Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Федеральный закон о тишине в России 52 ФЗ 2022». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Всегда лучше и спокойнее идти мирным путем, пытаясь урезонить шумных соседей, но если это не удается, тогда можно обращаться к участковым, которые, к сожалению, очень неохотно занимаются такими вопросами. Но закон о тишине РФ существует и на него всегда можно опереться.
Для этого необходимо заказать проведение экспертизы по определению уровня шума, в результате которой будет составлен акт с указанием в нем: условий проведения экспертизы (даты, места и времени проведения); технических характеристик используемого для замеров оборудования; личных данных свидетелей, присутствовавших на экспертизе и заключения экспертов. С таким актом можно обратиться в суд со ссылкой на федеральный закон о нарушении тишины и требованием восстановить порядок.
Что делать, если шумные компании и соседи не дают ночью уснуть
Каждый регион имеет свои поправки к закону о тишине в квартире, но они не снимают серьезной административной ответственности за нарушение уровня шума. Для соседей, конечно, сумма штрафа носит скорее символический характер (100-500 руб.), но вызов в суд может тоже стать хорошим стимулом к соблюдению норм закона. Для организаций наказание гораздо серьезнее. Несоблюдение закона для них грозит штрафом в 20-40 тыс. руб. и приостановлением работы сроком до 3-х месяцев.
Принятый 14.02.2013г. в Санкт-Петербурге закон о соблюдении ночной тишины поднял сумму штрафа для граждан до 500-4000 руб., организациям – до 50 тыс. руб. Общепринятые часы отдыха определил в промежутке 22-00 до 07-00.
Сумма штрафа увеличивается при повторном нарушении закона.
19.11.2012г. был опубликован проект ФЗ РФ о внесении изменений в № 52-ФЗ в части охраны здоровья граждан в ночное время от вредного шумового воздействия, который предлагает дополнить закон тремя новыми статьями. А именно: статьей 23¹, дающей перечень и разъяснения вида шумовых воздействий, статьей 25¹ – перечень общественных, жилых зданий и прилегающих территорий, требующих охраны покоя граждан и статьей 27¹, описывающей механизм регулирования охраны покоя граждан при проведении ремонтных и строительных работ.
Все эти вопросы затронул закон о тишине 2012-2013 по городу Москве, который правильно называется закон о шуме в квартирах 2013, ограничивший проведение строительных работ с 9-00 до 19-00 по будням.
Не нужно пытаться решить вопрос самостоятельно – угрожать, лезть в драку, писать оскорбительные записки, портить имущество соседей (дверь, коврик, замочную скважину и т. д.). В этом случае вы можете оказаться пострадавшим, если соседи заявят на вас в полицию или обратятся в суд.
Что делать, если соседи мусорят в подъезде и во дворе?
Если ваши соседи выбрасывают мусор из окна (да-да, встречается и такое), оставляют отходы в подъезде или во дворе, по закону на них тоже можно найти управу.
Что делать, если соседи мусорят? Для начала постарайтесь урегулировать вопрос без привлечения третьих лиц: поговорите с нарушителем; напомните, что такое поведение запрещено; попросите, чтобы в дальнейшем это не повторялось.
Если беседа не поможет, соберите доказательства нарушения. Вам пригодятся фото и видео, на которых сосед выбрасывает мусор мимо контейнера или в подъезде, показания свидетелей. Не лишним будет узнать, как зовут того, кто безобразничает. Проследите, как часто появляется мусор в неположенном месте.
Часто шум является причиной испорченного праздника или выходного дня. Новый закон о тишине 2018 позволяет шуметь только 1 января, но не в иные дни месяца.
Законодатель определил временные рамки и уровень громкости, который не причиняет вреда окружающим. В праздничные дни, как и в выходные, ограничение действует с 22.00 до 10.00 часов.
Официально разрешается превышать уровень шума только в следующих ситуациях:
- во время заявленных религиозных, культурных, спортивных мероприятий;
- при проведении аварийных или спасательных работ;
- иных событиях, прописанных в правовых нормах.
Если не соблюдаются установленные нормы и ограничения, нарушитель может быть привлечен к административной ответственности.
Время – основной параметр, который регулируется законом о тишине. Необходимо соблюдать нормативный уровень шума в ночное и дневное время. В рабочие часы допускается фоновый шум на уровне до 40 дБ. Ночная норма снижается до 30 дБ.
Нормативный предел шума должен строго соблюдаться в промежуток с 23 часов вечера до 8 утра. В разных регионах страны этот показатель может меняться.
В некоторых регионах устанавливаются иные часы тишины. Например, в Москве разрешены ремонтные работы в будни с 9 до 19 часов. Категорически запрещено нарушать закон о тишине:
- в будни — с 21.00 до 08.00;
- в выходные дни и праздники — с 22.00 до 10.00.
Запрет снимается только в новогодние сутки.
- Новый закон о тишине
- Что такое шум
- Закон о тишине в Москве
- Закон о тишине в Московской области
- Закон о тишине в Санкт-Петербурге
- Закон о тишине в регионах
- Куда жаловаться на шумных соседей
Законы о тишине, как федеральный, так и региональные, не распространяются на некоторые действия. Так, исключением из правил становится шум от действий, направленных на предотвращение правонарушений, ликвидацию последствий аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, действий, совершаемых при отправлении религиозных культов в рамках канонических требований соответствующих конфессий и т. д. Плач ребенка, звук текущей воды или шагов под понятие «шум» не подпадают.
Также стоит отметить, что закон не распространяется на новостройки в течение первых полутора лет после официальной сдачи дома: в них можно проводить любые шумные работы в течение суток, но не в ночное время.
Плохие соседи: что делать, если соседи шумят и мусорят
В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
санитарно-эпидемиологическое благополучие населения — состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;
среда обитания человека (далее — среда обитания) — совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека;
факторы среды обитания — биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений;
вредное воздействие на человека — воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений;
благоприятные условия жизнедеятельности человека — состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека;
безопасные условия для человека — состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека;
санитарно-эпидемиологическая обстановка — состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время;
гигиенический норматив — установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека;
санитарно-эпидемиологические требования — обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее — санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами; (в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)
социально-гигиенический мониторинг — государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания;
федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор — деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
санитарно-эпидемиологическое заключение — документ, выдаваемый в установленных международными договорами Российской Федерации, международными правовыми актами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаях федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств; (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 221-ФЗ)
санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию;
1. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством:
профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;
Абзац — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
Абзац — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
государственного санитарно-эпидемиологического нормирования;
федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
обязательного подтверждения соответствия продукции санитарно-эпидемиологическим требованиям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании; (в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)
лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;
государственной регистрации потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию Российской Федерации отдельных видов продукции;
проведения социально-гигиенического мониторинга;
научных исследований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
формирования и ведения открытых и общедоступных федеральных информационных ресурсов, направленных на своевременное информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни;
мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
создания, эксплуатации и развития федеральной государственной информационной системы сведений санитарно-эпидемиологического характера, обеспечивающей получение информации, характеризующей санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. (в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 357-ФЗ)
2. Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации.
Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
К полномочиям Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся:
определение основных направлений государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
Абзац — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
Абзац — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор); (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование;
социально-гигиенический мониторинг;
установление единой системы государственного учета и отчетности в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
ведение государственных регистров потенциально опасных для человека химических, биологических веществ и отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также отдельных видов продукции, ввоз которых впервые осуществляется на территорию Российской Федерации;
обеспечение санитарной охраны территории Российской Федерации;
введение и отмена на территории Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина);
введение и отмена санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
подготовка и опубликование ежегодных государственных докладов о санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации;
координация научных исследований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
международное сотрудничество Российской Федерации и заключение международных договоров Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
реализация мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения, пропаганде здорового образа жизни; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
своевременное и полное информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан о санитарно-эпидемиологической обстановке, о проводимых и (или) планируемых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях, в том числе об ограничительных, о возникновении или об угрозе возникновения инфекционных заболеваний и о массовых неинфекционных заболеваниях (отравлениях). (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
Граждане имеют право:
на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;
получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
обращаться в органы, уполномоченные на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в связи с нарушениями требований санитарного законодательства, создающими угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде и угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, предложения об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право:
получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, санитарных правилах; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
принимать участие в разработке федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их имуществу вследствие нарушения гражданами, другими индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Граждане обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ)
заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей;
не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Перед тем, как разбирать новую законодательную базу, необходимо понять, что понимается под термином «шум».
В стандартной формулировке под шумом понимают звуковые колебания разных диапазонов, интенсивности и источников происхождения. То есть, шумом будут любые звуки в доме или квартире, а также идущие извне – с улицы или от соседей.
Важно! Когда речь идет о законодательной базе, то формулировка шума немного меняется. Она имеет следующий вид – любые звуки, превышающие установленную норму в децибелах.
Традиционно сутки делятся на 2 периода:
- 23.00-7.00;
- 7.00-23.00.
В ночное время шуметь категорически запрещено. Под запрет попадает музыка, громкие беседы, ремонт и не только.
В дневное время тоже выделен тихий интервал – это часы с 13.00 до 15.00. В выходные и праздничные дни ночной запрет продлевается до 10 часов утра.
Важно! Исключением является ночь с 31 декабря на 1 января. В эту дату допустимы громкие празднества, организация салютов во дворах и даже шумные, превышающие норму по децибелам, работы. К новогодней ночи власти регионов могут приравнять и другие даты на своё усмотрение.
Закон о тишине — 2021: до какого времени можно шуметь
Стоит заметить, что в регионах существуют свои ограничения по шуму. Но в общих чертах правила идентичны:
- ночь – с 11 вечера до 7 утра;
- в выходные дни режим продлевается до 9-10 часов утра.
В дневные часы (будни) период отдыха от посторонних звуков может быть установлен в одном из следующих видов:
- 13.00-15.00;
- 17.00-19.00.
Важно! В праздники шумовой режим обычно устанавливается по типу выходных. Но власти региона правомочны изменить его в любую сторону и оповестить об этом население за сутки до праздничного события.
В первую очередь в жилых зонах – под запрет попадает превышение уровня шума жителями или гостями в многоквартирных домах и коттеджных посёлках. Нельзя производить громкие звуки и в учреждениях социального типа:
- больницы;
- школы, детсады, ВУЗы;
- санатории;
- отели, хостелы, гостиницы;
- общежития.
Причём запрет распространяется и на придомовые территории. Например, шумящая в ночное время на детской площадке компания, понесёт административное наказание за несоблюдение законных правил.
Говоря о законодательной норме, принято понимать единый федеральный акт, действующий с 1999 года. Коррективы не отменяют его, но дополняют.
Также стоит рассматривать и региональные нормы. Они не идут в разрез с общим законом, устанавливая свои режимы чередования тишины и допустимого шума.
В новом прочтении нормативного акта нужно выделять такие определения как:
- абсолютная тишина – периоды, когда шум категорически запрещён (чаще всего это ночной период);
- режимы чередования – они устанавливаются в дневное время и представляют собой небольшой интервал, в который делать ремонт и просто шуметь в коттедже или квартире нельзя (традиционно он длится 2-3 часа);
- режим выходного или праздничного дня – для таких дней устанавливается особый график.
Законопроект предполагает изменение периода абсолютной тишины. До скольки будет можно производить шум, если закон примут на федеральном уровне? Предполагается, что граждан обяжут соблюдать тишину с 9 вечера до 8 утра по будням. В праздники и субботу/воскресенье с 10 вечера до 10 утра.
Также в воскресенье станут недопустимыми любые работы по ремонту, сопряжённые с громкими звуками, – перфораторные, сверление, разбор стен и так далее.
В будние и выходные дни выделяется интервал – с 13.00 до 15.00, в который потребуется соблюдать тишину.
Важно! Последнее правило не затрагивает жителей новостройки. Им даётся полтора года, отсчитывающийся с момента сдачи дома в эксплуатацию. За этот период они могут произвести ремонт любого характера и разрешённую перепланировку. После к новостройкам будут применяться общие нормы.
В Москве режим, только планирующийся к внедрению, уже действует. Он был принять 9 лет назад и подвергся корректировкам последний раз в 2014 году. Согласно установленным правилам, москвичи должны соблюдать тишину с одиннадцати часов вечера до семи часов утра по будням и выходным.
Многих волнует вопрос «Когда по закону москвичам можно проводить ремонт?». Время для этого тоже определено – с 9 часов утра до 7 часов вечера, кроме часов тишины, установленных с 13.00 до 15.00.
В выходные и праздники любые шумные действия запрещены. За нарушение правил предусмотрена административная ответственность.
Нормативы в субъекте устанавливает закон «Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Нижегородской области» № 44-3 от 01.04.2015 по выходным и будним дням. Полный текст документа можно скачать в конце статьи. Он отражает, в какое время нельзя производить ремонт, сверлить, громко слушать музыку в квартире и на даче в СНТ.
Согласно статье 2 закона о тишине Нижегородской области в 2021 году (в редакции от 02.07.2019), запрещено шуметь:
- В будни – с 22 до 7 часов утра.
- В субботу, в воскресенье и праздничные выходные – с 23 до 10 часов.
- Ежедневно – с 12.30 до 15 (обязательная пауза на тихий час, кроме садоводств, дач в СНТ).
Чтобы понять, до скольки можно слушать музыку в Нижегородской области, нужно рассматривать данные нормы. Данные нормативы тишины распространяются на МКД, их дворы. В садоводствах и на дачных участках в СНТ нормативы закона о шуме такие же, но тихий час в дневное время не предусматривается.
Федеральный закон от 30.03.99 N 52-ФЗ
На Новый год можно использовать петарды и фейерверки с 22 до 3 часов утра 1 января. В новогоднюю ночь разрешено устраивать салюты. Использование пиротехники также разрешено 9 Мая с 21:00 до 00:00.
Производство ремонтных работ в Нижнем Новгороде предусматривает другое время тишины. Закон определяет часы для сверления, шумного ремонта в многоквартирном доме более коротким отрезком. Рассмотрим его более подробно.
В субъекте можно сверлить в квартире, шумно делать ремонт в выходные и в будни строго по режиму тишины. Им определен ежедневный перерыв на тихий час в обед. Закон о тишине предусматривает его для ремонтных работ только в многоквартирном доме.
Хозяева дачных участков в СНТ не должны брать тихий час в расчет и выполнять ремонт по графику, как для обычного шума в Нижегородской области.
Нормативы в многоквартирном доме и на прилегающей к нему территории для строительных работ отображены в таблице.
Делать ремонт и сверлить разрешено в будни | С 7 до 12.30, с 15 до 20 |
Разрешается сверление стен перфоратором, производство шумных ремонтных работ в выходные дни | С 10 до 12.30, с 15 до 20 |
Обязательный тихий час в МКД | С 12.30 до 15 |
Закон с изменениями и последними поправками устанавливает нормы в регионе. Прочитав последнюю редакцию закона о тишине, можно смело утверждать, что шуметь, производя ремонтные работы в ночное время, нельзя. В дневное время необходимо выполнять все нормы официального документа. Этого требовал закон и в 2019, 2020 годах.
Отметим, что закон о тишине в Нижнем Новгороде в 2021 году не такой жесткий, нежели нормативные акты некоторых иных субъектов. Но не стоит забывать, что за его нарушение предусмотрена административная ответственность.
Закон о тишине на дачных участках в СНТ требует также обязательного исполнения. Сверлить, слушать громкую музыку, производить ремонт нужно в четко определенное режимом время. Несоблюдение режима тишины в 2021 году может обернуться штрафом.
Размеры штрафов за нарушения норм приведены ниже (тыс. р.). Штраф будет назначен тем, кто не соблюдает норматив, определяющий, до скольки можно шуметь в квартире в Нижегородской области.
Гражданин | 500–2000 р. |
Должностное лицо | 1000–4000 р. |
Юридическое | 5000–20000 р. |
Повторное нарушение закона постановления повлечет более весомое взыскание.
Игнорирование закона о тишине в Нижегородской области в 2021 году второй раз обернется штрафом, представленным ниже.
Гражданин | 2000–5000 р. |
Должностное лицо | 4000–15000 р. |
Юридическое | 15000–30000 р. |
Изменения в законе о тишине в 2021 году: чего ждать жильцам
Не нужно пытаться решить вопрос самостоятельно – угрожать, лезть в драку, писать оскорбительные записки, портить имущество соседей (дверь, коврик, замочную скважину и т. д.). В этом случае вы можете оказаться пострадавшим, если соседи заявят на вас в полицию или обратятся в суд.
Если ваши соседи выбрасывают мусор из окна (да-да, встречается и такое), оставляют отходы в подъезде или во дворе, по закону на них тоже можно найти управу.
Что делать, если соседи мусорят? Для начала постарайтесь урегулировать вопрос без привлечения третьих лиц: поговорите с нарушителем; напомните, что такое поведение запрещено; попросите, чтобы в дальнейшем это не повторялось.
Если беседа не поможет, соберите доказательства нарушения. Вам пригодятся фото и видео, на которых сосед выбрасывает мусор мимо контейнера или в подъезде, показания свидетелей. Не лишним будет узнать, как зовут того, кто безобразничает. Проследите, как часто появляется мусор в неположенном месте.
Вопрос превышения шума в жилых помещения и на придомовых территориях волновал законодателей еще 20 лет назад, когда и был принят 52-й закон, гарантирующий защиту от шумных соседей. С тех пор он претерпел несколько изменений, включая самые последние, внесенные в 2018-2020 годах.
Бесплатная консультация юриста по закону о тишине>>
Не изменилась только единица шума, которая, как и 20 лет назад, исчисляется в децибелах (дБ). Для лучшего понимания вопроса предлагаем ознакомиться с основными источниками шума и количеством дБ, ими издаваемыми:
- автомобильная сигнализация – 80-100 дБ
- громкий плач ребенка – 75-80 дБ
- работающий пылесос – 75-80 дБ
- перфоратор или ударная дрель – 85-95 дБ
- громкий крик – 85-90 дБ
- средняя громкость речи – 40-45 дБ
- шепот – максимум 30 дБ
Помимо перечисленных шумов под запрет могут попасть и другие звуки. Это касается лая собак, передвижения мебели, пения, игры на музинструментах, использование петард, хлопушек и многого другого.
Согласно измененному закону, УДШ составляет: ночью 30 дБ, днем – 40-55 дБ, был также расширен законодателями и перечень источников шума. Согласно новым правилам 2020г. в него добавлены лай собаки и электрический инструмент. Законом определено и время тишины, причем в разных регионах России этот показатель отличается:
- В Москве время ограничений наступает с 23:00 до 7:00, причем в любой день, хотя существует мнение, что в самое ближайшее время эти цифры поменяются с 19:00 до 9:00.
- В Подмосковье наказывают за шум в будние дни с 9 вечера до 8 утра, в рабочие дни и с 22:00 до 10:00 в дни отдыха. В МО также введен дневной «час тишины» — с часу до трех часов дня.
- В СПб превышать положенные 30 дБ можно в период с 22:00 до 8:00 по будням, а законный отдых в дни отдыха предусмотрен с 22:00 до полудня следующего дня.
- В Нижнем Новгороде и области время тишины в будние дни наступает с 22:00 до 7:00, в выходные – с 23:00 до 11:00. Час Тишины в Нижнем Новгороде длится с 12:30 до 15:00.
- В Новосибирске «тихий час» длится с 13:00 до 14:00, шуметь в будние дни запрещено с 22:00 до 7:00, в выходные и праздники это запрещается делать с 22:00 до 9:00.
- В Красноярске запрещен превышать допустимые нормы в период с 22:00 до 9:00, причем одинаково, как в будние дни, так и в выходные.
Исключение из правил! Закон не так суров к жильцам новостроек, где нет ограничений на время выполнения ремонтных работ, к тому же превышать уровень шума даже в ночное время можно с момента заселения полтора года.
Если ваши соседи шумно празднуют день рождения, а по закону исключением является только новогодняя ночь, не стоит спешить вызывать полицию. В большинстве случаев проблема улаживается мирно. В противном случае на злостного нарушителя надо написать заявление в орган ЖКХ, администрацию и полицию. Действенной мерой также будет коллективное заявление, направленное в Роспотребнадзор. Разбирательство по факту постоянного нарушения закона тишины проходят в суде, причем процедура обычно затягивается на долгие месяцы.
Очень важно в этом случае собрать доказательную базу, а для этого специалисты выезжают по указанному в заявлении адресу и при помощи шумомеров выполняют замер уровня шума.
Затем производится исследование помещения нарушителя, составляется соответствующий акт, причем будьте уверены, что документ, составленный специалистами Роспотребнадзора, станет важным свидетельством и стопроцентной гарантией того, что нарушитель будет наказан судом. В качестве дополнительных доказательств в суде можно использовать аудио- и видеозаписи с указанием точного времени, показания соседей и копии заявлений в полицию.
Новый закон о тишине в Нижегородской области в 2022 году: с изменениями
Чаще всего такие ситуации возникают в связи с приездом и заселением новых соседей. Как правило, новые жители дома для обеспечения себя комфортными условиями проживания зачастую не любят считаться с мнением своих соседей, а иногда пренебрегают государственными нормами. Проводят ремонтные работы самостоятельно либо нанимают рабочих. Естественно, им хочется побыстрее закончить ремонт и поскорее заселиться в квартиру «своей мечты».
Зачастую, нанятые рабочие не знают норм законодательства того или иного региона, а если и знают, то личная материальная выгода и ограниченные сроки указанные работодателем, заставляют пренебречь законами, а самое главное – нарушить право на законный отдых, проживающих рядом соседей.
И все бы хорошо, если бы нормы тишины нарушались только проведением ремонтных работ. Ситуаций, нарушающих отдых жителей многоквартирных домов, можно насчитать бесчисленное множество. Это и соседство с неблагополучными жителями и семьями, у которых чуть ли не каждый день, а то и ночь, бывают сомнительные гости и, как следствие, с этими гостями, в ходе очередного празднования возникают скандалы, крики, потасовки, да и драки с битьем посуды и крушением предметов домашнего обихода, громко включенный телевизор или музыка.
Реже дискомфортные условия доставляет плач ребенка. Все мы люди и все понимаем, что ребенок может плакать от различных расстройств здоровья и многие жители совершенно спокойно воспринимают подобное явление, так как и сами были детишками, и у многих есть дети, а у кого-то даже внуки и правнуки.
Однако к плачу ребенка иногда тоже стоит прислушаться. Бывают ситуации, когда безответственные родители попросту забывают о своем чаде или не уделяют должного внимания его воспитанию, а хуже всего если ребенка еще и бьют или не кормят.
Ситуация в этом случае, сразу же набирает серьезные обороты и грозит родителям такими же серьезными санкциями. Поэтому, если вы слышите за стенкой постоянный плач ребенка, знаете родителей как не совсем благонадежных жителей и замечаете, что с ребенком никто не выходит на улицу, то все же лучше пресечь этот факт и обратиться в правоохранительные органы.
Также периодически возникают ситуации, когда отдыхать нам с вами мешает постоянный лай соседской собаки. Ситуация крайне неприятная, т.к. бывает, что в квартирах держат и не по одной собаке, а по несколько, причем самых разных пород и мастей. Чаще всего, собаки лают в отсутствие хозяев. Но бывает, что совершенно добропорядочные граждане вроде бы и находятся дома, однако лай собаки не прекращается. Естественно в этом случае никуда жаловаться не хочется, т.к. заводчик в принципе сам лично ничего не нарушает.
Однако соседям все-таки стоит провести с ним беседу по этому поводу и попросить изыскать способы утихомирить своего домашнего любимца. Кроме того, в последнее время нам на помощь пришли новые технологические достижения в виде ультразвукового ошейника. Хозяину неугомонного питомца как раз можно посоветовать приобрести такое чудо техники.
Нарушают наш покой также и разовые ситуации. Например: неожиданная ссора или скандал абсолютно добросовестных соседей; «сабантуй» подростков, родители которых временно отсутствуют; различные бытовые случаи, когда требуется неотложный ремонт той или иной вещи в доме, и многие-многие другие…
Бывает, что и вовсе покой граждан нарушают не соседи, а расположенные в непосредственной близости от домов увеселительные заведения, с сопровождающейся громкой музыкой, а порой и разборками развеселившихся посетителей. Или банально неоднократно срабатывает сигнализация в припаркованных возле дома автомашинах.
Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ
Что нам говорит по этому поводу буква закона?
Единственным законом действующим на всей территории Российской Федерации, регулирующим правоотношения в сфере обеспечения тишины и покоя граждан является Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ. В статье 10 данного закона указаны обязанности граждан:
• выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
• заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей;
• не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
На основании этого Федерального закона было принято Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 г. N 64 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10». В соответствии с данным постановлением на территории РФ указан единый промежуток времени, который считается ночным, а именно с 23 часов 00 минут по 07 часов 00 минут и соответственно, дневным – с 07 часов 00 минут по 23 часа 00 минут.
Также в приложении № 3 данного постановления указаны допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот, эквивалентных и максимальных уровней звука проникающего шума в помещениях жилых зданий (единицы измерения указаны в акустических децибелах — дБА):
• В жилых квартирах с 7 до 23 часов средний (эквивалентный) уровень звукового давления составляет 40 дБА, максимальный уровень — 55 дБА;
• В жилых квартирах с 23 до 7 часов средний (эквивалентный) уровень звукового давления составляет 30 дБА, максимальный уровень — 45 дБА;
• На территории, непосредственно прилегающей к жилым домам с 7 до 23 часов средний (эквивалентный) уровень звукового давления составляет 55 дБА, максимальный уровень — 70 дБА;
• На территории, непосредственно прилегающей к жилым домам с 23 до 7 часов средний (эквивалентный) уровень звукового давления составляет 45 дБА, максимальный уровень — 60 дБА;
Естественно, у простого гражданина при себе не имеется специализированного оборудования, чтобы определить уровень звукового давления. Однако, чтобы примерно ориентироваться, имеется ли нарушение или нет, приведу условный краткий список источников звука, по которым станет понятно о единицах измерения.
• Разговор шепотом — около 25-30 дБА;
• Разговор, обычный — примерно 40-45 дБА;
• Работающий пылесос — примерно 70-75 дБА;
• Крик взрослого человека (плач грудного ребенка) — примерно 85-90 дБА;
• Работающий перфоратор — 95 дБА и выше;
К сожалению, в Федеральном законе № 52 не указаны выходные и праздничные дни, а также конкретные временные рамки на запрет проведения шумовых ремонтных работ и времени обязательного перерыва этих работ. Однако в каждом регионе РФ — имеется свой Закон о тишине или Кодекс того или иного региона об административных правонарушениях, где конкретизированы временные рамки допустимых уровней звукового воздействия и указаны дни, которые считаются выходными на территории региона.
Ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусмотрена ст. 6.3 КоАП РФ и влечет наказание в виде:
предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей;
на должностных лиц – от пятисот до одной тысячи рублей;
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Куда можно жаловаться на систематическое нарушение тишины и покоя?
Приведем примерный последовательный список учреждений, которые могут повлиять на нарушителей на одном из этапов.
1. Вызов сотрудников полиции на место нарушения. Бывает, что гражданину не хочется ехать в отдел полиции, для составления заявления и он вызывает сотрудников на адрес нарушителя. Как правило приехавшие на место сотрудники Патрульно-постовой службы полиции делают нарушителю устное предупреждение и просят прекратить нарушать общественную тишину. Профилактическая беседа с нарушителем с целью предупреждения дальнейших правонарушений в обязанности ППС не входит. Зачастую такие меры на нарушителей оказывают минимальное воздействие.
2. Заявление на имя начальника отдела полиции. Это более действенная мера, т.к. такой материал в последствии на находится на рассмотрении у участкового уполномоченного полиции, который, в случае подтвержденных фактов нарушения обязан составить протокол на нарушителя. Желательно при подаче заявления предоставить зафиксированные на аудио или видео-аппаратуру факты. Кроме того, после принятия процессуального решения по Вашему заявлению Вам будет дан ответ в письменном виде.
3. Обращение с заявлением в прокуратуру. Чаще всего на данном этапе нарушители уже начинают задумываться над своим поведением, т.к. в рамках прокурорской проверки у сотрудников достаточно широкий спектр полномочий, вплоть до письменного представления в администрацию города (поселения).
4. Обращение в Роспотребнадзор. Обычно сотрудников данной организации вызывают за превышение уровня звукового воздействия в дневное время, однако закон не ограничивает время вызова этих специалистов. В основном сотрудники Роспотребнадзора имеют в оснащении специальные измерительные приборы, которые могут с точностью определить уровень звукового воздействия, а также предоставить справку с указанием результатов измерения (чаще всего такая справка предоставляется на платной основе).
Санитарно-эпидемиологическое благополучие людей, как следует из ФЗ № 52, обеспечивается с помощью:
- обязательного выполнения физическими и юридическими лицами санитарных норм;
- нормирования нагрузки факторов среды;
- государственного надзора выполнения санитарных норм;
- привлечения к ответственности лиц, нарушающих нормативы.
Действия человека, решившего наказать виновного в нарушении санитарных норм шумового загрязнения, зависят от характера звука, времени суток, длительности, периодичности и других параметров. Если речь идёт о соседях, включающих громкую музыку и не реагирующих на замечания жильцов, то нужно обращаться в правоохранительные органы.
Для принятия экстренных мер можно вызвать наряд полиции. Однако делать это нужно только в том случае, если, например, громкая музыка в ночное время сопровождается другими шумовыми эффектами и распитием спиртных напитков. В противном случае наряд может приехать к тому времени, когда в подъезде будет нормальная ночная тишина, что может повлечь за собой оформление протокола ложного вызова.
Можно группой жильцов написать заявление в административную комиссию муниципального органа с просьбой привлечь к ответственности нарушителя. Параллельно нужно написать заявление участковому инспектору для принятия мер профилактического характера.
Если нарушение тишины исходит от постоянной работы каких-либо устройств, то заявление нужно подавать в органы санитарно-эпидемиологического контроля. Специалисты произведут замеры уровня шума, сообщат о результатах заявителям, сами примут меры, если выявят нарушения санитарных норм.
При длительном шумовом воздействии, которое повлекло за собой нарушение здоровья жильцов, можно подавать исковое заявление в суд с требованием возместить моральный и материальный (если есть) ущерб. Только нужно точно определить виновника шумового загрязнения, доказать факт превышения уровня допустимого воздействия, а также наличие причинно-следственных связей между шумовым загрязнением и ущербом.
Люди нарушают тишину по-разному. Кто-то посреди ночи включает громкую музыку и затевает пьяный громкий скандал. Такие действия можно пресечь с помощью административных наказаний и вмешательства правоохранительных органов.
Гораздо сложнее справиться с шумовым загрязнением, если оно исходит от автомобильного движения, работающего рядом с жилым помещением предприятия, железной дороги, магазина и т.п.
Если органы санитарного контроля выявят постоянное превышение уровня шума рядом с жилыми помещениями, то организации, ответственные за нарушение, должны принять адекватные меры. Обычно это требует больших затрат, поэтому юрлицам и предпринимателям выгодней платить штрафы, чем снижать уровень шумового воздействия на население. Однако частые нарушения могут повлечь за собой принятие компетентными органами мер радикального характера вплоть до закрытия предприятия.
В выходные и праздничные дни с 22.00 до 10.00 соседями должен обеспечиваться минимальный уровень шума, в регионах временные рамки могут варьироваться исходя из местного законодательства.
Ремонтные работы разрешены только в случае, если от них зависит безопасность людей. В ряде регионов сделано исключение для выходных дней, объявленных рабочими.
Для конкретизации данного понятия используется такая единица измерения как децибел – дБ. Для доступности определения уровня шума можно проводить аналогию с работающей сигнализацией автомобиля – этот звук составляет 80дБ.
Нормы шума, закрепленные законом | ||
Время суток | Мин. значение дБ | Макс. значение дБ |
День | 40 | 55 |
ночь | 30 | 45 |
Если шум, доносящийся от соседей днем, может недоставить беспокойства, то в вечернее время ситуация меняется. Если урегулировать конфликт добровольно нет возможности, в данном случае можно вызывать полицию, дальнейшим решением проблемы займутся полицейские. Если после отъезда наряда шум возобновляется, процедуру можно повторить, тогда нарушителей ждет штраф и вероятность проезда в отделение полиции.
Если вы решили бороться с правонарушителем тишины и требовать для него наказания, вам необходимо начать с составления официального заявления. Здесь можно пойти двумя путями:
- Обратиться за помощью к юристу, который сможет грамотно составить необходимый вам документ. Данная услуга будет платной.
- Вы можете самостоятельно или с поддерживающими вас соседями составить данное заявление.
Какой бы вы ни выбрали способ оформления, заявление должно содержать следующие аспекты:
- Ф.И.О. заявителя и/или данные группы лиц, составляющих заявление;
- Наименование заявления;
- Наименование районного отдела полиции;
- Данные об уполномоченном участковом;
- Подробное описание сложившейся ситуации, которая послужила причиной для обращения в полицию, с указанием времени правонарушения;
- Ссылка на Федеральный закон о шуме;
- Подробное изложение требований заявителя/заявителей;
- Проставленная дата написания заявления с подписью его оформивших лиц.
Составленное и оформленное должным образом заявление передается участковому, он, в свою очередь, должен вам предоставить копию этого заявления с проставленной на нем отметкой о принятии к рассмотрению.
Опираясь на последние изменения в законе о тишине, люди, нарушающие порядок, будут материально наказаны. Штрафы предусмотрены как для физических лиц, так и для организаций, превышающих уровень шума в здании, где они находятся.
Суммы штрафов следующие:
- Первое наказание составит от 1000 рублей до 3000 рублей, в зависимости от превышения допустимой нормы громкости и опираясь на жалобы соседей,
- Второе наказание будет составлять 4000 рублей,
- Третье составит штраф в размере 5000 рублей.
На усмотрение правоохранительных органов, при первом нарушении установленных норм может быть вынесено устное предупреждение нарушителю с разъяснением ФЗ о тишине.
Проведение работ, сопровождаемых повышенным шумом как строительных, так и отделочных, запрещается во временном интервале с 19.00 до 9.00 в будние дни. Однако некоторые регионы изменили данное время, непредназначенное для проведения ремонтных работ. Так, в ряде субъектов ремонт разрешили делать до 22.00. А вывоз мусора от строительства в большинстве регионов разрешен с 08.00 до 22.00. Несмотря на разные временные рамки в разных регионах, существует общее правило, так непрерывный шум от ремонта ограничивается во времени. Более 6 часов подряд шума быть не должно. И сохраняется «тихий час», когда также шуметь запрещено законом.