Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Образовательные услуги без лицензии в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Ситуация. ИП Вера открыла клуб детского развития. В клубе есть занятия с логопедом, курсы английского и подготовка к школе. Лицензии у нее нет.
Позиция ИП. Адвокат Веры настаивал, что детский клуб оказывает услуги по дневному уходу за детьми с организацией их досуга без реализации образовательных программ. Лицензия не нужна.
Позиция прокуратуры. В работе ИП нашли признаки образовательной деятельности:
- на сайте клуба написано «читаем за 20 уроков», «математика для дошкольников», «постановка почерка, коррекция», «иностранные языки», «помощь школьнику». Формулировки подходят под определение образовательной программы;
- дети занимались в кабинетах.
Что решил суд. ИП работает незаконно: работа клуба соответствует образовательной деятельности, а значит, должна лицензироваться. Суд назначил штраф 4000 ₽, но заменил на предупреждение. Чтобы продолжить работу, Вера должна получить лицензию.
С 1 марта 2022 года получать лицензии и работать с ними станет проще
Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Статья 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Получение лицензии на образовательную деятельность — трудоёмкий и энергозатратный процесс. Чтобы принять решение, органы власти рассматривают документы на протяжении 60 дней. Тем, кто нуждается в лицензировании, понадобится ещё и получить ряд разрешений других государственных органов. И, разумеется, составить необходимые образовательные программы.
Образовательная деятельность в Российской Федерации подлежит обязательному лицензированию. Это касается всех, кто организует обучение в любой форме.
Обучение в заведении, чья деятельность осуществляется незаконно, может доставить массу проблем. Одна из главных — вы не сможете получить документарного подтверждения обучения. Поэтому выбирая учебное заведение, ищите специальный раздел на сайте и проверяйте реестр Рособрнадзора на наличие лицензии на образовательную деятельность.
Однако не получится ли так, что теперь, как грибы после дождя, появятся онлайн-школы и вузы, которые начнут направо и налево выдавать дипломы и аттестаты? Все опрошенные «РГ» эксперты уверены: однозначно, нет ! Речь идет не о школьном или вузовском образовании. А о дополнительных программах для детей и даже в большей степени — для взрослых: профессиональных программах переобучения, повышения квалификации, языковых, гуманитарных и IT-курсах.
— Чтобы выдавать вузовские дипломы и школьные аттестаты, нужна не только лицензия, но и аккредитация. Но ее не получить без материально-технических условий, прописанных в федеральных государственных образовательных стандартах. Новое постановление вопросы аккредитации никак не затрагивает, — рассуждает директор Центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС Борис Илюхин. — Так что, скорее всего, мы увидим именно лицензированные профессиональные онлайн-курсы.
Есть и еще нюанс. Да, требования к зданиям и помещениям для онлайн-платформ сняли, зато добавили новое условие: теперь нужно будет доказать, что у обучающей организации для качественного онлайна есть необходимая электронная информационно-образовательная среда. Электронные ресурсы и технические средства. Кроме того, по-прежнему для получения лицензии нужно создать собственные образовательные программы, собрать квалифицированных педагогов и многое другое.
Образовательная деятельность: Статьи
— У дистанционного обучения своя специфика, — говорит ректор РосНОУ Владимир Зернов. — Не нужны большие площади или те же спортивные сооружения, как в случае с очным. У нас может быть великолепный стадион, но отвратительная электронная среда — и кому от этого хорошо? Важны качество электронной среды, образовательного контента и, конечно, возможность контроля за ходом экзамена. Раньше все отслеживали методисты, а сейчас это можно делать удаленно и не менее эффективно. Если ввести четкие, ясные требования, качество обучения в дистанте фактически не будет уступать аудиторным занятиям. Нужно просто четко прописать, что требуется в обоих случаях.
Кстати, примерно о том же «РГ» рассказали в Рособрнадзоре — главном ведомстве, которое отвечает в России за образовательные лицензии. По сути, чтобы новое положение заработало на полную, необходимы еще несколько нормативных актов.
Когда детским центрам нужна лицензия — в «Деле»
Напомним: если детский центр занимается образовательной деятельностью, ему нужна лицензия и без нее работать нельзя. Об этом мы рассказывали в прошлой статье. Но есть исключение: если ИП работает лично, без сотрудников-педагогов, лицензия не нужна.
Все остальные клубы без лицензии не должны ничему учить. Зато вот чем они могут заниматься:
- присматривать за детьми;
- развлекать;
- проводить занятия для социализации и общего развития.
Разберем, что можно и чего нельзя детским центрам в каждом из этих случаев.
Развлекательные клубы есть почти в каждом торговом центре: там можно оставить ребенка, пока ходишь по магазинам, или заказать праздник, шоу-программу, квест. В клубе много игрушек, лабиринты, батуты, горки, а с детьми работают аниматоры, инструкторы, организаторы. Прийти и уйти можно в любое время. Фиксированных занятий нет, а родители платят по часам или за мероприятие.
Такие клубы работают под ОКВЭДом 93.29.9 — «Деятельность зрелищно-развлекательная прочая».
У Михаила (это вымышленное имя) детские центры в двух городах и франчайзинговая сеть. Он рассказал, что думает о лицензиях.
— У меня два детских центра. В них мы готовим детей к школе, занимаемся ментальной арифметикой, скорочтением и каллиграфией. Такие центры не нужно было лицензировать, пока в 2013 году не приняли новый закон об образовании.
Один из моих детских центров работает с лицензией. Пятнадцать лет назад я начал заниматься дополнительным образованием взрослых, организовал курсы повышения квалификации и получил лицензию для дополнительного образования. Позже просто добавил занятия для детей.
Когда я открыл второй клуб в торгово-офисном центре, я тоже хотел его лицензировать. Мы пригласили пожарного инспектора для проверки помещения, он постучал по стенам и сказал, что перегородки из гипрока не пойдут. Как минимум одна стена должна быть несгораемой, поэтому разрешения работать в этом помещении он не дал.
Мы пригласили пожарного инспектора для проверки помещения, он постучал по стенам и сказал, что перегородки из гипрока не пойдут
Менять место было затратно, но проблема даже не в этом. У нас в городе почти нет помещений с пожарным выходом и тремя туалетами, как требуется для детских центров. Либо цена за аренду такая, что детскому клубу не потянуть.
Если лицензируешь клуб, раз в три года будут приходить проверки. К последней я готовился три месяца, похудел на четыре килограмма. Зато когда лицензии нет, ты в списках департамента образования не значишься, и проверка придет только если жалоба или форс-мажор. Поэтому один из центров я не стал лицензировать.
Я завуалировал образовательную деятельность: взял клубный ОКВЭД, педагогов оформил инструкторами-модераторами. Мы как бы не обучаем никого, просто проводим время за изучением английского. Многие центры работают именно так.
Чтобы центр развивался, нужны педагоги. Но если в штате педагоги, нужна лицензия. Чтобы избежать лицензирования, руководители или никак не оформляют педагогов, или оформляют по трудовому договору консультантами, инструкторами.
Иногда ИП берет ОКВЭДы «аренда» и «консультационная деятельность», приглашает других ИП с педагогическим образованием и сдает им свое помещение. То есть сам предприниматель клуб не держит, а отдает место для занятий с детьми. Ему лицензия не нужна и приглашенным предпринимателям тоже — каждый из них работает сам. Кажется, всем хорошо. Проблема в том, что тогда каждому педагогу нужно открыть расчетный счет, поставить онлайн-кассу и деньги принимать, заключать договоры с родителями. Не каждый педагог на это пойдет.
За образовательной деятельностью в области присматривают восемь сотрудников. Они по плану проверяют детские сады, школы, дома творчества и всех, у кого уже есть лицензия. Им некогда бегать по клубам. Мы тоже стараемся не давать повода для проверок и соблюдать законы: официально регистрируемся, платим налоги, по-честному занимаемся с детьми.
Юридический консультант Марина Петрова поделилась мыслями о мнении владельца детского клуба:
— Требования к небольшим клубам с образовательными занятиями кажутся избыточными. Клубу с двумя преподавателями и парой классов затруднительно работать по правилам, которые написаны для домов творчества с четырьмя сотнями детей. Но есть требования закона, которые касаются жизни и здоровья, их нужно выполнять. Например, закон запрещает открывать клубы в цоколе, потому что там не хватает дневного света и свежего воздуха.
С ограничениями можно работать. Если в цоколе полноценные окна и хорошая вентиляция, я рекомендую пригласить Роспотребнадзор для консультации. Они осмотрят помещение и могут его одобрить.
ИП не нужно получать заключение МЧС для оформления лицензии. Но правила пожарной безопасности соблюдать нужно. Иначе при проверке клуб могут оштрафовать. Чтобы просчитать пожарные риски, можно обратиться в компанию, которая делает пожарные аудиты. Она расскажет, как действовать.
Найти подходящее помещение сложнее всего. Понимаю тех, кто открывался пять—десять лет назад: место насиженное, уходить не хочется и затратно, как говорит Михаил. Но, если руководитель решил заниматься этим бизнесом всерьез, я бы порекомендовала готовиться к переезду.
Плановые проверки проходят обычно раз в три года. В образовании, социальных услугах, здравоохранении и некоторых других сферах — раз в два года. Бывает, что плановые проверки вовсе не приходят. Повод для внеплановой — жалоба или решение прокуратуры.
Часто предприниматели говорят: «Буду работать, как работал. Что мне грозит, если придут? Заплачу штраф». Но помимо штрафа, проверяющие напишут список требований, которые нужно исправить. Если требования проигнорировать, будет суд и, возможно, приостановка деятельности клуба. Иными словами, собственник или выполняет требования проверяющих, или закрывается.
Если дети занимаются в клубе с лицензией, родители могут получать налоговые вычеты, оплачивать занятия материнским капиталом, а в будущем — и сертификатами дополнительного образования.
С 2021 года – новые правила оказания платных образовательных услуг
Для начала выясним, когда лицензия на образовательную деятельность не требуется. В постановлении Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966, утвердившего положение о лицензировании образовательной деятельности, указана только одна такая возможность. Лицензия не нужна, если услуги оказывает лично индивидуальный предприниматель. Это услуги репетиторов, частных учителей, студий, кружков и т.д., где занятия ведет сам предприниматель, имеющий соответствующее образование и стаж работы.
Обращаем внимание индивидуальных предпринимателей – если вы нанимаете других педагогических работников, то лицензия на образовательную деятельность ИП необходима. При этом работников другого профиля, которые не предоставляют непосредственно образовательные услуги, нанимать можно без лицензии.
В предыдущей редакции положение о лицензировании образовательной деятельности допускало еще одну возможность работать без лицензии – если по итогам обучения не проводилась итоговая аттестация и не выдавался документ об образовании. Проводить без лицензии тренинги, семинары, лекции, о прохождении которых не выдаются подтверждающие документы, можно и теперь, но такая деятельность не называется образовательной, а культурной или досуговой.
Перечень услуг, для которых нужна лицензия, включает в себя такие виды образования: дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее, дополнительное общеобразовательное, дополнительное профессиональное и образование религиозного персонала религиозных организаций.
Получение лицензии на образовательную деятельность – сложный и длительный процесс. Только рассмотрение документов и принятие решения о выдачи лицензии или об отказе в выдаче занимает 60 дней. А до этого надо подготовить ещё ряд разрешений других государственных органов и разработать собственные образовательные программы. И всё же, бизнес в сфере образования можно назвать доходным, поэтому если вы хотите заниматься этим направлением, то надо один раз пройти процедуру лицензирования.
Лицензия выдаётся бессрочно, и если вы не будете её переоформлять, то обращаться к чиновникам по этому вопросу уже не придётся.
Соискатель лицензии должен документально подтвердить, что им созданы все необходимые условия для оказания услуг в сфере образования. Для этого соберите такой пакет документов:
- заявление о предоставлении лицензии;
- документ, подтверждающий право пользования помещением (копия свидетельства о праве собственности, договора аренды или субаренды);
- копия устава ООО или копия свидетельства о регистрации ИП;
- копия листа записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- копия свидетельства о налоговом учете ООО или ИП;
- копии заключений СЭС и Госпожнадзора о соответствии помещения необходимым требованиям;
- справка об условиях для функционирования электронной информационно-образовательной среды;
- справка о печатных и электронных ресурсах;
- справка о педагогических работниках;
- справка об утверждении образовательных программ;
- справка об условиях для получения образования обучающимися с ОВЗ;
- справка о материально-техническом обеспечении;
- подтверждение оплаты госпошлины на сумму 7500 рублей;
- опись документов.
Формы справок доступны на сайте Минобразования.
Лицензирование образовательной деятельности осуществляют Рособрнадзор и региональные исполнительные органы. В Рособрандзор надо обращаться, если планируется открытие:
- высшего учебного заведения;
- организации федерального значения;
- российской организации, расположенной за пределами РФ;
- иностранной организации на территории России.
Записаться на приём в Рособрандзор можно онлайн на официальном сайте.
За предоставление услуг образования без лицензии предусмотрена административная, налоговая и уголовная ответственность. Суммы штрафов могут достигать 500 тысяч рублей, а срок лишения свободы – до пяти лет. Конечно, такое суровое наказание применяется крайне редко, когда работа без лицензии причинила крупный ущерб или был получен доход в крупном размере.
Кроме этого, оказание услуг без лицензии снижает конкурентность образовательной организации:
- нет льгот при участии в аукционе на право аренды муниципальной недвижимости;
- не признаётся документ о получении образования или повышения квалификации;
- обучающиеся в нелицензированной организации не могут получить налоговый вычет по затратам на обучение;
- серьёзные рекламные источники не принимают объявлений таких организаций.
В части необходимости получения лицензии при реализации общеобразовательных программ нужно учитывать следующее.
Если предприниматель самостоятельно оказывает такие услуги, то ему не требуется лицензия.
Например, ИП является сам педагогом и реализует дошкольную образовательную программу. Такой предприниматель не имеет в штате других педагогов, а все занятия проводит сам.
На практике распространены небольшие детские клубы, которые осуществляют образовательную деятельность, а также деятельность, связанную с уходом за детьми в дневное время по коду ОКВЭД — 85.32, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-с.
Если предприниматель занимается такой деятельностью, то разработанная им общеобразовательная программа должна соответствовать государственным стандартам.
Уход и присмотр за детьми не является образовательной деятельностью.
В случае если детский клуб оформлен на ИП и по найму у него не работают педагоги, то такая образовательная деятельность не лицензируется.
Зачастую предприниматели открывают различного рода досуговые клубы, клубы по изучению иностранных языков, различного рода развивающиеся центры.
Если у предпринимателя в штате есть педагоги, то такая образовательная деятельность лицензируется.
При этом не имеет значения, выдает ли предприниматель «корочки» по окончанию обучения или нет.
Так, компания обучала слушателей по специальной программе «Подготовка судоводителей маломерных судов» без лицензии, потому что была убеждена в том, что раз не проводит аттестаций и не выдает документов об образовании, значит и лицензия не требуется. Но высшие судьи посчитали иначе (Определение судебной коллегии ВС РФ от 21.08.2017 № 310-АД17-3729).
Не вся деятельность, связанная с обучением, является общеобразовательной.
Например, ИП открыл мини-садик, в котором занимались с детьми педагоги. Садик с родителями заключал договор об оказании услуг. В мини-садике проводились занятия по лепке, рисованию, физкультуре, музыке, конструированию, детей знакомили с окружающим миром.
Прокурор обратился в суд о привлечении ИП к ответственности за деятельность без лицензии.
Этот спор дошел до высшего суда. Судьи сделали вывод, что ИП не реализуются образовательные программы в системе образования, а деятельность предпринимателя связана с присмотром и уходом за детьми (Обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ от 06.12.2017).
Если ИП планирует заниматься не в одиночку образовательной деятельностью, то ему необходимо получить лицензию.
Получить лицензию стало проще для тех предпринимателей, которые проводят так называемое онлайн-обучение с привлечением преподавателей различных дисциплин.
Для таких ИП пакет документов, которые нужно собрать для получения лицензии намного «легче».
В общем случае претенденту на получение образовательной лицензии нужно подготовить в территориальный отдел Минобразования РФ следующие документы:
- заявление по установленной форме;
- утвержденная предпринимателем справка о том, что разработаны образовательные программы обучения;
- справка о наличии специальных условий для учеников с ограниченными возможностями здоровья;
Такая справка необходима, если ИП будет обучать людей с ограниченными возможностями. Например, инвалидов.
- гарантийное письмо о том, что ИП обязуется привлечь педагогов для реализации образовательных программ обучения;
- наличие специального помещения на праве собственности или ином основании для проведения обучения;
- наличие условий для реализации образовательных программ;
Речь идет о так называемом материально-техническом обеспечении класса, помещения для занятий. Например, это оборудование для занятий: компьютеры, парты, доски и т.п.
- заключение СЭС о том, что помещение и оборудование соответствует санитарным нормам.
Если ИП будет проводить обучение онлайн, то последние три документа не потребуются.
-
Штрафы ГИБДД: основание для выдворения иностранца из РФ
140 0
Начнём с популярного заблуждения. Предприниматели говорят: «Мы не школа, мы не выдаём аттестаты, поэтому к нам не должно быть вопросов». Но аттестат — не единственный критерий образовательной деятельности. Закон об образовании определяет множество признаков. Наличие любого из них может привести к спорам с Рособрнадзором.
Вот они:
Обучение ведётся по программе, где обозначены:
-
предмет, объем и режим обучения;
-
результаты обучения;
-
преподаватели и условия обучения;
-
способы и формы оценки результатов.
Образовательная программа:
-
представлена в виде рабочей программы, графика, учебного плана или расписания занятий;
-
содержит методические и оценочные материалы.
Обучение ведут преподаватели (штатные или по договорам ГПХ).
Уровень полученных знаний и навыков проверяется, оценивается и, в итоге, подтверждается.
На самом деле учебные центры, языковые курсы, онлайн-школы — занимаются образованием. Просто не общим, а дополнительным.
Рособрнадзор это знает. Даже если в ОКВЭДе указана развлекательная деятельность, школа позиционирует себя как «центр досуга», а учителя называют себя как-то иначе, инспекторы постараются выяснить две вещи:
1. Является ли деятельность фактически образовательной.
2. Попадает ли предприниматель или организация в список исключений, которые освобождают от получения лицензии.
Какие коды ОКВЭД выбрать для образовательной деятельности в 2022 году
Освобождены от получения лицензии:
1. Физические лица. Они не могут заниматься образовательной деятельностью по ст. 21 Закона об образовании. Для этого нужен статус ИП или юридического лица. Им можно только заниматься репетиторством, давать частные уроки (например, музыки, рисования), вести тренинги.
1. Не указывать образовательную деятельность в кодах ОКВЭД, уставных документах, на сайте, в рекламе и т.д.
2. Позиционировать деятельность как информационную, консультативную, развлекательную — это типичные варианты.
3. Отказаться от использования «образовательной» и «обучающей» терминологии. Хорошо подходят «семинары», «вебинары», «лекции», «мастер-классы» и т.п. Вместо «обучался» — «участвовал», «прослушал».
4. Не заявлять о возможности повышения профессионального уровня, получении новой квалификации, новой профессии и т.п. Не должно быть этого и в документации.
5. Не использовать систему тестов, оценок для проверки знаний, тем более как основание для выдачи итогового документа. Если есть «домашки» — только добровольные, ни к чему не обязывающие, без оценок.
6. В сертификатах, дипломах, свидетельствах, если они предусмотрены, достаточно отразить факт прохождения (участия, прослушивания) определённой программы (семинара, лекции, тематического курса). Под запретом — указание на повышение профессионального уровня (получение нового) и возможность работы по специальности.
Чем меньше реальная деятельность похожа на образовательную, тем меньше риск штрафа за отсутствие лицензии.
Статья актуальна на
Правовые основы лицензирования образовательных услуг заложены в законах «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ и «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. В соответствии с ними под лицензией на образовательную деятельность понимается специальное разрешение на право организации или предпринимателя заниматься деятельностью по реализации образовательных программ, подтвержденное выданным лицензирующим органом бумажным или электронным документом.
Образовательные программы в соответствии с перечнем, утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966, делятся на следующие виды:
№
Вид образовательной программы
Подвид образовательных услуг
1
Основные общеобразовательные программы
По уровню образования
Дошкольное
Общее
Начальное
Основное
Среднее
2
Основные профессиональные образовательные программы
По уровню образования
Среднее
Подготовка служащих и рабочих
Подготовка специалистов среднего звена
Высшее
Бакалавриат
Специалитет
Магистратура
Аспирантура
Ординатура
Ассистентура-стажировка
3
Основные программы профессионального обучения
По направлению подготовки
Программы профессиональной подготовки рабочих и служащих
Программы переподготовки рабочих и служащих
Программы повышения квалификации рабочих и служащих
4
Дополнительные общеобразовательные программы
По подвиду образовательной программы
Общеразвивающие программы
Предпрофессиональные программы
5
Дополнительные профессиональные программы
По подвиду образовательной программы
Повышение квалификации
Профессиональная переподготовка
6
Образовательные программы, целью которых является подготовка служителей и персонала религиозных организаций
Не выделяются
Остановимся немного подробнее на дополнительном образовании.
В соответствии с п. 14 ст. 2 закона № 273-ФЗ под ним понимается образование, не связанное с повышением уровня и направленное на удовлетворение разнообразных образовательных потребностей лица. Такое образование может быть нацелено на совершенствование:
- физических;
- духовно-нравственных;
- интеллектуальных;
- профессиональных навыков обучающегося.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если дополнительное образование реализуется в рамках общеобразовательных программ, то на него не распространяются государственные стандарты образования. Если же обучающийся занимается по дополнительной профессиональной программе, то преподаватели должны ориентироваться на стандарты образования (письмо Минобрнауки от 29.03.2016 № ВК-641/09).
Лицензирование образовательной деятельности вправе осуществлять уполномоченные органы, к которым, в соответствии с ч. 3 ст. 91 закона № 273-ФЗ, отнесены:
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), которая занимается выдачей разрешений в случаях (ч. 7 ст. 6 закона № 273-ФЗ):
- оказания соискателем услуг в сфере высшего образования;
- если соискателем выступает:
- профессиональная государственная организация федерального уровня, осуществляющая подготовку специалистов в областях, упомянутых в перечне специальностей, утв. постановлением Правительства РФ от 24.05.2013 № 437 (например, в сфере информационной безопасности, горного и нефтегазового дела, энергетики и т. д.);
- российская организация, расположенная за рубежом;
- иностранная организация, филиал которой размещается на территории РФ.
- Орган исполнительной власти региона, которому переданы соответствующие полномочия. Например, в Москве таким органом выступает департамент образования города. Такие органы занимаются выдачей разрешений в оставшихся случаях.
В лицензирующий орган с заявлением о выдаче разрешения могут обращаться:
- Образовательные организации, к которым относятся исключительно некоммерческие юридические лица, для которых оказание услуг в сфере образования является основным видом деятельности.
- Организации, осуществляющие обучение, которыми выступают те юридические лица, для которых образовательные услуги являются дополнительным видом деятельности, например организации соцобслуживания, здравоохранения, загранучреждения Министерства иностранных дел и т. д. (ст. 31 закона № 273-ФЗ).
- ИП, оказывающие услуги в сфере образования с привлечением педагогических работников.
Порядок и нюансы получения специального разрешения в подразделениях Рособрнадзора и региональных органах исполнительной власти аналогичны.
Критерии сравнения
Получение разрешения
В территориальном органе Рособнадзора
В органе исполнительной власти субъекта России
Акт, регламентирующий процедуру
Административный регламент, утв. приказом Минобрнауки от 17.03.2015 № 244
Административный регламент, утв. приказом Минобрнауки от 25.11.2014 № 1517
Срок, отведенный на рассмотрение заявления соискателя
45 рабочих дней
Порядок лицензирования
Прием должностным лицом уполномоченного органа заявления и пакета документов под опись (ее копия направляется соискателю разрешения)
Регистрация заявления (непосредственно в день передачи при непосредственной подаче документов или не позднее следующего рабочего дня при получении по почте или через интернет)
Проверка документов на правильность оформления в течение 3 рабочих дней, к моменту истечения которых должностное лицо направляет соискателю уведомление о приеме заявления или необходимости устранения замечаний
Запрос в порядке межведомственного обмена должностным лицом сведений в иных публичных структурах
Проведение выездной и документарной проверки соискателя
Подготовка в течение 4 рабочих дней с момента завершения проверок должностным лицом проекта приказа о предоставлении или отказе в предоставлении разрешения и передача его руководителю органа
Третьим лицам можно несколькими способами убедиться в том, что у ИП или юридического лица имеется действующая лицензия:
- воспользовавшись формой поиска по сводному реестру, размещенному на официальном сайте Рособрнадзора;
- изучив сайт организации или предпринимателя, на котором в соответствии с требованиями к структуре официального сайта, утв. приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785, должна быть размещена копия лицензии;
- письменно запросив такую информацию в лицензирующем органе;
- посетив место нахождения образовательной организации или ИП, которые должны оборудовать стенд или иным образом разместить для общего доступа информацию о номере и сроке действия лицензии, а также лицензирующем органе.
С 2022 года обязательными к применению будут такие ФСБУ:
- 06/2020 — по основным средствам;
- 26/2020 — по капитальным вложениям;
- 27/2021 — по документообороту;
- 25/2018 — по аренде.
Если компания не перешла на их использование досрочно, то с 2022 года ей придется это сделать в обязательном порядке.
Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней
Льгота по налогу будет предоставлена общепиту — НДС можно будет не платить, но только при выполнении конкретных условий.
Список товаров, которые облагаются НДС с межценовой разницы, будет расширен. На основании Постановления Правительства от 13.09.2021 г. № 1544 такой порядок к купленным у физлиц автомобилям будет действовать и в отношении операций по перепродаже электронной и бытовой техники.
По УСН сдавать декларацию за 2021 год потребуется на новом бланке.
Также планируется, что с июля 2022 года будет действовать новый налоговый режим — УСН.онлайн. Он будет предназначен для микропредприятий с численностью работников до 5 чел. и годовыми доходами до 60 млн. руб. ИФНС будет администрировать его в упрощенной форме аналогично НПД — без отчетной декларации и через удобный сервис.
По данному налогу будут обновленные отчетные формы:
- 6-НДФЛ для работодателей;
- 3-НДФЛ для физлиц и ИП.
Кроме того, работодатели будут по новым правилам предоставлять сотрудникам социальные вычеты по НДФЛ, а также уплачивать налог с путевок для сотрудников.
К тому же, физлица смогут получать налоговый вычет на фитнес и не должны будут подавать декларацию при продаже недорогого имущества.
Расчет по страховым взносам нужно будет сдавать по обновленной форме. Она будет использоваться с отчетности за 1 квартал 2022 года. За 2021 год сдать расчет нужно будет по старой форме.
Про форму 4-ФСС на данный момент еще ничего не ясно. Если изменений не будет, то отчитываться нужно будет на прежнем бланке.
Тарифы по страховым взносам в целом останутся прежними. Единственное изменение коснется общепита, который имеет право на освобождение от НДС. Он сможет платить взносы по сниженным ставкам — тем, которые предусмотрены для субъектов МСП.
Порядок лицензирования образовательной деятельности
Для реализации курса обучения может потребоваться как классическая программа дополнительного профессионального образования, повышения квалификации с выдачей удостоверения или диплома, которые необходимы в том числе для исполнения требований ч. 2 ст. 9 и ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ, так и блиц-тренинги по конкретным вопросам, зачастую включающие элементы консалтинга, что куда удобнее с точки зрения экономии времени и оперативного получения прикладных знаний. Исполнителем, в свою очередь, будет либо образовательная организация, имеющая лицензию на образовательную деятельность, либо приглашенный эксперт.
В конце статьи вы найдете полезную шпаргалку!
Посредством закупки у единственного поставщика можно закупить серию тренингов, стоимость каждого из которых не превышает 600 тыс. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Правда, годовой объем всех закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 2 млн руб. Если заказчик обладает крупными бюджетом для закупок, то он может применить альтернативное ограничение, установленное Законом для того же пункта: за год все закупки, проведенные по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, не должны в совокупности превышать 50 млн руб. и при этом не должны составлять более 10% совокупного годового объема закупок. Исключения из этого правила установлены лишь для сельских поселений, которые могут проводить закупки на сумму до 600 тыс. руб. без ограничения по совокупному объему, а также для заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства. Для учреждений культуры и образовательных организаций установлены ограничения п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, закупки в неконкурентном режиме можно проводить на сумму до 600 тыс. руб. с предельным суммарным объемом 30 млн руб. и 50% совокупного годового объема.
Кроме того, на основании п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ можно без ограничения суммы заключить контракт на оказание преподавательских услуг с физическим лицом без проведения конкурентной закупки образовательных услуг. В обоих случаях Закон не требует от заказчика ни публикации извещения о закупке у единственного поставщика, ни обоснования цены и иных условий контракта.
Важно: закупка у единственного поставщика не означает закупку у первого попавшегося продавца. При выборе образовательной организации, эксперта заказчику необходимо сравнить предложения и выбрать лучшее с ценой, не превышающей рыночной.
Если заказчику не подходит ни контракт с физическим лицом, ни контракт на сумму до 600 тыс. руб. с юридическим лицом, то можно провести запрос котировок, так как образовательные услуги не входят в так называемый аукционный перечень товаров, работ, услуг, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р. Запрос котировок позволяет провести конкурентную закупку максимально оперативно и не тратить силы на подготовку закупочной документации, достаточно лишь Извещения. Заказчик вправе использовать этот способ закупки в случаях, когда начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн руб. (ч. 2 ст. 82.1 Закона № 44-ФЗ). Правда, годовой объем закупок, проведенных посредством запроса котировок, не должен превышать 10% совокупного годового объема закупок заказчика. Еще более важным ограничением является то, что победителем запроса котировок становится участник, предложивший наименьшую цену контракта, устанавливать требования к квалификации участника, пусть даже при закупке образовательных услуг, Закон № 44-ФЗ запрещает, а значит, могут возникнуть проблемы с качеством проведенного обучения.
То же самое ограничение, связанное с невозможностью оценки качества предлагаемого образования, относится и к закупке образовательных услуг посредством аукциона. Хотя ч. 3 ст. 59 Закона № 44-ФЗ разрешает использование аукциона при закупке любых товаров, работ и услуг, но при наличии у заказчика свободного времени и ресурсов при закупке образовательных услуг разумнее провести конкурс для получения наилучшего результата закупки, снизив возможные риски демпинга цены, что не запрещено законом.
При конкурсе доминирующим фактором выбора победителя будет цена, а требование
к квалификации поставщика образовательной услуги установить по-прежнему невозможно, но все же заказчик может до 40% значимости критериев оценки конкурсной заявки установить для таких показателей, как качество услуги и квалификация подрядчика, в соответствии
с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1085. Разумеется, при этом порядок присвоения баллов по качественным и квалификационным критериям придется включить
в конкурсную документацию при объявлении конкурса. При проведении закупок образовательных услуг с помощью конкурса у заказчика значительно повышаются шансы пройти обучение не у того, кто предложил наименьшую цену, а у того, кто готов предложить более качественные услуги.Приемка результатов исполнения контракта осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом. Для проверки уже оказанных образовательных услуг, предусмотренных контрактом, заказчик обязан провести экспертизу и подписать по ее итогам составленный в произвольной форме документ о соответствии оказанных услуг требованиям контракта. Экспертиза результатов оказания образовательных услуг может быть проведена заказчиком по его выбору как своими силами, так и с помощью привлеченных экспертов и экспертных организаций.
При закупке услуг по обучению законодательство не требует привлечения внешних экспертов для оформления приемки ни в случае заключения контракта по результатам конкурной закупки, ни в случае закупки у единственного поставщика. В такой ситуации экспертизу менее трудозатратно будет провести силами собственных сотрудников, тем более что законодательство не устанавливает каких бы то ни было требований ни к уровню квалификации таких сотрудников, ни к минимальному численному составу экспертной комиссии. Рационально и экспертизу, и приемку образовательных услуг возложить на сотрудников, имеющих отношение к проведенному образованию, например на руководителей прошедших обучение сотрудников либо на главу отдела, отвечающего за обучение персонала.
Ключевым вопросом экспертизы является выявление соответствия оказанных услуг требованиям контракта, которое следует проводить в соответствии с размещенным в проекте контракта закрытым перечнем признаков, свидетельствующих о несоответствии проведенного обучения требованиям контракта. Ответ на этот вопрос оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком. В случае создания приемочной комиссии этот документ подписывается всеми членами комиссии и утверждается заказчиком.
При отрицательном заключении эксперта, экспертной комиссии, ответственного за приемку сотрудника или приемочной комиссии заказчик имеет право отправить заказчику мотивированный отказ в письменной форме. Мотивация заключается в указании на несоответствие проведенного обучения требованиям подписанного контракта. Впрочем, заказчик вправе не отказывать в приемке результатов обучения, если выявленное несоответствие, по его мнению, не препятствует приемке и устранено исполнителем.
Классическим способом проверки оказания образовательных услуг является итоговая проверка знаний. Кроме того, факт оказания образовательных услуг можно проверить фиксацией факта проведения занятий, в т.ч. посредством регистрации слушателей, — в этом случае полезно с точки зрения наличия доказательной базы проставление ими подписей напротив своих фамилий в листе посещения каждого занятия. Для участия в контроле качества образовательных услуг заказчику еще на стадии формировании закупочной документации и проекта контракта имеет смысл установить в них по крайней мере ключевые вопросы, которые должны быть разъяснены слушателям по итогам обучения. Если по итогам обучения большое количество прошедших его сотрудников не способно ответить на эти вопросы, то это может стать основанием для отказа в приемке результатов обучения не менее весомым, чем фактически непроведенные лекции. Разумеется, даже в рамках контрактной системы это основание для отказа в приемке с указанием критического количества неосвещенных вопросов и проваливших проверку слушателей необходимо указать в контракте.
Что касается оплаты, то ее срок согласно ч. 13.1 ст. 34 Закона не может превышать 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. Если же исполнителем был субъект малого предпринимательства или СОНКО, то этот срок сокращается до 15 рабочих дней.
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Формулы для самостоятельного расчета для НМЦК 19.7 КБ
«Приоритетными для государства направлениями подготовки в 2022/2023 году станут инженерно-технические (251 033 мест), педагогические (75 788 мест), медицинские (53 450 мест) и сельскохозяйственные (41 095 мест) специальности. Эти специальности пользуются наибольшим спросом в регионах, поэтому мы даем по ним больше всего бюджетных мест», — сообщил Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.
По уровням высшего образования бюджетные места распределились следующим образом: по программам бакалавриата — 339 739 мест, по программам специалитета — 86 155 мест, по магистратуре — 124 518 мест, по аспирантуре — 17 500 мест, по ординатуре — 19 699 мест, по программе ассистентуры-стажировки — 433 места.
При этом наибольший прирост количества бюджетных мест в процентном выражении произошел именно по программам ординатуры (13,8%) и аспирантуры (6,1%), что будет способствовать подготовке большего количества высокопрофессиональных кадров, востребованных экономиками регионов.Перед тем, как рассмотреть виды услуг, когда нужна лицензия на образовательную деятельность, необходимо перечислить основные законодательные акты, регулирующие сферу образования в настоящее время. К их числу относится:
- Закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ, изданный 29.12.2012 года
- Закон «О лицензировании…» №99-ФЗ, подписанный 04.05.2011 года
- Постановление Правительства РФ №966, датированное 28.10.2013 года
В первых двух указанных Федеральных Законах содержатся основные положения, регулирующие сферу оказания образовательных услуг. Особенно много нововведений содержит принятый недавно Закон об образовании. Именно в нем содержится утвердительный ответ на актуальный и злободневный вопрос, нужна ли образовательная лицензия.
Разработанное и подписанное несколько позднее Постановление №966 содержит конкретный перечень услуг, когда нужна образовательная лицензия, а также описание случаев, когда ее получение не требуется.
Указанными выше законодательными актами предусматривается обязательное получение лицензии на образовательную деятельность, если организация или индивидуальный предприниматель оказывает услуги по дошкольному, общему, профессиональному, дополнительному профессиональному образованию или профессиональному обучению. Для более точного представления о конкретных видах образовательной деятельности, которая подлежит лицензированию, следует рассмотреть каждый из них в отдельности.
Один из самых распространенных видов образовательной услуги. Он включает в себя четыре уровня:
- среднее профессиональное;
- высшее с присвоением степени бакалавра;
- высшее с присвоением степени магистра или специалиста;
- высшее с подготовкой специалистов высшей категории (аспирантура, стажировка, ординатура).
Профессиональным образованием имеют право заниматься только образовательные организации.
Образовательные услуги по профессиональному обучению также могут оказываться любыми организациями, как коммерческими, так и некоммерческими. При этом различают три вида программ:
- подготовка рабочих по профессиям, служащих по должностям;
- переподготовка рабочих и служащих;
- повышение квалификации рабочих и служащих.
Перечисленные выше виды услуг содержат практически полный перечень ситуаций, когда нужна лицензия на образовательную деятельность.
В настоящее время действующим законодательством предусматривается лишь один случай, когда лицензия на образовательную деятельность не требуется. Он представляет собой ситуацию, при которой услугу оказывает лично официально зарегистрированный индивидуальный предприниматель. При этом он не может нанимать других специалистов, работая только самостоятельно. Примерами такой деятельности являются услуги репетитора, частного преподавателя, обладающего необходимым стажем работы и образованием. Также без лицензии допускается личное ведение кружков, секций или студий, осуществляемое индивидуальным предпринимателем без привлечения дополнительных специалистов.
До введения в действие Постановления №966 получение лицензии не требовалось в тех случаях, когда в результате учебы не производилась аттестация, и не выдавался итоговый документ о полученном образовании. Примерами подобных ситуаций являются тренинги, семинары или лекции. Последние изменения привели к тому, что данной деятельностью можно заниматься без лицензии, но это связано с тем, что она не является образовательной. По новой классификации подобные услуги относятся к культурным или досуговым.
Похоже, к процессу аккредитации решили подойти максимально объективно и брать в расчёт данные сразу из ряда источников. Так, по задумке, значение будут иметь:
- результаты мониторинга в системе образования;
- итоги независимых оценок качества образования и подготовки учащихся, а также условий осуществления образовательной деятельности;
- результаты профессионально-общественной аккредитации;
- данные из отчётов самих образовательных организаций.
Исключением из правил станут образовательные учреждения, которые находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти, отвечающих за безопасность, оборону, обеспечение законности и правопорядка.
Похожие записи:
-