Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Продажа машины в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
-
- Дата публикации
Подержанные автомобили будут дорожать весь 2022 год — эксперты
Эксперты предполагают, что к концу 2021 года рост стоимости машин не превысит 15%. Дефицит к тому времени должен быть полностью устранен. Ответа на вопрос, когда упадут цены на автомобили, пока не может дать никто.
Ожидается, что в 2022 году ситуация на рынке лишь вернется к докризисному уровню. Ожидать обвала прайса не стоит. К этому нет никаких предпосылок.
Резкого скачка также не должно быть. Скорее всего, вначале продавцы будут держать стоимость на том уровне, на котором завершится 2021 год. Далее следует поэтапное подорожание.
А потому начало следующей весны многие эксперты называют наиболее удачным временем для приобретения транспорта. Ответ на вопрос подешевеют ли машины в 2022 году, вероятнее всего так и останется отрицательным. Поэтому надолго откладывать покупку не стоит.
Ряд экспертов прогнозирует, что автомобили подорожают в 2022 году на 10-20%. Повышение стоимости окажется плавным. Главной причиной проблемы специалисты считают нестабильность национальной валюты. На стоимость машин существенное влияние оказывает цена иностранных запчастей, а она привязана к курсу валют.
Особенно существенно подорожают модели низкого и среднего ценовых сегментов. Такие модели имеют низкую доходность и большее количество иностранных комплектующих. Премиальный транспорт пострадает менее существенно. Он подорожает не более чем на 10%.
Стабилизация ситуации на рынке планируется на летние месяцы. Это единственный период, когда упадут цены на автомобили в 2022 году с высокой долей вероятностью. Летом люди тратят много денег на отпуск и заграничные поездки.
Спрос на авторынке падает. Производители захотят стимулировать людей на покупку. Они будут предлагать гибкие системы скидок или льготные программы кредитования.
Наиболее плавное удорожание будет отмечаться на транспорт, производимый в России. Существует риск повторения ситуации, произошедшей шесть лет назад. Тогда многие компании приняли решение об уходе с рынка и переносе своих производств на территории других стран.
По прогнозам исследовательской компании IHS Markit, ситуация с микроэлектроникой останется напряженной на протяжении всего 2022 года. Аналитики Intel предрекают, что дефицит сохранится и в 2023-м. Владимир Беспалов говорит, что в любом случае быстрого решения проблемы не произойдет. Следовательно, цены будут только расти.
Сергей Целиков согласен с этим мнением: «Все зависит от производства, здесь ситуация непредсказуемая. Все ждали, что к концу этого года все разрешится, но, как видим, сдвига в лучшую сторону не произошло. И в прогнозах все дальше и дальше оттягивается момент, когда кризис в связи с нехваткой микрочипов завершится. Все зависит от того, как производители сумеют договориться с поставщиками и какие сбои ждут в дальнейшем. В первом полугодии нормализации ситуации точно не предвидится».
При этом Вячеслав Жигалов настроен более оптимистично: «Мы можем ориентироваться на то, что к концу первого квартала следующего года ситуация начнет выправляться. Думаю, что это не будет одномоментно для всех. В среднем, картина начнет улучшаться к концу марта».
Новогодних скидок на машины не будет. Но есть и хорошие новости
Темпы роста продаж кроссоверов и внедорожников китайской марки Haval по итогам октября 2021 года стали рекордными для компании за все время присутствия на российском рынке. Дилеры продали 4 803 автомобиля, что в три раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Драйвером роста стал новый компактный кроссовер Haval Jolion, который также в октябре впервые попал в топ-25 популярных моделей нашего рынка.
На фоне падающих продаж в АЕБ заметили, что продолжает расти, причем высокими темпами, сегмент электромобилей. С начала года продано 845 таких машин — на 118% больше, чем за десять месяцев прошлого. «Положительная динамика продаж электромобилей способствует развитию зарядной инфраструктуры и дает возможность дистрибьюторам выводить на российский рынок не только большее количество автомобилей, но и более доступные модели», — считает глава комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штерцель.
Но похоже, что этот рост — явление временное и во многом объясняется нулевой пошлиной на ввоз «электричек» (эта мера была введена прошлой весной и продлится до конца этого года). Отказ от продления нулевой пошлины, скорее всего, приведет к немедленному росту стоимости электромобилей (как новых, так и подержанных) и к снижению покупательского интереса. «Кроме того, некоторые производители могут отложить вывод своих электромобилей на российский рынок на фоне более высоких затрат на меньший, чем ожидалось, объем продаж электромобилей. Поэтому наш комитет убежден, что продление нулевой ставки ввозной таможенной пошлины на электромобили выгодно как всем участникам рынка, так и государству», — считает Томас Штерцель.
— Многим автопроизводителям пришлось из-за отсутствия полупроводников уйти на вынужденные каникулы. Это, в свою очередь, не лучшим образом сказалось на объемах производства новых автомобилей в 2020 и 2021 годах. Далее в игру вступил рынок, — рассказал Onlíner Юрий Лихута, представитель пресс-службы импортера Renault в Беларуси. — Самые оптимистичные прогнозы обещают восстановление былых объемов производства новых автомобилей к 2023—2024 годам. Насколько они точны, покажет время. Конкретно в наших дилерских центрах острого дефицита новых машин пока нет.
— Мы заранее прогнозировали такую ситуацию и совместно с нашим производителем сделали достаточный запас автомобилей во всех востребованных у покупателей версиях, — подчеркнул собеседник. — Тем не менее перемены уже ощущаются. Впереди традиционный для конца календарного года сезонный рост спроса со стороны покупателей, и он может внести свои коррективы в эту, казалось бы, оптимистичную картину.
Егор Швед, замдиректора по сбыту СОО «Атлант-М Восток», считает, что автомобильную промышленность в 2022 году будет лихорадить.
— Более того, еще 2023 году мы будем заложниками изменения общемировых моделей бизнеса, — уверен представитель дилера. — Ситуация с полупроводниками в конечном счете выровняется. А, например, с поставками магния, который используют при производстве алюминиевых сплавов, широко применяемых в автомобильной промышленности, будут перебои, и его стоимость существенно вырастет. Сегодня цены на поставки магния в Европу поползли вверх и уже достигли исторического максимума: за последний месяц рост составил 75%, и магний сейчас стоит более $9 тыс. за тонну. Учитывая, что производство автомобилей и их компонентов является сильно распределенным по миру, любой сбой или неожиданный «черный лебедь» будет влиять на возможность конечного покупателя приобрести себе машину. Так что у нас всех впереди интересное время.
— Уже сейчас на белорусском рынке, как и на всех остальных, потребители чувствуют на себе эту проблему, — констатирует собеседник. — У многих коллег уменьшилось количество доступных автомобилей на складах или в производстве, сроки поставок увеличиваются, а из комплектации машин исключаются некоторые позиции (либо становятся остро дефицитными). При заключении долгосрочных контрактов многие не могут четко и определенно назвать срок поставки автомобилей, интересных клиентам. Вместе с тем и производители, и импортеры, и дилеры прикладывают много усилий, чтобы поставить все заказанные машины клиентам и сгладить сбои. Формируются резервные и промежуточные склады, изменяются графики поставок, по-другому формируются доступные к производству и заказу модельные предложения.
Чего ожидать от рынка подержанных автомобилей в 2022 году
Согласно законопроектам 8487/8488 «о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины», подписанных Президентом Украины 23.11.2018 г., конечная сумма растаможки євроблях высчитывается путем суммирования пошлины, акцизного сбора, НДС, 3-5% налога в Пенсионный фонд. НДС в данном случае составляет 20% от суммы акцизного сбора и ввозной (таможенной) пошлины.
Исключение составляют электромобили, которые полностью освобождаются от уплаты акциза, таможенного сбора и НДС до конца 2022 года. Растаможка автомобиля в Украине в 2022 году (гибридного) составляет 100 евро.
Важно! Согласно действующему законодательству, к лицам, не прошедшим процесс растаможки ввезенного авто, с 24 мая 2019 года будут применяться санкции. В частности, за несвоевременную растаможку владельцу может быть назначен штраф в размере до 170 тысяч гривен или конфискация транспортного средства.
Люди, столкнувшиеся с проблемой растаможки, нередко задают вопрос — кто и как определяет стоимость импортируемого авто, с которой насчитывается НДС. В данном случае, расчет опирается на цифры, указанные в договоре купли-продажи, экспортной декларации, банковском платеже или других документах, удостоверяющих стоимость. Бывают случаи, когда указанная цифра вызывает сомнения в правдивости — тогда таможня может самостоятельно определить стоимость автомобиля.
Несмотря на то что на сайте президентских петиций находится немало писем от участников АТО с просьбой предоставить льготы на бесплатное ввоз автомобиля, сегодня этот вопрос остается не решенным. В Украине уже существовала практика предоставления бесплатной растаможки авто участникам боевых действий. Но с 2004 года эта норма закона перестала действовать.
Сначала в 2017 году на рассмотрение Верховной Рады был предоставлен новый закон Украины Об автомобильных дорогах, который освобождал бы АТОвцев от уплаты государственных сборов за растаможку. В том числе предполагалось отменить растаможку одного ввезенного авто лицам, которые защищали государство в восточной части Украины.
Все, что надо было бы в данном случае – обязательная регистрация транспорта в сервисных центрах МВД. Однако по сей день эти нормы не нашли отражения в законодательстве Украины, поэтому при растаможивании евроблях участниками боевых действий никакие льготы не предусмотрены.
В следующем году новый закон про розтаможку машин в Украине в 2022 году предусматривает изменения, но не кардинального характера. При этом не исключено, что правила ввоза транспортного средства из стран ЕС будут упрощены по максимуму. Ознакомиться с ними можно будет в конце 2021 года. На сегодняшнее время они являются тайной и узнать о них можно лишь из информационных источников или на тематических форумах.
В начале месяца Jaguar Land Rover подсчитал свои убытки, вызванные нехваткой чипов. Вышло 302 миллиона фунтов стерлингов, оборот упал на 11%. Схожая ситуация наблюдается и у других производителей. Без чипов невозможно выпустить автомобиль, в шоурумах разводят руками: «Берите то, что есть в наличии».
Микрочипы входят в состав множества автомобильных систем: от мультимедиа до активной и пассивной безопасности. Сначала по индустрии ударила череда локдаунов. Помимо периодической остановки производств сказалась и другая сторона домашнего карантина — резкий спрос на бытовую электронику, смартфоны, планшеты, компьютеры, приставки, то есть все, что может скрасить пребывание в заточении. Плюс на карантине стали больше «майнить крипту». А в видеокартах используются все те же чипы. Еще один фактор — страны перенаправили основной поток производства чипов на нужды здравоохранения, на создание медоборудования.
Пессимисты: в 2022 году рынок легковушек ждет крах
По нашим данным, крупные белорусские дилеры содержат 2—3-месячный запас авто (150—200 машин) — это тот промежуток времени, о котором можно говорить уверенно: за данный период, скорее всего, ничего не случится. А в России уже наблюдается жесткий дефицит. По законам рынка в таких случаях цены поднимаются. Уже есть конкретные примеры, зафиксированные на видео. Из последних — мужчина хотел купить Volkswagen Taos, который еще недавно стоил в РФ 2,2 млн рублей ($30,5 тыс.), однако ему озвучили цену в 3,5 млн ($48,5 тыс.). Чтобы все выглядело более-менее культурно, российский дилер «обвесил» машину всеми возможными дополнительными функциями и комплектами. Но нужно понимать, что «допы» в данном конкретном случае — не более чем способ заработать. И вновь звучит фраза «в наличии есть такая — берите, других нет».
Renault
— Многим автопроизводителям пришлось из-за отсутствия полупроводников уйти на вынужденные каникулы. Это, в свою очередь, не лучшим образом сказалось на объемах производства новых автомобилей в 2020 и 2021 годах. Далее в игру вступил рынок, — рассказал Onlíner Юрий Лихута, представитель пресс-службы импортера Renault в Беларуси. — Самые оптимистичные прогнозы обещают восстановление былых объемов производства новых автомобилей к 2023—2024 годам. Насколько они точны, покажет время. Конкретно в наших дилерских центрах острого дефицита новых машин пока нет.
Покупка нового авто подразумевает под собой немало преимуществ, к которым можно отнести:
• Надёжность. Поломки не являются характерными для новой машины, особенно, когда водитель следит за её состоянием и регулярно проходит техническое обслуживание.
• Наличие гарантии производителя. То есть при наличии какого-то брака, владелец авто сможет потребовать ремонт на бесплатной основе, замену транспортного средства или возврат денежных средств.
• Расходы можно рассчитать. Даже в том случае, когда стоимость автомобиля высока, владелец может рассчитать свои расходы, поскольку в ближайшее время вероятнее всего ремонт ему не потребуется.
• Надёжная сделка. Покупателю не нужно переживать о том, что машина находится под залогом или по ней ещё не погашен кредит.
• Подбор комплектации. Будущий владелец авто может самостоятельно выбрать цвет, добавить ряд опций.
• Первый технический осмотр понадобится проходить лишь через 3 года, благодаря чему на некоторое время водитель избавит себя от лишних хлопот.
Несмотря на то, что минусов у подобной покупки меньше, их нельзя оставлять без внимания.
• Высокая стоимость. Нужно понимать, что новые автомобили стоят дороже, чем подержанное авто.
• Прохождение техосмотра требует больших затрат. Чтобы транспортное средство не было снято с гарантии, владелец должен регулярно обслуживать его в сервисном центре. Это стоит дороже, чем в любом автосервисе.
• Необходимость покупать страховой полис. С учётом того, что именно новые автомобили привлекают внимание угонщиков, владельцу необходимо сделать всё, чтобы не остаться ни без машины, ни без денежных средств.
• Нельзя вносить изменения. Чтобы сохранить гарантию на авто, нужно помнить о запрете на различный тюнинг.
Если покупатель невнимательно отнесётся к покупке, ряд недостатков может оказаться существенным.
• Будущий владелец серьёзно рискует, поскольку авто может быть в кредите, залоге и даже угоне. Поэтому необходимо узнать как можно больше информации об объекте приобретения.
• Поломки на регулярной основе. Авто, достигшие 5-летнего возраста, начинают постоянно ломаться, из-за чего придётся тратить немало денег.
• Высокая стоимость страховки. Страховые компании не любят сотрудничать с владельцами б/у авто, если же делают исключение, то предлагают повышенный тариф.
Таким образом, предпочтительнее приобретать новый автомобиль. Однако людям с малым стажем вождения или отсутствием финансовой возможности стоит обратить внимание на подержанное авто.
Avtogarant.by: подберем автомобиль во вашим характеристикам!
Рост спроса простимулирует открытие новых техцентров, но оперативно начать работу в действующих условиях они не смогут. Как объясняет глава СТТ Игорь Черненко, даже сейчас процедура аккредитации предприятий занимает около года. Законопроект же МИУ механизм доступа предпринимателей к этому виду деятельности делает еще более сложным и непрозрачным.
«По законопроекту для того, чтобы предприниматель мог начать работу в этой сфере, ему необходимо будет получить вывод в ГП «Госавтотрансниипроект». Сейчас оно контролирует компании, проводящие техосмотр для международных перевозок – но таких станций в Украине 22. У этого госпредприятия просто нет мощностей, чтобы обеспечить работу как действующих 730 станций, так и новых, которых должно появится 2-3 тысячи», – рассказывает Черненко.
Одновременно с этим МИУ прописывает дополнительные требования для инспекторов, проводящих техконтроль.
Если сейчас аккредитацию на работу получает непосредственно компания, то в случае принятия законопроекта аттестоваться должны будут и сами специалисты. Однако в документе не прописано ни требований для них, ни механизма обучения. Также не указан ответственный за направление госорган.
Такая возможность, замечает Черненко, устанавливается лишь для «саморегулируемых организаций в сфере обязательного технического контроля» – то есть принимать экзамены у инспекторов, выполняющих государственную функцию, будет добровольное объединение предприятий.
По убеждению главы СТТ, чтобы подготовить почву для нормального функционирования рынка, времени до 2022 года уже не хватит. Реалистичней установить сроком введения ТО 2023-2024 год – а до этого времени исправить все вышеописанные законодательные пробелы.
более 30 онлайн-сервисов!
Ставка — от 0.01%
Срок — до 180 дней
Сумма — до 20 000 грн.
- Адвокаты
- Юристы
- Нотариусы
- Суды
- Прокуратуры
- Налоговые инспекции
- Государственные администрации
- Пенсионные фонды
- Полиция
- Центры занятости
- Винница
- Днепр
- Житомир
- Запорожье
- Ивано-Франковск
- Киев
- Кропивницкий
- Луцк
- Львов
- Николаев
- Одесса
- Полтава
- Ровно
- Сумы
- Тернополь
- Ужгород
- Харьков
- Херсон
- Хмельницкий
- Черкассы
- Чернигов
- Винница
- Днепр
- Житомир
- Запорожье
- Ивано-Франковск
- Киев
- Кропивницкий
- Луцк
- Львов
- Николаев
- Одесса
- Полтава
- Ровно
- Сумы
- Тернополь
- Харьков
- Херсон
- Хмельницкий
- Черкассы
- Чернигов
Эксперты предполагают, что к концу 2021 года рост стоимости машин не превысит 15%. Дефицит к тому времени должен быть полностью устранен. Ответа на вопрос, когда упадут цены на автомобили, пока не может дать никто.
Ожидается, что в 2022 году ситуация на рынке лишь вернется к докризисному уровню. Ожидать обвала прайса не стоит. К этому нет никаких предпосылок.
Резкого скачка также не должно быть. Скорее всего, вначале продавцы будут держать стоимость на том уровне, на котором завершится 2021 год. Далее следует поэтапное подорожание.
А потому начало следующей весны многие эксперты называют наиболее удачным временем для приобретения транспорта. Ответ на вопрос подешевеют ли машины в 2022 году, вероятнее всего так и останется отрицательным. Поэтому надолго откладывать покупку не стоит.
Цены на автомобили в 2022 году: прогноз
Ряд экспертов прогнозирует, что автомобили подорожают в 2022 году на 10-20%. Повышение стоимости окажется плавным. Главной причиной проблемы специалисты считают нестабильность национальной валюты. На стоимость машин существенное влияние оказывает цена иностранных запчастей, а она привязана к курсу валют.
Особенно существенно подорожают модели низкого и среднего ценовых сегментов. Такие модели имеют низкую доходность и большее количество иностранных комплектующих. Премиальный транспорт пострадает менее существенно. Он подорожает не более чем на 10%.
Стабилизация ситуации на рынке планируется на летние месяцы. Это единственный период, когда упадут цены на автомобили в 2022 году с высокой долей вероятностью. Летом люди тратят много денег на отпуск и заграничные поездки.
Спрос на авторынке падает. Производители захотят стимулировать людей на покупку. Они будут предлагать гибкие системы скидок или льготные программы кредитования.
Наиболее плавное удорожание будет отмечаться на транспорт, производимый в России. Существует риск повторения ситуации, произошедшей шесть лет назад. Тогда многие компании приняли решение об уходе с рынка и переносе своих производств на территории других стран.
Аналитикам и экономистам любого государства в момент кризиса сразу становится понятной ближайшая динамика цен на товары не первой необходимости. Первоначально они «замирают» на месте, а потом начинают слегка двигаться вниз. Однако процесс часто недолгий — ситуация выравнивается и стоимость таких товаров растет. Причем на ряд товаров стоимость никак не нормируется властями — это дизайнерская одежда, предметы комфорта, декора, роскоши и т.д., т.е. вещи, без которых спокойно обойдется среднестатистический обыватель.
Важно! Надо осознавать, что автомобили не относятся к товарам первой необходимости и не принадлежат к категориям «скоропорта». Поэтому цены не контролируются государством, а огромных скидок из-за вынужденной необходимости не приходится ждать.
С другой точки зрения, если рынок личного транспорта переполнен из-за резкого уменьшения спроса, то автомобильным холдингам придется снизить стоимость на свой товар. То, что спрос будет падать очевидно — сначала появилась натянутость отношений между Америкой и Китаем, что повлияло на мировую остановку, потом началась пандемия, а следом «нагрянул» экономический кризис глобальных масштабов.
Граждане РФ стали массово приобретать частный автотранспорт после условного развития рыночной экономики России. Процентный прирост машин поражал воображение, однако в последние годы уровень спроса на новые транспортные средства был относительно стабильным, не учитывая скачка спроса в 2011 и не менее резкого падения в 2015 году. Увеличение и снижение спроса проще всего наблюдать в таблице.
Год продаж и тип сценария Продажи в млн штук Реальные продажи 2017 1,48 Реальные продажи 2018 1,60 Реальные продажи 2019 1,59 Предполагаемые средние значения 2021 1,57 Оптимистичный сценарий 2022 1,75 Негативный сценарий 2022 1,30 Стоит помнить, что конец 2021 года может повлиять на статистические показатели. Причем многое будет зависеть от способности экономики страны быстро «воспрять духом» и от умения людей не паниковать, а продолжать жить в обычном ритме без режима тотальной экономии. Поэтому прогноз на 2021 год пока лишь предварительный, что и дает сразу 3 варианта развития событий авторынка на 2022 год.
В данной таблице не указаны средние значения сценария покупок автомобилей на 2022 год, т.к. быстро оценить их может любой человек, ему необходимо лишь знать оптимистичный и негативный прогноз спроса. Однако не стоит забывать, что люди могут отказаться от покупки авто из-за кризиса, испортив статистику. Впрочем, может быть и иная ситуация, при которой стоимость автомашин увеличится.
Хоть немного экономически расположенному человеку уже понятно, что избыток предложения при низком спросе негативно влияет на итоговую стоимость товара. Однако не нужно забывать и про себестоимость, и про сроки годности продукции. То, что актуально для стильных трендов и скоропортящихся продуктов питания немного не подходит к авторынку — даже если спрос остановится полностью, то автомашины не выйдут из моды и не «заржавеют».
Ясно, что автомобильные новинки, появляющиеся быстрее грибов после дождя, после окончания экономического спроса подскочат в цене, причем до величин, некомфортных покупателям. Однако последние радостно обратят внимание на ранее произведённые автомобили, ныне имеющие невысокую цену. При этом важно понимать, что повышение спроса на предыдущие модели тут же поднимет стоимость на них.
На стоимость прямо влияет уровень спроса — в этом нет ничего странного. Поэтому предсказать цены на автомобили в 2022 году практически невозможно. Сейчас стоит лишь предположить, что если пандемия уляжется в ближайшее время и мир быстро отойдет от ее последствий, то уже ко второй половине 2022 года цены на машины начнут увеличиваться. В первом и во втором полугодии 2022 года стоимость автомобилей ожидается ниже средней цены, в случае если экономический кризис затянется на неопределённый период.
Рынку легковых машин в России предрекли падение и в 2022 году
Большинство экспертов советует россиянам не затягивать с покупкой новой машины. Причина такого совета проста. В среднем стоимость любой модели повышается раз в 1,5–2 месяца. Масштабы роста мы уже озвучили – до 20% по итогам года. Инфляция настолько высока, что её не получается компенсировать. Можно заказать автомобиль в понравившейся версии и прождать полгода. За это время ценник перепишут трижды – экономии не выйдет. А можно взять «здесь и сейчас» чуть больше Автомобиля за большие деньги. Лишние вложения, с большой вероятностью, окупятся быстро.
Тем, кто планировал покупку новой машины на 2021 год, отчаиваться не стоит. Автомобили действительно уже стали не средством передвижения, а роскошью, и цены вспять уже не повернуть. Однако пока ещё можно вскочить на подножку уходящего поезда и потратить имеющиеся накопления с умом (далеко не факт, что на них можно будет купить машину в недалёкой перспективе).
- Тест-драйвы
- Новинки рынка
- Краш-тесты
- Суперкары
- Концепт-кары и прототипы
- Обзоры мото экипировки
Чтобы ваш комментарий был опубликован на сайте, вам нужно придерживаться следующих правил:
- Комментарий не может быть слишком короткой — избегайте односложных и чисто эмоциональных высказываний.
- Не стоит отклоняться от предмета обсуждения.
- Пожалуйста, не используйте в комментарие оскорбления и нецензурную лексику, а также призывы к насилию и высказывания, направленные на разжигание расовой, межнациональной и религиозной розни — пожалейте наших модераторов, они кстати очень славные ребята, поверьте.
- Не пишите транслитом или только заглавными буквами.
- Не копируйте рецензии с других сайтов, нам важно именно ваше мнение.
- Не размещайте рекламу!
И запаситесь терпением, все комментарии публикуются только после модерации, поэтому ваш отзыв может появиться на сайте с некоторым опозданием.
С развитием мирового тренда на экологичность рынок электромобилей выпускает все больше новинок. К электрическому транспорту обращаются даже автоконцерны, ассоциирующие себя с традиционными видами топлива. Так что следующие три года принесут десятки волнующих релизов.
Когда у товаров нишевых титанов появляется доступная качественная альтернатива, это приводит к гонке за клиентов. Бренды начинают соревноваться в выгоде и новизне предложений. Повышенная конкуренция всегда играет потребителю на руку.
Самое время начать присматривать себе электромобиль: дальше будет только интереснее.
Впервые о дефиците микрочипов заявили еще этой весной. Практически все системы в современном автомобиле работают на комплектующих, в состав которых как раз и входят микрочипы. Начиная примерно с мая в салонах просто перестали появляться новые машины — «нет в наличии». Прогнозируют, что рынок восстановится только летом 2022 года. Но стоимость абсолютно всех автомобилей может подрасти. Когда? Наверняка уже после Нового года.
Микрочипы входят в состав множества автомобильных систем: от мультимедиа до активной и пассивной безопасности. Как сообщает Onlíner, сначала по индустрии ударила череда локдаунов. Помимо периодической остановки производств сказалась и другая сторона домашнего карантина — резкий спрос на бытовую электронику, смартфоны, планшеты, компьютеры, приставки, то есть все, что может скрасить пребывание в заточении. Плюс на карантине стали больше «майнить крипту». А в видеокартах используются все те же чипы. Еще один фактор — страны перенаправили основной поток производства чипов на нужды здравоохранения, на создание медоборудования.
В начале месяца Jaguar Land Rover подсчитал свои убытки, вызванные нехваткой чипов. Вышло 302 миллиона фунтов стерлингов, оборот упал на 11%. Схожая ситуация наблюдается и у других производителей. Без чипов невозможно выпустить автомобиль, в шоурумах разводят руками: «Берите то, что есть в наличии».
Как стало известно Onlíner — 8 ноября «АвтоВАЗ» останавливает конвейеры. На сборочно-кузовном производстве завода собирают Lada Niva, XRAY, Largus, Renault Logan и Sandero. Причина та же — с весны 2021 года «АвтоВАЗ» страдает от глобального дефицита чипов, за последние месяцы компания неоднократно вынуждена была останавливать головной завод в Тольятти.
Проблема не обошла стороной и Беларусь — даже популярный в стране Volkswagen Polo не всегда возможно найти в нужной комплектации. Некоторые производители решили упростить комплектации для сохранения уровня объемов продаж. Другие делают ставку на выпуск более технологичных версий для повышения рентабельности производства.
Когда подорожают новые машины в РБ?
По нашим данным, крупные белорусские дилеры содержат 2—3-месячный запас авто (150—200 машин) — это тот промежуток времени, о котором можно говорить уверенно: за данный период, скорее всего, ничего не случится. А в России уже наблюдается жесткий дефицит.
По законам рынка в таких случаях цены поднимаются. Уже есть конкретные примеры, зафиксированные на видео. Из последних — мужчина хотел купить Volkswagen Taos, который еще недавно стоил в РФ 2,2 млн рублей ($30,5 тыс.), однако ему озвучили цену в 3,5 млн ($48,5 тыс.). Чтобы все выглядело более-менее культурно, российский дилер «обвесил» машину всеми возможными дополнительными функциями и комплектами. Но нужно понимать, что «допы» в данном конкретном случае — не более чем способ заработать. И вновь звучит фраза «в наличии есть такая — берите, других нет».
Понятное дело, что Беларусь реагирует на глобальные изменения чуть позже, чем Россия. В то же время Onlíner узнал о единичных шопинг-турах россиян в белорусские автосалоны. Вообще, далеко не все наши дилеры имеют право продавать машины соседям (таково требование российской стороны). Однако есть компании, которые не обременены этим обязательством, потому уже фиксировались случаи «мелкооптовой» закупки. Также россиян не раз видели на дилерских площадках, где выставлены автомобили с пробегом. Покупателей из РФ, как правило, интересуют 2—3-летние машины с небольшими пробегами и прозрачной историей обслуживания. Берут также по несколько штук за один визит:
— Сколько моделей есть?
— Три.
— Забираю все, у себя быстро распродам.
Специалисты рынка прогнозируют, что цены на автомобили в Беларуси продержатся до конца этого года. А уже начиная со следующего стоит ждать повышения прайсов.
Renault
— Многим автопроизводителям пришлось из-за отсутствия полупроводников уйти на вынужденные каникулы. Это, в свою очередь, не лучшим образом сказалось на объемах производства новых автомобилей в 2020 и 2021 годах. Далее в игру вступил рынок, — рассказал Onlíner Юрий Лихута, представитель пресс-службы импортера Renault в Беларуси. — Самые оптимистичные прогнозы обещают восстановление былых объемов производства новых автомобилей к 2023—2024 годам. Насколько они точны, покажет время. Конкретно в наших дилерских центрах острого дефицита новых машин пока нет.
— Мы заранее прогнозировали такую ситуацию и совместно с нашим производителем сделали достаточный запас автомобилей во всех востребованных у покупателей версиях, — подчеркнул собеседник. — Тем не менее перемены уже ощущаются. Впереди традиционный для конца календарного года сезонный рост спроса со стороны покупателей, и он может внести свои коррективы в эту, казалось бы, оптимистичную картину.
Volkswagen
Егор Швед, замдиректора по сбыту СОО «Атлант-М Восток», считает, что автомобильную промышленность в 2022 году будет лихорадить.
— Более того, еще 2023 году мы будем заложниками изменения общемировых моделей бизнеса, — уверен представитель дилера. — Ситуация с полупроводниками в конечном счете выровняется. А, например, с поставками магния, который используют при производстве алюминиевых сплавов, широко применяемых в автомобильной промышленности, будут перебои, и его стоимость существенно вырастет. Сегодня цены на поставки магния в Европу поползли вверх и уже достигли исторического максимума: за последний месяц рост составил 75%, и магний сейчас стоит более $9 тыс. за тонну. Учитывая, что производство автомобилей и их компонентов является сильно распределенным по миру, любой сбой или неожиданный «черный лебедь» будет влиять на возможность конечного покупателя приобрести себе машину. Так что у нас всех впереди интересное время.
Этот автомобиль уже 2 года доступен на рынке Китая, а в Индии, Мексике и ЮАР продажи стартовали год назад. Однако на территории России машина появилась лишь в 2021 году. Возникли проблемы с локализацией этой машины – производителю пришлось полностью переделывать линию сборку на предприятии в Санкт-Петербурге. Также приходилось постоянно уточнять особенность настройки машина для адаптации к климатическим условиям России. Новый автомобиль получил обновлённый дизайн кузова и интерьера. Однако технические характеристики машины остались без изменений – два бензиновых двигателя с автоматической и механической коробкой передач.
Если в скором времени вас ждет поход к автодилеру, то запаситесь деньгами и нервами. Это несколько лет назад можно было лениво ходить от одного к другому со словами «что-то дороговато» и «у конкурентов условия получше были», намекая на скидку. Все это в прошлом. Теперь ситуация развернулась к дилерам лицом, и они диктуют свои условия.
Типичная схема продажи автомобиля сейчас выглядит следующим образом. Машина приходит с завода, салон устанавливает на нее дополнительное оборудование (читай: магнитолу, сигнализацию и коврики), после чего выставляет на продажу по цене «прайс-лист плюс стоимость оборудования плюс стоимость установки». Ничего нового, такое активно встречалось и раньше, если не считать двух важных нюансов.
Во-первых, раньше автомобили без установленного дилером оборудования все-таки можно было купить. Сейчас — практически нельзя.
Во-вторых, раньше коврики и прочее у дилера обходились несколько дороже, чем на рынке, но все-таки в разумных пределах. Сейчас вполне обыденно, когда к автомобилю стоимостью 1,4 млн рублей дилер приплюсовывает еще 0,4 млн рублей за «допы» (это реальный случай из жизни).
Автомобили в 2022-м продолжат дорожать. Много факторов
Высокая инфляция, как вы понимаете, приводит к тому, что люди стремятся активнее потратить деньги, пока те не обесценились. Кстати, если вас волнует вопрос, что дешевеет быстрее — стареющая машина или рубль, — то вот вам ответ на этот вопрос на личном примере. В 2013 году была у меня новая «Лада Гранта» средней комплектации, которая в автосалоне стоила на тот момент 320 000 рублей.
С тех пор прошли годы. Рубль обвалился два раза: сначала в 2014 году на фоне дешевеющей нефти, затем в 2020-м — снова на фоне дешевеющей нефти.
Машина эта прошла больше сотни тысяч километров, у нее как раз закончился установленный заводом восьмилетний срок службы. И сколько же она стоит теперь? Открываем сайт объявлений и видим, что разброс цен на такие комплектации — от 290 000 до 340 000 рублей. Даже в худшем случае — минус 30 000 рублей за восемь лет непрерывного пользования.
Какой каршеринг вам такие условия предложит?
Правда, подчеркнем, что этот пример хоть и показательный, но ориентироваться только на него не стоит. «Гранта» — простая и ликвидная машина, до сих пор один из лидеров продаж, к тому же ее не боятся брать с пробегом из-за отсутствия проблем с ремонтом. В общем случае ценообразование гораздо сложнее.
Что будет дальше? К сожалению, обрадовать нечем: цены на новые автомобили — а вслед за ними и на машины с пробегом — все равно продолжат расти.
«Цена точно будет расти на все автомобили, и предпосылок к снижению нет. Прогноз: рост на 3 % каждый месяц, больше всего будут повышаться цены на европейские и корейские автомобили. Китайские, скорее всего, подорожают в 2021 году на 10 % из-за колебания курса рубля, подорожания машин конкурентов и повышения уровня спроса», — считает генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев.
Единственное, что может измениться, — уровень жадности дилеров. В 2022 году (в крайнем случае через год) ситуация, по прогнозам экспертов, все-таки стабилизируется. Повышенный спрос будет удовлетворен, да и официальные цены производителей дорастут до тех сумм, которые готовы платить покупатели.
Что здесь можно посоветовать тем, кто думает, покупать новый автомобиль сейчас или подождать. Вопрос, насколько он вам сейчас нужен. Если очень и есть деньги — ждать смысла нет, дешевле не будет. Если у вас уже есть автомобиль и он в целом устраивает — лучше не спешите. Рассматривайте его как актив — по крайней мере, он защищен от колебаний курса рубля, а если цены опять резко вырастут — это отразится и на стоимости подержанных автомобилей. То есть и вашего тоже.
Однозначно не стоит выбирать вариант «продать автомобиль и положить деньги под подушку». Тем более если потом вы вдруг решите на эти деньги купить другое транспортное средство. Если пользуетесь автомобилем — гораздо выгоднее сейчас его все-таки не продавать.
Топ-10 способов заработать на личном автомобиле
Согласно проекту, ТО будет проводиться со следующей периодичностью: легковые авто (до 3,5 тонн) – раз в два года (если новая машина – первая проверка только через четыре года), автомобили такси – раз в год, автобусы – раз в полгода, грузовики – раз в год, мототехника – раз в два года. Кто будет проводить ТО? А вот здесь – вопрос. Ожидается, что это дело отдадут частным сертифицированным СТО, дабы избежать коррупции, но не исключено, что за проверку возьмется и полиция. Для этого у нее есть, кстати, передвижные лаборатории технического контроля, которые появились в этом году.
Итак, самый важный посыл – под «запрет» попадут те автомобили, которые не пройдут проверку работы отдельных систем и компонентов на безопасность и воздействие на окружающую среду.
Что же именно будет проверяться? Скорее всего:
- система рулевого управления (состояние соединений, степень износа, наличие люфтов);
- тормоза (эффективность и равномерность действия);
- подвеска (наличие люфта в металлических и резиновых элементах);
- шины (подбор нагрузки, соответствие типу ТС, глубина протектора, износ);
- освещение (исправность, механические повреждения);
- стекла, кузов (состояние порогов и т.д.);
- ремни безопасности;
- допооснащение (знак аварийной остановки, огнетушитель);
- выхлопная система (техническое состояние, замер уровня шума, выброс вредных веществ).
То есть, не пройдут ТО те автомобили, у которых будут проблемы по вышеуказанным узлам (здесь хотим с акцентировать момент на выхлопе – автомобили, у которых вырезан катализатор (а таких в Украине много) не смогут пройти техосмотр!). Впрочем, характер неисправностей может быть разный, а потому, решение о допуске автомобиля на дороги будет приниматься, очевидно, исходя принадлежности ТС к уровню неисправности. Всего таких уровней, вероятно, будет три:
- незначительная неисправность, то есть не оказывающие значительного воздействия на безопасность или окружающую среду;
- значительная неисправность, то есть та, что может повлиять на безопасность дорожного движения и окружающую среду;
- опасная неисправность.
То есть, пройти ТО не смогут те авто, у которых был выявлен серьезный дефект (третьего уровня) хотя бы одного из вышеуказанных компонентов. При первом уровне водителю разрешат продолжить движение сразу, при втором – тоже разрешат, но при условии, что владелец устранить поломку и вернется через некоторое время для повторного ТО (в Польше это 14 дней).