кампании.
Алгоритм действий в данном случае выглядит так:
- молодой человек выбирает интересующую его специализацию;
- обращается в Департамент здравоохранения по месту жительства, заявляя о своем желании претендовать на целевую квоту;
- параллельно ищет частные организации, нуждающиеся в сотрудниках узкого профиля (неонатолог, ожоговый хирург, детский нейрохирург и т.д.);
- собирает бумаги, необходимые для спонсора обучения;
- обсуждает предоставление социального пакета и условия отработки;
- заключает договор;
- прикрепляет скан договора при поступлении в университет.
Достаточно часто работодатели сами предлагают оплатить учебу в вузе своим сотрудникам, имеющим диплом колледжа/техникума, поэтому целевые квоты доступны как бывшим школьникам совсем без опыта, так и людям со средним образованием.
Что касается вопроса “Где найти заказчика?”, то здесь следует обратить внимание на государственные мед. учреждения, где присутствует стабильная нехватка квалифицированных кадров, либо на частные медицинские центры (лучше сетевые), которым нужны врачи узкого профиля.
Поиск спонсора – дело трудоемкое, поскольку подготовка специалиста с нуля стоит достаточно дорого. Однако нельзя опускать руки после первого отказа, ведь если не десятая, то сотая попытка обеспечить себе льготное место обязательно увенчается успехом!
Договор о целевом обучении – это стандартный гражданско-правовой договор, составляемый по форме, утвержденной Правительством РФ. Сторонами в данном случае выступают Заказчик (если говорить про мед. вуз, например, Министерство здравоохранения или частная клиника) и Гражданин (абитуриент).
В обязательства заказчика входит предоставление:
- жилплощади;
- мер материальной поддержки (стипендия);
- побочных образовательных услуг, прохождение которых предусмотрено учебной программой вуза.
Ключевым пунктом договора является трудоустройство получившего диплом выпускника на соответствующую приобретенной специализации должность не позднее срока, прописанного в документе.
На что следует обратить внимание при заключении договора абитуриенту? На то, что, согласно п. 2 ст. 56 Закона № 273-ФЗ, он обязан не только пройти всю образовательную программу в формате очного/заочного обучения, но и отработать на предприятии не меньше 3 лет по направлению, отвечающему приобретенной квалификации.
В бумагах должны быть обозначены следующие пункты:
- полное наименование компании-нанимателя;
- сфера ее деятельности;
- должность и трудовые обязанности, которые предстоит выполнять студенту-целевику после зачисления в штат организации;
- период времени, за который выпускник должен устроиться на работу;
- меры социальной поддержки, оказываемые “целевому” студенту.
Чтобы участвовать в конкурсе на целевую квоту, будущему абитуриенту следует озаботиться вопросом поиска “спонсора” за год до поступления. В этом случае молодому человеку хватит времени, чтобы подобрать государственную или частную организацию, которая не просто согласиться оплатить его образование, но и будет интересна ему самому.
Если брать медицинский профиль, то тут, безусловно, проще получить направление в государственной клинике (через Министерство здравоохранения), чем искать коммерческое предприятие. Однако стоит учесть, что частные мед. центры зачастую оборудованы современным высокоточным оборудованием, с которым молодому специалисту работать легче и приятнее, чем со сложными в использовании и морально устаревшими аппаратами, установленными в большинстве поликлиник.
“Целевого” абитуриента не должен волновать вопрос “В каком объеме будет оплачиваться обучение?”, поскольку от него не потребуется никаких финансовых вложений. Всю ответственность на себя берет компания, согласившаяся спонсировать образование своего будущего сотрудника. От соискателя потребуется только высокая мотивированность, скрупулезность в учебе, “внеклассная” активность (волонтерство, программы обмена опытом, получение дополнительных знаний по специализации) и большое желание профессионального роста.
Кроме того, предварительно согласовав с нанимателем меры социальной помощи, студент на все время обучения может забыть о любых материальных аспектах образовательного процесса. Что касается необходимых для поступления документов, пакет бумаг абитуриента-целевика отличается от стандартного всего на один договор, однако дает огромное преимущество при зачислении: уменьшает конкурс, гарантирует бесплатное образование, обеспечивает рабочим местом еще до момента поступления в вуз.
Эта возможность появилась с прошлого года – ряд банков начал предоставлять целевые кредиты на обучение под льготный процент. Особенность этого займа в том, что львиную долю процентной ставки гасит государство.
Приблизительная схема такого кредита выглядит следующим образом:
- полная процентная ставка составляет 14,66% в год, из них непосредственно студент выплачивает лишь 3 процента, а остальные – выплачивает государство;
- первый год учебы – необходимо выплатить 40% от положенных платежей;
- второй год учебы – уже 60% платежей;
- третий и последующие года обучения – проценты вносятся без льготных условий, но в то же время – без оплаты основной части задолженности;
- через девять месяцев по окончании учебы вступает в силу обычный режим платежа – и тела кредита и процентов по нему.
Общий срок займа – пятнадцать лет, но разрешается и досрочное погашение.
Во многих высших учебных заведениях, заинтересованных в подготовке специалистов высокого класса, существует практика, когда на платных отделениях отмечают талантливых или особенно усердных студентов и переводят их после первого курса на бюджетные отделения. Так что, проявив себя с этой стороны, есть реальная возможность перейти на бесплатное обучение.
Как в 2020 году поступить в вуз по целевому направлению?
Код специальности, направления подготовки | Наименование специальности, направления подготовки | Контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2021/22 учебный год | Количество мест для приема на целевое обучение по специальностям, направлениям за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета | Субъект Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, организация |
---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
31.08.20 | Психиатрия | 24 | 1 | Министерство здравоохранения Республики Калмыкия |
5 | Министерство здравоохранения Чеченской Республики | |||
2 | Министерство здравоохранения Московской области | |||
1 | Министерство здравоохранения Саратовской области | |||
1 | ФГБОУ ВО СОГМА Минздрава России | |||
3 | Министерство здравоохранения Республики Северная Осетия — Алания | |||
8 | ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России | |||
1 | Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области | |||
31.08.21 | Психиатрия-наркология | 8 | 1 | Министерство здравоохранения Республики Калмыкия |
1 | Министерство здравоохранения Тульской области | |||
1 | ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России | |||
2 | Министерство здравоохранения Республики Северная Осетия — Алания | |||
2 | Министерство здравоохранения Калининградской области | |||
1 | Министерство здравоохранения Мурманской области | |||
31.08.22 | Психотерапия | 3 | 2 | Министерство здравоохранения Республики Северная Осетия — Алания |
31.08.23 | Сексология | 2 | 1 | Все заказчики целевой подготовки |
31.08.24 | Судебно-психиатрическая экспертиза | 6 | 1 | Министерство здравоохранения Калининградской области |
1 | Министерство здравоохранения Республики Северная Осетия — Алания | |||
2 | Все заказчики целевой подготовки | |||
Всего | 43 | 37 |
Код специальности, направления подготовки | Наименование специальности, направления подготовки | Контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2021/22 учебный год | Количество мест для приема на целевое обучение по специальностям, направлениям за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета | Субъект Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, организация |
---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
31.08.66 | Травматология и ортопедия | 20 | 17 | ФГБУ «НМИЦ ТО им. Н.Н. Приорова» Минздрава России |
1 | ФГБОУ ВО СОГМА Минздрава России | |||
2 | Министерство здравоохранения Республики Северная Осетия — Алания | |||
Всего | 20 | 20 |
Код специальности, направления подготовки | Наименование специальности, направления подготовки | Контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2021/22 учебный год | Количество мест для приема на целевое обучение по специальностям, направлениям за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета | Субъект Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, организация |
---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
31.00.00 | Клиническая медицина | 61 | 2 | ФГБОУ ВО СОГМА Минздрава России |
32.00.00 | Науки о здоровье и профилактическая медицина | 3 | ||
30.00.00 | Фундаментальная медицина | 5 | ||
Всего | 69 | 2 |
Код специальности, направления подготовки | Наименование специальности, направления подготовки | Контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2021/22 учебный год | Количество мест для приема на целевое обучение по специальностям, направлениям за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета | Субъект Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, организация |
---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
31.00.00 | Клиническая медицина | 8 | 1 | ФГБОУ ВО СОГМА Минздрава России |
1 | ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России | |||
32.00.00 | Науки о здоровье и профилактическая медицина | 1 | ||
Всего | 9 | 2 |
Код специальности, направления подготовки | Наименование специальности, направления подготовки | Контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2021/22 учебный год | Количество мест для приема на целевое обучение по специальностям, направлениям за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета | Субъект Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, организация |
---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
31.00.00 | Клиническая медицина | 15 | 1 | Все заказчики целевой подготовки |
32.00.00 | Науки о здоровье и профилактическая медицина | 3 | ||
33.00.00 | Фармация | 2 | ||
30.00.00 | Фундаментальная медицина | 5 | ||
Всего | 25 | 1 |
Приём документов в рамках целевой квоты осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и на прочие бюджетные места. При подаче заявления необходимо подать копию договора о целевом обучении с предприятием, который даёт вам право на участие в конкурсе на целевые места. Договор необходимо заключить до подачи заявления о приёме в приёмную комиссию.
Набор на целевое обучение в университет осуществляется на основе отдельного конкурса, и абитуриенты, претендующие на целевые места, зачисляются в университет раньше, чем лица, участвующие в общем конкурсе. Абитуриенты, не прошедшие по конкурсу на целевые места, могут участвовать в общем конкурсе.
Наименование конкурсных групп направлений подготовки и специальностей | Код | Контрольные цифры приема | Целевая квота общая | Детализация целевой квоты | Целевая квота иных заказчиков приема на целевое обучение | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Предприятия Роскосмоса | Предприятия Минпромторга | Предприятия Росатома | Министерство обороны Рф | Федеральная служба судебный приставов | Отдельные федеральные органы исполнительной власти (Квота утверждена отдельным актом Правительства РФ) | |||||
Информационная безопасность телекоммуникационных систем | 10.05.02 | 6 | 4 | 2 | 2 | 0 | ||||
Радиоэлектронные системы и комплексы | 11.05.01 | 85 | 60 | 10 | 27 | 2 | 21 | |||
Проектирование, испытание и информационное обеспечение ракетно-космических систем | 24.05.01, 24.05.03 | 245 | 159 | 47 | 59 | 10 | 43 | |||
Проектирование авиационных и ракетных двигателей | 24.05.02 | 95 | 57 | 7 | 12 | 20 | 18 | |||
Интегрированные системы летательных аппаратов | 24.05.05 | 159 | 40 | 14 | 2 | 24 | ||||
Системы управления летательными аппаратами | 24.05.06 | 114 | 68 | 4 | 21 | 2 | 10 | 31 | ||
Самолёто- и вертолётостроение | 24.05.07 | 160 | 96 | 70 | 20 | 6 | ||||
Специальные организационно-технические системы | 27.05.01 | 38 | 11 | 2 | 5 | 4 |
В 2018 году в правительстве планируют принять новый закон, который ужесточит условия целевого приема. Ожидается, что минимальный срок обязательной отработки на предприятии после обучения сделают не менее 3 лет.
В договоре между абитуриентом и работодателем появится новый участник — вуз. Он будет ответственным за наличие в документе всех обязательств для обеих сторон. Также планируется ужесточить ответственность по неисполнению этих обязательств.
В популярных вузах страны высокий конкурс на целевые места
Правила поступления в вузы опять меняют: 10 главных новшеств 2022 года
Заявление и полный пакет нужных документов необходимо предоставить в вузы не позднее 20 июня 2022 года. До 27 июля учебное заведение должно опубликовать конкурсные списки. Но это не все важные для будущих студентов даты. Вот более подробный список:
- 28 июля – последний день, когда можно подать заявление о согласии на приоритетное направление;
- 30 июля – учебные заведения издают приказы о приоритетном зачислении;
- 3 августа – заканчивается прием заявлений о согласии абитуриентов на основное зачисление;
- 9 августа – вузы готовят приказы об основном зачислении студентов.
Будущие студенты имеют возможность подать документы максимум в пять высших учебных заведений. По-прежнему будет возможно участие в едином конкурсе по нескольким смежным специальностям или направлениям.
Каждый вуз самостоятельно принимает решение о количестве специальностей и направлений, по которым может подать документы один абитуриент. Раньше попробовать свои силы можно было только в трех направлениях. Теперь эта цифра варьируется от двух до десяти.
Рекомендуем школьникам заранее задуматься о выборе профессии. Не лишней будет помощь эксперта в решении столь непростого вопроса. Его советы помогут сориентироваться во всем многообразии существующих профессий и специальностей, убедиться в правильности своего решения и наметить план дальнейших действий. Можно найти специалиста, который бесплатно проконсультирует вас.
Высшие учебные заведения получили возможность регламентировать испытания для поступления по нескольким предметам по выбору абитуриентов. По прежнему, будущие студенты по своему усмотрению могут участвовать в конкурсе исключительно по результатам Единого государственного экзамена.
Абитуриенты из Беларуси могут поступать в вузы нашей страны на основании результатов белорусского централизованного тестирования, которое приравнивается к ЕГЭ.
Также учебные заведения самостоятельно устанавливают вступительные испытания, которые необходимо пройти абитуриентам со средним профессиональным или высшим образованием. Ранее такие абитуриенты поступали на равных условиях с выпускниками школ.
Документы для поступления в 2022 предоставляются несколькими способами:
- личное предоставление пакета документов;
- электронная отправка;
- почтовая отправка.
В этом году поступающие получили возможность вносить изменение в заявление о приеме на другую специальность без отзыва ранее поданного заявления. Возможна также подача двух заявлений.
При подаче документов в электронном формате убедитесь в правильности заполнения формы. Сведения в документах должны совпадать с данными на ЕГПУ (Единый портал государственных и муниципальных услуг).
Абитуриенты 2022 года должны лично и в очной форме предоставить аттестат в желаемое высшее учебное заведение.
Как не прозевать бюджетное место в вузе в 2022 году — 7 важных шагов
Сейчас важно определиться, какие предметы сдавать на ЕГЭ. Кстати, ориентироваться только на один университет нельзя — нужно внимательно просмотреть программы всех вузов, которые рассматриваешь для поступления. Часто бывает, что институты предлагают одну специальность, но требования у приемной комиссии разные.
Например, для поступления на факультет журналистики в МГУ нужно сдавать русский и иностранный языки, литературу, а в РАНХиГС — только русский и литературу. Похожая ситуация на рекламе и связях с общественностью: в СЗИУ РАНХиГС надо предоставить результаты по русскому языку, истории и обществознанию, а в СПбПУ им. Петра Великого историю можно заменить иностранным языком.
И наш тебе совет: не можешь определиться с вузом или направлением сразу — отметь в документах все предметы, которые могут пригодится, и прими окончательное решение чуть позже. В любом случае отказаться от сдачи предмета по выбору можно всегда (даже если вовсе не придешь на экзамен, ничего не случится), а вот добавить экзамен — нет.
Нередко медосмотр и получение справки (обычно формы 086-У) — формальность. Ведь кому на факультете журналистики, психологии, дизайна или программирования не напишут «годен для специальности такой-то»?.. Справка чаще нужна для распределения студентов по группам на занятиях физкультурой.
Однако для тех, кто поступает, на «лечебное дело», «фармацию», «педагогику и психологию девиантного поведения» медосмотр обязателен и, вероятно, уже менее формален.
На некоторых направлениях и вовсе медосмотр – одно из условий приема. Например, в первый год обучения в МГТУ им. Баумана тех, кто выбрал направление «радиоэлектронные системы и комплексы», «теплотехника и теплоэнергетика», «ядерные реакторы и материалы», «специальные системы жизнеобеспечения» и некоторые другие, попросят пройти медосмотр. Не удовлетворите определенные требования — придется перейти на другую специальность. Это, кстати, прописано в правилах приема.
Так что не оттягивайте прохождение диспансеризации и получение справки и объективно оценивайте физические возможности и состояние здоровья, чтобы потом не кусать локти.
Обучение студентов по целевым программам было широко распространено в советские времена. Целевым набором с последующей обязательной отработкой выпускников решались вопросы кадрового дефицита в развитии экономики, важнейших отраслей промышленности и науки. Коренные народы СССР, направляя своих кандидатов учиться в столичные вузы, затем обеспечивали себя педагогами, врачами, строителями. Тогда же практиковалась подготовка специалистов под проекты общенародных строек (Магнитка, БАМ, Уралмаш, ДнепроГЭС и др.). По «целевому» молодые люди поступали учиться вне конкурса и учились осознанно.
В девяностые годы прошлого века сохранилась традиция зачислять в вузы на целевые программы по направлениям из регионов или предприятий с гарантией поступления и обучения за счет госбюджета.
Десятилетия в стране отсутствовала внятная законодательная база о целевом обучении, а краткосрочные Президентские программы могли лишь отчасти удовлетворить кадровый голод, наметившийся в различных секторах экономики. Целевой прием лишь частично способствовал своему предназначению – притоку кадров в регионы и отрасли производства. Отсутствие конкурса на целевые места (не более 1,2 человека на место), прием абитуриентов с низкими баллами и плохой подготовкой привело к высокому проценту отсева студентов-«целевиков».
Для пополнения оборонной промышленности молодыми инженерами и техниками каждые пять лет, начиная с 2011 года, утверждается государственный план подготовки научных работников и специалистов по целевому набору в вузы и ссузы. Очередной План охватывает период до 2030 года. Предполагается в течение десяти лет планомерное снижение количества выпускников для организаций ОПК со средним профессиональным образованием в 2,3 раза, с высшим – в 1,5 раза.
Таблица. Приложение к постановлению Правительства РФ от 30 декабря 2020 года № 2369 Государственного плана подготовки кадров со средним профессиональным и высшим образованием для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2021-2030 годы.
Количество граждан, завершивших обучение в соответствии с договором |
||||||||||
2021г. |
2022г. |
2023г. |
2024г. |
2025г. |
2026г. |
2027г. |
2028г. |
2029г. |
2030г. |
|
Ссузы |
1126 |
767 |
693 |
657 |
546 |
534 |
519 |
503 |
489 |
485 |
Вузы |
11608 |
11044 |
10779 |
9958 |
8979 |
8218 |
7902 |
7798 |
7650 |
7539 |
Поступление в вуз по целевой квоте привлекательно тем, что дает дополнительный шанс абитуриенту стать студентом. Действительно, приказы о зачислении «целевиков» подписываются и публикуются на несколько дней раньше приказов основного потока и, в случае неудачи, у молодого человека остается возможность поступить по общему конкурсу.
Однако заключить договор о целевом обучении в последние годы стало сложнее, чем раньше. Это связано с тем, что изменения в законе ужесточили ответственность сторон за невыполнение договорных обязательств по образовательному процессу и трудоустройству.
При введении поправок в законодательство учитывались многочисленные замечания, принятые в ходе общественного обсуждения системы целевого обучения, которая в полной мере себя не оправдала. В критике участвовали заинтересованные в притоке квалифицированных специалистов работодатели – Союз машиностроителей, госкорпорации, администрации регионов.
Выпускники вузов, закончившие целевые программы, неохотно возвращались в свои регионы, а студенты зачастую бросали учёбу и оставались жить в крупных городах. Отмечался высокий процент отсева среди «целевиков» за академическую неуспеваемость. Причина этого отсева связывалась с отсутствием конкурса при поступлении на целевые места (не более 1,2 человека на место) и слабой подготовкой абитуриентов, не готовых осваивать сложные образовательные программы.
Дипломированные выпускники зачастую не выполняли свои обязательства по договору и не возвращались в организации, направившие их на учебу. Отсутствие четкой законодательной базы позволяло им не отрабатывать срок, прописанный в договоре.
В обществе годами складывалось искаженное представление о целевом наборе как о пути поступления в вуз «троечникам». Абитуриенты с высокими баллами, желающие заключить договор о целевом обучении, получали отказ по причине того, что целевые места нужно оставить для «слабых». Ситуация качественно изменилась в связи с внесением изменений в закон об образовании и контролем целевого обучения со стороны государства.
Схема поступления на целевое, на первый взгляд, осталась прежней. После сдачи выпускных экзаменов абитуриент заключает договор с заказчиком (ведомством, организацией или предприятием). Этот договор прикладывается к пакету документов и высылается в приемную комиссию для участия в отдельном конкурсе для «целевиков». Но теперь наличие договора не гарантирует поступление абитуриента в выбранный вуз, а лишь допускает его к участию в конкурсе.
Впервые в 2019 году вузы принимали абитуриентов с договорами о целевом обучении по новым правилам. В Законе об образовании появилась новая статья 71.1, фиксирующая правовую базу целевого обучения и ответственности сторон договора. А к началу приемной кампании вышли постановления Правительства, ранее не имеющие аналогов.
Распоряжением Правительства РФ от 11 февраля 2019г. № 186 утвержден общий перечень специальностей, по которым запланировано целевое обучение. Он включает около 500 наименований. В этом списке 131 направление выделено на ступень бакалавриата, 107 – магистратуры и 89 – специалитета. С 1 января 2019 года студенты получили право на перевод на целевое обучение вне зависимости от того, на каком курсе они учатся.