Нужно ли разрешение на строительство ИЖС в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужно ли разрешение на строительство ИЖС в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Законом не только продлён срок применения упрощённого порядка, но расширены возможности самой «амнистии». По этой причине она стала более чем «дачной» и приобрела некоторую универсальность.

Сфера действия продлённой «дачной амнистии»

Под действие нового упрощённого порядка регистрации попали индивидуальные жилые дома, построенные не только на садовых участках. Его действие распространилось на дома, расположенные на ЗУ, предназначенных для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) и для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ) в границах населённого пункта.

Состав участков и объектов недвижимости

1. Участки

  • садовые участки
  • участки для ИЖС
  • участки для ЛПХ (приусадебные ЗУ) в черте населённого пункта

2. Объекты

Кроме индивидуальных жилых домов, по «дачной амнистии» на садовых, дачных ЗУ, участках для ИЖС и ЛПХ можно зарегистрировать:

  • домики для сезонного использования (садовые домики)
  • гаражи
  • бани
  • хозяйственные постройки

Важные изменения в сфере индивидуального жилищного строительства

Федеральным законом №404-ФЗ продлён срок для направления уведомлений о строительстве индивидуальных жилых домов, строящихся без получения разрешения, возведение которых было начато до 4 августа 2018 года (до введения уведомительного порядка).

Уведомление можно направить в течение предстоящих 5 лет (до 01.03.2026) в администрацию или напрямую в Росреестр.

После постройки жилого дома нужно подготовить технический план. Далее, вместе с уведомлением о завершении строительства, направить его в администрацию – для получения подтверждения (уведомления) о соответствии параметров построенного дома установленным требованиям.

Не будь возможности, предоставленной продлённой «дачной амнистией», отстаивать своё право на жилой дом застройщику пришлось бы через суд.

В случае, когда работы по сносу ОКС были начаты до вступления в силу федерального закона №404-ФЗ, а сам снос не связан с реконструкцией или строительством ОКС на месте снесённого объекта, не требуется:

  • разработка проекта организации работ по сносу ОКС
  • направление уведомления о начале работ по сносу ОКС
  • земля стоит дороже, чем садовые участки, где также можно построить жилой дом;
  • если на участке еще нет дома — для постройки жилья потребуется уведомление или разрешение от муниципалитета;
  • стоит заранее ознакомиться с Генеральным планом развития территории, поскольку по соседству могут быть запланированы кварталы многоэтажек;
  • перед покупкой нужно проверить доступность школы, больницы и детсада.

Росреестр подготовил разъяснения:

— о проверке параметров созданных (образованных) объектов капстроительства;

— об оценке соответствия положениям ГрК построенных индивидуальных жилых домов, не имеющих помещений вспомогательного использования и представляющих собой одно помещение;

— о проверке документов об объекте недвижимости, в отношении которого предусмотрен «упрощенный» порядок кадастрового учета и (или) регистрации;

— о необходимости представления уведомления о соответствии построенного объекта при осуществлении учетно-регистрационных действий.

ИЖС: что важно знать перед покупкой дачи

Раньше, чтобы построить на земле дом или садовый домик, требовалось разрешение на строительство. Этот документ был установлен ст. 51 Градостроительного кодекса. Теперь в ст. 17 кодекса прописали, что для строительства и реконструкции объектов ИЖС такое разрешение получать не нужно — его заменили уведомления. Аналогично с хозяйственными постройками на участке: теплицы, погреба, бани, сараи, колодцы.

Чтобы получить разрешение, приходилось собирать большой пакет документов, включая градостроительный план, схему земельного участка, проектную документацию. Разрешение действовало 10 лет, то есть строить на участке можно было в течение всего этого периода. При продаже участка, по которому уже получено разрешение на строительство, его передавали новому владельцу, занося соответствующую запись в реестр через администрацию.

Без разрешения было невозможно подключить к дому воду, канализацию, электричество и отопление, оформить на него право собственности и получить прописку. Кроме того, была опасность штрафов и сноса за незаконное строительство.

Чтобы построить жилой, садовый или дачный дом на участке в 2021 году нужно подать в уполномоченный орган уведомление о планируемом строительстве и приложить к нему документы:

  • Подтверждающие права на участок.
  • Выписка из ЕГРН на земельный участок
  • Описывающие планируемую постройку – это важно, если он будет находиться в исторически значимом населенном пункте.
  • Доверенность на представителя при необходимости.

После рассмотрения уведомления о планировании, регистрирующий орган может либо одобрить строительство, прислав уведомление о соответствии, либо отказать в нем, прислав уведомление о несоответствии. Стандартный срок в семь рабочих дней может быть продлен до двадцати, если дом строится в историческом поселении, и в уведомлении не указано типовое архитектурное решение.

После получения положительного ответа можно начинать строительство. Оно, как и разрешение на строительство, будет действительно в течение десяти лет. Если вы пересмотрите какие-то существенные характеристики постройки, нужно будет подать уведомление об изменении параметров планируемого строительства.

Последнее уведомление об окончании строительства подать следует в течение месяца после того, как дом закончен. Оно содержит практически те же сведения, что уведомление о планировании, но уже фактические. К уведомлению прикладывается техплан, который делают приглашенные вами кадастровые инженеры. Их же можно попросить заполнить уведомление, чтобы избежать ошибок. Дополнительно может понадобиться соглашение о разделении участка на доли между правообладателями, если собственников несколько.

Это уведомление тоже рассмотрят в течение семи рабочих дней. Если во время строительства вы не отклонялись от плана, то одобрение практически гарантировано. В ответ снова будет составлено уведомление о соответствии. Оно понадобится для оформления права собственности на дом.

Уполномоченный орган самостоятельно направит в регистрирующий орган заявление о постановке на кадастровый учет и регистрации за вами прав. Если это не будет сделано своевременно, вы можете направить заявление самостоятельно.

До 1 марта 2026 года уведомления можно не подавать по «дачной амнистии». Кадастровый учет и регистрацию прав на жилой дом проведут и без перечисленных уведомлений. Право выбирать порядок оформления такой недвижимости остается за правообладателем.

При этом должно выполняться условие, что жилой дом строится на участке (письмо Росреестра от 05.03.2021 № 14-1578-ГЕ):

  • Садовом;
  • Предназначенном для индивидуального жилищного строительства;
  • Предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта.

Как получить разрешение на строительство дома

Выдачей разрешительного документа занимаются:

  • В общем порядке — органы местного самоуправления, где находится земельный участок для строительства ИЖС.
  • Территориальный орган Министерства по природным ресурсам и экологии РФ – если на земельном участке под ИЖС ведутся работы по использованию недр земли.
  • Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору – если земельный участок предполагает использование атомной энергии.

Подать заявление и пакет документов для получения разрешения на строительство частного дома можно в соответствующем органе при личном обращении, через МФЦ или официального представителя.

Перечень документов, необходимых для получения разрешения (ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ):

  • Оригинал паспорта заявителя.
  • Документ, подтверждающий право собственности на земельный участок.
  • Градостроительный план участка.
  • Положительное решение на реализацию проекта по возведению объекта ИЖС.
  • Нотариальная доверенность (предоставляется, если заявление подается через представителя).
  • Проектная документация (наличие и план расположения построек на участке, сведения об инженерных сетях, план сноса объектов капитального строительства, расположенных на участке, и другое).

Важно! В случае, если положительное заключение на проектную документацию выдано негосударственным органом, дополнительно необходимо представить документы, которые подтверждают право юридического лица выполнять экспертную оценку.

Стоит отметить, что действующее российское законодательство предусматривает случаи, когда наличие проектной декларации не является обязательным при получении разрешения на строительство: будущий объект ИЖС должен иметь не больше 3-х этажей и предназначаться для проживания не более одной семьи. Застройщик, с которым был заключен договор об оказании услуг по строительству частного дома, вправе собрать необходимую проектную документацию и предоставить ее в соответствующий государственный орган для получения разрешения на строительство.

Срок проведения проверки документов на соответствие требованиям градостроительного плана составляет 7 рабочих дней с момента предоставления заявления уполномоченному органу.

Важно! Выдача разрешения на строительство частного дома является бесплатной государственной услугой.

В случае получения отказа в выдаче разрешения на строительство объекта ИЖС, данное решение может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

После того, как разрешение было выдано заявителю, в течение 10 дней он обязан предоставить в орган, выдавший документ, всю проектную документацию о площади объекта, этажности, проведении инженерно-коммуникационных сетей.

Разрешение на строительство частного дома на участке под ИЖС действует в течение 10 лет, с возможностью продления на основании решения органа власти.

При смене собственника земельного участка во время проведения строительных работ по возведению объекта ИЖС, разрешение на строительство сохраняет свое действие. Однако, в случае раздела или слияния двух и более земельных участков, строительные работы могут быть продолжены только после получения новой проектной документации и разрешения на строительство объекта.

Действующее законодательство предусматривает случаи, когда нет необходимости получать разрешение на строительство ИЖС:

  • Возведение гаража, если земельный участок является собственностью и не предназначен для ведения предпринимательской деятельности.
  • Строительство объектов индивидуального жилищного строительства;
  • Если строительство объекта ИЖС предполагается на участке, предназначенной для ведения дачного или садоводческого хозяйства.
  • Если речь идет возведении сооружения, не являющегося объектом капитального строительства (киоск, павильон и другие подобные объекты).
  • Если речь идет об объектах строительства для вспомогательного использования.
  • В случаях, когда речь идет об изменениях объектов строительства или их частях, если это не приведет к существенным изменения проектной документации.
  • В иных случаях, предусмотренных законодательством.

Градостроительный кодекс РФ также предусматривает обстоятельства, наступление которых может являться основанием для прекращения действия разрешения на строительство ИЖС:

  1. Если владелец земельного участка отказался от оформления права собственности на надел.
  2. В случае расторжения договоров, на основании которых лицо приобрело право на землю.
  3. В случае, если право собственности на участок прекратило свое действие в результате изъятия земельного надела для нужд государства.
  4. В случае прекращения права пользования недрами при необходимости проведения в дальнейшем строительных работ.

Решение о прекращении действия разрешения на строительство ИЖС принимается органом, его выдавшим, в течение 30 дней с момента прекращения прав на земельный надел. Основанием для этого могут являться:

  • уведомление соответствующего органа о прекращении права пользования недрами;
  • уведомление органа власти о прекращении у владельца права пользования земельным участком.

Орган, выдавший разрешение на строительство ИЖС, передает в территориальные органы Росреестра сведения о прекращении права пользования на землю в порядке межведомственного взаимодействия.

Несомненно, стоит отметить тот факт, что получение разрешения на строительство частного дома на участке ИЖС является довольно затратной по времени процедурой. Однако, во избежание в дальнейшем сложностей с оформлением ввода жилья в эксплуатацию, лучше всего позаботиться о наличии разрешительных документов заранее.

Федеральный закон от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», вступивший в силу 4 августа 2018 года, внес существенные изменения в процедуру строительства. Цель изменений — упорядочить строительство и реконструкцию объектов индивидуального жилищного строительства (далее – объекты ИЖС). При этом положения закона не распространяются на нежилые объекты, такие как хозяйственные постройки, бани и тому подобные.

Данный закон отменяет требование о получении разрешения на строительство (реконструкцию) и разрешения на ввод объектов ИЖС в эксплуатацию. Вместо этого в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления (далее- уполномоченный орган), в ведении которого находится земельный участок, владельцем земельного участка подается уведомление о начале и, соответственно, об окончании строительства (реконструкции) объекта ИЖС.

Форма уведомления утверждена Минстроем РФ и находится в свободном доступе в сети Интернет и офисах МФЦ. Подать уведомление можно несколькими способами: лично в уполномоченный орган, через МФЦ, с помощью Единого портала госуслуг либо заказным письмом с уведомлением.

В уведомлениях содержатся сведения о застройщике, земельном участке и и другая предусмотренная законом информация (п.4 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ).

К данному уведомлению прикладываются документы, подтверждающие права на земельный участок, а также документы, которые содержат описание внешнего облика дома, включающее в себя описание в текстовой форме и графическое описание.

В течение 7 дней со дня поступления уведомления уполномоченный орган проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом РФ, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта ИЖС в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Получение застройщиком уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке от уполномоченных на выдачу разрешений на строительство органов либо ненаправление указанными органами уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке считается согласованием указанными органами строительства или реконструкции объекта ИЖС и дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта ИЖС в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении, в течение 10 лет.

После того, как дом построен (реконструирован), застройщик обязан составить уведомление об окончании строительства (реконструкции). Срок подачи такого уведомления — не позднее одного месяца со дня окончания строительства (реконструкции).

В документе вновь должны быть указаны сведения о застройщике, о земельном участке, сведения об объекте, а также об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав.

К уведомлению об окончании строительства (реконструкции) прилагаются:

— технический план объекта ИЖС;

— заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект ИЖС (если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект ИЖС, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или на праве аренды с множественностью лиц на стороне арендатора).

В течение 7 рабочих дней уполномоченный орган осуществляет проверку документов и осмотр объекта на соответствие сведений, указанных застройщиком в уведомлении, реальному положению вещей. По итогам комплексной проверки дается положительный или отрицательный ответ (отказ).

При выполнении застройщиком всех требований уведомительной процедуры, уполномоченный орган обязан направить в Росреестр заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на объект ИЖС в течение 7 рабочих дней с момента поступления уведомления. У застройщика также сохраняется право и самому подать документы в Росреестр.

Данный уведомительный порядок является обязательным.

Следует учитывать позицию Минстроя России при взаимодействии с органами государственного строительного надзора. В соответствии с данными разъяснениями истребование от застройщиков продленных разрешений на строительство, срок действия которых истекает в период с 7 апреля 2020 г. по 1 января 2021 г., является незаконным.

Разрешение на строительство дома: требуется ли оно в 2021 году

Форма разрешения утверждена Приказом Минстроя России от 19.02.2015 № 117/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию». Данный Приказ также содержит подробную инструкцию по заполнению разрешения.

Нарушение утверждённой формы или порядка её заполнения при выдаче разрешения может повлечь за собой признание такого разрешения не соответствующим закону и недействующим, а также приостановление строительства до получения нового разрешения. Например, разрешение может быть признано недействующим в связи с несоответствием содержащихся в нём сведений проектной документации[15].

По общему правилу строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения, а осуществление указанных действий при отсутствии разрешения является основанием для привлечения к административной ответственности и/или признания строительства самовольным.

При этом п. 17 ст. 51 ГрК РФ предусмотрен открытый перечень случаев, когда получение разрешения не требуется:

1) строительство, реконструкция гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительство, реконструкция на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определённых в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества;
2) строительство, реконструкция объектов индивидуального жилищного строительства;
3) строительство, реконструкция объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и иных некапитальных строений, сооружений);
4) строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
5) изменение объектов капитального строительства (их частей), не затрагивающее конструктивные и другие характеристики их надёжности и безопасности и не превышающие предельные параметры, установленные градостроительным регламентом, в т. ч. капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также строительство, реконструкция буровых скважин;
6) строительство, реконструкция посольств, консульств и представительств РФ за рубежом;
7) строительство, реконструкция объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно;
8) размещение антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи;
9) иные случаи, когда в соответствии с ГрК РФ, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения не требуется[16].

Ранее Постановлением Правительства РФ от 17.08.2019 № 1064[17] было также установлено, что в случае строительства, реконструкции линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи, получение разрешения на строительство также не требуется. При этом следует учитывать, что в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 48.1 ГрК РФ к особо опасным и технически сложным объектам относятся сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи.

В соответствии с п. 14.1 ст. 1 закона № 126-ФЗ[18] к особо опасным, технически сложным сооружениям связи относятся сооружения связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота от 75 до 100 метров и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от 5 до 10 метров.

Поскольку антенные опоры (мачты и башни) могут быть квалифицированы в качестве сооружений связи, то создаётся риск, при котором указанная совокупность норм может быть истолкована уполномоченными органами и/или судебными органами как допускающая возможность строительства без получения разрешения на строительство только сооружений связи, документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота до 50 метров, а также заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли до 5 метров. В иных случаях для размещения сооружений связи (антенных опор, мачт и башен), выходящих за пределы указанных характеристик (с заглублением ниже 5 метров), требуется получение разрешения на строительство.

На текущий момент в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 12.11.2020 № 1816[19] вышеуказанное Постановление № 1064 утратило силу. Однако новое постановление, не отменяя норму о возможности строительства, реконструкции линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи, без получения разрешения на строительство, дополнило соответствующий перечень новыми 11 случаями. Теперь без получения разрешения допустимо строительство (реконструкция) следующих объектов:

1) линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов;
2) тепловых сетей, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением до 1,6 мегапаскаля включительно или горячую воду с температурой до 150 °C включительно;
3) водопроводов и водоводов всех видов диаметром до 500 мм;
4) линейных сооружений водоотведения диаметром до 1000 мм;
5) линейных объектов, размещаемых пользователем недр в целях проведения работ по геологическому изучению недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых в границах участков недр, при условии, что такие объекты не являются особо опасными, технически сложными и уникальными объектами и одновременно строительство, реконструкция таких объектов осуществляются за пределами границ населённых пунктов;
6) отдельно стоящих ветроэнергетических установок высотой менее чем 250 метров, а также солнечных батарей;
7) автомобильных дорог IV и V категорий;
8) объектов капитального строительства, являющихся элементами обустройства автомобильных дорог и (или) защитными дорожными сооружениями и размещаемых в полосе отвода автомоб��льных дорог;
9) местных улиц, местных дорог, проездов улично-дорожной сети сельских поселений;
10) пешеходных улиц и площадей городов;
11) парковых дорог, проездов, велосипедных дорожек.

ГрК РФ допускает поэтапное проектирование и осуществление строительства, реконструкции объектов. Соответственно, возможна и выдача разрешения на отдельные этапы (очереди) строительства (п. 12 ст. 51 ГрК РФ). При этом следует отметить, что в конце 2019 года законом № 472-ФЗ[20] в ГрК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми предусматривается выделение этапов и в отношении линейных объектов (объектов капитального строительства, входящих в их состав). Получаются такие разрешения в общем заявительном порядке.

При этом под этапом строительства понимается строительство или реконструкция объекта капитального строительства из числа объектов капитального строительства, планируемых к строительству, реконструкции на одном земельном участке, если такой объект может быть введён в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, т. е. независимо от строительства или реконструкции иных объектов на этом участке, а также строительство или реконструкция части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, т. е. независимо от строительства или реконструкции иных частей этого объекта капитального строительства (п. 2 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий[21]).

По общему правилу разрешение выдаётся на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, а на индивидуальное жилищное строительство – на десять лет. Необходимо отметить, что последними серьёзными изменениями в ЗК РФ законодатель установил предельные сроки аренды государственных земель для целей строительства в виде двойного ориентировочного срока на строительство, устанавливаемого Минстроем РФ. Установление этих сроков, по нашему мнению, не определяет фактический срок действия разрешения на строительство (он по-прежнему определяется разделом «Проект организации строительства»).

Разрешение, выданное при отсутствии законных оснований на иной срок, чем предусмотрен проектом, как показывает анализ судебной практики, может быть признано в судебном порядке не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя[22].

В рамках реализации мер поддержки бизнеса в период чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19[23], Правительство РФ приняло решение[24] об автоматическом продлении на 1 год срока действия разрешений на строительство, срок действия которых истекает в период с 06.04.2020 до 01.01.2021.

В случае истечения срока действия разрешения до окончания строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта возможно его продление уполномоченным органом (организацией), выдавшим разрешение, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения[25].

Несоблюдение любого из этих условий является самостоятельным основанием для отказа в продлении разрешения (пп.пп. 7–8 п. 21.15 ст. 51 ГрК РФ).

Необходимо отметить, что ранее установленный законом срок на обращение с заявлением о продлении срока действия разрешения (не позднее чем за шестьдесят дней) зачастую воспринимался уполномоченным органом как пресекательный, несмотря на отсутствие прямого указания на это в законе, и в связи с пропуском застройщиком данного срока уполномоченные органы нередко отказывали в продлении срока действия разрешения. Однако судебная практика по данному вопросу сформировалась таким образом, что суды признают такие отказы не соответствующими закону[26]. В текущей редакции норм, регулирующих порядок внесения изменений в разрешение, данная проблема утратила свою актуальность, так как теперь срок действительно пресекательный, и нет места двоякому толкованию за одним исключением.

Согласно п. 21.5 ст. 51 ГрК РФ физическое или юридическое лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на таком участке в соответствии с разрешением, выданным прежнему правообладателю земельного участка.

Срок действия выданного разрешения при переходе права на земельный участок и/или объекты капитального строительства сохраняется, за исключением установленных законом случаев, когда действие разрешения прекращается на основании решения уполномоченного органа (организации) – п. 21.1 ст. 51 ГрК РФ.

О переходе права собственности на участок, а также об изменении характеристик участка (в случае его объединения, перераспределения, раздела, выдела) новый правообладатель (правообладатель изменённого участка) обязан уведомить орган, выдавший разрешение, для внесения в него соответствующих изменений с приложением соответствующих документов, указанных в пп.пп. 1–4 п. 21.10 ст. 51 ГрК РФ. Если необходимые документы не будут представлены заявителем, уполномоченный орган обязан запросить такие документы или сведения, содержащиеся в них, в соответствующих органах государственной власти или органах местного самоуправления.

Продолжение строительства без приведения разрешения в соответствие с произошедшими изменениями может повлечь за собой сложности с прохождением строительного контроля и надзора, введением постро��нного объекта в эксплуатацию, а также может стать основанием для привлечения застройщика к административной ответственности[27].

Отмена разрешения на строительство – это волевое действие уполномоченного органа по отзыву ранее выданного разрешения на строительство как выданного с нарушениями.

П. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена возможность отмены изданного муниципального правового акта в порядке самоконтроля. Так, в Постановлении от 06.07.2004 № 1424/04 Президиум ВАС РФ указал, что на основании рассматриваемой нормы уполномоченный орган вправе отменить ранее вынесенное им с нарушением предусмотренных законом процедур распоряжение о предоставлении земельного участка в аренду для строительства. В дальнейшем этот подход был распространён арбитражными судами на иные ненормативные акты, в т. ч. и на разрешение на строительство.

Достаточным основанием для отзыва уполномоченным органом разрешения на строительство, по мнению судов, было нарушение застройщиком или уполномоченным органом ст. 51 ГрК РФ, регулирующей правила выдачи такого разрешения, вне зависимости от степени их существенности, например:

  • отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок[31], истечение срока действия договора аренды[32];
  • несоответствие проектной документации положению о составе проектной документации[33], в том числе отсутствие некоторых необходимых разделов[34];
  • несоответствие ВРИ земельного участка[35];
  • несоблюдение санитарных правил при проектировании (отсутствие учёта санитарно-защитной зоны проектируемого объекта)[36];
  • отсутствие положительного заключения экспертизы проектной документации[37];
  • несоблюдение специальной процедуры при выдаче разрешения[38] и т. д.

Необходимо отметить, что в 2011 году ст. 51 ГрК РФ была дополнена п. 21.1, который предусматривает несколько случаев, когда действие разрешения на строительство может быть прекращено уполномоченным органом:

1) принудительное прекращение права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
2) поступление предписания уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти о прекращении действия разрешения на строительство на основании несоответствия разрешения на строительство ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории;
3) отказ застройщика от права собственности и иных прав на земельные участки;
4) расторжение договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
5) прекращение права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

После появления этой нормы возник следующий вопрос: может ли быть прекращено действие разрешения на строительство в иных, помимо указанных в п. 21.1 ст.51 ГрК РФ, случаях?

Анализ актуальной практики арбитражных судов свидетельствует о том, что мнения судов разделились. В судебной практике представлено две позиции:

  • отзыв разрешения на строительство возможен, если застройщиком или уполномоченным органом нарушены положения ст. 51 ГрК РФ вне зависимости от наличия обстоятельств, указанных в п. 21.1 данной статьи. При этом п. 21.1 устанавливает специальные основания для отмены разрешения на строительство в ситуации, когда на этапе его выдачи никаких нарушений не было допущено, но впоследствии появились обстоятельства, препятствующие дальнейшему строительству. Анализ практики Верховного Суда РФ[39] и арбитражных судов ряда округов свидетельствует о том, что они придерживаются этой позиции[40];
  • п. 21.1 ст. 51 ГрК РФ устанавливает исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых разрешение на строительство может быть отозвано. При этом в решении уполномоченного органа должна быть ссылка на одно из обстоятельств, указанных в п. 21.1, в противном случае решение об отзыве является незаконным. В частности, такую позицию занимает Арбитражный суд Волго-Вятского округа[41].

Таким образом, судебная практика в подавляющем большинстве случаев полагает, что отмена разрешения на строительство в порядке самоконтроля возможна, если это разрешение было выдано с нарушением требований градостроительного законодательства.

С 04.08.2018[43] введён новый порядок строительства ИЖС путём направления специального уведомления о планируемом строительстве объектов ИЖС вместо получения разрешения на строительство.

Следует отметить, что указанными поправками в ГрК РФ также было закреплено легальное определение «объект ИЖС», под которым понимается отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия «объект ИЖС», «жилой дом», «индивидуальный жилой дом» равнозначны.

Теперь в целях строительства, а также реконструкции объекта ИЖС или садового дома частные застройщики обязаны направить в уполномоченный орган специальное уведомление о планируемом строительстве, согласно утверждённой форме[44], в порядке, определённом новой ст. 51.1 ГрК РФ.

Из указанной нормы следует, что требование о направлении уведомления о планируемом строительстве распространяется не только на строительство жилых домов, но и на строительство садовых домов, к которым ранее законодательство не предъявляло требований о получении разрешений или иного согласования строительства.

Соответствующее уведомление о планируемом строительстве должно содержать в себе определённый перечень сведений, перечисленных в п. 1 ст. 51.1 ГрК РФ (о застройщике, о земельном участке, о планируемых параметрах постройки и т. д.), а также к нему должны быть приложены документы, перечисленные в п. 3 ст. 51.1 ГрК РФ (правоустанавливающие на земельный участок, описание внешнего облика в определённых случаях), а само уведомление может быть направлено одним из предложенных законом способов: личное обращение, обращение через МФЦ, направление уведомления по почте или через единый портал государственных и муниципальных услуг.

В случае, если в направленном уведомлении о планируемом строительстве отсутствуют необходимые сведения либо к нему не приложены необходимые документы, уполномоченный орган возвращает застройщику уведомление в течение 3 рабочих дней со дня поступления такого уведомления. В этом случае уведомление считается ненаправленным (п. 6 ст. 51.1 ГрК РФ).

После получения уведомления о планируемом строительстве, соответствующего формальным критериям, уполномоченный орган обязан рассмотреть его в течение 7 рабочих дней, результатом чего должно стать направление частному застройщику уведомления о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения таких объектов на земельном участке либо уведомление о несоответствии.

Срок рассмотрения уведомления составляет 20 рабочих дней в случае, если создание объекта ИЖС или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения и в уведомлении о планируемом строительстве не содержится указание на типовое архитектурное решение, в соответствии с которым планируется строительство такого объекта.

Основания для направления застройщику уведомления о несоответствии параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения таких объектов на земельном участке перечислены в п. 10 ст. 51.1 ГрК РФ, указанный перечень оснований является закрытым.

В случае, если в установленный срок (7 или 20 рабочих дней) уполномоченный орган не направит частному застройщику, подавшему уведомление о планируемом строительстве объекта ИЖС или садового дома, уведомление о несоответствии параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения таких объектов на земельном участке, то поданное уведомление считается согласованным и даёт право частному застройщику осуществлять строительство в соответствии с указанными им в уведомлении параметрами в течение 10 лет со дня направления такого уведомления. Данное право сохраняется также при переходе прав на земельный участок и объект ИЖС или садовый дом, при этом направление нового уведомления о планируемом строительстве не требуется (п. 13 ст. 51.1 ГрК РФ).

В соответствии с концепцией уведомительного порядка строительства объектов ИЖС в ст. 55 ГрК РФ, регулирующей порядок выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию, были внесены дополнения, устанавливающие уведомительный порядок информирования уполномоченных органов об окончании строительства объекта ИЖС (п.п. 16–21 ст. 55 ГрК РФ).

Теперь частные застройщики не позднее одного месяца со дня окончания строительства объекта ИЖС или садового дома в порядке, аналогичном подаче уведомления о планируемом строительстве, направляют в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы уведомление об окончании строительства такого объекта с указанием необходимых сведений и приложением необходимых документов (п. 16 ст. 51.1 ГрК РФ).

Соответствующее уведомление может быть возвращено застройщику в течение 3 рабочих дней со дня его поступления и считается ненаправленным по следующим основаниям:

  • отсутствие в уведомлении предусмотренных сведений или отсутствие документов, прилагаемых к нему;
  • поступление уведомления об окончании строительства по истечении 10 лет со дня поступления уведомления о планируемом строительстве либо ��сли такое уведомление ранее не направлялось.

В положениях ст. 1 ГрК РФ содержится понятие застройщика, под которым понимается физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Одновременно в законе введено понятие технического заказчика – юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции.

При этом согласно п. 3 ст. 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее – лицо, осуществляющее строительство), может являться как сам застройщик, так и привлекаемый на основании договора строительного подряда индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Такое лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несёт ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

Таким образом, положения ГрК РФ допускают передачу полномочий как застройщика, так и (технического) заказчика другому лицу. В т. ч. возможна передача полномочий только в рамках одного или нескольких этапов строительства.

Следует помнить, что в законодательстве установлено обязательное требование об участии в СРО лица, планирующего осуществление функций технического заказчика.

На практике случаи передачи полномочий нередки, и оформляется такая передача договорами, чаще всего поименованными как договор на осуществление функций заказчика (застройщика) или договор о распределении функций заказчика (застройщика). Вопрос о правовой природе такого договора является дискуссионным как в теории гражданского права, так и в судебной практике. Единое мнение по данному вопросу не сформировано, в основном такие договоры определяют как договор совместной деятельности, подрядный, инвестиционный или агентский, а также как смешанный договор, содержащий в себе элементы перечисленных договоров в различных комбинациях. По нашему мнению, данный договор представляет собой разновидность агентского договора (гл. 52 ГК РФ). Подтверждением данной позиции является, в частности, то, что выполнение техническим заказчиком своих функций возможно только на основании выданной застройщиком доверенности, т. е. технический заказчик осуществляет некоторые представительские функции для застройщика.

Не следует отождествлять технического заказчика с генеральным подрядчиком. По общему правилу функции, осуществляемые заказчиком, не входят в обязанности генерального подрядчика, и, как видно из приведённых положений ст. 1 ГрК РФ, функции заказчика существенно шире. По общему правилу технический заказчик не осуществляет непосредственно строительные работы, а взаимодействует с генеральным подрядчиком от имени застройщика. В связи с этим, если строительство ведёт генеральный подрядчик, ответственность за качество, срок выполнения работ не может быть возложена на технического заказчика[45].

С 1 июля 2017 года отменено требование о выполнении работ, приведённых в Перечне видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждённом Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624, лицами, имеющими допуски СРО. После 1 июля 2017 года выполнение указанного вида работ допустимо лицами, состоящими в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, без необходимости получения ими каких-либо дополнительных допусков. Положениями ст. 9.5.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление таких видов работ лицом, не являющимся членом СРО.

При этом ранее на практике дискуссионным являлся вопрос о необходимости соблюдения соответствующих требований застройщиком или техническим заказчиком в том случае, когда указанные работы осуществляет привлечённое застройщиком или (техническим) заказчиком на основании договора юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, т. е. (генеральный) подрядчик. С 1 июля 2017 года указанная неопределённость разрешена в связи с наличием требования об исполнении функций технического заказчика только членом, соответственно, саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 ст. 47, п. 4.1 ст. 48, п. 2.2 ст. 52 ГрК РФ[46].

Максимальная ставка по программе — 7%. При этом до сих пор на новые квартиры в многоэтажках банки, конкурируя между собой, как правило, выдавали кредиты по более низким ставкам — в середине октября в среднем под 5,99%.

Максимальная сумма кредита — 3 млн рублей. Минимальный первоначальный взнос — 15% стоимости жилья.

Получить льготный кредит на дом, как и на квартиру, можно по 1 июля 2022 года включительно.

Льготный кредит можно получить для покупки у индивидуальных предпринимателей или застройщиков-юрлиц (кроме инвестиционных фондов и их управляющих компаний) индивидуальных жилых домов с участками на территории РФ, участков, где компания или ИП обязуются построить дом после заключения договора, а также для оплаты строительства частного дома.

Получить льготный кредит на дом можно до июля 2022 года

Каких-либо требований к дому по площади, этажности, материалам стен не установлено. Однако дополнительные требования может установить сам банк. Как правило, для банков кредиты на строительство частных домов связаны с повышенным уровнем риска и затрат, так как не всегда можно оценить качество работ, материалов и проекта.

Построить можно, но кредит на такое строительство или на участок под него по льготной ставке получить нельзя. Нельзя и купить новый дом у физлица.

Можно взять кредит только на участок?

Нет, купить на заемные средства землю с расчетом построить дом когда-нибудь позже, когда появится возможность, нельзя. Договор купли-продажи должен одновременно предусматривать как покупку участка, так и обязательство компании или предпринимателя построить на нем дом после заключения договора.

  • Предыдущая страница
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • Следующая страница

Минстрой разъяснил порядок продления разрешений на строительство

Источник: Российская газета

Нужно ли оформлять в собственность теплицу или туалет, если они поставлены на прочный фундамент? Что делать, если построенный дом вплотную приблизился к участку соседа? Не заставят ли его снести? Как зарегистрировать старый земельный участок?

Эти и другие актуальные для любителей загородной жизни вопросы были заданы на «горячей линии» с читателями «Российской газеты». Отвечали на них генеральный директор Московского областного БТИ Роман Ларин и эксперт Федеральной кадастровой палаты Росреестра Надежда Лещенко.

Так что делать с теплицами? В интернете много прямо противоположных советов. Все-таки нужно или нет оформлять их в собственность?

Роман Ларин: Все зависит от назначения участка. Если земля предназначена для ведения огородничества, то на таких участках не допускается возведение объектов капитального строительства. Значит, все хозпостройки (сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы и другие сооружения) не могут быть возведены как капитальные — на прочном фундаменте.

Если свои дачные постройки вы не оформили в собственность, то их будет трудно продать, подарить, сдать в аренду, возникнут проблемы и у наследников

А вот на садовых участках могут размещаться капитальные хозпостройки, прочно связанные с землей, то есть объекты, перемещение которых без ущерба для их назначения невозможно. Права на такие объекты подлежат регистрации.

То есть если на огородных участках появятся такие теплицы, то их заставят снести? А на садовых — надо регистрировать. Понятно. А как быть с кирпичным туалетом, если он совмещен с кладовкой?

Роман Ларин: Ответ тот же.

Читатель из Подмосковья. В Солнечногорском районе в СНТ у него «стоит избушка, брус 6х6 метров на цементных блоках. С мансардой». 30 лет без регистрации. Используют только летом. Нужно оформлять?

Роман Ларин: Здесь все признаки садового дома, который используется для временного проживания. Садовый дом подлежит регистрации. Но обращаем внимание: процедура носит заявительный характер.

Как, кстати, и с каменным туалетом.

В то же время вы должны понимать: если объект недвижимости в собственности, то его легче продать, подарить, сдать в аренду. Меньше проблем с дальнейшим использованием будет и у наследников.

Вопрос от Вячеслава Николаевича Мартынова из Пензы. На участке у него давно стоит омшаник (помещение для разведения пчел) на фундаменте. Двухэтажный. Сейчас пристраивает кухоньку. Регистрировать?

Новой редакцией статьи 55 ГрК РФ предусмотрено, что для получения разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию необходимо представить:

  • документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
  • документы, подтверждающие передачу гарантирующим поставщикам электрической энергии в эксплуатацию приборов учета электрической энергии многоквартирных домов и помещений в многоквартирных домах, подписанные представителями гарантирующих поставщиков электрической энергии.

Покупка или строительство загородного дома, коттеджа или таунхауса – это разумное решение в ситуации, когда у вас есть большая семья, которой становится тесно в квартире, или у вас просто есть желание переехать за город.

Сегодня практически у всех крупных банков, которые работают с ипотекой, в списке программ есть ипотечный кредит на покупку или строительство частного дома. Практически – потому что это все еще не настолько распространенное предложение, как ипотека на покупку жилья в многоквартирном доме, им пользуется не так много клиентов, да и рисков у банка больше.

Какие есть особенности у ипотеки на строительство дома:

При оформлении ипотечного кредита на постройку дома банк практически всегда требует предоставить в залог земельный участок. Он должен находиться у вас в собственности, и вы должны иметь разрешение на строительство (а так как в СНТ участок не принадлежит гражданину, подходит только земля под ИЖС).

Если земли у вас в собственности пока еще нет, вы можете взять ипотеку и на покупку участка, и на строительство дома. Но в этом случае банк может попросить вас предоставить другой залог, например, в виде квартиры или комнаты, находящейся у вас в собственности.

Почему такие требования? Дело в том, что земельные участки для многих банков неинтересны в качестве залога, это не такие ликвидные объекты, как квартиры. Землю сложнее продать, и поэтому если заемщик по каким-либо причинам не будет платить по ипотеке, банку будет сложнее вернуть свои деньги обратно.

Из-за этого и к заемщику, и к его земельному участку будут предъявляться повышенные требования. Начнем с самого заемщика:

  • Главное – это платежеспособность. Если у вас нет возможности подтвердить доходы хотя бы косвенно, ипотеку вам не одобрят.
  • Трудовая занятость – если вы зарплатный клиент банка, то вашу заявку рассмотрят уже через 3-4 месяца после начала трудоустройства на текущем месте, для остальных заемщиков требуется не менее 6 месяцев трудового стажа. Для ИП и владельцев бизнеса, самозанятых нужно иметь стаж от года и более.
  • Низкая или отсутствующая кредитная нагрузка. При оценке заемщика скоринговая система обязательно изучает наличие у него других долгов и их соотношение к зарплате. Если вы уже отдаете порядка 40% от своего дохода на другие кредиты, вам ипотеку не одобрят. Их надо закрыть, даже карты рассрочки и кредитки.
  • Кредитная история. Чем большая сумма вам требуется, тем «чище» должна быть ваша репутация. Если история испорчена, следует предварительно заняться её улучшением, и только потом переходить к подбору кредита.

Что касается земельного участка, то здесь смотрят на следующие параметры:

Благодаря развитости клиентской базы и широкому распространению отделений Сбербанка в России, именно сюда предпочитает обращаться большинство заемщиков, которым нужна крупная денежная сумма на постройку дома. Сбер выдает ипотеку на строительство дома на таких условиях:

  • Сумма кредита – от 300 тысяч до 75% от оценочной стоимости жилья.
  • Срок погашения кредита – не более 30 лет,
  • Первый взнос – минимум 25% от стоимости жилья,
  • Процентная ставка начнется от 9,2% в год.

Если стоимость строительства увеличится, то банк может дать вам отсрочку по выплате основного долга, либо увеличить срок кредитования на 2 года. Ипотека доступна для заемщиков в возрасте от 21 до 75 лет, которые имеют общий трудовой стаж от года, и на текущем месте от полугода. Можно передать в залог как приобретаемый объект, так и другой, уже находящийся в собственности.

Как оформить разрешительную документацию на строительство

Если вы не хотели бы по личным причинам обращаться в Сбербанк, либо вы хотите сравнить его предложение с другими кредитными организациями, то вы конечно можете изучить аналогичные программы от сторонних банков.

Кого можем порекомендовать:

Банк Условия кредитования Особенности сделки
ВТБ Сумма – от 0,3 до 20 млн. рублей

Ставка – от 9,3% в год

Минимальный взнос – от 20%

Можно купить земельный участок и построить собственный дом в коттеджном поселке только у аккредитованного банком застройщика
ДОМ.РФ Сумма – от 0,5 до 30 млн. рублей

Ставка – от 9% в год

Минимальный взнос – от 20%

Можно построить на собственном участке или одновременно взять деньги и на покупку земли и на строительство
Россельхозбанк Сумма – от 0,1 до 20 млн. рублей

Ставка – от 9,1% в год

Минимальный взнос от 0%

Не имеет отдельной программы на строительство жилья, выдает целевую ипотеку под залог имеющейся недвижимости
Росбанк Сумма – от 0,6 млн. до 65% от стоимости имеющейся недвижимости

Ставка – от 7,4% в год

Выдает целевой кредит на строительство дома под залог имеющейся недвижимости
РНКБ Сумма – от 0,3 до 15 млн. руб.

Ставка – от 6% в год

Строительство жилого дома под залог земельного участка, по окончании строительства залогом становится дом

Как видите, многие банки действительно предоставляют жилищные кредиты, средства от которых можно использовать на постройку дома, но не выделяют эти программы как отдельные. Чаще можно встретить ситуацию, когда банк готов выдать деньги под залог имеющейся у вас недвижимости, при этом кредит может быть целевым (ипотечным), так и нецелевым (потребительским).

Чтобы получить ипотеку на строительство дома, желательно тщательно подготовиться. Мы рекомендуем предварительно сделать запрос в БКИ, чтобы узнать свою кредитную историю и рейтинг, если есть старые небольшие долги или открытые кредитные карты, то их надо закрыть.

После вы определяетесь с программой и банком, переходите на его сайт, изучаете полное описание, делаете онлайн-расчеты. При необходимости – приезжайте в офис на консультацию, чтобы узнать все нюансы и список бумаг, которые надо собрать.

Стандартный пакет документов, который требует большинство банков, будет выглядеть так:

  • Паспорт гражданина РФ основного заемщика и всех созаемщиков,
  • Копия трудовой книжки (или онлайн-выписка, если трудовая книжка электронная),
  • Справка о доходах по форме 2-НДФЛ или по форме банка,
  • Документ о семейном положении,
  • Свидетельства о рождении детей, если они есть.

В каждом банке действуют свои требования, и список требуемых документов может отличаться. Например, могут дополнительно попросить принести ИНН или СНИЛС, а для ИП – предоставить документы по предпринимательской деятельности. Уточнять конкретный список надо у сотрудника банка.

После сбора всех личных документов вы делаете следующее:

  1. Заполняете заявку на официальном сайте банка или в его отделении. Если вы используете специальное предложение от партнера банка, например, по акции в банке ВТБ, то заполнить анкету можно на странице «Метр квадратный».
  2. Далее ждете предварительного решения банка, оно придет по смс. Вам перезвонит банковский специалист, ответит на ваши вопросы и скажет, какие документы принести в офис.
  3. После их изучения вам дадут окончательное решение по кредитной заявке.
  4. Вы подбираете нужное предложение от партнера банка, либо заключаете договор со строительной компанией,
  5. Вам назначают дату сделки. Вы приносите оригиналы всех документов, открываете текущий счет, подписываете кредитный договор и оформляете страховку.
  6. Далее открываете эскроу-счет или аккредитив при необходимости, подписываете договор купли-продажи с продавцом,
  7. Сдаете все документы на государственную регистрацию и происходит полный расчет с продавцом.

Вас обязательно будет курировать менеджер банка на каждом этапе ипотечной сделки. Если вам нужна дополнительная помощь, то всегда можно обратиться к риэлтору или юристу.

Чтобы получить разрешение на строительство, можно обратиться в органы местной администрации, МФЦ (многофункциональный центр оказания услуг) или подать уведомление через Госуслуги. Много бумаг собирать не потребуется, вам понадобятся только:

  • подтверждение права собственности на земельный участок;
  • градостроительный план земельного участка;
  • планировочная схема, где обозначено место расположения дома.

Никаких других документов от вас потребовать не могут. Разрешение на строительство выдается в течение 10 рабочих дней. Действует документ в течение следующих 10 лет. Услуга полностью бесплатна. В 2021 году порядок оформления останется таким же, изменения коснутся только градостроительной сферы.

Чтобы подать заявление на получение разрешения через Госуслуги, вам дополнительно потребуются технические условия на подключение к инженерным сетям. Все остальные документы — без изменений. Когда вы будете готовы оформлять заявление, зайдите на сайт и следуйте инструкции:

На главной странице выберите раздел «Услуги».

Найдите в каталоге услуг «Квартира, строительство и земля», выберите «Разрешение на строительство».

Откроется список административных органов, в которые можно подать заявление, вам нужно выбрать один и кликнуть под ним ссылку «Выдача разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства».

На следующей странице будет полезная информация, внимательно с ней ознакомьтесь, после чего нажмите «Получить услугу».

Далее вам нужно заполнить все поля заявления и прикрепить документы. Проверьте введенные данные и нажмите «Подать заявление».

После обработки заявки вам также выдадут разрешение на строительство в течение 10 рабочих дней. Вы можете получить его в администрации лично или запросить по почте.

Уполномоченные лица редко отказывают в выдаче разрешения на строительство. Хотя такие случаи бывают. В первую очередь проверяют комплектность документов, потом — правильность их оформления. Изучают план-схему, на которой отмечено расположение дома, сверяют с границами участка, проверяют соответствие проекта требованиям. И если проверка не выявила никаких проблем, вы получаете документ.

Отказ может быть в том случае, если вы предоставили не все документы, в них есть ошибки или проект не соответствует требованиям. В случае, когда отказ выглядит несправедливым, его можно обжаловать через суд. Только учтите, что нужно будет предоставить письменный мотивированный отказ из администрации. Если вы решили отстаивать свое право на строительство дома в суде, обратитесь к юристам.

Желая возвести собственный дом, необходимо оформить разрешение на строительство. Не имея этого документа, можно остаться без долгожданного жилища и вложенных в него денег. И с ворохом штрафов, выписанных за самовольную постройку. Обладание участком земли еще не означает, что собственник вправе застраивать его по собственному желанию, без оглядки на законодательные ограничения. Как получить разрешение на строительство дома, подробно рассказывает Градостроительный кодекс, а точнее – статья 51.

«Дачная амнистия»: как ей воспользоваться

Выданное государством разрешение подтверждает:

  • разработанный строительный проект учитывает все требования градостроительных законов;
  • дом возводится на земельном участке, категория которого не запрещает его постройку.

Получение разрешения на строительство убережет владельца нового дома от его сноса. Также за возведение постройки без документа «строитель» получит административный штраф. Для физических лиц предельный размер достигает 5 000 рублей (статья 9.5 КоАП).

Даже если дом будет достроен, и власти не заметят его незаконного возведения, хозяин столкнется с серьезными проблемами:

  • возникнут сложности с оформлением жилого строения в собственность, без чего владелец сможет в нем жить, но не получит права им распоряжаться (завещать, продать, оформить дарение);
  • дом не удастся подключить к газовым, водным и иным коммуникациям.

Чтобы получить разрешение на строительство частного дома, следует обратиться в соответствующий комитет при местной администрации. Оформлением занимается служба государственного строительного надзора и экспертизы (Госстройнадзор), но возможны и иные наименования уполномоченного ведомства.

Выдача разрешения на строительство происходит по месту расположения земельного участка, на котором строится объект, а не по месту жительства застройщика.

Индивидуальный застройщик имеет право оформить разрешительную бумагу, лично обратившись к чиновникам или сотрудникам МФЦ. Также он может действовать через представителя, составив на него доверенность, или удаленно – через электронный сервис. Чтобы воспользоваться последним вариантом взаимодействия с государственными органами, необходимо предварительно создать себе электронную подпись и зарегистрироваться на сайте (понадобятся сканы паспорта и иных бумаг).

Разрешение выдается уполномоченными лицами в единственном экземпляре.

Перед тем, как получить разрешение на строительство дома на собственном участке, нужно подготовить комплект документов. На их основе будет приниматься решение чиновников об оформлении требуемого разрешения.

Какие документы нужны, зависит от типа постройки. В большинстве случаев граждане запрашивают бумагу для возведения ИЖС. Тогда перечень документов небольшой:

  • заявление с просьбой о выдаче разрешения;
  • правоустанавливающее свидетельство (выписка из реестра, договор аренды или купли-продажи);
  • градостроительный план застраиваемого участка земли;
  • составленная (самостоятельно или специалистами) схема планировочной организации участка.

Согласно обновленной статье 51 Градостроительного кодекса, срок подготовки ответа на Уведомление не должен превышать 7 рабочих дней. Однако, нужно учитывать возможность отказа в выдаче уведомления о соответствии по тем или иным причинам (об этом дальше). Тогда срок получения разрешения увеличится до устранения причин отказа.

Та же статья устанавливает срок действия Уведомления о начале строительства — 10 лет, как и на разрешение о строительстве. Уведомление действует и после передачи прав на земельный участок и объекты капитального строительства другим лицам. Оно прекращается, если прекращаются по каким-либо причинам права на земельный участок или права на аренду такового. Если в течение 10 лет вы не зарегистрируете дом- придется продлевать Уведомление.

Законом не установлена процедура продления Уведомления. Поэтому, если срок подходит к концу- нужно просто подать новое. Естественно, если за это время чего нового еще не придумают.

1.6. Разрешение на строительство

Документ дает право собственнику на любые действия, касающиеся строения:

  • строительство;
  • реконструкцию;
  • ремонтные работы.

С разрешением на руках вы можете не опасаться судебных разбирательств по поводу границ участка. Владельцу становится доступным кредитование и использование материнского капитала.

Решающим фактором в необходимости получения согласования на строительные работы является вид разрешения на землю:

  1. Для участков, выделенных под ИЖС, документ оформляется до начала любых работ.
  2. Если земля предоставлялась для дачи или сада, то разрешение на строительство дачного дома не потребуется.

Смело можно строить без согласований:

  • любое сооружение на участке, выделенном для дачи или сада (на землях сельхозназначения), без права на регистрацию его, как жилого помещения – такое строение будет числиться временной постройкой;

Собственники земли под ИЖС могут:

  • возвести жилой дом без перевода земли в иную категорию;
  • рассчитывать на участие в госпрограммах поддержки строительства;
  • после прописки на участке пользоваться услугами социальных заведений, в том числе местной больницы, школы.

Есть и минусы. Землевладелец не сможет построить на своей земле несколько домов или здание выше трех этажей для проживания нескольких семей.

Самый простой вариант – обратиться с заявлением в МФЦ (многофункциональный центр). Здесь же можно будет забрать готовое согласование.

Но если желаете получить более детальные рекомендации специалистов по комплекту документов и по процедуре получения готового согласования, лучше обращаться в территориальный отдел архитектуры. Непосредственно инженерные работники этого органа занимаются оформлением разрешения на строительство индивидуального жилого дома.

Как получить льготный кредит на строительство своего дома

Суть федерального закона №93 2006 года, получившего в народе название «дачная амнистия», заключается в следующем: граждане, получившие до 30.10.2001 г. в свое распоряжение наделы земли, имеют право оформить участок и возведенные на нем жилые дома и другие строения в собственность и зарегистрировать в Росреестре по упрощенной схеме, предъявив кадастровый паспорт.

Для обоих документов, упомянутых выше по тексту, действующим законодательством предусмотрены и утверждены свои формы.

Так, бланк разрешения на строительство жилого дома и прочих капитальных объектов утвержден Приказом Минстроя России от 19.02.2015 года № 117/пр (Приложение № 1). Данный документ включает в себя следующие сведения:

  1. «Шапка» документа – тут прописываются сведения об адресате, то есть застройщике. Должно быть указано его полное наименование (если юридическое лицо) или же ФИО (для граждан), а также адрес, почтовый индекс и электронная почта.
  2. Название документа, его номер и дата составления, наименование ведомства, одобрившего строительство заявленного объекта.
  3. Характеристики капитальной постройки – в этом разделе указываются следующие данные:
  • тип работ (строительство, реконструкция и т.д.),
  • название объекта в соответствии с формулировкой, приведенной в проектной документации, а также сведения об экспертизе этих бумаг,
  • кадастровый номер земли,
  • информация о градостроительном плате участка,
  • общая площадь объекта, а также прилегающего земельного участка, количество этажей, в том числе подземных, и прочие сведения.
  1. В заключительной части документа прописывается срок действия разрешения с указанием основания его установления (это может быть соответствующий раздел проектной документации или ссылка на нормативный акт), а также ставится дата и подпись уполномоченного органа, выдавшего этот документ.

Из положений ст. 51 и 51.1 ГрК РФ следует вывод о том, что для согласования возведения объекта капитального строительства, обращаться следует в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Исключением являются следующие случаи (п. 5-6 ст. 51 ГрК РФ):

  • возведение объекта планируется на земле, предназначенной для пользования недрами и предоставленной в этих целях – в таком случае обращаться за разрешением нужно в Министерство природных ресурсов и экологии России,
  • планируется строительство или реконструкция объекта, предназначенного для использования атомной энергии – подавать заявление следует в «Росатом»,
  • речь идет о строительстве/реконструкции объекта, относящегося к космической инфраструктуре – выдавать разрешение в этом случае уполномочена организация «Роскосмос»,
  • иные исключения, предусмотренные законом.

Во всех прочих ситуациях получить разрешение на строительство частного дома и других видов капитальных построек можно в районной администрации соответствующей области/региона. К примеру, в Санкт-Петербурге согласовывать будущее строительство дома на участке или любой другой постройки следует в Службе государственного строительного надзора и экспертизы.

Согласно единым правилам в качестве заявителя при выдаче разрешения (уведомления) на строительство объекта выступает застройщик. Это может быть физическое или юридическое лицо (организация), планирующее возведение, реконструкцию или изменение определенной капитальной постройки.

Таким образом, подавать документы на выдачу разрешения (уведомления) может гражданин, планирующий строительство дома на своем участке, или же уполномоченный представитель организации, желающей начать строительные работы.

Кроме того, в качестве заявителя также может выступать доверенное лицо застройщика. В данном случае у первого на руках должна быть действующая доверенность на совершение подобных действий.

Общий алгоритм действий при согласовании строительства жилого или садового дома подробно описан в ст. 51.1 ГрК РФ. Порядок подачи и получения соответствующего уведомления включает в себя следующие шаги:

  1. Подготовка уведомления (аналог заявления) согласно единой утвержденной форме.
  2. Сбор установленного законом перечня документов (подробно все бумаги описаны ниже по тексту).
  3. Выбор способа направления бумаг в адрес органа государственной власти, уполномоченного выдавать разрешения на строительство. Здесь доступны следующие варианты (п. 1 ст. 51.1 ГрК РФ):
  • личный визит в соответствующее ведомство,
  • обращение в МФЦ (многофункциональный центр),
  • направление бумаг по почте (письмо следует заказывать с уведомлением о вручении),
  • использование портала «Госуслуги».
  1. После того, как документы будут отправлены, следует дождаться окончания их проверки.
  2. В течение установленного законом периода времени государственный орган направит заявителю уведомление о соответствии объекта ИЖС (садового дома) всем требованиям и нормам или о несоответствии заявленных параметров.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.