Структура экспорта угля из России в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Структура экспорта угля из России в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Уголь остается вторым по значимости видом топлива в мире, при этом является номером один по количеству выделяемого углекислого газа в атмосферу. Его доля стремительно снижается с 2014 года ввиду предпринимаемых мер по снижению парниковых выбросов. Только в 2020 году потребление угля снизилось на 7%. Возобновляемые источники энергии все более плотно входят в нашу жизнь. Политика так называемого «ответственного инвестирования» (английская аббревиатура ESG) заставляет инвестиционные фонды и банки отказываться от инвестирования в проекты, связанные с добычей и переработкой твердых углеводородов. Например, в конце 2020 года ОАО «РЖД» разместило так называемые «зеленые» облигации на 25 млрд рублей, но не все инвесторы смогли их приобрести, так как их экологическая политика не позволяет инвестировать в бумаги компании, чей грузооборот сформирован по большей части транспортировкой угля (на 44%).

Эти институты будут поднимать стоимость заимствований для текущих производителей, что несомненно приведет к схлопыванию многих новых проектов по разведке и разработке новых месторождений.

Уголь помчится как ошпаленный

По состоянию на 2020 год, Россия занимает второе место в мире по запасам угля после США. По прогнозам, с учетом текущего объема добычи в размере 440 млн тонн в год, запасов хватит на 370 лет. Отрасль обеспечивает большое количество рабочих мест (150 тыс. человек, еще 500 тыс. человек заняты в смежных отраслях), приносит существенный объем экспортной выручки в страну (4%).

Позиции российских угольных компаний конкурентны по себестоимости, что позволяет проходить времена низких цен на рынке. Волатильность цен на уголь является основным риск-фактором этой индустрии. Угольная отрасль — первая в нашем ТЭК, которая прошла путь реформ от дотационной до полной адаптации к рыночным конкурентным условиям. Были проведены реструктуризация, обновление основных фондов, повышение производительности. В отрасли представлены в основном частные компании, которые осуществляют добычу и поставку угля на внутренний рынок для нужд энергетиков и металлургов и на рынки Европы, Азии, Ближнего Востока. Активно развиваются новые месторождения, строятся терминалы по перевалке угля. За последние 5 лет объем добычи вырос в 1,3 раза, было введено порядка 300 млн тонн новых добывающих мощностей. В отрасли оперируют 58 шахт и 133 разреза, половина которых введена в эксплуатацию после 2000 года. По прогрессивной технологии «шахта-лава» работают 42 шахты. Это очень высокий показатель.

Топ-5 производителей угля:

  1. АО «СУЭК» (абсолютный лидер с добычей в 105 млн тонн в год),
  2. АО «УК «Кузбассразрезуголь»,
  3. EVRAZ plc,
  4. АО ХК «СДС-Уголь»,
  5. Группа «Сибантрацит».

В России представлены как энергетический, так и коксующий уголь (для металлургов). По объемам добычи и экспорта энергетический уголь лидирует.

С учетом глобальных тенденций по переходу на более чистые виды топлива и новые правила по привлечению финансирования компании этого сектора ждет непростое будущее. Опять же, этот процесс не сиюминутен, есть время адаптироваться. Примером служит АО «СУЭК», который построил пылеветрозащитные экраны в порту Мурманска (являющегося основным портом перевалки экспортного угля). Помимо этого, компании отрасли ведут программы по разработке месторождений высококалорийного угля и обогащению угля, чтобы минимизировать выбросы пыли и углекислого газа во время транспортировки и сжигания угля; рекультивации земель, где закончилась добыча; модернизации энергетических активов для снижения выбросов углекислого газа. Посмотрим, насколько эти меры смогут изменить отношение к угольной отрасли со стороны сторонников декарбонизации.

В администрации президента предсказали сроки начала падения цен на уголь

Мощность угольного морского терминала «Порт Вера», который планируется построить на территории ЗАТО «Фокино» Приморского края в районе мыса Открытый и бухты Беззащитная, предполагает выход на объемы перевалки 20 млн тонн к 2022 году. Проект получил положительное заключение Главгосэкспертизы и находится в активной фазе строительства. Выйти на объемы перевалки до 1 млн тонн планируется уже в текущем году, а в следующем году – на объем 2,2 млн тонн.

Проект реализует ООО «Востокуголь», инвесторами также выступают «Ростех-Глобальные ресурсы» и ГК «Росинжиниринг». Объем инвестиций в проект составляет 40 млрд рублей.

Изначально терминал был задуман как небольшой проект без возможности экспортных поставок угля, но после захода в капитал компании госкорпорации «Ростех» значительно расширился и стал частью большого инфраструктурного проекта на Дальнем Востоке, предусматривающего разработку Сугодинско-Огоджин-ского угольного месторождения в Амурской области, строительство обогатительной фабрики, объектов электро- и теплогенерации, углехимии, в том числе производство экологически чистого газомоторного топлива.

Строительство терминала ведется в удалении от населенных пунктов. Проектом предусмотрен комплекс современных технологических решений, обеспечивающих экологическую безопасность: аспирационные установки очистки воздуха и пылеподавления, лафетные системы водяного пылеподавления в местах открытой перегрузки, системы генерации легкого водяного тумана, конвейеры закрытого типа, многоступенчатые установки раздельной очистки каждого типа стоков, ветрозащитные барьеры.

Строительство другого специализированного угольного терминала в северной части бухты Суходол ведет холдинг «СДС-Уголь». Объем инвестиций в проект составляет порядка 30 млрд рублей. На угольный терминал в Суходоле распространится действие режима свободного порта Владивосток (СПВ).

Проектная мощность терминала составляет 20 млн тонн. Строительство первой и второй очередей порта планируется завершить в 2021 году, что позволит обеспечить перевалку 12 млн тонн груза. Третья очередь, которая будет построена в 2022 году, увеличит объем перегрузки угля еще на 8 млн тонн. Как и в предыдущем случае, будущий комплекс по перевалке угля будет полностью отвечать требованиям экологического законодательства. Все береговые объекты складского назначения будут расположены за пределами прибрежной полосы и водоохранной зоны Японского моря.

К 2025 году, по оценке Минэнерго, у России есть возможность увеличить поставки угля в страны АТР как минимум вдвое, доля российского угля на этих рынках при этом вырастет с нынешних 9,3% до 20%. Такой прогноз основывается в первую очередь на постулате дальнейшего роста спроса на уголь в странах АТР: согласно оценкам, потребление в этом регионе до 2030 года будет расти на 100 млн тонн ежегодно.

Но с учетом роста объемов экспорта угля через морские порты Дальневосточного бассейна даже по завершении реализации проектов строительства новых терминалов дефицит портовых мощностей и подходных железнодорожных путей сохранится, считают эксперты. Вместе с тем, помимо дефицита, основными аргументами в пользу строительства современных угольных терминалов на Дальнем Востоке являются: их удобное географическое положение, достаточные глубины в акватории, использование закрытого способа перевалки и применение современных технологий обработки вагонов, грузов и судов.

«На фоне прогнозируемой нехватки пропускной способности железнодорожной инфраструктуры необходимо предпринимать меры по увеличению провозной способности железной дороги, – добавляет Ю.Тямушкин и напоминает, что в настоящее время проектный офис ОАО «РЖД» и Минфина России проводит изучение перспективной потребности в перевозке угля в направлении морских портов, выявлению узких мест и определению мер и способов их расширения.

Впрочем, эксперты все чаще обращают внимание на рост инвестиций Китая и ряда других стран АТР в возобновляемые источники энергии, что может означать начало снижения спроса на уголь. Так, аналитики «АКРА» отмечают, что Китай прекратил строительство электростанций, работающих на угле, не развивает это направление и Южная Корея, а Индия ориентируется на уголь не из России, а из Австралии и Индонезии. В связи с этим есть риск того, что любая страна АТР может достаточно резко сократить потребление угля буквально за 3-5 лет.

В этой ситуации важно, чтобы у угольщиков была возможность по переориентации экспортных потоков угля на другие страны, а у стивидоров – возможность по переориентации на другие грузы.

Юрий Тямушкин, генеральный директор ООО «УК ВТУ» – управляющей организации АО «ВТУ»

– Отдельная проблема при строительстве угольных терминалов на Дальнем Востоке связана с острым дефицитом кадров. АО «ВТУ» решает ее несколькими путями. Основной задачей в настоящее время является заполнение новых рабочих мест: к моменту ввода в эксплуатацию первой очереди терминала АО «ВТУ» необходимо привлечь и нанять 450 человек, 2/3 из которых – высококвалифицированные специалисты. Поиск ведем по всей России.

Для адаптации персонала выполняется социальная программа: построены и сданы в эксплуатацию 34 таунхауса в п.Ванино, начато строительство домов на 180 квартир для персонала, в дальнейшем будет обустроено общежитие на 250 человек. В перспективе рассматривается строительство третьей очереди служебного жилья.

Также сформирован школьный учебный класс для подготовки учащихся в техникумы и вузы, класс робототехники, созданы условия для переподготовки и обучения необходимым специальностям на базе Комсомольского-на-Амуре государственного университета.

АО «ВТУ» оказывает помощь Ванинской районной больнице в приобретении медицинского оборудования, планируется строительство физкультурно-оздоровительного центра с плавательным бассейном.

Для снижения ограничений транспортной доступности района совместно с другими инвесторами, реализующими проекты в Ванино-Совгаванском транспортном узле, прорабатывается вопрос об организации постоянного авиасообщения по маршруту Хабаровск – Советская Гавань (аэропорт Май-Гатка). Цель – создать благоприятную среду не только для обеспечения людей достойной работой на новых предприятиях, но и для их комфортной жизни в Ванино.

Морские поры №3 (2019)

Выделяют 10 лидеров по добыче угля в мире (по средним объемам за 2019 год):

  • Китай – 3 692 млн. тонн.
  • Индия – 745 млн. тонн.
  • США – 640 млн. тонн.
  • Индонезия – 585 млн. тонн.
  • Австралия – 500 млн. тонн.
  • Россия – 425 млн. тонн.
  • ЮАР – 264 млн. тонн.
  • Германия – 132 млн. тонн.
  • Казахстан – 117 млн. тонн.
  • Польша – 112 млн. тонн.

Основными крупными потребители угля являются азиатские страны: Китай, Индия, Япония, Южная Корея. В этих странах уголь продолжает оставаться одним из важнейших источников топлива для электрогенерации.

Уже более 30 лет Китай является лидером по добыче угля и, в то же время, его самым крупным потребителем и импортером. Китай закупает больше металлургического угля, чем энергетического. Связано это с ухудшением экологической обстановки в последние годы. Страна вынуждена постепенно снижать собственную добычу угля, но при этом увеличивает импорт для поддержания темпов роста своей экономики. Курс взят на развитие возобновляемых источников энергии: растёт количество атомных станций и гидроэлектростанций. Однако, потребности китайских металлургов в получении кокса остаются высокими.

В Индии значительная часть импорта приходится на энергетический уголь, потому что более половины энергии вырабатываются теплогенерирующими станциями. Однако, Индия также планирует постепенно переходить на «зелёную энергетику» и сокращать импорт угля.

Япония и Южная Корея из-за острой проблемы сохранения экологии не осуществляют собственную добычу, а импортируют в основном металлургический уголь и в меньшей степени энергетический для электростанций.

В целом на текущий момент перспективы энергетического угля можно охарактеризовать как крайне неоднозначные и очень туманные. Глобальным фактором, давящим на мировой спрос этого вида топлива, является тенденция, направленная на использование более экологически чистых источников топлива (в частности использование сжиженного природного газа) и создание альтернативных возобновляемых источников получения электроэнергии.

Перспективы металлургического угля практически полностью зависят от рынка стали. По сути, будучи основным топливом для производства стали, спрос на металлургический уголь находится в жесткой зависимости от спроса на сталь. Это значит, что цены на металлургический уголь и сталь также существенно коррелируют.

Чтобы увидеть данную корреляцию, инвесторам стоит обратить внимание на динамику цен фьючерсов на горячий прокат стали и фьючерсов на Австралийский коксующийся уголь.

Спрос на энергетический уголь в АТР в среднесрочной перспективе (до 2025 года) будет расти за счет увеличения энергопотребления в Китае и Индии, считает генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров.

— Спрос на коксующийся уголь также будет расти, как в Европе, так и в большей степени в Азии, на фоне увеличения спроса со стороны металлоемких отраслей, — убежден Михаил Бурмистров. — Поэтому инвестиции в угольный сектор актуальны, особенно в сегменте добычи коксующегося угля и антрацита, что подтверждается активной реализацией крупных проектов.

Однако, по его мнению, развитие угольного сектора в России в среднесрочной перспективе будет замедлено в первую очередь ограничениями транспортной инфраструктуры (из-за провозной способности Восточного полигона и мощности перевалочных комплексов).

Вместе с тем, продолжает Михаил Бурмистров, сокращение спроса на энергетический уголь в горизонте после 2030 года в связи с переходом к углеродной нейтральности может быть частично нивелировано увеличением доли обогащенного угля в экспорте и развитием мощностей обогатительных фабрик в России, а также приоритетным ростом объемов добычи коксующегося угля и антрацита, спрос на которые будет расти и в горизонте после 2030 года.

Экспорт Россией черных металлов в январе — июне 2021 года увеличился на 47,6% в стоимостном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил $11,97 млрд.

Экспорт черных металлов за январь — июнь 2021 года в натуральном выражении вырос на 1,2% — до 20,88 млн тонн, сообщает ФТС.

«В общем стоимостном объеме экспорта доля металлов и изделий из них в январе — июне 2021 года составила 10,7% (в январе — июне 2020 года — 10%). В товарной структуре экспорта в страны дальнего зарубежья доля этих товаров составила 10,1% (в январе — июне 2020 года — 9,2%), в страны СНГ — 14,6% (15,3%). По сравнению с январем — июнем 2020 года стоимостный объем экспорта товаров возрос на 37,2%, а физический — на 1,9%. Возросли физические объемы экспорта алюминия на 50,1%, проката плоского из железа и нелегированной стали — на 8,6%, чугуна — на 2%. При этом снизились поставки полуфабрикатов из железа и нелегированной стали на 6,1%, меди и медных сплавов — на 1,9%», — указывается в материалах ведомства.

В то же время доходы от экспорта российской меди и медных сплавов в январе — июне 2021 года выросли на 50,2%, составив $2,6 млрд, при этом в натуральном выражении показатель снизился на 1,9%, до 317,5 тыс. тонн. Экспорт никеля в январе — июне 2021 года составил 33,4 тыс. тонн, а в стоимостном выражении — $573,1 млн, что соответственно на 27,1% ниже и на 1,5% выше аналогичных показателей прошлого года.

Минэнерго России спрогнозировало увеличение экспорта угля в 2022 году

Объем экспорта российского алюминия в денежном выражении по итогам января — июня 2021 года увеличился по сравнению с показателем годом ранее на 63,2% и составил почти $2,88 млрд.

По данным ФТС, в натуральном выражении экспорт алюминия увеличился на 50,1% и почти достиг 1,62 млн тонн.

Крупнейшим производителем первичного алюминия в России является «Русал». В 2020 году компания произвела 3,755 млн тонн алюминия.

Мы считаем, что текущий энергетический кризис может замедлить восстановление экономик после пандемии и стать главной причиной разгона инфляции.

Вместе с тем мы не верим, что цены на большинство сырьевых товаров, которые из-за энергокризиса подскочили до многолетних максимумов, останутся на столь высоких уровнях надолго. В 2022 году ситуация должна нормализоваться, а цены — снизиться. Этому будет способствовать решение проблем в мировых цепочках поставок, а также достижение баланса спроса и предложения.

Текущие цены на энергоносители выглядят крайне неустойчивыми и завышенными. Мы ожидаем их снижения на длинном горизонте как минимум ввиду зеленой повестки. Хотя признаем, что в краткосрочной перспективе они могут подняться еще выше, если зима будет и вправду аномально холодной и дефицит сохранится.

Среди материалов долгосрочные перспективы роста есть только у тех, что находят применение в зеленых технологиях. Речь о меди, алюминии, никеле, литии.

Читайте остальные части обзора:

Риск №1: Стагфляция

Чем российской экономике грозит снижение в мире спроса на уголь и нефтепродукты, а также переориентация потребителей с трубопроводного газа на СПГ, — у DW. (11.07.2019)

Мировая тенденция отказа от углеводородов и перехода на возобновляемые источники энергии не находит особой поддержки в РФ. Почему Россия не торопится слезть с нефтяной иглы? (08.07.2019)

Ни один угольный разрез не обходится без роторного экскаватора. Многие из почти 20 тысяч человек, которые еще заняты в отрасли в ФРГ, будут вспоминать об этой машине, когда добыча бурого угля уйдет в прошлое. Но пока не решено, когда это произойдет. Для сравнения: в 1960 году в ФРГ в угледобывающей отрасли работали более полумиллиона человек. Каменный уголь в ФРГ из-под земли больше не добывают.

Роторный экскаватор, гусеницы которого видны на фото, работает в угольном разрезе Профен в Саксонии-Анхальт. Сейчас добыча бурого угля поддерживает все еще структурно слабую экономику в Восточной Германии, а в ГДР она была одной из базовых отраслей. Бурый уголь добывали, невзирая на экологию, и значительная его часть продавалась за границу за твердую валюту.

В промышленных масштабах бурый уголь стали добывать на востоке Германии еще в 19 веке. Сегодня в качестве компенсации за досрочное прекращение добычи угля федеральные земли и угледобывающие компании требуют от правительства в Берлине 70 миллиардов евро. Это соответствует сумме в 3,5 млн евро за одно рабочее место в угольной отрасли, которое будет потеряно.

Добыча угля уже много лет вызывает ожесточенные споры, как из-за загрязнения воздуха угольными электростанциями, так и из-за того, что для добычи угля открытым способом понижают уровень грунтовых вод. Акцией протеста, проведенной в январе 2019 года в Роммельскирхене на западе ФРГ, экологические активисты добиваются завершения угледобычи в Германии.

Широкую известность в ФРГ и за ее пределами в 2018 году получили массовые протесты против вырубки Хамбахского леса, за счет которого концерн RWE планировал расширить угольный разрез Хамбах. Протесты привели к тому, что суд в Кельне временно запретил вырубку деревьев до тех пор, пока не будет вынесено окончательное решение по жалобе экологической организации BUND.

Экспорт угля из России: 2001 – 2021

• Аравинд Н.

5 min

  • От редакции
  • Политика
  • Экономика
  • Регионы России
  • СНГ
  • В мире
  • Культура
  • Идеи и люди
  • Наука
  • Образование
  • Здоровье
  • Войны и Армии
  • Неделя в обзоре
  • Кино
  • Стиль жизни
  • Филантропия
  • Колонка обозревателя
  • ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
  • Общество
  • Я так вижу
  • ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ И ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАПРЕЩЕННЫЕ В РОССИИ
  • Антракт
  • Telegram-обзоры недели
  • МониториНГ
Страна Стоимость Прирост USD, % Масса, тонн Прирост Массы, %
Китай 572,21 млн. $ 30.54% 8 тонн 30.60%
Япония 350,58 млн. $ 6.68% 5 тонн 21.22%
Корея 316,64 млн. $ -20.86% 4 тонн -10.69%
Украина 227,76 млн. $ -% 3 тонн -%
Турция 225,92 млн. $ -3.67% 4 тонн 17.34%
Тайвань (Китай) 192,13 млн. $ 37.88% 3 тонн 44.96%
Польша 129,09 млн. $ -5.89% 2 тонн -2.92%
Бразилия 120,25 млн. $ 314.31% 1 тонн 198.28%
Нидерланды 117,68 млн. $ -23.10% 2 тонн -18.52%
Индия 109,45 млн. $ -14.89% 1 тонн -11.78%
  • 1 История
  • 2 Компании-экспортёры
  • 3 Импортёры
  • 4 Виды продукции
  • 5 Транспорт
  • 6 Показатели
    • 6.1 Доля России в мировом экспорте
    • 6.2 Доля экспорта в объёме добычи
    • 6.3 Объём экспорта
    • 6.4 Цены
  • 7 Прогнозы
  • 8 Галерея
  • 9 Ссылки
    • 9.1 Рунет
    • 9.2 Прочее
  • 10 Литература
  • 11 Примечания

Угольная отрасль России: перспективы и состояние дел

8239

33688

Фото 24301

13975

Фото 11331

Новые возможности для экспорта угля

10301

Россия уже входит в число мировых лидеров по добыче угля (см. график 2). При этом наше отставание от Китая, занимающего первую строчку в мировом угольном «рейтинге», колоссально. Однако все меняется, если посмотреть на роль нашей страны в мировом экспорте угля — здесь у нас уверенное третье место (см. график 3).

Таким образом, роль России в международной торговле углем несопоставимо выше, чем в мировой добыче. Ничего удивительного здесь нет — наша угольная отрасль стала экспортно ориентированной.

Красноречивы следующие цифры: если общий объем добычи угля в России в 2001–2017 годах вырос на 49%, то объем экспорта — на 337%, с 41,5 млн до 181,4 млн тонн в год (см. график 4). При этом внутреннее потребление за те же годы, несмотря на общий рост экономики страны, находилось в районе 220–230 млн тонн в год.

Уголь проиграл внутренний рынок газу: при стагнации в потреблении угля уровень газификации в России вырос с 40% в 1991 году до 68% в 2017-м.

А добыча угля стала критически зависеть от внешнеторговой конъюнктуры. Если в 2001 году на экспортные поставки приходилось лишь 15% добытого в России угля, то по итогам прошлого года этот показатель перевалил за 44%.

В географическом разрезе мировой рынок угля на протяжении последних лет все более смещался в сторону Азии. По оценке британской нефтегазовой компании ВР, мировое потребление угля за 1998–2016 годы выросло в 1,6 раза, с 2,29 млрд тонн нефтяного эквивалента (н. э.) до 3,73 млрд тонн н. э. При этом спрос на уголь в странах ЕС за то же время сократился на 28%, до 238 млн тонн н. э.; в Северной Америке имело место падение на 33%, до 387 млн тонн н. э. Напротив, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона за этот же период, по данным BP, произошел рост потребления угля в 2,6 раза, с 1,07 млрд до 2,75 млрд тонн н. э. В числе чемпионов роста по объемам оказались Китай (в 2,9 раза, до 1,89 млрд тонн н. э.), Индия (в 2,6 раза, до 412 млн тонн н. э.), Южная Корея (в 2,3 раза, до 82 млн тонн н. э.). В относительных показателях взрывные темпы роста потребления продемонстрировали развивающиеся страны Юго-Восточной Азии. Так, спрос на уголь во Вьетнаме за 1998–2016 годы вырос в 4,5 раза, на Филиппинах — в 5,5 раза.

Вероятно, стоит в перспективе ожидать сохранения экспортной ориентации российской угольной отрасли.

По прогнозу Института энергетических исследований (ИНЭИ) РАН, потребление угля в России снизится до 2025 года на 10–15% и далее будет стагнировать на этих отметках по меньшей мере до 2040 года.

Ранее замминистра энергетики России Анатолий Яновский согласился, что снижение спроса на уголь в стране продолжится: «Это, в общем-то, процесс закономерный и естественный… Выработка тепла или электроэнергии в черте городов на газе более экологичная и дешевая, нежели на мазуте или угле».

Пока что в России 57% потребления угля приходится на электроэнергетику.

На мировом же рынке угля ожидается рост спроса. По прогнозу ИНЭИ РАН, его потребление до 2040 года вырастет в мире на 12,5%. Причем если для стран Европы прогнозируется более чем двукратное падение спроса до 2040 года, для Китая — стагнация и постепенное падение спроса после 2025-го, то развивающиеся страны Азии (без Китая) к 2040 году должны увеличить потребление угля более чем на 32%.

В Международном энергетическом агентстве (IEA) также предполагают, что по меньшей мере до 2022 года мировой спрос на уголь будет расти в среднем на полпроцента в год. Основным драйвером спроса в ближайшую пятилетку IEA видит Индию — здесь ожидается прирост потребления угля в среднем на 3,3% в год.

«В мире более 40 процентов электроэнергии вырабатывается за счет использования угля, — говорит директор по стратегии СУЭК Владимир Тузов. — Уголь остается экономичным и надежным источником энергии, особенно для стран, где вопрос энергетической бедности еще не решен. Мы в целом ожидаем, что международный рынок угля на горизонте десяти-пятнадцати лет будет медленно расти, с темпом около одного процента. Так что устойчивый спрос для угледобычи в РФ сохранится. Нужно еще отметить, что затраты российских предприятий зачастую ниже, чем у конкурентов, поэтому, конечно, наращивание добычи и ориентация на экспорт будет для отечественного углепрома вполне обоснованной стратегией».

В настоящее время в странах Азии и Африки на стадии планирования и строительства находятся почти 600 угольных электростанций. Прирост установленных мощностей угольной генерации заявлен едва ли не во всех азиатских странах. Например, Китай до 2027 года должен ввести еще 139 ГВт угольной генерации, Индия — 65 ГВт, Вьетнам — свыше 14 ГВт.

«Сегодня в развивающихся странах до 50 процентов энергогенерации обеспечивается за счет угля. Это надежный фундамент для спроса на него. Среди всех развивающихся стран наиболее перспективным выглядит Азиатско-Тихоокеанский регион. Прогнозы по этому региону показывают, что там намечается новая волна экономического роста, ее формируют страны, стремящиеся догнать “азиатских тигров”. Однако у них слабая энергообеспеченность населения, поэтому они стремятся воплощать надежные и дешевые энергетические решения — в основном на угле», — рассказывает Владимир Тузов.

В результате, как полагают в СУЭК, азиатские рынки в ближайшее десятилетие будут демонстрировать уверенный рост спроса на уголь и его импорта.

Рост импорта угля до 2027 года может составить 65 млн тонн для Индии, 44 млн тонн — для Вьетнама, по 10–15 млн тонн в год будут больше завозить Малайзия, Таиланд, Филиппины.

С другой стороны, за счет переориентации с угля на иные источники энергии и протекционистских мер ожидается снижение угольного импорта в Китай (на 40 млн тонн к 2020 году и на 70 млн тонн к 2027-му).

Продолжение политики декарбонизации, низкие темпы экономического роста большинства стран и меры в области энергоэффективности в ближайшее десятилетие могут привести к снижению спроса на уголь в Европе и на Ближнем Востоке на 27 млн тонн.

Таким образом, перед российскими угольщиками стоит задача переориентировать экспортные потоки со стагнирующих и даже сокращающихся рынков на новые, наращивающие объемы ввоза.

Минэнерго: в 2021 году экспорт российского угля может превысить 220 млн тонн

Отметим, что на мировом рынке угля сложился явный избыток предложения. Избыточные производственные мощности на конец прошлого года оценивались в 55 млн тонн (примерно шесть процентов рынка). Причем даже такой показатель можно считать серьезным улучшением — еще в начале 2016 года избыточные производственные мощности по углю оценивались в мире на уровне 110–120 млн тонн. Ситуация была улучшена главным образом за счет закрытия ряда мощностей.

Избыток предложения приводил к снижению цен на уголь. Так, цены CIF ARA (стоимость угля в портах Северной Европы) упали с 85–90 долларов за тонну в начале 2013 года до 43–45 долларов в начале 2016-го (см. график 7). За последние полтора года цены на уголь существенно выросли, преодолев отметку 95 долларов. Но, как признают аналитики, рост цен в 2017 году отражает не столько ребалансировку рынка, сколько регуляторные действия китайских властей (введение ценового коридора на уголь с января 2017 года) и временные трудности (забастовки, стихийные бедствия).

Как полагают в отрасли, рынок может прийти к равновесию уже к 2020 году. А к 2025 году для обеспечения спроса потребуется ввод дополнительных мощностей, позволяющих добывать 55 млн тонн в год.

По оценке СУЭК, из числа лидеров экспорта в наибольшем выигрыше останутся Австралия и Россия, которые смогут нарастить объемы своего экспорта в ближайшее десятилетие на 31 млн и 30 млн тонн соответственно.

Напротив, конкурентоспособность индонезийского угля будет снижаться. С одной стороны, страна имеет большие планы расширения угольной генерации (на 35 ГВт к 2027 году), что потребует отвлечения порядка 140 млн тонн угля. С другой стороны, на мировом рынке все более возрастает спрос на высококачественные (более 5600 ккал/кг и выше) угли.

При этом в Индонезии происходит постепенное истощение наиболее калорийных резервов угля. Как ожидают аналитики, средняя калорийность добытого угля снизится с нынешних 4900–5000 ккал/кг до 4500 ккал/кг через десять лет. В стране сохраняется часть резервов с более высоким качеством, однако они расположены глубоко (коэффициент вскрыши более 15), при этом строительство шахт там затруднено из-за сложных горно-геологических условий (тонкие пласты, глубокие разломы и т. д.).

Доступные производственные мощности по высококалорийному углю ограничены преимущественно частью запасов в Австралии, Колумбии и России.

В настоящее время в мире существуют новые проекты с объемом добычи примерно 200 млн тонн в год, главным образом в Австралии. Исходя из кривой себестоимости по новым проектам, для обеспечения ввода новых мощностей на 55 млн тонн цена такого угля должна составлять не ниже 73 долларов за тонну.

Средняя себестоимость добычи угля в России в 2017 году составила чуть более 1780 рублей (менее 30 долларов) на тонну. Стоимость морского фрахта при доставке угля в китайский Циндао сейчас составляет в среднем 4,6 доллара на тонну для нашего Ванино и 9,6 доллара — для австралийского порта Ньюкасл. Однако для России, в отличие от Австралии, огромное значение имеет железнодорожная составляющая стоимости угля. Здесь сталкиваются интересы железнодорожников, занимающихся перевозками угля в том числе ниже себестоимости, и угольщиков, которым нужно добиться минимизации транспортных издержек на маршрутах от районов добычи к экспортным портам и расширения пропускной способности железных дорог в восточных регионах России (свыше 54% экспорта угля через порты приходится на Дальний Восток).

«Расширение пропускной способности железных дорог, снижение времени доставки угля в дальневосточные порты для всех добывающих компаний — крайне важные вопросы. СУЭК неизменно поддерживает инициативы РЖД в этой области, и это касается в том числе Восточного полигона. Мы содействовали проработке этой идеи и утверждению соответствующего проекта в правительстве», — говорит заместитель генерального директора, директор по логистике СУЭК Денис Илатовский.

Если это противоречие удастся разрешить, будущее российской угольной отрасли на ближайшее десятилетие можно считать относительно безоблачным.

Основными направлениями экспорта товаров группы 2701 «Уголь каменный; брикеты, окатыши и аналогичные виды твердого топлива, полученные из каменного угля» из Россия в 2020 году стали

  • Китай с долей 15,2% (1,89 млрд US$)
  • Южная Корея с долей 12,6% (1,57 млрд US$)
  • Япония с долей 12,1% (1,5 млрд US$)
  • Турция с долей 6,97% (863 млн US$)
  • Прочие страны Азии с долей 5,45% (675 млн US$)
  • Украина с долей 5,26% (651 млн US$)
  • Нидерланды с долей 4,63% (574 млн US$)
  • Польша с долей 4,61% (572 млн US$)
  • Германия с долей 4,32% (535 млн US$)
  • Индия с долей 4,3% (532 млн US$)
  • 86% (10,7 млрд USD): 270112 — Уголь битуминозный
  • 13,2% (1,63 млрд USD): 270111 — Антрацит
  • 0,042% (5,3 млн USD): 270119 — Уголь каменный прочий, включая пылевидный или непылевидный, но неагломерированный
  • 0% (1,1 тыс. USD): 270120 — Брикеты, окатыши и аналогичные виды твердого топлива, полученные из каменного угля

Импорт товаров группы 2701 «Уголь каменный; брикеты, окатыши и аналогичные виды твердого топлива, полученные из каменного угля» в Россия в 2020 году составил 319 млн долларов. Сокращение поставок товаров группы 2701 в Россия в стоимостном выражении составило 15,4% По сравнению 2019 годом: Импорт товаров группы 2701 «Уголь каменный; брикеты, окатыши и аналогичные виды твердого топлива, полученные из каменного угля» уменьшился на 58 млн долларов (в 2019 в Россия было завезено товаров группы 2701 на сумму 377 млн долларов).

Товары группы 2701 «Уголь каменный; брикеты, окатыши и аналогичные виды твердого топлива, полученные из каменного угля» составили в 2020 году 0,137% от общего импорт в Россия товаров (всего в 2020 году импорт в Россия составил 231 млрд долларов). По сравнению 2019 годом доля товаров группы 2701 в суммарном импорт в Россия уменьшилась на 0,014 п.п. (в 2019 она составляла 0,152 процентов, а совокупный импорт в Россия — 247 млрд долларов).

Товары группы 2701 составили в 2020 году 18,7% в импорт в Россия товаров группы «» (всего в 2020 году в Россия было импортировано товаров группы на 1,69 млрд долларов). По сравнению 2019 годом доля группы 2701 в импорт в Россия товаров сократилась на 0,526 п.п. (в 2019 она составляла 19,3%, а импорт в Россия товаров группы — 1,95 млрд долларов).

Основными импортёрами товаров группы 2701 «Уголь каменный; брикеты, окатыши и аналогичные виды твердого топлива, полученные из каменного угля» в Россия в 2020 году были

  • Казахстан с долей 66% (210 млн US$)
  • Украина с долей 32% (103 млн US$)
  • Колумбия с долей 1,5% (4,8 млн US$)
  • Германия — 102 тыс. US$
  • США — 39 тыс. US$
  • Финляндия — 14,4 тыс. US$
  • Великобритания — 4,84 тыс. US$
  • Турция — 2,5 тыс. US$
  • Китай — 2,21 тыс. US$
  • Беларусь — 577 US$

Мировой рынок угля. Энергетика 2021

Экспертное мнение на данный момент таково, что цены на уголь в ближайшее время будут расти. Причина этого кроется как в оживлении мировой экономики, так и в увеличении спроса на недорогую угольную генерацию в африканских, ближневосточных и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

За период с 2011 по 2016 годы, когда наблюдалось затяжное падение цен на мировом рынке, очень много фирм (в первую очередь в Соединенных Штатах Америки) стали банкротами. До прошлого года на угольном рынке предложение было выше спроса, но потом все изменилось.

Когда спрос начал превышать предложение, международный рынок продемонстрировал рост котировок. Средняя цена FOB (англ. free on board – схема, когда товар после доставки в порт загружают на судно покупателя, после чего расходы и риски ложатся на него) на уголь из России на спотовом рынке в восточном направлении выросла с $52 в мае 2016-го до $91 за тонну в августе 2017-го, в Балтийских портах начальная цена ($46) выросла до $80.

Рост экспорта стал одним из ключевых факторов увеличения добычи угля в России (уже с 2000-х гг.). Сегодня доля экспорта угля из России – более 50 % (и это в ситуации упадка внутреннего рынка).

С чем это связано? За несколько прошедших лет уголь из России начал привлекать все больше внимания благодаря его высоким потребительским характеристикам, надежным поставкам и, хотя многие отмечают удаленность точек угледобычи, удобным географическим положением портовой инфраструктуры в России (маршруты морской доставки угля в основные страны-импортеры в атлантическом и в восточном направлениях считаются короткими).

Компании-поставщики угля из России стремятся максимально использовать упомянутые прерогативы. По данным 2016-го года экспорт угля из России первый раз за все время был выше объема поставок на внутренний рынок.

Исходя из данных ФТС, объем экспорта в Украину в 2016-м году был равен 9,9 млн тонн, что на 10,2 % превышает прошлогодний показатель. Если говорить об общих объемах экспорта угля из России, то экспорт в Украину – это 6 %. В текущем году поставки туда осуществляются в том же объеме, что и в 2016-м. Поскольку отечественным компаниям важно сохранить украинский рынок сбыта.

Из-за того, что в прошедшие несколько лет уголь начал конкурировать с газом и заметен намечающийся переход на новые коксозамещающие технологии доменной плавки, можно говорить о снижении спроса на уголь (внутренний рынок).

Сохранности доли угольной генерации будет благоприятствовать повышение качества угля, снижение себестоимости добычи и доставки, применение технологий, которые снижают выбросы ТЭС до предельно допустимых концентраций. При этом доля угля в генерации – это не самоцель: на данный параметр влияет огромное число факторов и нюансов.

Так, газовая генерация в европейской части России более приоритетна, чем угольная. Это объясняется тем, что газ, в условиях, когда цены на него регулируются государством, оказывается более конкурентоспособной генерацией. Если же говорить о Сибирском регионе, то далеко не везде есть альтернативы углю, который часто является единственным источником электроэнергии и тепла.

На данный момент инвестировать в отрасль начали в больших масштабах (сейчас инвестиции составляют 73,6 миллиарда рублей), в 2017-м ожидается увеличение еще на 22 % (до 90 миллиардов рублей).

В России добыча угля открытым способом составляет 73 %. Он отличается большей производительностью, низкозатратностью, безопасностью и перспективностью (если говорить о перспективах развития отечественной угольной промышленности). Однако полностью ликвидировать подземный метод добычи угля не представляется возможным, потому что именно в этих условиях залегает большое число ценных и дефицитных марок коксующихся углей.

Открытая добыча, в свою очередь, наносит больший экологический ущерб из-за значительного перемещения горной породы на земной поверхности. Сократить ущерб возможно, если угольные компании будут неукоснительно исполнять работы по рекультивации нарушенных земель и включать новейшие технологии добычи угля с минимальным нарушением земель.

Министерство энергетики России разрабатывает схемы для снижения вреда для окружающей среды: ведомства и угольные компании могут исключить из категории отходов вскрышные и вмещающие породы, чтобы использовать их в таких производственных нуждах (этот вариант находится на стадии проработки), как:

  • закладка выработанного пространства;

  • рекультивация нарушенных земель;

  • засыпка провалов;

  • строительство автодорог;

  • производство строительных материалов.

По всему миру этот метод получил широкое распространение.

Минэнерго сегодня подчеркивает, что 20 шахт (из 58) в России имеют высокий риск возникновения аварий. Это зафиксировано в ходе комиссии по выявлению шахт, где добыча угля ведется в особо опасных горно-геологических условиях.

Чтобы максимально минимизировать риски, угольные компании сформировали специальные программы по каждой действующей шахте. Чтобы финансировать эти программы, нужно потратить 44,1 миллиарда рублей (с 2016 по 2020 гг.). Выполнение всех мероприятий приведет к тому, что в группе с высокими рисками возникновения аварий из 20 шахт останутся лишь четыре, а 16 оставшихся перейдут в группу со средней степенью рисков аварий.

Комиссия передала угольным компаниям и Ростехнадзору разработанные рекомендации, теперь Ростехнадзор будет отслеживать осуществление мероприятий каждой из спецпрограмм. Промежуточные итоги данной деятельности комиссия подведет по итогам работы шахт в 2017 году.

Читайте статью: Экспорт зерна из России

Фирмы из России заработали на экспорте угля за первый квартал 2017 года $3,1 миллиарда, это примерно вполовину больше, чем за это же время в 2016-м. За январь – март 2016-го прибыль от экспорта угля из России была больше $2 миллиардов.

Если говорить о физическом выражении, то экспорт угля из России за первый квартал составил порядка 1,7 миллиона тонн (всего на 5 % больше, чем за экспорт в первом квартале 2016-го).

В дальнее зарубежье за январь – март 2017-го из России было отправлено 39 миллионов тонн угля (на 2,9 миллиарда долларов), в СНГ – 2,69 миллиона тонн (на 249,5 миллиона долларов).

Контракты (на экспорт коксующегося угля) на январь – март 2017-го были подписаны по цене в $285 за тонну (рекорд!). Прогноз Morgan Stanley заключался в том, что стоимость угля на второй квартал 2017-го года упадет до $180 за тонну. Рост стоимости топлива спровоцировали циклон «Дебби», ливни и оползни в начале 2017 года в штате Квинсленд (Австралия): из-за этого значительно уменьшилась добыча угля в Австралии (а она – крупнейший экспортер). Были приостановлены поставки по одному из ключевых транспортных железнодорожных коридоров Квинсленда Goonyella.

Горно-металлургический холдинг «Мечел» по итогам 2016-го получил прибыль в размере более 7 миллиардов рублей. Выручка ГМК в 2016 году выросла на 9 % – до 276 миллиардов рублей. В 2015-м убытки ГМК равнялись 115 миллиардам рублей.

С 2011 года компания приносила только убытки, потому что ключевой продукцией ГМК были сталь и уголь, а мировые цены на них все увеличивались.

ГМК заключил соглашение о реструктуризации долга (по договору начало погашения основного долга было перенесено на 2020 год) с государственными банками-кредиторами: на них приходится 71 % долгового портфеля. Ставки по кредитам были пересмотрены и привязаны к ключевой ставке Центробанка.

Группа «Мечел» (основной собственник Игорь Зюзин и его родственники) – одна из самых крупных горно-металлургических компаний из России, где работает 67 тысяч человек.

Среди крупнейших производителей энергетического угля в России можно назвать еще «СУЭК» Андрея Мельниченко, «Кузбассразрезуголь» Искандера Махмудова и Андрея Бокарева, «СДС-Уголь» Михаила Федяева и Владимира Гринева, металлургического угля – «Евраз» Романа Абрамовича и партнеров.

Чтобы успешно осуществлять экспорт угля из России, нужно тщательно проанализировать информацию о рынке, которой у предприятия часто нет. Поэтому стоит обратиться к профессионалам. Информационно-аналитическая компания «VVS» является одной из тех, что стояли у истоков бизнеса по обработке и адаптации рыночной статистики, собираемой федеральными ведомствами. На нашем сайте вы можете приобрести отчет анализа экспортных поставок древесного угля за январь — сентябрь 2013 года, а можете заказать новый отчет за последний квартал.

  • Производство
  • Армия и Флот +1
  • Авиация
  • Судостроение и судоходство
  • Фотофакты
  • Транспорт и логистика
  • Экспорт
  • Новые и модернизированные предприятия агропрома
  • Новые заводы и цеха
  • Энергетика и ТЭК
  • все блоги


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.