Какие требования к уголку потребителя для турагентств в 2022 году по закону

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие требования к уголку потребителя для турагентств в 2022 году по закону». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Все, кто продаёт товары или оказывает услуги населению.

Что такое уголок потребителя

Уголок потребителя — это набор документов: часть — тексты законов, часть — информация о продавце. Обычно документы помещают на специальные стенды. Наверное, вы видели такие в магазинах или в налоговой. Они стоят от 500 рублей. Подойдёт и экономный вариант: вложить документы в файлы и положить на стол или прикрепить к стене.

Уголок потребителя размещают внутри помещения. Место должно быть заметным и доступным для покупателей.

Разъяснения по оформлению «уголка потребителя»

  1. Все компании, которые продают товары или оказывают услуги населению, оформляют уголки потребителя. Они помогают потребителям реализовывать свои права.
  2. Уголок потребителя — набор документов о компании и нормативно-правовых актов. Обычно его оформляют в виде стенда. Это не обязательно: подойдут папки или файлы на видном месте.
  3. Затраты на оформление уголка потребителя — от 300 рублей. Штрафы для ИП — от 1500 до 2000 ₽, для ООО — от 30 000 до 40 000 ₽. Решайте сами, рисковать или нет.

Статья актуальна на

Сам по себе Уголок потребителя перекочевал в нашу реальность из советского прошлого. На сегодняшний день, строго говоря, нет никаких требований законодательства, обязующих компании вывешивать этот стенд в своих офисах или торговых помещениях.

Для организаций, занимающихся реализацией путевок, разработан специальный ГОСТ. Его атрибуты – Р 53997-2010. Он содержит как стандарты туристических услуг, так и рекомендации по предоставлению потребителям необходимой информации. Впрочем, данные требования не обязательны, а значит, и наличие Уголка – это скорее пожелание.

Тем не менее нормативная база не ограничивается только названным выше ГОСТом, следовательно, выполнять требования все же придется.

Если отнестись к оформлению рассматриваемого в настоящей статье стенда наплевательски, то, вероятнее всего, неприятности у вас возникнут уже при первой же инспекции Роспотребнадзора или представителей других контролирующих инстанций.

Даже отсутствие одного из упомянутых выше документов рассматривается как очень грубое нарушение, влекущее за собой взыскание в административном порядке. Так:

  • индивидуальные предприниматели платят до 3-х тысяч;
  • юридические лица – до 30 000.

Впрочем, если других проблем проверка не обнаружит, а упущение в оформлении Уголка выявлено в первый раз, то есть шанс отделаться предупреждением.

Истоки понятия «уголок потребителя» уходят своими корнями еще в советские времена. Сегодня термин никак не закреплен юридически, это скорее бытовое название определенного списка документов, которые должны быть в наличии у любой компании.
«Турфирмам рекомендуется руководствоваться нормами ГОСТ Р 53997-2010 «Туристические услуги. Информация для потребителей. Общие требования». Однако в настоящее время эти нормы не являются обязательными к исполнению», — разъясняет Денис Поляков, юрисконсульт в сфере туризма.

Получается, что изначально наличие уголка потребителя — это всего лишь пожелание. Но наше законодательство намного шире и многограннее, воспринимать написанное буквально — чревато. Так, в федеральном законе «О защите прав потребителей», в статьях 6-11, говорится, что туристу должно быть обеспечено право на своевременное получение информации, определяющей правильный выбор услуги. Теоретически, согласно букве закона, турагентство может все рассказывать туристу и устно, по мере надобности доставая какие-то документы из ящика стола для демонстрации. Однако не все так просто: по инициативе Роспотребнадзора ведение уголка потребителя стало носить добровольно-принудительный характер. «Требования о наличии в организации уголков, стендов и папок — это своеобразная интерпретация Роспотребнадзором закона «О защите прав потребителей», — поясняет Денис Поляков.

Таким образом, по закону наличие документов на стенде необязательно, однако удастся ли при проверке убедить в этом контролирующий орган — большой вопрос.

Существует весьма конкретный список документов, на которые Роспотребнадзор обращает внимание в обязательном порядке. Итак, к вам никто не придерется, если на видном месте вы разместите следующие материалы:

Список необходимых и возможных документов для комплекта «Уголок потребителя»:

1. Копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.

2. Копия документа, подтверждающего постановку на налоговый учет и присвоение ИНН.

3. Информация о наличии действительного договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристического продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристического продукта, предусмотренных законодательством РФ (первый и последний лист).

4. Копия лицензии или сертификата соответствия (в случае, если на добровольной основе произведена сертификация услуг).

5. Федеральный закон № 132-ФЗ от 24.11.1996 «Об основах туристской деятельности в РФ».

6. Федеральный закон № 2300-1 от 7.02.1992 «О защите прав потребителей».

7. Федеральный закон № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

8. Федеральный закон № 152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных».

9. Постановление Правительства РФ от 18.07.2007 № 452 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта».

10. Книга отзывов и предложений, зарегистрированная в управе района.

11. Информационные материалы:
• памятки для выезжающих за границу туристов,
• памятки по странам временного пребывания, куда турфирма направляет туристов,
• рекомендации МИД России «Каждому, кто направляется за границу»,
• рекомендации Роспотребнадзора для выезжающих за рубеж «О ситуации с особо опасными инфекционными заболеваниями».

Именно страх перед контролирующим ведомством — Роспотребнадзором — прежде всего заставляет турагентства позаботиться об уголке потребителя. Сами туристы обращают на него внимание довольно редко, признаются коллеги. Конечно, к приходу Роспотребнадзора нужно быть готовым всегда, но все-таки о своих проверках, плановых или внеплановых, ведомство обязано уведомлять, что дает турагенту время подготовиться.

Но чем может быть чревато отсутствие уголка потребителя или невнимательное отношение к Книге жалоб и предложений?

Итак, нарушения, вызванные отсутствием необходимой информации для потребителя, проходят по статьям Кодекса об административных нарушениях.

Все ИП и компании, которые продают товары или оказывают услуги, должны оформить уголок потребителя. Но ни в одном законе эту фразу вы не найдёте. В законах есть только упоминание об информации, которая всегда должна быть на виду у клиента. Её принято называть «уголком потребителя».

Открываете магазин, кофейню, танцевальную студию или сауну — готовьте стопку документов, которую разместите на видном месте. Можете назвать уголок, как вам нравится: «Информация», «Уважаемый клиент!», «Документы, которые мы обязаны вам показать» — или не называть вообще никак. Это не имеет значения.

Уголок потребителя размещают на видном месте, чтобы клиенты могли свободно к нему подойти. Чаще всего — у входа.

Плохая идея — завалить путь к уголку коробками с товаром. Проверяющие могут посчитать информацию недоступной для потребителя, а это шанс заработать предупреждение. Хорошая идея — поставить возле уголка стол и стул, чтобы покупатель мог спокойно почитать закон или написать отзыв в книгу.

Какие требования к уголку потребителя для турагентств в 2022 году по закону

Сферу розницы и оказания услуг населению регулирует множество нормативно-правовых актов. Но если говорить о документах, которые обязывают размещать информацию о продавце или исполнителе, а также правила о продаже товаров и реализации услуг, то вот их перечень:

  • закон от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»;
  • постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 о правилах продажи розничных товаров;
  • постановление Правительства РФ от 21.09.2020 N 1515 о правилах оказания услуг общепита;
  • постановление Правительства РФ от 21.09.2020 N 1514 о правилах бытового обслуживания населения.

Административные санкции за нарушение этих норм предусмотрены статьей 14.5 КоАП РФ. Для индивидуальных предпринимателей сумма штрафа составляет от 3 000 до 4 000 рублей, а для организаций в 10 раз больше: от 30 000 до 40 000 рублей. Применяется также статья 14.8 КоАП РФ, по которой штрафы ниже: от 500 до 1 000 рублей для ИП и от 5 000 до 10 000 рублей для юридических лиц.

Оформление уголка потребителя не требуется только для разносной торговли. Но в этом случае работник продавца должен иметь личную карточку с фотографией, указанием полного имени и кратких сведений о продавце.

Конкретных требований по оформлению уголка потребителя нормативные акты не устанавливают. Говорится только о том, что информация должна быть донесена в открытой и доступной форме.

А это значит, что размещать уголок надо в том месте, куда покупатель или клиент может свободно и без особого разрешения подойти. Поэтому не стоит вешать стенд с информацией за спиной кассира или администратора. Хотя это и гарантирует сохранность документов, но ущемляет права потребителя.

Обычно такие уголки находятся у входа в магазин, но не всегда пространство помещения это позволяет. Тогда надо подобрать другое место, куда можно без проблем подойти.

Размер уголка может быть любым, так же, как и материал, из которого он изготовлен. Часто это фанерный или пластиковый щит, или даже просто каким-то образом обозначенная часть стены. При этом конструкция должна обеспечивать нормальное хранение документов, для чего удобно использовать прозрачные пластиковые карманы.

Информационный уголок или стенд легко изготовить самому из подручных материалов. Но проще купить уже готовый, стоит это совсем недорого. Рядом стоит установить небольшой стол или стойку, где покупатель может подробнее изучить документы или написать жалобу. Если же места совсем мало, то закрепите на стене или стойке специальную папку с перекидными файлами.

Учитывая важность уголка потребителя, можно назначить ответственное лицо, которое будет контролировать наличие и актуальность размещённых здесь документов. Так, если в нормы закона «О защите прав потребителей» или другие акты внесены изменения, надо заменить брошюры или распечатки на действующие.

Раздавать покупателям и клиентам копии документов из уголка продавец не обязан, ведь они представлены только для ознакомления. Но если потребитель хочет зафиксировать нужную информацию, можно предложить ему сделать фото или помочь сделать запись на бумаге.

«Уголок потребителя» является собирательным понятием и его оформление не регламентируется отдельным законом. Суть в том, что в различных НПА имеются требования к размещению определенных документов в общедоступных для клиентов местах. Для удобства предпринимателя и покупателя вся эта информация размещается на одном стенде – уголке покупателя.

Основные требования к документам, которые должны быть доступны для клиентов, содержатся в двух нормативных актах:

  1. Статьях 8-10 Закона «О защите прав потребителей».
  2. Пунктах 8-16 «Правил продажи отдельных видов товаров».

В этих НПА не написано, как правильно должен быть оформлен уголок потребителя, но указано, какие документы должны демонстрироваться клиентам на торговой точке.

Оформлять информационный стенд нужно и при осуществлении продаж, и при предоставлении услуг. Но перечень демонстрируемых документов может отличаться, в зависимости от специфики бизнеса.

Правильно оформленный уголок потребителя в магазине будет полезен и для предпринимателя, и для покупателя. Хотя их интересы могут расходиться.

Итак, правильное оформление уголка потребителя имеет следующие плюсы:

  1. Повышается имидж магазина. Видя стенд, покупатели считают, что предприниматель уверен в качестве своей продукции или услуг, не боится жалоб в контролирующие органы и готов к урегулированию претензий клиентов.
  2. Покупатели могут оценить легальность деятельности предпринимателя, увидеть его лицензии, сертификаты и свидетельства. Это является дополнительной гарантией получения качественных услуг и делает клиентов более лояльным.
  3. Клиенты получают все необходимые данные для направления жалоб в контролирующие инстанции при нарушении их потребительских прав.
  4. Предприниматель при проверках Роспотребнадзора не получит штрафов за несоблюдение прав потребителей.

Как уголок потребителя может спасти турфирму?

(в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 05.02.2007 N 12-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 28.06.2009 N 123-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 30.07.2010 N 242-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 03.05.2012 N 47-ФЗ, от 29.06.2015 N 155-ФЗ, от 02.03.2016 N 49-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ, от 28.12.2016 N 465-ФЗ, от 05.02.2018 N 16-ФЗ, от 18.04.2018 N 71-ФЗ, от 04.06.2018 N 149-ФЗ, от 03.07.2019 N 170-ФЗ, от 16.10.2019 N 336-ФЗ, от 02.12.2019 N 419-ФЗ, от 01.04.2020 N 98-ФЗ, от 08.06.2020 N 166-ФЗ, от 09.03.2021 N 45-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ, от 02.07.2021 N 343-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
4 октября 1996 года

Одобрен
Советом Федерации
14 ноября 1996 года

Настоящий Федеральный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие туристскую деятельность, не могут противоречить настоящему Федеральному закону и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам.

Содержащиеся в других законах и нормативных правовых актах нормы, регулирующие туристскую деятельность, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.

Особенности осуществления туристской деятельности, связанные с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, устанавливаются Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (в ред. Федерального закона от 30.07.2010 N 242-ФЗ)

Действие настоящего Федерального закона не распространяется на паломническую деятельность, осуществляемую религиозными организациями, и на совершение и организацию паломниками собственных паломнических поездок в соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». (в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 170-ФЗ)

Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации,

содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;

определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности;

формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма;

осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

Основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:

обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;

охрана окружающей среды; (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;

развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.

Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего туризма, въездного туризма, социального туризма, детского туризма и самодеятельного туризма. (в ред. Федерального закона от 02.03.2016 N 49-ФЗ)

Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем:

определения приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации;

нормативного правового регулирования в сфере туризма;

разработки и реализации федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма;

содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;

защиты прав и интересов туристов, в том числе оказания им экстренной помощи, а также обеспечения их безопасности; (в ред. Федерального закона от 03.05.2012 N 47-ФЗ)

содействия кадровому обеспечению в сфере туризма;

развития научных исследований в сфере туризма;

классификации объектов туристской индустрии; (в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

формирования и ведения единого федерального реестра туроператоров (далее также — реестр);

информационного обеспечения туризма;

создания благоприятных условий для развития туристской индустрии;

оказания государственных услуг в сфере туризма;

взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями в сфере туризма, в том числе через представительства уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти за пределами Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 05.02.2007 N 12-ФЗ, от 03.05.2012 N 47-ФЗ)

Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (далее — уполномоченный федеральный орган исполнительной власти). (в ред. Федерального закона от 03.05.2012 N 47-ФЗ)

Порядок оказания услуг по реализации туристского продукта, порядок и условия оказания экстренной помощи туристам определяются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 03.05.2012 N 47-ФЗ)

Во время совершения путешествия, включая транзит, турист обязан:

соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания, уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования;

сохранять окружающую среду, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры в стране (месте) временного пребывания; (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

соблюдать правила въезда в страну (место) временного пребывания, выезда из страны (места) временного пребывания и пребывания там, а также в странах транзитного проезда;

соблюдать во время путешествия правила личной безопасности.

Туроператоры и турагенты в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут создавать объединения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, обязаны быть членами объединения туроператоров в сфере выездного туризма, созданного в соответствии с настоящим Федеральным законом. Член объединения туроператоров в сфере выездного туризма до внесения сведений о нем в реестр в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе осуществлять туроператорскую деятельность в сфере выездного туризма. (в ред. Федерального закона от 03.05.2012 N 47-ФЗ)

На этот вопрос есть разъяснения налоговиков. Правда, это не письмо, а ответы на вопросы на сайте ФНС. По мнению ФНС, если самозанятый оказывает услуги или что-то реализует, ему нужно создать уголок потребителя.

Эксперты ФНС согласны, что в законе о самозанятых (от 27.11.2018 № 422-ФЗ) про уголок потребителя нет ни слова. При этом они отмечают, что закон «О защите прав потребителей» (от 07.02.1992 № 2300-1) действует по всей России, для всех, кто производит и продает товары и оказывает услуги. Следовательно, действие закона о правах потребителей распространяется и на самозанятых.

Напомним, что согласно закону покупатель вправе требовать от продавца достоверную информацию о том, что он приобретает. Включая сведения о самом продавце, например, о режиме его работы или о возможности оказывать услуги, которые он предлагает. Данная информация всегда должна быть доступна покупателям.

Вопрос с возвратом денег покупателю от самозанятого отдельно рассматривала ФНС. В письме от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@ налоговики разъясняют, что самозанятый может скорректировать ранее переданные в ФНС сведения о сумме расчетов в случае возврата денежных средств покупателю.

Самозанятый в «Моем налоге» может аннулировать пробитый ранее чек и вернуть полученные по нему деньги. В ФНС при аннулировании чека надо представить пояснения с указанием причин корректировки. Сделать это можно через мобильное приложение «Мой налог», уполномоченных операторов электронных площадок или банки.

В отношении услуг или работ, которые выполнены некачественно, возможны два варианта. Самозанятый может просто переделать их бесплатно и не пробивать чек. В пользу этого подхода тот факт, что услуга, по сути, уже оказана и оплачена: чек выдан покупателю, информация ушла в ФНС и меняться не будет.

Самозанятый также может аннулировать чек, выданный при первоначальном выполнении услуги, вернуть деньги заказчику и сделать всё необходимое заново. Заказчик вновь оплатит оказанную услугу (работу) и самозанятый пробьет новый чек.

Таким образом, у самозанятого есть возможность скорректировать налоговую базу при урегулировании претензий покупателей и заказчиков (возвратах, переделках и т. п.).

С 1 декабря 2021 года начнет действовать новая статья в КоАП. Законодатели одобрили изменения в статью 15.12 в третьем чтении.

Изменения касаются ошибок при оформлении маркировки. Если не передать вовремя сведения. представить их не полностью или передать недостоверные данные при маркировке, то возможно следующее наказание:

  • штраф для должностных лиц от 1 000 до 10 000 рублей;
  • для юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.

Есть шанс отделаться предупреждением.

Статья подразумевает не только штрафы, но и конфискацию немаркированного имущества.

На данный момент существует два основных вида штрафных санкций:

  • производство товаров без нанесения маркировки либо с нарушениями обойдется компании — от 50 000 до 100 000 руб.; а для ответственного сотрудника или предпринимателя — от 5 000 до 10 000 руб. (ч. 1 ст. 15.12 КоАП).
  • для продавцов — за перевозку, хранение и продажу товаров без маркировки, если она обязательна — штраф: для компании — от 50 000 до 300 000 руб.; для должностного лица или ИП — от 5 000 до 10 000 руб. (ч. 2 ст. 15.12 КоАП), покупка для перепродажи немаркированного товара карается точно также.

  • Маркировка 2021-2022: ошибки, нарушения и штрафы, какие товары на очереди

    4,4 тыс. 2

    В законах 132-ФЗ от 24.11.1996 и 264-ФЗ от 29.12.2006 поясняется, какие льготы по закону об агротуризме появились в 2021 году (ст. 7 264-ФЗ, 318-ФЗ от 02.07.2021). В России ввели понятие сельского туризма — это туристические поездки в сельскую местность и небольшие города с населением до 30 000 человек. Туристы приезжают для знакомства с традициями и обычаями, участия в сельскохозяйственных работах без извлечения материальной выгоды. В связи с этим появилось новое направление господдержки сельского хозяйства (развитие сельского туризма) и сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые предоставляют услуги по размещению и организации досуга туристов. Закон об агротуризме вступает в силу 01.01.2022.

    Опубликован проект постановления правительства о поддержке государством развития туризма на селе в форме гранта «Агротуризм». Сельскохозяйственным товаропроизводителям из числа микро- и малых предприятий выделят безвозмездную субсидию. На освоение отводят 24 месяца. Помощь оказывают однократно и на особых условиях.

    Включает:
    ☑ пакет оптимизационных изменений: цель нововведений, условия, нормативно-правовая база изменений;
    ☑ сокращение конкурентных способов закупок как новый подход к развитию контрактной системы в сфере закупок;
    ☑ нововведения при формировании извещения о закупке, типовые формы документов: особенности для участника;
    ☑ введение электронного документооборота от планирования до приемки исполнения контракта. Документы участника закупки.

    Ростуризм начал готовить туристический кешбэк в 2022 году

    Постановление включает изменения при осуществлении закупок среди субъектов МСП.

    В этой статье будут рассмотрены основные изменения, которые касаются участия в закупках.

    ✔ Оптимизация (сокращение) конкурентных способов закупок (44-ФЗ) и изменения «внутри» процедур.
    В настоящее время с учетом требований закона о контрактной системе существует 11 способов закупок. С 1 января 2022 года количество возможных способов закупок будет сокращено. Останутся только электронный аукцион, электронный конкурс, электронный запрос котировок. Подвиды закупок также будут предусмотрены (закрытый конкурс, закрытый аукцион, закрытый конкурс в электронной форме, закрытый аукцион в электронной форме), однако, не будут больше проводиться конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы и перестанет существовать запрос предложений как способ определения поставщика. Заказчик сможет провести процедуру с учетом нового перечня конкурентных процедур или в установленных законом случаях путем закупки у единственного поставщика.
    Порядок осуществления закупок будет видоизменен. Рассмотрим в сравнении основные изменения в части порядка проведения закупок на примере электронного аукциона:

    Какие произойдут изменения

    В настоящее время

    С 1.01.2022

    Заявка

    Состоит из двух частей

    Единая форма заявки без разделения на части

    Возможность внести изменения в извещение

    Не позже, чем за 2 рабочих дня до окончания срока подачи заявок

    Не позже, чем за 1 рабочий день до окончания срока подачи заявок

    Участие в торгах: время для подачи ценового предложения

    10 минут

    4 минуты

    Общее время для проведения торговой сессии

    Не ограничено

    5 часов с момента начала торгов

    ✔ Помимо процедурных изменений также предусмотрены структурные нововведения. Например, вместо актуальных на сегодняшний день извещения и документации закупки по всем видам процедур (за исключением запроса котировок) с 2022 года будет предусмотрено только извещение о закупке, которое будет включать типовые условия и требования. Однако извещение в виде обязательных условий все равно будет включать проект контракта, инструкцию по заполнению заявки, требования к заявке на участие и иную обязательную информацию. Типовыми будут и требования к заполнению заявки на участие в электронном аукционе и в электронном запросе котировок. По этим процедурам разными будут только срок и способ подачи ценового предложения. Документация о закупке будет предусмотрена только для закрытых закупок.

    ✔ На всех этапах проведения закупочных процедур будет предусмотрен электронный документооборот. Масштабные изменения начались еще в текущем году, однако по отдельным этапам проведения закупки использование ЭДО не является обязательным, применение электронных документов сейчас предусмотрено в «пилотном» режиме. Так, например, у участника с 5 июля 2021 года появилась возможность направить жалобу в электронном виде при помощи нового функционала личного кабинета ЕИС.
    В 2022 году все стадии закупок будут оформляться электронными документами, в том числе и оплата по контрактам будет происходить на основании электронных актов, размещенных в ЕИС и подписанных с двух сторон.

    ✔ Сокращение сроков оплаты по контрактам.
    С учетом требований действующих положений законодательства при проведении закупки на общих основаниях (участниками могут быть все поставщики независимо от категории организации) оплата по контракту (после подписания закрывающих документов) происходит в течение 30 календарных дней. Если закупка проводилась с учетом особых требований (ст. 30 44-ФЗ), то есть участниками могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально-ориентированные некоммерческие организации, оплата происходит в течение 15 рабочих дней. В 2022 году установлены следующие сроки оплаты по контрактам: 10 дней для закупки среди СМП, СОНКО и 15 дней, если закупка проводилась среди всех участников. На этом сокращение срок оплаты не будет завершено. С 2023 года предусмотрен более короткий срок оплаты. Закупка для СМП, СОНКО — 7 дней, закупка для всех — 10 дней.
    Заказчики смогут уменьшать сумму оплаты на размер штрафа, пени и неустойки, если поставщик нарушал свои обязательства по контракту в ходе его исполнения. Условие об этом должно быть обязательно включено в контракт.

    • Юридический отдел
    • Услуги регистрации
    • Финансовый аудит. Бухучет
    • Услуги для турбизнеса
    • Классификация гостиниц
    • Загранпаспорта
    • Продажа/ Покупка турфирм
    • Обучение. Консалтинг

      В Законе «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 сказано о том, что:

      1. Потребитель имеет право истребовать от поставщика товара или услуги достоверной информации о хозяйствующем субъекте, режиме его работы и тех товарах и услугах, которые он продает.

      При этом, предполагается, что продавец не будет ждать, пока эти сведения покупатель фактически запросит: они должны быть опубликованы на всеобщее обозрение в наглядной и доступной форме «способами, принятыми в сфере обслуживания».

      Та же самая обязанность установлена для «уполномоченных» хозяйствующих субъектов — тех, которые представляют интересы другого хозяйствующего субъекта и выполняют задачи по удовлетворению требований потребителя в случае выявления фактов продажи товаров ненадлежащего качества.

      1. Хозяйствующий субъект обязан доводить до своих потребителей исключительно наглядным способом — посредством размещения на вывеске, следующие сведения:
      • фирменное наименование хозяйствующего субъекта — при наличии;
      • место нахождения торгового предприятия;
      • режим работы магазина или сервиса.

      Итак, главные критерии расположения уголка потребителя — это удобство и доступность размещенной информации с точки зрения ознакомления с ней покупателем или клиентом. Общераспространенно использование в этих целях специальных информационных стендов, размещаемых на стене магазина (места оказания услуг) в непосредственной близости от основного входа. Обычно хватает даже одного такого стенда размером примерно 70 на 50 сантиметров.

      Уголок потребителя — это специальный информационный стенд, на котором располагается документация в перечне, установленном Законом о защите прав потребителей и корреспондирующими с ним нормативными актами. Там необходимо отразить сведения о продавце или поставщике услуг как о хозяйствующем субъекте, о механизмах реализации потребителем своих прав, о лицензиях и свидетельствах на деятельность. По желанию продавца или поставщика услуг на стенде может быть размещена книга жалоб и предложений — которая в любом случае должна выдаваться по требованию посетителя.

      Документы для туристического агентства

      Формирование стенда под названием «Уголок потребителя» регламентировано двумя нормативными документами:

      1. Закон РФ «О защите прав потребителей» (ст. 8–10).
      2. Правила продажи отдельных видов товаров (п. 10).

      Причем в обоих законодательных актах название «Уголок потребителя», отсутствует. Указанными выше законодательными актами определена информация, которую необходимо предоставить потребителю при продаже товаров, оказании услуг. А само название — Уголок потребителя, вышло уже из уст самих предпринимателей.

      Правильное оформление «Уголка потребителя (покупателя)» имеет большое значение. Преимущества состоят в следующем:

      1. Покупатель или клиент, заходя в магазин или в помещение, предназначенное для оказания бытовых услуг, всегда обращает внимание на интерьер. Находящийся в помещении «Уголок потребителя» вызовет доверие к вашей продукции или оказываемым услугам. Его наличие будет означать, что вы гарантируете качество своей продукции или услуг и готовы урегулировать претензии в случае их возникновения.
      2. Покупатель или клиент может убедиться в легальности вашей предпринимательской деятельности, увидев лицензии, сертификаты, свидетельства, дипломы. Это также повысит к вам доверие, а клиент или покупатель станут постоянными посетителями вашего заведения.
      3. Клиенты или покупатели получат все необходимые сведения.
      4. Предприниматель избежит нареканий и штрафов со стороны контролирующих органов.

      Предприятия, относящиеся к любым организационно-правовым формам, изготавливающие, отпускающие продукт или осуществляющие оказание услуг (ст.8 Закона РФ «О защите прав потребителей).

      К таким предприятиям относятся:

      • рестораны, бары, кафе, столовые и т.п.;
      • салоны красоты, парикмахерские, барбершопы, косметологические и косметические салоны , салоны тату и салоны массажа и т.д.;
      • магазины, торговые центры, рынки, аптеки;
      • гостиницы, отели, хостелы;
      • стоматологические клиники и кабинеты.

      Для каждого из вышеперечисленных предприятий существуют особые документы, подлежащие размещению в уголке потребителя. Например для салонов красоты следует иметь в уголке потребителя:

      • правила бытового обслуживания населения в РФ;
      • санитарные правила организации и работы салонов красоты и парикмахерских.

      При оказании услуг гостиниц, отелей и хостелов, дополнительно к основному перечню документов, добавлен еще один документ — Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации.

      Согласно действующему законодательству РФ, перечень документов в уголке потребителя в 2021 году для ИП и ООО следующий:

      1. Свидетельство о госрегистрации (заверенная копия). С 1 января 2017 года, при регистрации ИП или ООО, свидетельства о регистрации ИФНС не оформляет. Вместо свидетельства выдается лист записи нужного реестра – ЕРГЮЛ (для юридических лиц) или ЕГРИП (для ИП). Поэтому, если ваша регистрация произошла до 1 января 2017 года, то используйте свидетельство о регистрации, если после, то разместите в уголке потребителя лист записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
      2. Лицензия — зависит от выбранного вида деятельности (заверенная копия). Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, определены Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.12.2020).
      3. Перечень всех ведомств и органов (в том числе, адреса и телефоны контролирующих органов), выполняющих функцию контроля, и журнал проверок с отметками органов.
      4. Закон РФ „О защите прав потребителей“. Причем данный Закон должен быть официальным печатным изданием, а не распечаткой, например, из файла или интернета.
      5. Правила продажи отдельных видов товаров или Правила оказания услуг общественного питания (выбор определяет сфера деятельности предприятия).
      6. Режим работы.
      7. Прейскурант (для сферы обслуживания).

      Несмотря на то, что список дополнительной документации не регламентирован законодательством, контролирующие органы требуют их наличие.

      1. Книга жалоб и предложений. Предоставляется после того, как клиент ее потребовал (п. 8 Правил продажи). Для предприятий розничной торговли и общественного питания до сих пор действует Приказ Минторга РСФСР № 346 от 28.09.1973 „Об утверждении инструкции о книге жалоб и предложений в предприятиях розничной торговли и общественного питания“.

      Для сферы услуг, требования иметь в наличии книгу жалоб и предложений установлены отраслевыми Правилами. Например, для сферы бытового обслуживания действует Постановление Правительства РФ № 1025 от 15.08.1997, в новой редакции от 04.10.2012 года » Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации».

      2. План эвакуации и инструкция по пожарной безопасности. СанПиНы (разработаны как отдельные стандарты для общепита и торговли продовольственными товарами).
      3. Правила по осуществлению бытовых услуг (используются предприятиями данной сферы) и прайс-лист по предлагаемым услугам.

      4. Определенные законами льготы и условия для обслуживания некоторых категорий населения.

      5. Информация, связанная с реализацией некоторых категорий товара. Например, запрет и ответственность за продажу спиртного и табачной продукции детям.

      6. Номера телефонов экстренных служб (МЧС и другие), ведомств, проводящих контроль над продавцами, и служб, куда клиенты могут обратиться с жалобой.
      7. Адреса и номера телефонов местного отдела по защите прав потребителей.

      8. Журнал учета проверок.

      Должны ли самозанятые оформлять «Уголок потребителя»

      Каким будет Ваш уголок покупателя зависит только от Вашей фантазии, ведь и тут законодатель не ограничил Ваш творческий порыв.

      • Можно купить классический уголок в виде стенда с прозрачными пластиковыми кармашками, куда вставить всю необходимую информацию. Можно купить такой информационный уголок в магазине офисных товаров. Цена такого изделия составляет несколько тысяч рублей, но зато внешний вид его будет весьма солидным. Не более тысячи рублей Вы так же потратите на комплект необходимых книг законов.
      • Если Вам не нравится классический вариант уголка потребителя в виде стенда Или у вас просто нет лишнего места для его размещения, то в этом случае можно купить компактный стенд с перекидной файловой системой и повесить его на стене. Место такой уголок будет занимать не много, а информации он будет содержать столько же, сколько поместилось бы на обычном информационном стенде.
      • Уголок покупателя нужен любому виду предпринимательской деятельности: в ресторане, кафе, магазине, гостинице, салоне красоты, парикмахерской, стоматологии и т.д.
      • За его отсутствие Вас ждет административная ответственность и штраф.
      • Документы и информация, необходимая для размещения в потребительском уголке общедоступна, небольшая по объему и что самое приятное – она долговечная и не меняется из года в год.

      Необходимо помнить, что информация о Вашей деятельности, лицензиях, сертификатах — лишней для посетителей Вашего заведения не будет, а нахождение в общедоступном месте книги жалоб и предложений только подтвердит уверенность посетителей в том, что Вы предлагаете гражданам нужный и безопасный продукт, товар или услугу.

      Полного списка документов для уголка потребителя нет ни в одном законе. Перечень разбросан по двум основным документам: закону «О защите прав потребителей» и «Правилам продажи отдельных видов товаров». Список документов зависит от того, какой у вас бизнес.

      Обязательные документы для всех видов бизнеса: (п. 10 Правил)

      1. Название, адрес и график работы.
      2. Копия свидетельства о регистрации (ОГРН).
      3. Закон «О защите прав потребителей». Роспотребнадзор настороженно относится к распечатанным на принтере законам: вы сами могли изменить документ. Поэтому лучше покупайте официальные издания.
      4. Список контролирующих органов с адресами и телефонами. Точного перечня в законах тоже нет. Обычно предприниматели пишут телефоны местных отделений Роспотребнадзора, санэпидемслужбы, пожарной безопасности, антимонопольной службы.

      Обязательные документы для некоторых видов бизнеса

      1. Любой бизнес по лицензии — номер лицензии, срок действия, кем выдана.
      2. Торговля — «Правила продажи отдельных видов товаров». Проще всего купить в книжном магазине сборник «Правила торговли», в нём будут все нужные постановления правительства.
      3. Услуги — прейскурант, перечень льготных категорий граждан и льгот для них, образец договора.

      Это минимальные списки документов для уголка потребителя. Вы можете добавить и другую полезную информацию: план эвакуации, телефоны экстренных служб, график работы, журнал проверок или даже вашу рекламу.

      В этом уголке минимальный набор документов и ничего лишнего. Так тоже можно

      В этом уголке минимальный набор документов и ничего лишнего. Так тоже можно

      Уголок потребителя размещают на видном месте, чтобы клиенты могли свободно к нему подойти. Чаще всего — у входа.

      Плохая идея — завалить путь к уголку коробками с товаром. Проверяющие могут посчитать информацию недоступной для потребителя, а это шанс заработать предупреждение. Хорошая идея — поставить возле уголка стол и стул, чтобы покупатель мог спокойно почитать закон или написать отзыв в книгу.

      1. Уголок потребителя нужен всем ИП и компаниям, которые продают или оказывают услуги.
      2. Оформить уголок потребителя можно как угодно, главное в нём — полнота информации.
      3. Обязательно должны быть: название, адрес, график работы, копия ОГРН, закон «О защите прав потребителей», список контролирующих органов с адресами и телефонами.
      4. Книгу отзывов можно выдавать по требованию и при проверке ссылаться на закон, а можно разместить в уголке потребителя и избежать лишних споров с проверяющими.
      5. Разным видам бизнеса нужны разные дополнительные документы. Обычно они перечислены в правилах оказания услуг вашего вида деятельности.

      Задайте один или несколько вопросов — ваша бизнес-проблема станет темой для статьи в Жизе.

      Опубликовали 17 марта 2020 года

      Туристическая деятельность и онлайн-кассы в 2021 году

      Формирование стенда под названием «Уголок потребителя» регламентировано двумя нормативными документами:

      1. Закон РФ «О защите прав потребителей» (ст. 8–10). 2. Правила продажи отдельных видов товаров (п. 10).

      Причем в обоих законодательных актах название «Уголок потребителя», отсутствует. Указанными выше законодательными актами определена информация, которую необходимо предоставить потребителю при продаже товаров, оказании услуг. А само название — Уголок потребителя, вышло уже из уст самих предпринимателей.

      Правильное оформление «Уголка потребителя (покупателя)» имеет большое значение. Преимущества состоят в следующем:

      1. Покупатель или клиент, заходя в магазин или в помещение, предназначенное для оказания бытовых услуг, всегда обращает внимание на интерьер. Находящийся в помещении «Уголок потребителя» вызовет доверие к вашей продукции или оказываемым услугам. Его наличие будет означать, что вы гарантируете качество своей продукции или услуг и готовы урегулировать претензии в случае их возникновения.
      2. Покупатель или клиент может убедиться в легальности вашей предпринимательской деятельности, увидев лицензии, сертификаты, свидетельства, дипломы. Это также повысит к вам доверие, а клиент или покупатель станут постоянными посетителями вашего заведения.
      3. Клиенты или покупатели получат все необходимые сведения.
      4. Предприниматель избежит нареканий и штрафов со стороны контролирующих органов.

      Предприятия, относящиеся к любым организационно-правовым формам, изготавливающие, отпускающие продукт или осуществляющие оказание услуг (ст.8 Закона РФ «О защите прав потребителей).

      К таким предприятиям относятся:

      • рестораны, бары, кафе, столовые и т.п.;
      • салоны красоты, парикмахерские, барбершопы, косметологические и косметические салоны , салоны тату и салоны массажа и т.д.;
      • магазины, торговые центры, рынки, аптеки;
      • гостиницы, отели, хостелы;
      • стоматологические клиники и кабинеты.

      Для каждого из вышеперечисленных предприятий существуют особые документы, подлежащие размещению в уголке потребителя. Например для салонов красоты следует иметь в уголке потребителя:

      • правила бытового обслуживания населения в РФ;
      • санитарные правила организации и работы салонов красоты и парикмахерских.

      При оказании услуг гостиниц, отелей и хостелов, дополнительно к основному перечню документов, добавлен еще один документ — Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации.

      Уголок потребителя — это стенд с набором необходимых документов, разрешений, правил, запретов и другой информации о предпринимателе. Выполнение предписаний контролируется законодательством:

      1. Условия реализации особых видов товаров;
      2. Ст. 8−10 конституции РФ «О защите прав потребителей».

      Какие конкретно документы должен содержать уголок с информацией для потребителя — в данных статьях Административного кодекса РФ, не упоминается, но акты содержат требования о правилах оформления и заполнения стенда. Ежегодно новые требования выдвигаются к стенду и доступности информации, которую предоставляет уголок.

      Организации или частные лица, которые занимаются сбытом, изготовлением какой либо продукции, предоставлением услуг; обязаны иметь покупательский уголок с нужной информацией для клиента в соответствии с предписанием законодательства РФ ст. 8.

      Месторасположение стенда с информацией для потребителя

      Основное требование — это доступность для клиента. Информационная доска должна быть расположена таким образом, чтобы любой человек мог беспрепятственно ознакомиться со всей предоставленной информацией. Стенд не должен располагаться слишком высоко или низко.


      Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.