Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ИП с НДС грузоперевозки в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Многие предприниматели, отдающие бухгалтерию на аутсорс, даже не знают, за что платят налоги. В случае с ЕНВД всё очень просто: требуемый налог начисляется не от реальных доходов, а от фиксированной, установленной государством суммы. Для грузоперевозок вменённая базовая доходность одного грузовика равняется 6000 рублей в месяц. Умножим эту сумму на годовой инфляционный коэффициент (2,005) и получим 12030 рублей – такой доход как бы должен приносить один автомобиль в месяц. От этой суммы предприниматель должен уплатить 15% налога; если у него одна машина, ежемесячно он будет платить всего 1805 рублей. Но даже этот небольшой платёж можно сократить на сумму взносов на пенсионное и медицинское страхование наёмных работников или самого себя.
Таким образом ИП, работающий на собственном грузовике, фактически не платит налоги: он лишь делает социальные отчисления, большая часть которых идёт на его же счёт в Пенсионном фонде.
Отчётность по ЕНВД заполнять несложно: единственный минус – сдавать её нужно 4 раза в год.
Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней
Также известен как налог для самозанятых. Появился совсем недавно и подходит лишь для частников-индивидуалов: компании с несколькими машинами его применять не могут, так как НПД не предполагает наличия наёмных сотрудников.
НПД хорош своей простотой: для регистрации и подачи отчетности не нужно ходить в налоговую, всё это можно сделать через специальное приложение для смартфона. В этом же приложении можно настроить автооплату, а отчетность будет формироваться автоматически. Еще один плюс – необязательность уплаты взносов на пенсионное страхование. Платить или не платить их – каждый решает сам, но если вы решите платить, НПД не позволит уменьшить налог на сумму уплаченных взносов.
Однако существует несколько препятствий, которые делают НПД режимом, неподходящим для автоперевозчиков.
Система привлекательна тем, что не обязывает регистрироваться как ИП. Однако перевозчик не сможет уберечь себя от огромных штрафов за РТО и тахографы, так как Устав Автомобильного Транспорта гласит:
перевозчик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки…
Второй минус – сам размер налога (4% при оплате от физических лиц и 6% при оплате от ИП и компаний). Уменьшить налоговую базу на расходы не выйдет, а расходная часть в перевозках велика. Так что если за перевозку вам заплатят 100 тыс. рублей, то налог будет высчитываться прямо из этой суммы и составит 6 тыс.
Третий минус – ограничение максимального дохода в размере 2,4 млн рублей, т.е. 200 тыс. рублей в месяц. При плотной работе в эту сумму можно не уложиться.
УСН бывает двух видов: 6% от доходов и 15% от доходов минус расходы.
УСН – доходы
Это простая система, которая не требует сложных расчётов: предприниматель платит 6% от всех сумм, полученных от клиентов, т.е. от «грязного дохода». Декларация подаётся всего один раз в год, а налог можно уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов.
Финансовая нагрузка на перевозчика в данном случае будет почти такой же, как в случае с НПД.
УСН – доходы минус расходы
Тут всё уже не так просто. Система будет выгодна лишь для тех, у кого доля расходов (которые можно подтвердить документально!) составляет более 60% от общей суммы, полученной за предоставленные услуги. Если расходов меньше – сэкономить не получится. Для наглядности сравним разные системы при одинаковом «грязном» доходе:
- УСН: с дохода за перевозку в размере 100 тыс. рублей налог составит 6%, т.е. 6 тыс. рублей;
- УСН доходы минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс. рублей, расходы на которую составили 60 тыс. рублей, придётся заплатить 15% от оставшейся суммы (от 40 тыс. рублей), то есть те же 6 тыс. рублей.
- УСН доходы минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс рублей, расходы на которую составили 80 тыс. рублей, придётся заплатить 15% от оставшейся суммы (от 20 тыс. рублей), то есть 3 тыс. рублей.
У автоперевозчиков расходы, как правило, велики, особенно если в компании работают наёмные водители, поэтому УСН пользуется популярностью. Так что если официально получаемая выручка невысока или существенную её часть составляют неучитываемые наличные, то для простоты отчетности можно использовать обычную УСН. А при относительно больших официальных оборотах можно выбрать УСН минус расходы. Для этого придётся заморочиться с подсчётом расходов.
АУСН: все о новом налоговом режиме для бизнеса
Разобрав все плюсы и минусы различных систем налогообложения, автор блога «Дальнобой PRO» приходит к таким выводам:
- В большинстве случаев наиболее выгодной системой является Патентная (ПСН). Для перехода на неё ООО может перерегистрироваться в ИП.
- Если есть возможность работы с расходами и НДС – можно выбрать ОСНО, но стоит помнить, что расходы на бухучёт увеличатся.
- УСН также возможна, если в будущем ставка налога будет снижена. Власти регионов имеют на это право: уточните информацию, возможно, ваша налоговая уже приняла такое решение.
Новый налоговый режим УСН ориентирован на микробизнес, индивидуальных предпринимателей с доходом ниже 60 млн руб., предприятия, где трудится меньше 5 человек. Пользователи АУСН не будут платить налог на прибыль, имущество организаций, НДС, а ИП – НДФЛ, НДС.
Проект предусматривает сокращение выплат благодаря учету расходов на свое дело. Данные о расходах будут поступать в ФНС при помощи онлайн-ККТ, банковских платежей. Увеличение нагрузки, по замыслу создателей системы, сбалансируется благодаря отмене страховых взносов как за самих предпринимателей, так и за работников.
Кто будет рассчитывать налоговую базу:
- плательщик (компания, ИП);
- налоговая инспекция;
- банки;
- операторы фискальных данных.
Сумма взносов рассчитывается ежемесячно на базе данных онлайн-касс и информации о банковских операциях, что упрощает ведение отчетности. Предприниматель отчисляет в ФНС небольшие ежемесячные взносы.
Как и в случае с самозанятыми, экспериментальный режим (после одобрения Думой) сначала «обкатают» в четырех регионах России, посмотрят, как он работает, доведут до ума и запустят по всей стране.
Где:
- Москва;
- Московская область;
- Татарстан;
- Калужская область.
Когда: с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2027 года.
Под действие нового типа налогообложения попадают малые предприятия, организации с годовым доходом до 60 млн руб., суммарными основными средствами не более 150 млн руб. и численностью работников до 5 чел. Схема подходит ИП, малому и микробизнесу.
Кто не может применять автоматическую систему:
- микрокредитные организации;
- страховые компании;
- инвестиционные фонды;
- ломбарды;
- производители товаров, которые должны платить за использование акциза;
- НКО;
- фермы;
- компании с работниками-иностранцами;
- нотариусы, адвокаты;
- некоммерческие пенсионные фонды;
- и другие типы бизнеса, не имеющие права применять УСН.
Переход на АУСН происходит через уполномоченный банк из специального перечня (находится на рассмотрении): предприниматель должен поручить ему передавать информацию об операциях налоговым органам. Уведомить об этом налоговую предприниматель должен самостоятельно, в личном кабинете.
Когда проект примут официально, перейти на него можно будет 31 декабря текущего года. Когда подавать заявку, чтобы перейти на автоматическую упрощенку к июлю 2022 г., пока не уточняется. Только открывшиеся компании подают заявку на АУСН на протяжении месяца с момента регистрации фирмы.
Важно: не получится совмещать новый налоговый режим с другими. Те, кто выбрал автоматическую систему, оплачивают труд наемных работников по карте, иначе это будет расценено как преступление.
Какую систему налогообложения выбрать ИП для грузоперевозок в 2021
Сравним по основным параметрам экспериментальную и привычную системы. Так станет понятно, кому какой вариант подходит.
Параметр | Традиционная упрощенка | Новый проект |
Ставка |
6% – от доходов, 15% – от доходов за вычетом расходов 8% или 20% соответственно при более высокой прибыли или увеличении штата |
8% от доходов, 20% от доходов минус расходы |
Минимальные отчисления | 1% | 3% |
Штат | До 130 чел. | До 5 чел. |
НДФЛ |
13% 15% (ведет бухгалтерия) |
— |
Доходный максимум | 200 млн руб. | 60 млн руб. |
Льготы от регионов | Есть | Нет |
Расходы | Закрытый перечень | Расходы, направленные на получение дохода в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ, кроме предусмотренных ст. 270 НК РФ |
Как можно уменьшить взносы | При уплате налогов по схеме «Доходы» уменьшаются страховые взносы, торговый сбор | Снижается торговый сбор |
Рассмотрим два примера.
Допустим, индивидуальный предприниматель работает один, выбирает вариант «УСН Доходы».
- В 2022 году он заработает 350 тысяч руб.
- ИП работает в Москве, а значит, не может использовать пониженную УСН.
- Взнос составит 21 тысячу руб. (350 тысяч × 6%).
- Но предприниматель может оплатить только страховые взносы, так как они выше – 43 211 руб. (34 445 + 8766).
А если бизнесмен выберет «АУСН Доходы», то заплатит 22 400 руб., страховых взносов нет.
Чтобы определить, какую налоговую систему выбрать, нужно заранее учитывать расходы бизнеса. В сфере грузовых перевозок предполагают затраты на:
- сервисное обслуживание машин (ремонт, замена шин и так далее);
- амортизация;
- расходы на бензин;
- зарплата водителям, грузчикам и другим работникам;
- расходы на парковку, услуги связи и другие накладные затраты;
- оплата аренды автомобилей (если они не в собственности предпринимателя);
- страховые взносы — за сотрудников и за самого ИП;
- страховка автомобилей;
- налоги и другие обязательные платежи.
Сложно сказать заранее, насколько бизнес будет окупать все расходы. Экономический кризис, рост цен на бензин, высокий уровень конкуренции и множество других факторов могут оказать влияние на итоговую доходность.
Упрощённая система налогообложения — самая популярная среди индивидуальных предпринимателей. Среди преимуществ упрощённой системы выделяют такие условия:
- с доходов платится только налог УСН — раз в квартал;
- раз в год необходимо отчитываться по декларации УСН.
Какой порядок обложения НДС транспортных услуг
Здесь налоговая ставка определяется так:
- Если работников не больше 100 человек включительно, а годовая прибыль не превышает 154,8 миллионов рублей, возможна ставка от 5% до 15%.
- Если число сотрудников от 101 до 130 человек, а сумма дохода — от 154,8 до 200 миллионов, ставка составит 20%.
Рассчитаем налог в нашем примере по стандартной ставке 15%.
Определим налоговую базу и отнимем от годового дохода все расходы:
15 000 000 — 7 000 000 = 8 000 000 рублей.
Посчитаем налог без учёта взносов (так как они уже вошли в расходы):
8 000 000 * 15% = 1 200 000 рублей.
Для грузоперевозок можно выбрать самозанятость и платить налог на профессиональный доход. Такой вариант подойдёт, если ИП работает в одиночку и имеет доход до 2,4 миллионов рублей в год. Ему не нужно платить страховые взносы за себя, а единственный налог НПД составит 6% с дохода от юридических лиц и 4% с прибыли от физических лиц. Специальной отчётности вести не нужно. Но среди минусов стоит учесть следующие:
- Нет страхового стажа, влияющего на будущую пенсию.
- Многие компании хотят заключать договоры с юридическими лицами, чтобы обезопасить себя от рисков.
- При расчёте налога не учитываются затраты на ремонт, сервисное обслуживание, бензин и т.д.
- Напомнит о сроках сдачи
- Учёт переносы в выходные и праздники
- Настраивается по вашим параметрам
- Учитывает совмещение налоговых режимов
Ставка 10% может быть применена к внутрироссийским воздушным пассажирским и багажным перевозкам (подп. 6 п. 2 ст. 164 НК РФ). Исключение составляют аналогичные перевозки с пунктом отправления/назначения на территории Республики Крым, Севастополя, Калининградской области — для них действует ставка 0% (подп. 4.1, 4.2 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Подробнее о продукции, реализация которой облагается НДС по ставке 10%, вы можете прочесть в следующих статьях:
- «Что входит в перечень товаров, облагаемых НДС по ставке 10%?»;
- «Новый перечень медтоваров для ставки НДС 10%».
Налогообложение для грузоперевозок в 2021 году
Нормами НК РФ предусмотрено, что при оказании транспортных услуг возможно как применение всех установленных ставок, так и освобождение от НДС транспортных услуг. Если налогоплательщик применяет ставку 0%, то ему нужно обосновать возможность ее применения в течение 180 дней, в противном случае необходимо уплатить НДС в бюджет по ставке 20%. По большинству транспортных услуг, оказываемых на территории РФ, перевозчик, применяющий ОСНО, обязан начислять НДС по ставке 20%. Применение ставки 10% должно быть обосновано документально. Если же услуги перевозки осуществляются за пределы РФ, НДС уплачивать не нужно.
- Налоговый кодекс РФ
- Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137
По-настоящему упрощенный режим с элементарным расчетом. Расходы подтверждать и проверять не нужно. Можно уменьшить сумму налога на фиксированные взносы ИП и взносы в зарплаты. Из обязательного в налоговом учете — только книга и декларация. Но и в этом случае рекомендуем учитывать в программе — это быстрее, проще и следить за изменениями закона не потребуется.
Единый налог на вменённый доход можно применять не повсеместно, а только там, где он введён решением властей. У предпринимателя может быть не более 20 машин. Ещё одно условие — среднегодовая численность работников — не более 100 человек. Ограничений по выручке нет, так как ЕНВД не зависит от её размера.
Формула расчёта налога за месяц — БД х ФП х K1 х K2 х 15%, где:
- ФП — физический показатель, в примере это количество машин, то есть 1 (статья 346.29 НК РФ);
- БД — базовая доходность на единицу ФП, в примере это 6 000 рублей (статья 346.29 НК РФ);
- К1 — коэффициент-дефлятор, в 2020 году он равен 2,005 (приказ Минэкономразвития от 21.10.2019 № 684);
- K2 – понижающий коэффициент, равный в примере 1 (решение Совета депутатов городского округа Коломны от 6 октября 2017 г. № 61).
У ИП Тихонова в течение года количество машин будет постоянным, поэтому налог можно рассчитать сразу за год: 1 х 6 000 х 2,005 х 1 х 12 месяцев х 15% = 21 654 рублей.
Из этой суммы предприниматель может вычесть страховые взносы также, как и на УСН Доходы. Для расчета дополнительного взноса учитывается не реальный, а вмененный доход ИП. В нашем примере его размер меньше 300 000 в год, поэтому перечислить надо только фиксированную сумму в 40 874 рубля. Поскольку сумма взносов больше, чем рассчитанный налог, то ЕНВД будет равен нулю.
НПД — налог на профессиональный доход — пока действует лишь в отдельных регионах, но вскоре его планируют распространить на всю Россию. Для его применения есть немало ограничений:
- у ИП не должно быть работников;
- его годовой доход не должен превышать 2,4 млн рублей;
- предприниматель может оказывать услуги, выполнять работы либо реализовать товары собственного изготовления (торговля запрещена).
Ставка налога — 4% по доходам от граждан, 6% — от юридических лиц и ИП. Налоговая база — весь доход без учёта затрат.
Предприниматель из примера подходит под описанные выше условия. Сделаем расчёт, исходя из того, что он планирует работать только с организациями. Тогда налог составит столько же, сколько на УСН Доходы: 1 200 000 х 6% = 72 000 рублей.
Со взносами на страхование ситуация на НПД обстоит так:
- медицинские входят в состав налога;
- пенсионные не уплачиваются.
То есть иных обязательных платежей, кроме налога, на режиме НПД не будет.
А теперь сведём всё, что мы рассчитали, в одну таблицу и посмотрим, какой налоговый режим будет выгодным в данном примере.
Таблица 2. Сравнение налоговых систем
Режим (система) | Налоги с учётом вычета, руб. | Взносы, руб. | Всего в бюджет, руб. |
---|---|---|---|
УСН «доходы» | 22126 | 49874 | 72000 |
УСН «доходы — расходы» | 46519 | 49847 | 96393 |
ЕНВД | 0 (полностью уменьшен на взносы) | 40874 | 40874 |
Патент | 14745 | 40874 | 55619 |
НПД | 72000 | — | 72000 |
Получается, что самым выгодным в нашем примере будет ЕНВД. Проблема в том, что режим введён не везде (например, его нет в Москве). Но главное, что он действует последний год, а с 1 января 2021 года его отменят.
Покупка патента обойдётся дороже, но на фоне прочих режимов этот вариант выглядит предпочтительней. Однако стоит иметь в виду, что при увеличении количества автомобилей до двух, стоимость патента для ИП Тихонова резко возрастёт и составит уже 63 999 рублей. К тому же в других регионах цена патента может быть иной — всё зависит от конъюнктуры рынка. Например, в Москве стоимость патента на 1 автомобиль для грузоперевозок составит 36 000 рублей.
УСН с объектом «Доходы» и НПД по размеру платежей одинаковы. Но не надо забывать, что на упрощёнке эта сумма покрывает все обязательные взносы, а на НПД — только медицинские. Неуплата же пенсионных отчислений приведёт к тому, что в преклонном возрасте у ИП будет минимальная социальная пенсия. Поэтому назвать благом такую экономию на отчислениях сложно, тем более что в нашем примере выгоды от этого нет.
На упрощёнке Доходы минус расходы платежи самые большие, но это верно лишь для конкретного случая. Сумма налога зависит от объёма расходов, а в нашем примере они взяты условно. К тому же многое поменяется, если у ИП появится работник.
Теперь перейдём к тому, как открыть ИП на оказание услуг по грузоперевозке.
Чего бизнесу ждать от ФНС в 2022-2024 годах
Собираемость налогов растет:
«В целом за год по консолидированному бюджету мы планируем выйти на 28 трлн руб., то есть плюс 7 трлн к показателям прошлого года. Но, если даже учитывать, что тот год был аномальным, и сравнивать поступления с 2019-м, то уже сейчас идёт превышение на 23% в любом случае».
Д.В. Егоров
При этом только треть дополнительных поступлений обеспечила подорожавшая нефть. А значит, большая часть прироста обеспечил другой бизнес. Методы увеличения собираемости мы все знаем, не скрывает их и Даниил Вячеславович:
«Доля добровольно уточнённых налоговых обязательств по итогам девяти месяцев 2021 года в общем объёме поступлений контрольно-аналитической работы составила 52% (125 млрд руб.)».
Д.В. Егоров
Курс себя оправдал, курс продолжится — прессовать на комиссиях станут сильнее:
«Что касается доначислений — мы всё-таки нацелены на то, чтобы те плательщики, у которых мы нашли некие искажения, сами их исправили, — то тот уровень корректировок налогов, который мы видим, нас более чем устраивает».
Д.В. Егоров
Недвусмысленный намёк: уточняйтесь, не доводя до налоговой проверки.
Расчёты наличными сложно администрировать, особенно в отношениях микробизнеса с населением:
«…когда ты видишь снятие налички, ты не можешь сказать, на что человек снимает себе деньги. Но всегда рядом с «C» [consumer, потребитель] будет «B» [business, бизнес]. Следовательно, использование средств уже становится менее для нас понятным».
Д.В. Егоров
Поэтому тотального контроля за платежами физиков не планируется — иначе, они перейдут в нал, а это большее зло:
«Если выбирать между наличными и безналичными расчетами, то, конечно, на государственном уровне интереснее именно такая система расчётов [безналичных]. Поэтому когда мы говорим о налоговом контроле в этой сфере, он должен быть достаточно аккуратен, чтобы это не превращалось в набеги на бытовую деловую активность».
Д.В. Егоров
Безналичные платежи сильно увеличились в объеме, активизировались и схемы по анонимизации потоков безнала. ФНС будет бороться с этим:
«Но, когда попадаешь в цифровое пространство, ты всё равно оставляешь след. И это вопрос времени, когда этот след будет выявлен. Если говорить о криптовалютах, то мы сейчас достаточно плотно занимаемся этим рынком, понимая, что эта система расчётов может создать достаточно существенную эрозию для налоговой базы».
Д.В. Егоров
Возможно, речь идёт о полном законодательном запрете на операции с криптовалютами и ужесточение ответственности. А взамен — цифровой рубль с прозрачной историей владения.
Логичное завершение тренда, который развивается уже не первый год:
«Поэтому наша общая стратегия направлена на то, чтобы в итоге привести систему к такому состоянию, чтобы деклараций не было вообще. Это касается и физических лиц: в перспективе мы планируем отказаться от декларации 3-НДФЛ для большинства случаев».
Д.В. Егоров
Это касается и налоговых вычетов:
«Для вычетов не нужно будет сдавать декларации, они будут автоматизированы. Все вычеты планируем перевести на этот принцип к 2024 году».
Д.В. Егоров
Для физиков — однозначно хорошая новость. Это должно ускорить процесс получения вычетов и упростить жизнь налогоплательщиков.
«>
-
Как подключить электронный документооборот и начать с ним работать
827 0
Несмотря на санкции и пандемию иностранные грузы постоянно перемещаются через территорию РФ. При этом обычно еще требуется сопровождение, которое называется транспортно-экспедиционными услугами. Что к ним относится, указано в пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, например, прием, выдача, завоз-вывоз грузов, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.
Компании и ИП могут оказывать также услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава или контейнеров для проведения международных перевозок.
Однако во многих случаях процессом перевозки одного и того же груза на разных участках занимаются разные компании (ИП). В каких случаях они могут (даже обязаны) применять нулевую ставку НДС? Является ли международной перевозка на основании договора транспортной экспедиции иностранного товара от российской таможни в месте прибытия до внутренней таможни и таможни в месте убытия из России? Какая ставка НДС применяется при оказании услуг по перевозке на основании договора транспортной экспедиции уже растаможенного иностранного товара от внутренней таможни в РФ до конечного российского потребителя? Какая ставка НДС применяется при перевозке на основании договора транспортной экспедиции иностранного товара от таможни в месте прибытия в России до внутренней таможни России?
Патент для грузоперевозок: сколько стоит и как оформить
С одной стороны, есть ряд писем Минфина, из которых следует, что ставка НДС в размере 0% применяется налогоплательщиком в отношении всей стоимости перевозки или транспортировки товаров от пункта отправления, находящегося за пределами РФ, до пункта назначения, находящегося в РФ (см., например, Письмо от 24.05.2006 № 03-04-08/108).
В Письме от 18.03.2011 № 03-07-08/73 Минфин отмечает: транспортно-экспедиционные услуги, поименованные в пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, которые российская компания оказывает на основании договора транспортной экспедиции при перевозке товаров между пунктом отправления, расположенным за рубежом, и пунктом назначения, расположенным в России, подлежат обложению НДС по нулевой ставке. Это не зависит от вида таможенной процедуры, под которую помещаются товары. Однако в таком случае нужно представлять налоговикам документы, список которых приведен в п. 3.1 ст. 165 НК РФ.
С другой стороны, есть Письмо Минфина России от 11.12.2012 № 03-07-14/114, в котором говорится, что в случае если началом перевозки является пункт отправления, находящийся за рубежом, а окончанием перевозки – пункт назначения в России, услуги по перевозке товаров, помещенных под таможенную процедуру транзита, облагаются НДС по нулевой ставке.
В случае перевозки иностранных товаров между двумя пунктами, находящимися на территории РФ, в том числе при перевозке товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, от таможни в месте прибытия до внутренней таможни, такие услуги облагаются НДС по базовой ставке (сейчас составляет 20%).
Кстати, согласно Письму Минфина России от 17.10.2014 № 03-07-08/52436 услуги, связанные с перевозкой ввозимых в Россию грузов, не предусмотренные пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, а также не поименованные в других положениях п. 1 ст. 164 НК РФ, облагаются НДС по ставке 18% (в настоящее время – 20%).
Пленум ВАС в п. 18 Постановления от 30.05.2014 № 33 обозначил свой подход: при наличии нескольких исполнителей заказа перевозки сопутствующих транспортно-экспедиторских услуг каждый из них – участник отдельного этапа выполнения общего заказа – имеет право на нулевую ставку НДС. При этом действие пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ распространяется на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки, вне зависимости от того, выступает ли организатором международной перевозки сам экспедитор, или заказчик транспортно-экспедиционных услуг, или иное лицо.
В Письме от 14.06.2016 № СД-4-3/10498@ ФНС дала следующие рекомендации.
1. Транспортно-экспедиторские услуги будут облагаться НДС по ставке 0%, если одновременно выполняются два условия:
-
договор транспортной экспедиции соответствовует требованиям ГК РФ и Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»;
-
услуги оказываются именно при организации международной перевозки.
При этом нужно руководствоваться классификацией транспортно-экспедиторских услуг, установленной ГОСТ Р 52298-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования».
2. В силу пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров судами, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами РФ.
Что касается транспортно-экспедиционных услуг в отношении товаров, ввозимых в РФ или вывозимых из РФ и не предусмотренных в п. 1 ст. 164 НК РФ, то такие услуги облагаются НДС на основании п. 3 ст. 164 НК РФ по ставке 18% (сейчас – 20%).
И да, при этом налоговики предложили учитывать п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ № 33.
Однако в Письме от 22.06.2016 № 03-07-08/36183 Минфин сообщил, что оказываемые российской компанией на основании договора транспортной экспедиции услуги по перевозке товаров, ввезенных автотранспортом от российского порта до пункта назначения, находящегося на территории России, к услугам, перечисленным в пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, не относятся. В других подпунктах п. 1 ст. 164 НК РФ они не поименованы. Поэтому в отношении таких услуг нулевая ставка НДС не применяется.
Но немного позже – в Письме ФНС России от 04.07.2016 № СД-4-3/11936@ – был сделан следующий вывод. Транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки от пункта отправления, расположенного за пределами территории РФ, до пункта назначения, расположенного на территории РФ, подлежат обложению НДС по ставке в размере 0% независимо:
-
от количества перевозчиков, участвующих в оказании услуг по перевозке товаров;
-
ставки налога, применяемой налогоплательщиками-перевозчиками, которые оказывают услуги по перевозке товаров.
Но вернемся к нашему примеру – делу № А40-271540/18. Общество обратилось в суд с требованием к налоговикам признать недействительным отказ в возмещении «входного» НДС. Счета-фактуры, по которым отказали, были выставлены ОАО «РЖД» на услуги по перевозке груза железнодорожным транспортом.
Налоговики решили, что услуги ОАО «РЖД» должны были облагаться НДС по нулевой ставке как подпадающие под действие пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ.
Компания же посчитала, что раз во всех перечисленных счетах-фактурах, выставленных ОАО «РЖД», был указан НДС по ставке 18% (дело было еще до увеличения ставки налога), суммы предъявленного НДС можно было учесть в составе налоговых вычетов.
В соответствии с п. 2, пп. 10 п. 5 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре, которая на основании ст. 172 НК РФ является основным документом, подтверждающим налоговые вычеты, в обязательном порядке должна быть указана налоговая ставка, соответствующая операциям, отраженным в п. 1 – 4 ст. 164 НК РФ. При этом счет-фактура, составленный с нарушением порядка, установленного п. 5, 6 ст. 169 НК РФ, не может являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к возмещению.
Налогоплательщик (в силу положений ст. 164, 168, 169 НК РФ), выставляющий покупателю счет-фактуру, не вправе по своему усмотрению изменять установленную налоговым законодательством ставку налога.
Согласно пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ рассматриваемые в данном деле операции должны облагаться НДС по ставке 0%.
В соответствии с п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ № 33 оказание услуг по международной перевозке несколькими лицами само по себе не препятствует применению налоговой ставки 0% всеми участвовавшими в их оказании лицами. В связи с этим нулевую ставку применяют также перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки, и лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг.
Эти правила распространяются на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки, вне зависимости от того, выступает ли организатором международной перевозки сам экспедитор, или заказчик транспортно-экспедиционных услуг, или иное лицо.
Индивидуальный предприниматель при работе с НДС получает следующие преимущества.
Это важно для других компаний на ОСНО, так как у них появляется право принять «входной» НДС к вычету.
Например, ООО «Альфа» занимается производством столов. Цена стола — 12 000 рублей, в том числе НДС — 2 000 рублей. У «Альфы» есть поставщик-ИП, который продает сырье для изготовления одного стола за 5 000 рублей, в том числе НДС — 1 000 рублей. В таком случае НДС к уплате у ООО «Альфы» составит:
2 000 — 1 000 = 1 000 рублей.
А вот если ООО «Альфа» купить сырье у предприниматели на упрощенке, компания не сможет получить счет-фактуру и принять НДС за отгрузку к вычету. Налог к уплате будет равен 2 000 рублей.
Любой спецрежим имеет ограничение по виду деятельности, по выручке, по количеству сотрудников, стоимости основных средств и так далее. На ОСНО же ИП может заниматься всем, чем захочет. Исключение — виды деятельности, которые закрыты для всех предпринимателей независимо от системы налогообложения:
- производство и продажа алкоголя;
- производство лекарств;
- выдача микрозаймов гражданам;
- организация ломбардов;
- банковские услуги;
- услуги по страхованию;
- управление инвестиционными фондами;
- ремонт, разработка и испытания авиационной техники;
- разработка, ремонт, утилизация, производство и торговля товарами военного назначения и так далее.
Выбрав ОСНО, ИП столкнется со следующими недостатками этой системы.
НДС — это дополнительный налог. Даже несмотря на право принимать «входящий» НДС к вычету, часть налога вы все равно будете платить в бюджет. Кроме того, на ОСНО вместе с НДС вы столкнетесь с НДФЛ по ставке 13 %.
Российская фирма сотрудничает с украинским ИП: что с НДС?
Налоговый период по НДС — квартал. Поэтому ИП с НДС ежеквартально подает декларацию в ИФНС в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.В 2021 году предприниматель отчитывается по НДС в сроки, указанные в таблице.
Крайний срок Налоговый период 25 января 2021 года IV квартал 2020 года 26 апреля 2021 года I квартал 2021 года 26 июля 2021 года II квартал 2021 года 25 октября 2021 года III квартал 2021 года - ИП без работников на своей машине осуществляет грузоперевозки по всей стране. Сколько патентов необходимо получить при оказании услуг по перевозкам грузов в разные регионы?
- В региональном законодательстве для получения патента есть понятие базовая доходность по грузоперевозкам на 1 автомобиль, для патента есть ограничение 60 млн руб. Как эти данные совместить, если сумма базовой доходности значительно меньше?
- ИП на ПСН (грузоперевозки) может оказывать услуги юридическим лицам?
- Может ли ИП применять ПСН с 01.01.2021, если вид деятельности грузоперевозки при среднесписочной численности 16 человек и количество автомобилей 12?
- У ИП с работниками есть 2 патента: грузоперевозки и розничная торговля. Наемные сотрудники есть только на грузоперевозках. Как можно уменьшить патент на страховые взносы?
- Как считать грузоподъемность на патенте (Томская область)?
- Если машина в аренде, можно быть самозанятым?
Налог не может быть ниже 1% от ваших доходов. Если расходы превысили доходы или обычный налог получился меньше 1% от доходов, то вы платите минимальный налог. Он определяется только по итогам года, а каждый квартал вы считаете налог как обычно.
О минимальном налоге мы написали подробную статью «Минимальный налог на УСН “Доходы минус расходы”».
- до 26 апреля — за 1 квартал,
- до 26 июля — за полугодие,
- до 25 октября — за 9 месяцев,
- до 31 марта 2022 года для ООО, до 30 апреля 2022 года для ИП — итоговый расчёт УСН за 2021 год.
Сдавайте декларацию раз в год: за 2020 год ООО отчитываются до 31 марта 2021 года, а ИП — до 30 апреля 2021 года.
Ведите книгу учёта доходов и расходов — сокращённо КУДиР. Записывайте туда доходы и расходы бизнеса. КУДиР не нужно сдавать в налоговую, пока она сама не попросит.
Статья «Как вести книгу учёта доходов и расходов».
Статья актуальна на
УСН «Доходы минус расходы» в 2021 году: как отчитываться и сколько платить
В налоговом учете операции по вывозу товаров фиксируются отдельно от остальных, используются специальные регистры. Организации обязаны вести раздельный учет НДС при экспорте и внутренней реализации товаров, работ и услуг. Он заключается в использовании субсчетов и отдельных ведомостей и журналов. В налоговой декларации заполняются разделы 4-6:
- если нулевая ставка подтверждена, то оформляется лист 4 декларации;
- если не подтверждена — лист 6 декларации;
- лист 5 используется редко.
В бланке декларации выделено больше видов экспортных операций, чем в НК РФ, — по каждому из них предусмотрен индивидуальный регистр учета.
Иначе подтверждается 0 ставка НДС при экспорте в Казахстан, Белоруссию и Армению. Расчеты по таким операциям учитывайте отдельно. Возможно, в будущем налогообложение станет проще за счет электронного взаимодействия налоговых и таможенных органов государств ЕАЭС, и список документов на подтверждение 0 ставки НДС при экспорте в 2021 году сократится. А пока необходимо спрашивать заявление об уплате НДС от покупателей. При его отсутствии применить нулевую ставку невозможно.
Налоговая ставка при вывозе товаров из России составляет 0% (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Иначе говоря, экспортеры не освобождены от налога на добавленную стоимость: они являются его плательщиками, должны сдавать декларации, вправе претендовать на вычет входящих сумм. Чтобы воспользоваться преференциями, следует подтвердить экспортные операции. Подтверждать их необходимо документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ.
Вот основные документы для подтверждения 0 ставки при экспорте в 2021 году:
- оригинал или копия внешнеторгового контракта;
- таможенная декларация;
- копии транспортных и товаросопроводительных справок.
Кроме того, нулевая ставка распространяется на таможенные режимы, перечисленные в п. 2 ст. 151 НК РФ:
- экспорт;
- таможенный склад для вывоза;
- свободная таможенная зона;
- реэкспорт;
- вывоз припасов.
С 2018 года обложение налогом на добавленную стоимость при экспорте по 0% стало не обязанностью, а правом плательщиков. Они получили возможность официально не применять льготу на экспортируемые товары. Отказ возможен по всем экспортным сделкам в комплексе при условии подачи в налоговую службу заявления в срок не позднее 1-го числа квартала, с которого налогоплательщик планирует рассчитываться по НДС по обычным правилам.
В интернете часто встречаются все три термина, означающие уменьшение или освобождение от налоговых платежей, и их легко спутать:
- вычет относится к вычислению суммы налога (ст. 171), определяется самим предприятием при подаче декларации;
- возмещение или возврат НДС при экспорте из России — общее понятие для зачета и возврата (ст. 176), вопрос о нем решает ФНС на основании поданных документов: деклараций и заявлений.
Уплата налогов зачастую приводит к ситуации, кода из-за вычетов сумма налога станет отрицательной. Дальнейшие действия по возмещению налога:
- Предприятие подает декларацию и заявление о зачете или возврате НДС. Зачет по декларации — сумма идет на штрафы, недоимки или будущие платежи; если по документам возврат — сумма перечисляется на банковский счет.
- Налоговая проверяет сведения в отчетных декларациях в течение трех месяцев, как предусматривает 88 статья НК РФ о ставке 0 процентов НДС при экспорте. Налоговики уполномочены запросить дополнительные документы, например, копии счетов-фактур, книгу продаж или уточняющие декларации.
- Затем она в течение семи дней принимает решение о полном, частичном возмещении или отказе в нем. Форма возмещения — зачет или возврат — определяется либо ФНС для покрытия недоимок в бюджет, либо согласно заявлению.
- Федеральная инспекция отправляет платежные документы в Казначейство на следующий день после принятия решения о возврате. Деньги перечисляются Казначейством в течение пяти дней.
Похожие записи:
-